Испытание любовью обломова. «Испытание любовью» на примере произведения И.А

«Испытание любовью» на примере произведения И.А. Гончарова «Обломов»

Важное место в романе «Обломов» занимает тема любви. Любовь по мысли Гончарова, - одна из «главных сил» прогресса, миром движет любовь.

Основная сюжетная линия в романе - взаимоотношения между Обломовым и Ольгой Ильинской. Здесь Гончаров идет путем, ставшим к тому времени традиционным в русской литературе: проверка ценности человека через его интимные чувства, его страсти. Не отступает писатель и от наиболее тогда популярного разрешения подобной ситуации. Гончаров показывает, как через нравственную слабость человека, оказавшегося неспособным ответить на сильное чувство любви, раскрывается его общественная несостоятельность.

Духовному миру Ольги Ильинской свойственны гармония ума, сердца, воли. Невозможность для Обломова понять и принять эту высокую нравственную норму жизни оборачивается неумолимым приговором ему как личности. В тексте романа есть совпадение, которое оказывается прямо-таки символическим. На той же странице, где впервые произносится имя Ольги Ильинской, впервые же появляется и слово «обломовщина». Впрочем, в этом совпадении не сразу можно увидеть особый смысл. В романе так поэтизируется внезапно вспыхнувшее чувство любви Ильи Ильича, к счастью, взаимное, что может возникнуть надежда: Обломов пройдет успешно, говоря словами Чернышевского, «гамлетовское воспитание» и возродится как человек в полной мере. Внутренняя жизнь героя пришла в движение. Любовь открыла в натуре Обломова свойства непосредственности, которая в свою очередь, вылилась в сильный душевный порыв, в страсть, бросившие его навстречу прекрасной девушке, и два человека « не лгали ни перед собой, ни друг другу: они выдавали то, что говорило сердце, а голос его проходил через воображение».

Вместе с чувством любви к Ольге в Обломове пробуждается активный интерес к духовной жизни, к искусству, к умственным запросам времени. Герой преображается настолько, что Ольга, все более увлекаясь Ильей Ильичем, начинает верить в его окончательное духовное возрождение, а затем и в возможность их совместной, счастливой жизни.

Гончаров пишет, что его любимая героиня «шла простым природным путем жизни... не уклонялась от естественного проявления мысли, чувства, воли... Ни жеманства, ни кокетства, никакой мишуры, ни умысла!» Эта молодая и чистая девушка полна благородных помыслов в отношении к Обломову: «Она укажет ему цель, заставит полюбить опять все, что он разлюбил... Он будет жить, действовать, благословлять жизнь и ее. Возвратить человека к жизни - сколько славы доктору, когда он спасет безнадежного больного. А спасти нравственно погибающий ум, душу?» И как много своих душевных сил и чувств отдала Ольга, чтобы достичь этой высокой моральной цели. Но, даже любовь здесь оказалась бессильной.

Илье Ильичу далеко до естественности Ольги, свободной от многих житейских соображений, посторонних и по существу враждебных любовному чувству. Скоро оказалось, что чувство любви Обломова к Ольге было кратковременной вспышкой. Иллюзии на этот счет быстро рассеиваются у Обломова. Необходимость принимать решения, женитьба - все это так пугает нашего героя, что он торопится убедить Ольгу: «... вы ошиблись, перед вами не тот, кого вы ждали, о ком мечтали». Разрыв между Ольгой и Обломовым естественен: слишком несхожи их натуры. Последний разговор Ольги с Обломовым обнаруживает всю огромную разницу между ними. «Я узнала, - говорит Ольга, - недавно только, что я любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова. Ты кроток, честен, Илья; ты нежен... ты готов всю жизнь проворковать под кровлей... да я не такая: мне мало этого».

Счастье оказалось кратковременным. Дороже романтических свиданий оказалась для Обломова жажда безмятежного, сонного состояния. «Спит безмятежно человек» - вот каким видится Илье Ильичу идеал существования».

Тихое угасание эмоций, интересов, стремлений да и самой жизни, вот все, что осталось Обломову после яркой вспышки чувств. Даже любовь не смогла вывести его из состояния спячки, изменить его жизнь. Но все - таки, это чувство смогло, пусть на короткое время, пробудить сознание Обломова, заставило его «ожить» и почувствовать интерес к жизни, но, увы, только на короткое время! По мнению Гончарова любовь - это красивое, яркое чувство, но одной любви оказалось недостаточно, чтобы изменить жизнь такого человека, как Обломов И.А. Гончаров «Обломов», «Просвещение», М.1984 г. - С. 34.

В романах И. А. Гончарова чувство любви часто является одним из основных средств раскрытия характеров. Более того: через это интимное чувство писатель раскрывает и гражданские качества человека. Не является исключением и роман "Обломов". Наиболее ярко характеры и человеческие качества главных героев проявляются в их взаимоотношениях.

Совпадение имени и фамилии: Илья Ильич - Ильинская подчеркивает то, что они предназначены друг для друга. Не случайно первое упоминание об Ольге включено в идеальную картину жизни, которую Обломов рисует Штольцу. Он описывает музыку, что будет звучать в его доме: "...как выплакивает сердце эта женщина! Какая грусть заложена в эти звуки! ...И никто не знает ничего вокруг... Она одна... Тайна тяготит ее; она вверяет ее луне..." Имя Ольги, ее облик, поступки пронизаны музыкой - она живет в ее ореоле. Все в ней удивительно гармонично: и прекрасный голос, мягкий, "с нервной дрожью чувства", "чистый, сильный, девический", и "умные", "ласковые" темные серо-голубые глаза, и наклон головы, "благородно покоившейся на тонкой, гордой шее". "Боже мой, какая она хорошенькая! - восхищается ее внешностью Обломов, хотя Ольга и не красавица. - Бывают же такие на свете! Эта белизна, эти глаза, где, как в пучине, темно и вместе блестит что-то... душа,. должно быть! Улыбку можно читать, как книгу; за улыбкой эти зубы и вся голова... как нежно покоится на плечах, точно зыблется, как цветок, дышит ароматом". В Ольге совершенно нет жеманства, кокетства, лжи, мишуры, умысла. В силу своей натуры и воспитания она естественна в проявлении мыслей и чувств; естественны и все ее жесты, даже малейшие, едва заметные движения глаз, губ, рук.

Обладая нежной и одновременно горячей натурой, Ольга отвечает на внезапно вспыхнувшее чувство Ильи Ильича, который увидел в ней воплощение своего идеала, и любовь Ольги так же проста и естественна, как и вся ее жизнь. Она полюбила впервые в двадцать лет. В ее глазах "прибавилось света, в движениях грации; грудь ее так пышно развилась, так мерно волновалась". В Ольге заиграли все силы, она увидела то, на что прежде глаза ее были закрыты. В ней "развернулись новые стороны ума, новые черты характера". Несмотря на свою молодость, Ольга прекрасно понимает, что "первая и главная роль" принадлежит ей, что от Обломова не приходится ждать "никакого движения воли, никакой активной мысли". И она берет на себя роль "путеводной звезды", мечтает, что разольет свет "над стоячим озером и отразится в нем".

В Ольге возникает желание воскресить интересного для нее, хотя и безвольного человека: "она укажет ему цель, заставит полюбить опять все, что он разлюбил". В этом обновлении Ильи Ильича она видит свое призвание. И в значительной мере осуществляет это свое намерение. Она отважно напоминала Обломову "цель жизни и обязанностей и строго требовала движения, беспрестанно вызывала наружу его ум, то запутывая его в тонкий, жизненный, знакомый ей вопрос, то сама шла к нему с вопросом о чем-нибудь неясном, не доступном ей". Если она замечала "прежние черты в душе Обломова... малейшую усталость, чуть заметную дремоту жизни, на него лились упреки, к которым изредка примешивалась горечь раскаяния, боязнь ошибки".

Ольга видела свое назначение в том, чтобы любить Обломова, и она следовала своей судьбе, училась любви, "пытала ее и всякий новый шаг встречала слезой или улыбкой, вдумывалась в него". В минуты разочарования она думала: "Не любят два раза в жизни, это, говорят, безнравственно". Она оправдывала свою любовь к Обломову "его кротостью, чистой верой в добро, а пуще всего нежностью, нежностью, какой она не видела никогда в глазах мужчины". "У сердца, когда оно любит, - думала Ольга, - есть свой ум, оно знает, что хочет, и знает наперед, что будет".

После того как Обломов сделал Ольге предложение, она не увлеклась его романтическими порывами и мечтами. Вместо этого она стала твердить ему, что в любви начинается серьезная практическая жизнь: нужно сходить в палату, засвидетельствовать доверенность, поехать в Обломовку и устраивать свои дела...

Но долг и обязанность оказались губительными для любви, ее романтического пафоса. Когда Обломов пришел в отчаяние из-за практической стороны свадьбы, Ольга получила известие о завершении тяжбы по ее имению, но ничего не сказала Илье Ильичу, желая "доследить до конца, как в его ленивой душе любовь совершит переворот, как окончательно спадет с него гнет, как он не устоит перед близким счастьем". Она ждала от Обломова решительных действий, смелости, готовности жить активно, но вынуждена была признать свое поражение. На последнем свидании Ольга признается, что любила будущего Обломова ("любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним"). В горькие минуты расставания решительность и воля изменяют Ольге, и она устремляется к Обломову, умоляя его забыть ее жестокие слова... Но все уже тщетно.

Первая любовь - любовь к Обломову, стала для Ольги серьезным испытанием. В ней исчезли детскость, наивность, беспечность. Ольга не смотрела больше на мир так, как прежде, - открыто, светло и покойно: "...глаза немного будто впали, и нет детской усмешки на губах, нет наивности, беспечности". Именно такой и увидел Ольгу Штольц через год в Париже. Она обрадовалась ему, глаза "Ольги блеснули светом тихой, не стремительной, но глубокой радости".

Перемены, случившиеся в Ольге, поразили Штольца. Раньше она была для него "милым ребенком, подающим большие надежды". В Петербурге Штольц не видел, что Ольга "идет почти одна своей дорогой... идет по новой тропе, по которой ей приходилось пробивать свою колею собственным умом, взглядом, чувством". Ольга многое научилась понимать и угадывать; осторожно вглядываясь в жизнь, вслушиваясь в речи и советы Штольца. А тогда он не видел этого, он ждал от нее "много впереди, но далеко впереди, не проча ее себе в подруги". И только за границей, увидев незнакомую и таинственную Ольгу, отважился углубиться "в лабиринт ее ума, характера и каждый день открывал и изучал все новые черты и факты и все не видел дна, только с удивлением и тревогой следил, как ее ум требует ежедневно насущного хлеба, как душа ее не умолкает, все просит опыта и жизни".

Для Ольги любовь к Штольцу также стала совершенно новым, неизведанным чувством. В своей первой любви - любви к Обломову - она перенесла "девический период неуменья владеть собой, внезапной краски, худо скрытой боли в сердце, лихорадочных признаков любви, первой ее горячки". Ольга не осознавала своего чувства к Штольцу, боролась отчаянно "сама с собой", она стала сомневаться в своей любви к Обломову, даже стыдиться своего романа с ним. И в то же время искренне раскаивалась "в неблагодарности за глубокую преданность ее прежнего друга". Ольге нравилось "непрерывное, исполненное ума и страсти поклонение такого человека, как Штольц", нравилось потому, что оно " восстанавливало ее оскорбленное самолюбие". И постепенно Штольц стал ее "разумом и совестью". Перед ним Ольга теряла силу воли и характер, проницательность, умение владеть собой. Помимо ее воли любовь завладела ею, заполнила всю ее жизнь. Ее любовь к Штольцу - чувство зрелое, глубокое.

Гончаров показал нам все оттенки сложных любовных отношений Ольги с Обломовым и Штольцем, в которых раскрылись все ее лучшие качества: благородство, желание быть "путеводной звездой", решительность, духовная красота. Мы увидели, что она растет вместе со своим чувством, и каждая сцена, происходящая между нею и любимым ею человеком, прибавляет новую черту к ее характеру, с каждой сценой грациозный образ девушки делается все симпатичнее, обрисовывается ярче и сильнее. И мы искренне радуемся, что в Штольце она нашла человека, в котором отчасти "воплотился ее идеал мужского совершенства", что в замужестве сбывается ее девический сон счастья.

А вот Обломова жаль. Ведь постепенно умирал не только его разум, но и нравственная жизнь. Он встретил необыкновенную, чуткую девушку, горячо полюбившую его, и любовь вначале захватила его самого, но закончилась она все в том же обломовском духе. Лень и боязнь поломать привычный для него уклад победили в Обломове чувство любви, ему не хотелось переживать ее тревог, нести какие-то обязанности перед другим человеком. В его грезах идеал женщины представлялся воплощением "целой жизни, исполненной неги и торжественного покоя, как сам покой". Он мечтал в своей возлюбленной найти "неизменную физиономию покоя, вечное и ровное течение чувства".

Идеал семейного счастья представлялся Илье Ильичу вполне "по-обломовски", и потому лишенная какого бы то ни было нравственного смысла его жизнь с Пшеницыной, полной противоположностью Ольги, оказалась соответствующей его характеру, потребностям его натуры. Да и случайное совпадение чинов ее мужа и самого Обломова становится намеком на неизбежность обретения мечты в доме Пшеницыной. Мы не можем не заметить, что объективно этот дом стал для Ильи Ильича новой Обломовкой, такой желанной и такой гибельной.

Здесь происходит медленное, но все же необратимое угасание героя. Если любовь к Ольге сопровождали книги, цветы, музыка, то отношения с Пшеницыной во многом определяются притягательной силой локтей "с ямочками посредине". Если в Ольге Обломов видел и ценил грацию и духовную красоту, то на Пшеницыну глядит, как "на горячую ватрушку". В его жизни на Выборгской нет поэзии, нет лучей, "которыми некогда воображение рисовало ему барское, широкое и беспечное течение жизни в родной деревне, среди крестьян, дворни". Зато в новообретенном райском уголке царят мир и тишина, разговоры ведутся не о высоком назначении человека и смысле жизни, а о праздниках, кухне, продовольствии. Все враждебное исчезло из жизни Ильи Ильича, любящее око жены, Агафьи Матвеевны, зорко сторожило каждое мгновение его жизни. Пшеницына не предъявляла к Обломову никаких требований, и он "жил как будто в золотой рамке жизни". Обеспечив Илье Ильичу идеальные условия существования, Агафья Матвеевна предоставила таким образом возможность для проявления благородства, уверенности Обломова в своих нравственных силах. Так, например, много лет подряд слушая Тарантьева по лености и беспечности, он, наконец, проявляет смелость и решительность тогда, когда грубость и пошлость земляка переходят все границы.

В доме Пшеницыной Обломов обрел то спокойное и ровное семейное счастье, о котором мечтал. Он заботится о детях Агафьи Матвеевны, как о своих, у него и у самого родился сын. Его любовь к жене - чувство также спокойное и ровное, не требующее ни бессонных ночей, ни сладких и горьких слез. Добрейшая Агафья Матвеевна помогает Обломову не замечать жизни и не чувствовать ее. И герой окончательно убеждает себя, что в этой женщине воплотился "идеал того необозримого, как океан, и нерушимого покоя жизни, картина которого неизгладимо легла в его душу в детстве, под отеческою кровлей", то есть "...идеал его жизни осуществился".

Роман Гончарова «Обломов» является ярчайшим социально-псхиологическим произведением 19 века. В романе автор поднимает ряд вечных тем, касающихся взаимоотношений между людьми, поиска человеком своего места в мире, а также вопросы смысла человеческой жизни. Центральная сюжетная линия книги разворачивается вокруг описания судьбы Ильи Ильича Обломова – рефлексирующего, мечтательного, интровертного человека. В жизни героя до тридцати с лишним лет не было особых потрясений, потерь и резких изменений – он их всячески избегал, стараясь любым способом уйти от активности внешнего мира. Однако судьба решила за него по-другому: самым главным испытанием в жизни стало для Обломова испытание любовью.

Сильное, всеохватывающее, стихийное чувство ворвалось в его жизнь неожиданно, на время полностью перевернув все мировосприятие героя, его отношение к миру и жизни. Ольга Ильинская стала для Обломова человеком, заставившим по-новому взглянуть на его пассивную жизнь, отказаться от привычного времяпровождения на диване и забыть о домашнем халате, сменив его на светский костюм. Однако, несмотря на стремительное развитие и взаимные чувства, их отношения завершились скорым разрывом – и причины этого лежат, прежде всего, в разном воспитании героев, их характерах и жизненных ценностях.

Обломов и Ольга: встреча двух противоположностей

Чтобы понимать, почему отношения Обломова и Ольги стали испытанием для обоих героев, важно помнить о том, в каких условиях развивались персонажи, кто влиял на становление их характеров и каковы были их основные жизненные ценности.

Илья Ильич рос в отдаленном провинциальном уголке России, где время текло очень мелено, измеряясь не минутами и секундами, а целыми сезонами. Умиротворяющая, сонная, чрезмерно спокойная атмосфера обломовщины не могла наложить отпечаток на юного героя: маленьким Илья был очень активным и любопытным ребенком, но чрезмерная родительская опека создала из него некое подобие «тепличного растения» – человека ведомого, зависимого, неспособного на активную деятельность. С другой же стороны, прекрасные пейзажи Обломовки, ее неповторимая гармоничная природа, переплетенная с фантастичными сюжетами сказок и легенд, которые рассказывала Илье няня, также повлияли на развитие личности героя. Все это воспитало в нем мечтательность, поэтичность, умение ценить красоту окружающего мира, но и эскапизм, представления о том, что даже если ничего не делать, чудесные изменения сами придут в его жизнь.

В отличие от апатичного, интровертного, рефлексирующего Обломова Ольга предстает в романе яркой, целеустремленной, уверенной в себе девушкой. Получив хорошее воспитание и образование, Ильинская продолжает развиваться, постоянно познавая что-то новое, для нее нет границ и преград в этом познании, а любая ошибка или неудача только воспаляет в ней азарт, заставляя уверенней двигаться вперед. (Для Обломова же первая и единственная неудача в карьере стала окончанием его профессиональной деятельности – после этого герой вовсе отказался работать, окончательно погрузившись в мир несбыточных иллюзий).

Жизненные цели персонажей также были совершенно разными. Яркая, деятельная Ольга хотела если не изменить мир, то хотя бы повлиять на его изменения, внести в развитие общества что-то новое и важное. Обломов же видел свое счастье в обретении утраченной атмосферы Обломовки, которая в его воспоминаниях была подобна земному раю – тихому, спокойному месту, где ему не приходилось бы ни за что отвечать либо решать что-то самому.

Почему Ольга не сумела изменить Обломова?

Различия героев отразились также на их отношениях. В любви к Илье Ильичу Ольга, прежде всего, видела свой долг изменить его, сделать совершенно другим человеком – деятельным и целеустремленным. При этом ведущим мотивом девушки была не чистая любовь и искреннее желание счастья возлюбленному, а собственный эгоизм, то, что именно она сделает из него прототип идеальной (на ее взгляд) личности. Обломов же ждал от их отношений чего-то похожего на взаимоотношения его отца и матери. В Ольге герой видел идеализированный образ прекрасной музы, которая готова будет жить с ним в «обломовском» рае, создавая столь привлекательную для героя атмосферу полудремы и умиротворения. Это недопонимание между героями, сокрытое прекрасным флером влюбленности, и является причиной расставания возлюбленных. Тем не менее, их отношения стали важным уроком для обоих персонажей, по-разному отразившись на их дальнейшей судьбе.

Как уже было упомянуто выше, в детстве обломов ассоциировал себя с героями детских сказок и легенд, все время ожидая того самого переворотного момента, чуда, которое полностью перевернет его жизнь. Именно таким чудом, свалившимся на Илью Ильича, подобного лежащему на печи Емеле, стало испытание героя любовью. Обломов знал, что по сюжету сказок пассивный до этого персонаж после прохождения ряда трудностей становился другой личностью, его внутренний потенциал раскрывался, и он достигал невиданных доселе высот.

Однако, как показывает в своем романе Гончаров, сказки слишком далеки от реальности. Обломов не выдерживает этого испытания – в отличие от сказочных персонажей, у него не хватает решительности изменить себя, пройти через все испытания и открыться навстречу миру. Возможно, причиной тому стал его возраст – ведь, как указывается в романе, в юности Илья Ильич готов был стремиться вперед, когда его к этому постоянно мотивировали. Но в тридцать с лишним лет герой был уже полностью сформировавшейся личностью, он не желал меняться даже ради возлюбленной. Обломов хотел найти женщину, способную полюбить его тем интровертным мечтательным увальнем, которым он является на самом деле. В итоге герой отступает перед возникшим испытанием, в буквальном смысле складывая оружие и отказываясь бороться за свое счастье.

В конце романа Илья Ильич находит свое счастье в браке с Агафьей Пшеницыной – тихой, домашней, хозяйственной женщиной, которая сумела полюбить в нем реального человека, а не иллюзорный, приукрашенный образ. Более того, Пшеницына смогла создать для героя ту самую атмосферу «обломовщины», к которой он стремился всю жизнь.

Прошел ли испытание любовью Обломов?

Нельзя дать однозначного ответа на вопрос, прошел ли герой испытание любовью. С одной стороны, он не смог стать лучше, не смог переступить через свою лень и мечтательность, начать новую, активную, совершенно другу жизнь, противоположную его постепенной деградации на диване. С другой же стороны, как и по сюжету сказок, герой в конце обретает ожидаемое счастье – спокойствие в доме Пшеницыной. В таком случае допустимо, что испытание состояло в проверке истинных ценностей героя: готов ли он ради эфемерных идеалов Ольги изменить своим истинным мечтам. Гончаров не дает нам точного ответа, поэтому роман оставляет открытыми вопросы, над которыми продолжают размышлять и современные читатели, раскрывая для себя все новые грани гениального произведения.

Сочинение на тему «Испытание любовью Обломова» опубликовано исключительно в ознакомительных целях для учащихся 10х классов.

Тест по произведению

Многие герои русской литературы проходят испытание любовью. Гончаров включает два круга испытаний Обломова: любовь к Ольге и мирная жизнь с Агафьей Матвеевной.

Ольга Ильинская. Имя Ольга предположительно от скандинавского - «святая, несущая свет». Имя первой русской святой – княгини Ольги. Философ Павел Флоренский, впервые попытавшийся обнаружить некие общие черты, объединяющие носителей этого древнего имени, писал: «Раз направившись волею к известной цели, Ольга вся без остатка и без оглядки уйдет в достижение этой цели, не щадя ни окружающих, ни себя, почти до самопожертвования». Неслучайно и создаваемое повторением звуков «о» и «л» созвучие имени возлюбленной главного героя романа с его собственной фамилией. Фамилия возлюбленной Обломова отнюдь не случайно по своей форме представляет притяжательное прилагательное, образованное от имени Илья. По замыслу судьбы, Ольга Ильинская предназначена Илье Обломову – но непреодолимость обстоятельств развела их. В описании этой героини весьма часто повторяются слова гордая и гордость, напоминающие о другом персонаже романа, за которого она впоследствии и выйдет замуж, превратившись из Ольги Ильинской в Ольгу Штольц: «Ходила Ольга с наклоненной немного вперед головой, так стройно, благородно покоившейся на тонкой, гордой шее; она смотрела на него со спокойной гордостью; оскорбленная богиня гордости и гнева; в глазах самолюбивой, гордой Ольги...»

С первых строк описания Ольги автор подчеркивает самобытность ее характера, своеобразие ее красоты, глубину натуры. В ней не были ни тени светского кокетства, наигранности, фальши. Не случайно Гончаров включает в роман исполнение Ольгой каватины Нормы «Casta diva»: мелодия исполняется героиней, переживающей сложную душевную драму, пророчествующую недалекую трагическую развязку. Ольга в этом исполнении раскрывается как натура сложная, душевно тонкая (иначе не смогла бы передать все нюансы чувства Нормы), глубокая, сильная. Этим музыкальным выбором подчеркивается некоторая избранность Ольги, ее «лица необщее выраженье», поскольку каватина Нормы является очень сложной, ее исполнение – вершина певческого искусства.

Ольга в любви к Обломову. Обломова Ольга полюбила всей силой первой любви, она расцвела рядом с ним, повзрослела, обрела мудрость: «Ольга расцвела вместе с чувством», «Ольга жила и чувствовала жизнь только вместе с Обломовым», «она как будто слушала курс жизни не по дням, а по часам». В отличие от Обломова, Ольга не боялась любить, ее не страшили возможные драмы, неожиданности, она вся отдалась любви и жила ею, не омрачая счастье страхами и сомнениями. «У меня достанет сил прожить и пролюбить всю жизнь», - смело говорила она в ответ на сомнения Обломова. «Не сомневайтесь же», - произносила Ольга, но в ответ слышала: «Не могу не сомневаться». Ольга не просто любила Обломова – она понимала его, об этом говорит эпизод с письмом: не только слабость и сомнения увидела Ольга в письме Обломова, но и его нежность, заботу о ее счастье, его страх того, что не сможет сделать ее счастливой. Можно заметить особую лиричность эпизодов, посвященных описанию взаимоотношений Ольги и Обломова, значимую роль пейзажных описаний в создании поэтической атмосферы.

Ольга меньше всего похожа на обещанную нянькой в жены Илье Ильичу «неслыханную красавицу Милитрису Кирбитьевну», которая, как известно из старинной народной сказки, была не женой, а матерью богатыря. До некоторой поры Ольга принимала Обломова таким, каким он был, вернее, старался быть рядом с нею, она ценила его «голубиную нежность», «честное, верное сердце», верила, что сможет изменить саму натуру Обломова, навсегда излечить его от «обломовщины». В любви Ольги было не только сердце, но и разум, заставлявший ее идти к поставленной цели. В любви к Обломову Ольга не просто взрослела как личность, но и самореализовывалась, воплощала свой замысел. Вероятно, это также стало причиной разрыва отношений: любовь не терпит малейшего проявления самолюбования и самоутверждения за счет любимого человека. Любовь Ольги носила рассудочный, просветительский характер («ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольет над стоячим озером и отразится в нем»), её чувству не хватало непосредственности, естественности. Навсегда прощаясь с Обломовым, Ольга чувствует безмерную боль, страдание, мы видим ее душевную усталость, однако и нежность по отношению к Илье Ильичу, благодарность за то, что он был в ее жизни. Ольга узнала рядом с Обломовым не только горечь разочарования и потери надежд, но и счастье – и это навсегда осталось с ней.

Обломов в любви к Ольге. Весь роман строится вокруг попытки пробуждения и возрождения Обломова любовью к Ольге; попытки, содержанием которой становится борьба с самим собой, целью – преодоление обломовщины в себе самом. Ум, простота, естественность, душевная тонкость, одиночество среди тех, кто их окружает, умение чувствовать прекрасное в природе, человеке, искусстве было созвучно в Обломове и Ольге, а потому их любовь вспыхнула не случайно. Их соединила невидимыми нитями музыка: именно в присутствии Обломова и для него Ольга пела так, как никогда. Это «ах» Обломова после ее пения ценнее и значимее для нее любых комплиментов, не случайно Ольге хватило мимолетного разговора с Обломовым, чтобы сказать ему: «Вы истинно любите музыку». Их любовь стала духовным соединением двоих: «Оба они, снаружи неподвижные, разрывались внутренним огнем, дрожали одинаким трепетом; в глазах стояли слезы, вызванные одинаким настроением», «Что теперь чувствуешь? – спросил он. - То же, что ты», - отвечала она».

Любовь обнаружила то лучшее, что было в натуре каждого. Стихия любви в жизни Обломова становится созидательной, преобразующей. В Обломове зажегся яркий свет, который, вероятно, пылал в нем только в юности: он забыл свой халат, с упоением начал читать книги, на которые указывала Ольга, преобразился даже внешне. «Обломов сиял. У него закипела кровь, глаза блистали», «он вдруг воскрес… заиграли краски на щеках, задвигались мысли, в глазах сверкнуло желание и воля», «гордость заиграла в н6пм, засияла жизнь», «у него на лице сияла заря пробужденного, со дна души восставшего счастья».

Были в этой любви аромат сирени, радость взаимопонимания, слезы счастья – однако всё это стало затухать, когда закончилось лето. Так же, как летние краски, что-то в любви Обломова «поблекло, отошло». Огонь зажегся в душе Обломова, но не мог гореть долго, герою Гончарова свойственно было мягкое, тихое сияние, а не пламя страсти. «Ах, если б этот же огонь жёг меня, какой теперь жжёт – и завтра, и всегда! А то нет тебя – я гасну, падаю!» Жить всегда в таком пламени – значит изменить себя, свою натуру полностью, этого Обломов не смог сделать. Нежность и чистота чувства, искренность и бескорыстие сочетаются в Обломове с постоянным сомнениями в любви Ольги и в своем праве на счастье с нею. Строки в письме Обломова к Ольге: «Мне к лицу покой, хотя и скучный, сонный, но он знаком мне; а с бурями я не управлюсь», - отражают не слабость, а честность, умение открыто смотреть правде в глаза. В любви Илья Ильич хотел видеть покой и замирание, а она оказалась неостановимым движением, «претрудной школой жизни». Обломов считал любовь своеобразной «обломовской утопией», мечтал буквально скрыться в ней, как в «благословенной Обломовке». Отнюдь не случайно в мечтах, как пишет Гончаров, Илья Ильич представляет себя гуляющим с Ольгой по саду именно в Обломовке. Мифическая Милитриса Кирбитьевна воплощает идеал жены-матери, Ольга – жены-подруги, равной; для первой можно оставаться окружаемым повседневной заботой любимым ребенком, рядом с другой необходимо непрерывно трудиться, самосовершенствоваться, расти; первая обещает желанный покой, вторая требует беспрерывного движения. «Зачем она любит меня? Зачем я люблю ей? Зачем мы встретились? И что это за жизнь, всё волнения да тревоги! Когда же будет мирное счастье, покой?», «а не ошибка ли вся их любовь?», «А я думал, что любовь, как знойный полдень, повиснет над любящими и ничего не двигнется и не дохнёт в её атмосфере: и в любви нет покоя, и она движется всё куда-то». В любви обломов хотел видеть замкнутость круга, а она оказалась неостановимым движением. Ольга – деятель, в то время как Обломов – созерцатель.

Последнее свидание Обломова и Ольги было в одинаковой степени тяжело для обоих. Ольга отказывается от того Обломова, которого любила, она произносит жестокие слова: «А нежность… где её нет». После этих слов «у Обломова подкосились ноги», однако Ольга сама оплатила право сказать так высокой ценой. Всю глубину ее боли и усталости показывают детали: «Ольга как будто немного постарела», «она походила на раненого, который зажал рану рукой, чтобы досказать, что нужно, и потом умереть». В момент решительного разрыва, когда позади «сирень, аллея», письмо Ильи Ильича и недостает лишь последней точки, Обломов восклицает: «Возьми меня, как я есть, люби во мне, что есть хорошего». «Нет... нет...» - ответ Ольги. Однако последнее «нет» нашел в себе силы сказать Обломов – и это Поступок.

Обломов и Агафья Матвеевна. Совсем по-иному относится к Обломову вдова Пшеницына: ее любовь всепринимающая и абсолютно нетребовательная.

Круг жизни Обломова, из которого он не смог вырваться, замкнулся на Выборгской стороне, в тихой, материнской любви Агафьи Матвеевны. Основа фамилии Агафьи Матвеевны Пшеницыной напоминает о бытовом, земном начале: пшеница вызывает ассоциацию со словом хлеб – символом жизни. Агафья Матвеевна, ставшая матерью сына Ильи Ильича Обломова, оказывается прямо причастной к продолжению рода Обломовых (бессмертию самого героя). Имя простонародное, ведущее свое происхождение от греческого «хорошая, добрая». Эпитет «добрая» чаще всего повторяется в описании этой героини. Кроме того, звучание имени Агафья вызывает ассоциации с древнегреческим agape, обозначающим особый род любви – самоотверженной и преданной. Отчество Матвеевна столь же неслучайно: во-первых, оно повторяет отчество матери самого автора романа; во-вторых, этимология имени Матвей (Матфей) – «дар Божий». Агафья Матвеевна послана Обломову как дар, как воплощение его мечты о покое. Имя героини напоминает и о детской мечте Обломова «жениться на неслыханной красавице Милитрисе Кирбитьевне» из няниных сказок о волшебной стране, «где нет забот и печалей». Сходны отношения к Обломову Агафьи Матвеевны с материнским чувством к маленькому Илюше.

Агафья Матвеевна – женщина недалекая, наивная, но в ней нет никакой фальши, никакого надуманного кокетства. Она, в сущности, ничего не знает о жизни, не читает книг, смысл обыденной суеты и вовсе ускользает от неё. Когда Обломов спрашивает, где именно служит её брат, она говорит: «В канцелярии... Где мужиков записывают... я всё забываю, как она называется» - и простодушной усмешкой оправдывает своё незнание.

Хлопоты по хозяйству, однообразная, какая-то даже механическая жизнь - и в этой серой жизни вдруг появляется Обломов, удивительный человек, добрый, честный «барин», непохожий ни на грубого кума Тарантьева, ни на покойного мужа, ходившего «мелкой, деловой прытью», ни на братца с трясущимися, красными руками. Не рассуждая, не понимая себя, не думая, бескорыстно полюбила Агафья Матвеевна Обломова; обустраивать «покой и удобство Ильи Ильича» для неё не обязанность уже, а наслаждение. Она раз и навсегда приняла Обломова с его апатией и ленью, полюбила его таким, каков он был. Она полюбила в Обломове всё, даже то, что так яростно осуждала Ольга, приняла его со всеми его недостатками (которых и не видит – полно, есть ли у него недостатки?).

Обломов счастлив с Агафьей Матвеевной, он уже не чувствует себя никчемным, не ощущает тревоги за будущее; в доме этой женщины он находит счастье. С удовольствием пьет кофе, приготовленный ею, смотрит, как она шьет, как ловко управляется на кухне, смотрит на её круглые локти («как у графини какой-нибудь»), и «ничего ему не надо, никуда не хочется, всё тут есть, что ему надо». Трогательно заботится о нем Пшеницына и в счастливые, и в несчастливые дни (закладывает даже свои вещи, когда не хватает денег). Агафья Матвеевна видела свое счастье просто в том, что была рядом с ним, заботилась о нем, могла для него жить, растила его ребенка. Её любовь дарит Обломову то, о чём он всегда мечтал, - плавное, мирное, неторопливое течение жизни, созерцание, возвращение спокойной, светлой безмятежности детства. Именно на Выборгской стороне Обломов нашел свою утерянную Обломовку, именно рядом с Агафьей Матвеевной почувствовал тихий свет любви, а не требовательное и губительное для его натуры пламя страсти.

Деятельный Штольц видит во всем этом «грязный быт» и «удушливую атмосферу тупоумия». И Обломов порой «просыпается», оглядывается – горькая жалость к прошлому, полному несбывшихся надежд, по-прежнему бодрствует в душе. Но он спокоен и понимает, что нельзя было ему пойти иным путем. Штольц и Ольга придумали ему «крылья», а на выдуманных крыльях не взлетишь. В Обломове появляется решимость, которой не было никогда, именно в разговоре о своей жене. «Штольц отступил от него на шаг.

Ты ли это, Илья? Как ты пал! Эта женщина...что она тебе...

Жена! – покойно произнес Обломов.

Штольц окаменел.

А этот ребенок – мой сын! Его зовут Андреем, в память о тебе!»

Пшеницына после смерти Обломова живет в постоянной молчаливой скорби, далеко от пошлости, суеты, лжи, которые составляют мир братца, живет, ясно осознавая, что её жизнь «просияла», что никогда не вернется к ней радость. Именно ее самоотверженная, нетребовательная, бескорыстная любовь к Обломову дала ей смысл жизни: «На всю ее жизнь разлились лучи, тихий свет от пролетевших, как одно мгновение, семи лет. Теперь уж она знала, зачем жила и что жила не напрасно».

Финал жизни Обломова. Если книжная, «идеальная» любовь Ольги заставляет Обломова на время проснуться, помолодеть, то самоотверженная любовь Агафьи Матвеевны успокаивает и усыпляет героя окончательно. Это ещё раз подтверждает замкнутый круг Обломова: покой-пробуждение-покой. С одной стороны, Гончаров «приводит» своего героя к ранней смерти, с другой – сглаживает драматизм этого ухода: после Обломова остается маленький сын, сияние души Обломова отразилось на жизни всех героев романа (Штольца, Ольги, Агафьи Матвеевны), и сама смерть Обломова – словно сон, тихая, лишенная страданий. Финальные строки романа еще раз подчеркивают, что жизнь Обломова прошла не напрасно, что в этом образе писатель обнаруживает не столько конкретно-исторический тип барина середины девятнадцатого века, сколько один из русских национальных типов мягкого, душевного созерцателя.

И. Гончарова “Обломов” - это роман о жизни вообще, со всеми ее сложностями и хитростями, это и о судьбе человека, вызывающего не только симпатию, но и сочувствие, а иногда - и презрение читателя. Множество испытаний выпало на долю Обломова главного романа. и окружение сформировали его характер, не беря в расчет склонности и задатки мальчика, а после - юноши.

С детства он был во власти обширного социального явления, которому дал название обломовщины, подразумевая под этим безволие, нерешительность, бесхарактерность, боязнь нового, нежелание трудиться, зачастую - эгоизм. И все же мне кажется, что наиболее полно внутренняя сущность человека раскрывается в момент сильнейших душевных переживаний, которые приносит человеку Любовь. Это прекрасное чувство посетило и Илью Обломова и Ольгу Ильинскую, но вот справились ли они Данный текст предназначен только для частного использования 2005 с ним? Сильное чувство к поэтичной, талантливой девушке словно разбудило Обломова. Он пошел ради Ольги на жертвы, невозможные для него прежде; расстался с любимыми диваном и халатом, начал читать, чтобы беседовать с Ольгой о прочитанном, “на лице ни сна, ни усталости, ни скуки”.

Тонкая, чувствительная душа Обломова тоже пробуждается при мыслях об Ольге, при виде ее. Общение с девушкой, которая разделяет его чувства, возвысило Обломова, кажется, что для него начинается новая жизнь: “У него на лице сияла заря со дна души восставшего …” А какой силой и восторгом наполняет сердце Обломова пение Ольги! Голос любимой возрождает все самое лучшее в душе Ильи Ильича, его лицо освещается надеждой, он настолько взволнован, что не может уснуть ночью и, выходя на заре из дома, долго-долго бродит по городу…

Ольга, полюбившая Илью Ильича, стремится помочь ему, ] вдохнуть в него жизнь, побудить к действиям. Ее мысли I полны образом любимого, она “жила и чувствовала жизнь 1С Обломовым”. Однако со временем сильное чувство становится привычным для главного героя, и снова обломовщина просыпается в его мягком, но ленивом сердце, выпускает когти, намекая, что она была здесь всегда. Обломовская лень душит благие намерения Ильи Ильича и мысли о том, что нужно строить дом, съездить в деревню, разобрать дела с мужиками… “Разве это жизнь?

” - просыпается вопрос. Да и “любовь делалась строже, взыскательнее, стала превращаться в какую-то обязанность”. Обломов начинает понимать, что рядом с деятельной, энергичной Ольгой недостижимы его идеалы о “голубиной” нежности, которая Для героя самоценна, о безмятежном существовании вдво Ем, о материнской, преданной и бескорыстной любви де Вушки. Да, она любит его, но мечтает о деятельной, полез Ной, содержательной жизни, которой так боится сам Обло Мов, что не может преодолеть себя даже во имя прекрасно Го чувства. ~ И Обломов отказывается от своей любви.

Он пишет Ольге письмо, в котором искренне и откровенно, не щадя и не жалея себя, признается в своей неисправимости, рассказывает о своей слабости, бесхарактерности, отсутствии воли. Он пишет ей, что такой , как он, недостоин любви чудесной и нежной девушки. “Я похищаю чужое! Я - вор!” - слышится в каждой строчке письма.

Обломовские воспитание и жизни настолько пропитали душу Ильи Ильича, что после написания этого страшного по своей сути письма, которое поставит крест не только на его чувствах, но и на его обновленной жизни, на его будущем, Обломов подумал: “Мне не скучно, не тяжело!.. Я почти счастлив. Отчего это? Должно быть оттого, что я сбыл груз души в письмо”.

Трясина обломовщины вновь засосала его. Он не выдержал испытания, потерял самоуважение, которое росло у него в глубине души во время встреч с Ольгой, скатился еще ниже. И поэтому жалость и презрение, но уже никак не сочувствие вызывает этот человек во время последней. встречи с любимой девушкой - в сцене их прощания. Ольга г решительная и смелая, с развитым чувством собственного достоинства. Ее любовь, возможно, не была абсолютно бескорыстной, поскольку девушка стремилась изменить Обломова, “перевоспитать” его, не принимая таким, какой он есть.

Поняв, что эти усилия напрасны, Ольга сумела справиться со своими чувствами и навсегда расстаться с любимым человеком. В ответ на горькие и беспощадные слова, сказанные Ольгой при расставании, Обломов “улыбнулся как-то жалко, болезненно-стыдливо, как нищий, которого упрекнули его наготой. Он сидел с этой улыбкой бессилия, ослабевший от волнения и обиды; потухший взгляд его ясно говорил: “Да, я скуден, жалок, нищ… бейте, бейте меня…” Обломовщина искалечила душу главного героя, убила его любовь.

Это испытание привело в результате к ужасным потерям, которые повлекут за собой со временем не только духовную, но и физическую гибель героя.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Испытание любовью(по роману И. А. Гончарова “Обломов”) . Литературные сочинения!