Именины татьяны евгений онегин цитаты. Сочинение Пушкин А.С

Анализ эпизода «Именины Татьяны Лариной» ("Евгений Онегин")

Но вот багряною рукою

Заря от утренних долин

Выводит с солнцем за собою

Веселый праздник именин.

А. С. Пушкин

Анализируя роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин», В. Г. Белинский писал: «Онегин есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такой полнотою, светло и ясно, как отразилась в "Онегине" личность Пушкина».

Роман пленяет своей свежестью, красотой и содержательностью, несмотря на то что прошло 170 лет со времени его создания. С интересом читаем главы, повествующие о судьбе героини, а эпизод «именины Татьяны» - это завязка трагедии, хотя начинается вполне мирно, даже комически. Пушкин дал здесь волю своей иронии, образно и правдиво выписав характеры провинциального дворянства. В кратких зарисовках автор показал точные типы деревенского окружения Татьяны.

С утра дом Лариных гостями

Весь полон; целыми семьями

Соседи съехались в возках.

С своей супругою дородной

Приехал толстый Пустяков;

Гвоздин, хозяин превосходный,

Владелец нищих мужиков;

Скотинины, чета седая,

С детьми всех возрастов, считая

От тридцати до двух годов;

Уездный франтик Петушков.

Мой брат двоюродный, Буянов...

И отставной советник Флянов,

Тяжелый сплетник, старый плут,

Обжора, взяточник и шут.

Теперь становится ясно, почему героиня в письме «жаловалась» Онегину: «никто меня не понимает». Эти персонажи, достойные комедии, а тут разыгрывается драма, переходящая в трагедию.

Попав в этот «зверинец», Онегин, естественно, недоволен, он привык думать лишь о себе, своих чувствах и переживаниях. И, оказавшись среди чуждых ему людей, пытается отыграться на Ленском, определив его виновником, зазвавшим приятеля на бал. Что Онегину до чувств Владимира, Татьяны? Он хочет «наказать» их за свою скуку и досаду. О последствиях Евгений и не догадывается, скорее не задумывается.

Чудак, попав на пир огромный,

Уж был сердит... Надулся он и, негодуя,

Поклялся Ленского взбесить

И уж порядком отомстить.

В поведении Онегина на бале сквозит совершенное пренебрежение к окружающим. Ему нет дела, что они подумают или будут судачить о нем. Сколько снобизма в Евгении! Он привык манипулировать людьми. Ему нет дела ни до чувств счастливых влюбленных Ольги и Ленского, ни до тоскующей Татьяны. Эгоизм Онегина, проявленный именно здесь, ярко и зримо характеризуют героя. Читатели замирают - простой ссорой «эта забава» не кончится, и верно. Убийство на дуэли Ленского отдалило Евгения от Татьяны окончательно. «Еще одно нас разлучило... //Несчастной жертвой Ленский пал...» Пушкину нужен был этот эпизод, чтобы логично подтвердить невозможность счастья рядом с Онегиным, он сам все сломал в своей и татьяниной судьбе.

Автор постепенно подвел читателя к развязке эпизода «именины». Вспоминается и сон Татьяны, которой уже привиделись «крики и звон стакана, // Как на больших похоронах... Именины ассоциируются и у читателя с поминками. Героиня «похоронила» мечту о счастье, отныне она начинает взрослеть, перерождаться в ту незнакомую Татьяну» которая так поразила Онегина в Петербурге.

Для нее ничто не прошло бесследно. Героине тяжело, горько, обидно, она не заслужила такого «подарка». Онегин здесь своими руками разбил счастье нескольких человек, в том числе и свое собственное. Он не создан для семьи и не кокетничал, когда признавался Татьяне: «Но я не создан для блаженства; // Ему чужда душа моя. Если Онегину скучно, то и другим пусть пет плохо, таков характер героя. И Пушкину блестяще удалось это показать. Эпизод «именины Татьяны» играет большую роль в композиционном построении романа. Он многое объясняет в характерах героев, их дальнейших судьбах. Кроме того, показывает современному читателю быт и нравы поместного дворянства первой четверти XIX века.

Роман «Евгений Онегин» неслучайно назван Белинским . В ней живописно и реалистично показаны картины жизни столичного и поместного дворянства, легкими штрихами изображены дворовые люди.

Одной из таких картин является сюжет об именинах Татьяны. На этот праздник съехалось все – ближайшие соседи Лариных. Весь дом был заполнен гостями. Пушкин замечательно изобразил их портреты. Некоторые фамильные черты, заложил в их именах.

С своей супругою дородной
Приехал толстый Пустяков;

В этой семье не привыкли особо заботиться и беспокоиться. Зато любят себя и вкусную еду.

Гвоздин, хозяин превосходный,
Владелец нищих мужиков;

Этот помещик обдирает своих мужиков как липку.

Скотинины, чета седая,
С детьми всех возрастов, считая
От тридцати до двух годов;

Многодетное семейство, далекое от дворянской культуры.

Уездный франтик Петушков,

Молодой человек, одевающийся броско и безвкусно, считающий себя чем -то вроде светского льва.

Мой брат двоюродный, Буянов,
В пуху, в картузе с козырьком -
(Как вам, конечно, он знаком),
И отставной советник Флянов,
Тяжелый сплетник, старый плут,
Обжора, взяточник и шут.

На празднике присутствовало семейство Панфила Харликова, и с ними приехал заезжий француз – мосье Трике. Странно, но фамилия француза созвучна со старинной французской игрой в шашки, которая называлась трик-трак. В наше время эта игра известна под названием нарды.

Закончив описание гостей, Пушкин не пожалел красок для описания происходящего за столом. Сначала все вроде более-менее спокойно:

На миг умолкли разговоры;
Уста жуют. Со всех сторон
Гремят тарелки и приборы
Да рюмок раздается звон.

Но по мере того, как гости захмелели, нарастает динамика происходящего, в стихах поэмы она выражена глаголами:

Никто не слушает, кричат,
Смеются, спорят и пищат.

Эти люди явно не тяготятся светским этикетом и приличиями. Но всеобщее веселье нарушено приездом новых гостей, которых в семье Лариных явно ждали. Пушкину достаточно было всего двух слов, чтобы передать нетерпеливое ожидание. Эти слова – вдруг и наконец.

«Ах, творец! -
Кричит хозяйка: - наконец!»
Теснятся гости, всяк отводит
Приборы, стулья поскорей;
Зовут, сажают двух друзей.

Совершенно случайно оказался сидящим напротив именинницы. Девушка еще находилась под впечатлением своего ужасного и готова была расплакаться. Онегин заметил состояние , но, не зная истинных причин, еще больше почувствовал себя «не в своей тарелке. Он уже был раздражен тем, что попал с корабля на бал. обещал, что именины будут проводиться в тесном семейном кругу, а тут весь уездный «бомонд» собрался. Евгений не на шутку разозлился на Ленского, и решил прямо здесь, на празднике, отомстить ему.

К этому времени на стол поставили жирный пирог и принесли вино в засмоленной бутылке. Затем гости начали поздравлять именинницу. Мосье Трике пропел свое стихотворное поздравление, которое он пел всем именинницам, лишь переставляя имена. Гости зааплодировали, и стали по очереди поздравлять Татьяну.

Затем все присутствующие перешли в гостиную, где стояли карточные столики. Мужчины сели играть в карты, дамы пристроились у камина, а девицы собрались вместе.

Ближе к вечеру, когда подали чай, в гостиную с музыкой вошел полковой оркестр. Присутствие музыкантов обещало молодежи бал.

Обрадован музыки громом,
Оставя чашку чаю с ромом,
Парис окружных городков,
Подходит к Ольге Петушков,
К Татьяне — Ленский; Харликову,
Невесту переспелых лет,
Берет тамбовский мой поэт,
Умчал Буянов Пустякову,
И в залу высыпали все.
И бал блестит во всей красе.

Онегин начал приводить свой коварный план в исполнение. Он ангажировал почти на все танцы, заигрывал с ней, чем невероятно удивил гостей, Татьяну, и заставил ревновать Ленского, который попытался пригласить свою невесту на котильон, но и этот танец был обещан Онегину.

В лирическом отступлении Пушкин с теплотой описывает мазурку:

Но в городах, по деревням
Еще мазурка сохранила
Первоначальные красы:
Припрыжки, каблуки, усы
Всё те же.

Из гостеприимного дома Лариных уехали только Ленский и немного позднее Онегин. Остальным гостям после ужина постелили в доме.

Сюжет провинциального праздника служит завязкой для последующих событий, получивших в романе свое развитие. Онегину удалось потешить свое самолюбие, но он поступил как эгоист, который совершенно не думает о том, что чувствовали в этот момент другие.

АНАЛИЗ ЭПИЗОДА «ИМЕНИНЫ ТАТЬЯНЫ ЛАРИНОЙ»

Но вот багряною рукою Заря от утренних долин Выводит с солнцем за собою Веселый праздник именин. А. С. Пушкин Анализируя роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин», В. Г. Белинский писал: «Онегин есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такой полнотою, светло и ясно, как отразилась в "Онегине" личность Пушкина». Роман пленяет своей свежестью, красотой и содержательностью, несмотря на то что прошло 170 лет со времени его создания. С интересом читаем главы, повествующие о судьбе героини, а эпизод «именины Татьяны» - это завязка трагедии, хотя начинается вполне мирно, даже комически. Пушкин дал здесь волю своей иронии, образно и правдиво выписав характеры провинциального дворянства. В кратких зарисовках автор показал точные типы деревенского окружения Татьяны. С утра дом Лариных гостями Весь полон; целыми семьями Соседи съехались в возках. , С своей супругою дородной Приехал толстый Пустяков; Гвоздин, хозяин превосходный, Владелец нищих мужиков; Скотинины, чета седая, С детьми всех возрастов, считая От тридцати до двух годов; Уездный франтик Петушков. Мой брат двоюродный, Буянов... И отставной советник Флянов, Тяжелый сплетник, старый плут, Обжора, взяточник и шут. Теперь становится ясно, почему героиня в письме «жаловалась» Онегину: «никто меня не понимает». Эти персонажи, д0. стойные комедии, а тут разыгрывается драма, переходящая в трагедию. Попав в этот «зверинец», Онегин, естественно, недоволен, он привык думать лишь о себе, своих чувствах и переживаниях. И, оказавшись среди чуждых ему людей, пытается отыграться на Ленском, определив его виновником, зазвавшим приятеля на бал. Что Онегину до чувств Владимира, Татьяны? Он хочет «наказать» их за свою скуку и досаду. О последствиях Евгений и не догадывается, скорее не задумывается. Чудак, попав на пир огромный, Уж был сердит... Надулся он и, негодуя, Поклялся Ленского взбесить И уж порядком отомстить. В поведении Онегина на бале сквозит совершенное пренебрежение к окружающим. Ему нет дела, что они подумают или будут судачить о нем. Сколько снобизма в Евгении! Он привык манипулировать людьми. Ему нет дела ни до чувств счастливых влюбленных Ольги и Ленского, ни до тоскующей Татьяны. Эгоизм Онегина, проявленный именно здесь, ярко и зримо характеризуют героя. Читатели замирают - простой ссорой «эта забава» не кончится, и верно. Убийство на дуэли Ленского отдалило Евгения от Татьяны окончательно. «Еще одно нас разлучило... //Несчастной жертвой Ленский пал...» Пушкину нужен был этот эпизод, чтобы логично подтвердить невозможность счастья рядом с Онегиным, он сам все сломал в своей и татьяниной судьбе. Автор постепенно подвел читателя к р&3 вязке эпизода «именины». Вспоминается и сон Татьяны, которой уже привиделись «крики и звон стакана, // Как на больших похоронах... Именины ассоциируются и у читателя с поминками. Героиня «похоронила» мечту о счастье, отныне она начинает взрослеть, перерождаться в ту незнакомую Татьяну» которая так поразила Онегина в Петербурге. Для нее ничто не прошло бесследно. Героине тяжело, горько, обидно, она не заслужила такого «подарка». Онегин здесь своими руками Ра3 л счастье нескольких человек, в том числе и свое соб-яное. Он не создан для семьи и не кокетничал, когда при-С вался Татьяне: «Но я не создан для блаженства; // Ему 3 экда ДУша моя-* Если Онегину скучно, то и другим пусть пет плохо, таков характер героя. И Пушкину блестяще удалось это показать. Эпизод «именины Татьяны» играет большую роль в компо-ионном ПОСТроении романа. Он многое объясняет в характе-ах героев, их дальнейших судьбах. Кроме того, показывает современному читателю быт и нравы поместного дворянства первой четверти XIX века.

Анализ эпизода «Именины Татьяны Лариной»

В.Г.Белинский назвал "Евгения Онегина" "энциклопедией русской жизни", так как в этом романе отразилась как в зеркале вся жизнь русского дворянства той эпохи. В центре внимания поэта находятся жизнь, быт, нравы, поступки молодого человека. Евгений Онегин является первым литературным героем, открывающим галерею так называемых лишних людей. Он образован, умен, благороден, честен, но светская жизнь Пе тербурга убила в нем все чувства, стремления, желания. Он "до времени созрел", стал молодым стариком. Ему неинтересно жить.

В этом образе Пушкин показал болезнь века - "хандру". Онегин действительно тяжело болен социальной болезнью своего времени. Даже искреннее чувство, любовь, не способно воскресить его душу.

Образ Татьяны Лариной - противовес образу Онегина. Впервые в русской литературе женский характер противопоставлен мужскому, более того, женский характер оказывается сильнее и возвышеннее мужского. Пушкин с большой теплотой рисует образ Татьяны, воплощая в ней лучшие черты русской женщины. Пушкин в своем романе хотел показать обыкновенную русскую девушку и подчеркивал отсутствие в Татьяне необычайных, из ряда вон выходящих черт. Но героиня в то же время удивительно поэтична и привлекатель..;.. Не случайно Пушкин дает своей героине простонародное имя Татьяна. Этим он подчеркивает простоту девушки, ее близость народу.

На именины в дом съезжаются гости, Татьяну сажают напротив Онегина, она молчит, готовая упасть в обморок. Онегина раздражает взволнованное состояние Татьяны и большое количество гостей. Он решает отомстить Ленскому, который обещал, что их будет мало...

Следовательно, кошмары сна начинают сбываться сразу же. Онегин с нежностью смотрит на Татьяну, "он сердце Тани оживил", а потом откровенно ухаживает за Ольгой. не верит собственным глазам. Когда же Ольга отказывает ему в танце, так как уже приглашена Онегиным, Ленский в гневе уезжает. Завязка трагедии началась.

Известно, что Татьяна воспитывается в усадебном поместье в семье Лариных, верной "привычкам милой старины", характер ее формируется под влиянием няни, прототипом которой поэту послужила чудесная Арина Родионовна. Татьяна росла одинокой, неласковой девочкой. Она не любила играть с подругами, была погружена в свои чувства и переживания. Она рано пыталась понять окружающий мир, но у старших не находила ответа на свои вопросы. И тогда она обращалась к книгам, которым верила безраздельно.

Окружающая жизнь мало удовлетворяла ее требовательную душу. В книгах она видела интересных людей, которых мечтала встретить в своей жизни.

Общаясь с дворовыми девушками и слушая рассказы няни, Татьяна знакомится с народной поэзией, проникается любовью к ней. Близость к народу, к природе развивает в Татьяне ее нравственные качества: душев ную простоту, искренность, безыскусность. Татьяна умна, своеобразна, самобытна. От природы она одарена "воображением мятежным, умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем, пламенным и нежным". Умом, своеобразием натуры она выделяется среди помещичьей среды и светского общества. Она понимает пошлость, праздность, пустоту жизни деревенского общества. Она мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых романов. Таковым ей показался Онегин - светский молодой человек, приехавший из Петербурга, умный и благородный. Татьяна со всей искренностью и простотой влюбляется в Онегина: "...Все полно им; все деве милой без умолку волшебной силой твердит о нем".

Главные черты характера Татьяны - сильно развитое чувство долга, которое берет верх над другими чувствами, и душевное благородство. Это и делает ее душевный облик таким привлекательным. Татьяна Ларина открывает собой галерею прекрасных образов русской женщины, нравственно безупречной, ищущей глубокого содержания в жизни. Сам поэт считал образ Татьяны "идеальным" положительным образом русской женщины.

В разбираемом эпизоде затронута наряду с другими проблемами тема дружбы и любви. Началось все с того, что в первой главе автор говорит об Онегине: "друзья и дружба надоели". Но почему, кто в этом виноват? Вероятно, отчасти сам Онегин, выбравший своим идеалом индивидуализм или даже эгоизм произведений Байрона. Кроме того, чуть позже мы узнаём о том, что в кабинете Онегина находился бюст Наполеона, и Пушкин говорит: "Мы почитаем всех нулями, а единицами - себя. Мы все глядим в Наполеоны..." Разве это в некоторой степени не об Онегине?

Одной из причин того, что Онегину надоела дружба - его хандра. Но почему она овладела им, а автором, который предстает в романе его другом, - нет? Они оба умны, честны, оба понимают недостатки общества, но в Онегине нет желания действовать, желания изменить что-либо, желания пойти наперекор этому обществу. Бездействие, ничегонеделание ему наскучило (как, впрочем, и балы, и светское общество), но и делать он ничего не хочет.

И с Ленским Онегин подружился вначале просто потому, что больше в деревне, куда он попал после смерти дяди, общаться было не с кем. Пушкин называет их (Ленского и Онегина) "от делать нечего друзьями". Это так и есть - им обо им действительно было нечего делать: Онегину - из-за его скуки и хандры, а Ленскому - из-за его неопытности и наивности. Он не знал настоящей жизни, не мог приспособиться к ней. И автор, и Онегин - старше Ленского, и неудивительно их ироничное и шутливое отношение к его романтической натуре. Онегин, естественно, был намного опытнее, научен жизнью - он был своему приятелю наставником, покровителем.

Любовь Ленского к Ольге - также плод его романтического воображения. Нет, он не любит Ольгу, он любит образ, созданный им самим. Романтический образ. А Ольга... Обыкновенная провинциальная барышня, которой автору "надоел... безмерно". Недаром Онегин, который был намного мудрее и опытнее Ленского, сказал: "Я выбрал бы другую, когда бы был, как ты, поэт..."

Но почему же Онегин так уверен, что не сможет полюбить сам? Он встречает Татьяну, ту самую "другую", и она признается ему в любви (надо, однако, заметить, что Татьяна влюблена -не в полностью реального Онегина, а отчасти опять же в образ, созданный на основе сентименталистских книг). А что же Онегин? Он уверен, что "не создан для блаженства", но это на самом деле не так. Он просто боится полюбить, боится пробудить чувства, убитые за время его пребывания в свете. Да, именно там, в светском обществе, он разучился по-настоящему дружить и любить. Там такие понятия, как дружба и любовь, отсутствуют - они заменяются ложью, клеветой, общественным мнением.

Следовательно, именины Татьяны - это своеобразный нервный узел произведения, где сон - мистическое предостережение, поведение скучающего Онегина - завязка дуэли, а сомнения Татьяны - предтеча любви.

/ / / Именины Татьяны Лариной (анализ эпизода из 5 главы романа Пушкина «Евгений Онегин»)

Пятую главу романа Пушкина « » условно можно разделить на две части. Это сон, который снится Татьяне и повествование о дне рождении девушки. Стоит отметить, что сон Лариной играет огромную роль в понимании последующих событий произведения.

Использование прием сна не редкое явление в литературе. С помощью него наиболее точно раскрываются внутренние чувства героя, его переживания, подсознание и интуиция.

Будучи девушкой чтившей русские традиции и обряды, увлечена гаданием на святки. Но в тот вечер, что-то пошло не так, девушке стало страшно, и она заснула.

В своем сне Татьяна оказалась возле лесного ручья, перейти который можно было только через «дрожащий мосток». Скорее всего, этот переход символизирует путешествие в мир умерших. Проводником Татьяны становится огромный медведь, который приводит девушку к лесной избушке. В этой избушке, девушка замечает множество разных чудовищ во главе с Онегиным. В один мир они бросаются к Татьяне, но Онегин успевает их окликнуть, и чудища исчезают. Онегин остается наедине с Татьяной. Их встречу невежественно нарушает Ленский с Ольгой. Между молодыми людьми завязывается спор, в котором Онегин ножом убивает Ленского. После этого Татьяна просыпается.

Дальше наступает день именин девушки. В дом к Лариным начинают приезжать гости. Каково было удивление Татьяны, но гости напоминают ей чудовищ из ее сна. К примеру, Петушков – напомнил «петушью голову», приходит с Ольгой, появляется Онегин. Татьяна очень рада , но его это раздражает. Он злится на Ленского, который притащил его сюда.

Таким образом, сон Татьяны начал воплощаться в жизнь.

После этого начинает стремительно развиваться конфликт Онегина с Ленским. Евгений, чтобы насолить другу начинает заигрывать с Ольгой. Они весь вечер кокетничают, смеются, шутят, танцуют. Это, конечно же, вызывает ревность у Ленского. Молодость и вспыльчивость молодого поэта подталкивает его к необдуманному поступку. Он бросает вызов Онегину и вызывает его на дуэль. Онегин понимает, что совершил ошибку, но под воздействием общественного мнения не решается отменить дуэль. Он убивает Ленского, успев выстрелить первым.

Таким образом, именины Татьяны Лариной являются центральным эпизодом романа. Не было бы их, Ленский скорее всего остался бы жив, старые друзья не поссорились бы. Возможно, отношения Татьяны и Онегина сложились бы по-другому. Но Пушкин задумал иначе. Автор показал нам всю противоречивость характера Онегина, которая подтолкнула его на совершение роковой ошибки.