Какой поединок был на куликовом поле. Описание картины «Поединок Пересвета с Челубеем» («Поединок на Куликовом поле») М

21 сентября отмечается День воинской славы России – День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве в 1380 году. Историки единодушны во мнении, когда говорят о Куликовской битве: тем ветреным осенним днем у берегов реки Непрядвы решилось будущее Русской земли. В одной точке соединились горе и терпение, жажда освобождения от ига, сила, воля и вера. В одном месте совпали в своих чаяниях величайшие люди своего времени: деятельные, мудрые, дальновидные, сильные духом монахи и воины. Преподобный Сергий, игумен Радонежский, и великий князь Дмитрий Иванович, прозванный после битвы Донским, их предшественники митрополиты Московские и всея Руси Петр и Алексий, воспитавшие князя Дмитрия, а также сотни тысяч безымянных русских воинов – вот они, победители.

Воинский подвиг стал ещё и подвигом духовным, подвигом священным. Как катализатор он запустил мощные процессы, способствовавшие объединению разрозненных земель в единое государство. Нет, Куликовская битва не была окончательной победой над татаро-монголами. Иго было сброшено только сто лет спустя. Однако именно Куликовская битва развеяла миф о непобедимости Золотой Орды, дала надежду и породила героев.

XVI-XVII век: житийная икона

Куликовская битва на многие столетия остается в поле внимания художников. И если в XVI-XVII веках речь идет о редких и каноничных изображениях в рамках летописных списков и житийных клейм на иконах, то тремя веками позже, с развитием интереса к истории и исторической картине, – сюжет Куликовской битвы становится одной из центральных тем исторического жанра.

Исторический жанр в живописи во все времена был идеологическим. Но это никогда не мешало художникам делать свои работы концептуальным высказыванием и личным переживанием.

В 1959 году реставраторами была раскрыта одна из икон ярославской школы. Под темным слоем олифы и верхними записями было открыта так называемая наделка (то есть дополнение к иконе) с сюжетом о «Мамаевом побоище». По всей видимости, наделка была сделана в восьмидесятые годы XVII века.

В центре композиции изображен легендарный поединок Пересвета с Челубеем, справа – воинство Дмитрия Донского, готовое к бою, слева – лагерь Мамая. В самой нижней части композиции изображены встреча победителей и погребение воинов, погибших за други своя. Икона находится в собрании Ярославского художественного музея.

Первая половина XIX века: «Поднять из гроба знаменитых предков»

Развитие искусства, вектор его движения напрямую зависит от среды и общества, времени и его моды. Военные потрясения начала XIX века, победное шествие Наполеона по Европе, война 1812 года, – эти события так или иначе коснулись практически всех сфер русской жизни и определили всплеск интереса не только к настоящему, но и к героическому прошлому страны.

Изданная в 1818 году «История государства Российского» Карамзина буквально взорвала общественное мнение и надолго стала предметом бурных салонных дискуссий. Перу Карамзина также принадлежала и статья «О случаях и характерах в Русской истории, которые могут быть предметом художеств». Этой статьей историк задал планку и определил тему актуальную в искусстве:

«Мысль задавать художникам предметы из отечественной истории достойна вашего патриотизма и есть лучший способ оживить для нас ее великие характеры и случаи, особливо пока мы еще не имеем красноречивых историков, которые могли бы поднять из гроба знаменитых предков наших и явить тени их в лучезарном венце славы… Должно приучить россиян к уважению собственного; должно показать, что оно может быть предметом вдохновений артиста и сильных действий искусства на сердце. Не только историк и поэт, но и живописец и ваятель бывают органами патриотизма…

Мы приблизились в исторических воспоминаниях своих к бедственным временам России; и если живописец положит кисть, то ваятель возьмет резец свой, чтобы сохранить память русского геройства в несчастиях, которые более всего открывают силу в характере людей и народов. Тени предков наших, хотевших лучше погибнуть, нежели принять цепи от монгольских варваров, ожидают монументов нашей благодарности на месте, обагренном их крови. Может ли искусство и мрамор найти для себя лучшее употребление?»

Но еще задолго до карамзинской статьи профессура Академии художеств в качестве экзаменационных испытаний предлагала выпускникам тему «Дмитрий Донской на Куликовом поле», причем программа четко оговаривала, как должен быть изображен князь: «Представить Великого Князя Дмитрия Донского, когда по содержании победы над Мамаем, оставшиеся Князья Русские и прочие воины находят его в роще при последнем почти издыхании, кровь струилась еще из ран его: но радостная весть о совершенном поражении татар оживляет умирающего великого князя ».

Одной из таких академических работ является картина Ореста Кипренского , написанная им в 1805 году и названная «Дмитрий Донской на Куликовом поле». Такое же название имеет и созданная двадцатью годами позже, в 1824 году, работа Василия Сазонова.

Орест Кипренский. Дмитрий Донской на Куликовом поле

Лучшие произведения итальянской и фламандской школы живописи были ориентирами для молодого Ореста Кипренского, взявшегося за разработку сюжета выпускного экзамена в Академии художеств. Наверное, поэтому на его картине героический защитник отечества, князь Дмитрий Донской, меньше всего похож на русского князя, каким мы привыкли его себе представлять. Отсутствие национального колорита ничуть не смущало автора, как не удивило оно и экзаменаторов.

«Голова великого князя исполнена выражения. И радость об одержанной победе, его одушевляются, купно с благодарностью ко Всевышнему, живо изображены в томных взорах его, устремленных к небесам. Сие произведение есть первый опыт трудов сего молодого художника, подающего о себе большую надежду », – говорилось в отзыве на работу будущего первого русского портретиста. 1 сентября 1805 года Кипренский был удостоен за картину большой золотой медали. Сейчас работа находится в собрании Русского музея (Санкт-Петербург).

Василий Сазонов. «Дмитрий Донской на Куликовом поле»

Крепостной графа Николая Румянцева Василий Сазонов был определен своим патроном в 1804 году на учебу в Академию художеств. Успехи молодого живописца в области рисования были настолько выдающимися, что граф дал крепостному вольную. Блестящий выпускник Академии, Сазонов при поддержке графа продолжил обучение в Италии, где делал копии работ Караваджо и Тициана.

Вернувшись в Россию, художник обратился к учебной теме Академии художеств и написал картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле». Сазонов изобразил раненого князя в окружении воинов. Перед ним коленопреклоненные казаки и человек в латах и царской мантии. По всей видимости, это боярин Михаил Бренок, с которым князь поменялся одеждой и конем в самом начале сражения. За эту картину, а также выполненные в Италии копии, Сазонов в 1830 году был удостоен звания академика. Картина находится в собрании Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.

Вторая половина XIX века: недостижимая историческая достоверность

К середине XIX века история Куликовского сражения исчезает из поля зрения художников, уступая место сюжетам современности. И даже попытки Николая I превратить Зимний дворец, переживши в декабре 1837 года страшный пожар, в «Новый Ватикан», остались нереализованными. В том пожаре погибли уникальные интерьеры, выполненные Растрелли, Монферраном, Кваренги, и были утрачены росписи, описывающие ключевые события отечественной истории. Новый цикл картин из русской истории не получился, однако официальный запрос не остался без внимания академическим сообществом.

В 1850 году по заказу Николая I французский баталист Ивон Адольф в Париже пишет монументальное полотно «Битва на Куликовом поле». Первоначально планировалось, что картина украсит интерьеры нижнего коридора Храма Христа Спасителя, задуманного как храм-памятник героям войны 1812 года. Однако планы изменились. Сегодня работа украшает пролет лестницы (аванзал), ведущий в Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца.

В 1870-е годы «Куликовская битва» как тема включалась в программу оформления интерьеров Исторического музея. Одно из панно было заказано Валентину Серову , историческим консультантом которого стал Иван Забелин. Забелин был не только руководителем Исторического музея, но и одним из авторитетнейших специалистов по истории Древней Руси. На стенах музея он желал видеть народный эпос, который не оставит зрителя равнодушным и даст почувствовать связь времен.

Но ни Серов, ни Сергей Малютин, которому после Серова было поручено сделать панно, ни Сергей Коровин, так и не завершили работу. Слишком много противоречий возникало между заказчиками и исполнителями. Всех требований ученых так и не удалось удовлетворить ни одному живописцу. Рама, в которой планировалось разметить панно, пустовала вплоть до 1950 года, пока в ней не был помещен нейтральный пейзаж с видами Москвы.

Валентин Серов. После Куликовской битвы, эскиз

Серов напряженно работал над эскизом к панно. В 1894 году, побывал на Куликовом поле, детально прорабатывал композицию. Сохранились сотни набросков и восемь эскизов, часть из которых была выполнена в масле. Работа регулярно обсуждалась на заседаниях Ученого совета Исторического музея, менялась композиционно и даже художественно по настойчивому требованию Забелина.

Первое время Серов послушно следовал указаниям, но в 1898 году после очередного заседания отказался от продолжения работы над эскизом и вернул деньги, выданные ему Историческим музеем в счет оплаты картины. Многочисленные эскизы сегодня хранятся в собраниях Третьяковской галереи и Исторического музея.

Чуть раньше к теме событий Куликовской битвы обратился выходец из уфимского купечества Михаил Нестеров . Впрочем, выпускника Московского училища живописи, ваяния и зодчества интересовала не только батальная сторона событий 1380 года.

Нестеров был тем художником, который одним из первых обратился к теме религиозной самобытности страны и сделал героем живописного полотна – святого отшельника. Троице Сергиева лавра, рядом с которой поселился художник (он гостил в имении Мамонтовых в Абрамцево), прочно вошла в его жизнь. Здесь он черпал вдохновение и силы.

Первой работой над образом святого стала картина «Видение отроку Варфоломею» (1889-90). Работа была куплена Третьяковым, имела успех, но публикой была оценена неоднозначно. Зато сам Нестеров утвердился в своем желании написать «житие» великого подвижника земли русской, тем более что в 1892 году в России должно было отмечаться 500-летия со дня Успения преподобного Сергия, игумена Радонежского. Так появляется «Юность преподобного Сергия» (1892), триптих «Труды преподобного Сергия» (1896-97) и «Преподобный Сергий Радонежский» (1899).

С каждой новой работой образ святого становился все выразительнее, монументальнее и глубже. Не мог Нестеров обойти вниманием и встречу князя Дмитрия с преподобным Сергием.

Всю русскую землю, а не только свой личный удел шел защищать молодой князь Дмитрий. Он твердо верил в помощь Божию: и когда перед Донской иконой Божией Матери читал «Бог нам прибежище и сила», и когда пришел взять благословение у старца вступить в бой с безбожниками.

Для Нестерова ключевой темой стало напряжение той минуту, когда преподобный благословляет коленопреклоненного князя. Впрочем, эскиз «Благословение Сергием Радонежским Дмитрия Донского на Куликовскую битву» так и не был завершен Нестеровым. Он был не удовлетворен своими набросками и писал о них Елизавете Мамонтовой: «…тема давно была намечена мной для серии картин к истории Радонежского чудотворца, но все наброски, что я делал, не были интереснее любой программы…» В 1897 году «Юность преподобного», «Труды преподобного» и акварель «Преподобный Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на битву с татарами» были переданы художником в дар городской галерее братьев Третьяковых.

XX век: главный герой – народ

В самые сложные и тяжелые годы Второй мировой войны заработала идеологическая машина. Мобилизованы были все силы, в том числе изобразительное искусство, перед которым стояла цель через воскрешение народной памяти, через примеры доблестных побед над агрессором поддержать дух народа. Александр Бубнов пишет свое знаменитое «Утро на Куликовом поле» (1943-47), а баталист Михаил Авилов создает «Поединок на Куликовом поле» (1943).

Александр Бубнов окончил Высший художественно-технический институт. Увлекаясь творчеством художников-передвижников и русским реализмом, он сосредоточился на историческом жанре. Молодой романтик, Бубнов в начале своей творческой карьеры грешил чрезмерной идеализацией советской действительности. Но именно в годы Великой Отечественной войны, работая над агитационными плакатами и листовками, он серьезно обращается к историческому жанру.

В 1943 году Бубнов работает над своим программным произведением «Утро на Куликовом поле». Замысел «Утра» возник у художника еще в 1938 году. Первоначально темой его картины была история битвы на Чудском озере, однако обращение к документам и серьезное погружение в историческую литературу убедило Бубнова писать именно Куликовское сражение.

Полтора года работы над эскизами, поиск образов и пластических решений, долгая и тщательная проработка деталей, исключающая даже намека на бутафорность персонажей, позволили художнику создать характерное полотно. В картине есть не только историческая правда, в ней читается эпический размах и посыл: главный герой любого сражения – народ.

За картину «Утро на Куликовом поле» в 1948 году Бубнов был удостоен Государственной премии СССР. Его картина, репродукции которой вошли в учебники по истории, находится в собрании Третьяковской галереи, в Москве.

Михаил Авилов. Поединок Пересвета с Челубеем

Выпускник батальной мастерской Академии художеств, участник Первой мировой и гражданской войн, Михаил Авилов в своих работах демонстрирует не только мастерство живописца, он поражает убедительностью изображения батальных сцен.

К теме поединка богатыря-монаха Александра Пересвета и татарского мурзы Челубея Авилов обратился еще в 1917 году. Но тогда картина не получилась и даже была уничтожена автором.

В 1942 году, приехав в Москву из эвакуации, художник получил большую мастерскую, что позволило ему вернулся к теме Куликовского сражения. «Дмитрий Донской у Сергия Радонежского», «Дмитрий Донской решает переправляться за Дон», «Куликовская битва», «Бегство Мамая» – четыре больших эскиза были созданы Авиловым, но лишь один из них – противостояние русского витязя и татарского богатыря – стал законченным произведением, вошедшим в анналы мирового изобразительного искусства. В 1946 году за картину «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» Авилов был награжден Сталинской премией первой степени. В настоящее время картина находится в собрании Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.

1980-й: новая волна интереса

80-е годы XX века стали следующим периодом и новой волной интереса к теме Куликовского сражения: в 1980 году страна отмечала 600-летие со дня Куликовской битвы. К этому юбилею были приурочен цикл «Поле Куликово» Ильи Глазунова, триптих «Поле Куликово» Юрия Ракши, а на киностудии Мосфильм режиссером Романом Давыдовым снят мультипликационный фильм «Лебеди Непрядвы».

Илья Глазунов. Цикл «Поле Куликово». Дмитрий Донской. 1980

Илья Глазунов. Цикл «Поле Куликово». Канун. 1978

Ленинградец, блокадник, Илья Глазунов , как и многие, потерял в той страшной войне родителей. После эвакуации вернулся в Ленинград, окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Изучая историческую литературу, летописи, жития, Глазунов двадцать лет своей жизни посвятил работе над циклом «Поле Куликово», в который вошло тридцать картин. В шестидесятые годы появились первые полотна: «Гонец», «Штурм города», «Хан Мамай», а знакомство публики с циклом было приурочено к грандиозному юбилею, 600-летию Куликовской битвы.

В 1980 году Глазунов был удостоен звания народного художника СССР. Говоря о своем цикле, Глазунов поясняет, что стремился «передать только жизненную достоверность, истинность происходящего, чтобы еще раз наш современник прикоснулся к великому прошлому Родины, с новой силой почувствовал бы неразрывную связь времен, связь поколений, свою сопричастность к событиям давно минувших эпох».

Юрий Ракша. Триптих “Поле Куликово”. 1980.
Левая часть – “Благословение на битву”

Юрий Ракша с детства увлекался не только рисованием, но и историей. Он с серебряной медалью окончил Суриковскую художественную школу, ВГИК, работал на Мосфильме, участвовал в съемках десятка фильмов и никогда не оставлял живопись. Каждый новый фильм рождал в нем замысел для будущего полотна. Так было и с картиной «Восхождение» по роману В. Быкова. «Без сцены казни главного героя Сотникова, – вспоминал Ракша, – я не решился бы на громаду “Куликова поля”».

Работать над картиной он начал в 1879 году и уже тогда понял, что она станет его главным и последним творением. В ноябре врачи поставили страшный диагноз – лейкоз, пообещали «максимум месяц». Жена художника вспоминает, как Юрий работал до изнеможения, мужественно боролся со смертью и старался скрыть физические муки. «Он торопился, – вспоминала Ирина Ракша, – держался за кисть, как за спасательный круг, и тогда же сказал, что у каждого должно быть свое поле Куликово».

Юрий Ракша. Триптих “Поле Куликово”. Центральная часть – “Предстояние”

Ракша любил работы Нестерова и ориентировался на них в своем замысле, но его композиционное решение было все-таки иным, кинематографичным. Три места действия, разбросанные по времени, даны одновременно. Эта авторская находка, имеющая иконописные истоки, позволяет зрителю последовательно воспринять события. «Благословение на битву», «Проводы ополчения» и ключевой центр «Предстояние» – рождают состояние народного духа. Духовный подвиг совершается именно здесь и сейчас, когда стоят бок о бок святой отшельник и молитвенник, матери, сестры и жены, среди которых смиренная и мужественная Евдокия и воины, вглядывающиеся вдаль, туда, где лагерем стоит враг.

Юрий Ракша. Триптих “Поле Куликово”. Правая часть – “Проводы ополчения”

Ракша писал о своей картине: «Почему же Куликово поле осталось в веках? Да потому, что здесь утверждалась идея и вера в русскую государственность. Русь поверила в себя. Русь стала Русью… по-прежнему главное должно быть в лицах, в глазах, и я высвечиваю их, а потому меньше костюмности, антуража. Очень важен пейзаж. Единый для всех частей горизонт объединяет и Москву, и Троицкий монастырь, и поле Куликово. Объединяет в одно целое, и все это – Родина. Благословенная наша Родина, которую надо отстоять ».

Поединок Пересвета с Челубеем, по другим версиям – Темир-Мирза либо Таврул.

А.Пересвет сразил не просто воина Челубея, а великого и ужасного Воина, непобедимого Челубея, который за всю свою жизнь не проиграл ни одного сражения, и до сих пор почитаемый на Тибете.

Рассказ архиерея Североморской епархии, епископа Митрофана (Баданина) - в прошлом морского офицера, с 2000 года - священник, настоятель Успенского прихода в селе Варзуга, что на берегу Белого моря.

«Когда мы стояли перед этой картиной(картина Павла Рыженко «Победа Пересвета»), один из игуменов (он тоже уже рукоположен во епископы) рассказал нам такую историю. Я перескажу ее так, как услышал.

В Троице-Сергиевой лавре есть монах, который во времена своей юности, как и многие тогда, был увлечен восточными духовными традициями, боевыми искусствами. И когда началась перестройка, он решил с друзьями поехать в Тибет, дабы поступить в какой-нибудь буддийский монастырь. С 1984 года, когда монастыри Тибета открыли для доступа, правда, по ограниченным квотам, туда стало приезжать множество иностранцев. И надо прямо сказать, что к чужеземцам отношение в монастырях было крайне скверное. Все-таки, это их национальная духовность. Наш будущий монах и его друзья были разочарованы: они так стремились к этому возвышенному учению, к этому братству, духовным подвигам, мантрам и молитвам…

Такое отношение продолжалось до тех пор, пока тибетцы не узнали, что перед ними русские. Они стали переговариваться между собой, и в разговоре прозвучало слово «Пересвет».

Стали выяснять, и оказалось, что имя этого русского монаха записано в особой святой книге, где фиксируются их важнейшие духовные события. Победа Пересвета занесена туда как событие, которое выпало из привычного хода вещей.

Оказывается, Челубей не просто был опытный воин и богатырь, но он был тибетский монах, прошедший воспитание по системе «маг-цзал» и достигнувший статуса «бессмертного». Считалось, что такой монах-воин практически непобедим. Количество таких избранных духами воинов-тибетцев (их звали «дабдоб») всегда было крайне невелико, они считались особым явлением в духовной практике Тибета. Поэтому-то он и был выставлен на единоборство с Пересветом - чтобы еще до начала сражения духовно сломить русских.

Несколько лет назад китайцы приезжали в Свято-Троицкую Сергиеву лавру, спрашивали, есть ли летописи о поединке Пересвета с Челубеем. На вопрос, зачем это им, ответили, что на Востоке Челубей считается великим воином, победившим в трёхстах боях. А бои в те времена победой по очкам не кончались. Если бой, значит насмерть. Поэтому китайцы поражались, как мог Пересвет сразить непобедимого великого воина.»

Официальная версия

Копьё мастера конных поединков Челубея было на метр длиннее обычного. Вступая с ним в бой на копьях, противник не мог даже нанести удар, как уже оказывался побеждённым и выпадал из седла. Александр Пересвет пошёл вопреки логике поединка - сняв с себя доспехи, он остался лишь в одной Великой Схиме,сделал он это для того, чтобы копьё противника, пройдя сквозь мягкие ткани тела на большой скорости, не успело вышибить его из седла и тогда он смог бы нанести удар сам.

Пересвет был из боярского рода, крепок силою, и в прошлом искусный воин. Произнеся молитву и простившись с товарищами, он выехал навстречу Челубею на вороном коне. На нем была схима с красными крестами, полученная им от игумена Сергия вместе с благословением на битву. Все его снаряжение было справлено на монастырскую казну. Наконечник его копья ковал местный кузнец. Древко копья изготовлено из близлежащих лесов. Легендарное копье Пересвета до этого момента было неизвестно никому. Всадники разъехались и, разогнав коней, стали сближаться.

Богатыри сшиблись с такой страшной силой, что копья переломились.

Сильный и опытный воин Челубей точно поразил не имеющего щита Пересвета под левую пазуху. Удар копья Пересвета пришелся в щит Челубея. Но столько силы и решительности было в этом ударе, что копье Пересвета пробило щит насквозь и сам Челубей, получив смертельную рану, упал головой к ордынским войскам. Что было плохим для них предзнаменованием.

Соперники, по словам Сказания, «ударились крепко копьями, едва земля не преломилась под ними, и свалились оба с коней на землю и скончались». По другой версии Пересвет, получив смертельную рану, продолжал оставаться в седле, смог сам доехать до строя и только там умер.

Александр Пересвет погиб, но многие русские воины избежали смерти от руки Темир-мурзы, убитого в поединке. Едва Челубей упал из седла, ордынская конница двинулась в бой и быстро смяла Передовой полк.

Дальнейший натиск татар в центре был задержан вводом в действие русского резерва. Мамай перенес главный удар на левый фланг и начал там теснить русские полки. Положение спас, вышедший из дубравы, Засадный полк серпуховского князя Владимира Андреевича, ударил в тыл и фланг ордынской коннице и решил исход битвы.

Вражеское войско дрогнуло и обратилось в бегство. Русские воины захватили ханскую ставку и почти на протяжении 50километров (до реки Красивая Мечь) преследовали и уничтожали остатки войск Мамая. Там же была захвачена Ставка ордынцев. Ягайло, узнав о его поражении, также спешно повернул обратно. Предполагают, что мамаева рать была разгромлена за четыре часа (сражение продолжалась с одиннадцати до двух часов дня).

Потери с обеих сторон были огромны (около 200 тысяч человек убитыми и ранеными). Убитых (и русских, и ордынцев) хоронили 8 дней. В сражении пали 12 русских князей, 483 боярина (60% командного состава русского войска.). Князь Дмитрий Иванович, который участвовал в битве на передовой в составе Большого полка, был ранен в ходе сражения, но выжил и получил в дальнейшем прозвище «Донской».

Брат Пересвета Андрей Ослябя героически сражался на Куликовом поле, был ранен, но выжил.

Описание поединка в Сказании побудило некоторых историков усомниться в самом существовании этого эпизода. Однако известно, что павших в Куликовской битве хоронили на поле боя, тело же Пересвета привезли в Москву и погребли в храме Рождества Богородицы в Симоновом монастыре. Рядом с ним позднее похоронили и его брата Андрея Осляблю, который закончил свой жизненный путь в монастыре. При перестройке храма их могилы сохранялись в течение многих веков.

По преданию, перед битвой Пересвет молился в келье отшельника при часовне святого воина великомученика IV века Димитрия Солунского, где впоследствии основан мужской Димитриевский Ряжский монастырь, что в 7 км от г. Скопина. Помолясь, Пересвет ушёл, оставив свой яблоневый посох. Этот посох после революции хранился в краеведческом музее г. Рязани.

Я хотел бы обратить Ваше внимание на удивительную по своей силе и реалистичности картину советского художника Михаила Ивановича Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле ».

Это одно из центральных событий сражения между объединённым войском русских князей во главе с московским князем Дмитрием Донским против претендующих на власть в Золотой Орде степняков под предводительством хана Мамая.

Поединок двух противников стал настолько легендарным, что о нём написано множество картин и иллюстраций.

На мой взгляд, эта картина выделяется на фоне остальных целым рядом бесспорных достоинств. На холсте художник смог передать ту дикую, необузданную энергию борьбы между Русью и степью, между слабеющей мощью отдалённых потомков Чингисхана и новым, восходящим к вершинам цивилизации народом, который, в жестоких схватках отстоит своё право на существование.

Всю суть происходящего Михаил Иванович Авилов мастерски передал в образе поединщиков. Дикие, вздыбленные кони с безумными глазами и пеной у рта яростно столкнулись друг с другом. Сила противостоит силе.

Их наездники, мощные воины, полны решимости проткнуть друг друга копьями насмерть. Никто из них не хочет уступать друг другу.

Фигуры воинов потрясают своим реализмом. Татарин подстрижен наголо, коренаст и мускулист. Русский витязь более атлетического сложения. Он весь подобрался, сосредоточился и нанёс удар.

Заметно, как Пересвет взглядом опытного воина оценивает урон, нанесённый противнику и как Челубей, слабея, отвечает ему ударом на удар.

Так они и застыли,друг напротив друга в отчаянной попытке победить. Очень характерно,что русский воин показан не в монашеском одеянии, а в обычных для тех времён доспехах.

Возможно, художник счёл необходимым подчеркнуть именно воинскую доминанту Пересвета. И взгляд на этот вопрос Михаила Ивановича Авилова мне ближе, чем версии других художников,изображающих Пересвета в монашеском одеянии.

В то время, как противники замерли на переднем плане, пронзив друг друга копьями, справа и слева от них видны ряды войск, которые с нетерпением ждут окончания поединка. Татары изображены ближе. Они полны нетерпения.

Восточная кровь бурлит на солнце. Видно как они вглядываются в силуэты бойцов. Миг и они готовы броситься в бой. Русские войска, напротив, изображены в отдалении. Они чинно стоят под стягами с изображениями святых.

Ясно, что они никуда не спешат. Их не подстёгивает жажда наживы,желание грабить и убивать. Они спокойны. Они пришли умереть. Там,у них за спиной их семьи, их дома, их земля. Мосты сожжены и обратной дороги нет. Именно это так просто и прозорливо показывает великий художник на своём полотне.

А вокруг буйство красок. Степная трава высока и сочна. Небо облачно и играет разноцветной палитрой. Удивительный мир. Для нас это далёкая легенда. Мы не знаем как всё выглядело на самом деле в день Куликовской битвы. Лишь кисть великого мастера способна оживить былое. Нам остаётся только с восторгом вглядываться в образы написанные его рукой.

Картины современных художников на исторические сюжеты нередко встречают критику ценителей: живописец не учел какие-либо детали далекой эпохи, приложил свое индивидуальное видение характеров, ситуации, не смог донести дух тех времен. Но вместе с тем существуют и образчики, перед которыми восторженно замирают даже строгие критики. Как пример тому - произведение отечественного художника Авилова "Поединок на Куликовском поле". Описание картины, ее историю и прочие интересные факты мы вам представим далее.

В двух словах

Картина, которую мы рассматриваем, считается знаковой в творчестве М. И. Авилова. Некоторые искусствоведы считают ее самым лучшим творением мастера. На полотне разворачиваются события славной Куликовской битвы.

Что изображено на картине Авилова "Поединок на Куликовом поле"? Былинно-исторический момент - сражение между двумя богатырями, русским Пересветом и татарским Челубеем. Произведение можно назвать не только героическим, но и трагическим - оба воина погибли в поединке. Но Пересвет удержался в седле, а Челубей рухнул с коня от удара русского воина. Этот в чем-то добрый знак и предсказал судьбу великой битвы на поле Куликовом.

История создания произведения: замысел

Забегая вперед, скажем, что время для написания героического полотна оказалось символическим - картина была создана в годы Великой Отечественной войны, во время обороны Сталинграда и важных сражений на Курской линии. Но задумал художник свое творение задолго до этого.

В 1917 году М. И. Авилов выставлял другое свое историческое полотно - "Выезд татарина Чели-бея на битву с Пересветом". Но художник не был удовлетворен своим детищем, ему казалось, что идея воплощена не так ярко, как он замышлял.

Когда началась война, Авилову было уже 60 лет. Однако он все равно пришел в военкомат с просьбой записать его в ряды Советской армии. Конечно, пожилому творцу отказали. Но предложили вести борьбу на другом фронте - поддерживать дух солдат своими животрепещущими героическими картинами.

Создание полотна

Работа началась осенью 1942 года, когда М. И. Авилов вернулся обратно в Москву из эвакуации. Надо сказать, в это нелегкое время для художника смогли найти подходящую для работы с масштабным холстом просторную мастерскую.

В декабре мастер приступил к созданию своего творения. Современники отмечают, что вдохновение не покидало его на всем продолжении работы. К процессу он подошел очень скрупулезно: делал большое число зарисовок реального оружия и костюмов той эпохи, что были сохранены в Государственном Историческом музее. Поэтому описание "Поединка на Куликовом поле" М. И. Авилова всегда получается очень распространенным: автор проработал буквально каждую деталь своего творения так, чтобы картина переносила даже самого просвещенного и искушенного зрителя в ту эпоху.

Эскизов произведения также было сделано Авиловым немалое число. В результате же мастер закончил свой труд за 6 месяцев.

А теперь перейдем к описанию картины Авилова "Поединок на Куликовом поле".

Описание главного плана

Сам художник отмечал, что композиция его произведения проста. Сразу приковывает внимание к ней динамичный передний план, который захватывает событие, длившееся не более нескольких секунд - взвившиеся на дыбы кони и тот момент судьбоносного удара русского богатыря. Мы замечаем также, что фигуры главных героев написаны ярко, детально, в то время как второй план умышленно бледен, размыт.

Могучие воины, мощные кони, сила удара, говорящий взгляд Пересвета - любое описание картины Авилова "Поединок на Куликовом поле" не оставит эту сцену без внимания. Однако, присмотревшись к главным героям, мы заметим, что они, как и их верные скакуны, сознательно преувеличены художником. И это имело под собой смысл - рост, мощь и сила воинов всегда приукрашались и восхвалялись в русских былинах.

Непримиримость, ненависть друг к другу двух противников автор показал интересным приемом - их кони и сами богатыри написаны наперекрест друг другу.

Кульминация

В описании картины Авилова "Поединок на Куликовом поле" также отметим, что живописец мастерски передал самый кульминационный момент единоборства. Все здесь подчеркивает неизбежность, трагичность и остроту развязки: устрашающие оскаленные пасти лошадей, их черные развевающиеся гривы, солнце, равнодушно сверкающее на доспехах и щитах воинов.

Вот этот момент, когда мчащиеся друг на друга враги столкнулись! Только-только копья, с легкостью пробив доспехи, вонзились в тела. Ни Пересвет, ни Челубей еще не почувствовали, не осознали, что их раны смертельны. Они живы битвой, ненавистью друг к другу.

Внимательный зритель сразу заметит тонкие намеки развязки: оба богатыря поддались назад из своих седел. Но по спадающему красному малахаю Челубея видно, что татарский воин через пару мгновений упадет на землю. Об исходе битвы и одобрении художника говорит и то, что к зрителю лицом изображен именно Пересвет. Он будет главным героем этого короткого сражения.

Второй план

Продолжаем описание картины Михаила Авилова "Поединок на Куликовом поле". Не менее важно упомянуть второй план картины. Языком цвета живописец смог передать настроение мучительно застывших в ожидании армий. Русская сторона исполнена в хладнокровной и спокойной серой цветовой гамме, а татарская - в пестрой, красной, олицетворяющей неуверенность, нарочитое бахвальство.

Присмотревшись, даже можно представить как незыблемо, словно скала, стоит русское войско. И как беспорядочно движется, мечется в беспокойстве его противник. Внимательный зритель разглядит также великого Дмитрия Донского на белом коне. Князь, как неподвижный исполин, застыл в ожидании исхода единоборства.

Описание и автор картины "Поединок на Куликовом поле" представлены в этом кратком анализе. В его ходе мы постарались описать всю экспрессию и напряженность картины, изображающей кульминацию судьбоносного противостояния двух воинов.

Михаил Иванович Авилов - художник, который начал писать картины ещё во время Первой мировой войны. Знаменит он батальными картинами на историческую тематику. Когда слышишь фамилию Авилов, первая ассоциация, которая приходит в голову - это картина «Поединок Пересвета с Челубеем» или как многие её ещё называют «Поединок на Куликовом поле».

Полотно было написано в годы обороны Сталинграда. Скорее всего, автор хотел через эту картину обратить зрителя к истории. И напомнить, что на нашей земле всегда были герои. И какой бы трудный не был бой, он должен закончиться в пользу нашей страны.

На картине изображен бой двух всадников. Композиционно картина простая. В центре внимания Пересвет и Челубей. По бокам воинов стоит армия каждой из сторон в ожидании результата боя. Однако автор специально использовал более блеклые цвета для изображения армий, чтобы выделить главных героев картины.

Первое, что привлекает внимание на полотне, - это могущественные кони. Они вздыбились и, кажется, что не всадники, а они сами дерутся не на жизнь. Символичны цвета лошадей. У Пересвета грозный чёрный конь, а у Челубея – гордый коричневый.

Русский богатырь пронзает копьём щит татарского воина. Пересвет одет в кольчугу, на голове у него шлем. Он изображен практически анфас. Зритель может рассмотреть его сосредоточенное лицо, которое выражает внимание и смелость.

Челубей одет в яркие татарские одежды, голову его прикрывает шапка. Щит ярко красного цвета. Лицо повёрнуто в сторону, а копьё направленно на богатыря. Куда он целится трудно сказать, наконечник копья не виден за головой разъярённого коня. В этом заключается интрига картины. Зритель не знает, чем закончится бой, но может предположить.

Этот бой перед Куликовской битвой был решающим. Обе армии были сильны, и исход не мог предугадать никто. Оба воина погибли, однако Пересвет смог вернуться к своей армии в седле. Это обозначало, что он победил Челубея, выбив его из седла.