Федеральная лезгинская национально-культурная автономия. Удины

Аркадий Владимирович, как вы, удин по национальности, оказались в России?

Наша семья до 1988 года проживала в Кировабаде. В феврале, а затем в гораздо большем масштабе, ноябре этого года в городе состоялись массовые погромы армян. То есть это были даже не погромы, а сильное противостояние, в результате которого погибли люди. Погромы армянских квартир произошли в азербайджанской части города, а в армянской части население дало погромщикам организованный отпор и защитило свои дома и честь.

Однако 7 декабря в Армении произошло катастрофичное землетрясение, и многие армянские мужчины Кировабада уехали туда. В основном ехали помогать своим соотечественникам в спасательных и восстановительных работах, другие, вместе с помощью своему народу ехали помогать и близким родичам, так как немало кировабадских женщин и детей в период столкновений были отправлены в зону землетрясения. После землетрясения столкновения практически прекратились, так как прибывшие в город советские войска закрыли погромщикам доступ в армянскую часть города. Но люди уже уехали, в том числе и наша семья.

А зачем уехала ваша семья? Вы же не армяне?

Ну, во-первых, никто тогда не разбирался, кто по национальности живет в армянской части города: а мы жили именно там. Во-вторых, наша семья исповедует христианство, а это в глазах азербайджанцев является смертным грехом. В те дни в Кировабаде громили и русские, и украинские, и удинские семьи и дома. Но самым важным является то, что мы увидели волчий оскал азербайджанского национализма. Мы хорошо понимали, что рано или поздно настанет наша очередь, что, в конце концов, и произошло. Только зимой 1990 года Нидж (село с компактным удинским населением в Варташенском районе Азербайджанской ССР. - Ред.) покинуло свыше двух тысяч человек, в том числе и мои родственники. К сожалению, у удин в Азербайджане недостаточно людских ресурсов, и мы не имели возможности защитить свою Родину.

Однако считается, что удины были одним из крупнейших этносов Кавказской Албании.

Да, это действительно так. Но с тех пор утекло немало воды. Очень много удин обармянились, и даже дали армянскому народу национальных героев, таких, как генерал Мовсес Силиков или Саркис Кукунян. Я читал в Восканапате об Овике Фаримяне, отважном воине Армии Обороны Арцаха, удине и моем ближайшем родственнике.

Намного больше удин были насильно отуречены. Например, еще в начале ХХ века на территории современного Азербайджана было 47 удинских сел, а сегодня там существуют только остатки Ниджа. В архивах сохранилось письмо удинских лидеров русскому царю, в котором люди просят защитить их от тюркских разбойников, помочь сохраниться в христианской вере. Сегодня, к сожалению, очень много удин лишены национальной идентификации и часто даже дома, в кругу семьи, разговаривают на азербайджанском языке. Но они, пусть даже записанные в "азербайджанцы", не умерли, в их жилах течет удинская кровь.

Как вы считаете, при каких условиях может начаться возрождение удинского национального самосознания?

Вы можете считать меня наивным романтиком и отчаянным оптимистом, но я думаю, что это возможно. Ведь сами удины, даже тюркоязычные, помнят и знают о своем происхождении. Наша Родина находится на территории Азербайджана, хозяевами которого ныне являются пришлые, чужие люди. Мы жили в своих районах вперемежку с родственными народами: лезгинами, рутулами, крызами, будухами… И если эти народы поднимутся на борьбу за соблюдение своих национальных прав, то удины в стороне не останутся. Даже те из нас, кто уже два или три поколения записан «азербайджанцем». Национальная психология - очень тонкая, но очень крепкая субстанция.

Недавно в интервью азербайджанскому агентству председатель правления удинской общины Волгограда Ричард Данакари заявил, что удины при встрече с армянами чувствуют негативное отношение.

Данакари - известная удинская фамилия, и мне жаль, что этот род породил и лгунов. Удины - лезгиноязычный народ, мы с лезгинами одного корня и происхождения. Будучи братьями с лезгинами, мы, как и сами лезгины, всегда поддерживали дружеские отношения с армянами. Учтите также, что удины исповедовали ту же веру, что и армяне. Я говорю не просто о христианстве, а об Армянской Апостольской Церкви. Откуда может быть негативное отношение между двумя братскими народами, поклоняющимися одному и тому же богу. Я, например, кировабадским диалектом армянского языка владею лучше, чем удинским. Так распорядилась судьба, но я нисколько не жалею об этом, так как я вырос в дружеской обстановке с армянами и при этом никогда не скрывал свое удинское происхождение.

Вам известно, что в Баку создана Албано-Удинская христианская община?

Общины такой нет, да и быть не может. Создана витрина, за которой даже не пустота, а черная зияющая дыра. В истории был Албанский католикосат Армянской Апостольской Церкви, точно так же, как были Ахтамарский или Анийский католикосаты Армянской Апостольской Церкви. Но это не означало, что эти католикосаты выходили из подчинения Эчмиадзина и отделялись от него. Такого просто не было. И попытка создания Албано-Удинской христианской общины есть не что иное, как попытка оторвать сохранивших христианство удин от исторических и духовных корней. Все это - всего лишь нечистоплотная политика, а Роберт Мобили - руководитель так называемой Албано-Удинской христианской общины - является безграмотным прохвостом. К счастью, насколько мне известно, в этой «общине» всего три человека, включая супругу Роберта.

Почему этот Мобили молчал, когда в Нидже с церкви стачивали письмена? Почему он молчал, когда ломали хачкар в нашем селе? Какой же он христианин, если позволяет уродовать собственное прошлое? Я уважаю истинно верующих людей, независимо от религии. Если христианин молчит, и даже оправдывает то, как рушат и ломают построенные его предками святыни, он не может считаться христианином, под какой бы маской он ни скрывался. Точно так же и мусульмане. Я не могу уважать тех мусульман в Азербайджане, что молча смотрят на то, как Ильхам Алиев рушит мечети.

Удины-христиане относятся к Эчмиадзину. И так было всегда. Наличие Албанского католикосата, как я уже сказал, не означало, что мы отошли от Эчмиадзина. Нашим первым епископом был святой Григорис, внук Григория Просветителя, а в 705 году произошло полное духовное и этическое слияние албанской и армянской церквей. Все наши церковные книги, обычаи, традиции, ритуалы и так далее писались и переводились на армянском языке, так же, как исламские - на арабском языке. И это нормально, иначе и быть не могло. Албанский алфавит был создан великим Маштоцем лишь для одного из албанских народов, и мы сегодня точно не знаем, для какого? Но это и не важно, так как языки албанских народов отличались друг от друга. Пусть не сильно, но отличались. Рутульский и удинский язык, например, близкие родственники, но в рутульском языке есть около 10 звуков, отсутствующих в удинском. Да, Месроп Маштоц - гений: созданный им 17 веков назад и существующий до наших дней совершенный армянский алфавит подтверждает это. Но созданная Маштоцем албанская письменность не могла выжить еще и потому, что албанская нация так и не состоялась. Близкородственные народности не успели слиться в единую нацию. Поэтому христиане Албании пользовались армянскими письменами.

Ричард Данакари считает, что армяне отнимают у удин историческое наследие, и приводит в пример Гандзасарскую церковь.

Пока это делают азербайджанцы, не только присваивающие наше историческое наследие, но и лишающие удин права на этническую самоидентификацию. Что же касается Гандзасара, то Данакари просто выполняет заказ из Баку. Я не знаю, что им движет: привычка лобзать руки хозяина или любовь к деньгам? Но одно я знаю точно: человек, закрывающий глаза на то, как уничтожается историческое наследие его же народа, может согласиться на любую подлость. Гандзасар был возведен в ХII веке, спустя много веков после ликвидации Кавказской Албании. И возведен армянами на армянской земле. Если Данакари так болеет за наследие удин, то пусть возвращается в Варташен или Куткашен, защищает наши церкви от азербайджанских вандалов, а не проводит в Волгограде антиармянскую пропаганду в угоду туркам, нашим историческим недругам.

Спасибо.

Севак МОКАЦИ

Дайджест

Жизнь удин в Восточном Краю своей уничтоженной родины, то есть в современном Азербайджане, оказалась весьма тяжёлой, прежде всего, именно из-за веры. Через тысячу лет после начала исламизации албанцев, в 1724 году, они писали Петру I, прося помощи в сохранении веры, воспринятой ими от апостола Варфоломея, распятого на площади Албанополя (Баку) и апостола от 70-ти Елисея: «…У нашего народа не было власти, чтобы построить славный храм на месте мученической смерти святого апостола (Елисея, эта церковь I века считается древнейшей в Закавказье – А.Ф.): наши предки смогли только построить маленькую церковь, в которой мы проводили нашу жизнь. Теперь же неверные сожгли её и насильственно нас отрекли: мы в тайне сохраняем наши законы, и больших, и маленьких силою сабли заставляют стать тюрками». А ведь начиналось всё со скромных просьб одолжить пастбища для сезонного выпаса скота… Люди, чьи предки построили Закавказскую Албанию и были почти поголовно вырезаны предками нынешних азербайджанцев или насильно обращены в ислам, став, опять-таки, «азербайджанцами». Этот процесс, похожий на отуречивание жителей Малой Азии и Балкан, продолжался неспешно, более тысячи лет, то обостряясь, то утихая. Но то, что удины, которых сейчас не насчитывается и 10 тысяч человек, сохранили свою кровь, свой язык, близкий в очередь к лезгинскому, немного аварскому и вайнахским, свою культуру, а недавно вновь обрели свою древнюю письменность.


жаль что удины стали армянами и цапами,и забыли свои корни за исключением таких патриотов как и Аркадий.!думаю удинов теперь можно пальцами посчитат,а на их земли предендуют армяне,ведь удины эт же лезгины,значит и Утика и Карабах наши,а не армянские!


С огромным интересом прочитал интервью Аркадия Владимировича "Удины в стороне не останутся" и обрадовался, что есть и остались патриоты, которые помнят и чтят свою историю и лезгинское родство.
Спасибо и слава таким удинам! Я и многие лезгины с восхищением относимся к удинам- единственному народу из всех христианских албанских племен, который сохранил прежнюю этническую самоидентификацию. В то же время удины, как и другие лезгиноязычные народы, полной чашей "хлебнули" все тяготы и лишения, связанные с потерей исторической родины и последовавшим затем страшными ассимиляционными процессами (обармянивание и отуречивание), постигшие целый народ. Но дух этого народа не сломлен! Чего стоит убеждения этого великого удинца "сегодня, к сожалению, очень много удин лишены национальной идентификации и часто даже дома, в кругу семьи, разговаривают на азербайджанском языке. Но они, пусть даже записанные в "азербайджанцы", не умерли, в их жилах течет удинская кровь ". Уверяю Вас, Аркадий Владимирович, что точно также думают и сотни тысяч ассимилированных в Азербайджане лезгины. Мне очень хочется надеяться, что придет время, когда мы - все ветки одного мощного дерева, называемые "лезгинские народы" вновь объединимся и будем сообща бороться за нашу свободу и независимость!


Было очень приятно от нашего удинского брата услышать такие слова: "Удины – лезгиноязычный народ, мы с лезгинами одного корня и происхождения" .
Вот это понимание нашего единства, братства все глубже проникает в сознание наших народов. И даже перерастает в готовность сплотиться и совместно бороться за свои интересы: "Мы жили в своих районах вперемежку с родственными народами: лезгинами, рутулами, крызами, будухами… И если эти народы поднимутся на борьбу за соблюдение своих национальных прав, то удины в стороне не останутся" .
Если нам не удалось создать единую нацию в античное время (о чем он также говорит), то может мы в настоящий момент продолжим наше сближение? Мне сразу вспоминается петиция карабахских меликов Петру 1, которая начиналась "Мы албанцы и по нации утийцы", можно продолжить: лезгины, рутульцы, цахуры, агулы... Для этого ни в коем случае не нужно отказываться от своих локальных этнических особенностей и литературных языков у единой албанской нации может быть несколько. Подлинное единство в многообразии)


Кто это пишет даже не думает. Он в корне ошибается... Просто исторически были мирными соседями всегда. Помогали друг другу (просто черта ЛЕЗГИН такая - мы всегда даем гостям самой лучшей еды, комнаты, кровати). Когда их начали оккупировать турки месхетинцы, мы просто уступили часть земель и взамен получили постоянные наезды. Также с кавказскими турками война в Иране между суннитами и шиитами... Вот так мы наживаем плоды нашего гостеприимства.


Удины (самоназвание “уди”, “ути”) - один из древнейших народов Восточного Кавказа, являются одним из племен Кавказской Албании и прямыми продолжателями лингвистической традиции кавказских албан. Историческое место проживания этого народа - территория современного Азербайджана. В настоящее время ути живут также в России, Грузии, Казахстане, Украине.

Общая численность - примерно 10 000 человек, в Армении проживает около 200 удин. В последнее время в Азербайджане уделяют пристальное внимание этому этносу. Власти АР реставрируют храмы, возрождают традиции ути, прививая антипатию к армянам, которые якобы способствовали ассимиляции удин в Карабахе. И это немудрено. Азербайджанцам нужно “албанское” прошлое, а кто как не удины является прямыми наследниками кавказских албан...

О корнях

Исследователь Бакинского государственного университета Р. Мобили в статье “Удинский феномен в истории христианства Азербайджана” высказал абсолютно противоречивую, маразматичную мысль, что “удины были ассимилированы пришлым этносом - армянами, а часть удин, приняв ислам, в большинстве своем ассимилировались и растворились в формировавшейся тогда азербайджанской нации”. Историк Игорь Кузнецов в статье “Удины” пишет: “Армянские средневековые источники (например, “Ашхарацуйц”) определяют область расселения удин - наханг Утик, состоящий из 8 гаваров: Гардаман, Тускатак, Шакашен, Арданрот, Ути арандзнак, Рот-и-баз-Кура. Севернее Куры расположен Агванк, т.е. Албания с центром в Кабалаке (ныне с.Чухур-Кабала Куткашенского/Кабалинского р-на). Утик вошел в состав Армении при Арташесе I (189-160 гг. до н. э.). Агванк оставался независимым. После раздела Армении между Римом и Ираном (387 г. н.э.) Утик (а также Арцах и часть Пайтакарана) был присоединен к Агванку, из которых образовалось особое персидское марзпанство (наместничество). С этих пор утвердилось расширенное понимание Албании, включающей большую часть части территории современной республики Азербайджан. До 510 г. н.э. в Албании сохранилась царская власть (местная ветвь парфянской династии - Аршакидов, которые правили и в Армении: Вачаган I, Ваче, Урнайр, Иавчаган, Мерхаван, Сато, Асай, Есвален, Ваче, Вачаган III), после упразднения которой правили персидские марзпаны и албанские князья Михраниды, признавшие верховенство Сасанидского Ирана. Ко времени прихода русских на Кавказ села, население которых продолжало осознавать себя удинами, были сконцентрированы в основном в пределах Шекинского ханства (вошло в Россию в 1805 г. как Нухинский уезд Елисаветпольской губернии: с.Варташен, Варданлы, Баян (ныне Огузский р-н), с.Нидж (ныне Кабалинский р-н), с.Киш (Шекинский р-н). В с.Бум, Солтану-ха, Мирза-бейли и Мухлугувак (современный Кабалинский р-н) проживали семьи мусульман, осознающих себя уже азербайджанцами, но еще помнящих удинский язык. Эти села расположены на территории древнего Агванка. Кроме того, отдельные села удин или их потомков сохранялись на землях древнего Утика и Арцаха”.

Албанскую письменность создал Маштоц

Большинство удин двуязычны, нередко трехъязычны. Как считают специалисты, удинский язык в прошлом был одним из распространенных языков Кавказской Албании, на основе которого в 5 веке Месроп Маштоц создал албанскую письменность, заложив основы литературного языка удин. Изначально же языком письменности и богослужения в Албании являлся армянский. Маштоцевский албанский алфавит состоял из 52 букв. В дальнейшем этот алфавит получил широкое применение: на албанский язык были переведены важнейшие библейские тексты, на нем велась церковная служба. Однако впоследствии в силу исторических причин албанская письменность перестала использоваться и постепенно исчезла. Игорь Кузнецов пишет: “Около 430 г. н.э. для агванского языка была создана письменность Месропом Маштоцем, в летописи упоминаются книги, письменные доски, выполненные этим письмом, предание их огню хазарами в 7 в. и т.д. В 1937 г. И.В.Абуладзе нашел агванский алфавит (52 буквы, многие напоминают армянские и грузинские - хуцури) в армянской рукописи XV в. (Матенадаран, Эчмиадзинский фонд N 7117). В 1948-1952 гг. во время раскопок в Мингечауре было сделано еще несколько эпиграфических находок. В 1956 г. А.Курдиан (США) открыл второй экземпляр алфавита (переписанный в XVI в.). Агванскими часто объявляются плохо читаемые армянские эпиграфические памятники. В действительности их до сих пор найдено не более 7-8 (письмо раздельное, написание слева направо, вокалическое). Все памятники относятся к V-VIII вв.”.

Албанская церковь была в единстве с Армянской Апостольской Церковью

Начиная с эпохи христианизации Албании, удины принадлежали Албанской Церкви, которая была в каноническом единстве с Армянской Апостольской Церковью и предстоятель Албанской Церкви поставлялся армянским католикосом. Как и ААЦ, Албанская Церковь не признала Халкидонского собора, исповедуя дохалкидонское богословие.

В конце 5 века Албанская Церковь, в связи с порабощением Армении византийцами, провозгласила независимость. Первым независимым католикосом Албанской Церкви стал Аббас. При этом каноническое и вероучительное единство двух церквей сохранилось (Албанская церковь была в семье нехалкидонских Древних восточных церквей). В 704-705 гг., после неудачной попытки албанского католикоса Нерсеса Бакура перейти в халкидонитство, национально-церковным собором Албанской Церкви было решено вернуться под начало Армянской Церкви, и с тех пор Албанская Церковь вошла в состав Армянской как автономный католикосат.

Епископ Православной Российской Церкви, знаменитый историк церкви, богослов Митрополит Макарий (в миру Михаил Петрович Булгаков) в своем труде “История Русской Церкви” в главе “Церковь Христова в Великой Армении и Албании” пишет: “Должно также заметить, что существовал еще католикос в Албании, одной из провинций армянских, начиная с поставленного там в этот сан самим Григорием Просветителем родственника его Григория. Но католикос Албанский не имел прав Эчмиадзинского, от которого получал рукоположение и находился в постоянной зависимости, пользуясь, впрочем, большею самостоятельностию и преимуществами, нежели все прочие епископы и архиепископы Армении”.

В связи с исламизацией Албании Кавказской, большая часть албанцев-христиан ассимилировалась с армянами. Из всех христианских албанских племен этническую идентичность сохранили только удины, по-прежнему вместе с армянами составляя единую паству Албанского католикосата.

С вхождением территорий бывшей Кавказской Албании в состав Российской империи автономный Албанский католикосат Армянской церкви (с престолом в исторически армянонаселенном Нагорном Карабахе, в монастыре Гандзасар) просуществовал до конца 19 века, и по требованию имперских властей был преобразован в митрополию ААЦ. Все приходы Албанского католикосата, в том числе и удинские, были подчинены Арцахской и Албанской епархиям ААЦ.

Сегодня удины, проживающие на канонической территории Армянской церкви (в Армении и Нагорном Карабахе), являются верующими ААЦ. Удины Азербайджана, где по политическим причинам невозможна деятельность Армянской Церкви, перешли под начало Русской Православной Церкви, имеющей в Азербайджане свою епархию.

Гонения на удин-христиан во время карабахской войны

Во время карабахской войны удины как народ, исповедующий христианство, так же, как и армяне, подвергся гонению. Замира Мамедова, корреспондент издания “Реальный Кавказ”, в статье “Тысячелетняя боль Албании глазами удинского беженца” пишет: “Однако из погромщиков никто тогда и не пытался разбираться в национальности остальных неазербайджанских жителей города. Именно поэтому удины, жившие в Кировабаде, также попали в этот кровавый водоворот. В те дни в Кировабаде, наряду с армянскими, громили и русские, и украинские, и удинские семьи и дома. Как известно, многие удинские семьи исповедуют христианство. А это, как поведал рассказчик, в глазах азербайджанцев является смертным грехом. С его слов, удинские семьи города хорошо понимали, что рано или поздно настанет их очередь. Что, в конце концов, и произошло. Только зимой 1990 года Нидж (село с компактным удинским населением в Куткашенском районе Азербайджана) покинуло свыше двух тысяч человек. К сожалению, у удин в Азербайджане на момент трагических событий оказалось слишком мало и недостаточно людских ресурсов, и они не имели возможности защитить свою Родину”.

Обращаясь к истории, журналист Мамедова рассказывает: “С распространением в регионе ислама большая часть албанцев-христиан ассимилировалась с армянами. Из всех христианских албанских племен прежнюю этническую самоидентификацию сохранили только удины. При этом намного больше удин были насильно отуречены. Например, еще в начале ХХ века на территории современного Азербайджана было 47 удинских сел, а сегодня там существуют только остатки Ниджа. В архивах сохранилось письмо удинских лидеров русскому царю, в котором люди просят защитить их от тюркских разбойников, помочь сохраниться в христианской вере”.

Армяне взывают к ООН...

Несколько лет назад этнограф Грануш Харатян в СМИ поднимала вопрос удин, взывая к ООН. “Я хочу привлечь пристальное внимание к проблемам удинов - коренного населения Агванка, - отмечала г-жа Харатян. - В 1988-90 гг. этот народ как в количественном, так и в качественном плане оказался на грани уничтожения”.

Отметим, что из-за религиозных притеснений число удин в Азербайджане сократилось до минимума. После погромов и депортации армян из Азербайджана большинство удин также было изгнано. Ныне удины проживают в 3 селах Азербайджана. Это - Вардашен, Нидж и Мирзабейлу (первое село было переименовано из-за армянского звучания).

Исламизированные же удины, которых насильственно записали азербайджанцами, проживают в Евлахе, Шеки, Шемахе, Куткашене, Мингечауре и других районах Азербайджана. Мигрировавшие из Азербайджана удины ныне проживают в России, Украине и Армении”.

К сожалению, Армения и армяне, с которыми удины прошли долгий путь истории, никак не в силах способствовать возрождению удинского национального создания (200 удин на территории Армении - это слишком мало), но закрывать глаза на фальсификацию истории и антиармянскую пропаганду Баку было бы неверно. Ведь именно азербайджанцы присвоили историческое наследие удин и лишили их права на этническую самоидентификацию. Именно об этом говорят удины - беженцы из Азербайджана...

Подготовила Елена Шуваева-Петросян

Племя кюринской или юго-восточной лингвистической группы). Живут на Кавказе с давних времен и некогда составляли Агванское царство, а потом, по преданию, расселились по разным местам Азии.
Еще недавно во всем Нухинском ущелье находились старики, говорившие по-удински. В настоящее время удины остались только в двух-трех селениях Елисаветпольской губернии, перемешанные с армянами, татарами и .

Типичные черты внешности удинов – светлые или каштановые волосы, круглое лицо, средний рост. Антропометрических данных не имеется. Удины — православные и григориане. Христианство приняли очень давно. Говорят на особом удинском диалекте, исследованном академиком Шифнером. Занимают здоровую гористую местность (762 метра над уровнем моря), богатую водой, лесами и пастбищами.

Основные роды занятий удинов

Занимаются хлебопашеством (пшеница, просо, ячмень, рис и прочее), шелководством (процветавшим до 50-х годов и вновь возрождающимся после временного упадка, вызванного завезенной французами зараженной грены), садоводством (орех, каштан, черешня), огородничеством и скотоводством. Шелк, коконы, орех, рис, каштаны, сушеные черешни служат предметом вывоза. Особенность системы землевладения – пользование участками по жребию.

Особенности жилища

Домашний быт удинов представляет много архаичного. Еще недавно главная жилая комната имела отверстия в стенах вместо окон. Посередине на полу был очаг, дым из которого выходил в отверстие, проделанное в потолке. На очаге горел неугасимый огонь днем и ночью. Дверь днем не запиралась, для притока света. Ночью жилище освещалось глиняным светильником, с фитилем из тряпок.

Традиционная одежда

Одежда мужчин — архалук из ситца или шелка, чоха из местной материи или из сукна и шаровары из тех же материй. Архалук опоясывается у бедных кожаным, у богатых – серебряным поясом. Обувь летом и зимой – лапти, только у богатых полусапожки. Женщины носят длинные, красного цвета рубашки, а поверх их – архалуки, украшенные серебряными пуговицами и монетами. Головной убор украшен серебряными шариками, жемчугом, монетами, крючками. Серебряные пояса обычны и у женщин.

Особенности кухни и быта

Пища очень разнообразна (мучная, молочная, растительная и мясная). Хлеб пшеничный, у бедных с примесью проса. Семейный быт - патриархальный; отец - глава и повелитель дома, имеющий право на беспрекословное повиновение. Во время обеда сын не смеет садиться за стол, а стоит поодаль и прислуживает.

Еще очень недавно удины жили большими семьями, задругами. Наследство делится поровну между сыновьями. Положение женщины подчиненное, она обедает отдельно от мужчин, без разрешения мужа никуда не может отлучиться, с посторонними не разговаривает, ходит с закрытым лицом.

В брачных обрядах сохранились переживания материнства, а также характер родового предприятия, с симуляцией похищения.

Выкуп за невесту составляется из складчины между сородичами жениха и делится между сородичами невесты. Родные жениха в полном вооружении сопровождают его до ворот дома невесты и стреляют до тех пор, пока их не впускают за плату, вручаемую брату невесты.

Невестка в присутствии старшего деверя и свекра закрывает лицо в течение 10 – 15 лет и до самой старости не может говорить с ними. Выбор невест происходит раз в год, на третий день Пасхи, когда все удины и удинки отправляются на богомолье по монастырям: вероятно, это пережиток похищения во время общественных празднеств. Женщины во время родов и покойники считаются нечистыми. Кровотечения рожениц — действие злого духа, против которого женщина вооружается кинжалом, чесноком и тому подобное талисманами; постель окружают цепью.

Лечатся удины у гадальщиков, которые, часто рекомендуют разные жертвоприношения (например, ногтями больного на могиле самоубийцы). Злые духи, оборотни, каннибалы и тому подобное продукты суеверия фигурируют на каждом шагу.


Сначала небольшая цитата из упомянутой вами книги для остальных читателей газеты: «Довольно много лет тому назад, в Калифорнии, я познакомился со Степаном Пачиковым. Степан по национальности удин – считаю важным довести это до вашего, читатели, сведения, поскольку удины – столь же древний народ (их упоминает Геродот в V веке до н. э.), сколь малочисленный (Степан любит рассказывать о том, что он готов дать доллар со своей подписью любому человеку, который знает, кто такие удины: пока что он отдал за всё время всего два доллара)».

Ну, «заработать» свой доллар с автографом этого компьютерщика из Силиконовой долины нам уже не удастся – в век Гугла узнать об одном из древнейших народов Восточного Кавказа несложно. Впрочем, речь ведь шла об Америке…

А в ней вполне возможно, что семья Пачикова – единственные удины. Вообще-то, этот народ преимущественно проживает в России (4267 человек, в Ростовской и Волгоградской области, Краснодарском крае и Ставрополье), Азербайджане (3800, преимущественно в Габалинском районе), Грузии (203 человека), Армении (200), Казахстане (247, в основном в Мангистауской, ранее Мангышлакской, области), Украине (592) и ряде других стран – общей численностью около 10 000 человек.

Владимир Познер абсолютно прав: упоминание об удинах есть у древних греков, в том числе у Геродота. Описывая в своей знаменитой «Истории» Марафонскую битву греко-персидской войны (490 г. до н. э.), историк называл в составе XIV сатрапии персидской армии и солдат утиев (самоназвание удин – уди, ути). Более поздние авторы (например, автор «Аргонавтики» Аполлоний Родосский, историк и государственный деятель Полибий) указывали местом проживания удин территории от берегов Каспийского моря до Кавказских гор, вдоль побережья реки Куры.

Плиний Старший в I веке н. э. называл удин скифским племенем, но на деле они были одним из главенствующих албанских племён, создателей Кавказской Албании. К албанцам на Балканах не имеют отношения. Их родственные народы – лезгины, арчинцы, табасараны и другие народы Дагестана и Азербайджана, населявшие некогда Кавказскую Албанию, древнее государство конца II – середины I в. до н. э., занимавшее часть территории современных Азербайджана, Грузии и Дагестана. Увы, в небольшой газетной статье нет возможности рассказать о богатой великими и трагическими событиями истории этого государства.

В быту удины говорят на удинском языке, на основе которого в V веке Месроп Маштоц, создатель армянского алфавита, основоположник армянской литературы и письменности, создал письменность кавказских албанов. Причём этот язык имеет два диалекта, а есть ещё свои подговоры, делящиеся на 3 подгруппы! Большинство удин двуязычны, а часто и трёхъязычны – используют родной, русский (или армянский) и язык страны проживания. Традиционная одежда и кухня удин сходны с одеждой и кухней народов Кавказа, хотя, конечно, имеют свои особенности.

Удины – христиане (Кав­казская Албания приняла христианство от Армении в IV веке). Проживающие в Армении и Нагорном Карабахе относятся к Армянской апостольской церкви, в Азербайджане – перешли под начало Русской православной церкви, имеющей там свою епархию. И в качестве церковного пользуются юлианским календарём.

Несмотря на принятие христианства, удины сохранили ряд древних ритуалов, различных поверий (так, большое влияние имели знахари, лечившие не только от болезней, но и от сглаза), обычаев (например, обычай держать в домашнем очаге негасимый огонь) и традиций. Свои молитвы удины-христиане зачастую обращали к Луне.

Ко времени прихода русских на Кавказ удинские сёла были сконцентрированы в основном в Шекинском ханстве (феодальном государстве, существовавшем с середины XVIII в. на севере современного Азербайджана и вошедшем в состав Российской империи в 1805 г. во времена армяно-азербайджанского кон­­флик­­та).

В советские времена этот народ пережил коллективизацию и раскулачивание, попытки перевести удинский язык на кириллическую письменность.

Кстати, с веками в силу исторических причин письменность удинов перестала использоваться и постепенно исчезла. Сегодня её пытаются возродить – как в Азербайджане, так и в России.

Древний албанский алфавит (из 52 букв) представлял собой грецизированный вариант одного из несемитических ответвлений арамейской основы. Но в конце 1990-х в Азербайджане был создан алфавит, опять же из 52 букв, на латинской основе.

Массовое переселение удинов в российские города началось после 1988 года, во время армяно-азербайджанского конфликта. Но особым административно-территориальным статусом удины РФ не обладают.

Удины (უდიები) - древний кавказский народ, родственный лезгинам, обитавший в долине реки Кура и составлявший большинство в государстве Кавказская Албания. Современный удины - фактически потомки тех самых древних албанцев. Всего в мире их около 10 000, из коих 4000 живут в Габалинском районе Азербайджана, 3700 в России, и понемногу в Украине, Казахстане и Армении. В Грузии имеется одно удинское село в Кварельском районе .

история

Удины (в форме "угии") дважды упоминаются Геродотом: при перечислении податного населения 14-й сатрапии (кн.III, № 93), в которую входили Дрангиана и Кармания — земли внутреннего Ирана, и при описании персидского войска, уже среди кавказских народов (кн. VII, № 68).

Поздними греко-римскими авторами (Аполлоний Родосский, Полибий, Страбон и др.) удины обычно локализуются в северо-западном Прикаспии, но всегда севернее р. Кура. Плиний Старший. (I в. н. э.) называет удин скифским племенем и упоминает также так называемых утидорсов (аор-сы-сарматы, видимо, смешанное племя). В связи с этим вероятен дрейф этнонима или более сложные этногенетические процессы (например, оседание какого-либо ираноязычного или, что менее вероятно, угро-финского народа и восприятие им языка местного кавказского населения). Соседями др. удин были албаны, первоначальная территория которых, согласно тем же и другим греко-римским источникам II в. до н. э., — II в. н. э. была в междуречье Куры и Аракса. В разное время в их состав также вливались разноплеменные группы, преимущественно ираноязычные. Страбон насчитывает в Албании 26 отдельных народностей со своими языками. Во второй половине I тыс. до н. э. на территории Албании возникают городские центры, ко II в. до н. э. объединившиеся под властью одного царя.

Армянские средневековые источники (например, "Ашхарацуйц") определяют область расселения удин — наханг Утик, состоящий из 8 гаваров (районов): Гардаман, Тускатак, Шакашен, Арданрот, Ути арандзнак, Рот-и-баз-Кура. Севернее Куры расположен Агванк, т. е. Албания с центром в Кабалаке (ныне с. Чухур-Кабала Куткашенского/Кабалинского р-на).

Утик вошел в состав Армении при Арташесе I (189 — 160 гг. до н. э.). Агванк оставался независимым. После раздела Армении между Римом и Ираном (387 г. н. э.) Утик (а также Арцах и часть Пайтакарана) был присоединен к Агванку, из которых образовалось особое персидское марзпанство (наместничество). С этих пор утвердилось расширенное понимание Албании, (парф., араб. Арран, груз. Эр-Ран), включающей большую часть части территории современной республики Азербайджан. До 510 г. н. э. в Албании сохранились царская власть (местная ветвь парфянской династии — Аршакидов, которые правили и в Армении: Вачаган I, Ваче, Урнайр, Иавчаган, Мерхаван, Сато, Асай, Есвален, Ваче, Вачаган III), после упразднения которой правили персидские марзпаны (наместники) и албанские князья Михраниды, признавшие верховенство Сасанидского Ирана. В VI — VII вв. Утик в значительной степени был уже арменизирован.

В начале VIII в. территория Албании — Аррана подпадает под власть арабов (в 705 г. они занимают г. Партав), начинается активный процесс мусульманизации удин и сокращения их численности. В 866 г. албанский князь Хамама предпринимает кратковременную попытку восстановления Албанского царства. С массовым переселением тюрок-огузов (начиная с XI в.) начинается тюркизация.

Ко времени прихода русских на Кавказ села, население которых продолжало осозновать себя удинами, были сконцентрированы в основном в пределах Шекинского ханства (вошло в Россию в 1805 г. как Нухинский уезд Елисаветпольской губернии: с. Варташен, Варданлы, Баян (ныне Огузский р-н), с. Нидж (ныне Кабалинский р-н), с. Киш (Шекинский р-н). В с. Бум, Солтану-ха, Мирза-бейли и Мухлугувак (современный Кабалинский р-н) проживали семьи мусульман, осознающих себя уже азербайджанцами, но еще помнящих удинский язык. Эти села расположены на территории древнего Агванка. Кроме того отдельные села удин или их потомков сохранялись на землях древнего Утика (с. Кырзан, современный Таузский р-н) и Арцаха (Карабах, с. Сейсулла, Гасанкала).

В конце XIX в. происходило собирание всех, еще осознающих себя удинами, в два крупных села: Варташен и Нидж. Особенно это касается последнего (существует мнение о том, что традиционное деление Ниджа на кварталы — результат поселения в нем удин из разных мест: из Таузского р-на и Карабаха). Первое переселение удин за пределы этнической территории датируется временем армяно-азербайджанского конфликта начала века. В 1922 г. часть православных удин Варташена бежали в Грузию, где сформировали село Окбомбери, впоследствии переименованное в Зинобиани.

В период коллективизации и раскулачивания отдельные семьи удин были выселены или бежали в Баку, Евлах, Шеки, Мингечаур (при паспортизации они были записаны армянами). В РФ удины появляются впервые в 1970-е г. Массовое переселение однако началось сразу после 1988 г., во время армяно-азербайджанского конфликта. В настоящее время в Варташене (около 7000 чел. населения), осталось менее 20 домов удин (до 1950-х гг. их и армян было абсолютное большинство, в 1975 г. — около 40% населения), из Ниджа выехала почти вся молодежь.

современность
язык

УДИНСКИЙ язык относится к северо-кавказской семье, нахско-дагестанской (восточно-кав-казской) подсемье, лезгинской (лезгинско-даргин-ской) ветви, лезгинской группе, удинской подгруппе. Имеет два диалекта: ниджский и варта-шенский (варташенско-октомберийский). Ниджский диалект имеет свои подговоры, делящиеся на 3 подгруппы — нижние, промежуточные и верхние. По одной версии эти подговоры исторически являлись отдельными говорами (диалектами), соответствовали разным группам удин из Карабаха, Таузского района, переселившихся в Нидж. В составе Варташенского диалекта выделяются два говора: собственно варташенский и ок-томберийский.

тексты на удинском языке



После исследований А. Шанидзе, Ж. Дюмезиля и других принято считать, староудинский — языком других агван (кавказских албанцев). Неудивительно, что язык населения Утика, служившего проводником шедшего из Армении влияния христианского культурного мира, в какой-то момент стал общеупотребительным среди других народов Албании. Реже с агванским сближают цахурский и другие языки лезгинской группы, распростаненные на территории современного Азербайджана. Согласно традиции (Корюн, Мовсес Каланкатуйский) около 430 г. н. э. для агванского языка была создана письменность Месропом Маштоцем, в летописи упоминаются книги, письменные доски, выполненные этим письмом, предание их огню хазарами в VII в. и т. д.

В 1937 г. И. В. Абуладзе нашел агванский алфавит (52 буквы, многие напоминают армянские и грузинские — хуцури) в армянской рукописи XV в. (Матенадаран, Эчмиадзинский фонд № 7117). В 1948—1952 гг. во время раскопок в Мингечауре было сделано еще несколько эпиграфических находок. В 1956 г. А. Курдиан (США) открыл второй экземпляр алфавита (переписанный в XVI в.).

Агванскими часто объявляются плохо читаемые армянские эпиграфические памятники. В действительности их до сих пор найдено не более 7—8 (письмо раздельное, написание слева направо, вокалическое). Все памятники относятся к V— VIII вв.

(инфа собрана из разных частей интернета)