Фламенко - это что такое? Как научиться танцевать этот танец? Чем полезен танец фламенко.

Что это — мода на экзотику, благодаря которой в плеерах наших сограждан появляются кельтские мотивы, а в меню кафетериев — японские суши? Или желание выделиться: восточным танцем живота увлекается половина знакомых, другие приятели выбирают R’n’B направление, а я вот возьму и ка-ак… И понеслась душа в рай, под дроби каблучков и кружение воланов!

Возможно… Но те, кто занимается фламенко, загадочно улыбаясь, признаются, что лучше способа выплеснуть избыток чувств не найти…

И действительно, с малых лет нас учат вести себя сдержанно: громко не смеяться, не показывать слёз, не устраивать скандалов на людях… Но ведь эмоции, распирающие нас, должны находить выход?

Конечно, легче погасить переживания, покурив за углом, а о неудачах поплакаться друзьям за чашкой кофе, сорвать злобу на родственниках и излить душу, сделав очередную запись в дневнике… Только какая польза от всего этого? Временная разрядка и… ты снова на грани стресса. Тогда как фламенко позволяет направить любые эмоции в созидательное русло. Ты можешь вытанцевать, растоптать, вскружить, изломать тоску, злость, обиду, переживания… страсть, нежность… Всё то, что мы боимся выразить в повседневной жизни, то, что скрыто за рамками приличий. «Танцуя, человек позволяет себе роскошь быть самим собой», сказал Пауло Коэльо в одной из своих книг.

Фламенко — танец, в котором можно обойтись без партнёра. Танец одиноких. Это жизнь на одном дыхании. Это импровизация, порыв чувств — соитие с музыкой, с душой… Как говорят испанцы — это танец обнажённых нервов. Если его танцуют двое — это спор мужского и женского начала. Неспроста самостоятельные, гордые женщины предпочитают фламенко. Они жаждут противостояния — противостояния себе и страстной борьбы на равных с мужчиной.

Танец огня завораживает не только экспрессивностью. Строгий, полный условностей и традиций, впитавший в себя культуру многих народов танец необычайно красив. Костюмы танцоров фламенко — байлаоров — прообразы традиционных одеяний цыган. У женщин это платье до пола, часто из разноцветного материала в горошек, украшенное оборками и воланами. Одежда танцоров-мужчин — тёмные брюки, яркий широкий пояс и белая рубашка с широкими рукавами. Иногда края рубашки завязываются спереди на поясе, а поверх надевается короткая жилетка-болеро.

При занятиях фламенко — эмоциональным, пластичным танцем — большое внимание уделяется выразительным движениям рук и кистей, головы и корпуса. Немаловажно и раскрепощение танцора. Полная отдача себя танцу. Ведь фламенко — это дыхание жизни, это взлёты и падения, это когда тебе кажется, что ты сейчас взлетишь… но ты не птица, ты только человек, и ты падаешь. Падаешь, чтобы взлететь, чтобы снова чувствовать, чтобы вновь глубоко вдохнуть чистый искренний воздух фламенко. Это глубокое и многогранное искусство.
Но… Как говорят цыгане, танец нельзя описать словами! Его можно только исполнить…

В старинном доме со множеством коридоров первого этажа с трудом можно пробраться к главному месту съемок, - а именно, спальне, где главные герои танцуют свое «Фламенко». В этой комнате можно встретить всё: от столярных тисков до фортепиано. Пока сохнут глиняные куклы, камеры направлены на большую кровать, где сладко спит женщина. Дубль за дублем она делает поворот на другой бок. В соседней гостиной режиссер и оператор пристально следят за тем, что происходит в соседней комнате через мониторы.

Играет мрачная музыка, по стенам бегут тени прошлого и воздух пропитан расставанием. Приезда Левы и Шуры ожидают с минуту на минуту. Они приехали всего на час, посмотреть за ходом съемок, познакомиться с актерами, и, конечно, ответить на вопросы любопытных:

Ребята, расскажите, что это за мистическая квартира?
Лева: эта квартира художника Верещагина. В этой квартире каждый день снимаются какие-то сериалы. Она такая колоритная и фактурная, и я думаю, что в ней по ночам ходят всякие именитые привидения.
Шура: а вообще, эту квартиру выбрал режиссер, когда он послушал песню, то у него возникла идея.

Расскажите немного о клипе.
Шура: - это второй клип нашего проекта «Нечетный воин», первым стал клип на песню «Медленная звезда», которую спела с нами Диана Арбенина. Клип на «Фламенко» - это своего рода продолжение клипа на «Медленную звезду» по настроению и по истории.
Лева: песня «Фламенко» для нас связана с личными переживаниями, которые не хотелось бы выносить на всеобщее обозрение.
Шура: клип на самом деле очень личный, и имеет больше отношения ко мне, чем к леве.

В съемках принимают участие профессиональные актеры Пономарева Ирина, Борис Токарев, которые и играют танцоров, которые протанцевали и прожили вместе всю жизнь. Пока съемочная команда занималась постановкой кадров с участием кукол Левы и Шуры, «танцоры» поделились с нами о своих впечатлениях от съемок в клипе:

Скажите, вы актеры или танцоры?
Пономарева Ирина: мы драматические актеры. Играем и в театре, и в кино.
Борис Токарев: я, в основном, в кино.

В каких сериалах вы снимались?
П.и.: «Линия защиты», «Кулагин и к», последний фильм - «Глазами волка», где я играю главную женскую роль.

Какие ваши впечатления от участия в съемках клипа?
Б.т.: замечательные! Очень хорошая команда и сюжет нам очень нравится. Единственная проблема с финалом, потому что мы с Ирой в конце танцуем несколько развязок танца «Фламенко». Вот сейчас репетируем танец.

Я вижу, вам помогает в этом инструктор по танцам.
П.и.: да, конечно! Это, я считаю, необходимо, хоть мы и сами не плохо двигаемся для драматических актеров, но здесь, конечно, очень важна отточенность движений, ведь мы играем профессиональных танцоров, и наши движения должны быть безукоризненными. Тем более, это финал клипа, и очень важно, чтобы он был ярким.

А приходилось ли вам танцевать «Фламенко» на сцене или в жизни?
П.и.: нет, не приходилось, к сожалению. Русские народные я отплясывала в ансамбле. Но сам танец мне очень нравится, но не в эстрадном варианте.
Б.т.: нет, я никогда не танцевал «Фламенко».

Что вы можете сказать о режиссере Владе Разгулине, легко ли с ним работать?
П.и.: очень милый человек, знает, что хочет.
Б.т.: четко ставит задачи. Не многословен, что хорошо. Всё конкретно и четко.

Как вы относитесь к музыке группы «Би-2», слушаете ли дома?
П.и.: так, чтобы включать дома магнитофон и слушать - такого нет, но когда я слышу - я не выключаю, потому что мне нравится эта группа. Когда я сыну сказала, что буду сниматься в клипе, он был очень удивлен и обрадован, - я поняла, что он одобрил.
Б.т.: у меня есть кассета в машине, и когда я выезжаю куда-то, то я ставлю. Я думаю, что этот клип будет их лучшим клипом, потому что песня замечательная, и она как бы идет немножко вразрез с тем, что они делали раньше. И это очень удачный эксперимент, который займет достойное место в хит-парадах.

Актеров отвлекает инструктор по танцу «Фламенко»: до следующего этапа съемок нужно отрепетировать самое сложное - танец. Тем временем камера и свет направлены на столик в спальне, на котором во множестве фактурных и ярких предметов стоят две глиняные куколки. Одна с гитарой, другая с микрофоном. Как рассказал нам режиссер клипа Влад Разгулин, через весь клип будет обозначено их ненавязчивое присутствие. Вообще, Влад не любит говорить о том, что он снимает. Правда, во время обеденного перерыва, когда вся команда отдыхала в небольшом садике во дворе дома (Лева и Шура тоже, дав несколько интервью, отправились обедать в расположившийся по соседству знаменитый ресторан «Дача»), Влад согласился ответить на пару вопросов специально для посетителей сайта Би-2:

Обычно Би-2 устраивают нечто вроде тендера перед съемками, то есть показывают разным режиссерам песню, они предлагают свои идеи, а далее группа выбирает наиболее понравившийся вариант. Скажите, на этот раз было также?
В.р.: ну, в этот раз было совсем по-другому. Я пришел с готовой идеей и сказал: или я снимаю, или нет. Им очень понравилась моя идея клипа.

Как сформировалась история ролика о двух танцорах?
В.р.: - я послушал музыку, и в голове сложилась такая история, образ. Знаете, когда музыка хорошая - все рождается очень быстро.

Почему вы заменили живых музыкантов на кукол?
В.р.: мне история ролика сама по себе кажется очень грустной, и я не нашел в ней место живым музыкантам, и мне четко пришла в голову мысль сделать глиняных кукол, и это понравилось всем.

Что это за место, где проходят съемки, чья это квартира?
В.р.: - с этой квартирой я знаком. Мы здесь часто снимаем что-то, и всякий раз получается все по-разному. Квартира сама очень фактурная. Здесь есть много предметов, которые можно двигать в процессе съемок и строить кадры так, как кажется интересным.

Кто оператор клипа?
В.р.: - Марат Адельшин. Он снимал с нами клипы на песни «Зажигать» и «Невероятная история».

Кстати, о клипе на песню «Невероятная история». Я была на съемках клипа, а конечный вариант очень удивил. Многие поклонники группы говорили, что присутствие в клипе летающей тарелки не совсем им понятно.
В.р.: ну, на самом деле, мы тоже не понимаем, откуда она взялась! (смеется). Она в голову пришла нам в последний день. А почему бы и нет, пускай будет летающая тарелка - подумали мы.

А то, что получилось, вам понравилось?
В.р.: я не супер доволен, конечно, но так мало времени на такие вещи не должно быть. Клип должен сниматься два дня! Когда нужно успеть все снять в один день, то это очень сложно, как и для команды, так и для актеров. Посмотрим, что получится с «Фламенко».

Впереди у съемочной команды трудный день и еще очень много задач. Из того, что мне удалось увидеть, я сделала очень приятный для себя вывод: клип будет очень образным - через предметы и мелкие движения актеров режиссер нам расскажет трогательную историю двух любящих друг друга людей, несмотря ни на что танцующих свой яркий и неповторимый танец любви. Здесь время не властно, и цвета не играют ролей, здесь «Фламенко».

В мире существует немало танцев. У каждого народа свои ритмы и музыка. Но в современном мире вряд ли найдется человек, который никогда не слышал бы об испанском фламенко.

Женщина, танцующая фламенко

Пожалуй, самой известной в мире исполнительницей, с чьим именем ассоциируется фламенко, стала знаменитая Кармен. Жгучая красавица с яркой розой в длинных черных волосах. Ее образ стал символом танца на все времена.

Под чарующие звуки гитары, сопровождаемые душевным пением, танцует женщина. Ее пышные юбки развеваются в такт движениям. Ее руки извиваются, словно крылья сказочной птицы. Ее глаза полны страсти и огня. Ее сексуальность притягивает мужчин, словно свет фонаря мотыльков в ночной тьме. Она знает, как она красива, и гордится этим. Но эта женщина не из дешевок, она знает себе цену, и завоевать ее сердце сможет только лучший.

Фламенко - страсти, огня, выражение чувств и эмоций. В нем нет ничего наигранного или вымышленного. Он - сама жизнь. Исполнять его без вдохновения невозможно. Лучшие исполнители - те, кто вложил во фламенко свою душу, страсть и трепет тела.

Направления танца

Издавна выделяют два направления фламенко, которые отличаются друг от друга по стилистике. Древний cante hondo (в переводе означает глубокий) - это исторически сложившийся культовый танец. В нем выражается сакральная сущность мечущейся души.

Второе направление - cante chico (облегченный). Это современное фламенко, которое утратило духовную составляющую и стало танцем для всех. В обоих классах выделяется свыше 50 разновидностей, различия между которыми сможет понять лишь опытный специалист.

Истоки танца

Фламенко - это танец, зародившийся в глубокой древности. Его истоки берут начало в мавританской культуре. В XV веке в Андалузию хлынули потоки беженцев из Византии. Среди них были цыгане, евреи, негры и другие народы. Все они жили изгоями, людьми низшего сорта. Вся боль народа выплескивалась в рвущих душу музыке, песнях и в страстных танцах. Каждый народ внес во фламенко часть своего культурного наследия, частицу своей души.

В XVIII веке ситуация наладилась, гонения на цыган прекратились, танцоры вышли на площади и выступали в тавернах. Искусство, столько веков считавшееся сакральным и запретным, вышло на свободу, завоевав популярность. Испанское фламенко стало символом обретенной свободы.

Уже в XX веке к традиционным испанским и цыганским элементам органично приплелись кубинские мелодии, джазовые напевы. Танец дополнился элементами классического балета.

Слияние жанров

Испанский танец фламенко, по сути, не только зажигательные движения танцовщицы или танцора. Это симбиоз из музыкального сопровождения токе, традиционно исполняемого на гитаре, задушевного пения канте и непосредственно танца байле.

Фламенко - это байлаора, кантаора и тораора. В традиционном исполнении каждый из них может начать свою партию. А остальные поддерживают. Первым может выйти любой из троицы и задать тему. А оставшиеся подхватят ее музыкальной, танцевальной или песенной импровизацией. Когда на первый план выходит один из исполнителей, остальные держатся на втором плане, чтобы дать выступающему выплеснуть свои эмоции. Но в процессе выступления роли меняются. И лишь в конце они объединяются в апогее танца, объединенного общим огнем.

Сложные ритмы

Музыкальный ритм фламенко сложно перенять или переложить на ноты. Каждый раз во время исполнения одна и та же мелодия может воспроизводиться быстрее и медленнее, добавляются переходы и переливы. Истинное искусство танца (Испания) фламенко передается от учителя к ученику.

Исполнители

Известным всему миру фламенко сделали известные исполнители. Как только были отменены гонения на цыган и испанцы узнали красоту жизнеутверждающего танца, он стал необычайно популярен. Уже в 1842 году была открыта первая школа фламенко в Севилье. Именно с этого времени танец стал индустрией, он утратил свою сакральность и таинственность.

На рубеже XVIII-XIX веков был известен исполнитель Сильверио Фронконетти, который нес это древнее искусство в массы. Его выступления всегда были полны страсти и огня. Но многочисленные последователи превратили фламенко из сакрального танца в спортивный, где техника исполнения стояла выше душевной глубины. Именно такой вариант и стал общепринятым во всем мире.

Но на родине, в Испании, остались истинные ценители. Там фраза «В нем нет огня!», сказанная об исполнителе фламенко, является «смертным приговором» для танцора. Известен случай, когда на одном из танцевальных конкурсов главный приз получила 80- летняя старушка. Она заткнула за пояс юных исполнительниц своим внутренним огнем и страстью, отразившимися в танце. Ведь, как говорят испанцы, танцевать нужно так, словно сама смерть держит тебя за плечо.

Процесс обучения

Фламенко - это очень популярный танец. Практически в каждом городе есть школы, где обучают ему. Не иссякает и поток желающих познать тайны мастерства. И в этом нет ничего удивительного, ведь именно фламенко раскрывает женскую сущность. Нельзя быть скромницей в жизни и с жаром исполнять движения на сцене. Начав обучение, женщина меняется внутренне, она освобождается от комплексов, познает себя, раскрывается, словно бутон. Начать обучение можно хоть в 6 лет, хоть в 86. Ограничений нет.

В Испании всем желающим предлагают пройти базовый курс фламенко для начинающих, состоящий из 10 занятий, которые проводятся по 2 раза в неделю. Познать основы танца можно менее чем за месяц, но чтобы стать профессионалом, понадобятся годы работы.

Хороший педагог, прежде всего, заставит женщину полюбить себя. Ведь только женщина, гордящаяся своей красотой, сможет достойно преподносить себя в танце.

Основная поза - поза полного довольства собой. Гордая красавица не знает комплексов, не видит в себе изъянов и уж точно не расскажет о них другим. После этого прорабатываются женственные жесты, шаги, повороты. Танцовщица - это королева, а зрители, с восхищением глядя на нее, видят в ней неземную женщину.

Почему стоит обучиться фламенко

Каждой девушке, независимо от даты рождения, стоящей в паспорте, стоит попробовать себя в фламенко. Обучение этому танцу раскрывает в женщине скрытые резервы. Уже после нескольких месяцев занятий она поймет, что в жизни нет места притворству и страхам. Женщина сильна и прекрасна, ее не сломить бытовыми сложностями. Она любит и любима.

К тому же регулярные тренировки значительно улучшают фигуру. Основное требование ко всем танцующим - ровная спина как символ несгибаемого характера. О сколиозе и сутулости можно забыть после первых занятий.

Важные элементы танца - отбивание дроби ногами. Оттачивание этих упражнений делает мышцы ног подтянутыми и упругими, а ноги стройными и красивыми.

Руки танцовщицы должны порхать словно крылья. Мастера учат изгибать их красиво и грациозно.

Регулярные занятия неизбежно повлекут улучшение фигуры, подтягивание всех мышц, улучшение их рельефа. Красивая осанка - еще один немаловажный плюс от занятий. Ну а уверенность в себе и избавление от комплекса неполноценности будут приятным бонусом.

Фламенко лечит проблемы подобного рода лучше любых психологов.

Одежда для танца

Фламенко - танец с цыганскими корнями. Одежда для танцовщицы напоминает традиционное платье представительницы кочевого народа. Юбка до пола выполнена из разноцветной материи. Она может быть многослойной или украшенной оборками и воланами. Во время движения танцовщица словно оказывается охвачена волнами собственного платья. Неотъемлемая часть танца - игра с подолом, который напоминает то безудержные морские волны, то языки обжигающего пламени. Это платье обязательно яркое, броское - никаких пастельных тонов!

Шаль с длинными кистями - еще один элемент женского костюма. Она может повязываться на талии, подчеркивая стройность силуэта, либо набрасываться на плечи. В этом случае она образует в движении силуэт парящей птицы.

Нередко выступают танцовщицы и с веером, буквально гипнотизируя зрителей и держа в напряжении до последнего момента. Каждый атрибут во время движения под музыку словно оживает, внося свои дополнения в рассказ испольнительницы.

Важная деталь костюма - обувь с каблуками, которыми исполнитель отстукивает ритм. В руках могут быть кастаньеты, которые издают щелчки и задают темп движениям и музыке.

Мужчины, исполняющие фламенко (фото в статье), одеваются в темные брюки с широким поясом и белоснежную рубашку. Можно дополнить наряд короткой жилеткой. Образ исполнителя лаконичен и строг. Это само воплощение мужественности и стати.

Важные элементы

Во время исполнения фламенко танцор не парит над землей, напротив, он уверенно стоит, как бы занимая твердую, жизнеутверждающую позицию. Это символ безопасности и защищенности. Он зянял свое место, оно принадлежит ему по праву, хотя бы на время танца.

В движениях каждой части тела проявляется рассказ о жизни, повествование о том, что волнует каждого в отдельности и всех вместе. Из грудной клетки исходят переживания, обиды, любовь и печаль. Плечи танцора говорят о навалившемся грузе ответственности и вековом угнетении. Кисти рассказывают о чувствах, это самая выразительная часть тела исполнителя. Широко расставленные локти словно позволяют ему занять твердую жизненную позицию, освободить для себя кусочек под небом. Позвоночник - это основа танца. Он символизирует несгибаемость характера, твердость духа и упорство.

Движения в фламенко несложны, их не так уж и много. Но каждое из них наполнено глубоким смыслом, таит в себе мудрость веков. Знающий язык танца может поведать миру свою историю, заставить сопереживать всех зрителей. Это путь, ведущий к внутреннему освобождению и радости, хотя внешне он наполнен грустью и болью.

Новые формы

На протяжении истории фламенко менялось, переживало взлеты и падения. И пусть сегодня ценители говорят, что этот вид искусства умер, но интерес к нему не угас. Напротив, появляются новые виды и течения, основанные на традиционном исполнении и дополненные современными формами. Так появились фламенко-поп, фламенко-рок, фламенко-джаз и джипси-румба. Каждый из них имеет право на жизнь и находит поклонников и последователей. Но остается фаворитом!

Новичку сложно разобраться в этих течениях. Но зато каждый может найти то, что ему действительно по душе. Главное - понять дух танца, постичь глубинный смысл движений и вложить чувства в исполнение каждого па.

Увидев объявление о наборе в школу фламенко, не стоит проходить мимо. Возможно, это сама судьба подает знак о том, что пора менять свою жизнь, раскрываться и лететь. А танец - это лучший способ сделать это красиво и достойно.

Анастасия Волчек рассказывает, как с помощью танца фламенко пробудить в себе горячую и сильную натуру даже в сарафане и тапочках.

Детали

  • Причёска

Волосы убираются в пучок сзади, чтобы не было жарко. У цыган волосы жёсткие, как проволока. В танце фламенко они выбивались из причёски, и непослушные завитки от влажности и пота прилипали к лицу. «Локон страсти» стал фирменным знаком фламенко: его делают специально и фиксируют лаком.


Пучок закрепляют большим гребнем - пинетой. Раньше их вырезали из панцирей черепах, поэтому они были тяжёлыми. Современные пинеты пластиковые и лёгкие.


Цветы. Испанки, танцующие фламенко, любят украшать голову цветами. Сегодня не используют живые цветы: искусственные легче, удобнее и хранятся дольше. Иногда под большую пинету надевают мантилью из кружева ручной работы - древний признак знатной особы. Она и сегодня является дорогостоящим аксессуаром и доступна не каждой.

  • Мантон

Это огромная шаль с длинной и тяжёлой бахромой. Мантон накидывают на плечи, чтобы не замёрзнуть вечером. Это тоже статусный предмет в танце: делают его из благородных материалов, например, шёлка и украшают ручной вышивкой. Цена доходит до нескольких тысяч евро.


Молодая девушка никогда не брала в руки красный веер. Этот цвет предназначался только для зрелых женщин. Чёрный цвет - для траура, белый - для свадьбы. Если девушка была небогата, веер был таким же: в горошек из самого дешёвого ситца. Чем взрослее она становилась, тем мельче горох. Веера до сих пор делают вручную - из слоновой кости, золота и кружева. Их покупают как предметы искусства и обязательно берут на традиционные свадьбы.

  • Кастаньеты


Нужны для создания ритма фламенко. Кастаньеты привезены из Кубы и Бразилии, где их традиционно изготавливали из морских ракушек. В Испании кастаньеты стали деревянными - буковые кружочки, связанные шнурком. Сейчас их делают из современных материалов: стеклопластика и металла.

  • Платье с воланами

У девочки из бедной семьи часто была одна-единственная юбка. По мере взросления к юбке дошивался ещё один кусок ткани. Потом ещё один. Затем ещё. Так получались разноцветные пышные юбки с воланами. Мало кто тогда думал о красоте: шили из того, что было. Только когда фламенко стали танцевать при королевском дворе, юбки приобрели артистический вид.

  • Туфли


Предмет абсолютной роскоши. Беднякам полагалось бегать по окраинам босиком, а туфли надевали богачи, чтобы ходить по каменной брусчатке в центре города. Их делали из мягкой кожи, с каблуком из бука и толстой подошвой, которую к тому же обивали гвоздиками, чтобы обувь дольше служила. Туфли во фламенко - полноценный музыкальный инструмент.

Откуда взялось фламенко

Этот танец изобрели цыгане в те давние времена, когда восточные специи ценились на вес золота. Испанские торговые корабли приплывали в портовые города. Из них выходили купцы, у которых на поясах были развешаны дорогостоящие мешочки со специями так, чтобы они всегда были на виду. Тогда на пристани и появлялись цыгане. Они окружали торговцев хороводом и начинали дикие пляски. Танец должен был быть забойным настолько, чтобы зрители потеряли всякую бдительность. Все эти движения с пальцами - магические пассы, которые отвлекали внимание, гипнотизировали, зачаровывали. Цыганки ловко снимали с купцов мешочки со специями, а их дети в это время чистили карманы уличных зевак.


Фото: renette1.rssing.com

Получается фламенко, который окутан романтическим флером, - это не культура, а антикультура. Север Испании не признаёт этот танец. Я раньше думала, что, если человек - испанец, он непременно танцует фламенко. Нет, танцуют его только на юге, в Андалусии. Однажды в Минске познакомилась со студентом-испанцем. Я говорю: «Ты меня научишь танцевать!» А он: «Нет, это ты меня научишь!»

Фламенко - это не танец в чистом виде, а синтез трех культур: надрывного горлового пения канте-хондо, гитарной музыки и потом уже танца. Ведь как было раньше: собираются люди за столом, певец поет, музыкант ему аккомпанирует, а потом уже и танцор от избытка чувств встаёт из-за стола и начинает танцевать. Ведь до сих пор главные - это певцы, а мы думаем, что танцоры.

Как начать танцевать фламенко

Направлений этого танца много - больше пятидесяти, но чаще всего в школах для любителей преподаются самые простые из них. Несмотря на это, освоить фламенко весьма непросто. У испанцев чувство ритма развивается с самого детства. Для них нет проблемы: услышал ритм - повторил. А наши люди не справляются со сложными ритмическими схемами. Поэтому на занятиях фламенко мы берём простую ритмическую структуру.

Сначала изучаем своё тело на предмет его возможностей. По отдельности разучиваем движения пальцев рук. «Танцовщица разговаривает руками» - так говорила Майя Плисецкая. Руки, мягкая кисть и пальцы - это женственность в танце.


Потом разучиваем движения ног и соединяем. Танец фламенко - это и сам танец, и аккомпанемент себе же ногами. Эмоции надо подключать позже, где-то через год регулярных тренировок. Когда руки-ноги уже слушаются, можно думать про «sensación» - чувства.

Чтобы стать хорошим танцором фламенко, понадобится лет шесть. Не все выдерживают, у людей есть свой лимит. Одни приходят со спонтанным желанием: «Я сшила красную юбку, сделайте мне поскорее танец». Другим нужно выступить на корпоративе или конкурсе красоты. А есть люди, которым важен не результат, а сам процесс. К нам давно ходит женщина, она все время в тапочках и сарафане. Я ей говорю, что пора уже приобрести юбку и туфли. А она: «Да вы не обращайте внимания, я хожу на вас всех посмотреть». Есть люди, которым просто пойти некуда, занятия фламенко для них - канал общения.

Как снять мышечное напряжение и развить грацию

Что происходит с нами, женщинами? Пока учимся в школе, институте - мы ещё танцуем. Вышли замуж, родили ребёнка - и всё, перестали танцевать. У испанок этого нет. Они танцуют, двигаются каждый день, для них это необходимая составляющая жизни. Испанки себя очень любят. В нашей культуре женщина всегда на втором плане. Среди испанских танцовщиц фламенко много невысоких, ножки у них сразу от бедра - и в туфельку. А с нашими длинными ногами попробуй все эти дроби выстучать. Это сложно: мышцы длинные. И, тем не менее, мне кажется, что нашим женщинам надо просто регулярно двигаться, включать музыку и танцевать. Ощущать себя в движении.

Ведь нет цели всех поразить. Задача в том, чтобы вы танцевали, двигались в своём теле, радовались от этого.


Кто ходит на занятия

Бухгалтеры, врачи, многолетние мамы-домохозяйки, студентки, дамы, которые ищут выхода своей женской энергии. Они смелые, и я уже заранее благодарю их за эту смелость. У нас в стране есть стереотип: танцуешь фламенко, значит, ты стерва, злая недоступная Кармен. Особенно мужья реагируют опасливо и с недоверием. Может быть, потому что танец фламенко будит женскую натуру и не позволяет чувствовать себя слабой и несчастненькой? Этот танец меняет. Женщина учится быть уверенной, любить себя, подавать себя с гордостью, а не просто «извините, можно я потанцую?». У окружающих это вызывает одну реакцию: «Обнаглела!»


Даже зрители на концертах у нас другие. Фламенко не смотрится в тишине, обязательно должна быть зрительская реакция. Испанцы могут крикнуть на весь зал: «Оле, Мария!» Она выходит - и уже не одна в этом чёрном зале, тут сидит семья. Я своих учениц просто заставляю кричать «Оле!». Это очень тяжело сделать, они слишком зажаты. А ведь голос отображает темперамент. Этой энергетикой фламенко может напугать. Бывает, что женщина приходит как пугливая лань. Движения бёдрами для неё неприличны! А у южных женщин крутить бёдрами, широко расставлять ноги - это естественно. В этом нет пошлости!

Противопоказания

Нет таких противопоказаний, чтобы не танцевать фламенко. У меня на занятиях была беременная девушка, которая пришла по рекомендации врача. Доктор ей сказал, что только два вида танцев разрешается беременным, и один из них фламенко. Приходят люди с артритом, но тут всё от интенсивности нагрузки зависит. Нужно делать так, как позволяет тело. Другое дело, что нельзя сильно и долго стучать каблуками, да ещё и в неправильной обуви. Врачи, конечно, это запретят. Но не двигаться – ещё хуже.

Сколько стоит

В первый год изучения танца фламенко нет никаких трат на костюмы. Но обычно девочкам не терпится купить длинную юбку и танцевальную обувь. Я заказываю себе обувь только в Испании. Мне нравятся сайты deflamenco.com, flamencoexport.com, flamencoshop.com. Рекомендую выбирать испанское производство: разница с китайскими товарами колоссальная. А вот платья лучше шить на свою фигуру. У нас это можно сделать в ателье или у частного мастера, основная трудность - найти подходящие ткань и расцветку.


В Минске стоимость 8 занятий фламенко в месяц варьируется в пределах 50 -70 рублей.

Больше о фламенко:

Фото: agendacultural.buenosaires.gob.ar, votpusk.ru, dancing.ru, shutterstock.com