Эссе по литературе отцы и дети. Аргументы по направлению «Отцы и дети»

Отношения между поколениями фигурируют во многих произведениях мировой литературы, ведь проблема отцов и детей не даром является “вечной”. При чем не стоит забывать, что отношения между старшими и младшими не всегда являются конфликтными. Это может быть и ярое противостояние друг другу, и полное взаимопонимание.

О чем может быть ваше сочинение об отцах и детях? Можно рассматривать разные поколения в самом широком смысле, а можно обратиться лишь к семейным взаимоотношениям. Это могут быть размышления в духе Базарова о разности взглядов, а может быть проникновенный монолог о любви к матери и отцу. Все будет зависеть от конкретной формулировки темы (ее вы узнаете лишь за 15 минут до начала сочинения).

Не будет лишним приготовить заранее несколько универсальных цитат для эффектного введения или эпиграфа. Например:
Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями. (Фалес)
Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили. (Ф. Шиллер)
Все отцы хотят, чтобы их дети осуществили то, что не удалось им самим. (И. Гете)
Каждому возрасту присущи свои особенности. (М. Цицерон)
Тот является отцом, кто воспитывает, а не тот, кто родит. (Менандр)

Предлагаем возможный круг тем по данному направлению . Обращаем внимание, что это лишь предположение, реальные темы сочинений находятся в закрытом доступе и станут известны в день написания итогового сочинения.

  • В чем заключается конфликт между поколениями?
  • Почему разные поколения не понимают друг друга?
  • Нужно ли учитывать опыт старших поколений?
  • Почему конфликт отцов и детей вечен?
  • Почему отцы всегда поучают детей?
  • Почему нужно уважать старших?
  • К чему ведет конфликт отцов и детей?
  • Каковы последствия разрушения преемственности поколений?
  • Что такое преемственность поколений?
  • Как изменился конфликт отцов и детей со временем?
  • Как помирить отцов и детей?

Примерный список литературных произведений по направлению "Отцы и дети"

  • А.Н. Островский, «Гроза»;
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»;
  • Ф.М. Достоевский: «Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные»;
  • М.А. Шолохов: «Тихий Дон», «Судьба человека»;
  • А.С. Пушкин: «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»;
  • И.А. Бунин, «Тёмные аллеи»;
  • И.А. Гончаров, «Обломов»;
  • В.Г. Распутин, «Уроки французского”;
  • И.С. Тургенев “Отцы и дети”;
  • А.С. Грибоедов “Горе от ума”;
  • Н.В. Гоголь “Мертвые души”;
  • А.П. Чехов “Вишневый сад”;
  • Б. Васильев “Завтра была война”.

Произведения и аргументы по направлению «Отцы и дети»

Произведение На что обратить внимание
И.С. Тургенев «Отцы и дети» Спор Евгения Базарова И Павла Кирсанова отражает разницу взглядов на уровне поколений. Базаров для Кирсанова – выскочка разночинец, а Кирсанов для Базарова – никчемный и пустой праздный барин. Павел Петрович мог бы научить Базарова такту и сдержанности, а Евгений мог бы открыть для стариков мир преобразований. Но обе стороны слишком категоричны и бескомпромиссны, чтобы понять друг друга.
И. Гончаров «Обломов» Воспитание во многом определяет судьбу подрастающего поколения. Главный герой стал ленивым и праздным человеком без перспектив, потому что семья с детства баловала Обломова. Противоположным примером является Штольц. Его отец решил, что дорогу в жизнь Андрей должен пробивать себе сам. Он стал успешным предпринимателем, который добился всего самостоятельно.
А.С. Грибоедов «Горе от ума» Консерватизм Фамусова портит и молодежь, которая подстраивается под стариков ради получения высокого чина. Фамусов не признает необходимости образования и выступает за сохранение крепостного права. Кроме того, это общество погрязло в пороках и не пытается прислушаться к Молчалину, представителю младшего прогрессивного поколения.
А.Н. Островский «Гроза» Старшее поколение своим деспотизмом и консерватизмом обрекло город на застой. Поэтому мы наблюдаем в Калинове господство невежества, социальное расслоение и ханжеские нравы времён средневековья. Очевидно, что «отцы» правы далеко не всегда, ведь со временем их система ценностей устаревает и нуждается в обновлениях, которые может принести только новое поколение.
Л.Н. Толстой «Война и мир» Семья Ростовых - идеал семейного бытия для Толстого. Ростовы живут «жизнью сердца», не требуя друг от друга особого ума, легко и непринужденно относясь к жизненным неурядицам. Они чтут русские традиции, всем членам семьи Ростовых свойственны живость и непосредственность. После отъезда из Москвы семья осталась фактически разорена. Старик Ростов умирает с чувством вины за разорение детей, но с чувством выполненного патриотического долга.
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» Отношение к родителям воплощает нравственную сущность человека. О главной черте в характере Раскольникова можно получить представление из слова его матери о поведении сына: «Вы думаете его бы остановили тогда мои слезы, мои просьбы, моя болезнь, моя смерть? – спрашивает Пульхерия Александровна и сама же отвечает: -Преспокойно бы перешагнул через все препятствия». Главная черта Раскольникова - вовсе не любовь к людям, а самолюбие, стремление во что бы то ни стало осуществить свое хотение.Противоположный пример - Соня Мармеладова. Она смогла преступить все законы морали ради спасения своей семьи от голодной смерти.
К.Г. Паустовский «Телеграмма» Очень часто дети забывают о своих родителя, погружаясь в свои заботы и дела. На старости лет Катерина Петровна осталась совсем одна, хотя у нее была дочь. Одиночество каждый день разрушало ее, единственное, что держало Катерину Петровну – это ожидание встречи с дочерью. Она ждала три года, но ей не хватило всего пару дней. Очень часто равнодушие по отношению к близким убивает сильнее, чем болезни. Возможно, будь Настя более чувствительной, то не пришлось бы больному человеку умирать в одиночестве.
Р. Брэдбери «Вельд» Отец детей убежден, что «дети должны получать всё самое лучшее». Но не всегда родители в полной мере может осознать последствия своей опеки. В данном рассказе показно, что родители пытались во всем угодить своему чаду, не запрещая им пользоваться детской, даже когда пребывание там приобрело пугающие масштабы. Решившись поставить точку и ограничить нахождение в комнате, отражающей мысли, родители столкнулись с жестокостью и безжалостностью собственных детей. К трагичному финалу приводит избалованность и отсутствие взаимопонимания между «отцами» и «детьми».

Другие направления итогового сочинения.

Отцы и дети

Проблема отцов и детей существовала всегда. Однако особенно остро она проявляется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколение становятся носителями разных эпох и идей. Такой период наблюдался в России в середине XIX века, когда старое дворянство враждовало с революционно-демократической молодежью. Именно эта проблема затронута в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Отцы в романе представлены братьями Кирсановыми, а дети Аркадием Кирсановым и Евгением Базаровым .

Наиболее отчетливо конфликт старого и нового поколения просматривается во взаимоотношениях молодого «нигилиста» Базарова и чопорного дворянина Павла Петровича . Примеры нелегких взаимоотношении отцов и детей показаны через отношения между Базаровым и его родителями, а также Аркадием со своим отцом. Автор противопоставляет два поколения не только с помощью идейных различий, но даже внешним описанием. Если в описании Базарова в основном акцентируется его мрачный вид, отрешенность от внешнего мира и острый ум, то в описании Павла Петровича отмечаются лаковые полусапожки, ухоженный внешний вид, привлекательная внешность.

Эти герои противопоставлены и по средствам их образа жизни. Павел Петрович живет как настоящий дворянин и аристократ в праздности и безделье. Базаров же напротив целыми днями работает, проводит медицинские опыты и старается принести пользу окружающим. Идейные разногласия этих двух героев также занимают особое место в романе. Павел Петрович человек старой закалки с принципами и защищает высокие идеи. Базаров проповедует «нигилизм», то есть неверие ни во что. Он предпочитает не считаться ни с какими принципами и авторитетами. На мой взгляд, именно через противопоставление этих двух персонажей наиболее отчетливо просматривается конфликт поколений, а соответственно, отцов и детей.

­Что касается проблемы отцов и детей внутри семьи Кирсановых, то она оказалась не такой глубокой. Аркадий не просто похож на своего отца, а имеет такие же ценности и идеалы. Его также заботят родной дом, семья и покой. Конфликт между ним и Николаем Петровичем просматривается только тогда, когда Аркадий временно подпадает под влияние Базарова и пытается ему подражать. Кирсанова печалят такие перемены в сыне. И даже когда Аркадий невольно ранит его своей бестактностью, он лишь кротко переносит это. В конце романа его терпеливая любовь к сыну вознаграждена. Аркадий становится взрослее и мудрее, а Базаров уходит из их жизни. Тогда он раскрывается как личность и сближается с отцом.

Несмотря на то, что роман написан в XIX века, проблемы, затронутые в нем, остаются актуальными по сей день. Так, например, людей во все времена заботило отношение к любви, науке и искусству. С этими вопросами, также как и с проблемой отцов и детей, приходится сталкиваться каждому новому поколению. Возможно, именно постоянный поиск ответов на эти и другие вопросы и является движущей силой жизни.

Примерные темы итогового сочинения «Отцы и дети» 2018/2019

Важно!!!

  • Экзаменационные темы будут доступны за 15 минут до начала итогового сочинения.
  • В 2018/19 учебном году итоговое сочинение пройдет 5 декабря, 6 февраля и 8 мая.
  • Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачет».
  • Если выпускник получил «незачет», он может его пересдать.
  1. Почему возникает дисгармония в отношениях между родителями и детьми?
  2. Когда родителям стоит поучиться у своих детей?
  3. Как вы думаете, вечен ли конфликт поколений?
  4. Быть похожим на родителей - это достоинство или недостаток?
  5. Как, по-вашему, возможна ли гармония в отношениях детей и родителей?
  6. Быть родителями - это счастье или обязанность?
  7. Что такое «конфликт поколений»?
  8. Почему возникла проблема взаимоотношения «отцов и детей»?
  9. Как соотносятся жизненные цели «отцов и детей»?
  10. Почему молодое поколение зачастую не принимает прежние взгляды?
  11. На чём должны строиться взаимоотношения в семье?
  12. Возможно ли найти компромисс в конфликте родителей и детей?
  13. Кто прав в споре двух поколений?
  14. Роль семьи в жизни человека.
  15. Согласны ли вы с мнением, что понимание – это улица с двусторонним движением?
  16. Как вы понимаете слова О. Уайльда: «Лучший способ воспитать хороших детей – это сделать их счастливыми»?
  17. Прокомментируйте высказывание В. Г. Белинского: «Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое».
  18. Согласны ли вы с высказыванием Руссо: «У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим»?
  19. Как вы понимаете слова Цицерона: «Каждому возрасту присущи свои особенности»?
  20. Подтвердите или опровергните слова М. Наваррской: «Старики привыкли думать, что они всегда умнее, чем поколение, которое идет им на смену».
  21. Верно ли утверждение Екатерины II: «Во всяком возрасте почитай родителей»?
  22. Как вы понимаете слова Андре Моруа: «Отношения между родителями и детьми так же трудны и столь же драматичны, как отношения между любящими»?
  23. Прав ли Тристан Бернар, утверждая: «Сегодня родители больше всего хотят, чтобы дети их любили. Видимо, это работа над своими ошибками. Которую потом будут исправлять их дети. И эти качели не остановятся никогда»?
  24. Что, на ваш взгляд, значит слова Д. Дидро: «Родители любят своих детей тревожной и снисходительной любовью, которая портит их. Есть другая любовь, внимательная и спокойная, которая делает их честными. И такова настоящая любовь отца»?
  25. «Не надобно другого образца. Когда в глазах пример отца» (А. С. Грибоедов)

Реальные темы итогового сочинения 2015 г. по направлению «Спор поколений: вместе и врозь», которые полностью перекликается в направлении «Отцы и дети»:

  1. Что такое семейные традиции и зачем они нужны?
  2. Почему так важно сохранять связь между поколениями?
  3. Почему тема «отцов и детей» часто присутствует во многих произведениях литературы?
  4. «Век нынешний» и «век минувший»: возможно ли согласие?
  5. Роль родительского наставления в жизни человека.
  6. Неизбежен ли конфликт «отцов» и «детей»?
  7. В чём истоки непонимания между людьми разных поколений?
  8. Что может мешать отцам и детям понять друг друга?
  9. Чем может быть ценен для детей опыт отцов?
  10. Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодёжью?
  11. Чем может быть ценен для отцов опыт детей?
  12. Чему могут научиться друг у друга отцы и дети?
  13. Всегда ли в конфликтах поколений правота лишь на одной стороне?
  14. Является ли вечным спор поколений?
  15. Всегда ли ценны заветы отцов?
  16. «Век нынешний и век минувший»: причины конфликта.
  17. В какие времена обостряется конфликт «отцов и детей»?
  18. Трудно ли быть взрослым?
  19. Какую роль в становлении личности может играть семья?
  20. Рождается ли истина в споре поколений?
  21. «Отцы» и «дети»: соперники или союзники?
  22. Почему дети и родители не всегда понимают друг друга?
  23. Какое значение имеет пора юности в жизни человека?
  24. Почему «отцы и дети» – вечная тема?
  25. Какую роль в становлении личности могут играть старшие?
  26. Что значит быть взрослым?
  27. Важно ли человеку получить родительское напутствие?
  28. В чём, по-вашему, должна проявляться родительская любовь?
  29. Родители и дети: спор или диалог?
  30. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…» (А.С. Пушкин).
  31. Какие уроки можно извлечь из противостояния представителей разных поколений?
  32. Спор поколений - вечный или временный?
  33. Всегда ли конфликт между отцами и детьми приводит к вражде?
  34. Есть ли победители и побежденные в споре отцов и детей?
  35. Какое влияние старшие могут оказать на своих детей?
  36. В чем заключается конфликт между поколениями?
  37. Нужно ли учитывать опыт старших поколений?
  38. Как изменился конфликт отцов и детей со временем?
  39. Каковы последствия разрушения преемственности поколений?
  40. Почему конфликт отцов и детей вечен?
  41. Что такое преемственность поколений?
  42. Почему отцы всегда поучают детей?
  43. Почему разные поколения не понимают друг друга?
  44. Почему нужно уважать старших?
  45. К чему ведет конфликт отцов и детей?
  46. Как помирить отцов и детей?
  47. Вечный конфликт родителей и детей: в поисках компромисса.
  48. Кто такие дети в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»?
  49. Смысл названия романа «Отцы и дети».
  50. Дети и детство в русской литературе.
  51. Современные проблемы детей.
  52. Любовь и дети.
  53. Роль семьи в жизни человека.
  54. «Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое» (В.Г. Белинский).
  55. «Любовь к родителям – основа всех добродетелей» (Цицерон).
  56. Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети» (В.А. Сухомлинский).
  57. «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери» (Г. Мопассан).
  58. «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А.С. Пушкин).
  59. «Острее жалит боль, когда ее причиняет кто-нибудь из близких» (Бабрий).
  60. «Ничто не бывает так редко на свете, как полная откровенность между родителями и детьми» (Р. Роллан).

Во второй половине XIX века был опубликован четвертый роман Тургенева, в котором автор отразил свои общественные и политические взгляды относительно происходящих в стране событий. Тема столкновения двух поколений была навеяна жесткой идеологической борьбой, которая происходила между либералами и демократами. Сочинение по роману «Отцы и дети» помогает наиболее полно ощутить взгляды и переживания писателя.

Создание произведения

Сильной стороной таланта Тургенева была способность предвидеть изменения в социальной жизни. О них могли говорить лишь настроения, которые преобладали в обществе, и едва намечающиеся тенденции. Но автор бессмертных романов уже чувствовал предстоящие изменения. В 1860 году писатель приступил к созданию нового романа. Идеей этого произведения являлось желание показать совершенно новый тип общественного деятеля, который только начал появляться на сцене российской общественно-политической борьбы. Таким образом, в роман в качестве главного действующего лица был введен новый персонаж, не имеющий аналогов в русской литературе, - борец, нигилист и разночинец. Сочинение по роману «Отцы и дети» может быть посвящено образу главного героя.

Время в произведении

В 1862 году роман был опубликован. Посвящался он критику Белинскому. Следует обратить внимание на то, что в произведении использовалась предельно четкая датировка. Действие начиналось двадцатого мая 1859 года. Автор тем самым стремился воссоздать в произведении конкретную обстановку, которая царила в тогдашней России и была вызвана рядом чрезвычайно важных социально-политических событий.

Оставалось совсем немного времени до отмены крепостничества. И, как всегда это происходит перед кардинальными преобразованиями, в стране преобладали волнения, в обществе не умолкали непримиримые споры. Неизвестно было, кто придет на смену дворянства и каков дальнейший путь России. Сочинение «Время в романе "Отцы и дети"» предполагает раскрытие и анализ связи между действиями в книге Тургенева и событиями, которые происходили в общественной и политической жизни.

Жанр

Произведение представляет собой социально-психологический роман. Об основной теме его говорит заглавие. Творческое задание на тему взаимоотношений представителей разных поколений на основе и сочинение «Время в романе "Отцы и дети"» являются традиционными на уроках русского языка и литературы в школе. Однако следует также рассмотреть жанровую специфику этой книги. В основе сюжета, как уже было сказано, абсолютно новый образ человека, который не принадлежит ни к дворянству, ни к какому-либо другому социальному слою. В романе присутствует несколько сюжетных линий. И с помощью этого художественного приема Тургенев раскрыл образ главного героя во всей полноте.

Структура сюжета

В романе отсутствует единая завязка, поскольку повествование ведется по принципу цикличной композиции. Сперва Базаров знакомится с семейством Кирсановых, Одинцовой, Ситниковым и Кукшиной. Дальнейшие развития можно обозначить как второй сюжетный круг, в котором главный герой постепенно разрывает отношения со всеми прочими персонажами. Он же и заканчивается смертью Базарова.

Важные композиционные элементы - вставные эпизоды. Они, как правило, включают в себя краткие предыстории основных персонажей. Эти вставки позволяют читателю понять внутренний мир героев. Сочинение по роману Тургенева «Отцы и дети» раскрывает сложные взаимоотношения Базарова с другими персонажами.

Большое значение отведено эпилогу. В нем автор посвятил читателя в события, которые происходят после смерти главного героя.

Базаров

Система образов построена на антитезе. Композиционный центр в ней - главный герой. Личность Евгения Базарова раскрывается в процессе развития его отношений с другими действующими лицами. Сочинение по роману Тургенева «Отцы и дети» - это своего рода анализ взглядов героя на мнения и жизненный уклад второстепенных персонажей. Так, например, после столкновения Базарова с Павлом Кирсановым читателю становятся понятны мировоззренческие позиции героя-нигилиста. В отношении Евгения к Одинцовой просматривается его способность к высоким чувствам, которых, казалось бы, он уже был полностью лишен.

Образы второстепенных героев создают своего рода фон, на котором наиболее четко просматриваются революционные взгляды героя. Он может показаться излишне самоуверенным, но работящ, удовлетворяется малым. Не хочет быть доктором и все ждет какого-то случая. Стремится общаться с народом и умеет это делать, однако в душе не любит его. И, главное, он лишен какого бы то ни было энтузиазма и не имеет идеи. Такова характеристика главного героя, но для более подробного рассмотрения стоит написать сочинение. Смысл романа «Отцы и дети» заключается в трагическом одиночестве главного героя. Даже в отчем доме он не чувствует себя счастливым. Его любят и боготворят родители, но он не находит у них понимания.

Другие образы

Аркадий Кирсанов не способен стать соратником своего приятеля. Он мягок и аполитичен. К тому же он слишком привержен к традиционным ценностям, которые впитал еще в детстве в родительском доме. Темы сочинений по роману «Отцы и дети» могут затрагивать различные моменты в сюжетной композиции и рассматривать взаимоотношения главного героя и одного из второстепенных. Но диалоги Базарова и Аркадия несут важную смысловую нагрузку в произведении. Их взаимоотношения дополняют картину духовного одиночества, которое является спутником главного персонажа до последних дней его жизни.

Ситников и Кукшина являют собой пародию на представителей передовой интеллигенции. Они пытаются подражать своему учителю Базарову, но не в состоянии понять глубину мыслей своего кумира. А потому ощущение непонимания у героя в их обществе не только не покидает его, а лишь еще более усиливается.

Одинцова

Эта дама слишком дорожит своим положением в обществе. Вспышка страсти главного героя ее пугает. Отдаться чувству Одинцовой не хватает смелости. И она предпочитает спокойствие. Холодность Одинцовой, которая, возможно, со временем бы рассеялась, герой воспринимает как поражение. Его максимализм не позволяет ему понять ее переживаний и опасений.

Особое место занимает любовь в романе «Отцы и дети». Сочинение на эту тему - это раскрытие, пожалуй, главной идеи произведения. Тургеневский герой столь настойчиво отрицал все то, что его окружало, что несколько увлекся и не учел возможности зарождения любовного чувства. Романтизм он считал глупостью и частью того устаревшего социального мира, который находится на последнем издыхании. Но, испытав глубокое чувство к женщине, он понял, что теперь может отрицать лишь самого себя. И это осознание стало началом его гибели.

Базаров в глазах автора

На страницах романа можно обнаружить, что Тургенев относится с некоторым сочувствием к взглядам Базарова. Автор подчеркивает, что герой является прежде всего революционером. Прямые намеки присутствуют в репликах Базарова. Он говорит о том, что грядут существенные перемены, однако сперва следует «расчистить» место для тех, кто будет созидать. Возможности действовать у Базарова все же нет. Писатель не наделил ею своего героя, поскольку считал, что на тот момент страна в таких кардинальных преобразованиях не нуждалась.

Проблема противоборства поколений непременно возникает в обстановке существенных социальных, политических и экономических преобразований. В истории России такие примеры были и, возможно, их увидеть еще предстоит не раз. А потому тема, которой посвящена эта статья, является обязательной в школьной программе. Лучший способ проанализировать и раскрыть ее - написать сочинение по литературе. Роман «Отцы и дети» - гениальное произведение, которое следует читать и перечитывать каждому.

«Отцы и дети» в романе Тургенева

Главной проблемой в романе И.С. Тургенева становится проблема «отцов и детей», которая существовала всегда. Дети не могут слушаться и во всем потакать родителям, потому что так заложено во всех нас. Каждый из нас — индивидуальность и каждый имеет свою точку зрения. Мы не можем копировать кого-либо, в том числе и родителей. Самое большее, что мы можем сделать для большего сходства с ними — это выбрать тот же путь в жизни, что и наши предки. Некоторые, например, служат в армии, потому что военными были их отец, дед, прадед и т.д., а некоторые лечат людей, так же как и их отец и как Евгений Базаров.

Мне кажется, что проблема «отцом и детей» в романе это только повод для конфликта, а причиной является то, что отцы и дети являлись представителями разных идей. Уже описывая героев, Тургенев противопоставляет грязный балахон Базарова, который самим же хозяином называется «одежонкой», модному галстуку и полусапожкам Павла Петровича.

Принято считать, что в общении между Павлом Петровичем и Базаровым полная победа остается за последним, а между тем на долю Базарова выпадает весьма относительное торжество. И Базарова и Павла Петровича можно обвинить в том, что они любят спорить. Кирсанов говорит о необходимости следовать авторитетам и верить в них. А Базаров отрицает разумность того и другого. Павел Петрович утверждает, что без принципов могут жить лишь безнравственные и пустые люди. А Евгений считает, что принцип это пустое и нерусское слово.

Кирсанов упрекает Базарова в презрении к народу, а он говорит о том, что «народ заслуживает призрения». И если проследить на протяжении всего произведения, то существует множества областей, в которых они не сходятся во мнениях. Так, например Базаров считает: «Порядочный химик двадцать раз полезнее всякого поэта».

Я считаю, что Базаров прав, что любые истины авторитета должны подвергаться сомнению. Но в то же время он не должен забывать об отношении к прошлой культуре, о культуре предков, а Базаров полностью отвергает все, что связно связано с прошлым. Для него истина это современная наука, современное естествознание. Базаров отрицает все исторические ценности. Он призирает преклонение Павла Петровича перед искусством, критикует их отношение к любви. Бросая вызов старому поколению, герой заходит слишком далеко. Он сам создает себе проблему, причем, отрицая искусство, которое близко Павлу Петровичу, отрицает всякое искусство. То же самое происходит с отношением к любви, к принципам и т.д.

Автор, сравнивая характеры и жизненные позиции Базарова и Кирсанова показывает проблему «отцов и детей» в спорах. В споре рождается истина и эту истину Тургенев желает донести до читателя. Тургенев старается показать, что позиции Базарова и Павла Петровича – крайние: в одной мы видим пережитки прошлого, а в другой нетерпимость. Таким образом, истина ускользает от спорящих сторон: Кирсанову не хватает понимания, а Базарову уважения к родителям.

Итак, перед нами два абсолютно разных героя. И их различия автор будет подчеркивать на протяжении всего романа. С первых страниц видно, что автор изображает Базарова более симпатичным человеком, чем Павел Петрович. Базарова невозможно повторить и в тоже время в нем есть что-то от каждого из нас. Это человек не дюжего ума, имеющий свою точку зрения, и умеющий ее отстоять.

На основе вышесказанного мы убеждаемся в том, что позиция героя особенно проявляется в спорах. В них речь идет о непримиримом конфликте не столько между «отцами и детьми», сколько между аристократами и демократами.

Автор описывает в своем романе еще одного героя – Аркадия, представляя его, как единомышленника Базарова. Но с моей точки зрения Аркадий является человеком, имеющим другую точку зрения, чем Базаров. Аркадий очень похож на отца, он хочет казаться взрослым, быть похожим на Базарова. Но на самом деле Аркадию надо не больше, чем его отцу: тихий родной дом, любящую жену, любимых детей. И это желание пересиливает мысль идею Базарова о всемирном счастье. Таковым является и Николай Петрович.

Скорее всего, Аркадий повторит путь отца после ухода из его жизни Базарова со своими идеями. Аркадий в глазах Базарова «размазня», «мяконький либеральный барин». Базаров не хочет принимать и признавать мягкосердечие Аркадия, мечтательность Николая Петровича, их любовь к музыке и поэзии. Он это все отрицает, поэтому между Аркадием и Базаровым нет понимания, возникает разлад, который касается не только их убеждений, но и ценностей которыми они дорожат. Здесь и происходит разрыв между прошлым и настоящим.

Разница между героями видна в их поведении. Так Базаров занимается работой, изучением природы, а Аркадий бездельничает. Базаров идет в ногу со временем. Аркадий ничем не занимается, из серьезных дел его по настоящему не одно не увлекает. Для него главное покой и уют. Таким образом, Аркадий больше похож на своего отца, ему ближе его взгляды, а не новые взгляды Базарова. Они были для Аркадия лишь только модой, он хотел подражать новому поколению. Но такая жизнь не для него.

На мой взгляд, не малый смысл заключен в конфликте Базарова с родителями. Именно в момент встречи Базарова с ними конфликт отцов и детей в романе достигает наибольшего напряжения. Базаров не знает, как он относится к родителям. С одной стороны он их любит, говоря об этом Аркадию в минуты откровения, а с другой стороны он надсмехается над глупой жизнью отцов. Скорее всего, этот упрек связан с убеждениями Базарова, с его жизненной позицией.

Критикуя старшее покаленее сын забывает о накопленной культуре, которая помогла ему стать образованным человеком. Он не понимает точку зрения отца, так как хочет жить в новом мире не оглядываясь на прошлое. Таким образом, Базаров не обращает внимание на красоту, прелесть жизни, не наслаждается поэзией, музыкой. В этом автор не согласен со своим героем так же, как Павел Петрович Кирсанов.

Вопрос о том, как относится Тургенев к своим героям и их идеям, очень занимал Писарева в своей статье. По-моему, он очень точно подметил, что автора ни удовлетворяют не отцы, ни дети. В романе писатель показал борьбу «отцов и детей», а также семейные отношения и отношения семьи общества.

Чем же все-таки является семья для Тургенева? Я согласна с мнением Лебедева, что семья это зерно, первооснова всех сложных форм общественности. И поэтому Тургеневу удалось показать не только отношение отца и сына, но и отношения Базарова к прошлому, настоящему и будущему, то есть мы видим сына в узком и широком смысле слова. Тургенев хотел показать «отцовство» в широком смысле слова, которое предполагает любовь старшего поколения к младшему, терпимость, мудрость.

Но понимание отцов и детей существует лишь в идеале. В реальной жизни всегда существуют конфликты между отцами и детьми, не понимание. Это и показал в своем произведении Тургенев, причем выбрав Базарова, как главного героя, с сильным характером, с новыми идеями. Тем самым конфликт стал еще сильнее виден. Между отцом и детьми, по мнению Лебедева, существует непроходимая пропасть, а значит такая же пропасть есть между «отцами и детьми».

Хотелось бы отметить, что в наше время эта проблема стоит особенно остро. Это связано с серьезными изменениями в жизни страны, ведущими порой к разладу, непониманию поколениями друг друга. И как мне кажется, непонимания – это главная причина этой проблемы. В каждой семье есть отцы и дети, и в каждой семье возникает эта проблема. И надо стараться быть повнимательнее к своим близким, к самому себе, к окружающим. И если мы будем чуточку внимательней и добрей, может быть, мы сможем решить эту проблему.