Испанский танец фламенко в Испании. Где в Каталонии танцуют фламенко? Что такое фламенко

Что должен увидеть каждый турист в Каталонии ? Бой быков? Конное шоу? Винные погреба? Зажигательное фламенко ? А может быть, начать именно с фламенко , чтобы понять страстную испанскую душу?

Теперь давайте поговорим о том, где можно посмотреть и послушать фламенко . В отличие от корриды , здесь вариантов предостаточно. Арена не требуется, многочисленные творческие коллективы мобильны и вездесущи. И если вам лень искать фламенко , то оно само найдет вас. Прямо в отеле. В сезон «фламенко шоу» пару раз в неделю обязательно будет и в вашем. Только вот не стоит тратить на него свое драгоценное курортное время и смазывать впечатление. Пусть развлекают немецких пенсионеров. А мы с вами пойдем, извините, в таблао.

Как вы уже знаете, таблао – это такие кафе с небольшой сценой, где исполняют фламенко . Иногда весьма недурственно. На побережье их предостаточно, просто скажите таксисту магическую фразу «фламенко таблао». Гид тоже может подсказать, куда имеет смысл податься вечером.

Для более подробной информации или покупки билетов пожалуйста свяжитесь с нами: Тел: (+34) 644 322 555

В рамках экскурсии «Испанская ночь » вы не только увидите великолепное конное шоу, но и погрузитесь в неповторимый мир испанской музыки и ритмов фламенко . Как правило, шоу фламенко проходит во второй части вечера. Следует заметить, что испанская музыка зародилась в процессе взаимодействия многих музыкальных культур, населявших когда-то эту страну - иберов, кельтов, финикийцев, римлян, германцев, арабов, берберов, евреев и, позднее, цыган.

Последние, оказавшись на полуострове в 15 веке, впитали в себя древнее популярное искусство юга этой страны и, в настоящее время, в основном только они являются носителями этого вида народного творчества. - это не только танцы, сольное пение, гитара, кастаньеты, прежде всего, - это стиль жизни, фламенко - это легкие, длинные платья с оборками и шали с кистями, взлетающие в импровизированном танце. - это черные и красные кожаные туфли, отбивающие ритм чечетки, фламенко - это гибкие, страстные движения танцовщицы, завораживающей весь зал. - это Испания!

По окончании вечера комфортабельный автобус доставит туристов в отель.

Людей во все времена манил танец, и это по сей день остается одной из тайн природы. Когда музыка оказывается созвучной настроению, как будто душа начинает петь. Голова покачивается в такт музыке, тело начинает потихоньку раскачиваться само собой, при задорных ритмах хочется отбивать такт ногами, взмахнуть руками и унестись вместе с музыкой в мир, где чувства и переживания способны излиться в жесте, движении, взгляде. Фламенко относится к особым танцам, которые существуют, как самобытная форма рассказа о жизни.

Откуда родом фламенко

Фламенко представляет собой искусство не только танца, но и пения, инструментальной музыки. Родом фламенко из Андалузии, самого южного региона Испании, наименование которому дали мавры. Они называли край Аль-Андалуз - страной света. Жителей этого региона отличают гордость и весьма страстный темперамент.

Как появилось фламенко

Бытует немало версий на этот счет. Принято считать, что это искусство восходит ко времени культа огня. По другой версии фламенко занесли в Испанию цыгане, изгнанные из Индии в пятнадцатом веке.

Основные направления фламенко

В танце фламенко различаются два главных направления. В первом случае превалируют страсть, огонь, гордость, глубокая внутренняя напряженность, скорбь. Данную разновидность танца именуют словом «хондо» («глубокий»). В другом проявлении фламенко на первый план выступает другая Андалузия – более рафинированная, цивилизованная, городская. Танец становится другим: лукавым, озорным, полным изобретательности, которые и называют традиционными танцами фламенко.


К особенностям танца фламенко относят то, что в отличие от прочих народных танцев, он может исполняться не только в коллективе, в паре, но и одним танцором. В танце фламенко можно прочувствовать воинственность, отсвет древних ритуалов, жгучую любовную страсть. И все это танцор несет в самом себе. Танец фламенко не требует широкого сценического пространства, здесь в большей степени востребовано пространства внутреннее, пространство души танцующего.

Как освоить технику

Технику фламенко считают весьма непростой – в основном, ввиду сложного ритма, какого нет ни в одном другом танце. Поэтому начинающему танцору при овладении фламенко не стоит полагаться только на свой талант, нужна жесткая дисциплина постоянных умственных (на запоминание) и физических тренировок.


Одной из самых важных деталей при исполнении танца бывает осанка танцора. Это важнее, чем четко выстукивать ритм каблуками. Для танцора важно увлечь своего зрителя, да и себя самого, в мир страстных переживаний, а значит не позволительно расслабляться, забывать о том, как нужно держать себя в танце.

Особенное значение в танце фламенко отводится движениям рук. Руки становятся языком этого искусства, придают танцу самобытность.

Главное в фламенко

Фламенко – это больше, чем музыка,и больше, чем танец. Это - отношение к жизни, определенное мировоззрение. В час печали, уныния или тоски позвольте себе стать танцором фламенко: расправьте плечи, откиньте назад голову, опустите подбородок, будьте самим собой и танцуйте. Пока вы с фламенко, этот мир принадлежит вам.

Фламенко - национальный испанский танец. Но это слишком простое и утрированное определение, ведь фламенко - это страсть, огонь, яркие эмоции и драматизм. Достаточно один раз увидеть эффектные и выразительные движения танцовщиц, чтобы забыть о счете времени. А музыка… Это отдельная история... Не будем вас томить - пора окунуться в историю и специфику этого танца.

История фламенко: боль изгнанных народов

Официальная дата рождения фламенко - 1785 год. Именно тогда Хуан Игнасио Гонсалес дель Кастильо, испанский драматург, впервые употребил слово «фламенко». Но это формальности. На самом деле история этого направления насчитывает более 10 веков, на протяжении которых культура Испании менялась и развивалась не без участия других национальностей. Предлагаем проникнуться атмосферой ушедших лет, чтобы лучше прочувствовать энергетику и характер танца.

Наше повествование начинается в далеком 711 году в древней Андалусии, расположенной в южной части Пиренейского полуострова. Сейчас это автономное испанское сообщество, а тогда власть на этой земле принадлежала вестготам, древнегерманскому племени. Устав от произвола правящей верхушки, население Андалусии обратилось за помощью к мусульманам. Так полуостров завоевали мавры или арабы, пришедшие из Северной Африки.


На протяжении более 700 лет территория древней Испании находилась в руках мавров. Им удалось превратить ее в самую прекрасную европейскую страну. Сюда стекались люди со всего континента, чтобы полюбоваться великолепной архитектурой, приобщиться к науке и понять утонченность восточной поэзии.

Не остается в стороне и развитие музыки. Персидские мотивы начинают овладевать умами жителей Андалусии, заставляя менять свои музыкальные и танцевальные традиции. Огромную роль в этом сыграл Абу-аль-Хасан-Али, багдадский музыкант и поэт. Искусствоведы видят в его творчестве первые следы фламенко и отдают ему право считаться отцом андалусской музыки.

В XV веке христианские государства, расположенные в северной части полуострова, начинают вытеснять арабов. Куда исчезли испанские мавры - тайна, разгадать которую историки пока не в силах. Несмотря на это, восточная культура стала частью мировоззрения людей, населявших Андалусию. Но для возникновения фламенко не хватает страданий еще одного гонимого по свету этноса - цыган.


Уставшие от постоянных скитаний, цыгане пришли на полуостров в 1425 году. Эти земли показались им раем, но местные власти испытывали неприязнь к чужеземцам и преследовали их. Все, что было связано с цыганами, признавалось преступным, включая танцы и музыку.

Кровопролитные гонения не помешали цыганскому фольклору объединиться с восточными традициями, которые уже к тому времени пустили корни среди местного населения Андалусии. Именно с этого момента начинает зарождаться фламенко - на стыке нескольких культур.

Куда ведет нас история дальше? В испанские таверны и пивные. Именно здесь местное население начинает исполнять чувственный танец, привлекая к нему все больше любопытных глаз. Пока фламенко существует только для узкого круга людей. Но примерно в середине XIX века стиль выходит на улицу. Уличные представления или фиесты теперь не обходятся без страстных и эмоциональных танцевальных движений фламенко.

А далее танец ждет профессиональная сцена. Фламенкологи отмечают, что пик жанра приходится на вторую половину XIX века, когда испанское население было без ума от творчества певца Сильверио Франконетти. Но век танца был быстротечен. Уже к концу столетия фламенко превратилось в обычное развлечение в глазах молодежи. История танца, наполненная страданиями и болью различных народностей, осталась на задворках.

Приравнять фламенко к низкопробному искусству, позволить жанру навсегда покинуть уютные улочки Испании не позволили музыкант Федерико Гарсия Лорка и поэт Мануэль де Фалья. С их легкой подачи в 1922 году состоялся первый фестиваль андалусского народного пения, где звучали любимые многими испанцами мелодии.

    Шестиструнная гитара - национальный испанский инструмент, без которого немыслимо исполнение фламенко.

    Традиционный женский костюм исполнительницы фламенко - длинное платье в пол или bata de cola. Его обязательные элементы - облегающий лиф, множество оборок и воланов по краю юбки и рукавов. За счет особенностей кроя и получаются эффектные движения во время танца. Ничего не напоминает? Одежда была позаимствована у цыганок и стала символом женственности и притягательности.

    Фламенко невольно ассоциируется с красным цветом. Но профессиональные танцоры видят в этом лишь национальный стереотип. Откуда появился миф о танце, окрашенном в красный? Из названия стиля. В переводе с латинского «flamma» означает пламя, огонь. Эти понятия неизменно связывают именно с оттенками красного. Также параллели проводятся с фламинго, название которых так созвучно страстному танцу.

    Еще один стереотип связан с кастаньетами . Это ударный инструмент в виде двух вогнутых пластин, который надевают на руки. Да, их звук отчетливо слышен во время танца. Да, их используют танцовщицы. Но в традиционном фламенко руки девушек должны быть свободны. Откуда тогда появилась традиция танцевать именно с кастаньетами? Благодаря публике, которая с восторгом приняла использование этого музыкального инструмента.

    Характер стиля во многом определяет и обувь танцоров. Носок и каблук туфель специально подбивают маленькими гвоздиками, чтобы получить характерное звучание во время исполнения дроби. Не зря фламенко считают прообразом чечетки .

    Испанский город Севилья считается одним из значимых в развитии фламенко. Здесь находится музей, посвященный этому танцу. Открыла его Кристина Ойос, известная танцовщица. Популярен этот город и благодаря литературным персонажам: Дон Кихоту и Кармен .

    С именами каких танцовщиц ассоциируется фламенко? Это, безусловно, Антония Мерсе-и-Луки, Кармен Амайя, Мерседес Руис и Магдалена Седа.

К нам на военно-музыкальный фестиваль "Спасская башня" летят оркестры из 13 стран.

В Москву прибывают музыканты и артисты из Белоруссии, Бельгии, Великобритании, Греции, Ирландии, Испании, Италии, Казахстана, Китая, Мексики, Пакистана, Словении и Японии.

И по традиции на Красную площадь выйдут подразделения Президентского полка, все лучшие военные музыканты российской армии, МЧС и МВД, Кремлевская школа верховой езды и Школа шотландского танца Shady Glen.

Почетный гость фестиваля - Мирей Матье, она прилетела во вторник. На Красной площади она споет "Под небом Парижа", и "Гимн любви", и "Синий платочек" на русском языке.

Количество оркестров даже не пытайтесь сосчитать - все равно ошибетесь. К нам летит оркестр муниципальной полиции Рима. Создан в 1870 году как оркестр городской гвардии, сегодня он музыкальный символ Вечного города. Но фактически это три оркестра: эти же музыканты выступают в оркестрах карабинеров и Ватикана.

Старше их только колоритный фольклорный коллектив из Японии "Канто Мацури", которому 400 лет. В переводе с японского - "Праздник фонарей".

Необычный участник - "Королевские ходулисты" из Бельгии. В Средневековье бельгийцы использовали ходули вместо сапог: переходили на них ручьи и реки. А еще они возродили еще один древний способ передвижения. Выстраиваются друг за другом по четыре человека и закрепляют свои башмаки-сабо на две деревянные доски: получается что-то вроде импровизированных лыж.

В общем, в сентябре на лыжах по кремлевской брусчатке - зрелище, мягко говоря, необычное.

Без волынок "Спасскую башню" уже нельзя представить - и значит, они будут. Ирландия прислала Оркестр волынок и барабанов, который срывал аплодисменты в прошлом году.

Выступят и старые знакомые: роты почетного караула Казахстана и Белоруссии.

Греция тоже направила в Москву ветеранов фестиваля: оркестр Военно-воздушных сил и роту почетного караула.

Новички фестиваля: духовой оркестр почтовой службы из Словении и Имперский юношеский оркестр из Великобритании.

На этот раз не будет шаолиньских монахов и зажигательных мексиканских танцоров. Вместо них прилетели Оркестр и рота почетного караула китайской армии и Образцовый оркестр вооруженных сил Мексики.

Из Пакистана прибыл армейский оркестр.

Особый гость фестиваля: Королевская Андалузская школа искусства верховой езды.

Это элита мировой кавалерии. Испанцы выступают в костюмах XVIII века. Живая музыка: за роялем пианист-виртуоз и композитор Маноло Карраско, создатель собственного стиля new piano flamenco. Кстати, у пианиста русская жена, а испанскую музыку он считает близкой по страсти к русской. Определенно наш человек.

Андалузские скакуны синхронно "танцуют" под аккомпанемент Маноло. Апогей шоу: лошадь становится на дыбы и... подпрыгивает на задних ногах. Публика в шоке.

"Трюк называется Corbeta, - пояснил журналисту "РГ" директор Андалузской школы Хуан Карлос Роман. - Дома наши шоу обычно называют конным балетом".

В прошлом году гостей фестиваля поражал "летающий всадник" француз Лоренцо. Теперь вот прыгающие с задних ног испанские скакуны. По-моему, единственный симметричный ответ с нашей стороны - срочно обучить какого-нибудь циркового медведя акробатическому рок-н-роллу.

"Можно и без крайностей, - смеется гендиректор Кремлевской школы верховой езды Борис Петров. - Испанцы ведь от нашей джигитовки просто в восторге. Они тоже не понимают, как можно выполнять такие трюки на бешеной скорости и так владеть своим телом и холодным оружием".

Кремлевская школа представляет "Традиции России" - это отточенное до совершенства шоу, дополненное новыми трюками.

"Но перед испанцами и их мастерством я тоже снимаю шляпу", - признается Борис Петров.

В одном наши и испанцы совершенно схожи: в трогательном и трепетном отношении к лошадям. Они с ними почти не расстаются.

"Мы предложили испанцам гостиницу в центре Москвы, - рассказывает комендант Кремля генерал-лейтенант Сергей Хлебников. - Они отказались, попросив поселить их поближе к своим лошадям, которые разместились в конюшне Кремлевской школы верховой езды, а это Красногорский район, деревня Путилково".

..."Спасская башня" проходит с 5 по 13 сентября, но график у артистов напряженный, некоторые улетят раньше закрытия. В частности, еще до гала-представления Москву покинет японская группа, 6 сентября улетит и Мирей Матье.

Не упустите шанс увидеть.

Кстати

Как сообщил музыкальный руководитель "Спасской башни", главный военный дирижер России генерал-лейтенант Валерий Халилов, в финале фестиваля численность музыкантов достигнет 1,5 тыс. человек: "Мы исполним попурри из военных песен, которое завершится не маршем "Прощание славянки", как в прошлые годы, а коллективным исполнением песни "День победы".

Что это — мода на экзотику, благодаря которой в плеерах наших сограждан появляются кельтские мотивы, а в меню кафетериев — японские суши? Или желание выделиться: восточным танцем живота увлекается половина знакомых, другие приятели выбирают R’n’B направление, а я вот возьму и ка-ак… И понеслась душа в рай, под дроби каблучков и кружение воланов!

Возможно… Но те, кто занимается фламенко, загадочно улыбаясь, признаются, что лучше способа выплеснуть избыток чувств не найти…

И действительно, с малых лет нас учат вести себя сдержанно: громко не смеяться, не показывать слёз, не устраивать скандалов на людях… Но ведь эмоции, распирающие нас, должны находить выход?

Конечно, легче погасить переживания, покурив за углом, а о неудачах поплакаться друзьям за чашкой кофе, сорвать злобу на родственниках и излить душу, сделав очередную запись в дневнике… Только какая польза от всего этого? Временная разрядка и… ты снова на грани стресса. Тогда как фламенко позволяет направить любые эмоции в созидательное русло. Ты можешь вытанцевать, растоптать, вскружить, изломать тоску, злость, обиду, переживания… страсть, нежность… Всё то, что мы боимся выразить в повседневной жизни, то, что скрыто за рамками приличий. «Танцуя, человек позволяет себе роскошь быть самим собой», сказал Пауло Коэльо в одной из своих книг.

Фламенко — танец, в котором можно обойтись без партнёра. Танец одиноких. Это жизнь на одном дыхании. Это импровизация, порыв чувств — соитие с музыкой, с душой… Как говорят испанцы — это танец обнажённых нервов. Если его танцуют двое — это спор мужского и женского начала. Неспроста самостоятельные, гордые женщины предпочитают фламенко. Они жаждут противостояния — противостояния себе и страстной борьбы на равных с мужчиной.

Танец огня завораживает не только экспрессивностью. Строгий, полный условностей и традиций, впитавший в себя культуру многих народов танец необычайно красив. Костюмы танцоров фламенко — байлаоров — прообразы традиционных одеяний цыган. У женщин это платье до пола, часто из разноцветного материала в горошек, украшенное оборками и воланами. Одежда танцоров-мужчин — тёмные брюки, яркий широкий пояс и белая рубашка с широкими рукавами. Иногда края рубашки завязываются спереди на поясе, а поверх надевается короткая жилетка-болеро.

При занятиях фламенко — эмоциональным, пластичным танцем — большое внимание уделяется выразительным движениям рук и кистей, головы и корпуса. Немаловажно и раскрепощение танцора. Полная отдача себя танцу. Ведь фламенко — это дыхание жизни, это взлёты и падения, это когда тебе кажется, что ты сейчас взлетишь… но ты не птица, ты только человек, и ты падаешь. Падаешь, чтобы взлететь, чтобы снова чувствовать, чтобы вновь глубоко вдохнуть чистый искренний воздух фламенко. Это глубокое и многогранное искусство.
Но… Как говорят цыгане, танец нельзя описать словами! Его можно только исполнить…