Где живут азербайджанцы. Территориальные вопросы эноса

АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ ИЛИ ТЮРКИ?
Итак, без национальной самоидентификации нет национальной идеологии. Прежде чем пытаться сформировать национальную идею, нам надо твердо определиться со своим самоназванием и этнической принадлежностью. В этом смысле выбор у нас небольшой. Есть только два реальных варианта, из которых нужно выбирать.

1. АЗЕРБАЙДЖАНЕЦ (AZERBAYCANLI). Если мы будем формировать национальную идеологию, отталкиваясь от этнонима "азербайджанец", появившегося по инициативе Сталина только в 1930-х гг, получим то, что получили. То есть зайдем в тупик или сформируем нежизнеспособную, искусственную национальную идею придуманного народа.

2. ТЮРК (TURK). Если же мы, тюрки Азербайджана, вернем себе свое естественное самоназвание turk (Azэri turklэrи), которым называли себя сотни лет вплоть до конца 1930-х годов, то разрубим завязанный Сталиным "гордиев узел" и вернемся в русло нормального, естественного национального существования. В итоге на многие сложные вопросы найдутся простые ответы, и многие, казавшиеся неразрешимыми, проблемы решатся сами собой.

Вывод: национальную идею Азербайджана невозможно сформировать, не вернув государствообразующей нации ее истинное и законное самоназвание - turk. Формирование адекватной и достойной национальной идеи Азербайджана при сохранении недавно придуманного названия "азербайджанец" просто невозможно.

Потеряв национальную самоидентификацию, мы погрязли в спорах о том, кто мы - потомки шумеров, албанцев, мидян или кого-то еще. Этим утомительным и глупым спорам конца нет и не будет, пока мы не встанем на естественную платформу и не признаем, что под искусственным, безликим названием "азербайджанец" скрываются реальные этносы - в основном тюрки, а также курды, талыши, таты, лезгины и т.д. Все они - азербайджанцы по гражданству, но в то же время представляют разные этносы, как, например, швейцарцы подразделяются на франко-, итало- и германо-швейцарцев.

Итак, суммируем:

1. Формирование адекватной национальной идеи в Азербайджане невозможно без возвращения народу его самоназвания (этнонима) turk, насильственно отнятого у него по распоряжению Сталина в конце 1930-х гг. Выражение Azэri turku может использоваться параллельно, наподобие того, как турки иногда употребляют выражение Turkiyэ turklэri. Выражение "азербайджанец" (Azэrbaycanlы) нужно оставить как наименование любого уроженца Азербайджана, независимо от национальности.

2. Тюрки Азербайджана являются самостоятельной нацией со своим государством, языком и культурой, генетически и культурно тесно связанные с родственными тюркскими народами, особенно огузскими, т.е. турками, туркменами и др.
3. Национальную идею Азербайджана невозможно сформировать без учета основной массы нашего этноса - азербайджанских тюрок, проживающих в Иране (30-40 миллионов) и исторически называющих себя turk.
4. Национальная идея Азербайджана не может существовать без опоры на: а) историческое и культурно-политическое наследие государствообразующей нации - тюрок Азербайджана, т.е. "тюркизм". б) идею азербайджанского патриотизма и сотрудничества всех наций Азербайджана (тюрок, талышей, курдов, татов, удин, русских, евреев, лезгин, аварцев и др.) на благо общей Родины, т.е. "азербайджанизм".

Фарид АЛЕКПЕРЛИ, доктор исторических наук, заведующий отделом Института рукописей НАНА.

Азербайджан

Когда говоришь слова
«погром», все, как правило вспоминают бедненьких евреев. На самом деле,
если хотите узнать, что такое погром, спросите об этом русских беженцев
из Чечни и Азербайджана. Ну про ТО, что делали и продолжают делать с
русскими чеченцы многие уже знают. Об этом разговор отдельный. А вот про
бакинские погромы 1990 года мало кто знает. А жаль. Иначе многие
по-другому посмотрели бы на гостей с Кавказа.

Из всех кавказских республик
(не считая Чечни) наибольшей жестокостью в отношении русского
населения отличился Азербайджан. Если в Грузии кровопролитие было
всё же обусловлено в первую очередь территориальными конфликтами, то в
Баку русских в январе 1990 года убивали только за то, что они русские.

Первыми жертвами погромов
стали армяне, ненависть к которым с момента карабахского конфликта била
через край. Достаточно сказать, что, когда в 1988-м произошло страшное
землетрясение в Спитаке и Ленинакане, Баку ликовал, и в Армению был
отправлен поезд с топливом в рамках оказания помощи, к которому
обязывались все союзные республики, на цистернах которого было написано:
«Поздравляем с землетрясением! Желаем повторения!»

До определённого момента
кровопролитие удавалось избежать, благодаря русскому коменданту города.
На требование руководства «Народного фронта» убрать всех инородцев
генерал, немного подумав и что-то подсчитав в уме, заявил, что ему
достаточно четырех суток для эвакуации некоренных жителей, после чего он
превратит город в мусульманское кладбище. Желающих экспериментировать
не нашлось, и «народные защитники» сразу отступили. Впрочем, ненадолго.
Ослабление государственной власти и распад страны не мог не стать
катализатором с трудом сдерживаемой агрессии азербайджанских
экстремистов. О том, что списки обречённых на истребление готовились
заранее, было известно. В первом списке стояли армяне, во втором -
русские. Однако, никаких своевременных мер не было принято, и 13 января
началась бойня.

Вот живая картинка из Баку девяностого года. Беженка Н.И. Т-ва:
«Там творилось что-то невообразимое. С 13 января 1990 начались погромы,
и мой ребенок, вцепившись в меня, говорил: «Мама, нас сейчас убьют!» А
после ввода войск директор школы, где я работала (это вам не на
базаре!), азербайджанка, интеллигентная женщина, сказала: «Ничего,
войска уйдут - и здесь на каждом дереве будет по русскому висеть».
Бежали, оставив квартиры, имущество, мебель… А ведь я родилась в
Азеpбaйджaне, да не только я: там еще бабушка моя родилась!..»

Да, Баку в 1990 году кипел
ненавистью к «русским оккупантам». Горцы создавали Азербайджан для
азербайджанцев: «на улицах и в домах орудует толпа громил, и при этом
митингующие ходят с глумливыми лозунгами: «Русские, не уезжайте, нам
нужны рабы и проститутки!». Сколько же сотен тысяч, если не миллионов,
русских людей пережили десятки погромов и «холокостов», чтобы, в конце
концов, убедиться, что нет никакой дружбы народов?


«Женщина из 3агорска оказалась русской беженкой из Баку. Внешне
похожа на внезапно постаревшую девочку-подростка, бледная, руки
трясутся, говорит, сильно заикаясь - так, что порой трудно разобрать
речь. Проблема ее проста по какому пункту какого из юридических
документов их должно считать беженцами? их не прописывают, а на работу
без прописки не принимают («правда, я шитьем подрабатываю, полы в
подъездах мою»), статуса беженцев де присваивают,положенных в этом
случае денег не дают. Галина Ильинична стала объяснять... Беженка вынула
лист бумаги и авторучку, но записать ничего не смогла - руки тряслись
так, что ручка оставляла на листке только прыгающие каракули. Я взялся
помочь.

Закончив писать, спросил
беженку, кивнув на трясущиеся руки: «Это отчего у Вас так?..» «Ой, да
сейчас уже почти прошло! Я и говорить сейчас стала лучше (А я, грешным
делом, думал, что хуже некуда!) А вот тогда, когда нас убивали...» «Где
вас убивали?» «Да в Баку, где мы жили. Выломали дверь, мужа ударили по
голове, он без сознания валялся все это время, меня били. Потом меня
прикрутили к кровати и начали старшенькую насиловать - Ольгу, двенадцать
лет ей было. Вшестером. Хорошо, что Маринку четырехлетнюю в кухне
заперли, не видела этого… Потом побили все в квартире, выгребли что
надо, отвязали меня и велели до вечера убраться. Когда мы бежали в
аэропорт, мне чуть не под ноги упала девчоночка - выбросили с верхних
этажей откуда-то. Вдрызг! Её кровь мне все платье забрызгала...
Прибежали в аэропорт, а там говорят, что мест на Москву нету. На третьи
сутки только и улетели. И все время, как рейс на Москву, ящики картонные
с цветами, десятками на каждый рейс загружали… В аэропорту издевались,
все убить обещали. Вот тогда я начала заикаться. Вообще говорить не
могла. А сейчас, - на ее губах появилось что-то наподобие улыбки, -
сейчас намного лучше говорю. И руки не так трясутся...»

У меня не хватило мужества
спросить ее, что же сталось со старшенькой, которой было двенадцать лет,
в день чудовищного надругательства, как пережила весь этот ужас
четырехлетняя Маринка…»

Вот так. У вас появились некоторые вопросы к радостно
улыбающимся азерам, которых полно на наших рынках? Помните, глядя на
них: ЭТО ОНИ насиловали двенадцатилетнюю Ольгу, ЭТО ОНИ выкидывали
русских детей из окон, ЭТО ОНИ грабили и унижали наших братьев!

Ещё один рассказ - "Сегодня на улицах Баку стоят танки, дома
одеты в черные траурные флаги.

— На многих домах надписи: «Русские —
оккупанты!», «Русские — свиньи!». Моя мама приехала по распределению из
Курска в глухое горное азербайджанское село учить ребятишек русскому
языку. Это было тридцать лет назад. Теперь она пенсионерка. Я второй год
работала в школе учительницей... Пришла неделю назад в школу, а в
коридоре надпись: «Русские учителя, идите в уборщицы!». Я говорю: «Вы
что, ребята?». А они в меня плюют... Я их азбуке учила. Теперь вот мы с
мамой здесь /в России/. Родственников в России у нас нет. Денег нет,
работы нет... Куда? Как? Ведь моя родина — Баку.Женщины-учительницы, с
которыми я беседовал в маленькой комнатке, то и дело утирали невольные
слезы обиды.

— Я убежала с дочкой с одной сумкой, за три минуты. Жуткая
обида! Я же не политик, я детей учила и не виновата в тех бедах, что
были в республике. Я не видела на лозунгах Народного фронта фамилии
Алиева. Зато Горбачева они представляли не в лучшем виде. Обидно, потому
что я знаю этот народ, у меня там друзья, вся жизнь моя там.

Я не называю имен и фамилий
этих женщин — они так просили. В Баку остались их родственники, мужья.
Мало ли что...

— Экстремисты прекрасно организованы, чего не скажешь о местных
властях. В конце прошлого года жилищные конторы по всему городу
потребовали всех заполнить анкеты, якобы для получения талонов на
продукты. В анкетах нужно было указать и национальность. Когда начались
погромы, в руках экстремистов оказались точные адреса: где живут армяне,
где русские, где смешанные семьи и т. д. Это была продуманная
националистическая акция.

Я выхожу в коридор военных казарм Московского высшего
пограничного командного училища КГБ СССР, где сегодня живут эти женщины.
По длинному блестящему коридору ходят курсанты с повязками, на стенах
самодельные указатели со стрелками — «междугородный телефон», «детская
кухня». Бегают ребятишки, которые неизвестно когда и где снова пойдут в
школу. Тихо ходят грустные русские женщины. Мужья многих из них сегодня
там, в Баку, охраняют жизнь азербайджанских детей.

Каждый день в училище
прибывают более четырехсот женщин, стариков, детей. Всего в Москве и
Московской области русских беженцев из Баку более 20 тысяч".

Следующими жертвами по плану
погромщиков должны были стать русские офицеры и их семьи. В первые дни
был захвачен детский сад, быстро, однако, отбитый нашими военными, затем
в акватории Каспийского моря пытались затопить суда с беженцами, атаку
на которые удалось отбить чудом. Александр Сафаров вспоминает: «Третий
день резни, 15 января, начался со страшного грохота. Сначала послышался
звук, напоминающий взрыв, потом гул, и новое здание штаба флотилии на
Баиловской шишке исчезло в облаках пыли. Штаб сполз по склону, разрушив и
засыпав обломками столовую береговой базы бригады ОВРа.

Официально причиной
обрушения штаба стал оползень, однако время случившегося вызвало
сомнения в правдивости этой версии (по версии военных - это был
подготовленный теракт).

От штаба уцелела одна стена с балконом и Главкомом на нем. Он
как раз вышел на балкон осмотреться, а возвращаться ему оказалось
некуда. Под обломками зданий погибло 22 человека, и среди них мой
хороший товарищ капитан 3 ранга Виктор Зайченко. Его задавило
перекрытием в кабинете на втором этаже столовой. У Вити осталось трое
сыновей.

В течение следующих месяцев
русских повально выселяли из квартир. В судах на все претензии заявляли
откровенно: «Кто захватил? Азербайджанцы? Правильно сделали! Езжай своя
Россия и там командуй, а здесь мы хозяева!!!» Но самый тяжёлый удар
российские военнослужащие получили после краха ГКЧП. Придя к власти,
Борис Ельцин объявил базировавшуюся в Баку флотилию российской, а
военнослужащих россиян передал под юрисдикцию Азербайджана. Этот акт был
справедливо расценен военными, как предательство. «Именно в это время, -
пишет А. Сафаров, - пользуясь таким положением, азербайджанский суд
приговорил лейтенанта общевойскового училища, применившего оружие при
отражении вооруженного нападения на КПП училища и убившего несколько
бандитов, к смертной казни.

Больше года парень провел в камере смертников в
ожидании расстрела, пока под нажимом общественного мнения в России (в
основном газеты «Советская Россия») Гейдар Алиев вынужден был передать
его российской стороне.

А сколько еще таких, как он, были преданы и на Родину не
вернулись? Все это осталось тайной, в том числе и число жертв резни. Обо
всех не расскажешь…»

Согласно докладу председателя Русской общины Азербайджана
Михаила Забелина, на 2004-й год в стране осталось около 168 тысяч
русских, тогда как на первое января 1979 года в Азербайджане проживало
около 476 тысяч граждан русской национальности, в 22 районах республики
насчитывалось около 70 русских населённых пунктов и поселений. В 1989
году в Азербайджане проживало 392 тысячи русских (не считая других
русскоязычных), в 1999 году - 176 тысяч…

На фоне этого масса
азербайджанцев благополучно обосновалась в России, в Москве. Но и этого
показалось мало, и в январе 2007 года Организация Освобождения Карабаха
выступила с угрозой в адрес оставшихся в Азербайджане русских. Угроза
была мотивирована мнимой дискриминации их соотечественников в России:
«Положение азербайджанцев во всех регионах России, и в частности, в
центральных городах, плачевное. Торговые объекты, принадлежащие нашим
соотечественникам, закрываются, те, кто пытается открыть новые,
подвергаются проверкам, на них налагаются штрафы, в домах азербайджанцев
проводятся обыски, и применяется насилие.

Эта коварная и жестокая
политика в отношении азербайджанцев России проводится с позволения
официальных лиц, и выражает их позицию, которая заключается в полном
выселении азербайджанцев из этой страны. (…)

Мы требуем от российского
руководства положить конец дискриминации наших соотечественников,
проживающих в этой стране, в противном случае ООК предпримет конкретные
шаги по приостановлению деятельности российского посольства в Баку и
выселению русских из Азербайджана» - говорится в сообщении.

Российское руководство,
разумеется, не напомнило азербайджанским мигрантам и их защитникам, что у
них есть своё государство, и они могут возвращаться туда и
устанавливать свои порядки там, а не в России.

Приехав в Азербайджан, вы попадете в страну, где царит жаркое солнце, можно увидеть великолепные постройки (будь это памятники архитектуры или современные дома). И еще вас, без сомнения, покорят своим темпераментом азербайджанцы, которые входят в семью кавказских народов и по праву гордятся своей историей и культурой. Без них невозможно представить ни кавказский колорит, ни само постсоветское пространство.

Происхождение и история народа

Что только не рассказывают про азербайджанцев! Иногда можно даже услышать мнение о том, что этот народ не может считаться кавказским, ведь у них имеется нечто общее с народами Азии. Тем не менее, это досужие вымыслы. Они являются коренным народом Кавказа, как и , населяющие этот регион.

Историки пришли к выводу, что происхождение народа связано с выходцами из Кавказской Албании – большого государства, располагавшегося в восточной части Кавказа во II-I веках до новой эры. Затем население этой страны начало смешиваться гуннами, киммерийцами и прочими .

Существенное влияние на становление этнической нации азербайджанцев оказала и Персия. В первые века нашей эры в Персии правила династия Сасанидов, которая расширила свое влияние на восточные регионы .

Нельзя забывать и о более позднем воздействии турок-сельджуков, которые пришли на эти земли в XI веке. В результате, местное население подверглось сначала влиянию персидской культуры, а затем процессу тюркизации. Таким образом, азербайджанский народ имеет богатую историю и она тесно связано с историей соседних государств.

Тюркские племена постоянно мигрировали по всему региону Малой Азии, начиная от раннего Средневековья и заканчивая XV-XVI веками. Все это не могло не отразиться на местном населении, которое лишь позже начало осознавать свою этническую идентичность. Некоторые исследователи полагают, что современные азербайджанцы – это потомки какого-то конкретного племени, имеющего тюркские корни.

Такая гипотеза разбивается другими доказательствами, в том числе, культурным наследием, а также письменными источниками. Поэтому на сегодняшний день можно говорить о том, что на внешность азербайджанцев оказали воздействие самые разные племена – арабские, тюркские, иранские.

И при этом они все же остаются коренным этносом Закавказья, поскольку их история имеет именно кавказские корни. Это доказывают многочисленные традиции и разнообразные обычаи азербайджанцев, которые находят свои истоки как в иранской, так и в .

В XVIII веке закончила свое существование могущественная персидская династия Сефевидов, в результате чего образовался целый ряд ханств, имеющих полунезависимый статус. Во главе этих маленьких закавказских княжеств стояли представители азербайджанских местных династий. Однако сформироваться в единое государство они так и не смогли, поскольку по-прежнему находились под сильным влиянием персов.

А позднее, уже в XIX столетии, начались русско-персидские военные конфликты, которые привели к тому, что они были разграничены по регионам своего проживания. Граница эта пролегала вдоль реки Аракс, вследствие чего северные части Азербайджана попали под влияние России, а южные отошли к персам. И если ранее азербайджанские элиты имели сильное влияние на происходящие в Персии процессы, то после такого это влияние исчезло.

Историки признают, что их государственность сформировалась лишь после того, как в России произошла Октябрьская революция и начали создаваться национальные республики. Советская власть дала современному границы и государственно-правовую базу.

Когда же СССР распался, все советские республики получили независимость, в том числе и Азербайджан. Датой обретения независимости является 18 октября.

Язык и религиозная конфессия

Азербайджанский язык имеет тюркское происхождение, на его становление, к тому же, оказали влияние арабский и персидский языки. Однако их язык имеет и другие фонетические связи – лингвисты находят сходство в нем с кумыкским и даже узбекским языками.

В настоящее время на азербайджанском говорят около 99% жителей страны. Поскольку этот же язык распространен на севере Ирана и Ирака – это сближает этносы и позволяет аккумулировать культурные связи.

Что же касается их литературного языка, то он сформировался полностью лишь после того, как эти территории были присоединены к России. Однако еще до российского периода истории, литературный язык азербайджанцев постепенно развивался в Ширване и южных регионах Азербайджана.

Что же касается религии, то в своем большинстве они – мусульмане. Почти 90% тех, кто исповедует в Азербайджане ислам, являются шиитами, однако проживают здесь и те, кто относит себя к . Это – еще одно проявление персидского влияния.

Современная вера азербайджанцев может быть очень разной, поскольку в стране наблюдается полная толерантность по отношению к .

Здесь можно встретить и христиан, и последователей каких-либо других религий. Человек, проживающий на территории этой страны, имеет право сам выбирать, какому следовать, и воздействовать на его убеждения никто не вправе.

Территориальные вопросы эноса

Поскольку азербайджанцы – это очень разноплановый этнос, представители народа встречаются не только в данном регионе, но и в других странах мира. Более того, разделение их земель между Россией и Персией привело к тому, что сегодня их, проживающих в Иране, насчитывается от 15 до 20 млн человек. Это гораздо больше, чем население самого Азербайджана – там, по данным государственной статистики, проживает около 10 млн жителей.

Именно они оказали серьезное влияние на развитие здорового национализма в современном Иране. После Второй Мировой войны жители Азербайджанской республики в СССР и азербайджанцы Ирана получили возможность тесно общаться. Это внутреннее единение можно увидеть и сегодня.

Имеются тесные связи у азербайджанцев и в России. В 2000 году дагестанские власти включили азербайджанцев в число Республики Дагестан, хотя этот этнос здесь и отнесен к категории малочисленных. В основном, они проживают в южных частях республики, а именно в и его районе их проживает больше всего. В республике составляют не более 5% (а то и меньше) от всего дагестанского населения.

Серьезный конфликт возник в свое время у азербайджанцев с армянами, он касался территории Нагорного Карабаха, расположенного на востоке Армянского нагорья. Исторически эта территория относилась к , однако Парижская Мирная Конференция в 1920 году отнесла этот регион к Азербайджану.

С тех пор азербайджанцы Карабах считают своим, что и привело после распада СССР к территориальному конфликту, вылившемуся в полноценные военные действия обеих сторон.

Лишь в 1994 году Армения и Азербайджан заключили перемирие, хотя напряженная ситуация в данном регионе наблюдается и сегодня. Сколько бы азербайджанцы ни утверждали, что являются законными обладателями Нагорного Карабаха, не собираются признавать это.

Культура и традиции азербайджанского народа

Такой колоритный народ, как азербайджанцы, не может не иметь собственной культуры – а она уходит своими корнями в . К культурному наследию можно отнести не только их народные традиции, но и многие ремесла – здесь издавна было развито ковроткачество, художественная обработка камня и кости, а также были широко известны золотые изделия, созданные народными златокузнецами.

Говоря о культуре азербайджанцев, нельзя не вспомнить о таких традициях, как праздники и народные ритуальные действа. Прежде всего, это свадебные обычаи. Во многом похожа на те свадебные обряды, которые практикуются у других кавказских этносов. Здесь распространено не только обычное, но и предварительное сватовство, в процессе которого стороны заключают начальное соглашение о будущем союзе.

Во многом свадьба у азербайджанцев напоминает классические обрядовые . Лицо невесты здесь закрывается платком или тонким покрывалом, а свадебное застолье устраивается как в доме жениха, так и в доме невесты.

Не менее яркими бывают всегда и у азербайджанцев. Здесь не обойтись без национальных костюмов, а также без песен и зажигательных танцев.

Фольклорная азербайджанская музыка – это всегда использование этнических музыкальных инструментов . А современные мотивы во многом до сих пор напоминают , поэтому песни азербайджанцев отличаются особенной тональностью и во многом стилизовано под творчество ашугов.

Национальный колорит всегда прослеживается и в . Если рассматривать народный танец азербайджанцев, то нельзя не отметить его своеобразную ритмичность. Они могут быть или откровенно ритмичными, или плавными.

Именно на четком соблюдении ритма строится и весь рисунок танца, его структура. Те танцы, которые имеют корни в старинных традициях, нередко носят названия характерных для Азербайджана растений или животных. Существует немало видео, на которых они зажигательно исполняют свои .

Говоря о национальных костюмах азербайджанцев, нужно упомянуть их соотнесенность с культурно-географическим расположением самого региона. Мужчины носят кафтан-архалыг, а под него надевают нательную рубаху. Костюм мужчины подразумевает также и верхнюю одежду для холодов – ведь в предгорьях Кавказа в зимнее время может спасти только бурка или шуба из выделанных бараньих шкур.

Если посмотреть на фото азербайджанцев, то видно, что они нередко надевают черкеску с газырями .
Женский костюм не менее ярок и самобытен. Это верхнее и нижнее платья, а также обязательная чадра. Обязательным компонентом женской одежды всегда был пояс или кушак – такие пояса могли богато украшаться золотом и вышивкой, что могло многое сказать о статусе женщины.

Еще один обычай, касающийся внешнего вида женщин – это традиционное окрашивание волос и ногтей хной. Окрашивание хной также наследие влияния персидской культуры.

Азербайджанцы в России сегодня

В настоящее время азербайджанцы расселены далеко за пределами Азербайджана (стоит вспомнить иранских представителей этого этноса). Сегодня их общая численность составляет до 35 млн человек. Они могут встретиться в самых разных странах, включая не только государства постсоветского пространства, но и Турцию, Афганистан, страны Европы.

Что касается азербайджанцев, проживающих в России, то только в Москве их, по приблизительным оценкам, насчитывается около 60 тысяч. Проживают они также в Сибири, где первое место по их численности занимают Югра и Тюменская область.

На вопрос о том, почему азербайджанцы везде чувствуют себя как дома, можно ответить, что этот народ всегда был открытым, жизнерадостным и очень дружелюбным. Такого же отношения они ждут и к себе.

Композитор Узеир Гаджибеков, писатель Чингиз Абдуллаев, кинорежиссер Рустам Ибрагимбеков и многие другие.

Рассматривая , как великую общность различных этносов, понимаешь, что азербайджанцы – это неотъемлемая часть народов этого красивейшего горного региона. И без Азербайджана история всего Кавказа будет неполной.

Азербайджанцы

представители нации, составляющей большинство одного из государств Закавказья-Азербайджана. По своему характеру А. любознательны, сообразительны, храбры, свободолюбивы, соблюдают данные ими обещания. Как правило, держатся они скромно, но с достоинством, отличаются при этом быстротой суждений и выводов, что не всегда может быть однозначно истолковано другими людьми во взаимоотношениях с ними.

Нельзя не учитывать и большую эмоциональность азербайджанцев. Неуважительное отношение к ним или их близким почти всегда воспринимается как посягательство на их честь и достоинство, может вызвать у них чувство обиды или острую ответную реакцию. При общении с азербайджанцами следует проявлять как можно больше такта, внимательности, подлинного уважения. Доверием, дружеским отношением и участием от них можно добиться большего, нежели давлением и принуждением.

В конфликтных ситуациях азербайджанцы эмоционально невоздержанны и горячи, но не так безоглядно, как, например, чеченцы или осетины. Однако в такие минуты и они подчас склонны решать вопросы с представителями других национальностей "с позиции силы", вступаются за своих земляков вне зависимости от того, правы они или нет в данном случае.

Отношение к труду в Азербайджане не однозначно. Большинство людей в основном добросовестно осваивают профессию, свое дело, становятся хорошими специалистами. В то же время есть немало и таких, у кого проявляются лень, желание найти "тепленькое место". Есть и люди, которые стремятся быть обеспеченными, иметь престижные вещи, машину, ничего для этого не делая. Азербайджанцы вообще нередко подходят к жизни излишне прагматически, часто руководствуясь лишь сиюминутной выгодой, которую могут извлечь для себя.

Они очень чувствительны к успеху, к почету, известности. Не последнюю роль играет при этом и свойственное им большое честолюбие. Азербайджанцы любят хвалиться своими успехами в служебной и общественной деятельности, всячески подчеркивают личные заслуги и достижения, делают все, чтобы другие люди обращали на это особое внимание.

Азербайджанцы охотно общаются и взаимодействуют с людьми разных национальностей. Они с готовностью берутся за изучение русского языка, хотя из-за того, что он мало сходен с их родным языком, как правило, достигают не очень больших успехов. Однако иногда, даже зная русский язык, азербайджанец скрывает это, пытаясь, когда нужно, использовать такое обстоятельство в своих интересах.


Этнопсихологический словарь. - М.: МПСИ . В.Г. Крысько . 1999 .

Смотреть что такое "азербайджанцы" в других словарях:

    Азербайджанцы - azərbaycanlılar آذربایجانلیلار, azərilər آذری لر … Википедия

    АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ Современная энциклопедия

    АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ - (самоназвание азербайджанлылар азерилер), народ, основное население Азербайджана (5,8 млн. человек, 1992). Живут также в Иране (10430 тыс. человек), Российской Федерации (336 тыс. человек), Грузии (307 тыс. человек), Казахстане (90 тыс. человек) … Большой Энциклопедический словарь

    АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ - АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ, ев, ед. нец, нца, муж. Народ, составляющий основное коренное население Азербайджана. | жен. азербайджанка, и. | прил. азербайджанский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ - (самоназвание азербайджанлылар, азерилср), народ. В Российской Федерации 335,9 тыс. человек. Основное население Азербайджана. Живут также в Иране и других странах. Язык азербайджанский огузской группы тюркских языков. Верующие в основном… … Русская история

    Азербайджанцы - (самоназвание азербайджанлылар, включают в себя также близкие к основному этносу народности: айрумы, афшары, баяты, карадагцы, карапапахи, падары, шахсевены) народ, основное население Азербайджана. Общая численность 17200 тыс. чел. Основные… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    азербайджанцы - ев; мн. Народ, основное население Азербайджана; представители этого народа. ◁ Азербайджанец, нца; м. Азербайджанка, и; мн. род. нок, дат. нкам; ж. ◁ Азербайджанский, ая, ое. А. язык (один из тюркских языков). * * * азербайджанцы (самоназвание … … Энциклопедический словарь

    АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ - представители нации, составляющей большинство одного из государств Закавказья Азербайджана. По своему характеру А. любознательны, сообразительны, храбры, свободолюбивы, соблюдают данные ими обещания. Как правило, держатся они скромно, но с… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    азербайджанцы - АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ, ев, мн (ед азербайджанец, нца, м). Народ, составляющий основное коренное население Азербайджана, государства, расположенного в вост. части Закавказья, на побережье Каспийского моря; люди, принадлежащие к этому народу; яз.… … Толковый словарь русских существительных

    Азербайджанцы - азербайджанлылар, азерилер, нация. В СССР А. составляют основное население Азербайджанской ССР (67,5% по переписи 1959). Живут частично в Грузинской ССР, Армянской ССР и Дагестанской АССР, а также в Узбекистанской ССР, Туркменской ССР,… … Большая советская энциклопедия