Открылся большой театр. История здания государственного академического большого театра (габт)

В продолжение серии рассказов об оперных театрах мира хочу рассказать о Большом оперном театре Москвы. Государственный академический театр оперы и балета России, или просто Большой театр - один из крупнейших в России и один из самых больших в мире театров оперы и балета. Расположен в центре Москвы, на Театральной площади. Большой театр – одно из главных достояний города Москвы

Зарождение театра относится к марту 1776 г. В этом году Гроти уступил свои права и обязанности князю Урусову, обязавшемуся построить каменный публичный театр в Москве. При содействии известного М. Е. Медокса было выбрано место в Петровской ул., в приходе церкви Спаса, что в Копье. Неусыпными трудами Медокса за пять месяцев был построен Большой театр , согласно плану архитектора Розберга стоивший 130000 руб. Петровский театр Медокса простоял 25 лет - 8 октября 1805 года, во время очередного московского пожара, здание театра сгорело. Новое здание было построено К. И. Росси на Арбатской площади. Но и оно, будучи деревянным, сгорело в 1812 г., во время нашествия Наполеона. В 1821 году началось строительство театра на изначальном месте по проекту О. Бове и А. Михайлова.


Театр открылся 6 января 1825 года представлением «Торжество муз». Но 11 марта 1853 театр в четвертый раз сгорел; пожар сохранил только каменные внешние стены и колоннаду главного входа. За три года Большой театр был восстановлен под руководством архитектора А. К. Кавоса. Взамен погибшей при пожаре алебастровой скульптуры Аполлона над входным портиком поставили бронзовую квадригу работы Петра Клодта. Театр был снова открыт 20 августа 1856 года.


В 1895 году был проведен капитальный ремонт здания театра, после чего в театре поставили множетсво прекрасных опер, таких как «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Псковитянка» Римского-Корсакова с Шаляпиным в роли Ивана Грозного и многих других. В 1921-1923 прошла очередная реконструкция здания театра, также здание реконструировалось в 40х и 60х годах



Над фронтоном Большого театра находится скульптура Аполлона, покровителя искусств, в колеснице, запряженной четверкой лошадей. Все фигуры композиции полые, выполненные из листовой меди. Изготовлена композиция русскими мастерами в XVIII столетии по модели скульптора Степана Пименова


Театр включает в себя балетную и оперную труппу, Оркестр Большого театра и Сценно-духовой оркестр. На момент создания театра труппа включала в себя всего тринадцать музыкантов и около тридцати артистов. При этом в труппе первоначально не было специализации: драматические актёры принимали участие в операх, а певцы и танцовщики - в драматических спектаклях. Так, в состав труппы в разное время входили Михаил Щепкин и Павел Мочалов, которые пели в операх Керубини, Верстовского и других композиторов

За всю историю Большого театра Москвы его артисты, не считая восхищения и благодарности со стороны публики, многократно удостаивались различных знаков признания со стороны государства. В советский период более 80 из них получили звание Народных артистов СССР, Сталинские и Ленинские премии, восьмерым присвоено звание Героев Социалистического труда. Среди солистов театра такие выдающиеся русские певцы, как Сандунова, Жемчугова, Е. Семёнова, Хохлов, Корсов, Дейша-Сионицкая, Салина, Нежданова, Шаляпин, Собинов, Збруева, Алчевский, Е. Степанова, В. Петров, братья Пироговы, Катульская, Обухова, Держинская, Барсова, Л. Савранский, Озеров, Лемешев, Козловский, Рейзен, Максакова, Ханаев, М. Д. Михайлов, Шпиллер, А. П. Иванов, Кривченя, П. Лисициан, И. Петров, Огнивцев, Архипова, Анджапаридзе, Олейниченко, Мазурок, Ведерников, Эйзен, Е. Кибкало, Вишневская, Милашкина, Синявская, Касрашвили, Атлантов, Нестеренко, Образцова и другие.
Из певцов более молодого поколения, выдвинувшихся в 80-90-х годах необходимо отметить И. Морозова, П. Глубокого, Калинину, Маторина, Шемчук, Раутио, Таращенко, Н. Терентьеву. В Большом театре работали крупные дирижёры Альтани, Сук, Купер, Самосуд, Пазовский, Голованов, Мелик-Пашаев, Небольсин, Хайкин, Кондрашин, Светланов, Рождественский, Ростропович. Выступал здесь в качестве дирижёра Рахманинов (1904-06). Среди лучших режиссёров театра Барцал, Смолич, Баратов, Б. Мордвинов, Покровский. На сцене Большого театра проходили гастроли ведущих мировых оперных театров: Ла Скала (1964, 1974, 1989), Венской государственной оперы (1971), берлинской "Комише-опер" (1965)


Репертуар Большого театра

За время существования театра здесь было поставлено более 800 произведений. В репертуаре Большого театра такие оперы, как "Роберт-Дьявол" Мейербера (1834), "Пират" Беллини (1837), "Ганс Гейлинг" Маршнера, "Почтальон из Лонжюмо" Адана (1839), "Фаворитка" Доницетти (1841), "Немая из Портичи" Обера (1849), "Травиата" Верди (1858), "Трубадур", "Риголетто" Верди (1859), "Фауст" Гуно (1866), "Миньон" Тома (1879), "Бал-маскарад" Верди (1880), "Зигфрид" Вагнера (1894), "Троянцы в Карфагене" Берлиоза (1899), "Летучий голландец" Вагнера (1902), "Дон Карлос" Верди (1917), "Сон в летнюю ночь" Бриттена (1964), "Замок герцога Синяя Борода" Бартока, "Испанский час" Равеля (1978), "Ифигения в Авлиде" Глюка (1983) и другие.

В Большом театре прошли мировые премьеры опер Чайковского "Воевода" (1869), "Мазепа" (1884), "Черевички" (1887); опер Рахманинова "Алеко" (1893), "Франческа да Римини" и "Скупой рыцарь" (1906), Прокофьева "Игрок" (1974), ряда опер Кюи, Аренского и многих других.

На рубеже XIX и XX веков театр достигает расцвета. Многие петербургские артисты добиваются возможности участвовать в спектаклях Большого театра. Становятся широко известны во всем мире имена Ф. Шаляпина, Л. Собинова, А.Неждановой. В 1912 Федор Шаляпин ставит в Большом театре оперу М.Мусоргского «Хованщина».

На фото Федор Шаляпин

В этот период с театром сотрудничает Сергей Рахманинов, проявивший себя не только как композитор, но и как выдающийся оперный дирижёр, внимательный к особенностям стиля исполняемого произведения и добивавшийся в исполнении опер сочетания пылкого темперамента с тонкой оркестровой отделкой. Рахманинов совершенствует организацию работы дирижёра - так, благодаря Рахманинову переносится на свое современное место дирижёрский пульт, прежде находившийся за оркестром (лицом к сцене).

На фото Сергей Васильевич Рахманинов

Первые годы после революции 1917 года характеризуются борьбой за сохранение Большого театра как такового и, во вторую очередь, за сохранение части его репертуара. Нападкам по идеологическим соображениям подвергались такие оперы, как «Снегурочка», «Аида», «Травиата» и вообще Верди. Поступали предложения и об уничтожении балета, как «пережитка буржуазного прошлого». Однако, несмотря на это, в Москве продолжали развиваться и опера, и балет. В опере преобладают произведения Глинки, Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова, Мусоргского. В 1927 году режиссёром В. Лосским рождается новая редакция «Бориса Годунова». Ставятся оперы советских композиторов - «Трильби» А. Юрасовского (1924), «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева (1927).


В 30-е годы в печати появляется требование Иосифа Сталина о создании «советской оперной классики». Ставятся произведения И. Дзержинского, Б. Асафьева, Р. Глиэра. При этом вводится строгий запрет на произведения зарубежных композиторов. В 1935 году с большим успехом у публики проходит премьера оперы Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». Однако это произведение, высоко оценённое по всему миру, вызывает резкое недовольство в верхах. Хорошо известная статья «Сумбур вместо музыки», авторство которой принадлежит Сталину, стала причиной исчезновения оперы Шостаковича из репертуара Большого театра


В годы Великой Отечественной войны Большой театр находится в эвакуации в Куйбышеве. Конец войны театр отмечает яркими премьерами балетов С. Прокофьева «Золушка» и «Ромео и Джульетта», где блистала Галина Уланова. В последующие годы Большой театр обращается к творчеству композиторов «братских стран» - Чехословакии, Польши и Венгрии, а также пересматривает постановки классических русских опер (создаются новые постановки «Евгения Онегина», «Садко», «Бориса Годунова», «Хованщины» и многие другие). Большая часть этих постановок осуществлена оперным режиссёром Борисом Покровским, пришедшим в Большой театр в 1943 году. Его спектакли в эти годы и последующие несколько десятилетий служили «лицом» оперы Большого театра


Труппа Большого театра часто гастролирует, имея успех в Италии, Великобритании, США и многих других странах


В настоящее время в репертуаре Большого театра сохранены многие классические постановки оперных и балетных спектаклей, но при этом театр стремится к новым экспериментам. К работе над операми привлекаются постановщики, уже получившие известность как кинорежиссёры. Среди них - А. Сокуров, Т. Чхеидзе, Э. Някрошюс и другие. Некоторые новые постановки Большого театра вызвали неодобрение части публики и заслуженных мастеров Большого. Так, скандал сопутствовал постановке оперы Л. Десятникова «Дети Розенталя» (2005), в связи с репутацией автора либретто писателя В.Сорокина. Возмущение и неприятие нового спектакля «Евгений Онегин» (2006, режиссёр Д. Черняков) выразила знаменитая певица Галина Вишневская, отказавшись отмечать свой юбилей на сцене Большого, где идут подобные постановки. Вместе с тем, упомянутые спектакли, не смотря ни на что, имеют своих поклонников

Самый знаменитый театр в России и один из известных театров мира - это Большой театр. Где находится главный театр страны? Ну, конечно же, в главном городе - в Москве. В его репертуар входят оперные и балетные постановки российских и зарубежных композиторов-классиков. Помимо классического репертуара, театр постоянно экспериментирует и с новаторскими современными постановками. История Большого театра весьма богатая и связана с именами значимых для нашей страны людей. В марте 2015 года театру исполняется уже 239 лет.

С чего всё начиналось

Родоначальником Большого театра считается князь Пётр Васильевич Урусов, он был губернским прокурором и при этом располагал собственной театральной труппой. Он был единственным, кому было дозволено организовывать спектакли, маскарады, концерты и прочие увеселения. Более никому не дозволялось заниматься подобным делом, чтобы не было у князя конкурентов. Но эта привилегия накладывала на него и обязательство - построить для труппы красивое здание, в котором бы проходили все представления. У князя был компаньон по фамилии Медокс, который был иностранцем, он преподавал математику Великому князю Павлу - будущему российскому императору. Влюбившись в театральное дело, он остался в России и вплотную занялся развитием театра. не сумел построить театр, поскольку разорился, привилегия держателя театра, как и обязательство построить здание, перешла к Медоксу, в результате чего именно он и построил Большой театр. Где находится театр, созданный Медоксом, известно каждому второму жителю России, он расположился на пересечении Театральной площади и Петровки.

Строительство театра

Под постройку театра Медокс выбрал участок, принадлежавший князю Ростоцкому, который у него и выкупил. Это была улица с названием Петровская, самое её начало, тут и был построен Большой театр. Адрес театра сейчас - Театральная площадь, дом 1. Театр был построен в рекордно короткие сроки, всего лишь за 5 месяцев, что даже для нашего времени со всеми его современными технологиями и строительными материалами является удивительным и потрясающим. Разработал проект строительства театрального здания Христиан Розберг. Театр был великолепным внутри, зрительный зал поражал своей красотой, а напротив, был скромным, непримечательным и практически никак не декорированным. Театр получил своё первое название - Петровский.

Открытие театра

Здание Большого театра было открыто в 1780 году, 30 декабря. В этот день состоялось самое первое представление театральной труппы в собственном здании. Все газеты только и писали об открытии, театральные мэтры и прославленные архитекторы как один рассыпались комплиментами в адрес здания, характеризуя его как прочное, огромное, выгодное, красивое, безопасное и превосходящее по всем параметрам большинство знаменитых театров Европы. Губернатор города был настолько доволен постройкой, что привилегия, которая давала Медоксу право проведения увеселений, была продлена ещё на 10 лет.

Внутреннее убранство

Для проведения представлений был построен круглый зал, так называемая ротонда. Зал украшали многочисленные зеркала и освещали сорок две хрустальных люстры. Проектировал зал сам Медокс. Рядом со сценой, как и полагается, располагалась оркестровая яма. Ближе всего к сцене стояли табуреты для почётных гостей театра и постоянных зрителей, большинство из которых были владельцами крепостных трупп. Их мнение было важно для Медокса, по этой причине их приглашали на генеральные репетиции, после чего они привлекались к обсуждению готовящейся постановки.

В год театр показывал около 100 представлений. Купить билеты на одно представление было невозможно, для посещения театра зрители приобретали годовой абонемент.

Со временем посещаемость театра ухудшилась, прибыль стала меньше, актёры начали уходить из театра, а здание приходило в упадок. В результате чего Большой оперный театр стал государственным и получил новое имя - Императорский.

Временный закат

История Большого театра не всегда была столь прекрасна, были в ней и трагические моменты. В 1805 году театр сгорел после 25 лет своего существования. Сохранились лишь несущие стены и то частично. Реконструкция началась только в 1821 году, когда велось восстановление Москвы после нашествия Наполеоновских войск. Главным архитектором, которому было поручено восстановить центральную часть города, в том числе и театр, был Осип Бове. Он был новатором, по его проекту улицы начали застраивать по-другому, теперь особняки стали выходить фасадами на улицу, а не внутрь двора. Бове руководил восстановлением Александровского сада, площади около театра. Реконструкция Большого театра стала самым успешным его проектом. Новое здание было возведено в стиле ампир. По словам современников архитектора, словно феникс восстал из пепла Большой театр.

Метро находится совсем рядом с театром, поэтому добираться до театра очень удобно из любой точки Москвы.

Реконструкция здания театра

Восстановление театра началось в 1821 году и длилось оно несколько лет. Изначально план обновлённого здания театра разработал известный в Санкт-Петербурге зодчий Андрей Михайлов, губернатор Москвы одобрил этот план. Михайлов разработал здание театра в форме прямоугольника, а также портик из восьми колонн и Аполлона в колеснице на вершине портика, зал предусматривался вместимостью до двух тысяч зрителей. Осип Бове переработал проект Михайлова, где Большой театр стал ниже, изменились пропорции здания. Также Бове принял решение отказаться от размещения на первом этаже так как посчитал, что это неэстетично. Зал стал многоярусным, убранство зала - богатым. Необходимая акустика здания была соблюдена. У Бове была даже весьма оригинальная идея - сделать зеркальный занавес, но воплотить в жизнь такую идею, конечно, нереально, так как такой занавес был бы неимоверно тяжёл.

Второе рождение

Реконструкция театра была завершена к концу 1824 года, в январе 1825 года обновлённое здание театра было торжественно открыто. Состоялось первое представление, в программу которого входил балет «Сандрильона» и специально написанный к открытию театра Алябьевым и Верстовским пролог «Торжество муз». Бове был в центре внимания, зрители приветствовали его бурными аплодисментами в знак благодарности. Новый театр был просто поразителен по своей красоте. Теперь театр получил название «Большой Петровский театр». Все постановки театра шли с неизменным успехом. Теперь ещё более блистательным стал Большой театр.

Метро - самый удобный способ добраться до Большого театра. Ближайшие станции к театру - это станции «Театральная», «Площадь Революции», «Охотный ряд» и «Александровский сад». Какую станцию из них выбрать - зависит от начальной точки маршрута.

И вновь пожар

Весной 1853 года в театре снова случился пожар, он был очень сильным и длился двое суток. Небо настолько заволокло чёрным дымом, что он был виден во всех уголках города. На Театральной площади растаял весь снег. Здание сгорело практически полностью, остались только несущие стены и портик. Огонь уничтожил декорации, костюмы, нотную библиотеку, музыкальные инструменты, среди которых были и редкие экземпляры. В очередной раз пострадал от пожара Большой театр.

Где находится театр, найти несложно, он расположился на Театральной площади и рядом с ним очень много достопримечательностей: Малый драматический театр, Молодёжный театр, театральное училище имени Щепкина, Кабаре «Метрополь», Дом Союзов, Охотный ряд, ЦУМ, напротив театра находится памятник Карлу Марксу.

Восстановительные работы

Архитектором, который занимался возрождением театра к жизни, стал Альберт Кавос, по его проекту построен Мариинский театр в Санкт-Петербурге. К сожалению, об этом архитекторе до наших дней дошло мало информации. Денег на восстановление театра было недостаточно, но работа продвигалась быстро и заняла чуть больше года. Театр был открыт 20 августа 1856 года, теперь уже он носил название "Большой Императорский театр". Премьерным спектаклем восстановленного театра стала опера «Пуритане» итальянского композитора К новому театру отношение сложилось различное. Горожане считали его великолепным и гордились им, что же касается инженеров и архитекторов, то некоторые из них считали, что реконструкция, проведённая Кавосом, слишком отличалась от того, каким театр задумали Михайлов и Бове, особенно это касается фасадов и некоторых интерьеров. Стоит отдать архитектору должное, благодаря его перепланировке зала акустика в Большом театре стала одной из лучших в мире.

В театре шли не только представления, в нём устраивались балы и маскарады. Таким стал Большой театр. Адрес театра - Город площадь, дом 1.

Наши дни

В 20 век театр вступил в изрядно обветшавшем состоянии, с осевшим фундаментом и трещинами на стенах. Но несколько реконструкций, проведённых в театре в 20 веке, одна из которых завершилась совсем недавно (длилась 6 лет), сделали своё дело - и теперь театр блистает всеми своими гранями. В репертуар театра, помимо опер и балетов, входят и оперетты. А также можно совершить экскурсию по театру - посмотреть зал и несколько других весьма интересных помещений. Человеку приезжему, желающему посетить Большой театр, где находится он, возможно, будет проблемно найти, хотя на самом деле он находится в самом центре города и найти его не составит никакого труда, недалеко от него расположилась другая достопримечательность столицы, которая известна всему миру - Красная площадь.

Большой театр в Москве, расположенный в центре столицы, на Театральной площади, является одним из символом России, блестящего мастерства ее артистов. Его талантливые исполнители: вокалисты и артисты балета, композиторы и дирижеры, балетмейстеры известны во всем мире. Более 800 произведений было поставлено на его сцене. Это и первые русские оперы и оперы таких знаменитостей как Верди и Вагнер, Беллини и Доницетти, Берлиоз и Равель и других композиторов. Здесь прошли мировые премьеры опер Чайковского и Рахманинова, Прокофьева и Аренского. Здесь дирижировал великий Рахманинов.

Большой театр в Москве – история

В марте 1736 года губернский прокурор, князь Петр Васильевич Урусов начал строительство театрального здания на правом берегу реки Неглинки, на углу Петровки. Тогда он и стал называться Петровским. Но строительство Петру Урусову завершить не удалось. Здание сгорело. После пожара завершил постройку театрального здания его компаньон, английский предприниматель Майкл Медокс. Это был первый профессиональный театр. В его репертуаре были драматические, оперные и балетные спектакли. В оперных спектаклях принимали участие и певцы и драматические актеры. Петровский театр был открыт 30 декабря 1780 года. В этот день был показан балет-пантомима «Волшебная лавка» в постановке Я. Парадиза. Особой популярностью у зрителей пользовались балеты с национальным колоритом, такие как Деревенская простота, Цыганский балет и Взятие Очакова. В основном, балетная труппа формировалась воспитанниками балетной школы московского Воспитательного дома и крепостными актерами труппы Е. Головкиной. Это здание прослужило 25 лет. В пожаре 1805 года оно погибло. Новое здание, построенное под руководством К. Росси на Арбатской площади, также сгорело в 1812 году.

По проекту А. Михайлова в 1821-1825 гг. строится новое театральное здание на прежнем месте. Руководил строительством архитектор О. Бове. По своим размерам оно было значительно увеличено. Поэтому в то время оно и получает название Большой театр. 6 января 1825 года здесь было дано представление «Торжество муз». После пожара в марте 1853 года здание восстанавливали три года. Работой руководил архитектор А. Кавос. Как писали современники, вид здания «пленял глаз соразмерностью частей, в которых легкость соединялась с величием». Таким оно и дошло до наших дней. В 1937 и в 1976 гг. театр был награжден орденом Ленина. Во время Великой Отечественной войны он был эвакуирован в город Куйбышев. 29 ноября 2002 года премьерой оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» открылась Новая сцена.

Большой театр – архитектура

Здание, которым мы можем сейчас любоваться, является одним из лучших образцов русской классической архитектуры. Построено оно в 1856 году под руководством архитектора Альберта Кавоса. В ходе восстановления после пожара здание было полностью перестроено и украшено белокаменным портиком с восемью колоннами. Архитектор заменил четырехскатное покрытие двускатным с фронтонами, повторив по главному фасаду форму фронтона портика и убрав арочную нишу. Ионический ордер портика был заменен сложным. Были изменены все детали наружной отделки. Некоторые архитекторы считают, что изменения Кавоса снизили художественные достоинства первоначально созданного здания. Венчает здание известная на весь мир бронзовая квадрига Аполлона работы Петра Клодта. Мы видим двухколёсную колесницу с четырьмя запряжёнными конями, скачущими по небу и бога Аполлона, управляющего ими. На фронтоне здания был установлен гипсовый двуглавый орёл - государственный герб России. На плафоне зрительного зала помещены девять муз с Аполлоном во главе. Благодаря творчеству Альберта Кавоса, здание прекрасно вписывается в окружающие его архитектурные строения.

Пять ярусов зрительного зала вмещают более 2100 зрителей. По своим акустическим свойствам он считается одним из лучших в мире. Длина зала от оркестра до задней стены - 25 метров, ширина - 26,3 метра, высота - 21 метр. Портал сцены составляет 20,5 на 17,8 метров, глубина сцены - 23,5 метра. Это одно из прекрасных архитектурных сооружений столицы. Его называли «чертогом из солнечных лучей, золота, пурпура и снега». В здании также проводятся важные государственные и общественные торжества.

Реконструкция Большого театра

В 2005 году началась реконструкция театра и после 6 лет колоссальной работы 28 октября 2011 года прошло открытие главной сцены страны. Площадь Большого театра увеличилась в два раза и составила 80 тысяч квадратных метров, появилась подземная часть и была восстановлена уникальная акустика зала. Сцена сейчас имеет объем шестиэтажного дома, все процессы в котором компьютеризированы. Восстановлены росписи в Белом фойе. Жаккардовые ткани и гобелены в Круглом зале и Императорском фойе реставрировали в течение 5 лет вручную, восстанавливая каждый сантиметр. 156 мастеров со всей России занимались золочением интерьеров толщиной 5 микронов площадью в 981 квадратный метр, на что ушло 4,5 кг золота.

Появилось 17 лифтов с кнопками этажей от 10-го до 4-го и дополнительно 2 расположенных ниже этажа заняты механикой. Зрительный зал вмещает 1768 человек, до реконструкции – 2100. Театральный буфет переехал на 4 этаж и это единственное помещение, где окна расположены по обеим сторонам. Интересно то, что плитка в центральном фойе сделана на том же заводе, что и в 19 веке. Особенно красива люстра диаметром более 6 метров с позолоченными подвесками. На новом занавесе расшиты двуглавый орел и слово Россия.

Современный Большой театр включает в себя оперную и балетную труппы, сценно-духовой оркестр и оркестр Большого театра. Имена оперной и балетной школы – это достояние всей России и всего театрального мира. Более 80 артистов удостоены звания Народных артистов СССР в советский период. Звание Героя Социалистического труда получили восемь мастеров сцены - И. Архипова и Ю. Григорович, И. Козловский и Е. Нестеренко, Е. Светланов, а также известные всему миру балерины – Г. Уланова, М. Плисецкая и М.Семёнова. Многие артисты являются народными артистами Российской Федерации.

Большой театр в Москве представляет одну из главных мировых театральных сцен. Он сыграл выдающуюся роль в формировании русской музыкально-сценической школы и в становлении русского национального искусства, в том числе прославленного русского балета.

БОЛЬШО́Й ТЕА́ТР России государственный академический (ГАБТ), один из старейших театров страны (Москва). С 1919 академический. История Большого театра восходит к 1776, когда князь П. В. Урусов получил правительственную привилегию «быть содержателем всех театральных в Москве представлений» с обязательством построить каменный театр, «чтобы городу он мог служить украшением, и сверх того, дом для публичных маскарадов, комедий и опер комических». В том же году Урусов привлёк к участию в расходах выходца из Англии М. Медокса. Спектакли шли в Оперном доме на Знаменке, находившемся во владении графа Р. И. Воронцова (в летнее время – в «воксале» во владении графа А. С. Строганова «под Андрониковым монастырём»). Оперные, балетные и драматические спектакли осуществлялись силами актёров и музыкантов, вышедших из театральной труппы Московского университета, крепостных трупп Н. С. Титова и П. В. Урусова.

После того, как в 1780 Оперный дом сгорел, в том же году на улице Петровке за 5 мес возведено театральное здание в стиле екатерининского классицизма – Петровский театр (архитектор Х. Розберг; см. Медокса театр ). С 1789 он находился в ведении Опекунского совета. В 1805 здание Петровского театра сгорело. В 1806 труппа перешла в ведение Дирекции московских императорских театров, продолжала выступать в разных помещениях. В 1816 принят проект перестройки Театральной площади архитектора О. И. Бове ; в 1821 императором Александром I утверждён проект нового театрального здания архитектора А. А. Михайлова. Т. н. Большой Петровский театр в стиле ампир построен Бове по этому проекту (с некоторыми изменениями и с использованием фундамента Петровского театра); открыт в 1825. В прямоугольный объём здания был вписан подковообразный зрительный зал, сценическое помещение по площади равнялось залу и имело большие кулуары. Главный фасад был акцентирован монументальным 8-колонным ионическим портиком с треугольным фронтоном, увенчанным скульптурной алебастровой группой «Квадрига Аполлона» (размещена на фоне полуциркульной ниши). Сооружение стало главной композиционной доминантой ансамбля Театральной площади.

После пожара 1853 Большой театр восстанавливался по проекту архитектора А. К. Кавоса (с заменой скульптурной группы работой в бронзе П. К. Клодта ), строительство завершено в 1856. Реконструкция значительно изменила его внешний облик, но сохранила планировку; архитектура Большого театра приобрела черты эклектизма . В таком виде он сохранился до 2005, за исключением небольших внутренних и внешних перестроек (зрительный зал вмещает св. 2000 чел.). В 1924–59 работал филиал Большого театра (в помещении бывшей Оперы С. И. Зимина на Большой Дмитровке). В 1920 в бывшем императорском фойе театра открылся концертный зал – т. н. Бетховенский (в 2012 ему возвращено историческое название «Императорское фойе»). В годы Великой Отечественной войны часть коллектива Большого театра находилась в эвакуации в Куйбышеве (1941–43), часть давала спектакли в помещении филиала. В 1961–89 некоторые спектакли Большого театра проходили на сцене Кремлёвского дворца съездов. Во время реконструкции основного здания театра (2005–11) спектакли шли только на Новой сцене в специально построенном здании (по проекту архитектора А. В. Маслова; функционирует с 2002). Основная (т. н. Историческая) сцена Большого театра открыта в 2011, с этого времени спектакли идут на двух сценах. В 2012 начались концерты в новом Бетховенском зале.

Значительную роль в истории Большого театра сыграла деятельность директоров императорских театров – И. А. Всеволожского (1881–99), князя С. М. Волконского (1899–1901), В. А. Теляковского (1901–17). В 1882 проведена реорганизация императорских театров, в Большом театре появились должности главного дирижёра (капельмейстера; им стал И. К. Альтани , 1882–1906), главного режиссёра (А. И. Барцал , 1882–1903) и главного хормейстера (У. И. Авранек , 1882–1929). Оформление спектаклей усложнялось и постепенно выходило за рамки простого украшения сцены; в качестве главного машиниста и декоратора прославился К. Ф. Вальц (1861–1910).

В дальнейшем музыкальными руководителями были: главные дирижёры – В. И. Сук (1906–33), А. Ф. Арендс (главный дирижёр балета, 1900–24), С. А. Самосуд (1936–43), А. М. Пазовский (1943–48), Н. С. Голованов (1948–53), А. Ш. Мелик-Пашаев (1953–63), Е. Ф. Светланов (1963–65), Г. Н. Рождественский (1965–70), Ю. И. Симонов (1970–85), А. Н. Лазарев (1987–95), художественный руководитель оркестра П. Феранец (1995–98), музыкальный руководитель Большого театра , художественный руководитель оркестра М. Ф. Эрмлер (1998–2000), художественный руководитель Г. Н. Рождественский (2000–01), музыкальный руководитель и главный дирижёр А. А. Ведерников (2001–09), музыкальный руководитель Л. А. Десятников (2009–10), музыкальные руководители и главные дирижёры – В. С. Синайский (2010–13), Т. Т. Сохиев (с 2014).

Главные режиссёры: В. А. Лосский (1920–28), Н. В. Смолич (1930–36), Б. А. Мордвинов (1936–40), Л. В. Баратов (1944–49), И. М. Туманов (1964–70), Б. А. Покровский (1952, 1955 – 63, 1970–82); руководитель режиссёрской группы Г. П. Ансимов (1995–2000).

Главные хормейстеры: В. П. Степанов (1926–36), М. А. Купер (1936–44), М. Г. Шорин (1944–58), А. В. Рыбнов (1958–88), С. М. Лыков (1988–95; в 1995–2003 художественный руководитель хора), В. В. Борисов (с 2003).

Главные художники: М. И. Курилко (1925–27), Ф. Ф. Федоровский (1927–29, 1947–53), В. В. Дмитриев (1930–41), П. В. Вильямс (1941–47), В. Ф. Рындин (1953–70), Н. Н. Золотарёв (1971–88), В. Я. Левенталь (1988–95), С. М. Бархин (1995–2000; также художественный руководитель, сценограф); руководитель службы художников – А. Ю. Пикалова (с 2000).

Художественный руководитель театра в 1995–2000 – В. В. Васильев . Генеральные директора – А. Г. Иксанов (2000– 13), В. Г. Урин (с 2013).

Художественные руководители оперной труппы: Б. А. Руденко (1995–99), В. П. Андропов (2000–02), М. Ф. Касрашвили (в 2002–14 возглавляла творческие коллективы оперной труппы ), Л. В. Таликова (с 2014, заведующая оперной труппой).

Опера в Большом театре

В 1779 на сцене Оперного дома на Знаменке появилась одна из первых русских опер «Мельник – колдун, обманщик и сват» (текст А. О. Аблесимова, музыка М. М. Соколовского). В Петровском театре поставлены аллегорический пролог «Странники» (текст Аблесимова, музыка Е. И. Фомина), исполненный в день открытия 30.12.1780 (10.1.1781), оперные спектакли «Несчастье от кареты» (1780), «Скупой» (1782), «Санкт-Петербургский гостиный двор» (1783) В. А. Пашкевича. Влияние на развитие оперного театра оказали гастроли итальянской (1780–82) и французской (1784–1785) трупп. В труппе Петровского театра состояли актёры и певцы Е. С. Сандунова , М. С. Синявская, А. Г. Ожогин, П. А. Плавильщиков, Я. Е. Шушерин и др. Большой Петровский театр открылся 6(18).1.1825 прологом «Торжество муз» А. А. Алябьева и А. Н. Верстовского. В оперном репертуаре с этого времени всё большее место занимали произведения отечественных авторов, главным образом оперы-водевили. Св. 30 лет работа оперной труппы была связана с деятельностью А. Н. Верстовского – инспектора Дирекции императорских театров и композитора, автора опер «Пан Твардовский» (1828), «Вадим, или Пробуждение 12 спящих дев» (1832), «Аскольдова могила» (1835), «Тоска по родине» (1839). В 1840-х гг. поставлены русские классические оперы «Жизнь за царя» (1842) и «Руслан и Людмила» (1846) М. И. Глинки. В 1856 вновь отстроенный Большой театр открылся оперой В. Беллини «Пуритане» в исполнении итальянской труппы. 1860-е гг. отмечены усилением западноевропейского влияния (новая Дирекция императорских театров благоволила к итальянской опере и музыкантам-иностранцам). Из отечественных опер поставлены «Юдифь» (1865) и «Рогнеда» (1868) А. Н. Серова, «Русалка» А. С. Даргомыжского (1859, 1865), с 1869 шли оперы П. И. Чайковского. Подъём русской музыкальной культуры в Большом театре связан с первой постановкой на большой оперной сцене «Евгения Онегина» (1881), а также других произведений Чайковского, опер петербургских композиторов – Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского. Одновременно ставились лучшие произведения зарубежных композиторов – В. А. Моцарта, Дж. Верди, Ш. Гуно, Ж. Бизе, Р. Вагнера. Среди певцов кон. 19 – нач. 20 вв.: М. Г. Гукова, Е. П. Кадмина, Н. В. Салина , А. И. Барцал, И. В. Грызунов, В. Р. Петров , П. А. Хохлов. Этапной для театра стала дирижёрская деятельность С. В. Рахманинова (1904–06). Расцвет Большого театра в 1901–17 во многом связан с именами Ф. И. Шаляпина , Л. В. Собинова и А. В. Неждановой , К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко , К. А. Коровина и А. Я. Головина .

В 1906–33 фактическим главой Большого театра был В. И. Сук, продолживший работу над русской и зарубежной оперной классикой совместно с режиссёрами В. А. Лосским («Аида» Дж. Верди, 1922; «Лоэнгрин» Р. Вагнера, 1923; «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, 1927) и Л. В. Баратовым, художником Ф. Ф. Федоровским. В 1920–30-е гг. спектаклями дирижировали Н. С. Голованов, А. Ш. Мелик-Пашаев, А. М. Пазовский, С. А. Самосуд, Б. Э. Хайкин , на сцене пели В. В. Барсова , К. Г. Держинская , Е. Д. Кругликова, М. П. Максакова , Н. А. Обухова , Е. А. Степанова, А. И. Батурин, И. С. Козловский , С. Я. Лемешев , М. Д. Михайлов , П. М. Норцов, А. С. Пирогов. Состоялись премьеры советских опер: «Декабристы» В. А. Золотарёва (1925), «Сын солнца» С. Н. Василенко и «Тупейный художник» И. П. Шишова (обе 1929), «Алмаст» А. А. Спендиарова (1930); в 1935 поставлена опера «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Д. Шостаковича. В кон. 1940 поставлена «Валькирия» Вагнера (режиссёр С. М. Эйзенштейн ). Последняя предвоенная постановка – «Хованщина» Мусоргского (13.2.1941). В 1918–22 в Большом театре функционировала Оперная студия под руководством К. С. Станиславского .

В сентябре 1943 Большой театр открыл сезон в Москве оперой «Иван Сусанин» М. И. Глинки. В 1940–50-е гг. ставился русский и европейский классический репертуар, а также оперы композиторов стран Восточной Европы – Б. Сметаны, С. Монюшко, Л. Яначека, Ф. Эркеля. С 1943 с театром связано имя режиссёра Б. А. Покровского, более 50 лет определявшего художественный уровень оперных спектаклей; эталонными считаются его постановки опер «Война и мир» (1959), «Семён Котко» (1970) и «Игрок» (1974) С. С. Прокофьева, «Руслан и Людмила» Глинки (1972), «Отелло» Дж. Верди (1978). В целом для оперного репертуара 1970-х – нач. 1980-х гг. характерно стилевое многообразие: от опер 18 в. («Юлий Цезарь» Г. Ф. Генделя, 1979; «Ифигения в Авлиде» К. В. Глюка, 1983), оперной классики 19 в. («Золото Рейна» Р. Вагнера, 1979) до советской оперы («Мёртвые души» Р. К. Щедрина, 1977; «Обручение в монастыре» Прокофьева, 1982). В лучших спектаклях 1950–70-х гг. пели И. К. Архипова , Г. П. Вишневская , М. Ф. Касрашвили, Т. А. Милашкина , Е. В. Образцова , Б. А. Руденко, Т. И. Синявская , В. А. Атлантов , А. А. Ведерников , А. Ф. Кривченя , С. Я. Лемешев, П. Г. Лисициан , Ю. А. Мазурок , Е. Е. Нестеренко , А. П. Огнивцев , И. И. Петров , М. О. Рейзен , З. Л. Соткилава , А. А. Эйзен , дирижировали Е. Ф. Светланов, Г. Н. Рождественский, К. А. Симеонов и др. С исключением должности главного режиссёра (1982) и уходом из театра Ю. И. Симонова начался период нестабильности; до 1988 осуществлено всего несколько оперных постановок: «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (режиссёр Р. И. Тихомиров) и «Сказка о царе Салтане» (режиссёр Г. П. Ансимов) Н. А. Римского-Корсакова, «Вертер» Ж. Массне (режиссёр Е. В. Образцова), «Мазепа» П. И. Чайковского (режиссёр С. Ф. Бондарчук ).

С кон. 1980-х гг. оперную репертуарную политику определяла ориентация на редко исполняемые произведения: «Прекрасная мельничиха» Дж. Паизиелло (1986, дирижёр В. Е. Вайс, режиссёр Г. М. Геловани), оперы Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок» (1988, дирижёр Е. Ф. Светланов, режиссёр Г. П. Ансимов), «Млада» (1988, впервые на этой сцене; дирижёр А. Н. Лазарев, режиссёр Б. А. Покровский), «Ночь перед Рождеством» (1990, дирижёр Лазарев, режиссёр А. Б. Титель ), «Орлеанская дева» Чайковского (1990, впервые на этой сцене; дирижёр Лазарев, режиссёр Покровский), «Алеко» и «Скупой рыцарь» С. В. Рахманинова (обе 1994, дирижёр Лазарев, режиссёр Н. И. Кузнецов). Среди постановок – опера «Князь Игорь» А. П. Бородина (редакция Е. М. Левашёва; 1992, совместная постановка с театром «Карло Феличе» в Генуе; дирижёр Лазарев, режиссёр Покровский). В эти годы начался массовый отъезд певцов за рубеж, что (при отсутствии должности главного режиссёра) привело к снижению качества спектаклей.

В 1995–2000 основа репертуара – русские оперы 19 в., среди постановок: «Иван Сусанин» М. И. Глинки (возобновление постановки Л. В. Баратова 1945, режиссёр В. Г. Милков), «Иоланта» П. И. Чайковского (режиссёр Г. П. Ансимов; обе 1997), «Франческа да Римини» С. В. Рахманинова (1998, дирижёр А. Н. Чистяков, режиссёр Б. А. Покровский). С 1995 зарубежные оперы в Большом театре исполняются на языке оригинала. По инициативе Б. А. Руденко состоялось концертное исполнение опер «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти (дирижёр П. Феранец) и «Норма» В. Беллини (дирижёр Чистяков; обе 1998). Среди других опер: «Хованщина» М. П. Мусоргского (1995, дирижёр М. Л. Ростропович, режиссёр Б. А. Покровский), «Игроки» Д. Д. Шостаковича (1996, концертное исполнение, впервые на этой сцене, дирижёр Чистяков), наиболее удачная постановка этих лет – «Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева (1997, режиссёр П. Устинов ).

В 2001 впервые в Большом театре поставлена опера «Набукко» Дж. Верди (дирижёр М. Ф. Эрмлер, режиссёр М. С. Кисляров), под руководством Г. Н. Рождественского состоялась премьера 1-й редакции оперы «Игрок» С. С. Прокофьева (режиссёр А. Б. Титель). Основы репертуарной и кадровой политики (с 2001): антрепризный принцип работы над спектаклем, приглашение исполнителей на контрактной основе (при постепенном сокращении основной труппы), прокат зарубежных спектаклей («Сила судьбы» Дж. Верди, 2001, аренда постановки театра «Сан-Карло», Неаполь); «Адриенна Лекуврёр» Ф. Чилеа (2002, впервые на этой сцене, в сценической версии театра «Ла Скала»), «Фальстаф» Верди (2005, аренда спектакля театра «Ла Скала», режиссёр Дж. Стрелер ). Из отечественных опер поставлены «Руслан и Людмила» М. И. Глинки (с участием «исторических» инструментов в оркестре, дирижёр А. А. Ведерников, режиссёр В. М. Крамер; 2003), «Огненный ангел» С. С. Прокофьева (2004, впервые в Большом театре; дирижёр Ведерников, режиссёр Ф. Замбелло).

В 2002 открыта Новая сцена, первый спектакль – «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова (дирижёр Н. Г. Алексеев, режиссёр Д. В. Белов). Среди постановок: «Похождения повесы» И. Ф. Стравинского (2003, впервые в Большом театре; дирижёр А. В. Титов, режиссёр Д. Ф. Черняков), «Летучий Голландец» Р. Вагнера в 1-й редакции (2004, совместно с Баварской государственной оперой ; дирижёр А. А. Ведерников, режиссёр П. Конвичный). Тонкое минималистское сценическое решение отличало постановку оперы «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини (2005, режиссёр и художник Р. Уилсон ). Огромный опыт дирижёрской работы над музыкой П. И. Чайковского принёс М. В. Плетнёв в постановку «Пиковой дамы» (2007, режиссёр В. В. Фокин). К постановке «Бориса Годунова» М. П. Мусоргского в редакции Д. Д. Шостаковича (2007) был приглашён режиссёр А. Н. Сокуров , для которого это был первый опыт работы в оперном театре. Среди постановок этих лет – оперы «Макбет» Дж. Верди (2003, дирижёр М. Панни, режиссёр Э. Некрошюс ), «Дети Розенталя» Л. А. Десятникова (2005, мировая премьера; дирижёр Ведерников, режиссёр Некрошюс), «Евгений Онегин» Чайковского (2006, дирижёр Ведерников, режиссёр Черняков), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова (2008, совместно с театром «Лирико» г. Кальяри, Италия; дирижёр Ведерников, режиссёр Некрошюс), «Воццек» А. Берга (2009, впервые в Москве; дирижёр Т. Курентзис , режиссёр и художник Черняков).

С 2009 в Большом театре начала работать Молодёжная оперная программа, участники которой стажируются в течение 2 лет и принимают участие в спектаклях театра. С 2010 во всех постановках обязательно присутствуют зарубежные постановщики и исполнители. В 2010 поставлены оперетта «Летучая мышь» И. Штрауса (впервые на этой сцене), опера «Дон Жуан» В. А. Моцарта (совместно с Международным фестивалем в Экс-ан-Провансе, театром «Реал» в Мадриде и Канадским оперным театром в Торонто; дирижёр Курентзис, режиссёр и художник Черняков), в 2011 – опера «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова (дирижёр В. С. Синайский, режиссёр К. С. Серебренников).

Первая постановка на Основной (Исторической) сцене, открытой после реконструкции в 2011, – «Руслан и Людмила» М. И. Глинки (дирижёр В. М. Юровский , режиссёр и художник Д. Ф. Черняков) – из-за шокирующего сценического решения оперы сопровождалась скандалом. В «противовес» ей в том же году возобновлена постановка «Бориса Годунова» М. П. Мусоргского в редакции Н. А. Римского-Корсакова (1948, режиссёр Л.В. Баратов). В 2012 осуществлена первая в Москве постановка оперы «Кавалер розы» Р. Штрауса (дирижёр В. С. Синайский, режиссёр С. Лоулесс), первое в Большом театре сценическое исполнение оперы «Дитя и волшебство» М. Равеля (дирижёр А. А. Соловьев, режиссёр и художник Э. Макдональд), вновь поставлен «Князь Игорь» А. П. Бородина (в новой редакции П. В. Карманова, консультант В. И. Мартынов , дирижёр Синайски, режиссёр Ю . П. Любимов ), а также «Чародейка» П. И. Чайковского, «Сомнамбула» В. Беллини и др. В 2013 осуществлена постановка оперы «Дон Карлос» Дж. Верди (дирижёр Р. Тревиньо, режиссёр Э. Ноубл), в 2014 – «Царская невеста» Римского-Корсакова (дирижёр Г. Н. Рождественский, поставлена по мотивам сценографии Ф. Ф. Федоровского, 1955), «Орлеанская дева» П. И. Чайковского (концертное исполнение, дирижёр Т. Т. Сохиев), впервые в Большом театре – «История Кая и Герды» С. П. Баневича. В числе постановок последних лет – «Роделинда» Г. Ф. Генделя (2015, впервые в Москве, совместно с Английской национальной оперой ; дирижёр К. Мулдс, режиссёр Р. Джонс), «Манон Леско» Дж. Пуччини (впервые в Большом театре; дирижёр Я. Биньямини, режиссёр А. Я. Шапиро), «Билли Бадд» Б. Бриттена (впервые в Большом театре совместно с Английской национальной оперой и Немецкой оперой в Берлине ; дирижёр У. Лейси, режиссёр Д. Олден; обе 2016).

Балет Большого театра

В 1784 в труппу Петровского театра вошли ученики балетного класса, открытого в 1773 в Воспитательном доме. Первыми хореографами были итальянцы и французы (Л. Парадиз, Ф. и К. Морелли, П. Пинюччи, Дж. Соломони ). Репертуар включал их собственные постановки и перенесённые спектакли Ж. Ж. Новерра , жанровые комедийные балеты.

В развитии балетного искусства Большого театра 1-й трети 19 в. наибольшее значение имела деятельность А. П. Глушковского , возглавлявшего балетную труппу в 1812–39. Он ставил спектакли различных жанров, в т. ч. на сюжеты А. С. Пушкина («Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника» Ф. Е. Шольца, 1821; «Чёрная шаль, или Наказанная неверность» на сборную музыку, 1831), а также перенёс на московскую сцену многие петербургские работы Ш. Л. Дидло . Романтизм утвердился на сцене Большого театра благодаря хореографу Ф. Гюллень-Сор , работавшей здесь в 1823–39 и перенёсшей из Парижа ряд балетов («Сильфида» Ж. Шнейцхоффера, хореография Ф. Тальони, 1837, и др.). Среди её учеников и наиболее известных исполнителей: Е. А. Санковская , Т. И. Глушковская, Д. С. Лопухина, А. И. Воронина-Иванова, И. Н. Никитин. Особое значение имели выступления в 1850 австрийской танцовщицы Ф. Эльслер , благодаря которой в репертуар вошли балеты Ж. Ж. Перро («Эсмеральда» Ч. Пуньи, и др.).

С сер. 19 в. романтические балеты стали терять своё значение, несмотря на то что в труппе сохранялись тяготевшие к ним артисты: П. П. Лебедева, О. Н. Николаева, в 1870-х гг. – А. И. Собещанская. На протяжении 1860–90-х гг. в Большом театре сменилось несколько балетмейстеров, руководивших труппой или ставивших отдельные спектакли. В 1861–63 в нём работал К. Блазис , получивший известность лишь как педагог. Наиболее репертуарными в 1860-х гг. были балеты А. Сен-Леона , перенёсшего из Санкт-Петербурга спектакль «Конёк-Горбунок» Ч. Пуньи (1866). Значительное достижение театра – балет «Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса, поставленный М. И. Петипа в 1869. В 1867–69 осуществил несколько постановок С. П. Соколов («Папоротник, или Ночь на Ивана Купалу» Ю. Г. Гербера, и др.). В 1877 приехавший из Германии известный балетмейстер В. Рейзингер стал постановщиком 1-й (малоудачной) редакции «Лебединого озера» П. И. Чайковского. В 1880–90-х гг. хореографами в Большом театре были Й. Хансен, Х. Мендес, А. Н. Богданов, И. Н. Хлюстин . К кон. 19 в., несмотря на наличие в труппе сильных танцовщиков (Л. Н. Гейтен, Л. А. Рославлева, Н. Ф. Манохин, Н. П. Домашёв), балет Большого театра переживал кризис: Москва не видела балетов П. И. Чайковского (только в 1899 балет «Спящая красавица» был перенесён в Большой театр А. А. Горским), лучших постановок Петипа и Л. И. Иванова . Ставился даже вопрос о ликвидации труппы, в 1882 сокращённой вдвое. Причиной этого были отчасти малое внимание Дирекции императорских театров к труппе (считавшейся тогда провинциальной), неталантливые руководители, игнорировавшие традиции московского балета, обновление которого стало возможным в эпоху реформ в русском искусстве нач. 20 в.

В 1902 балетную труппу возглавил А. А. Горский. Его деятельность способствовала возрождению и расцвету балета Большого театра. Хореограф стремился наполнить балет драматическим содержанием, добивался логики и стройности действия, точности национального колорита, исторической достоверности. Свою балетмейстерскую работу в Москве Горский начал с переработок чужих балетов [«Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса (по мотивам петербургской постановки М. И. Петипа), 1900; «Лебединое озеро» (по петербургскому спектаклю Петипа и Л. И. Иванова, 1901]. В этих постановках во многом сохранялись структурные формы академического балета (вариации, малые ансамбли, кордебалетные номера), а в «Лебедином озере» – и петербургская хореография. Наиболее полное воплощение идеи Горского получили в мимодраме «Дочь Гудулы» А. Ю. Симона (1902). Лучшими оригинальными постановками Горского стали «Саламбо» А. Ф. Арендса (1910), «Любовь быстра!» на музыку Э. Грига (1913). Большое значение имели также переделки классических балетов. Однако находки в области режиссуры и характерного танца, новаторские рисунки массовых номеров, нарушавшие традиционную симметрию, порой сопровождались в них неоправданным умалением прав классического танца, немотивированными изменениями хореографии предшественников, эклектическим сочетанием приёмов, идущих от различных художественных течений первых десятилетий 20 в. Единомышленниками Горского были ведущие танцовщики театра М. М. Мордкин , В. А. Каралли , А. М. Балашова, С. В. Фёдорова, мастера пантомимы В. А. Рябцев, И. Е. Сидоров. С ним работали также Е. В. Гельцер и В. Д. Тихомиров , танцовщики А. Е. Волинин, Л. Л. Новиков, но в целом Горский не стремился к тесному сотрудничеству с артистами академического направления. К концу его творческой деятельности труппа Большого театра, последовательно перестраивавшаяся под его влиянием, во многом утратила навыки исполнения больших спектаклей старого репертуара.

В 1920–30-х гг. наметилась тенденция возвращения к классике. Руководство балетом в это время фактически (а с 1925 по должности) осуществлял В. Д. Тихомиров. Он вернул хореографию М. И. Петипа в 3-й акт «Баядерки» Л. Ф. Минкуса (1923), возобновил в собственных редакциях, приближенных к классическим петербургским, балеты «Спящая красавица» (1924), «Эсмеральда» (1926, новая музыкальная редакция Р. М. Глиэра).

1920-е гг. в России – время поисков новых форм во всех видах искусства, в т. ч. и в танцевальном. Однако хореографы-новаторы редко допускались в Большой театр. В 1925 К. Я. Голейзовский поставил на сцене филиала театра балет «Иосиф Прекрасный» С. Н. Василенко, содержавший немало новшеств в отборе и сочетании танцевальных движений и построении групп, с конструктивистским оформлением Б. Р. Эрдмана . Официально признанным достижением считалась постановка В. Д. Тихомирова и Л. А. Лащилина «Красный мак» на музыку Р. М. Глиэра (1927), где злободневное содержание было облечено в традиционную форму (балетный «сон», каноническое па-де-де, элементы феерии). Традиции творчества А. А. Горского продолжил в это время И. А. Моисеев , поставивший балеты В. А. Оранского «Футболист» (1930, совместно с Лащилиным) и «Три толстяка» (1935), а также новую версию «Саламбо» А. Ф. Арендса (1932).

С кон. 1920-х гг. роль Большого театра – теперь столичного, «главного» театра страны – возрастает. В 1930-х гг. сюда перевели из Ленинграда балетмейстеров, педагогов и артистов, перенесли лучшие спектакли. М. Т. Семёнова и А. Н. Ермолаев стали ведущими исполнителями наряду с москвичами О. В. Лепешинской , А. М. Мессерером , М. М. Габовичем . В театр и школу пришли ленинградские педагоги Е. П. Гердт , А. М. Монахов, В. А. Семёнов, балетмейстер А. И. Чекрыгин. Это способствовало повышению технического мастерства московского балета, сценической культуры его спектаклей, но в то же время в какой-то мере вело к утрате собственного московского исполнительского стиля и постановочных традиций.

В 1930 – 40-е гг. в репертуар включены балеты «Пламя Парижа» Б. В. Асафьева в хореографии В. И. Вайнонена и шедевры драмбалета – «Бахчисарайский фонтан» Асафьева в хореографии Р. В. Захарова и «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева в хореографии Л. М. Лавровского (перенесён в Москву в 1946, после того как в 1944 в Большой театр перешла Г. С. Уланова ), а также работы балетмейстеров, продолжавших в своём творчестве традиции русского академизма: Вайнонена («Щелкунчик» П. И. Чайковского) Ф. В. Лопухова («Светлый ручей» Д. Д. Шостаковича), В. М. Чабукиани («Лауренсия» А. А. Крейна). В 1944 занявший пост главного балетмейстера Лавровский поставил в Большом театре «Жизель» А. Адана.

Начиная с 1930-х гг. и до сер. 1950-х гг. основной тенденцией развития балета было его сближение с реалистическим драматическим театром. К сер. 1950-х гг. жанр драмбалета изжил себя. Появилась группа молодых хореографов, стремившихся к преобразованиям, возвращению хореографическому спектаклю его специфики, раскрытию образов и конфликтов средствами танца. В 1959 в Большой театр перенесён один из первенцев нового направления – балет «Каменный цветок» С. С. Прокофьева в хореографии Ю. Н. Григоровича и оформлении С. Б. Вирсаладзе (премьера состоялась в 1957 в ленинградском ГАТОБ). В нач . 1960-х гг. Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв поставили в Большом театре одноактные балеты Н. Н. Каретникова («Ванина Ванини», 1962; «Геологи», 1964), И. Ф. Стравинского («Весна священная», 1965).

С кон. 1950-х гг. балетная труппа Большого театра начала регулярно выступать за рубежом, где приобрела широчайшую популярность. Последующие два десятилетия – период расцвета театра , богатого яркими индивидуальностями, демонстрировавшего во всём мире свой постановочный и исполнительский стиль, который ориентировался на широкого и притом интернационального зрителя. Показанные на гастролях постановки повлияли на зарубежные редакции классики, а также на оригинальное творчество европейских балетмейстеров К. Макмиллана , Дж. Кранко и др.

Ю. Н. Григорович, руководивший балетной труппой в 1964–95, начал свою деятельность с переноса «Легенды о любви» А. Д. Меликова (1965), ранее поставленной им в Ленинграде и Новосибирске (оба 1961). В последующие 20 лет появился ряд оригинальных постановок, созданных в сотрудничестве с С. Б. Вирсаладзе: «Щелкунчик» П. И. Чайковского (1966), «Спартак» А. И. Хачатуряна (1968), «Иван Грозный» на музыку С. С. Прокофьева (1975), «Ангара» А. Я. Эшпая (1976), «Ромео и Джульетта» Прокофьева (1979). В 1982 Григорович поставил в Большом театре свой последний оригинальный балет – «Золотой век» Д. Д. Шостаковича. Эти масштабные спектакли с большими массовыми сценами требовали особого стиля исполнения – экспрессивного, героического, подчас высокопарного. Наряду с сочинением собственных спектаклей, Григорович активно занимался редактурой классического наследия. Две его постановки «Спящей красавицы» (1963 и 1973) опирались на оригинал М. И. Петипа. Григоровичем были существенно переосмыслены «Лебединое озеро» Чайковского (1969), «Раймонда» А. К. Глазунова (1984). Постановка «Баядерки» Л. Ф. Минкуса (1991, по редакции ГАТОБ) вернула в репертуар спектакль, долгие годы не шедший на московской сцене. Менее принципиальным изменениям подверглись «Жизель» (1987) и «Корсар» (1994, по осуществлённой в 1992 в Большом театре редакции К. М. , Ю. К. Владимиров , А. Б. Годунов и др. Однако преобладание постановок Григоровича имело и оборотную сторону – привело к однообразию репертуара. Ориентация исключительно на классический танец и в его рамках – на лексику героического плана (большие прыжки и позы адажио, акробатические поддержки) при почти полном исключении из постановок характерных, историко-бытовых, гротескных номеров и пантомимных сцен сузили творческие возможности труппы. В новых постановках и редакциях балетов наследия практически не задействовались характерные танцовщики и мимисты, что закономерно привело к упадку искусства характерного танца и пантомимы. Старые балеты и спектакли др. хореографов исполнялись всё реже, традиционные в прошлом для Москвы комедийные балеты исчезли со сцены Большого театра. За годы руководства Григоровича со сцены были сняты не потерявшие своей художественной ценности постановки Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василёва («Весна священная» И. Ф. Стравинского), В. И. Вайнонена («Пламя Парижа» Б. В. Асафьева), А. Алонсо («Кармен-сюита» Ж. Бизе – Р. К. Щедрина), А.И. Радунского («Конёк-Горбунок» Щедрина), Л. М. Лавровского («Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева), исчезли также составлявшие гордость труппы старомосковские редакции «Лебединого озера» Чайковского и «Дон Кихота» Минкуса. До сер. 1990-х гг. в Большом театре не работали крупные современные балетмейстеры. Отдельные спектакли ставили В. В. Васильев, М. М. Плисецкая, А. Б. Аштона [«Тщетная предосторожность» Ф. (Л. Ф.) Герольда, 2002], Дж. Ноймайера («Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона и Д. Лигети, 2004). Специально для Большого театра сочиняли балеты крупнейшие французские балетмейстеры П. Лакотт («Дочь фараона» Ч. Пуньи, по мотивам спектакля М. И. Петипа, 2000) и Р. Пети («Пиковая дама» на музыку П. И. Чайковского, 2001). Из классики 19–20 вв. в эти годы были восстановлены «Ромео и Джульетта» Л. М. Лавровского, старомосковская редакция «Дон Кихота». Собственные редакции классических спектаклей («Лебединое озеро», 1996; «Жизель», 1997) подготовил В. В. Васильев (художественный руководитель – директор театра в 1995–2000). В сер. 2000-х гг. в репертуаре появились новые постановки балетов С. С. Прокофьева («Ромео и Джульетта» Р. Поклитару и Д. Доннеллана, 2003;«Золушка» Ю. М. Посохова и Ю. О. Борисова, 2006) и Д. Д. Шостаковича («Светлый ручей», 2003; «Болт», 2005; оба – в постановке А. О. Ратманского ), осуществлённые с использованием современных выразительных средств хореографии.

Значительное место в репертуаре первых лет 21 в. занимали работы Ратманского (в 2004–09 художественный руководитель балета Большого театра). Кроме перечисленных выше, он поставил и перенёс на московскую сцену свои спектакли: «Леа» на музыку Л. Бернстайна (2004), «Игра в карты» И. Ф. Стравинского (2005), «Пламя Парижа» Б. В. Асафьева (2008, с использованием фрагментов хореографии В. И. Вайнонена), «Русские сезоны» на музыку Л. А. Десятникова (2008).

С 2007 Большой театр начал работу по восстановлению классических балетов на основе исторических материалов. Особенно активно она велась в 2009–11, когда художественным руководителем труппы был знаток старинной хореографии Ю. П. Бурлака: «Корсар» А. Адана (2007, постановщики А. О. Ратманский и Бурлака по М. И. Петипа), Большое классическое па из балета «Пахита» Л. Ф. Минкуса (2008, постановщик Бурлака по Петипа), «Коппелия» Л. Делиба (2009, постановщик С. Г. Вихарев по Петипа), «Эсмеральда» Ч. Пуньи (2009, постановщики Бурлака и В. М. Медведев по Петипа), «Петрушка» И. Ф. Стравинского (2010, постановщик Вихарев на основе редакции МАЛЕГОТа).

В 2009 в Большой театр на пост балетмейстера вернулся Ю. Н. Григорович, он возобновил несколько своих спектаклей («Ромео и Джульетта», 2010; «Иван Грозный», 2012; «Легенда о любви», 2014; «Золотой век», 2016 ), подготовил новую редакцию «Спящей красавицы» (2011).

С конца 2000-х гг. в области современного репертуара наметился поворот в сторону больших сюжетных спектаклей («Утраченные иллюзии» Л. А. Десятникова в хореографии А. О. Ратманского, 2011; «Онегин» на музыку П. И. Чайковского в хореографии Дж. Кранко, 2013; «Марко Спада, или Дочь бандита» Д. Обера в хореографии П. Лакотта, 2013; «Дама с камелиями» на музыку Ф. Шопена в хореографии Дж. Ноймайера, 2014; «Укрощение строптивой» на музыку Д. Д. Шостаковича в хореографии Ж. К. Майо, 2014; «Герой нашего времени» И. А. Демуцкого в хореографии Ю. М. Посохова, 2015; «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева в хореографии Ратманского, 2017; 2-й (2007) и 1-й (2013) степеней, орденом Святого апостола Андрея Первозванного (2017).

Наравне с Государственной Третьяковской галереей, Государственным Историческим музеем, храмом Христа Спасителя, Московским Кремлем Большой театр является объектом культурного наследия и одной из выдающихся достопримечательностей города Москвы. История создания Большого театра видела и светлые, и темные периоды, периоды расцвета и упадка. С самого своего основания в 1776 году театр подвергался многочисленным реставрациям: пожары были беспощадны к дому искусства.

Начало становления. Театр Меддокса

Отправной точкой в истории становления театра принято считать 1776 год, когда императрица Екатерина II разрешила князю П. В. Урусову заниматься содержанием и развитием театральных представлений. На улице Петровке был построен небольшой театр, названный в честь улицы Петровским. Однако он был уничтожен пожаром еще до своего официального открытия.

П. В. Урусов передает право владения театром своему другу, предпринимателю из Англии - Майклу Меддоксу. Полгода строительства под руководством архитектора Большого театра Христиана Розберга и 130 тысяч серебряных рублей позволили к 1780 году создать театр вместительностью в тысячу человек. В период с 1780 по 1794 было поставлено более 400 представлений. В 1805 году театр Меддокса сгорел, и актерская труппа до 1808 года была вынуждена давать представления в частных театрах. С 1808 по 1812 год деревянный театр, спроектированный К. И. Росси, находился на Он сгорел в период Отечественной войны, в московском пожаре.

Период с 1812 по 1853 год

После пожара 1812 г. к вопросу восстановления театра власти Москвы вернулись только в 1816 году. В организованном конкурсе приняли участие виднейшие архитекторы того времени, среди которых победителем стал А. А. Михайлов. Однако его проект оказался довольно дорогостоящим, поэтому дело перепоручили О. И. Бове - специалисту, входившему в Комиссию о строении Москвы. Архитектор Большого Театра Бове взял за основу план Михайлова, немного его видоизменив. Предполагаемая высота театра была уменьшена на 4 метра до уровня 37 метров, внутренняя отделка также подверглась пересмотру.

Проект был утвержден властями в 1821 году, и спустя 4 года на сцене театра было торжественно представлено произведение «Творчество муз», повествующее о возрождении Большого театра из пепла. В период с 1825 по 1853 год афиши Большого театра приглашали ценителей высокого искусства на комедийные пьесы - водевили («Деревенский философ», «Забавы калифа»). Особенно в то время было популярно оперное творчество: произведения А. Н. Верстовского («Пан Твардовский», «Аскольдова могила»), М. И. Глинки (знаменитые оперы «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила»), а также произведения Моцарта, Бетховена, Россини. В 1853 году театр был вновь объят пламенем и почти полностью выгорел.

Реконструкции второй половины XX-ого века

Здание Большого театра после пожара 1853 г. было сильно повреждено. Конкурс на его реконструкцию выиграл Альберт Катеринович Кавос - выдающийся архитектор, под попечением которого находились Императорские театры. Он увеличил здание в высоту и ширину, переработал внутреннее и внешнее убранство, разбавив классический архитектурный стиль элементами ранней эклектики. Скульптуру Аполлона над входом в театр заменили на бронзовую квадригу (колесницу), созданную Петром Клодтом. На данный момент архитектурным стилем Большого театра в Москве принято считать неоклассицизм.

В 1890 гг. здание театра вновь нуждалось в ремонте: выяснилось, что его фундамент находился на еле держащихся деревянных сваях. Также театр остро нуждался в электрификации. Согласно проекту архитекторов Большого театра - И. И. Рерберга и К. В. Терского, полусгнившие деревянные сваи были заменены новыми уже к 1898 году. Это на время замедлило осадку здания.

С 1919 по 1922 год в Москве велись споры о возможности закрытия Большого театра. Этого, однако, не случилось. В 1921 году была проведена масштабная проверка конструкций и всего здания театра. Она выявила крупные проблемы у одной из стен зрительного зала. В этом же году начались реставрационные работы под руководством архитектора Большого театра того времени - И. И. Рерберга. Был укреплен фундамент здания, что позволило прекратить его осадку.

На время Великой Отечественной войны, в период с 1941 по 1943 год, здание Большого театра пустовало и было закрыто защитной маскировкой. Вся актерская труппа была переведена в Куйбышев (современная Самара), где под помещение театра был выделен жилой дом, расположенный на Некрасовской улице. После завершения войны в здании театра в Москве проводилась реконструкция: внутреннее убранство пополнилось роскошным и чрезвычайно дорогим занавесом, сделанным из парчи. Он долгое время служил главной изюминкой исторической сцены.

Реконструкции 2000-х годов

Начало 2000-х годов отметилось для Большого театра историческим событием: в здании появилась Новая сцена, созданная по последнему слову техники, с комфортабельными креслами и продуманной акустикой. На ней ставился весь репертуар Большого театра. Новая сцена начала работать в 2002 году, ее открытие сопровождалось оперой «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова.

В 2005 году началась грандиозная реконструкция Исторической сцены, которая длилась вплоть до 2011 года, несмотря на изначальные расчеты закончить работы еще в 2008 году. Последним представлением на Исторической сцене перед ее закрытием стала опера М. П. Мусоргского «Борис Годунов». За время реставрации техникам удалось компьютеризировать все процессы в здании театра, а восстановление внутреннего убранства потребовало порядка 5 кг золота и кропотливой работы сотен лучших реставраторов России. Однако основные черты и характерные особенности внешней и внутренней отделки архитекторами Большого театра были сохранены. Здание по площади было увеличено в два раза, что в итоге составило 80 тыс. м 2 .

Новая сцена Большого театра

В 2002 году, 29 ноября, спустя 7 лет строительства, была торжественно открыта Новая сцена. Она менее роскошна и помпезна, чем Историческая сцена, однако на ней все равно ставится большая часть репертуара. На афишах Большого театра, зазывающих зрителей на Новую сцену, можно увидеть отрывки из различных балетов и опер. Особенно популярны балетные постановки Д. Шостаковича: «Светлый ручей» и «Болт». Оперные постановки представлены творчеством П. Чайковского («Евгений Онегин», «Пиковая дама») и Н. Римского-Корсакова («Золотой петушок», «Снегурочка»). Цена билетов на Новую сцену, в отличие от Исторической, как правило, ниже - от 750 до 4000 рублей.

Историческая сцена Большого театра

Историческая сцена по праву считается гордостью Большого театра. Зрительный зал, включающий в себя 5 ярусов, вмещает порядка 2100 человек. Площадь сцены составляет около 360 м 2 . На Исторической сцене проводятся наиболее знаменитые постановки оперы и балета: «Борис Годунов», «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Кандид» и другие. Приобрести билет, однако, может позволить себе далеко не каждый. Обычно минимальная цена на билет составляет 4000 рублей, максимальная же может доходить до 35000 рублей и выше.

Общий вывод

Большой театр в Москве является достоянием и одной из главных достопримечательностей не только города, но и всей России. История его становления с 1776 года испещрена и светлыми, и печальными моментами. Сильные пожары уничтожили несколько предшественников Большого театра. Некоторые историки отсчитывают историю театра с 1853 года, с театра, возрожденного архитектором А. К. Кавосом. Его история знала и войны: Отечественную, Великую Отечественную, однако театр смог выстоять. Поэтому и сейчас ценители высокого искусства могут увидеть лучшие оперные и балетные постановки на Новой и Исторической сцене.