Почему Виктор Цой так популярен? Как погиб виктор цой.

Д нем 15 августа 1990 года музыкальный мир облетела трагическая весть, что лидер группы «Кино» Виктор Цой погиб в аварии на трассе возле латвийского города Тукумса. Стало известно, что днем Цой возвращался с рыбалке на своем темно-синем «Москвиче-2141» на скорости 130 км/ч вылетел на встречную полосу и столкнулся с междугородним автобусом «Икарус». Следствие установило, что музыкант был абсолютно трезв, а управление машиной потерял, потому что уснул. Близкие и фанаты Цой впали в шок, и вскоре на волне общей истерии многие усомнились в официальных данных. Как можно было уснуть в «Москвиче», если на 130 км/ч он гудит и дрожит, как взлетающий кукурузник? А если Цой не спал, зачем же он поехал под автобус? В 25-ю годовщину гибели последнего рок-героя СССР мы вспоминаем альтернативные версии событий.

1. Черный продюсер

Цой не был жертвой несчастного случая. Его убили. Как только речь заходит о том, что автокатастрофа была подстроена, в качестве вероятного заказчика в первую очередь называют директора «Кино» Юрия Айзеншписа, в последствии ставшего одним из самых успешных продюсеров в русском шоу-бизнесе. Почему человека, превратившего полуподпольную группу в первых и единственных советских богов стадионного рока, назначили главным злодеем? Да потому что тру-фанаты Цоя его ненавидят! Это он превратил последнего рок-героя в подросткового кумира вроде Юры Шатунова. Это он ради бабла заставил «Кино» таскаться по стране и играть по три концерта в день - а как же творчество? Это он втянул группу в мутные дела - ведь перед встречей с Цоем он почти 18 лет маялся на зонах за финансовые махинации. И ведь это он подарил Цою тот самый стремный «Москвич». Зачем же Айзеншпису было убивать дойную корову? Как зачем - он же понимал, что популярность команды в итоге уйдет, а так он озолотился на продажах «посмертного» «Черного альбома». Что говорить, Юрия Шмильевича всегда было принято демонизировать - да и ему самому льстила репутация «опасного человека» - однако никаких серьезный фактов, доказывающих его причастность к смерти Цоя как не было, так и нет. Сам Айзеншпис уже ничего не расскажет - в 2005-м он умер после инфаркта.

2. Криминальная Россия

Одно из самых непонятных обстоятельств аварии: зачем Цой, войдя на скорости в крутой поворот и оказавшись на обочине, вдруг резко повернул руль влево и понесся прямо на встречку? У некоторых исследователей вопроса есть ответ: рокера подрезала другая машина, а затем, оттеснив «Москвич» к обочине, стала тормозить прямо перед ним. Пытаясь объехать препятствие, Цой вылетел под «Икарус». Кто мог преследовать музыканта на пустынной дороге в латвийской глуши? Конечно же, рэкетиры! Лихие времена, канун 90-х, а Цой привлекал к себе внимание - денег по тем временам у него было очень много. Поклонники фильма «Игла» твердили, что на музыканта за что-то обозлились драгдилеры, другие вспоминают, что в последний год Цой появлялся на публике с охранниками. В конце концов в середине 2000-х появился еще один вброс. Якобы с редакцией одного криминального журнала связался некий Янис, который рассказал, что в 1990-м к нему с приятелями обратился странный тип, попросивший «припугнуть одного рыбака». Парни нашли Цоя на рыбалке и сообщили ему о похищении сына. С криком «Кия!» музыкант, увлекавшийся восточными единоборствами, раскидал латышских малолеток, запрыгнул в «Москвич» и помчался выручать отпрыска. Ну а дальше случилось что случилось. Если этот Янис и существовал, то на назначенную журналистами встречу он не пришел. Зато вместо него явились крепкие ребята, убедительно посоветовавшие журналистам не совать нос не в свое дело.

3. Лубянский проезд

К 1990-му году почти все понимали, что Советскому Союзу осталось недолго. В таких любая фигура, имевшая влияние на массовое сознание, автоматически становилось политической. Цой, на максимальной громкости заявивший об ожидании перемен и выступавший во «Взгляде» с весьма резкими выпадами в адрес власти, безусловно, был такой фигурой. Разумеется, после его гибели демократические конспирологи сразу заговорили о том, что его убрал КГБ, которому был совершенно не нужен очередной неформальный вождь. Версию проверить невозможно: конечно, сотрудники органов были способны грамотно «подправить» машину, запугать водителя «Икаруса» (или он сам был при погонах?), развалить следствие и т. д. Только вот КГБ на рубеже десятилетий был «уже не тот», да и других дел ему в то время хватало. Тут даже кажется более правдоподобной еще одна (как обычно ничем не подтвержденная) теория, что «Москвич» Цоя случайно подрезала служебная «Волга» кого-то из латвийских чиновников, и дело решили замять, чтобы избежать народного гнева. Как бы то ни было, Цой не дожил до путча 1991-го, не выступал у Белого дома, не получал медалей от Ельцина, однако он до сих пор остается рок-героем, а большинство тех, кто дожил, выступал и получал, сейчас на это звание явно не тянут.

4. Сам ушел

Версия о самоубийстве Виктора Цоя, очевидно, была рождена убитыми горем фанатами, поскольку никто из близкого окружения рокера не отмечал, что в последние дни его что-то тяготило. Среди возможных причин для сведения счетов с жизнью: конечно же, несчастная любовь (якобы у Цоя не ладилось с новой девушкой Наташей), усталость от гастрольной гонки (опять этот Айзеншпис!) и, наконец, перманентная депрессия («У Вити всегда были такие грустные песни!»). Звучит все это весьма странно, учитывая, что многие отмечали, насколько органично Цой вошел в роль рок-героя. Знаменитый последний концерт «Кино» в «Лужниках» был похож на шоу звезд мирового уровня. Да и способ самоубийства довольно дикий: сомнительно, что «последний герой» специально стал бы таранить в автобус, в котором могли быть люди.

5. Спасибо, что живой

Хендрикс жив. Моррисон жив. Элвис жив. Леннон жив. Все здоровы, регулярно ездят друг другу в гости и по-тихому джемуют вместе. Изредка, когда разрешают инопланетяне, к ним заглядывает Гагарин. Цой, разумеется, тоже жив. Он даже сам позвонил в редакцию «Желтой газеты» (контактов других изданий у музыканта, видимо, не нашлось) и сказал: я жив, в 1990-м произошла ошибка, но я так от всего устал, что решил улететь в Японию (ну разумеется, куда же еще податься русскому корейцу?), занимаюсь автобизнесом, пишу музыку и стихи. Кстати, «Черный альбом» Цой дописывал лично - в Лондоне. Конечно, не очень удобно получилось с теми фанатами, которые после объявления о катастрофе отправились резать вены, но это жестокий мир. Желание воскресить кумира или хотя бы опровергнуть факт, что он погиб в банальной аварии, объяснимо, но стоит ли впадать в безумие, когда достаточно включить любой альбом «Кино», чтобы понять, что Виктор Цой, в сущности, никуда от нас не уходил?

Знаменитый в 80-е годы прошлого века музыкант и актер Виктор Цой и в наши дни не утратил своей популярности, хоть с момента его гибели в автокатастрофе прошло уже более двадцати лет.

Во многих городах России, Белоруссии и Украины есть стены Цоя, где поклонники пишут цитаты из его известных песен, рисуют портреты кумира.

Группа «Кино», лидером которой был Виктор Цой , стала сенсацией на ленинградском рок-фестивале в 1984 году. С этого времени популярность коллектива с каждым днем все больше росла.

Музыка и тексты песен, автором которых являлся Цой, полностью соответствовали жизненным установкам и настроению многих молодых людей в то время. Песни, содержащие философские размышления, производили действие на умы людей, в них многие хотели видеть себя.

После записи небезызвестного альбома под названием «Группа крови» в 1988 году, наступил пик популярности Цоя. В том же году на экраны вышла картина «Игла», где Виктор сыграл отчужденного, молчаливого Моро, одетого в черное. Этот фильм стал очень популярным в советском прокате, а многие тысячи подростков стали одеваться и стричься под Цоя.

Но главная причина любви к этому музыканту - его неподдельная искренность и огромный талант. Жил он так же, как пел, и многие это чувствовали. Рассказывать биографию певца нет особой нужды, ведь миллионы людей знают про его творчество и жизнь. Хочется лишь вспомнить яркие и интересные факты из жизни Виктора.

О детстве музыканта известно немногое. В семье, как рассказывал его отец, соблюдались корейские традиции.

В детском саду Цой был молчаливым и стеснялся своей, делающей его непохожей на других, азиатской внешности. Он всегда играл отдельно, сторонясь других детей. При этом их внимание и любопытство возрастало, что смущало Виктора еще сильнее.

Во время обучения в школе певец любил при малейшей возможности по целым дням оставаться дома. Он читал художественную литературу, рисовал или выжигал по дереву.

Однажды Цой услышал группу «Битлз», и жизнь его, начиная с этого момента, получила новое направление. Вскоре он купил гитару, а первые аккорды продемонстрировал ему его отец.

Виктор не имел высшего образования. После исключения из художественного училища получил специальность резчика по дереву. Во время учебы по вечерам работал в кочегарке истопником.

Важную роль в обретении Виктором уверенности в себе, как считают многие, сыграла Марианна, его будущая жена. Во времена знакомства с ней у Цоя было множество комплексов. Ему казалось, что он не нравится девушкам, он был зажатым и закрытым.

Любимым цветом певца был черный. Когда этот человек в черном выходил на сцену и выкладывался на полную, он взрывал своей энергетикой миллионы людей.

В жизни Цоя было много интересных фактов. Больше подробностей на сайте scanday.ru .

Все, что связано с Цоем, в наше время обросло огромным количеством мифов. Поэтому самым достоверным источником информации о певце можно считать его песни.

Содержимое

21 июня 1962 года в семье Валентины и Роберта Цой родился мальчик, который впоследствии стал кумиром советской молодежи и «факелом» перестройки мировоззрения на стыке двух эпох современной истории. Возможно, неспроста родители назвали сына Виктором, что означает Победитель. В личности Виктора Цоя гармонично сплелись лидерские качества и стремление к свободе, независимости. Тонкое душевное восприятие окружающего мира, понимание причин и истоков человеческих страданий впоследствии вылились в лаконичные и четкие тексты авторских песен Цоя. Возможно, он мог бы стать духовным и политическим лидером огромного количества людей, если бы внезапная смерть не прервала жизнь Виктора Цоя на самом взлёте.

Путь к популярности

Детство и юность Виктора прошли в окрестностях родного дома в Ленинграде, где он родился. Там же формировались его интересы к музыке, изобразительному искусству и кино. Ориентирами в творчестве начинающего музыканта были Владимир Высоцкий и Михаил Боярский. Также Виктор заинтересовался восточными единоборствами и стал поклонником Брюса Ли.

В юности, будучи студентом художественной школы, Цой с единомышленниками играл на бас-гитаре в молодёжной группе «Палата № 6». Встречи и общение с музыкантами из других коллективов внесли судьбоносные события в жизнь Цоя. Так они привели Виктора в группу «Автоматические удовлетворители». С ними он ездил в Москву на неформальные концерты, которые в то время часто устраивал музыкальный критик Артем Троицкий. В Ленинграде, на одном из таких концертов Цой познакомился с Борисом Гребенщиковым, который впоследствии во многом помогал в карьере начинающего певца и автора песен.

Весной 1982 года на музыкальном горизонте появилась группа «Кино», созданная Виктором Цоем и гитаристом Алексеем Рыбиным. Свой первый альбом они записали вместе с музыкантами «Аквариума» под руководством Гребенщикова. Продолжались и подпольные концерты, которые вызывали всё больше интереса к группе после распространения альбома на кассетах.

До записи второго альбома в группу влился Юрий Каспарян, но вскоре из неё ушёл Алексей Рыбин из-за творческих разногласий с Цоем. Второй альбом «46» получил большое распространение.

Так начинался путь к известности и популярности Виктора Цоя. Свой талант и энергию Цой вкладывал не только в написание песен (в основном все тексты и музыка группы “Кино” написаны Виктором). Летом 1986 года Цой вместе с другими участниками группы «Кино» дебютирует в короткометражной ленте «Конец каникул».

За свою короткую жизнь музыкант снялся в 15 художественных и документальных фильмах. Особую популярность Цою как актёру принесли фильмы «Игла» и «Асса». В 1989 году он был признан лучшим актёром года на одесском кинофестивале «Золотой Дюк». С этого времени группу начал продюсировать Юрий Айзеншпис. Запись новых альбомов, концертные туры, выступление по телевидению и радио дали возможность музыкантам обрести всесоюзную популярность. Настоящий шок пережили миллионы людей, когда узнали, что Виктор Цой трагически погиб. Во многих городах появились стены памяти Цоя, на которых фанаты певца писали слова горечи и соболезнования, тексты из его песен и главный девиз: “Цой жив!”

Когда умер Виктор Цой?

Летом 1990 года, поселившись на даче у друзей в Юрмале, Виктор и Юрий Каспарян занимались аранжировками и записями песен к новому альбому. 14 августа намеченная работа была завершена, Юрий уехал в Ленинград, а Виктор ранним утром 15 августа поехал на лесное озеро порыбачить. Возвращение оказалось непредсказуемым. В этот же день Цой попал в автокатастрофу. Смерть Виктора наступила мгновенно от полученных травм. Прибывшие на место происшествия сотрудники ГАИ зафиксировали время смерти Цоя в 12 часов 28 минут.

Как погиб Цой?

Есть официальная версия гибели Виктора Цоя. Она основана на данных акта ДТП, показаниях единственного свидетеля и выводах судебной медицинской экспертизы. Но до сих пор эта версия подвергается сомнению некоторыми друзьями певца и аналитиками – экспертами. По версии следствия (которое было проведено наспех и оставило много вопросов для экспертов наших дней), музыкант передвигаясь с большой скоростью по трассе Слока – Талси, на своем автомобиле “Москвич” заснул за рулем и потерял контроль над управлением автомобиля. Выехав на встречную полосу, машина Виктора врезалась в автобус «Икарус», который после столкновения выехал на обочину и скатился в реку. Водитель автобуса остался цел и невредим. Машина Виктора была полностью смята и отброшена на 20 метров от места аварии. Всё случилось на 35-м километре трассы, недалеко от реки Тетчупе.

Причины смерти Виктора Цоя

В результате аварии артист получил множественные ушибы, переломы костей и черепа, Его лицо и тело было настолько обезображено, что родные настояли на том, чтобы тело певца хоронили в закрытом гробу. Похороны прошли в Ленинграде, 19 августа на Богословском кладбище.

По результатам суд. мед. экспертизы, главной причиной мгновенной смерти Виктора стала черепно-мозговая травма. В совокупности все травмы были просто не совместимы с жизнью. В момент аварии Виктор Цой был трезв, следов алкоголя в крови не было найдено.

По мнению некоторых коллег Виктора Цоя, причиной смерти могло стать переутомление после последних концертов и работы над альбомами, что повлияло на состояние певца, и он действительно мог заснуть за рулем. Однако близкие друзья и родственники, хорошо знавшие Виктора, в частности его жена Марианна, не верили, что всё произошло именно так, как было изложено следствием. Некоторые из друзей склонялись к версии преднамеренного убийства. Но в то время им пришлось принять официальную версию.

6 марта 2017 года в «Новых известиях» была опубликована статья о новом тщательном расследовании аварии с участием Цоя, которое провел независимый технический эксперт Юрий Антипов. Собранные и проанализированные им сведения, сопоставленные с документами следствия, выстроенные в логическую цепочку, говорят о том, что авария была спланирована и организована неизвестными лицами. Кому-то нужна была смерть Виктора Цоя.

Многие поклонники таланта лидера группы “Кино” до сих пор не могут поверить в его смерть. Для них он остается живым как его роли в кино и песни, которые оказавшись пророческими в 80-е годы, остаются актуальными и в наши дни.

Как погиб Виктор Цой?

Виктора Цоя не стало 15 августа 1990 года. Смерть этого поистине талантливого рок-музыканта, автора сотен песен и актера стала шоком для миллионов поклонников. Какие версии смерти артиста рассматривало следствие?

Давайте попробуем разобраться в случившейся 26 лет назад трагедии.

21 июня 1962 года в семье преподавателя физкультуры Валентины Цой и инженера корейского происхождения Роберта Цоя родился сын Виктор. Кто же мог подумать, что обычный мальчик, который рос скромным и застенчивым ребенком, оставит о себе такую память?

Виктор комплексовал из-за своей корейской внешности, в школе учился плохо. Он предпочитал изучать те предметы, которые считал полезными для себя: физкультуру, рисование и труд. В дальнейшем именно этот опыт дал основу для его хобби: занятия восточными единоборствами, рисованию ярких картин и созданию фигурок нэцке.

Творчество рок-музыканта началось в конце 70-х начале 80-х годах прошлого столетия, когда он начал общаться с Алексеем Рыбиным. В то время Виктор играл на бас-гитаре в группе «Палата №6», а Алексей входил в состав популярной в то время «Пилигримы».

Друзья вместе ходили на квартирники, где Цой пел свои песни. Позже он стал участником группы «Гарина и Гиперболоидов», которая вошла в Ленинградский рок-клуб. Группа «Кино» возникла, когда изменился состав последнего музыкального коллектива. С того времени артисты начали собирать целые стадионы, став кумирами миллионов поклонников от Москвы до Камчатки.

В жизни молодой рок-звезды было много женщин, но самое большое влияние на него оказывала Марианна, с которой он связал узы брака в 1985 году. Позже у них родился сын Александр. Но счастье длилось не долго, и певец ушел из семьи, когда сыну исполнился год. Именно своему ребенку Виктор посвятил песню «Саша».

Пара официально не стала оформлять развод. И Цой нашел замену жене в лице Натальи Разлоговой, дочери известного кинокритика. Наталья не считала себя женой музыканта, она оставила это право Марианне. В день похорон Виктора, обе женщины стояли у гроба.

Виктор Цой был не только талантливым музыкантом, автором стихов, но и актером. Он снялся во многих фильмах, съемки которых проходили в Киеве, Ялте, Алма-Ате. Но однажды ему пришлось отказаться от роли Маугли, мотивируя причину отказа тем, что в этом мюзикле он не сможет самовыражаться.

За последние годы певец сильно изменился. Из застенчивого мальчика, краснеющего при игре на гитаре, он превратился в героя и кумира миллионов. Да, ему завидовали многие, даже коллеги.

Что произошло в тот день?

15 августа Виктор Цой в 6 часов утра отправился на рыбалку. Обычно он брал с собой сына, но в тот роковой день Саша отказался ехать с отцом. Виктор снимал дачу в Латвии под Тукумсом. Лесное озеро, где он ловил рыбу, находилось в 14 км от его дома.

В тот летний день выдалась жаркая погода: солнце плавило асфальт, было очень душно. Тихая спокойная дорога проходила через красивые места и небольшую речушку Теитупе, в которой спокойно журчала вода. Вблизи шумел лес, пели птицы.

Певец возвращался с рыбалки на новеньком автомобиле «Москвич-2141» в поселок Плиеньциемс с небольшим уловом: двумя рыбешками. Он слушал музыку по магнитофону.

В какой-то момент он не справился с управлением, выехал на встречную полосу, где на большой скорости столкнулся с автобусом «Икарус-250».

Удар был такой силы, что музыкант умер мгновенно.

Об аварии в Тукумский райотдел милиции сообщил житель хутора Дреймани, позвонивший в 11.30 по местному времени. На место происшествия, то есть на 35-й километр трасы Слока-Талсы, выехала бригада скорой помощи и дежурный инспектор.

Как удалось выяснить, Москвич двигался со скоростью 130 километров в час, а автобус — 70. От сильнейшего столкновения от автомобиля остался целым только задний бампер. Автомобиль отнесло от места аварии на 18 метров к мосту, двигатель был найден в 50 метрах от места ДТП. Передний бампер Икаруса в буквальном смысле оказался в салоне Москвича, тем самым принеся множественные травмы водителю легкового автомобиля.

Очевидцы свидетельствовали, что зрелище на месте дорожно-транспортного происшествия было ужасным. От новенького темно-синего Москвича не осталось живого места. Возле автомобиля лежал молодой черноволосый парень.

Приехавшая Скорая помощь зафиксировала смерть, которая наступила в результате черепно-мозговой травмы и множественных переломов. Водитель автобуса отделался легким испугом. К счастью, пассажиров в Икарусе не было.

В ходе обыска легкового автомобиля были найдены такие вещи: кассетный магнитофон, колонки, запасное колесо, набор инструментов, три удочки, рыболовные снасти, две рыбешки, деньги и паспорт на имя Цой Виктор Робертович.

Анализ крови показал, что певец находился в трезвом состоянии, в последние 48 часов он не принимал алкоголь и наркотические вещества. Единственным наркотиком Виктора была музыка.

Похоронили музыканта 19 августа 1990 году в Ленинграде на Богословском кладбище. Многотысячные поклонники, пришедшие проститься с кумиром, создали огромную очередь.

Причины аварии

Была ли гибель Виктора Цоя самоубийством, несчастным происшествием или умышленным убийством? Что произошло в тот роковой день? Ответ мы уже не сможем узнать, в наших силах остается только рассмотреть перечисленные версии.

Мать певца, Валентина Цой, рассказывала, что Виктор был спокойным, уравновешенным человеком, поэтому он не мог покончить с собой. По возвращении из Риги певца ждали съемки в фильме, запись альбома и гастроли в Японии и Южной Корее.

С трудом верится в то, что молодой преуспевающий рок-музыкант и талантливый актер, находящийся на пике популярности, мог неожиданно покончить с собой. К тому же, даже если певец и планировал суицид, то как он мог узнать, что из-за поворота неожиданно выскочит автобус. Эта версия маловероятна.

Версия несчастного случая больше подходит под произошедшие события и факты. Следствие утверждает, что певец заснул. Но как можно заснуть водителю автомобиля, который едет со скоростью 130 километров в час? Пусть у Виктора опыт вождения был невелик, но не может даже сильно уставший человек средь бела дня заснуть на такой скорости.

Этого мнения придерживалась и вдова музыканта. К тому же, Цой прекрасно знал эту дорогу, за 100 метров до злополучного поворота стоит знак, предупреждающий опасный поворот. Как примерный водитель мог его проигнорировать и уснуть?

Может Виктор просто отвлекся от вождения, чтобы поменять кассету в рядом стоящем магнитофоне? Ведь на шоссе не было найдено следов торможения автомобиля. Но в таком случае есть нестыковка. В то время Москвич считался довольно солидной маркой, но при езде на высокой скорости в салоне машины появляется сильный шум.

Грохот не то что не дает возможность музыку послушать, но и затрудняет разговор с собеседником. Поэтому врядли Цой по дороге менял кассету. Тем более, жена утверждала, что певец, несмотря на свой небольшой водительский стаж, аккуратно водил автомобиль, и не мог отвлечься от дороги для такой мелочи.

С трудом верится и в то, что у рок-звезды были враги, которые желали ему смерти. Но версия умышленного убийства имеет место.

Судя по воссозданной картине происшествия, можно говорить о том, что кто-то мешал ехать музыканту по своей полосе.

Возможно, этот загадочный человек вынудил Виктора выехать на встречную полосу. Но водитель автобуса не заметил посторонних машин, утверждая, что тогда на дороге их было двое. А как понимать тот факт, что шофер Икаруса через два месяца после трагедии был убит? Может кто-то хотел убрать свидетеля?

Опытный водитель Икаруса работал на междугородних перевозках, он пытался избежать столкновения, рискуя своей жизнью. Следствие по делу аварии прошло быстро, без дополнительных экспертиз, а родные, друзья и коллеги не настояли на тщательном расследовании. Хотя Марианна пыталась поговорить с водителем, но ей это не удалось.

Цой не умер — он просто вышел покурить

Да, так и есть. Лидер группы «Кино» до сих пор жив в своих песнях, фильмах и в сердцах поклонников. Его творчество бессмертно.

Иногда всплывают слухи о том, что якобы Виктор Цой жив, сейчас живет в Японии, занимается автомобильным бизнесом. Эту версию озвучил некий самозванец, который позвонил в одну из российских редакций. Человек представился известным рок-музыкантом и пояснил, что погиб в аварии не Виктор Цой, а какой-то мужчина.

Услышав об аварии, певцу пришла в голову идея подстроить свою смерть. И здесь возникает вопрос «Почему рок-звезду» похоронили в закрытом гробу? Может действительно в далеком 1990 году в новеньком темно-синем Москвиче-2141 сидел за рулем не Цой?

Голос из трубки был записан на диктофон, и экспертиза показала, что голоса идентичны. Но поскольку собеседник не пожелал встретиться с редактором, мотивируя отказ тем, что еще не пришло время, чтобы все рассказать, то этот незнакомец остался загадкой.

Виктор Цой написал сотни песен, он собирал полные стадионы фанатов, его музыку любили и любят до сих пор любят миллионы.

О таком человеке можно смело сказать, что жизнь талантливого рок-музыканта не прошла бесследно. Виктор погиб в зените славы!

Открыли Крымский мост под цоевскую «Группу крови» в исполнении Ольги Кормухиной и легендарного гитариста Алексея Белова. А еще неделю спустя я услышал его «Следи за собой, будь осторожен» в рюмочной под гитару. Не «Владимирский централ», не «Ты просто космос, Стас», а песню группы «Кино». Ну а на заборах надпись «Цой жив!» рядом со словом из трех букв и лозунгом «Слава России» красуется уже много лет. Из народного творчества: «Виктор Цой подавился мацой».

После этого претензии к серебренниковскому «Лету» («на самом деле было не так») выглядят детским лепетом — с Цоем можно уже вообще всё. Он как Пушкин, от него не убудет.

Все признаки канонизации налицо. Снят художественный фильм, запущено еще два (Алексея Учителя — о последнем периоде жизни; и соратника Цоя по группе Алексея Рыбина — о первом). Биография вышла в серии «ЖЗЛ» (любопытно, что много лет назад книга о Цое выходила в придуманной серии «Жизнь знаменитых людей»; тогда еще не было точно ясно, замечательный или нет, оценивали лишь популярность). Установлено несколько памятников (один почему-то на мотоцикле, как будто Цой был «ночным волком»). В зверских количествах выходят кавер-версии песен, проходят мемориальные фестивали.

Но почему выбор пал именно на Цоя? В русском роке, слава богу, есть из кого выбирать. Созвездие музыкантов Ленинградского рок-клуба сравнивают с «Могучей кучкой» композиторов середины позапрошлого века, настолько это было ярко и талантливо — как вспышка. А были еще Москва, Свердловск. Канонизации, помимо Цоя, из всего огромного спектра удостоились еще лишь двое, и в гораздо более скромных масштабах — Летов и Башлачев.

И почему вообще рок-музыка, по сути, умирающий жанр? Аудитория ее неуклонно падает. Это сейчас и сами рокеры признают.

Возврат интереса к року 1980-х — реакция на прагматизм последних 20-25 лет. Успех сегодня — это результат правильного позиционирования, пиара и промоушена. То есть никак не чудо. А успех Цоя и его коллег из дня сегодняшнего выглядит именно чудом. Молодые ребята, еле умевшие играть, идеалисты, в одночасье стали интересны всей стране. Их никто не продвигал, шоу-бизнеса в современном понимании не существовало. Это вообще история не про деньги. Герой, который озабочен собственным продвижением и с интересом обсуждает проценты со сборов, уже не вполне герой. Но Цой до этих времен не дожил.

Сегодня трудно представить всю мощь этой музыки и силу ее воздействия на умы. В конце восьмидесятых к рок-клубу одного провинциального города было приставлено наружное наблюдение. Понаблюдали и отправили человека внедряться. Неделю или две парень из спецслужб пил с рокерами, слушал музыку, тусовался. Потом вернулся в контору. «Молодец, — сказало начальство, — а теперь пиши отчет: о чем они говорили, с кем встречались, все как положено».

«Я не могу, — сказал агент. — Это ж мои друзья». Подал заявление об уходе и продолжил бухать в рок-клубе.

Возможно ли что-то подобное в наше время? Можно ли вообразить, чтобы фээсбэшник, едучи в машине по своим фээсбэшным делам, поймал на коротких волнах Оксимирона, подумал: «О, как глупо и мелко я жил эти годы! Нет, не вернусь в контору ни за какие деньги!» — и уволился. Такого представить себе нельзя. Чудес не бывает — а хочется.

Цой сделал поразительную вещь. В отличие от того же Гребенщикова или Майка, попробовал говорить так, будто до него ничего не было. Все, к чему прикасается Гребенщиков, превращается в культурное явление, в искусство, и это амортизирует силу песен. А здесь — удар наотмашь. Голый человек на голой земле, вне контекста. Только Небо, Звезды, Солнце, Смерть, Любовь, Лето — любимые слова Цоя.

Во время поездки по Штатам Цой был потрясен Диснейлендом, сборищем светящихся динозавров. Очень детское, первобытное сознание было у Виктора Робертовича. Если помните, в финале соловьевской «АССЫ-2» вместо Цоя на сцену Зеленого театра ЦПКиО выходит Шнур. Он поет: «Мы уже не ждем перемен!» Попадание абсолютно точное. За эти тридцать лет окончательно выяснилось то, о чем Цой мог только догадываться: перемена власти, общественного строя не имеет большого значения. Человек остается тем же. Как небо и звезды. Как светящийся динозавр.

О «Переменах», кстати, есть изумительной красоты легенда. Исходит она от Михаила Сергеевича Горбачева. Цитирую запись с презентации горбачевской книги «Наедине с собой», которая приводится в блоге «Эха Москвы»: «Звонит мне Чазов: «Михаил Сергеевич, скончался Константин Устинович». Я Андрею Андреевичу (Громыко) говорю: «Что-то надо другое делать. Люди не скрывают и прямо… А Цой на концертах поет «Требуем перемен». Это звучит — «Требуем перемен», открыто и прямо люди говорят. Я над этим думаю, очень много думаю. Опасно начинать в нашей стране крупные перемены. Опасно и рискованно. Трудно их довести до конца. Но надо начинать». Он говорит: «Знаете, я, во-первых, с вашей оценкой ситуации в стране полностью согласен, и за то, чтобы начинать перемены».

Так, с цоевской песни, и началась перестройка. Конечно, это аберрация памяти. Черненко умер весной 1985-го. Ни записана, ни исполнена эта песня тогда еще не была.

Цой — победитель, в отличие от Майка Науменко. Именно поэтому Майк, укорененный в культуре семидесятых, тончайший лирик, повлиявший на всех без исключения русских рокеров, никак не мог стать кумиром миллионной аудитории. Он — классический лишний человек, тип, почти полностью вымерший в наши дни. Человек, предпочитающий с достоинством проиграть, потому что побеждать в нашей ситуации стыдно. И ей-богу, лишний человек гораздо симпатичнее человека побеждающего и покупающего. Лузер симпатичнее винера. Таких героев играли в кино Даль и Янковский. Вспомните «Полеты во сне и наяву». Это фильм о таких, как Майк. Летать он уже не может, но ему, по крайней мере, снятся полеты. Одного взгляда на него достаточно, чтобы безошибочно определить — чужой. На лице мелькает загадочная улыбка, как бы обращенная внутрь себя. Знание о лучшей, иной жизни стеной отделяет этого человека от окружающих. А в глазах окружающих — скука, самодовольство, деньги, сознание правоты.

Приходит время, и рядом с ним появляется уверенный в себе парень, весь в черном, с высоко задранным подбородком, который поет: «Дальше действовать будем мы!» Как вы думаете, за кем будущее? Вот поэтому Цой, а не Майк.

Лев Наумов

Писатель, биограф Башлачева

— На сегодняшний день внешних признаков признания Башлачева хоть отбавляй: спектакли, фестивали, книги. Одно время по Вологодской области ходил автобус с портретом Александра на борту. Сейчас его уже нет, но сам факт показателен. В Череповце был и, кажется, до сих пор существует забор, увешанный фотографиями поэта.

Затея поставить ему памятник обернулась неприятными историями. Проектов было много, до воплощения дошли два. Один скульптор собирал деньги, но что-то у него не срослось, и он решил вместо изваяния сделать мемориальную доску. Люди возмутились: они сдавали деньги на памятник. Доска эта висит сейчас на бывшем здании Дома культуры, где выступала группа «Рок-сентябрь», для которой Александр писал тексты. Сейчас в Череповце три мемориальные доски Башлачеву.

Другой проект очень не нравится семье и близким поэта, тем не менее работа над ним продолжается и ведется сбор средств. Люди переводят деньги из лучших побуждений, не зная, что поддержка этого памятника — плевок в лицо матери Башлачева, у которой он вызывает оторопь. А его автор, некая Мария Иванова-Очерет, берет цитаты из моей книги без ссылок и под ними размещает реквизиты для сбора денег на памятник. Я не давал своего согласия работать на этот лохотрон.

Проводится ежегодный фестиваль «Время колокольчиков», который, как мне кажется, с каждым годом имеет все меньше отношения к Башлачеву, если не считать растяжку с портретом. Более того, сейчас он проходит в апреле, хотя день рождения Александра — 27 мая. Но примерно на эту дату выпадает День химика, важный праздник для Череповца, и по этому случаю организуются другие концерты.

Есть еще многочисленные спектакли, балет даже был. Честно говоря, без дрожи не вспомнишь. Ко мне обращалось человек шесть по поводу съемок фильмов, в том числе художественных. Некоторые просили написать сценарий, но я не хочу этим заниматься. Однако очевидно, что рано или поздно фильм о Башлачеве появится.

Все эти проявления — фестивали, автобусы, возня с памятником — не канонизация, а ее следствия, причем далеко не лучшие. Стихи Александра вошли в канон уже давно. А далее каждый пытается использовать его имя в своих целях: кто-то для бизнеса, кто-то для самопиара, кто-то для пропаганды. Но я уверен, что это не насаждается сверху. Просто иногда поклонники Башлачева оказываются достаточно высокопоставленными, чтобы приклеить его лицо на автобус. Но у него есть и другие поклонники.

Почему именно Башлачев? Мне кажется то, что он сделал в поэзии, — чудо, сверхъестественное явление. А у любого чуда есть огромный воспитательный потенциал. Молодые люди очень чувствительны к такого рода вещам. Молодым Александр понятен и близок на эмоциональном уровне. Конечно, он сложный поэт, и слово «понятен» надо брать в кавычки, но он воспринимается понятным, поскольку как минимум они разделяют уровень его экзальтации.

Стихи Башлачева вошли в школьные книги для чтения, его имя называют в одном ряду с Есениным и Бродским. Его теперь обязательно читать и слушать или хотя бы просто знать, если ты считаешь себя человеком определенного культурного уровня.

Александр никогда не был и, думаю, не будет массово популярным. Но в некий канон он вошел. Уже давно канонизирован Джеймс Джойс, но много ли людей его читает? Нет, конечно. С Башлачевым похожая история.

Когда я начинал им заниматься, это был 2005 год, трудно было представить, что будет так. Да, через него говорила русская душа, но в конце восьмидесятых, при его жизни, она оказалась мало кому нужна. Должно было пройти тридцать лет, чтобы этот разговор стал остро востребованным. Башлачев сам бы сильно удивился, если б это увидел. Он выше, тоньше этой ситуативной востребованности. Но так уж случилось: наступил наконец момент, когда время и Башлачев совпали.

Заметьте, так не произошло с Майком Науменко, Янкой Дягилевой, Анатолием Крупновым, Веней Дркиным, Алексеем Хвостенко, хотя все они имеют широкий круг почитателей. Нам есть из кого выбирать, это авторы высочайшего уровня. Но время работает по своим законам. И ни бизнес, ни власть, ни пропаганда не могут с этим ничего сделать.

Наталья Чумакова

Вдова Егора Летова, бас-гитарист группы «Гражданская оборона»

— Иногда приходят смешные письма: «Мы разработали концепцию мюзикла для подростков с адаптированными текстами Летова». И как пример адаптации — безвкусная отсебятина. Скажем, вместо: «На фуражке на моей серп и молот, и звезда» — «Под фуражкой моей сплошная пустота». Вот уж действительно пустота под фуражкой. Какая трогательная забота о подрастающем поколении! Да оно этим деятелям еще фору даст в понимании текстов «ГО». Не нужно ничего адаптировать.


Фото: Григорий Сысоев/TASS

Есть и положительные примеры. Прекрасный спектакль «Летов» новосибирского театра «Старый дом», его поставили года три назад. Прекрасна Алиса Хазанова в спектакле «Сияние». Алиса действительно любит летовские песни и красиво их спела. По крайней мере, это сделано бережно.

Готовятся к изданию две книжки о Егоре. И это помимо уже изданного: «Оффлайн», «Автографы». Снято два фильма — «Здорово и вечно» и «Сиянье обрушится вниз». Есть несколько симфонических версий песен «Обороны», разного качества, некоторые удачные, некоторые не очень.

Знаю, что есть планы поставить ему памятник, сделать памятную стену. Надеюсь, из этого ничего не получится. Не могу представить, как я приду и буду фотографироваться у этой стены. Но на «Планете» уже собирают средства, я понимаю, что их не остановить.

При жизни такого не было. Разве что в самом начале девяностых, когда «Оборона» стала народной группой, чем-то вроде движения. Егор почувствовал это и на время прекратил выступать. Несколько раз он распускал состав, и как раз по этой причине: не хотел пасти народы, играть роль властителя дум, вождя. Он никогда не строил из себя духовного лидера. Его спрашивали: «Егор, куда нам идти, что делать?» И я видела, как ему неловко. Летова все время пытались затащить в свою компанию, переманить на свою сторону.

Как-то корреспондент спросил: «Что вы посоветуете молодому человеку, который хочет заняться политикой?» Летов сказал: «Пусть кота заведет, что ли».

Это совершенно в его духе ответ.

Ажиотаж оказал группе плохую услугу. Есть целый пласт людей, которые все девяностые и начало нулевых не ходили на наши концерты, потому что боялись, условно говоря, что им наблюют на ботинок. Концерты шли в ужасных ДК на окраинах, с драками, с милицией, с водометами. Потом, уже в последний период, когда мы стали играть в хороших больших залах, аудитория резко увеличилась.

Более того, после 2005-го «Оборона» стала звучать на «Нашем радио». Правда, мы к этому отношения не имели. Мы подписали контракт с лейблом «Мистерия звука» на выход альбомов «Долгая счастливая жизнь» и «Реанимация». И в контракте было прописано, что две песни должны быть на радио. Сама «Мистерия» и отнесла их туда.

Песни «Обороны» уже классика или, скажем так, альтернативная классика. Но, к сожалению, Летова превратили в застывший образ, в памятник самому себе. Появляются однозначность, законченность, а именно их он всю жизнь избегал.

«Мир ловил меня, но не поймал» — он очень любил эту фразу. И я не хочу, чтобы после смерти его поймали.

Его часто понимают буквально, и это хуже всего. Были случаи, особенно в 1990-е, когда, наслушавшись «Обороны», кто-то кончал с собой. Но больше было другого. На концертах подходили и рассказывали истории, как музыка их спасла. Помогла выжить в армии, например. Или были совсем мистические случаи: человек болел, умирал, ему принесли кассету и, услышав Летова, он воспрял. Потому что музыка эта не о том, что все плохо, поэтому ляг и умри. Наоборот. Все плохо, конечно, но вставай, бери автомат и дерись. Главное — не бояться.

Вокруг него всю жизнь крутились разного рода протестные люди, пытаясь сделать его своим знаменем. Протест против советской власти, протест против постсоветской. Но он проходил эти фазы, а они в них оставались. И в конце он достиг таких духовных порогов, за которыми нет никакого против, а есть только за. Там все эти оппозиции перестают иметь смысл.

Летов сыграл против правил, вернее, по своим правилам — и у него получилось. Он победитель, человек, который сумел навязать свою волю миру. Сделал все, что хотел сделать, и ни разу не пошел на уступки. О, какие нам сулили горы и скольких мы посылали! А любовь все равно огромная. Потому что так хотелось бы многим, но получилось — у Летова.