Что такое амплуа в литературе. Разработка природных данных актера

Необходимым свойством актера является способность к рефлекторной возбудимости. Человек, лишенный этой способности, актером быть не может.

ВОЗБУДИМОСТЬ

Возбудимость есть способность воспроизводить в чувствованиях, в движении и в слове полученное извне задание.

ПРОЯВЛЕНИЕ ВОЗБУДИМОСТИ

Координированные проявления возбудимости и составляют ИГРУ актера.

Отдельные проявления возбудимости суть ЭЛЕМЕНТЫ ИГРЫ АКТЕРА.

Каждый элемент игры неизменно образован тремя обязательными моментами:

1. Намерение

2. Осуществление

3. Реакция

Намерение - есть интеллектуальное восприятие задания, полученного извне (автор, драматург, режиссер, инициатива лицедея).

Осуществление есть цикл рефлексов волевых , миметических и голосовых .

В целях большего овладения вниманием аудитории для достижения поставленного себе задачей эффекта драматурги прибегают иногда к смещению или полному обращению композиции; так, традиционно комическое положение излагают в трагической плоскости и наоборот или перемещают общепринятые представления о критерии драматической перспективы. Весьма распространенное явление природы, называемое закатом, дает достаточно полное понятие о природе подобного эффекта. Наблюдатель, до механичности привыкший видеть теплые тона на первом плане и учитывать их деградацию в холодные по мере удаления к горизонту, а потому склонный вообще отождествлять понятие дела с таким цветораспределением, неизбежно поражается, увидев красно-оранжевый тон горизонта и синий цвет первого плана.

Наиболее примитивным применением парадоксальной композиции является простая пародия, откуда большая распространенность метода в комических построениях.

Умышленная утрировка и перестройка (искажение) природы и соединение предметов, не соединяемых ею или привычкой нашего повседневного опыта, при настойчивом подчеркивании материально обыденной чувственности формы, создаваемой этим путем. Отсутствие такой настойчивости, переводя прием перестройки и комбинации в область внематериальной игры фантазии, обращает гротеск в химеру. В области гротеска замена разрешения готовой композиции разрешением прямо противоположным или приложением известных и почитаемых приемов к изображению предметов, противоположных предмету, установившему эти приемы, называется пародией .

Театр, являясь внеприродной комбинацией естественных временных, пространственных и числовых явлений, неизменно противоречащих повседневности нашего опыта, по самому своему существу есть пример гротеска. Возникнув из гротеска обрядового маскарада, он неизбежно разрушается при какой угодно попытке удаления из него гротеска в качестве основания его бытия. Будучи основным свойством театра, гротеск для своего осуществления требует неизбежной перестройки всех элементов, извне вводимых в сферу театра, в том числе и необходимого ему человека, переделывая его из обывателя-личности в лицедея. Переделка эта, имея целью приготовить чувственно материальный элемент внеприродной комбинации гротеска, отбрасывает из сценических способностей актера целый ряд их проявлений в пользу одной какой-либо определенной их группы, предназначенной для занятия лицедеем определенного театрального места и исполнения им строго квалифицированной должности. АМПЛУА - должность актера, занимаемая им при наличии данных, требуемых для наиболее полного и точного исполнения определенного класса ролей, имеющих установленные сценические функции.

Интрига - взаимосплетение последовательности внешних препятствий и внешних способов их преодоления, сознательно вносимых в действие драмы заинтересованными персонажами.

15 РАЗРАБОТКА ПРИРОДНЫХ ДАННЫХ АКТЕРА

Указанные выше природные данные, являясь необходимыми для актера, не являются еще достаточными для него, почему должны быть развиты и разработаны.

Это развитие, согласно предыдущего, должно идти в двух направлениях: а) развитие способности рефлекторной возбудимости и б) разработка физических данных амплуа приемами игры им свойственными.

ГЛАВНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ РАБОТЫ ПО ГРУППЕ «А» БУДУТ :

1) Развитие ощущения своего тела в пространстве (движение с осознанным центром, равновесие, переход от крупных движений к мелким; осознание жеста, как результаты движения даже в статические моменты).

2) Приобретение способности превращать музыкальный инстинкт в сознательное руководство собой, как музыкантом.

3) Приобретение умения ориентироваться в системе игры.

ПО ГРУППЕ «Б» :

По осознании с геометрической ясностью всех положений биомеханики, исходный пункт которой - установление единого закона механики во всех явлениях силы и сходство членов всех животных, применение движений, свойственных животным к определенным группам ролей, по принципу подобия этими движениями характеризуемых.

Вся эта работа неизбежно проделывается каждым человеком, посвятившим себя лицедейству, независимо от его желаний или теоретических убеждений. Обычно она ведется ощупью и на три четверти бессознательно, при чем теряется безмерное количество усилий, нервной возбудимости и времени. Задачей театрального образования является систематизация такого труда.

ПОСТРАНИЧНЫЕ ПРИМЕЧАНИЯ

Словоупотребление термина «чувствование» производится в научно-техническом его значении без привнесения в него обывательского и сентиментального понимания.

То же надо сказать и о термине «волевых». Такой характер изложения принят в целях отмежевания, с одной стороны, от системы игры «нутром» (без системного наркотизма), а равно, с другой стороны, и от метода «переживаний» (гипнотической тренировки воображения).

Оба указанных метода - первый, форсируя волю искусственным возбуждением предварительно расслабленного чувства, второй, форсируя чувство гипнотическим вытяжением предварительно расслабленной воли, - должны быть соответственно отвергнуты за негодностью и опасностью для физического здоровья людей, подвергаемых их воздействию.

Более подробный анализ упомянутых явлений будет дан в специальном исследовании «Игра актера». (№ 3 производственного плана издания ГВЫРМ)

«Рефлексов … миметических» - этот термин обозначает все движения, возникающие в периферии тела актера, а также и движения самого актера в пространстве.

Многие, размышляя об актерском даровании, задумывались и о таком определении, как амплуа артиста. Сегодня мы поговорим об этом и попробуем понять: амплуа - это приговор, штамп, который, по мнению К. С. Станиславского, не позволяет актеру развить свою индивидуальность, или все же возможность уяснить, в каких именно ролях дарование проявится особенно ярко.

Итак, амплуа - что это?

Слово «амплуа» пришло к нам из французского языка, где оно означает "место, должность, способ применения". В данным словом определяют роли, в которых преимущественно занят зависимости от его психологических и физических особенностей, не забывая при этом о его уровне мастерства и технике игры.

Как в театральном искусстве появилось понятие «амплуа»? Что это слово означало в 15 веке?

В европейском театре во второй половине 15 века возникает разделение актеров по типажу. Первыми и самыми древними, как вы понимаете, были амплуа трагика и комика, появившиеся еще в Древней Греции, а затем к ним присоединились и такие аллегорические образы, как Добро, Зависть, Разум, а также дурак (шут), бес и т. д.

Позже, уже в 17 веке, среди театральных образов появляются короли, тираны, красавицы, герои, злодеи. Растет интерес к личности, а с ним и расширяются амплуа актеров, играющих их.

В Екатерининском театре в России по указу императрицы труппа набиралась строго по характерам: герой, простак (комическое амплуа), благородный отец, фат, героиня, комическая старуха, травести, инженю, субретка. Такой подбор актеров позволял театру исполнять и трагедии, и комические спектакли.

Как расширялось актерское амплуа

Актерам четкое амплуа помогало глубоко вживаться в образ, подбирая приемы, точно и ярко изображающие героя. Но по мере развития театрального искусства и драматургии они больше не могли находиться в рамках одного образа-маски, и поэтому среди актеров появилась тенденция ломать его, играя и комические, и трагические роли. Это привело к более тонкой и неоднозначной игре, а также к глубокому и всестороннему восприятию зрителем ситуации, показанной на сцене.

Исчезло ли актерское амплуа? Что это понятие обозначает сейчас?

Развитие в 20 в. авангардных форм снова вернуло нам «маски» - амплуа актера. В качестве примера можно привести «Театр Райкина», активно использующий этот прием.

Но и остальные актеры театра и кино тоже порой не могут избавиться от своего амплуа окончательно. Ведь все мы понимаем, что часто типаж, особенности внешности или манера игры предопределяют для артиста те роли, на которые он будет приглашаться чаще всего. И сломать практически невозможно.

И еще раз об амплуа

Итак, актерское амплуа - что это? Хорошо или плохо увязнуть в типаже, в ограниченном представлении о своих возможностях? На этот вопрос, к сожалению, нет однозначного ответа. Разноплановость - это уникальная способность актера в любом образе сиять одинаково ярко. Но, подбирая на роль исполнителя, режиссер все равно будет опираться на его внешние данные, ведь трудно представить себе конопатую девчонку, играющую роль Катерины в «Грозе». Так что пока существует будет существовать и амплуа актера.

Амплуа, конечно, существуют. Но все же это прерогатива сериалов, скорее. Кино должно превозмогать амплуа, ломать их. Это не всегда происходит в силу инертности режиссеров и ассистентов по актерам, которым проще использовать уже готовый материал.

Амплуа — это достаточно серьезная категория. Сегодня можно говорить только о штампах. Нет актеров с четко выраженными амплуа, но много актеров, которые работают в координатах своих штампов. Любое недоискусство оперирует не характерами и личностями, а функциями. Очень удобно работать с функциями бандитов, киллеров, проституток, новых русских. Это проще, чем открывать характеры и описывать эти характеры. Силенок творческих не хватает.

Амплуа — театральное слово. Его переносить в кино — нелепо. Как вы определите амплуа Моники Витти? Героиня? Да нет же. В хорошем кино нет амплуа. Для фальшивого кино, действительно, классические амплуа актуальны. А в настоящем все гораздо более сложно и размыто.

Амплуа пришли из театра, и никто их не отменял. Злодеи были всегда? Всегда. Герои-любовники были всегда? Всегда. Инженю были всегда? Всегда. Простаки были всегда? Всегда. А что может нового появиться? Ничего. Законы драматургии какими были, такими остались, новых не появилось.

О системе амплуа всерьез говорить нельзя — из-за дискретности процесса. Нет перманентного процесса, он весь суррогатный, вся отрасль суррогатная. Дискретность, неравномерность, отсутствие потока — в этом все дело. Но есть такие артисты — пиджачки. Играть не может, но это самое амплуа, или фактура, или типаж — работает за него. Надень на него костюм, он превращается в персонажа. Это действует, есть такие актеры. Не на все типажи, правда. Нищие получаются потрясающе, а богатые — никогда. Смешон любой вор в законе на экране, за исключением некоторых выдающихся работ, и то из прошлого. Наверно, это связано с менталитетом, с историей. Есть ли в российском кинематографе де Ниро? Возможен ли он? В этом поколении — нет. В следующем, или в третьем — может быть. Только когда человек станет хозяином своей судьбы и жизни, он приобретет то выражение лица, тот взгляд, который необходим для того, чтобы стать «де Ниро». Но мне-то понятие амплуа вообще не близко. Мне нравятся артисты, которые преодолевают собственное амплуа, выламываются из него. Крупный план все равно приближает человека настолько, что об амплуа лучше забыть.

Амплуа есть. Например, за артистом Гармашом прочно закрепилось амплуа «простого человека». Гармаш — исключительный артист, и это амплуа его не исчерпывает. Но закрепилось. А вообще амплуа, конечно, сдвинулись и примитизировались. Амплуа героини фактически заменилось амплуа инженю. Например, Елена Корикова или Екатерина Гусева — типичные инженю. Они не могут играть героинь, но играют. Возможно, потому, что режиссеры не умеют видеть героинь и боятся их.

Мне кажется, во всем мире идет разрушение амплуа. Сегодня человек с героической внешностью только у Тарантино в комедии может играть. Брэд Питт — для девочек, которые работают в универмагах. Но в Америке вообще нет непрофессионалов, вот в чем дело. Вы никогда не увидите в самом дешевом американском кино совершенно фальшивого актера. А у нас на каждом шагу.

В России нет жанрового сознания, поэтому нет амплуа. Жанровое сознание присуще неоднородному, сложно устроенному социуму, а нынешняя Россия простовата, куда проще даже «общества развитого социализма». Богатые мечтают удержать приватизированные ценности, а бедные — отобрать. В сущности, все общество озабочено этой единственной проблемой, которая вытеснена в подсознание и полностью определяет социальное воображаемое. Актеры культивируют публичность как форму власти. Публичность ныне дороже золота, она легко конвертируется в любые мат.ценности. «Вот он я!» — своего рода амплуа.

Амплуа стерлись, превратились в социальные функции: как-то — родина-мать, жена нового русского, браток, добрый спецназовец, надежный военный. И немногие другие. Социальные функции приросли к лицам этих актеров и заменили их. Актеры утратили лицо и приобрели профессию (это точно уловил Чухрай в «Водителе для Веры»: там на наших глазах происходит обратный процесс — социальная функция превращается в человеческое лицо).

И нет, и да. Амплуа ведь определяется двумя факторами: объективным и субъективным. Объективный, что называется, на лице у актера написан. Вот этому только генералов играть. Что поделаешь, генерал и все! Субъективный фактор связан с актуальной идеологией. В советское время, например, нельзя было, чтобы Тихонов после Штирлица вдруг сыграл бандюгана. Это было невозможно. Нечто подобное существовало и в Голливуде. Из коммерческих уже соображений, переплетенных, однако и с идеологией. Там не нужно было решений ЦК и Политбюро по этому поводу — правила игры были еще более жесткие, чем у нас. До какой-то степени и остались. У нас сегодня «субъективный фактор» пока не работает. Может быть, и слава Богу. Еще не оформился социальный заказ. Он оформляется, с этим я готов согласиться, но не оформился. Коммерческий момент, пока не сложился рынок, тоже еще не работает в должной мере. Кроме прочего, нельзя даже, например, заключить с актером договор на пять картин вперед — по закону это просто невозможно.

Обычно амплуа соответствует характеру внешности актера, стилю его игры и другим его данным.

В елизаветинском театре – в эпоху расцвета английского драматического театра (конец XVIначало XVII века), связанную в первую очередь с творчеством Вильяма Шекспира, роли исполняли юноши. При этом труппы были обычно немногочисленны, а за время спектакля один актер мог исполнять несколько самых разных (иногда даже разнополых) ролей. Поэтому рамки актерского амплуа понимались предельно широко.

В театре эпохи целая классификация ролей, соответствующих различным актерским амплуа.

Согласно традициям, актер, претендующий на ту или иную роль, должен был отвечать определенным требованиям, включающим рост, телосложение, тип лица, голоса и так далее.

Актер маленького роста или обладатель высокого голоса мог претендовать только на комические роли. Драматический герой должен был быть высокого роста, с правильными чертами лица, с достаточно низким тембром голоса.

В классификацию входили амплуа героинь и героев, любовников и любовниц, королей и тиранов, прислуги, субреток, наперсниц и наперсников, инженю, резонеров, отцов, злодеев, простаков. Переходить из одного амплуа в другое было нельзя. Единственное исключение в этом правиле – «возрастные» роли. То есть, например, исполнитель героев, состарившись, мог стать «благородным отцом».

Амплуа в современном театре и кино

Константин Станиславский и Антон Чехов считали, что амплуа лишь ограничивает развитие актерской индивидуальности и представляет собой только набор штампов.

На сегодняшний день можно выделить значительно больше вариантов амплуа, а их куда более размыты.

Стоит иметь в виду, что не всегда актер выступает только в рамках одного определенного амплуа. Так, например, некоторые советские , которых все привыкли видеть преимущественно в комических – например, Евгений Леонов, Юрий Никулин, Андрей Миронов – исполняли и замечательные драматические роли. Талантливые актеры кино с легкостью выступают в самых различных жанрах и образах.

– Странно как-то Васька себя вести начал, – проворчала Николаевна, посматривая на проходящего мимо соседа, прикупившего к весне новое длинное пальто и запасшегося белым шарфом.

– Ну, скажешь тоже. У него теперь енто… амплуа новое, – покивала её подружка, отправляя в рот очередную семечку.

– Амплуа? А чой-та? – вытаращила глаза Николаевна.

Мы, конечно, не Николаевны, и значение красивого слова «амплуа» знает каждый второй, а каждый первый как минимум догадывается что это.

Амплуа произошло из французского, если переводить дословно, то можно найти не одно значение этого слова. Не только роль и должность, но даже место и занятие.

Изначально, амплуа никак не относилось к жизни простых людей и понятие это употреблялось только в театре. В середине XV века, европейский театр начал распределение амплуа у актеров. В те времена использовались лишь два понятия, трагик и комик – многие, наверное, помнят эти знаменитые маски-близнецы, где одна улыбается, а другая плачет.

Эти два образа были позаимствованы из древней Греции, где впервые появилось деление актеров на две группы. В группу трагиков мог попасть высокий, хорошо сложенный человек с глубоким, низким голосом. В группу комиков же попадали исключительно противоположности трагиков – низкие, с высоким голосом и полноватой фигурой. Из театра они перешли в кино, хотя бы вспомним дуэт Арнольда Шварценеггера и Дэнни Де Вито.

Позже, театр классицизма расширил понятие амплуа на множество параграфов. Как, к примеру:

Инженю – образ простодушной, искренней и наивной девушки, реже, парня.

Молодых людей образа «инженю» чаще называют «простаками». Это тот же недалекий, наивный образ, но более противоречивый, чем инженю. Нередко оказывается, что «простак» только выглядит так, а на самом деле далеко не глуп.

Не далеко от этого образа ушел и образ субретки (в мужском воплощении «слуга») – обычно, это комический персонаж. Бойкая, веселая девушка-служанка, которая зачастую помогает своим хозяевам в любовных делах.

Или, в противовес им, резонер – амплуа рассудительного, вдумчивого человека, который не участвует в пьесе или спектакле, но наблюдает и даёт моральные оценки происходящему.

Существует и образ, который называют «фат», оно описывает глупого, самовлюбленного человека, но сейчас этот образ уже устарел и его почти не используют, зато появились новые понятия.

К примеру, понятие «травести» - когда мужскую роль исполняет женщина, и наоборот. Впрочем, если так посмотреть, то все актеры древности были травести, ведь когда театр только появился, женщинам запрещено было играть в нем и все роли исполняли только мужчины.

Впрочем, давайте признаемся себе, мы редко используем слово «амплуа» для разговоров о театре. Сейчас, это скорее применимо к людям и их образу, и стилю жизни. Если человек создал себе какой-то образ и придерживается его не только в одежде, но и стиле жизни, вплоть до вкусов и предпочтений, то это смело можно назвать его амплуа. Не сценическим, конечно, но тоже, порой, достойным премии и аплодисментов.