Марсель дюшан картины с названиями. Человеческая ограниченность рассудка

Эрмитаж, видимо, решил отказаться от своего имиджа хранилища классического искусства. Конечно, на третьем этаже в коллекции были произведения художников XX века, однако посетители воспринимали музей скорее как храм Рембрандта и Рубенса, чем галерею актуального искусства. Все изменилось, когда у Эрмитажа появился филиал – Главный Штаб, в котором кураторы наконец могли делать выставки современного искусства, не боясь нападков со стороны петербургской публики. Самой значимой в этом году стала биеннале «Манифеста», открывшаяся под руководством Каспера Кенига. Месяц спустя ее закрытия нагрянула новая выставка «из современных»: «Дада и сюрреализм». Хотя этому искусству уже 60 лет, многие современники до сих пор воспринимают его как нечто свежее.

Выставка представляет два направления искусства первой половины XX века. Если со вторым, сюрреализмом, более-менее все понятно, то с дадаизмом все сложнее. Самым обсуждаемым художником экспозиции, скорее всего, станет Марсель Дюшан, друг и современник Дали.

Он писал картины только в начале своего творчества, а потом начал выставлять лопату, писсуар и сушилку для бутылок. Неискушенного зрителя это может шокировать. Поэтому перед тем, как пойти в Эрмитаж на выставку, мы предлагаем прочесть ответы на популярные вопросы о творчестве одного из самых значимых художников XX века.

Марсель Дюшан рядом со своим реди-мейдом «Фонтан»

Что такое дадаизм?

Первая мировая война оказалась для Европы разрушительной. Никогда в мировой истории не было такого долгого и кровопролитного противостояния. События воспринимались как бессмысленная и жестокая бойня, которая заставила пересмотреть европейцев свои взгляды на жизнь.Искусство как социальное зеркало отобразило смену людских мыслей и стремлений. Появилось новое течение – дадаизм, в котором художники передали упаднические настроения своей эпохи.

Слово «дада» никак не переводится, это просто набор звуков. Бессмысленность и иррациональность стали главными принципами творчества дадаистов. Художники хотели уничтожить все существующие каноны в искусстве. Это начали еще импрессионисты в конце XIX века, но так радикально никто не действовал. К дадаистам можно отнести американского фотографа Ман Рея, румынского поэта Тристана Тцара, французского графика и писателя Франсиса Пикабиа. Но дальше всех в своих художественных поисках зашел француз Марсель Дюшан. Его работы до сих пор вызывают ожесточенные споры.

«Велосипедное колесо»

Как писсуар может стать искусством?

Писсуар Дюшана – это примерно то же, что и . Оба художника жили в одну эпоху и заявили о смерти традиционного искусства примерно в одно время. Но при этом каждый из них по-своему решил эту проблему. Однако Дюшан шокировал зрителей даже сильнее, чем «Черный квадрат» Малевича.

По идее Дюшана, конец искусства означает не конец его вообще, а лишь его привычной для зрителя формы. Художнику больше не нужно учиться в академиях и несколько лет копировать известных мастеров, теперь важно создавать концепт для своей работы. То есть нужно не научиться рисовать«как в жизни», а суметь объяснить, почему, например, велосипедное колесо должно находиться на выставке. Причем предметом искусства это колесо станет только после того, как его выставят в музее и зрители признают его ценность. Такими первыми концептуальными работами Дюшана стали «Велосипедное колесо» (1913) и «Сушилка для бутылок» (1914). В 1917 году Дюшан представил одно из самых смелых своих произведений – «Фонтан». Это был перевернутый писсуар с подписью.

«Фонтан»

Дюшан изобрел для таких работ новый термин – реди-мейд (ready-made). По его задумке, реди-мейдом может стать абсолютно любой предмет, попавшийся на глаза художнику. Причем здесь есть два важных условия: этот предмет не должен быть очень красивым и необычным и не должен вызывать какие-то предсказуемые ассоциации у зрителя.

«Сушилка для бутылок»

Чем «Сушилка для бутылок» отличается от остальных реди-мейдов?

Из трех самых известных реди-мейдов Дюшана («Велосипедное колесо», «Сушилка для бутылок» и «Фонтан»)только «Сушилку для бутылок» можно назвать чистым реди-мейдом, потому что художник не изменил ее форму. «Фонтан» не совсем реди-мейд по нескольким причинам. Во-первых, сам предмет, писсуар, предмет явно не нейтральный. Во-вторых, Дюшан не оставил его нетронутым, он его перевернул.

«Сушилка для бутылок» была куплена в обычном парижском магазине, выставлена в неизмененном виде, и название указывает лишь на сам предмет, а не на символический подтекст, как у «Фонтана». Зритель оставлен наедине со своими ассоциациями. То, что родится в его голове, и будет смыслом произведения. То есть художник больше не навязывает свою волю в трактовке произведения, как это происходило раньше.

Как Дюшан дошел до этого?

Марсель Дюшан сначала писал традиционные для своего времени картины. Он попробовал и фовизм, и символизм, и кубизм. Последняя его работа, написанная маслом, – «Обнаженная, спускающаяся по лестнице». Затем он оставляет свои живописные поиски, и начинает разрабатывать новую художественную концепцию. В итоге он приходит к идее реди-мейдов. Предшественников у Дюшана не было, он был первый.


Марсель Дюшан «Обнаженная, спускающаяся по лестнице»

Что теперь делать художникам?

Надо придумывать новые способы для творчества. Например, сам Дюшан создал свою «Мону Лизу». Он купил обычную открытку с изображением известной картины Леонардо да Винчи. Сама по себе эта открытка не искусство, но когда Дюшан пририсовал Моне Лизе усы и бородку, как это делают дети, этот кусок картона преобразился: он стал авторским произведением.

«Мона Лиза» Марселя Дюшана

Этот принцип преобразования обычной вещи в предмет искусства до сих пор используют многие художники. Например, братья Чепмены, тоже, кстати, недавно выставлявшиеся в Эрмитаже, проделали этот трюк с бумажными банкнотами: они их разрисовали. Так деньги потеряли свой статус банковского билета, но превратились в предмет искусства.

Как к этому вообще относиться?

Согласно написанному выше, получается, что Дюшан предлагает любую вещь считать искусством, что разница между объектом искусства и объектом обыденным только в том, что у последнего есть концепт. Однако для Филиппа Серса, написавшего монографию «Тоталитаризм и авангард», реди-мейд является вызовом обществу.

В доказательство он приводит интересную историю. В 1912 году в Париже Дюшана заставили убрать с коллективной выставки картину «Обнаженная, спускающаяся по лестнице», потому что она шокировала организаторов. Однако через год в Нью-Йорке он снова ее выставил, и к ней выстроилась огромная очередь. Картина стала сенсацией в Новом Свете. Наученный этим опытом в 1917 году художник присылает на выставку свой «Фонтан» анонимно. Важно сказать, что Дюшан сам был одним из учредителей этого мероприятия. Скульптура была отвергнута. Однако когда он снова отправляет свой реди-мейд, но уже указав, что его сделал именно он, писсуар сразу принимают в состав экспозиции.

Марсель Дюшан

Получается, по мнению Филиппа Серса, «Фонтан» нельзя считать произведением искусства в общепринятом понимании. Сам Дюшан писал немецкому художнику Гансу Рихтеру: «Я запустил им в физиономию сушилку и писсуар – как провокацию, – а они восторгаются их эстетической красотой».

Фактом того, что писсуар может находиться на выставке, Дюшан хотел показать, что зрители оценивают произведение искусства, находясь под гнетом социальных представлений и навязанных стандартов. То есть, если все признали Клода Моне мастером, то мало найдется осмелившихся сказать, что это не так. И если в какой-то период, предположим, в Древнем Египте, было принято изображать фараона с идеальным телом, правильными чертами лица и в нужной позе, то другие изображения будут непонятны и, скорее всего, будут подлежать уничтожению. Однако это не означает, что через тысячу лет именно то ненавистное изображение признают единственно прекрасным. Дюшан хотел «Фонтаном» бросить вызов этой зрительской оценке.

Но демонстрация сработала даже чересчур действенно: писсуар стал «официальным» произведением искусства, к немалой досаде дадаистов и, в первую очередь, самого Дюшана. В 2004 году «Фонтан» признали самым значительным произведением искусства XX века. Так что относиться к творчеству этого художника можно как угодно, это вряд ли что-то изменит.

от /англ./ ready - готовый и /англ./ made - сделанный. "Готовый к употреблению". (с 1913 года)

Термин ready-made в контексте изобразительного искусства впервые использовал французский художник Марсель Дюшан в 1913 году, для обозначения своих произведений представляющих собой предметы утилитарного обихода, изъятые из среды их обычного функционирования и без каких-либо изменений выставленные на художественной выставке в качестве произведений искусства, т.е. перемещение предмета из не художественного пространства в художественное. На авиационной выставке 1912 года, Марсель Дюшан, сраженный красотой ее экспоната - пропеллера, - сказал своему другу Константину Бранкузи: "Живописи пришел конец. Что может быть совершеннее этого пропеллера?"

Первым реди-мейдом "Велосипедное колесо" 1913 года, Дюшан обозначил коллизию: предмет потребления или объект эстетического наслаждения. Это вызвало лавину вопросов о статусе произведения искусства. Ответы на поставленные вопросы - в форме самих произведений или теорий, давались на протяжении всего XX века. Велосипедное колесо, прикреплено к табурету. Присутствие творца и совершенство его умений рук при этом сведены на нет. Дюшан нашел термин для обозначения подобного действия: ready-made, иначе говоря, конфекция, то, что уже готово к употреблению. За велосипедным колесом последовали: сушилка, вешалка и писуар. Посредством этих предметов Дюшан объяснил, что он не искал "никакого эстетического удовлетворения", был "визуально не заинтересован" и "фактически совершенно безучастным".

Разрушая рукотворность объекта и связь между творцом и созданным произведением, художник также перевел восприятие из зрительной сферы - в концептуальную. Показывая предмет серийного производства, Дюшан давал понять, что его присутствие и содержание определяется исключительно "выбором" и намерениями художника. Таким образом, становилась очевидной мысль, что статус произведения искусства зависит только от закономерности его присутствия на выставке.

Художник: Марсель Дюшан (Marcel Duchamp) .

Журнал: "The Bind Man". (Альфред Штиглиц сфотографировал "Фонтан" для Дюшана, и тот опубликовал изображение в журнале "The Bind Man", затеянном специально ради этого случая.)

Тексты: Краткий словарь сюрреализма, 1938; М. Дюшан. "К вопросу о реди-мейд", 1961.

Описание некоторых произведений:

Марсель Дюшан "Фонтан", 1917. Фаянсовый писуар. Стокгольм, Музей современного искусства. С "Фонтаном", реди-мейд приобретает концептуальную функцию. Перевернутый писуар, подписанный псевдонимом "R. Mutt" ("дурак"), был отклонен при отборе экспонатов на выставку Товарищества независимых художников Нью-Йорка (в жюри которого состоял сам Дюшан). В статье за подписью Беатрис Вуд в журнале, читаем: "Сделал ли господин Mutt фонтан своими руками или нет, неважно. Он сделал ВЫБОР. Он взял бытовое стандартное изделие, поместил его в необычную среду, да так, что в новой обстановке исчезло его привычное значение. Благодаря новому взгляду и новому названию, он создал новую идею предмета".

Tim Berg - Alcoholic

Марсель Дюшан (Marcel Duchamp, 28 июля 1887, Бленвиль-сюр-Кревон — 2 октября 1968, Нейи-сюр-Сен) — французский и американский художник, теоретик искусства, стоявший у истоков дадаизма и сюрреализма. Творческое наследие относительно невелико, однако благодаря оригинальности своих идей Дюшан считается одной из самых влиятельных фигур в искусстве XX века. Его творчество оказало влияние на формирование таких направлений в искусстве второй половины XX века, как поп-арт, минимализм, концептуальное искусство, и др.

На фотографии слева - автопортрет художника в профиль.

Марсель Дюшан родился в небольшом поселке Бланвиль-Кревон, располагающегося в 20 км от Руана. Отец его был нотариусом. Из семерых детей в семье четверо стали знаменитыми художниками: Марсель, два его старших брата - Жак Вийон (Гастон Дюшан), Раймонд Дюшан-Вийон, и сестра Сюзанна.

Обнаженная, спускающаяся по лестнице

Любовью и интересом к искусству в семье были обязаны дедушке по материнской линии — Эмилю Николя, художнику-любителю и граверу. Весь дом был наполнен его работами. Отец семейства дал детям свободу в выборе профессии, не настаивая на продолжении своего дела. Дюшан, как и его старшие братья, учился в лицее в Руане с 10 до 17 лет. Он не был выдающимся учеником, но хорошо успевал по математике. В возрасте 14 лет он начинает серьезно увлекаться рисованием.

Пейзаж в Blainville

Первые живописные работы Дюшана (пейзажи окрестностей в духе импрессионизма, рисунки) относятся к 1902. В 1904 он приехал в Париж, поселился на Монмартре, пытался учиться в Академии Жюлиана, бросил занятия. Живопись Дюшана в этот период несамостоятельна, близка то к Сезанну, то к фовизму Матисса. В 1909 его работы попадают на Осенний Салон, где были замечены известным критиком.

Дульсинея

Впервые он привлек внимание в 1913 г. своей картиной "Обнаженная, спускающаяся по лестнице". Им овладела идея связи между человеческим телом и машинами. В том же году он ввёл в употребление термин "реди-мейд" (англ. - "готовое изделие"), то есть взятое наобум изделие массового производства, выставленное в качестве произведения искусства. «Готовые продукты» Дюшана - скребок для снега, вешалка для шляп, сушка для бутылок и велосипедное колесо - были вызовом тому, что он считал напыщенным и пустым традиционным искусством.

Невеста

Среди самых скандальных выходок Дюшана, направленных против общественного мнения и искусства вообще, - нарисованные на репродукции Моны Лизы усы и борода. На нью-йоркской Выставке независимых художников в 1917 он представил писсуар под названием «Фонтан». Ироничное название этого объекта придавало ему статус «произведения искусства».

Соната

В 20-е годы Марсель Дюшан активно участвует в коллективных акциях группы «Дада» и сюрреалистов, публикуется в журналах и альманахах дадаистов и участвует в съёмках нескольких кинофильмов. Наибольшую известность из них приобрёл фильм Рене Клера «Антракт» (1924) на музыку его друга, авангардного композитора Эрика Сати, ставший классикой жанра и популярный до сих пор.

Нагой грустный молодой человек в поезде

Впоследствии Дюшан практически отошел от творчества, предаваясь околонаучным изысканиям и любимой игре в шахматы, но в течение нескольких десятилетий оставаясь влиятельнейшей фигурой американской художественной сцены и международного авангарда, объектом самых разноречивых искусствоведческих интерпретаций.

Прохождение Богородицы

После 1942 года Дюшан жил по большей части в США, в 1955 принял американское гражданство. Несколько раз снимался в кино, сам снял вместе c Маном Рэем экспериментальный фильм «Анемик Синема», ему посвящен короткометражный игровой фильм Паоло Марину-Бланко (2002). В 2000 во Франции учреждена премия Марселя Дюшана молодым художникам.

Молодой человек и девушка весной

Рай


Портрет доктора Р. Дамаучела

Портрет матери Гюстава Канделя

Репродукция Мона Лизы

Девять яблочных пресс-форм


Измельчитель шоколада

Марсель Дюшан (фр. Marcel Duchamp, 28 июля 1887; Бленвиль-Кревон, Франция — 2 октября 1968, Нейи-сюр-Сен, Франция ) — французско-американский художник, один из ярчайших представителей дадаизма и сюрреализма. Дюшан стал первым дадаистом в США и долгое время жил на две страны. Именно в Штатах он и создал свой первый реди-мейд. Он был увлеченным шахматистом и неоднократно полностью прекращал заниматься искусством, чтобы посвящать себя шахматам. Несмотря на то, что его работы можно пересчитать по пальцам, Дюшан считается одним из самых влиятельных художников ХХ века.

Особенности творчества художника Марселя Дюшана: в ранние годы он занимался традиционной живописью, однако в современных стилях. Дюшана интересовали прежде всего фовизм и кубизм. Однако вскоре после переезда в США он представил публике работу, которая изменила ход истории искусства — фарфоровый писсуар, подписанный именем несуществующего человека. Реди-мейды Дюшана(готовые объекты, перемещенные волей художника из мира обычных вещей в мир художественных образов) чаще всего подвергались минимальному вмешательству с его стороны, но загадочным образом превращались в произведения искусства.

Известные работы Марселя Дюшана: «Фонтан », «Обнаженная, спускающаяся по лестнице », «Невеста, раздетая своими холостяками(Большое стекло) », «L.H.O.O.Q ».

Самой большой любовью Марселя Дюшана было отнюдь не искусство. Это были шахматы. Он мог на долгие годы забросить творческую работу, проводя все свободное время за шахматной доской, а потом вдруг появлялся с очередны шокирующим произведением. Оказав на публику должный эффект, Дюшан со спокойной душой снова скрывался в тени. Математический склад ума и удивительное везение позволяли художнику совершать редкие, но точно выверенные ходы, чтобы оставаться на слуху и при этом жить в свое удовольствие. Дюшан очень мало зарабатывал с помощью собственных работ, по большей части живя за счет щедрых меценатов. Он мог потратить десяток лет на создание единственного арт-объекта. Он избегал общения с прессой и не гнался за дешевой популярностью. Вся его жизнь была похожа на одну большую шахматную партию, которую он провел с блеском и, конечно, одержал победу.

Семейные традиции

У Марселя Дюшана было не слишком много шансов пойти в жизни по какому-то другому пути. Его дед по материнской линии был художником и гравером, многочисленные работы которого окружали Марселя буквально с рождения. Мать мальчика была художницей-любительницей, изображавшей по большей части сельские пейзажи. Старшие братья Дюшана Жак и Реймон и младшая сестра Сюзанна тоже избрали творческую стезю, и Марселю не оставалось ничего другого, кроме как последовать семейной традиции. Интересно, что уже в раннем возрасте у мальчика помимо художественного обнаружился еще и недюжинный математический талант, он даже завоевал несколько призов в обеих этих областях. Однако Марсель сделал первый в своей жизни неожиданный ход, решив ничего не выбирать. Он продолжал заниматься живописью, а математический дар трансформировал в любовь к шахматам.

Первый преподаватель живописи старался оградить Марселя и всех своих подопечных от «тлетворного влияния» импрессионизма, пост-импрессионизма и прочих авангардных течений в живописи. Однако Дюшану удивительным образом удалось пропустить эти наставления мимо ушей. На самом деле его настоящим учителем был брат Жак Вийон, который сам находился в поисках индивидуального стиля и поддерживал подобное стремление Марселя. Уже в возрасте 14 лет Дюшан создает множество рисунков, акварелей и импрессионистских масляных полотен с пейзажами и портретами его сестры Сюзанны.

В начале 1900-х Марсель вслед за старшими братьями отправляется в Париж. Но в знаменитой Академии Жюлиана он проучился всего год. Говорили, что Дюшан гораздо больше времени проводил за игрой в бильярд, чем за учебой. После этого он начинает зарабатывать на жизнь в качестве карикатуриста. Большинство его тогдашних работ были построены не только на визуальных шутках, но и на игре слов. Этот прием Дюшан будет использовать и в будущем, когда начнет создавать реди-мейды.

Париж начала ХХ века был для Дюшана идеальным местом. Художественная жизнь здесь ни на секунду не замирала на месте, она едва ли не каждый день рождала что-то новое. Новое поколение художников постоянно проверяло на прочность границы искусства, трансформируя его в неизвестные прежде формы. Здесь Марсель познакомился с кубистами и будущими дадаистами, завел дружбу с поэтом и арт-критиком Гийомом Аполлинером(который жестоко разгромил ранние работы Дюшана, назвав их «уродливыми обнаженными») и авангардным художником Франсисом Пикабиа.

Границы дозволенного

Настоящим художественным прорывом Марселя Дюшана и одновременно кульминацией его карьеры в качестве живописца стало весьма спорное полотно« Обнаженная, спускающаяся по лестнице»(1912). Оказалось, что картина может быть слишком авангардной даже для кубистов. Дюшан собирался впервые представить полотно на кубистическом Салоне Независимых в 1912 году. Однако организаторы Салона попросили старших братьев художника убедить его либо переименовать картину, либо совсем убрать ее с выставки. Узнав об этом, Дюшан снял« Обнаженную» со стены и увез домой на такси. С этого момента он будет задавать обществу два основных вопроса(в том числе и с помощью своих работ): что считается приемлемым в искусстве и у кого есть право это решать? Тогда же, по его словам, он решил больше не примыкать ни к одному из художественных движений.

С началом Первой мировой войны Дюшану становилось все неуютнее в Париже, и он обратил свой взгляд через океан. Несколько его работ на тот момент уже были куплены коллекционерами из США, и когда в 1915 году художник приехал в Нью-Йорк, он с удивлением обнаружил, что весьма знаменит в Штатах. Но настоящий успех обрушился на него в 1917 году, когда свет увидел его первый реди-мейд. Керамический писсуар, перевернутый под необычным углом, названный« Фонтаном» и подписанный псевдонимом R. Mutt, стал предметом множества споров, жестокой критики и домыслов. Однако Дюшану удалось доказать, что совершенно любой предмет можно вписать в историю искусства, что ему совершенно необязательно отвечать каким-то особым канонам, чтобы отображать видение художника и влиять на зрителя. Сейчас« Фонтан» считается одним из самых влиятельных произведений искусства в мире.

После окончания войны Дюшан все последующие годы будет периодически жить то в Нью-Йорке, то в Париже. Согласно одной из легенд, во время Второй мировой он даже притворялся торговцем сыром, чтобы беспрепятственно вывозить творческие материалы из оккупированной Франции, и ни разу не вызвал подозрений.

Марсель Дюшан никогда особенно не стремился оставаться на слуху у публики и арт-критиков. Он вполне мог позволить себе на несколько лет вообще исчезнуть с художественной сцены и посвящать все свободное время игре в шахматы. А иногда он мог долгие годы скрупулезно трудиться над одним-единственным произведением. Монументальную работу с затейливым названием« Невеста, раздетая своими холостяками, одна в двух лицах(Большое стекло)» Дюшан создавал с 1915 по 1923 год. Кроме прочего, она включала в себя трехмерные репродукции ранних картин художника« Невеста »(1912) и «Мельница для шоколада »(1914), зафиксированные между двумя огромными кусками стекла. После первой же выставки во время транспортировки одно из стекол треснуло, но Дюшан не стал его заменять, сделав эти трещины частью произведения искусства.

Последние 25 лет жизни Дюшан провел вдали от мира искусства. По крайней мере, ему удалось всех в этом убедить. На самом же деле между 1946-м и 1966-м годами он тайно трудился над еще одной масштабной работой, которую, согласно его воле, показали публике лишь после смерти художника. Произведение под названием« Данное» представлено в Музее искусств Филадельфии, оно никогда не покидало и не покинет его стен. Дело в том, что« Данное» — это массивная дверь, вмурованная в стену, за которой скрывается диорама с обнаженной женщиной, лежащей на траве, керосиновой лампой и водопадом( , ). Увидеть работу может лишь один зритель за раз, но для этого ему придется поставить себя в весьма неудобное положение вуайериста, подглядывающего в замочную скважину. Логично, что при жизни Дюшан никак не комментировал эту секретную работу. Можно сказать, что она стала его последней шуткой, последней загадкой, точный ответ на которую никогда не будет найден.

Двойная игра

Личная жизнь Марселя Дюшана всегда была тайной за семью печатями. Он вообще крайне редко общался с журналистами, и даже когда снисходил до интервью, мог бесконечно долго разговаривать об искусстве и шахматах, но категорически отказывался говорить о себе лично. Долгое время было известно лишь то, что художник был женат дважды. Но в один прекрасный день его первая супруга Лидия Саразен-Левассор выпустила мемуары, в которых поведала все подробности их недолгой совместной жизни.

Когда они познакомились, Лидии едва исполнилось 24, а Марселю вскоре должно было стукнуть 40. Их знакомство устроили близкий друг Дюшана Франсис Пикабиа и его тогдашняя возлюбленная, довольно влиятельная фигура в движении дадаистов Жермен Эверлинг. Лидию, весьма далекую от мира искусства, заинтриговало то, что немолодой мужчина, желающий остепениться и завести семью, не может найти жену самостоятельно и прибегает к помощи друзей.

Роман развивался стремительно. Лидия и Марсель познакомились в марте 1927-го, а уже в начале июня поженились. Вскоре после свадьбы Дюшан снял квартиру, которая, как предполагалось, должна была стать их семейным гнездышком, однако буквально на следующий день после переезда оказалось, что художник настроен на гостевой брак. Он предпочитал проводить время в своей студии и за игрой в шахматы с друзьями, лишь изредка навещая жену. Он постоянно говорил Лидии, что семейные узы — это фикция и «пережиток Средневековья». Романтической любви, по его словам, тоже не существовало, а секс имел не больше важности, чем ужин на двоих. Дюшан заявлял, что был бы совсем не против, если бы она завела себе любовника, потому что« немного опыта ей бы не помешало». Этот странный брак продлился всего лишь полгода. И уже тогда злые языки утверждали, что Марсель женился на Лидии по чистому расчету, поскольку она была дочерью крупного автомобильного магната.

Кстати, существует легенда, согласно которой Лидия так сильно ревновала художника к игре в шахматы, что однажды приклеила все его шахматные фигуры к доске.

Вторая супруга Дюшана, Алексина(Тини) Саттлер, мемуаров не писала, поэтому об их совместной жизни неизвестно практически ничего. Ее первым мужем был арт-дилер Пьер Матисс, младший сын художника Анри Матисса. С Дюшаном Алексина познакомилась в Нью-Йорке, они поженились в январе 1954 года и были вместе до самой смерти художника. Супруги вместе курсировали между Нью-Йорком и Парижем, иногда проводя лето в Испании. А кроме любви к искусству их объединяло еще и страстное увлечение шахматами.

Значение художественных практик Марселя Дюшана не только на искусство XX века, но и на сегодняшнее столь велико, что продолжает быть предметом всевозможных переосмыслений, а сама личность французского художника часто упоминается в текстах о современном искусстве.

Большинство знает Марселя Дюшана по тому, что «он выставил когда-то писсуар в галерее, заявив о том, что это предмет искусства и назвал его «Фонтан». Однако это не совсем так и, если продолжить высказываться в этом ключе – можно угодить в ситуацию, которая обнажит Незнание (претендующие на Знание) и выставит высказывающего дезориентированным и некомпетентным субъектом, отпускающим в придачу умные комментарии о предмете своего Незнания. В общем приведет к подменам и замещением одного на другое. Собственно, к тому, против чего и была направлена практика художника. Потому немного истории о «Фонтане» Марселя Дюшана.

А история такова. Перед открытием экспозиции в 1912 в Салоне Независимых, где была выставлена картина Марселя Дюшана «Обнаженная, спускающаяся с лестницы», организаторы потребовали её снять. Это было ударом для Дюшана. Тем не менее, эта же работа была представлена в Нью-Йорке в следующем году и буквально взорвала публику, которая выстраивалась в очереди, чтобы посмотреть на картину. Есть даже цифра, что с 10 февраля по 15 марта 1913 года выставку посетило 100 000 человек!

Марсель Дюшан. Обнаженная, спускающаяся по лестнице, 1912

Дюшана признали. Обороты его популярности возрастали. Американская сенсация, связанная с картиной Марселя, докатались и до Парижа. В свою очередь, Дюшан начал размышлять о механизме восприятия произведения искусства и эстетической оценке в целом. Что же регулирует оценку в процессе восприятия? Вера в мир искусства пошатнулась у Дюшана еще в 1912, когда он представил свою работу Парижу, которую отвергли, но вознесли до небес в Америке.

И через четыре года он проводит эксперимент, результаты и значение которого он так до конца и не осознал (по разным причинам). Дюшан анонимно отправляет в тот же Нью-Йорк в Салон Независимых (будучи одним из его учредителей) несколько перевернутый обычный писсуар под названием «Фонтан, реди-мейд» и подписанный «R.Mutt» (в пер. «дурак» или же подпись трактуется, как искаженное название производителя сантехники).И наблюдает, что же произойдет. Естественно, предложенный объект был отвергнут Салоном, он всех шокировал, вызвал волну негодований, поскольку его учредители так и не знали о том, что это работа «дело рук» самого Дюшана. Потом ситуация делает поворот. И, конечно потому, что все обо всем узнали. Ликованию Дюшана, предполагаю, не было границ. Игра его удовлетворяла. Но до определенного момента. На преогромное сожаления Дюшана, все начали восторгаться его «Фонтаном», назвали писсуар произведением искусства и пришли к сакрализации обыденного предмета, переведя его в координаты искусства. Получается, «Фонтан» Дюшана даже будучи изначально невыставленным в том формате (анонимного дурака), в котором он был изначально предложен, стал автоматически искусством потому, что в последствии выяснилось, что его предложил (даже не сделал) Марсель Дюшан!

Дюшан же действовал от противного. Он никогда не считал «Фонтан» произведением искусства. В своём письме Гансу Рихтеру он пишет: «Когда я открыл для себя принцип реди-мейдов, я надеялся положить конец всему этому карнавалу эстетизма. Но неодадаисты используют реди-мейды, пытаясь отыскать в них эстетическую ценность. Я запустил им в физиономию сушилку и писсуар - как провокацию, - а они восторгаются их эстетической красотой». Таким образом, Марсель Дюшан не позиционировал писсуар и сушилку для бутылок как произведение искусства в том смысле, который мы обыкновенно ему придаем. Своей демонстрацией он раскрыл тот мираж, который скрывает под собой эстетика восприятия: если доверить суждение посетителям музеев и художественных салонов, произведение искусства будет утверждаться безликим институционным полем.*

Также Дюшан оборвал связь знак-означаемое. То есть знак всегда собой что-то подразумевает, раскрывает, одним словом, за знаком всегда что-то стоит. Однако реди-мейды Дюшана эту связь обрывают. И поскольку теперь есть только знак (сушилка, писсуар и т.д.), то место означаемого – свободно, вакантно и потому «может стать носителем любого интеллектуального или аффективного значения».

Когда состоялась лекция Бориса Гройса на тему «Что такое современное искусство» (текст лекции в свободном доступе в Интернете), он начал её с того, что вопрос «что такое искусство?» возникает постоянно. И самое интересное то, почему он вообще возникает.

До того, как Дюшан внес в систему объект реди-мейд, единственным критерием, по которому мы отличали произведение искусства от не-искусства, была его «сделанность», т.е. то, к чему прикоснулась рука человека. Гройс считает, что этот традиционный критерий был поставлен под сомнение именно практикой Дюшана, поскольку художник никаким образом не изменил внешний облик своих реди-мейдов, и таким образом совершил нулевой творческий акт. А как известно, все проблемы, и философские в том числе, в любой системе возникают тогда, когда в этой системе появляется нуль. И вот эта операция Дюшана по выставлению реди-мейдов была нулевой художественной операцией, которая проблематизировала сферу искусства.**

Так, реди-мейды Дюшана воспринимаются как жест об исчезновении объекта искусства, его десакрализации. Казалось бы, этот жест вполне оправдан в рамках «бессмысленного» дадаизма или же сюрреализма того времени. Однако Дюшан не присоединялся ни к первому, ни ко второму, сохраняя всегда нейтралитет, хотя и поддерживал их, ибо они, не много не мало – «обнадеживающие знаки».

*Филипп Серс «Тоталитаризм и авангард. В преддверии запредельного».

**Борис Гройс «Что такое современное искусство».