Дадаизм в фотографии. Изобразительное искусство Запада XX века

Первое крупное движение против искусства, своего рода – антиискусство — дадаизм был бунтом против культуры и ценностей. Дадаизм в живописи – это искусство анархического типа, важное направление авангарда, цель которого состояла в том, чтобы подорвать систему ценностей академической живописи. Художники считали, социально-политические проблемы – неотъемлемая часть деятельности, от этой темы нельзя отказаться.

История развития

Стиль дада зародился в Швейцарии во время Первой мировой войны – это событие глобального значение было главным толчком к формированию радикального течения в искусстве. Родина стиля – Цюрих. Швейцария поддерживала нейтралитет в войне, поэтому именно здесь новое направление успешно выросло в самостоятельный стиль живописи, театра, кино, скульптуры.

Направление существовало в 1916 – 1922 годах, после чего влилось в другие направления – экспрессионизм, сюрреализм. Исследователи истории искусства полагают, что именно дадаизм был первым направлением постмодернизма.

Стиль живописи рококо

Основатель

Дадаизм сформировался в литературе и поэзии, затем – развился в изобразительном искусстве. Основателем считается поэт Т.Тцара – он и дал новому стилю название. Тцара нашел это слово в одном из словарей, значение было связано с африканской культурой: дада – это хвост священной коровы. Это же понятие обозначает детскую деревянную лошадку, лепет ребенка. По мнению основателя течения, главное значение слова «дада» — бессмыслица, предмет, не имеющий особого значения и важной роли. Тцара считал, что именно так можно описать все направление.

Направление возникло как реакция войну и национализм — многие думали о том, что привело к войне. Под влиянием других авангардных течений — кубизма, футуризма, конструктивизма и экспрессионизма – стиль дада выражал наиболее важные идеи. Картины художников отмечены иронией, осуждением, критикой общественных перемен. Благодаря актуальности развиваемой тематики, дадаизм быстро распространился в Берлине, Ганновере, Париже, Нью-Йорке, Кельне и других городах Западной Европы и Америки:


Особенности гиперреализма как стиля в живописи

Ключевые идеи

Дадаизм был первым направлением в искусстве, где в центре внимания художников была не эстетика объектов.

Художники поставили на передний план сложные социальные проблемы, роль в обществе человека, художника, цели искусства.

В качестве антиискусства дадаизм прибегал к разнообразным методам борьбы с каноничностью живописи, принятыми правилами, традициями, стандартами. Использовали демонстрации и манифестов, выставки абсурдного искусства, поставив цели намеренно шокировать власть и широкую общественность.

Художники в стиле дада известны использованием объектов – готовых бытовых предметов, которые созданы не с художественной целью, но представлены как произведение искусства после небольшого количества манипуляций художника. Такая практика получила название рэди-мэйд – это помогло переосмыслить искусство, суть живописи и ее основные цели.

Реализм как стиль в живописи

Стиль существовал вопреки всем нормам традиционного художественного искусства, в соответствии с которыми работа художника должна быть тщательно спланирована и завершена. Картины пропагандировали случайности, спонтанность, импровизацию, чтобы бросить вызов художественным нормам и поставить под сомнение роль художника в художественном процессе.

Стиль спровоцировал появление важных новшеств в изобразительном искусстве. Например, использование техники коллажа и фотомонтажа в живописи.

Значение


Формирование нового стиля, основы для развития искусства постмодерна, стало переломным моментом в истории живописи. Дадаизм существовал не долго, но оказал влияние на экспрессионизм, поп-арт, новый реализм, концептуализм. Главные идеи стиля провозглашают отказ от традиций и канонов в пользу расширения рамок творчества. Направление имело яркий социальный подтекст. Утверждение дадаизма стало важным этапом борьбы деятелей искусства с социальными трудностями, проблемами глобального значения. При помощи необычных, шокирующих работ, дадаисты передавали свои убеждения народу, призывали обратить внимание на важнейшие проблемы современности.

Художественное течение просуществовал недолго и не имел последователей. Однако его существование показало глубину кризиса европейской культуры начала XX в. и привело к переоценке ценностей, поиску новых путей в искусстве.

Термин «дадаизм» в переводе с французского языка в переносном смысле означает «бессвязный детский лепет». Он произошёл от франц. dadaпsme – деревянная лошадка. Близость смысла термина к детской тематике объясняется тем, что творчество представителей этого течения иногда сводилось просто к каракулям на заборе, комбинации случайных предметов и т.д. Излюбленный жанр дадаистов в изобразительном искусстве – наклейки (коллаж).

История

Это течение просуществовало недолго – всего несколько лет (с 1916 по 1922 г.) и было ответом интеллигенции, склонной к анархии, на происходящие события Первой мировой войны. Дадаисты считали, что война всегда развязывает в человеке звериные инстинкты, когда разум и мораль отходят на второй план, и начинают преобладать иррационализм и антиэстетизм. Войну они считали следствием разложения европейской цивилизации.

Лайош Тихань «Портрет Тристана Тцара» (1927)
Румынский поэт Тристан Тцара (Самуил Розеншток; 1896–1963) собрал в Цюрихе (Швейцария) вокруг себя интернациональную группу деятелей искусства: литератор, художник, архитектор Марсель Янко (1895–1973), скульптор, художник и поэт из Эльзаса Ханс Арп (1888–1966), немецкие писатели-эмигранты Гуго Балль (1886–1927) и Рихард Гюльзенбек (1892–1974) и др. Как и всё новое, движение быстро вышло за пределы Швейцарии.
Дадаисты отрицали все законы искусства, утверждали главенство иррационального, бессознательного и интуитивного, ниспровергали рационализм. Своей задачей они ставили ускорение краха европейской цивилизации. Они настолько далеко зашли в своём отрицании, что даже призывали разрушить все механизмы человеческой речи и начать с самого начала формирования языка, когда он существовал еще на уровне отдельных звуков (предъязык). Но всё их творчество сводилось к тому, что они в поэзии произвольно соединяли слова и фразы; при этом одновременно звучали крики, фортепиано, свист и удары литавр. Где в таком хаосе находилась литература – трудно сказать, никаких литературных произведений от них не осталось. Но пафос отрицания всё-таки привлекал некоторых к дадаистам.

Среди литераторов это были Андре Бретон (ставший впоследствии основоположником сюрреализма), Луи Арагон, Филипп Супо. Затем к ним примкнули Поль Элюар, художники Пабло Пикассо, Амедео Модильяни, Василий Кандинский и другие.
Немецкий философ Вальтер Беньямин считал, что «произведения дадаистов были сильным развлечением, поскольку превращали произведение искусства в центр скандала. Они должны были соответствовать прежде всего одному требованию: вызывать общественное раздражение...».
Но дадаизм недолго властвовал над умами – в 20-х гг. во Франции он постепенно перетёк в сюрреализм; в Германии – в экспрессионизм , пролетарское искусство, поп-арт.

Отдельные представители дадаизма

Марсе́ль Дюша́н (1887-1968)

Французский и американский художник, теоретик искусства, стоял у истоков дадаизма и сюрреализма. Его творчество оказало влияние на искусство второй половины XX в. (поп-арт, минимализм , концептуальное искусство).

Марсель Дюшан "Фонтан"

Любил шокировать публику методом «готовых вещей». Например, знаменитый «Фонтан» (1917). Это обыкновенный писсуар с автографом и датой. «Фонтан» считается важной вехой направления искусства XX в. и признан британскими специалистами величайшим произведением своей эпохи (!).

Марсель Янко (1895-1984)

Израильский и румынский художник, архитектор и писатель. Один из основоположников дадаизма. Основатель деревни художников и скульпторов в Эйн-Ход возле Хайфы.
В Румынии Янко основал первое в этой стране модернистское движение, издававшее в 1922–1932 годах журнал «Контимпоранул». Вместе с братом занимался проектированием домов, а затем увлёкся живописью.


Марсель Янко «Фантастические животные»

Ханна Хёх (1889-1978)

Одним из самых любимых жанров дадаистов был коллаж: произвольно скомпонованные вырезки из газет, журналов, плакатов. Дадаисты декларировали отказ от смысла в своих работах вообще и в частности в коллаже. Конечно, это только декларировалось, на самом же деле смысл всегда присутствует.

Классическим образцом дадаистского коллажа считается знаменитое творение немецкой дадаистки Ханны Хёх «Вырезано кухонным ножом» (1919–1920).
Материал, из которого сделан коллаж, - фото из газет за 1919-1920 гг. Экспонировавшаяся на Первой международной выставке-ярмарке дада в Берлине, картина вызвала скандал. Сейчас она воспринимается как провидческая: это эпический образ XX в., а не просто хаотичное перечисление событий Германии (война, революция, падение кайзеровского режима, нищета, механизация, бюрократия и т. д.).

Дадаизм можно смело называть предвестником сюрреализма.

Стиль дадаизм произошел как отзыв на Первую мировую войну. В то время большинству людей необходимо было бежать из военной территории на нейтральную в Швейцарию. Художники-дадаисты , которые остались без родины и потеряли жизненный ориентир, стали проповедовать антиискусство, в котором нет ни логики, ни традиций, ни морали.

Суть самовыражения — провокация, как единственный возможный способ существования.

Они советуют жить исключительно сегодняшним днем, отрицая завтра. Самым известным художественном приемом был коллаж и его разновидность.

Дадаизм – это авангардистское литературно-художественное направление, которое зародилось в период Первой мировой войны в промежуточной Швейцарии, в Цюрихе (К. Вольтер). Стиль просуществовал с 1916 по 1922 года. Сутью дадаизма – это насмешка над буржуазным творчеством и обесславливание мещанских нравов. Главной была анархическая инициатива отдельного человека, который ничем не связан в повседневной жизни и в искусстве.

«Дадаист наиболее свободный человек на земном шаре».

«Те, кто живут для сегодняшнего дня – вечно живут».

«Я против любой системы. Самая подходящая система – не иметь никакой системы».

Это основные лозунги дадаистов.

Первые деятели дадаизма : Рихард Гюльзенбек (поэт, немец), Ганс Арп (художник, немец), Тристан Цара (поэт, румын), Марсель Янко (художник, румын), Гуго Балл (организатор дадаистов). Они все были брошены за границыу своей родины войной и были пропитаны сумасшедшем отвращением к правительствам своих стран.

Вначале дадаизм возник как искусство кабаре, но потом уже перешел в живопись и литературу.

Художники дадаисты

Сам термин дадаизм придумал и предложил поэт Тристан Тцара, который приметил в словаре слово «дада». Его значение на языке негритянского племени Кру – хвост священной коровы; в Италии, в некоторых областях, так называли мать; это также может обозначать детскую деревянную лошадку; удвоенное утверждение в русском и румынском языке. Также это слово обозначает и бессвязный лепет младенца, что и стало самым лучшим выражением сути всего направления.

Функционирование дадаистов осуществлялось в самой разнообразной форме. Они ставили спектакли, которые эпатировали буржуазную публику, организовали шокирующие выставки, проводили провокационные фестивали. Беженцы, которые находились в нейтральной Швейцарии, поначалу просто веселились, а затем показали злые и довольно циничные гримасы всему обществу. Они делали то же, что делалось в их кабаре и кафе-шантанах, только выступления были намного более острыми.

В живописи наиболее распространенная форма искусства дадаистов – коллаж – технический приём формирования произведения из скомпонованных и приклеенных на плоскую основу (картон, холст, бумагу) кусочков различных материалов.

В дадаизме можно определить три ветви развития коллажа: Манифестационный коллаж (Берлин), Поэтический коллаж (Кельн и Ганновер) и Случайный коллаж (Цюрих).

Дадаисты в Цюрихе сделали упор на произвольность комбинирования элементов и случайность коллажа. К примеру, Ханс Арп, создавая свои коллажи, в случайном порядке высыпал на лист картона четырехугольники из цветной бумаги и приклеивал их так, как они ложились.

Коллаж берлинских дадаистов имеет множественный состав, визуально насыщенный и чаще всего носит ярко выраженный протестный, политический заряд. Коллаж дает шанс выразить в зрительной форме то, что могло быть запрещено цензурой, если бы оно сказано словами. Берлинский коллаж активно использует фрагменты фотографий. Художники называют себя «фотомонтажниками», проводя тем самым параллель с рабочими на промышленных предприятиях.

Третье течение наделяло коллаж свойствами поэтического произведения. Реализовалось в кёльнских произведениях М. Эрнста, а также в мерц-картинах К. Швиттерса, который работал в Ганновере. Хотя стиль художников непохож, их объединяет то, что они оба видят коллаж как явление, которое близко поэзии, как объединение двух или более чужеродных действительностей в откровенно неподходящей для них среде с возникновением творческой искры от их объединения.

Искусство многогранно. На протяжении многих веков люди стараются выразить свой внутренний мир, передавая его особенности через искусство. Создавались разные направления, которые характеризовались какими-то присущими только им чертами.

Всем известный модернизм, которым определялось почти все искусство XX века, включал в себя и дадаизм. Западная Европа оказалось местом рождения этого направления. Именно Швейцария, Франция и Германия - вот страны, которые имеют прямое отношение к возникновению дадаизма в начале XX века. В 1916 году основоположником дадаизма стал Т. Тцара. К нему присоединились такие известные в то время личности как Х. Балль, Г. Арп, Р. Гюльзенбек и другие.

Сущность дадаизма

Само слово «дадаизм» имеет основу: dada переводится как лошадка. Однако есть и другой подход к определению названия нового направления в модернизме. Бессвязный детский лепет - вот так можно охарактеризовать дадаизм в переносном смысле. Новое направление в искусстве решил назвать Тристан Тцара. И не сразу его единомышленники приняли такое название. Но по истечении времени дадаизм четко стал определять выражение мыслей определенного круга людей, постепенно создавая общественное понимание развития современного искусства.

По мышлению дадаистов можно охарактеризовать как абсолютные нигилисты. Основной причиной возникновения модернистского направления стала. Первая мировая война. Воспоминания о страшной бойне явились благодатной почвой для рождения дадаизма. Из общей толпы выделилась группа людей, которая была против воспевания святости войны. Они не желали вставать на сторону «вояк».

Дадаисты выставляли напоказ свое отношение к устоям морали, религии, красоты и разума. Традиции во всех этих областях для них ничего не стояли. Последователи дадаизма своими скандальными постановками в театрах стремились изменить существующие на тот момент взгляды на искусство. Все, кто считал себя дадаистом, участвовали в выпуске манифестов и журнала под названием «Кабаре Вольтер». Таким образом, единомышленники-дадаисты пытались выразить свое понимание существовавшего на тот момент искусства.

Абсолютные и политические дадаисты

Спустя всего 3 года с момента основания нового модернистского течения, из основного состава выделились некоторые представители дадаистского направления, в число которых вошли А. Бретон, П. Элюар, Л.Арагон и другие. Они стали назвать себя абсолютными дадаистами. Выпуская различные литературные журналы, они пытались донести до общества свое понимание творчества человечества. Абсолютным дадаистам казалось, что искусство не должно выполнять социальных функций.

Германия также не осталась в стороне, так как именно здесь родился подвид дадаизма - политические дадаисты. В эту группу вошли Р. Хаусман, Р. Гюльзенберг, В. Меринг, которые были против угрозы войны, не считали нужным следовать канонам буржуазного общества. Кстати, такое отношение к искусству, как нежелание видеть в творчестве людей буржуазного мышления, явилось причиной отрицания искусства, а также его художественной сущности и образного выражения.

Значение дадаизма

Макс Эрнст был также одним из основателей дадаизма в Германии. Немецкие дадаисты-неполитики более умеренно выражали свои мысли. Примером тому служит картина М. Эрнста «Император Убу». Именно таким образом выражалось сочетание вещей и людей. Можно сказать, что подобные произведения художников группа «Дада» стали лучом солнца в живописи начала XX века. Протест против настоящего и прошлого - вот характерная особенность рождения дадаистского направления. А ведь искусством дадаистов интересовались Поль Элюар, Пабло Пикассо и другие не мене известные представители творческой богемы.

Дадаизм как любое другое направление модернизма основывалось на новых пониманиях целей искусства. Дадаисты использовали в своем творчестве случайные процессы, фотомонтаж, импровизацию, делая свои произведения непонятными простому народу. Однако основатели дадаизма нащупали основу новых веяний в искусстве того времени. Именно дадаисты стали первыми, кто изображал предметы быта как объекты искусства.

Дадаизм в живописи

Живописи в первую очередь коснулась рука дадаистов. Именно в ней последователи нового направлении модернизма выражали все свои мысли, изображая на холсте довольно шокирующие сюжеты. Шок вызывает несовместимость отдельных частей картины. Сюжет закручен, кажется, что художник нарисовал ребус, в котором зашифровано отношение дадаиста к окружающему миру.

Живописцев-дадаистов возглавил М. Дюшан, который изъявлял желание внедрять в существовавшую тогда художественную культуру какие-то обыденные с точки зрения простого человека вещи. Например, велосипед или колесо от того же велосипеда. Его стремление очевидно - стереть грань между жизнью и искусством. Вместе с Франсисом Пикабиа они пытались шокировать весь мир. Их сущность высвободилась на американской земле, где расцветал в начале 20 века авангардизм. Скандал был вызван известным в истории искусства фактом: М.Дюшан пытался показать на выставке писсуар с говорящим названием «Фонтан». А картина “LHOOQ” вообще представляет прямую насмешку над классическим искусством в живописи. У Моны Лизы пририсованы были усы.

Дадаизм - основа новых течений в искусстве

Уже в 1922 году дадаизм прекратил свое существование. Его поглотило другое направление в искусстве - сюрреализм. Можно сказать, что дадаизм явился основой для более глубокого развития абстракционизма. Ведь многие последователи данного модернистского направления стали впоследствии именно авангардистами. Такое развитие не сложно было бы предположить. Ведь сюжеты картин прямо говорят об изображении абстрактных образов.

ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на обязательна!

Стиль дадаизм, однозначно, можно назвать предвестником сюрреализма. Как и многие другие стили, дадаизм возник как реакция на Первую мировую войну. Тогда многие люди вынуждены были бежать из военных территорий в нейтральную Швейцарию. Оставшись без родины и потеряв жизненные ориентиры, художники-дадаисты начали проповедовать антиискусство в котором нет ни морали, ни логики, ни традиций. Сутью самовыражения стала провокация, как единственно возможный способ существования. Ощущая собственную беспомощность, они советовали жить только сегодняшним днем, отрицая завтра. В техническом плане самым распространенным художественном приемом стал коллаж и его разновидности.

— авангардистское литературно-художественное течение, зародившееся во время Первой мировой войны в нейтральной Швейцарии, в Цюрихе (Кабаре Вольтер). Стиль существовал с 1916 по 1922 г. Сутью дадаизма была насмешка над буржуазной культурой и дискредитирование мещанских нравов. Во главу ставилась анархическая инициатива отдельного человека, ничем не связанного в повседневной жизни и в искусстве.

«Дадаист является наиболее свободным человеком на земном шаре». «Кто живет для сегодняшнего дня — вечно живет». «Я против всякой системы. Наиболее приемлемая система — не иметь никакой системы». Такими были основные лозунги дадаистов. Анархический бунт против всего был следствием негодования и социальной беспомощности богемы перед лицом ужасов империалистической войны и ее социальных последствий.

Первыми деятелями дадаизма были Тристан Цара (поэт, румын), Рихард Гюльзенбек (поэт, немец), Гуго Балл (организатор дадаистов), Ганс Арп (художник, немец), Марсель Янко (художник, румын). Все они были выброшены за границы своей родины войной и все они в одинаковой мере были пропитаны бешеной ненавистью к правительствам своих стран. Сначала дадаизм возник как искусство кабаре, потом уже перешел в литературу и в изобразительное искусство.

Термин дадаизм придумал поэт Тристан Тцара, обнаруживший в словаре слово «дада». На языке негритянского племени Кру оно означает хвост священной коровы; в некоторых областях Италии так называют мать; это может быть обозначением детской деревянной лошадки; удвоенным утверждением в русском и румынском языках. Также это слово значит и бессвязный младенческий лепет, что и стало самым удачным выражением сути всего течения.

Деятельность дадаистов осуществлялась в самых разнообразных формах. Они организовывали шокирующие выставки, ставили эпатирующие буржуазную публику спектакли, проводили провокационные фестивали. Беженцы в нейтральной Швейцарии сначала просто веселились, потом показывали злые и весьма циничные гримасы всему обществу, которому были обязаны войной, оторвавшей их от родины. Они делали тоже самое, что делалось в их отечественных кафе-шантанах и кабаре, только выступления были гораздо более острыми.

В изобразительном искусстве наиболее распространенной формой творчества дадаистов был коллаж — технический приём создания произведения из определённым образом скомпонованных и наклеенных на плоскую основу (холст, картон, бумагу) кусочков разнообразных материалов: бумаги, ткани и т. д. В дадаизме можно выделить три ветви развития коллажа: Случайный коллаж (Цюрих), Манифестационный коллаж (Берлин) и Поэтический коллаж (Кельн и Ганновер).

В Цюрихе дадаисты делали упор на случайность коллажа, произвольность комбинирования элементов. Например, Ханс Арп создавал свои коллажи, в случайном порядке высыпая на лист картона четырехугольники из цветной бумаги и приклеивая их так, как они легли. Тристан Тцара предлагал разрезать газету на слова и вслепую доставать их из сумки, чтобы составить стихотворение (таким образом, использование коллажного принципа не является прерогативой только изобразительного искусства, но мигрирует в поэзию).

Коллаж берлинских дадаистов многосоставен, визуально насыщен и зачастую носит ярко выраженный политический, протестный заряд. Коллаж дает возможность выразить в зрительной форме то, что было бы запрещено цензурой, будь оно сказано словами. В берлинском коллаже активно используются фрагменты фотографий. Художники именуют себя «фотомонтажниками», проводя параллель с рабочими промышленных предприятий.

Третье направление — наделение коллажа свойствами поэтического произведения — реализуется в кёльнских произведениях Макса Эрнста, а также в мерц-картинах Курта Швиттерса, работавшего в Ганновере. Хотя стиль этих художников несхож, их роднит то, что оба понимают коллаж как явление, близкое поэзии, как соединение двух или более чужеродных реальностей в явно неподходящей для них среде с появлением творческой искры от их соединения.

Дадаизм быстро зашел в тупик и остался в истории как социальный символ своего времени. В 1920-е годы французский дадаизм слился с сюрреализмом, а в Германии — с экспрессионизмом. Основными художниками, представителями дадаизма, являются Ганс Арп (Германия), Марсель Дюшан (Франция), Курт Швиттерс (Германия), Франсис Пикабиа, Макс Эрнст (Германия), Ман Рэй (Франция), Марсель Янко (Румыния), Ханс Беллмер (Германия), Софи Тойбер-Арп (Швейцария).