Обычаи дагестанцев в наше время. Послесвадебные обряды и обычаи

Детям о КУЛЬТУРЕ ТРАДИЦИЙ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА. ЛЕЗГИНЫ

Дагестанская народная педагогика-это часть огромного педагогического опыта, выработанного на протяжении тысячелетия народами, населяющими нашу многонациональную республику. За много веков своего существования народности Дагестана накопили богатый опыт воспитания, подрастающих поколений создали великолепные обычаи, традиции, в которых аккумулирован созидательный творческий опыт масс, а так же формы, методы и приемы воспитании человека.
«Будь человеком!» -такое короткое, но весьма емкое требование выдвигают перед ребенком, как только он начинает понимать. Под словом «человек» горцы подразумевают образцового носителя определенного кодекса морали и этики поведения в обществе.
Это представление человека гор о чести, о человеческом призвании, об обязанностях перед отцом и матерью, родом, аулом,народом. В народной педагогике существует целый комплекс правил добропорядочности человека, сформирован статус порядочной личности семьи, рода, джамаата, народа. Игнорирование человеком хотя бы одного из этих правил влечет за собой потерю уважения к нему как личности.
Слово «человек» у дагестанцев составляет корень таких нравственных понятий как «гуманность», «порядочность», «человечность». Этим самым народ как бы заложил стержневую основу народной педагогики, гордое имя «человек» сделал ключом воспитательного процесса. Очень удачно выразил методику такого воспитания народный поэт Дагестана Расул Гамзатов:
Горец клянется: «Человеком родился – человеком умру!»;
Хвала горца: «Таких людей больше нет. Он был человеком»;
Как бы объединив важнейшие педагогические требования к человеку, народ назвал их «Законом гор». Закон требует человеческой верности родине и народу;
«Пусть мать лучше умрет, чем родить труса. Храбрец умирает раз, а трус тысячи раз. Лучше слепота, чем бесчестие» - гласят народные изречения.
«Знания, полученные в детскую пору – высеченное на камне изображение», - говорят дагестанцы. Поэтому начинают трудовое воспитание очень рано, когда примерно 3 года. Именно в этом возрасте у детей проявляются первые трудовые стремления: одни, повторяя действия взрослых стремятся подмести, вымыть посуду, накрыть стол, другие желая смастерить задуманное, тянутся к отцовским инструментам: ножовке, молотку и т.д.
Значительное воздействие на создание детей раннего возрасту, оказывает положительный энтузиазм родителей в личном труде, добрые их отношения друг к другу. В ответах на вопрос «За что ты любишь отца? » многие дети отмечают такие действия отца, как помощь матери по хозяйству, умение выполнять различные трудовые операции, вести на волнующие детей темы.
В процессе становления и развития народная педагогика нашла весьма эффективные формы воспитания детей в обслуживающем труде. К таким относится труд по оказанию взаимопомощи.

Создан глубоко осмысленный педагогический канал передачи детям примерных трудовых навыков.
Например, когда отец плетет корзину, ребенок подает прутья и учится секрету плетения; когда отец вьет веревку, канат, ребенок держит противоположный конец веревки; когда мать выпекает хлеб, дочь подкладывает хворост. Все это исключает появление у детей признаков лени, способствует рождению трудолюбия, вырабатывает навыки хозяйственной и общественно полезной деятельности.
Особого внимания заслуживает по развитию в детях чувства уважения к продуктам труда, главным образом к хлебу.
Мудрецы говорят, что на Земле есть три главные ценности: хлеб, чтобы народ всегда был здоров и силен, женщина, чтобы не обрывал нить жизни, книга, чтобы сохранилась связь времен.
Детей с малых лет включаем в посильный труд, игры, национальную борьбу, обучаем бороться с ровесниками, лазать по горам и многому другому, так как горцы ценят в человеке хорошую осанку, подвижность, изящество и благородство движений.
Цель и задачи нравственного воспитания в ДОУ я вижу в формировании у детей необходимых моральных качеств: гуманизм, честности и правдивости, скромности, справедливости, трудолюбия, коллективизма, мужества, стойкости, преданности народу и родине.
Наиболее ярко народные представления о нравственности выражены в народных пословицах.
«Родина – мать, а чужбина – мачеха» (лак.)
«Кто потеряет любимую, будет плакать семь лет, кто Родину – всю жизнь» (лезг.)
«Чем без чести жить – корпеть, лучше с честью умереть» (лезг.)
Не менее значимо в народной педагогике отношение человека к матери. Не случайно народ считает мать началом всех начал.
«Всю жизнь день и ночь трудись – труд матери не возместишь» (дарг.)
«Чтобы сын оплатил матери свое рождение, он должен семь раз отнести ее на своих плечах а Мекку и обратно» (общедаг.)
Народные игры – это отражение действительной жизни наших отцов, дедов, прадедов, это особый вид исторически сложившейся педагогической деятельности трудящихся масс.
Различные исторические, социально – экономические и географические условия жизни и деятельности плюс глубокое осознание роли игры в практике формирования личности человека, привели к тому, что у каждого народа возникли свои сугубо национальные игры и игрушки. Так, например, в Южном Дагестане, где много ореховых деревьев, лезгины создали такие игрушки, как «Гъар – гъар»(Ореховая трещетка), «Къаркъу – писпи» (Ореховая свистулька).
В воспитании человека важное место принадлежит музыке, она сопровождает его всю жизнь – от самого рождения до смерти. С молоком матери впитывает ребенок нежные колыбельные песни. Музыка способна возбуждать в человека смело смелость, воспитывать в нем благородство, гуманность. Влиять на отношение человека к миру, к людям, к труду. Не случайно народная мудрость гласит: «Человек, который поет, танцует или играет, не совершить зла».
Педагогическое значение народных песен заключается в том, что они прививают воспитуемым чувства, необходимые человеку в колыбели (колыбельные песни), в раннем детстве (детские песни), на отдыхе и в игре (игровые песни, частушки, шуточные песни, в труде и быту, при защите родины (песни героев, песни призывы), в любви и дружбе (песни о любви).
Колыбельная песня:
Ты меня проводишь спросонок
Ночь проходит, утро уж близко
Спи, мой шоколадный тигренок,
Спи, моя игривая киска.

Я не думал что твои щечки
Слаще самой вкусной конфеты
Спи, мой кареглазый дружочек,
Ночь тебе расскажет об этом.
Дагестанская сказка для малышей: «Трусливый заяц».
Рассуждал однажды, говорят, заяц сам с собой: «И что за горькая жизнь у меня! Люди не дают мне покоя. Волки не дают мне покоя! Орлы не дают мне покоя… Всех я боюсь, всегда я дрожу. Трусливей меня, верно, нет существа на свете! Лучше умереть, чем так жить!»
И отправился, говорят, заяц к морю, топиться.
Вот пришел заяц на берег моря, а там, на берегу паслись овцы. Как увидели овцы бедного зайца, разбежались в страхе кто куда.
Удивился заяц, кувыркнулся от радости через голову:
- Ого, есть, оказывается, кое-кто трусливей меня! Так нет же, не брошусь в море!
И побежал заяц, гордый и веселый, домой в горы.
В условиях нашей многонациональной республики исторический опыт народной педагогики более тридцати трех коренных народов Дагестана требует пристального внимания уже к дошкольному воспитанию и обучению детей. Максимальный учет местных условий, национальной специфики воспитания предполагает возрождение народных форм и методов развития младенца и малыша. Все это обязывает использовать в раннем воспитании детей народных колыбельных песен, потешек, пестушек, детских игр, сказок, знакомящих малышей с основами национальной этики, морали, с оценкой поведения человека труженика, человека - друга, человека- воина и защитника. Уроки национальной музыки, народной игры, детский посильный труд должны стать привычной естественной средой использования простейших форм и методов народной педагогики, привития детям чувства любви к родному народу и его духовной материальной культуре.

Истоки традиций народов Дагестана

Истоки традиций, объединяющие дагестанские народы

Общеизвестно, что Дагестан страна многонациональная, многоязычная. Что объединяло его народы? О чем говорят общественные традиции, исторический опыт совместного проживания на дагестанской земле?

Давайте начнем отвечать на эти вопросы с самого названия Дагестана, который переводится: «даг»-гора, «стан»-страна- страна гор. Дагестан с глубокой древности вошел в историю как цельная этнотерриториальная единица. За истекшие 8 тысяч лет оформилась главная особенность Дагестана-это наличие на его территории историко-культурного единства родственных этносов (народностей). В основе этого единства лежит ряд признаков, в том числе таких, как материальная и духовная культура, быт, обычаи, традиции и язык. Древние предки нынешних дагестанцев еще имели общий язык-проязык. (К началу I тыс. лет до н. э. население Дагестана говорило уже на разных языках.) Нынешние дагестанские языки являются разветвлениями этого проязыка. Процесс их дальнейшего оформления привел в конечном счете к образованию современных народностей Дагестана. Тем не менее, общность их происхождения, сходство условий их жизни, постоянные хозяйственные, культурные, а затем и политические связи проявлялись на всех последующих этапах становления этих народностей и их исторического существования, Итак, один корень происхождения, одна мусульманская вера и одна историческая судьба явились прочным фундаментом сплоченности и единства дагестанских народов и их политического сознания.

Это единство подкреплялось множеством других факторов. Среди них:

Все дагестанские народы находились в собственной этнической среде. Они ничьей земли не захватили, исконно жили на собственной земле среди сородичей и потому не имелось причин для распрей и конфликтов. Тут все было родное, близкое и общее. Любой горец, к какой бы народности не относился, мог жить в любой части Дагестана, не чувствуя себя одиноким. Языки, составлявшие одну семью дагестанских языков, еще не стали главным определяющим признаком общественного самоопределения личности. Выработались привычки быть, вместе, общаться и чувствовать рядом соседа, с которым можно обменяться производственным опытом и знанием языка,

Героические традиции дагестанских народов

1. Проявление героических черт в борьбе за независимость, честь и свободу

У народов Дагестана, как и других народов Кавказа, России, Средней Азии есть свои исторические традиции, связанные с героизмом и воинской славой. Эти качества выковывались на протяжении 1многих веков, и каждый народ по праву является законным наследником всего того, что создали его предки. На протяжении многих веков сменялись одна за другой формации, гибли государства, сметались правительства и исчезали целые народы, а история совершала свой бег. Много горечи и поражений было на этом пути. Из прошлого наследия мы должны брать все лучшее, "все полезное, что украшает и прославляет нашу жизнь. Молодежь должна знать славные страницы героической истории своего народа.

Взять, к примеру, наш Дагестан, ведь это небольшая страна, страна множества народов и языков. Все ли мы знаем о его историческом прошлом? Известно ли как эта небольшая страна смогла устоять, выдерживая непрерывный натиск завоевателей? Все ли мы знаем о том, как в борьбе с врагами народы Дагестана шли на любые лишения ради своей свободы и независимости существования?

Надо восстановить образы эпических и исторических героев дагестанских народов. Ведь каждый народ воспевает силу, ловкость, храбрость своих героев, сражавшихся с врагами. Стоит оглянуться на прошлое наших народов и перед нами раскроются картины, которые обязательно заставят задуматься о героях.

Орды степных кочевников бились с нашими предками, и дагестанские народы не погибли под страшным напором варваров. Развалины дербентских памятников, городов, крепостей вдоль Каспийского побережья и поныне как бы воскрешают перед нами бурный период истории.

Рабовладельческий Рим посылал на Кавказ свои легионы, чтобы поработить его народы, но Кавказ устоял.

Земли Дагестана топтали войска сасанидских царей, гуннов, хазар, половцев. Дагестан устоял перед их натиском и выдержал завоевание арабов, страшные нашествия орд Чингисхана.

Северный, равнинный и южный Дагестан со второй половины XIII в. стал ареной почти столетней ожесточенной борьбы между Золотой ордой и государством Хулагуидов.

Мировая и отечественная история не обошла Дагестан. Письменные истоки сообщают об отчаянном, героическом сопротивлении кайтагцев в борьбе против Тимура, когда из каждой тысячи остался в живых лишь один.

Весна следующего 1396 года. Более месяца обороняется от полчищ Тимура даргинское село Ушкунджа недалеко от Акуша. На помощь ему направляются три тысячи добровольцев из Аварии и Лакии во главе с кумухским правителем, причем все они гибнут в бою. Тимур так и не смог понять, почему аварцы и лакцы-тогда мусульмане выступили против него, единоверного им завоевателя полумира, на верную гибель ради помощи своим иноверным и иноземным землякам даргинцам.

Исторический фольклор (легенды, предания) доносит до нас массу сведений и фактов, подчас очень выразительных и детальных, о набегах, о борьбе против произвола и насилия угнетателей, о Хочбаре и трагической гибели героя на костре. Многолетняя неравная, отчаянная борьба гидатлинского Хочбара, морально-психологический конфликт в душе героя между трезвым рассудком и чувством личной гордости, его неукротимая воля перед лицом мучительной смерти, трагическое торжество над врагом-все это потрясло слушателей и три, и два вежа назад. Недаром сюжет о Хочбаре перешел от аварцев и к лакцам, и к даргинцам.

Сюжет этот потрясал не только горцев. Восторженную оценку этой героической, песне дал в свое время Л.Н. Толстой.

Кто назовет, кроме Парту Патимы и Хочбара, имена других мужественных и отважных сынов Дагестана, отличившихся в этих битвах?

Свободолюбивый горец всегда был на страже своей родины, сельчан, народа. Когда горец располагался на полугоре, на уступе крутого склона в окружении отвесных скал, то имел в виду, что это его крепость, доступ к которой возможен только тропинками, и он защищен. Когда на окраине аула строились боевые и сторожевые башни (в Ицари, Кахибе, Ругуджа, Кули, Гапшиме, Муни, Мусрухе, Тидабе, Кубачи, Гочобе, Гидатле) горцы становились защитниками всего джамаата, У дагестанцев были свои центры по выделке оборонительного и наступательного оружия. Издавна прославленными центрами выделки оборонительного вооружения (брони, латы, шлемы, кольчуги, кинжалы, сабли, пистолеты, ружья, клинки) считались Кубачи, Дербент, Амузги, Харбук, КУМУх, Казанище, Хунзах, Ахты. В некоторых аулах воины хранили оружие в специальных помещениях около годекана или.мечети. У каждого было свое место, куда вешали заряженные ружья. Когда сторожевые посты сообщали сигнальными выстрелами или кострами на возвышенности, что по их земле двигается противник, воины спешили к месту хранения оружия, и дружина сразу была готова к сражению.

Русский офицер И. Гербер, - служивший в первой четверти XVIII в. в Дагестане, свидетельствует, что у кубачинцев самые лучшие оружия. Отливали они несколько пушек для своей обороны. «...Дагестанцы люди храбрые и наездники, все вооружены огнестрельным оружием, добрыми саблями, и многие в панцирях». Своей отвагою, гордостью воина, умением воевать и сохранять независимость дагестанцы сумели внушить уважение соседям.

Дагестанский историк прошлого века Гасан Алкадари дает перечень всего того, что хотел бы иметь горец:

Тридцатые-сороковые годы XVIII века. На Дагестан неоднократно накатываются полчища завоевателя всего Среднего Востока и половины Индостана-Надыр-шаха. И каждый раз его народности, сплачивая свои силы, наносят ответные удары захватчику. В долинах южного и среднего Дагестана, на высотах Турчи-Дага и Андалальской долины народы Страны гор нанесли такое сокрушительное поражение иранскому шаху Надыру, после которого он более не оправился. Подвиг этот, и в том числе подвиг горянок, воспет в героических поэмах на всех горских родных языках. Народы хорошо помнят отважных героев освободительного движения Чолака Сурхая, хана Муртазали, уцмия Ахмед-хана, Кудия-кади Согратлинского, Hyp-Магом еда Хунзахского, Гаджи-Мусу Мегебского, Хочобского муллу, тухумы дайтиевы и угозилал из Хунзаха.

Примечательно, что единственной страной, оказавшей Дагестану в те годы реальную помощь в меру своих тогдашних возможностей, была Россия. События освободительной борьбы дагестанских народов отозвались в истории сопредельного Закавказья, громким эхом прокатились по Ближнему и Среднему Востоку» повлияли на политику европейских держав.

Волею истории боевая слава сделалась насущной потребностью в жизни всех дагестанских народов. Потому то в песнях и преданиях горцев так много воспоминаний о славных боевых делах их предков. Они в борьбе с врагами развили в себе превосходные боевые традиции и передавали их из поколения в поколение. И так было не только потому, что деды хотели сохранить предания о былых днях, рассказать о них внукам, но и потому, что героические боевые традиции имели практическое значение при защите своей Родины.

традиция дагестан народ героизм

По своей природе большая часть Дагестана оставалась усеянной вольными демократическими обществами. Свободу и честь народа горцы воспринимали как сохранение своего языка, обычаев, культуры, дружбу и взаимопонимание. За сохранение своего национального достоинства они готовы были всегда драться с кем угодно и как угодно, но чести не роняли.

Народ не сохранил в своей памяти воспоминания о легких и случайных победах. Он бережно сохранил в памяти именно те битвы и дела, которые потребовали напряжения всех сил, стоили много жертв и были связаны с борьбой за волю, за честь, за будущее.

Народ обобщает прошлое. В одно целое сливается все, что говорит о стойкости, напоминает о людях с сильным характером. Не началом ли таких эпических обобщений в фольклоре и является тот цикл, который нам известен под названием «Песни о джигитах», «Кади Ашильтинский», «Песня об Али-молодце», «Песня о походе Ермолова», «Богатырь карт-кожак и красавица Максуман», «Песня о защитниках Анджи», «Песня о герое Мур

тазали», «Песня о Шарвели», «Батыр Амат, сын Айсыла» и т. д. А сколько пословиц и поговорок создано о смелости и отваге дагестанских горцев и в то же время беспощадно клеймящих людей нерешительных и трусливых. Не случайно одна из аварских песен начинается со слов: «Не рожайте, женщины, трусов!». У каждого-народа существует целый цикл песен о набегах, где воспевается стойкость горца. Образец такой песни приведем из даргинского фольклора: «Вокруг огненное кольцо, а я-посередине огня. Но хотя огонь и сжигает меня, не буду просить о помощи». «Вокруг боя-кольцо, а я в середине боя. Но хоть в куски разорвите меня, не смирюсь я перед вами!»

В первой половине XIX века, в мрачные годы царствования Николая 1, горы и долины Дагестана были затоплены кровавой войной. Горцы и здесь не посрамили себя. Против них был брошен герой Отечественной войны 1812 г. царский наместник на Кавказе А.П. Ермолов. Ни карательные меры, ни угрозы, ни разорения ему не помогли в этом. Как бы оправдываясь в. своем бессилии, Ермолов потом говорил: «Не стыдимся признаться, что Дагестан не повиновался? Стыд весьма напрасный, ибо земли непокорные не повинуются: их надобно взять прежде!» В другом случае он подчеркивал: «Народы Дагестана имеют «знаменитость и никакой не признавать над собой власти». В тридцатилетней своей борьбе с царскими войсками во главе с имамом Шамилем горские народы еще раз проявили свою доблесть и стойкость. Разве не декабрист А. Марлинский говорил об этом, когда писал: «Я топтал снега Кавказа, я дрался с сынами его... как искусно умеют они сражаться, как геройски решаются умирать». Не об этом ли свидетельствует штурм Ахульго?

Героическая, многолетняя борьба горцев под руководством Шамиля привлекла к себе внимание не только на Востоке, но и в странах Запада. Таким образом, значение ее выходит далеко за пределы Дагестана, Чечни и Кавказа.

Исторические традиции -неиссякаемый источник боевой, патриотической закалки новых и новых поколений. Вдохновляющая сила этих традиций с особой силой проявилась в годы революции. Следует помнить имена героев революции и гражданской войны: У. Буйнакского, Махача Дахадаева, Алибека Богатырева, Сафара Дударова, Казимагомеда Агасиева, Гаруна Саидова, С. Казбекова, О. Лещинского, Д. Коркмасова, Н. Самурского, Омара Чохского, Г. Далгата, М. Атаева, С. Габиева, Г. Саидова и многих других. Они с юношеских лет посвятили свою жизнь борьбе за народное счастье.

Великая Отечественная война. Традиции боевого героизма и патриотизма наших народов множились в жестокой схватке с немецко-фашистскими захватчиками. Вместе с русским и другими народами Отечества дагестанцы показали в эти дни беззаветную храбрость. Уходя на фронт, сыны Дагестана давали клятву биться насмерть, не щадя сил и самой жизни для полной победы. Бессмертные подвиги 50 героев-дагестанцев и многих тысяч сынов страны гор на фронтах вписаны золотыми буквами в летопись Великой Отечественной войны.

Народ обессмертил имена тех, кто верно служил Родине! Во всех горных аулах им воздвигаются памятники и монументы. Такие исторические памятники имеют огромное значение в воспитании патриотизма и укреплении дружбы народов. Беречь и развивать 6oeвые традиции-это значит проявлять заботу о каждом монументе, напоминающем о героическом прошлом народа, о революционных событиях в стране. Демократические преобразования немыслятся без проявления в жизнь глубоких патриотических, поддерживающих связь поколений, художественных, исторических традиций.

Афоризмы, пословицы и поговорки о мужестве, героизме и отваге горцев

По традиции в Дагестане надписи делались на оружии, стенах домов, камнях, дереве, предметах домашнего обиход была своего рода «библиотека». Вот некоторые из таких записей.

«Кто не защищает свою честь, тот погибнет». Надпись на могильном камне в ауле Ашильта.

«Предпочитаю огонь - позору, смерть - унижению» на клинке кинжала Хаджалова из аула Игали.

«Слава и честь- на спинах коней». Надпись на украшении конской сбруи, принадлежащей жителю с. Обода 3. Гамзатову.

«Трус - оружие смерти». Надпись на мече жителя селения Муни С. Гаджиева.

«Прежде чем стрелять, колчаны наполняют стрелами». Надпись на колчане наиба Шамиля Бусилова из Тинды.

«Рай находится под тенью сабель». Надпись на клинке Д. Мур-тазалиева из селения Гиничутль.

«Кто не защищает свой заповедник своим оружием, тот вынужден мириться с унижением». Надпись на сабле жителя селения Гиничутль И. Чунка.

«Кто не стремится к прославлению, слава пройдет мимо него, «то острием сабли не прославится, тот никогда не будет благородным». Надпись на сабле жителя из селения Гинич М. Даилова.

«Углубляйтесь в лес и не бойтесь львов, если надвигается страшное испытание, смело идите вперед». Надпись на потолке дома хунзахца Гасана - сына Сайфулы.

«Не ищите справедливости у угнетателя или предателя». Надпись на потолке бассейна в селении Ашильта.

«Мужественный-в бою, имеющий большой тухум - в ауле.

«Между друзьями меч войны-из войлока».

«Друг смотрит в глаза, враг-в ноги».

«Храбрость-это умение править не только конем, но и собой»

«Мать храброго-не плачет».

«Тот, кто расскажет о войске,-пусть будет всенародно сожжен

«Оружие горцы носят всю жизнь, а нужда в нем - на один день».

«Защищайся палкой или пикой». Надпись на пике знаменосца нуцала Мама Рустамова из селения Гиничутль.

«Храбрость, что молния-она мгновенна».

«Жизнь храбреца-четверть века».

«Джигит умрет-слово живет». «Храбрец сохраняет аул».

«Да погибнут трусы! Честь батырам!»

«Богатырь узнается, когда наступает время».

«Мужество удальца и не доят и не седлают».

«Чем жить без чести,-говорят горцы,-лучше принять смерть

«Да дойдет добро до храброго молодца».

«Лучше быть вдовою героя, чем женою труса»- говорят горянки.

«Лень не родит героя».

Презренен тот, кто потерял в пылу сражения винтовку, кинжал и бежит

Мужчина должен владеть острым кинжалом и быстрой лошадью

«Прославленный герой из скалы воду добудет». «Пусть прославится тот, кто справедлив».

«Лучше богатырское сердце, чем золоченый меч».

Пословицы и поговорки

Аркан хорош длинный, а речь- короткая.

Бедняк живет, как может, а богач-как хочет. Бедняку и кукурузный хлеб-сахар.

Богатый и дедовы похороны справляет, а бедный не может похоронить отца.

Богатый за совесть не переживает.

Без труда нет и покоя.

Без ребенка в семье нет счастья.

Без достоинства нет своего мерила происходящего.

Бойся беды, а придет-будь мужественным.

Бойся безделия, ибо оно хуже всех пороков.

Веку насильника долгим не бывать.

Вино раскрывает в человеке ржавчины.

Где бы ни собирались тучи, они разряжаются дождем, молнией и громом на Гуниб.

Герой умрет однажды, трус -сто раз.

Да будет урожай на хлеб, чтобы можно было делать побольше бузы.

Да дойдет добро до храброго молодца.

Да первенствуем над врагом мечом, а над другом-хлебом.

Да увеличится богатство, чтобы нас любили люди.

Делай для друга, учись для себя.

Деньги делают и хана рабом, а раба ханом.

Доброта и честность украшают человека.

Дом, куда не ходят в гости-несчастный дом.

Доброе имя лучше сокровищ.

Доброе слово и кинжал отведет.

Если говорящий глуп, хотя бы слушатель должен быть умным!

Если даже рот кривой, на сходе богатый говорит.Если криком можно было что-нибудь сделать, осёл каждый день строил бы по семь домов.

Если соседи хорошие, то и слепая девушка замуж выйдет. Если тебя не слушают, лучше сидеть молча.

Жизнь всегда дорога.

Жизнь без труда-это не жизнь,

Земле нужен мир.

Зима-это дракон.

Клятва вора пусть будет на родителях жены. Каков корень-таковы и побеги.

Кто будет беречь свой рот, у того голова будет цела. Крапиву рвать лучше чужими руками. Кто не в поле-тому горе.

Когда шухтинец поправляет постель, в сарае акушинца корова мычит, думает, что сено несут.Кто умеет, тот и на море огонь разводит. Кто советуется, тот не ошибается.

Когда умирает взрослый-в доме пусто, умирает малый-в сердце пусто.

Когда приходит бедность, убегает свет.

Когда гневаешься, ум убегает.

Когда приходит власть, убегает милосердие,

Лень не родит героя.

Лучше краска на лице, чем пятно на солнце.

Любишь почет-люби и труд.

Мать храброго не плачет.

Мужество удальца и не доят и не седлают.

Мужчина должен владеть острым кинжалом и быстрой лошадью.

Мужа честь можно убить, но не опозорить. .

Не быть маслом в воде-это значит не быть равнодушный!

созерцателем зрелищ.

На языке мед, под языком лед.

На дне терпения оседает золото. ^

Не всегда жить в обиде, не всегда хан в Гунибе.

Не подходи к чиновнику, когда разбогатеешь, он сам придет. Нукал куда бы не пошел, найдет пир, бедняк, хотя бы куда пойдет, найдет труд.

Нечистая совесть, хуже змеиного яда. Овечий язык ешь, а человеческого берегись. Около золота и железо блестит.

Плохо шутить зимой с горой, летом с рекой,-зимой обвалы, летом полноводье.

Пусть прославится тот, -кто справедлив. Покорную овцу трижды доят. Поле засевают не словами, а семенами.

Самый лучший друг тот, кто следует заветам предков.

Сила жизни-в дружбе.

Спрашивать не стыдно.

Суетясь, за счастье не ухватишься.

Тебе не быть сорокой (это означает-не болтай много, а исполняй приказание).

У кривой палки не бывает прямой тени.

У лжи хвост короткий.

Умен дурак, когда молчит.

Хороший камень из аула не выносят.

Хоть на свадьбу попадет бедняк, ему работа, а богачу веселье.

Что в сердце хранится, то на лице отражается.

Чем богаче человек, тем он жаднее,

Чем жить без чести, лучше с честью умереть.

Чем родиться нищим, лучше не родиться.

Честь может быть потеряна только однажды.

Честность-лучшее лекарство души.

Чья жена умерла-тот ночью плачет; чья обувь рвана-тот днем плачет


вероника георгиева
Музыкальное мероприятие среди педагогов «Традиции и обычаи народов Дагестана!»

«Традиции и обычаи народов Дагестана »

1 слайд «Дагестан

1-Ведущая :

Ассаламуалейкум! Дорогие друзья!

Ассаламуалейкум! Добрые гости!

Да будет мир над вами! Только мирные люди могут жить рядом, крепко дружить, красиво трудиться, радоваться успехам и делать добро. Мы горды тем, что родились и выросли в прекрасном крае, в многонациональном Дагестане .

2 слайд «Народности Дагестана

2-Ведущая :

Дагестан в переводе с тюркского значит «страна гор» . Еще его часто называют «кавказским Вавилоном» . Здесь проживают люди самых различных народностей – аварцы , даргинцы, рутульцы, лезгины, кумыки, лакцы, табасаранцы и др.

1-Ведущая :

Это единственное место на земле, где на территории площадью 50 000 кв. 2 проживает 102 национальности, 36 из них коренные.

Звучит дагестанская мелодия .

Стих читает Фатима Гамидулаховна.

Цахурцы, Лакцы, Кумыки, Аварцы,

Каспийск, Махачкала, Дербент, Кизляр.

Переплетением городов и наций,

Прославился прекрасный Дагестан .

Лезгин, Рутулец, Табасаран, Агулец,

Даргинец брат, плечом к плечу стоят.

И крепость их как горные вершины,

В которых гордые орлы парят.

В едином духе множество народов ,

В лезгинском танце горные орлы.

В сердец единстве сила Дагестанцев ,

В бесстрашии воинов душа Нарын Калы.

Долг горца оказать гостеприимство,

Он никогда его не нарушал.

И каждый там оставил свое сердце,

Кто на Кавказе щедром побывал.

И так заведено в горах Кавказских,

Друзей навеки верных обретешь.

Наполнив рог, когда из бочек Дагестанских ,

За дружбу с ними тост произнесешь.

3-слайд «Дагестан

Гимн Дагестана поют все .

2-Ведущая :

Республика является самым многонациональным регионом России. Разумеется, у каждого народа есть свои обычаи и духовные ценности . Поэтому традиции Дагестана , весьма разнообразны, но при этом в них проявляется некоторая схожесть.

Сегодня мы расскажем вам о некоторых обычаях нашего горного края .

4-слайд «Навруз!»

Звучит народная дагестанская музыка .

Наступила весна. Пробуждение природы и начало полевых работ у народов Дагестана отмечается весенним праздником Навруз или как его еще называют Праздником первой борозды, который отмечается очень пышно и весело.

Навруз входит в список нематериального наследия ЮНЕСКО. Для празднования Навруза мы отправимся в Юж. Даг. в одно из лезгинских сел.

Под музыку выходят лезгины .

НАВРУЗ или Яран – Сувар как называют этот праздник лезгины - это один из немногих праздников, который сохранил весь колорит обрядов и традиций предков . Этому празднику около трёх тысяч лет. Яран-сувар означает «праздник солнца» , который наступает во время весеннего равноденствия в ночь на 22 марта.

С этим праздником у лезгин связано много поверий и обычаев . Так считается, что чем веселее и радостнее люди встречают Яран-Сувар, тем щедрее к людям будет природа. В дни этого праздника прекращались войны, кровная месть, забывали обиды и ссоры.

Одним из главных атрибутов Навруза являются праздничные угощения. Это орехи, сладости и обязательно проросшая пшеница, которая символизирует пробуждение земли и начало новой жизни.

Кульминацией праздника Навруз является ритуальный костёр. Вечером костер разжигает глава семьи. Пока горит большой костер вокруг него водят хоровод «Яллын» , люди прыгают через костер, оставляя, по преданию, все болезни и беды в прошлом году. После хоровода начинались танцы «Айелдуш» .

В дни празднования Навруза по домам ходили ряженые Кеса и Кечал, которые поздравляли хозяев и собирали угощения.

В зал входят Кеса и Кечал с группой, выкрикивая поздравления.

Дома у нас большие, Гьоссай!

Окна золотые, Гьоссай!

С Днем навруза - Днем весны, Гьоссай!

Мы поздравить Вас пришли, Гьоссай!

Ассаламу алейкум! (хор)

В доме этом все девицы,

Как одна румянолицы.

Рукова их длинны,

И слова их умны.

С Днем Навруза – днем весны!

Мы поздравить вас пришли!

Ассаламу алейкум!

Выходят гости с подарками, со сладостями, Кеса и Кечал подходят к ним с пожеланиями и взамен получают угощения.

Мир вашему дому!

Пусть год будет баракатным!

Пусть дом ваш будет полная чаша!

Да будут густыми всходы

Да умножается стадо

Да не будет засухи.

Да развеется тоска,

Да просеется мука.

А мука у нас бела,

Испечёте вы пирог.

Нам отрежете кусок

С Днем Навруза – днем весны

Мы поздравить вас пришли!

Ассаламу алейкум!

Музыкальный лезгинский номер .

5-слайд «Кумыкское село!»

1-Ведущая :

Звучит кумыкская мелодия

Во дворе у Муслимат собираются соседи. Они пришли помочь хозяйке дома, отделить кукурузные зерна от початка. Так, издавна заведено, если кому-то нужна помощь - на выручку приходит всё село. Этот древний кумыкский обычай называется булкъа .

Чтобы работать было веселее, во время булкъа поют старинные песни и танцуют. Специально для этого приглашают гармонистку,

Гармонистка тихо начинает наигрывать кумыкскую мелодию, она не участвует в работе. Её задача развлекать остальных.

Со стороны может показаться, что здесь свадьба или день рождения, но на самом деле эти женщины выполняют достаточно тяжёлую работу. Предстоит обработать около ста мешков кукурузы. Гостей обязательно угощают сытным обедом. Дело может затянуться за полночь.

Кумыкская песня «Чигьып-чигьып»

После обеда на стол подают фрукты. Муслимат старается как можно лучше угостить своих гостей. Чтобы потом не говорили, что их плохо приняли. В селе любят обсуждать хозяев булкъи. Сравнивают, в чьём доме было лучше - это тоже часть обычая .

В Дагестане говорят , там, где соберётся три кумыка, будет концерт художественной самодеятельности.

Музыкальный кумыкский номер .

6-слайд «Высокогорных аварских сел»

2-Ведущая :

А теперь перенесемся в горный Дагестан и посмотрим , какие свадебные обычаи есть у аварцев .

Звучит аварская народная мелодия .

Свадьба в ауле - событие первой важности. У дагестанцев она длилась три дня , независимо от материального состояния родителей молодых. В течение двух дней она шла в доме жениха, а на третий переходила в дом невесты. (звучит аварская старинная мелодия) . Эхом по горам разносились звуки зурны и дробь барабана, и разворачивалось самое настоящее театрализованное зрелище. Приглашаем вас на традиционную аварскую свадьбу .

За невестой по традиции отправлялись ночью с горящими факелами, в масках животных и в овчинных тулупах, вывернутых наизнанку, с песнями и танцами (зурнач и барабанщик, дабы отгонять злых духов. Во главе процессии, сопровождаемой музыкантами , шел друг жениха с длинной палкой в руке. Быть другом жениха считалось престижным, и общественное мнение строго следило, чтобы на эту роль назначался достойный.

Провожая дочь в чужой дом, мать давала наставление :

Материнский наказ дочери

А каждый дом - сам по себе держава.

Там все свое. Там распорядок свой

И свой закон, И правила, И право.

Свои капризы у порога брось

И уважай привычки их любые :

Коль там хромые - обопрись на трость

И надевай очки, коль там слепые.

Тебе вручается очаг

Отныне и навеки!

Пусть он горит, как свет в очах,

Как сердце в человеке.

Сумей большой огонь разжечь

На малом огоньке

И хлеб большой сумей испечь

На небольшой муке!

Ты, дочь моя, уходишь в дом чужой.

А там свои тропинки от порога.

Чтоб сделать шаг, ты оглянись, постой

И выбери - куда поставить ногу.

Есть добрые слова - слова-лучи,

Щедрее будь на ласковое слово.

А есть слова, звучащие сурово.

Не взвесив слово, лучше промолчи.

Ты, дочь моя, уходишь в дом чужой.

Пусть он роднее будет с каждым годом.

И все, что там возникнет пред тобой,

Пусть будет солнцем для тебя и медом.

7-слайд «Свадьба в ауле!»

Если даже невеста жила по соседству, в дом жениха ее вели в течение многих часов. Впереди всех шла старшая подруга с большим подносом халвы. Каждому, кто проходил с лучшими пожеланиями для невесты, она давала кусок халвы.

Посмотреть на это веселое и яркое зрелище стекались все жители села, заполняя собой улочки и плоские крыши домов. От дома невесты до дома жениха на невесту сыплют муку, зерно и сладости, желая ей сладкой жизни в новом доме.

Невесту встречала мать жениха с чашечкой меда, подносила ее к губам девушки и при этом говорит :

Мать жениха : Пусть ваша жизнь будет сладкой, как мед.

Музыкальный аварский номер .

8-слайд «Даргинское село!»

1-Ведущая :

В Дагестане издревле обращали особое внимание на обряды, связанные с рождением ребенка и укладыванием первенца в колыбель.

И сейчас мы с вами отправляемся в даргинское село

Звучит народная даргинская мелодия .

Обряды величания ребенка, особенно первенца, у всех народов Дагестана , в том числе и у даргинцев, проводили весьма празднично и торжественно. Основными обрядами этого цикла являются :

1) «у бихьни» («наречение имени» );

2) «сирила катни» («укладывание в колыбель» );

3) «бек1 бялг1ни» , «кьачила мекъ» («бритьё головы» , «свадьба косички» ).

Люлька – это первый дом ребенка на 1,5 – 2 года жизни. На наш взгляд, нет вещи, сделанной для ребенка и более окруженной суевериями, поверьями и обрядами, чем люлька. Именно при помощи люльки происходило первое приучение к дисциплине, которое было необходимо в традиционном обществе .

В первый раз его укладывала старшая женщина из рода отца ребенка. Она переносила его через полный котел каши, чтобы он не познал в жизни голода. Женщина укладывала ребенка в люльку и произносила заклинание :

Уркурла к1уне даршаб!

Куны колыбели добры да будут!

Гьанк1ла к1уне далдикаб!

Куны сна в ладу да будут!

Усабе, илкьабе!

Да будешь спать, да будешь зреть!

К1уна-хуна их1ябе!

Куны да сохранят тебя!

Ада-абан айкьабе!

Родители да вырастят тебя!

Пемру г1еркъай ахьабе!

Долголетним да будешь ты!

Талих1ла етахьабе!

Счастливым да станешь ты!

Считали, что как бы крепко не пеленали ребенка, пока его не уложат в люльку, у него болит спина. Первое укладывание в люльку предпочитали совершать в пятницу, обычно на 7-ой день .

Под матрас люльки клали что-нибудь стальное : нож, ножницы, а также Коран. В люльку укладывала малыша одна из его бабушек, с отцовской или материнской стороны, или другая близкая женщина, прожившая счастливую жизнь и обладавшая, как говорили, «легкой» рукой.

Она желала ребенку здоровья, счастливой обеспеченной жизни, желала стать ему главой большого семейства, трижды с молитвой обводила вокруг люльки и укладывал в нее.

В зале оформлена комната : колыбелька со всеми принадлежностями, столик с угощениями, предметами домашнего обихода.

Звучит даргинская обрядовая мелодия.

Гостей встречает бабушка. В руках у гостей небольшие сувениры, подарки.

Гостья - Мы пришли поздравить вас с рождением внучки. Мы вам желаем, чтобы ваша внучка выросла здоровой, красивой и, чтобы у вас было еще много, много внучат.

Бабушка - Да, у моего сына родилась дочка, а мне внучка. Спасибо, мои дорогие, что пришли разделить нашу радость. (гости проходят и садятся на стулья)

Бабушка- Добро пожаловать! (обнимаются) Родственники - Мы приехали поздравить вас и весь ваш род с рождением внучки, желаем, чтобы у вас хватило здоровья на всех внуков и правнуков.

Бабушка- (обращаясь к гостям) . Спасибо, спасибо! Садитесь, пожалуйста. Как поживаете? Как здоровье ваших родителей, детей, родственников?

Гостья-Спасибо. Все живы, здоровы. А как ваше здоровье?

Бабушка- Да вот радуюсь, что внучка родилась, бегаю. Хорошо, что вы именно сегодня приехали к нам. У нас сегодня праздник - «Укладывание нашей малышки первый раз в колыбельку» .

Гостья- Уважаемая …. а нам поручили поздравить вас и вручить эти подарки.

Бабушка- Спасибо вам за ваши подарки. Желаю вам, чтобы люди к вам приходили по доброму случаю и, чтобы я смогла вам добром отплатить за ваше внимание.

Гость- А как назвали вы свою внучку?

Бабушка-По обычаям мальчика называют именем дедушки или доблестного джигита, девочку - именем бабушки или счастливой, красивой женщины. Ох, и долго спорили все наши родственники и знакомые, как же назвать нашу девочку. Одни предлагали назвать ее Заремой, другие Айгуль, Мариям, Медни, Жамиля. Каких только имен не предлагали. Наконец-то назвали Жамилей. Тот, кто дал имя, должен подарить платье. Посмотрите, какой подарок принес мой брат, уважаемый человек (показывает подарок) . Он-то и назвал нашу девочку Жамилей.

Моей внучке исполнилось две недели, и сегодня первый раз будем укладывать в колыбельку и в честь этого я приготовила угощение. Для всех устроим праздник. И на этот праздник к нам сегодня пришли наши соседи, родственники- все, кто разделяет с нами эту радость.

Бабушка выдвигает вперед колыбельку и рассказывает.

Колыбельку делают из боярышника, так как это дерево считается счастливым, прочным и легким. В такой колыбельке ребенок вырастает здоровым, крепким и счастливым. При рождении первого ребенка-мальчика, люльку и все принадлежности к ней готовит бабушка по матери, а для девочки - бабушка по отцу. Так как дочка родилась у моего сына, я своей внучке приготовила колыбельку. Посмотрите, какая она красивая с узорами.

Укладывать 1-раз младенца поручали опытной,доброй женщине. И вот сегодня пригласили такую женщину.

Дочка, принеси, пожалуйста, мою внучку.

Женщина начинает укладывать младенца в колыбельку.

Мать стоит в сторонке, наблюдает.

Бабушка - Смотри и запоминай, дочка, потом самой тебе придется укладывать в колыбельку ребенка.

Женщина - Чтобы молочным был сон у тебя, моя маленькая (комментирует свои действия) : Ножки надо хорошо выпрямить, завернуть в пеленку и завязать, там, где находятся коленочки, а чтобы повязка не давила, положить под нее плоскую небольшую подушечку. Руки выпрямить вдоль туловища, завернуть в пеленку, положить по обеим сторонам подушечки и завязать. Затем сверху накрыть одеяльцем. Нельзя, чтобы темечко мерзло, поэтому можно косыночку приложить к голове. Ну, а теперь можно и спеть колыбельную песенку.

Все колыбельные песни монологичны. В развернутом монологе выражаются чувства и надежды матери :

Лай-лай, лай-лай, эш, лай-лай,

Атх1еб дак1иб кьаргьуна,

(Ты) словно травка, выросшая весною,

Партбяг1иб вавагъуна,

(Ты) словно раскрывшийся цветок,

Уссен паргъатсе анк1ли,

Спи, родненький, мой,

Уссен дила ах1ерси!

Спи спокойным сном!

Лай-лай, лай-лай, эш, лай-лай,

Лай-лай, лай-лай, эш, лай-лай,

Урцулла сирилег1ед,

В колыбели из дерева,

Къант1аби т1улбела вег1,

Обладатель коротких пальчиков,

Т1 инт 1 ла дуклумела вег 1,

Обладатель крылышек мухи,

Х1у разили хулаваъ!

Чтобы ты радостно вырос!

Бабушка благодарит женщину за оказанное внимание.

9- слайд «Лакский аул!»

2-Ведущая :

А нам пора с вами отправляться в лакское село.

Звучит лакская народная мелодия .

В детские и школьные годы самыми любимыми праздниками для детей в лакских селах были Новый год и следующие вслед за этим зимние каникулы с катанием на санках и коньках на покрытом льдом Кумухском озере. А второй праздник – Интнил хьхь (ночь весны) – три дня праздника и весенние каникулы.

Праздник начинался 21 марта в день весеннего равноденствия. Этот праздник ждали, готовились. Ребята, молодёжь за месяц лепили множество тIурщив – глиняных шариков с палочками бурьяна для поджигания. К началу праздника они были твёрдыми, как камень. В эти дни в каждом доме ждали гостей и готовили особые блюда : хъурунхъусса – каша из перемолотых на каменной ручной мельнице зёрен, «хьхьахьхьари» – густой суп из различных зёрен, бобов, ккунукрал ххункIру – курзе с яичной начинкой.

Все дети с нетерпением ждали бартри, которые пекли в каждой семье. Они выпекались из сдобного теста на молоке, яйцах и украшались орехами, изюмом, финиками и яйцами. Форма с закрученными в верхней части рогами, глазами из фиников, кураги, изюма напоминала морду животных. Дети с этими барта носились по улицам и хвастались друг перед другом, напевая :

Ва барта мяш.

БартаурцIи мяш!

В старину женщины устраивали целые песенные хоровые состязания между кварталами, поднимаясь на плоские крыши с барта в руках.

Лакская народная песня с бубном .

Крашеные красные яйца были в каждом доме, их раздавали детям. Дети, молодежь играли с яйцами, били их друг о друга. Битые яйца отдавали обладателю целого. Яйца также катали с наклонённого места, и тот, у кого яйцо оставалось целым, забирал остальные. Считалось, чем больше яиц, тем больше счастья, благополучия в будущем.

Но самое главное, долгожданное чудо наступало с наступлением темноты. В ночь на 21 марта по всей Лакии до сих пор зажигают костры. С гор скатывали горящие деревянные колёса с зажжёнными спицами. Сейчас жгут старые шины, и горящие шины летят с обрывов или с гор.

Костры горели в каждом дворе и на площадках кварталов. К кострам приносили угощение, сладости, хлеб, мясо и раздавали всем. Все, от мала до велика, прыгали через костёр и приговаривали :

Все прыгают через костер и говорят свои пожелания.

Ттул цIуцIаву цIарахьхьун – цIуллушиву чурххахьхьун

(«Мои болезни – огню, здоровье – телу» ).

Чем больше треска, шума, грома, грохота, тем, как считалось, лучше. Поэтому свистели тIурши, выпущенные из специальной пращи, гремели замбаргру (порох, подожжённый в каменных лунках) . У костров молодёжь и детвора танцевали, пели, веселились. Веселье продолжалось до рассвета.

Весной в Лакии отмечали да и сейчас отмечают ещё один большой праздник – хъурдуккаву (Праздник первой борозды) . Стараются провести его в полнолуние, чтобы, по поверью, зерно будущего урожая было полным.

Каждый год выбирают организатора праздника – хъуначу (главного) . Это обязательно уважаемый взрослый, здоровый мужчина. Для проведения первой борозды все жители села направлялись в поле. Первую борозду проводил обычно хъу-начу , затем продолжали другие уважаемые люди или более молодые, но удачливые.

В селении Кули первую борозду прокладывают здоровые и счастливые мужчина и женщина. Мужчина должен быть умеющим многого добиваться, а женщина должна быть матерью большого семейства.

После этого устраивались спортивные состязания – скачки, бег, борьба. Победителей и их родственников одаривали оружием, платками и шёлком. Были сёла, где юноши и девушки собирались отдельно и веселились, устраивали торжественное застолье цачIусри дан.

Музыкальный лакский номер .

1-Ведущая :

Еще никто в этом мире не придумал большей истины, чем вековая мудрость предков. В народе , который следует их традициям , старики -в почете, дети - в заботе, а дом полон гостей.

2- Ведущая :

Мы желаем всем присутствующим в зале мира и счастья! Пусть каждый помнит, что Дагестан – наш общий дом ! Мы, молодое поколение, должны учиться на лучших традициях и живых примерах . От нас зависит будущее нашей родины

Мира тебе Дагестан , и чистого неба над головой!

Свадебные обычаи дагестанского народа тесно переплетаются с его национальной культурой. Среди характерных традиций дагестанской свадьбы можно выделить:

1) Двойное празднование . Праздник проводится два дня, первый раз в доме невесты, а второй в доме жениха. Важно,что дни празднования идут не подряд, а с перерывом в семь дней.

2) Запрет свадьбы в определенные дни . В Дагестане нельзя жениться в дни рождения будущих мужа и жены, в дни рождения их родителей и религиозные прадники исламской религии.

3) Выбор типа проведения праздника из двух противоположных. Жених и невеста вместе с родителями сами решают, чего хотят: бесшумный, спокойный праздник с табу на алкоголь или весёлую заводную вечеринку с классическим набором увеселительных напитков.

4) Много гостей. Несмотря на тип свадьбы, присутствовать на ней должно не меньше трёхсот гостей, но их число обычно не больше полутора тысяч. Каждому жителю города, в котором проживают молодожёны, нужно хотя бы ненадолго появится на торжестве в знак уважения.

5) Кража невесты в случае несогласия родителей . Повсеместно кража невесты на современных дагестанских свадьбах не практикуется, но если родители не дают своего благословения, то жениху ничего не остаётся, как украсть их дочь, чтобы она провела ночь в его доме. Поскольку такое явление влечёт за собой позор для девушки, то свадьбе суждено состояться.

6) Тайное сватовство. Процедура сватовства происходит вечером путём визита родителей жениха в дом невесты, где ей вручаются различные подарки. При этом сам факт такого визита стараются не оглашать, а сам процесс проходит в тесном кругу только с самыми близкими родственниками невесты.

7) Красивое богатое празденство. Как только в дагестанской семье рождается ребенок, денежные средства семьи начинют откладываться на его свадьбу, поэтому такие события всегда пышные и дорогостоящие.

8) Оплакивания невесты . В первый день праднования свадьбы, которое проходит в доме невесты, её подруги оплакивают её, потому что уход невесты в дом жениха принято считать грустной для них ситуацией;

9) Стрельба друзей жениха . Примечательно, что когда друг женится, его товарищи занимаются стрельбой, потому что такое занятие помогает сделать молодую семью счастливой и отогнать от неё беды.

10)Танец молодожёнов. Этот процесс особо удивителен на дагестанской свадьбе, это обязательный её компонент. Сначала вокруг невесты приглашённые мужчины танцуют лезгинку и бросают на пол деньги, которые собирает подружка невесты. Аравул (тот, кто начинает пляску на свадьбе) предвещает начало танцев для мужчин, а вот приглашенные женщины выходят танцевать только после исполнения танца сестрой жениха.

11) Наряд. Женщине на свадьбу принято одеваться изящно и красиво, в длинное платье, на голову фату не надевают. Мужчина одевает обычный костюм, но на голове во время танца у него должен находиться народный головной убор - папаха.

12) Испитие мёда . Как только невеста входит в дом жениха, его мать протягивет ей чашу с мёдом,чтобы попробовав его, семейная жизнь невесты стала сладкой и гладкой.

Что происходит после торжества

В первые дни после свадьбы в дом молодожёнов продолжают приходить гости, поздравляя их с радостным событием, при этом хозяева дома всегда обязуются впустить их и оказать должное внимание. На следующие сутки после последнего дня свадьбы с невесты снимается платок, если он на ней был, поскольку в современности его наличие на невесте уже не является обязтельным условием. Разводы в Дагестане- это очень редкое явление, поэтому после свадьбы молодожёны живут душа в душу, не задумываясь о правильности выбора своего партнёра.

Передать словами процесс дагестанской свадьбы сложно, поскольку размах и шик, сопровождающий её, чрезвычайно поразителен, а для того, чтобы окунуться в обычаи и традиции свадеб для этой национальности, лучше всего хоть раз поприсутствовать на этом торжестве и увидеть всё своими глазами.

Сегодня мы посвящаем наш фестиваль славном и прекрасному краю - Дагестану. Дагестан - это родина более 100 равноправных народов. Многие из них с древних времен жили и живут в мире и согласии, никогда не ссорились между собой, никогда не давали себя в обиду. Это аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, русские, лакцы, табасаранцы, азербайджанцы, ногайцы, таты, чеченцы - акинцы, ритульцы, цахурцы, агульцы и др. - это лишь те народы, на чьих языках сегодня в Дагестане выходят книги, газеты, говорит радио, учатся дети.

Дружба между народами - самое дорогое и великое богатство, она построена и веками держится на прочной основе, имя которой - дагестанская культура - это опыт созидания дагестанских народов, который учит жить и трудиться, учит владеть древними языками, мудрыми народными профессиями, красотой родной речи, мелодиями и танцами, помогает дружить семьями, родами, аулами, учит соблюдать добрые традиции дагестанского гостеприимства, уважения человека, почитания старших. Культура Дагестана - это искусство народных умельцев, это стройность, гордость и верность горянок, это стойкость, мужество и доброта джигитов, это мудрость и находчивость аксакалов. Культура Дагестана - это слово и дело настоящего человека - настоящего дагестанца.

Дагестан, все, что люди мне дали

Я по чести с тобой разделю,

Я свои ордена и медали

На вершины твои приколю.

Посвящу тебе громкие гимны

И слова, превращенные в стих,

Только бурку лесов подари мне

И папаху вершин снеговых!

«Мой Дагестан»

Расул Гамзатов

«Кто мать родную не полюбит, не полюбит и Родину!»

«Каждая птица имеет свое гнездо»

«Человек без Родины - что соловей без песни» - говорят в народе.

Дагестан - это древнейшее название нашего родного края. Дагестан означает «Страна гор», «Даг-гора», «Стан» страна. Большая часть Дагестана расположена на северо-восточных склонах Большого кавказского хребта. Другая, малая часть раскинулась вдоль побережья Каспийского моря. У Дагестана добрые и отзывчивые соседи. На юге Дагестан граничит с братским Азербайджаном, на юго-западе с братской Грузией, на западе - с братской Чеченской Республикой. Северо-западным соседом Дагестана является братский Ставропольский край, а северным - братская Калмыкия.

«Близкий сосед лучше дальнего брата», - говорили отцы и деды.

Дагестан - большая страна, площадь ее занимает 50,3 тысячи квадратных километров. Это больше, чем площадь Армении, Эстонии, Молдовы и даже каждого их таких государств Европы, как Бельгия, Дания, Швейцария, Албания.

В Дагестане 41 сельский район и 3 районов в г.Махачкале - столице Дагестана: Акушинский район - центр аул Акуша, Ахтынский - центр Ахты, Бабаюртовский район - Бабаюрт, Ботлихский - Ботлих, Буйнакский - Буйнак и т.д. По количеству жителей самые большие селения Дагестана - это Бабаюрт, Карабудахкент, Касумкент.

Самый высокогорный аул Куруш находится на высоте 2465 м над уровнем моря.

Из этого района вышли I руководитель советского Дагестана Нажмудин Самурский; организатор сельского хозяйства Герой Соцтруда Сейфедин Кулиев; первый герой республики Калмыкия, прославленный овцевод Ханбуба Мирземетов, генерал Рамазан Джафаров.

Своими искусными мастерами особо известны аулы Кубачи, Унцукуль, Балхар, Гоцатль.

Родиной народных поэтов Дагестана Гамзаса Цадасы и Расула Гамзатова является аул Цада.

Ковровые фабрики находятся в селах Куруш, Микрах, Дылы, Батлаич, Капир, Хив, Карата, Орта-Стал.

Родина народного поэта Сулеймана Стальского Орта - Стал. Аул Аксай - аул виноградарей, отсюда родом писатель-просветитель Нухай Батырмурзаев, его сын революционер, поэт и драматург Зайналабид, поэт-этнограф Манай Алибеков, Алим-Паша Салаватов, Багаутдин Астемиров.

Аул Гимры - родина имамов Гази-Мухаммада и Шамиля, боровшихся за национальную независимость и свободу.

Прославленными учеными, врачами известны аулы Ахты, Чах, Ванашимахи. Кумух - родина первого дагестанского космонавта Муссы Манарова.

Общая земля, родственные языки, особый национальный характер, единая культура объединяют народы Дагестана. Свою культуру народы Дагестана называют «маданият» - в него входит все, что с древних времен до наших дней создали своими руками и умом народы Дагестана, добрые традиции дружного проживания, традиции братства, родства. Для обеспечения порядка и дисциплины среди людей народы Дагестана создали адаты (законы), кодекс человеческой горской чести, совести намус .

Дагестанские мудрецы считают днем рождения человека тот день, когда он совершил первое в жизни доброе дело.

Горец клянется: «Человеком родился - человеком умру!».

Правило горцев: «Продай поле и дом, потеряй все имущество, но не продавай и не теряй в себе человека».

Проклятие горцев: «Пусть не будет в вашем роду ни человека, ни коня».

Когда говорят о недостойном человеке, говорят: «Не тратьте на него слова. Он же не человек».

Если кто-то совершил промах, горцы обрывают рассказ: «Он человек, и этот поступок ему можно простить».

Об ауле, где нет порядка, где склочность, неряшливость, говорят: «Человека там нет».

Об ауле, где мир и порядок, горцы говорят: «Там есть человек».

Народы Дагестана ценят достоинства человека и осуждают его недостатки. Мудрость народная учит:

I. Первое достоинство человека - ум.

II. Второе достоинство человека - дружба.

III. Третье достоинство человека - совесть.

IV. Четвертое достоинство человека - хорошее воспитание.

V. Пятое достоинство человека - счастье.

Настоящий человек всегда стремится к достоинствам и борется с недостатками. Их высмеивают в народном фольклоре:

Ну и парень,

Смех и грех.

Ты - посмешище для всех.

Если встретишься с джигитом,

Сходен ты с котом побитым.

Встретится тебе герой,

Ты как мышь перед горой.

Только в споре с хилой бабой

Ты могучий, а не слабый.

Если пред тобой калека,

Ты похож на человека.

Аварская сказка

Ответ старика

Однажды путник увидел, как белоголовый старик сажал ореховое дерево. Путник поздоровался и спросил:

  • - Сколько тебе лет, старик?
  • - Восемьдесят.
  • - А через сколько лет можно будет есть орехи с этого дерева?
  • - Через сорок - ответил старик.

Путник усмехнулся:

Неужели ты надеешься, старик, прожить еще сорок лет и насладиться плодами своего дерева?

Старик ответил:

Я насладился плодами деревьев, которые сажали отцы и деды. Плодами моего труда пусть наслаждаются дети и внуки.

Посрамленный путник не нашел, что ответить. Он опустил глаза и пошел прочь.

Гамзат Цадаса

Учили деды в старину

Ты не поддакивай вруну

А иначе тебе придется

С ним разделить его вину.

Оказывая помощь - не хвались

И не стремись о ней напомнить другу,

Но забывать при этом стерегись

Оказанную им тебе услугу.

Размолвки до вражды не доводи

Обидчивость - дурная привереда

При встрече словом «Здравствуй» устыди

Непоздоровавшегося друга.

Не наноси товарищу вреда

Не ставь ему подножку никогда

Кто друга предает тщеславья ради,

Тот сокращает сам свои года.

Такого друга заведи

Чтобы в левой стороне груди

Хранил бы верность этот человек,

Став правою рукою твоей навек.

Языков в Дагестане великое множество, но есть одно слово, которое является спутником человека, символом его жизни. Это - имя человека.

Имя - это самый дорогой и первый подарок, который получает человек от своих родителей, они желали, чтобы имя помогло младенцу стать настоящим человеком.

У народов Дагестана есть традиции встречать новорожденных всей семьей, всей родней, всем аулом. Если родился мальчик - стреляют из ружей всем аулом. Советы родителям дают старожилы рода, аула вспоминают имена добрых предков, славных тружеников, воинов, джигитов, кунаков, друзей.

Прежде всего, дается имя покойного деда, прадеда, бабушки и прабабушки. Выбирают имя, которое станет для всего рода символом чести и совести, мужества и стойкости, символом красоты и изящества.

У мальчиков имена учат быть мудрыми и образованными. Магомед (в честь пророка), Али, Гасан, Гусейн, Ахмед, Ибрагим (Авраам), Исмаил, Нух (Ной), Юсуф, Иса, бесстрашные как герой-полковник Магомед Гаджиев, мужественными, как генерал-полковник Магомед Танкаев.

Две вещи должен беречь каждый горец: папаху и имя.

К имени человека - большого поэта, мыслителя, государственного деятеля, прославившего аул, республику, все Отечество, народ с уважением добавляет название села, аула, где он родился. Например: Гамзат Цадаса, Сулейман Стальский, Али-Гъажи Акушинский.

Имена начинателей получают благородные поступки, большие и малые события, например: Танец Шамиля, Сабля Шамиля, беседка Шамиля, школа борьбы Али Алиева, приз Али Алиева (олимпийский чемпион по вольной борьбе), схватка Алиева, танец Хочбара, меч Шарвели, песни Махмуда, посох Гамзата, чугун Сулеймана, музыка Мурада (Кажлаева), журавли Расула (Гамзатова), спектакли Барият (Мурадовой).

«Доброе имя - лучшее сокровище», - говорят народы Дагестана.

У народов Дагестана есть традиции обращения к старшему.

К сверстнику или ровеснику, к мальчику, юноше обращаются словом «брат»: по-аварски «вац», по-даргински «удзи», по-кумыкски «къардаш», по-лезгински «стха», у лакцев «уссу»

К девочке или девушке обращаются словом «сестра»: аварцы - «яаца», даргинцы - «рудзи», лезгинцы - «вах», лакцы - «ссу».

К старшим обращаются со словом «отец»: по-аварски - эмен, по-даргински - дудеш, ада, кумыки - ата, по лакски - «ппу».

Со словом «мать» к женщинам: аварцы - эбел, даргинцы - аба, кумыкцы - анна, лезгинцы - диде, лакцы - «нину».