Честность аргументы из литературы. Егэ русский язык

Русский язык - это довольно сложный предмет, но без его изучения никак не обойтись. По окончании школьного образования обязательно каждый ученик проходит единый государственный экзамен.

Наиболее трудная часть экзамена - сочинение. Нужно готовиться к ЕГЭ ежедневно, для легкости написания творческой работы необходимо выучить клише, тогда и работа будет минимальной. Как известно, в сочинении необходимо приводить аргумент, проблема чести очень часто встречается. Именно по этой причине мы подробно разберем эту тему.

"Капитанская дочка"

Это знаменитое произведение Александра Сергеевича Пушкина, где встречается по заданной теме аргумент. Проблема чести в «Капитанской дочке» выходит на первый план. Даже если вспомнить эпиграф этой повести, то вспомним такие слова: «Береги честь смолоду».

Для начала проясним, Порядочность героев произведения, нравственные качества их. Кто ее олицетворяет? Примером могут служить и Гринев, и родители этого героя, и семья Миронова. С какой еще стороны можно рассмотреть эту проблему? Приведем аргумент (проблема чести) с точки зрения любви к своей Родине: Гринев в повести является человеком слова и чести. Это отражается как в отношении Маши, так и в отношении верности своей Родине.

Кроме того, в произведении «Капитанская дочка» приведено противопоставление героев (Гринев и Швабрин), это полные антиподы. Первый - человек чести, а вот второй не имеет ни чести, ни совести. Это очень грубый и невоспитанный человек, которому ничего не стоит нагрубить девушке или переметнуться на сторону противника. Швабрин обладает таким качеством, как эгоизм, что несовместимо с понятием «честь».

Как же формируется такое самое высокое нравственное качество личности, как честь? Приводя аргумент "проблема чести", необходимо выделить, что такое качество формируется еще с самого детства. Мы это видим на примере Гриневых, честь - это основа характера этой семьи.

"Тарас Бульба"

Где же еще встречается проблема чести? Аргументы можно подобрать и в знаменитом произведении Николая Васильевича Гоголя.

У главного героя есть два сына, которые полностью противоположны по своим нравственным качествам. Остап был честным и отважным. Он не боялся взять вину на себя, например, оборванный сад. Ему не свойственно предательство, умер Остап в ужасных муках, но остался героем.

Другое дело - Андрий. Он по своей натуре легок и романтичен. Всегда думает о себе в первую очередь. Он без зазрения совести сможет обмануть или предать. Самое большое предательство Андрия - переход на сторону врага из-за любви. Он предал всех своих близких людей, умер он с позором от рук своего отца, который не смог пережить и простить сыну его поступок.

Чем же поучительно произведение? Очень легко поддаться своим чувствам, но не стоит забывать о тех людях, которым ты дорог. Предательство на войне - это самый ужасный поступок, а человеку, совершившему его, нет прощения и пощады.

"Война и мир"

Проблема аргументы мы сейчас приведем, встречается в романе Льва Николаевича Толстого. Роман посвящен самой страшной войне, когда воевала Россия против Наполеона. Кто же здесь стал олицетворением чести? Такие герои, как:

  • Андрей Болконский.
  • Пьер Безухов.
  • Наташа Ростова.

Это качество проявили все эти герои в определенных случаях. Первый отличился в Бородинском сражении, второй - своим желанием убить противника, а Наташа Ростова помогала раненым. Все были в одинаковом положении, каждому были даны свои особые испытания. Но люди чести, патриоты своей страны смогли одержать верх над противником.

"Два капитана"

Проблема аргументы которой мы сейчас приведем, встречается нам на страницах повести В. Каверина. Стоит сразу обратить внимание на то, что произведение написано в тысяча девятьсот сорок четвертом году, во время войны с фашистами.

В эти тяжелые для всех времена такие понятия, как достоинство и честь, ценятся в людях, прежде всего. Почему повесть так называется? Капитаны, о которых идет речь: Саня Григорьев и Татаринов. Их порядочность объединяет их. Суть произведения заключается в следующем: Саня заинтересовался пропавшей экспедицией Татаринова и отстоял его честное имя. Он это совершил, несмотря на то что оттолкнул от себя Катю, которую он успел сильно полюбить.

Произведение учит читателя тому, что идти всегда надо до конца и не останавливаться на полдороги, тем более, если речь идет о чести и достоинстве человека. Люди, которые живут бесчестно, всегда будут наказаны, нужно только немного времени, справедливость всегда восторжествует.

Бесчестие – это, в первую очередь, отсутствие уважения к самому себе и к окружающим, наплевательское отношение к своим действиям и поступкам. С самого своего рождения человек получает честь и гордо несет её впереди себя чрез все преграды, сквозь грязь и злобу внешнего мира, пока не доходит до точки невозврата. Но, если мы рождаемся изначально честными с самим собой, то откуда берутся бесчестные люди?

О том, что такое честь, мы узнаем в детстве: от родителей и из книг, слышим по радио, видим по телевизору – другими словами, получаем науку чести вместе с воспитанием и берем пример с того, что видим вокруг. Поэтому очень важно, чтобы с самого начала ребенок понимал, что главной ценностью в его жизни является честь и совесть, ибо без них личность перестает быть личность, и вместе с потерей собственного достоинства человек начинает разрушаться морально и нравственно. Но, к сожалению, это понимают не все, и потому зачастую у бесчестных родителей вырастают бесчестные дети, что и изобразил в своей комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизин. Автор описывает нам семью Простаковых, в которой каждый отличается каким-то нравственным недугом: отец семейства пресмыкается перед свой женой, та, в свою очередь, периодически разбрасывается руганью и бранными словами на всех членов семьи и ужасно обращается с крепостными, показывая пример алчности и безнравственности. Скотинин, брат Простаковой, крайне невежественен и глуп, среди его увлечений лишь разведение свиней, он давно уже умственно и нравственно деградировал и готов ради одного лишь наследства жениться на Софьи, вступая в соперничество с собственным племянником. И во всей этой атмосфере вырос залюбленный своей матерью Митрофанушка. Разумеется, этот герой изображен автором в качестве заведомо грубого и бесчестного молодого человека: он не ценит ни любви, ни заботы, совершенно не любит и не уважает никого из своей семьи, не умеет самостоятельно делать выбор, даже в том, что касается его будущего, также, подобно своей матери, грубо и цинично обращается со всеми вокруг, не хочет никаким образом развиваться и не представляет из себя совершенно ничего стоящего. Митрофан безнравственен, он, как и Скотинин, готов жениться на Софье только из-за денег, полностью затоптав свою честь, и все это уже на раннем этапе его становления как личности. И причиной всего этого явилось плохое во всех отношениях воспитание.

Иногда человек теряет свою честь по причине собственной слабохарактерности уже в зрелом возрасте. Грушницкий, герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», на первый взгляд, ничем не отличается от Печорина, однако, следуя по хронологии произведения, читатель начинает понимать, что не так уверен в себе, не так честен с собой этот герой. Печорин – человек чести, а Грушницкий – полная его противоположность, именно поэтому он предпринимает достаточно жалкие попытки завоевать внимание княжны Мэри, «волочится» за ней и, получив отказ, грубо и завистливо называет её кокеткой, хотя совсем недавно, казалось бы, считал её ангелом. Затем этот герой от обиды распускает различные слухи и сплетни насчет женитьбы своего бывшего «друга» и бывшей возлюбленной, а в конце произведения и вовсе решает жульничать на дуэли, что является самой большой его низостью, характеризующей Грушницкого лишь как человека без достоинства. Грушницкий – типичный представитель «водяного общества», позер, пытающийся строить из себя «героя романа». Он, как мне кажется, потерял свою честь в тот день, когда решил не жить, а играть какую-то роль, обманывая себя и окружающих. Однако это перманентное лицемерие было его осознанным выбором, просто он, по всей видимости, решил, что жить в вечном обмане, без чести и достоинства проще и легче, что и явилось главной его ошибкой.

Честь – тяжелая ноша для каждого, и нести её способна лишь сильная личность, воспитанная в честности и нравственности. Безусловно, каждый сам для себя выбирает, носить при себе постоянно этот груз, или сбросить его сразу, опустив все лишние нравственные предрассудки и муки совести, однако грустно становится в тот момент, когда в воспитание человека изначально не вкладывают такое понятие как «честь», потому как в дальнейшем это становится трагедией целого общества.

аргументы к сочинению

Сочинения на тему чести на нашем сайте:

⁠ _____________________________________________________________________________________________

Проблема чести и бесчестия – одна из самых важных в жизни человека. Нас с детства учат тому, что поступать бесчестно плохо. Проходя мимо детской площадки, мы то и дело слышим: «Это нечестно! Надо переиграть!»
Вот какое определение чести мы находим словаре С.И. Ожегова:
Там же смотрит определение слову «честный» :
В словаре В.И. Даля даны такие поговорки о бесчестии:

Честь – категория нравственная. Понятие чести неразрывным образом связано с понятием совести, то есть быть честным человеком – это жить по совести, по глубоким внутренним убеждениям, что одно – хорошо, а другое – плохо.
С проблемой, как поступить: честно или бесчестно (соврать или сказать правду; предать или остаться верным стране, человеку, слову, принципам и т.д.), человек сталкивается буквально каждый день. Именно поэтому вся мировая литература так или иначе обращалась к ней.
проблема чести и бесчестия – одна из важнейших. Эраст, ветреный молодой человек, дворянин, увлекшись Лизой, крестьянской девушкой, думает оставить ради неё привычное общество и отказаться от прежнего образа жизни. Но в итоге его мечты оказываются самообманом. Лиза, глубоко влюблённая в Эраста, искренне верит молодому человеку и отдаёт ему самое дорогое, что есть у неё, бедной девушки, - свою девичью честь. Карамзин горько упрекает Лизу за этот поступок:

Но если Лизу мы можем понять и оправдать (она по-настоящему влюблена!), то Эраста оправдать невозможно. Воспитанный в дворянской среде так, что самостоятельно зарабатывать себе на жизнь он не может, герой, которому грозит долговая яма, так как он проиграл в карты всё своё состояние, решает жениться на богатой вдове. Лиза, ожидающая возлюбленного с войны, случайно узнаёт обо всем, и Эраст, застигнутый врасплох хочет откупиться от девушки деньгами. Поступок глубоко бесчестный, показывающий малодушие Эраста, его безволие, эгоизм. Лиза оказалась порядочнее Эраста, заплатив за свою любовь и потерянную честь очень высокой ценой – собственной жизнью.
все герои проходят испытание на честь. Береги честь смолоду - вот главное наставление отца Петру Гринёву, отправляющемуся на службу. И герой достойно выполняет наказ родителя. Он отказывается присягать Пугачёву, тогда как другой герой – Алексей Швабрин – делает это без особых колебаний. Швабрин – предатель, но если бы его поступок можно было объяснить только вполне понятным страхом смерти, то его хоть как-то можно было оправдать. Но Швабрин подлый, низкий человек. Мы знаем это из того, как он пытался очернить Машу Миронову в глазах Гринёва, как он подло ранил Петра во время дуэли. Поэтому его предательство вполне закономерно и не находит оправдания.
Бесчестными людьми показывают себя и приспешники Пугачёва, предавшие его. В то время как сам Пугачёв, хотя и представлен Пушкиным как неоднозначная фигура, оказался человеком чести (он с благодарностью помнит тулуп, подаренный Гринёвым, по просьбе главного героя тут же вступается за Машу и освобождает её из плена Швабрина).
проблема чести так же ключевая. Испытание на честь проходят оба главных героя – и Евгений Онегин, и Татьяна Ларина. Для Онегина это испытание заключается в отказе или согласии на дуэль с Ленским. Хотя по неписаным правилам светского общества отказываться от дуэли было малодушно, бесчестно (совершил поступок – отвечай!), в случае с Ленским бОльшим достоинством и честью для Онегина было бы принести свои извинения и отказаться от поединка. Но Евгений проявил малодушие, испугавшись осуждения света: он не стал объясняться с Владимиром. Итог дуэли всем известен: молодой поэт погиб в самом расцвете сил. Таким образом, формально Онегин ни в чём не был виноват: он принял вызов и судьба оказалась к нему благосклоннее, чем к Ленскому. Но совесть героя была нечиста. Именно сознание того, что он поступил нечестно, непорядочно, на наш взгляд, и вынудило Евгения оставить общество на долгих семь лет.
Татьяна же свой экзамен на честь выдержала с огромным достоинством. Она по-прежнему любит Онегина, в чём искренне ему и признаётся, но отказывается от отношений с ним, так как хочет сберечь доброе имя своей семьи. Для неё, замужней женщины, эта связь невозможна.
Сам А.С. Пушкин трагически погиб в рассвете сил, защищая честь своей жены, Натальи Николаевны, которую обвинили в связи с молодым французом Дантесом. На его смерть М.Ю. Лермонтов написал замечательные слова:
понятие чести заменено понятием выгода. Писатель неспроста даёт ему характеристику человека осмотрительно-охлаждённого характера. Чичиков с детства хорошо усвоил наказ отца «беречь и копить копейку». И вот маленький Павлуша продаёт своим однокашникам еду, делает воскового снегиря и так же продаёт. Повзрослев, он не гнушается бессовестной аферы с покупкой «мёртвых душ», находя к каждому продавцу подход, кого-то обманывая, сочинив для этого невероятную историю (как он это сделал с Маниловым), кому-то просто ничего не объясняя (Коробочка). Но другие помещики (Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин) вполне осознают смысл данного мероприятия, но тем не менее их «честь» нимало не страдает от предложения Чичикова. Каждый из этих помещиков с радостью продаёт главному герою «мёртвые души», тем самым улучшая и своё материальное положение.
Чиновники в поэме так же показаны бессовестными и бесчестными людьми. И хотя в произведении нет крупных, детально прорисованных образов, Гоголь даёт прекрасные портреты-миниатюры служителей государства. Так, Иван Антонович Кувшинное Рыло – типичный чиновник, который, пользуясь своим служебным положением, вымогает взятки у посетителей. Именно он знакомит Чичикова со всеми тонкостями бюрократической машины.
В отличие от поэмы

представлено подробное описание быта и нравов чиновников небольшого городка N. Все они бесчестны, так как не стесняются брать взятки, да и не особо это скрывают. Чиновники чувствуют себя полноправными хозяевами городка, и единственное, чего боится городничий, это донос. Привычка брать и давать взятки так глубоко укоренилась в сознании чиновников, что лучшим средством задобрить Хлестакова, которого они принимают за ревизора, они так же считают взятку. Хлестаков же, молодой человек, по определению Гоголя, «без царя в голове», не воспитанный в строгих понятиях чести и достоинства, проигравшись в Петербурге в карты и сидя в гостинице городка N без гроша в кармане, с радостью принимает деньги чиновников, поначалу даже не понимая, в чём дело и почему вдруг ему так неслыханно повезло. Его не заботят последствия его слов и поступков. И он рад обманывать, приписывая себе всё новые и новые заслуги (и с Пушкиным на дружеской ноге, и сам пишет и публикуется в журналах, и со всеми министрами знаком), его не стесняет то, что он объяснялся в любви и Марье Антоновне, дочери городничего, и его жене Анне Андреевне, а потом и вовсе пообещал жениться на Марье Антоновне.
честь оказалась пустым звуком для Андрия – младшего сына Тараса, старого козацкого полковника. Андрий с лёгкостью предает козаков ради своей возлюбленной – польской пани. Не таковы Тарас и брат Андрия, Остап. Для них козацкая честь важнее всего. Отец, как ни тяжело ему было, обезумев от гнева после того, как увидел сына, рубящего в бою своих же козаков, выстрелом убивает сына.
говорит само за себя. Герой рассказа – мальчик, которому подростки во время игры доверили охранять воображаемый военный склад, взяв с него честное слово не оставлять поста. И он не оставил, несмотря на то, что все давно разошлись и в парке становилось темно и страшно. Только разрешение военного, по счастливой случайности оказавшегося рядом, освободило ребёнка от данного обещания.
В жизни также нередко бывает, что слово, данное человеком, оказывается выше любых личных выгод, обстоятельств и прочего. Всё это говорит о высокой чести подобных людей. Так произошло с А.П. Чеховым, отказавшимся от звания академика после того, как такого же звания лишили М. Горького, за которого в своё время Антон Павлович горячо голосовал и которого тепло поздравлял с избранием. Но Академия наук решила отменить своё решение. Чехов был с этим категорически не согласен. Он говорил, что его голос в пользу избрания Горького академиком был искренним и решение Академии абсолютно не согласуется с его личным мнением.
В произведениях А.П. Чехова проблема чести, в том числе и чести профессиональной, поднималась не раз.

он говорит о докторе Осипе Степановиче Дымове, который остался верен своему врачебному долгу до конца. Он принимает решение отсасывать дифтеритные плёнки у больного мальчика, хотя это было очень опасно для врача, поэтому не предписывалось как обязательная мера лечения. Но Дымов идёт на это, заражается и умирает.

Аргументы к сочинению

Проблемы 1. Нравственные качества человека 2. Честь и достоинство как высшие ценности человека 3. Конфликт человека и общества 4. Человек и социальная среда 5. Межличностные отношения 6. Страх в жизни человека Утверждающие тезисы 1. Человек всегда должен оставаться человеком. 2. Человека можно убить, но у него нельзя отнять честь. 3. Нужно верить в себя и оставаться самим собой. 4. Характер раба определяет социальная среда, а сильная личность сама влияет на окружающий мир. Цитаты 1. Чтобы родиться, жить и умереть, надо много мужества (английский писатель). 2. Если тебе дадут линованную бумагу, пиши поперек (Х. Р. Хименес, испанский писатель). 3. Нет судьбы, которую бы не превозмогло презрение (А. Камю, французский писатель и философ). 4. Идти вперед и никогда не умирать (У. Теннисон, английский поэт). 5. Если главная цель в жизни не количество прожитых лет, а честь и достоинство, то какая разница, когда умирать (д. Оруэлл, английский писа­тель). 6. Человека создает его сопротивление среде (М. Горький, русский писатель). Аргументы Честь - бесчестие. Верность - предательство 1) Поэт Джон Браун получил от русской императрицы Екатерины проект Просвещения, но приехать не смог, потому что заболел. Однако он уже получил от нее деньги, поэтому, спасая свою честь, покончил жизнь самоубийством. 2) Проплавленный деятель Великой французской революции Жан-Поль Марат, которого называли «Другом народа», с детства отличался обост­ренным чувством собственного достоинства. Однажды домашний учитель ударил его по лицу указкой. Марат, которому тогда было 11 лет, отка­зался принимать пишу. Родители, разгневанные упрямством своего сына, заперли его в комнату. Тогда мальчик разбил окно и выпрыгнул на ули­цу, взрослые сдались, но на лице Марата на всю жизнь остался шрам от пореза стеклом. Этот шрам стал своего рода знаком борьбы за челове­ческое достоинство, ведь право быть собою, право быть свободным не дается человеку изначально, а завоевывается им в противостоянии с ти­ранией, мракобесием. 3) Во время второй мировой войны немцы подговорили одного уголовника за большое денежное вознаграждение сыграть роль известного героя Сопротивления. Его посадили в камеру к арестованным подпольщикам, чтобы он узнал у них все не обходимые сведения. Но уголовник, ощутив заботу незнакомых людей, их уважение и любовь, внезапно отказался от жал кой роли доносчика, не стал выдавать услышанные от под­польщиков сведения и был расстрелян. 4) Во время катастрофы «Титаника» барон Гуггенхайм уступил свое место в шлюпке женщине с ребенком, а сам тщательно побрился и с досто­инством принял смерть. 5) Во время Крымской войны некий командир бригады (минимум - полковник, максимум - генерал) обещал дать в приданое за своей дочерью половину того, что он «экономит» из сумм, отпускаемых на его бригаду. Стяжательство, воровство, предательство в армии привели к тому, что, несмотря на героизм солдат, страна потерпела позорное поражение. 6) Один из узников сталинских лагерей в своих мемуарах рассказал такой случай. Конвойные, желая развлечься, заставили заключенных делать приседания. Запутанные побоями и голодом люди стали послушно выполнять этот нелепый приказ. Но был один человек, который, несмотря на угрозы, отказался подчиняться. И этот поступок напомнил всем о том, что у человека есть честь, которую никто не сможет отнять. 7) Историки сообщают о том, что после отречения царя Николая ii от престола некоторые офицеры, присягавшие на верность государю, покончи­ли жизнь самоубийством, поскольку считали бесчестным служить кому-то другому. 8) Выдающемуся русскому флотоводцу адмиралу Нахимову в самые трудные дни обороны Севастополя прислали известие о высокой награде. Узнав об этом, Нахимов раздраженно сказал: «Лучше бы мне прислали ядра и порох для пушек!» 9) Шведы, осадившие Полтаву, предложили горожанам сдать ся. Положение осажденных было отчаянным: не оставалось ни пороха, ни ядер, ни пуль, ни сил драться. Но люди, собравшиеся на площади, решили стоять до конца. К счастью, вскоре подошла русская армия, и шведам при­шлось снять осаду. 10) Б. Житков в одном из своих рассказов изображает человека, который очень боялся кладбищ. Однажды маленькая девочка потерялась и поп­росила отвести ее домой. Дорога шла мимо кладбища. Мужчина спросил девочку: «А разве ты не боишься покойников?» «С вами мне ничего не страшно!» - ответила девочка, и эти слова заставили мужчину собраться с духом и преодолеть чувство страха. 11) О майоре Дмитрии Островерхове писали многие газеты. В руках молодого солдата чуть не разорвалась бракованная боевая граната. Увидев, что через несколько секунд произойдет непоправимое, Дмит­рий выбил ногой из рук солдата гранату, накрыл его собой. Рисковал - не то слово. Граната разорвалась совсем рядом. А у офицера - жена и годовалая дочка. 12) Во время покушения на царя Александра 11 взрывом бомбы повредило карету. Кучер умолял государя не выходить из нее и скорее ехать во дворец. Но император не мог бросить истекающих кровью охранников, поэтому вышел из кареты. В это время прогремел второй взрыв, и Алек­сандр -2 получил смертельное ранение. 13) Предательство во все времена считалось гнусным поступком, позорящим честь человека. Так, например, провокатору, который выдал полиции членов кружка Петрашевского (в числе арестованных был и великий писатель Ф. Достоевский), пообещали в качестве награды устроить его на хорошо оплачиваемую работу. Но, несмотря на усердные хлопоты полиции, все петербургские столоначальники отказались от услуг предателя. 14) Английский спортсмен Кроухерст решил принять участие в кругосветной гонке яхт-одиночек. У него не было ни опыта, ни мастерства, необхо­димого для такого состязания, но срочно нужны были деньги, чтобы расплатиться с долгами. Спортсмен решил перехитрить всех, он решил пере­ждать основное время гонок, а потом в нужный момент появиться на трассе, чтобы финишировать раньше остальных. Когда, казалось, замысел удался, яхтсмен понял, что не сможет жить, на рушив законы чести, и он покончил жизнь самоубийством. 15) Существует вид птиц, у которых самцы имеют короткий и твердый клюв, а самки - длинный и изогнутый. Оказывает ся, эти птицы живут в паре и всегда помогают друг другу: самец пробивает кору, а самка с помощью своего клюва выискивает личинок. Этот пример показывает, что даже в дикой при роде многие существа образуют гармоничное единство. Тем более у людей такие высокие понятия, как верность, любовь, дружба - это не просто абстракции, придуманные наивными романтиками, а реально существующие чувства, обусловленные самой жизнью. 16) Один путешественник рассказывал о том, что эскимосы подарили ему большую связку сушеной рыбы. Торопясь на судно, он забыл ее в чуме. Вернувшись через полгода, он нашел эту связку на прежнем месте. Путешественник узнал, что племя пережило тяжелую зиму, люди сильно го­лодали, но никто не посмел тронуть чужое, боясь навлечь на себя бесчестным поступком гнев высших сил. 17) Когда алеуты делят добычу, то они внимательно следят за тем, чтобы всем досталось поровну. Но если кто-то из охотников проявляет жад­ность и требует себе больше, то с ним не спорят, не ругаются: все отдают ему свою долю и молча уходят. Спорщику достается все, но, получив кучу мяса, он понимает, что потерял уважением своих соплеменников. и спешит вымолить у них прощение. 18) Древние вавилоняне, желая наказать провинившегося человека, стегали кнутом его одежду. Но от этого преступнику не было легче: тело-то он сохранял, зато обесчещенная душа истекала кровью. 19) Английский мореплаватель, ученый и поэт Уолтер Рэли всю жизнь яростно боролся с Испанией. Враги этого не забыли. Когда воюющие стра­ны начались долгие переговоры о мире, то испанцы потребовали, чтобы им отдали Рэли. Английский король решил пожертвовать отважным мо­реплавателем, оправдывая свое предательство заботой о благе государства. 20) Парижане во время Второй мировой войны нашли очень действенный способ борьбы с фашистами. Когда вражеский офицер входил в трам­вай или в вагон метро, то все дружно выходили. Немцы, видя такой молчаливый протест, понимали, что им противостоит не жалкая кучка несо­гласных, а целый народ, спаянный ненавистью к захватчикам. 21) Чешскому хоккеисту М. Новы, как лучшему игроку команды, подарили «Тойоту» последней модели. Он попросил выплатить ему стоимость ав­томобиля и разделил деньги между всеми членами команды. 22) Известного революционера Г. Котовского за разбои при говорили к смертной казни через повешение. Судьба этого не заурядного человека взволновала писателя А. Федорова, который стал хлопотать о помиловании разбойника. Он добился освобождения Котовского, и тот торжествен­но пообещал писателю отплатить ему добром. Спустя несколько лет, когда Котовский стал красным командиром, к нему пришел этот писатель и попросил спасти его сына, которого схватили чекисты. Котовский, рискуя жизнью, вызволи юношу из плена. Роль примера. Воспитание человека 1) Важную воспитательную роль играет пример и в жизни животных. Оказывается, не все кошки ловят мышей, хотя эта реакция считается инс­тинктивной. Ученые выяснили, что котята, прежде чем начать ловить мышей, должны увидеть, как это делают взрослые кошки. Котята, выращен­ные вместе с мышами, редко потом становятся их убийцами. 2) Всемирно известный богач Рокфеллер уже в детстве проявлял качества предпринимателя. Купленные мамой конфеты он делил на три части и с наценкой продавал их своим маленьким сестрам-сладкоежкам. 3) Многие люди склонны во всем винить неблагоприятные условия: семью, друзей, жизненный уклад, правителей. Но ведь именно борьба, пре - одоление трудностей есть важнейшее условие полноценного духовного формирования. Не случайно в народных сказках подлинная биография ге­роя начинается только тогда, когда он проходит испытание (сражается с чудовищем, спасает украденную невесту, добывает волшебный предмет). 4) И. Ньютон учился в школе посредственно. Однажды его обидел одноклассник, который носил звание первого ученика. И Ньютон решил отом­стить ему. Он стал учиться так, что звание лучшего досталось ему. Привычка добиваться поставленной цели стала главной чертой великого уче­ного. 5) Царь Николай i нанял для образования своего сына Александра ii выдающегося русского поэта В. Жуковского. Когда будущий наставник царе­вича представил план образования, отец приказал выбросить из этого плана занятия латынью и древнегреческим языком, которые его самого из­мучили в детстве. Он не хотел, чтобы и его сын тратил время на бессмысленную зубрежку. 6) Генерал Деникин вспоминал, как, будучи ротным командиром, он попытался внедрить в отношения с солдатами, основанные не на «слепом» подчинении командиру, а на сознательности, понимании приказа, старался при этом избегать суровых наказаний. Однако, увы, рота вскоре оказа­лась в числе худших. Тогда, по воспоминаниям Деникина, вмешался фельдфебель Степура. Он построил роту, поднял свой огромный кулак и, об­ходя строй, стал повторять: «Вот это вам не капитан Деникин!» 7) Голубая акула вынашивает более пятидесяти детенышей. Но уже в чреве матери между ними начинается безжалостная борьба за выживание, потому что пищи на всех не хватает. На свет рождаются только двое - это самые сильные, самые без жалостные хищники, вырвавшие свое право на существование в кровавом поединке. Мир, в котором нет любви, в котором выживает сильнейший, - это мир безжалостных хищников, мир безмолвных, холодных акул. 8) Учительница, которая учила будущего ученого Флеминга, часто водила своих учеников к реке, Где дети находили что-то интересное, с увлече­нием обсуждали очередную находку. Когда приезжал инспектор, чтобы проверить, насколько хорошо учат детей, ученики и учительница торопли­во залезали в класс через окно и делали вид, что увлеченно занимаются наукой. Экзамен сдавали всегда хорошо, и никто не знал. что дети учатся не только по книжкам, но и в ходе живого общения с природой. 9) На формирование выдающегося русского полководца Александра Суворова огромное влияние оказали два примера: Александр Македонский и Александр Невский. Про них ему рассказывала мать, которая говорила, что главная сила человека не в руках, а в голове. Стремясь подражать этим Александрам, хрупкий, болезненный мальчик вырос и стал замечательным военачальником. 10) Представьте, что вы плывете на корабле, который настигла страшная буря. Ревущие волны вздымаются до самых небес. Ветер с воем срыва­ет клочья пены. Молнии рассекают свинцово-черные тучи и тонут в морской бездне. Экипаж несчастного корабля уже устал бороться с бурей, в кромешной тьме не видно родного берега, никто не знает, что делать, куда плыть. Но вдруг сквозь непроглядную ночь вспыхивает яркий луч ма­яка, который указывает путь. Надежда радостным светом озаряет глаза моряков, они поверили в свое спасение. Великие деятели стали для человечества чем-то вроде маяков: их имена, словно путеводные звезды, указывали путь людям. Михаил Ломоносов, Жанна д" Арк, Александр Суворов, Николай Вавилов, Лев Толстой - все они стали живым примерам беззаветной преданности своему делу и пода­рили людям веру в свои силы. 11) Детство как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть. Потом они начинают прорастать. Биография челове­ческой души, человеческого сердца это прорастание семян, развитие их в крепкие, большие растения. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые - хлебными колосьями, некоторые - злым чертополохом. 12) Говорят, что к Шекспиру пришел молодой человек и спросил: - Я хочу стать таким же, как вы. Что мне нужно делать, чтобы стать Шекспиром? - Я хотел стать богом, а стал только Шекспиром. Кем же будешь ты, если хочешь стать всего лишь мной? - ответил ему великий драматург. 13) Науке известно немало случаев, когда ребенок, похищенный волками, медведями или обезьянами, воспитывался: в течение нескольких лет вдали от людей. Затем его ловили и возвращали в человеческое общество. Во всех этих случаях человек, выросший среди животных, становился зверем, утрачивал почти все человеческие признаки. Дети не могли усвоить человеческую речь, ходили на четвереньках, что у них исчезала спо­собность к прямохождению, они едва выучивались держаться на двух ногах, жили дети примерно столько же лет, сколько в среднем живут вос­питавшие их звери... О чем это говорит этот пример? О том, что ребенка нужно ежедневно, ежечасно воспитывать, целенаправленно управлять его развитием. О том, что вне общества человеческий ребенок превращается в животное. 14) Ученые давно уже говорят о так называемой <<пирамиде способностей». В раннем возрасте почти нет неталантливых детей, в школе их уже значительно меньше, еще меньше - в вузах, хотя туда проходят по конкурсу; во взрослом же возрасте остается совсем ничтожный процент по- настоящему талантливых людей. Подсчитано, в частности, что реально двигает науку вперед лишь три процента занятых научной работой. В со­циально-биологическом плане утрата талантливости с возрастом объясняется тем, что наибольшие способности нужны человеку в период освое­ния азов жизни и самоутверждения в ней, то есть в ранние годы; затем в мышлении и поведении начинают преобладать приобретенные навыки, стереотипы, усвоенные, прочно отложившиеся в мозгу знания и т. п. В этом плане гений - «взрослый, оставшийся ребенком», то есть человек, со­храняющий обостренное чувство новизны по отношению к вещам, к людям, вообще - к миру.

Аргументы к сочинению

Проблемы 1. Историческая память 2. Отношение к культурному наследию 3. Роль культурных традиций в нравственном становлении человека 4. Отцы и дети Утверждающие тезисы 1. Без прошлого нет будущего. 2. Народ, лишенный исторической памяти, превращается в пыль, которую носит ветер времени. 3. Копеечные кумиры не должны подменять настоящих героев, которые жертвовали собою ради своего народа. Цитаты 1. Прошлое не мертво. Оно даже не прошло (У Фолкнер, американский писатель). 2. Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова (Д. Сантаяна. американский философ). 3. Помни о тех, кто был, без кого ты бы не был (В. Тальников, русский писатель). 4. Народа умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю (Ф. Абрамов, русский писа­тель). Аргументы 1) Давайте представим себе людей, которые утром начинают строить дом, а на следующий день, не закончив начатого, принимаются за строи­тельство нового дома. Ничего, кроме недоумения, такая картина вызвать не может. Но ведь именно так поступают люди, которые отвергают опыт своих предков и как бы заново начинают строить свой «дом». 2) Человек, который смотрит вдаль с горы, может увидеть больше. Так и человек, который опирается на опыт своих предшественников, видит гораздо дальше, а его путь к истине становится короче. 3) Когда народ глумится над своими предками, над их мировоззрением, их философией, обычаями, он к той же участи готовит и себя. Подрастут потомки, и они будут смеяться над своими отцами. Но прогресс заключается не в отрицании старого, а в созидании нового. 4) Надменный лакей Яша из пьесы А. Чехова «Вишневый сад» не помнит своей матери и мечтает поскорее уехать в Париж. Он - живое воплоще­ние беспамятства. 5) Ч. Айтматов в романе «Буранный полустанок» рассказывает легенду о манкуртах. манкурты - это люди, насильно лишенные памяти. Один из них убивает свою мать, которая пыталась вырвать из плена беспамятства своего сына. И над степью звучит ее отчаянный крик: «Вспомни имя свое!» 6) Базаров, который пренебрежительно относится к «старичкам», отрицает их нравственные устои, умирает от пустяковой царапины. И этот дра­матический финал показывает безжизненность тех, кто оторвался от «почвы», от традиций свое го народа. 7) В одном научно-фантастическом рассказе повествуется о судьбе людей, которые летят на огромном космическом корабле. Они летят много лет, и новое поколение не знает, куда летит корабль, где находится конечный пункт их многовекового путешествия. Люди охвачены мучительной тоской, их жизнь лишена пели. Этот рассказ - тревожное напоминание всем нам о том, как опасен разрыв между поколениями, как опасна утрата памяти. 8) Завоеватели древности сжигали книги и разрушали па мятники, чтобы лишить народ исторической памяти. 9) Древние персы запрещали порабощенным народам учить своих детей грамоте и музыке. Это было самое страшное наказание, потому что раз­рывались живые нити с прошлым, разрушалась национальная культура. 10) В свое время футуристы выдвинули лозунг «Сбросить Пушкина с корабля современности». Но в пустоте творить не возможно. Не случайно в творчестве зрелого Маяковского ощущается живая связь с традициями русской классической поэзии. 11) В годы Великой Отечественной войны сняли фильм «Александр Невский», чтобы у советского народа появились духовные сыны, чувство единства с «богатырями» прошлого. 12) Выдающийся физик М. Кюри отказалась патентовать свое открытие, объявила, что оно принадлежит всему человечеству. Она говорила, что не смогла бы открыть радиоактивность без великих предшественников. 13) Царь Петр 1 умел заглядывать далеко вперед, зная, что плоды его усилий пожнут будущие поколения. Как-то Петр, сажая желуди. заметил. как один из присутствовавших при этом вельмож скептически улыбнулся. Разгневанный царь сказал: «Понимаю! ТЫ мнишь, что не доживу я до матерых дубов. Правда! Но ты - дурак; я оставляю пример прочим, чтоб делали то же, а потомки со временем строили из них корабли. Не для себя тружусь, польза государству впредь». 14) Когда родители не понимают стремлений своих детей, не понимают их жизненных целей, то часто это приводит к неразрешимому конфлик­ту. Анна Корвин-Круковская, сестра известного математика С. Ковалевской, в молодости успешно занималась литературным творчеством. Однаж­ды она получила благожелательный отзыв от Ф. М. Достоевского, который предлагал ей сотрудничество в его журнале. Когда отец Анны узнал о том, что его незамужняя дочь переписывается с мужчиной, то пришел в ярость. «Сегодня ты продаешь свои повести, а потом начнешь продавать себя!» - накинулся он на девушку. 15) Великая Отечественная война кровоточащей раной будет вечно тревожить сердце каждого человека. Блокада Ленин града, в которой от голо­да и холода умерли сотни тысяч людей, стала одной из самых драматичных страниц нашей истории. Пожилая жительница Германии, чувствуя вину своего народа перед погибшими, оставила завещание о пере воде своего денежного наследства на нужды Пискаревского мемориального кладбища в Санкт-Петербурге. 16) Очень часто дети стыдятся своих родителей, которые кажутся им нелепыми, несовременными, отсталыми. Однажды бродячий шут на глазах веселящейся толпы стал высмеивать молодого правителя одного маленького итальянского городка за то, что у того мать была простой прачкой. И что же сделал разгневанный сеньор? Он приказал убить свою мать! Конечно, такой поступок молодого изверга у каждого нормального чело века вызовет закономерное возмущение. Но давайте посмотрим внутрь себя: как часто мы испытывали чувство неловкости, досады и раздраже­ния, когда наши родители позволяли себе высказывать свое мнение при наших сверстниках? 17) Недаром время я называют лучшим судьей. Афиняне, не поняв величия истин, открытых Сократом, осудили его на смерть. Но прошло совсем немного времени, и люди поняли, что убили человека, который стоял выше их в духовном развитии. Судей, которые вынесли смертный приговор, из города изгнали, а философу поставили бронзовый памятник. И теперь имя Сократа стало воплощением беспокойного стремления человека к правде, к познанию. 18) В одной из газет написали статью про одинокую женщину, которая, отчаявшись найти достойную работу, стала кормить своего грудного сына специальными лекарствами. что бы вызвать у него эпилепсию. Тогда бы ей назначили пенсию по уходу за больным ребенком. 19) Однажды одного моряка, допекающего весь экипаж своими шутливыми проделками, смыло волной в море. Он оказался в окружении стаи акул. Корабль быстро уходил в сторону, помощи ждать было неоткуда. Тогда моряк, убежденный атеист, вспомнил картину из детства: у иконы молится его бабушка. Он стал повторять ее слова, взывая к Богу. Чудо произошло: акулы его не тронули, а через четыре часа, заметив пропажу матроса, судно вернулось за ним. После плавания моряк попросил прощения у старушки за то, что в детстве подсмеивался над ее верой. 20) Старший сын царя Александра П был прикован к посте ли и уже умирал. Императрица ежедневно навещала великого князя после обязатель­ной прогулки в коляске. Но однажды Николай Александрович почувствовал себя хуже и решил отдохнуть в часы обычного визита к нему матери. В результате они не виделись несколько дней, и Мария Александровна поделилась с одной и фрейлин своей досадой на это обстоятельство. «Да отчего ж Вы не поедете в другой час?» - удивилась та. «Нет. Это мне неудобно», - ответила императрица, будучи не в силах нарушить заведен­ный порядок даже тогда, когда речь шла о жизни ее любимого сына. 21) Когда в 1712 году царевич Алексей возвратился из-за границы, где провел около трех лет, отец Петр 1 спросил его, не забыл ли он то, чему учился, и тут же велел принести чертежи. Алексей, опасаясь, что отец заставит сделать чертеж в своем присутствии, решил уклониться от экзамена самым трус­ливым образом. Он «умыслил испортить себе правую руку» выстрелом в ладонь. Решимости всерьез выполнить намерение у него не хватило, и дело ог­раничилось ожогом руки. Симуляция все же избавила царевича от экзамена. 22) В персидской легенде рассказывается о надменном султане, который во время охоты отлучился от своих слуг и, заблудившись, набрел на ша­лаш пастуха. Измученный жаждой, он попросил напиться. Пастух налил воду в кувшин и подал его владыке. Но султан, увидев невзрачный сосуд, вышиб его из рук пастуха и гневно воскликнул: - Я никогда не пил из таких мерзких кувшинов - Разбившийся сосуд произнес: - Ах, султан! Напрасно ты мною гнушаешься! Я твой прадед, и я некогда был, как и ты, султаном. Когда я умер, меня похоронили в великолеп­ной гробнице, но время превратило меня в прах, который смешался с глиной. Горшечник, выкопав ту глину, наделал из нее множество горшков и сосудов. Поэтому, владыка, не презирай простую землю, из которой ты произошел и в которую ты когда-нибудь превратишься. 23) В Тихом океане есть крошечный клочок суши - остров Пасхи. На этом острове находятся циклопические каменные изваяния, которые уже долго волнуют умы ученых всего мира. Для чего люди соорудили эти огромныв статуи? Как островитянам удавалось поднимать многотонные ка­менные глыбы? Но местные жители (а их осталось чуть более 2 тысяч человек) не знают ответов на эти вопросы: нить, связующая поколения, прервалась, опыт предков безвозвратно утрачен, и только безмолвные каменные колоссы напоминают о великих свершениях прошлого.

Аргументы к сочинению

Проблемы 1. Смысл человеческой жизни 2. Верность своему призванию 3. Поиск жизненного пути 4. Истинные и ложные ценности 5. Счастье 6. Свобода Утверждающие тезисы 1. Смысл человеческой жизни заключается в самореализация. 2. Любовь делает человека счастливым. 3. Высокая цель, служение идеалам позволяет человеку раскрыть заложенные в нем силы. 4. Служить делу жизни - вот главная цель человека. 5. Человека нельзя лишать свободы. 6. Нельзя насильно сделать человека счастливым. Цитаты 1. Непреодолимого на свете нет ничего (А. В. Суворов, полководец). 2. Только труд дает право на наслаждение (Н. Добролюбов, литературный критик). 3. Чтоб жить честно, надо рваться путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и ли­шаться. А спокойствие - душевная подлость (Л. Толстой, писатель). 4. В чем жизнь? В чем ее смысл? В чем цель? Ответ только один: в самой жизни (В. Вересаев, писатель). 5. И не светятся больше ночами два крыла у меня за плечами (А. Тарковский, поэт). 6. Чтобы родиться, жить и умереть, надо много мужества (А.Маклин, английский писатель). 7. Смысл жизни не в том, чтобы удовлетворить свои желания, а в том, чтобы их иметь (М. Зощенко, русский писатель). 8. Если главная цель в жизни не количество прожитых лет, а честь и достоинство, то какая разница, когда умирать (Д.Ору ЭМ, английский пи­сатель). 9. Не существует больших талантов без большой воли (О. Бальзак, французский писатель). 10. Думать и творить, творить и думать - вот основа всякой мудрости (И. Гете, немецкий писатель). 11. Человек рожден, чтобы жить или в конвульсиях беспокойства или в летаргии скуки (Вольтер, французский писатель). 12. Человек, выбравший зло, в определенной степени лучше того, кого принудили к Добру (Э. Берджес, английский писатель). Аргументы Самореализация человека. Жизнь как борьба за счастье 1) Давайте представим, что какой-то добрый волшебник или какие-то высокоразвитые инопланетяне решили облагодетельствовать человечество: они избавили людей от необходимости трудиться, возложив всю работу на умные машины. Что стало бы тогда с нами, с нашей вековой мечтой о праздной и веселой жизни? Человек бы утратил радость преодоления, и жизнь превратилась бы в мучительное существование. 2) Из крошечного яблоневого семечка, брошенного в землю, со временем вырастет дерево, которое будет давать сладкие, сочные плоды. Так и человек должен реализовать заложенные в нем природой силы, прорасти, чтобы плодами своих трудов радовать людей. 3) Жизненная драма Евгения Онегина, человека незаурядного, вызвана именно тем, что «труд упорный ему был тошен». Выросший в праздности, он не научился самому главному терпеливо трудиться, добиваясь своей цели, жить ради другого человека. Его жизнь превратилось в безрадост­ное существование «без слез, без жизни, без любви». 4) Колонисты Северной Америки сгоняли коренных жителей-индейцев в специальные поселения - резервации. Белые люди желали индейцам блага: они строили им жилища, обеспечивали их пищей, одеждой. Но странное дело: индейцы, лишенные необходимости своим трудом добывать себе пищу, стали вымирать. Вероятно, труд, опасности, жизненные невзгоды нужны человеку так же, как воздух, свет и вода. 5) Самореализация - одна из важнейших потребностей человека. С точки зрения мещанина, считающего спокойную сытость высшим благом, пос­тупок декабристов кажется верхом безумия, каким-то нелепым чудачеством. Ведь почти все они выходцы из богатых семей, довольно успешно делали карьеру, были известны. Но жизнь противоречила их убеждениям, их идеалам, и они променяли роскошь на кандалы каторжников ради своей цели. 6) Некоторые туристические фирмы в сШа предлагают своим клиентам странные виды отдыха: пребывание в плену, по бег из плена. Расчет вер­ный, потому что люди, уставшие от скуки, от унылой повседневности, готовы платить огромные деньги, чтобы оказаться в экстремальных услови­ях. Человек нуждается в трудностях, нуждается в борьбе с лишениями и опасностями. 7) Один талантливый изобретатель придумал тару, в которой не билась посуда, придумал особые тележки для транспортировки древесины. Но его изобретения никого не заинтересовали. Тогда он стал делать фальшивые деньги. Его поймали и посадили в тюрьму. Горько сознавать, что общество не сумело создать условия для того, чтобы этот человек смог реализовать свой незаурядный талант. 8) Некоторые ученые продолжают утверждать, что не человек произошел от обезьяны, а напротив, обезьяна произошла от людей, которые в ре­зультате деградации превратились в животных. 10) В журналах рассказывали о любопытном эксперименте ученых: возле норы, ИЗ которой доносились угрожающие звуки. Они поставили клетку с крысами. Зверьки осторожно стали подкрадываться к норке, заглядывать в нее, а потом, поборов страх, полезли вовнутрь. Что же заставило животных лезть туда? Корм у них был! Никакой физиологической потребностью невозможно объяснить такое «любопытство»! Следовательно, жи­вотным тоже присущ инстинкт познания. Есть какая-то могучая сила, которая заставляет нас открывать что-то новое, расширять границы уже познанного. Неугасимая любознательность, неиссякаемая жажда истины - это неотъемлемые качества всего живого. 11) Акула, воли перестает двигать плавниками, камнем пой дет на дно, птица, если перестанет махать крыльями, упадет на землю. Так и человек, если в нем угаснут стремления, желания, цели, рухнет на дно жизни, его затянет густая трясина серой обыденности. 12) Река, которая перестает течь, превращается в зловонное болото. Так и человек, который перестает искать, думать, рваться, утрачивает «души прекрасные порывы», постепенно деградирует, его жизнь становится бесцельным, жалким прозябанием. 13) Всех героев Л. Толстого правильнее делить не на плохих и хороших, а на тех, кто изменяется, и тех, кто утратил способность к духовному саморазвитию. Нравственное движение, неустанный поиск самого себя, вечная неудовлетворенность это и есть, по мнению Толстого, наиболее полное проявление человечности. 14) А.Чехов в своих произведениях показывает, как умные, полные сил люди постепенно утрачивают свои «крылья,>, как в них угасают высокие чувства, как они медленно погружаются в болото обыденности. «Никогда не сдавайся!», - этот призыв звучит почти в каждом произведении пи­сателя. 15) Н. Гоголь, обличитель человеческих пороков, настойчиво ищет живую человеческую ДУШУ. Изображая Плюшкина, который стал «прорехой на теле человечества,>, он страстно призывает читателя, выходящего во взрослую жизнь, забирать с собой все «человеческие движения», не терять их на жизненной дороге. 16) Образ Обломова - это образ человека, который только хотел. Он хотел изменить свою жизнь, хотел перестроить жизнь поместья, хотел вы­растить детей... Но у него не нашлось сил, чтобы эти желания воплотить в жизнь, поэтому его мечты так и остались мечтами. 17) М. Горький в пьесе «На дне» показал драму «бывших людей», которые утратили силы для борьбы ради самих себя. Они надеются на что-то хорошее, понимают, что жить надо лучше, но ничего не делают для того, чтобы изменить свою участь. Не случайно действие пьесы начинается в ночлежке и заканчивается там же. 18) Газеты рассказывали о молодом человеке, который после операции на позвоночник стал калекой. У него появилась уйма свободного времени, которое он не знал, на что тратить. Он признавался, что самый счастливый момент в его жизни наступил тогда, когда друг попросил его перепи­сать конспекты лекций. Больной понял, что и в таком положении он может быть нужен людям. После этого он освоил компьютер, стал разме - шать в Интернете объявления, в которых искал спонсоров для детей, нуждающихся в срочной операции. Будучи при кованным к инвалидному креслу, он спас десятки человеческих жизней. 19) Однажды в Андах произошла авиакатастрофа: в ущелье рухнул самолет. Часть пассажиров чудом уцелела. Но как вы жить среди вечных сне­гов, вдали от человеческого жилья.? Кто - то стал пассивно ждать помощи, кто-то пал духом, готовясь к смерти. Но были те, кто не сдался. Они, проваливаясь в снег, срываясь в пропасти, пошли на поиски людей. Израненные, едва живые, они все-таки выбрались к горной деревушке. Вско­ре спасатели вызволили из беды оставшихся в живых. 21) Средневековые рыцари совершали многочисленные подвиги, надеясь на то, что самый достойный из них увидит священную чашу Грааля. Ког­да же самого достойного призвали в храм, чтобы он смог увидеть священный сосуд, то счастливчик испытал самое горькое разочарование в жизни: что же делать потом? Неужели конец всем поискам, опасностям, сражениям, неужели больше не нужны подвиги? 22) Преодоление трудностей, напряженная борьба, неустанный поиск - это необходимые условия для становления чело века. Вспомним известную притчу про бабочку. Однажды человек увидел, как через маленькую щель в коконе пытается выбраться бабочка. Он долго стоял и наблюдал за безуспешными попытками несчастного существа выбраться на свет. Сердце человека наполнилось жалостью, и он ножиком раздвинул края коко­на. Наружу выбралось хилое насекомое, которое с трудом волочило беспомощные крылья. Человек не знал, что бабочка, разрывая оболочку ко­кона, укрепляет свои крылья, развивает необходимые мышцы. А он своей жалостью обрек ее на верную смерть. 23) Какой-то американский миллиардер, видимо Рокфеллер, одряхлел, и ему стало вредно волноваться. Читал же он всегда одну и ту же газету. Чтобы не волновать миллиардера разными биржевыми и прочими неприятностями, выпускали один особый экземпляр газеты и клали ему на стол. Таким образом, жизнь шла своим чередом, а миллиардер жил в другом, иллюзорном, специально созданном для него мире. Ложные ценности 1) И. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» показал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся. Но когда американский миллионер умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо человека: он умер, так и не узнав, что такое жизнь. 2) Газеты рассказывали о судьбе преуспевающего менеджера, который увлекся ролевой игрой в бойцовском клубе. Его посвятили в сан рыцаря, дали новое имя, и придуманная жизнь так увлекла молодого человека, что он забыл о работе, о своей семье... Теперь у него другое имя, другая жизнь, и он жалеет только об одном, что нельзя навсегда уйти из реальной жизни в ту жизнь, которую он для себя придумал. 4) Имя простой крестьянской девушки Жанны дАрк сегодня известно всем. 75 лет Франция вела безуспешную войну с английскими захватчиками. Жанна поверила, что именно ей суждено спасти Францию. Молодая крестьянка уговорила короля дать ей небольшой отряд и смогла сделать то, что не удавалось умнейшим военачальникам: она зажгла своей неистовой верой людей. После многих лет позорных поражений французы, на­конец, смогли победить захватчиков. Когда размышляешь над этим поистине чудесным событием, то понимаешь, как важно, чтобы человеком руководила великая цель. 5) Маленькая девочка, занимаясь на трапеции, упала и раз била нос. Мать бросилась к дочери, но Илья Репин ее остановил, чтобы посмотреть на стру­ящуюся из носа кровь, запомнить ее цвет, характер движения. Художник в это время работал над полотном «Иван Грозный и сын его Иван». Этот факт, который большинство людей расценит как проявление бездушия со стороны отца, говорит об особой природе художника. Он самоотверженно служит искусству, его правде, и жизнь становится материалом для его творений. 6) Мало кто знает, что во время съемок известного фильма Н. Михалкова «Утомленные солнцем», испортилась погода, температура понизилась до минус шести. А между тем по сценарию должно быть знойное лето. Актерам, изображавшим отдыхающих, приходилось купаться в ледяной воде, лежать на холодной земле. Этот пример показывает, что искусство требует от человека жертв, полной самоотдачи. 7) М. Горький, работая над одним из своих романов, описывал сцену убийства женщины. Внезапно писатель вскрикнул и упал без чувств. При­ехавшие врачи обнаружили у писателя рану в том самом месте, куда ударили ножом героиню его произведения. Этот пример показывает, что подлинный писатель не просто выдумывает события, а пишет кровью своей души, все созданное он пропускает через свое сердце. 8) Французский писатель Г. Флобер в романе «Госпожа Бовари» рассказывал о судьбе одинокой женщины, которая, за путавшись в жизненных противоречиях, решила отравиться. Писатель сам почувствовал признаки отравления и вынужден был обратиться за помощью. Не случайно по­том он говорил: «Госпожа Бовари - это я». 9) Верность своему призванию не может не вызывать уважения. Народоволец Николай Кибальчич был приговорен к смерти за покушение на царя. Ожидая смерти, он работал над проектом реактивного двигателя. Больше, чем собственная жизнь, его заботила судьба изобретения. Когда за ним пришли, чтобы отвести к месту казни, Кибальчич отдал жандарму чертежи космического аппарата и просил передать их ученым. «Трога - тельно, что человек перед страшной казнью имеет силы думать о человечестве!» - так писал об этом духовном подвиге К. Циолковский. 10) Восемь лет провел итальянский поэт и философ Д. Бруно в застенках инквизиции. От него требовали, чтобы он отрекся от своих убеждений, и обещали за это сохранить ему жизнь. Но Бруно не стал торговать своей правдой, своей верой. 11) Когда родился Сократ, его отец обратился к оракулу, чтобы узнать, как воспитывать сына. Оракул ответил, что мальчик не нуждается ни в наставниках, ни в воспитателях: он уже избран на особый путь, и руководить им будет его дух-гений. Позже Сократ признавался, что часто слы - шал внутри себя какой-то голос, который приказывал ему, что делать, куда идти, о чем думать. Эта полулегендарная история выражает веру в избранность великих людей, которые окликнуты жизнью для больших свершений. 12) Врач Н. И. Пирогов, наблюдая однажды за работой скульптора, пришел к мысли использовать при лечении больных гипсовую повязку. Ис­пользование гипсовой повязки стало подлинным открытием в хирургии и облегчило страдания многим людям. Этот случай говорит о том, что Пи­рогов был постоянно поглощен своими мыслями о том, как лечить людей. 13) «Я всегда поражался безмерному трудолюбию и терпеливости Кирилла Лаврова, - вспоминает режиссёр Владимир Бортко о выдающемся акте­ре: «Нам надо было отснять 22 минутный разговор Иешуа с Понтием Пилатом, такие сцены снимаются по две недели. На съёмочной площадке Лавров, 80-летний человек, провёл 16 часов в нагрудных доспехах весом 12 кг, не сказав ни слова упрёка съёмочной группе». 14) Научный поиск требует самоотверженного служения. Древнегреческий философ Эмпедокл говорил современникам: «Ничто не рождается из ничего и никуда не исчезает, одно переходит в другое». Люди смеялись над бреднями безумца. Тогда Эмпедокл, чтобы доказать свою правоту, бросился в огнедышащее жерло вулкана. Поступок философа заставил сограждан задуматься: может быть, на самом деле устами безумца говорила истина, которая не боится даже смерть. Не случайно идеи древнегреческого философа стали источником для научных прозрений в более поздние эпохи. 15) Майкл Фарадей однажды попал на лекцию к известному английскому химику Дэви. Молодой человек был околдован словами ученого и решил посвятить свою жизнь научному познанию. Чтобы иметь возможность с ним общаться, Фарадей решил устроиться слугой в дом Дэви.

Готовое сочинение.

Для кого даже честь-пустяк,
для того и все прочее ничтожно.
Аристотель

Что такое честь? Значимо ли это понятие? Человек рождается с честью или приобретает еѐ, набираясь жизненного опыта? Для меня честь-это внутреннее нравственное достоинство, чистая душа и совесть, беспорочность и великодушие. Я считаю, что каждый человек появляется на свет с честью, но не каждый может ее сохранить, пройдя через жизненные трудности и препятствия, потому что честь - тяжелая ноша для еѐ обладателя. Поэтому, увы, в наше время далеко не каждый человек является человеком чести. Так откуда же берутся бесчестные люди?

По моему мнению, семья играет важнейшую роль в становлении человека как личности. Комедия Д.И.Фонвизина является убедительным примером того, какую огромную роль играет семья в формировании у ребенка нравственных ценностей, чести, добродетели. Главный герой, Митрофанушка Простаков, живет в семье, где ругань, алчность и обман - обычное дело. Здесь духовные ценности - пустой звук. Д.И.Фонвизин показывает, как влияет такая обстановка на Митрофанушку. В конце комедии перед читателем предстает не только малообразованный (что ещѐ полбеды), но и грубый, циничный и расчетливый человек. Например, на Софье он готов жениться только ради наследства, к собственной матери не чувствует жалости и сострадания, говоря ей: «Да отвяжись ты, матушка». Трудно не согласиться с народной мудростью: «Яблоко от яблони недалеко падает», ведь многие человеческие пороки уходят своими корнями в семью, и такой порок, как бесчестие, не является исключением.

Очень часто гордыня, бесчестие и вседозволенность приходят к личности вместе с властью и социальной значимостью. В повести-притче Дж. Оруэлла «Скотный двор» свинья Наполеон, захватившая власть на ферме, после изгнания людей и мистера Джонса со скотного двора бесчестно расправилась с себе подобными поросятами, выступающими против его политики. Такие же подлые и нечестные методы Наполеон использовал и против своего конкурента Снежка, обвинив его в шпионаже и нагло присвоив его чертежи мельницы. Это произведение является примером того, как власть может повлиять на личность, открыть очень неприятные черты характера, показать истинное лицо человека.

Бесчестие – страшный порок человека. Безответственность за свои поступки, порочное воспитание, власть, деньги портят человека, заставляя порой идти на сделку с собственной совестью. Честь, благородство души, желание сохранить своѐ доброе имя – выбор сильного волевого человека.

Власов Мирон, ученик 11 класса.
Учитель Новошинцева Ольга Владимировна.