Зачем нужны сказки? Почему детям важно и нужно читать сказки.

В темной комнате на подоконнике удобно расположился маленький мальчик. Он давно полюбил вечерами сидеть вот так у самого стекла и разговаривать со звездами. Малыш дружил с ними. И у него не было секретов от своих новых друзей.

Он рассказывал звездам, как идут дела в садике, куда мама ежедневно водила его. Он рассказывал, что давали на обед сегодня. Он читал своим небесным друзьям стишки, которые дети учили в садике с воспитателями. А звезды в ответ благодарно подмигивали своему маленькому рассказчику да водили веселые хороводы у него над головой.

Помолчав, малыш начинал рассказывать звездам про свои беды. Он говорил, что скоро придет с работы папа. Что папа опять будет пьяный. И что снова они с мамой будут ругаться.

А звездочки слушали грустный рассказ и печально замирали на темном небосводе. Им было очень жаль своего нового друга, но они не знали чем ему помочь.

Малыш рассказал звездам, что он написал письмо Деду Морозу перед Новым Годом. А в письме этом он просил только об одном – чтобы папа перестал приходить домой пьяным. И чтобы они всей семьей, как и раньше, стали гулять вечерами по парку. А потом все вместе садились ужинать. И чтобы, как и прежде, папа рассказывал сыну на ночь сказку. Так было совсем недавно. И так давно

Многие ли взрослые задумывались над тем, зачем нужны сказки? Обычно детям читают сказки потому, что так принято, потому, что это традиция, потому, что это нравится детям. Но что же дают сказки ребенку?

Русский философ И. Ильин так ответил на этот вопрос: "Сказка - это ответ все испытавшей древности на вопросы вступающей в мир детской души. Здесь русская древность помазует русское младенчество на не испытанную еще трудную жизнь. " Итак, сказка - это передача детям народной мудрости понятной.

Было бы очень хорошо, если бы родители могли по-новому взглянуть на всем известные сказки.

Тогда возникают вопросы: «А помнят ли родители сказки, которые им рассказывали в их детстве?», «Как часто взрослые читают сказки своим детям?», «Понимают ли они, насколько мир сказок необходим маленьким жителям планеты детства?». А вдруг многие родители, покинув своё детство, не возвращаются туда, тем самым лишая возможности побывать в этом прекрасном мире своих детей?

Мы считаем, что вопрос взаимопонимания между взрослыми и детьми достаточно актуален на сегодняшний день. Обращение к сказке сближает родителей и детей, одни возвращаются в детство, другие – только познают мир. Объединяет всех одно – сказка – это путь в особый мир, в котором интересно и взрослым и детям.

В своей работе мы хотим сформулировать следующие вопросы, на которые попытаемся ответить:

1. Почему сказка так важна в жизни человека?

2. Нужны ли сказки взрослым?

3. Существуют ли сказки для взрослых?

Мы хотим предложить для небольшого исследования тему «Нужны ли взрослым сказки».

В своей гипотезе предполагаем, что если взрослые чаще будут обращаться к сказкам, их внутренний мир будет пополняться доброй энергией, они будут более чуткими, полными забот о детстве, о своих детях. Именно этого и не хватает маленьким детям – заботы, понимания, настоящего участия в их детской жизни и их детских проблемах.

В процессе работы нами были использованы следующие методы исследования:

1. Наблюдение

2. Сбор необходимой информации

3. Интервьюирование

4. Анализ, обобщение.

В процессе исследования нами планировалось: o проведение опроса среди детей, с целью выявления участия взрослых в их совместном чтении сказок; o проведение опроса среди взрослых, с целью выяснения отношения к сказкам; o сбор информации по особенностям сказок для детей (на примере волшебных сказок, как русских народных, так и авторских); o чтение и анализ сказок для взрослых; o систематизация полученной информации, её анализ и обобщение. I глава. Сказка – это передача народной мудрости.

§1. Особенности древней волшебной сказки.

Итак, сказка - это передача детям народной мудрости

У сказок есть множество функций, о которых большинство родителей даже не догадываются. Например, сказки способствуют развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей, снимает тревоги и воспитывает уверенность в себе. Максим Максимов пишет: ". сказки - необходимый элемент духовной пищи ребенка. Погружаясь в сказочный мир, ребенок погружается в глубины своей души, в которой творится хаос. Блуждая в этом дремучем лесу, знакомясь с разнообразными персонажами своей психики, ребенок осваивает это скрытое от его сознания пространство. И когда он возвращается из путешествия обратно в реальный мир, он чувствует себя более уверенным в своих силах, в том, что сам сможет справиться с самим собой и с теми трудностями, которые подстроит ему жизнь".

Еще одна функция сказок состоит в том, что они могут помочь преодолеть ребенку негативные стороны его формирующейся личности. Н. Л. Кряжева предлагает: "жадному, эгоистичному ребенку полезно послушать сказку "О рыбаке и рыбке", "О трех жадных медвежатах"; пугливому и робкому - "О трусливом зайце"; шаловливому и доверчивому помогут "Приключения Буратино", капризному - "Принцесса на горошине, активному и подвижному непоседе - "Кот в сапогах", сказки о храбрых богатырях и рыцарях, посвятивших жизнь подвигам во имя людей и т. д. "

На примере нескольких сказок и на основании книги В. Проппа «Корни волшебной сказки» мы выяснили следующее. Жанр волшебной сказки выделяется достаточно точно. Здесь рассматривается тот жанр сказок, который начинается с нанесения какого-либо ущерба или вреда (похищение, изгнание и др.) или с желания иметь что-либо (царь посылает сына за жар-птицей) и развивается через отправку героя из дома, встречу с дарителем, который дарит ему волшебное средство или помощника, при помощи которого предмет поисков находится. В дальнейшем сказка дает поединок с противником, возвращение и погоню. Часто эта композиция дает осложнение. Герой уже возвращается домой, братья сбрасывают его в пропасть. В дальнейшем он вновь прибывает, подвергается испытанию через трудные задачи и воцаряется и женится или в своем царстве или в царстве своего тестя. Это - краткое схематическое изложение композиционного стержня, лежащею в основе очень многих и разнообразных сюжетов. Сказки, отражающие эту схему, будут здесь называться волшебными»

Фольклор помогает нам проникнуть в древние времена. Фольклорные произведения родились около 10 тысяч лет назад. Конечно, те тексты, которые мы читаем сегодня, мы всё реже исполняем, используем в своей жизни. За время их бытования отношение к ним изменилось. Современный человек относится к фольклору как к игре, а не как к магическому действию. Однако во многих современных традициях, обычаях, приметах мы обнаруживаем следы мифологического мышления. Как и «малые» жанры фольклора, сказка тоже ведёт своё происхождение от мифа. Миф объяснял происхождение мира и передавал достоверное знание о законах, по которым должен был действовать человек, чтобы выжить в этом мире. Сказка воспринимается как вымысел («Кот – золотой хвост»). Что характерно для народных волшебных сказок, это наличие «своего» и «чужого» миров. Причём, героя всё время влечёт желание попасть в мир «иной», где его подстерегают опасности. Древняя волшебная сказка учит маленького слушателя тому, что он живёт на границе двух миров и что он должен быть готов к различным испытаниям.

Сказки, называемые авторскими, уже несут на себе отпечаток индивидуальности. Автор литературной сказки, сохраняя традиции народных сказок, пытается придать своему сюжету нравственную, поучительную сторону («Три поросёнка», «Кот в сапогах», «Приключения Буратино» и др.).

Мы считаем, что обращение детей к сказкам очень полезно, так как через интересные, увлекательные сюжеты с любимыми героями ребёнок учится быть добрым, внимательным, отзывчивым, ответственным. Но кто должен помочь детям определиться, что читать, что слушать, что рассказывать. Это должны делать взрослые. Как привлечь их к этому интересному миру детства? Как вернуть родителей в их же собственные воспоминания?

II глава. Сказки для взрослых.

§1. Анализ опроса взрослых и детей.

Мы провели опрос среди детей и взрослых, задав два вопроса: «Читают ли родители с детьми сказки или рассказывают их?» и «Как часто Вы обращаетесь к сказкам? Читаете только детям? Читаете сказки для взрослых?».

Мы получили следующие результаты:

Из 50 опрошенных взрослых: o сказки читают и рассказывают детям – 10% o сами читают сказки для взрослых – 0% o к сказкам обращаются часто – 2%

Из 30 опрошенных детей: o совместно с родителями читают сказки – 5%

Результаты показывают, что процент совместного чтения и рассказывания сказок родителями и детьми очень низок. Мы считаем, что такое положение отрицательно сказывается как на воспитании маленьких детей, так и на установлении тесных связей и взаимопонимания между взрослыми и детьми.

§2. Сказки для взрослых.

Мы решили, что надо найти такую возможность, чтобы привлечь внимание взрослых к внутреннему миру своих детей. Этот путь должен быть проложен через обращение взрослых к миру детства. По нашему мнению, этот путь лежит через сказку, но не обычную, древнюю волшебную, а через такую, в которой взрослый человек увидит себя со стороны и сможет дать оценку себе, своему поведению. Когда взрослый сможет понять, что испытывает и переживает ребёнок? Только тогда, когда сам очутится в мире детства. Но эта пора ушла безвозвратно Как быть? Надо вновь начать читать сказки. Но древняя волшебная сказка, как было отмечено выше, знакомит ребёнка с окружающим миром, его законами. В современных детских сказках взрослый сможет увидеть себя и своего ребёнка. Но мы решили, что взрослым необходимо ещё перечитывать СКАЗКИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ. На наш взгляд, они полностью отвечают тому запросу, который мы выдвигаем. В наш стремительный век технологий взрослые люди не обращают пристального внимания на окружающий их ЖИВОЙ МИР, ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ, НЕЖНЫЙ, ЛЕГКО РАНИМЫЙ. В сказках для взрослых, которые пишут как дети, так и взрослые, особое внимание уделяется именно ВЗАИМООТНОШЕНИЯМ ВЗРОСЛЫХ и ДЕТЕЙ, обозначаются главные ЦЕННОСТИ в отношениях взрослых и детей.

««Маленький мальчик спрашивал у звезд, неужели жизнь всегда такая страшная? И чем он провинился, чтобы чья-то злая воля вот так обрекла его на непереносимые страдания?

А звезды Звезды не знали, что ответить маленькому человечку. Они печально смотрели на него и роняли на стекло окошка свои горькие слезинки»

Нами были найдены и предложены родителям четыре сказки, которые так и называются «сказки для взрослых». Мы решили пронаблюдать, как отреагируют старшие наставники на то, что будут читать сказки, написанные специально для них (смотри приложение). После прочтения родителями всех сказок, был проведён опрос. Взрослым задали вопрос: «Почувствовали ли Вы, что вернулись в детство?», «Вспомнили ли Вы, что переживания, которые испытывали герои сказок – это те же переживания, которые были в вашем детстве?», «Измените ли Вы своё отношение к чтению и рассказыванию сказок совместно со своими детьми?».

Результат опроса был очень интересным.

Во-первых, родители увидели в «сказках для взрослых» самих себя в детстве, а, значит, они увидели и своих детей.

Во-вторых, родители были потрясены содержанием предложенных им сказок. Они отметили богатство данных произведений с точки зрения их воспитательной направленности, духовной ценности и торжества доброго человеческого начала.

Из 50 родителей, прочитавших «сказки для взрослых»: o 100% отметили, что побывали в своём собственном детстве; o 95% родителей вспомнили те чувства, которые переживали герои этих сказок; o 100% родителей отметили, что понимают всю важность совместного с детьми обращения к сказкам, их осмысления и анализа.

На основании всего выше сказанного, мы пришли к выводу, что:

1. Русские народные сказки отличаются от современных авторских сказок тем, что имеют своею целью знакомство ребёнка с окружающим его миром, со всеми законами существования в нём;

2. Авторские сказки, сохраняя традиции русских народных сказок, имеют уже более выраженную воспитательную направленность. В них провозглашаются такие наиболее важные ценности, как законы морали, чести, добра и т. д. ;

3. Имеет большое значение совместное участие в чтении и рассказывании сказок детей и их родителей;

Обращение взрослых к миру детства через прочтение сказок, в том числе и «сказок для взрослых» делает мужчин и женщин более чуткими, внимательными к своим детям, добрыми, отзывчивыми. Родители становятся ближе к своим детям, к их заботам и проблемам.

«Ребенок любил этот мир. Он не умел по-другому. Потому что был очень мал.

Из-под огромных ресниц на окружающее великолепие с восхищением взирали милые глазки.

Ребенок любил все вокруг. Ведь он умел только любить. Потому что был очень мал.

Малыш не знал, что такое боль. Ему незнаком был страх.

Он не ведал, что в любимом им мире существуют такие понятия, как ложь и предательство, зависть и подлость, коварство и низость.

Ребенок умел только любить. И улыбался.

Его улыбка согревала.

А мир и вправду становился чуточку лучше».

Зачем нужны сказки? И нужно ли читать их ребёнку? Ответ однозначен: читать нужно. На примере разных сказок дети учатся жить, учатся различать добро и зло. Благодаря этим довольно простым и коротким рассказам, дети учатся тому, как нужно вести себя в разных жизненных ситуациях, учатся не боятся трудностей и жизненных проблем. Сказка - это своего рода модель мира вокруг нас. В ней рассказывается о многих жизненных трудностях и проблемах на очень простых и понятных для детей примерах. Сказки, которые мы читаем детям, влияют на их психику, помогают воспитывать в них те или иные черты характера, помогают построить конкретную линию поведения в разных жизненных ситуациях.

Эти простые истории учат наших детей отличать плохое от хорошего, добро от зла. Поэтому, очень важно выбирать «правильные» сказки, сказки, в которых добро побеждает, а зло проигрывает, или наказывается за свои плохие поступки. Таким образом, дети начинают понимать, что если они будут делать зло другим, то когда-нибудь, это зло вернётся к ним. Они понимают, что, делая добрые дела, хорошо относясь к другим, они получают добро взамен, их будут любить и уважать, у них будет много друзей. Для того, чтобы дети поняли смысл, заложенный в той или иной сказке, её непременно нужно обсудить после прочтения. Пусть ребёнок расскажет о своём понимании сказки, о том, чего эта сказка его научила, о том, как поступать можно, а как нельзя. Таким образом, ребёнок учится думать, тренирует память и внимание, развивает воображение. Сказки помогают детям усваивать причинно-следственные связи, тренируя ещё хрупкую детскую психику и развивая уверенную в себе личность.

Ещё одна важная причина, почему стоит читать детям сказки, состоит в том, что чтение - это совместное времяпровождение для ребёнка и родителей. Читая на ночь очередной рассказ, Вы общаетесь с ребёнком, уделяете ему столь важное время и необходимое ему внимание. Детям важно общаться с родителями, проводить с ними вместе время, чтобы усваивать необходимые модели поведения, чтобы получать тепло, заботу и позитивные эмоции. Для тех родителей, которые целый день проводят на работе, не имея возможности погулять, или пообщаться с собственным ребёнком, сказка - это возможность наверстать упущенное, понять, как мыслит их ребёнок и что для него важно в жизни.

Сказки - это частички добра и счастья, которые передаются из поколения в поколение уже много лет, это бесценный опыт, приобретенный поколениями и переданный нам и нашим детям в простой и доступной форме.

Сказка ложь, да в ней намек…

Очень много сказано о том, как же сказки полезны для детей. Чтение сказок развивает мышление и они полезны для формирования воображения ребенка. И все же многие взрослые с удовольствием читают сказки сами.

  • Есть ли разница в сказках для взрослых и для детей?
  • Может ли одна и та же сказка по-разному действовать на ребенка и взрослого?
  • Зачем существуют страшные сказки, сказки в которых герой странно себя ведет и получает за это награду?

Сегодня попробуем разобраться в этих вопросах, а также расшифровать некоторые нестыковки в известных сказках.

Помимо общеизвестных постулатов, таких как "надо" и "полезно", хочется понять, почему сказку нельзя заменить просто рассказом для ребенка? Зачем ребенку читать "Колобка" и "Курочку Рябу"?

В дошкольном возрасте у ребенка доминирует сюжетно-ролевая игра. Это значит, что он познает мир играя и придумывая разные истории. Сказка не просто развивает его речь, мышление, память, внимание и воображение. Она помогает усвоить абстрактные понятия, такие как любовь, дружба, доброта, помощь, надежда. Никакие объяснения и рассказы не смогут так повлиять на психику малыша, как сказка. Вера в то, что все возможно, что все вокруг живое - развивает чувствительность и восприимчивость ребенка, дает возможность всем его процессам реализоваться на полную мощь.

К примеру, когда я работала в детском саду психологом, дети больше всего любили приходить ко мне, потому что я была для них удивительной тетей, которая читает сказки, проигрывает их, и позволяет им верит во все на свете. У меня есть целая брошюра, созданная нашим государством как комплекс сказок для коррекции тревожности детей. Малыши буквально дрались за то, чтобы пойти в первой пятерке ко мне в кабинет послушать сказку. Я помню, как один из них напоминал другу, что пауков боятся не нужно, ведь паучок Борька спас целую группу от комаров, пока они спали (у нас как раз была сказка про паука).

Что же касается классических народных сказок - то они очень важны как социальное наследие. Например, Курочка Ряба и ее яйцо, является мифом о мироздании, а также учит переживать утрату. Эта сказка несет в себе сразу два контекста:

  • поучительный - ценить то, что есть, быть внимательным, благодарным. Знать, что жизнь всегда даст второй шанс (второе яйцо), который будет соответствовать потребностям (простое яйцо);
  • мифологический: сказка сама по себе странная, так как непонятно, зачем дед и баба золотое яйцо пытались разбить, а потом, когда мышь его все-таки разбила, сильно расстроились. В чем смысл? Оказывается, у сказок есть второй слой, который несколько мистичен по своему характеру. Дело в том, что, например, миф о птице и необычном яйце, которое разбивается, есть у многих народов мира. Это значит, что человечество развивалось синхронно в разных концах земли, и что опыт, полученный от предков, передается именно в таком нелепом виде, как сказка про Курочку Рябу. Это посыл, как считают психоаналитики, для нашего подсознания, которое имеет свой код расшифровки.

Можно считать, что сказка - это особый язык для детей, на котором можно объяснить все что угодно, и ребенок это поймет. Вы никогда не замечали, с какой скоростью дети поглощают и запоминают сказки? Вот объясняешь - непонятно, расскажешь об этом сказку - готово. Остается ли этот механизм во взрослом возрасте?

Неадекватное отношение к сказкам

Почему некоторые люди любят сказки, а некоторые нет? Ответ очень прост: человек, которому в детстве перебили охоту к сказкам, не будет их любить во взрослом возрасте. Некоторые уникальные родители, считают, что у ребенка есть возраст сказки. И когда он идет в школу, например, ему говорят: "все, ты уже взрослый, никаких сказок". И дальше - "ты что маленький(ая)?" - фраза искусственного взращивания сознания приводит к замкнутости и травме ребенка. Для таких взрослых сказка - это напоминание о том, что пришлось пережить утрату, разочарование, боль или унижение из-за своей излишней доверчивости.

У вас наверняка есть такие знакомые, которые говорят: "думаешь, в сказку попал(а)?", или "нечего мне тут сказки рассказывать". Также есть люди, застрявшие в сказках, они ищут всюду тайные знаки, ходят регулярно к экстрасенсам, чтобы "магическим" образом решить проблему.

И все-таки голливудские сказки сейчас собирают кучу людей в кинотеатрах. Режиссеры поймали волну и вот уже несколько лет достаточно быстро обогащаются благодаря разным интерпретациям "Белоснежки" или "Золушки".

Почему сейчас? Потому что человечество возвращается к символизму. В психотерапии есть направление сказкотерапии, которое помогает детям и взрослым найти безопасный выход из ситуации. Человека можно продиагностировать при помощи сказки, а также "излечить" ту тему, которую, раньше не удавалось.

Сказочные тесты

Если вам хочется проверить, как работает механизм сказки, предлагаю вам простой и очень эффективный тест.

Придумайте и запишите сказку, в которой использовались бы следующие слова: Cадовник, Cад, Медведь, Лес, Река, Цветы, Ключ. Очень важно описать все, что первое приходит в голову, без попыток как-то логично и красиво построить предложение.

Чтобы тест был эффективным - не читайте расшифровку до того, как напишите сказу, иначе диагностика будет бессмысленной.

Расшифровка:

1.Садовник - это и есть вы. Каким вы его представили, таким вы и являетесь в жизни: или любящим свое дело, с любовью ухаживающим за садом, или наоборот.

2. Сад - территория садовника. То есть либо ваш внешний мир (больше присуще экстравертам), либо ваш внутренний мир (для интровертов). Сад может быть, к примеру, чистым и ухоженным или заброшенным и пустым.

3. Медведь - это есть или ваш мужчина, или ваша женщина. Или то, как вы себе его (ее) бессознательно представляете.

4. Лес - это место обитания вашего любимого. Например, если лес далеко, то и вы на такой же дистанции в отношениях от вашего мужчины или женщины.

5. Цветы - дело жизни, то есть то, чем вы занимаетесь, ваша работа, ваши цели, миссия и т.д.

6. Река - ваша жизнь, в целом. Она может быть бурлящей, глубокой, с чистой водой, которая и ассоциируется с вашей жизнью. А может быть узкой, с грязной водой, серой и неприятной.

7. Ключ - способ открыться во взаимоотношениях с партнером и решать возникающие в них проблемы. Например, если вы потеряли ключ, то, возможно, в жизни есть ситуации, которые вы не знаете, как решить в данный момент.

Результат говорит о том, как ваше подсознание связало все символы. Ведь медведь, например, может быть добрым или нежным, или полярным. Он необязательно негативный персонаж. Вы уже смогли убедиться, в том, что подсознание умеет кодировать символы, даже если сознательно у вас нет никаких способностей к расшифровке символов.

Странные "ленивые" сказки

Наверняка, есть ряд сказок, которые просто убивают наповал своей бессмысленностью. Например, что хорошего в сказке "Морозко"? Что за отец такой у девушки был: сказала ему жена дочь в лес отвезти оставить умирать от холода, он быстренько это выполнил. Почему в сказках отцы часто безвольные (если это не король, конечно) и делают какие-то странные вещи? Почему мачехи злые и кровожадные? Если брать Морозко - то посыл таков: для тог, чтобы девушка стала женщиной, отец должен ее отпустить, уйти в сторону и позволить другому мужчине позаботится о ней. Мачеха - это темная сторона матери, мать которая завидует, конкурирует, но также и заставляет развиваться. Опять, же мать должна быть злой, чтобы девушка смогла уйти без сожалений, покинуть отчий дом. Сколько у нас есть женщин и мужчин, которые до конца жизни живут с мамами и не могут представить своей жизни без них? Мама решает все. Негативная мать же провоцирует героя к деятельности и переменам в жизни.

Что касается мужской лени: Емеля, который лежал на печи, и щука выполняла его желания, Илья Муромец, Иванушка-дурачок. Тоже какие-то спорные персонажи. Неужели быть ленивым - это то, чему нужно учить ребенка? Все эти сказки народные, и вряд ли в народе прославлялась лень.

Тогда в чем смысл? Психоаналитики считают, что Емеля и другие персонажи искали себя. Печь - это материнский символ, а также символ "божьей искры", таланта, творчества. Это значит, что мужчина должен созреть внутренне, познать себя, и уже потом строить семью. Как правило, эти герои обладали добротой и смелостью, а их работящие братья обычно были хитры и коварны. Обычно "Емели" сильно менялись, встречая желанную женщину. Они проходили испытания, добывали что-то, варились в котле и становились умными и красивыми, соответственно счатье не совсем "просто так" им в руки шло.

В других народах также есть странные сказки. Например, есть интересная иннуитская сказка про женщину-скелет, которую отец сбросил со скалы и она пролежала на дне, пока ее не вытащил рыбак. Пока он спал, она вынула его сердце и создала себе плоть, вернув потом сердце на место. "Какая-то мрачная сказка" - первая мысль. Но оказывается, это сказка об отношениях и о том, как любовь может излечить травмы прошлого и научить пару помогать друг другу восстанавливаться.

Любая сказка - это ключ к нашему подсознательному опыту. Согласно теории коллективного бессознательного, все есть уже в нас самих, важно научится этим управлять и считывать информацию. Сказка - это именно тот язык, на котором говорит наше подсознание, и если правильно подобрать ее - можно добиться удивительных изменений в своей жизни. Сказка может запустить спящий механизм восстановления и человек интуитивно и самостоятельно сможет решить любую проблему.

Почему мы любим сказки? Ответ на этот вопрос очень прост. В нашей обычной реальности не хватает чудес и волшебства. В погоне за материальными ценностями мы утопаем в рутине, начинаем медленно сходить с ума от однообразия, постоянно испытываем стресс и мечтаем хоть на часок сбежать туда, где фантазия способна нарисовать отличный от привычного мир, где сны становятся явью, а добро непременно побеждает зло.

Впрочем, все это относится преимущественно ко взрослым читателям - фанатам фэнтези. Если же говорить о детях, то чудеса и волшебство для них столь же реальны, как для нас очередной дедлайн на работе или утренняя пробка. Они не просто верят в них, они убеждены, то мир соткан из магии. А сказки подтверждают эту уверенность. Следовательно, чтение сказочных историй для малышей - вовсе не эскапизм (попытка сбежать от реальности в вымышленную вселенную). Это продолжение того, что они видят вокруг. И задача современного сказочника - сделать так, чтобы, с одной стороны, не убить мечту, а с другой - наполнить свое произведение реализмом: вечными ценностями, настоящими правилами, пониманием происходящих событий, описанием окружающей действительности. Одним словом, требуется совместить приятное с полезным, и ни в коем случае нельзя нарушать правильные пропорции между главными ингредиентами. Ведь если реальности станет слишком много, сказка потеряет свое волшебство. Если ее будет недостаточно, произведение окажется пустым и утратит свой главный смысл: учить и передавать накопленный опыт от одного поколения к другому.

Сказки появились задолго до современной цивилизации. Когда-то древние люди рассказывали их друг другу у костра, зачастую сочиняя прямо на ходу. В иносказательной манере они делились своими наблюдениями, выводами, ошибками. Таким образом малыши развлекались и получали первые уроки жизни, которые, возможно, важнее всех школьных занятий, вместе взятых. Сказки содержат в себе не только развлекательные и обучающие компоненты, но и воспитательную базу. Они яркие, красивые и откладываются в памяти вместе со всей моралью, которая в них содержится. И это прекрасно понимали наши предки.

Традиции продолжили авторские истории. С течением времени менялись мир и проблемы, которые затрагивали сказители. Нужно отметить, что произведения родом из прошлого частенько современникам кажутся мрачноватыми, а высказанные в них идеи способны травмировать психику благополучных детей двадцать первого века. Поэтому очень часто классические книги видоизменяются, сокращаются и даже переписываются. Правильно ли это? Вопрос, об ответе на который спорить можно очень долго. Но если хочется избежать споров и прочитать своим детям оригинальную книгу, безопаснее будет взять творение современного писателя, понимающего наши реалии и особенности психики девчонок и мальчишек нового поколения.

Автором, чье творчество заслуживает пристального внимания, является Наталия Мосина. Ее книга «Как Катенька и Машенька в сказку ходили», которая вышла в мае текущего года в издательстве «Союз писателей», очень милая, добрая, волшебная. В ней полно магии и приключений, есть мечта, к которой можно стремиться, и надежда, ведущая вперед, подобно спасительному огоньку маяка в ночи. Герои вышли обаятельными и похожими на юных читателей. Они умеют любить, дружить, испытывают уважение к старшим. Высшие человеческие ценности, проверенные временем, преподносит публике Наталия Мосина. И в то же время ее произведение динамичное и красочное в современных традициях.

О чем же эта книга? О двух сестренках, которые очень любили слушать сказки. И вот однажды они сами решили отыскать дорогу в мир чудес, дверца в который не всем отворяется. Они встретили добрую фею, познакомились с мудрым Сказочником и отправились в собственную Сказку, где их ждут открытия, приключения и, конечно, опасности.

Приобретайте книгу для детей «Как Катенька и Машенька в сказку ходили» в интернет-магазинах «#Книга» и «Книга детям».

История сотворения планеты. Предания о том, как человек нашел лучшего друга. Притча о войне, мирном небе и горячем хлебе. Рекомендации по решению проблем. Рассказы о пороках, вредных привычках. Способы дать отпор злодеям и плутам. Это наследие сказителей. Русский фольклор. Любимые сюжеты.

Сказки детям по нраву - факт. Но почему? Это выручалочка на все случаи жизни:

  • учит быть сильным, как Илья Муромец
  • повествует о преданности собаки своему кормильцу
  • помогает не унывать, если трижды отказано в просьбе
  • призывает не падать духом, если соломенный домик разрушен

Есть вопрос? В сказке найдется ответ! Детям нравится сия помощь более, нежели родительские советы и нотации учителей. Эпос - ненавязчивое обучение. Накапливание новых слов, интересных понятий, народных обрядов. Внимание сосредоточено, а не рассеяно. Глаза широко раскрыты от воодушевления. Не слипаются от скуки, как на уроке математики.

Проблемы общения решит воображение

Дети любят фантазировать. Выдумывают отдельную квартиру, где все такое же, как в отчем доме. Но нет взрослых: ребёнок сам себе хозяин. Или сочиняют биографию невидимого товарища. Его нельзя познакомить с родителями. Но можно отдать ему лишнюю тарелку супа. Отправляются гулять с красной варежкой вместо живого щенка. Приглашают в гости Карлсона. Говорят на тарабарском языке.


Рефлексия и отыгрывание проблем. Психологические термины. Их можно объяснить проще:

  • Юные читатели переносят свои тягости на персонажей
  • Решают, как поступить, руководствуясь примером любимого героя
  • Открывают сердце, позволяя фантазии захватить себя целиком

Народные сказки более эффективны. Взять Андерсена: он сочинил удивительный мир, в который ему путь был заказан. Причина - незнатное происхождение. И предельная откровенность в беседах с другими людьми. Правда ведь глаза колет. Ганс Христиан отыгрывает свою боль через литературного героя. Самовыражается в тексте. А русская фольклорная небылица формулируется веками. Каждое слово выверено. Отполировано, словно морской камешек. В нем - сто процентов мудрости. Законы жизни в универсальной трактовке.

Взять рассказы, где хитрая лиса - персонаж со знаком «плюс». Даже отъявленный негодяй может измениться. В книжке "Снегурушка и лиса" чернобурка спасает девочку, заблудившуюся в лесу.

Чур меня, чур!


Не только положительные качества героев приветствуются в сказочках. Страшные истории важны для развития. Они по душе ребятне, даже если мороз дерет по коже. По ходу сюжета детки испытывают массу эмоций. Переживают за фигурантов. Ищут пути спасения. Трансформируют негатив, слабые и ненужные эмоции. Страшилка превращает его в мощный позитив. Снимает напряжение и нервозность.