Личная жизнь платонова андрея платоновича. Персоналии

Биография и эпизоды жизни Андрея Платонова. Когда родился и умер Андрей Платонов, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты писателя, фото и видео.

Годы жизни Андрея Платонова:

родился 1 сентября 1899, умер 5 января 1951

Эпитафия

«Без меня народ не полный!»
Надпись на памятнике Платонову в Воронеже, цитата из рассказа «Старый механик»

Биография

Биография Андрея Платонова - история человека тяжелой судьбы, прошедшего через гонения и преследования, недопонимание и предательство, потерю близких и тяжелую болезнь. При жизни Платонов так и не получил заслуженные славу и достаток. Своего читателя он нашел уже после своей смерти. Как сказал об этом русский литературовед Владимир Васильев: «Читатель разминулся с Андреем Платоновым».

Он родился в многодетной семье и начал работать уже с тринадцати лет, чтобы хоть как-то помочь отцу всех прокормить. В 1918 году Андрей поступил в Воронежский политехникум, но гражданская война вмешалась в его планы. Писать Платонов начал уже тогда, хотя после войны поступил в Политехнический институт и всерьез занялся вопросами электрификации страны, не расставаясь при этом с писательским делом. Творческая биография Платонова началась после его переезда в Москву, где в 1927 году вышел сборник повестей Платонова «Епифанские шлюзы». Повести были встречены тепло, Горький даже увидел в прозе Платонова сходство с Гоголем. Книги Платонова стали выходить одна за другой, но вскоре совсем еще небольшой писательской славе пришел конец - талант Платонова отрицательно оценил сам Сталин, назвав писателя «сволочью». Платонов не соответствовал идеологическим соображения вождя, и это поставило крест на его карьере. Через какое-то время он все-таки снова смог опубликовать свои рассказы, но многие произведения так и не смогли увидеть свет при жизни Платонова - как, например, драмы «Чевенгур» и «Котлован». Платонов работал инженером, но продолжал писать - рассказы, повести, пьесы, выступал в качестве литературного критика. В 1938 году сын Платонова был арестован, и когда через два года его удалось освободить, он уже был неизлечимо болен туберкулезом. Платонов ухаживал за сыном и заболел сам.

Когда началась Великая Отечественная война, семья писателя была эвакуирована в Уфу, но Платонов пошел на фронт, став вскоре военным журналистом. Войну он прошел уже болея туберкулезом, сын Платонова скончался в 1943 году. Сразу после войны Платонов опубликовал рассказ «Возвращение» о жизни людей в послевоенное время, который власти посчитали клеветническим, и это сильно повлияло на судьбу писателя. Последние годы своей жизни Платонов доживал в нищете и голоде.

Смерть Платонова наступила 5 января 1951 года. Причиной смерти Платонова стал туберкулез. Похороны Андрея Платонова прошли 7 января на Армянском кладбище в Москве, где сегодня находится могила Платонова.

Линия жизни

1 сентября 1899 г. Дата рождения Андрея Платоновича Платонова (настоящая фамилия Климентов).
1918 г. Поступление в Воронежское железнодорожное училище.
1919 г. Мобилизация в Рабоче-крестьянскую Красную армию.
1921 г. Окончание училища, выход первой книги «Электрификация», публикация стихотворений.
1922 г. Рождение сына Платона, выход книги стихов «Голубая глубина».
1926 г. Написание Платоновым таких произведений, как «Эфирный тракт», «Город градов», «Епифанские шлюзы».
1931 г. Критика произведений Платонова Сталиным, начало преследования.
1938 г . Арест пятнадцатилетнего сына Платонова.
1940 г. Освобождение сына Платонова.
1943 г. Смерть сына Платонова от туберкулеза, рождение дочери Марии.
5 января 1951 г. Дата смерти Платонова.
7 января 1951 г. Похороны Платонова.

Памятные места

1. Воронеж, где родился Платонов.
2. Музей Платонова в Воронежской гимназии им. А. Платонова.
3. Воронежский вагоноремонтный завод имени Э. Тельмана (бывшие железнодорожные мастерские), где работал Платонов.
4. Дом Платонова в Москве, где он жил в 1931 году до того, как получил собственную квартиру.
5. Дом Платонова на Тверском бульваре в Москве, где он жил с семьей в 1931-1951 гг. и где сегодня установлена мемориальная доска писателю.
6. Армянское кладбище, где похоронен Платонов.

Эпизоды жизни

Андрей Платонов относился к земле, как к живой. Очень переживал за нее. Поэтому и занимался всерьез мелиорацией и электрификацией. Ему хотелось, чтобы люди вокруг стали жить лучше, ему было очень больно смотреть на разруху. Во время своей жизни в Воронеже Платонов постоянно устраивал какие-то бесплатные акции в соседних деревнях: то перемалывал муку вместе с отцом жены, то открыл кинотеатр. Правда, своих средств у писателя почти не было, поэтому все его задумки просуществовали недолго.

Платонов проводил мелиорацию в Рогачевке вместе со своим братом Петром. После того как они сделали орошение, в Рогачевке вовсю зацвели сады. Осенью урожай был удивительно богатый, и однажды к дому Платонова приехал грузовик с огромным количеством груш. Тогда Платонов попросил, чтобы собрали всех воронежских ребят: «Пусть они приходят, едят сколько хотят и с собой берут».

Памятник Платонову в Воронеже, могила Платонова, его жены и детей на Армянском кладбище

Завет

«Искусство должно умереть - в том смысле, что его должно заменить нечто обыкновенное, человеческое; человек может хорошо петь и без голоса, если в нём есть особый, сущий энтузиазм жизни».


Документальный фильм из цикла «Гении и злодеи» об Андрее Платонове

Соболезнования

«Андрей прожил недолго и трудно. Печатали его мало. Критики почти каждый новый его рассказ встречали вздорными обвинениями то ли не понимая сути произведений, то ли привыкнув к односторонним, а порою и к предвзятым оценкам его творчества. Но фальцетом Андрей никому не подпевал и совестью своей не кривил. Ни разу в жизни».
Николай Задонский, писатель, драматург

«Есть писатели легкой судьбы. А есть — трудной. Все было у Андрея Платонова — талант выдающийся, обширная образованность, знание жизни. Одного не было дано ему: житейской ловкости. Но ведь отсутствие ее тоже украшает человека. Андрей Платонов был писатель трудной судьбы. А между тем по своей натуре он был человеком радостным. Даже в самые тяжелые для себя дни он сохранял светлый дух. Он жил с открытым сердцем».
Лев Славин, драматург, писатель

АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ - русский советский писатель и драматург, один из наиболее самобытных по стилю и языку русских литераторов первой половины XX века.

Родился 28 августа 1899 в Воронеже. Отец - Климентов Платон Фирсович - работал машинистом паровоза и слесарем в воронежских железнодорожных мастерских. Дважды ему присваивали звание Героя труда (в 1920 и в 1922), а в 1928 он вступил в партию. Мать - Лобочихина Мария Васильевна - дочь часового мастера, домохозяйка, мать одиннадцати (десяти) детей, Андрей - старший. Мария Васильевна рожает детей практически каждый год, Андрей, как старший, принимает участие в воспитании и, позднее, прокормлении всех своих братьев и сестёр. Оба родителя похоронены на Чугуновском кладбище Воронежа.

В 1906 поступает в церковно-приходскую школу. С 1909 по 1913 учится в городской 4-классной школе.

С 1913 (или с весны 1914) по 1915 работает подёнщиком и по найму, мальчиком в конторе страхового общества «Россия», помощником машиниста на локомобиле в имении Усть полковника Бек-Мармарчева. В 1915 работает литейщиком на трубном заводе. С осени 1915 по весну 1918 - во многих воронежских мастерских - по изделию мельничных жерновов, литью и т.д.

В 1918 поступает на электротехническое отделение Воронежского политехнического института; служит в главном революционном комитете Юго-Восточных железных дорог, в редакции журнала «Железный путь». Участвовал в Гражданской войне в качестве фронтового корреспондента. С 1919 публиковал свои произведения, сотрудничая с несколькими газетами как поэт, публицист и критик. Летом 1919 побывал как корреспондент газеты «Известия Совета Обороны Воронежского укрепленного района» в Новохопёрске. Вскоре после этого был мобилизован в РККА. Работал до осени на паровозе для военных перевозок в качестве помощника машиниста; затем был переведён в Часть Особого Назначения (ЧОН) в железнодорожный отряд рядовым стрелком. Летом 1921 закончил годичную губернскую партийную школу. В этом же году выходит его первая книга - брошюра «Электрификация», а также были опубликованы его стихотворения в коллективном сборнике «Стихи». В 1922 у него родился сын Платон. В том же году в Краснодаре выходит книга стихов Платонова «Голубая глубина». В этом же году назначается председателем губернской Комиссии по гидрофикации при земельном отделе. В 1923 Брюсов положительно откликается на книгу стихов Платонова. С 1923 по 1926 работает в губернии как инженер-мелиоратор и специалист по электрификации сельского хозяйства (зав. отделом электрификации в Губземуправлении, построил три электростанции, одну из них - в селе Рогачёвка).

Весной 1924 участвует в Первом Всероссийском гидрологическом съезде, у него возникают проекты гидрофикации края, планы страхования урожаев от засухи. Тогда же, весной 1924, вновь подаёт заявление о вступлении в РКП(б) и принимается ячейкой ГЗО в кандидаты, но так и не вступает. В июне 1925 состоялась первая встреча Платонова с В. Б. Шкловским, прилетевшим в Воронеж на самолёте Авиахима для пропаганды достижений советской авиации с лозунгом «Лицом к деревне». В 1920-х сменил свою фамилию с Климентов на Платонов (псевдоним образован от имени отца писателя).

В 1931 опубликованное произведение «Впрок» вызвало резкую критику А. А. Фадеева и И. В. Сталина. Писатель получил возможность перевести дух только тогда, когда РАПП сам был посечён за перегибы и распущен. В 1934 Платонова даже включили в коллективную писательскую поездку по Средней Азии - и это уже было знаком некоторого доверия. Из Туркмении писатель привёз рассказ «Такыр», и вновь началось его преследование: в «Правде» (18 января 1935) появилась разгромная статья, после которой журналы снова перестали брать платоновские тексты и возвращали уже принятые. В 1936 публикуются рассказы «Фро», «Бессмертие», «Глиняный дом в уездном саду», «Третий сын», «Семён», в 1937 - повесть «Река Потудань».

В мае 1938 был арестован пятнадцатилетний сын писателя, вернувшийся после хлопот друзей Платонова из заключения осенью 1940 неизлечимо больным туберкулёзом. Писатель заразится от сына, ухаживая за ним, с этих пор и до смерти он будет носить в себе туберкулёз. В январе 1943 сын Платонова умер.

Во время Великой Отечественной войны писатель в звании капитана служит военным корреспондентом газеты «Красная звезда», военные рассказы Платонова появляются в печати. Существует мнение, что это было сделано с личного разрешения Сталина.

В конце 1946 был напечатан рассказ Платонова «Возвращение» («Семья Иванова»), за который писатель в 1947 подвергся нападкам и был обвинён в клевете. В конце 1940-х, лишённый возможности зарабатывать на жизнь сочинительством, Платонов занимается литературной обработкой русских и башкирских сказок, которые печатаются в детских журналах. Мировоззрение Платонова эволюционировало от веры в переустройство социализма к ироничному изображению будущего.

Умер 5 января 1951 в Москве от туберкулёза. Похоронен на Армянском кладбище. У писателя осталась дочь - Мария Платонова, которая готовила книги отца к изданию.

1899 - 1951

Платонов Андрей Платонович (настоящая фамилия Климентов), (16(28).08.1899-5.01.1951), прозаик, поэт, драматург, публицист.
Родился Андрей Платонович в одном из пригородов Воронежа - Ямской слободе. Долгое время датой его рождения считали 20 августа 1899 г. по старому стилю. Однако воронежскому учёному и литературоведу О. Г. Ласунскому, работавшему накануне 100-летия со дня рождения писателя с архивными документами, удалось установить, что настоящая дата рождения писателя - 16 (28) августа.

Отец его, Платон Фирсович Климентов (1870-1952), происходил из мещан города Задонска, участвовал в революционном движении и гражданской войне, работал слесарем в Воронежских железнодорожных мастерских. Мать, Мария Васильевна, урожденная Лобачихина (1875-1929) тоже родилась в Задонске, в семье часового мастера. Была она глубоко верующей, доброй женщиной, занималась домашним хозяйством, воспитывала детей, которых в семье было десять человек. Черты родителей с разной долей узнавания Платонов воплотил в героях своих произведений, навсегда увековечив память о самых близких ему людях.
В 1906 г. родители отдали своего первенца Андрея в церковноприходскую школу. Закончив её, Андрей поступил в мужское четырёхклассное городское училище. Училище давало завершённое начальное образование и практические навыки по ремесленному, промышленному и конторскому делу, а также садоводству, огородничеству и цветоводству. Андрей Климентов рано пристрастился к чтению и в училище приобрёл солидный багаж историко-литературных познаний, повлиявших впоследствии на его мировоззрение и жизненные приоритеты. В июне 1914 г. училище было окончено, и пятнадцатилетний Андрей вместе с отцом отправился в поместье Бек-Мармарчевых (село Устье Девицкой волости Воронежского уезда - сейчас это Хохольский район) ремонтировать сломавшийся паровой локомобиль. Починив машину, Андрей остался при ней помощником машиниста. Там он впервые столкнулся с реальным механизмом - паросиловой установкой, создававшей кинетическую энергию, изучением которой он занимался на уроках физики в училище. Работающий агрегат произвёл на подростка неизгладимое впечатление и пробудил на всю жизнь большой интерес к технике и стремление к её совершенствованию. Осенью того же года А. Климентов устроился конторским служащим в губернское отделение столичного общества «Россия», которое занималось страхованием жизни, капиталов и доходов предприятий и отдельных лиц. В обязанности конторщика входило хождение по клиентам, оформление и переписывание бумаг. С января 1915 г. до июля 1916 г. он работал конторщиком в Обществе Юго-Восточных железных дорог. К концу лета 1916 г. А. Климентов поступил в мастерскую трубочного завода, дочернего предприятия механического завода «Столль и К0». Поработав там год литейщиком, он вновь вернулся в Общество Юго-Восточных железных дорог, где работал в железнодорожных мастерских.
Революцию и социальные изменения жизни в 1917 г. А. Платонов принял с воодушевлением, искренне поверив в её идеалы.
Наравне с интересом к технике в душе Андрея Климентова жила тяга к литературе и истории. В 1918 г. он поступает на историко-филологический факультет Воронежского университета. Проучился там А. Климентов всего один курс и 31 мая 1919 г. забрал документы из университетской канцелярии, чтобы подать их на электротехническое отделение открывшегося в Воронеже железнодорожного политехникума. Летом 1920 г. курсант-электрик А. П. Климентов стажировался на электрической станции в мастерских Юго-Восточных Советских железных дорог.
Учёба в политехникуме совпала с периодом Гражданской войны и экономической разрухи в стране. Курсанты сопровождали воинские эшелоны, помогали в прокладке узкоколейки для подвоза дров и даже защищали подступы к Воронежу от белоказаков. При Политотделе ЮВЖД из добровольцев - рабочих и служащих Воронежского железнодорожного узла - был сформирован первый рабочий Коммунистический полк железнодорожной обороны Южного фронта. По собственному желанию курсант Климентов поступил рядовым стрелком в этот особый железнодорожный отряд. Этот непростой период жизни оказал на будущего писателя большое влияние. Впечатления, связанные с Гражданской войной, работой на паровозе, а также рассказы отца, который на снегоочистителе пробивал заваленную сугробами стальную колею от Воронежа до Лисок, непосредственно отразились в повести «Сокровенный человек».
Выбрав для себя техническую профессию, Андрей Климентов не забывал о литературе. Его всегда привлекала поэзия. Первые публикации стихов Платонова были напечатаны в железнодорожной периодике под псевдонимом Платонов. Будучи студентом историко-филологического факультета ВГУ, Платонов служил помощником секретаря в редакции журнала «Железный путь». Потом готовил письма читателей к печати в газете «Воронежская беднота», заведовал литературным отделом в газете «Красная деревня», печатался в ежемесячнике «Путь коммунизма». А с началом основания в Воронеже газеты «Воронежская коммуна» А. Платонов начал сотрудничать в ней, публикуя полемические и критические статьи, очерки, рассказы и, конечно, свои стихи. Как сотрудник газеты, он часто посещал спектакли в Большом Советском театре (ныне Воронежский государственный академический театр драмы имени А. В. Кольцова), где у «коммуновцев» была забронирована ложа. После представлений нередко возникали споры и обсуждения постановок. Нужно отметить, что мнением Платонова дорожили и актёры, и режиссёры и часто пользовались его советами.
Газетные публикации сделали Платонова известным, он познакомился с людьми, близкими ему по интересам и взглядам, которые во многом определили его будущую творческую судьбу. Среди них Г. Малюченко, В. Келлер, М. Бахметьев, Г. Плетнев, А. Явич, Н. Стальский, Н. Задонский , Б. Дерптский и, конечно, Г. Литвин-Молотов, который стал инициатором издания единственного при жизни автора поэтического сборника «Голубая глубина» (Краснодар, 1922). Об этом периоде в жизни писателя написал Н. А. Задонский в очерке .
В 1919 г. А. Платонов вступил в Воронежский коммунистический союз журналистов - Комсожур. А в 1920 был избран депутатом на Всероссийский писательский съезд в Москву. В эти годы он почти не пропускал собраний в клубе-кафе «Железное перо», где писатели, журналисты, музыканты Воронежа устраивали дискуссии на разные злободневные темы. Платонов не раз выступал там с докладами, которые имели большой успех. Он поднимал острые и достаточно спорные вопросы, например такие, как судьба женщины при коммунизме; противоречие между рациональным и эмоциональным в человеческой натуре и бушующем вокруг мире. Устраивались в «Железном пере» и дискуссии на темы публикаций в городских периодических изданиях.
Идеальное социальное происхождение, глубокая убеждённость и гражданское сознание, стремление ощутить себя частицей сплочённого партийного товарищества привело А. Платонова к решению вступить в ряды РКП(б). В 1921 г. он был принят в губсовпартшколу. Занятия в школе занимали весь день, много учебного времени отводилось на достаточно скучные политпросветительские циклы. Со временем такое обучение разочаровало кандидата в члены РКП(б). Из школы он был исключён, из кандидатов в РКП(б) тоже.
Голод 1921 г., вызванный сильнейшей засухой, произвёл перелом в мировоззрении Платонова. Впечатления от событий того жаркого лета спустя время найдут отражения в его произведениях. А пока Платонов решил оставить на время «созерцательное дело» - литературу и на практике заняться «преодолением знойной стихии». Платонов принял активное участие в работе Губернской комиссии помощи голодающим - Губкомпомгола. С октября 1921 г. в ежедневной «Нашей газеты» Платонов стал заведовать отделом «Наш край» и вести постоянную рубрику «На бой с засухой», где делал обзор писем, пришедших из уездов Воронежской губернии. В его публицистике того периода ключевыми стали слова «гидрофикация» и «гидрофикационные проекты». В это время издана его публицистическая брошюра «Электрификация» (Воронеж, 1921).
Активность в борьбе с засухой привела Платонова 5 февраля 1922 г. на должность председателя Губкомгидро, переименованную затем в отделение гидрофикации губернского земельного управления (Губзу). Сохранилось много материалов о его гидрофикационных и мелиоративных проектах. Наравне с гидрологией и мелиорацией Платонов придавал большое значение электрификации сельского хозяйства. С сентября 1923 по май 1925 гг. он заведовал работами по электрификации сельского хозяйства в Губземуправлении.
В 1922 г. Андрей женился на Марии Кашинцевой, приехавшей в Воронеж вместе с родителями из Петрограда. 25 сентября того же года у них родился сын Платон.
22 февраля 1924 г. А. Платонова снова приняли в кандидаты РКП(б), но с принятием в члены партии снова не торопились.
В августе 1924 г. в Воронежской губернии развернулась кампания масштабных мероприятий по борьбе с засухой. А. Платонов стал губернским мелиоратором, организатором и руководителем общественных мелиоративных работ. И он сам, и его помощники-гидротехники с большим энтузиазмом взялись за новое и интересное дело. Началось строительство колодцев и прудов, осушение болот, орошение безводных участков. Работы велись в Богучарском, Россошанском, Острогожском, Валуйском уездах Воронежской губернии. Благодаря своей инициативности и работоспособности губернский мелиоратор А. Платонов приобрёл большой авторитет у Наркомата земледелия, контролирующего ход общественно-мелиоративных работ в губернии. Период с конца 1924 по начало 1925 г. стал пиком в карьере Платонова как инженера и руководителя. Его публицистика того времени была посвящена только борьбе с засухой: «Мелиоративная война против засухи» (февраль 1925), «Как единственно можно ликвидировать засуху» (март 1925). Но к концу весны 1925 г. государственное финансирование общественных мелиоративных работ сильно сократилось, а с ним рухнули надежды на реализацию грандиозных проектов гидрофикации и землеустройства. Платонов тяжело переживал крушение намеченных планов, потому что чувствовал себя ответственным за дальнейшую жизнь крестьян. Честную оценку такому трагическому итогу мелиоративных работ он дал в статье 1926 г. «Победим ли мы засуху?» Главным препятствием реализации задуманного автор увидел в непродуманной политике государства по крестьянскому вопросу. Закончена и опубликована эта статья не была.
В феврале 1926 г. на Первом Всероссийском мелиоративном совещании в Москве Платонов выступил с докладом о положении дел в Центрально-Чернозёмной зоне страны. Участники совещания высоко оценили его как специалиста и избрали в состав ЦК профсоюза «Всеработземлес», где он занял должность заместителя ответственного секретаря Центрального Бюро землеустроителей.
В июне 1926 г. А. Платонов вместе с женой и трёхлетним сыном переехал в Москву и поселился в Центральном Доме специалистов в Большом Златоустинском переулке. На новом месте Платонов собирался осуществить свои планы по мелиорации, были у него и литературные замыслы. Но прослужил там он ровно четыре недели. Профсоюзные бюрократы не приняли провинциала-производственника. В конце 1926 г. Платонов уехал в Тамбов заведовать отделом мелиорации Тамбовского Губзу. Но и там работа не сложилась. Новаторство и энергия нового заведующего, его желание действовать, применять на практике накопленный в Воронежской губернии опыт, реализовывать свои гидрофикационные и мелиоративные проекты не понравились местным чиновникам. Платонов покинул Тамбов и всегда вспоминал о нём с горечью и раздражением. Опыт общения с тамбовскими бюрократами отразил позднее в своем гениальном «Городе Градове». Семья в это время оставалась в Москве, и он вернулся в столицу.
Уехав из Тамбова, А. Платонов остался без работы, лишился возможности реализовать себя как инженера-новатора. Но большой жизненный опыт, глубокое понимание народной жизни требовали деятельности. И с 1927 г. его главной профессией стала литература. Он настойчиво начал искать в ней своё место, пробуя себя в разных жанрах и темах. Найденные форма и стиль принесли успех и одобрение критики. Рецензенты отметили своеобразный язык Платонова и глубину его произведений - «Епифанские шлюзы» (1927), «Сокровенный человек» (1928), «Происхождение мастера» (1929) и других.
Но в 1929 г. политические изменения в стране привели к жесткому контролю в области культуры. Начались травля и аресты писателей. Социальную обстановку усугубил голод на Украине и насильственная коллективизация. Постепенно отношение Платонова к революционным преобразованиям изменилось до их непринятия.
В конце 1929 г. критика добралась и до Платонова, произведения которого были остры, поднимали идеологические темы, шли вразрез с политикой партии, смело критикуя её действия и указывая на ошибки. В основе взглядов Платонова лежал определённый идеал - коммунизм. Коммунистическое общество должно было быть основано, по мнению писателя, на содружестве людей. А советское общество конца 20-х годов не соответствовало этому идеалу. Главного врага этому он видел в бюрократизме, который разъединял людей. А самым опасным было убеждение Платонова в непобедимости бюрократизма, в безнадежности будущего страны. После публикаций очерка «Че-Че-О», рассказов «Усомнившийся Макар» и «Впрок» последовала резкая критика, Платонова обвинили в анархо-индивидуализме. Издательства по идеологическим соображениям перестали печатать его произведения.
В это время А. Платонов закончил работу над романом «Чевенгур» (1929), первоначально носившим название «Строители весны». Это социально-философская драма, в которой отразились юношеские надежды писателя на революцию, иллюзии и фантазии, связанные со строительством новой жизни. Главная тема романа - разочарование по поводу свертывания НЭПа, убывания демократии, торжества командно-бюрократической системы. Роман «Чевенгур» увидел свет лишь в 1972 г. в Париже. На русском языке он появился в печати лишь в 1989 г.
В 1930 г. было создано ещё одно крупное произведение Платонова - повесть-антиутопия «Котлован». Её герой в поисках истины попадает на символическую стройку, где возводится здание светлого будущего. Однако котлован под фундамент дома, в конце концов, превращается в могилу будущего. Эта повесть тоже увидела свет спустя много лет после смерти писателя.
Середина 1930-х гг. была заполнена напряжённой работой, замыслы переполняли писателя, им были написаны роман «Счастливая Москва», пьесы «Голос отца», «Шарманка», статьи о Пушкине, Ахматовой, Хемингуэе, Чапеке, Грине, Паустовском, повесть «Ювенильное море», рассказы «Река Потудань», «Фро», «Афродита», «Глиняный дом в уездном саду».
В конце марта 1934 г. писатель вместе с группой коллег посетил Туркмению. Целью такой поездки было написание коллективного сборника, посвящённого 10-летию образования Советского Туркменистана. Туркмения поразила и вдохновила Платонова, после этой поездки появилось много интересных произведений, в том числе повесть «Джан» и рассказ «Такыр». После возвращения из Туркмении, 21 мая 1934 г. Платонов был принят в Союз советских писателей. Но критика и неприятие его произведений продолжались. А арест пятнадцатилетнего сына в 1938 г. еще больше отяготил положение писателя.
С началом Великой Отечественной войны А. Платонов с семьей эвакуировался в Уфу. В июле 1942 г. военным корреспондентом газеты «Красная звезда» он ушел на фронт. В период войны отдельным изданием трижды выходил его рассказ «Одухотворенные люди», были напечатаны три сборника прозы: «Рассказы о Родине», «Броня» (1943), «В сторону заката солнца» (1945). После освобождения родного Воронежа А. Платонов посетил город, впечатления от увиденного он воплотил в сказе-очерке «Житель родного города».
В конце 1946 г. был напечатан один из лучших рассказов А. Платонова - «Возвращение», в котором автор психологически точно описал те изменения, которые произошли с людьми во время войны. Но критики назвали рассказ клеветническим и тем практически положили конец прижизненным публикациям писателя.
В конце 1940-х гг., лишённый возможности зарабатывать на жизнь литературным трудом, писатель занялся обработкой русских и башкирских сказок.
В последние годы жизни, несмотря на туберкулёз, Платонов много работал. Последним произведением стала пьеса «Ноев ковчег». Отчаявшийся писатель, переживая многолетний запрет на публикацию его произведений, тщетно пытался сделать пьесу пригодной для печати. Завершить работу помешала смерть. Этот платоновский текст, который многие годы оставался неизвестным, был опубликован в «Новом мире» в 1993 г.
Умер А. П. Платонов 5 января 1951 г. в Москве, похоронен на Армянском кладбище рядом с сыном (04.01.1943 г.)
В 1954 г. была издана его книга «Волшебное кольцо и другие сказки». С хрущёвской «оттепелью» начали издаваться и другие его книги, хотя главные произведения А. Платонова, со значительными цензурными ограничениями, стали известны широкому читателю только в 1980-е гг. А некоторые произведения Андрея Платонова были обнаружены только в 1990-е гг. (например, написанный в 30-е годы роман «Счастливая Москва»).
Значителен вклад в платоноведение воронежцев О. Ю. Алейникова, Л. А. Ивановой, Е. Г. Мущенко, В. А. Свительского, В. П. Скобелева, Т. А. Никоновой и других.
С 1989 г. в ВГУ проходят , с 2000 г. в Воронеже издаётся информационно-справочный бюллетень «Платоновский вестник». В 2009 г. в Центре духовного возрождения Чернозёмного края издана книга «Сказки и рассказы Андрея Платонова». По мотивам рассказов Андрея Платонова в был поставлен спектакль «Как это всё далёко - любовь, весна и юность…» (режиссёр-постановщик народный артист России А. Иванов). В Воронежском театре кукол «Шут» по сказке А. Платонова с успехом идёт спектакль «Волшебное кольцо». Воронежский композитор посвятил Платонову несколько камерных сочинений. К произведениям А. П. Платонова художницей Н. Коньшиной созданы иллюстрации.
С 1999 г. в действует экспозиция «Андрей Платонов». В Воронеже имя Андрея Платонова носят Центральная городская библиотека, одна из воронежских и улиц. Именем Платонова назван электропоезд, который ходит на местных линиях. В 1999 г. открыт , установлено несколько мемориальных досок. В 2009 г. редакция воронежской газеты «Коммуна» совместно с Союзом писателей России и его воронежским отделением учредили ежегодную .
В ноябре 2010 г. постановлением правительства (№ 1016) Воронежской области учреждена .
4-17 июня 2011 г. в Воронеже состоялся , который стал ярким событием в культурной жизни Воронежского региона. Фестиваль стартовал в год 425-летия Воронежа и должен стать ежегодным.

. Платонов А. П. Избранные произведения: в 2 т. / А. П. Платонов; вступ. ст. Е. Краснощековой. - М. : Худож. лит., 1978.
. Платонов А. П. Собрание сочинений: в 3 т. /А. П. Платонов; примеч. В. А. Чалмаева. - М.: Сов. Россия, .

***
. В прекрасном и яростном мире: Железная дорога в жизни и творчестве А. П. Платонова [буклет / сост. О. Г. Ласунский; ред.: Е. Г. Новичихин, В. Н. Рыжков]. - Воронеж: ИПФ «Воронеж», . - 20 с.
. Ласунский О. Г Литературная прогулка по Воронежу / О. Г. Ласунский. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - Воронеж: Центр духов. возрождения Чернозём. края, 2006. - 360 с.
. Ласунский О. Г. Житель родного города: Воронежские годы Андрея Платонова. 1899-1926 / О. Г. Ласунский. - Изд. 2-е. - Воронеж: Центр духов. возрождения Чернозём. края, 2007. - 280 c.
. Воронежская историко-культурная энциклопедия: персоналии / гл. ред. О. Г. Ласунский. - 2-е изд., доп. и испр. - Воронеж: Центр духов. возрождения Чернозём. края, 2009. - С. 412.
. Архив А. П. Платонова. Кн. 1. Науч. изд. / отв. ред. Н. В. Корниенко. - М. : ИМЛИ РАН, 2009. - 696 с.
. Варламов А. Н. Андрей Платонов / А. Н. Варламов. - М.: Молодая гвардия, 2011. - 544, с., л. ил. : ил., фото. - (Жизнь замечательных людей: ЖЗЛ: сер. биогр. ; вып. 1494 (1294)). - Библиогр.: с. 543-545.
Рец.: Гришин А. Тайна за семью печатями // Нева. - 2011. - № 8. - С. 194-198.
. Алейников О. Ю. Андрей Платонов и его роман «Чевенгур»: [монография] / О. Ю. Алейников. - Воронеж: Наука-Юнипресс, 2013. - 222 с., л. ил. : ил.

***
. Жизнь и творчество А. П. Платонова в работах воронежцев (1963-1999) : библиогр. указ. / ВОУНБ им. И. С. Никитина. - Воронеж, 1999. - 39 c.
. Андрей Платонович Платонов. Жизнь и творчество: биобиблиогр. указ. произв. писателя на рус. яз., опубл. в 1918 - янв. 2000 г. Лит. о жизни и творчестве / РГБ; сост.-ред. В. П. Зарайский. - М. : «Пашков дом», 2001. - 340 с.
. А. П. Платонов в печати (1922-2009) : из собраний О. Г. Ласунского и А. Я. Приходько в фондах Воронежской областной универсальной научной библиотеки им. И. С. Никитина / сост. О. Б. Калинина; [ред. Л. В. Символокова; вступ. ст. О. Г. Ласунского]. - Воронеж: ВОУНБ им. И. С. Никитина, 2011. - 144 с. : цв. ил.


Текст приводится по книгам:
А. Платонов. Записные книжки. Материалы к биографии. – М.: Наследие, 2000.
Записная книжка чужих идей, мыслей и разговоров (1936)

Всё об Андрее Платонове
Биография
Статьи об Андрее Платонове:
Орлов В. Андрей Платонов: Последние годы
Нагибин Ю. Фрагмент дневника. Похороны Платонова
Рассадин С. За что тиран ненавидел Зощенко и Платонова
Юрьева А. Главными биографами Андрея Платонова стали осведомители НКВД-ОГПУ
Андрей Платонов: Воспоминания друзей и коллег

Важнейшие даты жизни и деятельности А. Платонова

Википедия
Иосиф Бродский об Андрее Платонове:
«Платонов родился в 1899 году и умер в 1951-м от туберкулёза, заразившись от сына, освобождения которого из тюрьмы он после долгих усилий добился, для того лишь, чтобы сын умер у него на руках. С фотографии на нас смотрит худощавое лицо, простое, как сельская местность, смотрит терпеливо и как будто с готовностью принять и преодолеть всё, что выпадет». (Бродский И. «Катастрофы в воздухе»)

Краткий биографический очерк
Из книги: Михеев М.Ю. В мир Платонова – через его язык. Предположения, факты, истолкования, догадки. – М.: Изд-во МГУ, 2002. – 407 с.
«В конце 1929 года писатель подвергается „идеологической порке“ – за публикацию (совместно с Б. Пильняком) очерка „Че-Че-О“, а затем, в 1931-м, и за собственный рассказ „Усомнившийся Макар“ (опубликованный в журнале „Октябрь“ А. Фадеевым, в чем главный редактор сразу же публично раскаялся и повинился, назвав рассказ „идеологически невыдержанным, анархистским“, за что, мол, ему „поделом попало от Сталина“)».

Инсаров М. Андрей Платонович Платонов (1899–1951). Жизненный и творческий путь

Болот Н. Платонов Андрей Платонович

Михеев М.Ю. Записные книжки и дневники (30 гг.): Михаил Пришвин, Павел Филонов, Андрей Платонов, ...
Текст составлен из лекционного курса, прочитанного на историко-филологическом факультете РГГУ в 2002 г.
«При чтении платоновских записных книжек перед читателем, знакомым с основными его ключевыми темами, то мелькнет остов узнаваемого сюжета, а то вдруг появится неизвестная вариация какого-то уже известного характера. Или пронесется не развиваемая нигде далее, сразу же оборванная мысль, которая в будущем могла пригодиться автору и, в случае нового возвращения к ней, вылилась бы, может быть, в рассказ, повесть и т.п. Но чаще всего бывает так, что в записной книжке мысль Платонова, не доведенная до конца (как бы „не додуманная“ и нам, читателям, так и не преподнесенная, не понятная в силу нашей недостаточной осведомленности), как бы остановлена автором на полпути».

Кожемякин А. Новые страницы жизни и творчества писателя Андрея Платонова
«Как мне видится, следовало бы сравнить деятельность гидромелиоратора и электрификатора Андрея Платонова с его первыми литературными произведениями».

Симонов К. Глазами человека моего поколения. Размышления о И.В. Сталине
Фрагмент книги Константина Симонова (М., АПН, 1989).

Ковров М. Мистик русской победы (К 100-летию со дня рождения Андрея Платонова)

Антиутопия не страшнее жизни
Беседа корреспондента Г. Литвинцева с профессором Воронежского государственного университета Владиславом Свительским, автором сборника статей «Андрей Платонов вчера и сегодня».
«Думается, если бы у автора были готовые ответы, его произведения не действовали бы так неотразимо и не имели такой глубины и силы. Он искал истину вместе со своими героями и своим временем. Перепутья его мысли не менее сложны и трагедийны, чем перепутья самой истории. Платонов жил в своих вопросах и сомнениях. На рубеже 20–30-х годов он совершал то необходимое переосмысление идеологии и практики советской эпохи, к которому мы в широком масштабе прорвались только сегодня».

Иованович М. Гений у развилки дорог
Из записок литературоведа.
«Самым наболевшим для „нетерпеливого“ Платонова и его героев был вопрос вопросов – поиски счастья (всеобщего счастья). Русская литература вслед за Кантом, ставящим моральный закон выше эвдемонии (стремления к счастью), не знала этой категории; ее герои вели себя по-пушкински, ища не счастья, а покоя и воли. Платонову хотелось уклониться от этой традиции, „изобрести“ счастье как для отдельного человека, так и для целых народов».

Гумилевский Л.И. «Судьба и жизнь»
«Не трудно предположить, что оценка читателей будет разной. Кого-то привлекут колоритные картины прошлого, воссоздаваемые при помощи вроде бы по-житейски „приземленных“, но художественно емких деталей. Других больше заинтересуют портреты писателей (особо отметим страницы, посвященные Андрею Платонову)».

Басинский П. Скрипач не нужен
«Когда-нибудь он, конечно, будет современен. Когда-нибудь... в день Страшного суда. Когда станут бессмысленны материальные обиды, когда будет все равно, где застал тебя этот день, в „мерсе“ или „запорожце“, когда креветка покажется не слаще черствой корочки, а роскошный автобам не ровнее проселочной дороги. Когда и деньги будут не нужны».

Малая С. Платонов Андрей Платонович

Произведения Платонова

Электронная библиотека «Либрусек»
Наиболее полное собрание сочинений А. Платонова.

Библиотека Максима Мошкова
Рассказы. Повести. Inhabitant of the State. Голубая глубина (Книга стихов).

Классика.ру
Рассказы.
Повести: «Котлован», «Река Потудань», «Сокровенный человек», «Ювенильное море».
Романы: «Счастливая Москва», «Чевенгур».

Художественная литература: интернет сборник произведений
«Антисексус», «Впрок», «Город Градов», «Государственный житель», «Котлован», «Луговые мастера», «Московская скрипка», «Неодушевленный враг», «Однажды любившие», «Отец-мать» (сценарий), «Река Потудань», «Семен», «Сокровенный человек», «Счастливая Москва», «Усомнившийся Макар», «Фро», «Чевенгур», «Ювенильное Море».

Коллекция редких текстов
Однажды любившие
Андрей Платонов в документах ОГПУ-НКВД-НКГБ.1930–1945 (Публикация Владимира Гончарова и Владимира Нехотина)
Машинист (либретто)
Отец-мать (сценарий)

В прекрасном и яростном мире (Машинист Мальцев)

Возвращение (Семья Иванова)

Город Градов

Котлован
«Вощев захватил свой мешок и отправился в ночь. Вопрошающее небо светило над Вощевым мучительной силой звезд, но в городе уже были потушены огни, и кто имел возможность, тот спал, наевшись ужином. Вощев спустился по крошкам земли в овраг и лег там животом вниз, чтобы уснуть и расстаться с собою. Но для сна нужен был покой ума, доверчивость его к жизни, прощение прожитого горя, а Вощев лежал в сухом напряжении сознательности и не знал полезен ли он в мире или все без него благополучно обойдется? Из неизвестного места подул ветер, чтобы люди не задохнулись, и слабым голосом сомнения дала знать о своей службе пригородная собака».

  • Художественная литература: интернет-сборник произведений

Песчаная учительница
«Прошло четыре года – самых неописуемых в жизни человека, когда лопаются почки в молодой груди и распускается женственность, сознание и рождается идея жизни. Странно, что никто никогда не помогает в этом возрасте молодому человеку одолеть мучающие его тревоги; никто не поддержит тонкого ствола, который треплет ветер сомнений и трясет землетрясение роста. Когда-нибудь молодость не будет беззащитной.
Была, конечно, у Марии и любовь, и жажда самоубийства, – эта горькая влага орошает всякую растущую жизнь».

Сокровенный человек

Счастливая Москва
«Ясная и восходящая жизнь Москвы Честновой началась с того осеннего дня, когда она сидела в школе у окна, уже во второй группе, смотрела в смерть листьев на бульваре и с интересом прочитала вывеску противоположного дома: „Рабоче-крестьянская библиотека-читальня имени А.В. Кольцова“».
  • Художественная литература: интернет-сборник произведений

Усомнившийся Макар
  • Российская Литературная Сеть: Платонов Андрей Платонович

Фро
«Молодая женщина остановилась от удивления среди столь странного света: за двадцать лет прожитой жизни она не помнила такого опустевшего, сияющего, безмолвного пространства, она чувствовала, что в ней самой слабеет сердце от легкости воздуха, от надежды, что любимый человек приедет обратно».
  • Художественная литература: интернет-сборник произведений

Чевенгур (в первой редакции – «Строители страны»)
«Появляется человек – с тем зорким и до грусти изможденным лицом, который все может починить и оборудовать, но сам прожил жизнь необорудованно. Любое изделие, от сковородки до будильника, не миновало на своем веку рук этого человека. Не отказывался он также подкидывать подметки, лить волчью дробь и штамповать поддельные медали для продажи на сельских старинных ярмарках. Себе же он никогда ничего не сделал – ни семьи, ни жилища».
Ювенильное море
Море юности
  • Художественная литература: интернет-сборник произведений

Статьи о творчестве

Раздел «Платоноведение» на сайте проекта ХРОНОС

  • Дырдин А. Путешествие в человечество. Эскиз к теме «Платонов и Пришвин»
  • Дырдин А. Горизонты странствующего духа. Андрей Платонов и апокрифическая традиция
  • Дырдин А. Андрей Платонов и Освальд Шпенглер: смысл культурно-исторического процесса
  • Дырдин А. Образ сердца в художественной философии Андрея Платонова
  • Роженцева Е. Лирический сюжет в прозе А. Платонова 1927 г. («Епифанские шлюзы» и «Однажды любившие»)
  • Яблоков Е.А. EROS EX MACHINA, или НА СТРАШНЫХ ПУТЯХ СООБЩЕНИЯ (Андрей Платонов и Эмиль Золя)
  • Яблоков Е.А.Художественная философия природы (творчество М. Пришвина и А. Платонова середины 1920-х – начала 1930-х годов)

Статьи об Андрее Платонове

  • Бобылёв Б.Г. Андрей Платонов о русской государственной идее: повесть «Город Градов»
  • Гордон А., Корниенко Н., Яблоков Е. Миры Андрея Платонова
  • Зиберов Д.А. Зарницы нежной души: Послесловие к сборнику А.П. Платонова «Потомки Солнца»
  • Корниенко Н.В. От «Родины электричества» к «Техническому роману», и обратно: метаморфозы текста Платонова 30-х годов

Боброва О. Андрей Платонов – великий русский писатель ХХ века. К 100-летию со дня рождения
«А что же есть в прозе Платонова? Есть жизнь: ее боль и кровь, величие и странности, логика и абсурд, ее хрупкость и бесконечность. Проза эта словно выталкивает человека в открытый, неуютный мир. Заставляет ощутить одиночество, страдать вместе с героями и биться над поисками истины, смысла всего сущего».

Михеев М.Ю. В мир Платонова – через его язык. Предположения, факты, истолкования, догадки
Платонов создавал в своих произведениях, по сути дела, нечто вроде религии нового времени, пытаясь противостоять как традиционным формам религиозного культа, так и сплаву разнородных мифологем, складывавшихся в рамки соцреализма.

Лютый В. О языке Андрея Платонова

Тарасов А.Б. «Третье царство» как попытка моделирования мира «нового» праведничества: А. Платонов и М. Цветаева

Суриков В. Свободная вещь Андрея Платонова
О произведениях «Чевенгур», «Котлован».
«Немножко гадко, зато потом будет хорошо... Кто ни знает этого простейшего обмана, элементарного о б м е н а душевного страдания на душевный комфорт, ежесекундно в мириадах человеческих мыслей и поступков происходящего? Кто ни знает, как невыносимо трудно устоять перед ним в повседневном, незначительном – не соблазниться доступностью покоя? Ни через этот ли обмен в каждом поступке, в каждой мысли проходит зыбкая, неуловимая грань между добром и злом? Ни здесь ли таится опасность м а с с о в о г о «соблазна» – когда какая – нибудь дразнящая всеобщим счастьем сверхидея соединяет в безумный скачок эти элементарные движения?
Андрей Платонов оказался в иной роли – в роли усомнившегося участника событий, не пожелавшего, не п о з в о л и в ш е г о себе отойти в сторону и отчаянно бросившегося в самую гущу событий, в самое жаркое и опасное место.
«Сюда нельзя, здесь бездна, здесь невиданно кровавые страдания, здесь озверение, отсюда можно выйти только на четырех лапах». Все это нужно было не сказать, а выкрикнуть – выйти наперерез взбесившейся, срывающейся с привязи здравого смысла идеи.
Требовалось уже не инакомыслие – и н а к о д е й с т в и е» .

Ордынская И.Н. «Чевенгур» Андрея Платонова – символ любви к своему народу
Это очень неблагодарное дело – писать правду о своём времени, как правило, никому не прощают таких попыток, особенно талантливым писателям, произведения которых сами словно начинают жить. Ведь уничтожить книгу часто сложнее, чем реального человека. А образы художественной литературы те часто и вовсе остаются бессмертными.

О романе «Чевенгур»
Целый ряд страшных жертв принесены коммуной ради приумножения неоднократно упоминаемого в романе «вещества существования», «вещества жизни», которое является ключевым понятием романа.

Иосиф Бродский. Послесловие к «Котловану» А. Платонова
«В наше время не принято рассматривать писателя вне социального контекста, и Платонов был бы самым подходящим объектом для подобного анализа, если бы то, что он проделывает с языком, не выходило далеко за рамки той утопии (строительство социализма в России), свидетелем и летописцем которой он предстает в „Котловане“».

О произведениях «Епифанские шлюзы», «Эфирный тракт», «Город Градов»

Баршт К.А. Истина в круглом и жидком виде. Анри Бергсон в «Котловане» Андрея Платонова // Вопросы философии. – 2007. – № 4.– С. 144–157.
Представление о том, что в «Котловане» А. Платонова описана ударная социалистическая стройка, не так уж бесспорно. Строительная тема лишь прикрывает в виде упаковочного материала то, что скрыто внутри – исполненную напряжения философскую мистерию.

Ольга Меерсон. Неостранение Андрея Платонова опасность и сила инерции восприятия
Рецензия на сборник из двух специальных номеров журнала «Essays in Poetics», где опубликованы материалы конференции по изучению платоновского творческого наследства, проведенной в 2001 г. в Оксфорде.

Логинов В. «Счастливая Москва» А. Платонова с точки зрения неискушенного компьютерного пользователя

Хенрик Хлыстовски. Послесловие к переводу «Счастливой Москвы» Андрея Платонова
«Какой же мир создан в произведениях Платонова? Этот мир (особенно в „Счастливой Москве“) целиком лишен истории, памяти и религии, мир, который хочет построить все заново, но – лишенный основного фундамента – вынужден все время убегать в будущее, в делирические несбыточные фантазии, и там помещать свои надежды. Это будущее – красиво, прекрасно и беспроблемно, но нужно до него как-то добраться, пробиться через инертность материи и человеческие пороки».

Булыгин А., Гущин А. «Постороннее пространство» . Антропонимика «Котлована» (фрагмент)

Булавка Л.А. Андрей Платонович Платонов. «Революция как паровоз»

Грачева Е. «Воодушевление»: Неснятое кино Андрея Платонова
Для Платонова это было очень важно. Он только-только начал оправляться от жесточайшего погрома, который рапповцы устроили его «бедняцкой хронике» «Впрок» («Красная Новь», 1931, № 9). Сам Сталин собственноручно украсил поля хроники пометками «Сволочь!» и «Подлец!», перепуганный Фадеев заявил, что Платонов - «кулацкий агент самой последней формации», и пошло-поехало…