Pozzo di Borgo – ароматный след в Истории. Неприкасаемые

Во дворце с 1740 года ни разу не красили стены, только чистили ваткой, и они как новые.
Фото Александра Тягны-Рядно

Ренье Поццо ди Борго – французский архитектор, много работающий в России. Его брат построил под Питером завод. Россия для них – скорее предопределенность, чем личный выбор. Их предок, Карл-Андрей или Карл Осипович Поццо ди Борго, по-французски Шарль-Андре, был послом Александра I и Николая I. В те времена подданство не играло существенной роли, важно было – кому служишь.

Братья принимали меня в Париже во дворце Поццо ди Борго. Ренье подарил мне книгу: «Наполеон и Поццо ди Борго», которую сам перевел с английского на французский, автор предисловия – князь Шарль Наполеон, потомок Бонапарта. Оказывается, карта мира была перекроена не почему-нибудь, а из-за личных отношений двух корсиканцев: Карла-Андре Поццо ди Борго и Наполеона Бонапарта. Книгу, написанную профессором истории Торонтского университета Дж. Мак-Эрлином, Ренье подписал мне так: «История двух молодчиков, которые своими талантами перекроили Европу». А Шарль Наполеон поставил эпиграфом к своему предисловию провидческую цитату из Ж.-Ж. Руссо: «У меня есть предчувствие, что однажды этот маленький остров нас удивит».

И Наполеон, и Поццо происходили из семей мелкой аристократии, они были кузенами и ближайшими друзьями. Семьи их дружили с XVI века. Карл-Андре начал свою карьеру в 19 лет как адвокат отца Наполеона. Но события повернулись таким образом, что правитель и герой Корсики того времени, Паоли, которого боготворили оба юноши, Шарля-Андре оценил и приблизил, а Наполеона – нет. Наполеон обиделся, и пути двух сторонников Французской революции стали стремительно расходиться, поскольку ситуация на Корсике требовала занять определенную позицию: либо за Францию, либо против нее. Целью Паоли, отвоевавшего Корсику у Генуи, было отделение ее от Франции. И Поццо способствовал тому, чтоб остров перешел в руки англичан. Так он стал до конца жизни монархистом, а Наполеон – ненадолго республиканцем.

При английском владычестве Шарль-Андре возвысился до премьер-министра Корсики и изгнал оттуда бывшего друга, а ныне врага, Бонапарта. Только поэтому Наполеон стал Наполеоном, а так бы сидел себе дома или попробовал завоевать Италию – он делился этой мальчишеской мечтой с Поццо: будь, мол, у него десять тысяч солдат, он бы стал итальянским императором. Теперь же Бонапарт должен был утвердиться в Париже и отомстить Поццо. Едва став консулом, первым делом он издал указ об изгнании Поццо с Корсики, которая снова вернулась к французам, находиться же во Франции было теперь для Поццо самоубийственно. Он поехал в Лондон, где король положил ему пенсию, а потом перебрался в Вену, пытаясь собрать там антинаполеоновскую коалицию. Познакомился с русскими, ему посоветовали написать Александру I прошение о принятии его на российскую дипслужбу, и царь принял его, о чем не только не пожалел, но, напротив, сделал его своим советником, послом во Франции, порученцем повсюду в Европе. Поццо участвовал и в сражениях – сперва в Италии с Суворовым, потом в битве при Ватерлоо, царь послал его своим представителем на Венский конгресс, Поццо улаживал отношения России с Англией, Турцией, Польшей, по его совету Севастополь был превращен в крепость – короче, Поццо был выдающимся дипломатом, всецело преданным России. Целью его жизни была месть Наполеону (который тоже просился на русскую службу, еще в начале своей карьеры, но его не взяли), а поскольку Поццо хорошо знал слабые места императора, то был чрезвычайно ценным человеком для всей антинаполеоновской коалиции. Как сказал сам Карл-Андре после Ватерлоо: «Наполеон мог стать хозяином мира, если б не было еще одного человека. Этот человек – я». От имени всех европейских стран ему было поручено просить Людовика XVIII стать королем Франции. Когда Александра сменил Николай I, Поццо продолжал оставаться послом и сумел убедить нового царя, что тот должен признать избрание королем Людовика-Филиппа (которого Николай не принимал как республиканца, «короля-гражданина»), иначе России грозил бы полный разрыв с Францией и со всей Европой.

Шарль-Андре получил все высшие российские награды (Андрея Первозванного, Александра Невского, Владимира, Св. Анны, Св. Георгия), звания генерала от инфантерии и генерал-адъютанта, Франция же пожаловала ему титулы графа и пэра. Так вот, этот самый Поццо ди Борго, забытый в России, купил в 1834 году в центре Парижа, в седьмом округе, дворец. Сегодня он невидим прохожим, поскольку обнесен высокой стеной, одно крыло дворца арендует Карл Лагерфельд, сдаются и другие части, но владельцев нынешних – 12 человек, и они не могут поделить дворец между собой, потому решили его продать. Ренье показывает мне дом, где все связано с Россией: коллекция русских ваз, подаренных Карлу-Андрею императором Александром, российский герб на камине и рукописная книга-указ Николая I о даровании Поццо ди Борго права поместить двуглавого орла на свой фамильный герб, портреты Поццо на фоне Кремля и с видом на площадь Согласия, открывающимся из тогдашнего русского посольства в Париже, теперь в этом здании – посольство США. Два портрета 1814 года: усталый Наполеон и торжествующий Поццо. Побежденный и победитель. В 1965 году семьи Наполеона и Поццо ди Борго помирились, при встрече оказалось, что потомок Наполеона – под два метра ростом, а потомок Поццо, отец Ренье, – низкоросл, прямо как их знаменитые предки с точностью до наоборот.

Поразило, что во дворце с 1740 года ни разу не красили стены, только чистили ваткой, и они как новые. Правда, Лагерфельд испортил как мог свою обитель, закрасив позолоту белой водоэмульсионкой, к тому же оказалось, что один из законодателей мод живет в страшном бардаке. Все свалено кучами, а к ним прилеплены бумажки: «Не трогать». Мне говорили, что у Лагерфельда прескверный характер, вид его жилища говорил о том же. Очевидно, что бессменный предводитель «Шанели» никого к себе не приглашает, да и я всего лишь «подсматривала» в его отсутствие, поскольку хозяин хотел показать мне весь дом.

Дворец построен был в 1707 году, здесь и до Поццо жили послы, а семья Карла-Андре осела надолго, стараясь поддерживать дворец в форме – реставрировали его мастера из Версаля, но теперь – сказке конец. Ренье хотел бы, чтоб их имение досталось России, а не арабскому шейху (больше ни у кого денег не водится): жаль, если этот почти музей российско-французской истории перестанет существовать.

Ну и мне хотелось бы того же.

Фильм «1+1» (оригиналь­ное название «Intouchab­les» - «Неприкасаемые») - удивительная для нашего времени картина. Сентиментальная и трогательная, но без соплей. Преисполненная веры в человека, в доброе начало в нем и способность меняться к лучшему, поднимаясь над собой - но без фальши. Небезупречная. Но это даже хорошо. В совершенстве есть что-то бесчеловечное, холодная математическая точность. А здесь какие-то сюжетные повороты угадываются без труда, два или три эпизода кажутся необязательными, растягивающими метраж.

Омару Си, играющему развязного и безбашенного (в первых кадрах картины) темнокожего парня из низов, не всегда удается скрыть свою внутреннюю интеллигентность. Так что мы не сомневаемся, что по ходу развития сюжета его Дрисс преобразится. Хэппи-энд предсказуем, но (аплодисменты режиссерам и авторам сценария Оливье Накашу и Эрику Толедано!) все равно в нем есть неожиданность.

Разбирать картину «1+1» по косточкам не хочется, хочется унести с собой ее нравственный заряд и ту неброскую элегантность, за которую мы любим французский кинематограф.

Два отчаянных парня

В основе картины - подлинная (и почти неправдоподобная, как сама жизнь) история, герой которой - французский бизнесмен и меценат Филипп Поццо ди Борго, потомок древнего (берущего начало чуть ли не от крестоносцев) и знатного корсиканского рода. (Один из Поццо ди Борго, Шарль, он же Карл-Андрей Осипович, был генералом и дипломатом русской службы, его портрет висит в Военной галерее Эрмитажа.)

Филипп обожал риск, экстрим; в 1993 году он, совершая полет на параплане в штормовую погоду, разбился и был парализован. (В фильме за этой катастрофой стоит какая-то романтическая история; намекается, что Филипп решился на смертельно опасный полет из-за женщины.)

За инвалидом, который не мог шевельнуть ни руками, ни ногами, ухаживал выходец из Марокко Абдель Селе, бедняк, отсидевший в тюрьме за мелкое преступление.

Абдель каким-то звериным чутьем сообразил, что его подопечному требуется не жалость, а возможность вновь почуять вкус жизни и ее опасность; миллиардер и люмпен без гроша за душой стали друзьями. Без скидок на физическую беспомощность одного и нищету другого. «Мы были два отчаянных парня на задворках общества, которые опираются друг на друга», - написал Филипп Поццо ди Борго в своей книге «Второй шанс».

Книга вдохновила Накаша и Толедано, до того снявших несколько довольно посредственных картин, на фильм о дружбе этих двоих мужчин. Поццо ди Борго позволил им экранизировать свою историю, но поставил категорическое условие: никакой жалости, никаких причитаний «ах, бедняжка, как он страдает»; картина должна быть веселой и жизнерадостной.

Естественно, за авторами осталось некоторое право на вымысел, на внесение творческих поправок в реальность. Марокканец превратился в сенегальца; Омар Си был с самого начала выбран на роль Дрисса - за уникальность своего дарования, удивительную и грациозную пластику то ли хищного зверя, то ли африканского охотника, неотразимую харизматичность, юмор. К тому же - после того, как арабские террористы пролили столько невинной крови - легко понять, что темнокожий будет намного привлекательнее для массового белого зрителя, чем араб.

Омар Си с играющим Филиппа Франсуа Клюзе составили просто фантастический дуэт. Которому ассистируют Одри Флеро (секретарша Магали) и Клотильда Молле (домоправительница Марселле), с элегантным юмором играющие двух застенчивых лесбиянок из штата прислуги Филиппа. С помощью ли автобиографической книги Поццо ди Борго, благодаря ли собственным талантам, Накаш и Толедано в своей картине умно и тонко решают проблемы человековедения.

С Филиппом больше двух недель никто не выдерживал: ухаживать за инвалидом - работа тяжкая не только потому, что тяжело изо дня в день наблюдать чужие страдания, но и физически. Да еще и - вы, конечно, догадываетесь - приходится выполнять много неопрятных дел.

Дрисс появляется в приемной Филиппа как раз в тот момент, когда идет выбор очередного помощника. Претенденты что-то мямлят о том, что даже обездвиженный больной нуждается в нормальной жизни, упоминают о своих навыках и опыте (или - если этого нет - о горячем желании помочь несчастному). Искренни ли они - дело темное.

И вот в кабинет врывается темнокожий рослый парень, который вовсе не собирается быть сиделкой; ему нужно получить третий официальный отказ в найме на работу - два уже есть, после третьего ему начнут выплачивать пособие по безработице.

Филипп мгновенно угадывает, что от этого симпатичного разгильдяя слезливой жалости не дождешься, что с ним придется крупно поработать, прежде чем добьешься нужного результата, но если приложить усилия, то Дрисс станет именно тем, в ком нуждается Филипп. Его руками и ногами. А главное - другом.

Выбор «сиделки»

По ходу картины меняются оба героя. Филипп достигает того, что он внутренне программировал для себя: избавляется от ощущения замкнутости в четырех стенах своего великолепного, но опостылевшего дома (дома? Если хотите - дворца!).

Дрисс меняется еще сильнее и - для себя самого - неожиданнее. Филипп рассмот­рел в нем незаурядный человеческий потенциал, сильные, но не развитые творческие способности. Если поначалу Дрисс был дремучим парнем, и абстрактная живопись вызывала у него недоумение: как за такую невнятную мазню можно отдать сорок тысяч евро, то теперь он сопровождает своего шефа в оперу, заинтересовывается классической музыкой и даже сам пробует что-то малевать.

Причем Филипп предлагает Дриссу сыграть с этим произведением искусства забавную шутку - и продает картину… не за сорок тысяч, так как живописец никому не известен, но и одиннадцать тысяч совсем не плохо.

Оба героя учатся извлекать из своего незавидного положения юмор, превращать трагическое в комическое, общаться с той насмешливой грубоватостью, которая отличает близких друзей.

Кульминацией становится обрамляющая картину ночная гонка по Парижу; мощный спорткар несется со скоростью около 200 километров в час, Дрисс совершает немыслимые обгоны, а когда их останавливает полиция, друзья разыгрывают такую сцену, что полицейские совершенно убиты собственной (мнимой, конечно) бестактностью и всячески стараются загладить ее (что приводит к очередной комической ситуации).

А чего стоит сцена, в которой Дрисс бреет обросшего бородой Филиппа, превращая его то в Бодлера, то в Сальвадора Дали, то оставляя под носом квадратик усов, как у Гитлера (правда, это, по мнению Филиппа, уже перебор; но ведь в дружбе искренность и желание развеселить друга, пусть глуповатой шуткой, важнее чувства меры и такта!).

Выбор друга

Для нас в этой картине откровением становится то, что для французского зрителя, наверно, вполне естественно. Возможность искренних и теплых отношений между людьми, стоящими на слишком уж разных ступенях социальной лестницы. И если такое дитя природы, как Дрисс, открыт в силу своей естественной доброжелательности, то Филипп, за спиной которого поколений пятнадцать знатных предков, но которого ни благородное происхождение, ни несметное богатство не испортили, демонстрирует утонченный, воспитанный лучшими качествами современной цивилизации, демократизм.

Трудно удержаться от того, чтобы сравнить Филиппа с нашими быдловатыми и чванными нуворишами и нуворюгами, которые за бесценок приватизировали терминалы и железнодорожные составы, покупают жене, особе с манерами и кругозором анекдотической кухарки, должность директора театра, а сыну, окончившему второразрядный английский университет с ни к чему не обязывающим дипломом политолога - место в парламенте. Для таких людей, как Филипп, это невозможно. Он не станет кичиться богатством - ему это противно. И выбирает друзей не по сословным или имущественным признакам, а по человеческим качествам.

И этим он обязан своему воспитанию. Общество, в котором существуют частная собственность на средства производства и заметное имущественное расслоение, в состоянии эффективно работать только если верхи получили примерно такое же воспитание, как Филипп, а низы стыдятся не бедности, а возможности впасть в отчаяние.
Способно ли на это наше общество? Вопрос, спровоцированный фильмом Накаша и Толедано, сегодня остается без утвердительного ответа.

Ведь и на то, чтобы снимать фильмы, не только сострадающие инвалидам, но и утверждающие их человеческую ценность, вопреки физической немощи, - такие как «Запах женщины», «Скафандр и бабочка» и «1+1», мы пока не способны.

Фильм

«1+1» («Intouchables»)
Драма. Франция, 2011
Авторы сценария и режиссеры: Оливье Накаш, Эрик Толедано
Оператор: Матье Ванпьед
Композитор: Людовико Эрнауди
В ролях: Франсуа Клюзе, Омар Си, Анн Ле Ни, Клотильда Молле, Одри Флеро и др.

(Карл-Андрей, граф) - русский дипломат (1764-1842), родом из Корсики, где был адвокатом. В 1791 г. был избран депутатом в законодательное собрание. Заподозренный в роялизме, он был вынужден вернуться в Корсику, где сделался членои партии Паоли, стремившейся к отделению Корсики от Франции и опиравшейся на духовенство и на полудикое горное население. С этого времени идет вражда между двумя корсиканцами: мстительным и хитрым П. и Наполеоном Бонапарте. В 1794 г. П. был назначен президентом государственного совета Корсики, потом статс-секретарем. Вследствие ненависти, которую к нему питала французская партия и в особенности сторонники генерала Бонапарта, он должен был оставить родину и уехать в 1796 г. в Лондон, потом в Вену, везде способствуя организации коалиций против Франции. П. сопровождал Суворова в Италию. В 1803 г. он поступил на русскую службу, но, раздраженный тильзитским миром, вышел в отставку и поселился в Вене. Его влияние на венский двор заставило Наполеона требовать его выдачи. Австрия отказала в этом, но все-таки ему пришлось уехать в Лондон, где он хлопотал о примирении Англии с Россией. В 1812 г. император Александр I вызвал его в Петербург. После битвы при Бауцене он отправился в Стральзунд к Бернадотту и побудил его принять участие в войне против Наполеона; затем он был представителем союзников при Бернадотте. В ноябре 1818 г. П. составил прокламацию держав против Наполеона и его династии. После вступления союзников в Париж П. был отправлен в Лондон к Людовику XVIII, где убеждал его дать конституцию, затем П. был русским посланником в Париже и представителем России на венском конгрессе. После бегства Наполеона с острова Эльбы П. был отправлен к англо-прусской армии в Бельгию и был слегка ранен при Ватерлоо. После второй реставрации он снова был посланником в Париже; был persona grata при дворе и пользовался своим влиянием, чтобы мстить всем сторонникам революции и Наполеона; его имя тесно связано с белым террором. В 1825 г. П. возведен в графское достоинство; в 1834 г. послан в Лондон, но вследствие расстроенного здоровья скоро вышел в отставку и поселился в Париже, где и умер.

См. Ouvaroff, "P. di В." (СПб., 1846); A. de Maggiollo, "Corse, France et Russie. Pozzo di Borgo, 1764-1842" (П., 1870); "Correspondance diplomatique du c-te P. di B. et du comte Nesselrode, publiée par Ch. Pozzo di Borgo" (т. I, П., 1890).

  • - последняя из станц, расписанных Рафаэлем...

    Католическая энциклопедия

  • - граф - дипломат на русской службе, родом корсиканец. П. был представителем Корсики во французском Учредительном собрании в 1789-91. Как роялист, он эмигрировал из Франции...

    Дипломатический словарь

  • - дель - итальянский живописец и архитектор. Представитель барокко. Виртуозный мастер иллюзионистической росписи...
  • - По́ццо Андреа дель, итальянский живописец и архитектор. Виртуозный мастер иллюзионистических барочных росписей, в которых исчезает граница между реальной и «живописной» архитектурой...

    Большой энциклопедический словарь

  • - генерал-майор, астраханский комендант с 1819 г....

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Поццо ди-Борго - русский дипломат, родом с Корсики, где был адвокатом. В 1791 г. был избран депутатом в законодательное собрание...

    Биографический словарь

  • - наз. в Италии и Южн. Тироле многих местечек. В Риме так называется северная часть города, это же название носят и многие отдельные улицы, прилегающие к Ватикану и собору св. Петра...
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - старинный приморский город в великом княжестве Финляндии, в 61 км к С.В. от Гельсингфорса, на реке того же названия, впадающей в глубоко врезывающуся в материк бухту Финского залива...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - окружной город итальян...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - окружной гор. в итальянской провинции Ареццо, местопребывание епископа, имеет прекрасный замок на скале, много церквей и монастырей, семинарию, театр, Accademia Tiberina и 3752 жителей...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - итальянская писательница. Произведения ее, свидетельствующие о большой образованности и начитанности: поэма "Il Florido", "La Passione di Christo" и "Il Merito délie donne"...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Тосканелли Паоло дель Поццо, итальянский учёный-гуманист, космограф и астроном. Был хранителем библиотеки, основанной во Флоренции гуманистом Никколо Никколи для общего пользования граждан...

    Большая Советская энциклопедия

"Поццо ди Борго" в книгах

Смерть на дорогах Борго Дора

Из книги Сон сбылся автора Боско Терезио

Смерть на дорогах Борго Дора Страшные вести дошли до Турина в июле. Холера распространилась уже в Лигурии и унесла 3 тысячи жертв в Генуи. Первые случаи были зарегистрированы в Турине 30 и 31 июля. Король, королева о их свита бежали в закрытых каретах из города. Они укрылись в

Отъезд Поццо и Бугаева

Из книги автора

Отъезд Поццо и Бугаева Весной 1916 года были призваны и Поццо с Бугаевым, но лишь летом они смогли последовать призыву. Для Бугаева это означало отвлечение на несколько месяцев от мучившего его хаоса. Ему удалось заново обрести контакт с внешним миром; он был рад и

ЖИЗНЬ ПЬЕРО ДЕЛЛА ФРАНЧЕСКА, ЖИВОПИСЦА ИЗ БОРГО А САН СЕПОЛЬКРО

Из книги Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих автора Вазари Джорджо

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ПЬЕРО ДЕЛЛА ФРАНЧЕСКА ЖИВОПИСЦА ИЗ БОРГО А САН СЕПОЛЬКРО

автора Вазари Джорджо

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ КРИСТОФАНО ГЕРАРДИ ПРОЗВАННОГО ДОЧЕНО ИЗ БОРГО САН СЕПОЛЬКРО ЖИВОПИСЦА

Из книги Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих автора Вазари Джорджо

Витторио Поццо – единственный тренер, сумевший два раза подряд привести свою команду к победам на чемпионатах мира

Из книги 100 великих футбольных тренеров автора Малов Владимир Игоревич

Витторио Поццо – единственный тренер, сумевший два раза подряд привести свою команду к победам на чемпионатах

Письмо матери [Борго, июнь 1944 г. ] Перевод с французского Л. М. Цывьяна

Из книги Письма, телеграммы, записи автора Сент-Экзюпери Антуан де

Письмо матери [Борго, июнь 1944 г.] Перевод с французского Л. М. Цывьяна Мамочка,Мне так хочется, чтобы вы не волновались обо мне и чтобы получили это письмо. У меня все в порядке. Во всем. Грустно только, что так долго не виделся с вами. И я очень тревожусь за час, милая моя

К. МАРКС ПАРЛАМЕНТСКИЕ ДЕБАТЫ 22 ФЕВРАЛЯ. - ДЕПЕША ПОЦЦО-ДИ-БОРГО. - ПОЛИТИКА ЗАПАДНЫХ ДЕРЖАВ

Из книги Том 10 автора Энгельс Фридрих

2. Лев IV, папа. - Пожар в Борго. - Лига Рима, Неаполя, Амальфи и Гаэты против сарацин. - Морская победа при Остии в 849 г. - Лев IV строит civitas leionina. - Ее стены и ворота. - Стихи на главных воротах

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

Тосканелли Паоло дель Поццо

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТО) автора БСЭ

БОРГО, Поццо ди

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

БОРГО, Поццо ди (Borgo, Pozzo di, 1764–1842), граф, дипломат, русский посол во Франции в 1814–1832 гг.107Князь Беневентский торжественно вступил в ад. <…> Его приветствовал сам Сатана, заметив, однако: «Князь, вы вышли за пределы моих инструкций!»В письме к Франсуа Гизо из Лондона по

БОРГО И ЗАМОК СВ. АНГЕЛА

Из книги Рим. Ватикан. Пригороды Рима. Путеводитель автора Блеек Ульрике

Борго и замок Святого Ангела

Из книги Рим [путеводитель] автора Гринкруг Ольга

Борго и замок Святого Ангела Обычай отправляться в Рим, чтобы помолиться на могилах апостолов и мучеников, распространился еще в Византийской империи. С VII века паломники стали прибывать и из варварских стран. Многие, раз добравшись, так и оставались в Риме: во-первых,

15. "Борго", "Биорке" - "офицерский проект"

Из книги Первые русские миноносцы автора Мельников Рафаил Михайлович

15. "Борго", "Биорке" - "офицерский проект" Миноносец "Борго".(Продольный разрез и план машинного отсека)Создание этих кораблей - один из примеров тех инициатив патриотических сил флота в деле развития собственной миноносной отрасли, которым иногда удавалось пробить

ВИТТОРИО ПОЦЦО

Из книги 100 великих футболистов автора Малов Владимир Игоревич

ВИТТОРИО ПОЦЦО (1886-1968)Тренировал олимпийскую сборную Италии и национальную сборную страны.В истории мирового футбола итальянец Витторио Поццо стал единственным тренером, сумевшим привести свою команду к двум победам на чемпионатах мира - в 1934 и 1938 годах. К тому же

(фр.)

Вы можете помочь проекту, расширив текущую статью с помощью перевода.

Поццо ди Борго
итал. Pozzo di Borgo

Описание герба:

Выписка из Гербовника

Щит разделен на пять частей, в верхней пространной части, в золотом поле вылетающий до половины черный двуглавый орел, увенчанный тремя Императорскими коронами. Во второй и пятой частях в голубых полях золотые башни. В третьей и четвертой частях в серебряных полях изображены щитки, имеющие голубые поля, на которых по одной золотой лилии. На верху щита положена Графам Российской Империи свойственная корона. Щит держат с правой стороны лев, а с левой барс и внизу щита надпись: «Virtute et Consilio».

Девиз:

Virtute et Consilio

Том и лист Общего гербовника:

X, 10

Титул:
Место происхождения:
Подданство:
Королевство Франция
Италия
Российская империя

Поццо ди Борго (итал. Pozzo di Borgo ) - корсиканский дворянский род.

Российский посланник во Франции Шарль-Андре Поццо ди Борго получил 22 августа 1826 года от Николая I графское достоинство, на которое 20 декабря 1828 года пожалована ему грамота, копия которой хранилась в герольдии . Герб графа Поццо де Борго внесен в Часть 10 Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи, стр. 10. Род угас с его смертью 15 февраля 1842 года.

Ещё до этого, 17 сентября 1827 года, графское достоинство К. О. Поццо ди Борго, в случае неоставления им потомства, распространено на того из фамилии Поццо-ди-Борго, кого он определит своим наследником. В 1842 году титул перешёл к его племяннику Карло Поццо-ди-Борго.

Напишите отзыв о статье "Поццо ди Борго (род)"

Ссылки

  • Дело Департамента Герольдии Правительствующего Сената о выдаче диплома на графское достоинство Поццо-ди-Борго и герба 1828 г. РГИА , . Проверено 26 декабря 2012. .
  • на Родоводе

Отрывок, характеризующий Поццо ди Борго (род)

Французы, не преследуемые более, стали понемногу опоминаться, собрались командами и принялись стрелять. Орлов Денисов ожидал все колонны и не наступал дальше.
Между тем по диспозиции: «die erste Colonne marschiert» [первая колонна идет (нем.) ] и т. д., пехотные войска опоздавших колонн, которыми командовал Бенигсен и управлял Толь, выступили как следует и, как всегда бывает, пришли куда то, но только не туда, куда им было назначено. Как и всегда бывает, люди, вышедшие весело, стали останавливаться; послышалось неудовольствие, сознание путаницы, двинулись куда то назад. Проскакавшие адъютанты и генералы кричали, сердились, ссорились, говорили, что совсем не туда и опоздали, кого то бранили и т. д., и наконец, все махнули рукой и пошли только с тем, чтобы идти куда нибудь. «Куда нибудь да придем!» И действительно, пришли, но не туда, а некоторые туда, но опоздали так, что пришли без всякой пользы, только для того, чтобы в них стреляли. Толь, который в этом сражении играл роль Вейротера в Аустерлицком, старательно скакал из места в место и везде находил все навыворот. Так он наскакал на корпус Багговута в лесу, когда уже было совсем светло, а корпус этот давно уже должен был быть там, с Орловым Денисовым. Взволнованный, огорченный неудачей и полагая, что кто нибудь виноват в этом, Толь подскакал к корпусному командиру и строго стал упрекать его, говоря, что за это расстрелять следует. Багговут, старый, боевой, спокойный генерал, тоже измученный всеми остановками, путаницами, противоречиями, к удивлению всех, совершенно противно своему характеру, пришел в бешенство и наговорил неприятных вещей Толю.
– Я уроков принимать ни от кого не хочу, а умирать с своими солдатами умею не хуже другого, – сказал он и с одной дивизией пошел вперед.
Выйдя на поле под французские выстрелы, взволнованный и храбрый Багговут, не соображая того, полезно или бесполезно его вступление в дело теперь, и с одной дивизией, пошел прямо и повел свои войска под выстрелы. Опасность, ядра, пули были то самое, что нужно ему было в его гневном настроении. Одна из первых пуль убила его, следующие пули убили многих солдат. И дивизия его постояла несколько времени без пользы под огнем.