Кукольный театр сообщение кратко. Кукольный театр

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Первые упоминания о кукольном театре связаны с праздниками древнего Египта. Разыгрываемые с помощью статуэток сцены из жизни Бога Осириса собирали толпы людей. В древней Греции делали огромные фигуры, которые украшали драгоценными камнями и приводили в движение по особым праздникам. В Греции кому-то пришла в голову мысль изобразить мир с помощью ящика, в котором нет передней стенки. На дне ящика придумали прорези, чтобы вставить палочки и управлять куклами. Из маленьких детских сценок выросли целые пьесы, и получился театр.

Отголоски этого театра живут и сейчас: украинский вертеп, польская шопка. Во всем мире кукольный театр стал подлинно народным искусством. Кукольники играли многие народные сказки, притчи, легенды.

В каждой стране есть любимые куклы.

В Италии любимой куклой считают Пульчинеллу. Пульчинелла переводится как петушок, уж очень он задиристый и смешной.

Французы вырезали из дерева веселую куклу Полишинеля. У него огромные глаза и розовые щеки. Секрет настроения куклы зависит от поворота ее головы.

В Англии существует непобедимый Панч, который сражается с придворными, полицейскими, офицерами и палачами. Он всегда побеждает, а публика ликует.

Любимец немецкого народа - Касперле. Он - озорник и плут, играет в пьесах для взрослых и детей.

Судьба русского Петрушки тоже счастливая. Народ всегда любил весельчака, легко справляющегося с попами, чертями и другим злом.

Первое известие о существовании в России кукольного театра датировано 1636 годом, зафиксировано немецким путешественником. В 1700 году состоялись первые в России гастроли кукольников

Одним из самых известных кукольных театров России является Государственный Академический Центральный театр кукол им. С. В. Образцова. Он был организован в 1931 году. Большую часть спектаклей поставил С. В. Образцов, который с 1949 был директором театра. В 1937 году при театре был создан Музей театральных кукол, коллекция которого считается одной из лучших в мире.

Основные типы театров кукол

Театр кукол — одна из разновидностей кукольного вида искусства. В спектаклях театра кукол внешность и физические действия персонажей изображаются куклами-актёрами. Куклы-актёры обычно управляются и приводятся в движение людьми, актёрами-кукловодами. Следует отметить, что словосочетание «кукольный театр» является некорректным и обижает профессиональное достоинство кукольников, поскольку прилагательное «кукольный» ассоциируется с понятием «ненастоящий». Правильно говорить: «театр кукол», так, кстати, называются все профессиональные театры.

Различают три основных типа театров кукол:

1. Театр верховых кукол (перчаточных), управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой.

2. Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволоками. Актёры-кукловоды в театрах этого типа чаще всего тоже скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской.

3. Театр кукол срединных (не верховых и не низовых) кукол, управляемых на уровне актёров-кукловодов.

Многообразие форм представления в кукольном театре определяется разнообразием видов кукол и их систем управления.

Виды кукол

1. Марионетка — разновидность куклы, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей.К рукам, ногам, туловищу и голове куклы крепятся верёвки, продеваемые через отверстия так называемого «креста», посредством наклонений которого кукла делает человеческие движения.

2. Куклы перчаточного типа . Конструкция перчаточных кукол состоит из головы на пальце и перчатки на руке кукловода. Петрушка — один из представителей перчаточных кукол.

3. Г апитно-тростевые куклы -приводится в движение с помощью трости, на которую надета кукла. У таких кукол может быть не одна, а две трости, тогда и управляется она двумя руками.

4. Ростовые куклы . Кукла надевается на человека.Изготавливается на специальном каркасе и может быть самых разных размеров.

5. Куклы вертепа .Тело куклы насаживается на рукоятку, держа которую кукловод проводит куклу по щели вертепа. Обычно куклы вырезаются из дерева и обшиваются тканью или раскрашиваются.

6.Мимирующая кукла - верховая театральная кукла из мягких материалов. Пальцы актера, которые находятся в голове куклы, управляют глазами, ртом, носом куклы.

7. Куклы театра теней - плоскостные фигурки.Их показывают их на освещенном экране в виде силуэтов.

История кукольных театров

Кукольный театр уходит своей историей в далекие от нас времена. Древние люди верили в различных богов, дьяволов и священных животных. Для вознесения молитвы этим богам, люди начали делать их изображения. Это были куклы из камня, глины, кости, дерева разных размеров. Вокруг них устраивали пляски, носили их на носилках, возили на спинах слонов и колесницах. Впоследствии, за счет различных приспособлений, заставляли кукол, изображавших предмет поклонения, поднимать руки или лапы, открывать и закрывать глаза, кивать головами и скалить зубы. Постепенно данные зрелища становились похожими на современные театральные представления. С помощью кукол разыгрывались легенды, проигрывали народные сказки и сатирические сценки, в европейских странах в средние века куклы изображали сотворение мира.

На Руси не было государственных кукольных театров. Бродячие кукольники давали маленькие представления на ярмарках, в городских дворах, на бульварах. Под громкие звуки шарманки кукольник показывал из-за маленькой ширмы небольшую историю про Петрушку. Жизнь народных кукольников была тяжелой и мало чем отличалась от жизни обычных нищих. После представления актер-кукольник снимал свою шапку и протягивал ее зрителям, чтобы желающие бросали в нее медные копейки.

Куклы, похожие на русского Петрушку были и в других странах. Все они изображали длинноносого, крикливого забияку. Они носили разные имена, например, в Англии куклу звали Панч, а во Франции это был Полишинель, Пульчинелла в Италии, два героя в Германии - это Кашперле и Гансвурст, в Турции забияку звали Карагёз, а в Чехословакии - Кашпарек.

Виды кукол

В современном мире кукольные театры есть почти во всех странах. В них используют для представлений три вида кукол:

  • куклы, приводящиеся в движение нитками;
  • куклы, надевающиеся на руку;
  • куклы на тростях.

При использовании кукол на нитках актер-кукловод располагается на возвышении позади сцены и держит в руках вагу.

Определение 1

Вага - специальное устройство, состоящее из двух-трех перекрещивающихся палочек с прикрепленными к ним нитями.

При этом нижние концы ниток соединены с куклой в районе головы и спины, привязаны к ее рукам, плечам, коленкам и ступням ног. У куклы обычно бывает $10-20$ нитей, но иногда их количество доходит до $40$ ниток. При раскачивании палочки, от которой нити идут к коленям куклы, она начинает двигать ногами, ходить и даже танцевать. При натяжении нитки, прикрепленной к спине, кукла выполняет поклон. Куклы такой системы еще называются марионетками, что не совсем верно, потому что так принято называть любую театральную куклу во многих странах. Правильнее этих кукол называть - куклы на нитках.

Еще одна система кукол – это куклы, которые надеваются на руку, как перчатки. При этом голова куклы надевается на указательный палец, одна рука - на средний, а другая рука - на большой палец. Таких кукол часто называют в нашей стране петрушками, что также не совсем верно, так как куклы этой системы есть в разных странах. Правильное их название –перчаточные куклы или куклы на пальцах.

Куклами на тростях актер-кукловод играет из-за ширмы. Такую куклу держат за центральную палку, проходящую через всю куклу. К палке крепятся голова и плечи куклы. Актер управляет руками куклы при помощи тонких палочек-тростей, которые крепятся к локтям или кистям куклы. Палочки невидимы зрителям, они скрыты в одежде игрушки.

Куклы на нитках и перчаточные куклы на пальцах много сотен лет существуют практически во всех странах. Куклы на тростях до начала $20 века$ существовали только на Востоке, преимущественно в Китае и Индонезии. В России куклы на трости появились впервые у кукольников-художников Ефимовых.

Современные кукольные театры

Замечание 1

Государственные кукольные театры в России были созданы только после революции $1917 года.$

В кукольных театрах ставят народные сказки, а также пьесы, написанные драматургами. Большинство кукольных театров играют для детей, но в некоторых ставятся представления для взрослых, которые любят кукольный театр не меньше детей.

Кукольные театры – первая ступень в приобщении детей к театральному искусству. Они не просто дарят радость, учат понимать искусство театра, формируют художественный вкус, учат восприятию окружающего мира.

Археологические раскопки помогли увидеть картину древнейшего празднества в 16 веке до нашей эры.
Греческая традиция распространяется и на Древний Рим. Почти в каждом доме в Риме были свои коллекции кукол. Кому-то пришла в голову мысль изобразить мир с помощью ящика, в котором нет передней стенки и который перегорожен пополам по горизонтали.

Артисты-кукольники бродили с ящиками по странам Европы. Они показывали историю рождения Христа и историю царя Ирода. Для театра характерно обращение к фольклору. Со временем появились и декорации, они обозначали место действия. Но неизменным было восхищение человеком свойствами оживающего предмета. Куклы, дошедшие до нас, отличались изяществом, красотой отделки и изобретательностью. До нас дошла игрушка «летающий голубь» — прообраз будущих самолетов. Это удивительная фигурка поражает своей тонкой работой.

Первые кукольные спектакли сохранились в памяти людей как одна из форм магии и заклинания. Существовало мнение, что умершие люди обладают магической магией и могут оказать покровительство и помощь живущим. Для привлечения духов умерших изготавливались фигурки, в которые они якобы могли вселиться. Сами души умерших представляются многими народами в виде теней. Так возник один из оригинальных видов театрального зрелища — теневой театр.

В театрах кукол, начиная с древних времен, существовали типические образы. Но рядом с ними появлялись герои «сиюминутные». Наряду с героями басен, легенд, персонажами фольклора и древней литературы действовали популярные фигуры, «портретные» куклы. Неслучайно театр кукол со временем превратился в свою рода «кладовую», сокровищницу типов жизни и многих сюжетов. Ученые Италии, Румынии, Германии доказали, что сюжеты произведений «Король Лир», «Ромео и Джульетта», «Фауст» и многие другие были известны задолго до Шекспира и Гете в представлениях кукольников.

Легенды донесли до нас немало историй китайских кукольников, которых императоры наказывали за «дьявольское искусство». Тяжко пришлось и тем, кто работал в Европе. Кукольников отправляли в тюрьмы, сжигали на костре. Но театр кукол выжил и стал бессмертным. Так, итальянцы считают своим героем Пульчинеллу. Придуманный в пору Ренессанса герой отзывается о человеческих пороках и нравах и сегодня. Он был радостью народных карнавалов, веселых народных игрищ.

Через двести и триста лет этот герой появится в Лондоне и Париже, Праге и Москве. А еще через несколько поколений Полишинель — так его стали называть во Франции — станет любимым героем детей и взрослых. Французы и сегодня говорят о Полишинеле с удовольствием. Огромные его глаза смотрят то озорно, то весело, то сердито, то негодуя. Все зависит от того, как повернуть куклу.

А кто не знает любимого всеми Петрушку? Он быстро стал любимцем народа. Его проделки были по душе русским людям.

Известно ли вам, что дома у Константина Сергеевича Станиславского был свой кукольный театр?
Многие деятели культуры создали для кукольников произведения. В пятнадцати пьесах Шекспира упоминается о куклах или театре марионеток.

Традиционный театр кукол существует почти во всех странах мира. И сейчас, словно 100 — 200 лет назад, артисты кукольных театров стремятся повеселить своих зрителей, пошутить вместе с ними. Есть театры, где высмеивают нерадивых людей, шутки могут быть и злыми.

В тридцатые-сороковые годы в европейском театре кукол произошли изменения. Родилась новая система работы с куклой. Произошло это впервые у нас, в Центральном театре кукол под руководством С. В. Образцова. Они встали рядом. Человек и кукла-марионетка. Этот театр был открыт в 1931 году.

Сергей Владимирович Образцов, знаменитый советский кукольник, работал с «ручной куклой», которая надевается на руку. Он был известен как оперный, а потом как драматический актер. Но постепенно его увлечение куклой переросло в профессию. Он сам сделал куклу-негритенка. Попробовал спеть с нею романс. Подлинную славу сделала ему кукла Венера. «Кандидат околовсяческих наук, лектор по всем вопросам». Куклы занялись пародией на плохих исполнителей. А в пародийном номере «Вернись, я все прощу» кукла надевалась на голову артиста, а руками ее становились живые руки самого Образцова. Он то заламывал руки, то теребил ожерелье или поправлял кукольную прическу. К тому же Сергей Владимирович был прекрасным рассказчиком и обаятельным человеком. Все, кто его знал, говорили, что слушать его — было одно удовольствие.
Ни одного концерта в стране долгие годы не проходило без участия актеров театра Образцова.

Актеры, уходя домой, прощаются с куклами до утра. Ни один актер не знает, что с ней происходит ночью. Кукольники — странные люди. Разумный и нормальный человек уверен, что кукла сделана из… А для актера — она живая.
Сколько бы раз они не играли вместе, перед выходом на сцену всегда актер смотрит своей кукле в глаза…

театр к у кол, вид театр, представлений, в к-рых действуют куклы, приводимые в движение актерами-кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей.

По способу управления различают 5 осн. видов («классич. техник») кукол: марионетки, перчаточные, тростевые, на палке, теневые. Марионетка - кукла, ходящая по полу; к ее голове, ногам и рукам прикреплены нити, с помощью к-рых ее водит актер, находящийся над ней, на спец. помосте. Кукол перчаточных, трос-тевых и на палке называют верховыми: актер здесь держит кукол над собой. Перчаточная кукла надевается непосредственно на руку, с тростевой актер работает двумя руками: одной держит корпус куклы, второй управляет тростями, прикрепленными к рукам куклы. Ноги у таких кукол двигаются только в отд. случаях. Актер, перемещая куклу в пространстве, может давать ей определенный ритм движений. Теневая кукла - это плоское изображение живого существа, отбрасывающее тень на экран, к-рый служит сценой теневого т-ра (его разновидность - силуэтный т-р, в к-ром изображение - силуэт плотно прижатой к экрану куклы).

В совр. К. т. разных стран изобретено также много новых техник и приемов кукловождения. Пластич. изображением живого существа может служить предмет (кубик, шарик, палочка, чайник, фотоаппарат и т. п.), рука человека; кукла может быть маленькой или соответствовать по своим размерам актеру, к-рый двигается с ней по обычной театральной сцене. Иногда актер в маске или без нее выступает в театр, действии равноправным партнером куклы. В результате этого обновления и усложнения средств в нек-рых странах стали употреблять вместо определения «т-р кукол» определение «т-р фигур».

Мнения специалистов об истоках К. т. более едины, чем о первоначальной его истории. Театр, кукла берет начало от куклы-символа, куклы предмета. Куклы-символы и т. п. действовали в разл. языч. ритуалах и обрядах в Др. Египте, Др. Индии, в антич. Европе. Нек-рые ученые считали родиной К. т. Китай (первые свидетельства относятся к 7 в.) или Индию, откуда он мог через М. Азию перекочевать в Европу. Мн. ученые придерживаются мнения об оригинальном происхождении К. т. на разных территориях. Самыми старыми часто признаются куклы стран Азии.

В совр. К. т. этих стран сохранились многие издавна сложившиеся традиц. формы. В Турции - это т-р теней Карагез, названный так по имени гл. комич. героя, к-рый славился эротизмом и острыми шутками в адрес власть имущих. В Китае - спектакли перчаточных кукол по сюжетам ср.-век. романов, напр. «Путешествие на Запад». В Японии - т-р Бун-раку, в к-ром больших, в 2/3 человеческого роста кукол водят видимые зрителю 3 кукловода, а текст произносит сидящий на спец. помосте актер - декламатор и певец, аккомпанирующий себе на струнном щипковом муз. инструменте сямисене (иногда аккомпанируют неск. музыкантов). Мн. представления тросте-вых кукол в Индии и сегодня связаны с храмовыми праздниками.

Европ. К. т. зародился как часть культуры Средиземноморья. Упоминания о театр, куклах встречаются у Геродота, Ксенофонта, Горация, Апулея и др. В ср. века в Европе кукол использовали бродячие комедианты (в Центр. Европе их называли «шпильманами»), а в 16 в. сформировался рыцарский репертуар К. т. (инсценировки популярных и актуальных для того времени рыцарских сказаний). Он сохранился до наших дней в формах 19 в. в представлениях сицилийских и белы, кукольников. В 16 - 17 вв. в странах Европы распространился мистериальный К. т., хорошо изученный по сохранившимся до 18-19 вв. формам, популярным в Германии, Франции, Бельгии. Близкие, часто влиявшие друг на друга типы этой драмы были в Польше (шопка), Белоруссии (батлейка), на Украине и в России (вертеп). Сцена в них представляла 2- или 3-ярусный переносный ящик, в к-ром ярусы - это «Небо», «Земля», «Ад». Кукол, посаженных на палочки, водил через прорези в полу яруса стоявший за ящиком кукольник. Евангельские сюжеты в этом виде К. т. стали уже на ранних этапах его существования насыщаться «земным» содержанием, комедийно-бытовыми и са-тирич. мотивами.

Самое раннее док. свидетельство о существовании К. т. в России - рисунок в записках А. Олеария о его путешествии в Московию и Персию (1636), воспроизводящий бродячего кукольника, к-рый дает представление с перчаточными куклами на площади под аккомпанемент гусляра,

Петрушка как герой подобных представлений появился в 18 в., когда в Европе сформировалась т. н. уличная комедия с постоянными популярными персонажами. Считается, что одна из масок комедии дель арте - Пульчинелла могла перейти в кукольную и дать начало представлениям с этим же персонажем в Италии, с Полишинелем во Франции, с Панчем в Великобритании, с Петрушкой в России. У этих персонажей было много общего - огромный крючковатый нос, гнусавый голос (его «искусственность» достигалась с помощью спец. инструмента, к-рый исполнитель держал во рту и к-рый в России наз. пищиком), неуживчивый характер, создававший комедийные ситуации. В отличие от этих персонажей, нем. Ган-свурст и Кашперль и чеш. Кашпарек не создали своей комедии, а играли в др. пьесах, среди к-рых были выдающиеся произв. кукольного репертуара 18-19 вв. чфауст» и «Дон Жуан». Постоянные кукольные герои существовали в неизменном виде до нач. 20 в. Только Полишинеля во Франции в сер. 19 в. сменил ткач Гиньоль. Образы К. т. возникали в произв. Г. Клейста, Э. Т. А. Гофмана (Германия), Стендаля, Т. Готье, Жорж Санд, А. Франса (Франция). Популярность традиц. героев на рубеже 19 и 20 вв. резко упала. К. т. предрекали гибель, объясняя это разл. причинами - отсталостью традиц. К. т., погубленным индустриализацией воображением, конкуренцией кино. К. т. терял публику или менял ее. Никогда до того не предназначавшийся специально для детей, он получил их в качестве гл. зрителей. В Мюнхене был создан (1858) первый адресованный детям театр марионеток. Его руководитель Л. Шмидт ратовал за дет. репертуар в противоположность традиционному. В нач. 20 в. педагогов мн. стран привлекли особые возможности К. т. в воспитат. работе с детьми. В то же время пластич. силу куклы открыли для себя мн. известные художники (П. Пикассо, П. Клее, X. Миро, М. В. Добужинский, В. А. Фаворский и др.). Образ куклы присутствует в муз. произведениях (напр., «Петрушка» И. Ф. Стравинского, «Полишинель» С. В. Рахманинова). Из этих разнородных опытов в Европе сформировался новый К. т., у начал к-poro стояли В. Под-рекка (Италия), И. Скупа (Чехословакия), С. В. Образцов (СССР). Спектакли Подрекки опирались на пародийную силу куклы; Скупа создал К. т. постоянных юмористич. героев папы Спейбла и сына Гурвинека; Образцов в своих оригинальных «романсах с куклами» утверждал лирико-иронич. стихию куклы. Спектакли Центр. т-ра кукол под руководством Образцова развили са-тирич. и романтич. возможности театр, куклы. Подрекка и Скупа использовали европ. марионетку, а Образцов - более популярную в России перчаточную куклу, называвшуюся петрушечной (по имени осн. героя). Позже в спектаклях его т-ра появилась кукла, изобретенная Н. Я. и И. С. Ефимовыми на основе обнаруженных ими в музеях кукол с в. Ява (отсюда др. название тростевой куклы - яванская).

Репертуар К. т. в РСФСР состоял из 3 типов пьес. Агитац. группы и т-ры (напр., т-р «Рев. Петрушка») играли в годы Гражд. войны пьесы, где действовал традиц. герой («Война карточных королей», «Петруха и разруха» и др.). Открытые в 1918 Т-р петрушек и теней художников Ефимовых в Москве и Т-р марионеток под руководством Л. В. Шапориной-Яковлевой в Петрограде инсценировали для детей произведения рус. классич. лит-ры (басни И. А. Крылова в Т-ре Ефимовых, «Сказка о царе Сал-тане» А. С. Пушкина в Т-ре марионеток) и нар. сказки («Мена» в Т-ре Ефимовых). С возникновением Т-ра Образцова (1931) начался новый этап в развитии сов. К. т., выразившийся прежде всего в создании новой драматургии. Появились оригинальные пьесы, созданные авторами в процессе совм. работы с т-ром. Такие из них, как «Гусенок» Н. В. Гернет и Т. Е. Гуревич, «По щучьему велению» Е. Я. Та-раховской, «Волшебная калоша» Г. И. Матвеева, «Маугли», «Волшебная лампа Алладина» Гернет, «Конек-горбунок» В. В. Курдюмова, стали отеч. «кукольной классикой». С 40-х гг. театры кукол в СССР ставили пьесы для взрослых зрителей, однако произведения дет. репертуара игрались наиб. часто. Значит. влияние на облик К. т. оказало творчество художников Б. Тузлукова, В. Андриевича и др., актеров Е. В. Сперанского, 3. Е. Гердта, С. С. Самодура и др.

Дет. репертуар К. т. в республиках СССР в 60-80-е гг. обогащался поисками и открытиями новых пластов фольклорных источников, отеч. и мировой лит-ры. Создавались и оригинальные пьесы для К. т. С 60-70-х гг. в К. т., наряду с произведениями Е. Л. Шварца, С. Я. Маршака, Т. Г. Габбе, Гернет, Г. Л. Владычиной, шли пьесы Г. В. Сап-гира, Г. М. Циферова («Хочу быть большим» и «Ты для меня»), В. Н. Тихвинского («Катькин день»), В. А. Лифшица, И. Н. Кичановой («Аленушка и солдат», «Кот Васька и его друзья»), Ю. Н. Елисеева («Сэмбо» и «Два мастера»), С. Л. Прокофьевой («Часы с кукушкой»), В. Н. Коростылева («Айболит»), Е. В. Сперанского («Краса ненаглядная» и «Солдат и ведьма»); в репертуар включались пьесы польск. автора Я. Вильков-ского («Медвежонок Римцимци» и «Тигренок Петрик» (в соавторстве с Г. Яну-шевской), чеш. автора В. Поспшпиловой («Принцесса и эхо»), болг. авторов Р. Мос-ковой («Куда ты, жеребенок»), Н. Иорда-нова («Волк и семеро козлят»). Среди названий, появившихся на афишах К. т. в 80-е гг., - «Гадкий ученок» (по X. К. Андерсену) В. С. Синакевича, «Тридцать восемь попугаев», «Привет Мартышке» Г. Б. Остера, «Дядя Федор, Пес и Кот» Э. Н. Успенского, «Лошарик» Сапги-ра; пьесы чеш. авторов: «Сказка о незадачливом драконе» И. Пержиновой и «Прыгающая принцесса» Л. Дворского. В 70-80-х гг. К. т. расширил рамки традиц. дет. репертуара, включив в него произв. т. н. большой лит-ры и драматургии; приобрели большую известность постановки пьесы «Дракон» Е. Л. Шварца в Магнитогорском т-ре, инсценировки по повести «Белый пароход» Ч. Айтматова в Башкирском т-ре. Спектакли Челябинского К. т. «Карьера Артуро Уи» Б. Брехта и «Мертвые души» Н. В. Гоголя отмечены Гос. пр. РСФСР. Яркие спектакли на лит. и изобразит, фольклорной основе создали кукольники Литвы, Грузии, России. Серьезно и интересно поставлены проблемы совр. детства в спектаклях Эст. т-ра кукол (напр., «В нашем доме» франц. автора Р. Пило). Взаимодействие и взаимовлияние нац. культур, воспитание зрителей в уважении к ним были важным фактором творчества гос. т-ров кукол (к нач. 90-х гг. их было 150), работавших в СССР на 25 языках. К крупнейшим т-рам, наряду с Гос. академич. центр. т-ром кукол под руководством Образцова (Москва), относится ленингр. Большой т-р кукол, к-рый в кон. 50-х - в 60-е гг. возглавлял M. M. Королев, а в 70-х - нач. 80-х гг. - В. Б. Су-дарушкин. Со времени создания (1959) кафедры т-ра кукол в Ленингр. ин-те т-ра, музыки и кинематографии в стране началась (по инициативе Королева) подготовка специалистов для К. т. В нач. 90-х гг. она велась также в театр, вузах Ярославля, Екатеринбурга, Ташкента, Тбилиси, Харькова, Минска и в средних театральных учебных заведениях Нижнего Новгорода, Саратова, Иркутска, Днепропетровска.

К. т. стран Вост. Европы с кон. 40-х гг. тесно взаимодействовал с сов. К. т., был близок ему по организац. структуре (гос. стационарные т-ры с большими труппами), по репертуару, по пед. принципам. Из сов. К. т. сюда пришла и тростевая кукла. В то же время т-ры Польши, Чехословакии, Болгарии, Румынии, Венгрии - самостоятельные и яркие страницы послевоен. европ. К. т., внесшие большой вклад в его возрождение. В 60- 70-х гг. прославились своими дет. спектаклями польск. т-ры Лялька, Арлекин, Гротеска, рум. т-р Цэндэрикэ, венгерский Гос. т-р кукол, софийский Центр. т-р кукол. В 70-80-х гг. большой популярностью в мире пользовался чеш. т-р Драк из г. Градец-Краловы. Фестиваль «Матержинка» (от назв. дет. сада - «матерска школа»), к-рый проходит 1 раз в 2 года в разных городах, чеш. кукольники посвящают постановкам для зрителей самого мл. возраста.

Активно ищут новые совр. формы кукольники Зап. Европы. В 60-е гг. прославились И. Жоли (Франция), Стокгольмекий т-р кукол под руководством M. Мешке (Швеция), т-р «Бред энд Паппет» под руководством П. Шумана (США), позже труппа Ф. Жанти (Франция); в 80-е гг. - т-р «Треугольник», в к-ром работают cynj руги Бурвинкль (Нидерланды). Особый вид К. т. представляют т. н. кукольники-солисты. наиб. крупным среди них является А. Розер (ФРГ). Зап.-европ. кукольники работают в осн. небольшими группами, часто семейными. Нек-рые из них продолжают старую традицию не только в разъездном способе жизни, но и в репертуаре. Многие работают специально для дет. садов и школ. Особой сферой действия театр, куклы на Западе стало ее применение в области психотерапии.

В Рос. Федерации к кон. 80-х гг. возникло много проф. групп кукольников вне сложившейся системы государственных театров, напр. семейный т-р «Тень» (второй коллектив в Москве, работающий в технике теневой куклы и уже получивший известность).

Одной из форм обмена творческим опытом между кукольниками разл. стран являются междунар. фестивали, участниками и дипломантами к-рых не раз были и отеч. К- т. Воронежский К. т. за спектакль «Озерный мальчик» П. Вежинова получил золотую медаль на междунар. фестивале болг. кукольной драматургии в Варне (1988). Укреплению контактов между К. т. всего мира способствует деятельность Междунар. союза деятелей т-ра кукол - УНИМА (Union International de la marionnette, UNIMA, осн. в 1929). Во мн. странах работают нац. центры УНИМА. Такой центр действует в Москве при Междунар. конфедерации театр, союзов. И. Н. Жаровцева. К. т. является одним из первых видов театра, с к-рым встречаются дети. Яркая зрелищность, откровенная условность иск-ва «играющих кукол», близкие потребностям дет. восприятия, делают увлекательным и доступным непростой для ребенка процесс постижения действительности, особенностей человеческого характера, сложностей взаимоотношений между людьми. Синтетич. природа К. т. дает ребенку первые представления об особенностях худож. отражения действительности в иск-ве. Кроме законов собств. театр, иск-ва, образно-худож. строй кукольного спектакля вводит детей в мир лит-ры, живописи, музыки. В общении с К. т. дети на доступном им уровне знакомятся с эстетич. категориями прекрасного и безобразного, комического и трагического. Сильные эмоциональные впечатления, к-рые получает ребенок на спектаклях К. т., восхищаясь добрыми героями, сопереживая им и осуждая злых, непосредственно ориентируют ребенка в мире нравств. представлений.

С куклой ребенок приобретает опыт отношений, как правило, еще до встречи с К. т. Но между бытовой и театр, куклами есть существенная разница. В спектакле кукла выступает как персонаж, условное обозначение действующего лица (человека, животного, предмета). Она участвует в определенных событиях, вступает в разл. отношения со сценич. партнером, с ведущим ее актером. К тому же бытие куклы на сцене определено эстетич. системой, выбранной постановщиками. Стилистич. и жанровое решение спектакля взаимодействия актера и куклы, применение разл. видов куклы в одном спектакле, его цветовая, световая и муз. партитуры, подчиненные смысловому содержанию, - все это довольно сложно для ребенка. Поэтому К. т., учитывая возрастные особенности своего зрителя, возможности его восприятия, его способности к познанию, всегда определяет возрастной адрес спектакля. Дошкольникам, напр. трудно, не ослабляя внимания, следить за развитием сложного сюжета, вникать в мотивацию поступков героев; богатство интонац. оттенков им пока недоступно. В спектаклях для малышей К. т. использует в осн. простые декорац. конструкции, ясные мотивы поведения героев, несложный сюжет, четкие нравств. альтернативы театр, коллизий. Мл. школьники уже способны на более длительное детальное внимание к сюжету, ярче реагируют на нюансы словесной ткани спектакля, способны обнаружить взаимосвязь между словом и действием, поступком и побуждающими его мотивами, лучше различают форму и цвет предмета. Подростки проявляют повышенный интерес к сюжету спектакля, динамике его развития. Ст. школьники обладают реальными возможностями для целостного восприятия иск-ва, поэтому в спектаклях для них К. т. усложняет композицию, вводит сложные муз., световые партитуры, использует такие приемы, как шарж, гротеск, сатира. Трудности для К. т., работающего преим. с детьми мл. возраста, заключаются в том, что в дет. аудитории проявляются активно как общие, ожидаемые т-ром возрастные реакции детей, так и ярко выраженные индивидуальные, зависящие от личного опыта общения ребенка с иск-вом, его темперамента, воспитанности, предпочтений. То, что завораживает юного зрителя, впервые попавшего на спектакль, не вызывает эмоционального отклика у ребенка, неоднократно бывавшего в К. т. Дети по-разному предрасположены к тому или иному компоненту спектакля: одни активнее реагируют на музыку, другие больше чувствительны к световым эффектам и худож.-пространств. решению спектакля, третьих больше всего интересует механика кукловождения и т. п. Зрительные реакции даже одновозрастного зала очень разнообразны и отличаются от взрослой аудитории эмоциональностью, непосредств. проявлениями чувств.

Коллективная природа восприятия спектакля диктует свои законы формирования реакции зрительного зала. Неожиданная и неверная реакция части зрителей может разрушить полноту и истинность восприятия спектакля. Посредником, берущим на себя ответственность за отношения между т-ром и его зрителем, становится пед. часть т-ра. Педагоги участвуют в работе т-ра над спектаклем на всех ее этапах: в выборе пьесы, разборе ее на труппе, в ходе репетиций. Они ориентируют труппу на точность возрастного адреса спектакля, фиксируют на просмотрах особенности его восприятия детьми, выступают на худож. совете т-ра с анализом реакции маленьких зрителей. Педагоги т-ра дежурят на спектаклях, выступают со вступит, словом перед спектаклем, принимают участие в организации гастролей. Театр, педагоги оказывают метод. и организац. помощь учителям (методика обсуждения спектакля, творческие вечера, встречи, конкурсы и т. п.). На практике пед. руководство детьми в их знакомстве и понимании зрелищного иск-ва К. т. осуществляют все взрослые, имеющие отношение к воспитанию ребенка и его приобщению к иск-ву. Взрослые должны подготовить детей к тому, что они увидят, когда придут на спектакль в К. т. Ребенку можно в доступной форме рассказать о том, что такое спектакль в т-ре (с телевизионным он уже, как правило, знаком), чем кукольный спектакль отличается от мультфильма, книги, иллюстрации. Если ребенок впервые идет в т-р, ему стоит объяснить устройство театр, здания и театр, зала. Когда лит. первооснова спектакля знакома ребенку, взрослым стоит пофантазировать с ним на тему: «Как это можно сделать в К. т.?» Такого рода предварит. придумывание своего спектакля помогает сосредоточить внимание детей на изобразит.-худож. деталях спектакля, средствах создания в К. т. образа, места действия.

Неисчерпаемые возможности для развития у детей фантазии, изобретательности, конструкторских навыков, жизненной наблюдательности, пространств. воображения, графич. и композиц. зрения, навыков выразительной речи создает самодеятельный К. т.

Лит.: Перетц В. Н. Кукольный т-р на Руси, СПБ, 1895; Симонович-Ефимова Н. Я., Записки петрушечника, М. - Л., 1925; Образцов С., Актер с куклой, М.-Л., 1938; его же, Моя профессия, М., 1981; его же, Всю жизнь я играю в куклы, М., 1985; Д с м м с и и Е. С., Куклы на сцене, М. - Л., 1949; Федотов А., Техника т-ра кукол, М., 1953; его же, Ожившие силуэты, М., 1961; его же, Секреты т-ра кукол, М., 1963; Т-р кукол заруб. стран. [Переводы пьес], М. - Л1959; Смирнова Н., Сов. т-р кукол, 1918 - 1932, М., 1963; с е ж е, Т-р Сергея Образцова, М., 1971; ее же, И оживают куклы, М., 1982; Что и как в т-ре кукол. Сб. ст., М., 1969; Караманенко Т. Н., Кукольный т-р - дошкольникам, М., 1969; Сперанский Е., Повесть о странном жанре, М., 1971; В Кукольном т-ре. [В помошь худож. самодеятельности], М., 1972; Соломоник И., Традиц. т-р кукол Востока, М., 1983; Некрылова А. Ф., Гусев. В. Е., Рус. нар. кукольный театр, Л1983; Е. С. Деммени. Призвание - кукольник, Л., 1986; Некрылова А. Ф., Русские нар. гор. праздники, увеселения и зрелища кон. XVIII - нач. XX в., Л; Jurkowski H., Dzieje teatru lalek, Warsz.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Что дает ребенку кукольный театр?

В сложившихся условиях развития общества применение искусства театра в образовательных целях позволяет включить человека в процесс познания. Театрально игровая деятельность, органично включенная в образовательный процесс, является универсальным средством развития личностных способностей человека. Поэтому включение искусства театра в учебно-воспитательный процесс- действительная потребность развития современной системы образования и одно из условий реализации новых стандартов. Это обеспечивает переход от эпизодического присутствия театра в жизни детей к системному моделированию его функций, как интеграции основного и дополнительного образования.

Жизнь каждого человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении- одна из самых важных человеческих потребностей. Психологи относят потребность в общении к числу важнейших условий формирования личности.

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Без полноценного общения ребенок не сможет социально адаптироваться в обществе, также это отразится на интеллектуальном развитии и формировании личности в целом. Для развития коммуникативных умений и навыков эффективно можно использовать театральную деятельность. Однако, определенная часть детей в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельности (в общении). Это обнаруживается при взаимодействии ребенка со взрослыми и сверстниками, в партнерской ролевой игре, в ситуациях нерегламентированного общения (в свободной деятельности). Трудности вхождения в детский коллектив, недостаточное умение учитывать в совместной деятельности деловые и игровые интересы партнера приводит к обеднению коммуникативных способностей ребенка, оказывают негативное влияние на характер и содержание игровой деятельности, межличностных отношений, определяют невысокий социальный статус в группе сверстников. Такие дети, несмотря на стремление играть вместе с другими, с трудом налажывают дружеские и игровые отношения с ними, вынуждены играть в одиночестве.

У детей формируются умения и навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой)- средствами человеческого общения. Дети развивают свои организаторские способности, укрепляют свои возможные качества лидера и тянутся за лидером. Таким образом, формирование коммуникативной компетенции ребенка является актуальной проблемой современной педагогики, решение которой имеет важное значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

Очень часто первым театром ребенка становится театр кукол – искусство понятное и близкое детской психологии. Театр, где игрушки и куклы оживают, превращаясь в сказки, оказывает большое эмоциональное воздействие на детей. Театр кукол, олицетворяя доброту, волшебство, к которым так стремится детское сердце, дает ребенку реальное, ощутимое представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

Какой малыш не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили? Чтобы они могли разомкнуть темницу своей статичности, рассказать о себе, стать настоящими партнерами по играм? И даже куклы-роботы не способны эту мечту исполнить, ведь их движения механистичны и, пожалуй, еще более далеки от желаемого «оживления», которого чает ребенок. Но, оказывается, чудо «живой» игрушки все-таки возможно! Оживление куклы, превращение ее из неживой, неподвижной в живую, движущуюся, кажется зрителям чудом. Чудо оживления куклы отличает искусство кукольного театра от любого другого зрелища. Куклы могут вызвать смех и слезы, они могут быть прекрасны и уродливы. Кукла может быть нежной и доверчивой или злобной и коварной. Речь идет об удивительном создании рук человеческих – кукле-перчатке. О тряпочной мягкой кукле, которую можно «оживить» с помощью руки и «одушевить» силой своих эмоциональных переживаний. Приходилось ли вам когда-нибудь знакомить малыша с этой игрушкой? Если да, то вспомните его первую реакцию. Ребенок уже привык к окружающим его обычным куклам, застывшим в одной позе и выражающим лишь одну эмоцию, а то и вовсе равнодушным. И тут вдруг он видит куклу, которая тянется к нему руками, кивает головой, непринужденно раскланивается и здоровается с ним… Изумление, любопытство, желание потрогать и разгадать тайну «живой и говорящей» игрушки – все одновременно выражается на лице ребенка. За первым неизгладимым впечатлением следует освоение возможностей куклы, которые оказываются практически безграничными.

В чем же преимущества такой игрушки?

Во –первых, одевая куклу на руку, ребенок «сливается» с ней, отождествляется с персонажем, в которого будем играть. С ее помощью он может не просто отрабатывать модели поведения, как он это делает с обычной куклой. С ней он способен эмоционально выразить все то, что его тревожит и волнует, говоря не от своего лица, а от лица сказочного персонажа, живущего в воображаемом мире. Кстати говоря, именно поэтому куклы перчатки используются детскими психологами в психокоррекционной работе. На занятии психолог предлагает ребенку разыграть

специально для него придуманный сценарий. В процессе представления в том или ином виде

воссоздающего травмирующую ребенка ситуацию, малыш с помощью куклы-перчатки выражает

свои переживания и агрессию. Таким образом, дети избавляются от мучивших их страхов и

негативных эмоций. Во- вторых, кукла- перчатка, сама по себе несет некоторый эмоциональный образ. Как правило, кукла – веселая или грустная – изображает положительного или отрицательного героя какой-либо сказки, мульт – или телефильма. Играя с куклой, ребенок психологически переживает роль. А значит, приобретает столь необходимый ему эмоциональный опыт прохождения полярных состояний. Несколько разнохарактерных кукол- перчаток помогут малышу ответить на вопрос, каково это быть злым или добрым, лживым или правдивым, умным или глупым, доверчивым или подозрительным, смелым или трусливым, открытым или замкнутым, раздражительным или спокойным… И наконец, главное, каково это – быть взрослым?

В игре он больше не малыш, он взрослый: решает взрослые проблемы, сам справляется с жизненными ситуациями, самостоятельно делает выбор. Не теряться выступать перед аудиторией, уметь управлять своим голосом – очень важный элемент в процессе общения ребенка с окружающим миром. Игры с перчаточными куклами помогают ребенку приобрести уверенность в своих силах и возможностях.

Преимущество кукольных театров в том, что, как правило, все они основаны на известных и любимых детьми сказках. Все мы знаем, что без сказок невозможно полноценное развитие ребенка. Сказка затрагивает самые глубинные пласты психики человека и открывает основополагающие человеческие ценности. Очевидно благотворное влияние сказки даже на психику взрослого человека. Для ребенка же сказка – это возможность научиться думать, оценивать поступки героев, усвоить этические нормы, развивать память и речь. Ритмичный, простой и певучий язык сказок, полный повторов и устойчивых оборотов («жили-были», «жить поживать да добра наживать», «зайчик-побегайчик», «лисичка-сестричка», «бил-бил, не разбил»), значительно облегчает понимание сказок и тренирует речевой аппарат ребенка при произнесении сказки вслух.

С особым удовольствием дети участвуют в музыкальных сказках, где ограничено, сочетаются слово, песня, музыка, танец. Движение под музыку, пение приносит детям ни с чем несравнимое удовольствие и радость. Такие спектакли юные артисты показывают детям, тем самым, даря радость другим.Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально-активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию. По силе эмоционального воздействия театр кукол занимает особое место в ряду других искусств. Ребенок и не подозревает, какую сложную работу души приходится совершать в театре. В театре маленькому зрителю доверяют учиться жизни самостоятельно. Дети сами должны сделать выбор: за кого- то из героев порадоваться, за кого огорчиться. Разумеется, самостоятельность здесь далеко не полная, и мысли, и чувства зрителя, и возможность нравственного выбора направляет театр.

Практические занятия по изготовлению куклы и ее костюма дают возможность познакомиться с различными материалами и технологиями их обработки, получить определенные умения и навыки в работе с ними. Работая над изготовлением куклы, ребенок создает свой неповторимый художественный образ, где развивается его фантазия и воображение. На практических занятиях по вождению куклы, сценической речи, созданию спектакля ребята овладевают навыками актерского мастерства, учатся раскрепощаться, чувствовать себя свободно, познают особенности поведения словесного и физического действия. На занятиях по сценической речи ребенок приобретает навыки правильного владения дыханием, голосом, дикцией; творческое отношение к слову; навыки самостоятельного образного мышления, творческой инициативы; освобождается от психофизических зажимов; вырабатывает свободное словесное общение в быту и перед аудиторией (ответы на уроках, сообщения, доклады).

Данные занятия развивают образное мышление, дают возможность овладеть необходимыми умениями и навыками.

Сценическое искусство оказывает огромное влияние на сознание, чувства, вкусы, поступки детей. Театр способен формировать характер юного зрителя, его отношение к действительности. Увлечь детей искусством, научить их понимать прекрасное – первейшее значение театра для детей, его главнейшая миссия, как духовного наставника, воспитателя. Театр способен пробудить в человеке способность размышлять о мире и себе, об ответственности и свои поступки.

Очевидно, что театр своей многомерностью и многоликостью способен помочь ребенку в постижении реальности мира, заразить его добром, желанием делиться своими мыслями и умением слышать других, развиваться, творя и играя (разумеется, на первых порах с помощью педагога).