Сообщение новые люди в романе что делать. «Новые люди!» в романе Н

«Новые люди» в романе Николая Чернышевского «Что делать?»
Роман Чернышевского «Что делать?» является художественным произведением, представляет собой «умственный эксперимент» автора, который стремится понять возможное развитие тех ситуаций, коллизий, типов личностей и принципов их поведения, уже сложившиеся в современном жизни.
Задачу своего произведения Чернышевский видит в том, чтобы показать, как положительные идеалы, далекие от действительности мечтаний, постепенно переходят в сферу реальной, практической деятельности, доступной простым людям, у же людям нового типа. Ведь и сам роман не просто называется «Что делать?», а имеет специальный подзаголовок: «Рассказы о новых людях».
Новые люди становятся, по мнению Чернышевского, явлением повседневной жизни. Теперь идеалы переходят со сферы мечтаний в сферу практической жизни, причем жизни, доступного обычным людям. Поэтому и сам автор строит сюжет романа на примере жизни обычного женщины.
Новые люди существенно отличаются от нигилиста Базарова. Главный герой «Отцов и детей» своей главной задачей считал «место расчистить». Чернышевский на фоне полемики, развивающегося вокруг романа Тургенева, ставит качественно новую задачу: показать, что новые люди строят, а не только разрушают, т.е. показать не разрушающуя, а созидательную роль новых людей.
Существенно новой является и теория разумного эгоизма, или теория расчета вигод, провозглашаемая и воплощаемая в жизнь новыми людьми.
Чернышевский не ставит под сомнение разумность человека, говоря, что человек может полностью разумно рассчитать свой эгоистический путь к счастью. Расчет своей выгоды, по мнению автора романа, предусматривает и определенное уважительное отношение к другим людям: «Чтобы люди могли наслаждаться счастьем любви, они должны быть в окружении таких же счастливых людей». Таким образом, теория разумного эгоизма проявляется теорией революционного альтруизма.
Примером разумного эгоизма могут служить рассуждения Лопухова, который предусмотрел необходимым для себя «уйти со сцены», увидев, что Вера Павловна и Кирсанов любят друг друга: «Мне неприятно терять друга; и потом — мне пора переходить на нелегальное положение».
Действия Лопухова показывают, что моральный уровень новых людей очень высок. И сама Вера Павловна успокаивается лишь тогда, когда Лопухов становится в полной мере счастливым.
Создавая в своем произведении образы «обычных новых людей», Чернышевский показывает, что свобода личности не означают снижение моральных требований к себе и окружающим людям, а наоборот, дают возможность человеку раскрыть наиболее полно и ярко свой умственный и творческий потенциал.

«Что делать?» — «из рассказов о новых людях» — такое определение этого произведения дает подзаголовок романа. Чернышевский не был новатором в изображении «новых людей», он явился продолжателем традиции, но он рисует собственный идеал устройства гармонического общества.

Роман по своему содержанию является утопическим: автор верил в победу идеального, оптимист по натуре, он был убежден, что в конце концов человечество придет к большому всеобщему счастью, к прекрасной жизни. Пока еще в мире царит торжество устоев старого мира, но вера в то, что «новые люди» повернут реку жизни в нужное русло и коренным образом изменят ее, наполняет это произведение верой в светлое будущее.

«Новых людей» отличает не насильственное изменение своих взглядов, для строительства будущей жизни от них требуется лишь стремление к счастью. Они противопоставляются старому миру тем, что для них «главный элемент реальности» — труд. Они сами устраивают свою жизнь, подчиняя себе обстоятельства. Главный жизненный принцип, которым они руководствуются, — «теория расчета выгод».

Чернышевский с иронией описывает людей старого мира, их невежество, лживость и лицемерие. Представителями старого мира в романе являются люди дворянского сословия: Сторешников, «действительная статская советница» Анна Петровна, приятели Сторешникова — Жан и Серж, Жюли, содержанка Сержа. В образе жизни этих героев показаны все пороки старого мира, давно отжившего свое. В удушающей атмосфере этого общества они не могли быть иными, все хорошее, что было в человеке, изначально загублено укладом старого мира.

Серж — «от природы человек и не глупый, и очень хороший», но среда сгубила все его лучшие качества, заставив приспособиться под себя. Ярким примером такого подчинения среде может служить и мать Веры Павловны — Марья Алексеевна, сама признающаяся в своих пороках: «стали жить хорошо, все потому, что стала я нечестная и злая». Она осознает неправильность своих поступков и образа жизни, но не в силах что-либо изменить: «где с таким народом хорошие-то порядки завести! Так станем жить по старым». И здесь же Марья Алексеевна провозглашает «золотое правило»: «старый порядок тот, чтобы обирать да обманывать».

Все представители старого мира неукоснительно следуют этому правилу, руководствуясь в своих поступках лишь низменным утолением потребностей за счет окружающих. Примером такого поведения может служить неудачное сватовство Сторешникова к Вере Павловне, побуждаемого к подобному шагу не чувствами, а «раздраженным самолюбием и сладострастием».

Противоположные позиции занимают по отношению к ним представители «нового мира», строители будущей жизни. Автор изображает идеал социалистического общества и ищет пути, по которым люди могут прийти к этому идеалу. Он находит способ разрешения противоречия между общим и личным, что мешает началу новой жизни. Чернышевский «своими руками» и верой в счастье лепит образ «нового» человека.

Все люди — эгоисты, но следуя принципам «не делай другим того, что не желаешь себе» и «возлюби ближнего своего, как самого себя», можно жить, извлекая выгоду для себя и делая добро окружающим. «Личная польза новых людей совпадает с общею пользой», это и является решением противоречия, возникающего на пути к светлому будущему. «Новыми людьми» в романе руководит «теория расчета выгод». Лопухов и Вера Павловна строят свою семейную жизнь, следуя теории «разумного эгоизма», принципам равенства и взаимоуважения, они закладывают те основы, на которых будет создаваться будущая жизнь.

В семейной жизни с Верой Павловной Лопухов не изменяет этим принципам и, понимая несостоятельность своего брака, уходит со сцены. Он осознает, что их брак не может существовать, основываясь на насилии и подчинении, без равноправия и свободы он становится бессмысленным. Герою «самому жить хочется, любить хочется», и он находит решение семейной драмы во благо себе, Вере Павловне и Кирсанову.

«Новые люди» — Вера Павловна, Лопухов, Кирсанов, Катя Полозова — изображены в романе как обычные люди, желающие для себя счастья. По-иному представлен «особенный человек» Рахметов, приносящий в жертву идеалу все свои желания и потребности и ведущий «самый суровый образ жизни». Рахметов, человек дворянского происхождения, идет вразрез с нормами морали и убеждений своей среды не в силу обстоятельств, а в силу убеждений. Этот альтруист отказывается от личной жизни и всевозможных благ, жертвуя свое состояние на нужды других.

В Рахметове заложен большой потенциал «новых людей», он обладает такими качествами, которые должны развиться и у остальных представителей нового мира. Он мотивирует свой образ жизни одной из своих фраз, которая характеризует человека, стремящегося ко всеобщему счастью и благосостоянию: «Мы требуем для людей полного наслаждения жизнью, мы должны своей жизнью свидетельствовать, что мы требуем этого не для удовлетворения своим личным страстям, не для себя лично, а для человека вообще...».

Также в романе достаточно широко развита идея женской эмансипации. Чернышевский пересматривает положение женщины в обществе: в новом мире должно быть полное равноправие. Женщина приобретает свободу в любви, браке, всячески укрепляет свои позиции в жизни. Жизнь женщины изображается совершенно противоположной тому положению, которое она занимала прежде.

Вера Павловна организует швейную мастерскую, женщины начинают трудиться, вести определенную общественную жизнь. Новая жизнь помогает молодым девушкам вырваться из замкнутого круга старого уклада: швейная мастерская Веры Павловны дает приют девушкам из публичных домов, Настя Крюкова выкупается из кабалы и поступает на работу. Мастерская — это не только способ решения нравственной проблемы, но и проблемы значимости одного человека в обществе и материального благосостояния каждого.

Идеал социальной жизни, который Чернышевский пытается отразить в своем романе, находит образное выражение в четвертом сне Веры Павловны, где воплощены утопические мечты об обществе будущего.

«Труд без знания бесплоден, наше счастье невозможно без счастья других. Просвятимся — и обогатимся; будем счастливы — и будем братья и сестры, — это дело пойдет, — поживем, доживем...». Эта «бойкая и смелая» песенка зовет за собой всех строителей всеобщей счастливой жизни, увлекая чем-то далеким и неизведанным русский народ, вечных мучеников, желающих счастья и надеющихся на то, что когда-нибудь оно все же согреет своим теплом их грешные души. Но когда наступит это «когда-нибудь», не знает никто.

Добрые и сильные, честные и
умеющие, недавно вы начали возникать
между нами, но вас уже
немало и быстро становится все
больше.
Н. Г. Чернышевский

«Новые люди», о которых писал в своем романе Чернышевский, являлись представителями новой фазы развития общества того времени. Мир этих людей формировался в борьбе со старым режимом, изжившим себя, но продолжавшим господствовать.

Герои романа почти на каждом шагу сталкивались с трудностями и невзгодами старого порядка и преодолевали их. «Новые люди» в произведении - разночинцы. Они были решительны, имели цель в жизни, знали, что им следует делать, были объединены общими идеями и стремлениями. «Главное их стремление - чтобы народ был свободен, счастлив, жил в довольстве». «Новые люди» верили в свой народ, видели его решительным, могучим, способным на борьбу. Но чтобы он добился своей цели, надо научить его, вдохновить и сплотить.

В разночинцах, которые являются героями романа Чернышевского, развито чувство собственного достоинства, гордость, способность постоять за себя. Автор пишет: «Каждый из них - человек отважный, не колеблющийся, не уступающий, умеющий взяться за дело, и если возьмется, то уже крепко хватающийся за него, так что оно не выскользнет из рук. Это одна сторона их свойств; с другой стороны, каждый из них человек безукоризненной честности, такой, что даже не приходит в голову вопрос, можно ли положиться на этого человека во всем, безусловно? Это ясно, как то, что он дышит грудью; пока дышит эта грудь, она горяча и неизменна, смело кладите на нее свою голову...» Чернышевский смог показать их общие, типичные черты, но и особенности каждого из них.

Лопухов и Кирсанов всегда надеялись только на себя, вместе трудились во имя высокой цели - развивать и совершенствовать науку, бескорыстные, помогают тем, кому нужна помощь, кто достоин ее. Они не искали выгоды в лечении больных. Но Дмитрий Сергеевич - более спокойный, Александр Матвеевич эмоциональная и артистическая натура.

Вере Павловне трудно жилось в собственном доме из-за постоянных притеснений и попреков матери, но она не сломилась под гнетом, не сдалась на милость старым порядкам. Эта героиня была сильной по натуре, с раннего возраста имела собственные взгляды на жизнь, ей всегда хотелось свободы и жизни безо лжи. Не в ее привычке было кривить душой перед людьми и, главное перед самим собой. Она не могла строить свое счастье на несчастье других, не терпела, когда с ней обращались, как с вещью. Вера Павловна пыталась понять разумное устройство общества, поэтому создала швейную мастерскую со справедливыми порядками и условиями. Деньги ее не интересуют, ей хочется увидеть сам процесс. Делая хорошо для себя, делает хорошо и для других. Вера Павловна, создавая мастерскую, задается целью воспитать «новых людей». Она считает, что хороших людей много, но им надо помочь, а они окажут помощь другим, «новых людей» станет больше. Вера Павловна - иной характер, чем Катерина Полозова.

Рахметов особенный человек, из всех остальных он самый деятельный. Понимает, что борьба за новый мир будет не на жизнь, а на смерть. Всевозможными средствами готовит себя к ней. Этот герой - «соль соли земли, двигатель двигателей». Он отрекся от своих личных интересов ради одной цели. Обладает огромной энергией, выдержкой, ясностью мыслей и поведения. Как пишет Чернышевский: «Рахметов - натура кипучая, он был мастер вести дело, был великий психолог».

«И Лопухов, и Кирсанов, и Вера Павловна, и Полозова, и Рахметов - люди сильных страстей, больших переживаний, богатого темперамента. Но в то же время они могут управлять своими чувствами, подчинять их поведение великим задачам общего дела». «Новые люди» - люди высоких идеалов. деятельность для них являлась осуществлением этих идеалов. Все «новые люди» жили по теории разумного эгоизма. Совершая поступки для себя и во имя себя, они также приносят пользу окружающим. По мнению Чернышевского, «новые люди» во всех ситуациях ведут себя одинаково: остаются людьми при любых обстоятельствах. «Новые люди» - не двуличны. Герои романа Чернышевского уважают любимого человека, делают все, чтобы ему жилось лучше, и относятся на равных друг к другу. Вот почему любовь у них чиста и благородна.


Новые люди

Роман «Что делать?» был написан Н. Г. Чернышевским в 1862-1863-х годах в стенах Петропавловской крепости. В нем он представил целый ряд «новых» личностей, которые могли прийти на смену привычному обществу и стать социальным ядром того времени. Социально-политическая подоплека романа не сразу была замечена цензорами, поэтому его работа легко прошла в печать. Основной линией сюжета считалась тема любви. Уже через год текст распространился по всей стране. Однако, со временем, стало понятно, что автор хотел ознакомить читателей с «новыми людьми» своего романа. Мир этих людей формировался в борьбе со старым режимом, который давно изжил себя, но продолжал господствовать.

Так, например, мать главной героини - Марья Алексеевна интересуется исключительно вопросами выгоды и наживы. Эта ростовщица мечтает выдать свою дочь за богатого господина и велит ей быть обходительной с сыном хозяина. Вера Павловна - полная противоположность своей матери. Это разумная, здравомыслящая и зрелая духом девушка, которая прекрасно понимает, чего добивается этот богатый ловелас. Со временем пребывание в родном доме для Веры становится совсем невыносимым и ей берется помогать юный студент медицинской академии - Дмитрий Лопухов . Он хоть и сын помещика, но свой путь всегда прокладывал сам. Так, постепенно, вокруг Веры Павловны и Лопухова формируется новый круг людей.

Эти люди молоды, энергичны, интересны, полны сил и новых идей. Они часто бывают в доме Лопуховых, заключивших фиктивный брак ради спасения Веры. Это и интеллигентный Кирсанов , и отчаянный Рахметов , и другие молодые студенты петербуржских и заграничных учебных заведений. Решившись открыть швейную мастерскую, Вера Павловна приглашает туда на работу девушек, оказавшихся в таком же затруднительном положении, в котором когда-то была и она. Эти девушки работают теперь не по найму, а на равных правах с Верой Павловной. Они вместе не только работают, но и отдыхают в свободное время, устраивая пикники, чаепития и светские беседы. Всех разночинцев, задействованных в романе, объединяет обостренное чувство долга и достоинства.

«Новые люли» Чернышевского полны надежд на светлое будущее. Для них на первом месте честность и порядочность. Они точно знают, что на несчастье другого личного счастья не построить. Не последнее место в романе занимает самоанализ и психология поведения каждой отдельно взятой личности. Самый большой резонанс в обществе был вызван главой «Особенный человек» про неординарного студента Рахметова, в котором автор видел идеального революционера. Пожалуй, это самый деятельный человек из всех «новых людей». Он борется за «новый мир» не на жизнь, а на смерть и ради этого готов прибегнуть к всевозможным средствам. Этот молодой человек закалял в себе силу характера через физический труд и материальные лишения. Именно таким виделся автору «новый человек», способный внести коренные изменения в общество и развить его.

"...Я хотел живописать обыкновенных

Порядочных людей нового поколения".
Чернышевский Н. Г.

После отмены крепостного права в 1861 г. в русском обществе стали появляться люди невиданной ранее формации. Это были дети чиновников, священников, мелких дворян и промышленников, которые приезжали в Москву и Петербург и другие крупные города из различных уголков России, чтобы получить образование. Они охотно впитывали в университетских городах не только знания, но и культуру, привнося, в свою очередь, в жизнь демократические традиции своих небольших провинциальных городков и явную неудовлетворенность старыми дворянскими порядками,

Им суждено было начать новую эпоху развития русского общества. Это явление нашло свое отражение и в русской литературе 60-х гг. XIX столетия, как раз в это пора Тургенев и Чернышевский написали романы о "новых людях". Героями этих произведений были революционеры-разночинцы, которые главной поставленной задачей своей жизни считали борьбу за счастливую жизнь всех людей в будущем. В подзаголовке романа "Что делать?" Н. Г. Чернышевского мы читаем: "Из рассказов о новых людях".

Чернышевский "знает не только то, как думают и рассуждают новые люди, но и то, как они чувствуют, как любят и уважают товарищ друга, как устраивают свою семейную и повседневную жизнь и как горячо стремятся к тому времени и к тому порядку вещей, при которых можно было бы любить всех людей и доверчиво протягивать руку каждому".

Главные герои романа - Лопухов, Кирсанов и Вера Павловна - являются представителями людей нового типа Они, казалось бы, не делают ничего такого, что превышало бы обыкновенные человеческие возможности. Это обыкновенные люди, и такими людьми признает их сам автор; данное обстоятельство чрезвычайно важно, оно придает всему роману особенно глубокое роль.

Выдвигая в качестве первостепенных героев Лопухова, Кирсанова и Веру Павловну, автор тем самым показывает читателям: вот такими могут быть обыкновенные люди, такими они и должны быть, если, конечно, хотят, чтобы их жизнь была полна счастья и наслаждения. Желая аргументировать читателям, что они реально обыкновенные люди, автор выводит на сцену титаническую фигуру Рахметова, которого он сам признает необыкновенным и называет-"особенным". Рахметов в действии романа не участвует, ведь такие люди, как он, только тогда и там бывают в своей сфере и на своем месте, когда и где они могут быть историческими деятелями. Их не удовлетворяют ни наука, ни семейное счастье.

Они любят всех людей, страдают от каждой совершающейся несправедливости, переживают в собственной душе великое беда миллионов и отдают на исцеление этого горя все, что могут отдать. Попытку Чернышевского представить читателям особенного человека можно назвать совершенно удачной. До него брался за это дело Тургенев, но, к сожалению, совершенно безуспешно.

Герои романа - люди, вышедшие из разных слоев общества, в основном студенты, которые занимаются естественными науками и "рано привыкли пробивать себе дорогу своей грудью".

В романе Чернышевского перед нами предстает целая группа единомышленников. Основой их деятельности является пропаганда Студенческий кружок Кирсанова - один из самых действенных. Здесь воспитываются молодые революционеры, тут формируется личность "особенного человека", революционера-профессионала. Чтобы стать особенным человеком, надобно, в первую очередь, обладать огромную силу воли, чтобы ради своего дела отказаться от всяких наслаждений и заглушать в себе все малейшие желания.

Работа во имя революции становится единственным, всецело поглощающим делом.

В становлении убеждений Рахметова решающее роль имел разговор с Кирсановым, во пора которого "он посылает проклятие тому, что должно умереть и т. д.". После него началось перерождение Рахметова в "особенного человека". О силе воздействия этого кружка на молодежь говорит уже то, что у "новых людей" есть последователи (стипендиаты Рахметова).

Чернышевский дал в своем романе и образ "новой женщины". Вера Павловна, которую Лопухов "вывел" из "подвала мещанской жизни", - всесторонне развитый человек, она стремится к совершенству: решает стать врачом, чтобы приносить ещё большую пользу людям. Вырвавшись из родительского дома, Вера Павловна освобождает и других женщин. Она создает мастерскую, где помогает бедным девушкам найти свое место в жизни.

Вся дело Лопухова, Кирсанова, Веры Павловны одухотворена верой в наступление светлого будущего. Они уже не одиноки, хотя ещё узок круг их единомышленников. Но как раз такие люди, как Кирсанов, Лопухов, Вера Павловна и другие, были необходимы в то пора России. Их образы послужили примером для формирования мировоззрения революционного поколения. Автор осознавал, что описанные в его романе люди - это его мечта. Но мечта эта в то же пора оказалась и пророчеством. "Пройдут года, - говорит автор романа о типе нового человека, - и он возродится в более многочисленных людях".

Лучше всего о "новых людях" и о их роли в жизни других людей написал в своем романе сам Чернышевский: "Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли".

Без таких людей невозможна жизнь, ведь она должна постоянно меняться, преображаться из года в год. В наши дни тоже есть место новым людям, которые вносят коренные перемены в жизнь. И в этом отношении роман Чернышевского "Что делать?" ценен и актуален для современного читателя. Он помогает начать подъем в душе человека, стремление к борьбе за общественное благо. Тема романа будет постоянно современна и необходима для развития общества.