Методическая разработка на тему: Берегись бед - пока их нет.

Проект по пожарной безопасности

«Берегись бед, пока их нет»

Кузнецова Ирина Анатольевна, воспитатель МБДОУ “Детский сад общеразвивающего вида “Рябинушка” с.Гостищево”

Тип проекта – краткосрочный, ознакомительно-ориентированный

Срок реализации – 1 месяц

Возраст детей – 5 – 6 лет

Участники проекта – дети, воспитатели, родители.

Проблема

Почему сгорел дом на соседней улице?

Почему все чаще происходят пожары?

Актуальность проблемы:

1. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека, часто из-за шалости детей с огнем (на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей) .

2. Желание постоянно открывать что-то новое, детская непосредственность, их любопытство ставит ребенка перед реальной опасностью пожара.

3. У детей пассивно-оборонительная реакция: от страха ребенок прячется в укромные места, вместо того, чтобы покинуть горящий дом или позвать на помощь.

Цель проекта

Подвести детей к пониманию того, что в случае неосторожного обращения с огнём или электроприборами может произойти пожар.

Задачи проекта

Для детей:

1. Дать знания о полезных и опасных сторонах огня, огнеопасных предметах, причинах возникновения пожара.

2. Формировать умения осознанного выполнения правил противопожарной безопасности.

3. Воспитывать у детей чувство осторожности и самосохранения.

Для педагогов:

1. Повысить профессиональную компетентность через поисково – аналитическую деятельность по теме проекта.

Для родителей:

1. Информировать родителей о противопожарной безопасности.

2. Вовлечь родителей в образовательный процесс.

Ожидаемые результаты:

1. Знакомство детей с полезными и опасными сторонами огня.

2. Овладение детьми знаниями, умениями и навыками по пожарной безопасности.

3. Сформированность у детей заботливого отношения к себе, к людям, к миру.

4. Информированность родителей о противопожарной безопасности.

5. Повышение родительской активности в воспитательном процессе ДОУ.

Принципы реализации проекта

1. Систематическое изучение наиболее вероятных причин возникновения пожара.

2. Целенаправленное изучение правил безопасного поведения во время пожара.

3. Формирование новых знаний и навыков в области пожарной безопасности на базе имеющихся (принцип креативности) .

4. Проявление заботы о здоровье и его безопасности (принцип гуманизации) .

Подготовительный этап

Мероприятия:

1. Убеждение участников проекта в том, что с помощью противопожарной пропаганды число пожаров и жертв можно уменьшить.

2. Подборка методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрированного материала, игрушек, атрибутов для игровой и театрализованной деятельности по противопожарной тематике.

3. Подготовка дидактических игр, пособий, атрибутов по пожарной безопасности.

4. Проведение опроса детей, анкетирование родителей – «Дом – это моя крепость?».

Реализация проекта с детьми. Основной этап

Непосредственная образовательная деятельность познавательного цикла.

Чтение произведений С.Я. Маршака «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом», Л. Н. Толстой «Пожарные собаки», Б. Жидков «Пожар в море», «Дым», «Пожар», К. И. Чуковский «Путаница».

Эксперименты, опыты с огнём.

Игровая деятельность, с/р игра «Пожарные», сл. игра «Закончи фразу».

Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация по теме).

Дидактическая игра «Помоги пожарному».

Театральная деятельность, инсценировка сказки «Кошкин дом».

Экскурсии по детскому саду.

Наблюдения за работой пожарных.

Тренировки по эвакуации.

КВН «Юные пожарные»

Реализация проекта с родителями

КОНСУЛЬТАЦИИ

«Как уберечь ребенка от беды? »; «Безопасность дома»

ПАПКИ – ПЕРЕДВИЖКИ – «Как спасти себя при пожаре? »

ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОБРАНИЕ – «Опасности дома»

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «Не играй с огнем» (плакат рисунков)

«Огонь-друг, огонь – враг» (досуг)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА- «Убережем детей от беды»

Результаты проекта. Заключительный этап

Сформированы у детей:

1. представления о полезных и опасных сторонах огня, о мерах предосторожности, о способах безопасного поведения;

2. желание научиться находить правильные решения в опасных ситуациях;

3. знания о необходимости заботливого отношения к себе, к людям, к миру.

У родителей:

положительное отношение к знакомству детей с противопожарной безопасностью.

Продукты проекта

1. Создан альбом детских рисунков по пожарной безопасности.

2. Оформлена подборка наглядного материала, художественной литературы для детей.

3. Созданы презентации для детей: «Убережем детей от беды», «Пожарные», «Пожар в лесу».

4. Оформлена подборка наглядной агитации для родителей.

До крыльца я почти что буквально долетела. Затуманенный разум витал где-то на краю неба, пока мои ноги в разноцветных кедах отстукивали глухие шаги по прохладной, шелестящей травой земле.

Мне не нужны часы, чтобы понять: у меня проблемы. Дом погружён в зловещую темень, и только окна гостиной освещает неяркий свет одинокого абажура.

Ну Ким...

НЕТ! Всё, разговор окончен. Спокойной ночи.

Тогда я расскажу папе.

Флаг в руки. Иди рассказывай. Я чую, бедному папе ещё много чего предстоит узнать...


Я уже кляну себя за то, что вовремя не прикусила язык. Кор медлит пару секунд, а затем азарт в его голосе сменяется тревогой:

Ты о чём сейчас?

Ни о чём. Ложись спать, Кор.

О чём ещё папе нужно знать?

Кор, это тебя не касается, ясно? Иди уже в кровать, ей-богу, как ты меня задолбал!


Он отходит на шаг.

Не надо разговаривать со мной, как с Алией. Я не тупой. А ты просто вылитая мать. Ты ничем её не лучше.

Брат рывком подтягивается на лестнице на свою койку и тяжело плюхается на постель надо мной.


А я лежу и не могу пошевелиться, словно кто-то забрал весь воздух из моих лёгких. Через полчаса дыхание брата становится тихим и размеренным, а через три часа я всё ещё не сплю.

Порой я видела из окна кабинета, в котором у нас проходили занятия с другими учителями, как он курил в одиночестве возле мусорных баков с задней стороны школьного двора. Сигарета за сигаретой, пачка за пачкой. В дождь, в грозу. Неизменно без зонта и глядя вдаль невидящим взглядом. Видела, как он, не задерживаясь после уроков, сразу садится в машину и уезжает домой.

Я искренне не могла понять, в чём же дело...


Репетиции с Томом стали всё мрачнее и мрачнее. Мы готовились в школе, в пустых классах. Том ходил потерянный, часто забывал слова и иногда путал текст, который раньше отлетал у него от зубов. Я старалась помочь ему, кое-где поправляла, но видела, что мыслями он был где-то далеко.

А однажды он расплакался.

Прямо во время репетиции спутал наши диалоги, а когда я указала ему на это, отошёл на пару шагов с безучастным видом, закрыл глаза, осел на пол и уронил голову, обхватив колени руками.

Лесли беременна от меня, - прорыдал он.

Я смотрела на его вздрагивающие плечи, на взъерошенные волосы, на искажённое от страха и безысходности лицо, на слёзы капающие из его глаз, и вместо отвращения чувствовала удивление, жалость и искреннее сопереживание.

И пусть я не знала, что тут можно было сказать, я села с ним рядом и стала гладить его волосы. Вскоре Том положил голову мне на плечо, и я обняла его.

Мы просидели так до тех пор, пока за окном не начало темнеть, а затем поднялись на ноги, Том прошептал мне "спасибо" , и мы разошлись по домам.

Стадия проекта:

Проект реализован

Задачи проекта:

1. Создать условия для активного вовлечения детей в информирование по безопасности;
2. Формировать навыки осмысленного и безопасного поведения, осознанного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям;
3. Использовать практический подход к овладению знаниями дорожной, пожарной безопасности;
4. Организовать экскурсионную деятельность, информационное обеспечение;
5. Повысить компетентность взрослых в вопросах безопасности детей в окружающей жизни;
6. Привлечь семьи к участию в акциях.

Достигнутые результаты:

Созданы условия для вовлечения детей в информирование по безопасности;
Организованы системы мероприятий, направленных на повышение безопасности;
Проведено более 5 акций и 10 встреч в течении реализации проекта

Социальная значимость проекта:

Детство– важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Желание выглядеть взрослее приводит к тому, что ребенок пробует взять на себя новые обязанности, нарушает выполнявшиеся ранее правила, не реагирует на просьбы и замечания взрослых. Дети не способны запомнить или предвидеть все возможные риски техногенной, природной и социальной среды. Ребенок не видит потенциальную опасность, не знает реальных свойств предметов, не различает жизненные и игровые ситуации. А его повышенная двигательная активность в сочетании с эмоциональностью и любопытством могут стать причиной попадания в опасные ситуации, особенно когда детей оставляют дома одних. Таким образом, с уверенностью можно сказать, что проблема особенно актуальна. В старину говорили: берегись бед, пока их нет, но дети нас не слышат. Дети нас видят и действуют вместе с нами. Вовлечение детей в информирование сверстников и взрослых, получение знаний по безопасности через акции, листовки, экскурсии даёт видимый положительный результат.

Мероприятия, проведенные в рамках проекта:

Состоялись акции по безопасности:
«Безопасные окна»
«Безопасность на водных объектах»
«Осторожно, огонь!»
«Засветись! Стань заметней на дороге!»
«От поколения к поколению»

Обсуждение проблемных ситуаций в клубе «Безопасность»:
«Если ты один дома»
«Безопасное поведение на улице»
«Огонь - друг или враг»
«Чтобы не было беды»
«Как не потеряться»
«Собака, собака, ты чья?"
«Всем ребятам надо знать, как по улице шагать»
«Как вести себя в транспорте»
«Зачем нужны дорожные знаки»
«Опасные ситуации»
«Какие они разные - дорожные знаки».

МБДОУ детский сад «Рябинка» комбинированного вида
Проект
ТИП ПРОЕКТА - исследовательский
ВИД ПРОЕКТА – краткосрочный
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА – воспитанники старшего дошкольного возраста и их родители, педагоги ДОУ.
РУКОВОДИТЕЛИ ПРОЕКТА – воспитатели старшей группы
Бец Наталья Николаевна , Мочалова Татьяна Дмитриевна
Актуальность
Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребёнка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций.
Пока ребенок маленький, взрослые более или менее спокойны: они помогут ребенку, подстрахуют, предупредят, не допустят… Но скоро, очень скоро наступит момент в жизни семьи, когда ребенка надо будет начать отпускать от себя. Готов ли ребенок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей?

Об этом надо думать и заботиться уже сейчас, пока ребенок рядом с нами, взрослыми. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать. Правильно говорили в старину: берегись бед, пока их нет.

Цель проекта: формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.

Задачи проекта:
-Тренировать детей в запоминании предметов и ситуаций, опасных для жизни и здоровья, познакомить с последствиями неосторожного обращения с ними.
-Уточнить и систематизировать знания детей о поведении в быту.
-Закрепить полученные дошкольниками знания и формировать на их основе усиления безопасного поведения в быту.
-Познакомить с особенностями службы спасения и выучить их телефоны.
-Создать условия для применения детьми умений действовать с потенциально опасными предметами домашнего обихода.

Предполагаемые результаты:
-Дети расширят свои знания о правилах безопасного поведения дома, на улице и в опасных для жизни и здоровья, ситуациях;
- Научатся правильно обращаться с предметами домашнего обихода (ножницами, иголками, ножами, электроприборами);
- Получат представления о службах спасения

Способы оценки: Наблюдения, беседы, анализ продуктов творчества детей.

Этапы реализации проекта

этапы содержание участники
Подготови
тельный Рассматривание плакатов на тему: «Безопасность дома», «Безопасность на улице».
Беседы с детьми:
-«Если ты один дома»
-«Опасные предметы»
Дидактические игры:
-«Загадки и отгадки»
-«1-2-3 опасность назови»
Художественная литература:
«Кошкин дом»
«Волк и семеро козлят»
«Кот,петух и лиса»
«Гуси – лебеди»
«Заюшкина избушка»
Воспитатели, дети, родители
Основной Беседы с детьми:
-«Домашние электроприборы»
-«Пожароопасные предметы»
-«Хранение опасных предметов»
-«Чужие и опасные люди»
-«Как позвать на помощь»
Экскурсии:
-В скорую помощь
-В пожарную часть
-В газовую службу
Дидактические игры:
-«Спасатели»
-«Что для чего»
-«Да или нет»
-«Четвёртый лишний»
-«Какие действия могут привести к пожару»
-«Добрый и злой огонь»
-«Службы спасения»
Тематические занятия:
-«Использование и хранение опасных предметов»
-«Контакты с незнакомыми людьми»
-«Пожароопасные предметы»
-«Опасные ситуации»
-«Как вызвать службу спасения»

Художественная литература:
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
«торопливый ножик»
«Катауси и Мауси»К.Чуковский
«Сказка о глупом мышонке»С.Маршак
«Пожар». «Пожарные собаки»Л.Толстой.
«Пожар», «Дым», «Пожар в море» Б.Житков
«01», «02» ,«03» Л.Зильберг
Воспитатели, дети
Заключительный 1. Дидактические игры:
-«Можно - нельзя»
-«Где хранить предметы»
-«Помоги сказочным героям»
-«Доскажи словечко»
-«Спасатели»
2. Итоговое мероприятие
Итоговое занятие «Научим героев сказок вести себя правильно»
3.Презентация проекта для педагогов на районном методическом объединении воспитателей старших групп
Воспитатели, дети
Работа с родителями:
- Консультация «Правила безопасного поведения дома»
- Встреча с родителями героических профессий
- Рисование на тему «Безопасность»,
- Проблемно-игровая ситуация «Откуда может прийти беда»
Педагоги, родители, дети
Продукт проекта
-Фотовыставка «Пожароопасные предметы»
- Альбом «Берегись бед, пока их нет»
Педагоги, родители, дети

Используемая литература:
Борзова В. В. Правила безопасности, 1999 г.
Тимофеева Лилия Львовна, Формирование культуры безопасности. Учебно-практическое пособие, 2013 г.
Шипунова Вера Александровна ОБЖ. Опасные предметы и явления. Методическое пособие, 2000 г.
Шорыгина Т.А.Безопасные сказки. Беседы с детьми о безопасном поведении дома и на улице, 2012 г.

Цели и задачи:

    рассмотрение ситуаций, при которых может возникнуть опасность в повседневной жизни;

    обобщение знаний детей по правилам поведения в экстремальных ситуациях, обеспечивающим сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

«Берегись бед, пока их нет!»

I. Звучит песня из м/ф Лето кота Леопольда. Слова : А. Хайт, Музыка:

Б. Савельев «Неприятность эту мы переживем»

Ребята, как вы думаете, почему этой песней мы начинаем свой классный час?

(Эта песня о неприятностях, которые могут нас поджидать на улице).
– А какие правила безопасности надо соблюдать во время грозы?

А какие правила безопасности надо соблюдать при встрече с незнакомыми людьми?

II. Опасности окружают нас повсюду и могут возникнуть в любой момент. Они вокруг нас. Любой предмет окружающей среды может быть опасен для жизни человека. Но мы учимся предвидеть эти опасности, и избегать их. Ведь народная мудрость гласит: « Берегись бед, пока их нет!»
Мы подготовили слайды для нашего классного часа. Посмотрим, какие же опасности могут встретиться по дороге в школу, в школе, во время игр, во дворе дома и в других местах.

Показ слайдов. На них схема микрорайона «Мирный» и опасные места. Дорога от остановки до школы, где нет пешеходного перехода; обледенелое дорожное покрытие, спортивные площадки; берег реки Тамчара-Яха, лестничные марши.


– Какую опасность представляет каждый из этих объектов? (Ответы детей)

III . – Ребята, вы любите свой дом? (Каждый человек любит свой дом.)

Дома мы отдыхаем, занимаемся любимыми делами, поэтому стараемся окружить себя удобствами, полезными предметами. А сколько электроприборов придумал человек! Перечислим некоторые из них. В этом нам поможет

Кроссворд «Электроприборы»

1. Живу на кухне я всегда,
На мне стоит сковорода,
Кастрюля, ковшик, чайник -
Над ними я начальник!
Со мною вся семья сыта,
Ну, догадались? Я... (Электроплита)

2. Я очень люблю побродить по коврам,
По мягким диванам, по темным углам.
Там вкусную пыль я всегда нахожу
И от наслаждения громко жужжу. (Пылесос)

3. Дом - стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется.. (Лампа)

4. Посмотри на мой бочок,
Во мне вертится волчок,
Никого он не бьет,
Быстро крем для вас собьет. (Миксер)

5. Два соседа колеса
Собирают голоса,
Друг от друга тянут сами
Поясочек с голосами. (Магнитофон)

6. Что за чудо, что за ящик?
Сам – певец и сам – рассказчик,
И к тому же заодно
Демонстрирует кино.. (Телевизор)

Какое ключевое слово получилось? (Опасно)
– А какую опасность они представляют? (Ответы детей)
– Обращаться с электричеством надо уметь!
– Чего ни в коем случае нельзя делать? (Ответы детей)

    Нельзя пользоваться неисправными электроприборами.

    Нельзя тянуть за шнур, если хочешь выключить электроприбор

    Нельзя самим чинить, разбирать электроприборы.

    Нельзя ковыряться в розетке ни пальцем, ни другими предметами.

    Нельзя выключать электроприборы мокрыми руками

    Электричество не терпит соседства с водой.

IV. Мы с вами пришли к выводу, что оставлять без присмотра электроприборы нельзя. Может возникнуть пожар. Мы были в пожарной части на экскурсии, видели фильм, какие могут быть печальные последствия пожара.

Что еще является причиной пожара? (Ответы детей)

    Разведение костров без взрослых.

    Повреждение электрического провода, короткое замыкание.

    Зажигание свечей на елках, петарды.

    Курение.

    Игра со спичками.

Загадки:

    В деревянном домике

Проживают гномики.

Уж такие добряки

Раздают всем огоньки. (спичка)

2. Раскаленная стрела дуб свалила у села. (Молния)

3. Он может быстро улетать,

И его не видит глаз,

Всё потому, что это...… (газ)

Какие правила пожарной безопасности необходимо хорошо знать и строго соблюдать, чтобы избежать пожара? (Ответы детей, учитель подводит итоги).

V. «Знайте правила дорожного движения, как таблицу умножения! »

Викторина «Азбука безопасности»

    Как называется участок дороги для передвижения пешеходов? (Тротуар)

    Кому из участников движения разрешено двигаться по тротуару? (Пешеходу )

    Как называется часть улицы, по которой идут автомобили и другой транспорт? (Проезжая часть)

    Как называется вид дорожной разметки дороги в виде широких белых полос, обозначающий пешеходный переход? (Зебра )

    Перед выходом на проезжую часть пешеходы должны сначала посмотреть в какую сторону? (В левую)

    Что означают цвета светофора? (Красный-стой, желтый-жди, а зеленый свет -иди)

    На какой сигнал светофора можно переходить дорогу?

    Что означают эти дорожные знаки?

Подземный пешеходный переход
– Надземный пешеходный переход
– Дети

Велосипедная дорожка
– Движение пешеходов запрещено

Для чего надо знать правила дорожного движения? (Ответы детей)

Учитель помогает сделать вывод: несоблюдение правил дорожного движения влечет за собой тяжелые последствия.

VI. Ситуации:

Помогите героям сказок избежать опасной ситуации.

    Вспомните сказку « Волк и семеро козлят» (не открывай дверь чужим).

    «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (слушайся старших)

    « Колобок» (не доверяй незнакомцам).

Правила поведения с незнакомцами:

    Старайся избегать разговоров. Если говоришь – будь вежлив.

    Не входи в подъезд и лифт с незнакомыми людьми.

    Не садись в машину к незнакомцу.

    Не бери никаких предметов (сладости, игрушки...) у незнакомцев.

    Не играй по дороге из школы домой.

    Не играй в темное время на улице.

    Не рассказывай чужим людям о своей семье, о соседях.

    Не приглашай и не впускай незнакомых людей в квартиру.

    Если потерял ключ – скажи об этом родителям.

VII. Огонь и Вода. Как и огонь может быть человеку и другом, и врагом, вода тоже может стать и другом, и причиной очень больших неприятностей, даже горя.

Загадка.

    Мокрая тётка бежит по земле –
    Радость великая всей детворе.
    Люди от зноя в ней летом спасаются,
    Зимой на коньках и салазках катаются . (Река)

Какие реки протекают через наш город? (Тамчара–Яха, и Седэ-Яха, реки небольшие, глубокие, холодные)
– Что такое паводок? (Подъем воды из-за оттепели)
– Какие правила надо соблюдать во время паводка?

    Не ходить на реку без взрослых.

    Не играть на берегу реки.

VIII. В наше время есть специальные службы, которые приходят на помощь людям, попавшим в беду. По каким телефонам надо звонить в экстренных случаях?

    Пожар мы быстро победим, позвонив по 01 .

    Если видишь: на дороге случилась беда – незамедлительно звони по 02 .

    Стало плохо человеку – ты не медли, не реви.
    Ведь помочь ему сумеешь, позвони, набрав 03 .

    Коль почувствовал запах газа в квартире,
    К телефону беги и звони 04 .

МЧС помогает в любых ситуациях: аварии, землетрясения, наводнения и т.д. В нашей школе открыт класс который курирует МЧС. Обучающиеся этого класса побывали у нас в гостях и рассказывали о ЧС. Родители наших учеников занимаются обеспечением безопасности людей. Они частые гости в школе, проводят лекции и беседы, посещают наши занятия по ОБЖ. Из их рассказов мы узнали, как обращаться с электрическими приборами, петардами и фейерверками во время новогоднего праздника; что делать при обнаружении подозрительных пакетов, сумок; что может случиться, если попробовать на вкус неизвестное растение или угощение от незнакомых тебе людей; как обработать и перевязать рану и многое другое.

IX. В старину, когда не было всех этих спецслужб, люди старались сами обезопасить себя. Они верили в Бога, молились ему, просили о помощи. Но люди заметили, что каждый человек сам должен отвечать за свою жизнь и благополучие близких.

Народная мудрость отразилась в пословицах и поговорках:

    Береженого Бог бережет.

    На бога надейся, а сам не плошай.

    Осторожность – мать безопасности.

    Не всякий встречный друг сердечный.

    Не зная броду, не суйся в воду.

    Любопытной Варваре нос оторвали.

    Не всякая находка – клад.

    Держи язык за зубами.

    Мир не без добрых людей.

    В детстве не научишься – всю жизнь намучишься.

    Дурной пример заразителен.

    Хорошее повторять не грех.

    С огнем не шути, с водой не дружи, ветру не верь.

    Один за всех, все за одного.

    Что в воду упало, то пропало.

    Не всякому верь, запирай крепче дверь.

    Не дразни собаку – не укусит.

    Берегись бед, пока их нет.

X. Подведение итогов занятия. Заключительное слово учителя

Классный час мы сегодня посвятили рассмотрению опасных ситуаций, которые подстерегают нас в повседневной жизни. А также повторили правила обращения с электроприборами, правила пожаробезопасности, дорожного движения, подвижных игр на улице, общения с незнакомцами, поведения во время наводнения.
Нарушение правил безопасности может привести к непоправимым последствиям. Самым страшным является то, что незнание или неумение правильно действовать в тех или иных ситуациях могут создать угрозу жизни и здоровью человека. Я желаю всем здоровья и надеюсь, что наши занятия помогут вам вырасти счастливыми и успешными людьми. Ведь, как говорится в песне
Е. Крылатова «Крылатые качели».

« …А пока мы только дети,
Нам расти, еще расти…»

Литература

    Горбунова Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности.3 класс. – Волгоград, «Учитель-АСТ»,2002.

    Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – М.: ТЦ Сфера, 2004. (Серия «Вместе с детьми».)

    Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 2 класса начальной школы. В 2-х частях. Часть 1и 2.М.: Просвещение, 2005.

    Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса начальной школы. В 2-х частях. Часть 1и 2.М.: Просвещение, 2006.