Музыкальная память: приемы развития и основы быстрого запоминания. Музыкальная память: отчего возникают проблемы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

на тему: "Развитие музыкальной памяти"

преподавателя по классу скрипки

Щукиной Е.Н.

Общие сведения

1. Музыкальная память и её роль в исполнительской деятельности учащихся

2. Методы развития музыкальной памяти

Общие сведения

С каждым годом в нашей стране рождается всё меньше здоровых детей. По статистике 1/3 новорожденных детей рождаются с врожденными отклонениями, которые проявляются в более позднем возрасте. В последствие это сказывается на способностях детей к обучению. Музыкальная память - одна из ведущих способностей музыканта и значение её огромно. Ученик, обладающий хорошей памятью, быстрее разучивает произведения и накапливает музыкальные впечатления, что дает ему возможность интенсивнее продвигаться вперед. (рассмотрим общее понятие - память) .

Все мы знаем, что - овладение человеком новыми знаниями осуществляется благодаря памяти . Ученые определяют память как способность головного мозга человека воспринимать окружающую нас действительность, сохранять её в нервных клетках, а затем по мере необходимости воспроизводить Память человека - это накопление человеком прошлого опыта, сохранение и последующее воспроизведение полученной информации в целях преобразования природы и самого человека. Физиологической основой памяти является образование временных нервных связей в коре головного мозга в результате воздействия на органы чувств каких - либо объектов, сохранение этих связей и воспроизведение их в случае необходимости.

Память позволяет воспринимать, хранить и воспроизводить запомненную информацию для последующего её использования в жизни и профессиональной деятельности. Особенностями памяти являются следующие процессы: запоминание информации, её сохранение и воспроизведение. Из трех - запоминание является основным. Запоминание - это процесс запечатления и последующего сохранения полученных впечатлений. Принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное). Преднамеренное запоминание - это когда человек ставит цель: - "запомнить" и использует для этого специальные методы, оно продуктивнее непреднамеренного т.к. отличается прочностью усвоения знаний. При механическом запоминании в памяти через один час остается только 40 % материала, а еще через несколько часов - всего 20 %, а в случае осмысленного запоминания 40 % материала сохраняется в памяти даже через 30 дней. Однако опора на произвольную или непроизвольную память может зависеть и от особенностей мышления музыканта - исполнителя, преобладания в нем мыслительного или художественного начала.

Особенности памяти связаны с особенностями личности. Даже люди с хорошей памятью запоминают не всё, а люди с плохой памятью не все забывают. Это объясняется тем, что память носит избирательный характер. То, что соответствует интересам и потребностям человека, запоминается быстро и прочно. Индивидуальные различия обнаруживаются в качествах памяти. Можно характеризовать память человека в зависимости от того, насколько развиты у него отдельные процессы памяти.

Мы говорим, что у человека хорошая память, если он отличается:

- быстротой запоминания;

- прочностью сохранения;

- точностью воспроизведения;

- так называемой готовностью памяти .

Классификация видов памяти - различается в зависимости от характера и способа запоминаемой информации и времени удержания в памяти.

В зависимости от того, каким путём была воспринята информация, различают три вида памяти:

- зрительную;

- слуховую;

- кинестетическую (тактильную, обонятельную, осязательную и другие).

Каждый человек обладает всеми видами памяти. Но один из трех видов восприятия информации обычно развит лучше других, поэтому у разных людей превалируют разные виды памяти. Очень часто виды памяти являются следствием различий в деятельности человека. По времени удержания памяти различают кратковременную, долговременную и оперативную.

1. Музыкальная память и её роль в исполнительской деятельности учащихся

Музыкальной памятью называют "память на музыку", - то есть на музыкально-слуховые, музыкально-зрительные и музыкально-двигательные образы. Музыкальная память фиксирует не только звучащую музыку, но и ткань нашего переживания. Содержанием музыкальной памяти, является накопление, сохранение и использование индивидуального музыкального опыта, который оказывает решающее воздействие на формирование личности музыканта и его непрерывное развитие.

Хорошая музыкальная память - это быстрое запоминание музыкального произведения, его прочное сохранение и максимально точное воспроизведение даже спустя длительный срок после выучивания. Гигантской музыкальной памятью обладали: В.А. Моцарт, Ф. Лист, А.Т. Рубинштейн, С.В. Рахманинов, которые без труда могли удерживать в своей памяти, почти всю основную музыкальную литературу.

Музыкальная память - это целый комплекс свойств, который соединяет различные виды памяти. Необходимое условие музыкальной памяти - достаточно развитый музыкальный слух. Также важное значение имеет слуховая память (запоминание мелодии и ритма). Э моциональная памят ь (запоминание пережитых чувств и эмоций). Эмоциональная память окрашивает восприятие действий и поступков человека в определенную "тональность". Эмоциональная память основа ладового чувства и музыкальности.При воспроизведении музыки существенную роль играют также двигательная память (запоминание последовательности движений) - признаком хорошей двигательной памяти являются виртуозность, ловкость, легкость в овладении техническими трудностями. З рительная (запоминание нотного текста) - легко вызывает зрительные образы нотного текста вместе со звучанием. Словесно-логическая память (запоминание логики строения музыкального произведения) - проявляется в облегченном запоминании обобщающих и осмысленных комплексов формы и структуры музыкальных произведений, исполнительского анализа и плана исполнения. Яркие и устойчивые музыкально-слуховые представления характерны для обладателя образной памяти . И этого следует вывод, что педагогу необходимо развивать у ученика - память уха, глаза, прикосновения и движения.

К настоящему времени в теории музыкального исполнительства утвердилась точка зрения, согласно которой наиболее надежной формой исполнительской памяти является единство слуховых и моторных компонентов. Существует и другая точка зрения по которой

у музыканта должны быть развиты хотя бы три вида памяти:

- слуховая, служащая основой для успешной работы в любой области музыкального искусства ;

-логическая , связанная с пониманием содержания произведения, закономерностей развития мысли композитора ;

- двигательная , крайне важная для исполнителя-инструменталиста ". В зависимости от индивидуальных способностей музыкант будет опираться на более удобный для него вид памяти, это важно иметь ввиду педагогу, который должен учитывать индивидуальные особенности ученика.

Давно известно, что дети различаются как по качеству памяти, так и по её силе. Один учащийся может довольно быстро запомнить пьесу более или менее полно, другому для запоминания этой же пьесы требуются недели. Эти особенности должны учитываться педагогом при выборе программы. Необходимо учитывать и то, каким способом ребенок пытается запомнить нотный текст, какие виды памяти доминируют при запоминании, чтобы помочь начинающему музыканту справится с проблемой выучивания наизусть (мы подошли к самой важной теме - заучивания текста наизусть) . В литературе освещение проблемы памяти связаны главным образом с задачами и воспроизведения музыки без нот, т.е. выучивания наизусть. Каждый исполнитель разрабатывает свою систему запоминания, исходя из собственных представлений, наблюдений, привычек. Универсальных приемов на все случаи не существует и не может существовать, поскольку методы запоминания должны согласовываться с другими факторами продуктивной памяти: мотивацией, эмоциями, отношением к данной деятельности, процессами выучивания, особенностями характера, уровнем развития, состоянием здоровья и т.д.

Проблема выучивание нотного текста наизусть - одна из самых болезненных тем в ДМШ. Многие дети не умеют учить наизусть, тратят много времени и сил, чтобы подготовится к уроку, поэтому часто интерес к музыкальным занятиям снижается. Хотя всем известно, что хорошо выученное наизусть произведение способствует свободному исполнению, придает ребенку уверенность, раскрывает творческие возможности, позволяет думать о музыкальности исполнения. Игра наизусть не редко становится камнем преткновения для учащихся. Вроде бы и нотную грамоту ученик знает, и с листа читает не плохо, и при игре по нотам не делает текстовых ошибок, а выучить произведение наизусть не может. Очень часто в такой ситуации ему остается только один выход - учить способом многократного повторения. Но этот метод способен отбить само желания заниматься музыкой, и очень часто приводит к автоматическому заучиванию нотных последовательностей и к дальнейшему немузыкальному исполнению". музыкальная память моторное метод

С учащимися младшего возраста работа на память идет по следующему принципу: - освоение нотного материала, затем запоминание текста и после закрепление изученного.

Освоение нотного материала (ребенку на первом этапе необходимо выиграться в текст, чтобы текст стал понятен, не вызывал ошибок при прочитывании, стал удобен для игры и более менее осел в памяти). Учитывая возможности ребенка необходимо проработать ритмическую определенность, музыкальную фразировку, наметить динамику. Поэтические образы, картины, ассоциации, взятые как из жизни, так и из других произведений искусства, предложенные педагогом - помогут ученику осмыслить содержание произведения. Чем выше чувственная, сенсорная и мыслительная активность в процессе разучивания произведения, тем быстрее оно выучивается наизусть.

Преподаватель должен помочь ученику разобраться, сколько раз в пределах одной части или пьесы повторяется определенное предложение, одинаково ли оно во всех случаях или в нем есть какие-то отличия по сравнению с предыдущим.

Запоминание текста, (на втором этапе ученику можно попробовать играть по памяти, "подсматривая" в ноты, при этом ноты стоят на пюпитре). Проигрывать таким образом пьесу нужно несколько раз.

Закрепление изученного (на этом этапе ноты убираются, и ребенок старается играть все по памяти). Здесь выявляются места вызывающие определенную сложность (что не может запомниться). Такие места разбираются особо, выявляются трудности запоминания, прорабатываются еще раз по нотам и выучиваются отдельно.

Для старшеклассников существуют следующие логические приемы запоминания наизусть, такие как:

- смысловая группировка ;

- смысловое соотнес ение .

Сущность приема " смысловая группировка " заключается в делении произведения на отдельные логически завершенные эпизоды. Осмысленное запоминание идёт от частного к целому, путем постепенного объединения более мелких частей в крупные. Разделяя произведение на небольшие отрывки и максимально упростив (по возможности) нотный текст, можно запомнить нотный материал, создав контур произведения. Этот контур в дальнейшем заполняется более детальной проработкой (динамика, образность, ощущение характера и формы произведения и т.д.).

В основе "смыслового соотнесения" лежит использование мыслительных операций для сопоставления между собой некоторых характерных особенностей тонального и гармонического планов изучаемого произведения. При заучивании на память крупных, масштабных музыкальных произведений предпочтительнее двигаться от общего к частному. Вначале следует понять музыкальную форму в целом, осознать ее как некое структурное единство и только затем уже переходить к дифференцированному усвоению составляющих ее частей, более или менее завершенных по своему смысловому содержанию. "Очень важно ощутить всю вещь в целом, - говорил Э. Гилельс - " Если я ощущаю вещь в целом, тогда я могу что-то делать". Понимание произведения очень важно для его запоминания. Аналитическая работа помогает глубже раскрыть содержание изучаемой пьесы и благоприятствует большей осмысленности и выразительности её исполнения. При анализе пьесы надо уметь сравнивать, сопоставлять, выделять подобное и различное в отдельных частях пьесы. Ученикам более старших классов необходимо прививать умение осмыслить строение, форму изучаемого произведения, определять характерные особенности мелодии. Чем, старше будут становиться учащиеся и больше будет их музыкальный опыт, тем более высоким будет уровень анализа, который должен составлять фундамент для дальнейшего осмысленного запоминания и усвоения музыкального произведения.

Для того чтобы процесс запоминания протекал наиболее эффективно, можно применять следующие варианты работы:

Вглядываясь и всматриваясь в ноты, можно запомнить текст зрительно и потом во время игры наизусть представлять его мысленно перед глазами;

Вслушиваясь в мелодию, попевая ее отдельно голосом без инструмента, можно запомнить мелодию на слух;

- "выгрываясь" пальцами в фактуру произведения, можно запомнить ее моторно-двигательно;

Отмечая во время игры опорные пункты произведения, можно подключать логическую память, основанную на запоминании логики развития гармонического плана.

Заучивая наизусть, не следует пытаться запомнить все произведение сразу целиком. Лучше сначала попытаться запомнить отдельные небольшие фрагменты;

При заучивании наизусть эпизодами, необходимо периодически проигрывать произведение целиком, чтобы проверить надежность заученного и устранить стыковки между эпизодами (если они появились);

Когда пьеса хорошо выучена наизусть необходимо периодически "освежать" выученный текст, тщательно сверяя его с нотами. Это закрепляет зрительные образы и предотвращает искажение разучиваемой музыки;

Иногда рекомендуется менять темп при исполнении. Так исполнение медленной пьесы в быстром темпе помогает прояснить музыкальные линии, а исполнение быстрой пьесы в медленном способствует закреплению технических навыков, и предотвращает "заигрывание";

Проверить, как и насколько надежно данное произведение усвоено на память помогут следующие приемы: первый - исполнитель начинает сочинение с различных мест, безразлично откуда. Другой способ состоит в том, чтобы прекратить внезапно исполнение, а затем представить, что следует дальше, и продолжать игру. И самый сложный - записать нотами по памяти исполняемое произведение без помощи инструмента.

Конечно, каждый преподаватель вправе использовать свои приемы, основываясь на собственную педагогическую интуицию и опыт.

2. Методы развития музыкальной памяти

Развитие музыкальной памяти - достаточно серьезный и сложный процесс. Развивать её желательно систематически с самого раннего детства, по принципу: от простого к сложному, от меньшего к большему. Неразумно ставить перед памятью задачи, которые ей непосильны. Первые задачи должны быть скромными - начинать нужно с коротких пьесок, или, если пьеса слишком длинная, с одного или нескольких периодов, постепенно музыкальную память можно подготовить к сложным задачам, которые ожидают её в творениях великих композиторов. Развитию музыкальной памяти способствуют следующие факторы:

Постоянное выучивание наизусть новых музыкальных произведений;

Подключение к процессу заучивания разнообразных ассоциаций, к которым прибегает музыкант для нахождения большей выразительности исполнения. Например, ассоциирование заучиваемого материала с различными цветами, подтекстовками, движениями, зрительными образами, звуками музыкальных инструментов и т.д.;

Практика записывания нотного текста на память;

Подбор по слуху на музыкальном инструменте разнообразных мелодий, гармонических последовательностей и т.д.

В литературе по заданной теме, очень часто освещены методы запоминания.

музыкального произведения по формуле И. Гофмана. Его работа над произведением должна подчиняться девизу: "Вижу - слышу - играю". Метод концентрируется на весьма сложном способе выучивать произведение наизусть, путем "умозрительного" запоминания, лишенного опоры на реальное звучание. Конечно, этот метод рассчитан на учеников с достаточно развитым музыкальным слухом.

Методы В.И. Муцмахера и И. Гофмана несомненно заслуживают внимания и могут служить хорошим ориентиром в работе.

Заключение - музыкальная память человека вообще, во многом зависит от внимания, целеустремленности и других свойств личности. Так сосредоточенность, интенсивность и устойчивость внимания очень влияют на результат запоминания. Чем лучше развиты эти качества, тем выше продуктивность музыкальной памяти. Между воспитанием необходимых каждому человеку черт характера, таким как упорство, настойчивость, сила воли и формированием памяти существует вполне определенная взаимосвязь. Эти качества необходимы каждому обучающемуся музыке для того, чтобы успешно преодолеть трудности, встречающиеся в ходе запоминания музыкального произведения.

Повседневные привычки ученика формируют его индивидуальность и диктуют манеру исполнения. Тот, кто разрешает эмоциям выходить из-под контроля - может потерять контроль над техникой; тот, кто слишком много думает - может вызвать провал в памяти; осаждаемый ежедневными страхами будет нервничать всегда и везде; рассеянный в привычных домашних условиях, вряд ли сумеет собраться на сцене.

Важно создать благоприятную психологическую обстановку для занятий ребенка, находить слова поддержки для новых творческих начинаний, относиться к ним с симпатией и теплотой.

Используемая литература

1. Тараповская Н.В. "Методы работы над изучением и запоминанием музыкального произведения наизусть".

2. Муцмахер В.И. "Совершенствование музыкальной памяти в процессе обучения игре на фортепиано".

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Запоминание образов, слов. Память как познавательный психический процесс. Виды памяти и их особенности. Рациональные приемы запоминания. Особенности развития памяти в младшем школьном возрасте. Упражнения, направленные на развитие смысловой памяти.

    курсовая работа , добавлен 13.05.2013

    Понятие и виды памяти. Основные теории памяти. Специфика ее формирования в младшем школьном возрасте. Приемы и способы повышения эффективности запоминания учебного материала. Разработка методики улучшения памяти школьников на примере МБОУ "Гимназия №85".

    курсовая работа , добавлен 11.06.2014

    Память как высшая психическая функция человека. Общее понятие о памяти: физиологическая основа, виды и типы. Сензитивный период развития памяти. Основные принципы хорошей работы памяти. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы.

    курсовая работа , добавлен 30.04.2005

    Критерии и уровни развития памяти у младших школьников. Методы и приемы ее развития. Основные принципы организации игры. Средства обучения, обеспечивающие развитие памяти младших школьников на уроках английского языка. Общие условия успешного запоминания.

    дипломная работа , добавлен 02.02.2013

    Влияние психических явлений на развитие памяти в процессе учебной деятельности. Сравнительный анализ показателей кратковременной вербальной памяти, зрительного запоминания и узнавания, восприятия, переработки и хранения зрительной информации учащимися.

    дипломная работа , добавлен 26.12.2012

    Изучение памяти как познавательного процесса в общей психологии. Теории памяти, характеристика ее процессов. Особенности развития и формирования памяти в младшем школьном возрасте. Приемы и способы повышения эффективности запоминания учебного материала.

    курсовая работа , добавлен 01.05.2010

    Характеристика и виды памяти, теории формирования и развития. Исследование способности запоминания дошкольников и детей младшего школьного возраста. Опросник для проверки памяти "Память на числа". Особенности применения методики Лирия " Заучивание слов".

    дипломная работа , добавлен 26.02.2012

    Физиологическая основа и виды памяти, методы ее развития. Возрастные особенности памяти младших школьников. Диагностика памяти, организация и анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию памяти у детей младшего школьного возраста.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2010

    Определение памяти. Сущность и развитие процесса. Виды памяти и их особенности. По способу хранения материала. По преобладающему анализатору. Особенности и взаимосвязь кратковременной и долговременной памяти. Возрастные особенности памяти.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2003

    Память: сущность, виды и функции. Развитие и совершенствование профессиональной памяти. Общее понятие методов и средств воспитания. Психологические основы влияния положительного примера на воспитание детей с учетом особенностей их личностного развития.

Последнее редактирование : 14 августа 2012, 11:42:05 от -=PliNtuS=-

Музыкальная память. Секреты быстрого запоминания.

Если вы когда нибудь задумывались о том, как быстрее и эффективнее запомнить разбираемую композицию - предлагаю вашему вниманию замечательную статью на эту тему.

Возможно кому-то покажется что "многобукаф", но не смотря на то что статья была написана студентом факультета искусств в качестве контрольной работы по предмету "Музыкальная психология", читается она очень легко.

Ленивые могут промотать сразу вниз - там 4 правила эффективного запоминания, которые можно применить прямо сейчас. Остальным желаю приятного чтения

Алекс Борн

Введение

Хорошая музыкальная память - это быстрое запоминание музыкального произведения, его прочное сохранение и максимально точное воспроизведение даже спустя длительный срок после выучивания. Гигантской музыкальной памятью обладали Моцарт, Лист, Антон Рубинштейн, Рахманинов, которые без труда могли удерживать в своей памяти почти всю основную музыкальную литературу. Но то, что большие музыканты достигали без видимого труда, рядовым музыкантам даже при наличии способностей приходиться завоёвывать с большими усилиями. Это относится ко всем музыкальным способностям вообще и к музыкальной памяти в особенности. С точки зрения Н. А. Римского-Корсакова, «музыкальная память, как и память вообще, играя важную роль в области всякого умственного труда, труднее поддаётся искусственным способам развития и заставляет более или менее примириться с тем, что есть у каждого данного субъекта от природы».

Этой фаталистической точке зрения противостоит другая, согласно которой музыкальная память «поддаётся значительному развитию в процессе специальных педагогических воздействий».
Игра на память, как известно, расширяет исполнительские возможности музыканта. «Аккорд, сыгранный как угодно свободно по нотам, и наполовину не звучит так свободно, как сыгранный на память», - считал Р. Шуман.

Цель данной работы - раскрыть понятие «память», определить методы эффективного запоминания, которые могут быть рекомендованы для музыкантов-исполнителей.

1. Понятие «музыкальной памяти»

Музыкальной памятью называют «память на музыку», -- то есть на музыкально-слуховые, музыкально-зрительные и музыкально-двигательные образы. Она проявляется в способности формирования, запоминания, узнавания, соотнесения, сохранения этих образов, логики их изменения и развития.
Музыкальная память -- условие контакта человека с музыкой (чтобы понять смысл музыки, надо удерживать в памяти звуки и их свойства, созвучия и темы, их модификации, отдельные интонации и пр.). Музыкальная память фиксирует не только звучащую музыку, но и ткань нашего переживания, разделяя их или сливая до неразличимости (в каком-то смысле переживание музыки и есть музыка). Музыкальная память интегрирует музыкальные впечатления, а также пути и способы их формирования.
Музыкальная память относится к так называемым специальным видам памяти, в которых, с одной стороны, сочетаются особенности конкретного вида человеческой деятельности, а с другой -- индивидуальная врожденная предрасположенность, как бы повышенная чувствительность к запечатлению и хранению определенного рода информации. Именно поэтому оценка музыкальной памяти -- один из наиболее спорных вопросов в музыкальной психологии.

2. Виды музыкальной памяти

Прежде всего, разберём виды музыкальной памяти, с которыми приходится иметь дело музыканту. Очевидно, можно говорить о двигательной, эмоциональной, зрительной, слуховой и логической памяти, когда мы запоминаем музыкальное произведение. В зависимости от индивидуальных способностей, каждый музыкант опирается на более удобный для него вид памяти.

Как считает А. Д. Алексеев, автор «Методики обучения игре на фортепиано» (М., 1988) - «музыкальная память - понятие синтетическое, включающее слуховую, двигательную, логическую, зрительную и другие виды памяти». По его мнению, необходимо, «чтобы у пианиста были развиты, по крайней мере, три вида памяти - слуховая, служащая основой для работы в любой области музыкального искусства, логическая - связанная с пониманием содержания произведения, закономерности развития мысли композитора и двигательная - крайне важная для исполнителя-инструменталиста».

Английская исследовательница проблем музыкальной памяти Л. Маккиннон также считает, что «музыкальной памяти как какого-то особого вида памяти не существует. То, что обычно понимается под музыкальной памятью, в действительности представляет собой сотрудничество различных видов памяти, которыми обладает каждый нормальный человек - память уха, глаза, прикосновения и движения». По мнению исследовательницы, «в процессе заучивания наизусть должны сотрудничать, по крайней мере, три типа памяти: слуховая, тактильная и моторная. Зрительная память, обычно связанная с ними, лишь дополняет в той или иной мере этот своеобразный квартет».

Б. М. Теплов, говоря о музыкальной памяти, слуховой и двигательный компоненты считал в ней основными. Все другие виды музыкальной памяти считались им ценными, но вспомогательными. Слуховой компонент является ведущим. Но, говорил Б. М. Теплов, «вполне возможно и, к сожалению, даже широко распространено чисто двигательное запоминание исполняемой на фортепиано музыки».
К настоящему времени в теории музыкального исполнительства утвердилась точка зрения, согласно которой наиболее надёжной формой исполнительской памяти является единство слуховых и моторных компонентов.

3. Память и время

У человеческой памяти удивительные отношения со временем. Аристотель называл память органом измерения времени. Время служит одним из критериев разделения основных видов памяти -- долговременной и кратковременной.

Именно благодаря памяти человек может осознавать все возможные временные срезы событий:

Прошлое далекое (тогда)
прошлое ближайшее (вчера, только что)
настоящее (здесь и сейчас)
ближайшее будущее (завтра, вот-вот)
далекое будущее (тогда, когда-нибудь)

Это позволяет гибко управлять своим поведением и действиями, создает основу для лучшей организации и хранения индивидуального опыта.
Соотношение долговременной и кратковременной памяти (как и лежащие в их основе механизмы) продолжает оставаться одной из самых сложных проблем психологии, не имеющих окончательных решений. Рассмотрим некоторые стороны взаимоотношений памяти и времени, в результате которых в сознании рождается музыкальный образ и формируется музыкальный опыт.

Кратковременная память

Понятием «кратковременная память» обозначают мнемические процессы очень короткой продолжительности. Здесь удержание следов измеряется промежутками от долей секунд до нескольких минут.
Запечатление в ультракратковременной памяти происходит без какой бы то ни было переработки.

Кратковременные образы возникают уже в момент непосредственного восприятия музыкального материала и сохраняются всего несколько секунд, редко -- минут, а затем исчезают. Такой образ характеризуется своеобразной фотографичностью -- полнотой звуковой характеристики, сохранением абсолютной высоты звучания, тембра, интенсивности (даже у людей, не обладающих абсолютным слухом). Однако он отражает только единичное конкретное восприятие, и в нем отсутствует какая-либо степень обобщения. При всей своей живости слуховой образ кратковременной памяти непрочен: при попытке воспроизвести мелодию голосом по первичному образу, он мгновенно разрушается.

Оперативная память

Оперативная память (от лат. operatio -- действие) обслуживает только выполнение определенных действий или какой-либо конкретной деятельности в целом. Она удерживает информацию, необходимую для выполнения действия (отсюда ее название), после чего эта информация «сбрасывается». Иногда оперативную память относят к особому виду кратковременной памяти из-за ограниченности сроков хранения информации.

Основная задача оперативной памяти при восприятии музыки и музицировании -- формирование и удержание образа музыкального целого, без чего невозможно осмыслить и проинтонировать звуки. Оперативный образ музыки включает в себя также психологическую ткань музыкального осмысления и переживания.

Для музыкальной памяти большинства людей минимальной оперативной единицей является мотив, объединение звуков вокруг сильной доли, максимальной (с учетом широких индивидуальных различий оперативной памяти) -- мелодическое построение, объединяющее несколько мотивов или фраз. У музыкантов минимальный и максимальный объем оперативной единицы намного шире и может охватывать не только протяженные мелодии, но и развернутые многоголосные фрагменты музыки во всех деталях. На объем оперативной единицы памяти может оказывать влияние степень освоенности музыкального языка и стилистики произведения.

Свойства долговременной памяти

Долговременной памятью называют способность сохранять и воспроизводить следы давно прошедших событий, удерживать на длительный срок приобретенные знания и навыки. Она охватывает всю жизнь человека, и ее скрытые резервы настолько велики, что мы даже приблизительно не знаем ее границ.
Музыкальная долговременная память фиксирует, по сути дела, весь музыкальный опыт человека, включая в себя не только образы звуков и звуковых структур, представления о способах связей между ними, музыкальные понятия, но также музыкальные переживания, исполнительские и познавательные действия, в том числе связанные с работой самой долговременной памяти, то есть облегчающие запоминание, упорядочение, припоминание и т. п.

4. Два режима работы памяти

Память произвольная и непроизвольная.
Процессы памяти могут осуществляться в двух основных режимах: произвольном (с участием сознательного усилия человека) и непроизвольном. В первом случае запоминание (сохранение и воспроизведение) -- относительно самостоятельная задача, во втором -- побочный результат какой-либо другой деятельности. Эффективность обоих режимов памяти не обязательно взаимосвязана.
Возможность быстро, в полном объеме схватывать материал вовсе не предполагает успешности активного его заучивания. Вполне возможна ситуация, при которой прослушанное произведение тут же, «с лёту», воспроизводится довольно точно. И наоборот - длительное заучивание не приводит к желаемому результату.
При непроизвольном режиме работы памяти мы запечатлеваем материал без специальных усилий, без концентрации на процессе запоминания. Общая интеллектуальная активность, психическая восприимчивость, степень сосредоточенности внимания влияют на эффективность непроизвольной памяти.
Ее продуктивность обычно снижена на ранних этапах овладения какой-либо деятельностью, когда внимание «распыляется» слишком большими объемами новой информации, а также в случаях, когда действия слишком автоматизированы, выполняются «машинально».
В произвольном режиме работы памяти у нас есть цель запомнить и воспроизвести, определенные побуждающие мотивы, специальные вспомогательные средства и приемы, которым следует предварительно обучиться, -- в противном случае произвольного запоминания нет. Произвольная память требует сосредоточения на объекте и на процессе запечатления одновременно.

5. Запоминание музыкального произведения

Слова «запоминание» и «память» нередко используют как синонимы: если человек быстро и точно запоминает, то его память считают хорошей. На самом деле запоминание -- относительно самостоятельный процесс памяти со своими внутренними закономерностями и препятствиями. Психологически процессы запоминания сходны с процессами понимания. Как отмечалось, запоминание требует некоторой схематизации и реорганизации материала.

Суть долговременного запоминания -- в установлении связи нового с хранящимся в памяти, или наоборот, имеющегося -- с новым. В работе по установлению связей участвуют все основные виды памяти, точнее, память работает как единый ансамбль различных функций. Условно говоря, образная память отыскивает ассоциации (от лат. associatio --- соединение), логическая -- структурные связи, эмоциональная открывает смысловые.

Ассоциации

Какая-то часть содержания нашей памяти представляет собой сложнейшую сеть ассоциаций, которые могут связывать между собой впечатления и идеи, образы и действия, мысли и поступки, мотивы и понятия и пр. Утерянный образ можно восстановить по его связям в хранилищах памяти. Появление в сознании одного элемента ассоциации почти автоматически влечет за собой появление другого ее элемента.
В результате возникновения ассоциаций чувственный образ переводится в наглядную форму. Удерживая образ, яркая ассоциация облегчает его воспроизведение. Каждая ассоциация -- своего рода «крючок», за который зацепился конкретный факт или образ. С его помощью последние как бы поднимаются на поверхность сознания.
Ассоциативные связи имеют большое значение для элементарных форм запоминания, однако при этом более сложные уровни памяти нельзя объяснить только ассоциациями. Ассоциации важны для долговременного хранения, но последнее зависит не только от ассоциаций. Известны люди с феноменальной памятью, никак не связанной с ассоциациями.
Соотношение ассоциативных и неассоциативных путей запечатления и воспроизведения придает памяти гибкость и многовариантность в накоплении опыта. Она приобретает способность фиксировать совершенно новое «само по себе», а при необходимости связывать его с содержаниями памяти.
Ассоциативный компонент необходим в работе для работы музыкальной памяти, вовлекая в нее воображение и образное мышление. Ассоциации являются способом семантизации -- наделения смыслом музыкальных звучаний. Творческая практика музыкантов богата внемузыкальными и внеслуховыми образами и ассоциациями -- непроизвольными, свободными, личностно окрашенными, избыточными по сравнению с узкими задачами запоминания и воспроизведения музыки.
Полнота ассоциативного образа, встраивая его в музыкальный и личностный внутренней опыт, обеспечивает полноту осмысления и прочность удержания в памяти.
Поскольку прерванная задача лучше запоминается, периодическое «откладывание» разучиваемого произведения способствует его лучшему запоминанию.

6. Специфика заучивания

«Заучивать или работать над произведением?»

Этот вопрос далеко не простой с психологической точки зрения. Д. Ойстраху приписывают такой афоризм: «Если произведение не твое, то зачем его учить? Если произведение твое, то зачем его учить?»
«Прежде всего, когда берешься за произведение, надо выучить его наизусть и так знать наизусть, чтобы хорошо играть в медленном темпе, -- считал А. Гольденвейзер. -- А при моторной памяти бывает наоборот: в быстром темпе пианист играет произведение, а в медленном не может... надо бороться с тем, чтобы заменить моторную память слуховой» [Пианисты рассказывают..., 1984, с. 108].
Заучивание как мнемическая деятельность имеет свои психологические особенности, оно не противостоит творческой работе, а просто решает другие задачи.

Мы прибегаем к заучиванию, когда запоминание сталкивается с трудностями. Чем точнее определены трудности, тем продуктивнее заучивание.

Приемы заучивания специфичны для разных видов деятельности, индивидуальны для каждого человека. Но в их основе лежит несколько общих принципов:

Первый из них -- усиление интенсивности и объема впечатлений, подлежащих запоминанию
второй -- эффективная переработка материала (создание сильных ассоциаций, выявление смысловых или структурных связей)
третий -- отыскание оптимальных средств и ритма в работе над материалом

Усиление впечатления

Прочность сохранения материала зависит от силы впечатления. Фактически усиление впечатления -- это формирование и поддержание свежего интереса к материалу. Усилить первое непроизвольное впечатление можно двумя способами: создавая сильные внутренние образы или непрерывно повторяя материал до тех пор, пока он не прояснится и не зафиксируется в памяти. Чтобы сделать образ ярче, сильнее, необходимо сгущение его эмоционального тона и расширение образно-ассоциативной основы. Л. Маккинон рекомендовала «выжать максимум» из новизны первого впечатления. Если первое впечатление ясно, точно и музыкально, то половина работы как бы уже сделана.

Последовательные повторения способны также усиливать первые впечатления. Но повторение к тому же один из самых эффективных способов удержания следа памяти, основная форма заучивания, в особенности при больших объемах материала и при высоких требованиях к точности воспроизведения. Повторения представляют собой особую многоплановую деятельность, в процессе которой осуществляется переработка материала и отыскание оптимальных средств и ритма в работе над ним.

Повторения: механические и осмысленные

Часто полагают, что различие между механическими и осмысленными повторениями -- в степени активности участия сознания. На самом деле, это лишь внешняя черта. Различие же заключается в отношении к тем трудностям запоминания, которые потребовали заучивания материала. Механические повторения как бы игнорируют эти трудности (предполагается, что они разрешатся сами собой по мере наращивания повторений -- «выдалбливания», как иногда говорят). При осмысленных повторениях объективные и субъективные трудности заучивания определяют цель каждого конкретного повторения. «Весь секрет выучивания, -- утверждает Л. Маккинон, -- состоит в способности уделять внимание только одному предмету в каждый данный момент» [Маккинон Л., 1967, с. 44].

При механических повторениях главную роль играют разнообразные двигательные моменты, двигательная память активизируется во всех своих проявлениях, начиная от непосредственной фиксации основных двигательных ощущений и кончая вспомогательными движениями, поддерживающими запоминание («отбивание такта», особые движения туловища, переписывание для памяти). Тем самым смысловое содержание текста может постепенно разрушаться, а вместо преодоления трудностей запоминания ухудшается воспроизведение даже выученного.

Таким образом, механические повторения опасны не только тем, что поневоле вырабатывают слуховые штампы, что интонационно-логические связи в пьесе становятся жесткими, упрощаются, их смысл быстро выхолащивается, а пьеса «забалтывается», но и потенциальной опасностью разрушения уже достигнутого.
Опасность перехода механических повторений в зубрежку особенно реальна для детей, у которых внешние действия могут быть не связанными со степенью внутренней сосредоточенности и носить характер «самоподражания».

В целом или по частям?

Для оптимальной стратегии повторений большое значение имеют ответы на вопросы: повторять в целом или по частям? с какими временными промежутками и в каком темпе? Ответы могут быть самыми разными, в зависимости от характера трудностей, преодолеваемых в процессе заучивания.

Эффективность любого метода относительна, универсального способа для заучивания всякой музыки и приемлемого для любого музыканта не существует.
«Целостный» метод более эффективен тогда, когда пьеса невелика и может охватываться единым внутренним взором музыканта. Иначе говоря, если пьесу легко можно охватить в целом, то ее лучше не дробить на фрагменты. «Дробный» метод имеет свои особенности. Разбивка на части может осуществляться с учетом художественно-смысловых критериев (связанных со структурой произведения) или конкретных технических задач, которые необходимо решить. Но в любом случае объем фрагмента для повторения не должен превышать объем внутреннего взора. Поэтому большие тексты лучше учить частями. (В связи с частичным методом психологи также изучали вопрос, как эффективнее учить, отдельными руками или вместе? Эксперименты показали, что ответ на этот вопрос зависит от музыкального опыта и всегда индивидуален).

А если материал неравномерной трудности, то заучивать его лучше комбинированным методом. Словом, опыты подтвердили лишь старое правило: не учить много за один раз и не разбивать материал на слишком большие или слишком малые порции. При любом методе решающее значение имеет музыкальное качество работы.

При заучивании частями часто наблюдается явление интерференции (лат. inter-- между wferens-- несущий, переносящий) -- взаимного влияния (чаще отрицательного) выученного материала на качество заучивания нового или отрицательное влияние заучивания нового материала на сохранение выученного. Выучив новый материал, можно обнаружить, что забыто то, что учили накануне, или наоборот, только что выученный материал «мешает» усваивать новый, путается с ним. Интерференция бывает основной причиной ошибок и провалов памяти.

Типичный пример -- забывание начала произведения. Обычно начало и конец легче запечатлеваются в памяти и труднее стираются. Поэтому над ними меньше работают, но они более подвержены интерференции. С другой стороны, как раз по причине лучшего запоминания начала и конца, интерфернции могут возникать в отношении срединных кусков.

Интерференцию предупреждает повышенное внимание к фрагментам, в которых есть нечто общее, а также поддержание свежего интереса к работе, чувства разнообразия. Однако ошибки памяти -- не всегда следствие интерференции как таковой, чаще наоборот, интерференция возникает из-за того, что материал не понятен и не освоен аналитически.
В каком темпе?
Музыканты обычно сравнивают эффективность заучивания в быстром и медленном темпах, имея в виду скорость исполнения пьесы. Психологи акцентируют скорость усвоения, согласно которой выделяются три темповых варианта: понижающийся темп, повышающийся темп и чередующийся, -- то ускоряющийся, то замедляющийся. Приемы заучивания, как оказалось, в этих трех случаях не одинаковы.

Для понижающегося темпа заучивания характерна установка на усвоение смысла текста. При таком темпе вначале стоит задача схватывания общего смыслового целого при помощи беглого, ориентировочного чтения. В результате возникает более или менее цельная, хотя и не очень отчетливая картина. Затем темп усвоения замедляется, внимание более или менее равномерно распределяется по всему материалу. При каждом последующем повторении смысловые связи постепенно проясняются, материал мысленно объединяется вокруг смысловых опор, образуется некоторая логическая схема -- опора для запоминания. По мере ее образования освоенные части материала воспроизводятся в более быстром темпе. У музыканта такая стратегия заучивания может влиять на выбор темпа исполнения пьесы, если последний непосредственно влияет на скорость мышления (скорость усвоения).

Повышающийся темп заучивания связан с ориентацией на внешнюю форму материала, когда смысл как бы уходит на второй план. Процесс заучивания опирается на отработку отдельных элементов формы, а постепенное ускорение темпа требуется для того, чтобы они связались между собой, «сцепились» в памяти в единое целое. Не случайно замечено, что опасность забывания быстрой музыки меньше, чем медленной.
Стратегия чередующихся темпов усвоения не опирается на какую-либо определенную установку, а использует любую, которая подходит к материалу или к мнемической задаче. Иногда она оптимальна для закрепления выученного материала или при исправлении заученных ошибок.

Вопрос о темпе повторений при заучивании имеет только индивидуальные ответы. Если основные трудности заключены в освоении структуры и смысла произведения, то эффективнее, видимо, будут переходы к более медленным темпам, если же проблемы связаны со схватыванием звуковой формы, то оптимальной будет обратная динамика.

Заключение

Для совершенствования процессов запоминания и заучивания полезно учитывать основные психологические принципы.

Поскольку лучше запоминается то, что представляешь как единое целое, необходимо совершенствовать приемы схватывания и удержания целостного образа произведения, расширять объем внутреннего взора.

Поскольку лучше запоминается эмоционально насыщенный материал, следует избегать ситуаций заучивания «голых нот», поскольку последние могут обрастать случайными эмоциональными обертонами.
Поскольку прочнее запоминается то, в чем испытываешь потребность, необходимо научиться постоянно поддерживать интерес к работе, особенно если она навязана в силу обстоятельств и не близка творчески.
Поскольку точнее запоминается то, на чем полностью сосредоточено внимание, следует избегать работы при усталости внимания или при сниженном психологическом тонусе (в некоторых случаях такие состояния могут активизировать образную память, но не обязательно в желательном направлении).
Поскольку запоминается не только информация, но и способ, которым она «добыта», эффективность заучивания зависит от организации процесса работы над материалом.

Встречающаяся иногда формула -- «медленную музыку надо поиграть в подвижном темпе, а быструю в медленном» -- верна и условна одновременно, если не обозначена задача, которая при этом решается.

17.03.2015 22:45

Музыкальная память - это умение быстро запоминать музыкальное произведение и способность максимально точно воспроизвести его спустя произвольный промежуток времени. О самом процессе запоминания мы рассказывали в статье о музыкальной памяти и ее видах .

В этот раз мы рассмотрим различные способы и методики, как развить музыкальную память и эффективно использовать ее при выучивании произведения, которые вы учите по нотам. Этот вопрос волнует и профессионалов, и любителей.

Профессионалам приходится выступать перед публикой на сцене. Чтобы чувствовать себя на сцене легко и свободно, желательно знать произведение наизусть. А любителям иногда хочется сыграть перед друзьями или на любительском концерте. Игра без подглядывания в ноты освобождает вас за инструментом, позволяя сосредоточиться на технике исполнения.

Как выучить музыкальное произведение

Существуют некоторые правила, которые помогут вам запомнить музыкальное произведение :

  1. Взяв ноты, внимательно проанализируйте нотный текст.
  2. Медленно сыграйте несколько раз то, что вы намереваетесь выучить. Не обращайте внимание на возникающие трудности и остановки – на данном этапе важно охватить произведение целиком и дать ему отобразиться в вашей голове. Если произведение большое, остановитесь на небольшой его части.
  3. Сыграйте и проучите трудные места, чтобы понять их структуру в деталях.
  4. Отложите разучиваемое вами произведение на день, чтобы мозг самостоятельно поработал на подсознательном уровне. Вспоминайте произведение лишь мысленно, а если у вас будет какой-то пробел, просто посмотрите ноты.
  5. После этого необходимо перенести произведение (или его часть) на инструмент. Это стоит делать постепенно, не торопясь, стараясь как можно меньше подглядывать в ноты.
  6. Выучив произведение наизусть, необходимо регулярно его повторять для прочного закрепления в памяти. Рекомендуется делать это каждые два дня.

Существуют три основных типа действий, способствующих запоминанию музыкального материала :

  • Смысловая группировка - разделение материала на логично завершенные фрагменты. При вдумчивом запоминании мелкие фрагменты объединяются в более крупные.
  • Смысловое соотнесение - поиск общих особенностей тонального и гармонического планов, мелодии, аккомпанемента, голосоведения.
  • Обнаружение смысловых опорных мест - опираясь на такое место, можно легко воспроизвести всю смысловую группу.

Методы развития музыкальной памяти по И. Гофману.

Методика И. Гофмана на сегодняшний день представляет собой один из наиболее действенных путей запоминания музыкального произведения . Основу данного метода составляют следующие этапы развития музыкальной памяти:

1. Работа с нотным текстом без инструмента.

Данный этап характеризуется ознакомлением и первичным разучиванием материала. Необходимо хорошо изучить нотный текст и мысленно представить его звучание. Представляя музыкальный материал с помощью внутреннего слуха , следует выявить и определить: настроение и идею произведения, особенности развития художественного образа, и, конечно же, понимание авторского замысла и вашего личного видения. Внимательный анализ нотного текста очень важен для последующего запоминания.

2. Работа за инструментом.

Осмысление художественного замысла музыкального произведения – основная цель первых проигрываний на инструменте. После этого сразу начинается тщательная проработка – выявляются наиболее трудные места, а также опорные смысловые пункты. Сложные с исполнительской точки зрения места прорабатываются в медленном темпе. На данном этапе продолжается анализ фактурных, мелодических, гармонических, особенностей, в рамках которых вы развиваете художественный образ. При заучивании наизусть, следует начинать с отдельных фрагментов, а не сразу учить все произведение целиком.

3. Работа без нотного текста, наизусть.

Следующий этап закрепления музыкального произведения в памяти осуществляется в процессе воспроизведения его наизусть. Оказать существенную помощь может создание художественных или образных ассоциаций, которые активизируют эмоциональную память, что помогает надежнее усвоить материал. Для увеличения эффективности при повторении рекомендуется каждый раз вносить что-то новое – либо в ваших ассоциациях, либо в технических приемах.

4. Работа без музыкального инструмента и без нотного текста.

Данный этап работы является наиболее трудным. Надежное запоминание достигается путем чередования мысленного воспроизведения с игрой на инструменте. Повторение в уме стимулирует память слуховыми образами, усиливает эмоциональность игры, углубляет восприятие музыкального произведения.

В вопросе развития музыкальной памяти очень важны разумные педагогические действия, направленные на правильное запоминание. Они способствуют успешному развитию общей и музыкальной памяти у учеников, что, в свою очередь, благоприятно сказывается на творческом и техническом росте. Дорогие педагоги, не будьте излишне строги со своими студентами. Иногда они не могут сыграть или спеть наизусть, потому что они просто вас стесняются или боятся ошибиться. Это можно исправить, просто став другом для ваших учеников:)

Запоминание музыкальных произведений в повседневной жизни получается спонтанно, и мы часто не задумываемся о механизмах, воскрешающих в нашем сознании музыку, ритм, слова песен. Однако удерживание в сознании произведений музыки и последующее их воспроизведение имеет свои законы и принципы действия.

Музыкальная память – это способность сохранять музыкальный материал и затем его воспроизводить в соответствии с оригиналом.

Музыкальная память является значимой частью музыкальных способностей, таких как музыкальный слух и чувство ритма. При этом она характеризуется сохранением не только самого произведения, но и ассоциаций эмоций и переживаний человека в моменты прослушивания или проигрывания музыки. В этом ее уникальность и специфичность как процесса мозговой активности человека.

Исследования

Музыка занимает в жизни общества важную роль, и многие выводы о развитии музыкальных способностей появились несколько сотен лет назад. Однако научные исследования связи способностей к музыке и других психических активностей человека ведутся с момента развития психологии. Как и в любом другом научном направлении, в вопросе выделения музыкальной памяти в отдельную структуру существовало 2 точки зрения :

  1. Одни исследователи говорили о специфичности данного феномена, являющегося отдельной структурой в психике.
  2. Другие ученые придерживались мнения, что музыкальная память в природе не существует – это комплекс нескольких категорий памяти человека.

На сегодняшний день существует распространенная и получившая свое подтверждение в дальнейших исследованиях точка зрения, которая заключается в следующем:

В процессе запоминания музыки участвуют все основные виды музыкальной памяти - двигательная, эмоциональная, зрительная, слуховая, логическая. Какая из них будет играть более значимую роль – зависит от индивидуальных свойств личности самого музыканта.

В большинстве случаев самым главным ресурсом в запоминании музыки является слуховая, затем по значимости идут тактильная и двигательная память.

После прояснения сути феномена ученые заинтересовались вопросами ее развития. Римский-Корсаков писал, что музыкальная память дана нам от природы и какому-либо улучшению поддается плохо. Однако большая часть ученого сообщества склонялась к мнению, что музыкальная память, как и остальные виды памяти человека, поддается развитию, и существуют эффективные методы, дающие положительный результат при регулярном использовании.

По мнению Н. Рубинштейна, методы на развитие способностей к музыке должны основываться на понимании и осознании произведения, а не на бездумном заучивании и проигрывании.

Развитие в детском возрасте

До 10 лет развивать способности к музыке намного проще - в этот период психика восприимчива, гибка. Ребенок любознателен, ассоциативный ряд формируется быстро и надолго. Педагогами разработаны методы, являющиеся эффективным средством для развития музыкальной памяти, наиболее эффективные из них:

  1. «Повтори ритмический рисунок». Предварительно готовятся карточки на всех детей с ритмическим рисунком - это изображения нот без нотного стана, разные по длительности. Каждому достается по карточке. Дети по очереди выходят, показывают ее и прохлопывают рисунок. Остальные стараются запомнить его, и, когда ведущий карточку закрывает, дети должны прохлопать ладошками рисунок на память. Это упражнение развивает не только память, но и чувство ритма.
  2. «Ритмические зарисовки». Взрослый выбирает на каждого ребенка по одной простой мелодии, проигрывает ее, и дети должны на память простучать ритмы. Если возможности ребенка не позволяют справиться с заданием, то он пропускает свой ход, а затем ему достается другая мелодия. Преподаватель следит, кто из ребят справляется с заданием лучше или хуже, и в зависимости от этого определяет степень нагрузки.
  3. «Скакалки». Преподаватель проигрывает мелодию на фортепиано. Задача воспитанников – запомнить ее движение, ритмический рисунок, как расположены пальцы, после чего воспроизвести мелодию в разных октавах и тональностях. Постепенно учитель усложняет данное упражнение, добавляя паузы, изменяя тональность, меняя руки поочередно. Ребята должны запомнить проигранные мелодии и воспроизвести впоследствии в точности.
  4. «Имитация». Суть упражнения в том, что ребята исполняют роли зверей на музыкальном инструменте. Например, нужно проиграть, как ходит медведь, скачет лошадь и т.п.

  1. «Нотные ступени». Перед проведением упражнения подготавливаются карточки для каждого участника игры с нарисованной лестницей из 8 ступеней (одна октава), каждая ступень - одна нота. Преподаватель проигрывает звуки, а малыши на слух определяют ноту и ее ступень.
  2. «Музыкальная картина». Преподаватель подбирает картинку с несколькими персонажами, каждый из которых представляет собой какую-нибудь ноту. Затем полученная мелодия проигрывается, внимание детей заостряется на каждом из ее объектов. Затем ставится задача повторить в первый раз отдельно каждый объект, а потом всю картину.
  3. «Угадай мелодию». Преподаватель выбирает несколько незнакомых детям мелодий, присваивает им номера и проигрывает их. Затем по отрывкам из этих произведений ребята должны определить музыкальный номер. Так же учитель может перемешать несколько нот из разных мелодий, а ребята должны заметить путаницу и разобрать по ее нотам.

Для полноценного развития музыкальной памяти важно не забывать и про другие стороны личности ребенка, прямо или косвенно связанные с музыкальными способностями.

Большое значение в этом вопросе приобретает ритмика. Существуют отдельные методы обучения движениям в такт музыке, тренировки координации.

Великие музыканты

В истории известна феноменальная, крайне редко встречающаяся музыкальная память, которая заложена с рождения и проявилась без какого-либо предварительного развития в раннем детском возрасте . Таких музыкантов мы знаем, их имена запомнились на века.

  1. Наиболее яркий пример – Моцарт. Его музыкальные возможности удивляют: ему было достаточно один раз прослушать музыкальное произведение, чтобы затем воспроизвести его на слух. Первый концерт состоялся, когда Моцарту было 3 года.
  2. Вилли-Ферреро впервые дирижировал в возрасте 6 лет. Все проигрываемые произведения он держал в памяти, а затем мог уже по-своему воспроизводить музыку практически без подготовки.
  3. Также феноменальная музыкальная память отмечалась у Л.Н. Оборина, С.Е.Фейнберга, композитора А. Глазунова, Л. Бетховена. Наши современники говорят о высоком уровне музыкальной памяти И.Кобзона, который в любой момент сможет исполнить любую свою песню, хотя у него их тысячи.

Приемы эффективного запоминания музыкальных произведений

В.И. Муцмахер разработал методы развития памяти, заключающиеся в приемах интеллектуальной деятельности человека, помогающих запомнить музыкальный текст:

  1. Смысловая группировка. Произведение делится на отдельные части, которые несут смысловую нагрузку. И если происходит забывание, память опирается на значимые, смыловые моменты, что помогает вопроизвести в сознании музыкальный тест целиком, связав между собой части.
  2. Смысловое соотнесение. Сравнивание, противопоставление характерных черт гармонического плана, мелодии, тональности, аккомпанемента.

И.Гофман предложил формулу простейшего запоминания музыки. Она состоит из 3 частей:

  1. Работа без инструмента. На этом этапе изучается нотный текст, происходит мысленное восприятие музыки, которое осуществляется за счет определения основного настроения мелодии, и с помощью чего оно выражается, ключевой идеи произведения, позиции автора и своей собственной позиции относительно этой музыки. Этот этап запоминания существенно влияет на формирование мышления, зрительной памяти, способностей к анализу.
  2. Работа за инструментом. Ее суть в проигрывании произведения в определенном темпе, но не обязательна точность исполнения. На этом этапе начинается отработка музыкального произведения, определяются смысловые части, проблемные места, непривычные движения.
  3. Работа наизусть (без текста). Исполнение игры наизусть полностью поглощает музыканта, именно поэтому данный навык является важным в развитии музыкальной личности . При этом сам исполнитель по желанию и потребностям сосредотачивается на разных сторонах произведения: басы, мелодия или педали. На данном этапе важную роль приобретают ассоциации музыканта: они наполняют произведение смыслом, душевностью, эмоциями. Также, связь с ассоциациями - один из принципов развития памяти в целом.
  4. Когда произведение выучено, необходимо регулярное повторение с целью закрепления в памяти. И чем старше человек, тем больше необходимо осуществить повторений, так как возможности памяти с возрастом уменьшаются. Повторение рекомендуется делать осмысленно, искать новое смысловое наполнение или связи между частями произведения.
  5. Работа без инструмента и нот. Этап, который является самым сложным, но именно к нему и стоит стремиться как к основному показателю мастерства. Сопровождается он развитием слуховых образов, которые усиливают выразительность игры, ее яркость, большую погруженность исполнителя.

Влияние комплексных и систематических занятий

Исходя из анализа вышеописанных упражнений, можно сделать выводы, что формирование музыкальной памяти подразумевает использование комплекса мер, когда в процессе задействованы зрительные, двигательные, слуховые, логические ресурсы человека. Основа их развития - регулярность.

Музыкальная память соединяет в себе двигательное и художественное мышление, и совершенствование одного без другого не сможет дать нужного эффекта.

Когда исполняется музыкальное произведение, задействован весь прошлый опыт исполнителя. Чем больше в арсенале вариантов исполнения, тем качественнее будет выполнено произведение, и тем увереннее будет чувствовать себя музыкант.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ И МЕТОДЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

Сафронов Е.И.

В современном музыкальном исполнительстве проблема развития музыкальной памяти приобрела большую актуальность, причиной чему послужила возникшая более века назад и постепенно утвердившаяся тенденция концертного исполнения произведений на эстраде без нот. С тех пор вопросы развития музыкальной памяти волнуют как учащихся музыкальных учебных заведений, так и маститых артистов, педагогов и крупных ученых. Значение музыкальной памяти огромно для практики: по существу, ни один род музыкальной деятельности не был бы возможен вне тех или иных функциональных проявлений музыкальной памяти. Память, по определению Энциклопедического Словаря, – это «способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения» . Музыкальной памятью называется «способность человека к запоминанию, сохранению (кратковременному и долговременному) в сознании и последующему воспроизведению музыкального материала». По мнению психолога В.И. Петрушина, « хорошая музыкальная память – это быстрое запоминание музыкального произведения, его прочное сохранение и максимально точное воспроизведение даже спустя длительный срок после выучивания» . . Являясь по своей структуре сложной, составной способностью, музыкальная память взаимосвязывает в органическом единстве различные виды памяти: слуховую, эмоциональную, конструктивно-логическую, двигательно-моторную («пальцевую»), зрительную. Отметим, что в правильно организованной музыкальной памяти (в силу специфики музыкальной деятельности) доминирующую роль будет играть слуховой компонент, поскольку музыка – это искусство слуховых впечатлений. В слуховой памяти различают в свою очередь способность запоминать мелодию, гармонию, тембр, ритм, интонацию. Слуховая память исполнителя тесно связана с моторной памятью: р уки должны запомнить направление движений, скорость и силу сокращения мышц. Конструктивно-логическая память помогает понять закономерность развития мысли композитора, содержание, логическую структуру произведения, тональности, голосоведения, модуляции, общий драматургический план. Эмоциональная память отвечает за сохранение впечатлений об эмоциональном характере музыки. Зрительная память заключается в запоминании написанного нотного текста и в большинстве случаев, по сравнению со слуховой памятью, играет второстепенную роль.

Воспитуема ли музыкальная память, поддается ли она совершенствованию под воздействием специально организованных педагогических условий? По мнению некоторых музыкантов, в частности Н.А. Римского-Корсакова, следует примириться с тем, что дано человеку от природы. Но современная музыкальная педагогика, опираясь на теоретические и экспериментальные исследования, отвергает такой педагогический фатализм и оптимистически оценивает потенциальные возможности педагога в развитии музыкальной памяти учащихся. Резко разделяются мнения между специалистами по музыкальному исполнительству и педагогике в вопросе запоминания музыкального материала: одни придерживаются точки зрения, что запоминание должно быть намеренным, произвольным; с точки зрения других, выдвижение мнемической задачи в качестве самоцели нецелесообразно. По их мнению, запоминание является сопутствующей задачей, возникающей параллельно с разрешением художественно-интерпретаторских и исполнительских задач. В этой связи приведем высказывания некоторых авторитетных музыкантов. К примеру, сторонник произвольного запоминания А.Б. Гольденвейзер считал, что ученика с детства необходимо приучать специально учить на память все, что ему задается, и первое, что должен сделать ученик, разобрав новое произведение, - это запомнить его наизусть. Аналогичное мнение имел С.И. Савшинский: «Для того, чтобы память работала плодотворно, важнейшим условием является осознанная установка на запоминание» . Сторонники непроизвольного запоминания высказывались за такое выучивание произведения наизусть, которое осуществлялось бы «само по себе», одновременно с достижением иных целей. Г. Г. Нейгауз говорил: «Я… просто играю произведение, пока не выучу его. Если нужно играть наизусть, - пока не запомню, а если играть наизусть не нужно, тогда не запоминаю» . С.Т. Рихтер также считал, что лучше, если «выучивание наизусть проходит без принуждения». Из вышесказанного видно, что в отношении видов запоминания музыкального материала нет единых установок, допустима множественность индивидуальных вариантов. Главные же, насущные задачи педагогики музыкальной памяти – как и каким образом рационализировать запоминание музыки, повысить продуктивность этого запоминания, улучшить его качество.

Современная педагогическая психология доказала, что запоминание, идущее от понимания материала, его осмысленного усвоения, превосходит в качественном отношении запоминание, оторванное от понимания. Из этого следует, что заучивать музыкальное произведение наизусть следует только после того, как оно тщательно разобрано. Мыслящий учащийся знает, что если первое впечатление ясно, точно и музыкально – значительная часть работы уже сделана. Прежде чем играть пьесу целиком, ученик должен многое прояснить в ней. Следует вчерне продумать большие линии и наметить более мелкие (фразы), после чего можно уже добавлять и детали. Музыкальный психолог Д.К. Кирнарская пишет: «Музыкальная память пользуется материалом, который ей предоставляет внутренний аналитический слух, поскольку непонятое и нерасчленённое нельзя запомнить: хаос не поддаётся сознательной фиксации. И запоминает человек любой материал не сразу и не вдруг, а чаще всего постепенно, то есть по необходимости, разлагая этот материал на элементы и слои, на этапы и разделы, которые шаг за шагом укладываются в памяти» . Резюмируя вышесказанное, заключаем, что углубленное понимание музыкального произведения, его образно-поэтической сущности, особенностей его структуры, формообразования, то есть осознание того, что хотел выразить композитор и как он это сделал – основное, первоочередное по важности условие успешного, художественно полноценного запоминания музыки.

Следующие приемы и способы выучивания наизусть помогут рационализировать процесс запоминания музыкального произведения:

    При заучивании на память крупных, масштабных произведений предпочтительнее двигаться от общего к частному. Вначале следует понять музыкальную форму в целом, а затем переходить к дифференцированному усвоению составляющих ее частей. Трудному при запоминании должно уделяться преимущественное внимание.

    Смысловые единицы (фрагменты, части) запоминаемого музыкального материала не должны быть ни слишком малыми, ни чрезмерно большими по объему. Нужно ограничиваться таким куском, который без больших затруднений укладывается в памяти.

    Запоминание музыки во многом облегчается при выделении в тексте смысловых опорных пунктов, которые обычно совпадают с началом того или иного раздела музыкальной формы. В качестве смыслового опорного пункта может выступать какая-либо интонация, аккордовое сочетание, первое звено фигурационного орнамента.

    Углубленному запоминанию отдельных фрагментов произведения способствует сравнение этих фрагментов с уже известным учащемуся из его прошлого опыта музыкальным материалом. Сопоставляя новое со знакомым, опираясь на знакомое, ученик запоминает успешнее и быстрее.

    Одним из специфических и весьма сложным для малопродвинутых учащихся. является способ «умозрительного» запоминания, лишенного опоры на реальное звучание и основывающийся исключительно на внутрислуховых представлениях.

Приступая к разбору музыкального произведения, необходимо внимательно:

    пропеть внутренним слухом всё произведение (все мелодические линии и все подголоски);

    постараться услышать гармоническую вертикаль (если она есть);

    простучать или прохлопать весь ритмический рисунок (особенно самые сложные места);

    внимательно изучить все штрихи, динамику, аппликатуру;

    понять музыкальную форму произведения.

В конце разбора, когда общая картина произведения станет полностью ясна, можно начать исполнять на инструменте, уже чётко представляя себе цель и задачи, которые необходимо выполнить в этом произведении. Нельзя забывать, что все эти действия необходимо выполнять при неослабевающем внимании и сосредоточенности. Если внимание притупилось, наступила усталость, то стоит на время отложить занятия, чтобы продолжить их при более ясном сознании, ибо музыкальный материал должен сохраняться только в долговременной памяти с сознательным доступом. Начав с грамотного разбора произведения, следует далее столь же целенаправленно выучивать произведение наизусть. Запоминать на память вначале лучше так же без инструмента.

Учить следует вдумчиво, медленно. Предварительно лучше мысленно разделить произведение на части (можно обозначить части в нотах карандашом), найдя попутно схожий или одинаковый нотный текст, секвенционное развитие, похожий или одинаковый ритмический рисунок. Такой предварительный анализ помогает лучше запомнить музыкальный материал, а подчас и сокращает время при заучивании похожих или одинаковых мест. Все возможные мелодические линии необходимо пропевать с названиями нот, чисто интонируя и в точном ритмическом движении. Метод пропевания нотного текста вслух с названиями нот позволяет подключить к работе слуховую и конструктивно-логическую виды памяти. Если же при таком пропевании ещё и мысленно представлять исполнение этого текста на инструменте (причём правильной аппликатурой!), то и зрительная память будет в работе, и двигательная подготовится к реальному исполнению. Необходимо помнить, что наилучшее запоминание получается лишь при постепенном заучивании. При этом, выучив например, второй такт, нужно вернуться к первому, и повторить их вместе. Этот же принцип применим и к предложениям, периодам, частям. Нужно как бы «нанизывать» выученные отрывки на единую нить памяти, всё время возвращаясь к началу, и повторяя ранее выученное вместе с вновь заученным материалом. Только после такой кропотливой, но очень нужной работы необходимо вернуться к исполнению на инструменте и закрепить выученное за столом двигательной памятью. При исполнении на инструменте, внутренний слух должен постоянно контролировать получаемый результат. По сути, идеален тот вариант исполнения, при котором музыкант сначала слышит необходимое звучание внутри себя, затем исполняет, а получившееся звучание сверяет с тем, что сохранил в памяти внутренний слух. В виде формулы это выглядит так: «слышу (внутренним слухом) – исполняю – контролирую (внутренним слухом)».

Основные правила для развития музыкальной памяти

    Занимайтесь систематически и всегда в определенное время.

    Стремитесь к тому, чтобы первые впечатления были правильными и музыкальными.

    Когда что-нибудь учите – сосредоточивайте внимание на чем-то одном в каждый данный момент.

    Учите ноты и аккорды группами. Если не знаете гармонии, учите аккорды по их структуре, то есть по интервалам, которые они содержат.

    Выбирайте аппликатуру, удобную как для руки, так и для смысла данного отрывка. Эта аппликатура уже не должна меняться.

    Запоминайте выразительность так же тщательно, как и ноты.

    Сравнивайте друг с другом отрывки, в которых есть что-нибудь общее.

    Учите музыку не такт за тактом, а фразами или более крупными музыкальными кусками.

    Если допустили ошибку и нужно проиграть снова – не возвращайтесь к началу пьесы: отправной точкой может служить предыдущая фраза.

    Практикуйте немногие повторения с частыми перерывами.

    Если пассаж не поддается – отложите его до следующего раза.

    Следите за точностью, легкость придет сама собой.

    Когда пьеса становится знакомой, начинайте с работы над более трудными местами.

    Сосредоточивайте внимание на отработке только одного аспекта музыки в данное время – окраске звука, legato, педализации и т.п.

    Допустив ошибку, вернитесь и один раз проиграйте медленно неудавшийся отрывок: последнее впечатление, так же как и первое, должно быть точным.

    В каждой пьесе начинайте учить эпизоды в соответствии с заранее подготовленными «заголовками».

    Внутренне освободитесь и предоставьте движения подсознанию.

    Не пытайтесь думать вперед. Предоставьте самому развитию музыкальных мыслей подсказывать, что будет дальше.

    Если вам кажется, что вы сейчас забудете – переключите внимание на ритм и выразительность.

    Если вы забыли музыку во время занятий – немедленно посмотрите в ноты и постарайтесь найти причину ошибки.

    Если вы забыли во время исполнения и не в состоянии сымпровизировать, не возвращайтесь назад – продолжайте со следующего музыкального заголовка

Следующие нижеприведенные задания, по нашему мнению, будут способствовать развитию музыкальной памяти учащихся.

    Учащемуся предлагается несложная мелодия. Он внимательно играет ее с листа, затем ноты мелодии педагог убирает.

Задание:

    сыграть данную мелодию по памяти;

    сыграть данную мелодию на октаву выше;

    сыграть данную мелодию от другого звука.

2. Педагог исполняет на инструменте с пением знакомую для учащегося песню. Учащийся внимательно слушает. Педагог предлагает выполнить ряд заданий на усвоение ритмической структуры:

    простучать ритмический рисунок мелодии;

    воспроизвести ритмический рисунок следующим образом: первую фразу ученик простукивает по столу, вторую фразу «про себя», третью фразу по столу, четвертую фразу «про себя».

3. Учащийся внимательно слушает мелодию, которую исполняет педагог. Педагог предлагает выполнить ряд заданий направленных на быстроту запоминания.

    Прослушай и определи количество тактов;

    прослушай и спой повторяющиеся мелодические элементы;

    прослушай и определи направление мелодии;

    спой начало и конец мелодии;

    воспроизведи мелодию полностью.

4. Учащемуся предлагается сыграть мелодию с листа.

    Педагог играет три мелодии, среди которых мелодия, которая была предложена учащемуся. Задача ученика – узнать мелодию.

    Педагог простукивает ритм четырех мелодий, среди которых мелодия, которая была предложена учащемуся. Задача ученика – узнать мелодию по ритмическому рисунку.

Таким образом, музыкальная память, представляет сложный комплекс различных видов памяти, но слуховая память является наиболее важнейшей. Осмысленное запоминание качественно превосходит неосознанное, хаотическое. Логические способы запоминания, такие как смысловая группировка (деление на смысловые единицы), сравнение запоминаемых фрагментов со знакомыми из прошлого опыта учащихся музыкальны материалом, а также выделение в тексте смысловых опорных пунктов являются наиболее эффективными.

Литература:

    Советский Энциклопедический Словарь, 2-ое изд., - М.: Сов. Энциклопедия, 1982. – 1600 с.

    Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М.: Академический проект: Трикста, 2008. – 400 с.

    Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано – М.: Просвещение, 1984. – 176 с.

    Кирнарская Д.К. «Музыкальные способности» - М.: Таланты - XXI век, 2004. – 496 с.

    Маккиннон Л. «Игра наизусть» – Л.: «Музыка», 1967. - 145 с.