Биография писателя. Основные даты жизни и творчества И

Иван Александрович Гончаров (1812-1891) - великий русский писатель, публицист. Являлся членом-корреспондентом Петербургской академии наук и обладал чином Действительного статского советника.

Это известная фигура в русской литературе, выдающаяся личность.

Детство и юность

Иван Гончаров родился в 1812 году в городе Симбирске в семье купца. Там же и проходило его детство, в большом имении отца в центре города. Как известно, это является родиной Ленина и Карамзина. Впечатления об отчем доме, саде и дворе, о барском быте во многом послужили написанию его произведений и автобиографического рассказа "На родине".

Будучи семилетним ребенком, Гончаров потерял отца и стал воспитываться матерью и крестным отцом, отставным моряком. Фактически он заменил отца будущему писателю, дал ему образование и сформировал мировоззрение.

Когда мальчику исполнилось 10 лет, мать настояла на его обучении в Москве в коммерческом училище. Учеба ему была малоинтересна и давалась очень тяжело. Поэтому спустя 8 лет Гончаров просит мать подать прошение об отчислении, а в 1831 году поступает в Московский университет на факультет словесности. Одновременно с Гончаровыс в этом университете получали образование Белинский, Герцен и Тургенев. Обучение там является важным стартом в его творчестве. Он успешно получает образование, знакомиться с интересными людьми.

Жизнь после университета: начало творческого пути

После окончания университета в 1834 году Гончаров отправился на родину. Увиденное его очень поразило и огорчило, так как в деревне ничего не поменялось. Писатель привык к жизни в столице, она его манила и вдохновляла. Сонный город и его жители не давали никаких перспектив, но Гончаров остается в Симбирске, принимая предложение по работе местного губернатора. Иван Александрович остается на родине в должности секретаря. Работа была скучной и неблагоприятной, зато приобретенные навыки и знания бюрократической системы в будущем очень помогут писателю.

Проработав в Симбирске около года, Гончаров решается на переезд в Петербург, где устраивается переводчиком в министерство финансов. В столице писатель строит свою жизнь заново, самостоятельно и усердно. Новая должность его не обременяла, она была высоко оплачиваемой и не сложной. Позднее Гончаров знакомится с Майковыми, где нанимается репетиром словесности и латыни для старших сыновей.

Знакомство с Майковым по праву считается началом творческого пути Гончарова. Именно в это время он знакомится с Белинским, часто бывает у него в гостях и в доме Литераторов. Одним из первых произведений Гончарова было "Мильон терзаний", написанное в стиле романтизма, и получившее высокую похвалу от знаменитого критика. Белинский восхищался техникой и стилем письма, словестными оборотами и талантом в целом молодого литератора.

1847 году в журнале "Современник" Гончаров публикует свой следующий рассказ - "Обыкновенная история".

В 1855 году свет увидел еще одно произведение - "Фрегат Паллада", написанное под впечатлением кругосветного путешествия с вице-адмиралом Путятиным.

Работая в министерстве финансов цензором, писательская и творческая деятельность Гончарова прогрессивными слоями общества воспринималась неоднозначно. А постоянная нехватка времени не давала писателю закончить свое произведение "Обломов". Поэтому Иван Александрович уходит из министерства и полностью посвящает себя творчеству.

Расцвет творческой деятельности и последние годы жизни писателя

В 1859 году Гончаров все же заканчивает написание романа "Обломов", которое принесло ему особую славу и уважение. Писатель совершил художественное открытие, раскрыв судьбу человека не только как социального объекта, но и придавая этому философский характер.

Гончаров не гнался за славой, поэтому сразу же начинает работу над новым романом под названием "Обрыв", это детище от растил почти 20 лет. И это последнее его крупное произведение.

Последние годы жизни писателя сопровождались болезнями и душевными депрессиями. Закончив работу над "Обрывом", Гончарову стало жить еще тяжелее. Новые романы он писать не стал, только маленькие очерки ("По восточной Сибири", "Поездка по Волге", "Литературный вечер" и прочее).

В 1891 году И. А. Гончаров скончался от воспаления легких, в полном одиночестве, похоронили его на Никольском кладбище, и практически сразу опубликовали некролог в "Вестнике Европы", где называли Гончарова лидирующим писателем литературы.известная фигура в русской литературе, выдающаяся личность. Интересным фактом является то, что дата рождения писателя совпадает с датой рождения Пушкина и вводом войск Наполеона на территорию России.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Русский писатель и литературный критик. Зачинатель жанра социально-психологического романа.

3 слайд

Описание слайда:

Родился в 1812 году в Симбирске в семье богатого сибирского купца Отец писателя умер, когда ему было всего 7 лет, и непосредственным воспитанием мальчика занимался его крёстный отец – Н. Н. Трегубов. Рассказы крестного о морских пучинах произвели на Ивана большое впечатление. Он же обучал мальчика астрономии, географии и навигации. Начальное образование Иван Гончаров получил дома. Учился в Московском коммерческом училище (1822-1830 гг.). В 1834 г. окончил словесное отделение Московского университета. Одновременно с Иваном в университете обучались Аксаков, Тургенев, Лермонтов, Станкевич, Огарев, Герцен, Белинский и другие одарённые молодые люди, вписавшие своё имя в историю русской литературы. Самым сильным впечатлением тех лет для Гончарова стало посещение А. Пушкиным университета, "...для меня точно солнце озарило всю аудиторию: я в то время был в чаду обаяния от его поэзии; я питался ею, как молоком матери...", - вспоминал впоследствии писатель. К студенческим годам относится первый опубликованный в печати литературный опыт Гончарова. Детство.

4 слайд

Описание слайда:

Жизнь после университета В 1834 году он вернулся в Симбирск, где ему предложили работу в губернаторской канцелярии. Через год он устроился переводчиком в министерство финансов в Петербурге. Многолетняя служба в Департаменте внешней торговли, где писатель мог наблюдать нравы людей нового, буржуазного толка, пригодилась ему в работе над характером Андрея Штольца ("Обломов"). Глубокое знание чиновничье-бюрократического мира позволило Гончарову создать правдивые образы Адуева-старшего в "Обыкновенной истории" и Судьбинского в "Обломове". В 1838 и 1839 году в рукописных альманахах («Подснежник» и «Лунные ночи») литературно-художественного кружка живописца Н. Майкова появились романтические стихи Гончарова и первые повести "Лихая болесть" и "Счастливая ошибка". Весной 1846 знакомится с Белинским, оказавшим большое влияние на его духовное развитие. Кружок Майкова также посещали Григорович, Панаев, братья Достоевские, Некрасов, Тургенев и др.

5 слайд

Описание слайда:

Начало творчества «Я с 14 – 15летнего возраста писал непрестанно, - вспоминал впоследствии писатель, - потом переводил Гете, Шиллера и др.» 40-е годы - начало расцвета творчества Гончарова. 1844–1847 гг. – работа над романом «Обыкновенная история» - о русской жизни и русском характере. Опубликован в третьем и четвертом номерах журнала "Современник" за 1847 год, а в 1848 году выпущен в свет отдельным изданием. В 1849 году в «Литературном сборнике» журнала «Современник» появилась глава из будущего романа – «Сон Обломова» Группа сотрудников журнала «Современник». Сидят слева направо: И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, А.В. Дружинин, А.Н. Островский. Стоят: Л.Н. Толстой, Д.В. Григорович. Фото 1856.

6 слайд

Описание слайда:

Путешествие на фрегате «Паллада» В октябре 1852 года писателя Ивана Гончарова, переводчика в министерстве финансов, назначили секретарем адмирала Ефима Путятина. Когда молодой писатель начал собираться в кругосветное плавание с адмиралом, в литературных кругах Петербурга отнеслись к этому с юмором: будущего автора романа «Обломов» за неспешность часто называли «принц де Лень». Путешествуя с фрегатом «Паллада», Гончаров объехал три континента и не меньше десятка стран. В поездке он вел путевой дневник, в который вносил все, что его заинтересовало. Первый его очерк был опубликован вскоре после возвращения (в 1855 году) в журнале «Отечественные записки». Через три года сочинение вышло отдельной книгой «Фрегат Паллада»

7 слайд

Описание слайда:

Служба в качестве цензора Цензор-изгнанник. По возвращении из путешествия Гончаров определился на службу в Петербургский цензурный комитет. Должность цензора, а также принятое им приглашение преподавать русскую литературу наследнику престола превратили писателя в «предмет негодования либералов». Заметно охладились его отношения с кругом Белинского. Гончаров-цензор облегчил печатную судьбу целого ряда лучших произведений русской литературы («Записки охотника» И. С. Тургенева, «Тысяча душ» А. Ф. Писемского и др.), однако к радикальным изданиям он относился откровенно враждебно, что вызывало раздражение в кругах левой интеллигенции.

8 слайд

Описание слайда:

Расцвет творчества В 1859 году в России впервые прозвучало слово «обломовщина». Через судьбу главного героя своего нового романа И.А.Гончаров показал социальное явление. Однако многие увидели в образе Обломова ещё и философское осмысление русского национального характера, а также указание на возможность особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего «прогресса». И.А.Гончаров совершил художественное открытие. Роман «Обломов» был опубликован сначала в журнале "Отечественные записки", а затем и отдельным изданием. В 1869г. в журнале "Вестник Европы" был опубликован роман «Обрыв», над которым Гончаров работал 20 лет. "Этот роман была моя жизнь, - писал Гончаров. Трилогия И.А. Гончарова: "Обыкновенная история", "Обломов", "Обрыв«. Эти романы отражают существенные стороны жизни русского общества 40 - 60-х годов. Они объединены не общими персонажами, но единой проблематикой и группой характеров, черты которых повторяются.

9 слайд

Описание слайда:

«Русская трилогия Гончарова» В «Обыкновенной истории» показана «ломка старых понятий и нравов – сентиментальности, карикатурного преувеличения чувств дружбы и любви, поэзии и праздности» И. А. Гончаров В основе «Обломова» лежат темы подлинной дружбы и любви гуманизма равноправия женщины настоящего счастья осуждения дворянского романтизма Главная тема романа – судьба поколения, ищущего свое место в обществе, истории, но не сумевшего найти правильный путь. «Обрыв» содержит правдивые образы и картины русской жизни. Три центральных типа эпохи «пробуждения» воплотились в трёх характерах, трех «лицах» «Обрыва». Это - бабушка, Райский, Вера - один из самых положительных женских образов, созданных Гончаровым, воплощение лучших душевных качеств русской женщины, свидетельство глубокой веры писателя в родной народ, в его будущее.. Вокруг этих трёх лиц, трёх «организмов» складывалась вся сложная структура романа - сюжет, композиция.

10 слайд

Описание слайда:

Особенности трилогии: 1.«Обрыв», так же, как «Обыкновенная история» и «Обломов», построен на столкновении России старой, патриархальной и новой, молодой. 2.В «Обыкновенной истории» и «Обломове» «главной ареной деятельности» является Петербург, тогда как в «Обрыве» действие лишь начинается в столице, а основные события происходят в провинции, где еще можно встретить живые человеческие души. 3.Именно провинция, по мысли автора еще хранит устои православной нравственности, заповеди старой правды. 4.«Обыкновенная история» и «Обломов»- романы монографические (повествующие об одном герое Александр Адуев, Илья Ильич), «Обрыв» - роман многогеройный 5.«Обрыв» - роман с глубоким символическим смыслом 6.«Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв» - произведения своего времени - века 19-го

11 слайд

Описание слайда:

Главные герои Образ Адуева: дворянин приспосабливается к жизни и перерождается в буржуа. Образ Обломова: дворянин капитулирует перед действительностью. Образ Райского: дворянин уходит от жизни, увлекаясь искусством. Проблематика романов Два уклада русской жизни Патриархальный Буржуазный Крепостнические порядки, инертность и однообразие помещичьей жизни Активное отношение к жизни, но откровенный эгоизм и делячество

12 слайд

Описание слайда:

Интересные факты из биографии Ивана Гончарова С молодости Иван Гончаров дружил с Иваном Тургеневым. Они подолгу беседовали, читали друг другу свои произведения. Иван Гончаров никогда не вынашивал в тайне сюжеты задуманных произведений. Он делился и обсуждал их со своими друзьями. Однажды это сыграло с ним злую шутку. Поделившись замыслом «Обрыва» с Иваном Сергеевичем Тургеневым, Гончаров спустя некоторое время после выхода в свет «Накануне» и «Дворянского гнезда» Тургенева заметил явный плагиат и поспешил обвинить в этом Тургенева. Очевидно, что плагиат имел место быть, так как Тургенев после обвинений избавился от некоторых сцен в своих произведениях. Даже «Госпожа Бовари» и «Воспитание чувств» Флобера подозрительно напоминали «Обрыв». Он был уверен, что литературный материал Флоберу передал коварный Тургенев. Дружеские отношения были испорчены навсегда.

13 слайд

Описание слайда:

Интересные факты из биографии Ивана Гончарова В 1791 году вышел роман «Simply Story» английской писательницы Елизаветы Инчбальд. Этот роман был крайне популярен и переведен на все европейские языки, и в 1848 году журнал «Отечественные записки» собрался опубликовать его. За год до этого, в 1847 году, Гончаров опубликовал в журнале «Современник» роман «Обыкновенная история». И в письме редактору «Отечественных записок» признавался, что, читая его роман, многие думали, что он просто перевел роман Елизаветы Инчбальд с английского, и просил напечатать роман английской писательницы под названием «Простая история».

14 слайд

Описание слайда:

Интересные факты из биографии Ивана Гончарова С Елизаветой Васильевной Толстой Гончаров познакомился в доме Майковых еще в бытность свою учителем. Тогда он пожелал четырнадцатилетней Лизоньке в ее альбоме "святой и безмятежной будущности", подписавшись - де Лень. Через десять лет, в 1855 году, он снова встретился с ней у Майковых, между ними завязалась "дружба". Писатель водил ее в театры, посылал ей книги и журналы, просвещал в вопросах искусства, в ответ она давала ему читать свои дневники... его возлюбленная могла предложить Гончарову только дружбу и, как следствие, предпочла другого человека – Александра Илларионович Мусина-Пушкина, который являлся ее кузеном, что в дальнейшем осложнило их возможную свадьбу. Как ни удивительно, именно Гончарову пришлось по просьбе матери возлюбленной помогать в получении одобрения брака перед Синодом. Насколько известно, больше они не с Елизаветой Толстой не виделись. Елизавете Васильевне русская литература обязана замечательным образом Ольги Ильинской

15 слайд

Описание слайда:

Словарная работа Роман жанр эпоса большой объём представлена жизнь целой эпохи несколько сюжетных линий много героев характеры героев даны в развитии перенос действий в разные места охватывается большой временной промежуток связь героев с историческими событиями и другими людьми Социально- психологический роман - литературный жанр, прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя в кризисный нестандартный период его жизни, раскрываются его психологические характеристики и психология его взаимодействия с окружающими; отображаются актуальные социальные проблемы и вопросы, интересующие читателей и автора.

16 слайд

Описание слайда:

История создания романа «Обломов» «История о том, как лежит и спит ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его, не бог весть какая история...» И.А. Гончаров. Прообразом «обломовщины» в раннем творчестве Гончарова исследователи считают написанную в 1838 году повесть «Лихая болесть». Замысел романа «Обломов» возник в 1847 г., но произведение создавалось медленно. В 1849 году Гончаров опубликовал в «Литературном сборнике с иллюстрациями» одну из центральных глав произведения – «Сон Обломова» с подзаголовком «Эпизод из неоконченного романа», в котором дал изумительную по яркости и глубине картину патриархальной помещичьей жизни. В 1850 году Гончаров создает чистовой вариант первой части и работает над продолжением произведения до октября 1852г., затем прерывается на целых пять лет. Возобновляет работу над произведением только в июне 1857 года в Мариенбарде (Германия). Осенью 1858 года Гончаров полностью заканчивает работу над рукописью «Обломова», добавив многие сцены и полностью переработав некоторые главы. В 1859 году роман был напечатан в четырех номерах журнала «Отечественные записки».

17 слайд

Описание слайда:

Прототипы героев романа «Обломов» Обломов Иван Гончаров Ольга Прообразами девушки являются знакомые писателя – Елизавета Васильевна Толстая и Екатерина Павловна Майкова Агафья Матвеевна Пшеницына Мать писателя – Авдотья Матвеевна Трагедия брака между Агафьей и Обломовым стала отражением жизненной драмы крестного Гончарова – Н. Трегубова. Штольц В основу описания героя легла история семьи Карла-Фридриха Рудольфа, отца Елизаветы Гончаровой – жены старшего брата писателя. Является одним из олицетворений в романе одной из сторон самого писателя – его юношеских стремлений и практичности.

18 слайд

Описание слайда:

Жанр Социально-бытовой Исследует социальные корни обломовщины на фоне широкой картины провинциального усадебного быта и петербургской жизни. Философский Осмысляет такие общечеловеческие проблемы, как действие и бездействие, смысл жизни, любовь, счастье. Психологический Стремится проникнуть во внутренний мир своих героев. Тема – судьба поколения, ищущего свое место в обществе, но не сумевшего найти правильный путь. Идея – показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет человек, превращаясь в мертвую душу. Главное Роман Структура романа: 1 часть - Обломов лежит на диване. 2 часть - Обломов ездит к Ильинским и влюбляется в Ольгу, а она в него. 3 часть - Ольга видит, что ошиблась в Обломове, и они расходятся. 4 часть – Ольга выходит замуж за Штольца, а Обломов женится на хозяйке того дома, где нанимает квартиру - Агафье Матвеевне Пшеницыной. Живет на Выборгской стороне, покой, переходящий в «вечный покой».

Основные даты жизни и творчества И. А. Гончарова

1820–1822 - Иван Гончаров обучается в частном пансионе «для местных дворян».

1822,8 (20) июля - Десятилетнего Гончарова отправили учиться в Москву, где определили в Коммерческое училище.

1827 - Находясь в Коммерческом училище, Гончаров впервые знакомится с творчеством Пушкина, с увлечением читает «Евгения Онегина», который выходил тогда отдельными главами.

1830, июль - Не испытывая никакого влечения к коммерческой деятельности и тяготясь своим положением, Гончаров вышел из Коммерческого училища, «не кончив курса, по прошению его родительницы». Гончаров готовится к поступлению в Московский государственный университет.

1831, август - Гончаров успешно выдержал вступительные экзамены на словесный (филологический) факультет Московского университета.

1832 - В N 15 журнала «Телескоп», издававшегося профессором Московского университета Н. И. Надеждиным, напечатан первый литературный труд Гончарова - перевод двух глав из романа Евгения Сю «Атар Гюль». 27 ноября (9 декабря) - Посещение Пушкиным Московского университета.

1834, июнь (июль) - Окончание Московского университета. Отъезд домой, в Симбирск. Осень - Гончаров поступил на службу в канцелярию симбирского губернатора.

1835, май - Отъезд в Петербург. 30 мая (11 июня) - Гончаров определился на должность канцелярского чиновника (переводчика) департамента внешней торговли министерства финансов. Лето - Знакомится с семейством петербургского живописца Н. А. Майкова и получает приглашение преподавать его сыновьям Аполлону и Валерьяну Майковым латинский язык, русскую литературу, эстетику. В рукописном альманахе Майковых «Подснежник» поместил четыре своих романтических стихотворения под инициалами И. Г.

1838 - В рукописном альманахе «Подснежник» помещена юмористическая повесть Гончарова «Лихач болесть».

1839 - В рукописном альманахе Майковых «Лунные ночи» поместил свою повесть «Счастливая ошибка».

1842 - Написал «юмористический очерк нравов из чиновничьего круга» «Иван Савич Поджабрин».

1844 - Гончаров задумал и начал писать роман «Обыкновенная история».

1846 - Читает свой роман в литературном салоне Майковых. Затем читает роман в кружке Белинского и тесно знакомится с великим критиком.

1847 - В N 3 и N 4 журнала «Современник» напечатан первый роман Гончарова - «Обыкновенная история». Задумал и начал писать новый роман - «Обломов».

1848 - В январском и февральском номерах «Современника» напечатана статья В. Г. Белинского «Взгляд на русскую литературу 1847 года», в которой дана оценка «Обыкновенной истории» как одного из замечательных произведений русской реалистической литературы.

1849 - В «Литературном сборнике» Некрасова (при журнале «Современник») опубликован «Сон Обломова» (отрывок из первой части романа «Обломов»). Лето Гончаров пробыл на родине в Симбирске, где работал над «Обломовым» и где возник у него замысел третьего романа - «Обрыв». В этот приезд на родину Гончаров не застал уже в живых Н. Н. Трегубова.

1851, 11 (23) апреля - Скончалась мать писателя, Авдотья Матвеевна Гончарова, на шестьдесят пятом году жизни.

1852, 7 (19) октября - Гончаров отправляется в кругосветное плавание на фрегате «Паллада» в качестве секретаря вице-адмирала Путятина. Начинает писать «путевые письма» и заметки. Ноябрь - Посещает Лондон.

1853, 6 (18) января - Фрегат «Паллада» вышел из Портсмута в Атлантический океан. Март - По прибытии на мыс Доброй Надежды Гончаров совершает поездку в глубь колонии. 24 мая (6 июня) - 2 (14) июля - Гончаров находится в Сингапуре. Август - Прибытие в Японию. Гончаров принимает деятельное участие в переговорах Путятина с японским правительством. 11 (23) ноября фрегат отбыл в Шанхай, где Гончаров совершает ряд экскурсий, знакомится с культурой и бытом китайцев в городе и в ближних деревнях.

1854, май - Фрегат «Паллада» прибыл в устье Амура, к месту своей последней стоянки. Август - Гончаров покидает фрегат «Палладу». Сентябрь - В Якутске. Конец декабря - Гончаров прибывает в Иркутск, где встречается со ссыльными декабристами: Волконским, Трубецким, Якушиным и другими, жившими вне города. 14 (26) января 1855 года Гончаров покинул Иркутск.

1855, 13 (25) февраля - Проехав через Сибирь около десяти тысяч километров, вернулся в Петербург, где вновь сблизился с кругом передовых русских писателей: Тургеневым, Некрасовым, Л. Толстым, Григоровичем и другими. Осень - У Майковых Гончаров встретился с Елизаветой Васильевной Толстой, с которой был знаком еще в начале сороковых годов. Письма Гончарова к Е. В. Толстой (1856–1856) - свидетельство его сильной, страстной, но неразделенной любви к ней.

1857, июль-август - Гончаров находился на лечении за границей (в Мариенбаде), где с исключительным подъемом писал роман «Обломов» и вчерне завершил его. В конце августа приехал в Париж и встретил здесь А. А. Фета, В. П. Боткина и Тургенева и прочел им «Обломова».

1858, 22 сентября (4 октября) - У себя дома, в кругу друзей, читал «Обломова» редактору «Отечественных записок» А. А. Краевскому, который и приобрел роман для своего журнала.

Вышли в свет отдельным изданием «Очерки путешествия» - «Фрегат «Паллада» Гончарова, частично публиковавшиеся раньше в ряде журналов и сборниках: «Морском сборнике» (1855, кн. V, VI, IX–X; 1856, кн. VIII и IX), «Отечественных записках» (1855, кн. 4, 5, 10; 1856, кн. 3), «Современнике» (1855, кн. 10; 1856, кн. 2), «Библиотеке для чтения», «Журнале военно-учебных заведений».

1859 - В журнале «Отечественные записки» (кн. 1, 2, 3 и 4) напечатан роман «Обломов». Май - В «Современнике» (N 5) опубликована статья Н. А. Добролюбова «Что такое обломовщина?». Летом Гончаров уехал в Мариенбад, где работал над третьим своим романом - «Обрыв».

1860, 1 (13) февраля - Приказом по министерству народного просвещения, согласно прошению Гончарова, он уволен со службы. В «Современнике» (N 2) напечатан отрывок из первой части «Обрыва» - «Софья Николаевна Беловодова». Начало мая - Гончаров выехал на лечение за границу (Дрезден, Мариенбад, Булонь), где продолжал работу над «Обрывом».

1861 - В «Отечественных записках» (N 1) появился отрывок из «Обрыва» - «Бабушка» и в N 2 - «Портрет».

1862 - Лето Гончаров пробыл в Симбирске, и это дало ему новый материал для дальнейшей работы над «Обрывом». Назначен главным редактором официальной газеты министерства внутренних дел «Северная почта».

1863, июнь - Гончаров освобожден от редактирования газеты «Северная почта» и назначен членом Совета по делам печати.

1867,29 декабря (10 января 1868) - Гончаров, «согласно его прошению, по расстроенному здоровью» вышел в отставку.

1868, март - апрель - Читает первые три части «Обрыва» А. К. Толстому и редактору журнала «Вестник Европы» М. М. Стасюлевичу, который приобрел у писателя право на публикацию романа. Осень - Гончаров закончил писать «Обрыв».

1869 - В январско-майском номерах журнала «Вестник Европы» напечатан «Обрыв». Ноябрь - Гончаров пишет «Предисловие» к отдельному изданию романа «Обрыв».

1870 - Вышло отдельное издание романа «Обрыв».

1872 - В мартовском номере журнала «Отечественные записки» напечатан критический этюд Гончарова «Мильон терзаний».

1873 - 1874 - Пишет очерк «Поездка по Волге» (остался незаконченным).

1874 - Работает над статьей об А. Н. Островском («Материалы, заготовляемые для критической статьи об Островском»), которая не была опубликована при жизни писателя. После посещения третьей выставки художников-передвижников пишет статью «Христос в пустыне». Картина г. Крамского», которая не была опубликована автором. Работает над мемуарами о Белинском.

1875 - После посещений спектакля «Гамлет» Шекспира в Александрийском театре (роль Гамлета исполнялась трагиком Нильским) Гончаров пишет статью «Опять «Гамлет» на русской сцене».

1876 - Написал статью «Намерения, задачи и идеи романа «Обрыв». (Опубликована в журнале «Русское обозрение», 1895, N 1).

1878 - Закончил писать «Необыкновенную историю» (опубликована в 1924 году).

1879 - В журнале «Русская речь» (N 6)) напечатана статья Гончарова «Лучше поздно, чем никогда».

1880 - В журнале «Русская речь» (N 1) публикует очерк «Литературный вечер».

1881 - Вышел в свет сборник статей Гончарова «Четыре очерка», в котором впервые были опубликованы его «Заметки о личности Белинского». Гончаров подарил родному городу Симбирску свою богатую личную библиотеку. 1884 - Выходит в свет первое собрание сочинений Гончарова.

1886 - 1887 - В «Вестнике Европы» (N 4) опубликован очерк Гончарова «Из университетских воспоминаний». В 1889 году включен автором в IX, дополнительный, том Собраний сочинений («Воспоминания», «В университете»). Издано второе прижизненное Собрание сочинений Гончарова.

1888 - Напечатаны воспоминания Гончарова «На родине» («Вестник Европы» N 1 и 2) и очерк «Слуги» («Нива», N 1–3, 18).

1889 - Написана статья «Нарушение воли».

1891 - В журнале «Русское обозрение» (N 1) помещен очерк «По Восточной Сибири». Летом, незадолго до смерти, Гончаров продиктовал Е. К. Трейгульт очерки. «Уха», «Май месяц в Петербурге» и «Превратность судьбы».

1891 - 15 (27) сентября - смерть писателя. Похоронен 19 сентября (1 октября) в Петербурге на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Из книги Гашек автора Пытлик Радко

Основные даты жизни и творчества 1883, 30 апреля - в Праге родился Ярослав Гашек.1893 - принят в гимназию на Житной улице.1898, 12 февраля - оставляет гимназию.1899 - поступает в пражское Коммерческое училище.1900, лето - странствие по Словакии.1901, 26 января - в газете «Пародии листы»

Из книги Нестеров автора Дурылин Сергей Николаевич

Основные даты жизни и творчества М.В. Нестерова 1862 – Родился 31(19) мая в Уфе в купеческой семье. Мать – Мария Михайловна Нестерова (урожденная Ростовцева). Отец – Василий Иванович Нестеров.1872–1874 – Учится в Уфимской гимназии.1874–1877 – Переезжает в Москву. В частном реальном

Из книги Высоцкий автора Новиков Владимир Иванович

Основные даты жизни и творчества 1938, 25 января – родился в 9 часов 40 минут в роддоме на Третьей Мещанской улице, 61/2. Мать, Нина Максимовна Высоцкая (до замужества Серегина), – референт-переводчик. Отец, Семен Владимирович Высоцкий, – военный связист.1941 – вместе с матерью

Из книги Народные мастера автора Рогов Анатолий Петрович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. А. МЕЗРИНА 1853 - родилась в слободе Дымково в семье кузнеца А. Л. Никулина. 1896 - участие во Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. 1900 - участие во Всемирной выставке в Париже. 1908 - знакомство с А. И. Деньшиным. 1917 - выход

Из книги Мераб Мамардашвили за 90 минут автора Скляренко Елена

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1930, 15 сентября - в Грузии, в городе Гори, родился Мераб Константинович Мамардашвили.1934 - семья Мамардашвили переезжает в Россию: отца Мера-ба, Константина Николаевича, направляют на учебу в Ленинградскую военно-политическую академию.1938 -

Из книги Зинаида Серебрякова автора Русакова Алла Александровна

Основные даты жизни и творчества З. Е. Серебряковой 1884, 28 ноября (10 декабря) - рождение в имении Нескучное Белгородского уезда Курской губернии (ныне - Харьковская область Украины) в семье скульптора Евгения Александровича Лансере и его жены Екатерины Николаевны

Из книги Кустодиев автора Кудря Аркадий Иванович

Основные даты жизни и творчества Б.М. Кустодиева 1878, 23 февраля (7марта по новому стилю) - Родился в Астрахани. Его отец, Михаил Лукич Кустодиев, кандидат богословия, преподавал в Астраханской духовной семинарии. Мать, Екатерина Прохоровна Кустодиева (в девичестве

Из книги Микеланджело автора Дживелегов Алексей Карпович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1475, 6 марта -В семье Лодовико Буонарроти в Капрезе (в области Казентино), неподалеку от Флоренции, родился Микельанджело.1488, апрель - 1492 - Отдан отцом в обучение знаменитому флорентийскому художнику Доменико Гирландайо. От него через год

Из книги Иван Бунин автора Рощин Михаил Михайлович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1870, 10 ноября (23 октября ст. ст.) - родился в г. Воронеже, в семье мелкопоместного дворянина Алексея Николаевича Бунина и Людмилы Александровны, урожденной княгини Чубаровой. Детство - в одном из родовых поместий, на хуторе Бутырки, Елецкого

Из книги Гончаров автора Лощиц Юрий Михайлович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА И. А. ГОНЧАРОВА Даты приводятся по старому стилю. 1812, 6 июня - В семье симбирского купца Александра Ивановича Гончарова и его супруги Авдотьи Матвеевны, урожденной Шахториной, родился сын Иван.1819, 10 сентября - Смерть А. И. Гончарова.1820–1822 -

Из книги Сальвадор Дали. Божественный и многоликий автора Петряков Александр Михайлович

Основные даты жизни и творчества 1904–11 мая в Фигерасе, Испания, родился Сальвадор Хасинто Фелипе Дали Куси Фаррес.1914 - Первые живописные опыты в имении Пичотов.1918 - Увлечение импрессионизмом. Первое участие в выставке в Фигерасе.«Портрет Лусии», «Кадакес».1919 - Первые

Из книги Модильяни автора Паризо Кристиан

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1884 12 июля: рождение Амедео Клементе Модильяни в еврейской семье образованных ливорнских буржуа, где он становится младшим из четверых детей Фламинио Модильяни и Евгении Гарсен. Он получает прозвище Дэдо. Другие дети: Джузеппе Эмануэле, в

Из книги Гончаров автора Мельник Владимир Иванович

Основные даты жизни И.А. Гончарова 1812, 6 (18) июня - в Симбирске родился Иван Александрович Гончаров.1819,10 (22) сентября - смерть отца Гончарова, Александра Ивановича.1820–1822 - Иван Гончаров обучается в частном пансионе «для местных дворян».1822, 8 (20) июля - десятилетнего

Из книги Константин Васильев автора Доронин Анатолий Иванович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1942, 3 сентября. В г. Майкопе, в период оккупации, в семье Алексея Алексеевича Васильева - главного инженера завода, ставшего одним из руководителей партизанского движения, и Клавдии Парменовны Шишкиной родился сын - Константин.1949. Семья

Из книги Ли Бо: Земная судьба Небожителя автора Торопцев Сергей Аркадьевич

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ЛИ БО 701 - Ли Бо родился в городе Суяб (Суйе) Тюркского каганата (около современного города Токмок, Киргизия). Есть версия, что это произошло уже в Шу (современная провинция Сычуань).705 - семья перебралась во внутренний Китай, в область Шу,

Из книги Франко автора Хинкулов Леонид Федорович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1856, 27 августа - В селе Нагуевичи Дрогобычского уезда в семье сельского кузнеца родился Иван Яковлевич Франко.1864–1867 - Учится (со второго класса) в нормальной четырехклассной школе ордена василиан в городе Дрогобыче.1865, весной - Умер

Биография и литературная деятельность Гончарова

6 июня 1813 г., но душеприказчику и старинному другу Гончаровых М. М. Стасюлевичу было в точности известно, что метрическое свидетельство Ивана Александровича сгорело во время пожара Москвы в 1812 г. Из этого мы можем сделать вывод, что он родился не позже сентября этого года.

смерти отца мать писателя, на руках которой он остался трехлетним ребенком, ничего не жалела для воспитания сына. Первоначальное образование в науках, французском и немецком языках Гончаров получил в небольшом пансионе, который содержал в имении княгини Хованской, за Волгой, образованный и просвещенный сельский священник, воспитанник Казанской духовной академии. Он был женат на француженке и с ее помощью открыл пансион, имевший заслуженный успех среди местного дворянства. Сюда был отдан и молодой Гончаров. Дело обучения и воспитания велось священником чрезвычайно тщательно. Он следил не только за учением, но и за тем, что читали его ученики.

Первыми книгами, прочитанными Гончаровым вне классов, были сочинения Державина, которые он и переписывал, и учил наизусть; Фонвизина «Недоросль», Озерова и Хераскова, несколько детских книжек естественной истории, путешествия Кука вокруг света и Крашенинникова в Камчатку, исторические сочинения Роллена, Голикова, путешествия Мунго-Парка сказки о Еруслане Лазаревиче, Бове Королевиче и другие. Чтение продолжалось без системы, без указания. Он поглощал полные привидений романы Радклиф и сентиментальные романы Жанлис в чудовищных переводах, мистические мудрствования Экгартсгаузена, описания неслыханных происшествий, все, что действовало на воображение. Но все-таки характер чтения был деловой и серьезный. Молодой Гончаров особенно был увлечен путешествиями под влиянием рассказов своего крестного отца, старого моряка. Именно эти рассказы вместе с ранним чтением путешествий стали впоследствии главным источником решения писателя совершить путешествие вокруг света.

Все это продолжалось до поступления Гончарова в 1831 году на филологический факультет Московского университета, где знакомство с греческим и римским миром, историческое и критическое изучение отечественной и иностранной литературы придало надлежащее направление его читательской страсти. Юношеское сердце находилось в постоянном поиске. Кафедру истории тогда в университете занимал Карамзин, но Гончаров увлекался им, может быть, не как историком и не как поэтом, а как гуманнейшим из писателей.

Это было время, когда между профессорами и между студентами начиналась новая жизнь. От студенческих кружков Гончаров остался в стороне. В университете тогда были учреждены новые кафедры эстетики и археологии под руководством профессора Надеждина и истории иностранной, древней и новой литературы под руководством профессора Шевырева, которые имели особенное влияние на Гончарова. Увлекательные чтения не только расширяли круг литературного и эстетического воззрения молодых слушателей, но и формировали их перо, а необходимость записывать правильно и красноречиво излагаемые лекции, благотворно действовала на их язык. То совершенство формы, которое признала критика с первых шагов вступления Гончарова на литературное поприще, было, несомненно, прямым следствием тщательного изучения образцовых писателей-классиков всех стран и народов, ознакомлению с которыми писатель посвящал много времени.

Путешествия и все доступно изложенные сочинения по части естественной истории занимали его внимание, но его любимым чтением была все-таки поэзия. Живее и глубже всех поэтов Гончаров был поражен и увлечен поэзией Пушкина в самую свежую и блистательную пору силы и развития великого поэта, которому он остался верен навсегда, несмотря на позднейшее тесное знакомство с корифеями французской, немецкой и английской литературы.

В 1835 г. Гончаров окончил курс в университете. После недолгой службы в Симбирске он переехал в Петербург и поступил переводчиком в Министерство финансов. В этом министерстве он прослужил вплоть до своего отправления в кругосветное путешествие в 1852 г.

В Петербурге писатель завязывает литературно-артистические знакомства, принимает участие в кружке, где царит поклонение искусству для искусства и возведение объективного творчества в единственный художественный идеал. Гончаров делается своим человеком в доме художника Николая Аполлоновича Майкова, отца известного поэта Аполлона Майкова (тогда еще четырнадцатилетнего юноши), и его брата, безвременно погибшего даровитого критика, Валериана Майкова. Писатель участвовал в их домашних занятиях литературой. Затем это участие перешло уже в журналы, в которых участвовали некоторые из друзей Майковых. И Гончаров перевел и переделал с иностранных языков несколько статей и поместил в журналах без подписи имени. Он писал у Майковых и повести шуточного содержания, которые относились к частным случаям или лицам и не были примечательны.

«Обыкновенной истории», которая была прочтена пылким критиком еще в рукописи и привела его в необычайный восторг. Но это знакомство не могло перейти в дружбу. В 1846 г. Белинский был в разгаре увлечения идеями, шедшими в то время в Россию из Франции. Враг всяких крайностей, Гончаров меньше всего увлекался этими идеями, вот почему Белинский, отдавая дань полнейшего удивления его таланту, в то же время, по собственному рассказу писателя, называл его «филистером». В восторженной рецензии на «Обыкновенную историю» Белинский тщательно подчеркивал разницу между автором «Кто виноват», в произведении которого его не вполне удовлетворяла художественная сторона, но восхищала положенная в основу мысль, и Гончарова, который «художник и ничего более». «Обыкновенная история» имела успех необычайный и вместе с тем всеобщий. Даже «Северная пчела», ярая ненавистница так называемой «натуральной школы», считавшая Гоголя русским Поль де Коком, отнеслась крайне благосклонно к дебютанту, несмотря на то, что роман был написан по всем правилам ненавистной Булгарину школы.

«Современнике» маленький рассказ из чиновничьего быта, «Иван Савич Поджабрин», написанный еще в 1842 г., но попавший в печать только тогда, когда автор внезапно прославился.

повелению, в качестве секретаря начальника экспедиции, вице-адмирала Е. В. Путятина, и отправился на фрегате «Паллада» в это плавание, из которого вернулся в начале 1855 года.

Возвратившись из путешествия, на половине прерванного наступившею Восточной войной, Гончаров печатает в журналах отдельные главы «Фрегата Паллады», а затем усердно берется за «Обломова» который появился в свет в 1859 г. Успех его был такой же всеобщий, как и успех «Обыкновенной истории».

В 1858 г. писатель переходит в цензурное ведомство (сначала цензором, потом членом Главного управления по делам печати). В 1862 г. он был недолго редактором официальной «Северной почты». В 1869 г. на страницах «Вестника Европы» появился третий большой роман писателя, «Обрыв», который имел огромный успех.

В начале семидесятых годов Гончаров вышел в отставку. С тех пор он написал лишь несколько небольших этюдов: «Миллион терзаний», «Литературный вечер», «Заметки о личности Белинского», авторскую исповедь «Лучше поздно, чем никогда», «Воспоминания», «Слуги», «Нарушение воли», которые, за исключением «Миллиона терзаний», ничего не прибавили к его славе. Иван Александрович тихо и замкнуто провел остаток своей жизни в небольшой квартире на Моховой. Он умер 15 сентября 1891 г. и был похоронен в Александро-Невской лавре. Гончаров не был женат и литературную собственность свою завещал семье своего старого слуги.

Основные этапы жизни и творчества.


Детство.

Мать, Авдотья Матвеевна, любила детей, но, не обладая достаточной культурой, доверила образование всех четверых детей другу семьи отставному морскому офицеру Н.Н.Трегубову, который был дворянином, и ввел семью Гончаровых в круг местного дворянства. Купеческие дети получили типично помещичье воспитание.

Образование.

Гончаров учился в частном пансионе священника Ф. С. Троицкого, где он приобщился к чтению книг западноевропейских и русских авторов и хорошо изучил французский и немецкий языки. В 1822 г. поступил в Московское коммерческое училище, восьмилетнее пребывание в котором оставило у него неблагоприятное впечатление. К счастью, молодой Гончаров компенсировал недостатки казенного обучения активным самообразованием. Не окончив училища, Г. решился на вступительные экзамены в Московский университет. Он успешно выдержал их в 1831 г. (в 1830 г. из-за холеры в Москве в университете занятий не было), став студентом филологического ("словесного") отделения. Гончарова интересовали преимущественно вопросы теории и истории литературы, изобразительных искусств, архитектуры. Самым сильным впечатлением тех лет для него стало посещение А. С. Пушкиным университета, где великий поэт спорил с профессором М. Т. Каченовским по вопросу подлинности "Слова о полку Игореве". Гончаров вспоминал впоследствии: "...для меня точно солнце озарило всю аудиторию: я в то время был в чаду обаяния от его поэзии; я питался ею, как молоком матери; стих его приводил меня в дрожь восторга. На меня, как благотворный дождь, падали строфы его созданий ("Евгения Онегина", "Полтавы" и др.). Его гению я и все тогдашние юноши, увлекавшиеся поэзиею, обязаны непосредственным влиянием на наше эстетическое образование"


Начало литературной деятельности.

К литературному творчеству Гончаров обратился в годы университетской учебы. Последовавшая за окончанием университета (1834) служба в канцелярии симбирского губернатора, а затем (с мая 1835 г.) в Петербурге - переводчиком в министерстве финансов. Работа не очень мешала его литературным занятиям. К ним особенно побуждало молодого Гончарова общение с семейством Майковых, художественно одаренных людей: живописцев, поэтов. Литературный салон Майковых был популярен в Петербурге: здесь бывали И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Д. В. Григорович.


«Современник»

В "Обыкновенной истории" писатель последовательно отрицает абстрактные, идеалистические обращения главного героя Александра Адуева, к некоему "божественному духу", прекраснодушные мечтания "розового" романтика о любви, не подкрепленные реальным, серьезным чувством. Романтическая мечтательность героя не наполняет живым смыслом ничье существование, даже его собственное. Адуев пишет стихи, но романтизм молодого стихотворца безжизнен, вторичен, заимствован, что насмешливо и констатирует его дядюшка - Петр Иванович Адуев.


История создания романа «Обломов»

В объяснении причин, по которым жизнь Адуева-младшего оказывается, по существу, бессмысленной и бесполезной, Гончаров предвосхищает главный замысел романа "Обломов". Пустопорожние восторженные разглагольствования героя выступают как следствие его барского воспитания. Для писателя идеальная жизнь в гармонии ума и сердца, в естественности, но не стихийной, слепой, а сопряженной с верным пониманием хода вещей.

Гончаров начал работу над этим романом еще в 40 гг. В 1849 г. в альманахе "Литературный сборник с иллюстрациями" при журнале "Современник" был напечатан "Сон Обломова". Эпизод Н) неоконченного романа". Критика сразу же высоко оценила этот отрывок из будущего романа, впрочем, имеющий и вполне самостоятельное художественное значение. Но в критических суждениях сказались идейные разногласия. Славянофильская журналистика признала "фламандское" искусство писателя, но отвергла авторскую иронию по отношению к патриархальному быту помещиков.

"Современник" признал мастерскими и правдивыми сцены из усадебной жизни и увидел в "Сне Обломова" творческий шаг вперед по сравнению с "Обыкновенной историей".


Фрегат «Паллада»

В октябре 1852 года в жизни Гончарова случилось важное событие: он стал участником кругосветного путешествия на парусном военном корабле - фрегате "Паллада" - в качестве секретаря начальника экспедиции вице-адмирала Путятина. Она была снаряжена для инспекции русских владений в Северной Америке - Аляски, принадлежавшей в ту пору России, а также для установления политических и торговых отношений с Японией. Гончаров представил себе, каким множеством впечатлений обогатит себя и своё творчество.

    Путешествие Гончарова можно считать кругосветным лишь условно. Он вернулся в Петербург 13 февраля 1855 года, а уже в апрельской книжке "Отечественных записок" появился первый очерк. Последующие фрагменты публиковались в "Морском сборнике" и различных журналах на протяжении трёх лет, а в 1858 году всё сочинение вышло отдельным изданием. Цикл путевых очерков "Фрегат "Паллада"" (1855-1857) - своеобразный "дневник писателя". Книга сразу же стала крупным литературным событием, поразив читателей богатством и разнообразием фактического материала и своими литературными достоинствами.


Расцвет творчества

    Сразу же по завершении очерков Гончаров приступил к продолжению работы над "Обломовым". В 1859 г. писатель публикует роман в журнале "Отечественные записки". По отчетливости проблематики и выводов, цельности и ясности стиля, по композиционной завершенности и стройности роман - вершина творчества писателя. Это центральное произведение во всей русской литературе по эпической масштабности художественного исследования российского дворянского "байбачества". Здесь представлен художественный тип необычайной социальной и психологической емкости.


«Обломов»

Итак, в 1859 году впервые в России прозвучало слово "обломовщина". В романе судьба главного героя раскрыта не только как явление социальное ("обломовщина"), но и как философское осмысление русского национального характера, особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего "прогресса". Гончаров совершил художественное открытие. Он создал произведение огромной обобщающей силы. Выход в свет "Обломова" и громадный успех его у читателей закрепили за Гончаровым славу одного из самых выдающихся русских писателей. Но Гончаров не оставляет писательскую деятельность и начинает своё новое произведение - "Обрыв". Однако, писателю надо было не только писать, но и зарабатывать деньги.


Государственная служба писателя.

В середине 1862 года его пригласили на должность редактора недавно учреждённой газеты "Северная почта", являвшейся органом министерства внутренних дел. Около года прослужил здесь Гончаров. Затем был назначен на новую должность - члена совета по делам печати - снова началась его цензорская деятельность. Но в нынешних политических условиях она приобрела уже явно консервативный характер. Он причинил много неприятностей "Современнику" Некрасова и писаревскому "Русскому слову", он вёл открытую войну против "нигилизма", писал о "жалких и несамостоятельных доктринах материализма, социализма и коммунизма" - Гончаров защищал правительственные устои. Так продолжалось до конца 1867 года, когда он по собственному прошению вышел в отставку, на пенсию.


Теперь можно было снова энергично взяться за «Обрыв». К тому времени Гончаров исписал уже много бумаги, а конца романа всё ещё не видел. Надвигавшаяся старость всё более пугала писателя и отвращала его от работы. Гончаров однажды сказал об «Обрыве»: «это дитя моего сердца». Автор трудился над ним целых двадцать лет. Временами, особенно к концу работы, он впадал в апатию, и ему казалось, что не хватит сил завершить это монументальное произведение


Последние годы жизни.

"Обрыв" стал последним крупным художественным произведением Гончарова. Но после конца работы над произведением, жизнь его сложилась очень трудно. Больной, одинокий, Гончаров часто поддавался душевной депрессии. Одно время мечталось ему даже взяться за новый роман. Но не приступил к нему. Он всегда писал медленно, натужно. Не раз жаловался, что не может быстро откликаться на события современной жизни. Все три романа Гончарова были посвящены изображению дореформенной России, которую он хорошо знал и понимал. Те процессы, которые происходили в последующие годы, по собственным признаниям писателя, он понимал хуже, и не хватало у него ни физических, ни нравственных сил погрузиться в их изучение. Но Гончаров продолжал жить в атмосфере литературных интересов, интенсивно переписываясь с одними писателями, лично общаясь с другими, не оставляя и творческой деятельности. Он пишет несколько очерков: "Литературный вечер", "Слуги старого века", "Поездка по Волге", "По восточной Сибири", "Май месяц в Петербурге". Некоторые из них были опубликованы посмертно. Следует отметить такие его этюды, как "Мильон терзаний", "Заметки о личности Белинского", "Лучше поздно, чем никогда", давно и прочно вошли в историю русской критики в качестве классических образцов литературно-эстетической мысли.


Гончаров оставался в полном одиночестве и 12 (24) сентября 1891 года он простудился. Болезнь развивалась стремительно, и в ночь на 15 сентября он умер от воспаления лёгких на восьмидесятом году жизни. Иван Александрович был похоронен на Новом Никольском кладбище Александро-Невской лавры (в 1956 году перезахоронен, прах писателя перенесли на Волково кладбище). В некрологе, опубликованном на страницах "Вестника Европы", отмечалось: "Подобно Тургеневу, Герцену, Островскому, Салтыкову, Гончаров всегда будет занимать одно из самых видных мест в нашей литературе" В Ульяновске именем Гончарова названа центральная улица города, существует музей Гончарова, памятник, мемориальная беседка.

Самое ценное в его романах - объективный призыв к деятельности, одушевленный большими нравственными идеями: свободой от социального и морального рабства, гуманностью и высокой духовностью. Гончаров выступал за нравственную независимость личности, против всех форм деспотизма.