Жорж санд консуэло главные герои. История зарубежной литературы XIX - начале XX вв

В 40-х годах писательница создала свои лучшие произведения - дилогию "Консуэло" (1842-1843), "Графиня Рудольштадте" (1843-1844). Они писались в то время, когда Жорж Санд перестала противопоставлять людей мысли и людей действия, сказала величие непонятных страданий. Но вместо этого он углубил психологизм в своих романах, закрепила общественно-политические взгляды. Две части связаны между собой не только фабулой - историей любви Консуэло и графа Альберта, но и динамичным действием, изменениями среды и обстоятельств, мужественным духом приключений. Все события развернулись в Германии в середине XVIII в. В центре двух частей возникла простолюдинка Консуэло с высокими моральными качествами, мужественная, сильная и независимая женщина.

Очень популярным был и остается роман "Консуэло". Основная цель писательницы - показ социального лица искусства, в данном случае музыки. Поэтому не случайно героиней романа стала певица, актриса Консуэло. Это новый тип женщины в творчестве Жорж Санд, что проявилось в его отношении к браку и труда. Классическая триада "церковь, кухня, дети" никоим образом ее не касалось, она не собиралась становиться хранительницей домашнего очага и таким образом реализовывать свой естественный женский потенциал. Консуэло реализовала себя вне тесными пределами классической триады и достигла высокой цели в своем искусстве: служить народу, возбуждать в них высокие чувства. "Все ее существо было до крайности Возбуждено; ей казалось, что вот-вот что-то порвется в ней, как чересчур туго Натянутая струна. И это лихорадочное возбуждение вносили ее в волшебный мир: она играла точно во сне и всматривалась же, что находит в себе силы действовать наяву ".

Тема романа - искусство и художник, их место в обществе. Консуэло - талантливый самородок, представительница народа, которая вобрала в себя богатство народной музыки. "Консуэло запела просто, непринужденно, и под высокими церковными сводами раздался такой чистый, прекрасный голос, какой не звучали еще в ЭТИХ стенах". ИИ образ символический: она - "живое воплощение музыки".

Молодая девушка наделена большим даром пения. Верность искусству она сохранила, проходя испытания и долгие скитания Италией, Германией, Чехией. Героиня самоотверженная в своем служении искусству, ее привлекали ни слава, ни деньги, ни драгоценности, ни аплодисменты публики. "А пока вы сделали большую ошибку, Отказавшись от драгоценностей и титула. Ну, ничего! У вас есть на это причины, в которые я НЕ вхожу, но думаю, что такая уравновешенная лицо, как вы, быть не может поступить легкомысленно".

Прокладывая путь испытаний и трудностей, преодолевая многочисленные соблазны: отказ стать фавориткой графа Дзустиньяни, Годица, короля Фридриха II, женой богатого и знатного графа Рудольштадт, Консуэло получила свободу, независимость, отдала свое искусство народа. Она жертвовала ради искусства и своей первой любовью к Андзолетто.

С музыкой связано большинство героев романа, но носителями подлинного искусства стали Консуэло, Гайдн, граф Альберт фон Рудольштадт. Девушка вместе с молодым Гайдном пела крестьянам и ремесленникам во время поездок, и чувствовала она при этом лучше, чем тогда, когда выступала перед изысканной публикой.

Так, в романе "Консуэло" женщина появилась в неожиданном и новом для мировой литературы ракурсе: человека, сознательной собственного призвания. Центральным образом Жорж Санд показала, что женщина должна быть в обществе во всем равная с мужчиной, должна заниматься общественно полезной деятельностью, и только тогда она будет духовно богатой.

Свой замысел писательница продолжила развивать в романе «Графиня Рудольштадт». Тогда как в первом томе Консуэло предстала перед нами как творческая личность, гениальная певица, во втором томе мы почти не слышим ее пения. И это обусловлено не только изменением атмосферы произведения (в такой атмосфере музыка затихает), но и нарастанием внутренней драмы героини.

Во второй части дилогии автор расширил границы воспроизведения событий: главная героиня попала с мира театральных и аристократических интриг в стихию тайн и мистических легенд. Уже в первых главах романа выведены загадочные персонажи - известные маги-авантюристы XVIII в. Калиостро и Сен-Жермен, призрак королевского замка. Консуэло все время находилась под чьим наблюдением: то при дворе прусского короля, то в замке Шпандау, то в "райском" дома среди владений анонимного герцога, где за ней наблюдали глаз невидимым.

Во второй части книги главная героиня сама поступила в могущественного ордена Невидимых, который графиня Ванда (мать графа Альберта) поривнюевала с семьей. Поэтому центральная тема романа - место женщины в семье, преимущество родства над социальными. Невидимые - это тайное братство, наполовину политического, наполовину религиозного характера, которое свои обряды и установки заимствовало в обществе масонов.

В эпилоге романа перед читателями предстала зрелая Консуэло, которая потеряла после болезни свой странный голос, осталась без друзей и положения в обществе, пережила распад ордена Невидимых. Вместе со своим любимым Альбертом и детьми, рожденными от него, она вернулась к бродячей жизни цыган. В финале писательницы раскрыла мужественный тип женщины: сильную духом мать семейства - уже совсем не гений.

В эпилоге дважды упомянуты "могучие плечи", на которые она героиня посадила в дороге детей. Эта символическая деталь подвела к выводу, что эмансипация, которую настойчиво отстаивала Жорж Санд, в итоге превратилась в "право" женщины носить больше ноши и проблем на своих плечах, чем человек.

Писательницу-феминистку всегда интересовал вопрос, как влияет общество на душу человека. Она пришла к выводу, что общая действительность лишена высоких духовных идеалов, поэтому это вызывает существование насилия, эксплуатации, лицемерия, обесценивание культуры. Поэтому считала своим долгом как учителя и пророка показать путь к восстановлению утраченных ценностей.

Исправление общества, по мнению автора, должно было начаться с каждой отдельной личности в борьбе за пробуждение высоких человеческих чувств. Именно поэтому главные героини романов возникали в постоянной схватке с противоестественными обстоятельствами, которые мешали по-настоящему свободно жить, мыслить, любить. Писательница лелеяла надежду, что со временем придет время окончательной победы над миром социального абсурда.

Конечно, в творчестве Жорж Санд можно выделить еще немало ярких и самобытных женских образов. Она с большим мастерством раскрыла внутренний мир своих героинь, описала и проанализировала их поступки, пыталась обосновать причины трагической судьбы женщин. Поэтому критики часто называли писательницу "психологом женской души". Выдающаяся деятельница литературы считала, что больше женское счастье - не в абсурдном, общественной, эмансипированной, а в семье, в любви к близким, дорогим сердцу людей.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы истоки феминистской теории Жорж Санд?

2. Почему Аврора Дюпен выбрала себе мужской псевдоним?

3. Какой новый жанр во французской литературе XIX в. разработала писательница. Его сущность.

4. Почему Жорж Санд называла себя "Спартаком среди рабынь"? Как это отразилось в ее творчестве?

5. Раскройте образ сильной и независимой женщины на примере романов писательницы.

Можно сказать, что это любовный роман. Но героиня его весьма необычна для произведения данного жанра. Она сдержанна в переживании чувств, рассудочна, в своих поступках руководствуется чувством долга и велениями разума, а не страстными порывами. Такой тип героини не характерен для любовного романа. Необычность героини придает истории достоверность и глубину.

Любовные истории Жорж Санд всегда шире собственно любви. Она показывает жизнь человека, мир, в котором он живет, социальные, политические, религиозные проблемы этого мира. И «Консуэло» не является исключением. Мы читаем о приключениях юной Консуэло, а перед нашими глазами проходит жизнь итальянского, чешского, австрийского общества середины 18-го века. И жизнь эта полна точных деталей и в целом исторически достоверна.

В середине 18-го века в Италии и Европе королевой искусств была оперная музыка. Знание произведений известных композиторов и умение музицировать являлось частью хорошего образования. При церквях создавались певческие школы для детей-сирот и ребятишек из бедных семей, название которых на итальянском звучало как «консерватория». Многие известные артисты и композиторы начальное музыкальное образование получили именно в таких школах, где подчас преподавали талантливые учителя и откуда театры набирали пополнение для своих трупп. В то время мир музыкального и театрального искусства не являлся закрытым клубом. Талантливый человек мог пробиться на сцену, найти своих слушателей.

Мир театра и музыки Жорж Санд показывает без прикрас, с присущими ему интригами, соперничеством, распущенными нравами. За выгодный ангажемент актеры и актрисы сражаются, не считаясь со средствами. Но Консуэло получает свои ангажементы и признание публики только благодаря таланту и трудолюбию. То есть это было возможно, по крайней мере с точки зрения Жорж Санд.

Героиня путешествует по Чехии и Австрии, встречается с разными людьми, видит жизнь крестьян, аристократов, духовенства. Ее пути пересекаются с реально существовавшими личностями, например, с юным Иосифом Гайдном, с королевой Марией-Терезией, с императором Фридрихом. Она видит быт крестьянских семей, предоставляющих ночлег бедным путникам, живет в замке чешских аристократов, семья которых с давних времен вовлечена в религиозно-политический конфликт, начавшийся в 14-15 веках, она оказывает помощь беглому солдату прусской армии и, будучи переодетой в мужское платье, едва сама не попадает в руки вербовщиков императора Фридриха. Так через приключения юной героини Жорж Санд показывает нам суровую жизнь Европы середины 18-го века и проявление «высокой» политики королевских домов в жизни обычных людей, которых разоряют, похищают из семьи, избивают и убивают. А в салонах и театрах в это время звучит прекрасная музыка.

«Консуэло» - больше чем любовный роман. Конечно, описание чувств и переживаний героев занимает в нем значительное место. Но социально-политический и исторический аспекты не отодвинуты на второй план. Личное и социальное органично дополняют друг друга. Именно в таком романе уместна главная героиня с характером Консуэло - волевым, строгим, сдержанным.

Представлена в сюжете и мистическая линия - таинственные подземелья, теория бесконечного возрождения душ человеческих и телепатической эмоциональной связи между любящими людьми, восприятие времени как единства прошлого, настоящего и будущего, странная и страшная болезнь главного героя придают роману оттенок готичности. Но все это в рамках здравого смысла и с чувством меры. Мистическая составляющая представлена как часть обычной жизни, имеющая материалистическое объяснение. Кроме того, мистический элемент сюжета искусно переплетается с историческим, позволяя приблизить к читателю события трехсотлетней давности и показать их влияние на современную героям жизнь.

Переплетение множества разноплановых линий не создает хаоса и перегруженности. Роман воспринимается как цельная многогранная вещь, отражение жизни людей определенного времени с его реальной историей. Роман написан 150 лет назад, но и сегодня читается с интересом и многое в жизни и переживаниях героев может быть экстраполировано на современную жизнь. Нравы, общественная мораль изменились, но честность, искренность, серьезное ответственное отношение к своим поступкам и своему выбору актуальны независимо от времени и исторических реалий.

Во Франции, как и в Англии, романтизм не был единым направлением: в самом начале XIX века выступили реакционные романтики, объявившие поход против революции и просветителей; несколько позже, перед Июльской революцией, в литературную борьбу вступили представители прогрессивного романтизма, нанесшие в эти годы сокрушительный удар реакционному искусству эпохи Реставрации.

Исторические события во Франции этих лет были очень бурными и напряженными. Только что закончилась первая французская буржуазная революция. Новый общественно-политический строй в основном уже сложился, но яростное сопротивление вра-гов революции далеко еще не было сломлено.

Борьба передовых и консервативных сил французского общества нашла яркое отражение в литературной жизни страны. В первые же годы XIX века во Франции начинает свою деятельность ряд публицистов, философов, писателей, задача которых сводилась к ниспровержению идей революции и Просвещения. Эти философы и писатели последовательно отрицали все идеи просветителей. Они считали разум источником всяческого зла, предлагали восстановить в правах веру, религию, церковь, отвергали идеи веротерпимости и свободы совести, за которые боролись просветители, требовали восстановления единой католической церкви с ее главой - папой. Наконец, они отвергли принцип народовластия, призывая к возвращению феодальной монархии.

В начале 30-х годов XIX века во Франции выступила писательница, настоящее имя которой, Аврора Дюдеван (урожденная Дюпен), редко кому известно. В литературу она вошла под псевдонимом Жорж Санд.

Аврора Дюпен по отцу принадлежала к очень знатному роду, по матери же была демократического происхождения. После смерти отца Аврора воспитывалась в семье бабушки, а затем в монастырском пансионе. Вскоре после окончания пансиона она вышла замуж за барона Казимира Дюдевана. Брак этот был несчастлив; убедившись, что муж - чужой и далекий ей человек, молодая женщина покинула его, оставив свое имение Ноан, и перебралась в Париж. Положение ее было очень тяжелым, жить было не на что. Она решила испробовать свои силы в литературе. В Париже один из ее земляков, писатель Жюль Сандо, предложил ей написать совместно роман. Этот роман, «Роз и Бланш», вышел под коллективным псевдонимом Жюль Санд и имел большой успех.

Издатель заказал Авроре Дюдеван новый роман, потребовав сохранения псевдонима. Но она одна не имела права на коллективный псевдоним; изменив в нем имя, она сохранила фамилию Санд. Так появляется имя Жорж Санд, под которым она и вошла в литературу. Первым ее романом была «Индиана» (1832). Вслед за ним появляются другие романы («Валентина», 1832; «Лелия», 1833; «Жак» 1834). За свою долгую жизнь (семьдесят два года) она выпустила около девяноста романов и повестей.

Для большинства было непривычно, что женщина пишет и издает свои произведения, существует на литературный заработок. О ней ходило множество всевозможных рассказов и анекдотов, очень часто не имевших под собой никаких оснований.

Жорж Санд вошла в литературу несколько позже Гюго - в начале 30-х годов; расцвет ее творчества падает на 30-е и 40-е годы.

Одним из лучших образов в ряду демократических героев Жорж Санд является Консуэло - героиня одноименного романа. Консуэло - дочь простой цыганки, прекрасная певица. Прекрасен не только ее голос, но и весь ее моральный облик. Бедная, одинокая, беззащитная девушка обладает такой силой характера, таким мужеством и стойкостью, что способна противостоять самым жестоким и беспощадным врагам. Никакие испытания ей не страшны, ничто не может сломить ее мужества: ни тюрьма, ни деспотизм Фридриха Прусского, ни преследования ее врагов.

Как все герои-демократы у Жорж Санд, Консуэло обладает плебейской гордостью: она покидает замок Рудольштадтов несмотря на то, что становится женой Альберта Рудольштадта.

Роман повествует о девушке, с детства не знавшей своего отца, но обладающей чудесным голосом. Педагог-музыкант Порпора, угадав в девушке необычайный талант, бесплатно дает ей уроки. Лучший друг Консуэло - Андзолетто, который также имеет превосходный голос. Когда они подрастают, то начинают выступать в салонах Венеции. Андзолетто понимает, что в пении Консуэло нет равных, и в нём просыпается зависть.

Со временем дружеские чувства Консуэло и Андзолетто перерастают в страсть, однако Андзолетто не хочет жениться на своей подруге детства и убеждает её, что это может помешать их музыкальной карьере. Через некоторое время Консуэло узнает об измене Андзолетто и в расстроенных чувствах бежит из Венеции. По рекомендации своего наставника Порпоры она уезжает в старинный замок на границе Чехии и Германии, чтобы стать компаньонкой и учительницей музыки юной баронессы Амелии. Баронесса помолвлена со своим двоюродным братом Альбертом, проживающим в том же замке. Альберт обладает даром ясновидения, пугающим его родных, и окружающие считают его сумасшедшим. Через некоторое время Альберт влюбляется в Консуэло, но она не отвечает ему взаимностью, испытывая к нему лишь сестринскую дружбу.

Консуэло – символ искусства демократического, ведущего вперед, утешающего в невзгодах, свободолюбивого. Певица не может жить в оковах. Свободолюбие и страсть самопожертвования исчерпывают заранее заданный внутренний мир героини. Любовная страсть не взрывает ее существа, даже в любви она остается безмятежной.

Воспитанная на религиозной музыке, Консуэло на короткое время становится примадонно

й придворных театров в Вене и Берлине. Но искусственность, фальшь официозного искусства чужды ей. И, в конечном итоге, утратив голос, графиня Рудольштадт вместе с мужем и детьми, составив небольшую бродячую актерскую труппу, несет свое искусство простым людям.

Консуэло родилась в одном из уголков Испании. Её детские годы прошли в нищете. Вместе с матерью она распевала на улицах, зарабатывая этим на кусок хлеба. Однажды на площади Святого Марка в Венеции ее заметил известный итальянский композитор Порпора. Под руководством этого преподавателя Консуэло завершила свое образование певицы в одной из музыкальных школ.

Вместе с Консуэло большое место в романе отведено и другому воспитаннику этой школы – Андзолето. Их с детства связывала крепкая дружба и любовь.

Когда Консуэло было восемнадцать лет, граф Дзустиньяни, владелец театра Сан-Самуэле, услышал её пение в церкви и пригласил на первый роли. Этот же Дзустиньяни был и покровителем Андзолето, которого так же пригласил на главные мужские роли.

Но в отличие от Консуэло, Андзолето оказался ленив и его успех оказался менее блистательным, чем у его возлюбленной. Он был тщеславен, как и все артисты, и потому стал искать покровительства певицы Кориллы, впавшей в немилость, а потому озлобленной. «И она отняла у меня сердце Андзолето, а его быстро научила, как оскорбить и ранить мое. Однажды вечером маэстро Порпора, – а он всегда восставал против нашей любви, ибо, по его мнению, женщина, чтобы стать великой артисткой, должна оставаться чуждой любому влечению сердца, любому проявлению страсти, – итак, маэстро Порпора помог мне обнаружить измену Андзолето. А на следующий вечер сам граф Дзустиньяни объяснился мне в любви, чего я никак не ожидала и что глубоко меня оскорбило. Андзолето притворился, будто ревнует меня, будто верит, что я уступила графу… Он попросту хотел порвать со мной. Ночью я убежала из дому и явилась к моему учителю. Этот человек умеет быстро принимать решения, а меня он научил так же быстро выполнять то, что решено. Он дал мне рекомендательные письма, небольшую сумму денег, объяснил маршрут путешествия, посадил в гондолу, проводил за пределы города, и на рассвете я одна отправилась в Богемию».

Там, в замке Исполинов, Консуэло познакомилась с графом Альбертом Рудольштадт и его отцом Христианом. Эти лица играют важную роль в развитии сюжета. Консуэло очаровывает своим прямодушием, сердечностью всех обитателей замка, но в особенности Альберта, натуру мятежную, замкнутую, охваченную меланхолией.

Знакомство с Альбертом Рудольштадтом не превращается в банальную любовную связь. Верная своим убеждениям, Консуэло не может принять любовь высокородного аристократа. Лишь спустя годы, пройдя незапятнанной сложный путь жизни и художественных исканий, Консуэло вновь встретится с Альбертом и вместе с ним воплотит мечту об артисте, несущем свое искусство народу.

«Роман о призвании артиста» – так охарактеризовал «Консуэло» академик А.И. Белецкий, уловив главную суть центральных образов дилогии. Действительно, в этом романе Жорж Санд утверждала проповедническую роль искусства, призванного объединить человечество.

С музыкой связаны многие герои романа, но носителями подлинного искусства являются Консуэло, Гайдн, Альберт Рудольштадт.

Аристократ по рождению, Альберт всецело на стороне социальных низов. Артистизм, свойственный его натуре, роднит его с героиней. Так же, как и Консуэло, он превосходно понимает музыку, придает большое значение ее воздействию на слушателей. Самой ценной ему представляется та музыка, которая возникла в народной среде. Именно простенькие чешские народные мелодии в исполнении графа Альберта так нравится слушать Консуэло.

Другие персонажи относятся к искусству иначе: Андзолето ищет славы и денег, Корилла так же жаждет славы, а ее тщеславие не знает границ. Поэтому только Консуэло смогла достигнуть высшей цели в своем искусстве: возбуждать у слушателей высокие чувства, утешать и вести их вперед.

Заключение

Творчество Жорж Санд тесно связано с XIX веком. В течение всей своей литературной деятельности она прямо и непосредственно участвовала в политической и общественной жизни страны. Каждое крупное событие бурной французской истории вызывало отклик в ее творчестве, и каждый роман был ответом на ту или иную волнующую общество проблему.

Сотни произведений, которые трудно подсчитать и классифицировать, десятки критических статей, публицистических, философских и эстетических статей, смелость решений труднейших вопросов, от которых укрывались в своем «объективном» и «бесстрастном» искусстве многие современные ей писатели, огромный потенциал мысли и эмоции, заключенный в ее бесчисленных героях, высокая «правда», которой она искала, не страшась осуждений и без оглядки на «правила», сделали ее одним из крупнейших писателей эпохи.

В образах своих героев и героинь Жорж Санд стремилась воплотить черты нравственно безупречных, целеустремленных людей. Но порою мир ее положительных персонажей пронизывается идеализацией. В тот момент именно «идеализация была единственно верным и надежным оружием. Конечно, впоследствии она могла вести и действительно повела к новым ошибкам; но в тот момент, когда Жорж Санд выставила ее адвокатом и щитом женщины, всякое другое оружие оказалось недействительным».

Жорж Санд впервые увязывает личную свободу женщины с общей проблемой социального освобождения.

Всецело поддерживая идею семьи, Ж. Санд вместе с тем осуждает тех, кто мыслит брак как союз неравных; при таких условиях ретрограды способны сделать его ненавистным и унизительным.

Репутация борца за освобождение женщины создала ей во всех кругах общества много друзей, но еще больше врагов. Ромкантическая прелесть, которой были исполнены ее героини, соблазнила не одно женское сердце своей проповедью свободы. Поколебать семью в 30-х годах XIX века. В разгар реакции, такое свободное отношение к инстинкту брака значило нанести удар одному из основных устоев буржуазного строя.

Библиография

1. Жорж Санд. Индиана; Валентина; Она и он. – Харьков, 1992. – С. 6.

2. Анненская А.Н. Жорж Санд /Рабле. Мольер, Вольтер. Гюго. Жорж Санд. Золя: Биогр. Повествования. – Челябинск., 1998.

3. Белинский В.Г. Избранные письма: В 2 – т./ М., – 1957.

4. Евнина Е.М. Жорж Санд // История французской литературы: В 2-т., Т.2. – М., 1956.

5. История зарубежной литературы XIX века/под ред. Н.М. Михальской. – М., 1991.

6. История зарубежной литературы XIX века/под ред. Н.А. Соловьева. – М., 2000.

7. Лилеева И. Жорж Санд (1804–1876) http://www.russofile.ru

8. Моруа А. Жорж Санд/ М., 1968.

Обладательница чудесного, чарующего голоса (артистический прототип - знаменитая певица Полина Виардо-Гарсиа), Консуэло испанка по национальности, итальянка по воспитанию, цыганка по судьбе, воплощает тему художника-странника, вечного путника. Сама К., конечно, не осознает собственную исключительность. Девочкой она смотрит на себя, как и ее жених Андзолетго, чужими глазами. Пятнадцати лет она кажется невнимательному глазу почти что уродливой в своей подростковой угловатости. Она хороша, только когда поет.

Она совершенно лишена кокетства и тщеславия. Ее прирожденный артистизм и способность к мистификации, игре сочетаются в ней с принципиальной независимостью от общепринятого имиджа актрисы. Она, несмотря на явное внешнее обаяние и женственность, подчинила своему призванию женскую природу и освободилась от плена естественного предназначения жены и матери. Архетипически К. по восприятию окружающих - нимфа, лишенная лукавства и бессознательного демонизма, - светлая, целомудренная.

Традиционная для «романа-путешествия» авантюрность специфически формирует образ К., для которой дом - весь мир. Она всюду умеет находить для себя новое, таинственное, необъяснимое - в солнечной Венеции, в мрачном замке в Богемии, в прусской тюрьме. Она самая романтическая из героинь Жорж Санд, может быть, подлинно «романтическая героиня на все времена», но не в ме-лодраматически-сниженном, а в утонченно-духовном смысле. Она - существо особой породы, «сделана» из особого вещества, ее реальность - волшебный мир фантазий, призраков и прежде всего, конечно, музыки. В этом смысле она сопоставима с гофмановской донной Анной, способной жить только на сцене. По ходу сюжета в силу обстоятельств Консуэло вынуждена принимать разные имена, но значимы для ее судьбы два - Порпорина и Бертино.

Порпорина (то есть «ученица Порпо-ры») символизирует ее предназначение искусству. Бертино («возлюбленная Альберта») - женскую судьбу, любовь и верность избравшему ее незаурядному человеку. Две эти ипостаси борются в К. до самого конца. В искусстве для нее заключена истинная жизнь. Но драматизм героини Жорж Санд в том, что в частной жизни она по-своему «камерный» человек, и ей не так просто дается «дорога».

Тем не менее движение для Консуэло ученицы идеолога художнической свободы маэстро Порпоры и верной подруги в странствиях юного Иосифа Гайдна - единственный способ существования, а «остановиться» означает «замереть» внутренне, что гибельно для подобных ей, как гибельна любая форма духовного закрепощения. К.- олицетворение принципиальной независимости художника, которому тесны любые рамки - дома, семьи, брака. Только музыка с самого начала, с детства - ее царство. Поэтому мужчины в ее жизни возникают вроде бы случайно: они просто оказываются рядом. Сначала Андзолетто, друг детства, коллега, жених «по привычке». Потом - Альберт. Дважды она колеблется в выборе между призванием и «нормальным счастьем». В ее итоговом выборе нет компромисса: только такой человек, как Альберт Рудолыптадт, мистически одаренный человек духа, может годиться ей в спутники.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Героиня романов Жорж Санд «Консуэло» . И в закладках появилось готовое сочинение.