Исаак ильич левитан вечерний звон описание картины. Сочинение по картине Левитана «Вечерний звон

Один из самых выдающихся русских пейзажистов. Но, парадоксально, его самая знаменитая картина, «Вечерний звон », которую художник создал в 1982 году, не является пейзажем с натуры, так как представляет собой своеобразную творческую комбинацию из двух вдохновивших живописца на шедевр монастырей - Саввино-Сторожевского и Кривозерского. Кривозерского монастыря в наши дни уже не существует, к 1955-му году он попал в зону затопления Горьковского водохранилища. Сама же картина (полотно размером 87 см на 107,6 см) хранится в Москве, в Государственной Третьяковской галерее.

Левитан научил своих современников и последователей тонко чувствовать природу, воспринимать и отражать в живописи ее состояния, так созвучные состояниям и настроениям людей. Художнику была подвластна широкая гамма чувств - от привлечения зрителей к пристальному, внимательному изучению явлений и объектов природы, до создания широкой, общей перспективы мира, которая требует дистанции и отстранения для осознания масштабов.

Идея умиротворенного пейзажа, изображающего монастырь в лучах заходящего солнца, впервые вдохновила Исаака Левитана в 1890-м году. В то время художник жил в Слободке, под Звенигородом. Результатом стала картина «Тихая обитель». Спустя два года живописец посетил Юрьевиц, где и увидел небольшой Кривозерский монастырь (до наших дней сохранились несколько фотографий этого сооружения). Переплетение образов Кривозерского и Саввино-Сторожевского монастырей возродило у Левитана идею изобразить закатный пейзаж заново. Так на свет и появилась картина «Вечерний звон».

Левитану прекрасно удалось передать пейзажу свои собственные одухотворенные чувства. Облака на картине расцвечены яркими красками летнего заката, они же освещают верхушки могучих деревьев, отражаются в безмятежной глади широкой и спокойной реки, играют на золотых куполах монастырской церкви. День с его заботами и волнениями подходит к концу; над рекой разливается колокольный звон, призывающий на вечернюю службу.

Вечерний звон

И.И. Левитан, талантливейший русский художник девятнадцатого века, всегда любил и чувствовал Россию и сердцем, и душой. На его полотнах, пронизанных глубокой нежностью к родному краю и его природе, изображены волшебные пейзажи, цепляющие до глубины души.

Передо мной картина «Вечерний звон». Картина, написанная в 1892, изображает предвечерние сумерки на берегу реки Волги и нам открывается вид на два красивых белокаменных православных монастыря - Саввино-Сторожевский и Юрьевцев.

На переднем плане величаво раскинулась Волга. Прохладные, магические тона воды ласкают взгляд. Солнце опустилось уже довольно низко, и мы можем наблюдать солнечных зайчиков, рассеявшихся по поверхности спокойного и мирного зеркала реки, которое отражает сумеречные небеса, по которым неспешна плывут кучевые барашки-облака. Небо, окрашенное в желтые, синие, голубые и фиолетовые пастельные тона отнюдь не кажется холодным, скорее наоборот манит и услаждает взор наблюдателя.

Берег, покрытый шелковистой летней травкой, едва колышется от легкого ветерка. У старенькой пристани приютились две старенькие рыбацкие лодочки. В одной из них сидит человек. Кажется, будто он призадумавшись смотрит на свое отражение в вечерних водах и наслаждаясь прохладой и свежестью, отдыхает от тяжелого рабочего денька.

Посреди реки на третьей лодке, гребцы с усердием гребут веслами, возможно они хотят переправиться на другой берег к стройной берёзовой чаще, заботливо укрывшей православные храмы. Деверья и кусты, пышной зеленой стеной возвышающиеся над водами, отражаются в зеркальной глади.


Двое в черных одеждах ожидают на берегу у дороги к святым монастырям. Высокая белая арка открывает путь к Богу, прямиком в святую обитель, где человек, уйдя от мирской суеты, может приклонить голову и вознести молитву к небесам.

Возвышающиеся над лесом купола, благородно сияют золотыми крестами церквушек, словно сливаются с голубовато-бирюзовым небом.

От полотна веет умиротворением и спокойствием. Небывалое очарование, спирает дыхание, и зритель на миг замирает, словно впустив в свое сердце волнующий перелив церковных колоколов. Звон стройной мелодией льющийся над лесными и речными просторами. Все заворожено чудесным явлением.

Смотря на картину, кажется, что вот-вот почувствуешь свежесть летнего вечерка, вдохнешь опьяняющий запах трав и цветов, прохладной воды, стоит лишь открыть ставни окон и окунешься в деревенское размеренное течение жизни.

Сочинение по картине Вечерний звон Левитана

Холст «Вечный звон» - это одно из выдающихся произведений известного русского художника прожившего такую короткую, но замечательную жизнь. За это время он написал множество замечательных творений.

На этом полотне нет какого-то определенного места. Художник в своих картинах осуществил свои рассматривания природы. Этот холст был нарисован в конце девятнадцатого века.

В центральной части полотна расположена река. Ее воды обрамлены с одной стороны песчаным берегом, а с другой стороны реки берег покрыт зелеными деревьями и травой. На песчаном берегу на воде две лодки, водной из них находится человек. Дальше по течению плывет лодка, в которой находятся гребцы и отдыхающие. Воды реки спокойны.

После чего, взор смотрящего на картину перемещается к берегу реки, находящемуся напротив. На этом берегу находится монастырь, к которому ведет широкая вьющаяся дорога. У самой воды на дороге у берега стоят два монаха. Монастырь переливается в лучах золотого, отражаясь в спокойных серо-голубых водах тихой реки. Слева к монастырским воротам и самому монастырю, словно стена присоединяется лес. Над всем этим прекрасным видом раскинулось такое же прекрасное небо. Оно словно голубой шатер, озаренный солнечным светом. По небу, словно по реке плывут легкие, пушистые облака.

Глядя на картину чувствуешь, как внутри все замирает. Не только люди и природа находящиеся на картине стоят, будто бы околдованы звоном монастырских колоколов, который разливается над окружающими лесами и полями, над гладью широкой реки стоят очарованные этим колокольным перезвоном. Но и человек, который стоит перед этой картиной тоже, словно чувствует этот перезвон точно завороженный.

Когда смотришь на эту картину, в памяти не навязчиво появляются слова знаменитой песни «Вечерний звон». Такое чувство, что подражая словам этой песни, задумались все: люди, небо, река и окружающий лес, они заслушались звуками перезвона.

Этот холст ошеломляет зрителя ярким светом солнца, прохладой веющей от реки, от чудесного леса. Смотря на этот холст, возникает ощущение, как будто вдыхаешь оживляющий воздух, различаешь колокольный перезвон. И становится так легко и спокойно на душе.

4 класс; 8, 9 класс.

  • Сочинение по картине Кудревича Утро весны (описание)

    Владимир Кудревич - это белорусский художник-пейажист, его картины показывают всю красоту родной природы в разные времена года.

  • Сочинение по картине Иванова Подвиг молодого киевлянина 5 класс (описание)

    Картина написана художником Андреем Ивановым по древней летописи Нестора о событиях, происходивших в 968 году. Летопись рассказывает о молодом киевлянине, который во время нападения печенегов на Киев бросился через вражеское войско к реке Днепр

Исаак Ильич Левитан - знаменитый русский художник девятнадцатого века. Он прожил короткую жизнь. Но за недолгий творческий путь оставил значительный след в русской и мировой живописи, создав такие шедевры, как «На Волге», «Тихая обитель», «Март» и многие другие.

Одной из известнейших картин является «Вечерний звон». По тематике и настроению она созвучна с полотном «Тихая обитель». На них не изображено какое-то конкретное место. Левитан воплотил в своих произведениях наблюдения за природой Волги, вид Саввино-Сторожевского монастыря во время заката и монастырь под Юрьевцем. Картина «Вечерний звон» написана в тысяча восемьсот девяносто втором году.

На переднем плане изображена широкая река, один берег который песчаный, а другой покрыт яркой зеленью трав и деревьев. На правом берегу художник нарисовал две лодки. Крестьянин сидит в одной из них. По реке плывет другая лодка с несколькими гребцами и отдыхающими. Гладь реки спокойна. Ее не рябит ветерок. Кругом разлит покой.

Затем взгляд зрителя переходит к противоположному берегу. Там вьется широкая дорога к воротам монастыря. У воды на дороге виднеются две человеческие фигуры. Церковь, ставшая золотистой в лучах заходящего солнца, отражается в плавно текущих водах реки. Слева к монастырю густой стеной подходит лес. И над всем этим великолепием прекрасным шатром раскинулось небо. Оно голубое-голубое. По его спокойной, как у реки, глади плывут розово-желтые облака.

От картины веет покоем. Все замерло. Окружающая природа и люди как будто околдованы звоном колоколов монастырской церкви. Он плывет над широким простором реки, над лесами и полями. И все живое замолкает, завороженное колокольным перезвоном.

Звон заокольный и окольный

У окон около колонн.

Звон колоколен колокольный

И колокольчиковый звон.

Так писал Николай Рубцов в стихотворении, посвященном картине Левитана «Вечерний звон». При взгляде на произведение на память приходят также строчки из песни: «Вечерний звон, вечерний звон, как много дум наводит он». Задумались люди, заслушавшись звуками, льющимися сверху. Задумались небо, и лес, и река.

Картина поражает зрителя ярким светом закатного солнца, свежестью, которая веет от реки и от леса. Ты как будто вдыхаешь полной грудью живительный воздух, слышишь звон колоколов. И на душе становится легко и покойно. Умиротворение охватывает все твое существо.

Значительное место среди полотен Исаака Ильича Левитана занимают пейзажи с изображенными церквями. В этих произведениях он находил покой и смирение. Одной из таких картин есть «Вечерний звон». Создал ее автор после того, как посетил монастырь на Волге и под Звенигородом.

Он показал нам состояние души, когда смотришь на монастырь в лучах заходившего солнца и слышишь колокольный звон. Последние лучи солнца еще сильнее хотят осветить купола церковных построек, что они просто потопают в этом сиянии. Даже деревья возле построек преобразились в другой цвет. Небо, также сияет последним солнечным светом оставляя тени только от мелких туч.

Небольшая спокойная река омывает берега монастыря. По ней тихонько проплывает лодочка с прихожанами. Люди спешат на вечернюю службу. Звон колокола уже начал всех сзывать. Еще несколько лодок стоит возле противоположного берега. По всей видимости, это для опоздавших.

В этом полотне автор как нельзя лучше показал все свои таланты. Насколько точно и красиво он передал каждое дерево, кустик, травинку. Как прекрасно в этот вид вписался сам монастырь. Они как бы одно целое с природой. Без него картина не имела б целостности. И как он показал состояние своей души. Радость и спокойствие олицетворены в солнечном свете, который просто заливает всю картину. И мелодичный вечерний звон колоколов так и звучит в ушах каждый раз, когда смотришь на это полотно.

Сочинение по картине «Вечерний звон» Левитана

Холст «Вечный звон» - это одно из выдающихся произведений известного русского художника прожившего такую короткую, но замечательную жизнь. За это время он написал множество замечательных творений.

На этом полотне нет какого-то определенного места. Художник в своих картинах осуществил свои рассматривания природы. Этот холст был нарисован в конце девятнадцатого века.

В центральной части полотна расположена река. Ее воды обрамлены с одной стороны песчаным берегом, а с другой стороны реки берег покрыт зелеными деревьями и травой. На песчаном берегу на воде две лодки, водной из них находится человек. Дальше по течению плывет лодка, в которой находятся гребцы и отдыхающие. Воды реки спокойны.

После чего, взор смотрящего на картину перемещается к берегу реки, находящемуся напротив. На этом берегу находится монастырь, к которому ведет широкая вьющаяся дорога. У самой воды на дороге у берега стоят два монаха. Монастырь переливается в лучах золотого, отражаясь в спокойных серо-голубых водах тихой реки. Слева к монастырским воротам и самому монастырю, словно стена присоединяется лес. Над всем этим прекрасным видом раскинулось такое же прекрасное небо. Оно словно голубой шатер, озаренный солнечным светом. По небу, словно по реке плывут легкие, пушистые облака.

Глядя на картину чувствуешь, как внутри все замирает. Не только люди и природа находящиеся на картине стоят, будто бы околдованы звоном монастырских колоколов, который разливается над окружающими лесами и полями, над гладью широкой реки стоят очарованные этим колокольным перезвоном. Но и человек, который стоит перед этой картиной тоже, словно чувствует этот перезвон точно завороженный.

Когда смотришь на эту картину, в памяти не навязчиво появляются слова знаменитой песни «Вечерний звон». Такое чувство, что подражая словам этой песни, задумались все: люди, небо, река и окружающий лес, они заслушались звуками перезвона.

Этот холст ошеломляет зрителя ярким светом солнца, прохладой веющей от реки, от чудесного леса. Смотря на этот холст, возникает ощущение, как будто вдыхаешь оживляющий воздух, различаешь колокольный перезвон. И становится так легко и спокойно на душе.

На этой странице искали:

  1. сочинение по картине вечерний звон
  2. сочинение по картине И И Левитана Вечерний звон
  3. сочинение по картине вечерний звон левитан
  4. рассказ по картине вечерний звон
  5. сочинение вечерний звон

Все самое ценное художественное наследие России бережно хранится в стенах Третьяковской галереи. Картина «Вечерний звон», написанная рукой Левитана, является ценным экземпляром, находящимся в 37-м зале. Она выполнена маслом на холсте размером 87х107,6 см. Пространство картины разграничено тремя планами, каждый из которых мог бы существовать обособленно. Манера исполнения максимально реалистична, каждая деталь отточена до мельчайших подробностей.

Биография художника

Исаак Левитан был рожден в 1860 году в Литве. Когда мальчику было 10 лет, его семья переехала жить в Москву. Юный Исаак очень быстро стал сиротой. В возрасте 13 лет мальчик поступает на учебу в Московское училище живописи. Трудолюбие и талант юноши вызывают симпатии мастеров и художников, и уже в 17 лет Исаак является учеником а позже - В.Д. Поленова.

По окончании училища Исаак Ильич Левитан становится весьма узнаваемым и популярным живописцем, участвует в передвижных художественных выставках. Наиболее плодотворный период творчества мастера - 1890-1895 гг. В 1898 году ему присуждают звание почетного академика пейзажной живописи.

Творческое наследие

Основной жанр, в котором работал мастер - пейзаж. Однако в его послужном списке имеются и записи о том, что он был автором декораций для Московской частной оперы. Левитан был одним из немногих художников, кому удалось, будучи в юном возрасте, завоевать симпатию Третьякова, который приобрел у него картину и поместил в качестве экспоната в собственной коллекции.

Начиная с 1884 года Левитан активно пишет с натуры. Однако для современников наибольший интерес представляют его пейзажные работы. Самая популярная его картина - «Вечерний звон», фото которой не раз становилось обложкой учебников, календарей и открыток.

Свое вдохновение художник черпал в богатстве окружающей его природы. После того как в 1987 году он побывал на побережье Волги, его рабочий список пополнился следующими полотнами: «Сосны», «Дуб», «Вечер на Волге», «Дубовая роща. Осень».

Последующие работы мастера приходятся на период 1995 года и можно смело утверждать, что с этого времени его рука начала творить настоящие шедевры, благодаря которым он и прославился на весь мир. Именно в данный период он пишет «У омута» и «Над вечным покоем», а также «Владимирку», которую он впоследствии преподнес в дар Третьяковской галерее.

И.И. Левитан «Вечерний звон»: описание картины

Величайший пейзажист XIX века, мастер с тонкой душой, И.И. Левитан своим творчеством подтверждал безграничную любовь к родине и российскому народу. Его полотна пропитаны бурными красками, присущими природе, и спокойными мазками, передающими теплое отношение мастера к окружающему его миру.

Когда речь заходит о религиозности и влиянии церковной общины на жизнь российского крестьянина, вспоминается изображение спокойной водной глади на закате солнца и виднеющиеся на другом берегу реки переливающиеся купола. Этот образ прочно укоренился в сознании большинства людей, которые сразу же вспоминают, что это Левитан, «Вечерний звон».

Сводится к трем сюжетным линиям. Центральный элемент полотна - река, разделяющая два берега. Вдали зритель может наблюдать раскинувшийся среди деревьев монастырь, а на переднем плане - тропинка, ведущая к водоему. Две лодки на берегу - переправиться через реку и добраться до монастыря. В некотором роде это метафорическое изображение человеческого пути к Богу.

В 1892 году, после посещения нескольких монастырей страны, решает создать Левитан «Вечерний звон». Описание картины как будто передает его медитативное состояние от головокружительного перезвона церковных колоколов, разносящегося с теплым ветром. падают на купола и позволяют им сиять на все полотно. Видно, что картина написана в вечернее время, когда настал черед вечерней службы. Эта идея легла в основу названия работы.

Идея создания картины

Прообраз, который художник использовал в своем полотне «Вечерний звон», был взят из увиденных пейзажей, когда он жил в Звенигороде. Там он имел обыкновение гулять по вечерам близ Саввино-Сторожевского монастыря. Важно понимать, что на холсте видно изображение не того конкретного монастыря, а обобщенная идея вечерней жизни обычных крестьян. Мотив был настолько удачно подобран, что теперь, когда видишь церковные купола, возвышающиеся над макушками деревьев, сразу вспоминается Левитан, «Вечерний звон». Описание картины может быть неоднозначным, но опровергнуть факт ее идейной многогранности невозможно.