Чувств живых простор. Ольга Ивановна Скороходова: биография

Ольга Ивановна родилась на Украине в селе Белозерка недалеко от Херсона. Она была единственной дочерью в небогатой крестьянской семье. Мать батрачила в семье священника, а отец был призван в армию в начале Второй Мировой войны, откуда в семью не вернулся.

Существует некоторая путаница с датами ее рождения, на которую, возможно, и не стоило бы обращать внимание, если бы речь шла не о возрасте, в каком ребенок потерял слух и зрение. Во всех работах и самой Скороходовой, и ее учителя Соколянского написано, что она родилась 24 июля 1914 года, в пять лет заболела менингитом, после чего потеряла полностью зрение и слух на левое ухо, слух с правой стороны снижался постепенно.

Как писала сама Ольга Ивановна, болезнь долго напоминала о себе частыми и сильными головными болями, нарушениями памяти, высокой утомляемостью, страхами. Мать Ольги Ивановны умерла весной 1922 г. от туберкулеза, отец жил в другом месте и не давал о себе знать, а все нормальные контакты с родственниками были очень осложнены из-за слепоглухоты девочки и возобновились значительно позднее. Сама Ольга Скороходова отличалась очень невысоким, даже маленьким ростом и грацильным телосложением, поэтому всегда выглядела моложе своих лет.

После ее смерти нашлись подлинники документов о ее рождении -- выписки из церковной книги и был уточнен год ее рождения. Стало известно, что родилась она в 1911 г., и, если заболела в 1919 году, то ей было 8 лет, когда она совсем потеряла зрение и начала постепенно терять слух. Примерно до 11-13 лет слышала громкую речь на правое ухо, но к 14 годам совсем оглохла.

После смерти матери она некоторое время жила в семьях родственников, и, наконец, один из них отвез ее в Школу слепых г. Одессы. Это были голодные годы сразу после окончания гражданской войны, и школа помогла девочке выжить. Ее даже отправляли на лечение в санаторий, откуда она сбежала снова в школу, так как в санатории с ней совсем никто не общался. Заниматься со слепоглухой девочкой индивидуально в школе слепых никто не умел, а присутствовать в классе было бесполезно, так как она совсем не слышала, что говорит учитель.

Вместе с окончательной потерей слуха появились и вестибулярные нарушения, Ольге стало трудно ходить, у нее часто кружилась голова. Окружающие же продолжали громко говорить ей на ухо, а она только ощущала их дыхание, не слыша никаких звуков. О девочке сообщили в Харьков профессору Ивану Афанасьевичу Соколянскому и, в начале 1925 г., ее привезли в Школу-клинику слепоглухих, которую он только что организовал в этом городе при школе слепых. После того, как девочка освоилась с новой обстановкой и привыкла к хорошо организованной жизни в новой школе, И. А. Соколянский приступил к восстановлению устной речи Ольги, которая была нарушена после утраты слуха.

По воспоминаниям Ольги Ивановны, «в этом учреждении все было настолько благоустроено, настолько соответствовало в материальном и бытовом отношении своему прямому назначению, что желать лучшего едва ли было возможно, тем более, что воспитанников было не так много -- от пяти до девяти человек. У каждого воспитанника на все случаи было свое определенное отдельное место, чтобы не мешать друг другу во время занятий с педагогом, во время самостоятельных игр. В то же время была и общая комната для совместных игр, гимнастических упражнений и других развлечений. В клинике был специальный благоустроенный сад, в котором слепоглухонемые дети могли гулять и в одиночку и группой. И. А. Соколянский, начав работу по обучению Ольги Скороходовой в харьковской школе, поставил перед собой задачу как можно раньше, хотя бы в самой примитивной форме получить самонаблюдения самих слепоглухих воспитанников, научить их рассказывать о себе и своих переживаниях. Для этого, не дожидаясь того, когда девочка полностью овладеет техникой письма, стали работать над ежедневным описанием событий ее повседневной жизни. Умение записывать и умение наблюдать развивалось у Ольги параллельно. Она систематически возвращалась к записям своих наблюдений и, оставляя нетронутым факт, изменяла литературную редакцию его описания по мере развития своей письменной речи. Многие факты всплывали из памяти и записывались вновь. Ни один факт не был ей рассказан со стороны. Все наблюдения она вела самостоятельно и только в записанном виде показывала педагогам, но только для ознакомления, а не для исправления. Ее рукопись при опубликовании никогда не подвергалась никаким редакционным правкам, ни при жизни Соколянского, ни после его смерти. Через 17 лет такой работы над дневниками появился материал для первой книги Ольги Скороходовой.

По индивидуальной программе Ольга Ивановна закончила в Харькове курс средней школы и готовилась к поступлению в университет. В эти годы она начинает переписываться с известным русским писателем Максимом Горьким. Но всем радужным планам помешала свершиться. В 1944 году Ольга Ивановна переехала в Москву, где тогда уже работал ее учитель И. А. Соколянский (1889-1960) и стала продолжать учиться и работать при Институте Дефектологии.

В 1947 г. вышла ее первая книга «Как я воспринимаю окружающий мир». Предисловие к этому изданию было написано известным психологом А. Н. Леонтьевым, где он обращал особое внимание на удивительную тонкость описаний автором различных видов своей чувствительности -- осязания, обоняния, вибрационного чувства, температурных и вкусовых ощущений, которые заменяли ей слух и зрение. Особенно интересными он нашел самонаблюдения Ольги Ивановны, характеризующие целостные, сложные переживания окружающего, которые дополнялись анализом не только своих ощущений, но и стремлением понять впечатления других, видящих и слышащих людей. Самонаблюдения О. И. Скороходовой наглядно показывали, как знания, которым овладевает человек, способны раздвигать границы переживаемого им мира. А. Н. Леонтьев также отмечал, что в этой книге видна незаурядная личность автора, раскрывающего перед читателем процесс духовного развития слепоглухого человека, наблюдения над собой которой имеют особое значение для психологии.

В 1954 г. эта книга была дополнена второй частью и была опубликована под названием «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир». Эта книга была с небольшими изменениями переиздана в 1956 г. В предисловии к ней И. А. Соколянский, описал многолетнюю систему работы с Ольгой по обучению ее наблюдать и записывать эти наблюдения.

Новый дополненный вариант этой книги «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир» вышел в 1972 г. уже с предисловием заведующего лабораторией обучения и воспитания слепоглухих детей НИИ дефектологии АПН СССР, где работала Ольга Ивановна, доктором психологии А. И. Мещеряковым (1923-1974), в котором тот подробно описывает биографию учителя Ольги Ивановны, И. А. Соколянского, и излагает свое понимание системы обучения слепоглухих, наибольшее внимание уделив первоначальному периоду их обучения.

Мало кто знает, что Ольга Ивановна долгие годы работала над второй своей книгой «Мои наблюдения над слепоглухонемыми», которая так и осталась неопубликованной. В этой книге она подробно описывает слепоглухих детей, воспитывающихся вместе с ней в Харьковской школе-клинике, воспитанников Детского дома в Загорске (ныне Сергиев-Посад) и свое общение с ныне знаменитой четверкой слепоглухих выпускников психологического факультета МГУ.

Ольга Скороходова имела научную степень кандидата педагогических наук, до конца своей жизни работала научным сотрудником в Лаборатории обучения и воспитания слепоглухих Института дефектологии в Москве, была автором многих научных и научно-популярных статей, стихов. Часто выступала с лекциями перед студентами многих вузов своей страны. Многие годы жила одна, в быту и работе ей постоянно помогали двое приходящих секретарей и время от времени сотрудники лаборатории, где она работала. Когда ее здоровье ухудшилось, к ней переехала ее племянница, Н. В. Скороходова, которая и ухаживала за ней до самой смерти, которая наступила в 1982 г. Все написанное Ольгой Ивановной помогает нам понять удивительный внутренний мир человека, потерявшего зрение и слух, но сохранившего огромный интерес и радость жизни.

Скороходова Ольга Ивановна - знаменитая писательница, волею судьбы оказавшаяся в сложной жизненной ситуации. Лишившаяся в детстве зрения и слуха, с помощью небезразличных благородных людей она сумела достойно реализовать себя, оставив потомкам в наследство огромное литературное наследие. Тексты ее работ содержат интереснейший материал об особенностях воображения и специфике восприятия окружающего мира слепоглухим человеком.

Ольга Ивановна Скороходова, стихи которой помогают проникнуться внутренним миром человека, лишенного слуха и зрения, сумела сохранить искренний интерес и радость к жизни и убедительно донесла это молодому поколению в проникновенных литературных строках. Эти записи, актуальные и сегодня, будут востребованы и в будущем. Благодаря профессору И. А. Соколянскому, коллегам по работе и друзьям состоялась собственная биография Ольги Скороходовой: творческая и научная.

Скороходова Ольга Ивановна: биография

Ольга Скороходова появилась на свет в 1911 году в маленьком селе Белозерка (ныне смт) поблизости Херсона. Мама подрабатывала в семье священнослужителя, а отец, призванный в армию во время Первой мировой войны, в семью не возвратился. В 8-летнем возрасте девочка переболела менингитом, осложнениями которого стало полное лишение способности слышать и видеть к 14 годам. После смерти матери в 1922 году недолгий период жила у родных, затем была оформлена в школу слепых (город Одесса).

Именно в этом заведении Ольге удалось пережить голодные годы, но индивидуально заниматься с ничего не слышащей и не видящей девочкой никто не хотел. Ее присутствие в классе со слепыми детьми было бесполезным, так как учителя Ольга совершенно не слышала. К тому же школу часто переводили с одного места на другое, ощущалась нехватка технического персонала, по причине чего слепые дети были вынуждены обслуживать себя самостоятельно.

Под опекой И. А. Соколянского

Окончательная потеря слуха дополнилась нарушениями вестибулярного аппарата: Ольга Ивановна Скороходова стала испытывать трудности при ходьбе, у нее часто случались головокружения. О глухослепой девочке сообщили профессору Ивану Афанасьевичу Соколянскому, практиковавшему в Харькове и организовавшему Школу-клинику слепоглухих. Ольге, переведенной туда в 1925 году, дали время освоиться в новой обстановке, после чего профессор занялся восстановлением ее устной речи, нарушенной после потери слуха.

Учреждение, в котором воспитывалась Ольга, было очень благоустроенным и насчитывало небольшое количество учеников: от 5 до 9 человек, к каждому из которых был индивидуальный подход, имелось свое персональное место для занятий с педагогом. Также учреждение было оснащено общей комнатой для физических упражнений, совместных игр и прочих развлекательных мероприятий. Сад был благоустроен дорожками, огороженными клумбами, газонами и площадками для спортивных игр. В летний период на его территории устанавливались качели, выносились для настольных игр столы, развешивались гамаки.

Понять, почувствовать, записать

Соколянский в работе со слепоглухими детьми был нацелен получать от них в любой, даже самой простой форме, самонаблюдения, а также учил их говорить о себе и собственных переживаниях.

Вместе с Ольгой, не дожидаясь, пока та в полной мере освоит технику письма, они начали ежедневно описывать происходящие события и регулярно возвращаться к прежним записям, переоформляя каждую до 20 раз. По мере изучения письменной и литературной речи Ольга Ивановна Скороходова редактировала описанные наблюдения, оставляя факты неизменными. Записи девочка вела самостоятельно, без какого-либо постороннего вмешательства и рассказов со стороны. Педагогам с целью ознакомления (не редактирования) показывала уже полностью готовый материал, которого за 17 лет кропотливой работы накопилось достаточно для публикации дебютной книги. К слову, при выходе в печать рукописи Ольги Скороходовой ни разу не подвергались редакционным исправлениям.

Получив среднее образование по индивидуальной программе, Скороходова Ольга Ивановна приняла решение поступать в педагогический университет. В это же время стала активно вести переписку с писателем Максимом Горьким. Радужные планы девушки, равно как и всех советских граждан, разрушила Великая Отечественная война, во время которой Скороходова Ольга Ивановна проживала в Харькове. В 1944 году перебралась в Москву, где устроилась работать при Институте дефектологии под руководством И. А. Соколянского.

Первые публикации

Ее дебютная книга «Как я воспринимаю окружающий мир» была представлена читательскому вниманию в 1947 году. В ней автор очень тонко описала разнообразные виды чувствительности, свойственные людям без слуха и зрения: осязание, температурные и вкусовые ощущения, вибрационное чувство, обоняние.

Особенный интерес вызывают записи, в которых Ольга, анализируя свои ощущения, попутно стремится понять и описать впечатления людей, способных видеть и слышать окружающий мир. Самонаблюдения писательницы наглядно показали, что знания, которыми насыщается человек, могут существенно расширять границы переживаемого им мира. Вышедшая книга в полной мере продемонстрировала читателю процесс духовного роста человека, вынужденного жить в абсолютной темноте и подавляющей тишине. 1954 год ознаменовался публикацией второй части книги: «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир», предисловием к которой стала описанная И. Соколянским система его кропотливой и многолетней работы по самонаблюдению.

Ольга Скороходова: творческое наследие

Произведения Ольги Ивановны Скороходовой стали широко известными во всем мире, были переведены на несколько языков. Опыт жизни человека, не имевшего возможности видеть и слышать, становится примером для попавших в сложную ситуацию людей, а история развития являет собой неоценимый материал для науки и методическое пособие в области психиатрии, психологии и педагогики.

Скороходова Ольга Ивановна, являющаяся автором большого числа стихотворений и научно-популярных статей, до последних дней работала при столичном Институте дефектологии научным сотрудником. Не стало целеустремленной сильной личности, сумевшей прожить в кромешной темноте и тишине всю жизнь, в 1982 году.

На истребителе
Покрышкин Александр Иванович
Документальная литература , Биографии и Мемуары , Проза , О войне

«За годы войны лётчики авиачасти, в которой я служил, уничтожили более тысячи немецких самолётов. В журнале боевых действий вписан и мой посильный вклад: пятьдесят девять сбитых в воздухе машин врага; около шестисот боевых вылетов.

Мы дрались с немецкими воздушными эскадрами над Кишинёвом и Северным Кавказом, над Ростовом и Крымом, над Днепром и Вислой, над Одером и над Берлином.

В течение ряда лет я записывал пережитое и наблюденное мною. Среди этих коротких, беглых строк, набросанных порою между двумя боевыми вылетами, я выбрал теперь то, что, мне кажется, может иметь некоторый интерес для нашего читателя.

В литературной обработке записок мне оказал большую помощь полковник Н. Н. Денисов.»


  • Рядовой авиации
    Швец Степан Иванович
    Документальная литература , Биографии и Мемуары , Проза , О войне

    Книга посвящена становлению нашей авиации, героизму и мужеству советских летчиков в борьбе против фашистских оккупантов.

    В центре повести один из ветеранов советской авиации - Евгений Иванович Борисенко, который с честью прошел суровую школу Великой Отечественной войны.

    Книга рассчитана на массового читателя.

  • Неизвестный Кими Райкконен
    Хотакайнен Кари
    Документальная литература , Биографии и Мемуары

    Эта книга - взгляд со стороны, ведь других точек зрения не так много. Это не биография и не может быть ею, потому что главный герой прошёл лишь половину своего жизненного пути. Это история гонщика, который мог стать автомехаником, но вместо этого стал всемирно известен. Все случилось быстро и не без доли удачи, благодаря его матери, отцу и ему самому. Всё, чего он хотел, это ездить так быстро, как это только возможно. Большинство таких людей остаются неизвестными для обывателей, и он бы хотел того же, но теперь уже слишком поздно.

  • Избранное
    Мао Дунь
    Проза , Классическая проза , Документальная литература , Биографии и Мемуары

    Мао Дунь (1896-1981) - один из выдающихся представителей современной китайской литературы и известный общественный деятель. Мастер социально-психологической прозы, Мао Дунь воссоздал в своем творчестве реалистическую картину китайской действительности: пути интеллигенции в революцию, широкую панораму жизни китайского города, глубинные процессы в пробуждающейся китайской деревне 20-30-х годов. В сборник включены фрагменты впервые переведенной на русский язык автобиографической повести «Путь, мною пройденный».

  • Города и встречи. Книга воспоминаний
    Полонская Елизавета Григорьевна
    Поэзия, Драматургия , Поэзия , Документальная литература , Биографии и Мемуары

    Поэтесса и переводчица Елизавета Григорьевна Полонская (1890–1969) повидала в своей жизни немало: детство провела в Двинске и в Лодзи, участвовала в революционном движении, была в парижской эмиграции, получила медицинское образование и принимала участие в Первой мировой войне в качестве врача, видела революционный Петербург, входила в литературную группу «Серапионовы братья» (М. Зощенко, Вс. Иванов, В. Каверин, Л. Лунц, Н. Тихонов и др.) и т. д. Описывающая все это ее мемуарная книга «Города и встречи» фрагментарно печаталась на страницах журналов и сборников, а теперь впервые выходит в полном виде.

    Автор - по профессии артиллерист - воевал на Западном, Волховском, Карельском и Дальневосточном фронтах, последовательно занимая должности помощника начальника штаба артиллерии дивизии, командира противотанкового дивизиона, командующего артиллерией морской бригады, начальника оперативного отдела штаба артиллерии фронта. Награжден пятнадцатью орденами и медалями. Член КПСС.


  • Биография Ольга Ивановна родилась 24 июля 1914 года на Украине в селе Белозерка недалеко от Херсона. В пять лет заболела менингитом, после чего потеряла полностью зрение и слух на левое ухо, слух с правой стороны снижался постепенно. Она была единственной дочерью в небогатой крестьянской семье. Мать батрачила в семье священника, а отец был призван в армию в начале Второй Мировой войны, откуда в семью не вернулся.


    Биография После ее смерти нашлись подлинники документов – выписки из церковной книги - и был уточнен год ее рождения. Стало известно, что родилась она в 1911 г., и, если заболела в 1919 году, то ей было 8 лет, когда она совсем потеряла зрение и начала постепенно терять слух. Примерно до 11–13 лет слышала громкую речь на правое ухо, но к 14 годам совсем оглохла.


    После смерти матери она некоторое время жила в семьях родственников, и, наконец, один из них отвез ее в Школу слепых г. Одессы. Это были голодные годы сразу после окончания гражданской войны, и школа помогла девочке выжить. Ее даже отправляли на лечение в санаторий, откуда она сбежала снова в школу, так как в санатории с ней совсем никто не общался. Заниматься со слепоглухой девочкой индивидуально в школе слепых никто не умел, а присутствовать в классе было бесполезно, так как она совсем не слышала, что говорит учитель. Как вспоминала потом Ольга Ивановна, школу слепых постоянно переводили из одного помещения в другое, не хватало технического персонала и слепые дети, все старались делать сами.


    Вместе с окончательной потерей слуха появились и вестибулярные нарушения, Ольге стало трудно ходить, у нее часто кружилась голова. Окружающие же продолжали громко говорить ей на ухо, а она только ощущала их дыхание, не слыша никаких звуков. О девочке сообщили в Харьков профессору Ивану Афанасьевичу Соколянскому и, в начале 1925 г., ее привезли в Школу-клинику слепоглухих, которую он только что организовал в этом городе при школе слепых. После того, как девочка освоилась с новой обстановкой и привыкла к хорошо организованной жизни в новой школе, И.А.Соколянский приступил к восстановлению устной речи Ольги, которая была нарушена после утраты слуха.


    По индивидуальной программе Ольга Ивановна закончила в Харькове курс средней школы и готовилась к поступлению в университет. В эти годы она начинает переписываться с известным русским писателем Максимом Горьким. в 1944 году Ольга Ивановна переехала в Москву, где тогда уже работал ее учитель И.А. Соколянский (1889–1960) и стала продолжать учиться и работать при Институте Дефектологии.


    В 1947 г. вышла ее первая книга «Как я воспринимаю окружающий мир». Предисловие к этому изданию было написано известным психологом А.Н.Леонтьевым, где он обращал особое внимание на удивительную тонкость описаний автором различных видов своей чувствительности – осязания, обоняния, вибрационного чувства, температурных и вкусовых ощущений, которые заменяли ей слух и зрение. Особенно интересными он нашел самонаблюдения Ольги Ивановны, характеризующие целостные, сложные переживания окружающего, которые дополнялись анализом не только своих ощущений, но и стремлением понять впечатления других, видящих и слышащих людей.


    В 1954 г. эта книга была дополнена второй частью и была опубликована под названием «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир». Эта книга была с небольшими изменениями переиздана в 1956 г. В предисловии к ней И.А.Соколянский, описал многолетнюю систему работы с Ольгой по обучению ее наблюдать и записывать эти наблюдения.


    Мало кто знает, что Ольга Ивановна долгие годы работала над второй своей книгой «Мои наблюдения над слепоглухонемыми», которая так и осталась неопубликованной. В этой книге она подробно описывает слепоглухих детей, воспитывающихся вместе с ней в Харьковской школе-клинике, воспитанников Детского дома в Загорске (ныне Сергиев-Посад) и свое общение с ныне знаменитой четверкой слепоглухих выпускников психологического факультета МГУ.


    Ольга Скороходова имела научную степень кандидата педагогических наук, до конца своей жизни работала научным сотрудником в Лаборатории обучения и воспитания слепоглухих Института дефектологии в Москве, была автором многих научных и научно-популярных статей, стихов. Часто выступала с лекциями перед студентами многих вузов своей страны. Многие годы жила одна, в быту и работе ей постоянно помогали двое приходящих секретарей и время от времени сотрудники лаборатории, где она работала. Когда ее здоровье ухудшилось, к ней переехала ее племянница, Н.В.Скороходова, которая и ухаживала за ней до самой смерти, которая наступила в 1982 г.

    Прославлен тот боец, что верною рукою
    Добьется, невредим, победного венца.
    Но честь, двойная честь бесстрашному герою,
    Кто ранен, весь в крови, но бьется до конца.

    О. Скороходова. Соратникам

    Казалось, только один человек сохранял спокойствие в аудитории Академии педагогических наук. Это была невысокая женщина в строгом черном костюме. А между тем именно из-за нее и пришли сюда профессора, педагоги, врачи...

    Слепоглухая Ольга Ивановна Скороходова публично будет отстаивать свое право стать в один ряд с учеными нашей страны. Спокойным, ровным голосом говорит Скороходова о своей работе, которая представлена на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Быстро отвечает на вопросы. Возражает, когда не соглашается. Даже не верится, что это человек, лишенный зрения и слуха.

    Только внимательно присмотревшись, можно заметить, что Ольга Ивановна правой рукой быстро водит по наколотой (по системе Брайля) бумаге и время от времени дотрагивается до горла, проверяя, говорит ли она. Она не слышит ни звука, а вопросы ей через руку специальной азбукой передает переводчик. В качестве диссертации Скороходова защищала свою ставшую широко известной книгу «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир». Перед ученым советом лежали чешское, китайское, румынское, немецкое издания. Книга Скороходовой не развивала, не продолжала - она создавала науку. А ее автором был человек, который завоевал свое место в жизни, победив мрак и безмолвие.

    Ольга Скороходова родилась 11 (24) мая 1911 года на Украине, в селе Белозерка (недалеко от Херсона). Ее родители - бедные крестьяне. В автобиографии Ольга Ивановна писала: «Когда отца в 1914 году угнали на войну, мать осталась единственной работницей в семье, состоящей из братьев и сестер моего отца и больного дедушки. Мать много работала - батрачила у священника... Но как ни тяжелы были годы моей маленькой жизни, они все же были моим «золотым детством» до того дня, как я заболела».

    В арсенале кинематографистов есть такой прием, когда на несколько мгновений вдруг исчезает изображение и выключается звук. Используется этот прием крайне редко, потому что зрителю становится не по себе. Но гораздо страшнее, если нечто подобное случается в жизни.

    Оля заболела менингитом и полностью потеряла сначала зрение, потом слух и частично речь. Наступили полная тьма и полная тишина... Началась жизнь без звуков и красок. Ночь или день - все одинаково. Только руки ей «рассказывали» о том, что происходит вокруг. Мать Оли - Мария Тимофеевна - делала все, что могла: возила дочь к врачам в Херсон, но они только сочувствующе гладили девочку по голове да советовали матери не падать духом.

    Потянулись дни постоянного одиночества (мать была на работе с утра до ночи), беспомощности и почти полной изолированности от внешнего мира. В той же автобиографии Скороходова пишет: «Наступил самый трудный, голодный для нашего села 1922 год... Слабая и больная мать слегла в постель, незрячей и почти глухой девочке пришлось обслуживать и себя, и больную мать...».
    А новая беда уже стояла у ворот: от туберкулеза мать умирает. Истощенную, в полусознательном состоянии Олю забрала к себе ее тетка.

    Осенью 1922 года Херсонский отдел народного образования направил девочку в одесскую школу для слепых детей. В начале 1925 года слепоглухая и почти уже немая Оля попадает в школу-клинику для слепоглухонемых детей. Эту клинику в Харькове создал профессор И.А. Соколянский (1923). «Для меня, - пишет Ольга, - началась совершенно новая, необычная жизнь. В то время в клинике было уже пять воспитанников. Нас окружили большой заботой. Наши воспитатели, педагоги и сам И.А. Соколянский любили нас не меньше, чем своих родных детей».

    Прошло некоторое время, и у Ольги Скороходовой удалось восстановить речь. При помощи специальной методики с использованием дактильного (пальцевого) алфавита и рельефно-точечного (брайлевского) шрифта было организовано систематическое обучение всем предметам школьного курса.

    Любимым предметом Ольги была литература. Особенно ей нравился Горький. В 1932 году, когда отмечалось 40-летие литературной деятельности писателя, девушка, набравшись храбрости, послала Алексею Максимовичу поздравительное письмо. Долгожданный ответ пришел не скоро: немало корреспондентов было у юбиляра. Завязалась переписка. Письма Горького поддерживали Ольгу, помогали ей жить.

    Удивительным человеком была Ольга Скороходова. С ней можно было часами говорить о литературе, искусстве... Начитанность ее была поразительной. Русская и зарубежная литература - для нее родной дом, в котором все до мельчайших подробностей знакомо и дорого. Она не только любила и знала поэзию, но и сама с юных лет сочиняла стихи. Горький считал, что Ольга обладала настоящим поэтическим даром. Вот, к примеру, только одно четверостишие из ее стихотворения «Весна»:

    Молодая весна многозвучий полна,
    Прилетела из дальнего края.
    Зашумели леса, заблестела гроза,
    Пробужденье природы встречая...

    Когда Ольга рассказывала о скульптуре, то казалось, что оживают тончайшие линии изваяния, каждая бороздка, проведенная резцом мастера. Ее негромкий голос звучал мягко и мелодично, живо предавая оттенки чувств и мыслей. Трудно было поверить, что эта девушка, обладающая широкими познаниями, разносторонними интересами и огромной внутренней культурой, с восьми лет лишена зрения, слуха...
    Испытаний, которые выпали на долю Ольги Скороходовой, хватило бы на нескольких человек. Вот только одно из них.

    Оля много лет ничего не знала о судьбе своего отца - где он, что с ним? Но в 1933 году после долгой разлуки они встретились. Нет слов, чтобы передать волнение, охватившее Ольгу. Как отнесется к ней, такой, отец? Была еще одна причина для волнений: у отца уже другая семья, есть и другая дочь... Между Ольгой и отцом начинается переписка.

    Вскоре Ольга стала получать письма и от жены отца, которая оказалась простой и добросердечной женщиной. Оля никому не хотела быть обузой, она старалась убедить, что не испытывает ни малейшего желания поселиться у них, уверяла, что она не абсолютный инвалид, что найдет свое место в жизни, а от них ждет только хорошего отношения к себе - их человеческой любви и дружбы.
    Ольга Скороходова получила среднее образование. Ее литературные способности окрепли: она пишет заметки, статьи, очерки, стихи...

    По совету профессора Соколянского Ольга вела записи того, как она воспринимает мир. (Как же пригодились ей эти записи впоследствии!) Она готовилась к поступлению в Литературный институт. Но... Восемь воспитанников было в школе Соколянского, когда началась Великая Отечественная война. Харьков оккупировали фашисты. Ворвавшиеся в школу гитлеровцы убили шестерых воспитанников. Лишь двое каким-то чудом спаслись. Одной из уцелевших была Ольга Скороходова. В 1943 году наши войска освободили Харьков. Через год Ольга была уже в Москве, где встретилась со своим учителем Иваном Афанасьевичем Соколянским и не расставалась с ним уже до самой его смерти.

    Наступил 1947 год. Скороходова публикует свою книгу «Как я воспринимаю окружающий мир». Книга представляла исключительный интерес для дефектологии, психологии и была отмечена премией К.Д. Ушинского.
    В 1948 году Ольга Скороходова становится научным сотрудником (позднее старшим научным сотрудником) Научно-исследовательского института дефектологии АПН СССР (ныне: Институт коррекционной педагогики РАО). Имя и труды Скороходовой - единственного в мире слепоглухого научного работника - приобретают все большую известность. В 1954 году выходит в свет ее новая книга «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир». Она тоже была удостоена премии К.Д. Ушинского. В 1961 году Скороходова блестяще защищает кандидатскую диссертацию и ей присваивается ученая степень кандидата педагогических наук (по психологии).

    Известно, что потеря зрения и слуха делает судьбу людей особенно тяжелой, потому что появляется ощущение личной катастрофы. Острейшее переживание несчастья способно породить желание уйти из жизни. Не избежала этого и Ольга Ивановна: когда ей было 18 лет, она хотела отравиться...

    Выработка стратегии и тактики общения с людьми - это настоящее искусство. Даже маленькие победы давались ей с трудом, был знаком и горький вкус поражений. «Да, мне бывает нелегко, когда приходится смешивать кипяток сердечных струй с холодной водой», - записала она однажды в своем дневнике. Самообладание и душевная энергия Ольги Скороходовой были, казалось, неисчерпаемы. Отчасти этими качествами ее наградила природа. Но кроме того, силы для борьбы она черпала в понимании значимости своего труда и его необходимости для людей с похожей на ее судьбой.

    Работа над книгами приносила ей радость. И вот в 1972 году выходит из печати большой труд «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир», собравший воедино все ее книги, статьи и стихи разных лет. Он был признан крупным вкладом в отечественную психологическую и педагогическую науку. Скороходовой присуждается Первая премия Академии педагогических наук. Скоро этот труд стал широко известен во многих странах. В мировой литературе монография Скороходовой - это единственное произведение, в котором автор, лишенный зрения и слуха, не только описывает свои психологические функции на разных стадиях онтогенеза, но и глубоко их анализирует. Этот научно-исследовательский труд написан в оригинальной форме - автобиографические материалы, дневниковые записи, воспоминания, стихи...

    Ольга Скороходова помогала попавшим в беду людям не только своими научными трудами, но и практической деятельностью. Она, к примеру, во многом содействовала открытию в подмосковном Павловском Посаде школы-интерната для слепоглухонемых детей (1963). В 1974 году за большие заслуги в области специальной педагогики и многолетнюю плодотворную деятельность по обучению и воспитанию детей с нарушением слуха и зрения Скороходова была награждена Орденом Трудового Красного Знамени.

    Скороходова всегда живо интересовалась вопросами школьной и студенческой жизни, принимала участие в работе научных конференций как в нашей стране, так и за рубежом. Она вела обширную переписку. Ей писали ученые (И. Павлов) и писатели (М. Горький, П. Тычина, М. Рыльский, С.Я. Маршак, М. Бажан), учителя и многочисленные читатели со всего света. Была ли она счастлива в жизни? Может быть, найти ответ на этот непростой вопрос нам поможет строфа из ее стихотворения «Письмо»:

    Я прошла сквозь мрак и бури,
    Я пути искала к свету, -
    К жизни творческой, богатой...
    И нашла! Запомни это!

    О.И. Скороходова умерла в 1982 году. Ее книги, книги человека-победителя, помогают людям не падать духом, в них - «наука побеждать».

    Роза ЧАУРИНА,
    преподаватель русского языка,
    г. Москва

    Спонсор публикации статьи: женский интернет журнал LadyEve.ru. На страницах интернет журнала LadyEve.ru, Вы найдете большое количество полезных статей на темы, актуальные для любой современной женщины, а одна из последних публикаций ответит на вопрос: Как правильно снизить аппетит? Регулярно добавляемые материалы на тему здоровья, красоты, диеты, взаимоотношений, макияжа, и много другого, позволят интересно и с пользой провести время.

    Литература:

    Левитин К.Е. Я прошла сквозь мрак и бури... 2-е изд. М., 1981.