Почему мне нравится картина за обедом. Урок по русскому языку на тему Составление рассказа по картине З.Е.Серебряковой «За обедом

За обедом (За завтраком)

Зинаида Серебрякова - очень талантливая художница и одной из ее самых известных картин, является картина «За обедом». С ней дети обычно знакомятся во 2 или 6 классе. На этом полотне художница изобразила троих ребятишек, которые сидят за столом в ожидании завтрака. Это двое мальчишек и одна девочка.

Все они одеты в школьную форму, значит, ребята только что пришли со школы и еще не успели переодеться. Проголодавшись, они сразу прибежали к столу.

На переднем плане изображен мальчик, он сидит на стуле и уже кушает вкусный суп, который приготовила мама. На вид ему около десяти лет, он старший ребенок в этой семье. Мальчик изображен повернутым к художнику и такое ощущение, что его позвали, а он этого совсем не ожидал, ведь даже не успел выпустить ложку из рук.

Следующей художник изобразил девочку. Это очень милая малышка примерно шести лет. Наверное, девочка первоклассница и только привыкает к школе. Она сидит на самом краешке стула, в ожидании своей порции горячего и ароматного супа. Услышав, что кто-то позвал ее брата, она также обернулась на голос.

Третий мальчик сидит с другой стороны стола. Он держит стакан воды и о чем-то задумался. Наверное, у него небольшие проблемы в школе или он получил двойку и боится об этом сказать.

Также художник изобразил руки заботливой матери, которая наливает горячий суп для своего ребенка.

Изображенный стол накрыт красивой белой скатертью, он невероятно большой и сразу видно, что здесь живет большая и дружная семья. Посуда, которая стоит на столе, очень красива, она расписана, необычным синим узором. Из еды, на столе не только горячий и вкусный суп, но и свежеиспеченные булочки, и шоколадное печенье. Рядом с супом стоит свежая сметана, а в кувшин налито парное молочко.

Да, мама с лихвой подготовилась к приходу своих детей со школы, наготовила столько всего вкусненького!
Атмосфера, исходящая с этой картины очень домашняя и теплая. Ведь что может быть лучше большой и дружной семьи?
Удивительно, но Зинаиде Серебряковой удалось передать не только атмосферу, происходящую за столом, но глядя на полотно, мы можем услышать и почувствовать нечто большее.

Вы только посмотрите на эту кастрюлю с супом, чувствуете, какой аромат от него исходит? А озорные и милые ребятишки, вы только посмотрите на них! Наверное, буквально несколько минут назад, эта комната была наполнена их веселыми и звонкими голосами.

Эта картина действительно шедевр, ведь крайне сложно изобразить большое действие в мелочах, а художнице это удалось.

2 класс, 6 класс, 5 класс.

  • Сочинение по картине Боярыня Морозова Сурикова 7 класс

    На полотне изображено реальное событие, произошедшее в ноябре 1671 года, когда по приказу царя боярыню Феодосию Морозову

  • Сочинение по картине Пластова Фашист пролетел (описание)
  • Сочинение по картине Зимнее утро Грабаря 5 класс

    Картина зимнее утро Грабаря имеет очень интересное и даже в какой-то степени необычное исполнение. Смотря на эту картину, мы можем видеть сказочную зимнюю пору, большие сугробы снега.

  • Сочинение по картине Нестерова Видение отроку Варфоломею 8 класс (описание)

    Так на картине «Видения отроку Волфоломею» на переднем плане выступают действующие фигуры, на которые и сделан акцент в работе

  • Саврасов А.К.

    Алексей Саврасов родился 12 мая 1830 г. Его родители были простыми московскими меланинами. В четырнадцать лет он начинает посещать московское «Училище живописи и ваяния», спустя два года будет вынужден его покинуть из-за болезни

Цели урока:

  • научить учащихся составлять характеристику на основе группового портрета;
  • показать особенности построения текста-описания;
  • обогатить речь учащихся образно-выразительными средствами русского языка;
  • ввести в словарь учащихся лексику, связанную с темой картины-портрета.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: осознают эстетические потребности и ценности.

Предметные: проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры и гражданской позиции человека; умеют ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения.

Метапредметные :

Регулятивные: вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные : извлекают необходимую информацию из произведения живописи, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме, осуществляют анализ, объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной и письменной форме.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к интегрированному уроку развития речи по теме: Работа по картине З.Е.Серебряковой "За обедом"»

СОСТАВЬ ИЗ БУКВ СЛОВО:

К А И Р Н Т А

КАРТИНА


СОСТАВЬ СИНКВЕЙН К СЛОВУ « КАРТИНА»

  • 1 строка – имя существительное
  • 2 строка – два прилагательных
  • 3 строка – три глагола
  • 4 строка – фраза или предложение
  • 5 строка – имя существительное (синоним)

Биография Зинаиды Евгеньевны Серебряковой (1884-1967)


Автопортрет «За туалетом»

в родовом имении «Нескучное», под Харьковом.


Евгений Лансере

Ее отец был известным скульптором.

Мать в молодости была художником-графиком.


Николай и Евгений Лансере

И ее братья были не менее талантливы, младший был архитектором,

а старший мастером монументальной живописи и графики.


«Село Нескучное»

Детство и юность художницы прошли в имении «Нескучном».

Она постоянно наблюдала и делала зарисовки работающих юных

крестьянских девушек в поле. Впоследствии это не раз отразиться в ее творчестве.


«Зима в царском селе»

В 1886 году семья перебиралась из имения в Петербург.

Все члены семьи были заняты творческой деятельностью, с увлечением рисовала

и Зинаида. В 1900 году Зинаида закончила женскую гимназию

и поступила в художественную школу.


«Париж. Люксембургский сад»

В 1905 она вышла замуж за Бориса Анатольевича Серебрякова

и отправилась в Париж, где начала посещает Академию де ла Гранд Шомьер,

много работала, рисовала с натуры.


«Осенний пейзаж» «Зеленя осенью»

В самых первых работах художницы, уже можно разглядеть

ее собственный стиль, определить круг ее интересов.

Ее пейзажи великолепны - чистые, яркие тона красок,

совершенство техники, небывалая красота природы.


«Спящая крестьянка» «Крестьянка»

Расцвет в творчестве художницы происходит в 1914-1917 годах.

Зинаида Серебрякова создала серию картин, посвященных русской деревне,

крестьянскому труду и русской природе.


«Беление холста»

В этой картине раскрылся яркий талант Серебряковой

как художника-монументалиста.


«Марокканка в розовом платье»

«Женщина в белом

головном уборе»

Так же художница так же занималась темой стран Востока: Индии, Японии,

Турции. Она представила эти страны в виде прекрасных женщин

и изображала их на своих полотнах.


Автопортреты

Особую роль в творчестве Зинаиды Серебряковой занимают автопортреты

и портреты собственных детей. А их у нее было четверо.







ТЕМА УРОКА:

Работа над картиной З.Е.Серебряковой «За обедом»


ЦЕЛИ УРОКА :

  • учиться рассматривать картину;
  • приготовить материал для написания сочинения.

ДЛЯ ЭТОГО :

  • внимательно рассмотреть картину;
  • определить, какой текст будем составлять: описание, повествование или рассуждение;
  • обдумать содержание каждой части.

РАБОТА В ПАРАХ

РАЗЛОЖТЕ КАРТОЧКИ

ПО-ПОРЯДКУ ТАК,

ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛСЯ

ПЛАН РАБОТЫ

НАД КАРТИНОЙ


ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ

Поза

(как сидит, что делает?)

Сестра Тата

Характер

(какой?)

Младший брат Шура

Лицо (какое?)

Старший брат Женя

Глаза

(какие?)

(какой?)

Рот, губы

(какие?)

Волосы

(какие?

как уложены?)

Одежда

(в чём одеты? какая?)


Обратите внимание на жест Таты.

О чём он говорит?


ЗАПОЛНИ ТАБЛИЦУ

Поза

(как сидит, что делает?)

Сестра Тата

Младший брат Шура

Старший брат

Женя



ЗАПОЛНИ ТАБЛИЦУ

Поза

(как сидит, что делает?)

Сестра Тата

Повернула голову к зрителю, сидит в пол-оборота, положила руку на тарелку, другой держится за стул

Младшийбрат Шура

Старший брат

Женя



ЗАПОЛНИ ТАБЛИЦУ

Поза

(как сидит, что делает?)

Сестра Тата

Повернула голову к зрителю, сидит в пол-оборота, положила руку на тарелку, другой держится за стул

Младшийбрат Шура

Повернул голову к зрителю, сидит в пол-оборота, держит ложку

Старший брат

Женя

Голова наклонена чуть влево, в руках держит стакан с водой, подносит его к губам, локти положил на стол


Женя

Шура

задумчивый

медлительный

мечтательный

быстрый

решительный

независимый



ЗАПОЛНИ ТАБЛИЦУ

Характер

(какой?)

Сестра Тата

шустрая

решительная

молчаливая

Младший брат Шура

быстрый

решительный

независимый

Старший брат

Женя

задумчивый

медлительный

мечтательный




ПЛАН СОЧИНЕНИЯ:

  • Вступление

Художник и его картина.

(З.Е.Серебрякова, 1914 год, маслом на холсте, Государственная Третьяковская галерея, дети художницы)

  • Вы видели когда-нибудь картину ….
  • Встречали ли вы когда-нибудь репродукцию….
  • Я смотрю на …..
  • Передо мной картина……
  • Можете себе представить…..

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ:

2. Основная часть

Описание картины.

(описание детей, что находится на столе, какая атмосфера царит в доме)

  • На картине мы видим….
  • На переднем плане художница показала…..
  • З.Серебрякова изобразила…..
  • В центре мы наблюдаем….
  • Героями картины…..

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ:

3. Заключение

Моё отношение к картине.

(чувства, понравилась картина или нет и почему)

  • Мне нравится…
  • Я любуюсь…
  • Эта картина вызывает у меня чувства…

ПОДБЕРИ СИНОНИМЫ К СЛОВАМ:

Картина -

Создаёт -


ВЫДЕЛИ ОРФОГРАММЫ В СЛОВАХ:

Женя, Шура, Тата, за столом, домашняя традиция, пьёт воду, положила руку, фарфоровая супница, сервиз, белоснежная скатерть, румяные булочки, очаровательные дети, прищуренные глаза


ВЫДЕЛИ ОРФОГРАММЫ В СЛОВАХ:

Ж еня, Ш ура, Т ата, за _ столом, д о машняя тр а диц и я, п ь ёт воду, по л о ж и ла руку, ф а рфоровая супница, с е рви з, б е л о сн е жная скатерть, румяные було чк и, оч а ровательные дети, при щ у ре нн ые гл а за


РЕФЛЕКСИЯ

необходима помощь взрослых

не готов изложить письменно, нужно время для подготовки

"За обедом" (второе название - "За завтраком") относится к числу наиболее известных работ художницы. Датой её написания является 1914 год. Сегодня оригинал картины находится в Государственной Третьяковской галерее, а с её репродукцией и описанием можно ознакомиться в этой публикации.

Краткая биография художницы

Прежде чем делать Серебряковой «За обедом», следует несколько слов сказать об её авторе. Зинаида Евгеньевна родилась в 1884 году под Харьковом. Её родителями были художник-график Екатерина Бенуа и скульптор Евгений Лансере. Детские и юношеские годы она провела в Петербурге. Девочка росла в окружении творческих людей и с детства увлечённо рисовала.

В 1905 году Зинаида Евгеньевна вышла замуж за инженера-железнодорожника Бориса Серебрякова. У супружеской пары родилось 4 детей: сыновья Женя и Саша и дочери Таня и Катя. Художница рано овдовела и в 1924 году уехала в Париж, оставшись в нём навсегда. Живя во Франции, она продолжала писать, вкладывая в свои произведения всю душу. Преобладающую часть её полотен составляли портреты. Умерла Серебрякова в 1967 году, оставив после себя солидное творческое наследие.

Главные герои

Всю жизнь для Зинаиды Евгеньевны смыслом жизни оставалась картина. Серебрякова за обедом изобразила своих детей Женю, Шурика и Таню. Младшая дочка художницы Катюша в то время ещё была слишком маленькой и не могла позировать. На полотне запечатлён момент, когда дети обедали (или завтракали) в столовой комнате. Красиво сервированный стол свидетельствует о том, что в семье Серебряковых придерживались европейских традиций.

Описание картины Серебряковой "За обедом" стоит начать с характеристики трёх её главных героев. Мальчики, изображённые на полотне, погодки, сестрёнка младше их на несколько лет. Женя задумчиво пьёт воду. Видно, что его не столько мучает жажда, сколько просто интересует содержимое стакана. В это время бабушка (на картине изображёны только её руки) наливает в его тарелку половником суп. Остальные ребятишки внимательно смотрят в сторону зрителя. Перед Шуриком стоит тарелка, наполненная супом. Он уже успел его немного съесть, однако что-то заставило его оторваться от еды и обернуться назад. Тарелка малышки Танечки пустая, и она терпеливо ждёт, пока бабушка нальёт ей суп. Девочка внимательно устремила взгляд в ту же точку, что и её брат. В больших и выразительных глазах детей читается любопытство.

Характер и внешний вид детей

Не только талантливым художником, но и тонким психологом была Зинаида Евгеньевна Серебрякова. «За обедом» - это не просто сюжетная картина, в ней автор передала каждого своего ребёнка. Её старший сын Евгений рос спокойным и мечтательным мальчиком, Шурик отличался непоседливостью, а доченька Танюша была очень активной и любопытной девочкой. Эти каждого из детей отчётливо видны на полотне.

Продолжая описание картины Серебряковой «За обедом», стоит уделить немного внимания внешнему виду братьев и сестрички. Мальчишки одеты в синие рубашки, девочку нарядили в белоснежный сарафан, под которым виднеется тёмная кофточка. По одежде видно, что после обеда они собрались на прогулку. У всех детишек очень похожие лица. Танюша аккуратно причёсана, а вот волосы у Шурика и Жени торчат в разные стороны.

Обеденный стол

Описание картины Серебряковой «За обедом» позволяет увидеть, в русских до революции. Белоснежная скатерть, салфетки и красивая посуда в те времена были повседневными атрибутами, без которых в приличных домах не обходилась ни одна семейная трапеза. Кроме большой супницы, мисок и стаканов, на столе можно увидеть графин с водой, жёлтый кувшин, сахарницу, солонку и небольшие тарелочки со свежими булочками и шоколадным печеньем.

Несмотря на отсутствие ярких цветов, у художницы получилась очень солнечная картина. Серебрякова «За обедом» посвятила своим детям, поэтому каждый штрих на полотне выполнен с особой От картины веет теплом и уютом. Глядя на неё, можно понять, что настоящее счастье любой женщины заключается в её малышах.

Другие детские портреты автора

«За обедом» - это не единственное произведение, в котором Серебрякова нарисовала своих детей. После смерти мужа художница создала свою наиболее трагическую картину «Карточный домик». Здесь она изобразила подросших и осиротевших сыновей и дочек. В их лицах читается нескрываемая грусть и отчаяние.

Детская тематика скользит в картинах «Женя», «Таня и Катя. Девочки возле рояля», «Портрет А. Черкесовой-Бенуа с сыном Александром», «Катя в маскарадном костюме» и многих других. По мнению художника А. Н. Бенуа, родного дяди Зинаиды Евгеньевны, в написании портретов детей ей не было равных.

"За обедом"

2 класс

Цели урока:

    научить учащихся составлять сравнительную характеристику на основе группового портрета;

    показать особенности построения текста сравнительного характера;

    обогатить речь учащихся образно-выразительными средствами русского языка;

    ввести в словарь учащихся лексику, связанную с темой картины-портрета.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные : осознают эстетические потребности и ценности.

Предметные: проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателя бщей культуры и гражданской позиции человека; умеют ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения.

Метапредметные :

Регулятивные: вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные : извлекают необходимую информацию из произведения живописи, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме, осуществляют анализ, объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной и письменной форме.

Техническое обеспечение:

Использование средств ИКТ:

Ход урока

1Мотивирование к учебной деятельности

Посмотрите все на меня!
Сегодня экскурсоводом работаю я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!

2Постановка учебной задачи .

Кто из вас был в картинной галерее? Что там видели, что произвело на вас особое впечатление?

Давайте представим, что мы оказались в картинной галерее. Я – экскурсовод.

3 Усвоение новых способов действий.

* Перед вами известная картина Зинаиды Серебряковой «За обедом». В некоторых источниках её можно видеть под названием «За завтраком».На полотне группа людей (детей) - несколько человек, сидящих близко друг к другу, вместе. Картина выполнена в жанре группового портрета.

Что же такое групповой портрет?

Групповой портрет - вид портрета, на котором изображено три и более персонажей, находящихся в одной обстановке, связанных единством действия.

Мы видим трёх детей, сидящих за обеденным столом. Зинаида Евгеньевна изобразила своих детей. Мальчика, который смотрит прямо на зрителя, зовут Шура – именно так называли его в семье. Шуре семь лет. Мальчика, сидящего по другую сторону стола – зовут Женя, он старший из братьев. Ему восемь лет. И, наконец, Тата (Татьяна). Ей всего два с половиной года. Итак, мы видим трёх симпатичных ребятишек.

Но, позвольте спросить, сколько всего человек находится в столовой?

-Кто же эта женщина? (пауза) Может горничная? А может сама хозяйка?

Кто она по вашему мнению?

И опять я обращаюсь к слушателям. Скажите, приготовлено ли за столом место для четвёртого человека? Да

Как вы догадались? ( Мы видим пустой стул и прибор, стоящий на столе.)

Становится, очевидно, что это рука хозяйки дома Зинаиды Евгеньевны Серебряковой. Вот сейчас она нальёт суп и присядет на свободное место, чтобы пообедать со своими детьми.

4Физкультминутка

5Самостоятельная работа учащихся.

Давайте посмотрим на лица детей.

1. Похожи ли дети между собой? Да .

2. На кого похож Шура и Тата? (выслушай мнение своего соседа).

3. На кого похож Женя? (выслушай мнение своего соседа).

*Да конечно, рассмотрев детей, мы с уверенностью можем сказать, что Шура и Тата похожи на свою мать. Особенно ярко об этом говорят тёмные открытые глаза. А также на сходство с матерью указывает форма носа и губ. Женя, даже с опущенными глазами сильно походит на отца. И цветом небесно – голубых глаз и овалом лица.

*Продолжим рассматривать картину. Обратите внимание на обеденный стол.

Да стол достаточно большой. Он накрыт белой скатертью. Изящный столовый сервиз из белого фарфора с голубым орнаментом. Супница, порционные и суповые тарелки, солонка и другие предметы из одного сервиза.Всё просто и одновременно эстетично, что указывает на хороший вкус хозяйки дома.

Вернёмся к детям.

    Ребята обратите внимание на жест Таты. О чём он говорит?

(Да, наверное, девочка не хочет кушать, поэтому закрывает тарелку своей пухленькой ручкой. А возможно предпочитает супу, сдобную булочку, лежащую в центре стола на специальном блюде)

2.Посмотрите на стул, на котором сидит Тата. Что вы видите? Подушечку.

3Как вы думаете почему Тате положили подушечку?

Да, конечно, Тата ещё мала и обеденный стол для неё слишком высок, именно поэтому Тате предложили специальную подушечку. Это говорит о том, что в доме Серебряковых любят детей и заботятся о них, создавая удобство и комфорт. Все дети изображены с румянцем на щеках.

4. Подумайте, чем они занимались перед обедом? Теперь понятно, почему Женя пьёт воду. Набегался и разгорячился.

Зрителю может открыться ещё немало тайн, скрытых в картине.Их можно читать до бесконечности. Для этого нужно быть очень внимательным и заинтересованным человеком

Наша экскурсия подошла к концу. Спасибо за внимание.

Используя рабочие материалы, составьте рассказ по картине и запишите его. (Запись рассказа на черновик, а потом только в тетрадь)

IV . Рефлексия

Так в чем же секрет картины З. Серебряковой «За обедом»? (любовь к детям и заботливое отношение)

Понравилась ли вам картина? Чем?

Рабочие материалы к сочинению по картине З.Е. Серебряковой

"За обедом"

Вопросы

Вводная часть

Что изображено на картине?

Трое детей в столовой комнате, дети художницы

Основная часть

Что объединяет этих детей?

Женя, Шурик, Тата, собрались все вместе за столом пообедать

Какими вы увидели детей? Что они делают?








Тонкие черты лица, прямой нос, тёмно-русые волосы, брови, тонкой дугой пролегающие над глазами. Небольшой румянец на щеках освежает его бледное лицо. Он опустил глаза, и нам трудно сказать о том, каково его выражение глаз, и мы не можем определить характер этого мальчика. Он серьёзен и сосредоточен. Его лицо немного грустное.




Она тоже внимательна, смотрит на нас. Она так увлеклась, что даже положила руку на тарелку. У неё открытое лицо, огромные карие глаза. Одна из бровей немного вздёрнута. На девочке красивое, нарядное платье тёмно- синего цвета и белый фартук, украшенный кружевами.


Вопросы Вводная частьЧто изображено на картине? Трое детей в столовой комнате, дети художницы Основная частьЧто объединяет этих детей? Женя, Шурик, Тата, собрались все вместе за столом пообедать Какими вы увидели детей? Что они делают? пьет воду, уже взял ложку, положила пухленькую ручку на тарелку, повернулись к нам, разливает бульон. Что находится на столе? Белая скатерть, жёлтый кувшин, суповые тарелки, графин с водой, свежая выпечка и красивая фарфоровая супница Какая атмосфера царит в семье? Мир, видно по лицам детей, хорошо относятся друг к другу, детей очень любят Заключительная частьПонравилась ли вам картина? Чем?