Сандро боттичелли аллегория силы. Биография Сандро Боттичелли

Сандро Боттичелли, (итал. Sandro Botticelli, настоящее имя — Алессандро ди Мариано Филипепи Alessandro di Mariano Filipepi; 1445 г. - 17 мая 1510 г.) - итальянский живописец тосканской школы.

Биография Сандро Ботичелли

Сандро Боттичелли - итальянский живописец тосканской школы.

Представитель Раннего Возрождения. Был близок ко двору Медичи и гуманистическим кругам Флоренции. Произведения на религиозные и мифологические темы («Весна», около 1477-1478; «Рождение Венеры», около 1483-1484) отмечены одухотворенной поэзией, игрой линейных ритмов, тонким колоритом. Под влиянием социальных потрясений 1490-х годов искусство Боттичелли становится напряженно-драматическим («Клевета», после 1495). Рисунки к «Божественной комедии» Данте, острохарактерные изящные портреты («Джулиано Медичи»).

Алессандро ди Мариано Филипепи родился в 1445 году во Флоренции, в семье кожевника Мариано ди Ванни Филипепи и его жены Смеральды. После смерти отца главой семьи стал старший брат, зажиточный биржевой делец, прозванный Боттичелли («Бочонок»), то ли из-за округлой фигуры, то ли из-за невоздержанности к вину. Это прозвище распространилось и на других братьев. (Джованни, Антонио и Симоне) Братья Филипепи получили начальное образование в доминиканском монастыре Санта Мария Новелла, для которого Боттичели, позже, выполнял работы. Сначала, будущего художника, вместе со средним братом Антонио, отдали учиться ювелирному мастерству. Искусство ювелира, профессия уважаемая в середине 15-го столетия, многому научила его.

Четкость контурных линий и умелое применение золота, приобретенное им в бытность ювелиром, навсегда останутся в творчестве художника.

Антонио стал хоршим ювелиром, а Алессандро окончив курс обучения, увлекся живописью и решил посвятить себя ей. Семья Филипепи пользовалась уважением в городе, что, позже, обеспечилo его внушительными связями. По соседству жила семья Веспуччи. Один из них, Америго Веспуччи (1454-1512), известный торговец и исследователь, именем которого названа Америка. В 1461-62г по совету Джорджа Антонио Веспуччи, он был послан в мастерскую прославленного художника Филиппо Липпи, в Прато, город в 20км от Флоренции.

В 1467-68г, после смерти Липпи, Боттичелли возвращается во Флоренцию, многому научившись у учителя. Во Флоренции молодой художник, учась у Андрео де Верроккио, где в это же время учится Леонардо да Винчи, становится известным. К этому периоду относятся первые самостоятельные работы художника, с 1469 года работавшего в доме отца.

В 1469 году Сандро был представлен Джорджем Антонио Веспуччи влиятельному политику и государственному деятелю Томмазо Содерини. С этой встречи в судьбе художника происходят крутые перемены.

В 1470 году он получает, при поддержке Содерини, первый официальный заказ; Содерини же сводит Боттичелли со своими племянниками Лоренцо и Джулиано Медичи. С этого времени его творчество, а это период расцвета, связано с именём Медичи. В 1472-75гг. он пишет две маленькие работы, изображающие историю Юдифи, видимо предназначавшиеся для дверок шкафа. Через три года после «Силы духа» Боттичелли создаёт св. Себастьяна, который был очень торжественно установлен в церкви Санта Марии Маджиори(Маggiori), во Флоренции, Появляются прекрасные мадонны, излучающие просветленную кротость Но самую большую известность он получил, когда, примерно в 1475г, исполнил «Поклонение волхвов» для монастыря Санта Марии Новелла, где в окружении Марии изобразил членов семейства Медичи. Флоренция времен правления Медичи была городом рыцарских турниров, маскарадов, праздничных шествий. 28 января 1475 года в городе происходил один из таких турниров. Он состоялся на площади Санта-Корче, его главным героем должен был стать младший брат Лоренцо Великолепного, Джулиано. Его «прекрасной дамой» была Симонетта Веспуччи, в которую был безнадежно влюблен Джулиано и, видимо, не он один. Красавица впоследствии была изображена Боттичелли в виде Афины Паллады на штандарте Джулиано. После этого турнира Боттичелли занял прочное положение среди ближайшего окружения Медичи и свое место в официальной жизни города.

Его постоянным заказчиком становится Лоренцо Пьерфранческо Медичи, кузен Великолепного. Вскоре после турнира, еще до отъезда художника в Рим тот заказывает ему несколько работ. Еще в ранней молодости Боттичелли приобрел опыт в писании портретов, этого характерного испытания мастерства художника. Став известным во всей Италии, начиная с конца 1470-ых, Боттичелли получал все более выгодные заказы от клиентов вне Флоренции. В 1481 Римский папа Сикст IV пригласил живописцев Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо, Пьетро Перуджино и Козимо Росселли в Рим, чтобы украсить фресками стены папской часовни, названной «Сикстинской капеллой «. Живопись стен была выполнена в течение удивительно короткого периода, только одиннадцать месяцев, с июля 1481г до мая 1482г. Боттичелли выполнил три сцены. После возвращения из Рима он пишет ряд картин на мифологические темы. Художник заканчивает картину «Весна», начатую до отъезда. За это время во Флоренции произошли важные события, которые повлияли на настроение, присущее этому произведению. Первоначально, тема для написания «Весны» была почерпнута из поэмы Полициано «Турнир» в которой прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Однако за время, прошедшее от начала работы до ее завершения, прекрасная Симонетта скоропостижно умерла, а сам Джулиано, с которым художника связывала дружба, был злодейски убит.

Это отразилось на настроении картины, внеся в нее ноту грусти и понимания быстротечности бытия.

«Рождение Венеры» написано несколькими годами позже «Весны». Неизвестно, кто из семейства Медичи был ее заказчиком. Примерно в это же время Боттичелли пишет эпизоды из » Истории Настаджио дельи Онести » (Боккачио «Декамерон»), «Паллада и Кентавр» и «Венера и Марс». В последние годы своего правления Лоренцо Великолепный, 1490г призвал во Флоренцию известного проповедника Фра Джироламо Савонаролу. Видимо, этим Великолепный хотел укрепить в городе свой авторитет.

Но проповедник, воинствующий поборник соблюдения церковных догм, вошел в резкий конфликт со светской властью Флоренции. Он сумел приобрести в городе много сторонников. Под его влияние попало немало талантливых, религиозных людей искусства, не устоял и Боттичелли. Радость, поклонение Красоте навсегда ушли из его творчества. Если предыдущие мадонны представали в торжественном величии Царицы Небесной, то теперь это бледная, с глазами полными слез, женщина, много изведавшая и пережившая. Художник стал больше тяготеть к религиозным сюжетам, даже среди официальных заказов его в первую очередь привлекали картины на библейские темы. Этот период творчества отмечен картиной «Коронование Девы Марии», заказанной для капеллы цеха ювелиров. Последней его большой работой, на светскую тему была «Клевета», но в ней, при все талантливости исполнения, отсутствует роскошно украшенный, декоративный стиль, присущий Боттичелли. В 1493 году Флоренция была потрясена смертью Лоренцо Великолепного.

По всему городу звучали пламенные речи Савонаролы. В городе, бывшем колыбелью гуманистической мысли Италии, произошла переоценка ценностей. В 1494 году из города был изгнан наследник Великолепного, Пьеро, и другие Медичи. В этот период Боттичелли продолжал испытывать большое влияние Савонаролы. Все это сказалось на его творчестве, в котором наступил глубокий кризис. Тоской и печалью веет с двух «Оплакиваний Христа» Проповеди Савонаролы о конце света, Судном дне и Божьей каре привели к тому, что 7февраля 1497г., тысячи людей устроили на центральной площади Синьории костёр, где сжигали ценнейшие произведния искусства, изъятые из богатых домов: мебель, одежду, книги, картины, украшения. Среди них, поддавшихся психозу, были и художники. (Лоренцо де Креди, прежний компаньон Боттичелли, уничтожил несколько из своих эскизов с нагими фигурами.)

Ботичелли был на площади и, некоторые биографы тех лет, пишут, что, поддавшись общему настроению, сжёг несколько эскизов(картины находились у заказчиков), но точных свидетельств нет При поддержкой Римского папы Александра VI Савонарола был обвинен в ереси и приговорен к смерти.

Публичная казнь очень подействовала на Боттичели. Он пишет «Мистическое рождение» , где показывает своё отношение к происходящему.

Последние из картин посвящены двум героиням Древнего Рима — Лукреции и Виргинии. Обе девушки, ради спасения чести, приняли смерть, которая подтолкнула народ к смещению правителей. Картины символизируют изгнание семейства Медичи и восстановление Флоренции, как республики. Если верить его биографу, Джорджо Вазари, живописца мучили в конце жизни болезнь и немощь.

Он стал «так сутул, что он был должен идти при помощи двух палок». Боттичели не был женат, детей у него не было.

Умер он одиноким, в 65лет и был похоронен недалеко от монастыря Санта Марии Новеллы.

Творчество итальянского живописца

Его рассчитанное на образованных знатоков искусство, проникнутое мотивами неоплатонической философии, долго не было оценено по достоинству.

Около трёх веков Боттичелли был почти забыт, пока в середине XIX столетия не оживился интерес к его творчеству, который не угасает и по сей день.

Писатели рубежа XIX-XX вв. (Р. Сизеран, П. Муратов) создали романтико-трагический образ художника, который с тех пор прочно утвердился в умах. Но документы конца XV – начала XVI веков не подтверждают подобную трактовку его личности и далеко не всегда подтверждают данные биографии Сандро Боттичелли, написанной Вазари.

К 1470 относится первое несомненно принадлежащее Боттичелли произведение– «Аллегория Силы» (Флоренция, Уффици). Оно входило в серию «Семь Добродетелей» (остальные исполнены Пьеро Поллайоло) для зала Торгового суда. Учеником Боттичелли вскоре стал прославившийся позже Филиппино Липпи, сын фра Филиппо, умершего в 1469. 20 января 1474 по случаю праздника св. Себастьяна в церкви Санта-Мария Маджоре во Флоренции была выставлена картина Сандро Боттичелли «Святой Себастьян».

Аллегория силы Святой Себастьян

В том же году Сандро Боттичелли был приглашен в Пизу для работы над фресками Кампосанто. По неизвестной причине он их не выполнил, но в соборе Пизы написал фреску «Вознесение Богоматери», погибшую в 1583. В 1470-е Боттичелли сблизился с семьей Медичи и «медичейским кружком» – поэтами и философами-неоплатониками (Марсилио Фичино, Пико делла Мирандолой, Анджело Полициано). 28 января 1475 брат Лоренцо Великолепного Джулиано принимал участие в турнире на одной из флорентийских площадей со штандартом, расписанным Боттичелли (не сохранился). После неудавшегося заговора Пацци с целью свержения Медичи (26 апреля 1478) Боттичелли по заказу Лоренцо Великолепного исполнил фреску над воротами делла Догана, которые вели к палаццо Веккио. На ней были изображены повешенные заговорщики (эта роспись была уничтожена 14 ноября 1494 после бегства Пьеро Медичи из Флоренции).

К числу лучших произведений Сандро Боттичелли 1470-х относится «Поклонение волхвов», где в образах восточных мудрецов и их свиты показаны члены семьи Медичи и близкие им лица. У правого края картины художник изобразил и самого себя.

Между 1475 и 1480 Сандро Боттичелли создал одно из самых прекрасных и загадочных произведений – картину «Весна».

Она была предназначена для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, с которым Боттичелли связывали дружеские отношения. Сюжет этой картины, сочетающей в себе мотивы Средневековья и Ренессанса, не вполне объяснён до сих пор и навеян, очевидно, как неоплатоновской космогонией, так и событиями в семье Медичи.

Ранний период творчества Боттичелли завершает фреска «Св. Августин» (1480, Флоренция, церковь Оньисанти), написанная по заказу семьи Веспуччи. Она составляет пару композиции Доменико Гирландайо «Св. Иероним» в том же храме. Одухотворенная страстность образа Августина контрастирует с прозаизмом Иеронима, наглядно демонстрируя различия между глубоким, эмоциональным творчеством Боттичелли и добротным ремеслом Гирландайо.

В 1481 вместе с другими живописцами из Флоренции и Умбрии (Перуджино, Пьеро ди Козимо, Доменико Гирландайо) Сандро Боттичелли был приглашен в Рим папой Сикстом IV для работы в Сикстинской капелле в Ватикане. Во Флоренцию он вернулся весной 1482, успев написать в капелле три большие композиции: «Исцеление прокаженного и Искушение Христа», «Молодость Моисея» и «Наказание Корея, Дафана и Авирона».

В 1480-е Боттичелли продолжал работать для Медичи и других знатных флорентийских семейств, выполняя картины как на светские, так и на религиозные сюжеты. Около 1483 вместе с Филиппино Липпи, Перуджино и Гирландайо он работал в Вольтерре на вилле Спедалетто, принадлежавшей Лоренцо Великолепному. Временем до 1487 датируется знаменитая картина Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» (Флоренция, Уффици), выполненная для Лоренцо ди Пьерфранческо. Вместе с ранее созданной «Весной» она стала своего рода знаковым образом, олицетворением как искусства Боттичелли, так и утонченной культуры медичейского двора.

К 1480-м относятся и два лучших тондо (круглых картин) Боттичелли – «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с гранатом» (обе – Флоренция, Уффици). Последняя, возможно, предназначалась для зала аудиенций в палаццо Веккио.

Мадонна Магнификат Мадонна с гранатом

Считается, что с конца 1480-х Сандро Боттичелли находился под сильным влиянием проповедей доминиканца Джироламо Савонаролы, обличавшего порядки современной ему Церкви и призывавшего к покаянию.

Вазари пишет, что Боттичелли был приверженцем «секты» Савонаролы и даже бросил живопись и «впал в величайшее разорение». Действительно, трагическое настроение и элементы мистицизма во многих поздних работах мастера свидетельствуют в пользу такого мнения. В то же время супруга Лоренцо ди Пьерфранческо в письме от 25 ноября 1495 сообщает, что Боттичелли расписывает фресками виллу Медичи в Треббио, а 2 июля 1497 от того же Лоренцо художник получает кредит под исполнение декоративных росписей на вилле Кастелло (не сохранились). В том же 1497 более трехсот сторонников Савонаролы подписали петицию папе Александру VI с просьбой снять с доминиканца отлучение. Среди этих подписей имени Сандро Боттичелли не обнаружено. В марте 1498 Гвидантонио Веспуччи пригласил Боттичелли и Пьеро ди Козимо декорировать свой новый дом на виа Серви. В числе украшавших его картин были «История римлянки Виргинии» (Бергамо, Академия Каррара) и «История римлянки Лукреции» (Бостон, Музей Гарднер). Савонарола был сожжен в том же году 29 мая, и существует только одно прямое свидетельство серьезного интереса Боттичелли к его личности. Почти два года спустя, 2 ноября 1499, брат Сандро Боттичелли Симоне записал в своем дневнике: «Алессандро ди Мариано Филипепи, мой брат, один из лучших художников, какие были в эти времена в нашем городе, в моем присутствии, сидя дома у очага, около трех часов ночи, рассказал, как в этот день, в его боттеге в доме Сандро разговаривал с Доффо Спини о деле фрате Джироламо». Спини был главным судьей в процессе против Савонаролы.

К наиболее значительным поздним работам Боттичелли относятся два «Положения во гроб» (оба – после 1500; Мюнхен, Старая пинакотека; Милан, Музей Польди-Пеццоли) и знаменитое «Мистическое Рождество» (1501, Лондон, Национальная галерея) – единственное подписанное и датированное произведение художника. В них, особенно в «Рождестве», усматривают обращение Боттичелли к приемам средневекового готического искусства, прежде всего в нарушении перспективных и масштабных соотношений.

Положение во гроб Мистическое Рождество

Однако поздние работы мастера не являются стилизацией.

Использование форм и приемов, чуждых ренессансному художественному методу, объясняется стремлением к усилению эмоциональной и духовной выразительности, для передачи которых художнику было недостаточно конкретики реального мира. Один из самых чутких живописцев Кватроченто, Боттичелли чрезвычайно рано ощутил надвигающийся кризис гуманистической культуры Возрождения. В 1520-е его наступление будет ознаменовано сложением иррационального и субъективного искусства маньеризма.

Одна из самых интересных сторон творчества Сандро Боттичелли – портретная живопись.

В этой области блестящим мастером он зарекомендовал себя уже в конце 1460-х («Портрет мужчины с медалью», 1466-1477, Флоренция, Уффици; «Портрет Джулиано Медичи», ок. 1475, Берлин, Государственные собрания). В лучших портретах мастера одухотворенность и утонченность облика персонажей сочетаются со своеобразным герметизмом, иногда замыкающим их в высокомерном страдании («Портрет молодого человека», Нью-Йорк, Музей Метрополитен).

Один из самых великолепных рисовальщиков XV в., Боттичелли, по словам Вазари, рисовал много и «исключительно хорошо». Современники чрезвычайно высоко ценили его рисунки, и во многих мастерских флорентийских художников они хранились в качестве образцов. До настоящего времени их дошло очень мало, но о мастерстве Боттичелли-рисовальщика позволяет судить уникальная серия иллюстраций к «Божественной Комедии» Данте. Выполненные на пергамене, эти рисунки предназначались для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. К иллюстрированию Данте Сандро Боттичелли обращался дважды. Первая небольшая группа рисунков (не сохранились) была им выполнена, очевидно, в конце 1470-х, и по ней Баччо Бальдини исполнил девятнадцать гравюр для издания «Божественной Комедии» 1481 г. Наиболее знаменитая иллюстрация Боттичелли к Данте — рисунок «Карта ада» (La mappa dell inferno).

К выполнению листов кодекса Медичи Боттичелли приступил после возвращения из Рима, использовав отчасти свои первые композиции. Сохранилось 92 листа (85 – в Кабинете гравюр в Берлине, 7 – в Библиотеке Ватикана). Рисунки выполнены серебряным и свинцовым штифтами, их тонкую серую линию художник затем обводил коричневыми или черными чернилами. Четыре листа раскрашены темперой. На многих листах обводка чернилами не закончена или не сделана вовсе. Именно эти иллюстрации особенно ясно дают почувствовать красоту легкой, точной, нервной линии Боттичелли.

По словам Вазари, Сандро Боттичелли был «человеком весьма приятным и нередко любил подшутить над своими учениками и друзьями».

«Говорят также, – пишет он далее, – что он превыше всего любил тех, о ком знал, что они усердны в своем искусстве, и что зарабатывал он много, но все у него шло прахом, так как хозяйничал он плохо и был беспечным. В конце концов он стал дряхлым и неработоспособным и ходил, опираясь на две палки…» О материальном положении Боттичелли в 1490-е, то есть в то время, когда, согласно Вазари, он должен был бросить живопись и разориться под влиянием проповедей Савонаролы, отчасти позволяют судить документы из Государственного архива Флоренции. Из них следует, что 19 апреля 1494 Сандро Боттичелли вместе с братом Симоне приобрел дом с землей и виноградником за воротами Сан-Фредиано. Доход от этой собственности в 1498 определялся в 156 флоринов. Правда, с 1503 за мастером числится долг по взносам в гильдию Св. Луки, но запись от 18 октября 1505 сообщает, что он полностью погашен. О том, что пожилой Боттичелли продолжал пользоваться известностью, свидетельствует и письмо Франческо деи Малатести, агента правительницы Мантуи Изабеллы д’Эсте, искавшей мастеров для украшения своего студиоло. 23 сентября 1502 он сообщает ей из Флоренции, что Перуджино находится в Сиене, Филиппино Липпи чересчур обременен заказами, но есть еще Боттичелли, который «много мне хвалим». Поездка в Мантую не состоялась по неизвестной причине.

В 1503 Уголино Верино в поэме «De ilrustratione urbis Florentiae» назвал Сандро Боттичелли в числе лучших живописцев, сравнив его с прославленными художниками древности – Зевксисом и Апеллесом.

25 января 1504 мастер входил в комиссию, обсуждавшую выбор места для установки «Давида» Микеланджело. Последние четыре с половиной года жизни Сандро Боттичелли документально не освещены. Они были тем печальным временем дряхлости и неработоспособности, о которых писал Вазари.

Интересные факты: происхождение прозвища «Ботичелли»

Настоящее имя художника — Алессандро Филипепи (для друзей Сандро).

Он был младшим из четырех сыновей Мариано Филипепи и его жены Змеральды и родился во Флоренции в 1445 году. По специальности Мариано был кожевником и жил с семьей в квартале Санта Мария Новелла на виа Нуова, где снимал квартиру в доме, принадлежащем Ручеллаи. У него была своя мастерская неподалеку от моста Санта Тринита ин Ольтрарно, дело приносило весьма скромный доход, и старый Филипепи мечтал поскорее пристроить сыновей и иметь, наконец, возможность оставить трудоемкое ремесло.

Первые упоминания об Алессандро, как и о других флорентийских художниках, мы находим в так называемом «portate al Catasto», то есть кадастре, куда вносились заявления о доходах для обложения налогом которые в соответствии с постановлением Республики от 1427 года обязан был делать глава каждой флорентийской семьи.

Так в 1458 году Мариано Филипепи указал что у него четыре сына Джованни, Антонио, Симоне и тринадцатилетний Сандро и добавил, что Сандро «учится читать, мальчик он болезненный». Четыре брата Филипепи принесла семье значительные доходы и положение в обществе. Филипепи владели домами, землей, виноградниками и лавками.

До сих пор вызывает сомнение происхождение прозвища Сандро — «Боттичелли».

Возможно, уличное курьезное прозвище «Botticella», означавшее «Бочоночек», стройный и ловкий маэстро Сандро унаследовал от отечески опекавшего его толстяка-Джованни, старшего брата Сандро, который стал маклером и выполнял роль финансового посредника при правительстве.

Судя по всему, Джованни, желая помочь стареющему отцу, много занимался воспитанием младшего ребенка. Но может быть, прозвище возникло по созвучию с ювелирным ремеслом второго брата, Антонио. Впрочем, как бы мы ни толковали приведенный документ, ювелирное искусство сыграло немаловажную роль в становлении молодого Боттичелли, ибо именно в это русло направлял его все тот же брат Антонио. К ювелиру («некоему Боттичелло», как пишет Вазари, человеку, личность которого по сей день не установлена), отправил Алессандро отец, устав от его «экстравагантного ума», одаренного и способного к учению, но беспокойного и до сих пор не нашедшего истинного призвания; возможно, Мариано хотел, чтобы младший сын пошел по стопам Антонио, работавшего ювелиром по меньшей мере с 1457 года, что положило бы начало не большому, но надежному семейному предприятию.

По словам Вазари, между ювелирами и живописцами в то время существовала столь тесная связь, что поступить в мастерскую одних означало получить прямой доступ к ремеслу других, и Сандро, изрядно поднаторевший в рисунке — искусстве необходимом для точного и уверенного «чернения», вскоре увлекся живописью и решил посвятить себя ей, не забывая при этом ценнейших уроков ювелирного искусства, в частности четкости в начертании контурных линий и умелого применения золота, в дальнейшем часто использовавшегося художником как примесь к краскам или в чистом виде для фона.

В честь Боттичелли назван кратер на Меркурие.

Библиография

  • Боттичелли, Сандро // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
  • Перейти к: 1 2 3 4 Джорджо Вазари. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. - М.: АЛЬФА-КНИГА, 2008.
  • Тит Лукреций Кар. О природе вещей. - М.: Художественная литература, 1983.
  • Долгополов И. В. Мастера и шедевры. - М.: Изобразительное искусство, 1986. - Т. I.
  • Бенуа А. История живописи всех времён и народов. - М.: Нева, 2004. - Т. 2.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: bottichelli.infoall.info ,

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@сайт, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Портрет молодой женщины - Сандро Боттичелли. 1480-1485. Тополь, темпера и масло. 82 x 54 см


Свидетели того времени вспоминают, что Симонетта Веспуччи (а на представленном портрете изображена именно она) была едва ли не самой красивой женщиной своего времени. Ею восхищались и дамы, и, разумеется, мужчины, и небогатые художники вроде Боттичелли, и щедрые правители, такие как братья Лоренцо и Джулиано Медичи. «Несравненная», «Бесподобная», «Прекрасная Симонетта» - эти хвалебные эпитеты, адресованные героини портрета, дошли до наших времён.

Сандро Боттичелли не был близко знаком с главной музой его творчества, а именно её мы видим на полотнах , но это не мешало живописцу восхищаться её красотой. Она никогда не позировала мастеру – он воссоздавал её образ всегда по памяти, и многие работы написаны были уже после смерти роковой красотки Ренессанса (Симонетта ушла из жизни в 23 года от чахотки). Примерно через 5-9 лет после трагического события, в период с 1480 по 1485 года был создан и этот замечательный портрет.

Перед зрителем предстаёт красивый профиль юной девушки. Изящный силуэт, написанный с аккуратностью и вниманием к каждой детали, отсылка к традиционным портретам Филиппо Липпи. Однако Боттичелли удалось психологизировать свой образ даже в рамках довольно строгой традиции. Создав из своей модели некий идеальный образ, живописец всё же зашифровал отсылки к личности портретируемой. Нужно лишь уметь их рассмотреть.

Взгляд у героини внимательный и серьёзный. Историки до сих пор не пришли к однозначному выводу, была ли девушка любовницей Джулиано Медичи или позволяла себе лишь гордо нести звание «дама сердца», согласно традициям «куртуазной любви» того времени. Хотя намёк на Медичи здесь присутствует – это ожерелье с медальоном на шее мадам Веспуччи. Доказано, что камея в медальоне принадлежала к коллекции драгоценных камней Медичи. Непокорные кудри также могут быть намёком на страстность натуры Симонетты.

Справедливости ради, нужно отметить, что личность героини картины Боттичелли – это догадки искусствоведов уже более позднего периода, ведь сам мастер нигде не обмолвился о том, как звали его муз-вдохновительниц. По поводу этой работы существует ещё одно неожиданное мнение, что картина вовсе не принадлежит Сандро-«Бочонку», а выполнена его современником Якопо Дель Селлайо или другим каким-то художником из мастерской Боттичелли.

Так или иначе, нам хочется верить, что на этом полотне изображена неподражаемая Симонетта и воспел её никто иной, как великий итальянец Боттичелли. Пусть будет так…

Расцвет творчества Сандро Боттичелли приходится на период его службы при дворе Лоренцо Медичи – некоронованного правителя Флоренции. Первой красавицей при герцогском дворе в то время считалась Симонетта Веспуччи. Несмотря на то что она состояла в браке с двоюродным братом знаменитого путешественника Америго Веспуччи – Марко, молва приписывала ей любовную связь с Джулиано Медичи – младшим братом Лоренцо Великолепного. Впрочем, вполне возможно, что между ними было лишь возвышенное, платоническое чувство.


Именно прекрасная Симонетта, внезапно ушедшая из жизни в 22 года, стала музой великого Боттичелли и прообразом героинь его картин. Есть версия, что художник был тайно и безнадежно влюбленно в нее, недаром он завещал похоронить себя неподалеку от могилы красавицы. Образом Симонетты Веспуччи вдохновлены 2 самые Сандро Боттичелли – «Весна» и «Рождение Венеры».


Аллегорическая картина «Весна» - возможно, наиболее сложная из работ художника. Ее композиция составлена из нескольких групп, связанных внутренним движением и образующих единую сцену. В центре чудесного весеннего сада изображена сама Венера. Богиня выглядит задумчивой и немного печальной. Над ее головой парит крылатый Амур, целящийся из своего лука в одну из танцующих граций.


Три грации, кружащиеся в танце, – это Красота, Целомудрие и Наслаждение. Они воплощают возвышенную, духовную ипостась богини любви. Им противопоставлена другая группа персонажей, символизирующих земную любовь. Это бог ветра Зефир, юная нимфа Хлорис и ее новое воплощение – богиня весны и цветов Флора. Еще один персонаж картины – бог здравого смысла Меркурий. Он противостоит богине любви Венере, однако явно проигрывает ей.


Более четкая композиция отличает другой шедевр великого мастера – «Рождение Венеры», ставший одной из самых знаменитых картин в мире. Художник показал, как рожденная из морской пены богиня любви плывет к берегу на огромной морской раковине. Зефиры подгоняют ее своим дуновением, а богиня Ора ждет на берегу с покрывалом в руках. Весь путь прекрасной Венеры усыпан розами, ведь родившая вместе с богиней роза прекрасна как сама любовь, а ее шипы напоминают о любовных муках.


Печально, но в последние годы жизни Боттичелли его слава померкла, а после смерти он оказался в забвении. Лишь благодаря знаменитому английскому искусствоведу Джону Рескину и группе художников-прерафаэлитов, в конце 19 века его творчество было заново открыто для публики.

Видео по теме

Источники:

  • Сандро Боттичелли

В мировой живописи нет более поэтичных и музыкальных произведений, чем картины Джорджоне. Ему удавалось передавать тончайшие оттенки человеческих чувств, создавать образы, исполненные красоты и гармонии.

Одна из ранних картин Джорджоне – «Юдифь». Она рассказывает о подвиге библейской героини, спасшей родной город от нашествия врага. Юдифь в трактовке Джорджоне – прекрасная и кроткая молодая женщина с тонкими чертами лица. В ее облике нет ничего воинственного. Глаза Юдифи опущены, и зритель не может видеть, какие чувства владеют ею после совершенного убийства вражеского полководца Олоферна, чью голову она попирает ногами. Спокойное настроение картины подчеркивает нежный лирический пейзаж.


Следует отметить, что в искусстве итальянского Возрождения не существовало пейзажа как самостоятельного жанра. Однако Джорджоне, как никто другой, был близок к его созданию. Особенно ярко это проявляется в его картине «Гроза». Художник показывает природу во время грозы, когда молния прорезает грозовые тучи, а освежающий дождь рассеивает духоту знойного дня. Отблески света падают на людей, отражая их душевное состояние.


«Спящая Венера» - самая Джорджоне, которую он не успел закончить из-за своей преждевременной смерти. В память о друге работу завершил его помощник – прославленный Тициан Вечеллио. Это одно из самых поэтических и целомудренных изображений обнаженного тела в мировом искусстве. Идеальные пропорции богини перекликаются с очертаниями холмов. Возможно, правы те исследователи, которые считают главной темой творчества Джорджоне созвучие человека и природы.

Видео по теме

Сандро Боттичелли – один из величайших художников эпохи Возрождения. Он стал первым из мастеров мировой живописи, кому удалось привнести и утвердить в искусстве идеал женской красоты. Причем красота в его понимании соседствовала с душевной чистотой и целомудрием. Одна из самых знаменитых и, в то же время, загадочных работ художника – картина «Весна».

Сюжетная основа

Сюжет картины «Весна» Сандро Боттичелли заимствовал сразу у двух древнеримских поэтов – Овидия и Лукреция. Овидий рассказал о происхождении богини весны и цветов Флоры. Некогда юная красавица была не богиней, а нимфой по имени Хлорис. Ее увидел и полюбил бог ветра Зефир и насильно взял в жены. Затем, чтобы искупить свой безумный порыв, он превратил возлюбленную в богиню и подарил ей восхитительный сад. Именно в этом саду разворачивается действие великого полотна Боттичелли. Что касается Лукреция, то у него великий мастер живописи Возрождения нашел идею для создания композиции "Весны".

Фигуры, изображенные в картине, заключают в себе множество смыслов. Прежде всего, они символизируют весенние месяцы. Зефир, Хлорис и Флора – это март, поскольку весну приносит первое дуновение ветра-Зефира. Венера с парящим над ней Амуром, а также кружащиеся в танце грации – апрель. Сын богини Майи Меркурий – май.

История создания

Один из своих главных шедевров Боттичелли создал по заказу всемогущего флорентийского герцога Лоренцо Медичи. Она была необходима ему в качестве свадебного подарка для своего близкого родственника Лоренцо ди Пьерфранческо. Поэтому символика картины тесно связана с пожеланием счастливой и добродетельной семейной жизни.

Центральные образы

Венера представлена здесь прежде всего как добродетельная богиня супружеской любви, именно поэтому ее внешний облик схож с обликом Мадонны. Изящные грации являются воплощением женских добродетелей – Целомудрия, Красоты и Наслаждения. Их длинные волосы перевиты жемчугом, символизирующим чистоту. Юная Флора шествует неспешной походкой, бросая на своем пути прекрасные розы. Именно так было принято делать на свадьбах. Над головой богини любви Венеры парит крылатый Амур с завязанными глазами, ведь любовь слепа.

Почти все женские персонажи картины, прежде всего – Венера и Флора – внешне напоминают безвременно умершую первую красавицу Флоренции Симонетту Веспуччи. Существует версия, что художник был тайно и безнадежно влюблен в нее. Возможно, именно благодаря этой благоговейной, целомудренной любви, Боттичелли удалось создать столь возвышенное полотно.

Судьба шедевра

Долгое время «Весна» хранилась в доме Пьерфранческо. До 1743 года шедевр Боттичелли принадлежал семейству Медичи. В 1815 году он попал в коллекцию знаменитой галереи Уффици. Однако в то время имя Сандро Боттичелли было почти забыто, и на картину не обратили внимания. Лишь во второй половине 19 века английский искусствовед Джон Рескин заново открыл творчество великого флорентийца, сделав его достоянием широкой общественности. Сегодня «Весна», наряду с другим шедевром Боттичелли – «Рождение Венеры», является одной из жемчужин галереи.

Видео по теме

Источники:

  • "Весна" Сандро Боттичелли: скрытый смысл шедевра эпохи Возрождения
  • История одного шедевра: "Весна" Боттичелли

Вот такое часто бывает в жизни дилетанта: только открыл Америку, только начал радоваться и гордиться, а тут бац - выясняется, что ее открыли задолго до тебя! Ну, обо всем по порядку.

В каждом городе есть место, обязательное для посещения. В Париже это - конечно Лувр, в Риме - Коллизей, в Питере - Эрмитаж, ну а во Флоренции - галерея Уффици.

Конечно, во Флоренции есть много чего и кроме галереи посмотреть, один Давид чего стоит!

Это, как вы догадались, не настоящий Давид, а настоящий вот он

То, что галерея Уффици является обязательным пунктом любого туристического маршрута по Флоренции, создает определенные трудности для попадания в нее. Наша рекомендация: заказывать билеты заранее через интернет вот здесь http://www.florence-museum.com/booking-tickets.php . Распечатанную бронь надо обменять на тикеты в офисе галереи напротив главного входа. Ну, а затем надо отстоять малюсенькую очередь таких же продвинутых туристов, как и вы (по сравнению с громадной соседней очередью не продвинутых).

Наконец, вы внутри. Пытаться обойти все галерею за раз сможет не каждый нормальный человек, поэтому надо смотреть прежде всего самое самое самое! Для нас таким «самым самым» стали полотна великого живописца эпохи флорентийского Ренессанса Сандро Боттичелли.

Его настоящее имя Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи. Боттичелли или в грубом переводе «из рода бочек» - это скорее прозвище, которое «наследовал» худющий Сандро после своего старшего брата - толстяка и действительно настоящей «бочки» (такая вот особая флорентийская логика).

В галерее Уффици его произведениям посвящено несколько залов. «Рождение Венеры», «Весна», портреты Данте и Джулиано Медичи - эти работы Боттичелли известны чуть ли ни со школы.


Но одно дело репродукции в учебнике, а здесь оригиналы, вот они, на расстоянии вытянутой руки. Впечатление незабываемое! Вглядываясь в картины, прихожу к совершенно неожиданному для себя выводу, что все «главные женские роли» на большинстве представленных в галерее Уффици полотнах Боттичелли отданы одной и той же «актрисе»! Похоже на большинстве его картин действительно изображена одна и та же женщина! К этому же выводу приходит и стоящая рядом жена. Не может быть? Судите сами

Как мы выяснили позже, секрет незнакомки на картинах Боттичелли был открыт еще в XVI веке итальянским живописцем Джорджо Вазари.

Вазари жил во Флоренции спустя почти тридцать лет после смерти Боттичелли. Как художник Вазари не преуспел, хотя одно время был учеником самого Микеланджело. Зато он стал фактически основоположником современного искусствознания, написав главный труд своей жизни - собрание 178 биографий художников Италии эпохи Возрождения « Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих ». Именно в этом произведении, изданном в 1568 году, Джорджо Вазари выдвинул гипотезу относительно имени женщины, которую Сандро Боттичелли воспевал почти во всех своих произведениях. По версии Вазари эта женщина - Симонетта Веспуччи, первая красавица Флоренции второй половины XV века.

Современники считали её красоту божественным даром, воплощением совершенного замысла и за свою красоту девушка получила прозвище Несравненной и Прекрасной Симонетты.

В апреле 1469 года 16-летняя Симонетта венчалась со своим ровесником Марко Веспуччи, дальним родственником в будущем знаменитого флорентийского мореплавателя Америго Веспучч и, именем которого будет назван открытый Колумбом новый континент (еще один пример своеобразной логики). Портрета Марко Веспуччи я не нашел, а Америго - вот он

Конечно Симонетта Веспуччи была для Боттичелли недоступна:

- Но что ей до меня - она была в Париже,

- Ей сам Марсель Марсо чевой-то говорил!

Ведь он - простой, хотя и модный живописец, зато она - супруга одного из банкиров правящего во Флоренции семейства Медичи, та, чьего расположения добивались все флорентийские знатные мужчины, включая самого правителя города Лоренцо Великолепного (вот его бюст из коллекции галереи Уффици)

а также и его младшего брата Джулиано (вот его портрет работы Боттичелли):

При всём при этом Сандро при желании мог любоваться Симонеттой Веспуччи каждый день — их дом соседствовал с палаццо Веспуччи. А знала ли Симонетта о существовании Сандро? Если и знала, то скорее всего вряд ли придавала этому знанию какое либо значение. А вот для Боттичелли она была идеальной женщиной. Подтверждением этому служит хотя бы то, что и «Рождение Венеры», и «Весна», и «Венера и Марс», а также «Портрет молодой женщины» написаны художником уже после смерти Симонетты, скоропостижно скончавшейся 26 апреля 1476 года в возрасте 23 лет в разгар разразившейся во Флоренции эпидемии туберкулеза. Таким образом, Боттичелли еще раз и еще раз возвращается к образу Симонетты даже спустя 9 лет после ее смерти. Хотя к ее ли образу? Ведь прижизненные фотографии Симонетты по известным причинам отсутствуют, а четко атрибутированных портретов не сохранилось. Скорее всего Сандро рисовал некий, по словам поэта Михаила Кузьмина, «на вечные века символ скоропроходящей молодости», воплощенный для него в Симонетте.

Сандро Ботичелли никогда не был женат, прожив большую жизнь, умер в возрасте 65 лет и в соответствии со своим завещанием был похоронен во Флоренции в церкви Всех Святых (Chiesa di Ognissanti), в которой ранее была похоронена и Симонетта Веспучи. Мы нашли эту церковь, правда уже перед самым ее закрытием.

Мини экскурсию по церкви провел для нас чернокожий (!) монах-францисканец.

Вот такая вот ИСТОРИЯ любви.

Но на последок хотел бы рассказать еще одну не менее романтическую, но к тому же еще и поучительную историю про любовь.

На картине Боттичелли «Рождение Венеры» в левом верхнем углу мы можем заметить такую странноватую парочку: парящего юношу с надутыми щеками и девушку, которая обвила своего кавалера не только руками, но и ногами!

Этот юноша - Зефир, бог западного весеннего ветра, на картине он гонит раковину с только что родившейся Венерой к берегу. А девушка - законная жена Зефира, греческая богиня цветов Хлорида, которую у римлян называли Флорой.

Хлорида по началу избегала настойчивых ухаживаний Зефира и всячески его игнорировала. Вот она убегает от влюбленного Зефира в правом углу на картине Ботичелли «Весна».

В конце концов Зефиром овладела такая дикая страсть, что он, побив олимпийский рекорд по догонянию девушек, настигнул Хлориду и силой овладел ею. О как! Результатом явилось то, что в девушке возникла не менее, а более сильная, такая дикая передикая, ответная страсть к Зефиру, что она прильнула к нему всем телом и больше уже никогда с ним не расставалась, крепко обвив своего уже мужа всеми у нее имеющимися конечностями.

И с тех пор Зефир всегда вместе со своей женой Хлоридой-Флорой. И днем, и ночью, и в отпуске, и на работе, и на концерте, и на банкете, и на футболе, и в бане на встрече с одноклассниками!

Как говорится, за что боролись, на то и напоролись! Так что изучайте ИСТОРИЮ!

Сандро Боттичелли родился в 1445 году во Флоренции. В семье из четырёх сыновей он был самым младшим. По своей специальности Мариано был кожевником. Он вместе со своей семьёй жил в квартале Санта Мария Новелла на виа Нуова. В доме, который принадлежал Ручеллаи, он снимал квартиру. Будучи хозяином мастерской близ моста Санта Тринита ин Ольтрарно он не был обеспечен, так как дело было не особо прибыльным. В мечтах пожилой Филипепи хотел как можно скорее определить сыновей, чтобы можно было оставить столь тяжелое ремесло.

Сандро Боттичелли — это псевдоним художника, его настоящее имя Алессандро Филипепи . А для друзей он был просто Сандро. И в наши дни нет однозначного ответа на вопрос о происхождении прозвища «Боттичелли ». Существует версия, что это образование от клички, данной старшему брату за воспитание младшего из сыновей, чтобы хоть как-то помочь отцу. Или быть может, прозвище появилось на свет в связи с ремеслом его второго брата Антонио.

Как бы то ни было — ювелирное искусство, бес сомнения отразилось на становлении Боттичелли в юности, ведь именно в эту область его и подвигал брат Антонио. Алессандро был отправлен отцом к ювелиру Боттичелли. Будучи способным и одарённым учеником, он был беспокоен.

Примерно в 1464 года Сандро определился в мастерскую Фра Филиппо Липпи из обители Кармине. На то время он считался великолепным живописцем . В 20 лет (1467 год) Сандро покинул мастерскую. Он был целиком поглощен живописью и во всём подражал своему учителю, за что тот сильно полюбил юношу и поднял его живописные навыки до небывалых высот.

Хоть первые работы и полностью копировали манеру Фра Филиппо Липпи , в них уже проглядывалась необыкновенная атмосфера духовности, с поэтичностью образов.
В 1467 году учитель Сандро двинулся в Сполето, где его вскоре и настигла смерть. Тянущийся к знаниям Боттичелли встал на поиск нового источника художественных достижений.

Рождество / Боттичелли

Рождество

Некоторый период он посвятил мастерской Андреа Верроккио, который был разносторонним мастером, живописцем , скульптором и ювелиром . Он стоял во главе бригады многогранно талантливых начинающих художников. Общение приносило свои плоды, таким образом, появились картины «Мадонна в розарии » (примерно 1470 год, Флоренция, Уффици), а также «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами » (1468-1469 год), сочетающая в себе уроки Липпи и Верроккио. Вероятно, данные работы и были первыми по-настоящему самостоятельными творениями Боттичелли .

Период 1467-1470 год охарактеризовался знаменитым образом Сандро, именуемым «Алтарь Сант-Амброджо ». В кадастре 1469 года Мариано сообщил, что Сандро работает дома из чего можно сделать вывод, что к тому времени Боттичелли был уже полностью самостоятельным художником. Что же касается судьбы остальных сыновей, то старший из них, будучи маклером, был финансовым посредником при правительстве. Его кличка «Botticella », что в переводе «бочонок» перекочевало к его известному брату. Семья Филипепи обладала внушительными доходами (были хозяевами домов, владельцами земель, лавок и виноградников) и занимала высокое положение в обществе.

Так в 1970 году Боттичелли распахнул двери своей собственной мастерской. А примерно между 18 июля и 8 августа 1470 года подвел черту произведению, которое и принесло мастеру общественное признание и популярность. Картина, на которой было изображена аллегория Силы , была адресована для Торгового суда. Данное учреждение было одно из важнейших и занималось рассмотрением правонарушений носящих экономический характер.

1472 год был охарактеризован записью Сандро в объединение художников - гильдию Святого Луки, что позволило узаконить образ независимого стиля жизни художника, обзавестись помощниками на случай заказа не только картин или фресок , а и инкрустаций, гравюр, мозаик, моделей для «штандартов и других тканей», витражей, книжных иллюстраций. На первом году, будучи членом объединения художников Боттичелли был должностным учеником Филиппино Липпи , который являлся сыном бывшего учителя умельца.

Заказы Сандро в основном лились из Флоренции. Так одной из самых великолепных его произведений — картина «Святой Себастьян » была исполнена для старейшей церкви города Санта Мария Маджоре. И 20 января 1474 года (в праздник святого Себастьяна Маджоре) работа, являясь первым подтверждённым произведением Сандро, была празднично размещена на одной из колонн церкви Санта Мария, которая устойчиво закрепилась в художественной панораме Флоренции.

Также в 1474 году, после завершения работ над этим произведением, мастер был приглашён на работу в другой город. Просьба пизанцев заключалась в росписи фресок в цикле росписей Кампосанто. Как раз в этот промежуток времени воцарился близкий контакт между Боттичелли и признанными правителями Флоренции — членами семьи Медичи. Подтверждением тому выступает работа (ставшая отражением общения художника с семьёй Медичи ) «Поклонение волхвов », заказанное в промежутке межу 1475 и 1478 годами Гаспаре (или Джованни) да Дзаноби Лами (банкир, приближенный к семье Медичи).

Поклонение волхвов / Боттичелли

Поклонение волхвов

Особый интерес данная картина вызывает у ряда исследователей, потому что именно на ней можно найти изображение целого пласта важных исторических лиц. Тем не менее, стоит обратить внимание и на примечательное композиционное построение, которое говорит об уровне мастерства художника на тот период.

Пик кульминации развития реализма изображения с увеличением психологической выразительности приходится на промежуток между 1475 и 1482 годами. Самые известные картины Сандро («Примавера » и «Рождение Венеры »), которые были заказаны семьёй Медичи, стали воплощением культурной атмосферы, свойственной для медического круга. Единогласно историками вынесены даты данных работ — 1477-1478 года. В данном случае существование Венеры означает не переживания любви в понятии язычества, а символизирует гуманистический идеал любви душевной. Когда душа сознательно или полу осознано, устремляется ввысь и очищает все в своем движении.

Таким образом, роли Весны оттенены космологически-духовным характером. Зефир, оплодотворяя, объединяется с Флорой, порождая тем самым Примаверу, Весну как символ оживляющих сил Природы. Амур с завязанными глазами находится над Венерой (центр композиции), отожествлением с Humanitas (созвездие духовных свойств человека, олицетворяющих три Грации), Меркурий, глядя ввысь, рассеивает облака своим кадуцеем.
Боттичелли трактует миф, который несёт в себе особую атмосферу выразительности: сцены идиллии помешены на фоне апельсиновых деревьев, которые густо сплетаются ветвями, подвластные единому гармоническому ритму. Это достигается с помощью линейных очертаний фигур, драпировок, движений танца, которые постепенно затихают в созерцательном жесте Меркурия. Фигуры ассоциируются со шпалерой за счёт чёткой манеры изображения на фоне глухой листвы.

Характерным наполнением работ Сандро является идея Humanitas, что означает сплетение духовных свойств человека, в большинстве случаев она воплощается в образе Венеры или порой Паллады-Минервы. Или иначе трактуясь — эта идея безукоризненной красоты, несущей в себе интеллектуальный и духовный потенциал человека, красоту внешнюю как отражение внутренней красоты, а также крупицу универсальной гармонии, микрокосм в макрокосме.

Если судить исходя из количества учеников и помощников, которые были зарегистрированы в кадастре, то в 1480 году мастерская Боттичелли была широко признана. Также этот год был отмечен написанием Сандро «Святого Августина», находящегося на алтарной преграде в церкви Всех Святых (Оньисанти). Данный заказ был выполнен для Веспуччи — уважаемая семья города, которая была близка Медичи.

Апокрифические тексты были широко распространены, что привело к почитанию обоих святых в XV веке. Сандро Боттичелли трудился, не покладая рук, чтобы иметь возможность стать лучшим среди всех живописцев того времени, делая акцент на Доменико Гирландайо, который выполнил с иной стороны образ святого Иеронима. Данное творчество было осуществлено безупречно, на лице святого были выражена глубина, тонкость и острота мысли, столь характерные для мудрецов.

Лоренцо Медичи в политических взглядах стремился примириться с папой и способствовал увеличению культурных связей Флоренции. Таким образом Боттичелли , Пьетро Перуджино , Козимо Россели и Доменико Гирландайо — 27 октября 1480 года были направлены в Рим для росписи стены новой «великой капеллы» Ватикана, которая была сиюминутно возведена по приказу папы Сикста IV (именно поэтому получила своё название Сикстинской ). По распоряжению Сикста IV Боттичелли был назначен главным по выполнению работ, в настоящее время фрески мастера считаются более ценными по сравнению с произведениями других художников. Готовые фрески были установлены осенью 1482 года на отведённое для них место в капелле неподалеку от открывающих цикл работ Синьорелли и Бартоломео делла Гатта. Боттичелли и остальные мастера возвратился во Флоренцию, в которой вскоре испытал потерю отца.

В период своей наибольшей творческой активности Сандро имел тесные взаимоотношения с двором Лоренцо Медичи , что и послужило написанию большинства из наиболее прославленных произведений мастера в 70-80-х годах по заказу членов данного семейства. Вдохновение остальных произведений было почерпано из стихов Полициано или было подвержено влиянию литературных споров, зарождающихся у ученых-гуманистов, а также приятелей Лоренцо Великолепного.

Если говорить о портретах, выполненных Боттичелли, то, несомненно, они занимают не столь высокую ступень в галерее образов, которые входят в его композиции. Вероятно, этот вид работ давался художнику меньше из-за его постоянной необходимости в движении и совершенстве ритма, которых портрет по грудь (характерен для XV века) не мог дать.
Конечно, нельзя и обойти вниманием возвышенный характер реализма Сандро. По крайней мере, это прослеживается потенциально в его мужских портретах. В них особенно можно отметить в качестве шедевра только «Лоренцано » — сплетение необыкновенной жизненности и портрет молодого человека, выражающий выдающуюся экспрессию интерпретации формулировки любви.

Клевета / Боттичелли

Клевета

Когда Боттичелли вернулся в Рим, то он написал цикл больших произведений на тему религии, содержащих несколько тондо, в которых чуткость эмоций художника смогла целиком выразиться в порядке форм на плоскости. Предназначение тондо заключалось в декоративной функции — украсить апартаменты флорентийской знати или в качестве коллекционных произведений искусства.

Тондо «Поклонение волхвов », которое было известно нам первым, имеет дату семидесятых годов. Предположительно оно выступало в роли крышки стола в доме Пуччи. Точкой отсчёта служит эта пусть ещё юная работа, в которой искаженные перспективы оправданы при горизонтальном расположении картины. В ней Боттичелли выказывает «софистический», тревожный и трезвый подход.

В качестве примера выступают работы: «Мадонна Магнификат » (1485 год) и «Мадонна с гранатом » (1487 год). Первое произведение, с помощью особого изгиба кривых линий, а также коллективному круговому ритму создаёт иллюзию картины, созданной на выпуклой поверхности. Второе же произведение предназначавшееся для Зала заседаний суда палаццо Синьории, характеризуется применением обратного приема, формирующий эффект вогнутой поверхности.

Иное настроение создаётся во внушительной работе Сандро «Венчание Богоматери », датируемое 1490 годом. Так, если 1484-1489 года отмечены довольством Боттичелли своими произведениями и собой, то «Венчание » несёт уже совершенно иной посыл — взволнованность чувств, неизведанные тревоги и надежды. Ангелы переданы с большим волнением, а клятвенный святого Иеронима полон уверенности и достоинства.

Одновременно, в данной работе чувствуется отрешение от совершенства в пропорциях (быть может вследствие этого, работа и не была столь успешна), увеличивается величественное напряжение, которое характерно только для внутреннего мира героев, происходит усиление резкости цвета, который становится всё более самостоятельным.
Боттичелли стремился к познанию большей степени драматизма, что характерно для таких произведений автора как «Покинутая ». Сюжет данной работы был, бесспорно, уходит корнями в Библию — Фамарь, которая была изгнана Аммоном. Но этого единичного исторического факта преображённого в художественное воплощение становится достаточным, чтобы приобрести вечный статус: здесь и хрупкие чувства женщины, и сочувствие её одиночеству и даже дремучая преграда в качестве закрытых ворот, а также плотной стены, которая символизирует стены средневекового замка.

Весна / Боттичелли

Весна

В 1493 году Флоренция ошеломляется смертью Лоренцо Великолепного. А в семье Боттичелли происходят ещё более значимые события важные события — умирает брат Джованни, которого хоронят рядом с отцом на кладбище. Из Неаполя приезжает Симоне (другой брат), совместно с которым мастер покупает «господский дом» в Сан Сеполькро а Беллозгуардо.

Последние произведения Сандро дышат усилением религиозного нравственного расположением духа. Боттичелли всегда относился к религии и нравственности со всей серьёзностью, это было видно в превращении незамысловатого и традиционного напева Липпи в мистическую созерцательность «Мадонны Евхаристии ».