Самый рассеянный герой? Человек рассеянный.

Самый рассеянный герой? Легендарной поэме "о человеке рассеянном с улицы Бассейной"стукнуло 78 лет.Строки о нелепых выходках чудак

Кто из нас не знает стихов С.Я. Маршака про удивительного Рассеянного с улицы Бассейной? А откуда он взялся? Сам Маршак рассказывал об этом так:
Цитирую - "Очень многие мои читатели спрашивали меня, не изобразил ли я в своем "Рассеянном" профессора И.А. Каблукова. Тот же вопрос задал моему брату - писателю М. Ильину - и сам И.А. Каблуков. Когда же брат ответил ему, что мой "Рассеянный" представляет собой собирательный образ , профессор лукаво погрозил ему пальцем и сказал:
"Э, нет, батенька! Ваш брат, конечно, метил в меня!"
В этом была доля правды. Когда я писал свою шутливую поэму, я отчасти имел в виду обаятельного и - неподражаемого в своей рассеянности - замечательного ученого и превосходного человека - И.А. Каблукова . Вот все, что я могу сообщить Вам по этому вопросу".
В черновиках Маршака его герой часто назывался Иваном Башмаковым, но в одном из набросков прямо написано:
"В Ленинграде проживает
Иван Каблуков,
Сам себя он называет
Каблук Иванов".
Отличие заключается только в том, что реальный профессор Каблуков проживал в Москве.
Подробней всех запечатлел облик Каблукова в своих воспоминаниях Андрей Белый. Но и он приводит уже не подлинные речевые оплошности рассеянного ученого, а пародии на них, сочиненные Эллисом (Л. Кобылинским) . Андрей Белый пишет: "По московским гостиным зациркулировал бесподобнейший номер, разыгрываемый Эллисом; под названием "Иван Алексеевич Каблуков"... и большинство анекдотов о путанице слов и букв Каблукова, теперь уже классических, имеют источником НЕ Каблукова, а импровизацию Эллиса; который импровизировал на основании скрупулезнейшего изучения модели; и шарж его был реален в своей художественности; я утверждаю: знаменитая "каблуковская" фраза НЕ принадлежит профессору:
"Знаменитый химик Лавуазье - я, то есть не я: совсем не то... Делал опыты: лопа колбнула, и кусочек глаза попал в стекло"
(вместо "колба лопнула, и кусочек стекла попал в глаз");
выражения "совсем не то" и "я, то есть не я" -
обычные словечки Каблукова; эта фраза - цитата из блестящей импровизации Эллиса, как и приписываемое Каблукову "Мендельшуткин" вместо "Менделеев и Меньшуткин" - тоже цитата из той же пародии (!!!)...
...он [Каблуков] потерял способность произнести внятно простую фразу, впадая в...звуковые и этимологические чудовищности, которыми он себя обессмертил в Москве; и желая произнести сочетание слов "химия и физика", произносил "химика и физия"; и тут же, спохватываясь, - "совсем не то", - начинал разъяснять новыми чудовищностями, в которых "я", то есть совсем не "я" фигурировало то и дело".
...Интересно, что в повести Вельтмана "Чудодей" действуют сразу два рассеянных чудака: Дьяков и Даянов. Даянов воспроизводит черты Рассеянного за много десятков лет до Маршака. Лакей там спрашивает у Даянова:
"Что изволите одеть?"
Даянов отвечает: "Что, что, что, что! Черт тебя возьми, что! Пальто на ноги, штаны на плеча!"
Немногие знают, что еще до Рассеянного, в 1926 году, вышла детская книжка Владимира Пяста "Лев Петрович". Герой этого стихотворения такой же рассеянный чудак, который
"...каждый день
Надевал живую кошку
Вместо шапки набекрень...
....За дровами у сарая
На дворе он ждал трамвая..."
Сам Пяст тоже был одним из прототипов Рассеянного.
В. Шкловский писал: "Однажды... Пяст проглотил несколько раскаленных углей и от нестерпимой боли выпил чернил... Я приходил к Пясту в больницу. Он объяснял, ..что действовал правильно, потому что в чернилах есть танин, танин связывает и поэтому должен помогать при ожогах. Чернила были анилиновые - они не связывали".
А в черновиках "Рассеянного" мы находим строки об именно этом случае:
"Вместо чая он налил
В чашку чайную чернил..."
Вот и получается, что у человека "Рассеянного"прототипов все таки было несколько (как минимум - И.Каблуков, В.Пяст и 2 литпредшественника -Даянов и Лев Петрович), т.е как говорил и сам Маршак - ОБРАЗ СОБИРАТЕЛЬНЫЙ :-)

Вы бываете рассеянными? Некоторые люди, например, пытаются включить телевизор ключом от машины, а в метро пройти по кредитной карте. Или ставят сахарницу в холодильник, а масло в микроволновку. Или хотят позвонить маме, а звоните начальнику. И так далее. Я это называю "синдромом Пьера Ришара", в честь актера, который часто играл рассеянных людей. Рассеянность - это бесконечный источник смешных историй, конечно. Я, например, однажды перепутал даты, приехал в аэропорт на месяц раньше и очень расстроился, что нет моего рейса. С другой стороны, рассеянность может быть опасна, в том числе и для жизни - хорошо, что я перепутал даты, не будучи авиадиспетчером. Какие психические процессы стоят за рассеянностью?

Рассеянность можно трактовать по-разному. Наиболее известен подход Фрейда. Он усматривал в ошибках рассеянности тайные знаки, при помощи которых вытесненные в бессознательное влечения и конфликты дают о себе знать сознанию. Это, конечно, увлекательный подход. Но есть и когнитивный подход к рассеянности. В рамках этого подхода не исключается, что некоторые ошибки могут что-то сообщать о глубинных личностных конфликтах. Но большинство ошибок рассеянности все же объясняются более операционально - как последствия сбоев в когнитивных процессах.

Исследования психолога Джеймса Ризона, одного из главных в мире спецов по рассеянности, показали, что чаще всего люди совершают ошибки, когда выполняют привычные до автоматизма действия в привычных условиях. Ризон называет ошибками рассеянности ситуации, когда запланированная последовательность действий не достигает поставленной цели - где-то происходит сбой. Вероятность такого сбоя всегда есть, потому что в автоматизированные алгоритмы всегда может что-то вмешаться - какие-нибудь параллельные процессы, намерения, непредвиденные события. В психических процессах, как и в физических, тоже бывает интерференция.

Как правило, мозг привычные действия воспринимает как рутину, и выделяет малый объем внимания на них. Максимум внимания уделяется новой деятельности или чему-то субъективно очень важному. Конечно, люди особо ответственных профессий обучены произвольно управлять вниманием и удерживать его даже во время выполнения привычных профессиональных действий. Но, внимание не может быть полностью произвольным - оно сочетает в себе активность и реактивность. Активность - это сознательное управление, а реактивность - это когда возникает что-то незапланированное и отвлекает внимание. Наши намерения и непредвиденные обстоятельства перетягивают наше внимание как одеяло каждый себя. А объем внимания ограничен.

Более того, внимание может быть подвижным и фиксированным - быстро переключаться или медленно. Когда внимание переключается слишком быстро, оно словно бы скачет, как мячик для пинг-понга. И нас многое может отвлечь, бывает сложно сосредоточиться. А если оно слишком на чем-то фиксировано, то происходит застревание на одном предмете, и мы залипаем, многое упускаем. В принципе, в лихую минуту и то, и другое бывает опасно. Но, если усилить произвольность, то можно усилием воли сконцентироваться, либо же наоборот отвлечься от зависания. Главное - включиться.

Когнитивные психологи выделяют два уровня управления деятельностью:

1) Уровень знаний и правил. На нем происходит планирование новых действий и управление ими. Это ручной режим управления, когда мы сознательно всё контролируем. Самое важное на этом уровне - проверка результатов действия, соответствует ли оно поставленным задачам. Короче говоря, сделал - проверил.

2) Уровень навыков. Это уровень привычных действий, которые мы выполняем по жесткой автоматизированной схеме. Это режим автопилота, и в нем мы делаем большую часть повседневных дел. Как правило, мы все эти дела делаем успешно, но вероятность ошибок тоже есть. Это те самые ошибки рассеянности, из серии "шел в комнату, попал в другую". Самое опасное в автоматизме - мы часто не проверяем результаты действий. По схеме, сделал - забыл. Сложность в том, что когда мы делаем что-то совсем привычное, то этап проверки отпадает - зачем проверять действия, полностью автоматизированные? А иногда все-таки надо.

В повседневной жизни важно получше понимать типичные ошибки рассеянности, чтобы они не заставали совсем уж врасплох, чтоб соломку подстелить. Можно выделить схемы этих ошибок, найти слабые места этих схем и обращать на них особое внимание, произвольно - знать, где тонко. На 100% это вряд ли возможно, из-за той же самой рутинизации. Но хоть каких-то ошибок можно избежать. А вдруг мы избежим фатальной ошибки? Работу по классификации ошибок произвел тот самый Джеймс Ризон, за что человечество должно бы его благодарить, будь оно внимательнее к психологии.

Ризон разделил ошибки на три вида:

1) Собственно, ошибки - mistakes. Они возникают на этапе намерения - это ошибки планирования. Они основаны на неверных расчетах, ложных допущениях, недооценке разных факторов. Недорасчет или неверный расчет, короче. Один клиент мне жаловался, что у него срывается всё, что он запланировал. Он даже вывел из этого теорию о том, что его преследует злой рок. Мы проанализировали, как у него происходят эти срывы планов и стало видно, что при планировании он не учитывает изменчивость обстоятельств. В его внутренней картинке обстоятельства статичны - только и ждут, когда он придет и ими воспользуется. А в реальности обстоятельства меняются, и если это не учитывать, обломы будут происходит так часто, что можно и поверить в злой рок.

2) Пробелы - lapses. Чтобы выполнить план, нужно хорошо его помнить - что нужно сделать, какие средства для этого нужны,какова последовательность действий, какой должен быть результат. Пробелы - это ошибки фиксациии, хранения и восстановления плана в памяти. У одной моей знакомой часто так бывает с магазинами: шла купить зелень, а купила торт. Получается, образ торта стер первоначальный план. Я её понимаю - шоколад и бисквит более сильные стимулы, чем кинза и укроп. Вот другое дело базилик) Бывает еще, что план изменился под влиянием обстоятельств, но старый план запомнился лучше, и поэтому мы продолжаем его выполнять, хотя нужно уже действовать по-другому.

3) Оплошности - slips. Эти ошибки, которые происходят во время выполнения запланированных действий. Чаще всего они связаны как раз с ошибками внимания - когда оно зафиксировалось на чем-то другом, не соответствующем плану. Особенно я люблю, когда вместо сохранения нажимаешь на кнопку закрыть, аааа! Вполне возможно, что у таких ошибок могут быть и глубокие бессознательные причины, внутренние конфликты. Например, я мог удалить текст, потому что в глубине души с ним не согласен. Но часто бывает и без особого смысла - просто внимание куда-то не туда перескочило, если оно слишком подвижное. Или недоскочило, если слишком инертное. Здесь и психофизиологические состояния играет большую роль - перевозбуждение, волнение. Или недостаток возбуждения, усталость.

Как можно использовать эту классификацию в реальной жизни? На этапе планирования можно более точно формулировать цели, более подробно узнать о обстоятельствах, в которых вы собираетесь выполнять свои действия. Проверять истинность своих допущений. На этапе сохранения плана важно перепроверять себя - все ли я запомнил, ничего ли не упустил. А на этапе выполнения более тщательно следить за своими действиями - не нажимать слишком торопливо на кнопочки, например. Короче говоря, сохранять чуть больше произвольности.

Особо важно понимать свое текущее состояние - что со мной сейчас, о чем думаю, какие эмоции испытываю. Чем лучше понимаешь, тем лучше управляешь. Также важно помнить, что от ошибок никто не застрахован. Ведь если вы себе поставите задачу полностью избегать ошибок, то вполне возможно, что невыполнимость этой задачи вызовет ступор - сделает внимание липким и застревающим. Или, наоборот, скачущим от волнения. Более реалистичная задача - минимизировать ошибки, по возможности. А от некоторых действий можно на время и отказаться, если состояние не располагает. Например, не садиться за руль в истерическом состоянии или в сонном.

Продолжение следует.

Как мы представляем себе «типичного ученого»? Взъерошенные волосы, одержимый взгляд и обязательно что-то нелепое: в поведении, во внешнем виде. Такой образ складывался веками за счет известной рассеянности великих умов и их способностью попадать в курьезные ситуации. Перед вами наш топ-10 гениев со странностями.

Фалес Милетский - философ, математик и астроном, чье имя открывало список «семи мудрецов», наиболее уважаемых греческих мыслителей и деятелей. В Древней Греции люди почтительно относились к философам и к философии как науке, однако фразу «если ты такой умный, то почему такой бедный» доводилось слышать в свой адрес и великому Фалесу. В качестве ответа на эти упреки (а это упреки в бесполезности философии), Фалес воспользовался своими знаниями в астрономии и, выражаясь современным языком, монетизировал их. Так, ученый сделал благодаря звездам вывод о грядущем хорошем урожае, скупил зимой за бесценок все маслодавильни в Милете и на этом разбогател. Таким образом Фалес доказал: философы без труда могут сделать себе состояние, но это их ни мало не заботит. А заботит их одна страсть - наука. Эта всепоглощенность наукой сделала Фалеса символом рассеянного ученого. Характерную историю рассказывал о Фалесе Платон. Однажды мудрец, идя по улице, изучая при этом ночное небо, так загляделся на звезды, что упал в яму. И в ответ на громкие стенания служанка, которая сопровождала его на прогулке, сказала: «Эх ты, Фалес! Не в силах увидеть того, что под ногами, думаешь познать то, что на небе?».

Профессор Уильям Арчибальд Спунер был очень примечательной фигурой в Оксфордском университете. Профессор был альбиносом, но прославился среди коллег и студентов он не этим. О рассеянности Спунера слагали легенды. Так, поговаривают, что однажды он написал письмо другому профессору с просьбой прийти и оказать какую-то помощь, но в конце письма добавил, что вопрос уже решился, помощь не нужна и приходить не надо. Но самое главное - это его рассеянность в речи, благодаря которой появился даже отдельный термин, «спунеризм». Так называют нечаянную или намеренную оговорку, когда меняются слоги или звуки в двух соседствующих в предложении словах, что сказывается на смысле. Знаменитый пример из русской литературы - в стихотворении С. Маршака «Вот какой рассеянный»: «вагоноуважаемый глубокоуважатый». Среди легендарных спунеризмов самого сэра Спунера, например, такой: The Lord is a shoving leopard (Господь наш толкающийся леопард) вместо a loving shepherd (любящий пастырь).

Исаак Ньютон. Невозможно быть таким гениальным ученым и одновременно внимательным и адекватным человеком. Рассказывают, что Ньютон мог заблудиться в своем доме, направляясь к обеду, а обнаружив себя на улице, вернуться в комнату, но забыть поесть. Однажды, выйдя из гостиной за бутылкой вина, чтобы угостить друзей, он забыл, за чем шел, и на автомате возвратился в рабочий кабинет и сел за работу (представьте разочарование друзей, безуспешно ожидавших и Ньютона, и вин). Поговаривают, что в своей рассеянности Ньютон мог выйти из дома не совсем одетым, и только явные смешки окружающих заставляли его оценить ситуацию и вернуться домой.

Андре-Мари Ампер стал персонажем многих исторических анекдотов благодаря своей рассеянности. Например, прогуливаясь возле Парижской Академии наук, Ампер остановился на мосту, с интересом разглядывая небольшой камушек, который заметил он на своем пути. Достав из кармана часы, он понял, что опаздывает, и стремительно двинулся вперед, выкинув в воду дорогие часы, положив камешек в карман. В другой раз, находясь в Академии наук, Ампер пожаловался председателю, что некий господин занял его место. Ему с удивлением ответили, что то место, на которое он указывает, действительно принадлежит «тому господину»: Ампер, забыв, где он только что сидел, по ошибке претендовал на место самого императора Наполеона. Но самая забавная история другая. Выйдя из дома, ученый оставил на дверях записку: «Ампер будет дома к вечеру». Освободившись значительно раньше, он вернулся домой днем, но обнаружив записку, разочарованно ушел бродить до вечера. Ученый забыл, что он, собственно, и есть сам Ампер.

Адам Смит - еще один выдающийся ученый, чья рассеянность срослась с его славой. Как-то во время завтрака, оживленно беседуя с посетителем, Адам Смит положил бутерброд, который держал в руке, в чайник. Не заметив этого, он тут же налил себе чай, сделал глоток и с неудовольствием воскликнул, что это худший чай, который он когда-либо пробовал. В другой раз рассеянность привела его, как и Фалеса, к падению. Курьез в том, что ученый задумался во время осмотра кожевенного завода и умудрился упасть в яму с отходами.

Архимед. Всем известен его знаменитый возглас «Эврика!». Дополняем эпизод подробностями. Создание великого труда «О плавающих телах» связано с просьбой царя Гиерона. Царь заказал корону из чистого золота, но когда получил ее, обеспокоился, не подменил ли мастер часть золота на менее ценный металл. И попросил Архимеда выяснить, из чего сделана корона. Мысль о том, что проверить это можно с помощи погружения короны в воду, пришла Архимеду во время банных процедур. Не медля, он радостно выскочил из бани с криками «Эврика! Эврика!», совершенно не обратив внимания на собственную наготу. Такая преданность науке, возможно, сыграла для него фатальную роль: по одной из версий, римский воин убил Архимеда, потому что тот был занят своими чертежами, что крайне разозлило римлянина.

Александр Бородин - прекрасный пример того, как талантливый человек талантлив во всем. Выдающийся русский композитор, химик и медик Бородин искусно попадал в неловкие ситуации по причине рассеянности. То на пограничном пункте он не мог ответить на вопрос чиновника, как зовут свою жену, и отчаянно спрашивал у нее «Катенька, ради Бога, как тебя зовут?». То постоянно забывал, что он не в гостях, начиная посреди званного вечера судорожно собираться «домой». То, облачившись в военную форму со всеми регалиями, выходил из дома, забыв при этом надеть штаны. А еще рассказывают, что Александр Бородин потерял большую часть своей симфонии практически перед премьерой - и вынужден был ее переписать.

Пал Эрдешь, один из самых знаменитых и плодовитых математиков ХХ века: по количеству написанных им научных статей ему нет равных среди современников. Пал Эрдеш прослыл не столько рассеянным человеком, сколько взбалмошным ученым с особенным образом жизни. Математика прозвали «странствующим ученым»: всю жизнь он провел в пути, перемещаясь с одного научного мероприятия на другое. Он появлялся на пороге со словами «мой мозг открыт» и после плодотворного научного сотрудничества снова отправлялся в путь. Не секрет, что он употреблял наркотики. Стиль жизни и привязанность к амфетамину добавляли его образу странности. Говорят, что он мог заснуть посреди шумной вечеринки, а еще будто не мог самостоятельно приготовить себе еду или заплатить по счетам: в общем, не был приспособлен к бытовой жизни. Зато обладал прекрасным чувством юмора. Так, на вопрос о собственном возрасте, он ответил, что ему 2,5 млрд лет, аргументировав это так: «Когда я был совсем юным, ученые думали, что возраст Земли равен 2 млрд лет, а теперь считается, что он уже равен 4,5 млрд лет».

Норберт Винер, американский математик и философ, основоположник кибернетики и теории искусственного интеллекта, был вундеркиндом: докторскую степень в Гарвардском университете он защитил уже в 18 лет. О его забывчивости в Массачусетском университете ходили мифы. Как-то ученый позвонил в полицию, чтобы сообщить об угоне своего автомобиля, только лишь потому, что не помнил, где он припарковался. Встретив человека в университете и разговорившись, он мог потом уточнить у собеседника, в какую сторону направлялся, чтобы понять: если из столовой, то он уже пообедал. Одной из привычек Винера была манера ходить, постоянно касаясь стены рукой. По словам Винера, благодаря этому вы всегда сможете найти выход из лабиринта.

Жак Адамар, французский математик и механик, был полностью погружен в науку, что сказывалось на его отношениях с реальностью. Вот типичная история: «Месье Адамар, я вижу, мадам Адамар уже уехала за город». - «Но как вы догадались?!» - «У вас галстук под правым ухом…». Отрешенность от мирских забот чуть не сыграла злую шутку с семьей ученого. Во время немецкой оккупации Франции ему посчастливилось эмигрировать со всей семьей в США. Но по рассеянности Адамар забыл визы. По прибытию на территорию США им пришлось провести некоторое время в тюрьме, пока через суд не были восстановлены их права как эмигрантов. Правда, после благополучного решения суда Адамар вдруг отказался покидать тюрьму: в тюремной библиотеке он нашел интереснейшую книгу по истории Америки и очень хотел дочитать.

Олимпиадные задания по литературному чтению для учащихся 3 класса

Фамилия, имя_________________________________класс___________________

1. По началу произведения определите его жанр:

а) Мы противные микробы, мы во рту у вас живем.

И нечищеные зубы мы грызем, грызем, грызем. _______________________________________

б) Жила – была в одной дальней лесной деревне Марья. Была она во всём спорая, до всех дел умелая. ________________________________________

в) Вырос Добрыня до полного возраста. Пробудились в нём ухватки богатырские.

г) Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука. ________________________________________

д) Трудно солдатам в походе. На мосту при переправе через небольшой ручей застряла пушка.

_____________________________________________________________________________________

2. Кто придумал Крокодила Гену, Чебурашку, друзей из Простоквашино?

_____________________________________________________________________________________

3. В украинском варианте этой народной сказки лесные звери по очереди поселились в потерянной варежке. Сказка называется «Рукавичка». А как называется русская сказка с похожим сюжетом?

_____________________________________________________________________________________

4. Вступлением к какой поэме является знаменитое пушкинское стихотворение «У Лукоморья дуб зелёный…» ______________________________________________________________________

5. Назовите имя и отчество знаменитого почтальона Печкина.

_____________________________________________________________________________________

6. Этот писатель создал огромное множество рассказов и повестей о жизни животных. И даже его сказки познавательны: «Кто чем поёт?», «Чей нос лучше?», «Хвосты» и многие другие. А еще он автор «Лесной газеты». Назовите имя и фамилию этого писателя.

_____________________________________________________________________________________

7. Сказка немецких писателей братье Гримм называется «Белоснежка и семь гномов». А как называется сказка А.С.Пушкина с похожим сюжетом?

_____________________________________________________________________________________

8. Главная героиня этой сказки исполняла все желания жены главного персонажа, но в конце концов злобная и жадная жена осталась у «разбитого корыта». Вспомни автора сказки и её название.

_____________________________________________________________________________________

9. Эта знаменитая сказка французского писателя Шарля Перро написана совсем не для детей. В предисловии к её первому изданию было сказано, что она адресована юным барышням, которые не должны разговаривать с незнакомцами, чтобы не попасть в неприятности. Как называется эта сказка? ______________________________________________________________________________

10. Какой знаменитый писатель и детский поэт познакомил нас со стихами английских, французских, немецких, итальянских и польских авторов? А ещё он придумал самого рассеянного человека нашей детской литературы. ____________________________________________________

11. Допиши пословицы:

а) С кем поведёшься, _____________________________________________________________.

б) Старый друг __________________________________________________________________.

в) Волков бояться - ______________________________________________________________.

Братья Гримм

«Кот в сапогах»

«Волшебник Изумрудного города»

«Храбрый портной»

«Карлик Нос»

«Конёк – горбунок»

13. Подбери рифму:

Молодая - _________________; царица - _____________;

Милее - __________________ ; догадалась - __________.

14. Допиши строчки:

Мой весёлый, звонкий _______,

Ты куда помчался ___________?

Жёлтый, красный, ___________.,

Не угнаться _________________!

15. Подчеркни названия народных сказок:

«Три толстяка», «Три медведя», «Два брата», «Василиса Прекрасная», «Русалочка», «Теремок».

16. Запиши, из каких басен эти крылатые выражения:

а) …И в сердце льстец всегда отыщет уголок….. __________________________________________

б) …А ларчик просто открывался ….. ___________________________________________________

в) ….Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона….___________________________________

Стихотворение, сказка, былина, басня, рассказ.

Эдуард Успенский

«Теремок»

«Руслан и Людмила»

Игорь Иванович

Виталий Бианки

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

«Красная шапочка»

С.Я.Маршак

От того и наберёшься; ….лучше новых двух; …в лес не ходить.

Братья Гримм - «Храбрый портной», В. Гауф - «Карлик Нос», Ш.Перро - «Кот в сапогах», П.Ершов - «Конёк–горбунок», А.Волков - «Волшебник Изумрудного города»

Мяч, вскачь, голубой, за тобой.

«Василиса Прекрасная», «Теремок»

а) «Ворона и Лисица», б) «Ларчик», в) «Слон и Моська». И. Крылов