Особенности языковой и этнической ассимиляции украинцев.

Этническую ассимиляцию в полной мере можно отнести к категории этнотрансформационных процессов, поскольку она представляет собой процесс полного или частичного поглощения одним этносом другого, обычно слабого более сильным. На практике этот процесс выражается в усвоение слабом этносом языка, культуры, обычаев, традиций более сильного этноса, в результате чего происходит изменение самосознания слабого этноса и утрата им своей этнической принадлежности. Чаще всего это происходит путем завоевания, последующих смешанных браков и целенаправленного "растворения" подчиненного этноса этносом господствующим. В ходе этого процесса одна этническая общность постепенно адаптируется к обычаям, ценностям, образу жизни, а часто и к языку доминирующего этноса. Итогом ассимиляции становится утрата исконных этнических свойств, изменение этнической идентичности, самосознания людей.

Вот пример. Индейцы и политика интернационализма. В 1871 г. Конгресс издал закон о лишении индийских племен права считаться независимыми нациями, отношения с которыми регулировались на договорной основе. Новый их статус определялся как подопечные Соединенных Штатов, в отношении которых конгресс был вправе издавать любые законы, регулирующие их жизнь и имущество. Подобный статус окончательно развязал федеральному правительству руки для проведения в отношении индейцев крайне жестокого курса, получившего название политики патернализма. Основная цель этой политики заключалась в "цивилизации диких индейцев", т.е. в " в окончательном и бесповоротном решении индейского вопроса путем быстрого включения коренных жителей в экономическую и политическую жизнь государства". Иными словами, суть патернализма заключалась в насильственном интегрировании индейцев в социально-экономическую структуру США, в "подгонке" их традиционной культуры доминировавший евро-американский стандарт. Создание резервации стало лишь начальным шагом на пути приобщения коренного населения к "благам" американской цивилизации. Завершив индийские войны, федеральное правительство приступило к ликвидации остатков независимости своих подопечных путем уничтожения традиционной формы их социальной организации - племени. С целью поставить этот институт под контроль административных органов конгресс в 1885 г. Принял закон, по которому отменялся один из важнейших компонентов племенной автономии - отправление правосудия на территории резервации.

Ассимиляция может проводиться разными путями: непосредственным, прямым и равноправным включением индивидов в общество, что влечет за собой формальное равенство в юридических, политических, экономических и других общественных институтах независимо от расовых, культурных, языковых или конфессиональных различий (универсалистская инкорпорация); включением индивидов в общество на неравноправной основе, в результате чего возникает подчиненная, недоминирующая общность, которая может превосходить по численности доминирующие группы, но формально являться меньшинством (дифференциальная инкорпорация). При этом возможны:

  • ·односторонняя ассимиляция, когда культура меньшинства йод давлением внешних обстоятельств полностью вытесняется доминирующей культурой;
  • ·полная ассимиляция - весьма редкое явление.

Процессы этнической ассимиляции стали развиваться в основном со становлением раннеклассового общества, по мере разложение родоплеменных связей и замены их территориально - соседскими и государственно - политическими. Процессы этнической ассимиляции несколько усилились в раннем средневековье; они несомненно играли видную роль в исчезновении с исторической арены многих этнических образований, таких как аланы, гунны, вестготы и др., которые после военных поражений или по другим причинам распадались на части, и эти части поглощались окружающими народами. Многие германские народы (или группы племён), переселившиеся на Апеннинский полуостров, например лангобарды, прекратили свое существование, растворившись среди италийского населения. Весьма широко процессы ассимиляции развернулись в позднефеодальную и особенно - в капиталистическую эпоху, когда многие народы в этническом отношении уже достаточно сформировались, а входящие в них люди приобрели четкое национальное самосознание. Некоторые исследователи, в частности М. Херсковиц, считают, что ассимиляция предполагает неравноправное положение той группы, которая передает культуру, и группы, воспринимающей её. Обращая внимание на психологические аспекты ассимиляции, отдельные исследователи прямо подчеркивают, что под ассимиляцией следует понимать не грубое внедрение языка или материальной культуры, а главным образом изменение самосознания ассимилируемого, с одной стороны, и сознания его окружающих - с другой.

В процессе этнической ассимиляции принято выделять два ее типа: полную и частичную. Суть первой заключается в том, что этническая группа, пребывающая в иноэтнической среде, в силу различных исторических обстоятельств полностью отказывается от своей культуры и стремится усвоить необходимые для жизни ценности чужой культуры в целом. Этот процесс протекает более эффективно при наличии "доброй воли" контактирующих сторон.

Частичная ассимиляция состоит в том, что индивид или этническая группа жертвует своей культурой в пользу инокультурной среды лишь частично, отказываясь от какой-либо одной из сфер своей жизнедеятельности. Например, на работе представители соответствующей этнической группы руководствуются нормами и требованиями чужеродной среды, а в семье, на досуге - нормами своей традиционной этнокультуры. Таким образом, чаще всего ассимилируются эмигранты, разделяя свою жизнь на две половины.

Кроме того, в этнологии различаются естественная и насильственная ассимиляции. Естественная ассимиляция возникает при непосредственном контакте этнически разнородных групп и обусловливается потребностями упрочения их общей социальной, хозяйственной и культурной жизни. Насильственная ассимиляция представляет собой систему мероприятий органов власти, действующих во всех сферах общественной жизни и направленных на ускорение процесса ассимиляции путем подавления языка и культуры национальных меньшинств. Естественно, что чем многочисленнее тот или иной этнос и чем богаче его культура, тем труднее он поддается насильственной ассимиляции.

Обычно имеет место большая или меньшая степень трансформации культуры меньшинства под влиянием доминирующей культуры. При этом происходит замена норм и ценностей культуры, языка, поведения, в результате чего у представителей ассимилированной группы меняется культурная идентичность. Растет число смешанных браков, представители меньшинства включаются во все социальные структуры общества.

Приведем пример. "Восстание индейцев: Грозное восстание Понтиака, показавшее мощь сплоченных действий индейцев, заставило метрополию отказаться от конфронтации с коренным населением колоний. 7 октября 1763 г. Была издана прокламация короля Георга 3, регламентировавшая отношения с индейцами в британских владениях в Америке. В документе, с одной стороны, подтверждался феодальный суверенитет королевской власти над этими территориями, а с другой - индейцам "гарантировались земли к западу от Аллеган и р. Миссисипи", где белым "под угрозой наказания и монаршей немилости" запрещалось без особого на то разрешения приобретать собственность и создавать поселения".

Одним из центральных понятий, связанных с изучением межэтнического общения, в зарубежной литературе является понятие аккультурации. Под аккультурацией при этом понимается процесс, в ходе которого группа людей с одной культурной базой, вступая в продолжительный и непосредственный контакт с группой, отличной от неё в культурном отношении, изменяет свою первоначальную культурную модель, т.е. подвергается культурной ассимиляции. А некоторых случаях термин "аккультурация" заменяется более узким понятием, например понятиями "европеизации", "вестернизация" и "модернизация" - распространение в развивающихся странах элементов европейской культуры, форм хозяйства, государственного устройства и т.д.

АССИМИЛЯЦИЯ (от лат. assimilation - употребление, слияние, усвоение) - в истории слияние одного народа с другим с утратой одним из народов своего языка, культуры, национального самосознания. Может носить как естественный, так и насильственный характер.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 24.

АССИМИЛЯЦИЯ - согласно Ж. Пиаже - механизм, обеспечивающий использование в новых условиях ранее приобретенных умений и навыков без их существенного изменения: его посредством новый предмет или ситуация объединяется с совокупностью предметов или другой ситуацией, для коей уже существует схема.

Словарь практического психолога. - Минск, Харвест. С. Ю. Головин, 2001, 50.

Ассимиляция (Рыбаковский, 2003)

АССИМИЛЯЦИЯ (лат. assimilatio) – уподобление, слияние, усвоение. Термин широко применяется во многих естественных и общественных науках. В широком смысле под ассимиляцией понимается процесс, в ходе которого две (или более) группы, ранее различающиеся внутренней организацией, ценностными ориентациями, культурой, создают новую общность, в которой происходит смена групповой самоидентификации, утрачивается ощущение своей самобытности, специфичности. Согласно теории американского социолога Р. Парка , процесс ассимиляции состоит из следующих фаз: контакт, конкуренция, приспособление и собственно ассимиляция...

Ассимиляция (Акмалова, 2011)

АССИМИЛЯЦИЯ. Постепенное слияние групп меньшинства с доминирующей группой в плане принятия норм поведения, культуры, обычаев, смешанных браков. Ассимиляция может происходить добровольно, не вызывая социальных конфликтов, и насильственно, что может вызвать сопротивление у ассимилируемых, порождая этно-националистический протест.

А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011.

Ассимиляция этноязыковая

АССИМИЛЯЦИЯ ЭТНОЯЗЫКОВАЯ - этап этнической ассимиляции, процесс утери тем или иным этносом, в условиях иноязыковой среды, родного языка в качестве средства общения, в том числе - в сфере внутриэтнической коммуникации. Языковая ассимиляция является важным этапом этнической ассимиляции вообще, начинается вслед за культурно-бытовой ассимиляцией и вместе с потерей этнического самосознания завершает этот процесс. Языковая ассимиляция, т. е. полный переход на другой язык, относится к этноязыковым процессам эволюционного характера.

Ассимиляция этническая (Тавадов, 2011)

АССИМИЛЯЦИЯ ЭТНИЧЕСКАЯ (лат. assimilatio - уподобление) - процесс, в ходе которого этносы или отделившиеся от них небольшие группы, оказавшись в иноэтнической среде, воспринимают язык и культуру другого этноса, постепенно с ним сливаются и причисляют себя к данному этносу. При ассимиляции этнической происходит полная или почти полная утрата ассимилирующейся группой исконных этнических свойств и столь же полное усвоение новых. Перемена этнического самосознания обычно считается конечной стадией этого процесса.

Ассимиляция (Матвеева, 2010)

АССИМИЛЯЦИЯ - в фонетике - приспособление звуков речевого ряда друг к другу по артикуляции и акустическим свойствам, их фонетическое сближение, уподобление одного из звуков другому. В русском языке ассимилируются согласные. Возможна ассимиляция по месту и способу образования, по твёрдости и мягкости, по звонкости и глухости согласных. В сочетаниях согласных звуков литературного русского языка более сильным является последующий звук, он влияет на предыдущий, уподобляя (ассимилируя) его: подход [тх] - оглушение [д] под влиянием последующего [х], на месте [с"т"] - смягчение [с] под влиянием последующего [т"], ср. место [ст]. Такую ассимиляцию называют регрессивной...

Ассимиляция (К.Г. Юнг)

Ассимиляция. - есть уподобление нового содержания сознания уже имеющемуся обработанному (сконстеллированному) субъективному материалу, причем особо выделяется сходство нового содержания с уже имеющимся, иногда даже в ущерб независимым качествам нового. В сущности, ассимиляция есть процесс апперцепции (см.), отличающийся, однако, элементом уподобления нового содержания субъективному материалу. В этом смысле Вундт говорит: “Такой способ оформления (т. е. ассимиляции) выступает в представлениях особенно наглядно тогда, когда ассимилирующие элементы возникают путем воспроизведения, а ассимилированные - путем непосредственного чувственного впечатления...

Ассимиляция (Шапарь, 2009)

АССИМИЛЯЦИЯ (лат. assimilatio - уподобление, сопоставление) - по Пиаже, механизм, посредством которого новый предмет или ситуация объединяется с совокупностью предметов или с другой ситуацией, для которой схема уже существует. В социальной психологии слияние одного народа (или его части) с другим путем усвоения его языка, обычаев и т. п. и утраты своего языка, культуры и национального самосознания. Существует естественная ассимиляция, которая происходит в благоприятных для народов условиях (использования принципа полного равноправия народов) и носит характер слияния малых народов с более крупными этническими общностями. Наряду с естественной существует насильственная ассимиляция, которая происходит в условиях национального, религиозного и т. п. гнета и носит характер подавления некоторых народов.

АССИМИЛЯЦИЯ ЭТНИЧЕСКАЯ (лат. assimilatio - уподобление) - процесс, в ходе которого этносы или отделившиеся от них небольшие группы, оказавшись в иноэтнической среде, воспринимают язык и культуру другого этноса, постепенно с ним сливаются и причисляют себя к данному этносу. При ассимиляции этнической происходит полная или почти полная утрата ассимилирующейся группой исконных этнических свойств и столь же полное усвоение новых. Перемена этнического самосознания обычно считается конечной стадией этого процесса.

Процессы ассимиляции этнической охватывают больше всего малочисленные народы, давно живущие в иноэтническом окружении, или народы, «размываемые» вследствие расчленения их этнической территории и вынужденные стать на путь миграций, или же отдельные территориальные группы наций, уже давно оторванные от основного этнического массива. У крупных наций со сложившимся национальным обликом культуры и языка, как правило, сила ассимиляционного воздействия на попавшие в орбиту их влияния иноэтнические элементы бывает больше. Однако активность и интенсивность ассимиляции этнической зависят и от многих других факторов: характера расселения, экономических связей, исторических, этнографических и идеологических (например, религия) предпосылок.

Различаются естественная и насильственная ассимиляции. Ассимиляция этническая, протекающая естественным путем, носит добровольный характер, исключает принуждение. Естественная ассимиляция возникает при непосредственном контакте этнически разнородных групп населения и обусловлена потребностями общей социальной, хозяйственной и культурной жизни, распространением этнически смешанных браков и т. п. Такая ассимиляция этническая имеет в целом прогрессивный характер.

В России подобными процессами охвачены прежде всего этносы, частично живущие за пределами своих, национально- государственных образований, территориально смешанные с другими, более крупными народами (часть мордвы, татар, карелов и др.), а также этнические группы, для которых характерно дисперсное расселение (поляки, евреи и т. д.). Основной канал ассимиляционных процессов в России - межэтнические браки, хотя в ограниченных масштабах имеет место и внесемейная ассимиляция.

Ассимиляция этническая насильственная имеет место в странах, где национальности неравноправны, и сопровождается открытым или латентным принуждением по отношению к ассимилируемому этносу, что приводит к утрате своего национального языка, национальной культуры, традиций и т. п. Обычно насильственная ассимиляция представляет собой систему мероприятий правительства или местных властей в области школьного образования и других сферах общественной жизни, направленных на искусственное ускорение процесса ассимиляции путем подавления или стеснения языка и культуры национальных меньшинств, давления на их самосознание и т. д. Навязывание национальным меньшинствам языка, культуры, обычаев и традиций другой господствующей или численно большей нации является следствием имперской великодержавной политики. В ряде стран Запада (США, Канады, ФРГ) ассимиляция этническая имеет в значительной мере вынужденный характер, т. к. быстрая ассимиляция - непременное условие успешной адаптации переселенца.

См.: Консолидация внутриэтническая, Консолидация межэтническая, Межэтническая интеграция, Метисация, Миксация этногенетическая.

Тавадов Г.Т. Этнология. Современный словарь-справочник. М., 2011, с. 33-34.

Этническая ассимиляция - процесс усвоения представителями различных национальностей языка, культуры, обычаев, традиций той этнической среды, в которой они проживают.

В результате этого происходит потеря ими своего языка, культурных особенностей, традиций и изменение самосознания их национальной (этнической) принадлежности. На этой основе как в мировом масштабе, так и в рамках отдельного региона или государства, происходит увеличение численности лиц одной (ассимилирующей) национальности и сокращение числа лиц другой (ассимилируемой) национальности.

Этнической ассимиляции способствуют усиление межгосударственной и межрегиональной миграции, расширение межнационального общения, рост межнациональных браков, семей и т. д. Процессы ассимиляции могут охватывать как группы этнических меньшинств той же страны (например, ассимиляция англичанами уэльсцев, французами бретонцев, русскими евреев, поляков, греков и др.), так и иммигрантов, осевших на постоянное жительство (например, ассимиляция итальянцев, испанцев, армян, переселившихся во Францию, в США и другие страны). В зависимости от того, какими путями и способами осуществляется ассимиляция, различаются естественная и насильственная ассимиляция.

Естественная ассимиляция - итог непосредственного контакта этнически разнородных групп, обусловлена потребностями упрочнения их общей социальной, хозяйственной и культурной жизни. Идущая уже многие столетия естественная ассимиляция как в мире в целом, так и в отдельных странах и регионах, отражает закономерные интеграционные процессы общественного развития. Происходя свободно и добровольно, она не вызывает, как правило, межэтнических конфликтов.

Насильственная ассимиляция представляет собой целенаправленную систему мер органов власти во всех сферах общественной жизни, направленных на искусственное навязывание и подталкивание процесса этнической ассимиляции путем подавления или стеснения языка и культуры этнических меньшинств, давления на их этническое самосознание и т. д. В современной истории этот вид ассимиляции осуществляется в Турции по отношению к курдам, в Латвии и Эстонии по отношению к русским. Мировой исторический опыт убедительно свидетельствует об упорном сопротивлении насильственной этнической ассимиляции даже со стороны малочисленных этносов.

Проблема этнических контактов является чрезвычайно важной для многонациональной России, на территории которой проживают более 150 этносов и этнических групп . Этническая картина России отличается крайней неоднородностью. Так, численность нескольких коренных этносов (татары, чуваши, башкиры, мордва) превышает 1 млн. человек в каждом, а численность всех двадцати шести народов Севера, Сибири и Дальнего Востока составляет не более 180 тыс. В России проживает более 30 этнических групп, относящихся к народам, не имеющим в ми¬ре своей государственности (цыгане, ассирийцы, уйгуры, курды и др.). Только в шести из 21 республики титульное население превышает 50% населения данной республики (Чувашия, Кабардино-Балкария, Тува, Северная Осетия, Чечня, Ингушетия). В целом во всех вместе взятых республиках коренной этнос составляет всего 32% населения, а в автономных округах - 10,5%. Вместе с тем государствообразующий этнос - русские - составляет более 80% населения страны.

Следует также отметить, что проблема межэтнических контактов осложняется в связи с прибытием в Россию миллионов беженцев и вынужденных переселенцев. Кроме того, в поисках заработка, а также с иными (больше неблаговидными) целями в Российскую Федерацию приезжают и временно или постоянно проживают от 10 до 15 млн. граждан государств ближнего и дальнего зарубежья.

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы роль и значение межнациональных отношений в обществе?
2. Какие уровни можно выделить в структуре межэтнических отношений?
3. В чем состоит специфика межэтнических, межнациональных отношений?
4. Какие факторы влияют на межэтнические отношения?
5. Охарактеризуйте современные межнациональные отношения в Российской Федерации,
6. Назовите страны и регионы, где, по вашему мнению, межэтнические отношения характеризуются как напряженные, конфликтные.
7. Какие виды этнических контактов существуют?
8. Какие варианты результатов этнических процессов можно выделить?
9. Вспомните ваши личные контакты с людьми других национальностей и попытайтесь определить их результаты.
10. Проанализируйте результаты межэтнических контактов за последние годы в России.

Литература

1. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. - М., 1989.
2. Государство, право и межнациональные отношения в странах западной демократии. - М., 1993.
3. Губогло М.Н. Национальные процессы в СССР. - М., 1991.
4. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. - М., 1994.
5. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. - СПБ., 1999.
6. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в Российской Федерации. - М., 1997.
7. Этнические процессы в современном мире. - М., 1987.
8. Этнические стереотипы поведения. - Л., 1985.
9. Этносы и этнические процессы. - М., 1995.

В принимающее общество. Во-вторых, под ассимиляцией понимают состояние сходства в манерах поведения, установках, ценностях у иммигрантов и представителей принимающего общества, нации.

Распространенный термин, применяемый в Европе.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Major Sociological Paradigms: Crash Course Sociology #2

    ✪ SimpleExpress. Кратко возрастная и генетическая психология.

    ✪ Создать образ врага

    ✪ Функціональний аналіз: соціальні функції засобів масової комунікації

    ✪ Jak powstaje radykalizm islamski. Analiza wywiadu z polskim dżihadystą.

    Субтитры

    Что же такое общество? В смысле, это гладко функционирующее целое, с разными частями, подходящими друг другу, чтобы оно работало? Или это клубок конкурирующих групп, хватающих друг друга за глотки и борющихся за контроль над другими? Или может это, ну знаете, куча людей, которые просто пытаются выжить. Дело в том, что нет одного-единственного ответа на вопрос, какова на самом деле природа общества. Но все три модели, которые я только что описала (общество как хорошо смазанная машина, как группа конкурирующих интересов и как куча людей, просто взаимодействующих друг с другом), их все стоит рассмотреть. Потому что каждая из них предлагает свой собственный взгляд на социальный мир и каждая из них имеет решающее значение для понимания практики социологии, с историями, которые можно проследить до основоположника дисциплины. Итак, поговорим о парадигмах. Crash Course Социология № 2 Главные социологические парадигмы Парадигма - это не какой-то высокотехнологичный парашют. И это не второе название двадцати центов. На самом деле, парадигма, по сути, - это модель того, как вы думаете о вещах, это набор концепций и теорий, которые определяют вашу точку зрения по определенной теме, будь то русская литература, паблик-арт или законы физики. А в социологии ключевыми являются теоретические парадигмы. Эти парадигмы являются основополагающими предположениями, которые социологи выдвигают о социальном мире, они направляют их мысли и исследования. И вначале это может показаться довольно предвзятым, как будто вы идете изучать общество с определенными предубеждениями. Но вам нужны предположения, которые предоставляют эти парадигмы, потому что сырые факты не интерпретируют себя. Примеры сырых фактов: «уровень безработицы в прошлом году составил 5%», «рост Васи - 1 метр 80 сантиметров», или «сегодня группа людей с плакатами перекрыла трассу». Называя их сырыми, я имею в виду, что эти факты просто описывают эмпирическую реальность. И они не интерпретируются заранее. 5% - это приемлемый уровень безработицы? Или мы должны попробовать снизить его? Человек ростом в 180 сантиметров высокий? Протестующие, перекрывшие трассу, нарушают общественный порядок или они борются за свои интересы? Ответ на последний вопрос: конечно, и то, и другое. Но важно понять: чтобы выбрать ответ, от вас требуется сначала выдвинуть определённые предположения о социальном мире. Ещё важно понимать, что эти два разных ответа будут полезны в разных ситуациях, для ответа на различные типы вопросов. Например, если вы пытаетесь понять, как и почему общество может держаться вместе, то смотреть на протесты как на признаки напряжения или распада может быть более полезным. Но если вы пытаетесь понять, почему люди протестуют, то попытка понять, как они преследуют свои интересы, может быть лучше. Так, всё это может показаться ненаучным: физике не нужна «интерпретация». Математике не нужно несколько «точек зрения». Но на самом деле, нужно. Все научные дисциплины выдвигают предположения о мире и все научные дисциплины используют разные точки зрения в зависимости от вопросов, которые они задают. Физика может понимать прыгающий шар как почти бесчисленное множество фундаментальных частиц, каждая со своей собственной волновой функцией, все частицы в котором будут держаться вместе различными силами в квантовой шкале. Или она может понять его как просто n-ное количество граммов резины, движущихся в пространстве. Точка зрения, которую вы примете, резко изменит тип вопросов, которые вы захотите задать. Все науки задают различные типы вопросов и исходят из разных предпосылок для ответа на них. А сырые факты всегда нуждаются в какой-то точке зрения, чтобы сделаться полезными. Итак, если мы хотим поговорить о разных вопросах и точках зрения в социологии, хорошо было бы начать с того, о чём мы приводили в последнем эпизоде - с того факта, что социология смотрит на общество на всех уровнях, во всех масштабах, от огромного до крошечного. Другими словами, социология связана как с макро-, так и с микроуровнем. Ориентация на макроуровень означает смотреть на большое. Когда социологи задают вопросы на этом уровне, они обращают внимание на обширные, крупномасштабные структуры, которые формируют общество. Макровопросом, например, является «Что вызвало переход от феодализма к капитализму?» Или «Как раса влияет на получение образования?» Ориентация на микроуровень, разумеется, предполагает смотреть на малое. Такие вопросы более узко связаны с взаимодействием между людьми, например: «По-разному ли врачи разговаривают с пациентами разных рас?» или «Как члены определенной группы строят групповую идентичность?» Итак, стоит отметить, что эти ориентации не отделены полностью друг от друга. Потому что, ещё раз, большое и малое всегда связаны. Спросить, как врачи разговаривают с пациентами разных рас, означает задать микровопрос, но он также помогает нам понять макроуровневую картину расового неравенства в сфере здравоохранения. Аналогично, вопрос о том, как группа строит свою идентичность, может иметь макроэффекты, поскольку это может помочь объяснить, как воспроизводятся и поддерживаются крупные социальные структуры. Теперь, когда мы понимаем немного больше о различных масштабах, с которыми работает социология, мы можем обратиться к его основным теоретическим парадигмам, которых три: Есть структурный функционализм, теория конфликта и символический интеракционизм. Начнем со структурного функционализма, который был создан французским социологом Эмилем Дюркгеймом. Дюркгейм представлял общество как своего рода организм, с разными частями, которые все работают вместе, чтобы сохранить его живым и здоровым. Конечно, что-то может пойти не так. Но это всегда представлялось Дюркгеймом как неисправность, болезнь или отклонение от нормального функционирования вещей. Таким образом, точка зрения структурного функционализма выдвигает такое же основное предположение: Общество рассматривается как сложная система, части которой работают вместе, чтобы способствовать стабильности и социальному порядку. И эти разные «части» общества - это социальные структуры, относительно устойчивые модели социального поведения. Например, Дюркгейм проявлял чрезвычайный интерес к религии, а также к разделению труда, а также к тому, как разделяются задачи в обществе. И эти структуры рассматриваются как выполняющие определенные социальные функции. Например, семья в большинстве обществ выполняет функцию социализации детей - учит их жить в этом обществе. А социальные функции бывают двух типов: явные и латентные функции. Явные функции являются предполагаемыми или очевидными последствиями конкретной структуры, в то время как латентные функции являются непреднамеренными или непризнанными. Например, мы часто думаем о том, что школы предназначены для того, чтобы дать детям знания - вот их явная функция. Но школы также могут помочь социализировать детей. У них может быть (и исторически была) дополнительная цель - создавать рабочих, которые слушаются начальство и укладываются в дедлайны. Это латентная функция. Итак, наряду с функциями, у нас также есть социальная дисфункция, которой считается любая социальная структура, нарушающая гладкую работу общества. Например, технологическое развитие является мощным стимулом для улучшения экономики, что является полезной функцией. Но это также дестабилизирующая сила. Новые машины могут лишить людей работы. Когда-нибудь скоро мы увидим социальную дисфункцию тысяч дальнобойщиков, которых вытеснят беспилотные грузовики. И это подводит нас к одной из проблем структурного функционализма. Поскольку он рассматривает общество как фундаментально функциональное и стабильное, он может быть очень плох при работе с изменениями. Он может быть плох, когда вы пытаетесь хорошо объяснить, почему происходит изменение, и он может также интерпретировать плохие вещи в обществе как имеющие положительные функции, которые поэтому не нужно менять. Приведём крайний пример: с точки зрения структурного функционализма бедность, хоть и пагубную для людей, можно представить как функционально полезную для общества, потому что она гарантирует, что всегда будут люди, которые хотят работать. Таким образом, эта точка зрения может рассматривать любые попытки уменьшить бедность как потенциально наносящие ущерб обществу. В таких случаях лучше, однако, обратиться к теориям конфликта. В отличие от структурного функционализма, теории конфликта предполагают, что общество состоит из разных групп, которые борются за дефицитные ресурсы - за власть, деньги, землю, еду или статус. Эта точка зрения смотрит на изменения как на основополагающие для общества, постоянно управляемые этими конфликтами. Первой теорией конфликта в социологии была теория классовой борьбы, выдвинутая Карлом Маркс. Эта теория предполагает, что в обществе есть разные классы, основанные на их отношении к средствам производства - к таким вещам, как фабрики и сырье. При капитализме двумя классами были капиталисты, или буржуазия, владеющие средствами производства, и рабочие, или пролетариат, которые должны были продавать свой труд, чтобы выжить. Маркс рассматривал этот конфликт между классами как центральный конфликт в обществе и источник социального неравенства в силе и богатстве. Но есть и другие теории конфликта, которые обращают внимание на другие группы. Например, теория расового конфликта впервые была сформулирована через призму социологии У. И. Б. Дюбуа, ещё одним основателем социологии. Она понимает социальное неравенство как результат конфликта между различными расовыми и этническими группами. Между тем, теория гендерного конфликта обращает внимание на социальное неравенство женщин и мужчин. Точки зрения всех трёх видов теории конфликта имеют ключевое значение для американской истории и по-прежнему важны сегодня. Но парадигмы, которые мы рассматривали до сих пор, - это, по сути, макроподходы: структурный функционализм обращает внимание на то, как большие структуры подходят друг другу, а теория конфликта смотрит, как общество определяет источники неравенства и конфликта. Но ещё есть символический интеракционизм, и он построен для решения микровопросов. Символический интеракционизм впервые проявился наиболее ярко в работе немецкого социолога Макса Вебера и в его акценте на «verstehen», или «понимании». Вебер считал, что социология должна обращать внимание на индивидуальные социальные ситуации и значение, которое люди придают им. Итак, символический интеракционизм, поскольку он обращает внимание больше на микроуровень, понимает общество как продукт повседневных социальных взаимодействий. В частности, эта социологическая школа интересуется пониманием общей реальности, которую люди создают посредством своих взаимодействий. Утверждение, что реальность создаётся, может показаться странным, но вспомните идею о сырых фактах против интерпретации. Я машу рукой влево и вправо - это факт, но это означает, что я говорю вам «привет», только потому что мы согласились придать этому такое значение. Следовательно, для символического интеракционизма нет Правды с большой буквы. Напротив, он смотрит на мир, который мы создаём, когда мы придаём значение взаимодействию и объектам. Рукопожатие - это приветствие, только потому что мы согласны с тем, что это так. Собака может быть другом или пищей, в зависимости от того, какое значение мы ей придали. Очевидно, что эти три разные парадигмы дают совершенно разные возможности взглянуть на социальный мир. Но это потому, что они все постигают его в разных частях. Каждая из них дает нам свою призму, через которую мы можем видеть нашу социальную жизнь, точно так же, как науке иногда нужен микроскоп, а иногда нужен телескоп. Все эти призмы важны и даже необходимы для исследования социологических вопросов. Сегодня мы обсудили, что такое теоретические парадигмы, и более подробно поговорили о различии макро/микроуровней. Затем мы рассмотрели три основные парадигмы в социологии и немного узнали об их преимуществах и недостатках. На следующей неделе мы начнём изучать, как эти парадигмы могут использоваться для проведения настоящих социологических исследований. Crash Course Социология снят в студии докторки Шерил Кинни в Мизуле (Монтана) с помощью всех этих милых людей. Наша мультипликационная команда - Thought Cafe, а Crash Course сделан на Adobe Creative Cloud. Если вы хотите сохранить Crash Course бесплатно для всех, навсегда, вы можете поддержать выпуск на Patreon, краудфандинговой платформе, позволяющей вам поддержать контент, который вам нравится. Кстати о Patreon: мы хотели бы поблагодарить всех наших патронов в целом, и мы хотели бы отдельно поблагодарить нашего директора по обучению Дэвида Сичовски. Спасибо за вашу поддержку!

Культурное влияние

Местность (государственной или этнической принадлежности) может совершенно спонтанно принять иную культуру из-за её политической значимости или осознанного превосходства. Один из самых первых случаев - это постепенное принятие латинского языка и культуры большинством порабощенных народов.

Культурная ассимиляция может происходить случайно или принудительно. Одна культура может спонтанно адаптировать иную культуру или культура, которая старше и богаче может насильственно объединить более слабые культуры. Термин «ассимиляция» очень часто используется по отношению к иммигрантам и различным этническим группам, которые поселились на новой земле. Новая культура и новые подходы к происхождению культуры получены в результате контакта и общения. Культурное изменение - это не просто односторонний процесс. Ассимиляция предполагает, что относительно слабые культуры должны объединиться в одну единую культуру. Этот процесс происходит через непосредственный контакт и адаптацию между культурами. Действующее определение ассимиляции обычно используется при упоминании иммигрантов, но, что касается мультикультурализма , культурная ассимиляция может проходить по всему миру, не ограничиваясь конкретными областями. Например, знание языков даёт людям возможность учиться и работать на международном уровне, не ограничиваясь рамками одной единственной культурной группы. Люди из разных стран вносят свой вклад в разнообразие и формирование «глобальной культуры», это означает, что культура сочетает в себе элементы разных культур. «Глобальную культуру» можно рассматривать, как часть ассимиляции, которая является причиной формирования культур из различных областей, воздействующих друг на друга.

Ассимиляция иммигрантов

Ассимиляция иммигрантов в Соединенных Штатах Америки

Ассимиляция иммигрантов представляет собой сложный процесс, в котором иммигранты не только в полной мере интегрируются в новую страну, но и, возможно, полностью теряют свою идентичность и культурное наследие. Социологи опираются на четыре основных контрольных показателя оценки ассимиляции иммигрантов: социально-экономический статус, географическое распределение, хорошо освоенный второй язык , смешанные браки . . Уильям А.В. Кларк определяет ассимиляцию иммигрантов, как «способ понимания социальной динамики американского общества, и что этот процесс часто происходит совершенно спонтанно и непреднамеренно в процессе взаимодействия больших и малых групп».

Между 1880 и 1920гг., США приняли примерно 24 миллиона иммигрантов. Такой рост иммиграции можно отнести ко многим историческим изменениям. Позже, во время холодной войны с 1960 по 1980-е годы и распада Советского Союза в конце 1990-х годов, более 1,8 миллиона евреев эмигрировали из бывшего Советского Союза. Основными странами иммиграции стали: Израиль (около 1,1 млн), Соединенные Штаты (более 400000), Германия (около 130 000), и Канада (около 30 000). Начало XX века также отмечено эрой массовой иммиграции. Социологи в очередной раз пытаются оценить влияние, которое иммиграция оказывает на общество и влияние, которое данный процесс оказывает на самих иммигрантов.

Стоит отметить, что некоторые учёные полагают, что ассимиляция и аккультурация – это синонимы. Это не совсем так. Согласно точке зрения большинства социологов, ассимиляцией является "процесс интерпретации и слияния" одной группы или лица с другими. Данное слияние может включать в себя воспоминания, поведение и чувства. Делясь своим опытом и историями, они сливаются в общую культурную жизнь. При ассимиляции происходит полная утрата одним народом своего языка и культуры при контакте с другим, более доминантным, что не происходит при аккультурации.

Теоретические модели ассимиляции иммигрантов

Согласно первой классической модели, иммигранты и местные становятся всё больше похожи друг на друга в процессе взаимодействия. Эта теория рассматривает иммигрантов, которые с течением времени быстрее приспособились к нормам, ценностям, поведению и характеру другой группы. Данная теория также говорит о том, что иммигранты и их потомки, которые прожили в новой среде дольше, приобретают большее сходство с группой, чем те, которые прожили небольшое количество времени. Вторая теория, представляющая собой модель расовой или этнической неполноценности, утверждает, что шансы иммигрантов ассимилироваться практически невозможны. Примером данной модели является дискриминация и институциональные барьеры на пути трудоустройства и других возможностей. Чтобы обойти данные барьеры, некоторые группы иммигрантов образовали этнические анклавы . Третья, сегментированная модель ассимиляции говорит о том, что такие структурные барьеры как: бедные городские школы, отрезанный доступ к рабочим местам и другим возможностям, часто являющиеся особенно серьезными в случае с наиболее уязвимыми членами групп иммигрантов, могут привести к застою и спаду мобильности , даже если дети других иммигрантов будут следовать в сторону классической прямолинейной ассимиляции совершенно различными путями.

Основные показатели ассимиляции иммигрантов

Исследователи определяют, что ассимиляция, существующая среди иммигрантов может быть измерена четырьмя основными критериями. Эти основные аспекты, сформулированные в США для изучения европейской иммиграции , по-прежнему являются отправными точками понимания ассимиляции иммигрантов. Этими аспектами являются: социально-экономический статус, географическая концентрация населения, владение вторым языком и смешанные браки.

Изменение имени иммигранта и приобретение дома как формы ассимиляции

В то время как изменение имен иммигрантов не является одним из 4-х измеримых критериев для ассимиляции, очерченной социологами, тем не менее, представляет собой четкий отказ от старого. Таким образом иммигранты быстрее понимают структуру нового общества. Простота и комфорт в общении стали еще одним фактором отказа от прежних имен. Имена многих иммигрантов из других стран достаточно трудно произносить, поэтому замена имени на новое будет еще одним шагом на пути к скорой ассимиляции с местным населением.

Покупку собственного дома также можно рассматривать как шаг на пути к ассимиляции. Уильям А.В. Кларк исследует этот шаг в своей книге "Immigrants and the American Dream Remarking the Middle Class". Кларк понимает, что процесс ассимиляции представляет собой гораздо больше, чем просто возможность купить дом. Но он утверждает, что "домовладение" является одним из этапов ассимиляции. Приобретая дом, человек становится частью общества и окрестности в которой живет, а также частью повседневной деятельности.

Модификации для оценки ассимиляции иммигрантов

Американские исследования ассимиляции иммигрантов 19-ого века пришли к выводу, что иммигранты в США с трудом догоняют коренное население по уровню знаний, образования, опыта работы и доходам. Но исследования 20-ого века свидетельствуют о том, что иммигранты в конце концов их догнали. На сегодняшний день ученые исследуют факторы, которые привели к ошибочным результатам. Во-первых, иммигранты, прибывшие, в юном возрасте, должны рассматриваться отдельно от тех, кто прибыл уже во взрослом. Во-вторых, специфика получения прибыли должна быть больше приближена к форме возрастных доходов. Исследователи указывают на то, возможности получения прибыли должны также рассматриваться уже с точки зрения показателей, уставленных в 20-ом веке, а не в 19-ом с точки зрения традиционных путей развития.

Натурализация иммигрантов

Примеры ассимиляций

Этнографические

  • арменизация
  • булгаризация
  • латышизация
  • японизация

Религиозные

  • буддификация (ламаизация)

Явленя, являющиеся результатом ассимиляции социальной группы

Постоянно и часто встречающиеся.