Художественные особенности драматурги А. Островского

Творчество Александра Николаевича Островского заслуженно является вершиной русской драматургии середины XIX века. Оно знакомо нам еще со школьных лет. И несмотря на то что пьесы Островского, список которых очень велик, были написаны еще в позапрошлом столетии, они сохраняют свою актуальность и теперь. Так в чем же заслуга знаменитого драматурга и как проявилось новаторство его творчества?

Краткая биография

Александр Островский появился на свет 31 марта в 1823 году в Москве на Детство будущего драматурга прошло в Замоскворечье - купеческом районе Москвы. Отец драматурга, Николай Федорович служил судебным стряпчим и хотел, чтобы сын пошел по его стопам. Поэтому Островский несколько лет проучился на юриста и после этого по воле отца поступил в суд в качестве писца. Но уже тогда Островский начал создавать первые свои пьесы. С 1853 года произведения драматурга ставят в Петербурге и Москве. У Александра Островского было две жены и шесть детей.

Общая характеристика творчества и темы пьес Островского

За годы своего творчества драматург создал 47 пьес. «Бедная невеста», «Лес», «Бесприданница», «Снегурочка», «Бедность не порок» - все это пьесы Островского. Список можно продолжать очень долго. Большая часть пьес - комедии. Недаром Островский остался в истории как великий комедиограф - даже в его драмах присутствует смешное начало.

Огромная заслуга Островского заключается в том, что именно он заложил принципы реализма в русской драматургии. В его творчестве отражается сама жизнь народа во всем своем многообразии и естественности, герои пьес Островского - это самые разные люди: купцы, ремесленники, учителя, чиновники. Возможно, произведения Александра Николаевича по сей день близки нам именно потому, что его персонажи так реалистичны, правдивы и так похожи на нас самих. Давайте проанализируем это на конкретных примерах нескольких пьес.

Раннее творчество Николая Островского. «Свои люди - сочтемся»

Одной из дебютных пьес, подаривших Островскому всеобщую знаменитость, стала комедия «Свои люди — сочтемся». Ее сюжет построен на основе действительно имевших место событий из юридической практики драматурга.

В пьесе изображается обман купца Большова, который объявил себя банкротом, чтобы не пришлось платить по долгам, и ответное жульничество его дочери и зятя, отказавшихся помочь ему. Здесь Островский изображает патриархальные традиции быта, характеры и пороки московских купцов. В этой пьесе драматург остро затронул тему, которая красной линий прошла через все его творчество: это тема постепенного разрушения патриархального устроя жизни, трансформации и самих человеческих отношений.

Анализ пьесы Островского «Гроза»

Пьеса «Гроза» стала переломным и одним из лучших произведений в работах Островского. В ней тоже показан контраст между старым патриархальным миром и принципиально новым укладом. Действие пьесы происходит на берегу Волги в провинциальном городке Калинове.

Главная героиня Катерина Кабанова живет в доме своего мужа и его матери, купчихи Кабанихи. Она страдает от постоянного давления и гнета со стороны свекрови - яркой представительницы патриархального мира. Катерина разрывается между чувством долга по отношению к своей семье и нахлынувшим на нее чувством к другому. Она в смятении, потому что по-своему любит своего мужа, но не может совладать с собой и соглашается на свидания с Борисом. После героиня раскаивается, ее стремление к свободе и счастью сталкивается с устоявшимися нравственными устоями. Катерина, неспособная на обман, признается в содеянном своему мужу и Кабанихе.

Она больше не может жить в обществе, где царит ложь и самодурство и люди не способны воспринимать красоту мира. Муж героини любит Катерину, но не может, подобно ей, восстать против гнета своей матери - для этого он слишком слаб. Возлюбленный, Борис, тоже не способен что-либо изменить, так как сам не может освободиться от власти патриархального мира. И Катерина совершает самоубийство - протест против старого уклада, обреченного на разрушение.

Что касается этой пьесы Островского, список героев можно условно разделить на две части. В первой будут представители старого мира: Кабаниха, Дикой, Тихон. Во второй - герои, символизирующие новое начало: Катерина, Борис.

Герои Островского

Александр Островский создал целую галерею самых разнообразных персонажей. Здесь чиновники и купцы, крестьяне и дворяне, учителя и артисты - многоликие, как сама жизнь. Примечательной особенностью драматургии Островского является речь его героев - каждый персонаж говорит своим языком, соответствующим своей профессии и характеру. Стоит отметить умелое использование драматургом народного творчества: пословиц, поговорок, песен. В качестве примера можно привести уже хотя бы название пьес Островского: «Бедность не порок», «Свои люди - сочтемся» и других.

Значение драматургии Островского для русской литературы

Драматургия Александра Островского послужила значительнейшим этапом становления национального русского театра: именно он создал в теперешнем виде, и в этом заключается несомненное новаторство его творчества. Пьесы Островского, список которых был коротко приведен в начале статьи, утвердили торжество реализма в русской драматургии, а сам он вошел в ее историю как неповторимый, самобытный и яркий мастер слова.

Ханты-Мансийский автономный округ

Тюменская область

«Средняя образовательная школа № 14»

Характеристика героев пьес

А.Н. Островского с позиции народной нравственности

МОУ СОШ № 14 г. Нягань

Учитель русского и литературы

Гавриленко Татьяна Ивановна

Нягань2011

Введение………………………………………………………………………………3

Краткое содержание в тезисах и выводах……………………………………….4

Герои пьесы А.Н.Островского «Свои люди – сочтёмся!» в свете истинной нравственности …………………………………………………………………….6

Герои пьесы «Гроза» А.Н. Островского с позиции нравственности и гуманизма народной культуры………………………………………………………………..9

Герои А.Н.Островского в пьесе «Горячее сердце»…………………………….10

Заключение……………………………………………………………………..…11

Список изученной литературы……………………………………………………12

Россия

Тюменская область

Г. Нягань

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя образовательная школа №14»

Научная статья

Введение

Актуальность данной исследовательской работы определяется тем, чтобы привлечь внимание читателя к драматургии А.Н.Островского как драматургу, чьё творчество является творчеством «пословичной мудрости».

Проблема в том, что увлечённые процессом вовлечения в мировую культуру, мы мало знакомы с культурой своего народа.

Чтобы понять это, объектом данного исследования стали публикации о творчестве А.Н.Островского и его драмы.

Предметом изучения стали произведения А.Н. Островского и статьи о нём, которые дают представление о драматурге как обличителе порока в свете народной мудрости.

Цель – узнать, какие нравственные и гуманные ценности утверждал А.Н. Островский и понять, насколько они важны для современной молодёжи.

Задачи:

а) изучить по возможности подробно творчество с позиции народной мудрости;

б) найти то, что может заинтересовать современного юного читателя;

в) предоставить вниманию учащихся своей школы исследование избранных произведений драматурга.

В качестве метода исследования принят герменевтический подход к изучаемым текстам, т. е. осмысление и индивидуальная трактовка с позиции личного опыта.

Новизна состоит в попытке через данную исследовательскую работу привлечь внимание к нравственным проблемам современного общества.

Практическая значимость в попытке внести материалы исследований в школьный учебный процесс.

Гипотеза: юные читатели смогут оценить предоставленные им произведения А.Н.Островского и выразят желание обратить внимание на другие произведения автора.

Краткое содержание в тезисах и выводах

«Каков строитель, такова и обитель».

Фигура Большова трагична: «все мошенники».

«Нынче всякий норовит, как тебя за ворот ухватить, а ты совести захотел».

Народная мудрость гласит:

1.Худые дела не доведут до добра.

2.Грехи любезны доводят до бездны.

3.Без причины нет кручины.

4.«Кто собой не управит, тот других не наставит».

Патриархальная психология

Большов не может допустить и мысли, чтобы СВОИ люди что-либо злоумышляли против него и были непослушны .

И хотя «без причины нет кручины», нельзя не пожалеть его.

СВОИ:

Подхалюзин

На глазах преподобен, да за глазами от греха несвободен.

1.Не всё золото, что блестит.

2.Красна ягодка, да на вкус горька.

3.Поглядишь – картина, а разглядишь – скотина

Подхалюзину удаётся внушить хозяину свои мысли, а тот готов принять их за свои собственные:

«Видно, не бывать-с по вашему желанию»

Липочка — дочь Большова

«

Не «безвредная дурочка», а барышня разбитная: она живо смекает свои выгоды.

1. Учи, пока поперёк лавки ложится, а как во всю вытянется, не научишь (поздно будет).

2.Гни дерево, пока гнётся, учи дитятко, пока слушается.

3. Неразумная опека хуже безнадзорности.

Эгоизм родителей становится причиной многих бед их детей. Дети в свою очередь платят родителям тем же эгоизмом:

«Не доставляют пользы сокровища неправедные»,

«Воздаяние человеку – по делам рук его»,

«Строящий дом свой на чужие деньги – то же, что собирающий камни для своей могилы» — это библейские истины.

«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!»

Жестокость познаётся там, где нет истинной любви, где всё построено на обмане.

Страшно, если ложь становится обыденной в семье.

«

В доме Кабановых Катерину постоянно поучает свекровь.

Искажая сам дух православия, столь ярко выраженный, например, в «Слове о законе и благодати» митрополита Иллариона, она в первую очередь и несёт ответственность за «грозу», за трагическое возмущение молодых жизненных сил.

Отталкиваясь от бездуховного обрядования всей силой своей поэтически-щедрой души, Катерина впадает в противоположную крайность, именуемую на церковном языке «прелестью».

Душевная чёрствость в семье мужа обернулась тяжким грехом, который предпочла героиня суду жестокосердных людей.

Симпатии Островского склоняются к мироприемлющему православию и потому отцы города Калинова в пьесе «Гроза

Катастрофические последствия этого непонимания, этой духовной слепоты мы пожинаем и сейчас в безобразиях и бесстыдствах смутного времени, «когда, по словам русского философа И. Ильина, страшная сила религиозно- бессмысленного государства, когда внутренняя обречённость безыдейного хозяйствования, когда растлевающая пошлость бездуховного искусстванаполняют Божью землю расплясавшимися харями ».

Расшатаны прежде нерушимые устои быта купеческих особняков .

Литературовед В. Лакшин в Курослепове и Матрёне видит измельчавших, выдохшихся, потерявших силу и уверенность Дикого и Кабанихи.

Курослепов не в силах приноровиться к новому веку и стать дельцом.

Не в состоянии он создать и полноценную семью.

В Писании сказано: «Кто нашёл добрую жену, тот нашёл благо»

Героем новой эпохи становится Хлынов, более циничный в денежных делах, чем патриархальные купцы.

Хлынов не рассчитывает на слепую покорность и страх, в его руках другая сила – сила денежного мешка.

«Не штука в деньгах шум, а штука в деньгах ум».

Дело не хитрое, имея деньги, растратить их, прогреметь на весь свет; но хитрое дело – сделать из них надлежащее употребление, истратить их с умом, с пользою для наибольшего числа людей.

Только вот желания истратить деньги с пользою для народа у Хлынова нет.

Герои пьесы А.Н.Островского «Свои люди – сочтёмся!» в свете истинной нравственности

Лучший критик Островского – Н.А. Добролюбов в статьях «Тёмное царство», «Луч света в тёмном царстве» оставил замечательную характеристику его пьес первого периода деятельности: от драматического первенца – комедии «Свои люди – сочтёмся!» и до «Грозы». Суждения и оценки Добролюбова, относившиеся к ранним пьесам Островского, зачастую просто переносили на последующие его сочинения.

Я же хочу рассмотреть великие творения драматурга с позиции народной культуры, ведь написанные им в разные годы пьесы, при видимой их «неизменности», отмечались «пословичной мудростью», нравственным самостоянием и должны пониматься так, как хотел бы того автор, т. е. в « добросовестном обличении порока…» .

Напомним её суть. Купец первой гильдии Самсон Силыч Большов надумал объявить себя банкротом, или, иначе говоря, несостоятельным должником, хотя таковым не являлся.

Будучи неплохим человеком, Большов не чувствует никаких угрызений совести, потому что живёт в обществе с ложной нравственностью, где, по его мнению, «все мошенники». Хочется тут же вспомнить пословицу: «Храни себя от бед, пока ещё их нет», — гласит народная мудрость, то есть упреждай беду, то есть думай о последствиях заранее.

Самсон Силыч просто стремился, как он объясняет, урвать побольше для себя за счёт других: «Нынче всякий норовит, как тебя за ворот ухватить, а ты совести захотел». Его вполне устраивают доводы стряпчего Рисположенского:

«Не вы первый, не вы последний; нешто другие-то не делают?»

«Как не делать, брат, и другие делают, — охотно подхватывает Большов

Характерно, что, хотя почти каждый из этих банкротов должен и самому Большову, но Самсон Силыч не очень сердится на то, что «этот народ одной рукой крестится, а другой в чужую пазуху лезет». «Сочтёмся как-нибудь», — примирительно роняет он.

Пока он скорее завидует им, чем возмущается, — ведь он сам собирается ту же «механику подсмолить», не осознавая, что «рубит сук, на котором сидит».

Самсон Силыч потерпит огромное нравственное поражение, когда Липочка и некогда мальчик на побегушках, а теперь Лазарь Елизарыч обманет «обманщика». И здесь самое время вспомнить народную мудрость:

    Худые дела не доведут до добра.

    Грехи любезны доводят до бездны.

    Без причины нет кручины.

    «Кто собой не управит, тот других не наставит».

Патриархальная психология велит Большову думать, что, самой природой определено, что своим доверять можно, что они будут подчиняться его воле и пребывать в послушании.

Он не может допустить и мысли, чтобы СВОИ люди что-либо злоумышляли против него и были непослушны.

«Скажи, Лазарь, по совести, любишь ты меня? (Молчит.) Любишь, что ли? Что ж ты молчишь? (Молчание.) Поил, кормил, в люди вывел, кажется».

Молчание Лазаря многое объясняет. Ему неведомо, что значит любить, хотя в ответ и произнесёт он слова, которые будут милы сердцу Самсона Силыча: «Мне, Самсон Силыч, окромя вашего спокойствия, ничего – с. Как жимши у вас с малолетства и видемши все ваши благодеяния; можно сказать, мальчишкой взят-с лавки подметать, следовательно, должен я чувствовать». Но вряд ли понял смысл слов Подхалюзина Самсон Силыч Большов.

«Говорят, надо совесть знать! Да, известное дело, надо совесть знать, да в каком это смысле понимать нужно? Против хорошего человека у всякого есть совесть; а коли он сам других обманывает, так какая тут совесть!» — это слова того же Подхалюзина Лазаря Елизарыча, в преданности которого Самсон Силыч не сомневается, хотя должен бы понимать: «Каков строитель, такова и обитель».

Какой была жизнь Подхалюзина, когда он был мальчишкой можно понять из слов Тишки, которого, как когда-то Подхалюзина взяли лавки подметать: «всякая шваль над тобой командует. Вот она жисть-то какая анафемская!»

Готовый обмануть всех кругом, Большов проявляет доверчивость к Подхалюзину, и тот использует слабость хозяина – «чтобы ему не перечили ни в чём». Он стелется перед ним, поддакивает, угодничает, заискивает, льстит. О таких подхалюзиных народ сложил немало пословиц:

1.На глазах преподобен, да за глазами от греха несвободен.

2.Не всё золото, что блестит.

3.Красна ягодка, да на вкус горька.

4.Поглядишь – картина, а разглядишь – скотина.

Подхалюзину удаётся внушить хозяину свои мысли, а тот готов принять их за свои собственные.

«Видно, не бывать-с по вашему желанию», — лицемерно разогревает Большова Подхалюзин. И Самсон Силыч, мгновенно разъярившись, силой отдаёт Липочку за своего приказчика, услаждая себя сознанием своей власти: «Моё детище: хочу с кашей ем, хочу масло пахтаю».

Большов отказывает своему будущему зятю дом и лавки и попадает в расставленную ему западню, хотя мог бы вспомнить пораньше: «сколько раз замечал», что тот на руку нечист. «Что ж? Я ведь не прогнал тебя, как скота какого, не ославил на весь город», — тщетно призывает к совести Подхалюзина Большов.

Фигура Большова трагична. И хотя «без причины нет кручины», нельзя не пожалеть его, когда в последнем акте пьесы является он из «ямы», опозоренный и несчастный., потому что возмездие Большову несёт ещё больший плут и негодяй, для которого нет ни «СВОИХ», ни «ЧУЖИХ», а только личный интерес.

Если Большов – самодур патриархального склада, то Подхалюзин с Липочкой представляют отвратительную разновидность «мещанского» самодурства.

Отвратителен образ дочери Самсона Силыча Липочки. Не удивительно, что она столь безжалостна к отцу. Поначалу дочь Самсона Силыча может кому-то показаться «безвредной дурочкой». Но это не так. Липочка — барышня разбитная: она живо смекает свои выгоды.

Вспомним её жуткий разговор с матерью, когда Большов униженно просит Подхалюзина так необходимые ему деньги.

«Аграфена Кондратьевна Подхалюзину . Варвар ты, варвар! Разбойник ты эдакой! Нет тебе моего благословения! Иссохнешь ведь и с деньгами-то иссохнешь, не доживя веку. Разбойник ты, эдакой разбойник!

Олимпиада Самсоновна встаёт на сторону Подхалюзина. Уж вы, маменька, молчали бы лучше! А то вы рады проклясть в треисподнюю. Знаю я: вас на это станет. За то вам, должно быть, и других детей-то бог не дал.

Аграфена Кондратьевна. Сама ты молчи, беспутная! И одну-то тебя бог в наказание послал».

Мы видим прозрение купца Большова, когда он произносит слова: «Сама себя раба бьёт, коли не чисто жнёт!»

Липочка, родная дочь, самый близкий, «свой человек», оказывается самой чужой отцу.

Такой беды могло не быть, если бы родители придерживались народной мудрости:

1. Неразумная опека хуже безнадзорности.

2. Учи, пока поперёк лавки ложится, а как во всю вытянется, не научишь (поздно будет).

3.Гни дерево, пока гнётся, учи дитятко, пока слушается.

Итак, эгоизм родителей становится причиной многих бед их детей. Дети в свою очередь платят родителям тем же эгоизмом:

1.Сердце родителей в детях, сердце детей в камне.

2.У каждого плода свои семена.

Но торжество Подхалюзина не вечно. Ведь, обманывая всех вокруг, легко самому стать жертвой нового обмана, потому что уже недоброй завистью горят глаза выглядывающего из-за плеча Подхалюзина и жадно считающего свои медяки Тишки.

Думаю, Островский ещё раз хотел нам напомнить, что истина проста. «На чужой каравай рта не разевай, а пораньше вставай да свой затевай», то есть не зарься на чужое добро, а довольствуйся тем, что сам заработаешь. Об этом же и пословица: «Вор ворует не для прибыли, а для своей погибели». Воровство не приносит вору прибыли – дурно приобретённое непрочно. Неправедно нажитое впрок не идёт. Воровское стяжание впрок не пойдёт.

«Не доставляют пользы сокровища неправедные», «Воздаяние человеку – по делам рук его», «Строящий дом свой на чужие деньги – то же, что собирающий камни для своей могилы» — эти библейские истины были хорошо знакомы Островскому.

Народ наш всегда придерживался истины:: «Ешь хоть репу вместо ржи, а чужого не держи». Поговорка настаивает на том, чтобы долги уплачивались возможно скорее. Лучше отказаться от ржи и питаться репою, чем пользоваться чужим добром. И уж, конечно, не мог не знать этого Самсон Силыч. Поддавшись же ложным нравственным понятиям, он оказался у «разбитого корыта». Во лжи живущий и не думающий, чем может

обернуться такая жизнь, он не сумел воспитать дочь по совести, что и породило жестокость в её сердце.

Герои пьесы «Гроза» А.Н. Островского с позиции нравственности и гуманизма народной культуры

Вспомним знаменитую реплику Кулигина: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» — из хорошо знакомой нам пьесы «Гроза», в которой драматург наглядно показал, что жестокость познаёт там, где нет истинной любви, где всё построено на обмане. Страшно, если ложь становится обыденной в семье.

Образом Катерины из пьесы «Гроза» Островский предупреждает нас о неминуемой грозе, что непременно произойдёт, если жестокосердие не уступит место милосердию.

Думаю, что Островский хотел обратить своих читателей прежде всего к библейскому писанию: «Не имеющий любви – не от Господа. Имей всё, что хочешь, но если только ты не будешь иметь любви, ничто тебе не поможет. Если ты даже не будешь иметь ничего иного, имей любовь, и ты исполнишь закон. Следовательно, раз навсегда тебе предписывается краткое правило: возлюби и делай, что хочешь (Св. Августин Блаженный).

Умеющий любить не совершит безнравственного поступка, потому что любовь к ближнему не позволит ему этого совершить.

В доме Кабановых Катерину постоянно поучает свекровь. «Или не учи, или учи своим образом жизни. Не привлекай одной рукою (т.е. словами), а другою же (т.е. делами) не отталкивай от себя. Делая то, что должно, ты менее будешь нуждаться в речи», — учит нас Григорий Палама.

Лишённая человеческого участия, сочувствия, любви Катерина воспринимает даже жалость Варвары как любовь.

Душевная чёрствость в семье мужа обернулась для неё смертью, т.о есть тяжким грехом, который предпочла героиня суду жестокосердных людей.

Не смерть желанна, а жизнь невыносима в семье, где законы Божии подменяются диктатом родителей, не считающихся с достоинством детей.

Жизнь лишь бы жить – нехорошо, это недостойно человека. Жить – это значит быть самой собой. Не быть собой – это значит не жить.

Симпатии Островского склоняются к мироприемлющему православию и потому отцы города Калинова в пьесе «Гроза» предстают в освещении, лишённом какого бы то ни было авторского сочувствия.

Искажая сам дух православия, столь ярко выраженный, например, в «Слове о законе и благодати» митрополита Иллариона, они в первую очередь и несут ответственность за «грозу», за трагическое возмущение молодых жизненных сил. Это они провоцируют трагедию Катерины, ибо, отталкиваясь от бездуховного обрядования всей силой своей поэтически-щедрой души, она впадает в противоположную крайность, именуемую на церковном языке «прелестью».

Мудрый Островский раскрывает в «Грозе» глубинные истоки великой религиозной трагедии русского народа, разыгравшейся в начале 20 века, когда он в «прельщении» своём увидел «святость» там, где не было.

В этом качестве «Гроза» Островского имеет пророческий смысл, который не был понят ни современниками, ни потомками национального драматурга.

Катастрофические последствия этого непонимания, этой духовной слепоты мы пожинаем и сейчас в безобразиях и бесстыдствах смутного времени, «когда, по словам русского философа И. Ильина, страшная сила религиозно- бессмысленного государства, когда внутренняя обречённость безыдейного хозяйствования, когда растлевающая пошлость бездуховного искусства наполняют Божью землю расплясавшимися харями».

Герои А.Н.Островского в пьесе «Горячее сердце»

По мнению литературоведа В Лакшина, в пьесе «Горячее сердце», где действие происходит в знакомом нам городе Калинове, особенно наглядна перекличка с «Грозой»: место Дикого занимает здесь Курослепов, Катерины – Параша, Бориса – Вася и т. п.

В основе пьесы – своего рода уездный детектив, загадочная кража денег, расследование которой оборачивается разоблачением скандальной любовной интрижки хозяйки дома.

Расшатаны прежде нерушимые устои быта купеческих особняков. Курослепов не в силах приноровиться к новому веку и стать дельцом. Не в состоянии он создать и полноценную семью .

А в Писании сказано: «Кто нашёл добрую жену, тот нашёл благо».

Жена же Курослепова Матрёна вступает в греховную связь с приказчиком и ворует для него деньги.

«Что такое жена злая? Торговка плутоватая, кощунница бесовская. Что такое жена злая? Людская смута, ослепление уму, заводила всякой злобе, в церкви сборщица дани для беса, защитница греха, заграда от спасения» (Даниил Заточник).

Расслабленный вином и бездействием, дошедший до умопомрачения, Курослепов большую часть времени проводит в состоянии среднем между сонной одурью и белой горячкой. Его дочь Параша самовольно уходит из дому.

Литературовед В. Лакшин в Курослепове и Матрёне видит измельчавших, выдохшихся, и потерявших силу и уверенность Дикого Кабанихи.

Теперь героем новой эпохи становится Хлынов. Более циничный в денежных делах, чем патриархальные купцы , Хлынов не рассчитывает на слепую покорность и страх, в его руках другая сила – сила денежного мешка. Он возит с собой как декоративное украшение барина с усами, богатого на выдумку Аристарха, суля ему «капитал» И очень плохо, что Аристарх в «Горячем сердце», в котором литературовед Лакшин видит Кулигина из «Грозы», талантливого учёного-самоучку, острого наблюдателя обывательского быта, проделал печальную эволюцию и оказался теперь на службе у Хлынова. Его талант, его выдумка, которая раньше шла на изобретение громоотвода и «вечного двигателя», тратятся нынче на невероятные потехи загулявшего барина, в шуты попадает купчик Вася, что напоминает нам безвольного Бориса из «Грозы».

С градоначальником у Хлынова налажены самые тёплые отношения, поскольку за всякое своё безобразие он готов платить штраф по сто рублей серебром. Да что там говорить, если с самой губернаторшей Хлынов чай и кофей пьёт – « довольно равнодушно». Хлынов не знает, в чём найти спасение от скуки, когда всё перепробовано, он «безобразничает» , пускаясь в самые нелепые затеи.

Суть этого этого персонажа верно выражает пословица: «Не штука в деньгах шум, а штука в деньгах ум». Дело не хитрое, имея деньги, растратить их, прогреметь на весь свет; но хитрое дело – сделать из них надлежащее употребление, истратить их с умом, с пользою для наибольшего числа людей. Только вот желания истратить деньги с пользою для большинства тех, у кого они есть, мы не видим. И в этом можно увидеть недоброе, что может обернуться катастрофой, что в будущем и произошло.

Заключение

Конечно, кому-то «добропорядочный морализм» Островского покажется в чём-то отжившим, старомодным. В самом деле, само действие пьес драматурга раскрывается в пределах резко полярных и несколько отвлечённых противоположностей: богатства – бедности, счастья – несчастья, лицемерия – прямоты, жадности – бескорыстия и т. п. Но в прямоте и безусловности моральных аксиом у Островского есть своя сила: стойкая вера в те коренные понятия о достоинстве и справедливости, которые всегда живут в народе и противостоят болезненной изощрённости и искушённой лжи.

«Пьесами жизни» называл пьесы Островского Добролюбов.

Возможно, сегодня мы станем свидетелями нового прочтения, нового истолкования творчества Островского и новой жизни его пьес, которые дадут нам образное представление о народной мудрости.

Как известно, когда человек поступил плохо, ему говорят: «Ты человек или нет?» или «Будь человеком!»

Наш народ всегда видел в нравственности залог безопасности граждан и понимал, что безнравственность приводит к разрозненности и слабости; объединение же в нравственности даёт силу.

Вместе мы – громадная сила, а порознь – ничто.

При отсутствии единодушия даже знаменитейшие герои не могли предохранить себя от поражений. «В согласном стаде и волк не страшен, и храбрость крепче стен и башен»,- именно к дружбе, согласию, объединению сил призывает нас народная мудрость. Как известно, силён лишь тот народ, который способен создать прочную семью, где каждый друг друга поддержит и поможет в трудных обстоятельствах, в том числе поможет справиться и с соблазнами, которых немало в обществе. На мой взгляд, пьесы А. Н. Островского – благодатный материал, который укрепит в нашем сознании народную мудрость и предохранит нас от бездуховности.

Список изученной литературы

1.Холодов Е. А.Н.Островский. – Ярославль, 1968г.

2.Журавлёва А.И. Театр А.Н. Островского. – М. Изд-во «Просвещение». 1986г.

3. Влащенко В.И. «Гроза» Островского X классе. – Литература в школе №3, 1995г.

4.Лебедев Ю.В. У истоков «русской трагедии». — Литература в школе №3, 1995г.

5. Островский А.Н. Свои люди – сочтёмся.

6. Островский А.Н. Гроза.

7. Островский А.Н. Горячее сердце.

8. Пословицы и поговорки русского народа. Большой толковый словарь. – Ростов на Дону, изд-во «Феникс», Москва, изд-во «Цитадель», 2005г.

9. Великие мысли великих людей. — Лениздат, 2007г.

Цель урока. А.Н. Островский Драма «Бесприданница». На первый взгляд, первые два явления – это экспозиция. Символический смысл имен и фамилий. Паратов Сергей Сергеевич. Обычно название пьес Островского-поговорки, пословицы. Карандышев. Идеи творчества А.Н. Островского. Действующие лица. Обсуждение образа Л.И. Огудаловой. Анализ драмы «Бесприданница». Что мы узнаем о Паратове.

«Герои «Снегурочки»» - Песни. Холодное существо. Огромная сила. Снегурочка. Какие герои только сказочные. А.Н. Островский. Образ Леля. Утро любви. Герои. Николай Андреевич Римский-Корсаков. Зимняя сказка. Финал оперы. Персонажи. Пастуший рожок. Идеалы автора. Сцена. Любовь. Стихия русских народных обрядов. Мощь и красота природы. Бережное отношение к культурным традициям народа. В.М.Васнецов. Купава и Мизгирь. Дед Мороз.

«Пьеса «Бесприданница»» - Финальная сцена. «Бесприданница». Но ведь способность увлекаться и мотовство вовсе не отвергают трезвый расчет. Отношения Ларисы и Паратова напоминают отношения хищника и жертвы. Прежние купцы превращаются в предпринимателей-миллионеров. Катерина - истинно трагическая героиня. Как и Катерина, Лариса принадлежит к женщинам с “горячим сердцем”. Как на пароход небывало скоростной, как на виллу шикарную.

«Пьеса Островского «Гроза»» - Прочитайте выразительно монолог Катерины в сцене покаяния. Какие порядки царят в городе? (Ответ подтвердите текстом). Тихон - добрый, искренне любит Катерину. С чем борется героиня: с чувством долга или с «темным царством»? Был ли у Катерины другой выход, кроме смерти? Почему Катерина остается одна со своим горем? Докажите справедливость слов Н.Добролюбова. При каких условиях? Кабанова Марфа Игнатьевна - воплощение деспотизма, прикрытого ханжеством.

«Герои «Грозы»» - Особенности стиля Островского. Портрет Островского. Александр Николаевич Островский. Пьеса «Гроза» написана в 1859 году. Н.А.Добролюбов. Общественная деятельность А.Н.Островского. Беседа по восприятию пьесы. Основная тема «Грозы». Смысл заглавия. Поведение лицемерно. Национальный театр. Приём контраста. Наиболее известные пьесы А.Н.Островского. Кудряш. Памятник А.Н.Островскому. Протест Катерины. Словарь.

«Пьеса Островского «Бесприданница»» - Стихотворные строки. Навыки изложения своих мыслей. Печальная песня о бесприданнице. Проблемные вопросы. Каков Карандышев. Любовь для Ларисы. Что же за человек Паратов. Анализ пьесы. Приобретение навыков анализа текста. Жених Ларисы. Что придает цыганская песня пьесе и фильму. Островский. Выстрел Карандышева. Тайна пьесы Островского. Романс. Жестокий романс. Нужна ли Лариса Паратову. Цыганская песня.

«Колумб Замоскворечья», автор пьес, превративших русскую драму в «настоящую» литературу - это А. Н. Островский, произведения которого с середины XIX века стали главными в репертуаре Малого театра в Москве. Все, что им написано, делалось не для чтения, а для постановки на сцене. Итогом 40 лет стали оригинальные (около 50), созданные в соавторстве, переработанные и переводные пьесы.

Источники «вдохновения»

Все произведения Островского основаны на постоянных наблюдениях за бытом различных сословий, в основном купечества и поместного дворянства.

Детство и юность драматурга прошли в Замоскворечье - старом районе Москвы, который в основном населяли мещане. Поэтому Островский был хорошо знаком с укладом их жизни и особенностями внутрисемейных и К середине XIX века здесь все больше появляется так называемых «дельцов» - они войдут в новое купечество.

Очень полезной оказалась работа в канцелярии Московского куда Александр Николаевич поступил в 1843 году. 8 лет наблюдений за многочисленными тяжбами и ссорами купцов и родственников позволили накопить ценный материал, на основе которого будут написаны лучшие произведения Островского.

В творчестве драматурга принято выделять 4 основных периода. Каждый ознаменовался особым подходом к изображению действительности и появлением ярких пьес.

1847-1851 годы. Первые опыты

Очерки, написанные в духе «натуральной школы» и в соответствии с традициями, заложенными Гоголем, принесли начинающему литератору звание «Колумба Замоскворечья». Но довольно скоро на смену им пришли пьесы, которые полностью вытеснли эпические жанры.

Первое произведение Островского - «Семейная картина», впервые прочитанная автором на вечере у С. Шевырева. Однако известность приносит «Банкрут», позже переименованный в «Свои люди - сочтемся!» Реакция на пьесу была мгновенной. Цензура ее тут же запретила (написана в 1849, попала на сцену лишь в 1861), а В. Одоевский поставил в один ряд с «Недорослем», «Горем от ума» и «Ревизором». В течение нескольких лет произведение с успехом читалось в кружках и на литературных вечерах, обеспечив молодому автору всеобщее признание.

1852-1855 годы. «Москвитянинский» период

Это время, когда Островский примкнул к «молодой редакции» журнала, проповедовавшего идеи почвенничества и испытывавшего интерес к купечеству. Представители социального сословия, не связанного с крепостничеством и не оторванного от народа, могли стать, по мнению А. Григорьева, новой силой, способной повлиять на развитие России. К этому периоду относятся всего 3 произведения Островского, одно из которых - «Бедность не порок».

В основе сюжета изображение отношений в семье купца Торцова. Властный и деспотичный отец, Гордей, планирует выдать дочь, влюбленную в бедного приказчика, за ловкого и богатого Коршунова. нового поколения, который никогда не упустит своего. Переубедить брата-самодура удается Любиму - склонному к пьянству, не скопившему состояния, но во всем следующему нравственным законам. В результате дело решается благополучно для Любы, а драматург утверждает победу русской и традиций над европейскими.

1856-1860 годы. Сближение с «Современником»

Произведения этого периода: «Доходное место», «В чужом пиру похмелье» и, конечно же, «Гроза» - стали итогом переосмысления роли патриархального купечества в жизни страны. Оно уже не привлекало драматурга, а все больше приобретало черты самодурства и отчаянно пыталось противостоять всему новому и демократичному (результат влияния разночинцев из «Современника»). Наиболее ярко это «темное царство» было показано в единственной трагедии драматурга «Гроза». Здесь же появляются молодые люди, не желающие мириться с домостроевскими законами.

Анализируя произведения, созданные в 40-50 годы, назвал Островского А. Н. истинно «народным поэтом», что подчеркивало масштабность изображаемых им картин.

1861-1886 годы. Зрелое творчество

За 25 пореформенных лет деятельности драматург написал яркие произведения, разнообразные по жанру и тематике. Их можно объединить в несколько групп.

  1. Комедия о быте купечества: «Правда хорошо, а счастье лучше», «Не все коту масленица».
  2. Сатира: «Волки и овцы», «Бешеные деньги», «Лес» и др.
  3. «Картины московской жизни» и «цены из захолустья» о «маленьких» людях: «Тяжелые дни», «Старый друг лучше новых двух» и т.п.
  4. Хроники на историческую тему: «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» и др.
  5. Психологическая драма: «Последняя жертва», «Бесприданница».

Особняком стоит пьеса-сказка «Снегурочка».

Произведения последних десятилетий приобретают трагические и философско-психологические черты и отличаются художественным совершенством и реалистическим подходом к изображению.

Создатель национального театра

Проходят века, но произведения Островского Александра Николаевича все так же собирают аншлаги на ведущих сценах страны, подтверждая фразу И. Гончарова: « … после вас мы … можем с гордостью сказать: у нас есть свой русский национальный театр». «Бедная невеста» и «Не в свои сани не садись», «Женитьба Бальзаминова» и «Сердце не камень», «Не было ни гроша, да вдруг алтын» и «На всякого мудреца довольно простоты»… Этот список с известными каждому театралу названиями пьес Островского можно продолжать еще долго. Благодаря мастерству драматурга на сцене ожил особый мир, наполненный проблемами, которые всегда будут волновать человечество.

Какой смысл названия пьесы «Гроза»? Отвечая на этот вопрос, нужно, в первую очередь, вспомнить о времени ее создания. Им является 1859 год - время, непосредственно предшествующее кардинальным переменам в жизни России. Одна из главных перемен - отмена крепостного права, явившаяся результатом умонастроений в обществе того периода. Не разобравшись в их сути, будет трудно объяснить смысл названия пьесы Островского «Гроза». Поэтому вкратце затронем и эту сторону вопроса.

Отражение настроений в российской провинции середины XIX века

Непосредственно перед написанием пьесы автор совершил путешествие по маленьким приволжским городкам. Поэтому в ней нашли отражение быт и нравы провинциальных жителей. Хотя тема крепостного права напрямую не затрагивается в «Грозе», в ней передано настроение острого общественного конфликта - конфликта «темного царства» (крепостнической России) и людей нового типа.

Это настроение ассоциировалось у писателя с состоянием природы, которое бывает перед грозой. Для него характерны сгустившиеся тучи, закрывающие солнечный свет, тяжелый влажный воздух и духота. Отсюда и начинается понимание того, в чем смысл названия пьесы «Гроза». Ее действие разворачивается в вымышленном маленьком городе Калинове, что подчеркивает мысль Островского о том, что «предгрозовая» атмосфера была характерна для всей России.

Обстановка в семье

Для семейства, возглавляемого Марфой Игнатьевной Кабановой, как и для многих других купеческих семей, была характерна обстановка жесткого домостроя. Выйдя замуж за сына Кабанихи Тихона, Катерина (главное действующее лицо), ранее окруженная любовью матери, попала «из огня в полымя».

Ей чужда подневольная жизнь в атмосфере угнетения личности, самодурства и постоянного давления на ее свободолюбивую натуру. Всем известно, что А. Н. Добролюбов охарактеризовал Катерину как луч света, проглянувший в темном царстве, что также навевает ассоциацию с лучами солнца, которыми освещается небо после бури. Это видение образа главной героини также помогает понять, в чем заключается смысл названия пьесы «Гроза».

Изображение грозы в природе и в душе персонажей

Между жертвами домостроя - Катериной, ее возлюбленным Борисом, мужем Тихоном, его сестрой Варварой и представителями «темного царства» - Марфой Кабановой и Диким назревает конфликт, который является центральным в пьесе. Развитие этого конфликта Островский художественно отображает путем параллельного описания изменений, происходящих в природе и в жизни людей.

Сначала рисуется прекрасная, безмятежная природа, на фоне которой происходит невыносимая жизнь героев пьесы под гнетом купцов-самодуров. Ее тягостей не выдерживает Катерина. Унижение человеческого достоинства противоречит ее характеру. В свидетели этих душевных метаний автор как бы призывает саму природу, в которой ясно ощущается приближение грозы. Краски сгущаются, небеса темнеют - надвигаются грозные события в жизни героев. И в этом снова ощущается смысл названия пьесы «Гроза» Островского.

Гроза в речи героев пьесы

Первый раз слово «гроза» в пьесе произносится Тихоном, когда он уезжает из дому. Он говорит, что целых две недели никакой грозы над ним не будет. Тихон всей душой стремится вырваться из-под гнета матери, вдохнуть свежего воздуха после удушливой домашней атмосферы. Он хочет отгуляться на весь предстоящий и, как всегда мучительный, год.

Для Тихона гроза - это неограниченная власть Кабанихи над ним, страх перед ее грозной натурой, а также боязнь ответственности за свои грехи.

Купец Дикой говорит механику-самоучке Кулигину о том, что гроза посылается людям в наказание за их вольнодумство и непослушание. И боязнь наказания присуща всем персонажам, в том числе и Катерине.

Она крайне религиозна, свою любовь к Борису считает большим грехом, борется с ней как может, но безрезультатно и ждет возмездия. Здесь мы видим еще одну грань того, в чем состоит смысл названия пьесы «Гроза». Это прием, с помощью которого отображается мысль автора о том, что люди, будучи несвободными, в то же время ощущают себя виноватыми и бояться новой жизни.

Что видит в грозе механик Кулигин

Продолжая разбираться в вопросе, в чем смысл названия пьесы «Гроза», нельзя не рассмотреть отношение к грозе Кулигина. Он один из всех героев не боится ее. Он делает попытку противостояния этому мощному явлению природы, смастерив громоотвод. В грозе механик видит не страшную карающую силу, а чудесное, величественное зрелище, мощную, очищающую силу.

Он, как ребенок, радуется изменениям в природе, призывая не бояться грозы, а восхищаться ею. Он говорит, что каждая травинка и цветочек приветствуют грозу, а люди прячутся от нее, словно от напасти, делают из нее пугало. В чем смысл названия пьесы «Гроза», если судить о нем, исходя из отношения к этому явлению Кулигина?

Считается, что его прообразом был изобретатель Иван Кулибин, что позволяет судить о Кулигине как о носителе новых, прогрессивных взглядов, готовом делать окружающую жизнь лучше, бороться с трудностями, а не бояться их. Не опасаться наступления грозы, а воспринимать ее, как приход новой, светлой, свободной жизни. Этот взгляд противопоставляется взглядам остальных персонажей.

Гроза как символ любви Катерины и Бориса

Изучая, в чем смысл названия пьесы «Гроза», необходимо коснуться и отношений Катерины и Бориса, племянника Дикого. Гроза символизирует и эту сторону в жизни героини. В любви молодых людей ощущается присутствие бурной стихии, которой они так боятся.

Их чувство сильное, страстное, но оно не приносит ни радости, ни счастья их душам, не помогает сплотиться в борьбе с действительностью. Будучи замужем, Катерина терзается тем, что не любит Тихона, хотя и старалась полюбить. Но тот не был способен ни понять свою жену, ни защитить ее от произвола свекрови.

Жажда любви, сердечное смятение, которые привели к появлению чувства привязанности к Борису, также вызывают ассоциации с предгрозовым состоянием природы. Однако Борис не понял стремлений Катерины к личному счастью, он оказался не тем человеком, который ей был нужен. Таким образом, развитие любовной линии является отображением нарастающего конфликта, то есть символом зарождающейся грозы.

Вывод

Название произведения теснейшим образом связано с его содержанием, с образами многих персонажей. Можно даже сказать, что гроза является самостоятельным действующим лицом пьесы. Она присутствует в описаниях природы, являясь предзнаменованием конфликта между людьми и его разрешения.

Катерина не может жить по-прежнему, она жаждет воли, жаждет любви, нормальных человеческих отношений. В ее жизни наступает буря, разражается гроза. Сначала она бросается в любовь, как в пучину, а затем, не найдя в себе сил бороться, - и в Волгу.

В конце пьесы, на фоне громовых ударов, появляется сумасшедшая барышня, которая предрекает близкую гибель Катерине. Здесь образ грозы выступает как толчок к развязке конфликта. Несмотря на трагический конец, Островский показал, что главная героиня не смирилась с ненавистной действительностью и пошла ей наперекор.