Вот он - талантище! Ховард Шатц. (Howard Schatz)

Один из фотографов, деятельность которого утверждает культ тела, – в расцвете сил. На страницах американского издания CNN информируют о том, что сегодня фотограф Говард Шатц отмечает 25-летие своей профессиональной деятельности. Говард Шатц известен не только своей фото-, но и медицинской карьерой. Он практикуется в офтальмологии. В сфере спорта фотограф известен как создатель серии фотографий под названием “Атлеты”. Объясняя свой замысел, мужчина говорит, что хотел показать разновидности человеческого тела и суровую действительность профессионального спорта.

Этот проект - борьба с устоявшимися в обществе понятиями о красоте. Фотограф уверен, что каждое тело имеет свой уникальный генетический код и бороться с ним нет смысла. Утверждение небесспорное, однако следующие слова Говарда Шварца вносят больше ясности: “Совершенствоваться надо постоянно, но изматывать себя диетами и упражнениями – -глупо”.

Персона Говарда Шатца - довольно противоречивая, ведь если на страницах CNN его называют сподвижником культа тела, то на сайте ресурса ADME наоборот отмечают, что господин Шатц опроверг стереотип восприятия спортсмена как человека с идеальной фигурой. Однако если попытаться проанализировать, то те фотографии г-на Шатца, на основе которых издания делали выводы относительно того, культивирует он определенные стандарты красоты или нет, – совершенно разные.

Так, ADME при формулировании своего заключения опирается на снимки, на которых фотограф изображает спортсменов-представителей различных видов спорта. А каждый из этих видов традиционно сформировал такой тип фигуры, который позволяет лучше всего реализоваться как спортсмен. Согласитесь, что боксер на футбольном поле казался бы неповоротливым, а футболист на ринге - излишне утонченным. Другое же издание, которое подает публике антагонистический по отношению к предыдущему тезис о том, что Шутц наоборот, благодаря чрезмерной эстетизации своих моделей осуществляет пропаганду культа тела с так сказать параметрами, которые считаются в нынешнюю эпоху идеальными.

Спринтер Шон Кроуфорд, 2001 г.

На выставке представлено

около сотни снимков из двухтомного ретроспективного альбома «Шатц: 25 лет в фотографии», удостоенного в 2015 году Международной премии фотокниги и титула американской фотокниги года.

Говард Шатц пришел в фотографию из медицины: специалист по сетчатке глаза, он долгое время работал офтальмологом в Сан-Франциско. Отсюда, наверное, интерес к человеческому телу, которое он изучает с дотошностью хирурга, разглядывая каждую мышцу и восхищаясь его возможностями. Неслучайно большинство своих фотографий он называет studies - исследования.

Большая серия работ посвящена танцу. «Танцоры - мечта фотографа. Даже больше, чем выдающиеся спортсмены, они обладают естественным и наработанным умением двигаться», - говорит Шатц. Тренированные тела танцовщиков предстают на его снимках в невероятных изгибах и переплетениях, завораживая экспрессией напряженных рельефных мышц и красотой идеальных линий.

С таким же восхищением фотограф наблюдает и за спортсменами, изучая источник их как будто сверхчеловеческих физических способностей. И если в танце для него первична эстетика, то в спорте его особенно интересует некое первобытное, животное начало человека: порой искаженные гримасой напряжения лица, расширенные поры кожи и крупные блестящие капли пота.

Часть его работ, исследующих человеческое тело, напоминают сюрреалистические абстракции, и только приблизившись, можно понять, что этот застывший спрут или тот фантастический цветок - мужчина и женщина.

Портреты Говарда Шатца, на которых запечатлены актеры и другие люди искусства, поражают тонким психологизмом и создают впечатление физического присутствия человека. Люди, чья работа - воплощать на сцене и в кадре кого-то другого, в объективе фотографа необыкновенно настоящие, наполненные собственными эмоциями и мыслями. Вот обнаженный по пояс Питер Динклэйдж - смотрит спокойно и серьезно, и как будто все про вас знает. Чуть дальше - Тайн Дейли, смело предстающая перед камерой со всеми морщинами 64-летней женщины, которые, впрочем, только подчеркивают благородство лица и мудрость взгляда. А Джефф Дэниэлс глядит исподлобья и выглядит ужасно утомленным.

Питер Динклэйдж

Тайн Дейли

Если в этих работах Говард Шатц добивается от своих моделей предельной естественности, то в другой портретной серии, наоборот, просит актеров предстать в определенном образе и показать ту или иную эмоцию. Так, портрет Джона Малковича, который, кажется, готов в гневе разнести все вокруг, имеет следующее пояснение: «Ты мультимиллионер, производитель одежды, поддержавший значительной суммой избирательную кампанию кандидата в президенты. Ты слышишь, как во время инаугурации он говорит, что прошло время, когда можно было без штрафов передавать работу внешнему подрядчику» . Колин Ферт с хитрой и немного виноватой улыбкой на лице получил задание изобразить завзятого ловеласа: «Ты любитель романов на одну ночь, видишь в ресторане женщину, с которой провел ночь пару недель назад и уже почти забыл, пытаешься и не можешь вспомнить имени: „Эй, привет!“»

Также в экспозицию включены серии фотографий заключенных и бездомных, в которых Говард Шатц проявляет себя не только психологом, но прежде всего гуманистом. Эти снимки лишены назидательности и обличающего пафоса и именно поэтому надолго удерживают взгляд, побуждая вступить с этими людьми в диалог, узнать об их судьбе, понять, почему жизнь для них обернулась именно так, а не иначе. Собственно, сам Шатц подолгу разговаривал со своими героями, прежде чем приступить к съемке, и эта внутренняя эмоциональная связь с ними чувствуется в его работах.

Шатц обладает талантом отсекать все лишнее, в этом смысле его фотография близка скульптуре. Подобно мастеру, который в глыбе мрамора видит будущее изваяние, он видит в людях нечто, порой скрытое от них самих. И в этом плане для зрителя его выставка - это возможность что-то понять про себя и человеческую природу в целом.

Детали от Posta-Magazine
Выставка работает с 19 января по 12 марта
http://www.lumiere.ru/









45 шт. JPEG, 40 МБ


Ховард Шатц.

Фотография США.

Проект «H2O» – это потрясающие фотографии подводного мира, настоящий праздник движения и формы. Работая с необычайно грациозными и одарёнными танцорами, артистами и моделями, фотограф Говард Шатц(Howard Schatz) нашёл радость вдохновения под водой. Для создания снимков серии «H2O» автор использовал уникальные свойства воды – свет, прозрачность и способность отражать, что позволило создать безмятежную и таинственную эстетику. В одно мгновение необыкновенные и гибкие, атлетические и загадочные фигуры с фотографий Шатца, превращают бассейн в студию или сцену. Ховард Шатц стал основоположником этого направления в 1990х, создав две серии подводных фотографий: Water Dance и Pool Light. В «H2O» Шатц возносит волшебство невесомости и красоту танца на новые высоты. На отдельно взятых портретах или же как часть впечатляющего балета, его танцовщики невероятно элегантны и одновременно фантастичны. Они как будто пришли из волшебного сна.

Ховард Шатц - фотограф, творчество которого невозможно описать в двух словах. Он посвящал отдельные альбомы рыжеволосым людям, будущим матерям и младенцам, не являясь при этом портретистом в традиционном смысле слова. Он часто снимает артистов балета и других танцоров, но его никак нельзя считать типичным фотографом, специализирующимся на танцах (хотя бы потому, что он нередко снимает своих моделей под водой).

Он много снимал жизнь бездомных, но и журналистом назвать его нельзя. Возможно, самый простой способ описать его - это сказать просто: Ховард Шатц - фотограф, который страстно любит снимать людей.

Снимает ли он по заказу журнала высокую моду или иллюстрирует книгу о будущих мамах, Шатц изучает своих моделей с почти детским восхищением, словно находясь все время в предвкушении чуда. Во время насыщенных фотосессий, которые зачастую продолжаются по много часов, при работе над проектами, которые часто длятся месяцами, он использует свой фотоаппарат, чтобы открывать для зрителя неповторимое человеческое тело, никогда не забывая при этом о теплоте человеческой души.

Шатц работает в студии в Нижнем Манхэттене вместе с женой Беверли Орнштейн, которая является и его партнером. Студия Шатца и Орнштейн создает самые разные художественные изображения и великолепные снимки для рекламы. Их клиентами в США являются такие крупные компании, как AT&T, IBM, Virgin Records, Dupont и Clairol, а за границей - Seibu в Японии, Mercedez-Benz в Италии и Wolford Swimwear в Австрии.

Но, возможно, самыми впечатляющими достижениями Шатца, которые больше всего радуют и его самого, стали роскошно изданные книги: «Gifted Woman», «Waterdance», «Pool Light», «Homeless: Portraits of Americans in Hard Times», «Seeing Red: The Rapture of Redheads», «Passion and Line: Photographs of Dancers» и «Newborn».

В мире, где каждый новый яркий образ заставляет нас забыть предыдущий, Шатц выиграл битву за наше внимание.

Говард Шатц – фотограф с мировым именем, получивший международное признание за свои портретные работы, а также фотографии, созданные в самых разных жанрах, среди которых – танец, спорт, съемка под водой. Его работы выставляются по всему миру и входят в состав многочисленных частных коллекций и музеев, включая Международный центр фотографии в Нью-Йорке, Музей Окленда и Musee De l"Elysee. Кроме того фотографии Шатца публиковались в многочисленных журналах, включая Vanity Fair, Vogue, The New York Times Magazine, The New Yorker, и на обложках TIME, Sports Illustrated, US News World Report и GQ Italia.

Интересно, что такому успеху в фотографии предшествовала академическая карьера Шатца в качестве специалиста по сетчатке глаза. Он получил медицинскую степень в Университете штата Иллинойс и много лет проработал офтальмологом в Сан-Франциско, прежде чем превратить свое хобби – фотографию – во вторую профессию и страсть. Первая работа, по словам автора, оказала сильное влияние на его фотографические методы, научив внимательно вглядываться в человека, и что немаловажно, находить подход к каждому. Он детально исследует структуру и физическое строение тела в сериях "Танец", "Спортсмены", "Человеческое тело", "Складки", "Исследование движения" переводя многие сюжеты из научного в эстетическое измерение.

Среди профессиональных ролей Говарда Шатца, также важны роли режиссера и художника, которые он примеряет на себя в процессе съемок. В сериях «Проекции» и «Красота» Шатц рисует узоры из света и цвета на идеальных поверхностях тел. Создавая сценарии для серии «В характере: актеры» он дает задание Абрахаму Ф. Мюррею: "Представь, что ты девочка-подросток, которая решила пойти за кулисы на концерте Джастина Тимберлейка". При этом его модели были счастливы идее привычно "что-то играть" вместо того, чтобы просто позировать для портрета.

Столь же блестяще, как и с актерами, Шатц работает с простыми людьми в сериях «Бездомные» и «Заключенные», используя при этом другие методы работы. Автор подходит к непростой задаче не только с профессионализмом фотографа, но и создает тонкие условия взаимодействия с людьми, которые в других обстоятельствах едва ли хотели бы оказаться перед объективом. Шатц позволяет им на несколько минут оказаться в центре внимания, где они перестают быть объектами статистических данных и «слепым пятном» общества, а становятся конкретными людьми со своими историями. Результатом этой профессиональной и человеческой работы Шатца становятся портреты, позволяющие людям ощутить собственное достоинство, а зрителю не испытывать неловкости от собственного взгляда. В этих сериях особенно проявляется социальная функция фотографии, столь важная для традиции американской фотографии.

В фотографиях Шатца можно найти отсылки к различным фотографическим практикам и работам известных авторов от Роберта Мэпплторпа до Грега Гормана и Гьена Мили. В то же время его фотографии сами становятся безошибочно узнаваемыми в современном мире многочисленных изображений. Благодаря большим форматам, которые выбирает для своих работ автор, зритель получает возможность соотнести себя с изображением и увидеть детали, обычно недоступные нашему взгляду.

С 19 января по 12 марта в Центре фотографии имени братьев Люмьер проходит выставка «Говард Шатц. 25 лет в фотографии».

Говард Шатц — фотограф с мировым именем, получивший международное признание за свои портретные работы, а также фотографии, созданные в самых разных жанрах, среди которых — танец, спорт, съемка под водой. Его работы выставляются по всему миру и входят в состав многочисленных частных коллекций и музеев.

Интересно, что такому успеху в фотографии предшествовала академическая карьера Шатца в качестве специалиста по сетчатке глаза. Он получил медицинскую степень в Университете штата Иллинойс и много лет проработал офтальмологом в Сан-Франциско, прежде чем превратить свое хобби — фотографию — во вторую профессию и страсть.

Первая работа, по словам автора, оказала сильное влияние на его фотографические методы, научив внимательно вглядываться в человека, и что немаловажно, находить подход к каждому. Он детально исследует структуру и физическое строение тела в сериях «Танец», «Спортсмены», «Человеческое тело», «Складки», «Исследование движения» переводя многие сюжеты из научного в эстетическое измерение.


Среди профессиональных ролей Говарда Шатца, также важны роли режиссера и художника, которые он примеряет на себя в процессе съемок. В сериях «Проекции» и «Красота» Шатц рисует узоры из света и цвета на идеальных поверхностях тел. Создавая сценарии для серии «В характере: актеры» он дает задание Абрахаму Ф. Мюррею: «Представь, что ты девочка-подросток, которая решила пойти за кулисы на концерте Джастина Тимберлейка». При этом его модели были счастливы идее привычно «что-то играть» вместо того, чтобы просто позировать для портрета.

Столь же блестяще, как и с актерами, Шатц работает с простыми людьми в сериях «Бездомные» и «Заключенные», используя при этом другие методы работы. Автор подходит к непростой задаче не только с профессионализмом фотографа, но и создает тонкие условия взаимодействия с людьми, которые в других обстоятельствах едва ли хотели бы оказаться перед объективом. Шатц позволяет им на несколько минут оказаться в центре внимания, где они перестают быть объектами статистических данных и «слепым пятном» общества, а становятся конкретными людьми со своими историями.

Результатом этой профессиональной и человеческой работы Шатца становятся портреты, позволяющие людям ощутить собственное достоинство, а зрителю не испытывать неловкости от собственного взгляда. В этих сериях особенно проявляется социальная функция фотографии, столь важная для традиции американской фотографии.


В фотографиях Шатца можно найти отсылки к различным фотографическим практикам и работам известных авторов от Роберта Мэпплторпа до Грега Гормана и Гьена Мили. В то же время его фотографии сами становятся безошибочно узнаваемыми в современном мире многочисленных изображений. Благодаря большим форматам, которые выбирает для своих работ автор, зритель получает возможность соотнести себя с изображением и увидеть детали, обычно недоступные нашему взгляду.

За 25 лет в фотографии Говард Шатц выпустил более 20 книг, последнее двухтомное издание «Schatz Images: 25 years» объединившее лучшие работы автора получила в 2015 году главный приз Международной премии фотокниги и звание книги года.