Какие качества аристократов ценит павел петрович. Жизнь в деревне

(338 слов) Роман «Отцы и дети» И.С. Тургенева — социально-психологический роман второй половины 19 века. В нем представлены интересы двух сословий: отживающего свой век дворянства и новой интеллигенции, время которой ещё не пришло. Наиболее яркие представители двух эпох в романе – это юный ученый-нигилист Евгений Базаров и бывший офицер гвардейского полка Павел Петрович. Если образу первого посвящены многие работы, то характеру героя из поколения отцов не всегда уделяется много внимания. Именно поэтому свое сочинение я посвящаю раскрытию этого персонажа.

Павел Петрович Кирсанов – представитель поколения «отцов», родной брат Николая Петровича и дядя Аркадия. Он является главным антагонистом Евгения Базарова, защитником интересов дворянского сословия. Свою жизнь он «устроил на английский вкус». Героя отличают гордость и насмешливость, общения с людьми он старается избегать. О его взглядах «говорит» и его внешность: он всегда одет с аристократической изысканностью, больше всего бросаются в глаза его ухоженные ногти. Существование мужчины держится на постулатах либерального дворянства. «Принсипы» для Кирсанова-старшего – это основа жизни (в отличие от отсутствия «принципов» у Базарова). В словесных поединках с другом племянника он выглядит неубедительно: всегда первый вызывает противника к разговору, его спокойствие и чопорность сменяются раздражением и непониманием жизни без идеалов. Он декларирует свободу и равенство, но только на словах, на деле герой отрицает прогресс и всегда проигрывает Базарову в споре.

Однако образ Павла Петровича не так прост. Он был франтом и любимцем женщин, пока не встретил княгиню Р. Он оставил свою блестящую карьеру и положил свою жизнь на любовь к этой женщине. После ее кончины он оказался опустошен и стал жить вместе с братом. Будучи добрым и чутким человеком, он всячески помогал Николаю Петровичу и часто одалживал деньги. Павел Петрович испытывает чувства к Фенечке, напоминающей ему возлюбленную. Он бросается на защиту чести брата и его избранницы, вызывая на дуэль Базарова после эпизода с поцелуем. Он до последнего защищает свои взгляды, тихо доживая свой век. Во всех этих поступках мы видим благородство, страстность и силу характера гордого и смелого человека. В финале романа мы узнаем, что Павел Петрович уехал жить в Дрезден, тем самым знаменуя уход поколения отцов в прошлое.

Таким образом, образ Павла Петровича по праву можно считать одним из самых интересных и значимых в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Опубликованный в 1862 году. Годом ранее царь Александр Второй принимает указ, отменивший крепостное право в России. В этот период энергично развивается промышленность и прогрессируют естественные науки. Крепнут экономические и культурные связи с Европой. Русское общество разделяется на «славянофилов» и западников. Поколение молодых людей приветствует нововведения, приходящие с запада, и отвергает старинный уклад жизни. Павел Петрович Кирсанов, один из главных героев романа, относится к лагерю отцов.

Биография Кирсанова

Карьера военного

Павел Кирсанов родился в семье отставного генерала, человека грубого и полуграмотного. Мать мальчика принадлежала к категории «матушек-командирш», любила носить нарядные чепцы и красивые шелковые наряды. До четырнадцати лет юного барина воспитывали дешёвые гувернёры.

Будучи сыном боевого генерала, Павел Петрович Кирсанов имел право обучаться в Пажеском корпусе. Зачисление в престижное военное училище производилось по высочайшему указу царствующего монарха. В программу обучения входили следующие дисциплины :

  1. Русский и иностранные языки.
  2. Точные науки - математика, физика, география.
  3. Военное дело, геральдика, генеалогия.
  4. Гуманитарные дисциплины - история, философия, мораль, право.

Кроме того, пажей обучали танцам и придворному этикету. Занятия проводили профессора и преподаватели санкт-петербургского университета. Павел Петрович Кирсанов, характеристика которого после окончания училища была блестящей, начинает службу в гвардии.

Такое право предоставлялось лучшим выпускникам элитного учебного заведения . В полку Кирсанов проявил себя как смелый и ловкий офицер. К 28 годам он дослужился до чина капитана. Стремительное продвижение по служебной лестнице предвещает блестящее будущее.

Молодой военный не прочь был и поразвлечься. Галантность, аристократичные манеры и изысканная речь, рыцарское отношение к женщинам привлекают к Кирсанову внимание светских красавиц. Элегантный романтик, постоянно следящий за последними веяниями европейской моды, Кирсанов пользовался неизменным успехом в высшем свете. Неожиданно светской жизни и военной карьере приходит конец.

Роковая любовь

На одном из балов происходит встреча Петровича с княгиней Р. На светских раутах изящная Нелли, так звали княгиню, кокетничает с молодыми повесами и танцует до упаду. Она не считается красавицей, но загадочный взгляд серых глаз обаятельной женщины пленил сердце Кирсанова. Капитан, влюблённый в таинственную княгиню, оставляет военную службу. Вслед за Нелли Павел отправляется за границу, но в Бадене происходит окончательный разрыв.

Возвратившись на родину, отвергнутый любовник пытается вернуться к прежней праздной жизни, однако образ любимой женщины постоянно присутствует в мыслях Кирсанова. Светский лев может похвастать новыми победами, но во взоре рафинированного аристократа таится скучающее равнодушие. Через десять лет Кирсанов узнаёт, что возлюбленная скончалась. В эти дни Санкт-Петербург посещает Николай Петрович Кирсанов и предлагает брату переехать в деревню.

Жизнь в деревне

Поселившись в Марьино, Павел Петрович отдался чтению иностранных книг . Свою деревенскую жизнь отставной капитан обустроил на английский манер. Не заводя близких знакомств с помещиками старого уклада, Кирсанов не сходится и с представителями нового поколения. Окружающие люди уважали его за манеры, за слухи о любовных победах, за умение играть в карты, за безупречную честность, но гордый аристократ держал всех на расстоянии.

Павел Петрович прилюдно восхищается русским народом, защищает крестьян, готов помочь им. Однако разговаривая с мужиками, не забывает нюхать платок, надушенный благородным одеколоном. Закоренелый холостяк высоко ценит семейные ценности, уважает брата и заботится о благополучии родственников. Тем не менее, при встрече племянника Аркадия, приехавшего в деревню с приятелем Базаровым, ведёт себя манерно.

Дуэль

В романе Тургенева происходит не только дуэль на пистолетах. На протяжении всего повествования происходит поединок между разными мировоззрениями. Павел Кирсанов и Евгений Базаров различаются и внешним обликом, и поведением, и мыслями:

  1. Седые волосы пожилого человека коротко пострижены и аккуратно причёсаны. Длинные волосы Базарова раздражают Кирсанова.
  2. В отличие от изысканно и модно одетого аристократа, нигилист носит скромную и староватую одежду.
  3. Речь Базарова проста и незамысловата, а образованный помещик употребляет витиеватые и напыщенные фразы, подчёркивая расстояние, разделяющее простолюдина и дворянина.
  4. Кирсанов боготворит женщин и относится к ним по-рыцарски. Базаров рассматривает женский пол только с физиологической точки зрения.

Кирсанов считает, что такие люди как Базаров несут с собой разрушение. Павел Петрович отвергает достижения современной науки, считает новейшие технологии угрозой устоям общества. Базаров ратует за прогресс, за созидательное изменение существующего миропорядка.

Диаметрально противоположные политические взгляды приводят к спорам между представителями старого и молодого поколения . Дуэль между отцами и детьми не даёт ответа на вопросы - кто прав и что делать, чтобы жизнь стала лучше.

Современники И. С. Тургенева бурно реагировали на издание романа «Отцы и дети» . Консервативно настроенная печать критиковала писателя в заискивании перед молодым поколением. Приверженцы западничества обвиняли в клевете на прогрессивные течения.

Но писательское мастерство и чуткое отношение к процессам, происходящим в русском обществе середины девятнадцатого века, поднимают произведение Тургенева на небывалую высоту. Даже прочитав роман однажды в школе, будет не лишним снова обратиться к этому шедевру русской литературы. Общение с великим русским языком принесёт неизъяснимое наслаждение неравнодушному читателю. Книга, написанная полторы сотни лет назад, созвучна процессам, происходящим в сегодняшнем мире.

Павел Петрович это один из интересеных персонажей произведения Отцы и дети. Он высокий, гордый и самолюбивый, родился в дворянской семье. В произведении его образ создан как пример аристократа либеральных взглядов.

Благодаря тому, что у него с Базаровым разные взгляды на политику, они часто спорили. Сам Павел мужчина среднего возраста, всегда аккуратно и по моде одет, культурен и воспитан. Он был интересен женщинам, но из-за того, что его история любви закончилась трагически, новых романов он не заводит.

У него была успешная карьера, любимая женщина в лице княгини. Но после ее трагической гибели, Кирсанов оставил службу и уехал жить к брату. При этом участие в государственных делах Павел Петрович не бросил, стал защитником прав и свобод граждан.

Его политические взгляды были направлены на то, что каждый человек имеет право на свободу мысли и слова. Все эти нововведения он предлагает для развития своей страны и увеличения ее статуса, как в мире, так и среди своих граждан.

Но из всех идей и принципов, в реальность Павел не смог воплотить ничего. Его любимая и самая правильная страна, как в политическом, так и в гражданском понимании, это Англия. Но все его взгляды и принципы, это его личное мировоззрение.

И если сравнивать его с Базаровым, который отрицает, все принципы и правила. Это пример этих самых представителей отцов и детей, которых автор показывает в своем произведении. Павел Петрович представитель поколения отцов, а Базаров представитель поколения детей. Они совершенно разные, но и те и другие есть, и будут нести свои идеалы и устои до конца своих дней.

Благодаря своему хорошему воспитанию и силе воли Павел Петрович все же смог пережить трагедию, в которой погибла его будущая жена. И решил жить ради своего государств, служить ему и помогать во всем своим родственникам.

Герой очень самодостаточен, горд и свободолюбив, именно эти черты характера помогают ему перенести все неудачи в жизни и вести перепалки с оппонентами. В юности он служил в полку, дослужился до звания офицера. Вскоре должен был стать капитаном, но из-за трагедии на личном фронте все его интересы пропали, и стали ему не интересны, он бросил военную службу.

Перед службой в армии Кирсанов часто бывал на светских балах, покорил не одну девушку, постоянно находился в центре светских развлечений и бесед. После смерти княгини он уехал жить за границу, но прожив там четыре года, вернулся на родину.

По натуре Кирсанов добрый и честный человек, но все свои принципы и идеи, он так и не смог воплотить в жизнь. И после смерти любимой так и не обрел простого человеческого счастья.

Сочинение про Павла Петровича

В данном произведении Тургенев размышляет над конфликтом поколения отцовского с поколением отроческим. Раскрывая образы персонажей он, таким образом, рассуждает над данной проблемой в произведении. Следует выделить образ Павла Петровича Кирсанова.

Павел Петрович является одним из ключевых персонажей в произведении, который управляет почти всеми события, используя уважения окружающих и своё положение в обществе. Тургенев описывает его как человека верного своим идеалам, всегда идущего к своей цели, которую он ставит себе заранее. Описывая его, таким образом, он ставит перед читателем строго описанный образ целеустремлённого, немного эгоистичного, самодостаточного человека средних лет, который за свою жизнь уже успел многого добиться, в том числе и высокого положения в обществе.

Образ, созданный автором, рассказывает нам о проблеме произведения, а именно неприятия старым поколением новых идей поколения нового. Павел Петрович как представитель поколения старого консервативного попросту не может соглашаться со всеми инновациями, которые пытается внести новое поколения, и, благодаря уважению, полученному за свою жизнь, он прививает данное мнение своему окружению. По правде говоря, всё окружение Павла Петровича, не считая некоторых людей, полнейшие консерваторы, отрицающие всё новое, и всё то, что двигает прогресс.

Также через его образ автор задаёт вопрос читателю. А нужно ли, собственно, что-то менять? Так ли необходимо ломать то, что и так отлично работает? Всеми этими вопросами задается, как и сам автор, так и Павел Петрович. Но, с помощью таких вот вопросов, характер персонажа и раскрывается. Мы всё более и более узнаём о его мотивах, о его целях, и также о его убеждениях. Мы становимся свидетелями колебаний со стороны Павла Петровича по поводу вопроса его консерватизма. Он ещё не окончательно определился со своими целями и нуждами. Возможно, что ему захочется привнести что-то новое в свою жизнь, и помочь изменить жизнь окружающим, а возможно и нет. Именно так рассуждает Тургенев через образ Павла Петровича.

Вариант 3

Одним из центральных героев в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» выступает Павел Петрович Кирсанов. Он является старшим братом Николая Петровича Кирсанова и дядей Аркадия Кирсанова. На момент разворачивания событий в произведении, Павлу Петровичу было от срока пяти до пятидесяти лет. Несмотря на то, что этот человек был выходец из деревни, он представлял собой настоящего аристократа и представителя светского общества.

Получив в юности военное образование, Павел Петрович успешно и быстро стал офицером и построил карьеру. Но только длилась она не долго, а причиной этому стала неразделённая любовь Павла Петровича к графине Р. Возлюбленная не оправдала его надежды, а только принесла разочарования, уехав затем за границу. Павел Петрович оставил свою карьеру и поехал за ней, но в ответ получил отказ. А спустя некоторое время он и вовсе узнал о смерти графини. Это окончательно убило в нём всякие надежды обрести счастье. Тогда Павел Петрович принимает решение и уезжает жить в деревню к брату. Но когда Николай Петрович Кирсанов женился, он уехал в Дрезден, где жил всё время в одиночестве.

Несмотря на свой возраст, Павел Петрович очень хорошо выглядел внешне: имел стройную фигуру, ухоженное лицо и руки, у него было неплохое здоровье. Для этого он тщательно следил и ухаживал за собой. Даже находясь в деревне и не имея возможности выходить в свет, Павел Петрович не отступал от своих аристократических привычек. У него было много одежды, которую он менял на дне несколько раз, всегда следил за модой, но принимал не все нововведения, а только то, что ему подходило, и было близко. По своей натуре он любил всё английское. Самыми важными атрибутами для Павла Петровича были одеколон, чистая одежда и ванна. Об этом интересно описывает автор, как он в течение дня несколько раз одеколонил свои усы, для того, чтобы излучать приятный аромат.

Павел Петрович был человек достаточно образованный, внимательно следил за новостями в обществе, чтобы быть в курсе всех событий и иметь возможность поддержать разговор с собеседником на любую тему. Самым важным условием развития государства он считал прогресс. Однако по этому поводу у Павла Петровича было много споров Базаровым, потому что он не принимал нигилистических взглядов, так как они несли только разруху. «Ведь нельзя разрушать, ничего не поставив на этом месте нового» - говорил Павел Петрович.

По своему характеру он был добрым, честным, справедливым и добропорядочным человеком. Выступал за свободу всех людей, особенно крестьян. Для него было важным не ограничивать права человека, но и обязанности каждый человек должен выполнять достойно. Это Павел Петрович выполнял сам и требовал от других по отношению к себе. У него была хорошо развита интуиция, этим часто пользовался его брат Николай Петрович, обращаясь к нему за советом в вопросе личных отношений или ведения хозяйства.

Таким образом, в образе Павла Петровича писатель показал идеального представителя высшего общества, который постоянно стремиться к развитию и самосовершенствованию, но принимает из моды только то, что является полезным. Это значит, что он умеет анализировать все жизненные ситуации и избирательно подходить к принятию важных решений. Самым главным для Павла Петровича является честь его самого и его семьи.

История Мелеховых красной нитью пронизывает все произведение Шолохова. Мы начинаем знакомиться с Мелеховыми с истории о Прокофии и его трагически умершей жены, а заканчивается повествование возвращением Григория Мелехова.

  • Анализ рассказа Куприна Тапёр сочинение 5 класс

    Этот рассказ мне очень понравился тем, что он похож на живую биографию известного человека. И я так понимаю, что это правда. Специально я не узнавал, но мне хочется в это верить…

  • Образ и характеристика Петра 1 в поэме Медный всадник Пушкина сочинение

    Знаменитое произведение писателя «Медный всадник» подводит итог творчества о великом русском царе. Даже название поэмы показывает нам то, что автор рисует нам образ знаменитого в истории реформатора, Петра Великого.

  • Сочинение Самостоятельность, что такое самостоятельность? 9 класс 15.3 рассуждение

    Чем старше взрослее становится человек, тем самостоятельнее. И это понятно. Новорожденный не может быть самостоятельным потому что еще ничего не умеет ему надо всему учится

  • В молодости Павел Петрович - типичный светский фат, любящий производить эффект на окружающих — "немного насмешлив", "как-то забавно желчен", "даже дурачился", "даже ломался", "славился ловкостью и смелостью". В результате в обществе "его носили на руках","женщины от него с ума сходили" и вообще "он не мог не нравиться", так как являл собой образчик блестящего светского льва.

    Фатовство, избранное Павлом Петровичем в качестве модели поведения в петербургском свете, позже со всей очевидностью обнаружит себя в деревенском образе жизни героя, ознаменовав тем самым превращение светского льва в сельского льва.

    Поселившись "в деревне, в глуши", Павел Петрович продолжает оставаться верным однажды выбранной жизненной роли. Отсюда его кабинет, привычки, манеры, туалет — это не что иное, как ролевые атрибуты. Хотя сам герой в разговоре с Базаровым настаивает на том, что так он в деревенской глуши исполняет свой долг дворянина, аристократа — "не ронять себя", "уважать в себе человека", сохранять чувство собственного достоинства как "основание" общественному... bien public.

    Как можно расценивать деревенское поведение Павла Петровича. Кто перед нами — постаревший фат или человек, озабоченный упрочением общественного блага?

    Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо углубить наше представление о главных ориентирах, которыми руководствуется герой-дворянин в своей жизни.

    В системе жизненных ценностей передового русского дворянства определяющей была интенсивная духовность, составляющая внутреннее достояние личности и способная придать человеческому существованию в любых его проявлениях высокий смысл. Подтверждение этому — судьба Дмитрия Рудина, Федора Лаврецкого, Веры Ельцовой, Петра Васильевича, Леи... Как известно, одним из испытаний высоты духа в произведениях Тургенева становится любовь. Это испытание посылается и 28-летнему Павлу Петровичу, к тому времени счастливо шагающему по пути блестящей карьеры.

    Как можно расценить отказ молодого дворянина следовать по карьерной стезе? Как поступок очень сильного человека, к тому же если учесть, что это произошло в николаевскую эпоху, когда карьера составляла существо жизни дворянского сословия. Вместе с тем отставка проявила способность Павла Петровича сполна отдаться любовному чувству, посвятить себя другому человеку, ничего не требуя от него взамен.

    Кто же та женщина, что коренным образом изменила судьбу Павла Петровича? О такой говорят — "роковая". Хотя герой "скоро достиг своей цели", но только "легкость торжества не охладила его". "Напротив, он еще мучительнее, еще крепче привязался к этой женщине". И причиной этому являлось "что-то заветное и недоступное" в ее душе, "куда никто не мог проникнуть".

    Наблюдая Павла Петровича в этом качестве, нетрудно заключить, что, помимо фата, светского льва, ему выпало сыграть еще и роль рокового любовника.

    Из чего же складывается рисунок такой роли? Из любовных терзаний, страданий "после нежных свиданий", ибо в возлюбленной неизбывно живет тайна. Она и вынуждает Павла Петровича "чувствовать на сердце... разрывающую и горькую досаду".

    Герой роковой любви также обречен на роль скорбной тени, таскающейся за своей хозяйкой и молящей ее о снисхождении — оставить подле себя.

    Какой план изображения — внешний или внутренний — преобладает в истории княгини Р. и Павла Петровича?

    По преимуществу внешний. Вспомним, как описывает Тургенев состояние Кирсанова, оставленного княгиней: "Как отравленный, бродил он с места на место", "он уже не ждал ничего... ничего не предпри-нимал. Он состарился, поседел. Сидеть по вечерам в клубе... скучать, равнодушно поспорить... стало для него потребностью". Как видим, автором акцентируется внешнее действие: поступки героя, а не его душевное переживание утраты любви. Хотя, безусловно, воспроизведенная "физическая" картина не лишена экспрессии. Но она также сопряжена и с ролевыми действиями рокового героя-любовника. В самом деле, что другое могло произойти с Павлом Петровичем, брошенным возлюбленной, кроме того, что он "состарился" и "поседел"?

    Несомненно, история Павла Кирсанова несет в себе элемент драматизма. Однако его в значительной степени нивелируют романтические штампы и аффекты. Главное же, чего в ней нет, так это духовной потенции. Мы не знаем, как она отразилась на дальнейшей судьбе Павла Петровича, кроме того, что он стал "очаровательным меланхоликом" и "не знался с женщинами".

    Состоялось ли воспитание чувств героя, пережившего роман с женщиной-тайной, который превратил его в седого, одинокого холостяка?

    Другой принципиальный вопрос: что взял с собой из своей молодости Павел Петрович? — подводит нас к осознанию того, что перед нами человек ролей, т. е. твердо усвоивший модели светского поведения, светского этикета. А стало быть, примеривший на себя то, что можно назвать формальным аристократизмом, — вкусы, манеры, привычки, без его внутренней духовной сути, склонности к состоянию напряжения духа.

    Чем мы можем подтвердить наши наблюдения? Той ролью провинциального фата, сельского льва, которую он с большим успехом демонстрирует своим "зрителям" — уездному дворянству и благодаря которой снискал себе шумный провинциальный успех, как когда-то в петербургском свете.

    Как мы ответим на вопрос: почему Тургенев начал рассказ о Павле Петровиче с упоминания о- чтении ("Он стал читать")? Потому что хотел обратить внимание на очень нехарактерную для героя черту, ведь, как известно, в молодости он "прочел всего пять, шесть французских книг". Значит, "библиотека renaissance" в кабинете Павла Петровича является новой реалией в его сельской аристократической роли. В этом отношении немаловажно то обстоятельство, что в деревне Павел Петрович читает "все больше по-английски" и вообще "жизнь свою устроил на английский вкус".

    Что бы это означало? По всему видно, в жизни героя появляется еще одна роль — этакого уездного Чайльд-Гарольда. Ее атрибутами являются отстраненность от мира ("редко виделся с соседями", на выборах, куда он изредка выезжал, чаще всего помалкивал) и оппозиционность (иногда пугал и дразнил помещиков старого покроя своими либеральными выходками, при этом не сближаясь с новым поколением). Во всем же остальном он продолжает следовать фатовской привычке производить впечатление: "прекрасно одевался", "всегда останавливался в лучшем номере лучшей гостиницы", "хорошо обедал", "мастерски играл в вист", хотя и "всегда проигрывал". Видимо, таких Павлов Петровичей Базаров не раз наблюдал в столичной жизни. Не этим ли обусловлена его абсолютно точная характеристика дяди Аркадия: "...это все самолюбие, львиные привычки, фатство".

    Какой же "склад" у Павла Петровича? Сосредоточенность на внешнем, на форме. Отсюда у него заемные роли — фат, лев, Чайльд-Гарольд, усвоенные вследствие долгого и активного пребывания в светском обществе, всегда отрицающем подлинность.

    Вспомним, как говорил Печорин: "во мне душа испорчена светом". Хотя, безусловно, Кирсанов в основе своей приличный человек. Недаром уездные дворяне "уважали его за безукоризненную честность". И "отличные" манеры, которыми славился Павел Петрович, не могут быть лишними в человеке, если, конечно, не становятся смыслом его жизни. А с Павлом Кирсановым случилось именно это, обусловив его тягу исключительно к внешнему, этикетному. И конечно же "думать о красе ногтей" вовсе не означает "исполнять долг", как бы на этом ни настаивал Навел Петрович.

    Вместе с тем, когда Кирсанов в споре с Базаровым отстаивает "принсипы", он ведет себя абсолютно искренне, так как защищает убеждения своего поколения, видевшего в духовных ценностях то, что составляет внутреннее достояние и жизненный компас личности.

    Однако тургеневский герой, увлекшись формой, не воспользовался этим "компасом" в полной мере, за что жизнь не преминула наказать его кризисом этой самой формы, обнаружившимся в привязанности в прошлом рокового любовника к простушке Фенечке.

    В конечном счете аристократизм Павла Петровича, лишенный присущей ему содержательной — духовной — основы, вылился в гордыню и сословную спесь героя-дворянина, которые не позволили ему преодолеть социальную неприязнь к новому — демократическому — поколению. А потому Павел Петрович не в состоянии оценить его, проявить по отношению к нему отеческую заботу.

    Роман Тургенева «Отцы и дети» показывает сложный период, когда происходит жестокая ломка устоявшихся веками социальных отношений. Привычные для многих устои жизни рушатся, меняются на новые. Все происходит быстро и стихийно.

    Павел Кирсанов – центральный персонаж романа

    На протяжении всего действия в центре романа находится проблема столкновения старого и нового поколений. Ярким образом устоявшегося социального сословия является образ Кирсанова Павла Петровича. Автор строит все повествование на постоянных столкновениях между ним и главным героем Базаровым.

    Сын боевого генерала, участвовавшего в военной компании 1812 года, Павел мечтал стать военным. К 28 годам он добился многого. Пажеский корпус в качестве образования Кирсанова позволял сделать блестящую карьеру военного офицера. Он всегда шел напролом, вел светский образ жизни, любил женщин и развлечения. Жизнь сыграла с ним жестокую шутку: неудачная любовь к загадочной и самой восхитительной женщине, княгине Р, разбила все мечты и надежды. Он бросил службу, скитался по заграницам, вернулся, жил, ничего не делая. Так он провел 10 лет, которые сделали его одиноким и меланхоличным.

    Характеристика Павла Петровича

    Павел Петрович – аристократ, сохранивший свои чопорные аристократические привычки на протяжении всей жизни. Происхождение Кирсанова отдаляет его от простого народа. Он страстный поклонник всего английского, и свою жизнь Павел Петрович строит на английский манер: книги читает английские, одевается как англичане, живя за границей, общается больше с ними.

    Его стиль жизни чужд русскому человеку. Он настолько далек от простого крестьянина, что даже не знает, как с ним разговаривать. По выражению Базарова, мужик не признает в нем соотечественника, он просто его боится. А отношение Кирсанова к народу, когда он «морщится и нюхает одеколон» лучше всего показывает его аристократические привычки.
    Тургенев не только не сглаживает иностранные привычки героя, наоборот, он их подчеркивает, вводя в речь Кирсанова большое количество непонятных «русскому мужику» слов. Даже в этом проявляется его пренебрежение к своим традициям и обычаям.

    Взаимоотношения между Павлом Кирсановым и Евгением Базаровым

    Друга Аркадия, «лощеный аристократ» (именно так характеризует внешность Кирсанова Базаров) возненавидел с первой встречи. Эпитеты, которыми он характеризует Базарова, «шарлатан», «господин нигилист», «лекаришка», ясно указывают на его отношение к герою. Он злиться при каждой встречи и старается зацепить Базарова, вывести его из себя. Между ними происходят постоянные стычки. В словесных перепалках читатель четко видит политические взгляды Кирсанова и его оппонента.

    Павел Петрович, человек умный, хоть и является представителем старого поколения. Но в спорах с Евгением он постоянно терпит поражение. Меняется даже внешность героя Кирсанова: его ледяная вежливость и полное спокойствие мгновенно перерастает в раздражение. Он не понимает, как можно жить, не веря ни во что. Это рушит его представление об устоявшемся строе. Но в итоге, Кирсанов понимает и признает свое поражение.
    Но в то же время, автор обращает внимание читателя на такие положительные качества героя, как его безупречная честность, щедрость и заступничество. Кирсанов портрет которого Тургенев представляет как живого мертвеца, был настоящим дворянином. Его можно причислить к сливкам аристократического общества. Сцена дуэли очень наглядно показывает читателям двойственность его образа.

    Характеристика Павла Кирсанова в романе «Отцы и дети» является характеристикой целого сословия, которое уходит в прошлое. Жить таким людям, по словам Тургенева, тяжелее, чем они сами себе представляют. Упрек и осуждение – все, что они могут получить от окружающих и это все, что им остается от жизни.

    Данный очерк будет полезен учащимся 10 класса при подготовке сочинения на тему «Кирсанов Павел Петрович» или «Евгений Базаров и Павел Кирсанов».

    Тест по произведению