Кто сшил мороз солнце и ветер. Тема: «Мороз, Солнце и Ветер» русская народная сказка

ЦЕЛИ:

  1. Продолжать работу по знакомству детей с жанром фольклора, одновременно решая задачу формирования исторического сознания, а также, лежащего в основе загадки и сказки.
  2. Учить детей входить в Cказку, почувствовать себя ее героем.
  3. Развивать мышление, речь, воспитывать культуру общения.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Учитель: “Сегодня урок литературы необычный. Кроме учебников – наших помощников у вас на парте лежат творческие работы. Вы впервые сочиняли загадки. Что из этого получилось, мы сейчас узнаем. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями”.

2. Проверка домашнего задания.

Без спичек и огня ночью зажигается она.

Зимой он за нос нас кусает,
Летом в лесу отдыхает. (мороз)

Красивое коромысло
Через мост повисло. (радуга)

Белые лошадки по небу бегут
Прыгают и скачут, солнышко прячут. (облака)

Учитель: Каким художественным приемом пользуются при составлении современных загадок?

Ученик: Сравнением.

Учитель: А раньше люди каким приемом пользовались?

Ученик: Олицетворением.

3. Новая тема.

Учитель: А теперь послушайте загадки, которые я подобрала.

Старик у ворот
Тепло уволок
Сам не бежит
И стоять не велит. (мороз)

Бывает он в холод
Бывает он в зной
Бывает он добрый
Бывает он злой.
То по лесу кружит,
То в поле свистит,
Но мы не видали
Каков он на вид. (ветер)

Дети отгадывают загадки, поочередно открываются иллюстрации отгадок.

Учитель: “Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой, которая так и называется “Мороз, Солнце и Ветер” - русская народная сказка” - открывается запись на доске.

4. Словарная работа.

На доске:

  1. Поклон отвесил- (устарел) – поклонился.
  2. Уважить – (просторечие) – оказать уважение.
  3. Почитает – относится с глубоким уважением.
  4. Чуб – спускающаяся на лоб прядь волос.
  5. Скажи на милость – (устарел) – пожалуйста.
  6. Лютый – злой, свирепый.
  7. Заткнуть за пояс – превзойти кого-нибудь в чем-нибудь.
  8. В особицу – в отдельности.
  9. Голубчик – ласковое обращение.
  10. Невдомёк – не может догадаться сообразить.

(Читает сначала учитель, затем дети, некоторые слова пытаются объяснить сами, после прочтения открывается пояснение).

5. Чтение сказки учителем (для более тонкого восприятия).

6. Учитель: Понравилась сказка? Понравился вам выбор старика?

Ответы детей: Старик оказался мудрым, он выбрал самую могущественную силу.

7. Чтение по частям хорошо читающими детьми, остальные следят.

8. Работа по тексту.

Учитель: Какими изображаются в сказке Мороз? Солнце? Ветер?

Ученик. А. Они спорят, даже до драки дошло.

Ученик Б. Они выясняют, кто из них важнее и страшнее.

Учитель: Подтвердите свои ответы чтением из текста.

Дети зачитывают отрывки.

Учитель: Правильно. Каждая из природных стихий чувствует свою силу и власть над человеком, поэтому они изображаются спорщиками. Какие художественные приемы используются в сказке?

В классе тишина. После некоторого молчания дети начинают отвечать.

Ученик А. Олицетворение. Все силы природы представлены в виде живых существ.

Ученик В. Слова Солнце, Мороз и Ветер написаны с большой буквы, это их имена.

9. Мифы.

Рассказывает учитель.

В древние времена люди считали мороз, солнце и ветер живыми существами.

Мороз – повелитель зимних холодов. Его представляли в образе низенького старичка с длинной седой бородой, который бегает по полям, улицам и стучит. От этого стука сковываются льды, начинаются трескучие морозы. Очень он не любит тех, кто дрожит и ругает мороз. Люди всегда пытались его задобрить. Существовал даже специальный обряд. Накануне Рождества старший член семьи должен был выйти на улицу с ложкой киселя и предложить Морозу со словами: “Мороз, приходи кисель есть. Мороз! Мороз! Не бей наш овес” и далее перечислялись все растения, которые мороз должен был побить.

Боялись и Солнца. Думали, что оно могущественное существо. Чтобы оно беспощадно не палило, не сжигало урожай на полях, в дар Солнцу люди строили пирамиды. Чтобы задобрить Солнце люди часто собирались вместе и на коленях молили Солнце пощадить их.

И последняя сила – самая могущественная – Ветер.

Фантазия древнего человека представляла его дующим, выпускающим из своего рта вихри, метели, ураганы.

Воздух – дух божий нисходит на человека через дуновение, сообщая ему необычные свойства от сверхъестественной физической силы.

Учитель: Страшно было жить древнему человеку?

Ученики хором “Да”.

Учитель: А в нашей сказке мы можем сказать, что человек боится этих стихий?

Учащиеся: Нет, он не боится их.

Учитель: Найдите в тексте слова, доказывающиеся независимость человека. Подберите точную манеру исполнения.

Ученик: Ветру, кому же еще как не ему!

10. Работа по ленте времени.

Учитель: Как вы думаете, эта сказка древняя или современная?

Ученик А. Я думаю, что древняя, потому что в сказке встречаются слова, которые сейчас не произносим. И еще, старик на рисунке в лаптях, а сейчас такую обувь не носят.

Ученик Б. А я не совсем согласна, я думаю, сказка не очень древняя потому, что старик уже не боится природных сил.

Учитель: Вы оба рассуждаете правильно. С одной стороны старик относится с уважением к природным силам, отвесил поклон – все это признаки того, что сказка довольно старая. С другой стороны, в сказке уже не чувствуется полной зависимости человека от природы. Старик разговаривает со стихиями достаточно спокойно и свободно. То есть, сказка родилась не в самые древние времена полной зависимости человека от природы, намного позже, хотя и современной ее назвать нельзя.

11. Физкультурная минутка “Очищающее дыхание”.

Цель: важная техника на “Осознанное дыхание”.

Если дети смогут научиться сосредотачиваться таким способом, то им будет легче настроиться на учителя, на других детей и на то многое, что от них требуется в школе.

Учитель: Встаньте выпрямившись, держите спину прямо. Подложите руки на стол вверх ладошками. Мысленным взором посмотрите в центр груди. Будем выдыхать серый воздух: беспокойство, страх, напряжение, а вдыхать голубой: спокойствие, уверенность, легкость.

Время: 2-3 минуты.

12. Работа по группам. Чтение по ролям.

Дети делятся на три группы. Каждая группа получает отрывок из сказки.

Дается 5-7 минут на подготовку. Проверка.

13. Работа с иллюстрациями – выборочное чтение.

Учитель: К какому отрывку из текста сделаны иллюстрации? Докажите, читая текст.

14. Итог.

Учитель: В чем сходство загадок и сказок, которые были написаны в старину?

Ученик: В загадках и сказках используется прием олицетворения.

Учитель: Кем вы были сегодня на уроке?

Слушателями

Читателями

Актерами

Детям раздаются карточки с изображением аплодисментов.

15. Домашнее чтение.

а) Как изменился бы ход событий в сказке, если бы она была написана в древности?

б) сочините свою сказку (устно).

16. Оценивание.

Учитель: Спасибо за урок.

Русская народная сказка "Мороз, Солнце и Ветер"

Жанр: народная волшебная сказка

Главные герои сказки "Мороз, Солнце и Ветер" и их характеристика

  1. Солнце. Жаркое, светлое, важное
  2. Мороз. Лютый, холодный, хвастливый.
  3. Ветер. Сильный, спокойный, уверенный.
  4. Старик. Умный.
План пересказа сказки "Мороз, Солнце и Ветер"
  1. Встреча в поле
  2. Поклон
  3. Погоня
  4. Неловкий ответ
  5. Угрозы солнца
  6. Угрозы мороза
  7. Заступничество ветра
Кратчайшее содержание сказки "Мороз, Солнце и Ветер" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Встретились в поле четверо путников - старик, солнце, мороз и ветер.
  2. Старик поклонился и дальше пошел.
  3. А солнце, мороз и ветер стали спорить, кому поклон предназначался.
  4. Решили догнать старика и спросить
  5. Старик сказал, что поклонился ветру.
  6. Хотели солнце и мороз старика зажарить и заморозить, но ветер не дал.
Главная мысль сказки "Мороз, Солнце и Ветер"
Без ветра мороз - мороз, а с ветром жара - не жара.

Чему учит сказка "Мороз, Солнце и Ветер"
Сказка учит не быть хвастливым и заносчивым. Не стремиться к популярности среди простого народа. Учит иметь свою голову на плечах. Учит отстаивать свое мнение. Учит справедливости.

Отзыв на сказку "Мороз, Солнце и Ветер"
Мне не очень понравилась эта история, прежде всего потому, что старик поклонился только ветру. Это очень невежливо, здороваться с одним из целой группы. Старик повел себя как провокатор и потому не заслуживает уважения. А солнце и мороз зря обижались на старика. Мало ли кто что говорит, обижаться на каждого жизни не хватит.

Пословицы к сказке "Мороз, Солнце и Ветер"
На обиженных воду возят.
О вкусах не спорят.
Кто спорит, тот ничего не стоит.
Куда ветер дует, туда и тучки бегут.
Больше дела, меньше слов.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Мороз, Солнце и Ветер"
Шел по дороге старик. а навстречу ему трое прохожих. Снял старик шапку, низко поклонился и пошел дальше.
А прохожими были Солнце, Мороз и Ветер. Вот остановились они и стали спорить, кому именно старик поклонился.
Солнце кричит, что это ему поклон был, ведь оно самое теплое. Мороз отвечает, что ему старик поклонился, ведь он самый лютый. А Ветер говорит, что это его старик больше всего почитает.
Тут Солнце и Мороз посмеялись, а сами друг на друга чуть не в драку кидаются. Предложил Ветер догнать старика и просто у него спросить. Так и сделали. Выслушал их старик и отвечает, что поклонился он ветру.
Довольный Ветер над Солнцем и Морозом посмеивается, а те в - ярости. Солнце кричит, что спалит старика жаром, а Ветер отвечает, что он на старика подует и вмиг прохладно сделается.
Мороз кричит, что заморозит старика, в Ветер отвечает, что без ветра и мороз - не мороз.
Вот потому люди больше ветер и почитают.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Мороз, Солнце и Ветер"

  • Русские народные сказкиРусские народные сказки Мир сказок удивителен. Разве можно представить себе нашу жизнь без сказки? Сказка - это не просто развлечение. Она рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, учит быть добрыми и справедливыми, защищать слабых, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Сказка учит быть преданным, честным, высмеивает наши пороки: хвастовство, жадность, лицемерие, лень. На протяжении столетий сказки передавались устным путем. Один человек придумал сказку, рассказал другому, тот человек что-то добавил от себя, пересказал третьему и так далее. С каждым разом сказка становилась все лучше и интереснее. Получается, что сказку придумал не один человек, а много разных людей, народ, поэтому её и стали называть - “народная”. Возникли сказки в глубокой древности. Они представляли собой рассказы охотников, звероловов и рыбаков. В сказках - звери, деревья и травы разговаривают как люди. А в волшебной сказке возможно всё. Хочешь стать молодым - поешь молодильных яблок. Надо оживить царевну - спрысни её сначала мёртвой, а потом живой водой… Сказка учит нас отличать хорошее от плохого, добро от зла, смекалку от глупости. Сказка учит не отчаиваться в трудные минуты и всегда преодолевать трудности. Сказка учит, как важно каждому человеку иметь друзей. И тому, что если ты не бросишь друга в беде, то и он поможет тебе…
  • Сказки Аксакова Сергея ТимофеевичаСказки Аксакова С.Т. Сергей Аксаков написал совсем мало сказок, но именно этот автор написал замечательную сказку «Аленький цветочек» и мы сразу понимаем, какой талант был у этого человека. Сам Аксаков рассказывал, как в детстве он заболел и к нему пригласили ключницу Пелагею, которая сочиняла разные истории и сказки. Мальчик был настолько понравилась история про Аленький цветочек, что когда он вырос, записал по памяти историю ключницы и как только она была издана, сказка стала любимой у многих мальчиков и девочек. Впервые эта сказка была напечатана в 1858 году, а потом по мотивам этой сказки снято множество мультфильмов.
  • Сказки братьев ГриммСказки братьев Гримм Якоб и Вильгельм Гримм - величайшие немецкие сказочники. Первый сборник сказок братья выпустили в 1812 году на немецком языке. В этот сборник вошло 49 сказок. Регулярно записывать сказки братья Гримм начали с 1807 года. Сказки сразу же приобрели огромную популярность у населения. Замечательные сказки братьев Гримм, очевидно, читал каждый из нас. Их интересные и познавательные истории будят воображение, а простой язык повествования понятен даже малышам. Сказки предназначены для читателей разных возрастов. В сборнике братьев Гримм есть истории понятные для малышей, а есть и для более старшего возраста. Собиранием и изучением народных сказок братья Гримм увлекались ещё в студенческие годы. Славу великих сказочников принесли им три сборника «Детских И семейных сказок» (1812, 1815, 1822). Среди них «Бременские музыканты», «Горшок каши», «Белоснежка и семь гномов», «Гензель и Гретель», «Боб, Соломинка и уголек», «Госпожа Метелица», - всего около 200 сказок.
  • Сказки Валентина КатаеваСказки Валентина Катаева Писатель Валентин Катаев прожил большую и красивую жизнь. Он оставил книги, читая которые мы можем научиться жить со вкусом, не пропуская того интересного, что нас окружает каждый день и каждый час. Был в жизни Катаева период, примерно 10 лет, когда он написал прекрасные сказки для детей. Главными героями сказок является семья. В них показаны любовь, дружба, вера в волшебство, чудеса, взаимоотношения между родителями и детьми, взаимоотношения между детьми и людьми, встречающимися на их пути, которые помогают им взрослеть и узнавать что - то новое. Ведь сам Валентин Петрович очень рано остался без матери. Валентин Катаев автор сказок: «Дудочка и кувшинчик» (1940), «Цветик - семицветик» (1940), «Жемчужина» (1945), «Пень» (1945), «Голубок» (1949).
  • Сказки Вильгельма ГауфаСказки Вильгельма Гауфа Гауф Вильгельм (29.11.1802 – 18.11.1827) – немецкий писатель, наиболее известен как автор сказок для детей. Считается представителем художественного литературного стиля бидермейер. Вильгельм Гауф не столь известный и популярный мировой сказочник, но сказки Гауфа обязательно нужно читать детям. В свои произведения автор, с тонкостью и ненавязчивостью настоящего психолога, вкладывал глубокий смысл, который наталкивает на размышления. Гауф написал для детей барона Хегеля свои Märchen - волшебные сказки, впервые их опубликовали в «Альманахе сказок января 1826 года для сыновей и дочерей знатных сословий». Там имелись такие произведения Гауфа как «Калиф-Аист», «Маленький Мук», некоторые другие, которые сразу же приобрели популярность в немецко-говорящих странах. Ориентируясь поначалу на восточный фольклор, позже он начинает использовать в сказках европейские предания.
  • Сказки Владимира ОдоевскогоСказки Владимира Одоевского В историю русской культуры Владимир Одоевский вошёл как литературный и музыкальный критик, прозаик, музейный и библиотечный работник. Много сделал он для русской детской литературы. При жизни он издал несколько книг для детского чтения: «Городок в табакерке» (1834-1847), «Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея» (1838-1840), «Сборник детских песен дедушки Иринея» (1847), «Детская книжка для воскресных дней» (1849). Создавая сказки для детей, В. Ф. Одоевский часто обращался к фольклорным сюжетам. И не только к русским. Наиболее популярны две сказки В. Ф. Одоевского - «Мороз Иванович» и «Городок в табакерке».
  • Сказки Всеволода ГаршинаСказки Всеволода Гаршина Гаршин В.М. - русский писатель, поэт, критик. Известность приобрел после публикации своего первого произведения «4 дня». Количество сказок написанных Гаршиным совсем не велико - всего пять. И практически все они входят в школьную программу. Сказки «Лягушка-путешественница», «Сказка о жабе и розе», «То, чего не было» знает каждый ребенок. Все сказки Гаршина проникнуты глубоким смыслом, обозначением фактов без излишних метафор и всепоглощающая грусть, проходящая через каждую его сказку, каждый рассказ.
  • Сказки Ганса Христиана АндерсенаСказки Ганса Христиана Андерсена Ганс Христиан Андерсен (1805-1875) - датский писатель, сказочник, поэт, драматург, эссеист, автор всемирно известных сказок для детей и взрослых. Читать сказки Андерсена увлекательно в любом возрасте, и детям и взрослым они дают свободу для полета мечты и фантазии. В каждой сказке Ганса Христиана есть глубокие мысли о смысле жизни, человеческой морали, грехе и добродетелях, нередко не заметные на первый взгляд. Самые популярные сказки Андерсена: Русалочка, Дюймовочка, Соловей, Свинопас, Ромашка, Огниво, Дикие лебеди, Оловянный солдатик, Принцесса на горошине, Гадкий утенок.
  • Сказки Михаила ПляцковскогоСказки Михаила Пляцковского Михаил Спартакович Пляцковский - советский поэт-песенник, драматург. Ещё в студенческие годы начал сочинять песни - и стихи, и мелодии. Первая профессиональная песня «Марш космонавтов» была написана в 1961 г. с С.Заславским. Вряд ли найдётся такой человек, который ни разу не слышал таких строк: «напевать лучше хором», «дружба начинается с улыбки». Крошка енот из советского мультфильма и кот Леопольд поют песни на стихи популярного поэта-песенника Михаила Спартаковича Пляцковского. Сказки Пляцковского учат детей правилам и нормам поведения, моделируют знакомые ситуации и знакомят с миром. Некоторые истории не просто учат доброте, но и высмеивают плохие черты характера, свойственные детям.
  • Сказки Самуила МаршакаСказки Самуила Маршака Самуил Яковлевич Маршак (1887 - 1964) - русский советский поэт, переводчик, драматург, литературный критик. Известен как автор сказок для детей, сатирических произведений, а также «взрослой», серьезной лирики. Среди драматургических сочинений Маршака особой популярностью пользуются пьесы-сказки «Двенадцать месяцев», «Умные вещи», «Кошкин дом» Стихи и сказки Маршака читать начинают с самых первых дней в садиках, затем их ставят на утренниках, в младших классах учат наизусть.
  • Сказки Геннадия Михайловича ЦыфероваСказки Геннадия Михайловича Цыферова Геннадий Михайлович Цыферов - советский писатель-сказочник,сценарист, драматург. Самый большой успех Геннадию Михайловичу принесла мультипликация. За время сотрудничества со студией «Союзмультфильм» в соавторстве с Генрихом Сапгиром было выпущено более двадцати пяти мультфильмов, среди которых «Паровозик из Ромашкова», «Мой зеленый крокодил», «Как лягушонок искал папу», «Лошарик», «Как стать большим». Милые и добрые истории Цыферова знакомы каждому из нас. Герои, которые живут в книгах этого замечательного детского писателя, всегда придут на помощь друг другу. Известные его сказки: «Жил на свете слонёнок», «Про цыпленка, солнце и медвежонка», «Про чудака лягушонка», «Про пароходик», «История про поросенка» и др. Сборники сказок: «Как лягушонок искал папу», «Разноцветный жираф», «Паровозик из Ромашково», «Как стать большим и другие истории», «Дневник медвежонка».
  • Сказки Сергея МихалковаСказки Сергея Михалкова Михалков Сергей Владимирович (1913 - 2009) - литератор, писатель, поэт, баснописец, драматург, военный корреспондент во время Великой Отечественной войны, автор текста двух гимнов Советского Союза и гимна Российской Федерации. Стихи Михалкова читать начинают в садике, выбирая «Дядю Стёпу» или не менее известный стишок “А что у вас?”. Автор возвращает нас в советское прошлое, но с годами его произведения не устаревают, а только приобретают шарм. Детские стихи Михалкова уже давно стали классикой.
  • Сказки Сутеева Владимира ГригорьевичаСказки Сутеева Владимира Григорьевича Сутеев - русский советский детский писатель, художник-иллюстратор и режиссёр-аниматор. Один из зачинателей советской мультипликации. Родился в семье врача. Отец был одаренным человеком, его увлечение искусством передалось и сыну. С юношеских лет Владимир Сутеев как художник-иллюстратор периодически публиковался в журналах «Пионер», «Мурзилка», «Дружные ребята», «Искорка», в газете «Пионерская правда». Учился в МВТУ им. Баумана. С 1923 – художник-иллюстратор книг для детей. Сутеев иллюстрировал книги К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто, Д. Родари, а также собственные произведения. Сказки, которые В. Г. Сутеев сочинил сам, написаны лаконично. Да ему и не нужно многословие: все, что не сказано, будет нарисовано. Художник работает как мультипликатор, фиксирующий каждое движение персонажа, чтобы получилось цельное, логически ясное действие и яркий, запоминающийся образ.
  • Сказки Толстого Алексея НиколаевичаСказки Толстого Алексея Николаевича Толстой А.Н. - русский писатель, чрезвычайно разносторонний и плодовитый литератор, писавший во всех родах и жанрах (два сборника стихов, более сорока пьес, сценарии, обработка сказок, публицистические и иные статьи и т. д.), прежде всего прозаик, мастер увлекательного повествования. Жанры в творчестве: проза, рассказ, повесть, пьеса, либретто, сатира, очерк, публицистика, исторический роман, научная фантастика, сказка, стихотворение. Популярная сказка Толстого А. Н.: «Золотой ключик, или Приключения Буратино», которая является удачной переделкой сказки итальянского писателя XIX века. Коллоди «Пиноккио», вошла в золотой фонд мировой детской литературы.
  • Сказки Толстого Льва НиколаевичаСказки Толстого Льва Николаевича Толстой Лев Николаевич (1828 - 1910) - один из самых величайших русских писателей и мыслителей. Благодаря ему появились не только произведения, входящие в сокровищницу мировой литературы, но и целое религиозно-нравственное течение - толстовство. Лев Николаевич Толстой написал немало поучительных, живых и интересных сказок, басен, стихов и рассказов. Его перу принадлежит и множество небольших, но прекрасных сказок для детей: Три медведя, Как дядя Семён рассказывал про то, что с ним в лесу было, Лев и собачка, Сказка об Иване-дураке и его двух братьях, Два брата, Работник Емельян и пустой барабан и многие другие. Толстой очень серьезно относился к написанию маленьких сказок для детей, много трудился над ними. Сказки и рассказы Льва Николаевича и по сей день находятся в книгах для чтения в начальной школе.
  • Сказки Шарля ПерроСказки Шарля Перро Шарль Перро (1628-1703) – французский писатель-сказочник, критик и поэт, был членом Французской академии. Нельзя, наверное, отыскать человека, который бы не знал сказу про Красную шапочку и серого волка, про мальчика с пальчика или других не менее запоминающихся персонажей, колоритных и таких близких не только ребенку, но и взрослому. Но все они своим появлением обязаны замечательному писателю Шарлю Перро. Каждая его сказочная история – это народная былина, ее писатель обработал и развил сюжет, получив такие восхитительные произведения, читаемые и сегодня с большим восхищением.
  • Украинские народные сказкиУкраинские народные сказки Украинские народные сказки во многом перекликаются по своему стилю и содержанию с Русскими народными сказками. В украинской сказке уделяется много внимания бытовым реалиям. Украинский фольклор очень ярко описывает народная сказка. Все традиции, праздники и обычаи можно увидеть в сюжетах народных повествований. Чем жили украинцы, что у них было и чего не было, о чём они мечтали и как шли к своим целям так же чётко заложено в смысл сказочных историй. Самые популярные украинские народные сказки: Рукавичка, Коза-дереза, Покатигорошек, Серко, сказка про Ивасика, Колосок и другие.
    • Загадки для детей с ответамиЗагадки для детей с ответами. Большая подборка загадок с ответами для проведения весёлых и интеллектуальных занятий с детьми. Загадка - всего лишь четверостишие или одно предложение в котором заключен вопрос. В загадках смешаны мудрость и желание знать больше, распознавать, стремиться к чему-то новому. Поэтому с ними мы часто сталкиваемся в сказках и легендах. Загадки можно разгадывать по дороге в школу, детский садик, использовать в разных конкурсах и викторинах. Загадки помогают развитию вашего ребёнка.
      • Загадки про животных с ответамиЗагадки про животных очень любят дети разных возрастов. Животный мир разнообразен, поэтому существует много загадок про домашних и диких животных. Загадки про животных - это отличный способ познакомить детей с разными зверушками, птичками и насекомыми. Благодаря этим загадкам дети запомнят, например, что у слона есть хобот, у зайчика большие ушки, а у ёжика колючие иголки. В этом разделе представлены самые популярные детские загадки про животных с ответами.
      • Загадки о природе с ответамиЗагадки для детей о природе с ответами В этом разделе Вы найдете загадки про времена года, про цветы, про деревья и даже про солнышко. При поступлении в школу, ребенок должен знать времена года и названия месяцев. И с этим помогут загадки про времена года. Загадки про цветы очень красивые, веселые и позволят детям выучить названия цветов и комнатных и садовых. Загадки про деревья очень занимательны, дети узнают какие деревья весной цветут, какие деревья приносят сладкие плоды и как они выглядят. Также дети узнают многое о солнышке и планетах.
      • Загадки про еду с ответамиВкусные загадки для детей с ответами. Для того, чтобы детки кушали ту или иную еду, многие родители придумывают всевозможные игры. Мы Вам предлагаем забавные загадки о еде, которые помогут Вашему ребенку отнестись к питанию с положительной стороны. У нас Вы найдете загадки про овощи и фрукты, про грибы и ягоды, про сладости.
      • Загадки про окружающий мир с ответамиЗагадки про окружающий мир с ответами В этой категории загадок, есть практически всё, что касается человека и окружающего мира. Загадки про профессии очень полезны для детей, ведь в юном возрасте проявляются первые способности и таланты ребенка. И он в первые задумается, кем хочет стать. Также в эту категорию входят весёлые загадки про одежду, про транспорт и машины, про самые разнообразные предметы, которые нас окружают.
      • Загадки для малышей с ответамиЗагадки для самых маленьких с ответами. В этой рубрике Ваши малыши познакомятся с каждой буквой. С помощью таких загадок дети быстро запомнят азбуку, научатся правильно складывать слоги и читать слова. Также в этой рубрике есть загадки про семью, про ноты и музыку, про цифры и школу. Веселые загадки отвлекут малыша от плохого настроения. Загадки для самых маленьких отличаются простотой, юмором. Дети с удовольствием их разгадывают, запоминают и развиваются в процессе игры.
      • Интересные загадки с ответамиИнтересные загадки для детей с ответами. В этой рубрике вы узнаете своих любимых сказочных героев. Загадки про сказки с ответами помогают волшебным образом превращать веселые моменты в настоящее шоу сказочных знатоков. А смешные загадки отлично подойдут на 1 апреля, Масленицу и другие праздники. Загадки обманки оценят не только дети, но и родители. Концовка загадки может быть неожиданной и нелепой. Загадки обманки повышают настроение и расширяют кругозор детей. Также в этой рубрике есть загадки для детских праздников. Ваши гости точно не будут скучать!
  • Цель урока: продолжить знакомить детей со спецификой русских народных сказок.

    Задачи урока:

    • Познакомить учащихся с русской народной сказкой «Мороз, Солнце и Ветер».
    • Обобщить литературные понятия: завязка, кульминация, развязка.
    • Совершенствовать навыки беглого и выразительного чтения, развивать речь детей и пополнять их словарный запас.
    • Воспитывать уважение и любовь к природе.

    Оборудование: Чуракова Н. А. Литературное чтение: учеб. для 2 кл. – Самара: Корпорация «Фёдоров»; Изд-во «Учебная литература», 2006; словарь С. И. Ожегова; загадки; индивидуальные карточки; пословицы.

    ХОД УРОКА

    1. Организационный момент

    Создание эмоционального настроения.

    Учитель:

    В сказке, рассказе, даже во фразе –
    Кроется самая главная мысль.
    Она не всегда открывается сразу
    Строчка за строчкой, фраза за фразой.
    Совет мой такой: забыть про покой,
    А думать, читать, отгадывать.

    2. Актуализация знаний учащихся

    Учитель: Прочитайте внимательно текст с доски. Как вы думаете, о чем идёт речь.

    Дети: Замысловатое описание предмета или явления, составленное с целью испытать сообразительность человека.

    – Это высказывание о загадках.

    Учитель: Что знаете о загадках?

    3. Проверка домашнего задания

    Учитель: Дома вы самостоятельно сочиняли загадки о природных явлениях и природе. Поделитесь своими находками.

    Дети выходят, показывают свои работы и зачитывают загадки.

    Учитель: Загадки у вас получились замечательные, но и я для вас приготовила загадки.

    4. Создание проблемной ситуации

    Летит, рычит,
    Ветки ломает,
    Пыль поднимает,
    Слышишь его,
    А не видишь его. (Ветер)

    Без рук рисует,
    Без зубов кусает. (Мороз)

    Встало рано
    Бело да румяно,
    Умылось росою,
    Увилось золотой косою. (Солнце)

    Учитель прикрепляет на доску карточки со словами :

    Учитель: Может быть, кто-нибудь догадался, о чём будем читать на уроке?

    5. Постановка целей и задач урока

    Учитель: Да, мы, действительно, попробуем проникнуть в тайны этого произведения, а может, и совершим открытия. Вооружитесь знаниями, полученными во время путешествий по стране Литературии.

    О чём-то скрипит половица
    И спице опять не спится,
    Присев на кровати, подушки
    Уже навострили ушки…
    И сразу меняются лица,
    Меняются звуки и краски.
    Тихонько скрипит половица,
    По комнате ходит сказка.

    6. Первичное восприятие текста

    Учитель: Ну, что захотелось вам прочитать? Предлагаю вам познакомиться с этим произведением.

    Проверка эмоционального восприятия.

    Дети: Эта сказка о добре и зле.
    – О споре Мороза, Солнца и Ветра.
    – О мудрости людей. Мне сказка понравилась, я первый раз читаю сказку о явлениях природы.
    Необычные персонажи сказки: Мороз, Солнце и Ветер.

    Учитель: К какому жанру отнесём это произведение?

    Дети: Это произведение отнесём к жанру сказки.

    Учитель: В этой сказке мало волшебства, может, это не сказка? Как вы можете доказать?

    Дети: В этой сказке есть особенности сказочного жанра.
    – Волшебное число 3.
    – Есть злые и добрые герои.
    – Человек разговаривает с природными силами.

    Учитель: А как называется такой приём, где природные силы ведут себя как люди?

    Дети: Олицетворение.

    7. Работа над произведением

    Учитель: Давайте, исследуем сказку. Отметьте те слова, значение которых вам не понятно.

    Дети: Нам не понятны слова: почитает, чубы, простак, невдомёк, уважить.

    Учитель: Я, предвидела, что именно эти слова вам будут не понятны, и приготовила карточки. Попробуйте самостоятельно соединить слово с его значением.

    Учитель: Послушаем, что сказано в словаре об этих словах.

    (Читает ученик)

    Учитель: Из каких частей состоит сюжет?

    Дети: Завязка, кульминация, развязка.

    Учитель: Прочитайте предложения, соответствующие завязке.

    Учитель: Из-за чего заспорили Ветер, Солнце и Мороз?

    Дети: Каждый из них хотел доказать, что он лучший и сильней.

    Учитель: Определите предложения, соответствующие кульминации сказки. Если трудно, поработайте в парах.

    (Дети зачитывают предложения)

    Учитель: Во что перерос спор?

    Дети: Спор героев перерос в драку.

    Учитель: Как вы относитесь к поступкам героев?

    Учитель: Определите и докажите словами текста кульминацию сказки.

    (Дети зачитывают предложение)

    Учитель: Какая основная мысль сказки?

    Дети: Основная мысль сказки в том, что человек должен поступать мудро.

    Учитель: А вот как гласит народная мудрость об отношениях людей. Прочитайте.

    • Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.
    • Счастье тот добывает, кто уменьем ума набирает.
    • Худо тому, кто добра не творит никому.
    • Друзья познаются в беде.
    • Жизнь дана на добрые дела.

    Учитель: Назовите действующие лица этой сказки.

    Дети: Действующие лица в этой сказке: Мороз, Солнце, Ветер и Старик.

    Учитель: Ребята, вам предстоит ещё раз прочитать сказку и подсчитать сколько раз встречается в тексте слова – ветер, солнце, старик, мороз. (Задание даётся по вариантам). Ответ сообщите на ушко учителю.

    Учитель: Сравните этих героев и попробуйте дать им характеристику.

    Дети: Солнце – беспощадное, жгучее; ветер – самодовольный, хвастливый; мороз – лютый и коварный.

    Учитель: Как старик относится к силам природы?

    Дети: Человек находится в зависимости от стихий.
    – В данной сказке старик относится с уважением к силам природы.

    Учитель: Почему появилась данная сказка?

    Дети: Народ издавна наблюдал за природными явлениями и народными приметами.

    8. Итог урока

    Учитель: Какое открытие вы сделали для себя?

    Дети: Под силами природы подразумевается отношение между людьми.

    9. Домашнее задание

    Учитель: Предложите свои варианты домашнего задания.

    Учитель: Вот и всё.

    Последнюю закрываем мы страницу!
    Очень быстро время мчится!
    Но чудесные мгновенья
    Могут снова повториться.
    В этом нам поможет книга!