Валентин петрович катаев. Другие труды Катаева

Мария Тереньева-Катаева

"Как это было" - автобиографическое воспоминание

Оригинал здсеь: http://www.geocities.com/SoHo/Hall/7820/teren/ Река времени мчится то в солнечных бликах, то в безысходной грозовой черноте, и уносит легкие как воздушные струи наши радости - и каменно-тяжелое горе. Волной мировой войны и революции подхватило меня из уездного захолустья и влекло в телегах и теплушках по дорогам страны до самого ее сердца - Москвы. Комсомольские годы высоких идеалов и само отверженной мечты... Стремительном походкой на семнадцатом году жизни вошла я в красивое здание Литературного института на Поварской. Прочитала на первом собеседовании своих любимых поэтов - Блока, Маяковского, Верхарна - и свои стихи, была принята без справок и аттестатов, которых у меня и не было. В институте изучали истории мировой литературы, языкознание и другие важные науки, но больше всего там жили и бредили стихами. Все дружно готовились к зачетам, выступали в печати с первыми рассказами к стихами; лавиной прорывались в Политехнический на литературные вечера; взявшись за руки, ходили шеренгой по улицам, скандируя "Левый марш" Маяковского или "Двенадцать" Блока. Атмосфера увлечения поэзией и скрытой влюбленности друг в друга царила среди нас. Заходил и студент экономического факультета МГУ, молодой журналист, писавший рассказы и очерки, Иван Катаев. Я часто видела его совсем еще юношеское лицо и сдержанную добрую улыбку. Как-то мы шли вдвоем по улице, вечерняя Москва окатывала прохладой и покоем. Проезжали извозчики, ритмично постукивали копыта. Катаев говорил о классиках - о Достоевском, Толстом: "Это не просто писать как чувствуешь, как велит совесть. Но мы в "Перевале" к этому стремимся..." Я знала о "Перевале". Недавно в помещении издательства "Круг" читала перевальцам свои стихи. Кое-кто ругнул меня за неточную рифму, а руководитель группы "Перевал" Александр Воронский похвалил. Некоторые из этих стихов были напечатаны в журналах "Новый мир", "Красная нива"... Получалось так, что мои встречи с Иваном не ограничивались институтом. В зеленом деревянном домике во Всехсвятском (ныне метро "Сокол"), где жили мои родители, в свободной комнате поселился в то время бездомный товарищ брата по армии, Ефим Вихрев. Я жила в общежитии, но часто бывала у родителей и у Ефима встречала Ивана. Они оба теперь работали в кооперативном журнале "Город и деревня". Почти сразу за домом начиналось поле, сверкающее чистейшим снегом. Иван учил меня ходить на лыжах, и я часто как ванька-встанька барахталась в снегу. -Комсомольская стихия, ты когда вступишь в партию? - неожиданно спросил Иван. - Зачем мне терять свободу? - ответила я несерьезно. -Ого, это явный мелкобуржуазный индивиддуализм, - смеясь, сказал Иван. Иногда я бывала в маленькой комнатке Ивана в Кунцеве, где стояли старая хозяйская кованая кушетка и некрашеный стол. На нем несколько книжек и большая глиняная собака. -Единственное изящество моей одинокой жизни, - шутил Иван. Здесь вечерами мы читали вслух многие главы из "Пана" Гамсуна. В раскрытые окна вдруг врезался грохот автобуса на шоссе, а потом тишина казалась еще глубже. И уже тогда я понимала, что в Иване, в этом сдержанном человеке, неизменны душевная чистота, на редкость бережное отношение ко всем людям. У него есть большая цель в жизни. Он отличался от шумного безалаберного круга молодежи, который был мне привычен в институте. Осенью 1926 года вместе с институтом, расформированным и частично влившимся в Ленинградский университет, я уехала в Ленинград. Я полюбила этот город с его традициями, с поэзией его величественных зданий и соборов. Мы с несколькими студентками жили небольшой коммуной, снимали комнаты в старинной квартире на Васильевском острове. Я занималась в университете и работала в молодежной газете "Смена". Когда все разъехались на каникулы, я особенно остро почувствовала одиночество. И, конечно, обрадовалась, когда в комнату ко мне вошли, чуть смущенные, Иван и Ефим. Немного поговорили, и мне захотелось показать им Ленинград. Я гордилась городом, как своим открытием. Мы прошли по набережной, любуясь сфинксами над Невой, строгими линиями моста Лейтенанта Шмидта, побывали в безлюдном Летнем саду. Было туманно, временами сеялся незаметный дождичек, белые статуи среди деревьев казались живыми. Нас охватило чувство красоты и значительности этого города, значительности человеческой жизни. Мы с Иваном приходили сюда и позже, когда Ефим уже уехал, встречали наступление белых ночей, дышали прохладой с Невы. Иван был серьезен, необычен и сказал торжественно: "В руки твои предаю дух мой..." Мы решили вместе провести отпуск. В начале июля 1927г. приехали во Владикавказ. Через год мы с Иваном перебрались в старый домик на Ленинградском шоссе к моим родителям уже втроем, с маленьким сыном Юрой. Иван стал работать ответственным секретарем в новой "Литературной газете", заключил договора на издание своих первых повестей и рассказов. Я выезжала из Всехсвятского редко. Тогда это был отдаленный пригород. Возилась с малышом. Иван просил меня вести дневник поведения и развития ребенка - дневник своей матери Иван хранил как святыню. Но мне было скучно вести такой дневник.Я с нетерпением ждала вечера, когда вернется Иван с привычными и интересными рассказами о литературной жизни. К нам во Всехсвятское иногда приезжали молодые писатели и критики, друзья н знакомые Ивана, Николай Зарудин, Борис Губер, Эдуард Багрицкий, Александр Мылышкин, Николай Дементьев, Абрам Лежнев и другие. Все они принадлежали к упоминавшейся литературной группе "Перевал".. Эти встречи продолжались и потом, когда в начале 30-х годов мы переехали на новую квартиру на улицу Кропоткина, просторную, но холодную - с печным отоплением. В январе 1930 года Катаев с бригадой "Правды" выехал в районы коллективизации на Кубань. Слухи о том, как проходит коллективизация, были тревожные. В нашу дверь все чаще стучали люди с измученными, униженными лицами и просили хлеба. Говорили, что рано утром на улицах убирали трупы умерших от голода, издалека пришедших людей. Иван вернулся сумрачный, на вопросы отвечал скупо, неохотно, принялся за работу над книгой "Движение" - о Кубани. Искал осмысления всего виденного, искал с тревогой, скрывая боль и недоумение. Происходили изменения и в литературной жизни. Прежние разногласия превратилисъ в жестокие схватки, теоретические споры - в беспощадные бои. Иван к этому времени издал несколько книг. Их хорошо встречали критика и читатели. Но теперь положение изменилось. Ведь Иван был одним из ведущих писателей "Перевала", основными лозунгами которого были искренность, правдивое отражение жизни, глубокая человечность. В жестокой, накаленной обстановке тех лет эти лозунги встречали сопротивление руководства рапповцев (Российская ассоциация пролетарских писателей). В критике господствовала "рапповская дубинка". Споры, словесные баталии происходили и у нас в квартире между перевальцами и рапповцами. Кстати, А. Фадеев, рапповец в то время, был мягче и доброжелательнее многих других. Нападки на Ивана Катаева особенно усилились после выхода в свет рассказа "Молоко". Критика обвиняла его в "христианском либерализме", в пособничестве кулачеству. Иван в эти годы много ездил по заданиям газет и журнала "Наши достижения" - в Хибины, в Армению... Мне иногда казалось, что через жизнь мчится поток человеческих судеб. За каждой поездкой возникали новые очерки или рассказы. Прошел первый съезд советских писателей. Выступали Горький, Бухарин. Иван был избран членом Правления Союза писателей. Жизнь все круче менялась. Прошли политические процессы Бухарина, Радека и других. В августе 1936 года Ивана исключили из партии. Участились аресты, всеобщий страх, отчуждение... А Иван писал свой последний рассказ "Под чистыми звездами", о поездке в этом году на Алтай, уже наверняка зная, что его ждет впереди, но оставаясь самим собой, прежним, честным и открытым. В феврале I937 года родился второй сын, которому Иван очень радовался. А в марте I937-гo раздался поздний звонок. Вошли пятеро, предъяви ордер на обыск и арест. Застучали ящики столов, шкафов. На пол полетели книги, наши черновики, письма. Перед рассветом, заполнив кузов грузовика мешками с рукописями и книгами, они повели Ивана к машине. Я бросилась к нему, оттолкнув стрелка. Иван сказал негромко: "Приберетесъ и живите тихонько, а со мной разберутся". Потом день за даем бесконечные очереди в приемных, заявления и письма "наверх".
Я стала работать з школе, мне нравилось быть с детьми. Они были далеки от общего отчаяния и безвыходности. Заключенным разрешалось передавать по пятьдесят рублей в месяц. Я дробила эти деньги на части, чтобы знать, здесь ли еще Иван. И, когда деньги не приняли, я поняла, что его уже нет в Москве. Узнала приговор: "Десять лет без права переписки". Что крылось за этой иезуитской фразой, поняли много позднее. Очень скоро и меня с ребенком на руках ввели в "материнскую камеру" Бутырской тюрьмы. В этом полутемном помещении с высоким деревянным щитом на окне я стала тринадцатой. Уголовники принесли манную кашу в ведре... На другое утро меня вызвали в коридор и предложили подписать бумагу с постановлением Особого совещания о том, что я осуждена на восемь лет как "член семьи изменника родины" - ЧСКР. На прогулку заключенным обычно давали четверть часа. "На ребенка" добавили еще пятнадцать минут. Маленький отгороженный дворик был где-то рядом с лесопилкой. Летела древесная пыль. День за днем одно и то же. Сын был живой, подвижный мальчик. Страшно было, что он упадет с нар на каменный пол. Я носила его на руках и искала в памяти какую-нибудь колыбельную песню. Ни одна не подходила к нашей участи. И тогда сочинила свою, тюремную колыбельную: "Мальчик мой, не верь в измену Своего отца..." Женщины все-таки постоянно ждали, что их отпустят. Слишком нелепо, непонятно было случившееся. Но их отправили не по домам, как они живо надеялись, а в исправительно-трудовые лагеря в Мордовии. Две недели карантина, и вот дети уже в лагерных яслях. Меня послали: на работу пильщиком в зоне. Надо было обеспечить дровами все хозяйственные точки: кухню, баню, прачечную... Рабочий день пильщика был не нормирован, я могла брать Митю и в свободное время гулять с ним. Его первые шаги, первые слова были в лагере. Но в яслях началась эпидемия токсической диспепсии. Заболел и Митя. Я с ужасом видела, как он слабеет, становится вялым,. безучастным и иногда только стонет. Попросила вольнонаемную заведующую медчастью Болтянскую пустить меня в ясли ухаживать за ребенком. Отказ был решительным: "У нас хороший уход, сестры из ваших же заключенных: Прошло еще несколько дней, я не вышла на работу, безнадежно сидела или лежала на нарах. К вечеру пришла Болтянская: "Демонстрацию, голодовку устраиваете? В карцер посадим!..." Но все же дала разрешение, и меня пустили в ясли. Несколько раз делали переливание крови, взятой у меня для Мити. Заболели еще некоторые дети. К ним тоже пустили матерей. Все же за зону ночами выносили гробики. Какие ветры обвевают эти почти скрытые в траве холмики? Мой ребенок стал понемногу есть, поправляться, оживать. Теперь я не могла больше подвергать случайности жизнь мальчика. Некоторые матери подали заявления с просьбой отправить их детей родным. И я получила разрешение. Вскоре за Митей приехала его бабушка - Лариса Дмитриевна, вторая жена Катаева старшего, отца Ивана, и взяла в Куйбышев уже и второго внука. Уехали мои. Меня охватила пустота, она как бы вгрызалась в меня, неотступно была со мной. Тогда я стала сочинять стихи. Строфы складывались в голове без бумаги, без чернил. Их у нас и не было. Был холодный вечер выходного дня. Мы сидели в бараке, рукодельничали. Меня кто-то попросил: "Не скрывай, почитай нам!" Я читала, остро ощущая одинаковость наших судеб... Тянулись нелегкие лагерные месяцы. Война! Она охватила нас чувством тревоги: у многих родные братья, сестры были на фронтах. Посылок не стало, с каждым днем было труднее, но мы не роптали. Нужно было много шить для армии. Вокруг - могучие мордовские леса, дров хватало, но зимой дощатые стены грели плохо. Все страшнее, голоднее, безнадежнее было существовать. Не буду больше писать об этом. В один из дней мы проснулись от шума, от ликующих криков. Выбежали из бараков. Слово "победа" звучало в голубом рассвете и слилось в одном неостановимом возгласе. Мы строем, как привыкли на демонстрациях, пошли между бараков с песней "Слезами залит мир безбрежный". Испытанные комендант и конвоиры пытались разогнать нас по баракам, но мы словно не замечали их. Мое освобождение наступило в сентябре. На центральном лагпункте я узнала, что в большинстве больших городов мне жить нельзя. Мои родные в 1942 года перебрались из Куйбышева в Магнитогорск. Вблизи этого города я увидела название "станция Буранная". "Это моя судьба," - решила я. Поезд, люди, теснота и давка - все мне казалось легким и радостным. Я вышла в Магнитогорске. Появление мое в квартире Ивана Матвеевича Катаева, профессора Магнитогорского педагогического института, отца моего Ивана, было потрясением для всех - и для Ивана Матвеевича, и для Ларисы Дмитриевны, и для моих детей. Юре было уже 16 лет, Мите - 7. Помытарившись немного в поисках работы по пригородам Магнитки, я стала учительницей начальной школы совхоза "Буранный". Каждую неделю ездила к своим, мотаясь в кузове попуток или на ступеньках переполненных поездов, цепляясь за поручни. В своих сыновьях я узнавала черты характера, которые ценила в их отце и вообще в людях: доброту, любовь к природе, к прекрасному, что нельзя убить в жизни. Через пару лет смогла переселиться в Магнитку. Работала в ремесленном училище, где было очень трудно, но интересно. В городе большого труда нашлось и для меня, "отверженной", место. За десять лет жизни в Магнитогорске я преподавала русский и литературу в металлургическом техникуме, в заочной средней школе, читала литературные лекции по городу. В цехах завода, в клубах и красных уголках, в библиотеках - везде лекции проходили с успехом. Можжет быть, потому, что в них было много стихов и даже прозы, которые я легко запоминала. Мимо платформ с пылающим металлом, по подъездным путям, взбиралась на эстакады и сверху видела грандиозный размах всего комбината в дымах и клубах пара... В 1946 году скончался отец Ивана, прекрасный человек, ученый-историк. Уехал в Москву, поступил в МГУ старший сын. Непросто это было для "сына врага народа". Но наш пробитый бурями парус подхватил попутный ветер ХХ съезда. Трудно было расстаться с Магнитогорском, где была интересная работа, друзья, близкие и хорошие люди. Но я ринулась в Москву в поисках справедливости. Получить реабилитацию было не так просто, дело долго пересматривалось. Три справки у меня от этого времени: о реабилитации Ивана Катаева, о собственной реабилитации. Третья появилась позже, что Иван Катаев скончался якобы в 1939 году. На самом деле он был расстрелян 19 августа 1937 года. Теперь надо было вернуть к жизни его книги. Некоторые из них я отыскала в секретном отделе "Ленинки", кое-что уцелело у знакомых и друзей, у тех немногих, что героически не сожгли, не выбросили их. И надо было думать о жилье. Прежде, приезжая во время каникул из Магнитки в Москву, я жила у родных и друзей, нигде не задерживаясь, чтобы не привлекать внимания милиции и часто недобрых соседей.
Директор Гослитиздата Котов встретил меня дружелюбно, вспомнил эпиграмму, кажется, А. Безыменского: "Написал Катаев хороший роман, только не Валентин, а Иван". С ветром обновления книга Ивана Катаева была включена в план будущего года. Со мной заключили договор на ее составление. "Избранное" вышло в свет в 1957 году, необычно быстро, и это была большая победа. За ним последовали позже сборники "Под чистыми звездами", "Сердце", "Хлеб и мысль" (Лениздат). В 1970г. мне удалось собрать "Воспоминания об Иване Катаеве". Но я возвращаюсь к первым годам по приезде в Москву. Москва, моя добрая надежда...Я благодарна судьбе, что успела повидать, побыть с людьми, бесконечно близкими. Встречалась с сестрами, их детьми. Но ведь и мои родные прошли за эти годы нелегкий путь. И пришли новые потери. Мой старший брат Володя упал и тут же скончался от сердечного приступа на заводском дворе, когда шел на работу. Годы заключения в лагерях Коми АССР подорвали его силы. В актовом зале заводского клуба - гроб в цветах, вокруг молчаливая толппа рабочих и две женщины в черном - жена и дочь. Еще один уход из страшноой бесправной жизни.
Умерла моя старшая сестра Ксеня, тоже на ходу, тоже от сердечного приступа... "Как тесно в душе от ушедших навек", - еще тогда сложились эти строки. В нашем зеленом домике в селе Всехсвятском жили чужие люди: отец умер еще в тридцатых, мать скончалась в Ташкенте в эвакуации. Сестры покинули этот домик, поселившись в Москве поближе к работе. Но со мной была Фаина Школьникова, моя подруга с молодых лет. Она дружила со многими из "Перевала" - с Катаевым, Зарудиным, Губером. За это, с формулировкой "за недонесение", она отсидела в лагере пять лет и теперь работала на окраине Москвы на текстильной фабрике. В прежние годы она была заведующей редакции журнала "Иностранная литература". Фаина приглашала меня к себе в десятиметровую комнату. Но загостил к нам милиционер, требуя прописку, а комната для этого была мала. И тут писатель Василии Гроссман, человек, близкий нашему прежнему кругу, предложил мне поселиться на ул. Басманной - в шестиметровую комнату окном на белую стену соседнего дома, рядом с кухней большой коммунальной квартиры. У хозяина этой ценной комнаты была на нее "бронь", поскольку он работал на Севере. За дверью гудели газовые горелки, были слышны злые голоса, пахло чем-то пригорелым. А я, довольная тем, что есть стол и настольная лампа, считывала с машинки. Я собрала все возможное из литературного наследия Ивана Катаева - то, что не вошло в "Избранное". Две ммашинистки подкидывали мне материал для считывания, и в то же время я писала стихи. Конечно, я подавала заявления в Союз писателей, к которому в I937 - 38 г.г. перешла наша кооперативная квартира в Лаврушинском переулке, куда мы так и не въехали... Были обещания, но... Я как-то даже послала "Вариант заявления" в стихах: Не до книг и не до верстки, Дни невольно праздны, Я кочую по разверстке По знакомым разным. Побреду, уныло сяду Где-нибудь на тумбу. И часов пятнадцать кряду Созерцаю клумбу... Долго ль странствовать по миру Среди гроз и ливней? Но Союз, забрав квартиру, Был оперативней... Год я прожила в полутемной, "газовой" комнате на Басманной. Она мне очень помогла в жизни. Потом через Союз писателей мне все-таки дали комнату в новом доме на Ломоносовском проспекте; комнату 20-тиметровую, в коммунальной квартире. Теперь я могла вернуться к своим стихам. Готовила книгу стихов "Испытание" для издательства "Советский писатель", которая вышла в 1965 году. Предисловие к ней написал мой старый друг поэт Михаил Светлов. Позже вышли еще две книги моих стихов. Думаю, что ранние годы жизни, время больших надежд, увлеченной работы, общение с лучшими людьми в жизни и литературе дали мне силы пережить то неотвратимо страшное, что обрушилось на всю страну, на меня, на нашу семью, на такого чистого, прекрасного человека, каким был Иван Катаев. Все пережитое дало мне понимание глубины и силы человеческой души - самого хрупкого и самого стойкого материала на Земле.

Имя: Валентин Катаев (Vakentin Kataev)

Возраст: 89 лет

Деятельность: писатель, сценарист, военный корреспондент

Семейное положение: был женат

Валентин Катаев: биография

«Сын полка», «Белеет парус одинокий» - в 70-80-е советские школьники зачитывались этими увлекательными произведениями, пропитанными духом приключений и детского героизма. Впрочем, их автор Валентин Петрович Катаев вошел в историю русской литературы не только как детский писатель. Его перу принадлежат многочисленные романы, рассказы, повести – в литературное наследие Катаева входят более 130 произведений.

Детство и юность

Биография Вали Катаева начинается с Одессы конца XIX-начала XX века. В этом шумном южном городе на стыке двух столетий, 28 января 1897 года, родился будущий писатель. Отец Петр Васильевич Катаев, преподаватель в духовном училище, и мать, генеральская дочь Евгения Ивановна Бачей, с раннего детства привили сыновьям любовь к книгам и чтению.


Пронеся эту страсть через всю жизнь, оба брата посвятили себя литературе: младший брат Катаева – Женя – стал известен под псевдонимом как автор знаменитых романов «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» в тандеме с (Файнзильбергом).

Мальчики рано остались без матери: она скончалась от воспаления легких вскоре после рождения Жени. Отец, овдовев, больше не женился, с воспитанием детей стала помогать сестра Евгении Ивановны. Тетя была очень доброй, но маму заменить маленькому Вале не могла. Травма от потери навсегда осталась в душе ребенка.


Отдушину мальчик искал в творчестве. С 9 лет, уже будучи гимназистом, он стал писать стихи, которые читал всем домашним, ища одобрения. Став постарше, юноша стал носить написанное в редакции уже в поисках профессиональной оценки. И первый успех пришел к нему в 1910 году, когда в издании «Одесский вестник» впервые было напечатано стихотворение «Осень», а потом и другие сочинения, в том числе рассказы и фельетоны.

Долго наслаждаться творческим успехом Катаеву не пришлось. Началась Первая мировая война (1914-1918), и в 1915 году, так и не окончив гимназию, юноша ушел добровольцем на фронт.

Война

Службу Катаев начал рядовым артиллеристом. Дважды получал ранения, был отравлен ядовитыми газами, отчего голос его до конца остался с легкой хрипотцой. Писатель был демобилизован в чине прапорщика осенью 1917 года после тяжелого ранения в бедро. С войны Катаев вернулся с наградами: два Георгиевских креста и орден Святой Анны.


Молодой Валентин Катаев в военной форме

Не успели отгреметь залпы Первой мировой, как в стране разгорелась война Гражданская. Этот период биографии Валентина Катаева описан противоречиво. В одних источниках говорится, что с 1919 года он воевал в рядах Красной армии, командовал артиллерийской батареей. Но существует и альтернативная версия, согласно которой Катаев примкнул к «красным» позже, а в начале состоял добровольцем в Белой армии генерала , за что был впоследствии арестован чекистами.

Так или иначе, тяготы военной жизни Катаев пережил сполна и описал их в повести «Записки о гражданской войне» (1920), рассказе «Отец» (1928).

Литература

С 1922 года в жизни и творчестве Катаева наступает новый этап: писатель переезжает из Одессы в Москву, работает в газете «Гудок». Его круг общения - многие таланты того времени: , Илья Ильф, Эдуард Багрицкий. Все они вслед за Катаевым уехали из Одессы покорять столицу, и удачливый первопроходец помогал им обустроиться.


Начинающий писатель Валентин Катаев

Удача действительно улыбалась молодому писателю. Его талант, наконец, признан в столице. Публикация повести «Растратчики» (1926), в которой автор в сатирической манере критикует социальный бич того времени – присвоение казенных денег, отмечена большим успехом. Сам предложил Катаеву поставить по мотивам повести пьесу. И вскоре она прошла на сцене МХАТа. А вторая пьеса «Квадратура круга» была поставлена на нью-йоркском Бродвее.

Вслед за старшим братом покорять Москву приехал и Катаев-младший, которого Валентин Петрович стал вовлекать в писательскую среду.

«Каждый интеллигентный, грамотный человек может что-нибудь написать», - говорил он.

Примечательно, что, напутствуя брата, Катаев инициирует написание авантюрного романа о спрятанных во время революции бриллиантах. Идеей он делится с Евгением и другом Ильей Ильфом, приглашая их написать черновик романа, который бы потом сам усовершенствовал и продвинул к публикации.


Что из этого вышло, уже общеизвестно. Ильф и Петров (Евгений взял псевдоним по имени отца) блестяще справились с задачей без наставничества. Написанный роман разошелся на цитаты, а в благодарность за идею издан с посвящением Валентину Катаеву.

Валентину Петровичу суждено было пройти три войны. В годы Второй мировой он вновь надел военную форму и отправился на передовую. Работал фронтовым корреспондентом, писал очерки, статьи, фотографировал. Известным произведением того времени стала повесть «Сын полка» (1945): образ главного героя Вани Солнцева олицетворяет трагические судьбы многих детей в годы войны.


К детской теме Катаев обращается еще в довоенные годы, когда пишет повесть «Белеет парус одинокий», в которой автор погружается в атмосферу родной Одессы. В героях Пете и Павлике, которые вовлечены в круговорот приключений на фоне разрушенного революцией 1905 года города, угадываются черты самого Катаева и его брата Жени.

Повестью «Белеет парус одинокий» (1936) открывается тетралогия «Волны Черного моря», в которую позже вошли романы «Катакомбы» (1951), «Хуторок в степи» (1956) и «Зимний ветер» (1960-1961).


Если «Парус» лишь отчасти можно назвать автобиографическим, то роман «Алмазный мой венец» критики открыто назвали мемуарным. Сам писатель с такой трактовкой не был согласен и даже отказался от жанрового определения роман.

«Это свободный полет моей фантазии, основанный на истинных происшествиях», - говорил он.

Катаев работает над книгой в 1975-77 годах, а описываемые события относят читателя в мир литературной богемы 20-х годов.


Оригинальность произведения в том, что при реальной основе сюжета герои, а это известные писатели и поэты – современники автора, завуалированы псевдонимами-масками. А новизна в том, что Катаев впервые написал в непривычном для себя стиле, жанре и направлении.

Личная жизнь

Первое упоминание о личной жизни писателя связано с именем Ирины Алексинской. Нежные чувства к девушке, живущей по соседству, стали первой любовью юноши. О первом браке Катаева доподлинно ничего не известно, а вот второе супружество оказалось счастливым. С Эстер Бреннер они поженились в 1931 году. Невесте было всего 18 лет, Катаеву – 34.


Валентин Петрович ласково называл жену Эста. В 1936 году у пары родилась дочь Евгения, а в 1938 - сын Павлик. Дочь Валентин Петрович обожал. Маленькая Женя стала прототипом героинь сказок «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик». Дочь Евгения подарила родителям первую и единственную внучку Валентину.

Смерть

Уже будучи глубоко пожилым, Катаев перенес сложную операцию по удалению раковой опухоли. Но причиной смерти стала не онкология. Писатель умер спустя 12 лет от инсульта, на 90-м году жизни, 12 апреля 1986 года.


Эстер Давыдовна пережила мужа на 23 года. Они прожили в счастливом браке 55 лет. Супруги похоронены в одной могиле на Новодевичьем кладбище в Москве.

Цитаты

«Я уже и тогда подозревал, что самое драгоценное качество художника – это полная, абсолютная, бесстрашная независимость своих суждений» («Трава забвения»).
«Среди людей часто попадаются храбрецы. Но только сознательная и страстная любовь к родине может сделать из храбреца героя» («Сын полка»).
«Лето умирает. Осень умирает. Зима – сама смерть. А весна постоянна. Она живет бесконечно в недрах вечно изменяющейся материи, только меняет свои формы» («Алмазный мой венец»).
«Выгодный брак по любви – это случается не часто» («Кубик»).

Библиография

  • 1920 - «В осажденном городе»
  • 1925 - «Остров Эрендорф»
  • 1926 - «Растратчики»
  • 1927 - «Квадратура круга»
  • 1928 - «Универмаг»
  • 1931 - «Миллион терзаний»
  • 1931 - «Авангард»
  • 1932 - «Время, вперед!»
  • 1936 - «Белеет парус одинокий»
  • 1940 - «Цветик-семицветик»
  • 1940 - «Дудочка и кувшинчик»
  • 1940 - «День отдыха»
  • 1943 - «Синий платочек»
  • 1944 - «Отчий дом»
  • 1945 - «Сын полка»
  • 1956 - «Хуторок в степи»
  • 1956 - «Случай с гением»
  • 1961 - «Зимний ветер»
  • 1961 - «Катакомбы»
  • 1978 - «Алмазный мой венец»

Более 40 произведений прозаика, в том числе сказки и сценарии, были экранизированы. Самые известные - «Белеет парус одинокий» (1937), «Волны черного моря (1975), «Сын полка» (1981).

Катаев Валентин Петрович – талантливый писатель, драматург, прозаик, поэт, сценарист, военный журналист, популярность которого была на пике в советские годы.

Катаев Валентин Петрович родился в Одессе в 1897 году в обычной семье. Дедушка будущего мастера пера был сыном священника. Отец Петр Васильевич Катаев тоже был связан с православной церковью, так как преподавал в одесском епархиальном училище. Стоит подчеркнуть особую образованность отца Валентина, который кроме духовной семинарии закончил еще и Новороссийский университет историко-филологического факультета.

Евгения Ивановна Бачей, мама будущего известного драматурга-сценариста, была генеральской дочерью. Мальчик рос в культурной семье, в атмосфере любви и взаимопонимания. Будущий гений пера с особым трепетом относился к своим родителям. Позднее, когда он начал карьеру сценариста, его любовь и трепетное отношение к родителям проявилось в том, что главному герою повести «Белеет парус одинокий» он дал имя своего папы и фамилию мамы.

Судьба матери была трагичной – она не смогла дожить до совершеннолетия детей, так как заболела воспалением легких еще в молодости, от чего и скончалась. Воспитанием двух мальчиков занималась сестра матери, которая смогла для мальчиков заменить родную маму.

Отец всячески подогревал интерес мальчиков к литературе. Именно поэтому в их семье была огромная библиотека, которая хранила в себе книги разных жанров и самого различного содержания.

Фото: Валентин Катаев в молодости

Родители, бабушка и родной дядя Валентина похоронены на Втором Христианском кладбище Одессы, которое при жизни часто посещал талантливый сценарист, чтобы воссоединиться душой со своими близкими и мысленно попросить совета в непростых жизненных ситуациях.

Был у Валентина и младший брат Евгений, которого природа тоже наградила талантом писателя. Брат Валентина взял себе псевдоним Петров. Слава и Евгения не обошла стороной. Именно он был соавтором известных широкой аудитории произведений «Золотой теленок» и «12 стульев».

Первые труды

С ранних своих лет Валентин Катаев был влюблен в классическую литературу, без которой он не мог прожить и дня.

Сам Катаев, уже будучи великим человеком, говорил, что с ранних лет мечтал стать выдающимся писателем и верил в то, что его желание сбудется.

С первым его трогательным стихотворением читатели познакомились в 1910 году. Называлось оно «Осень». Это произведение выпустил «Одесский вестник», который пользовался популярностью среди одесситов. Увидев интерес читателей к своему первому литературному шедевру, Валентин еще сильнее загорелся. Так за два года мир увидело еще 25 потрясающих его стихотворений.

В 1912 году Валентин попробовал изменить жанр. В результате стали появляться юмористические рассказы. Параллельно появляются два серьезных объемных произведения «Пробуждение», а также «Темная личность». Первый рассказ описывал великую любовь молодого человека к девушке, которую он героически оставил ради революционного движения. Второе произведение несло сатирический подтекст, высмеивая А. Куприна, А. Аверченко и М. Корнфельда.

Личности, повлиявшие на развитие творчества

До событий Первой мировой войны начинающему писателю Катаеву посчастливилось познакомиться с И.А. Буниным, а также А. М. Федеровым, которые позднее стали верными литературными наставниками Катаева. Через несколько лет круг друзей Катаева стал расширяться – в число его соратников вошли Э. Багрицкий и Ю. Олеша.

Творческое развитие Катаева прервали тяжелые события 1915 года, в связи с которыми Катаев ушел в армию. Причем он сам изъявил желание служить на благо Отчизны.

Биографические данные Катаева говорят о том, что он в те непростые годы трудился прапорщикам, затем пережил серьезное ранение и даже однажды был отравлен газами.

Ранение, о котором говорилось выше, Катаев получил в тяжелом 1917 году, когда воевал на румынском фронте. Полученное увечье было очень серьезным, поэтому Валентина сразу же отправили в госпиталь, который располагался в Одессе. За героизм его не раз награждали Георгиевскими крестами. Также он удостоился ценного в то время ордена Святой Анны IV, а также титула дворянина, который не мог быть передан по наследству.

Продолжение творческого пути

Любовь к литературному искусству у Катаева была настолько сильной и всепоглощающей, что даже в трагические годы войны он умудрялся писать увлекательные рассказы и потрясающие очерки, иллюстрирующие тяготы фронтовых будней. В 1915 году в популярнейшем журнале «Весь мир», который читали все, в том числе элита столицы, появился рассказ Катаева «Немчик». Позднее всем, кто восхвалял талант Катаева, писатель говорил, что шедевры у него получаются благодаря бесценным напутствиям И. Бунина.

Возвращение на фронт

Придя в себя после пережитого ранения, Катаев в 1918 году снова оказывается на службе. На этот раз судьба его занесла в ряды войска известного гетмана П. Скоропадского. Но после того, как гетман совершил предательство и сбежал в немецкую столицу, Катаев ушел в добровольческую армию в звании подпоручика. Позднее Катаев служит на бронепоезде «Новороссия». Есть в биографии Катаева и сведения о том, что гений пера воевал против петлюровцев.

Тяжелый отпечаток на писателя отложил 1920 год, когда Катаев подхватил тиф и чуть не умер от этого страшного недуга. Тогда его снова отправили в одесский госпиталь. Недолго пролежав в стенах этого медучреждения, близкие забрали его домой. Там, благодаря хорошему уходу и постоянной заботе родных, он быстро выздоровел. Когда силы снова вернулись, Катаев принимает решение стать подпольщиком офицерского заговора против П.Н. Врангеля. За это он был вместе с братом арестован. В тюрьме пробыли два брата-писателя до осени 1920 года. Вскоре братьев отпустили на свободу, а остальных заговорщиков той же ненастной осенью жестоко расстреляли.

Утверждение в столице

Значимым для Катаева был 1921 год, когда он, работая в харьковском официальном издательстве вместе с Ю. Олешей, арендует жилплощадь. Именно в тот период Катаев решил, что пришло время покорять столицу. Туда он и отправился через год. В столичном городе Валентин начинает плодотворно работать для газеты «Гудок». Там систематически появляются его статьи сатирического и юмористического характера. Под ними он подписывался по-разному. Зачастую под его произведениями ставились псевдонимы Митрофан Горчица, Ол. Твист, а также Саббакин Старик.

События 1938 года положили на Катаева тяжелый отпечаток. Он был свидетелем, как талантливого поэта О. Мандельштама арестовала советская власть, назвав все его литературные труды похабными и клеветническими. Наблюдая с болью в сердце за арестом своего соратника, Катаев решил систематически помогать деньгами семье Мандельштама.

Деятельность в период войны

В годы войны нашей страны с захватчиками-фашистами Катаев работал военным корреспондентом. Но и в тот напряженный период, когда одна поездка сменяла другую, Катаев не переставал писать очерки, увлекательные рассказы и захватывающие публицистические статьи. Именно в те напряженные годы талантливый Валентин подарил миру восхитительное произведение «Отче наш».

Непосредственно перед Победой гений пера дарит читателям повесть «Сын полка», которая со временем обрела громогласную популярность, за что и была удостоена Госпремии.

После военных событий Катаев стал страдать от алкоголизма. Страсть к спиртным напиткам настолько сильно сковала его, что гений пера чуть не потерял любимую жену, которая приняла твердое решение о разводе. Но, осознав всю катастрофичность своего положения, Катаев опомнился и больше никогда не прикасался к рюмке.

Книги великого гения пера

С 1955 по 1961 год Катаев возглавляет журнал «Юность», занимая пост главного редактора. В эти годы его издательству помогают удерживать высокий рейтинг малоизвестные молодые поэты, которых тогда относили к «шестидесяникам».

В этот период появляется повесть «Растратчики», которая потрясла любителей литературы жизненным сюжетом и красивым языком изложения. Затем в 1928 году появилась повесть «Квадратура круга». После этого последовало еще много произведений, которые демонстрировали многогранность таланта Валентина Катаева.

Параллельно с книгами, Катаев пополнял и свою фильмографию. Первый фильм «Растратчики» был поставлен Катаевым в 1931 году. Затем последовал фильм «Цирк», после него – произведение «Родина зовет». Стоит подчеркнуть, что Катаев создавал фильмы на основе очень многих своих произведений. Валентин в каждую сценическую работу вкладывал всего себя. Поэтому фильмы его были красивыми, интересными и профессионально поставленными. Зрители их просматривали всегда с особым упоением.

Всесторонняя развитость Катаева проявилась еще раз и тогда, когда гений пера подарил детям и юношам превосходные сказки «Голубок», а также «Цветик-Семицветик». В 1945 году появляются еще сказки «Пень», а также «Жемчужинка», которые привели детскую аудиторию в восторг. Но восторгались этими произведениями не только малыши, но и их родители, которые видели умение гения пера тонко и аккуратно раскрывать в своих произведениях актуальные нравственные вопросы.

Очень аккуратно и бережно Валентин Катаев наставлял детей в своих произведениях, ненавязчиво указывая на особую значимость добра, отзывчивости и уважения к родителям.

За многолетний период своей творческой деятельности Катаев подарил ценителям литературы больше сотни прекрасных произведений, которые иллюстрируют реалии жизни, являются поучительными и назидательными для человека любой эпохи.

Личная жизнь

Катаев был женат дважды. Первый счастливый брак оборвался по причине смерти супруги от воспаления легких. Второй женой талантливого поэта, писателя и сценариста стала Эстер Давыдовна Бреннер. В этом браке в 1936 году у супругов родилась дочь Евгения, а через два года – мальчик Павел.

Смерть

Перестало биться сердце Валентина Петровича Катаева 12 апреля 1986 года. Медики объяснили наступление смерти гения пера истощением организма, которое проявилось на фоне длительной борьбы с раковой опухолью и ее удаления.

Фото: могила Валентина Катаева

Похоронили великого писателя, поэта и сценариста в Москве. Тело гения пера покоится на Новодевичьем кладбище.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

-) - русский историк; отец писателя Ивана Катаева , дядя по отцу математика А. Н. Колмогорова .

Биография

Сын сельского священника. Окончил Вятскую духовную семинарию , затем историко-филологический факультет Московского университета ().

Далее работал в и Средне-Волжском ( - гг.), Куйбышевском ( - гг.) педагогических институтах.

Заведовал кафедрой истории Магнитогорского педагогического института (август г. - апрель г.), был деканом исторического факультета МГПУ.

Научные труды И. М. Катаева

Автор работ по археографии , истории Москвы, архивоведению , методике преподавания истории.

Исследования по истории Москвы

  • «Тушино» (М.,1913 г.);
  • «Пожар Москвы 1812 г.» (М.,1912 г.);
  • «Москва в XVIII в.» (М.,1915 г.)

Очерки по русской истории

  • «Царь Алексей Михайлович и его время»;
  • «Даниил Романович Галицкий»;
  • «Богдан Хмельницкий»;
  • «Император Александр I» (1901-1914 гг.).

Другие труды Катаева

  • «Описание актов собрания графа А. С. Уварова» (М.,1905 г.),
  • «Обзор рукописных памятников по истории слободской Украины, хранящихся в военно-ученом архиве Главного штаба в Санкт-Петербурге» (Харьков, 1902 г.),
  • «Описание документов Московского архива Министерства юстиции» (М., 1905-1917 гг. тт. XVI-XX),
  • «Архивы Куйбышевского края» (Куйбышев, 193 6г.))

Библиография

  • Автобиография профессора И. М. Катаева // Архивный отдел администрации г. Магнитогорска (АОАМ), ф. 132, оп. 3.
  • Вендровская Р. Б. Школьная реформа 1915-1916 гг. и преподавание истории // Преподавание истории в шк. - 1995. - № 4. - С.22-26.
  • Катаев И. М. Новейшие течения в преподавании истории в средних и старших классах средней школы // Вопр. преподавания истории в средней и начальной шк. - М., 1917. - Сб.2.
  • Катаев И. М. Новейшие течения в преподавании истории в средних и старших классах средней школы // Преподавание истории в школе. - 1996. - № 8. - С.4-6.
  • Катаев И. М. Учебник русской истории для средней школы. - СЛ. - 132 е.; 4.2. - 262 е.; Ч. З. - 262 с. - М.: Изд-во Сытина, 1917.
  • Просвещение на Урале. - 1928. - № 11. - С.14.
  • Катаев И. М. Вопросы преподавания обществоведения: Метод.очерки. - М., 1926.
  • Катаев И. М. Новая марксистская методика истории // Обществоведение в трудовой шк. - 1929. - № 3-4.
  • Семенов В. В. 25-летие Магнитогорского педагогического института И Ученые зап. МГПИ. - Магнитогорск, 1957. - Вып.5. - С.7.
  • Катаев И. М. Усольская вотчина накануне крестьянской реформы 1861 г. // Ученые зап. МГПИ. - Магнитогорск, 1949. - Вып.2. - С.5-59.

Напишите отзыв о статье "Катаев, Иван Матвеевич"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Катаев, Иван Матвеевич

– И нельзя иначе? – спросила она. Князь Андрей ничего не ответил, но в лице его выразилась невозможность изменить это решение.
– Это ужасно! Нет, это ужасно, ужасно! – вдруг заговорила Наташа и опять зарыдала. – Я умру, дожидаясь года: это нельзя, это ужасно. – Она взглянула в лицо своего жениха и увидала на нем выражение сострадания и недоумения.
– Нет, нет, я всё сделаю, – сказала она, вдруг остановив слезы, – я так счастлива! – Отец и мать вошли в комнату и благословили жениха и невесту.
С этого дня князь Андрей женихом стал ездить к Ростовым.

Обручения не было и никому не было объявлено о помолвке Болконского с Наташей; на этом настоял князь Андрей. Он говорил, что так как он причиной отсрочки, то он и должен нести всю тяжесть ее. Он говорил, что он навеки связал себя своим словом, но что он не хочет связывать Наташу и предоставляет ей полную свободу. Ежели она через полгода почувствует, что она не любит его, она будет в своем праве, ежели откажет ему. Само собою разумеется, что ни родители, ни Наташа не хотели слышать об этом; но князь Андрей настаивал на своем. Князь Андрей бывал каждый день у Ростовых, но не как жених обращался с Наташей: он говорил ей вы и целовал только ее руку. Между князем Андреем и Наташей после дня предложения установились совсем другие чем прежде, близкие, простые отношения. Они как будто до сих пор не знали друг друга. И он и она любили вспоминать о том, как они смотрели друг на друга, когда были еще ничем, теперь оба они чувствовали себя совсем другими существами: тогда притворными, теперь простыми и искренними. Сначала в семействе чувствовалась неловкость в обращении с князем Андреем; он казался человеком из чуждого мира, и Наташа долго приучала домашних к князю Андрею и с гордостью уверяла всех, что он только кажется таким особенным, а что он такой же, как и все, и что она его не боится и что никто не должен бояться его. После нескольких дней, в семействе к нему привыкли и не стесняясь вели при нем прежний образ жизни, в котором он принимал участие. Он про хозяйство умел говорить с графом и про наряды с графиней и Наташей, и про альбомы и канву с Соней. Иногда домашние Ростовы между собою и при князе Андрее удивлялись тому, как всё это случилось и как очевидны были предзнаменования этого: и приезд князя Андрея в Отрадное, и их приезд в Петербург, и сходство между Наташей и князем Андреем, которое заметила няня в первый приезд князя Андрея, и столкновение в 1805 м году между Андреем и Николаем, и еще много других предзнаменований того, что случилось, было замечено домашними.
В доме царствовала та поэтическая скука и молчаливость, которая всегда сопутствует присутствию жениха и невесты. Часто сидя вместе, все молчали. Иногда вставали и уходили, и жених с невестой, оставаясь одни, всё также молчали. Редко они говорили о будущей своей жизни. Князю Андрею страшно и совестно было говорить об этом. Наташа разделяла это чувство, как и все его чувства, которые она постоянно угадывала. Один раз Наташа стала расспрашивать про его сына. Князь Андрей покраснел, что с ним часто случалось теперь и что особенно любила Наташа, и сказал, что сын его не будет жить с ними.
– Отчего? – испуганно сказала Наташа.
– Я не могу отнять его у деда и потом…
– Как бы я его любила! – сказала Наташа, тотчас же угадав его мысль; но я знаю, вы хотите, чтобы не было предлогов обвинять вас и меня.
Старый граф иногда подходил к князю Андрею, целовал его, спрашивал у него совета на счет воспитания Пети или службы Николая. Старая графиня вздыхала, глядя на них. Соня боялась всякую минуту быть лишней и старалась находить предлоги оставлять их одних, когда им этого и не нужно было. Когда князь Андрей говорил (он очень хорошо рассказывал), Наташа с гордостью слушала его; когда она говорила, то со страхом и радостью замечала, что он внимательно и испытующе смотрит на нее. Она с недоумением спрашивала себя: «Что он ищет во мне? Чего то он добивается своим взглядом! Что, как нет во мне того, что он ищет этим взглядом?» Иногда она входила в свойственное ей безумно веселое расположение духа, и тогда она особенно любила слушать и смотреть, как князь Андрей смеялся. Он редко смеялся, но зато, когда он смеялся, то отдавался весь своему смеху, и всякий раз после этого смеха она чувствовала себя ближе к нему. Наташа была бы совершенно счастлива, ежели бы мысль о предстоящей и приближающейся разлуке не пугала ее, так как и он бледнел и холодел при одной мысли о том.
Накануне своего отъезда из Петербурга, князь Андрей привез с собой Пьера, со времени бала ни разу не бывшего у Ростовых. Пьер казался растерянным и смущенным. Он разговаривал с матерью. Наташа села с Соней у шахматного столика, приглашая этим к себе князя Андрея. Он подошел к ним.
– Вы ведь давно знаете Безухого? – спросил он. – Вы любите его?
– Да, он славный, но смешной очень.
И она, как всегда говоря о Пьере, стала рассказывать анекдоты о его рассеянности, анекдоты, которые даже выдумывали на него.
– Вы знаете, я поверил ему нашу тайну, – сказал князь Андрей. – Я знаю его с детства. Это золотое сердце. Я вас прошу, Натали, – сказал он вдруг серьезно; – я уеду, Бог знает, что может случиться. Вы можете разлю… Ну, знаю, что я не должен говорить об этом. Одно, – чтобы ни случилось с вами, когда меня не будет…
– Что ж случится?…
– Какое бы горе ни было, – продолжал князь Андрей, – я вас прошу, m lle Sophie, что бы ни случилось, обратитесь к нему одному за советом и помощью. Это самый рассеянный и смешной человек, но самое золотое сердце.

Катаев И. КАТАЕВ Иван (1902) современный писатель. Р. в семье профессора. Печататься начал с 1921. В первые годы своей литературной деятельности Катаев писал стихи, в последнее время он перешел к прозе. Член ВКП (б). В 1923 1925 состоял в ВАППе … Литературная энциклопедия

Катаев В. П. КАТАЕВ Валентин Петрович (1897) современный писатель. Р. в Одессе в семье учителя. Печатался в «Одесском листке», в журналах «Весь мир», «Пробуждение», «Лукоморье». В 1915 ушел добровольцем на войну. Был дважды ранен, раз контужен и … Литературная энциклопедия

1) Катать значило жить без оглядки, гулять, кутить; отсюда катай бесшабашный, разгульный человек; 2) катай представитель одной из башкирских родоплеменньгх групп; от племени катай и уральский город Катайск. Многие обрусевшие катай стали… … Русские фамилии

Валентин Петрович (1897 1986), русский писатель, Герой Социалистического Труда (1974). Брат Е. П. Петрова (см. ИЛЬФ И ПЕТРОВ.). В пьесах 20 х гг. (Квадратура круга, 1928) борьба с мещанством. Роман Время, вперёд! (1932) о социалистическом… … Русская история

Содержание 1 Катаев 1.1 А 1.2 В 1.3 Г … Википедия

Валентин Петрович Катаев Валентин Катаев Дата рождения: 16 (28) января 1897(18970128) Место рождения … Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Катаев. Катаев П. Катаев, Павел Александрович (р. 7 апреля 1986 года) российский хоккеист. Играл в клубах «Югра», «Динамо Энергия». Катаев, Павел Валентинович (р. 1938) советский и российский… … Википедия

Валентин Петрович (1897, Одесса – 1986, Москва), русский писатель. В. П. Катаев Брат Е. П. Петрова (см. Ильф И. и Петров Е.). Родился в семье учителя. В 1915 г., не окончив гимназии, добровольцем вступил в действующую армию; воевал до 1917 г. В … Литературная энциклопедия

Катаев В. Катаев, Валентин Петрович (1897 1986) русский советский писатель, драматург, поэт. Брат Евгения Петрова, муж Эстер Катаевой, отец Евгении Катаевой и Павла Катаева, дядя Петра и Ильи Катаевых, дед Тины (Валентины) Катаевой. Катаев,… … Википедия

Пётр Катаев Имя при рождении: Пётр Евгеньевич Катаев Дата рождения: 21 января 1930 года Место рождения: СССР Профессия: кинооператор Награды: Государственная премия РСФСР … Википедия

Книги

  • Валентин Катаев. Собрание сочинений в шести томах (комплект из 6 книг)
  • Валентин Катаев. Собрание сочинений в шести томах (количество томов: 6) , Катаев В.. Валентин Петрович Катаев - русский советский писатель, поэт и драматург. С начала своей литературной деятельности в 1910 году создавал произведения, посвященные общественной жизни,…