Занятие по рисованию в старшей группе «Иллюстрация к сказке «Колобок. Как нарисовать иллюстрацию к сказке

Цели урока:

  1. Знакомство учащихся с видом книжной графики – иллюстрацией.
  2. Изучение средств выразительности, используемых в творчестве художников – иллюстраторов И. Билибина, Е. Чарушина, Е. Рачева.
  3. Создание эскиза к сюжету любимой сказки с определением композиции, пространственного расположения основной сюжетной группы в тематическом рисунке.

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование; презентация (Приложение 2) ; выставка, любимых детьми, русских народных сказок, бумага, карандаш или уголь.

Ход урока

Страну чудес откроем мы
И встретимся с героями.
В строчках на листочках,
Где станции на точках.

  • Что за страна чудес нас ждет сегодня?
  • Ребята, вы все побывали на выставке книг у нас в классе?
  • Какой должна быть книга для детей по вашему мнению?
  • Что обязательно должно присутствовать в книге?

Вы узнаете, как называются картинки в книге, отгадав кроссворд.

(Приложение 1) . Работа с кроссвордом коллективная.

Как вы думаете, что такое иллюстрация?

<Слайд 1>

Мы сегодня познакомимся с иллюстрацией.

Иллюстрация - это вид книжной графики, ее основа.

<Слайд 2>

Термин «иллюстрация» можно понимать и в широком, и в узком смысле этого слова. В широком значении это всякое изображение, поясняющее текст. В узком, строгом смысле иллюстрации - это произведения, предназначенные для восприятия в определенном единстве с текстом, то есть находящиеся в книге и участвующие в ее восприятии в процессе чтения. Иллюстрации к литературному произведению вместе с ним представляют собой единое целое. Книжные иллюстрации, изъятые из текста, могут порой сделаться малопонятными и невыразительными.

Как называют художника иллюстрирующего литературное произведение? Иллюстратор – художник, оформляющий книгу, раскрывающий средствами художественной графики содержание литературного произведения.

<Слайд 3>

Известный русский иллюстратор Евгений Иванович Чарушин, был писателем и художником. Назовите произведения Е. И. Чарушина, с которыми вы уже знакомы. Он иллюстрировал свои книги и произведения других писателей (Маршак С. «Детки в клетке, «Теремок»»).

<Слайд 4, 5>

Он очень любил родную природу и животных изображал, как никто другой. Художник часто бывал в зоопарке и выполнял множество рисунков с натуры. Ведь для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер.

<Слайд 6>

Вот в углу страницы притаился крохотный пушистый котенок. Спинка выгнута, хвост трубой, ушки торчком. Так и хочется его погладить, провести ладонью по странице, по пушистой теплой шкурке. Но приглядитесь! Котенок ли это? Нет, маленький рысенок глядит на нас во все глаза.

У него свои приемы передачи формы, цвета и фактуры. Его герои реалистичны, и сказочны одновременно. Он стремится лаконичными средствами выразить характер каждого зверя, передать радость общения с живым. Е И Чарушин выработал свой метод иллюстрирования - чисто живописный. Он рисует не контурно, а, можно сказать антиконтурно, необычайно искусно, пятнами и штрихами. Зверь может быть изображен просто "лохматым" пятном, но в этом пятне ощущается и настороженность позы, и характерность движения, и особенность фактуры - упругость поднятой дыбом длинной и жесткой шерсти вместе с пуховой мягкостью густого подшерстка.

<Слайд 7>

Замечательный художник – Евгений Михайлович Рачев. Он волшебник, под кистью которого сказка оживает до такой степени, что смотришь и смотришь на зайцев, лис, медведей, и никак не налюбуешься.

<Слайд 8,9>

Все животные и звери – герои рисунков Рачева «одеты» как люди, в человеческую одежду, тем самым Рачев показывает, что за сказочным сюжетом и сказочными образами скрываются реальная жизнь и реальные человеческие отношения. Цветные рисунка Рачева нарядны, красочны, декоративны. Работал художник акварелью, которую клал тонким прозрачным слоем, гуашью и углем.

<Слайд 10>

Взгляните, ребята, как отличается манера исполнения животных у Рачева и Чарушина. Назовите отличия в изображении. Какие средства выразительности использует каждый художник?

<Слайд 11, 12>

Сегодня мы поближе познакомимся с манерой иллюстрирования Ивана Билибина. Этот художник иллюстрировал авторские и народные сказки. Напомните, какие сказки относятся к авторским, народным? Он создал свой графический стиль. В этом ему помогло изучение народного искусства, декоративных росписей. В иллюстрациях любовно передается дух седой старины, который художник воскрешает в каждой детали. С исключительной тщательностью и достоверностью вырисовывает он узоры тканей, детали древней архитектуры, отделку всевозможных кафтанов, шуб, душегреек, платков, обуви, сарафанов. Обязательно присутствуют декоративные рамочки каждой иллюстрации, они перекликаются с основной идей картины, рассматривая их можно еще лучше узнать задумку художника. <Слайд 13, 14, 15,16>

Вот Иван- царевич схватил за хвост Жар-птицу.

<Слайд 17>

А вот Баба - Яга из сказки «Василиса Прекрасная». В этих иллюстрациях ясно выражены характерные особенности рисования художника – изображение занимает полностью всю поверхность листа, четко очерченные контуры фигур персонажей, леса, неба, деревьев, детально разработаны узоры. Его иллюстрации красочны, нарядны, многоцветны. <Слайд 18>

Художники очень любят иллюстрировать русские народные сказки. Как вы думаете, почему? Какие русские народные сказки вы любите?

Детям предлагается взять свою любимую сказку с выставки книг.

Какой сюжет хотели бы проиллюстрировать? Индивидуальные ответы /2-3 ребенка/ Попробуйте создать эскиз к эпизоду сказки.

По ходу выполнения эскизов учитель индивидуально анализирует композиционное построение и выбор сюжетной группы.

Итог урока и домашнее задание:

С творчеством каких художников мы познакомились? Есть ли отличия в иллюстрациях разных художников? Может ли иллюстрация существовать как самостоятельное произведение? <Слайд 19, 20, 21>

Внимательно перечитайте свою любимую сказку и продумайте композиционное построение иллюстрации.

Искусство иллюстрирования - весьма тонкая материя и, кроме уменья рисовать, требует ещё большого уменья думать и представлять происходящие в литературном произведении события В ДЕЙСТВИИ. Что ж будем учиться рисовать и будем развивать свою фантазию.

Давайте рисовать иллюстрации к известной детской сказке «Рукавичка». Поскольку имеется несколько вариантов этой сказки, вкратце перескажу сюжет нашей версии. Однажды зимой старик поехал в лес за дровами, а на обратном пути случайно обронил рукавицу, не заметил и так и вернулся домой. Дома он обнаружил пропажу и, несмотря на поздний час, поспешил вернуться за ней в лес. Тем временем потерянная рукавица лежала посреди дороги. Мимо пробегала мышка, и, не долго думая, решила поселиться в уютном и теплом убежище, ведь на дворе стояла зима. Затем появилась лягушка, и попросилась жить к мышке. Мышка ее приняла, и зажили они вместе. Когда потом приходили, зайчик, лисичка, волк и кабан хозяева так же принимали их к себе гостеприимно. Впрочем, когда явился медведь и тоже захотел жить в рукавичке, звери начали было возражать, что и без того тесно. Однако тут подоспел старик, вытряхнул незваных гостей, надел рукавичку и радостный отправился восвояси.

Существуют и несколько иные версии этой сказки, например, с ёжиком и без кабана, но мы будем опираться на тот вариант, который рассказан выше и сейчас немного порассуждаем о том как это всё иллюстрировать.

Нарисовать иллюстрацию к этой сказке не так просто, как может показаться, пока ее слушаешь. Для начала надо представить себе то, что конкретно мы хотим изобразить. Давайте подумаем над содержанием сказки. Поразмыслим, как вышло, что старик потерял рукавицу и не заметил этого сразу. Выходит, она не могла упасть у него с руки, иначе бы хозяин сразу же хватился пропажи. Скорее всего, разгорячившись, он заткнул рукавицы за пояс, тут-то одна из них и выскользнула. Теперь спросим себя, могла ли она упасть и лежать на дороге вертикально-торчком?

Вряд ли, сразу понятно, что она скорее упала бы на бок. Не годится, еще менее вероятно. И так тоже не пойдет, иначе как бы в нее вошли наши персонажи, если ход будет внизу? Следовательно, делаем вывод, что рукавичка лежала плашмя.

Давайте перечислим самые интересные эпизоды этой истории, которые стоит проиллюстрировать. Например:

Дед затыкает рукавицы за кушак (пояс).

Дед удаляется, а на дороге лежит утерянная рукавичка.

Мышка обнаруживает рукавичку.

Лягушка просится к мышке на жительство.

Мышка и лягушка пускают зайчика.

Приход лисы и волка.

Приходит кабанчик, и звери решают, пускать его или не пускать.

В гости навязывается медведь, и жить зверям становится очень тесно.

Старик возвращается и находит рукавичку.

Обитатели рукавички лишаются жилища и разбегаются в разные стороны.

Итак, поразмыслим над каждым эпизодом.

Дед в лесу. Лес, поскольку дело было зимой, весь в снегу, ветки елей поникли под его тяжестью, листвы на деревьях нет. Всюду сугробы. Подумаем, как должен быть одет дед из сказочной старины? На голове меховая шапка, например ушанка, на ногах валенки, теплый тулуп, подвязанный кушаком: мы позаботились, чтобы старик не замерз. Чтобы не слишком усложнять себе задачу, договоримся – лошадь, упряжь и сани останутся за кадром, их мы изображать не станем.

Старик уходит, оставляя рукавичку. Здесь все не так просто, и есть несколько вариантов. Самый простой – по горизонтали старик уходит от потерянной рукавички «вдоль» изображения. Другой вариант – дорога в перспективе сокращается «вглубь» изображения, старик либо уходит спиной к зрителю, а рукавица лежит на переднем плане, либо, наоборот старик идет на нас, а рукавичка лежит в «глубине» картины, то есть за его спиной. Еще можно изобразить дорогу, пересекающую лист по диагонали. Работу с отображением перспективы, как довольно сложную, мы порекомендуем ребятам постарше, а более доступную рассмотрим подробнее.

Рукавичка лежит на дороге.

Мышка подходит к лежащей рукавичке. Мышку можно изобразить либо как в жизни, либо, учитывая сказочный сюжет, в одежде. В этом случае все-таки следует помнить, что дело происходит зимой, и одеть ее соответственно сезону. Наша цель – изучить строение четвероногого животного, поэтому постараемся, чтобы звери как можно больше походили на настоящих, а не выглядели бы как люди, но в масках зверей. Первый кадр: мышка рассматривает свою находку(). В этом случае придется так же изобразить и окружающий зимний лес и сугробы.

Второй кадр: мышка зашла в рукавичку. Здесь придется сделать допущение, что мы можем заглянуть вовнутрь. Для того, чтобы ребята не теряли связи с жизнью, постараемся изображать наших зверюшек как можно более реалистично, а не в мультипликационном стиле. Максимум, чтоможно себе позволить – небольшая стилизация для простоты. Попав вовнутрь рукавички, мышка, конечно же, первым делом начинает осматриваться. Потренируемся изображать поворот головы у животного. Кстати, в рукавичке было, наверное, темно, но это не повод рисовать лампочку под потолком, как часто делают,насмотревшиеся ярких книжек, дети.

Появление лягушки. Лягушка существо земноводное, и ее строение кардинально отличается от строения остальных персонажей нашей сказки. Лягушка обладает длинными и мускулистыми задними лапами для прыжков и плавания и перепонками между удлиненных пальцев, и так же слегка выпученными глазами.Читаем - . Изображать ее в прыжке не стоит, это слишком сложно для детей, поэтому пусть наша лягушка лучше сидит. Кто видел лягушек в природе, тот знает, что они далеко не всегда зеленые, как их принято рисовать. Окраска этого земноводного зависит от окружающей среды, и обычно колеблется от темно-коричневого до светло бежевого, но почти всегда с темными полосками и пятнами для маскировки.

Пора нам перейти к зайчику. У зайчика, как и у лягушки, сильные прыгательные задние лапы и сравнительно короткие передние. Нарисовать его в прыжке легче, чем лягушку, поэтому мы с вами так и сделаем.(). Впрочем, возможен вариант - около рукавички. Несмотря на то, что у зайчика длинные уши, не надо думать, что они всегда стоят торчком. Обычно косой держит их откинутыми назад, и поднимает только, когда чувствует опасность – прислушивается. Так же не станем рисовать зайца с загнутым, заломленным ухом: в природе этого практически не бывает.

Лису и волка, как представителей одного семейства (собачьих) предлагаем рассматривать в сравнении. Что отличает лису, кроме рыжего цвета меха. Мордочка у нее острая, длинный носик придает ей как бы хитрое выражение (). Лиса мельче и худощавее волка. Скажите, зачем лисе ее знаменитый пышный хвост? Правильно, хвост она использует в качестве руля, чтобы не заносило на поворотах во время быстрого бега. Еще есть мнение, что хвостом рыжая плутовка заметает свои следы на снегу.

Теперь речь пойдет о кабане. Кабан, как вам известно, приходится родственником домашней хрюшке. Однако внешне заметно от нее отличается. Выглядит кабан устрашающе: огромный, покрытый темно-бурой грубой щетиной, растущей «назад», с мощной треугольной головой, настолько высокой холкой и низким крупом, что спина кажется горбатой (у домашней свиньи спина ровная). Урок: .

Ноги у кабана длинные и скорее мускулистые, чем толстые, оканчиваются раздвоенными копытами, из пасти торчат острые клыки (читаем " "). Кабан живет в лесу и питается тем же, что и медведь, то есть не брезгает ни падалью ни мелкими зверюшками, что не совсем характерно для парнокопытного. Дикий кабан очень опасен, повстречаться с ним не пожелаешь и врагу. Когда этот грозный зверь попросился на постой, несмотря на тесноту, никто не осмелился ему возразить.

Последним по сюжету нашей сказки появился медведь(). Как и кабан, медведь всеяден, разумеется, не следует думать, что он питается только медом. Зимой на самом деле ему полагается спать в берлоге, проснувшийся и разгуливающий по лесу медведь называется «шатун», такой зверь невероятно опасен для любого, кто его встретит. Выглядит медведь так: крупное более или менее прямоугольное туловище, небольшой горб в месте холки, круп выше, чем у кабана, шея намного длиннее, голова с тупой мордой и округлыми ушами, окраска бурая. Когтистые толстые лапы, зверь может передвигаться как на четырех, так и на двух ногах. Кстати, следы медведя похожи на человеческие. Даже кабану пришлось потесниться, когда на сцене появился этот гигант. Звери зажили в тесноте, да не в обиде – как-то смогли ужиться, но тут за потерянной варежкой вернулся старик.

Итак, нам известно, как изображать каждого из героев сказки по отдельности. Теперь перейдем к составлению композиций. К делу нужно подойти творчески: мы не имеем права просто собрать наших персонажей в рукавичке в виде отдельных независимых элементов. Композиция должна быть интересной, занимательной и отражать взаимоотношения героев, как того требует сюжет сказки.

Согласитесь, что уже сцена с появлением второй гостьи, лягушки, должна нести изрядную психологическую нагрузку. Мышка, до этого, очевидно, осматривавшая «помещение», разумеется, поворачивает голову в сторону входа; лягушка с неуверенным и просительным видом топчется «на пороге». Нам представляется отличная возможность потренироваться в изображении поворота головы у животного. Мышка дает понять лягушке, что та может войти, теперь наши зверушки сидят, смотрят друг на друга, и разговаривают. Постараемся придать мордочкам животных дружелюбное выражение. Но что это такое – у входа внезапно появляется заяц. Обе собеседницы, конечно же, сразу поворачивают головы в одну сторону; поняв, что гость не опасен, они радушно принимают его в свою компанию. Большинство художников-реалистов убеждены, что психологическая достоверность композиции во многом обусловлена правильным направлением взглядов персонажей. В нашем случае нужно показать, что звери смотрят именно друг на друга, а не на зрителя.

Эти две картинки я вставляю для прикола,чтобы читатели не закисали. Вобщем, полюбуйтесь - лиса,вырезанная без рисунка из чистого листа.

Лиса подходит к потерянной рукавичке

Лиса решает поселиться в рукавичке

Следующий акт – неожиданное появление лисы. Здесь все не так просто, потому, что при виде рыжей плутовки обитатели рукавички должны насторожиться – не секрет что как для зайчика, так и для мышки лиса представляет самую непосредственную угрозу. Нет сомнения, что мышка, с ходу дав лисе вынужденное согласие, со страху забивается в отсек для большого пальца рукавички, чтобы стать вне досягаемости. Лисица с хитрым видом проходит вовнутрь и, озираясь по сторонам, принимается строить(коварные) планы. Но перейти к действиям она так и не успевает, поскольку у входа уже стоит волк. Судя по сказке «Лиса и Волк» взаимоотношения у этих животных непростые. Пожалуй, зайчик и лягушка при появлении волка бросаются вглубь рукавички, а лиса наоборот выходит навстречу со льстивым видом, уверенная, что и на этот раз проведет серого хищника. Следующая сцена: волк разговаривает с лисой, которая увивается вокруг него, но сам, скорее всего, поглядывает на зайца. Заяц, в свою очередь, сжался в комок: уши прижаты, расширенные глаза следят за поведением хищников.

Теперь кабан. Этот грозный зверь возник у входа со словами «хро- хро- хро», и всем сразу стало ясно, что придется потесниться. Ему мы должны уделить здесь особое, далеко не последнее место. Кабан вошел в варежку и пристально разглядывает зверей. Лису и волка он оттеснил в самую глубину убежища. Возможно, волк оценивающе смотрит на кабана – ему теперь не до зайца, или на вход, в случае, если придется убегать. Заяц уже ни на что не надеется и поставил на своей судьбе крест: уши поникли, глаза апатично закрыты. Когда наконец в рукавичку втискивается медведь, начинается ужасная давка: звери как сельди в бочке. Уместно так же сравнение с переполненным автобусом. О каком-то взаимном психологизме теперь речи уже быть не может: морды всех персонажей выражают терпение и принятие ситуации, ведь деваться некуда. За почетное место в центре композиции борются медведь и кабан, на фоне этих двух лидеров лиса и волк совсем потерялись, притиснутые к стене, остальные персонажи путаются под ногами и боятся что их затопчут.


Товарищи, эти картинки - чисто для варианта и позабавить вас, уважаемые читатели, они не претендуют на "каноничность" прочтения.

Нагнетать атмосферу дальше не имеет смысла: к счастью для нашей дружной компании появляется старик. Едва заметив хозяина, все опрометью выскакивают вон и бросаются врассыпную. Старик со счастливым видом надевает рукавичку и рассматривает руку. Это наш вариант прочтения данной сказки. Но в целом таких вариантов бесконечно много. На этом примере мы просто показали, как это делается, задорный тон повествования призван раскрепостить вашу фантазию и творческие способности. Конечно же, мы надеемся,что вы,почитав наши соображения,придумаете свои-круче и интереснее.

Сказку "Рукавичка" вам пересказал Евгений Новиков.

Желаем вам удачи.


Метки: ,

Рисование по сказке "Лиса и волк" поэтапно для детей

Рисование иллюстрации к сказке "Лиса и волк" поэтапно


Малёванная Наталья Николаевна, педагог дополнительного образования, МБОУ ДОД СЮН, г.Уссурийск, Приморский край.
Описание: мастер-класс предназначен для детей 9-10 лет и старше, педагогов дополнительного образования, учителей.
Назначение: использование на занятиях по рисованию, на конкурс, для украшения интерьера.
Цель: обучение рисованию иллюстрации.
Задачи:
1.Научить выстраивать композицию и делать набросок рисунка на листе большого формата (А3);
2.Познакомить со способами рисования акриловыми красками;
3.Развивать мышление, фантазию, творческое воображение;
4.Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус;
5.Воспитывать трудолюбие, самостоятельность и активность в работе;
6.Воспитывать любовь к чтению и родной культуре;

Инструменты и материалы:
1.Лист бумаги формата А3;
2.Акриловые краски (оставшиеся от наборов рисования по номерам);
3.Кисточки для рисования;
4.Стаканчик для воды.

Русская народная сказка «Лиса и волк».

Жили себе дед да баба. Дед и говорит бабе:
- Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани, поеду за рыбой. Наловил дед рыбы полный воз. Едет домой и видит: лисичка свернулась калачиком, лежит на дороге.
Дед слез с воза, подошёл, а лисичка не ворохнётся, лежит как мёртвая.
- Вот славная находка! Будет моей старухе воротник на шубу. Взял дед лису и положил на воз, а сам пошёл впереди. А лисица улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза всё по рыбке да по рыбке, всё по рыбке да по рыбке.
Повыбросала всю рыбу и сама потихоньку ушла.
Дед приехал домой и зовёт бабу:
- Ну, старуха, знатный воротник привёз тебе на шубу!
Подошла баба к возу: нет на возу ни воротника, ни рыбы. И начала она старика ругать:
- Ах ты такой-сякой, ещё вздумал меня обманывать! Тут дед смекнул, что лисичка-то была не мёртвая. Погоревал, погоревал, да что ты будешь делать! А лисица тем временем собрала на дороге всю рыбу в кучку, села и ест.
Приходит к ней волк:
- Здравствуй, кумушка, хлеб да соль.
- Я ем свой, а ты подальше стой.
- Дай мне рыбки.
- Налови сам да и ешь.
- Да я не умею.
- Эка, ведь я же наловила. Ты, куманёк, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай: «Ловись, рыбка, и мала и велика! Ловись, рыбка, и мала и велика!» Так рыба тебя сама за хвост будет хватать. Как подольше посидишь, так больше наудишь.


Пошёл волк на реку, опустил хвост в прорубь, сидит и приговаривает:
- Ловись, рыбка, и мала и велика, ловись, рыбка, и мала и велика!
А лисица ходит около волка и приговаривает:
- Ясни, ясни на небе звёзды, мёрзни, мёрзни, волчий хвост!
Волк спрашивает лису:
- Что ты, кума, всё говоришь?
- А я тебе помогаю, рыбку на хвост нагоняю.
А сама опять:
- Ясни, ясни на небе звёзды, Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!
Сидел волк целую ночь у проруби. Хвост у него и приморозило. Под утро хотел подняться - не тут-то было.
Он и думает:
- «Эка, сколько рыбы привалило - и не вытащить!»
В это время идёт баба с вёдрами за водой.
Увидела волка и закричала:
- Волк, волк! Бейте его!
Волк - туда-сюда - не может вытащить хвост. Баба бросила вёдра и давай его бить коромыслом. Била, била - волк рвался, рвался, оторвал себе хвост и пустился наутёк.
«Хорошо же, - думает, - ужо я отплачу тебе, кума!»
А лисичка забралась в избу, где жила эта баба, наелась из квашни теста, голову себе тестом вымазала, выбежала на дорогу, упала и лежит стонет.
Волк ей навстречу:
- Так вот как ты учишь, кума, рыбу ловить! Смотри, меня всего исколотили...
Лиса ему и говорит:
- Эх, куманёк! У тебя хвоста нет, зато голова цела, а мне голову разбили, смотри - мозг выступил, насилу плетусь.
- И то правда, - говорит ей волк. - Где тебе, кума, идти, садись на меня, я тебя довезу.
Села лисица волку на спину. Он её и повёз. Вот лисица едет на волке и потихоньку поёт:
- Битый небитого везёт, битый небитого везёт!
- Ты чего, кума, всё говоришь?
- Я, куманёк, твою боль заговариваю. И сама опять:
- Битый небитого везёт, Битый небитого везёт!

Мастер-класс по рисованию иллюстрации:

Мы будем рисовать иллюстрацию к той части сказки, в которой лиса лакомится рыбкой. Сначала сделаем набросок простым карандашом. В первую очередь наметим линию горизонта, которая будет проходить слегка под наклоном:


Далее нарисуем ось симметрии тела лисы, разделим ее на три почти равные части. Говорю почти, потому что верхняя часть, в которой будут располагаться голова и шея, будет немного меньше:



Намечаем туловище лисы в виде овала, расположенного вертикально и размещающегося в двух нижних частях оси симметрии:


Намечаем голову. Для этого сначала разделим верхнюю часть оси симметрии пополам и нарисуем сплюснутый овал в получившейся верхней части:


Намечаем вытянутый вперед нос, острые треугольные ушки, слегка изогнутую шею, слегка выпяченную вперед грудь:


Намечаем пушистый хвост, располагая его ниже оси симметрии. А также рисуем согнутые задние лапы, помещая их в третьей нижней части оси симметрии:


Рисуем передние лапки, которыми лиса будет держать рыбку. Сначала ту лапку, которая находится к нам ближе (и поэтому видна полностью). Для этого сначала намечаем угол сгиба лапки, так как она у лисы согнута, как рука у человека. Затем рисуем в виде вытянутых овалов плечо, предплечье и кисть. Рисуем вторую лапку, которая видна только от локотка. Тут следует обратить внимание на рисование кисти, пальцы которой согнуты:


На следующем этапе рисования исправляем спинку, намечая легкий прогиб вперед:


Стираем лишние линии, рисуем рыбку в лапках лисы:



Прорисовываем ушки:


Носик и слегка открытый рот:


Глаз и бровь:


А также голову рыбы:


Лиса не вся рыжая, нижняя часть мордочки, грудь и живот у нее белые, поэтому сейчас мы проводим линию от кончика носа к плечу и от верхней лапы к нижней, намечая то место, где рыжая шубка будет переходить в белую. А также рисуем линию на конце хвоста, так как он тоже белый на конце. И намечаем линии "перчаток" на передних лапках.


Намечаем горку рыбы, которая будет располагаться в нижней правой части рисунка. Прорисовываем отдельно всех рыбок.




Рисуем линию горизонта второго плана. Рисуем березы и елочки, не прорисовывая мелкие детали.


Рисуем линию горизонта третьего, самого дальнего плана. А также пару избушек и контуры елей на втором плане.


Приступаем к рисованию красками. Сначала рисуем небо, используя два-три оттенка голубого цвета. Рисование акриловыми красками хоть и ненамного но все таки отличается от рисования гуашью, так как они быстрее высыхают и разные цвета не очень хорошо ложатся друг на друга. Поэтому используя разные оттенки лучше их располагать рядом а не накладывать друг на друга (как при рисовании гуашью), подбирая так, чтобы они были наиболее близки друг к другу по тону, образовывая в конечном итоге плавные переходы. Говоря проще, мы будем рисовать как бы отдельными кусочками (вспоминаем рисование по номерам).
Еще одно небольшое замечание на этапе рисования неба – можно тонкие ветки пока закрасить, позже мы их прорисуем черной краской.


Рисуем припорошенные снегом елки на заднем плане. Подобрав самый светлый оттенок голубого цвета (наиболее близкий к белому цвету), рисуем снег на холмах, добавляя сразу тени от домиков и елей.
Небольшая пометка: не утерпела (очень уж хотелось поскорее попробовать яркую оранжевую краску) и нарисовала линию на голове лисы. Просьба – не обращайте пока на нее особого внимания.


Опять используя разные оттенки голубого, рисуем домики:


Рисуем березки, тонкой кисточкой прорисовываем черной краской их контуры, тонкие ветки, а также рисуем пятна на стволах. Рисуем елки на переднем плане, прорисовывая их более тщательно, чем те, которые расположены дальше. Используем два оттенка зеленого цвета.



Рисуем снежок на елочках:



И наконец то начинаем рисовать красавицу-лисичку! Прорисовываем сначала линию спинки, используя оранжевую краску более темного оттенка. Затем закрашиваем тело лисы, оставляя белыми лишь грудь, живот, нижнюю часть мордочки и верхнюю и внутреннюю часть ушек.



Окрашиваем шикарный лисий хвост, используя два-три оттенка оранжевого цвета. Мазками разного цвета необходимо показать, что хвост завернут вперед. Белой краской рисуем кончик хвоста. А также на данном этапе обводим красно-оранжевой краской контур плеча передней лапки.




Используя бледно-бежевую и бледно-желтую краски, окрашиваем переднюю часть тела лисы и внутреннюю часть ушей.


Мне показалось, что передняя часть тела и ушки получились слишком насыщенного цвета, поэтому сверху я добавила немного краски белого цвета (я заметила, что белая и черная акриловые краски хорошо смешиваются с другими цветами, в этом они похожи на гуашь).


Используя оттенки зеленого цвета, прорисовываем рыбку в лапах лисы:


Рисуем глаз и бровь, черной краской окрашиваем внутри ушей и верхнюю их часть, носик и «перчатки» на передних лапах. Тонкой кисточкой прорисовываем контуры рта, головы, спины, груди (рисуя, где это необходимо короткими мазками, изображая шерсть), ставим точки на мордочке.

На этой странице вы найдете ответы на некоторые задания по литературному чтению для 2 класса (программа «Планета знаний»).

Какой бывает тишина? Продолжи ряд определений:
тишина тревожная, грустная, печальная, одинокая, угнетающая, пронзительная

Перечисли известные тебе предметы, сделанные из бересты. Короб, шкатулка, картина, корзинка, сувениры (посуда, самовар).

Придумай и запиши сравнения:
листья слетали с деревьев, как птицы, перья
черное шоссе убегало вдаль, извиваясь, как змея, нить, спираль
радуга протянулась над землей, как дуга, коромысло, цветная лента
кузнечик стрекотал в траве, словно сверчок, будильник, сорока
цветы смотрели на солнце, будто говорили ему спасибо, улыбаясь, признавались в любви

Продолжи предложения:
Осенние листья летели по ветру, как птицы на юг, перышки
Облака плыли по голубому небу, словно корабли по морю
Струйки дождя стекали по оконному стеклу, будто ручейки, водопад, слезы по лицу, узенькие речки

М. Пришвин написал: «Слышу как шепчутся осенние листики». Напиши, о чем они могли шептать.
Мы осенью улетаем от мамы.
Как грустно, что наступила осень.
Скоро зима.

Назови цветы, которые можно встретить в лесу в начале осени. Душица, герань лесная, зверобой, фиалка трехцветная, ожика.

Напиши что цветы «сказали» тебе.
О том, как ясно светит солнце.
Как хорошо летом.
Выходи гулять.
Посмотри, какие мы красивые.
Как жаль, что наступила осень.

К. Г. Паустовский «Прощание с летом»

1. Напиши, какие чувства вызвал у тебя рассказ К. Паустовского «Прощание с летом». Грустное, печальное, захотелось вернуть лето.

3. Напиши рассказ о том, что ты увидел однажды осенью, когда вышел из дома. Предложенные вопросы могут стать планом рассказа.
Сегодня 20 сентября. Утром я вышел прогуляться во двор. Погода была плохая. Моросил дождь. Небо было затянуто серыми тучами. Земля была влажной, усыпанной опавшими листьями.
Ко мне подошел мой друг Вова. Ему, как и мне, было грустно из-за того, что закончилось лето.

4. Рассмотри иллюстрацию к рассказу К. Г. Паустовского «Прощание с летом» на странице 18. Выпиши строки из рассказа, которые могут быть подписью к ней.
Самое грустно время в деревне. Последние птицы спрятались под стрехи.

Напиши названия известных тебе сказок, в которых растения и животные помогают людям. «Сказка о рыбаке и рыбке» (золотая рыбка), «Крошечка-хаврошечка» (корова), «По щучьему веленью» (щука), «Гуси-лебеди» (яблоня).

Мальчик с пальчик

1. Раздели эту сказку на части. Озаглавь их и запиши названия этих частей.
Мальчик с пальчик помогает батюшке.
Мальчика с пальчик продали.
Волк и мальчик с пальчик.

2. Сочини и запиши маленькую сказочку о щенке или птенце.
Щенок бегал во дворе. Над ним летал птенец. Одновременно щенок с птенцом увидели корочку хлеба. Не успел щенок схватить корочку хлеба, как у него из-под носа ловко схватил в клюв корочку птенец и взлетел на крышу дома. Мал, да удал птенец! А щенок все равно не переживал, побежал за птенцом на крышу. Ему и горя мало.

Напиши названия известных тебе народных сказок о ленивых людях. «По щучьему веленью» (Емеля), «Сказка про лень» (советский мультфильм), «Морозко» (Марфушенька Душенька), «Золушка» (мачеха Золушки и ее дочери).

Кукушка (Ненецкая народная сказка)

Напиши, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой, в которую превратилась их мать.
Страх, тревогу, грусть, печаль, боль, раскаяние.

Три дочери (Татарская народная сказка)

1. Напиши, какими были матери в сказках «Кукушка» и «Три дочери».
«Кукушка» — терпеливая, трудолюбивая, добрая, заботливая.
«Три сестры» — заботливая, работящая.
2. Нарисуй иллюстрацию к сказке, которую можно назвать «Наказание сестер».
Рисуем черепаху и паука.

Врозь - плохо, вместе - хорошо (Мордовская народная сказка)

1. Напиши, чем занимался каждый брат.
Плотник - строил, кузнец - ковал металл, пахарь - сеял хлеб.

Как проверяется дружба (Лезгинская народная сказка)

1. Выпиши слова матери Алискера, которые кажутся тебе самыми важными.
Встретится человек старше тебя, называй его отцом. Встретишь равного по годам, называй его братом…

2. Напиши, какого друга тебе хотелось бы иметь?
Верного, не жадного, доброго, ответственного, отзывчивого.

Придумай небольшую историю (рассказ), в которой могут быть использованы слова пословицы «век живи - век учись».
Мой друг Вова простыл и остался дома, не пошел в школу. Но я очень хотел с ним поиграть и пришел к нему в гости. На следующий день у меня поднялась температура, появился кашель, заболело горло. Нельзя общаться с простуженными людьми. Можно заразиться. Век живи - век учись.

Напиши названия сказок, о героях которых можно сказать: «друг - денег дороже», «доброе братство лучше богатства».
«Крокодил Гена и его друзья», «Винни Пух и все, все, все».

Рабочая тетрадь № 2

Братья Гримм «Храбрый портной»

Напиши, какие качества портного открылись во время его путешествий.
Хвастливость, самонадеянность, самоуверенность, смекалка.

Х.-К. Андерсен «Оле-Лукойе»


спать сладким сном — крепко спать, видеть хорошие сны
спать мертвым сном — спать так, что не разбудишь

2. Если ты читал другие сказки Андерсена, напиши их названия.
«Огниво», «Маленький Клаус и большой Клаус», «Девочка со спичками», «Снежная королева», «Дюймовочка», «Дикие лебеди».

3. Назови твоего любимого героя из произведения Андерсена.
Дюймовочка, солдат (из «Огниво»), Русалочка, оловянный солдатик.

Братья Гримм «Маленькие человечки»

1. Объясни значение выражений:
чистая совесть — когда нечего скрывать;
зажиточный человек — богатый человек.

2. а) Напиши свой сказочный ответ на вопрос: «Почему маленькие человечки появились в доме портного?»
Чтобы помочь портному сшивать сапоги.
б) Напиши названия литературных произведений и кинофильмов о маленьких человечках.
«Мальчик с пальчик», «Белоснежка и семь гномов», «Гулливер в стране лиллипутов», «Маленький мук».
в) Нарисуй любимого маленького человечка — героя литературного произведения или кинофильма.
Рисуем мальчика с пальчик.

Инструкция

Прочитайте сказку, выберите эпизод, смысл которого хотите отразить в иллюстрации. Определите героев, которые будут присутствовать на рисунке. Создайте эскиз-композицию, которая расставит всех действующих лиц по своим местам. Картинка вырастет потом, когда вы наделите своих персонажей характером.

Теперь нужно изучить образцы и элементы народных рисунков и росписей, чтобы наиболее полно отразить характер и самобытность сказки. Хохлома и городецкая роспись помогут вам изобразить яркие растения русской земли. Поверхность залейте зеленой краской и по высохшему слою рисуйте элементы кудрявой травы, красочных цветов, резных кустов и ягод. Фон для вашей иллюстрации практически готов.

Часто местом действия сказки является лес. Деревья можно изображать в виде разных силуэтов. Посмотрите на березу, дуб, ель – все они достаточно отличаются друг от друга по форме. Широкий и массивный дуб с густой кроной и толстым стволом, тонкая резная березка и треугольная лапчатая ель. Используйте разные оттенки зеленого цвета и четкий контур, чтобы получить объемный лес.

Особое внимание уделите рукавам и длине сарафана. Раньше его длина определялась социальным статусом и рангом (замужняя или нет). К тому же немаловажное значение имеет прорисовка орнамента. Если вы срисовываете с подлинника, то переносите на бумагу малейшие изгибы, ибо именно орнамент определяет красоту народного костюма на вашем рисунке. Он должен быть четким и хорошо видным. А для того чтобы иметь возможность недочеты в рисунке, пока он еще не закончен, лучше пользоваться мягким . Он хорошо , не оставляя следов на бумаге.

Учтите при работе, что главное – достоверность. Правильно передайте особенность того же сарафана. Он шился так, что совсем не подчеркивал формы тела. Это считалось вызывающим.

При раскрашивании рисунка вы можете сохранить исходную цветовую гамму, а можете добавить свой цвет, но главное, если вы хотите, чтобы народный был именно народным, помните, что его цвет зависел от ткани, из которой он был сделан, и цвета ниток для вышивки. «Леопардовых» тенденций в моде тогда не было.

Видео по теме

Обратите внимание

Интересный факт: орнамент был не просто украшением. Люди верили, что вышивка, содержащая в себе магические символы, защищает человека от злых сил. Поэтому народный костюм – еще и своего рода оберег!

Наши предки одевались очень красиво и гармонично. Искусные мастерицы старались украсить даже повседневную одежду вышивкой, разноцветными лентами и другими элементами. Но особой нарядностью отличалась праздничная одежда. Виды русского национального костюма разных губерний весьма разнятся и по цвету, и по отделке, и по составным частям. Однако типично русским считается женский костюм, состоящий из расшитой белой рубахи, цветного и кокошника. Мужчины одевались в косоворотки, полосатые штаны и онучи с лаптями.

Вам понадобится

  • - бумага;
  • - рисовальные принадлежности.

Инструкция

Схематично постройте фигуру человека. Проведите вертикальную линию и разбейте ее на восемь отрезков. В верхнем делении нарисуйте голову, три следующих отрезка займет туловище, а оставшиеся четыре составляют ноги. Длина рук доходит до середины бедра. Для одетой фигуры необходимо лишь определить пропорции, не вырисовывая покрытые одеждой части тела.

Нарисуйте сарафан: от плеч идут две короткие лямки к прямому или фигурному вырезу лифа. Под грудью сарафан собран в складки, а к низу он сильно расширяется. Нарисуйте волнистую линию низа, изображая широкие мягкие складки ткани. От линии груди проведите лучеобразно расходящиеся линии складок. По центру и подолу пустите широкую узорную кайму.

Теперь нужно нарисовать плечи и пышные рукава рубахи - они могут быть расширены сверху или, наоборот, внизу. Низ рукавов собран на манжету и образует объемный напуск. Другой вариант – широкие трапециевидные рукава, украшенные по низу широкой вышитой каймой. Верхняя часть рубахи, не закрытая сарафаном, тоже украшена солнцевидной вышивкой вокруг шеи.

Завершите рисунок изображением круглой прически «под горшок» и головного убора – с узким околышем и украшенного цветком (такой убор характерен для городского костюма) или высокой, чуть сбитой набок шапки.

Полезный совет

Раскрасить костюмы можно в самые разнообразные цвета, но с учетом того, что в старину использовались натуральные красители для окрашивания тканей, что не позволяло получать неестественно-яркие и искусственные цвета. Тем не менее костюмы не выглядели блеклыми. Очень популярным был красный цвет в сочетании с зелеными, золотистыми, коричневыми оттенками.

Также использовались ткани с различными набивными рисунками, типичными из которых были: восточный огурец, горох, полоска. Также традиционными считаются белоземельные ситцы (мелкий цветочный рисунок по белому фону).

Источники:

Инструкция

Как нарисовать strongзайца/strong и bволка/b" class="colorbox imagefield imagefield-imagelink" rel="gallery-step-images"> Определите расположение на листе. Можно ограничить это пространство тонким светлым контуром. Чтобы определить, какого размера должна быть каждая часть рисунка, одну из них можно считать единицей измерения. Например, примите за единицу длину головы волка . Отмерьте ее по горизонтальной оси. Высота головы – половина единицы. Нарисуйте ее примерные очертания.

Затем от уровня затылка проведите вертикальную ось, наклоненную под углом 45°. Вокруг оси наметьте очертания шеи животного. Ее длина равна длине морды. От шеи до конца правой лапы волка отмерьте еще одну единицу с четвертью, левую лапу скройте за сугробом. Ширина грудной клетки волка равна длине головы. Ширина части туловища, которая видна правее, равна трети этого расстояния. Нарисуйте задние лапы волка , повторяя форму, которую вы видите на фотографии.

Так же постройте изображение зайца . Овалом очертите место расположения объекта на бумаге. Длина овала должна быть в два раза больше, чем ширина. Разделите овал пополам вертикальной линией. Слева от нее постепенно увеличивайте высоту фигуры – туловище зайца на рисунке должно стать яйцеобразной формы.

Разделите длину тела животного на пять равных частей. Две части справа будут приходиться на голову животного – она миндалевидной формы и опущена вниз. Разделите это расстояние пополам, чтобы определить расположение глаза. Ось для него должна находиться под углом 45° по отношению к нижней границе листа.

Волка подмигивание волка

Рубаха как основной элемент русского народного костюма

Основными элементами русского народного мужского костюма являлись рубаха, штаны, головной убор и обувь – лапти. Рубаха была, пожалуй, его основной и наиболее древней составляющей. Название этого элемента народного костюма произошло от корня «руб», что означало «кусок» или «отрез». Ему было родственно слово «рубить», ранее имевшее значение «резать». Первой славянской рубахой был простой кусок ткани, который перегибался пополам, снабжался отверстием для головы и скреплялся поясом. Впоследствии боковые швы стали сшиваться, добавились рукава.

Ученые именуют подобный покрой «туникообразным» и считают, что он был примерно одинаков для всех слоев населения. Различался лишь материал и характер отделки. Люди из простонародья одевались в рубахи, сшитые из льняного полотна, в холодное время года иногда носили рубахи из «цатры» - ткани из козьего пуха.

Было и еще одно название рубахи «сорочка» или «сорочица». Впрочем, отдельные исследователи полагают, что «рубаха» и «сорочка» - это разные элементы костюма. Длинная рубаха делалась из более плотной и грубой ткани, в то время как и легкая сорочка – из более тонкой и мягкой. Со временем сорочка превратилась в белье, а верхняя рубашка получила название «навершник».

Длиной мужская рубаха была примерно по колено. Ее обязательно подпоясывали, поддергивая таким образом, что ее верхняя часть превращалась в мешок для необходимых предметов. Так как рубаха непосредственно прилегала к телу, при ее изготовлении считали необходимым «обезопасить» отверстия, имевшиеся в готовой одежде: ворот, рукава и подол. Обереговую функцию выполняла вышивка, каждый элемент которой нес свой магический смысл.

Отложных воротников славянские рубахи не имели. Ворот был, скорее, похож на современную «стойку». Разрез ворота обычно делали прямым - посередине груди, однако был и косой, справа или слева. Ворот застегивали на пуговицу. Он считался особенно «магически важной» деталью одежды, ведь после смерти через него вылетала душа. Рукава рубахи были широкие и длинные и схватывались тесьмой у запястья.

Пояс и штаны в композиции костюма

Одним из первостепенных символов мужского престижа считались ременные пояса. Каждый взрослый свободный мужчина был воином, а пояса являлись едва ли не главным знаком воинского достоинства. Недаром на Руси существовало выражение «лишить пояса», что означало «лишить воинского звания» (отсюда – «распоясался»).

Высоко ценились пояса, изготовленные из кожи дикого тура. Кожу для пояса стремились добыть прямо на охоте, когда тур был уже смертельно ранен, но еще жив. Такие пояса считались огромной редкостью, так как лесные быки были очень опасны.

Штаны были завезены в Европу, в т.ч. к славянам, кочевниками и первоначально предназначались для верховой езды. Они делались не очень широкими, длиной примерно по щиколотку и заправлялись в онучи на голени. Штаны не имели разреза и держались на бедрах с помощью шнурка, который назывался «гашник». Отсюда пошло выражение «держать в загашнике», т.е. за шнурком для штанов. Другое название штанов – «портки» или «ноговицы».

Русский народный существенно уступал в разнообразии женскому и был примерно одинаков для всех российских губерний.

Видео по теме