Иеромонах роман матюшин последние сведения о нем. «Одна душа да горний свет

Проповедь иеромонаха Романа (Матюшина) в Свято-Введенском храме села Любышь

26 апреля, в праздник святых жен-мироносиц, Божественную литургию в Свято-Введенском храме села Любышь совершил иеромонах Роман (Матюшин) – известный поэт, автор и исполнитель песнопений, знакомых каждому верующему человеку. На Радоницу отец Роман покинул скит Ветрово, где он живёт уже двадцать лет, и отправился на свою малую родину – в село Рябчёвск Брянской области. Путь отца Романа лежал через город Дятьково, где 24 апреля прошёл его творческий вечер. И творческая встреча, и богослужение в селе Любышь состоялись как раз в те дни, когда иеромонаха Романа ждали в Болгарии – на фестивале искусств «Золотой витязь», где ему должны были вручить золотую медаль имени Пушкина «За выдающийся вклад в литературу». Но родная Брянщина и земляки оказались для него важнее. Введенская церковь – первый храм на Брянской земле, где отец Роман совершил богослужение.

После литургии иеромонах Роман поблагодарил настоятеля церкви, протоиерея Владимира Андриянова, за приглашение послужить в этом храме.

«Я никогда никому не говорю того, чего нет на самом деле, — сказал отец Роман. – Батюшка Владимир служит очень тихо, благоговейно, спаси его Господи. Хор очень молитвенно поет, не торопясь, понимая, что священник должен немножко задержаться в чтении молитв. Поэтому здесь легко молиться! Я оказался словно в маленьком монастырьке».

В этот день во Введенский храм приехали паломники из Брянска, Минска и Петербурга (на снимке), но в основном там молились постоянные прихожане – жители Дятьково и села Любышь. Как и почти во всех храмах, большая часть любышских прихожан – это женщины. К ним отец Роман и обратил свою проповедь.
— Мне приходится общаться с разными людьми и, в общем-то, говорить одно и то же. Потому что, дорогие, все всё знают, все всё знают… Но почему-то всем тяжело жить. И в семье скорби, и на работе не то, да и по всей России и во всём мире тоже. Как же нам быть? Мир уповает на политиков, на сильных мира сего, но мы-то помним написанное: «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия». Рядом страдает целая страна, один с нами народ. После того, как там бесстыдные девки – по-другому их не назовешь – валили кресты, видите, что началось? Да и в России сейчас поставили спектакль, в котором поглумились над распятием. Митрополит Тихон подал в суд, но очень большое количество жителей Новосибирска поднялось в защиту бесстыдного режиссера-кощунника. Неужели эта защита пройдёт безследно для России? Вот так мы сами себя добиваем!

Так как же нам жить? Я обычно привожу такой пример. Мы с вами живем в безбожном мире, который населяют атеисты, безбожники, сектанты, служители сатаны. Мир православный находится внутри многоглавого дракона. Главы безбожия, сектанства, иноверия выискивают себе пищу. Дракон проглотил нас и постоянно выделяет соки, чтобы переварить пищу. Какие это соки? Привычные многим телевидение, радио, пресса, Интернет. И если родители будут позволять своим детям в неограниченном количестве сидеть у телевизора, у компьютера, лазить по помойкам, то это, скорее всего, закончится очень печально. Но мы с вами находимся внутри Церкви. Посмотрите, какие стены имеет храм! Обычно храмы строят из камня, а мы знаем, что никакие соки не перерабатывают камень. Так что мы с вами находимся под величайшей защитой церковных стен. А что значит находиться внутри Церкви? Это значит исполнять заповеди Христовы, каяться, причащаться, просвещать свои мысли Светом Христовым… И помнить, что всё, что высоко в этом мире, – мерзко пред Богом.
Есть три прекрасных духовных закона. Иногда мы с вами скорбим, а один из этих законов говорит: смиренный уже не страдает. Не страдает, потому что понимает: любая болезнь, любая боль, любая клевета – посланное Свыше духовное лекарство. Тогда скорбь растворяется надеждой. А когда мы еще и благодарим за болезнь, то душа начинает выздоравливать! Святые отцы называют благодарение за болезни и скорби одним из видов смирения.

Второй закон духовный: без причины и пользы никто не страдает. Мы все находимся в том состоянии, которым сами подаём причину нашим скорбям и страданиям. Не всегда радуют собственные дети? Но так ли мы воспитывали детей? Обували, одевали — а самого главного – Веры, не дали. Те дети, которых мать или отец не научили чтить Бога, вряд ли будут почитать родителей. На Руси прежде никогда не было домов престарелых – позора нашего времени. А в Европе этот позор давно стал привычным, безнравственность сделалась нормой. «Просвещенные» европейские старики по своей воле не хотят мешать молодым: молодые, по их мнению, должны только развлекаться. И они сами идут в дома престарелых, прокладывая туда дорогу и своим детям… Страшно, к чему приводит настрой на развлечение!

И ещё один закон: любящему Бога всё во благо. Когда человек это усваивает, ему очень легко жить! Нам трудно и тяжко только потому, что мы забываем о Боге, о том, что Он нас любит и лечит.
Я прошу прощения за многословие. Хочется поддержать вас, дорогие! То, что мы заслужили и что на нас сейчас идёт, невозможно будет перенести без благодати – того, ради чего мы ходим в храм. Сегодня, дорогие, ваш женский день – день памяти святых жен-мироносиц. Поздравляю вас с вашим праздником! Спаси, Господи! Укрепи, Господи!
Я очень рад, что возвратился на родную землю, на которой не был более двадцати лет.
Христос Воскресе!

Записала Ольга Надпорожская

Иеромонах Роман Матюшин — значимая фигура как для православной церкви в России, так и для отечественной поэзии в целом, член Союза писателей.

Он также является замечательным исполнителем, и тем временем, когда батюшка в силу возраста не смог и дальше представлять публике собственные сочинения, за него этим стали заниматься популярные исполнители российской эстрады (Сергей Безруков, Елена Ваенга), а знаменитый писатель, один из самых выдающихся представителей деревенской прозы В. Распутин однажды признался, что сочинения иеромонаха Романа Матюшина его сильно поразили.

Биография батюшки Романа Матюшина

Будущий батюшка появился на свет холодным ноябрьским днем, 16 числа 1954 года. Колыбелью его стало село Рябчёвск Трубчевского района в Брянске. Маленький Александр Иванович (мирское имя монаха) был сыном педагога, преподающей естественные науки — Зои Николаевны и участника Второй мировой войны Ивана Константиновича. Помимо мальчика у Матюшиных было ещё двое детей — Тамара и Света.

Мать Сашеньки была истинно верующим человеком. Она тайно вынимала иконы из чемодана под кроватью, давала своим детям приложиться к ним и убирала обратно — в неспокойные послевоенные времена по-другому было нельзя. Маленькому сыну она читала Евангелие. Когда дети немного подросли, Зоя Николаевна, её сестра и малыши отправились в Брянск — принимать Святое Крещение. Ещё на этом этапе своей жизни Саша задумался о монашестве.

Александр Матюшин всегда был близок к литературе и творчеству, но жизнь заставила его пройти через множественные испытания, прежде чем она допустила творца к любимому ремеслу. После поступления на факультет филологии государственного университета в Калмыкии и его окончания, Саша работал на заводе, производящем силикатные материалы, грузчиком на пилораме, плотником.

Следующие профессии батюшки были иными, они словно бы вели будущего иеромонаха к его истинному предназначению. Александр Иванович устроился учителем музыки в школу, художественным руководителем во Дворце культуры. Тем не менее, даже работая в тяжелых условиях лесозаготовок он не смог отказаться от данного свыше дара и занимался творчеством — писал лирику, прозу, песни.

В 1980 году Александр твердо решил преподнести свою жизнь служению Богу и отправился на поступление в Вильнюсский Свято-Духов монастырь, а через три года был пострижен в монахи уже в Псково-Печерском монастыре, взяв на себя честь носить имя Роман (в честь греческого святого Романа Сладкопевца). После двух лет неустанной службы получил сан иеромонаха.

Творчество – духовные стихи и песни

Александр начал писать поэзию ещё в лучшие годы своей молодости, и она даже тогда выделялась поэтической грамотностью и музыкальностью.

До 80-х годов двадцатого столетия творец являлся приверженцем есенинской лирики, но позже всё изменилось — он занялся написанием более одухотворенных стихов, больше подходящих его положению. Священнослужитель достиг внушительных высот на литературном поприще — он является носителем множества наград и держателем бесконечного количества премий.

В начале 90-х годов священнослужитель выпускает сборники лирики «Русский куколь» и «Внимая Божьему веленью» после получения на то разрешения от Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Стихотворения оказались настолько красивыми, что их стали накладывать на музыку и исполнять знаменитейшие певцы отечественной эстрады, в числе которых особняком стоит удивительный Кубанский казачий хор.

Для этой цели некоторые знаменитости (например, Сергей Безруков) посещали скит монаха чтобы получить его личное позволение. Тем не менее, одной из удивительных особенностей затворника является то, что он не признает авторских прав.

Одним из самых крупных творений Романа является книга «Там моя Сербия» , повествующая о поездке отшельника в охваченную войной страну в 1999 году и описывающая впечатления от увиденного там. Интересное произведение, которое обличает пороки власти и человеческие страдания, не должно оставаться без внимания ни в Сербии, о которой ведется повествование, ни в России.

Где живет и служит

Священник Роман Матюшин служил для прихожан в поселке Кярово города Каменец, а с началом функционирования Киево-Печерской лавры — в ней.

С 1994 года батюшка был благословлен на жизнь и службу в ските Ветрово, где и уединился от всех в 2003 году.

Заключение

Без таких священнослужителей, коим является герой этой статьи, без таких праведников, как говорится, не стоит село. В словах этого человека всегда была (и есть) одна только правда, одно лишь желание сделать этому миру лучше, привести людей к главной победе — победе над собой и духовной чистоте и красоте.

В своих интервью он всегда говорит, что православие — это не цель, а цель — это Бог, и он в этом, конечно, прав. Роман Матюшин-Правдин (так поэт стал подписываться с 2015 года) — человек, жизнь которого предоставлена не только Богу, но и людям, для которых он несет в этот мир красоту и благодать.

16 ноября 2014 года иеромонаху Роману (Матюшину) — замечательному священнику, монаху и поэту — исполняется 60 лет. В его жизни эти три служения связаны неразрывно. Стихотворный дар открылся в нем с юности, и уже в одном из своих ранних стихотворений он писал о том, что хотел бы стать монахом. Более 30 лет назад его мечта сбылась.

Последние 20 лет иеромонах Роман подвизается в глухом скиту Ветрово на Псковщине, молится, служит Литургию, пишет иконы, не оставляя при этом и поэзию. Его стихи и песни, настраивающие читателей на молитвенный и покаянный лад, воспевающие величие Творца и красоту созданного Им мира, могут быть не только лиричными, но и хлесткими — правда, лишь тогда, когда дело заходит об отстаивании православной веры и нападках на горячо любимую им Родину. Стихи и песни иеромонаха Романа не только вошли в поэтическую сокровищницу русской поэзии последних 30 лет, но и привели в Церковь множество людей.

Наместник, братия и прихожане Сретенского монастыря, преподаватели и учащиеся Сретенской духовной семинарии, редакция и читатели портала от всего сердца поздравляют дорогого батюшку с юбилеем! Мы желаем отцу Роману всесильной помощи Божией, любви и дальнейшего умножения того дара, которым так щедро наградил его Господь!

В день 60-летия отца Романа мы предлагаем своим читателям отрывок из книги «“Несвятые святые” и другие рассказы», посвящённый отцу Роману, а также небольшую подборку стихотворений батюшки и песен в его исполнении.

Инок Александр
(главка из «Несвятых святых»)

Еще одним жителем приходского домика в Лосицах был инок Александр. Студент Брянского педагогического института, он, несколько лет назад придя к вере, оставил все и пошел странником по России. Александр оказался в Псково-Печерском монастыре, но через два года примкнул к группе монахов, восставших против наместника, и снова ушел странствовать. В конце концов его приютил у себя на приходе отец Рафаил.

Тогда Александру было двадцать восемь лет. На костяшках рук — грубые мозоли, следы многолетних занятий карате. Мы любили гулять по полям и лесам и делали себе для прогулок легкие посошки из орешника. У всех они были кривоватые, и только посох Александра был идеально прямой, выкрашенный в черный цвет. Как-то на привале я решил поближе рассмотреть эту красивую вещицу, но, к своему удивлению, еле-еле смог ее поднять. Посох оказался тяжеленным стальным ломом. На вопрос, зачем Александру такое грозное оружие, инок ответил, что этот посох дает ему возможность хоть немного поддерживать физическую форму.

Отец Александр был молчалив и все свободное время уделял чтению творений древних святых отцов. Спал он в отдельной каморке, отгороженной горбылем. Жилище свое Александр запирал на ключ, что было немного странно, поскольку изба отца Рафаила закрывалась чисто символически — на щеколду. Однажды я мыл в доме полы, а Александр вышел куда-то, оставив свою каморку открытой. Я не выдержал и заглянул туда. В каморке на полу стоял сколоченный из грубых досок гроб. От неожиданности я так перепугался, что как ошпаренный выскочил из его убежища.

Переведя дух, я поинтересовался у Ильи Даниловича, что это означает. Тот со своей печи ответил, что в этом гробу инок Александр спит, потому что монах всегда должен помнить о смерти. Так, оказывается, поступали многие подвижники.

Несмотря на столь суровый образ жизни, Александр сочинял по-настоящему талантливые стихи и музыку к ним. Получались песни, теперь хорошо известные, разошедшиеся на дисках и кассетах, опубликованные в многочисленных сборниках с предисловиями наших самых известных писателей. Инок Александр давно уже пострижен в монашество с именем Роман — в честь древнего святого византийского поэта Романа Сладкопевца.

Тогда же, в Лосицах, он сочинял и пел свои песни по вечерам под гитару. Если, конечно, разрешал отец Рафаил, который, хотя и считал это занятие совсем не монашеским, но послушать Александра все же иногда любил.

Вот одна из этих песен.

Уже вечер, друзья, уже вечер,
И луна свою лампу зажгла.
Так оставим же праздные речи,
Оторвемся на миг от стола.

Белой скатертью стол застелили,
Понаставили яств и вино,
Целый день веселились и пили.
И никто не взглянул за окно.

За окном никакого ненастья,
Листопад не шуршит в этот час,
Словно душу осеннюю настежь
Отворила природа для нас.

И, быть может, не стану пророчить,
Где-то путник в нелегком пути,
Но под светлую исповедь ночи
Он надеется все же дойти.

Благодати исполнены кущи,
Пруд заросший туманом кадит.
Мир тебе, одиноко идущий,
И тому, кто тебя приютит.

Так давайте ж подымем бокалы,
Своим бытом простым дорожа,
Чтоб его теплотой обласкала
Сердобольная чья-то душа.

Кто же ты, неизвестный прохожий,
Далеко ль путь-дорога лежит
Почему так меня растревожил
Твой блаженный, задумчивый вид.

В твоем сердце молитва святая
Разгоняет душевную тьму.
Может, скоро и я, все оставив,
Помолясь, посох в руки возьму.

И, крестами себя пообвесив,
Побреду неизвестно куда,
Заходя в близлежащие веси,
Стороной обходя города.

Мы записывали эти песни на магнитофон, а потом я привез их в Москву. Как-то, много позже, меня направили с поручением к патриарху Пимену, в его резиденцию в Чистом переулке. Там, ожидая в прихожей, я с удивлением услышал из покоев патриарха запись песен отца Романа. Патриарх Пимен сам был прекрасным певцом и поэтому мог ценить настоящее церковное творчество.

Архимандрит Тихон (Шевкунов) . // Несвятые святые . М., Изд-во Сретенского монастыря, 2013. С.567-570.

Избранные стихотворения и песни
иеромонаха Романа

Что ты спишь, восстань, душе моя...

Что ты спишь, восстань, душе моя!
Иль самой себя не вынести?
Так открой Псалтырь Давидову
И покайся Судии:
«Боже, Боже мой, помилуй мя
По велицей Твоей милости!
И по множеству щедрот очисть
Беззаконие мое!»

Вспомнил жизнь свою прошедшую,
Нерожденным позавидовал.
Отойдите, воды бурные.
Убегай, душе, от злых.
Дай же, Господи, душе моей
Покаяние Давидово,
По молитвам Богородицы,
По молитвам всем святых.

Открываю книгу старую,
Покрываю плечи мантией,
И словами покаянными
Пред иконами молюсь:
«В беззакониях зачался я,
Во грехах рожден я матерью.
Окропиши мя, очищуся,
Паче снега убелюсь!»

Велика ты, скорбь Давидова,
Велико и утешение.
Ты покаялся пред Господом —
И тебя Господь простил.
Сердце чисто сотвори во мне,
Боже моего спасения!
Отврати лице от грех моих,
От мене не отврати.

1987 г.

Станем пред Царицею Небесною

Станем пред Царицею Небесною
В скорби неутешные своей.
Радуйся, Невесто Неневестная,
Радуйтесь, молящиеся Ей.

Радуйся, нам радость Подающая,
Верных благодатью осияй.
Никого еще к Тебе грядущего
Не отвергла, Радосте моя.

Радуйся, Земле обетования,
Слышишь, как Тебе народ поет.
Радуйся, погибшим всем Взыскание,
Радуйся, Взыскание мое.

Радуйся, Владычице Державная,
Церковь Православная, взыграй,
Радуйся, Надеждо православная,
Не остави мой погибший край.

Слушая акафистное пение,
Вспомнил, чем дышал и как я жил,
Радуйся, души моей Спасение,
Да не получу, что заслужил.

Чем Тебя я, Госпоже, порадую,
Видишь, как изъязвлена душа?
Странно ли, что я отвержен Правдою,
Коль всю жизнь неправдою дышал!

Гибельные тропы поздно понял я.
Кайся ж, о душе, себя виня!
Ждет меня утроба преисподняя,
Если Ты не вымолишь меня.

Бьется осужденное в груди моей.
Вот я пред Тобою весь стою.
Радуйся, Звездо Незаходимая,
Просветиши Сыном тьму мою.

Будь благословенна, Милосердная,
Даже если мне гореть в огне.
Радуйся, Заступнице Усердная,
За Свои молитвы обо мне.

1987 г.

Пост с молитвой сердце отогреет

Пост с молитвой сердце отогреет.
Над землею колокольный звон.
Преподобне отче наш Андрее,
Горько читаю твой святой канон.

Что, душе, откуда плакать станем
О прошедших окаянных днях?
Возопий и сердцем и устами:
«Боже, помилуй, не отринь меня!»

О, Адаме, первый человече,
Пал в раю и плакал без конца.
Плачь, душе, и ты стоишь далече
От своего Владыки и Творца.

О, душе, доколе окаянна?
Уподобясь Еве, впала в грех.
Принеси же ныне покаянье
Господу Богу и Владыке всех.

Был изгнан достойно из Эдема
За одну лишь заповедь Адам.
О, душе, с тобою будем где мы,
Все преступая многие года?

О, душе, на что твоя надежда?
Пост и плачь оружием возьми.
Облеклась в раздранные одежды,
В те, что исткал советом древний змий.

О, душе, конец уж недалече,
Воспряни, при дверях Судия.
Нам с тобою оправдаться нечем,
Что ж ты мятешься, о душе моя?

Надо мной опять сомкнулись воды,
Жизнь проходит, как кадильный дым.
Был Иосиф братиею продан,
Ты же, душе, продалася злым.

Устрелен стрелой прелюбодейства,
Пал Давид, но покаяньем встал.
Ты ж, душе, жила лукаво с детства,
Делала злое, позабыв Христа.

О, душе, душе моя, восстани,
Близ конец, и не имеешь слез.
Воззови и сердцем и устами,
Да пощадит тя Иисус Христос!

Припаду к Нескверной Голубице,
Весь в грехах к Пречистой припаду:
«Не оставь, Всепетая Царице,
Зришь нашу скобрь и нашу беду».

О, Андрее, отче преблаженне,
Пастырь Критский, я тебе пою.
Да избегнут новых прегрешений
Чтущии верно память твою.

Иерусалим

Иерусалим, Иерусалим,
Светлая моя мечта.
Иерусалим, Иерусалим,
Город моего Христа.

Он к тебе пришёл — Богочеловек, —
Исцеляя кротостью уст.
Не признав Христа — Господа отверг,
Потому твой дом пуст.

Иерусалим, Иерусалим,
Горькая моя мечта.
Иерусалим, Иерусалим,
Город моего Христа.

Иерусалим, не познал свой час,
Чая паче Истины ложь,
Коль Царя царей тернием венчал,
Так кого ж теперь ждёшь?

Иерусалим, Иерусалим,
Горькая моя мечта.
Иерусалим, Иерусалим,
Город моего Христа.

Ночь зажгла огни, шум затих почти,
В ожиданье дремлют холмы...
Он к тебе грядёт, он уже в пути,
Богоборный князь тьмы.

Иерусалим, Иерусалим,
Горькая моя мечта.
Иерусалим, Иерусалим,
Город моего Христа.

Иерусалим, Город городов,
Колыбель былых слав,
Припади к Христу, Он принять готов,
Не помянет язв, зла.

Иерусалим, Иерусалим,
Горькая моя мечта.
Иерусалим, Иерусалим,
Город моего Христа.

Гора Голгофа

Гора Голгофа. Вижу три креста.
Замри, душе, доколе окаянна?!
А посреди — распятого Христа.
У ног — Святая Дева с Иоанном.

И тот, что слева, над Христом глумясь,
В своих неправдах Бога обвиняя,
Сказал, с богоубийцами сроднясь:
«Коль Ты — Христос, спаси Себя и наю».

Но тот, что справа, запретил ему:
«Или твоя душа Творца не знает?
За наше зло нам мало этих мук,
А Этот же, скажи, за что страдает?»

О бывший тать, о нынешний святой,
Все зло свое перечеркнул немногим:
Перед безумной воющей толпой
Ты исповедал Страждушего Богом.

О ты, который с Господом терпел,
О, покаяньем вырванный из ада.
Одна лишь правда ожила в тебе,
Что полон был ты всяческой неправды.

И в этот миг, последний крестный миг,
Ты оправдал поруганного Бога,
И капля правды, перевесив мир,
Ввела под своды райского чертога.

О, Боже мой, Распятый как злодей,
Тебе, Тебе с Отцем и Духом Слава!
Своим Крестом Ты разделил людей
На тех, кто слева, и на тех, кто справа.

Гора Голгофа, Пасхи Колыбель,
Шепчу одно неверными устами:
«Душе моя, помысли о себе,
Душе моя, душе, куда мы станем?»

О, Мати Света, не остави нас!
Взыщи мене, Единая Отрадо.
Да оживет во мне хоть в смертный час
Разбойничья спасительная правда.

Что, Адам, сидишь ты против Рая

Что, Адам, сидишь ты против Рая
Птицей, обреченною в сетях?
И, на место чудное взирая,
Руки простираешь, как дитя.
Раю, мой Раю,
Раю, мой Раю.

Птицы забились в гнезда,
Мир в этот миг не дышал.
Плачь же, пока не поздно
Вместе с Адамом, душа.
Раю, мой Раю,
Раю, мой Раю.

Все живое, тем словам внимая,
Плакало, Адам, вместе с тобой.
О, душе, унылая и злая,
Если б ты постигла эту боль.
Раю, мой Раю,
Раю, мой Раю.

Ныне на что надеюсь?
Весь уж в геенне горю!
На небо взирать не смею,
Только Адаму вторю.
Раю, мой Раю,
Раю, мой Раю.

Ангеле хранитель, не отрини,
Что склоняешь скорбную главу?
Иль меня Господь из Книги жизни
Вычеркнул, как сорную траву?
Раю, мой Раю,
Раю, мой Раю.

Слезы, струясь потоком,
Смойте всю скверну с меня!
Не был в аду потопа,
Видно, рожден для огня!
Раю, мой Раю,
Раю, мой Раю.

Ликует Рим в языческом весельи


Заполнены трибуны неспроста.
Выводят на арену Колизея
Служителей Распятого Христа.

Патриции, изяществом блистая,
Не драли горло в непотребном «бис»,
Не тыкали в страдающих перстами,
Достойно опускали пальцы вниз.

Наверное, большое наслажденье
Испытывал народ от этих встреч.
И тех, кто обречен на усеченье,
Согласно знаку поядает меч.

О, воины, почто забыта слава:
Вчера — герои, нынче — палачи.
Всех потешая зрелищем кровавым,
О беззащитных тупите мечи.

И вновь ведут на новое мученье
Того, кто стар, и кто кричаще юн.
И всех приговоренных на съеденье
По одному бросают ко зверью.

Но тихий отрок, сам идя на муки,
Перекрестился, слыша грозный рык,
Прижал к груди крестообразно руки,
На небо поднял просветленный лик.

И царь зверей, подняв завесу пыли,
Раскинулся, рыча у детских ног.
И точно гром трибуны возгласили:

Блаженны вы, невинные страдальцы,
Молитесь Богу день и ночь за нас.
Наверняка опущенные пальцы
Готовит нам уже грядущий час.

Святая Русь, Расеюшка, Расея,
Сидишь над вавилонскою рекой,
А впереди застенки колизеев,
До них осталось нам подать рукой.

Когда, душе, придет пора мучений
И призовет тебя Господь на крест,
Любители кровавых развлечений,
Благословляю ваш безмолвный жест.

Да укрепит тебя, душе, Всевышний,
Когда настанет наш с тобою срок,
Одно бы только нам тогда услышать:
«Велик и славен Христианский Бог

Ликует Рим в языческом весельи,
Заполнены трибуны неспроста.
Выводят на арену Колизея
Служителей Воскресшего Христа.

Без Бога нация — толпа

Без Бога нация — толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, — жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

Раскрою я псалтирь Святую

Раскрою я Псалтирь Святую,
Свечой лампаду затеплю,
Наброшу мантию худую,
С Давидом вместе воспою:

«Господи, Господь наш,
Яко чудно Имя Твое».

В окно глядит не наглядится
В морозном ободе луна.
На пожелтелые страницы
Вливает чистый свет она.

Царю Царей, Одежда нищих,
Ты миру дал на помощь Мать.
Ее, Взыскание погибших,
Быть может и меня взыскать.

Душа подстреленною птицей
Как жизнь, впивает словеса
И воском от свечи струится
В ладонь горячая слеза.

На каждой славе бью поклоны
За тех, кто друг и недруг мне,
А на душе светло, покойно,
Как этой ночью при луне.

Никто молитвы не отымет,
Лишь только зазвучит Псалтирь.
Горит крестами золотыми
Псково-Печерский монастырь.

1985 г.

Екклесиаст

Земля от света повернет во тьму,
И ветер северный меняется на южный.
Я ничего с собою не возьму,
И потому мне ничего не нужно.

Что было прежде, будет и потом,
Что было сотворенным — сотворится.
Сегодня смех, веселья полон дом,
А завтра всплачет тот, кто веселится.

В моря из рек текут потоки вод,
Чтоб облаками возвратиться в реки.
Приходит род, и вновь проходит род,
И только Ты господствуешь во веки.

Восходит солнце и зайдет опять,
Чтоб воссиять по-новому над тьмою.
Мне ничего не страшно потерять,
Будь только Ты, Царю царей, со мною.

Всему под небесами свой черед,
Своя пора и время всякой вещи.
Блажен, кто эту истину поймет,
Но преблаженнее обретший Вечность.

Людская память — вешняя вода,
Она умрет, как город осажденный.
Блажен, кто никого не осуждал,
Но преблажен за Правду осужденный.

Безумию под солнцем нет конца.
И мир на Бога возвеличил слово.
Восстала тварь на своего Творца,
И это тоже на земле не ново.

Нечестию живущих нет границ,
И люди жить и умирать устали.
О, семя любодеев и блудниц,
Когда б вы знали на Кого восстали!

Не возноситесь, Судия воздаст,
И это будет бедствие из бедствий.
Святы твои слова, Екклесиаст,
«Все, что без Бога — суета суетствий!»

Но верю я, что Истина Сама
Во век восторжествует над землею.
И будет свет, и посрамится тьма,
И сокрушится всяк, творящий злое!

6512.)
Иеромонах Роман (в миру Александр Иванович Матюшин) родился 16 ноября 1954 года в селе Рябчёвск Трубчевского района Брянской области. Его отец, Иван Константинович, участвовал в Великой Отечественной войне. Мать, Зоя Николаевна, была учительницей в сельской школе, преподавала биологию, химию, географию. В семье было трое детей: две девочки, Светлана и Тамара, и младший сын - Александр.

Семья Матюшиных, как и большинство сельских жителей тех лет, жила в послевоенной скудости. Зоя Николаевна была верующим человеком, но верила тайно - иначе в те годы было нельзя. Она доставала из-под кровати чемодан, вынимала оттуда иконы, давала детям приложиться - и убирала назад. Мама читала маленькому сыну Евангелие, а когда он стал постарше, отвезла вместе с сестрой в Брянск, где они приняли Святое Крещение.

В 1972 году Александр Матюшин поступил на филологический факультет Калмыцкого государственного университета. После университета был рабочим силикатного завода, грузчиком в лесу на пилораме, плотником, учителем музыки в школе, художественным руководителем во Дворце культуры - и одновременно с этим писал стихи, рассказы и песни.

Еще в школьные годы Александр задумывался о монашестве и в 1983 году в Псково-Печерском монастыре принял постриг с именем Роман - в честь преподобного Романа Сладкопевца. Несколькими годами позже его мать, Зоя Николаевна, тоже была пострижена в монахини с именем Зосима. В 1985 году отец Роман был рукоположен в иеромонахи.

Став монахом, отец Роман по благословению старца Николая Гурьянова продолжал писать песни. Во второй половине восьмидесятых годов, когда в России стала возрождаться Церковь, песнопения иеромонаха Романа привели к Богу тысячи людей. «Помню, какое сильное впечатление произвели на меня песнопения иеромонаха Романа, когда я услышал их впервые, - написал Валентин Распутин. - Они навсегда вошли в то русское духовное и культурное "избранное", в котором искал я утешения и возбуждения, когда требовалось в одиночестве от себя, от своего "я", перейти к России». В 1991 году иеромонах Роман вступил в Союз писателей России.

С 1994 года иеромонах Роман в одиночестве живет в скиту Ветрово в Псковской области, служит в храме честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» и домовой церкви святого Серафима Саровского.

В последние годы отец Роман перестал исполнять свои песнопения, но за него это делают известные российские певцы: Жанна Бичевская, Олег Погудин, Евгения Смольянинова, Ирина Скорик, Сергей Безруков, Елена Ваенга. Иеромонах Роман по-прежнему пишет стихи и иногда - прозу: в 1999 году в Минске вышла его книга «Там моя Сербия!» с описанием посещения многострадальной Сербской земли.

В 2012 году иеромонах Роман получил Всероссийскую православную литературную премию имени святого благоверного князя Александра Невского - «За вклад в русскую поэзию». В 2015 году ему была присуждена одна из главных наград VI Славянского литературного форума «Золотой Витязь» - золотая медаль имени А. С. Пушкина «За выдающийся вклад в литературу». В том же 2015 году отец Роман стал лауреатом светской православной поэтической премии «Богородица Троеручица», учрежденной фондом «Иванка Милошевич» из Чикаго.

В России издано более двадцати поэтических сборников отца Романа. В 2013-2014 годах в Санкт-Петербурге, в издательствах «Амфора» и «Петроглиф», вышли три книги стихотворений иеромонаха Романа, наиболее полно отражающие его творчество в хронологической последовательности: «Созвездие Креста», «Последний снег» и «Чудный Свет». В 2015 году сборник «Яблони детства» был выпущен на болгарском языке с параллельным текстом на русском (издательство «Фабер», Велико Тырново). В настоящее время готовится сборник стихотворений иеромонаха Романа «Осиновая роща» на сербском языке, также с параллельным текстом на русском.

C 2015 года отец Роман стал подписываться «иеромонах Роман Матюшин-Правдин», добавив к фамилии отца фамилию бабушки.

В 2016 году был создан официальный сайт иеромонаха Романа

Биография иеромонаха Романа

Биография иеромонаха Романа

Иеромонах Роман (в миру Александр Иванович Матюшин) родился 16 ноября 1954 года в селе Рябчёвск Трубчевского района Брянской области. Его отец, Иван Константинович, участвовал в Великой Отечественной войне. Мать, Зоя Николаевна, была учительницей в сельской школе, преподавала биологию, химию, географию. В семье было трое детей: две девочки, Светлана и Тамара, и младший сын — Александр.

Семья Матюшиных, как и большинство сельских жителей тех лет, жила в послевоенной скудости. Зоя Николаевна была верующим человеком, но верила тайно — иначе в те годы было нельзя. Она доставала из-под кровати чемодан, вынимала оттуда иконы, давала детям приложиться — и убирала назад. Мама читала маленькому сыну Евангелие, а когда он стал постарше, отвезла вместе с сестрой в Брянск, где они приняли Святое Крещение.

В 1972 году Александр Матюшин поступил на филологический факультет Калмыцкого государственного университета. После университета был рабочим силикатного завода, грузчиком в лесу на пилораме, плотником, учителем музыки в школе, художественным руководителем во Дворце культуры — и одновременно с этим писал стихи, рассказы и песни.

Еще в школьные годы Александр задумывался о монашестве. В 1980 году поступил в Вильнюсский Свято-Духов монастырь, в 1983 году принял постриг в Псково-Печерском монастыре с именем Роман — в честь преподобного Романа Сладкопевца. Несколькими годами позже его мать, Зоя Николаевна, тоже была пострижена в монахини с именем Зосима. В 1985 году отец Роман был рукоположен в иеромонахи.

Став монахом, отец Роман по благословению старца Николая Гурьянова продолжал писать песни. Во второй половине восьмидесятых годов, когда в России стала возрождаться Церковь, песнопения иеромонаха Романа привели к Богу тысячи людей. «Помню, какое сильное впечатление произвели на меня песнопения иеромонаха Романа, когда я услышал их впервые, — написал Валентин Распутин. — Они навсегда вошли в то русское духовное и культурное «избранное», в котором искал я утешения и возбуждения, когда требовалось в одиночестве от себя, от своего «я», перейти к России». В 1991 году иеромонах Роман вступил в Союз писателей России.

С 1994 года по благословению митрополита Псковского и Порховского Евсевия иеромонах Роман в одиночестве живет в скиту Ветрово в Псковской области, служит в храме честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» и домовой церкви святого Серафима Саровского.

В последние годы отец Роман перестал исполнять свои песнопения, но за него это делают известные российские певцы: Жанна Бичевская, Олег Погудин, Евгения Смольянинова, Ирина Скорик, Сергей Безруков, Елена Ваенга. Иеромонах Роман по-прежнему пишет стихи и иногда — прозу: в 1999 году в Минске вышла его книга «Там моя Сербия!» с описанием посещения многострадальной Сербской земли.

В 2012 году иеромонах Роман получил Всероссийскую православную литературную премию имени святого благоверного князя Александра Невского — «За вклад в русскую поэзию». В 2015 году ему была присуждена одна из главных наград VI Славянского литературного форума «Золотой Витязь» — золотая медаль имени А. С. Пушкина «За выдающийся вклад в литературу». В том же 2015 году отец Роман стал лауреатом светской православной поэтической премии «Богородица Троеручица», учрежденной фондом «Иванка Милошевич» из Чикаго.

В России издано более двадцати поэтических сборников отца Романа. В 2013-2014 годах в Санкт-Петербурге, в издательствах «Амфора» и «Петроглиф», вышли три книги стихотворений иеромонаха Романа, наиболее полно отражающие его творчество в хронологической последовательности: «Созвездие Креста», «Последний снег» и «Чудный Свет». В 2015 году был выпущен сборник стихотворений иеромонаха Романа «Яблъки от детството» («Яблоки детства») на болгарском языке с параллельным текстом на русском (издательство «Фабер», Велико Тырново) и сборник «Jасиков шумарак» («Осиновая роща») на сербском языке, также с параллельным текстом на русском («Catena mundi», Белград).

C 2015 года отец Роман стал подписываться «иеромонах Роман Матюшин-Правдин», добавив к фамилии отца фамилию бабушки.

Заметки на полях

    Владимир , 23.08.2016 в 23:00

    Слаб человек душой и телом
    И только духом он силён.
    Не потому ли ангел белый?
    Не потому ли — окрылён?

    Бродя по жизни много чудим,
    Ища вопросам всем ответ.
    Вот почему всегда мы видим
    В конце туннеля яркий свет.

    Сергей , 06.11.2016 в 00:41

    Уважаемый редактор, Ольга Сергеевна, доброго времени суток. Почему «с 2015 года отец Роман стал подписываться иеромонах Роман Матюшин-Правдин, добавив к фамилии отца фамилию бабушки»? Вопрос Вам, так как предполагаю, что Вы знаете ответ. Батюшку не стоит безпокоить этим вопросом.

    Редактор , 06.11.2016 в 21:38

    Сергей, фамилия «Правдин» говорит сама за себя. Для отца Романа очень важно ни в чем не солгать — и в жизни, и в творчестве. Слышала, как он говорит: «Очень жалею, что не подписывался так с самого начала». Бабушку свою отец Роман никогда не видел, но знает, что она была верующим и очень прямым человеком, никого не отпускала, не покормив. (Немного подробнее о бабушке отца Романа будет рассказано в третьей части очерка «В веянии тихого ветра» — надеюсь, она скоро появится на сайте.)

    Сергей , 06.11.2016 в 21:50

    Ольга Сергеевна, благодарю за скорый, а главное, понятный и убедительный ответ-разъяснение.

    Редактор , 06.11.2016 в 21:54

    Была рада ответить Вам, Сергей Станиславович!

    Галина Николаевна. , 02.01.2017 в 19:02

    Уважаемый редактор, здравствуйте! Очень люблю стихи батюшки Романа. Читаю сборник «Созвездие Креста». Два стихотворения датированы 1977 годом и указано место «г.Полярный». Я сама родилась в Полярном. Поэтому заинтересовалась как отец Роман связан с этим северным городом? С уважением Галина Николаевна.

    Редактор , 02.01.2017 в 22:37

    Здравствуйте, Галина Николаевна! После университета Александр Матюшин (будущий отец Роман) поехал в г. Полярный к своей сестре. Жили они на улице Фисановича, д.5, кв. 6. Дом давно снесли. Недалеко была школа №1, кинотеатр «Север». Он устроился в бригаду плотников-отделочников, которая работала на высотных зданиях в пос. Вьюжном, сейчас это Снежногорск. Находится Снежногорск между г. Полярный и п. Гаджиево. А само стройуправление было в Полярном на улице Героев Североморцев.

    Галина Николаевна. , 05.01.2017 в 21:18

    Уважаемый редактор! Благодарю Вас за ответ. Я училась в школе №1 бывала в кинотеатре «Север». спасибо!

    Ольга Петровна , 23.01.2017 в 19:07

    Уважаемый редактор! Огромное спасибо Вам и всем тем, благодаря которым смогла приобщиться к творчеству и житию иеромонаха Романа. Он принадлежит к числу тех немногих, благодаря которым открывается дверь в тот мир, о котором всегда как будто знаешь, но не знаешь как в него попасть. А вот через таких людей как батюшка Роман начинаешь понимать где эта дверь. Напишите, если можно, как совершить паломничество к батюшке в скит. С уважением Ольга Петровна.

    Редактор , 23.01.2017 в 19:49

    Дорогая Ольга Петровна, спасибо и Вам за слова благодарности! Что касается паломничества — отец Роман очень просит приезжать к нему только по его благословению.

    Николай Коломейцев , 04.03.2017 в 20:10

    Уважаемый отец Роман! Обращается к вам ваш земляк из Брянской обл раб Божий Николай в настоящее время проживаю в г Ивангороде Лен обл Очень прошу Вас принять меня для личной беседы

    Вера Рябинина , 12.04.2017 в 14:04

    Дорогой отец Роман.Мою жизнь перевернули первосвятитель Кирилл,(когда был ещё не первосвященником Российским), отец Иоанн (Крестьянкин), книга «Не святые святые», и Ваши песни и стихи, наверное потому, что моя душа этого ждала.Вы мне родной человек.. Благодарю за всё.
    Вера Рябинина.

    Мариета Георгиева, София , 07.05.2017 в 12:55

    Здравейте! От вашия сайт разбрах, че мога да прочета в превод стиховете на йеромонах Роман. В България ние имаме поезията на архимандрит Серафим Алексиев. Неговите душеспасителни книжки за нашата вяра, за болната и здрава мистика, за молитвата, покъртителната му книга за св. Серафим Саровски обърна нас, родените в безбожните 70-те, към църквата и нейните тайнства. В училище и в университета разглеждахме светците като исторически личности, никой не искаше да се разбира за съвременните и близките до нашето време светци. Затова всичко,което научихме след промяната за живота по Бога, ни изуми и потресе.

    Любовь Александрова , 26.05.2017 в 01:01

    От всего сердца благодарю отца Романа, я одна из тех, кто, услышав один раз его песнопения, уже не может не слушать их снова и снова. Это источник жизни, чистый родник, это дорогие картинки детства…,а главное — это то, что возвращает нас к истокам, к истине, к Богу.

    Игорь, Оренбург , 11.06.2017 в 08:19

    Уважаемый редактор а как можно свезатся с отцом Романом? помогите пожайлуйста

    Людмила, Москва , 09.09.2017 в 22:15

    Здравствуйте! Как к Вам можно приехать для беседы? Ваши песни мне очень помогли.

    Людмила, Москва , 09.09.2017 в 22:20

    Подскажите, пожалуйста, как взять благолсловения у отца Романа, чтоб к нему приехать. Спасибо.

    Людмила, Серов, Свердловская область , 30.12.2017 в 16:48

    Здравствуйте! впервые я слушала песни отца Романа в них все и боль и страдания и радость и вера только человек с такой утонченной душой и сильным духом и непоколебимой верой смог написать такие песни которые трогают сердце проникают в душу и остаются там уже навсегда ведь в его песнях вся его жизнь вся его боль но он не только смог все это пройти и обрести истинную веру но и помог и продолжает помогать всем нам претерпеть все трудности и обрести веру прежде всего в самого себя я очень рада и благодарна отцу Роману и если бы была такая возможность приехать помолиться и пообщаться с отцом Романом я была бы благодарна я желаю отцу Роману конечно здоровья и я очень жалею что раньше не пришлось мне услышать его песни ведь они помогают просто жить верить и надеяться

    Татьяна, Малаховка , 08.02.2018 в 17:02

    Здравствуйте! Пишет Вам учитель словесности православной школы «Образ» поселка Малаховка Московской области. Читаем с детьми стихотворения и слушаем песнопения отца Романа. Для нас это те самые ступеньки мостика к Храму Божьему… Хотим к школьной конференции написать коллективную работу по мотивам поэзии — восприятие, духовные уроки, что почувствовали и поняли современные чада… Благословите?

    Редактор , 09.02.2018 в 10:55

    Татьяне — от отца Романа: «Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19:14).

    Здравствуйте уважаемый редактор. Спасибо за ваш благой труд. С творчеством отца Романа познакомилась два года назад, слушала записи песен читаю сборники стихов. Многая лета и низкий поклон автору за его душевный труд. Благодаря и отцу Роману я в храме Гоподнем, исповедываюсь, причащаюсь,стараюсь жить по заповедям. Как же оказывается трудно осознавать что путь по которому шел 45 лет один сплошной грех. Слава Богу за прозрение. Борюсь с грехами, не без падений к сожалению. Извените, но наберусь смелости, просить у отца Романа молитв о многогрешной рабе Божьей ольге. Спаси Господи.

    Наталья Артёмова , 09.07.2018 в 14:05

    Доброе времени суток! Услышала песни первый раз отца Романа, два года назад. Теперь слушаю их постоянно — СПАСИБО ОГРОМНОЕ, за такие Стихи, которые за ДУШУ Берут. НИЗКИЙ Поклон ВАМ, Отец Роман.

    Вера, Донецкая область , 22.07.2018 в 20:54

    Спаси Господи!
    Стихи и песнопения отца Романа способны оживить православную душечку, погребенную под завалами мірской суеты, напитать и очистить. Думаю, что в свое время это увидел батюшка Николай Гурьянов и благословил сему роднику быть. Простите.

    Елена, Москва , 03.10.2018 в 08:44