Описание царства берендеев из снегурочки. Берендеи

Мир берендеев в сказке А.Н.Островского и в фильме режиссера П.Кадочникова. Захаров Георгий 7 «б» кл.

А.Н. Островский создал пьесу «Снегурочка» по мотивам устного народного творчества (песен, сказок, обрядов, игр), в котором отражены быт и труд русского народа. Действие происходит в сказочном месте - царстве Берендея. Откуда появилось это название? Это название не вымышленное: под старинным городом Переяславлем-Залесским существует Берендеево болото, на месте которого, по преданию, было Берендеево царство.

Описывая законы этой страны, Островский словно рисует своей идеал общественного устройства. В царстве Берендея люди живут по законам совести и чести, стараются не вызвать гнев богов. Здесь очень большое значение придается красоте. Ценится красота окружающего мира, красота девушек, цветов, песен. Не случайно певец любви Лель оказывается столь популярен. Он как бы олицетворяет молодость, пылкость, горячность. Сам царь Берендей символизирует народную мудрость. Он прожил на свете немало, поэтому знает очень многое. Царь беспокоится о своем народе, ему кажется, что в сердцах людей появляется что-то недоброе:

В сердцах людей заметил я остуду Немалую; горячности любовной Не вижу я давно у берендеев. Исчезло в них служенъе красоте; Не вижу я у молодежи взоров, Увлажненных чарующею страстью; Не вижу дев задумчивых, глубоко Вздыхающих. На глазках с поволокой Возвышенной тоски любовной нет, А видятся совсем другие страсти: Тщеславие, к чужим нарядам зависть И прочее.

О каких ценностях думает царь Берендей? Его не беспокоят деньги и власть. Он заботится о сердцах и душах своих подданных. Рисуя царя именно таким, Островский желает показать идеальную картинку сказочного общества. Только в сказке люди могут быть так добры, благородны и честны. И это намерение писателя в изображении сказочной идеальной действительности согревает душу читателя, заставляет задуматься о прекрасном и возвышенном.

Премудрый Берендей, художник и поэт, "отец земли своей", слуга народа, доступный всем и каждому, проходя между гуляющими берендеями и гордясь их достоинствами, говорит: Народ великодушный во всем велик, - мешать с бездельем дело Не станет он; трудиться, так трудиться, Плясать и петь - так вдоволь, - до упаду. Взглянув на вас разумным оком, скажешь, Что вы народ честной и добрый; ибо Лишь добрые и честные способны Так громко петь и так плясать отважно. Берендеи неравнодушны к красоте окружающей их природы, и царь с восхищением произносит: Полна чудес могучая природа! Дары свои обильно рассыпая...

Берендеи свято чтят и хранят любовь. Для них она "благо, чувство, великий дар природы, счастье жизни, весенний цвет ее!". Брак в среде берендеев свободен и "не терпит принуждения". Но он связан у них с нерушимой верностью и долгом, с правдой и совестью. Именно любовь и стала сюжетным центром чудесной сказки, сотканной из народно-поэтических мотивов. Снегурочка олицетворяет сердечную стужу, дитя Мороза и Весны. Охраняя свою дочь, Мороз внес охлаждение и в отношения берендеев. А за "сердечную остуду" берендеев Ярило-Солнце, сердясь, "стужей мстит". Тоскуя от одиночества, желая быть счастливой, как все берендеи, Снегурочка выпрашивает у своей матери девичью любовь.-Загоревшись восторгом кипучих страстей, Снегурочка, как и предсказывал ее отец, гибнет "от сладких чувств любви".. С кончиной Снегурочки вмешательство Мороза в жизнь берендеев прекратилось. И царь призывает берендеев: Изгоним же последний стужи след Из наших душ и обратимся к Солнцу. Сказка завершается славой богу Яриле: Красное Солнце наше! Нет тебя в мире краше.

Уникальный коттеджный посёлок — Берендеево Царство — был основан 14 августа 1999 года. В этот день, к счастью не в некотором далёком царстве, в некоем государстве, а совсем рядом — в Серпуховском районе под Москвой началось строительство дворца царя Берендея и его помощников: различных персонажей русских сказок и былин.

Всего за несколько лет посёлок приобрёл фантастическую популярность, благодаря своей необычной архитектуре, красочному оформлению, и, конечно, что самое важное, комфортабельным условиям для проживания всем жителям Царства.

Сказочный заповедник не по дням растёт, а по часам — за это время он до неузнаваемости преобразился. К 2015 году в посёлке уже жили и не тужили 1750 человек.

Ещё не поздно стать с ними добрыми соседями, купив рядом надел земли и оставшись жить, поживать, и здесь добра наживать. Или просто иногда приезжать, чтобы зарядиться позитивом.

Под светлым месяцем, под белыми облаками, да под частыми звёздами раскинулось Берендеево возле деревни Рудаково, что находится в 23 километрах от великолепного города Серпухов великой Московской области необъятной России.

Площадь всего царства 4,5 кв. км. А это ни много ни мало территория двух княжеств Монако. Мал золотник, да дорог! Вся царская земля поделена на 6 областей, а области разделяются на отдельные тематические зоны.

Вот что уже делается, а также планируется создать на территории Царства Берендея в ближайшие годы.

♦ 7 посёлков из домов коттеджного типа полностью построены в традициях древнерусского деревянного зодчества. Домики радуют глаз своим красочным оформлением, создающим атмосферу комфорта и уюта.

♦ Центр этнокультуры «Заповедник сказок» — увлекательный парк отдыха и захватывающих развлечений. Присутствующие здесь элементы интерактивного обучения интересно и с пользой помогут вам провести время.

♦ Зона различных мастерских «Ремесленная слобода» включает в себя гончарное, кузнечное дело, плетение из бересты, столярное дело и шитьё.

♦ Фермерская слобода — зона сельского и экологически чистого туризма. Здесь ваше внимание привлекут фермерское хозяйство, роскошный фруктовый сад и чудная мельница.

♦ Купеческая слобода с торговыми рядами совмещает бизнес-центр, многочисленные торговые ряды и прекрасную сувенирную лавку, из которой ни один царский гость не сможет уйти без какой-нибудь изящной вещицы на память.

♦ В развлекательном центре «Потешный ряд» проводятся народные гуляния и массовые праздники. Здесь в спортивных состязаниях можно и на других посмотреть, и себя, добра молодца, показать.

♦ В четырёхзвёздочной гостинице гостинично-оздоровительного комплекса «Берендеев Град» можно с комфортом отдохнуть. Рядом находится СПА-Центр, захватывающий дух горнолыжный спуск «Змей Горыныч» и великое множество других объектов для занятий спортом.

«Очень приятно, Царь!»

Главой волшебного государства является мудрый царь Берендей, но при демократической монархии, царящей здесь, право голоса имеет каждый житель страны: и стар, и млад.

Счастье и всегда хорошее настроение подданных — главная забота монарха. Так прямо и написано в Конституции волшебной страны. А ведь то, что написано пером, то и топором не вырубишь. Ведь правда?

Хозяином Берендеева Царства и вдохновителем создания Заповедника Сказок является Дмитрий Коваленко, предприниматель из Москвы.

У него в детстве, наверно как и у многих мальчишек, была мечта: быть царем в своем собственном царстве. Но в отличие от большинства, Дмитрий Коваленко решил воплотить ее в реальность.

Поэтому еще в далеком 1999 он скупил несколько сотен гектаров сельскохозяйственной земли для строительства коттеджных поселков — будущего Берендеева Царства в Серпуховском районе Подмосковья.

В конце 2000 года Дмитрий организовал строительную артель и запатентовал технологию изготовления скульптур из бетона (арт-бетона). Ведь какое царство без былинных героев, без сказочных персонажей? В свою артель молодой царь пригласил художников и скульпторов, которые начали воплощать идеи и мечты правителя в реальную жизнь.

Все здания в коттеджных поселках делаются в едином стиле, чтобы все это гармонично вписывалось в окружающий ландшафт и сохраняло при этом сказочное настроение.

В первом поселке, который расположен на берегу реки Нара, находится и главный терем Царя.

Рядом вырыт пруд, оформлены беседки для отдыха, между ними живописно пролегают дорожки.

Царский дворец расположен на закрытой территории, но туда есть платная возможность попасть каждому желающему. И, вдруг, так повезет, что можно будет повстречаться с самим правителем! 🙂

Царские развлечения

В зоне «Междумирье» жители и гости смогут принять непосредственное участие в увлекательных ремесленных мастер-классах и создать собственный шедевр такой восхитительной красоты, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Возможно, это даже будет великолепный каменный цветок, как у мастера Данилы из сказки Бажова.

На страже спокойствия жителей и посетителей сказочных земель стоят русские богатыри, о подвигах которых можно тут же услышать много интересного.

В «Русском Подворье», воссоздающем быт наших предков, можно будет заняться повседневными крестьянскими делами: подоить козу, покормить кур, достать из глубокого колодца коромыслом воду, в настоящей русской печи испечь ароматный хлеб. Здесь также будут открыты музей хлеба, музей русского чаепития, музей русской бани и многие другие.

Гостям паркового комплекса будет интересно побывать на поляне Житейской Мудрости. Здесь они узнают о богатстве и красочности языка русского и познакомятся с панорамой, посвящённой неповторимой мудрости пословиц и поговорок России.

В парковой зоне «Тридевятое царство», в гостях у Дядюшки Ау каждый желающий может изготовить для себя щепную Птицу Счастья. Эта деревянная игрушка приносит счастье и считается Хранительницей детей.

На Земляничной поляне Бабушка-Веселушка расскажет детям множество удивительных сказок. Вместе со своими добрыми помощниками она научит малышей водить хороводы, лепить из пластилина, играть на исконно русских музыкальных инструментах, под которые когда-то пели и плясали наши предки.

В Грибной зоне детям расскажут, как отличить съедобный гриб от несъедобного. И всё это будет сделано в игровой форме, так что время пролетит незаметно, и скучать будет некогда.

Поляна Волшебное Лукоморье полностью посвящена произведениям великого А.С. Пушкина. Словно живые стоят 33 богатыря, старик бранится со старухою и много-много прочего — интересного и увлекательного.

В тематической зоне «Кощеево Царство» посетители узнают много диковинных историй о знаменитом Кощее Бессмертном, о дышащем огнём Змее Горыныче, хитром Соловье-Разбойнике и, конечно, о доброй, просто иногда вредной Бабе Яге.

А спортивная жизнь здесь очень разнообразна. Для того, чтобы вы стали Добрыней Никитичем или Василисой Прекрасной созданы все условия: различные бассейны, оснащённые всем необходимым тренажёрные залы, огромных размеров футбольное поле, удобные теннисные корты, школа верховой езды, клуб любителей рыбалки так и ждут вашего появления. А парк «Соловей-Разбойник» собирает у себя любителей экстрима.

Поляна сказок

Ну а чем может порадовать себя любознательный турист и желанный гость уже сегодня? На территории заповедника «накрыта» сказочная поляна.

Здесь можно встретить не только явства, но и печи для их приготовления, а, главное, многочисленных сказочных персонажей: таких родных и знакомых каждому русскому ребенку и взрослому!

Царство Берендея собрало в себе всё культурное наследие Руси.

Теперь героев любимых нами с детства сказок можно встретить не только на страницах книг, но и представленных и воплощённых здесь в красочных скульптурах.

Все встречающиеся лавочки, урны, домики жителей — всё превращено здесь в сказочные декорации. Эти настоящие произведения искусства вызывают восторг людей разного возраста и дарят ощущение нескончаемого праздника.

Рецепт приготовления

Невозможно с первого взгляда поверить, что вся эта красота создана не из дерева или какого-то другого изысканного материала. Все скульптуры сделаны из простого бетона!

«Ну не верю!» — в очередной раз говорила я, прикасаясь к волшебным «деревянным» домикам, расположенным на «дереве»,

к резным узорам сказочной русской печки

и воздушным перышкам совы.

И вновь каждый раз убеждалась, что под рукой — обычный бетон.

На поляне мы нашли «доказательства». На краю стояли будущие скульптуры, которые пребывали в начальной стадии своего создания. Вот, например, эта серая горка скоро превратится в красавицу-улитку.

А вот торчит хвост от русалки. И, видимо, она сидит на будущем дереве с ветвями. 😆

Вот так бетон крепится на металлический каркас, после чего ему придается необходимая форма, вырезаются детали будущей фигуры. Ну а после застывания персонаж раскрашивается, чтобы радовать своим видом окружающих.

Дары леса

А что может расти на полянке рядом с опушкой леса? Конечно же, грибы. Да еще какие!

Для тех, кто не очень разбирается в грибном царстве, некоторых представителей подписали. Так что теперь можно смело выбирать, рядом с каким грибком сфотографироваться: с белым красавцем, красным мухомором или бледными поганочками. 😆

А для кого выбор — дело трудное и ответственное, то можно сделать фото с многочисленным грибным семейством.


Богатыри и пираты

А как возможна такая красивая поляна с сокровищами, да без охраны? Какие-либо ограждения территории отсутствуют, поэтому стражу несут вооруженные до зубов воины,

в полном боевом облачении, да с многочисленными ружьями и пушками.

За порядком наблюдают былинные богатыри, которые с высоты своего огромного роста далеко видят, где творится беспорядок.

А за порядком вблизи смотрят очень позитивные богатыри-лилипуты.

Под их взглядом даже хулиганы-пираты ведут себя спокойно: с серьезным видом охраняют свои сокровища и ни на кого не нападают. 🙂

А некоторые из них ведут себя даже слишком вальяжно.

Страшилки из сказок

Ну а какая же сказка без мифического и, часто, очень отрицательного персонажа? И в Берендеевом царстве — ну куда ж без них!

Вот Баба Яга. Она была чересчур серьезная… Мы даже пытались ей подражать,

но это еще больше нас развеселило…

Даже избушка на курьих ножках завалилась: то ли от смеха, то ли от усталости. 😀

А вот дракончик оказался настолько симпатичным, что его так хотелось просто обнять.

Конечно же, на Берендеевой поляне собрались и более позитивные, но весьма неоднозначные персонажи: например, говорящая щука или Царевна-Лягушка, которая почему-то больше напоминает известную скульптуру «Девушка с веслом».

Сказки Пушкина

Какой самый известные русский сказочник? Конечно же, Александр Сергеевич Пушкин. В Берендеевом Царстве тоже любят и помнят этого поэта. Героев его произведений в парке скульптур встречается великое множество!

Куда ж без знаменитого Ученого Кота на дубе, да белочки, грызущей золотые орешки.

А вот прекрасная Царевна-Лебедь,

Старик со Старухой на берегу моря и даже не одна золотая рыбка.

Под пушистой сосенкой на пенечке притаился Старичок-лесовичок. Кто его заметит, сможет угоститься волшебным яблочком.

Персонажи мультфильмов и не только

Очень приятно было встретить на поляне множество мультяшных персонажей, знакомых каждому с детства. Вот мамонтенок и слоненок из наших известных мультиков.

Можно прокатиться на карете или паровозике из Ромашково.

А еще в парке скульптур представлено множество забавных сценок из жизни. Вот возле колодца скучают бабка с дедкой. Она дует в свистульку, а он лениво ковыряется в носу.

А вот охота на кабана. Вид спереди.

И вид сзади.

Вот безмятежно проводит время муж-подкаблучник.

А тут краткий ответ на вопрос: откуда берутся дети? Взрослые, Вы же помните: их находят в капусте или их приносит аист. 😀

Да и множество других развеселых зверушек можно повстречать на волшебной лужайке!

Отдых на поляне

Что же делать, когда Вы устали прогуливаться по парку бетонных скульптур? Конечно же, посидеть на лавочке и подышать свежим воздухом. А для этого здесь созданы просто идеальные, даже можно сказать, сказочные условия.

Все лавочки в парке непохожи друг на друг на друга! Сделаны с огромной фантазией и любовью.

Можно послушать поющих котов

или понежится с более ленивым представителем кошачьих на солнышке.

А как вам такой вариант отдыха для влюбленных? Пара лебедей явно добавит романтики в отношения.

А можно посидеть в тенечке в шахматной беседке.

И даже сыграть там в шахматы или шашки. Но только не забудьте их взять с собой!

Только вперёд! Планы на будущее

И это совсем ещё не всё! То ли ещё будет! В самом скором времени здесь планируется «Аэродром Бабы-Яги», где будут аэростаты, красочные воздушные шары и дельтапланы. На полигоне «Стрельбище-гульбище» желающие смогут пострелять из арбалетов и луков, а также поиграть в пейнтбол. Для охотников есть клуб «Медведь».

В ближайшее время на просторах Царства планируется строительство нескольких образовательных учреждений, где молодые жители поместья смогут обучаться грамоте и стать Знайкой или Василисой-Премудрой.

Для приезжих планируется постройка тематического отеля «Царство Кощея» в креативном стиле.

Глядя на макет будущей гостиницы, понимаешь, что здесь ждут исключительно отважных гостей. 🙂

Еще в планах открытие Парка Невест, где молодожены смогут провести свой незабываемый день просто в сказочных условиях. Подготовка к его открытию идет полным ходом и уже готовы некоторые скульптуры, которые напрямую связаны со свадебной тематикой.

Ну а огромные бокалы с Шампанским смогут превратить любой день в праздник!

А ведь оно не простое, а тоже местного сорта: «Берендеевское Игристое», 😆

Царь Берендей, глава этого неповторимого государства уверен в том, что все приключения в его Царстве поближе познакомят и детей, и взрослых с историей и обычаями русского народа. В любое время он со своими гостеприимными помощниками будет рад встрече с вами.

Также Берендей очень надеется, что посетив его музей под открытым небом, вы получите огромный заряд позитивной энергии, и радостная улыбка ещё долго будет озарять ваше лицо!

Добро пожаловать в удивительный мир чудес!

Где находится, режим работы

Парк скульптур находится по адресу: Московская область, Серпуховский р-н, поселок Рудаково.

Координаты (парковка): 55.05472, 37.13253.

Парковка и посещение выставки бесплатно. Парк скульптур постоянно обновляется: какие-то фигуры увозят в новые поселки комплекса, но тут же на их месте появляются новые.

Время работы — любое. Территория не огорожена, доступ к сказочной поляне свободный. Но лучше приезжать сюда в светлое время суток.

Также нужно учитывать и погодные условия. Парк расположен под открытым небом. Поэтому в дождь прогулка может быть не очень увлекательной. А асфальтового покрытия или плит пока не предусмотрено.

Например, мы приехали сюда после проливных дождей. И хоть на небе уже выглядывало солнышко, но под ногами были огромные лужи. Это, конечно, не смогло испортить нам сказочного настроения. Однако, грязюку потом пришлось смывать с обуви.

Рядом есть кафе. Но в тот день, когда мы сюда приехали, были какие-то проблемы с электричеством, и оно не работало.

Для того, чтобы посетить коттеджный поселок и своими глазами увидеть настоящих жителей Берендеева Царства и зайти в гости к самому правителю, необходимо оплатить входной билет. На сайте указана стоимость от 5000 руб. По словам очевидцев, на закрытой территории очень интересно!

Наша поездка состоялась 23 июля 2016 года. А еще в этот день мы посетили удивительный , где представлена уникальная выставка картин известных художников, и также зашли с экскурсией в , который расположен поблизости с городским музеем.

На карте ниже представлены другие достопримечательности Московской области, где мне удалось побывать.

Подробнее о каждой из них можно посмотреть .

Реферат

На тему:

Царство берендеев в фольклорно-мифологической драме А.Н. Островского «Снегурочка»


Введение.

Глава I. Реальная основа сказки А.Н. Островского «Снегурочка» и её основные источники

Глава II. Фольклорная основа сказки

Глава III. Конфликт сказки

Глава IV. Царство берендеев

Заключение.

Список использованной литературы.


Введение

Не было для меня лучшего царства,

как царство берендеев, не было лучшего

миросозерцания и религии, как поклонение

Яриле-Солнцу.

Римский-Корсаков

К жанру сказки Островский обращается в 1867-1868 годах. В это время им была начата сказка «Иван-царевич» - нечто вроде феерии. Возможно, возникшая потом Снегурочка имеет какую-то связь с названной сказкой, ибо в первоначальном варианте Снегурочки одним из действующих лиц должен был быть Иван-царевич. В следующих сценариях женихом был и сын Бермяты, важничающий своим происхождением, и просто грубый фанфарон.

Островский создал не сказку-поэму, а сказку-драму и в этом плане выступил новатором. Он не пользовался каким-то до него бытовавшим сказочным сюжетом. Из отдельных, разных старинных преданий он создал оригинальное произведение поэтического искусства. Его сказка-драма приобретает совершенно новое поэтически-жанровое качество. Это уже не что иное, как драматическая сказка-эпопея с участием не одиночек-героев, а целого организованного племени. И «действом» не во имя достижения эгоистических целей для героев-одиночек, а во имя жизни целого племени, целого народа.

Оригинальность «Весенней сказки» Островского в том, что она соединяет в себе два очень разных самостоятельных начала: общественное реалистическое содержание, реалистический народный идеал и фантастическую форму. Причем соединение этих начал так органично, что фантастически-сказочная форма не закрывает, не затемняет главной, реалистической, человечески-жизненной тенденции. Пожалуй, наоборот, она ее выясняет, обнаруживает, овнешняет до особо убедительной яркости. У Островского в «Снегурочке» «сказочный мир воспроизведён так искусно, что виден и слышан какой-то реальный мир» (И.А. Гончаров)

Сказочность, волшебство таят и обнаруживают здесь силу особого внушения, заклинания, гипнотическую энергию для битвы за мечту и для достижения этой мечты. Тем самым сказка, сказочность для Островского приобретает смысл особо энергичного общественного действия, действия с помощью фантастических средств.

Если схематизировать композицию «Снегурочки», то она предстанет как целый ряд самостоятельных хоров-«действ», соединяющихся затем в общем разноголосом и разнодейственном событии и в конечном счете - в аккордовом одическом звучании финала.

В «Весенней сказке» два главных, самостоятельных и сложных конфликта, соединяющихся затем в общий конфликт, доходящий до горячего накала и разряжающийся в конце концов противоречивым синтезом: трагедией и апофеозом. Первый частный конфликт - столкновение олицетворенных явлений природы - Холода и Тепла. Здесь источник непогоды и бедствий на земле. Второй конфликт - общественный. Его результат - всеобщее несогласие в жизни самих людей. Оба конфликта объединяются в поток действий за благополучие и счастье. Конец - апофеоз - завоевание тепла и света, благополучия и счастья через утрату холодности и разъединенности человеческих сердец.

Глава I. Реальная основа сказки А.Н. Островского «Снегурочка» и её основные источники

С именем царя Берендея мы уже сталкивались в русской литературе у Жуковского («Сказка о царе Берендее»). Но в сказке Островского есть не только царь Берендей, но и царство берендеев. И царь потому Берендей, что он царь у берендеев, поэтому следует искать оправдание имени народа сказочной страны берендеев, в которой царствует Берендей.

Вряд ли стоит искать ответ в историческом понятии этого названия, но всё же приведём и его. Берендеи - тюркское по происхождению, этнографически близкое печенегам племя. Кочевало за восточными границами Древней Руси. Теснимые с востока половцами, берендеи в конце XI века искали защиты у русских и входили с ними в разные союзные соглашения. По договорам с русскими князьями они селились на границах Древней Руси и нередко несли сторожевую службу в пользу Русского государства. Но после нашествия татар были рассеяны и частью смешались с населением Золотой Орды, а частью - с русскими. Как самостоятельная народность не сохранились. Очевидно, что это не те берендеи. Ответ можно отыскать в биографии писателя.

Предки драматурга - люди Северной Руси. В двадцать пять лет Островский впервые едет на родину предков. Уже с полпути от Москвы до Костромы он видит особенный русский народ. Молодой Островский встречает «типы русской красоты, солидной, которая меряется саженью и особенным каким-то широким вкусом... красавицы в русском тоже вкусе, красавицы без всякого упрека, то есть со стороны красоты... учтивость русская, обворожительная, с улыбкой; без заграничного лоску, а так в душу лезет, да и на поди… Что за типы, что за красавицы женщины и девочки. Вот где я об земь бился и разрывался пополам»

Эти записи - от впечатлений после Переяславля. А потом Островский приходит к выводу, в котором определяет даже этнографическую границу Северной Руси. И ее отличительные особенности. «С Переяславля начинается Меря - земля, обильная горами и водами, и народ и рослый, и красивый, и умный, и откровенный, и обязательный, и вольный ум, и душа нараспашку». Исторически меря – племя, жившее до 9-го,

10-го веков на территории нынешних Ярославской и Костромской областей. По своему этнографическому происхождению принадлежащее к финно-угорской группе. С увеличением населения северных славян, с его расселением и все большим укреплением в Северной Руси оно рассредоточивалось среди русских и сливалось с ними. Совершился, исторически естественный процесс этнографической селекции - образования обновленной северной группы славян. Меря Островский называл северный русский народ, к которому по крови Островский принадлежал сам, и был предметом его удивления и восхищения. Позже, в пути от Переяславля к Костроме он встречается с русскими-берендеями из села Берендеево. И все люди этой стороны окрещены Островским берендеями.

Вполне возможно, что Островский знал поэтическое народное предание о берендеевом царстве, бытовавшее среди жителей Переяславля-Залесского. Невдалеке от городка находилось знаменитое Берендеево болото, бывшее когда-то озером. Посреди болота на острове были остатки древнего поселения – городища. Там-то, по преданию, в древние времена и жило счастливое племя берендеев, которым управлял мудрый и добрый царь. В сказании о берендеях воплотилась вековая мечта крестьянства о жизни в мире, согласии и материальном достатке.

Легенду о древнем племени берендеев Островский мог почерпнуть и в трудах А.Н. Афанасьева, где приводились не только народные предания, но и летописные упоминания о нём. Берендеи, как многие славянские народы жили общиной, во главе которой мог стоять только мудрейший и старейший член племени.

«А это кто? Кафтан-то

Узорчатый, обвязка золотая

И по пояс седая борода»

Это сказочный царь, «премудрый, великий Берендей, владыка среброкудрый, отец земли своей» - по старшинству и мудрости главный берендей страны «обетованной»:

Веселы грады в стране берендеев

Радостны песни по рощам и долам,

Миром красна Берендея держава…

Мечта о мире, богатстве, гармонии, о добром и справедливом царе нашла своё воплощение в изображённом Островским сказочном царстве.

Одним из источников написания можно считать труд Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу», в котором собран огромный материал из этнографии, истории, мифологии десятков народов. Островский был знаком с этим трудом Афанасьева, увлекался чтением его «Русских народных сказок», что, несомненно, обогатило поэтическую фантазию драматурга.

В русских народных сказках имеются варианты сказки о снегурочке, которая тает от пламени костра. Но Островский создал свою Снегурочку, отличающуюся от одноимённых героинь, вылепленных из снега (Снежевиночки, Снегурушки).

Драматург по-своему истолковал страх Снегурочки перед Ярило-Солнцем. «Идея сделать Снегурочку недоступной чувству любви, представить в её образе олицетворение деревенского целомудрия и невинности, приписать пробуждению чувства любви такую разрушительную силу, эта идея есть лирический домысел Островского. Островский как бы создал новый миф в поэтическом образе».

Высказывалось предложение, что одним из источников сказки был роман П.И. Мельникова-Печерского «В лесах», где русский писатель, приятель Островского, дал одну из первых художественных обработок поэтического мифа о древнеславянском боге Яриле.

Наконец, главным источником сказки явидась поэзия крестьянских праздников, жизнь и быт крестьян в окрестностях Щелыкова. Обратим внимание на ремарки драматурга, воссоздающие обстановку действия «Снегурочки", Места всех «действ» сказки-это места владений самого драматурга, а дворец Берендея - это дом самого Островского. В первом «пояснении» к «Прологу» Островский рисует картинку сказочного начала. И вот какой она представлена: «Начало весны. Полночь. Красная горка, покрытая снегом. Направо кусты и редкий безлистый березник; налево сплошной частый лес больших сосен и елей с сучьями, повисшими от тяжести снега; в глубине, под горой, река... За рекой Берендеев посад, столица царя Берендея... в окнах огни». Эти огни в полночь ранней весны, когда лес безлистый, с Красной горки, находящейся перед усадьбой Островского на другой стороне реки, можно видеть и теперь, несмотря на разросшийся лес по обоим берегам реки. Недалеко от Красной горки и Ярилина долина, на которой показано последнее «действо» сказки.

Прочтите список действующих лиц пролога. Каких героев пролога вы встречали в произведени­ях фольклора?

В списке действующих лиц пролога семь имен. В произведениях фольклора, особенно в сказках, вы встречали многих главных героев этой весенней сказки. На­иболее часто - Деда Мороза. Но в них есть и Весна-Красна, и Леший. Птицы, которые здесь названы, в фольклоре ред­ко бывают свитой Весны. Они чаще быва­ют самостоятельными участниками ска­зок, песен.

Опишите царство берендеев. Чем его описа­ние, которое есть в ремарках пьесы, отличается от описаний в сказках?

Сказочное царство Берендея описано так, как каждый из нас рассказал бы о ре­ально существующем месте. Это описание создано для того, чтобы художники су­мели изобразить царство на сцене. Оно отличается от места событий, которое описывает любая сказка, тем, что в нем дано подробное описание декорации, на фоне которой будут происходить собы­тия.

Припомним первую ремарку.

«Начало весны. Полночь. Красная гор­ка, покрытая снегом. Направо кусты и редкий безлистный березник; налево сплошной частый лес больших сосен и елей с сучьями, повисшими от тяжести снега; в глубине, под горой, река; по­лыньи и проруби обсажены ельником. За рекой Берендеев посад, столица царя Бе­рендея: дворцы, дома, избы - все дере­вянные, с причудливой раскрашенной резьбой; в окнах огни. Полная луна сереб­рит всю открытую местность. Вдали кри­чат петухи». Это описание рассказывает о том, как должна выглядеть декорация пролога к пьесе «Снегурочка».

Справка. Декорация - оформле­ние сцены пьесы, съемочной площадки, которая создает зримый облик того, где происходят события.

Почему уже в первой ремарке говорится о местах, где будут происходить пролог и все четыре действия сказки?

То, что все события будут происходить в крохотном царстве Берендея, которое можно окинуть одним взглядом, мы узна­ем, прочитав всю пьесу. Однако уже пер­вая ремарка показывает место событий. Это описание убеждает нас в том, что

А. Н. Островский хотел, чтобы зрители сразу же увидели все сказочное царство берендеев.

Многие считают, что завязка пьесы — решение Бобыля и Бобылихи взять к себе Снегурочку. Есть другое мнение: завяз­ка — решение Снегурочки выйти из леса и пойти к людям. Вам стоит подумать над своим решением.

Какой вы представили себе Снегурочку? Что в ее взглядах и поведении отвечает имени дочери Весны и Мороза?

Снегурочка — дочь Весны и Мороза. Поэтому в ее внешности, взглядах и пове­дении есть приметы родителей. Имя Сне­гурочка от отца — Деда Мороза. Но зато от матери Весны — красота, веселый нрав и желание быть с людьми.

Какие эпизоды напомнили вам народные сказки? Какие народные песни есть в прологе?

Сказку напоминают такие эпизоды про­лога: Весна опускается на землю, окру­женная своей свитой; встреча Весны с Мо­розом и их спор; появление Лешего; про­щание Снегурочки с лесом (деревья и кусты кланяются Снегурочке).

В прологе есть хор птиц, который бли­зок народной песне. Сама Снегурочка вспомнила песни, которые пел Лель.

Внимательней вчитайтесь в стихотворную речь пьесы. Какой художественный прием чаще всего встречается в ее строках? Найдите прием, который называется переносом, в прощальных репликах Весны и Мороза.

Снегурочка, дочурка! Не успеют С полей убрать снопов, а я вернусь. Увидимся.

Весна Пора бы гнев на милость Переменить. Уйми метель! Народом Везут ее, толпами провожают Широкую…

Сколько переносов насчитали вы в этих двух реп­ликах?

Справка. Перенос — перенос части предложения из одной строчки стихотво­рения в другую. Такой перенос выделяет значения отдельных слов.

Можно подчеркнуть в приведенном тек­сте разорванные предложения. Мы ви­дим, что в беседе Мороза и Весны почти все фразы разделены на части переносом. Благодаря этому мы делаем паузы при чтении, которые подчеркивают значение каждой части текста.