Основные факты о творчестве.

Без сомнения, творческие люди сильно отличаются от большинства. Они будто живут в другом мире, в другой вселенной. А их изобретательность и оригинальность поражают и вызывают у остальных вопрос: «Как? Как они до этого додумались?»

1. Творческие личности постоянно витают в облаках

Если наблюдать за ними в шумной компании, где все общаются и веселятся, они будут сидеть в углу комнаты, что-то писать, рисовать, о чем-то размышлять. В школе такие дети могут замечтаться на уроке геометрии, пока Мария Ивановна объясняет теорему Пифагора. Они часто уходят в себя, забывая обо всем на свете, и именно в такие мгновения в их голове рождаются гениальные мысли.

2. Они хорошие наблюдатели, и у них неплохо получается анализировать то, что происходит вокруг

Источником новых идей для них может послужить что угодно: пейзажи, здания, элементы одежды или декора. Зацепившись за какую-нибудь мелочь, такие люди создадут шедевр, превратят слово в целую историю.

3. Распорядка дня не существует

Просыпаться в 7, обедать в полдень, полдничать в 16, ужинать в 19 и ложиться спасть в 22 - точно не удел творческих личностей. Они будут работать, когда захотят, поедят, если подвернется случай (а могут и совсем об этом забыть), и будут спать на чем угодно и как угодно - хоть за письменным столом.

4. Они обожают уединение

Многие боятся одиночества, но только не творческие создания. Для них это способ укрыться от агрессии окружающего мира, от формальностей, царящих в обществе. Оставшись наедине с собой, зная, что никто не потревожит и не прогонит их музу, творческие личности могут спокойно наслаждаться настоящим.

5. Им всегда хочется испытать что-то новое

Рутина - что это? Творческие люди об этом никогда не сышали. Однообразный ритм жизни - «работа - дом - сон» - самое страшное, что может с ними случиться. Им нужен адреналин, нужны движение, новые эмоции.

6. Они не боятся рисковать

Чтобы придумать что-то новое, порой нужно совершать неожиданные поступки, ставить все на карту. Чего бы это ни касалось: работы, личной жизни. Нельзя же создать что-то необычное, не рискнув.

7. Для них неудачи и промахи - огромная мотивация

Жизнь, как мы знаем, в черно-белую полоску. За невероятным успехом может следовать грандиозный провал. Все гениальные изобретатели и художники когда-нибудь да испытывают сомнения, ошибаются. Но, если другие забросили бы дело на полпути, не увидев вразумительных результатов, творческие люди все так просто не оставят. Безусловно, настойчивость свойственна не только нестандартно мыслящим личностям, но для последних это качество очень важно.

8. Они делают то, что их вдохновляет

Важнее всего для творческих людей - делать то, что действительно нравится. Не нужно им никакого признания. И придумывать что-то из-под палки они тоже не будут. Свобода создавать все новое и новое, работать все лучше и лучше - в этом счастье.

9. Творческие личности часто ставят себя на место других

Ведь это так интересно - познать еще чью-то философию, посмотреть на мир с другой точки зрения. На мгновение начать думать как другой человек - отличный способ саморазвиваться, а также учиться понимать окружающих.

10. Они замечают все

Эти люди обладают способностью соединять части в единое целое. Видят то, что не видят остальные, и используют свои наблюдения, чтобы лучше понять сущность того или иного явления.

Без таких людей мир был бы более скучным и тоскливым. Творческие личности побуждают нас развиваться, меняют нас в лучшую сторону. Говорить, что они на 100% отличаются от «нетворческих», неверно - просто у них есть желание создавать что-то новое. А оригинальничать и пытаться изобрести неизобретенное можно и нужно всем.

История знает многочисленные примеры, когда люди сохраняли свои творческие способности до глубокой старости. Например, древнегреческий философ и драматург Софокл прожил 91 год. Свою трагедию «Эдип в Колоне» он создал в возрасте 89 лет.

Выдающийся венецианский художник Вечеллио Тициан жил до 99 лет, В последние годы своей жизни им созданы такие полотна, как «Святой Себастиан», «Оплакивание Христа», которые относятся к высшим достижениям венецианской школы эпохи Возрождения.

Итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт Микеланджело Буонарроти жил 89 лет. Творческое вдохновение не покидало его и в старости. До последних дней своей жизни он был неутомим в работе, Над одним из своих произведений — скульптурной группой «Снятие с креста» он трудился 6 лет, завершив его на 81-м году жизни. За несколько дней до смерти он закончил свою знаменитую скульптуру «Пьета».

Джузеппе Верди — прожил 88 лет. В 75 лет он закончил оперу «Отелло», а в 80 написал свою последнюю оперу «Фальстаф».

Живописец И. К. Айвазовский прожил 83 года. В последние два года своей жизни он создал картины «Морской залив», «Штиль у берегов Крыма». Будучи уже глубоким стариком, он был полон творческих замыслов и беспокоился, что не успеет их осуществить. В день смерти он писал полотно «Взрыв турецкого корабля»,

И.Е.Репин
Русский художник Илья Ефимович Репин до последних дней своей жизни неутомимо трудился. К старости у него стала плохо действовать правая рука, тогда он выучился писать левой. Незадолго до смерти 86-летний Репин начал работу над новой большой картиной «Гопак», задорной и веселой.

В 1978 году жители села Хознавар (Армянская ССР) отметили 120-летие своего односельчанина Айра-пета Саркисяна . В 120 лет старый чабан оставался джигитом. Несмотря на преклонный возраст, виновник торжества пришел к юбилейному столу вместе со всеми после рабочего дня. Более ста лет Саркисян оставался верным своей профессии животновода.

Рекордсменом долголетия среди марафонцев можно назвать грека Д. Иорданидиса, в 98 лет одолевшего всю марафонскую трассу бега в 42 километра 195 метров. Для этого ему понадобилось 7 часов 40 минут.

С тех пор как ему исполнилось 75 лет, японец Тейичи Ивараши каждый год проделывает восхождение на Фудзияму, самую высокую гору Японии. В 99 лет он вновь покорил вершину «священной горы».

В 1985 году американец Томми Райт отпраздновал свой столетний юбилей. Рядом с ним в этот день была его 96-летняя супруга, с которой они были женаты уже 78 лет. «Я лучший водитель во всем штате», — с гордостью заявил Райт в интервью местной газете. Для этого у него есть все основания. Полицейские архивы подтверждают, что за весь свой внушительный водительский стаж столетний автолюбитель ни разу не только не попал в аварию, но даже не нарушил правила движения.

В 1975 году в Торонто был проведен первый мировой чемпионат легкоатлетов-ветеранов, собравший около 1700 атлетов из разных стран. Шотландец Дункан Мак Ли показал лучшее время на 100 метров. Он эту дистанцию пробежал за 16 секунд» Казалось бы, ничего особенного нет. Но дело в том, что Дункану Мак Ли шел 91-й год.

Жительница Швейцарии Андреа Ноттбек всю свою жизнь мечтала летать, однако поднималась в воздух лишь в качестве пассажирки рейсовых самолетов. Но и в преклонном возрасте 88-летняя энергичная старушка не отказалась от своей мечты. Андреа поступила на курсы дельтапланеристов. Инструктор Марсель Леша утверждал, что никогда не было у него столь способной и прилежной ученицы, как Андреа Ноттбек.

Старейший проводник альпинистов в Швейцарских Альпах Ульрихе Индербиндене шесть десятилетий водил спортсменов на Монблан. В 1987 году ему исполнилось 84 года и он провел на высочайшую вершину Альп новые группы. Многие его соотечественники, несмотря на преклонный возраст, интенсивно занимаются спортом. Например, Отто Бухер , которому исполнилось 100 лет, отлично играл в гольф.

84-летний Иримя Неделку прославился по всей Румынии еще несколько лет назад, когда совершил восьмидневный велопробег на велосипеде с...одним колесом. С тех пор все свободное время он уделяет этому способу езды. Статистики подсчитали: более 50 тысяч километров наездил таким образом Неделку, Этого хватило бы на целое кругосветное путешествие,

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой прожил 82 года. Не всем известно, что он научился кататься на велосипеде в 65 лет. В 75 лет он еще бегал на коньках. А когда ему было за 80, то на своей лошади Делир делал по 20 километров в день.

Жительница Лондона — единственная английская женщина, которая в возрасте 57 лет в одиночку пересекла Атлантический океан. Эта отважная женщина, имея внуков, несмотря на преклонный возраст, осуществила свою мечту. Во время плавания Ширли Ровенскрофт смело вела борьбу с морской стихией и за 37 дней достигла Нового Света. Она совершила плавание В 1972 году на небольшой парусной шлюпке длиной всего восемь метров. Связь с материком путешественница поддерживала с помощью простейшего передатчика.

Самым старым шофером в США являлся американец Рой Роулин а из города Стоктона. Он был как-то остановлен за превышение скорости. Проверив документы, полицейский тут же вернул их шоферу с извинением: оказалось, что водителю... 104 года.

В начале прошлого года 87-летняя американка Люсиль Томпсон совершенно случайно оказалась на соревнованиях по корейской национальной борьбе тэ квон-до. Увиденное настолько поразило ее, что она всерьез увлеклась этим видом спорта. И вот в марте 1985 года 88-летняя Томпсон уже в качестве полноправного участника соревнования вышла на ковер.

В апреле 2003 года в Индии 65-летняя госпожа Сатьябхама родила здорового 3-килограммового мальчика, став самой пожилой мамой в мире. До этого рекорд принадлежал 62-летней итальянке. Супруги надеялись дождаться милости небес, но в конце концов прибегли к помощи современной медицины. Сатьябхаме пересадили эмбрион от ее 26-летней племянницы. Разумеется, ей сделали кесарево сечение. И она, и ребенок чувствовали себя хорошо. Более того, Сатьябхама смогла кормить своего малыша грудью.

Люди, которые с детства свободно изъясняются на двух языках, стареют медленнее. Способность быстро переключаться с одной задачи на другую и концентрировать на ней внимание — это один из основных показателей деятельности мозга. С годами реакция серого вещества замедляется, поэтому старики, с одной стороны, легко теряют нить разговора, а с другой, бывают упрямы и ограничены. Так вот, замечено, что билингвы до самых преклонных лет лучше адаптируются к внешним обстоятельствам и легче сосредотачиваются.

Пусть ваша новая жизнь после 50 будет наполнена творческими идеями, вдохновением и радостью долгие годы!

Хотя творчество помогает человеческому обществу процветать, наука предлагает немного ответов на то, как действительно работает это бесконечно сложное понятие. Независимо от того, сколько исследований проводится в измерении и постижении существенного явления, кажется, как будто возникает больше вопросов, чем получаешь реальных ответов. Теории и результаты также иногда находятся в противоречии друг с другом, означая, что каждый «факт», представленный сейчас мог быть отвергнут в свое время. Но это нормально, когда изучают то, что кажется почти полностью необъяснимым.

Стресс убивает творчество

Точно так же, как он убивает психическое здоровье, сердце, и в значительной степени все остальное. Напряжение отрицательно воздействует на творческое выражение, особенно когда это ограничивается жесткими сроками и критериями. По словам психолога доктора Роберта Эпштейна, у некоторых людей отсутствует ген или какой-то другой фактор, предрасполагающий к творчеству (эта перспектива, очевидно, оспаривается). Внешние факторы, такие как стресс, влияют гораздо сильнее на возникновение новых идей, чем какие-либо внутренние.

Гении описывают свои творческие процессы так, словно они находятся в трансе

Доктор Нэнси Андрисен, которая написала «Мозг создания»: Гении нейробиологии, возможно, не в состоянии с научной точки зрения объяснить, как появляются творческий потенциал и гений, но они действительно знают, как они вдохновляют и воздействуют на великих мыслителей. Все люди испытывают моменты «обычного творчества», которые возникают в ежедневных задачах. Но художники, композиторы, ученые, авторы, и другие, считающиеся гениями как правило, говорят о сновещательных «вспышках», выделяющих их самые известные, культовые работы.

Связь между выработкой дофамина и творчеством может существовать

Поскольку дофамин повышается вместе с получением одобрения и другими наградами, некоторые нейробиологи (как доктор Дэвид Свитт) полагают, что он также легко согласуется с творчеством. Получение денег или простое удовлетворение от хорошо сделанной работы, может стимулировать уровень инноваций и натурального дофамина. Такая связь существует только в качестве теории, хотя тот факт, который действительно имеет большое значение в объяснении иногда необъясним.

Восприятие - первый шаг к поддержанию творческой искры

Все творческие занятия начинаются, когда мыслитель чувствует внешний стимул и обрабатывает его в уме. Более сложные, чем просто видение, «двигатели нашей изобретательности» соединяют образы с воображением. Личные различия в этой неизбежной связи приводят к творчеству и легко объясняют, почему некоторые люди в конечном итоге получают особые результаты, они помогают обществу продвигаться вперед (развиваться).

Творчество может согласовываться со структурой мозга и его химическим составом

Теорий относительно истинного происхождения творчества имеются предостаточно, и некоторые думают, что способность может быть определена химическим составом мозга и его структурой. Университет Рекса Юнга Нью-Мексико полагает, что, если у вас меньше определенных неврологических явлений, вам же лучше, когда дело доходит до творческих поисков. Меньшая дозировка определенного химического состава, более слабое белое вещество и участок лобной коры головного мозга является более тонким. Интересно, что мозги, тестированные ранее на проверку умственных способностей, показывают состав полной противоположности.

У творческих мыслителей более слабые нервы

В течение творческих моментов левый участок лобной коры головного мозга испытывает сравнительно более вялую деятельность, которая также согласовывается с вышеупомянутым уменьшенным белым веществом и соединяющимися аксонами. В отличие от интеллекта, творчество имеет тенденцию процветать, когда мышление замедляется, хотя «вспышки» вдохновения и озарения происходят со скоростью вспышек. Также эмоции и некоторые познавательные процессы происходят в этой особой зоне, в которой как верят ученые, такие как доктор Юнг, поощряется новизна и абстракция мыслительных процессов.

«Психологическое расстояние» способствует творчеству

Встречая творческое препятствие, лучшее что мыслители могут сделать для себя, это сделать шаг в сторону, и попытаться взглянуть на все с совершенно с иной точки зрения. Исследования показали, что наиболее последовательно творческие люди показывают готовность подойти к проблемам с разных сторон далеко за пределы их первоначальных задач. Оценивание некоторого промежутка между первоначальной точкой зрения и более новыми способствует абстрактному мышлению, как важнейшей составляющей в изобретательном процессе.

Ранние исследования творчества разделили его на три подраздела

Исследование творческих способностей Мэлом Роудзом, - который исследовал, приблизительно 50 человек - в конечном счете, вынудили его разделить все на человека, процесс, и компоненты окружающей среды. Элемент человека, как Вы можете, вероятно, предположить, предполагает уникальный набор особенностей, необходимых, чтобы думать и чувствовать вещи новым, абстрактным способом. Фактически понимая и формулируя идеи и результаты как известный процесс, окружающая среда означает внутреннюю и внешнюю обстановку, в которой работает творческий человек.

Занятие аэробикой увеличивает творческий потенциал

Когда мозг начинает затуманиваться, попробуйте заняться аэробикой, чтобы избавиться от этого. В исследовании 2005 года ученые колледжа Род-Айленда отметили, что спустя два часа после занятия такой физической деятельностью, некоторые оказались наиболее умственно активными. Они использовали тест творческого мышления Торранса, для измерения того, насколько хорошо участники выполняли задания с учетом физических упражнениями и без них.

Творчество пропадает, если оно становится средством для получения наград

Хотя с 1987 года, результаты этого исследования демонстрируют только, как непостижимо истинное лицо творчества в эти дни, они находятся в противоречии с некоторыми более современными теориями, несмотря на тот же смысл. Тесты, проводимые в университете Брандейса на студентах писателях, показали их погружение в мотивации и мысли относительно получения наград за их работы и усилия. Они отнеслись к поэзии с меньшим интересом, что стало открытием, которое относилось к не творческой ситуации.

Импровизация стимулирует языковые центры мозга

FMRIs и импровизированный джаз впервые позволили хирургу Чарльзу Лимба отобразить творческий процесс. В своей лекции TEDxMidAtlantic он рассказывал о своих увлекательных результатах относительно физиологии во время музыкальной импровизации, в частности, как это делает свет Поля Брока в день независимости США. Мозг, по мнению ученых, эта часть, которая отвечает за развитие языка и познание, подразумевая, что один из самых существенных органов тела мог бы признать музыку (и возможно даже другое выразительное занятие) сродни речи.

Двуязычие и многоязычие могут совершенствовать свои творческие навыки

У исследователей, «возможно момента открытия», когда дело доходит до доказательства связи между дву- и многоязычием, но убедительные доказательства этого, безусловно, существуют. Люди, способные говорить больше чем на одном языке вообще, показывают больше компетентных навыков мультиуправления задачами и улучшенного познания, как правило выделяют ключевые компоненты в творчестве. Самым впечатляющим, однако, является то, что они способны лучше анализировать ситуации и причины с разных точек зрения, что говорит о необходимости попыток определения творчества.

Творческие люди, скорее всего, будут нечестны

Это не означает, что всем творческим людям нельзя доверять, и что их противоположности всегда самые честные люди. Но люди, способные к более новым и абстрактным мыслям и обладающие более гибкими моральными устоями «наслаждаются» более высоким риском, заслуживающим меньшего доверия к их поведению. Многочисленные исследования показывают, что возможность состряпать более прочные, жизнеспособные рассказы стимулирует просмотр сценариев с разных точек зрения о возможности попасться.

Высокий IQ и творчество могут соотноситься друг с другом

Гарвард, как многие другие учреждения высшего образования, надеется открыть необычные тайны творчества. Доктор Шелли Карсон, занимающаяся разработкой нового стандарта для измерения загадочного феномена, хочет попытаться найти связь между интеллектом и творческим мышлением. Некоторые из ее более ранних исследований отмечают, что происходит совместное увеличение в 120, 130, и 150 уровней IQ, но необходимы дополнительные исследования, чтобы доказать это соотношение.

Таким образом, творчество и психические заболевания могут совпадать

Все творческие личности, как безумные - в частности, влиятельные и гениальные - всегда были и, вероятно, всегда будут образцами, которые имеют некоторые признаки. Их мозг, как было доказано, более открыт к внешним источникам и обладает большим объемом памяти, чем другие, но это приводит к некоторым нежелательным побочным эффектам. Сверхвозбуждение может вызвать (или ухудшить) беспокойство и депрессию.

March 6th, 2016

Помните, я вам рассказывал, что , а теперь вот такая информация меня удивила.

В журнале General Music Journal в 1815 году было опубликовано письмо, в котором Моцарт описывает свой творческий процесс как мгновенный: никакой борьбы или творческого кризиса. Просто приходит муза — и все готово! А на самом деле письмо — фальсификация.

Так же как и многие другие мифы о творчестве, мистический метод, описанный в письме, лишь подчеркивает ошибочность нашего представления о творчестве, будто это некая магическая способность, доступная одним и недоступная другим людям. Говорят, что мы создали для себя совершенно неправильный образ творчества.

Вот несколько мифов, в которые многие из нас все еще верят:

1. Творческие способности — это то, с чем вы рождаетесь

Как часто вы слышали, что творческие способности — это «то, с чем вы рождаетесь?» Они у вас либо есть, либо их нет. Но есть ли в этом утверждении хотя бы доля правды? Большая часть современных учебников по психологии признаёт, что есть некоторые когнитивные аспекты, связанные с творчеством, которые могут передаваться по наследству, но мало кто зайдет так далеко, чтобы предположить, что есть своего рода творческая каста, в которой вы можете родиться. Тем не менее миф сохраняется. Отчасти это происходит из-за известных творческих семей, например династии Во, которая подарила миру трех великих писателей 20-го века (Артура, Алека и Ивелин). В настоящее время мы пришли к тому, что ждем, что дети творческих и знаменитых людей унаследуют таланты своих родителей. Но исследования показывают, что творческие способности есть у всех, просто их нужно поддерживать и развивать.

Джек Керуак считал, что «гениями рождаются, а талантами становятся», а номинант на Нобелевскую премию писатель Эдвард де Боно сказал: «Творческое мышление — это умение, а не только вопрос личного таланта. Не просто сидеть на берегу реки, слушать музыку барокко и надеяться, что придет вдохновение». «Я мыслю правым полушарием мозга! Я творческий человек!» — говорите вы. Но это противоречит мнению современных нейробиологов, которые сейчас полностью отрицают существование одного участка мозга, отвечающего за творчество. Они утверждают, что творческое мышление активизирует все участки нашего мозга и состоит из множества взаимодействующих когнитивных процессов (как сознательных, так и бессознательных), а также наших эмоций.

Процесс творчества — это соединение всех участков мозга, а не «результат работы некого волшебного отдела головного мозга, который встречается не у всех людей».

Творческие способности не то что бы просыпаются мгновенно, они приходят понемногу. Мнение о том, что с ними рождаются, сводит на нет всю тяжелую работу, усилия и время, необходимые для создания чего-либо ценного.
Боитесь трудной работы? Джеймс Дайсон, как известно, за пять лет создал 5000 прототипов своего вакуума, прежде чем завершить работу над ним. А Уолт Дисней был уволен с работы в Kansas City Star, потому что редактор посчитал, что «ему не хватало воображения и хороших идей».

2. Вы не можете контролировать тот момент, когда приходит вдохновение

Один из самых больших мифов о творческом процессе — это то, что вы не можете вызвать вдохновение в нужный момент. Муза приходит тогда, когда она готова, и повлиять на нее вы никак не можете.
Некоторые лучшие мои идеи приходят, когда я нахожусь в душе, в окружении темной плитки и белого фарфора, вдали от всего, что может повлиять на мои мысли. Но исследования показывают, что эти моменты внезапного вдохновения и прозрения на самом деле являются лишь кульминацией предыдущей напряженной работы нашего мозга.

Гарвардский исследователь и психолог Шелли Х. Карсон говорит, что эти моменты являются результатом «инкубационного периода», когда наш ум отвлекается от текущих проблем и свободно создает взаимосвязи, которых мы обычно не проводим. Явление называется дивергентным мышлением, и оно является одной из составляющих творческого процесса.

Так что в моменте «Эврика!» нет ничего такого особенного. Это просто кульминация тяжелой работы и предыдущих мыслей, а не пассивного ожидания прихода вдохновения.

Есть известная история о венгерском преподавателе психологии, который обратился к 275 творческим людям с просьбой дать ему интервью для книги, которую он писал. Треть из них ответила «нет» из-за нехватки времени (еще одна треть ничего не ответила, что также может означать, что у них не было времени).

Художник-мультипликатор компании Looney Toons (Веселые мелодии) Чак Джонс утверждал, что нужно сделать 100 000 плохих рисунков, прежде чем получится хороший. А легендарный фотореалист Чак Клоуз известен своей фразой «Вдохновение для дилетантов, остальные просто работают».
Снова и снова известные люди творческих профессий утверждают, что работа — это и есть ключ к творческому успеху. В самом деле, в исследовании, проведенном cтэнфордским психологом Кэролом Двеком (Carol Dweck), 143 творческих работника согласились, что качество № 1, лежащее в основе творческого успеха, это стойкость и упорство. Кевин Эштон (Kevin Ashton) писал в своей книге «How to Fly a Horse» («Как заставить лошадь летать»): «Время — это сырье для творения. Отбросьте волшебство и мифы о создании, и останется только работа: работа приобретения опыта через исследование и практику, по поиску решения проблем, работа методом проб и ошибок, работа размышления и совершенствования».



Marek Raczkowski.

3. Вы не можете научиться быть творческой личностью

Фраза «Никто не сможет научить вас быть творческим человеком» — всего лишь очередной миф и любимое оправдание при отчислении из школ искусств по всему миру. Все это добавляет творчеству что-то мистическое, что делает его неким неземным качеством, недоступным обычным людям.

Но творчеству учат во всем мире. Существует даже Международный центр изучения творчества при Государственном колледже Буффало в Нью-Йорке, основанный владельцем сети BBDO Алексом Осборном, которому принадлежит идея «мозгового штурма»). Исследования творческого процесса у опытных мастеров и у новичков показывают возможность тренировки ваших «творческих мышц».
Недавнее исследование показало, что мозг опытных писателей (как минимум с десятилетним опытом) работает более эмоционально, грамотно и в конечном счете более творчески по сравнению с новичками.

В исследовании приняли участие две группы: опытные и новички. Подключенные к считывающему мозговые импульсы устройству, они читали начало истории, думали, как она могла бы продолжиться, и затем две минуты записывали продолжение. В лобной доле головного мозга, где наш мозг занимается мотивацией, планированием, и вниманием (среди прочего), мозг экспертов показал большую активность. Они не только смогли понять язык, но и больше сосредоточиться на эмоциональном подтексте и более абстрактных идеях — стандартной составляющей творчества. Как сказал Алекс Фрезера из Британского психологического общества, «Идеи начинают бурлить в них еще на пути от понятия до выражения мысли».

4. Творчество рождается в изоляции (миф об одиноком создателе)

У меня есть мысленный образ моего мифического создания — моего творческого «тотемного животного». Тотемный зверь сидит за небольшим деревянным столом, единственная лампа освещает ручку и блокнот, в левой руке он держит высокий стакан виски. Неудивительно, что он один. Мысленный образ одинокого творца, трудящегося ночи напролет, уже становятся архетипическим. У нас есть тенденция переписывать историю и приписывать создание исключительно одному человеку, хотя на самом деле это была тяжелая работа и совместные усилия творческой команды.

В компании Pixar, когда художники создают новых персонажей, они все сидят за столом, рисуют свои идеи и выкладывают их в центр стола. Все весело обсуждают работы друг друга, эффективно используя творческий потенциал и воображение других людей для создания собственных идей.
Дэвид Бёркус, автор книги «Мифы о креативности: Правда о том, как инновационные компании и люди генерируют великие идеи», выступает за «творческую группу поддержки», приводя в пример известный кружок литераторов «Инклингс», в который входили такие британские писатели как Дж. Р. Р. Толкиен, К. С. Льюис, Чарльз Уильямс и другие. Они встречались в неофициальной обстановке в пабах или дома друг у друга, чтобы обсудить новые веяния, показать рукописи и вообще просто черпать силы друг от друга. На одной из таких встреч К. С. Льюис даже поспорил с Толкиеном, что рукопись, которую тот прочел на очередной встрече, была достаточно сильной для публикации (небольшая вещь под названием «Властелин колец». Вы, наверно, слышали о ней.


А вот что бывает

5. Творческие способности даются тем, у кого есть время и возможности

В Средневековье творчество было возможно только для тех, у кого было божественное вдохновение (все остальные боролись с драконами, совершали набеги на деревни или пахали землю, пытаясь выжить). Однако в эпоху Возрождения люди наконец задумались о способности к созданию красивых шедевров. Но они должны были быть великими людьми   — думаю, как  Леонардо, Микеланджело и Боттичелли. В 19-20 вв. творчество стало тем, что отделило родившихся с богатством и статусом от тех, кто первыми «самостоятельно добились успеха». На протяжении всей истории творчество и созидание были линией на песке, разделявшей классы и типы. Но какая рождается мысль, опираясь на эти примеры?

Творчество предназначено для тех, у кого есть время и средства для того, чтобы им заниматься. Однако современное исследование показало, что креативное мышление вероятнее всего формируется при наличии ограничений. Исследование Отделения социальной психологии Амстердамского университета показало, что, когда люди сталкиваются с ограничениями, это вынуждает их отстраниться, посмотреть на общую картину и провести связи между вещами, которых они обычно не сделали бы, — это и есть способность, названная «глобальной обработкой», которая является отличительной чертой творческих личностей. Даже такие люди, как архитектор Фрэнк Гери и изобретатель Макс Шеперд назвали ограничения фактором номер один, влияющим на развитие креативного мышления.

Не убедил? Вот еще один пример. В книге «Зеленые яйца и ветчина» доктора Сьюсс, которая была продана тиражом более 200 млн экземпляров, используется всего 50 разных слов, что было частью пари, заключенного автором с основателем издательства Рэндом Хаусом и Беннеттом Серфом. Легко спрятать вашу работу подальше, потому что вы думаете, что недостаточно хороши. Еще проще отложить создание, потому что «вы нетворческий человек», или «вы просто не чувствуете вдохновения». Но правда заключается в том, что, как и все в жизни, творчество — это то, что должно развиваться и укрепляться посредством практики. Энди Уорхол выразился точнее всех, когда спросил: «Почему люди думают, что художники особенные? Это просто другая работа».

Являетесь ли вы писателем, скульптором, дизайнером или играете на банджо, двигаясь вперед, оставайтесь открытыми, просите о помощи и не будьте одержимы инструментом, оказавшимся в вашем распоряжении. В конечном счете это сделает вас лучшим создателем.

Людвиг ван Бетховен родился 17 декабря 1770 г. Он был не только одним из величайших композиторов, но и своеобразным “мостиком” от классицизма к романтизму. Интересные факты о Бетховене могут помочь лучше узнать эту мощную, противоречивую личность.

Факты из жизни Бетховена

  • Великий композитор был третьим в роду Людвигом ван Бетховеном. Первым был его дедушка, ставший известным боннским музыкантом, а вторым – старший брат, родившийся на 6 лет раньше.
  • Отец Бетховена был тенором придворной капеллы. И он был одержим идеей – сделать из своего сына, в котором он рано заметил музыкальное дарование, “второго Моцарта”.
  • Вынужденный оставить школу в одиннадцатилетнем возрасте, будущий великий музыкант так и не выучился умножению и делению.
  • Недостаток образования не помешал Бетховену стать настоящим эрудитом в области классической литературы. Он прекрасно разбирался в творчестве Шекспира, Гете, Гомера, Плутарха, и многое знал наизусть.
  • Во время своего первого венского рандеву, семнадцатилетний Бетховен выступал перед Моцартом. Предание гласит, что Вольфганг Амадей был восхищен искусством юноши и прочил ему великое будущее.
  • Разбирая интересные факты из жизни Бетховена, детям следует знать, что будущий великий композитор получал и нелестные оценки. Именитый органист и музыкальный педагог И.Г. Альбрехтсбергер, устав бороться с мрачными мотивами строптивого ученика, усомнился в его даровании и “припечатал” следующими словами: “Полагаю, этот тупица никогда ничему не научится!”
  • Во время молодости Бетховена фортепьяно еще не было так распространено, как несколько десятилетий спустя. Но великий композитор оказался еще и пророком. Многие его вещи, включая сонату “К Элизе”, написаны специально для этого инструмента.
  • Бетховен был гениальным импровизатором. Его современник, И.Б. Крамер, однажды кратко, но емко заметил, что тот, кто никогда не слышал, как пианист “шалит”, не имеет никакого представления об импровизации.
  • Его любимым напитком был кофе. Принимаясь за варку, музыкант каждый раз педантично отсчитывал 64 зернышка – не меньше и не больше.
  • Характер композитора был очень непростым, а иногда и сварливым. Однажды, во время его публичного выступления, некий молодой человек принялся увлеченно беседовать со своей дамой. Музыкант тут же прекратил играть и в гневе воскликнул: “Я не буду выступать перед такими свиньями!”. Несмотря на уговоры и извинения, он отказался продолжить играть.
  • Но друзья пианиста отмечали его приветливость, добродушие и отменное чувство юмора. Бетховен любил посидеть с приятелями в пивной под названием “У лебедя”. Однажды он не приходил несколько дней кряду. Когда один из товарищей поинтересовался, не заболел ли он, музыкант весело ответил: “Я-то здоров, но мои единственные сапоги заболели такой страшной лихорадкой, что чуть не отдали Богу душу”.
  • Факты из биографии Людвига ван Бетховена гласят, что у него были очень сложные отношения с женщинами. Некоторые восхищались его гением, иные полагали, что он “уродлив, невоспитан и неприятен”. Одна из дам, за которой ухаживал пианист, была от него в ужасе. В интимном разговоре с друзьями она назвала его полусумасшедшим.
  • Своенравный гений однажды чуть было не уничтожил одно из лучших своих произведений. Написав романс, он решил его сжечь. От судьбы “Мертвых душ” его спас некий чиновник Барт, обладавший чудесным тенором. Заглянув к композитору и увидев, что тот собирается бросить ноты в огонь, он выхватил их у него из рук. Затем Барт сел за инструмент и исполнил романс. Бетховену неожиданно понравилось и он милостиво согласился оставить свое детище “в живых”. Так был спасен великолепный романс “Аделаида”.
  • Свою Девятую симфонию Бетховен создавал, будучи уже полностью глухим.
  • Сперва музыкант тщательно скрывал потерю слуха. Однажды, дирижируя оркестром, он не повернулся лицом к залу – он просто не слышал оваций. Можно представить всю драматичность момента для Бетховена, когда его деликатно развернули к слушателям.
  • Музыкант не любил давать фортепьянные уроки. Исключение составляли только даровитые ученики и привлекательные молодые женщины.
  • Умер Бетховен в возрасте всего 56 лет. В последний путь его провожали близкие друзья и тысячи поклонников его гениального творчества.

Самые популярные материалы марта для класса.