Первый в ссср всемирный фестиваль молодежи и студентов (1957 год).

28 июля 1957 года в Москве открылся VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Это событие, без преувеличения, произвело настоящую революцию в СССР.

Для этого спешном поряд­ке был возведен спор­тивный комплекс в Лужниках. Появились парк «Дружба» в Химках, гостиницы «Турист» и «Украина». Город основательно отремонтировали и увешали флагами. А еще заполонили его голубями, поскольку символом фестиваля стал «голубь мира» Пикассо. В Москве даже устано­вили специальные дорожные знаки «Осторожно, голуби».

Гостями фестиваля стали 34 тысячи человек из 131 страны мира. Организаторы решили провезти делегатов в грузови­ках. Мол, из кузова им будет лучше видно Москву, а москви­чам — их. Решение оказалось гениальным и сразу придало особый, неформальный дух молодежному фестивалю.

Все грузовики празднично раскрасили и нарисовали на них эмблемы фестиваля. Каза­лось, что вся Москва высыпала на улицы. Вдоль дороги царило настоящее столпотворение. Близлежащие крыши домов были облеплены людьми. Всем хотелось хоть краешком глаза увидеть живых иностранцев. От наплыва любопытных про­валилась крыша Щербаковско­го универмага, находившегося на Колхозной площади.

Впрочем, и на стадионе тоже все было феерично — с торже­ственным парадом делегаций с флагами их стран и выпуском в небо огромного количества голубей.

Самые обычные молодые парни и девушки, приехав­шие из-за железного занаве­са, одним своим появлением произвели настоящую рево­люцию в умах и сердцах советских людей. Прежде всего граждан СССР поражали их свобода и раскованность. Сразу бросалась в глаза на фоне серой массы советских людей их одежда — яркая и свободная. Для СССР, где за узкие брюки или длинные во­лосы можно было вылететь из комсомола и института, это было настоящим шоком. По­сле фестиваля и в СССР у мо­лодежи стали стремительно входить в моду джинсы, май­ки, кеды и короткая стрижка «аэродром». А швейная про­мышленность в стране на­чала переходить от сталин­ских мешковатых костюмов к пошиву костюмов с узкими брюками без манжет и одно­бортными пиджаками. А глав­ное — люди стали носить бо­лее яркую одежду.

Делегаты фестиваля про­водили многочисленные ме­роприятия и концерты. Одними из наиболее популярных у «продвинутой» части совет­ской молодежи были высту­пления джазовых групп. Джаз играли несколько коллекти­вов из стран соцлагеря, а так­же итальянский диксиленд и английский квинтет Джефа Элисона. Успех этих концер­тов способствовал врастанию «буржуазной» музыки в совет­скую действительность, и по­сле фестиваля джаз попал под покровительство ВЛКСМ. При райкомах начали появляться джазовые клубы, затем стали организовываться всесоюз­ные джазовые фестивали.

Фестиваль вызвал появле­ние на телеэкранах КВН, транс­формировавшегося из специ­ально придуманной передачи «Вечер веселых вопросов» ТВ-редакции «Фестивальная». Да и в целом молодежный форум 1957 года осуществил настоящий переворот в умах и настроениях советских лю­дей, обеспечив новую волну в литературе, живописи и по­литике. Он дал новый толчок хрущевской оттепели.


Вряд ли иностранцы, при­ехавшие в Москву в 1957 году на фестиваль, потом испытали еще где-либо подобный душевный прием. Обидеть их было святотатством, поэтому ни о каких проявлениях ксено­фобии или пьяной агрессии со стороны москвичей не было слышно. Говорят, что совет­ские воры в законе договори­лись ничего криминального в столице в фестивальные дни не совершать и не позволять «шалить» неорганизованному преступному элементу. Также, по слухам, перед фестивалем со всего Союза в Москву на­чали съезжаться проститутки. Но поскольку они были подучетным элементом, милиция сразу задержала нескольких известных в своей среде про­фессионалок, вывезла их за город, где обкорнала ножни­цами, и велела предупредить коллег, что с ними будет то же самое, если сунутся к ино­странцам.

Но, как оказалось, про­ститутки иностранцам и не понадобились. В Москве произошла настоящая сексуаль­ная революция. Молодые московские барышни словно сорвались с цепи пуританско­го советского воспитания и пустились во все тяжкие. Они сами совращали иностранцев, отдавая особенное предпо­чтение африканцам. То ли про­тестуя против колониальной политики империализма, то ли еще почему-то, они беззастен­чиво отдавались чернокожим посланцам Ганы, Эфиопии, Ли­берии, только что освободив­шимся от колониального гне­та. В гостиницы и общежития к иностранцам посторонних не пускали. Поэтому по ночам в настоящие «сексодромы» превращались близлежащие парки и поля.

Реакция подразделений нравственно-идеологического порядка не заставила себя ждать. Срочно были органи­зованы летучие дружины на грузовиках, снабженные ос­ветительными приборами. У пойманных любительниц ночных приключений выстри­галась часть волос, делалась такая «просека», после кото­рой девице оставалось только одно — постричься наголо.

Говорят, что спустя 9 ме­сяцев после фестиваля в Мо­скве появилась новая этническая группа численностью в несколько десятков тысяч человек, названная «детьми фестиваля». Эта легенда живет и поныне, хотя милицейская статистика и пыталась опро­вергнуть сексуальную рево­люцию в СССР, ограничивая число послефестивальных де­тей сравнительно небольшой цифрой-531 ребенок.

Ровно через год в Сочи пройдет XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов: в пятницу 14 октября начинается обратный отсчет времени до старта.

Последний раз этот довольно нерегулярный фестиваль проходил в 2013 году в эквадорском городе Кито. Судя по размаху, на сей раз организаторы намерены повторить успех VI фестиваля, который состоялся в Москве в 1957 году.

Тогда, несмотря на свой идеологический характер, фестиваль стал настоящим событием в жизни столицы. В Москву приехали 34 тысячи человек из 131 страны. К наплыву иностранцев готовились все городские службы, очевидцы вспоминают, как преобразился город: центральные улицы были приведены в порядок, появились венгерские автобусы "Икарус", достроили "Лужники" и гостиницу "Украина". Об удивительной атмосфере открытости, которая тогда царила, много сказано и написано.

Но что сегодня осталось от фестиваля 1957 года?

О том фестивале сегодня нам напоминает прежде всего московская топонимика: Проспект Мира, названный так именно в год фестиваля, непосредственно Фестивальная улица, появившаяся на карте уже в 1964 году. Именно по этой улице можно пройти или доехать до парка Дружбы, который был создан молодыми архитекторами, выпускниками Московского архитектурного института, к фестивалю 1957-го года.

Один из проектировщиков, архитектор Валентин Иванов вспоминал о том, как создавался парк, как они — группа молодых архитекторов — придумывали рисковые решения, чтобы успеть в срок. Например, ночью накануне открытия из цветов в стеклянных банках была выложена ромашка, символ фестиваля.

В день открытия парка туда приехали около 5 тысяч гостей, которые в том числе высаживали специально приготовленные саженцы. Традиция эта была продолжена и во время XII фестиваля, проходившего в Москве в 1985 году.

Главным завоеванием фестиваля 1957 года стало общение между простыми москвичами и "гостями столицы". Общение это происходило прямо на улицах. Очевидцы рассказывают, что уже в первый день машины с участниками опаздывали на торжественное открытие в Лужники. Ввиду нехватки транспорта было решено посадить делегатов в открытые грузовики, и толпа людей просто блокировала движение машин по улицам.

Среди приехавших была и делегация США. Знатоки утверждают, что именно тогда в Советском Союзе узнали о том, что такое рок-н-ролл, джинсы и юбки клеш.

Фестиваль проходил в разгар оттепели. Через два года был возобновлен Московский кинофестиваль, который открыл советским зрителям мировой кинематограф. Тогда же, в 1959 году, в столице прошла Американская выставка, на которой продавали, например кока-колу. До разгрома Хрущевым выставки абстрактного искусства в Манеже оставалось еще несколько лет.

После фестиваля 1957 года в обиходе прочно укоренилось выражение "дети фестиваля" или "фестивальные дети". Считалось, что спустя 9 месяцев после "праздника молодежи" в Москве произошел "цветной" бэби-бум. Известный джазовый саксофонист Алексей Козлов в своих воспоминаниях описывает атмосферу раскрепощенности, которая царила по вечерам. Считается, что особый интерес у советских девушек вызывали выходцы из африканских стран.

Возможно, впечатления эти были несколько преувеличены, и все это — не более чем стереотип. По словам историка Натальи Крыловой, цифры рождаемости метисов были небольшие. Но так или иначе, именно после фестиваля в стране стали повсеместно в ВУЗах создавать факультеты для обучения иностранцев.

Именно в фестивальные дни на телевидении появилась передача "Вечер веселых вопросов" (или сокращенно ВВВ). В эфир она вышла всего три раза, а спустя 4 года эта же команда авторов придумала КВН.

Написанные в 1955 году "Подмосковные вечера" стали официальной песней VI Фестиваля молодежи и студентов. Запись была сделана актером Московского художественного театра Михаилом Трошиным, а автор музыки, композитор Василий Соловьев-Седой, получил даже Первую премию и Большую золотую медаль фестиваля.

С тех пор песня стала чем-то вроде неофициального гимна Москвы. Ее часто с удовольствием исполняют и иностранцы. Например, ее любил петь и аккомпанировать себе пианист Ван Клиберн. Особо колоритно, конечно, в произношении иностранцев звучит фраза "смотришь искоса, низко голову наклоня"… если, конечно, исполнитель добирается до этого места.

Символом Фестиваля молодежи и студентов, не только московского, стал голубь мира. В 1949 году знаменитый рисунок Пабло Пикассо стал эмблемой Всемирного конгресса сторонников мира. Этот же образ перекочевал на эмблему Фестиваля молодежи и студентов. К VI фестивалю в Москве власти города специально закупили голубей, которых потом участники выпустили в небо. Считается, что в тот год число голубей в столице превысило 35 тысяч.

Поколения москвичей, которые помнят фестиваль 1957 года, с удовольствием рассказывают о нем и сегодня. И — да, это был идеологический фестиваль, но это был настоящий праздник, и люди могли радоваться происходящему вне зависимости от своих взглядов и убеждений. Мамы, надев каблуки и модные юбки, брали своих детей за руки и шли гулять по центральным улицам. Просто для того, чтоб посмотреть на происходящее вокруг.

VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов открылся 28 июля 1957 года в Москве.

Гостями фестиваля стали 34 000 человек из 131 страны мира.

Фестиваль проходил две недели и стал во всех смыслах значимым и взрывным событием для советских юношей и девушек - и самым массовым за свою историю. Он пришёлся на середину хрущёвской оттепели и запомнился своей открытостью.

Фестиваль готовился в течение двух лет. Это была запланированная властями акция по «освобождению» народа от сталинской идеологии. Заграница прибывала в шоке: приоткрывается железный занавес!

Идею московского фестиваля поддержали многие государственные деятели Запада - даже королева Бельгии Елизавета, политики Греции, Италии, Финляндии, Франции, не говоря уж о просоветски настроенных президентах Египта, Индонезии, Сирии, руководителях Афганистана, Бирмы, Непала и Цейлона.

На Московский фестиваль молодежи и студентов приехали 34 тысячи гостей из 131 страны, в пресс-центре были аккредитованы две тысячи журналистов. В то время в СССР слово «иностранец» было синонимом слов «враг», «шпион», за исключением разве что представителей стран соцлагеря, но даже и к ним относились с подозрением. Любой иностранец сразу становился экзотикой. И вдруг на улицах Москвы появились тысячи людей со всех концов света, всех цветов и оттенков.

Благодаря фестивалю, в столице появились парк «Дружба» в Химках, гостиничный комплекс «Турист», стадион в Лужниках и автобусы «Икарус». Кремль, день и ночь охраняемый от врагов и друзей, стал совершенно свободным для посещений, в Грановитой палате устроены были молодежные балы. Центральный парк культуры и отдыха имени Горького вдруг отменил плату за вход.

Фестиваль состоял из огромного числа запланированных мероприятий и неорганизованного и неподконтрольного общения людей. В особом фаворе была черная Африка. К чернокожим посланцам Ганы, Эфиопии, Либерии (тогда эти страны только что освободились от колониальной зависимости) устремлялись журналисты, к ним «в интернациональном порыве» спешили и московские девушки. Выделяли и арабов, поскольку Египет только что обрел национальную свободу после войны.

Благодаря фестивалю возник КВН, трансформировавшись из специально придуманной передачи «Вечер веселых вопросов ТВ-редакции «Фестивальная». Дискутировали о еще недавно запрещенных импрессионистах, о Чюрленисе, Хемингуэе и Ремарке, Есенине и Зощенко, о входившем в моду Илье Глазунове с его иллюстрациями к произведениям не совсем желательного в СССР Достоевского. Фестиваль перевернул взгляды советских людей на моду, манеру поведения, образ жизни и ускорил ход перемен. Хрущевская «оттепель», диссидентское движение, прорыв в литературе и живописи - все это началось вскоре после фестиваля.

В 1985 году Москва вновь принимала у себя участников и гостей Фестиваля молодежи, уже двенадцатого. Фестиваль стал одной из первых громких международных акций времен перестройки. С его помощью советские власти надеялись изменить к лучшему мрачный образ СССР - «империи зла». На проведение мероприятия отпустили немалые средства. Москву очистили от неблагожелательных элементов, привели в порядок дороги и улицы. Но гостей фестиваля старались держать подальше от москвичей: общаться с гостями разрешалось только людям, прошедшим комсомольскую и партийную проверку. Того единения, какое было в 1957 году во время первого московского фестиваля, уже не получилось.

“БРЕШЬ В ЖЕЛЕЗНОМ ЗАНВЕСЕ”

Бывают события, не выцветающие в эмоциональной памяти, не поддающиеся горькой и язвительной переоценке, согревающие душу в самые промозглые "окаянные" дни. Вспоминая о которых, завидуешь сам себе - неужели это было в твоей жизни?! Те, что принадлежали истории и, одновременно, навсегда определили твою частную, мало кому интересную судьбу.

50 лет назад, июльским вечером 1957 года, ощутив укол неведомого, но пронзительного шила, я выскочил из дому на Пушкинскую улицу. Через три минуты оказался на улице Горького, прозванной нашим поколением "Бродвеем", но от этого не менее советской, помпезной и чинной. В этот почти уже ночной час в ее незыблемо державной атмосфере сквозило нечто непривычное - радостная взвинченность, какое-то волнение. От Манежной площади прямо по мостовой, пренебрегая гудками машин и милицейскими трелями, подымалась толпа, никогда на московских улицах невиданная. Пестрая, почти карнавально разодетая, непочтительная, веселая, звенящая гитарами, бьющая в барабаны, дующая в дудки, орущая, поющая, танцующая на ходу, хмельная не от вина, а от свободы и самых чистых и лучших чувств, незнакомая, неизвестная, разноязыкая - и до озноба, до боли родная. В тот момент я и понял, что мечты действительно сбываются, что моя послевоенная, дворовая юность совпала с юностью века. В Москву пришел всемирный фестиваль молодежи и студентов "За мир и дружбу между народами".

(…)

Жить в закрытой стране - значит воспринимать географическую карту Земли как нечто подобное карте звездного неба, сознавая, что поехать в Париж столь же несбыточно, как полететь на Марс. Это значит - смотреть на случайно встреченного на улице иностранца и впрямь как на марсианина - со смешанным чувством любопытства и страха. Это значит, что о родственниках и даже знакомых, проживающих не в конкретной стране, а в некоей обобщенной, подозрительной "загранице", надо забыть, словно о неприличном сне. И, наконец, что за берет или клетчатую рубашку тебя на улице вполне могут отлупить как стилягу, носителя чуждой идеологии, чуждых манер и нравов и просто за сходство с персонажами из журнала "Крокодил". Кстати, он был едва ли не единственным источником знакомства с зарубежной жизнью. Не считая "Иностранной кинохроники", где позволялось на несколько секунд увидеть Эйфелеву башню, нью-йоркский небоскреб или мадридскую корриду. Знаю людей, которые по пятнадцать раз смотрели каждый выпуск этого киножурнала. По сути, они в замочную скважину имели возможность заглянуть за "железный занавес".

И вот в этом самом "железном занавесе" и была проделана огромная брешь, название которой - фестиваль молодежи и студентов. Я видел это собственными глазами уже в то самое утро, что наступило после небывалого вечера. Неслыханное утро!

Фестиваль ехал по Москве в автобусах и в открытых грузовиках (на всех гостей автобусов не хватало). Он плыл по Садовому кольцу, которое представляло собой бескрайнее человеческое море. Вся Москва, простецкая, только-только пришедшая в себя после военных карточек и очередей, еще не забывшая о борьбе с космополитизмом и низкопоклонством, кое-как приодевшаяся, едва начавшая выбираться из подвалов и коммуналок, стояла на мостовой, тротуарах, крышах домов и тянула к проезжающим гостям руки, истосковавшиеся по пожатию таких же теплых человеческих рук. Географическая карта обрела конкретное воплощение. Мир действительно оказался потрясающе разнообразен. И в этом многообразии рас, характеров, языков, обычаев, одежд, мелодий и ритмов - поразительно един в желании жить, общаться и узнавать друг друга. Теперь такие слова и намерения кажутся банальностью. Тогда, в разгар "холодной войны" они воспринимались как необычайное личное открытие. Наша страна открывала мир, приобщаясь ко всему роду человеческому. А мир открывал нашу страну... Не помню, ел ли я что-то в те дни и ложился ли спать. Я просто был счастлив. Все 14 дней, с утра и до вечера.

О днажды вечером компанию французов мы привели в гости к нашему однокласснику, в огромную московскую коммуналку, переделанную из бывших номеров. Каким-то образом весь старый двор узнал, что в квартире на втором этаже принимают молодых парижан, и народ повалил к нам с пирогами, с вареньем, естественно, с бутылками и прочими дарами простого русского сердца. Француженки ревели в голос. Между прочим происходило все это на Пушечной улице, в ста метрах от знаменитого здания, мимо которого москвичи в те годы проходили, рефлекторно опуская глаза и ускоряя шаг.

Теперь я думаю, что летом 57-го железобетонная регламентация советского бытия бесповоротно пошатнулась. Невозможно сделалось контролировать все на свете: вкусы, моду, будничные привычки, музыку в эфире. На идеях, эмоциях, на песнях и танцах фестиваля мое поколение преобразилось в течение считанных дней. Все советские вольнодумцы, все знатоки джаза и современного искусства, модники и полиглоты имеют своим происхождением лето 57-го.

Никакие последующие обострения политических отношений между Востоком и Западом, идейные проработки и гонения так и не смогли заглушить независимый дух фестиваля. А ведь задуман он был как сугубо идеологическое мероприятие: под прикрытием борьбы за мир и дружбу между народами подрывались буржуазные устои, разрывались цепи колониализма, утверждались коммунистические идеалы. Но, во-первых, борьба за мир действительно объединяла. А во-вторых, как известно, живая жизнь всегда шире и ярче идеологии. И американский борец за мир в техасских джинсах, и французский коммунист, похожий на фланера с Больших бульваров, и токарь с ФИАТа, неотличимый от всех персонажей неореализма, - безотчетно пробивали в "железном занавесе" дыры. Залатать их у сусловских идеологов не хватило сил.

Из воспоминаний писателя Анатолий Макарова

ГОЛУБИ ДЛЯ ФЕСТИВАЛЯ

Среди тех, кто непосредственно готовил фестиваль, – Владлен КРИВОШЕЕВ, ныне – ученый, кандидат экономических наук, а тогда – инструктор орготдела Московского горкома комсомола. Владлену Михайловичу была поручена самая, может быть, экзотическая задача…

В 1955 году (за два года до фестиваля) инструктора Кривошеева вызвал тогдашний первый секретарь МГК комсомола Михаил Давыдов: «С сегодняшнего дня освобождаешься от всех дел. Займешься голубями». Голубями?

В кабинете сидел еще мужчина, как выяснилось, – Иосиф Туманов (потом –

народный артист СССР, известный постановщик массовых народных зрелищ). «Важнейшая задача! – продолжал Давыдов. – Через два года нам нужны 100 тысяч голубей!» А Туманов достал что-то вроде брошюры с печатями и визами –

сценарий мероприятий фестиваля.

…В 1949 году в Париже проходил I Всемирный конгресс сторонников мира. Требовалась эмблема. Знаменитый Пабло Пикассо, вспомнив, очевидно, древние легенды, изобразил голубку с оливковой веточкой в клюве. Так голубь стал символом мира. Фестивали молодежи и студентов (не только наш) проходили под девизом «За мир и дружбу между народами!». Церемония открытия традиционно начиналась с торжественного прохода по стадиону делегаций стран-участниц. И традиционно же проход этот предварял взлет голубиной стаи: голуби как бы начинали весь праздник.

Но Туманову стаи было мало. По его задумке одна за другой над Лужниками (которые к фестивалю спешно строились) должны были взмыть три волны голубей – белые, за ними красные, следом сизые. Поскольку «в верхах» все уже было утверждено, Давыдов подчеркнул: «Сценарий для нас закон».

Эти три волны Кривошееву и надлежало подготовить.

– И смотри, чтобы не было, как в Варшаве! – строго предупредил «первый».

Варшавский фестиваль только что закончился. Голуби там подгадили – в прямом и переносном смыслах. Поляки вынесли на центр стадиона огромный ларец, распахнули крышку, полагая, что птицы рванут в небо белым факелом. Но они не рванули, а выползли и стали бродить по стадиону, мешая движению колонн... Позор, одним словом.

Прежде всего было решено: всякие изысканные чеграши, дутыши, турманы – побоку. Ставим на обычных почтовых – они способны в нужный момент обеспечить нужный полет. Просто их за два года требуется вывести потребное количество. Кстати, сколько? Цифра 100 тысяч явно была взята с потолка, но, как ни странно, оказалась уместной. Нам ведь нужна гарантированно сильная и выносливая птица? Следовательно, если выведем 100 тысяч, то из этого количества за счет отбраковки получим к нужному сроку тысяч 40 именно таких – молодых, крепких. И срок в два года – тоже нормально. Если начать работу сейчас, то к 1957 году как раз станет на крыло третье поколение: экземпляры, гарантированно подходящие к операции.

По заводам пошли разнарядки: «Московский горком комсомола... во исполнение... просим оказать содействие...». На предприятиях возводили голубятни. Мособлисполком обязали поставлять фураж…

И все-таки они взлетели – 40 000 голубей!

Правда накануне была целая операция по свозу птиц на подмосковную птицефабрику, отсортировке – слабые в сторону! – рассадке по специально сконструированным коробкам (4000 коробок по 10 гнезд в каждой), в которых крылатые бедолаги должны были выдержать 6 часов (!), сохранив силы для полета. Потом две колонны грузовиков в сопровождении машин ГАИ двинулись в четыре утра к Москве, чтобы за 2 часа до старта быть на стадионе. А там 4000 выпускающих (участники «живого фона» на восточной трибуне) ждали сигнала... В общем, тут рассказывать можно много... Но если вы никогда не видели, как взмывают одновременно десятки тысяч голубей – причем снизу они все смотрелись белыми, и потому показалось, что в небо плеснула кипенно-снежная лава, – знайте, вы многое потеряли в жизни. Кадры кинохроники сохранили этот момент. Трибуны ахнули, зрители повскакивали с мест, аплодировали...

VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов открылся 28 июля 1957 года в Москве. Закрытие было 11 августа. Гостями фестиваля стали 34000 человек из 131 страны мира. Лозунг фестиваля - «За мир и дружбу». Ему предшествовал Всесоюзный фестиваль советской молодёжи.
Символом молодёжного форума стал Голубь мира, придуманный Пабло Пикассо. К фестивалю в Москве открылся парк «Дружба», гостиница «Украина», стадион «Лужники». В столице впервые появились венгерские автобусы «Икарус», были выпущены первые автомобили ГАЗ-21 «Волга». Для свободного посещения был открыт Московский Кремль.

Москва буквально гудела. Основной наплыв народа сосредоточивался в центре, на улицах Горького, на Пушкинской площади, проспекте Маркса, Садовом кольце. Молодежь общалась, пела песни, слушала джаз, дискутировала о еще недавно запрещенных импрессионистах, о Хемингуэе и Ремарке, Есенине и Зощенко, обо всем, что волновало юные умы.

Впервые за многие годы был приоткрыт «железный занавес», разделяющий мир на два лагеря. У советских же людей 6-й Всемирный Фестиваль перевернул взгляды на моду, манеру поведения, образ жизни, ускорив ход перемен. Хрущевская «оттепель», диссидентское движение, прорыв в литературе и живописи - все это началось именно в фестивальной круговерти.

Для жителей Москвы он стал настоящим шоком, настолько неожиданным оказалось все, что они увидели и почувствовали. Сейчас даже бесполезно пытаться объяснять людям новых поколений, что крылось тогда за словом «иностранец».

Постоянная пропаганда, направленная на воспитание ненависти ко всему зарубежному, привела к тому, что само это слово вызывало у советского гражданина смешанное чувство страха и восхищения. Днем и вечером делегации были заняты на встречах и выступлениях. Но поздним вечером и ночью начиналось свободное общение. Естественно, власти пытались установить контроль за контактами, но у них не хватало рук.

В дни фестиваля в Москве произошла своеобразная сексуальная революция. Молодые люди, а особенно девушки, как будто с цепи сорвались.

Пуританское советское общество стало вдруг свидетелем таких событий, которых не ожидал никто. Поражали формы и масштабы происходившего. К ночи, когда темнело, толпы девиц со всех концов Москвы пробирались к местам, где проживали иностранные делегации.

Это были студенческие общежития и гостиницы на окраинах города. В корпуса девушкам прорваться было невозможно, так как все было оцеплено милицией и дружинниками. Но запретить иностранным гостям выходить из гостиниц никто не мог. Никаких ухаживаний, никакого ложного кокетства. Только что образовавшиеся парочки удалялись в темноту, в поля, в кусты, точно зная, чем они немедленно займутся.

Образ загадочной, стеснительной и целомудренной русской девушки-комсомолки не то чтобы рухнул, а скорее обогатился какой-то новой, неожиданной чертой -- безрассудным, отчаянным распутством.

Реакция подразделений нравственно-идеологического порядка не заставила себя ждать. Срочно были организованы летучие дружины, снабженные осветительными приборами, ножницами и парикмахерскими машинками.

Иностранцев не трогали, расправлялись только с девушками, а так как их было слишком много, дружинникам было ни до выяснения личности, ни до простого задержания. У пойманных любительниц ночных приключений выстригалась часть волос, делалась такая «просека», после которой девице оставалось только одно - постричься наголо. Сразу после фестиваля у жителей Москвы появился особо пристальный интерес к девушкам, носившим на голове плотно повязанный платок...

Толпы иностранцев, с утра до ночи бродивших по городу, спровоцировали всплеск активности и у фарцовщиков.

Они покупали у зарубежных гостей «зеленые» чуть дороже, чем по официальному курсу (тогда в СССР волевым порядком было установлено соотношение 4 рубля за 10 долларов), а потом продавали на черном рынке уже с 10-кратным наваром. Именно во время VI Всемирного фестиваля молодежи начали свою деятельность будущие «столпы» нелегального валютного рынка Рокотов, Файбышенко, Яковлев, громкое дело которых в 1961 году закончилось расстрельным приговором.

Много драм произошло в семьях, в учебных заведениях и на предприятиях, где скрыть отсутствие волос было труднее, чем просто на улице, в метро или троллейбусе.

А весной следующего, 1958 года Москву накрыла «черная волна». В столичных роддомах один за другим появлялись темнокожие младенцы. Причину такого демографического феномена долго искать не пришлось, и потому в языке появился новый термин - «дети фестиваля».

К молодежному форуму фабрики массовыми партиями пошили женские платки, платья и юбки, украшенные эмблемой фестиваля - стилизованным цветком с пятью разноцветными лепестками.

Такая одежда пользовалась в те дни в СССР бешеным спросом.

В дни праздника советские «руководящие инстанции» разрешили невиданную «акцию вольнодумства». В парке Горького была устроена выставка художников-абстракционистов, в том числе знаменитого Джексона Поллока, лидера американских экспрессионистов.

На музыкальном конкурсе, входившем в программу фестиваля, впервые прозвучала песня «Подмосковные вечера». Будущий «хит всех времен и народов» исполнил певец Владимир Трошин.
http://www.liveinternet.ru/

Эта открытка того года выпуска хранится в моей коллекции. Интересно, флаги США и Кубы на шарике расположены рядом. Кто мог предположить тогда, что через 5 лет будет Карибский кризис и мир будет накануне мировой войны, а через 58 лет эти страны восстановят дип. отношения...

Наш флаг рядом с флагом Великобритании. Я родился в августе 57-го. Интересно, что через 55 лет часть моей жизни будет связана с этой страной...