Сказка про музыкальные инструменты для детей. Материал на тему: сказка о музыкальных инструментах


В одном из гаражей жили-были инструменты, и когда хозяева замыкали гараж, инструменты оживали и всё время спорили между собой – кто же из них самый главный?
«Я, главный» - говорил молоток: «Посмотрите, какая у меня голова, я всегда помогаю хозяину забить гвоздь, отремонтировать забор»
- « А я, чем тебя хуже?» - закричала отвёртка:
- «Ведь без меня даже шуруп не завинтишь, ничего не смонтируешь, прибор не отремонтируешь и не отрегулируешь.»
-« Уж если зашёл разговор об аппаратуре - сказал паяльник
- без меня точно не обойтись, посмотрите, как я прочно спаиваю провода, какие надёжные контакты появляются благодаря мне!»
Тут в разговор вмешался тестер, это такой прибор, с помощью которого можно замерить напряжение, ток, сопротивление и другие электрические параметры,
-« Как же вы без меня обойдётесь? Как найдёте неисправность в аппаратуре?»
- «Ну, что вы все раскричались, что вы всё спорите, меня разбудили?» -
Сердито проворчала дрель:
– «Разве вы не знаете, что без меня ни одно отверстие не сделать, значит, я главная!»
- «Ха-ха-ха, какая же ты главная, если не можешь так ровно постругать доски, чтобы они стали такими ровными и красивыми?» - рассмеялся рубанок.
-« Но, что ты будешь строгать?» -
Почти хором спросили топор и пила
-« Если мы не срубим и не распилим дерево - значит мы главные!
- Мы главные – без нас ни наколоть дров, ни печку растопить, ни обогреть хозяина».
- «Вот уж если речь зашла о печке, тут я главная»- важно сказала зажигалка.
- «Как же вы без меня и моих сестричек-спичек разожжёте печь, кто поможет путнику зажечь костёр в лесу, конечно же, мы, мы, мы!»
- «Да, а когда я была молодая, - сказала керосинка, которой уже никто не пользовался, и она тихонько стояла в уголке
- Я всегда помогала готовить пищу хозяину, но теперь меня вытеснили мои внучки и правнучки – электроплиты и микроволновые печки…»
-« А помнишь, соседка, какая я была молодая, да заводная?» - спросила радиола
- «Ни один праздник не обходился без меня и моих пластинок, меня тоже вытеснили видеомагнитофоны и компьютеры – теперь мы живём здесь никому не нужные…»
-« Ну, уж нет, - промолвил утюг - вот мой дедушка, очень тяжёлый утюг, который разжигали углями и его приятель медный самовар и тётушка Прялка теперь живут в музее, их начищают, за ними ухаживают, чтобы люди не забывали, что мы в своё время, тоже были нужны своим хозяевам».
Тем временем расшумелись гаечные ключи, пассатижи, клещи и даже тиски и станки споря, кто же из них самый главный, но тут повернулся ключ в замочной скважине, открылась дверь гаража, и вошёл хозяин. Дверь тихонько рассказала хозяину о споре инструментов и попросила, кто же всё-таки из них самый главный?
Хозяин подошел к инструментам и сказал – « Вы мне нужны, вы все главные, и без каждого из вас я не смогу обойтись, пусть то будет большой станок, или маленький гвоздик – вы все мне очень-очень нужны». Но тут он увидел очень старые вещи: «А вас, пожалуй, я подарю в музей, чтобы мои внуки и правнуки могли посмотреть, чем пользовались их дедушки и бабушки, и как изменилась наша жизнь, благодаря прогрессу».
Хозяин собрал все старые вещи, погрузил их в машину и увёз в музей.

Сказки, рассказы о музыке и музыкантах.

Мальчик лежал в кровати и прислушался. Нет, ещё рано. В доме не спали. Заплакала шестимесячная Кристина и Инга, жена брата, принялась укачивать её, что-то напевая. Какая красивая мелодия. Раньше Иоганн её не слышал. Может, Инга сама сочинила. И поёт хорошо. Так нежно-нежно. Надо будет эту мелодия завтра подобрать на скрипке.

Иоганн вспомнил, что когда он был совсем маленький, мама тоже ему пела перед сном. И тоже очень нежно. У них в семье все хорошо поют. Слёзы навернулись на глаза. Как плохо жить без мамы. Он вытер глаза и сел, подложив под спину подушку. Только бы не заснуть. Так, иногда, уже случалось.
Нет, он не заснёт. Вчера он нашёл в шкафу брата замечательную музыку и сегодня надо будет её переписать до конца. Как зовут этого композитора? Кажется Пахельбель. Почему брат не хочет, чтобы он играл его музыку? Такую красивую. Непонятно. Если бы папа был жив, он бы ему разрешил. Но папа тоже умер в прошлом году.

Как хорошо было раньше, - думал Иоганн,- когда были живы папа и мама. Брат тоже, конечно, заботится о нём, но всё стало совсем не так, как было раньше.
Иоганн прислушался. Кажется стало тихо. Все заснули. Можно было начинать. Мальчик тихонько встал, стараясь чтобы не скрипела кровать и подошёл к шкафу. Он был, как и всегда закрыт на ключ, но мальчик уже давно научился его открывать.

Дверцы были старые и шатались на петлях. Достаточно было одну дверцу поднять вверх и слегка пошевелить, как шкаф открывался. Надо только было потом не забыть и аккуратно поставить дверцы на места, чтобы брат утром не заметил.

Иоганн достал ноты, нотную бумагу, гусиное перо, чернила и сел за стол возле окна. Ночь был лунная, на небе ни облачка и ноты сегодня видно хорошо. Свечи, конечно, были в доме, но зажигать их было нельзя. Брат сразу бы заметил. Мальчик писал и погружался в музыку. Она звучала у него в голове, окружала, захватывала его и, наверно, потому писать не было скучно.

Ночные переписывания нот длились уже почти полгода. Мальчик не высыпался, у него болели глаза от напряжения, иногда он засыпал в школе прямо на уроке, но каждую ночь его тянуло к этой музыке снова и снова. Неожиданно открылась дверь и в комнату вошёл Рудольф. Мальчик вздрогнул и по нотам расползлась большая клякса.

Иоганн, ты что делаешь? Почему не спишь?- брат подошёл ближе. Увидел открытый шкаф и всё понял. - Я же запретил тебе играть эту музыку. Тут нет ни мелодии, ни смысла. Эта музыка нарушает все правила гармонии. Если ты будешь её играть, из тебя не получится хороший музыкант. И папа, если бы он был жив, со мной бы согласился.

Нет, папа бы мне разрешил, - у мальчика на глазах выступили слёзы и он еле сдерживался, чтобы не расплакаться.- Не забирай ноты, Рудольф. Я прошу тебя. Это хорошая музыка. Я тоже буду, когда вырасту писать такую музыку и даже ещё лучше.

Ладно, утром поговорим. А сейчас иди спать, болтун. Завтра сделаю у шкафа новый замок.

Как мы знаем, Рудольф оказался не прав. Иоганн Себастьян стал великим композитором и, действительно, стал писать музыку лучше, чем его современники.

Лев Мадорский. Анатолий Зак

Звездная флейта

(притча для чтения и обсуждения с детьми родителями)

Тихо ночью в музыкальном магазине. Спит важный черный рояль. Спят гулкие барабаны и звонкие тарелки. Спят скрипочки в своих бархатных футлярах. Не спит только старая флейта. Однажды хозяин музыкального магазина забыл закрыть форточку на ночь. Любопытная звездочка случайно залетела в магазин через открытую форточку и спряталась в старой флейте. С тех пор по ночам старая флейта еле слышно, чтобы не будить музыкальные инструменты, напевает звездную музыку. Днем флейта, конечно, молчит, и никто не знает, что старая флейта получила звездный голос.

С утра мальчик - слуга аккуратно протирает пыль. Когда он дотрагивается до старой флейты, она тихонько звенит. Больше всего на свете мальчик мечтает купить эту чудесную флейту.

- Дзинь! - звякнул колокольчик у входа, и в магазин вошел старик.

Проходите, рады вас видеть. Что желаете? - любезно произнес хозяин магазина, увидев богато одетого покупателя.

- Пока ничего, я посмотрю и подумаю, - сухо ответил старик.

С тех пор богатый старик стал приходить в магазин каждый день. С детства он мечтал научиться играть на флейте, но вместо этого всю жизнь работал директором фабрики, которую передал ему отец. Ему казалось, что поздно учиться музыке в таком возрасте, однако, каждый день его неудержимо влекло в музыкальный магазин.

Однажды хозяин магазина отлучился, и богач спросил мальчика слугу:

- Ты умеешь играть на флейте?

Что вы, господин, у меня есть только деревянная дудочка. Хотите, я вам сыграю на ней? - предложил мальчик. Дудочка заиграла веселую песенку, и старая флейта тихонько вторила ей.

- Отлично! Теперь попробуй сыграть вот на этой флейте, - попросил старик.

Мальчик поднес старую флейту к губам, и полилась сверкающая, переливчатая музыка, словно все звезды зазвенели и засмеялись в вышине. Богатый человек был удивлен и очарован, но мальчик был удивлен не меньше.

- Это не я, - прошептал он, - флейта сама играет, наверно, она волшебная.

Старик тут же купил старую флейту, заплатив за нее втридорога, и вечером отправился к учителю музыки.

К своему удивлению он встретил там мальчика из музыкального магазина, который умолял:

Господин учитель, пожалуйста, дайте мне хотя бы один урок, а на следующей неделе я принесу Вам еще десять грошей.

Десять медных грошей мало за один урок, мальчик, - мягко отвечал учитель. - Я же объяснил тебе, что моя дочка больна, и мне нужны деньги для доктора.

Учитель, я дам Вам десять золотых монет, если Вы научите меня играть на этой флейте, - перебил мальчика богатый старик.

Проходите, пожалуйста, - поклонился учитель богачу. - Я согласен Вас учить, если Вы заплатите вперед. А ты, дружок, - обратился он к мальчику, - приходи попозже, когда моя дочка выздоровеет, и у тебя накопится больше грошей.

Получив десять золотых монет, учитель старался изо всех сил. Он отменил все остальные уроки и целыми днями занимался с одним богатым человеком. Прошел первый урок, второй..., десятый, но ничего не получалось. Где та волшебная мелодия? Богатый человек смог извлечь из флейты только нескольких фальшивых звуков. Он упражнялся часами, но все было напрасно. Однажды ночью он долго пытался сыграть хотя бы самую простую мелодию, но, не добившись результата, грустный лег спать. Вдруг ему почудилось, что он слышит ту самую переливчатую музыку, которая так поразила его в магазине. Богатый человек привстал и увидел, прекрасную женщину в синем платье со звездами. Она играла на его флейте.

- Кто ты? - прошептал старик, завороженный музыкой флейты.

Синие глаза строго посмотрели на богача, и переливчатый голос зазвенел:

- Я Фея Музыки. Только человек с добрым сердцем может играть на волшебной флейте.

Богатый человек вскочил с дивана, но видение в тот же миг исчезло. Всю ночь думал старик о словах Феи. Утром он побежал в музыкальный магазин.

Собирайся, - сказал он мальчику, - тебе надо учиться, а не вытирать пыль. Ты талантливый музыкант. Я обо всем договорюсь и заплачу за твою учебу.

Богач устроил мальчика в музыкальное училище, а затем отправился к учителю музыки.

Извините меня, учитель, - сказал он, - я заставлял вас давать мне уроки, хотя знал, что ваша дочка тяжело больна. Отныне уроков не будет, пока она не выздоровеет. А на ее лечение примите вот этот кошелек.

“Наконец-то моя флейта заиграет”, - думал богач, возвращаясь домой. Каково же было его разочарование, когда у него снова ничего не получилось. В этот момент в дверь постучали, и вошел мальчик из музыкального магазина.

- Дорогой господин, - сказал мальчик, сияя, - я сочинил для вас песенку и хочу сыграть вам ее на моей дудочке.

Богатый человек протянул мальчику флейту:

- Лучше исполни свою песенку вот на этой флейте.

Мальчик поднес старую флейту к губам, и полилась сверкающая, переливчатая музыка, словно все звезды засмеялись в вышине.

Когда музыка смолкла, богатый человек сказал:

- Возьми себе эту флейту, мальчик. Она тебе больше подходит.

- Что вы, господин. Я не могу взять такой дорогой подарок, - прошептал мальчик.

Тогда давай меняться. Ты мне дашь свою дудочку, а я тебе - флейту, - предложил богач и почти насильно, вложил мальчику в руки флейту.

Мальчик ушел, не чуя ног под собой от счастья.

Поздно вечером, собираясь спать, богач взял с дивана деревянную дудочку мальчика, поднес дудочку к губам и полилась прелестная, журчащая песенка.


Вопросы и задания к сказке (для детей и родителей):

· Почему в руках богатого человека флейта теряла свой звездный голос?

  • Зависит ли то, как человек играет на музыкальном инструменте, от его характера?
  • Как вы думаете, станет ли мальчик из сказки настоящим музыкантом?
  • Послушайте в течение нескольких минут музыку флейты. После этого попробуйте нарисовать эту музыку.
  • Чем звучание флейты отличается от звучания других музыкальных инструментов?
  • Как вы думаете, что произойдет с богатым человеком после этого случая? Придумайте продолжение этой сказки.
  • Представьте, что маленькие звездочки спрятались в разных музыкальных инструментах. Чем инструменты со звездочками внутри отличаются от простых музыкальных инструментов?
  • На каком музыкальном инструменте вы мечтаете научиться играть?

А.Лопатина, М. Скребцова /из "Волшебный мир музыки"

ГИМН МУЗЫКЕ

(по В.Вакенродеру)

Музыка — это, безусловно, последняя тайна веры,
мистика, религия, данная в откровении.

Когда я искренно наслаждаюсь тем, как из безмолвной пустоты внезапно сама по себе вырывается прекрасная вереница звуков, возносится жертвенным дымом, парит в воздухе, а потом снова опускается на землю, — тогда в моей душе возникает, тесня друг друга, так много новых чудесных образов, что я не могу прийти в себя от блаженства.

То представляется мне музыка птицей Феникс, которая, услаждая себя, легко и смело взмывает ввысь, гордо возносится туда, где ей привольно, и радует богов и людей размахом своих крыл. — То представляется мне музыка ребенком, спящим в гробу, — розовый солнечный луч ласково принимает его отлетающую душу, и, перенесясь в эфир небесный, она наслаждается золотыми каплями вечности и обнимает прообразы прекраснейших человеческих снов. — А то, — какая огромная масса образов! — представляется мне музыка совершенным подобием нашей жизни — до боли короткая радость, из ничего возникающая и возвращающаяся в ничто, которая рождается и умирает бог весть зачем: маленький веселый зеленый островок, с солнечным светом, песнями и плясками, затерянный в темном бездонном океане...

Воистину, радоваться звукам, чистым звукам — это невинное, трогательное наслаждение! Детская радость! — Когда другие оглушают себя беспокойной деятельностью и, окруженные, словно полчищами диковинных ночных птиц или ядовитых насекомых, жужжащим роем суетных мыслей, наконец, падают в изнеможении — я погружаюсь в священный утоляющий источник звуков, и богиня-исцелительница вновь вливает в меня невинность детства, так что я смотрю на мир новыми глазами и растворяюсь в радостном примирении с окружающим. — Когда другие ссорятся из-за выдуманных ими самими причуд, или предаются мучительной игре ума, или в одиночестве вынашивают уродливые мысли, которые, подобно мифическим воинам, в отчаянии пожирают самих себя, — о, тогда я закрываю глаза, дабы не видеть этой всеобщей борьбы, и тихо удаляюсь в страну музыки, в страну веры, где все наши сомнения и страдания теряются в звучащем море, где мы забываем людской гомон, где у нас не кружится голова от пустой болтовни, от путаницы букв и иероглифов и где сразу легким прикосновением врачуется весь страх нашего сердца.

Но каким образом? Там ответят нам на наши вопросы? Там откроются нам тайны? — О нет! Вместо ответов и откровений нам покажут веселые, прекрасные воздушные картины, глядя на которые мы успокоимся, сами не зная отчего; и вот уже с храброй уверенностью бродим мы по неизвестной стране, мы приветствуем и обнимаем, как друзей, незнакомых нам духов, и все непонятное, что теснило наши сердца и что есть болезнь рода человеческого, исчезает, и душа наша исцеляется созерцанием чудес, еще гораздо более непонятных и возвышенных. И тогда человеку хочется воскликнуть: «Вот оно, то, чего я искал! Наконец-то я нашел это! Теперь мне весело и радостно!»

Такова прекраснейшая и удивительнейшая картина, в какой я могу представить музыку, хотя многие назовут все это пустыми мечтаниями.

САМОЕ ПРЕКРАСНОЕ ИЗОБРЕТЕНИЕ

И.Гете

Величие искусства сильнее всего
проявляется в музыке.
В музыке нет ничего материального;
это чистая форма,
возвышающая и облагораживающая все,
что поддается ее выражению.

Для того, чтобы сохранять наши чувства, было сделано много прекрасных изобретений, и так возникли все изящные искусства. Но музыку я считаю самым чудесным из всех этих изобретений, потому что она описывает человеческие чувства сверхчеловеческим языком, ибо она показывает все движения нашей души в невещественном виде, вознося их над нашими головами в золотых облаках эфирных гармоний, ибо она говорит на языке, которого мы не знаем в нашей обыденной жизни, которому учились невесть где и как и который кажется языком одних лишь ангелов.

Это единственное искусство, которое сводит все разнообразные и противоречивые движения нашей души к одним и тем же прекрасным мелодиям, которое говорит о радости и горе, об отчаянии и благоговении одинаково гармоническими звуками. Поэтому музыка пробуждает в нас истинную ясность духа, которая есть прекраснейшее сокровище, доступное смертному, — я имею в виду ту ясность духа, при котором все в мире представляется нам естественным, истинным и добрым, при которой мы находим прекрасный смысл в самом диком людском хаосе, при которой мы с чистым сердцем ощущаем все существа родными и близкими нам и, подобно детям, смотрим на мир как бы сквозь пелену приятной мечты.


Вопросы и задания

Под музыку прочитайте эти отрывки.

Согласны ли вы с тем, что музыка является самым прекрасным изобретением?

Какими именами Вакенродер описывает музыку? Какие описания и определения музыки в этих отрывках понравились вам больше всего и почему?

Напишите свой гимн музыке.

ГИМН НЕБЕСНОЙ МУЗЫКЕ

А.Сталь

Музыка оживляет в нас сознание
наших душевных способностей.
Звуки ее окрыляют нас
на благородные усилия.

Где найти слова, дабы объяснить ту силу, которая имеет над нашими сердцами небесная музыка с ее полнозвучными аккордами, с ее обворожительными созвучиями? Она прямо входит к нам в душу, утоляя ее своим небесным дыханием. О, как быстро возвращаются к нам в это мгновение воспоминания обо всем испытанном когда-то блаженстве, как поднимаются навстречу прекрасной гостье все благородные чувства, все возвышенные мысли! Как скоро, подобно волшебным семенам, пускают в нас корни звуки, и вот они уже растут, согреваемые незримыми пламенными силами, и вот уже в нашей душе шелестит дубрава с тысячей удивительных цветов, с непостижимо причудливыми красками, а в листве дерев резвятся и играют наше детство и наше еще более отдаленное прошлое. Цветы приходят в движение и водят веселые хороводы, краски сверкают тысячекратным блеском, и весь этот свет, искристость, дождь лучей рождают новый блеск и новые лучи. И кто же, растворившись в этих пучинах сладострастия, с душой, превратившейся в нечто, для чего у нас нет ни слов, ни мыслей, что само по себе есть все, есть высшее блаженство, — о, кто станет тогда еще оглядываться на жизненные тяготы, кто не последует за потоком, который с кроткой, но непреодолимой силой влечет нас... туда, туда?

Что же это такое, сильнейшее, нежели все законы, нежели разум и вся философия, что столь мощно обращается к нашей душе? Как описать могущество, которое словно зажигательное стекло, соединяет всю силу многочисленных лучей в одной точке и так производит удивительнейшее?

Музыка могущественно побуждает в нашей груди любовь к человеку и к миру, она внушает нам терпимость к нашим злейшим врагам, и наше просветленное сердце слышит лишь победную песнь своего Божественного преображения, заглушающую все жалобы, всю брань, все жалостные речи...

Что же может быть более достойно удивления, чем это чудо, когда благодаря усилиям и умению смертных в тишине вдруг являются незримые духи, которые обступают наше сердце и покоряют его наслаждением и блаженством? И когда мы радостно отвращаем взор от убогой повседневности, которая порой теснит и душит нас, подобно стенам темницы, — новая страна, райская обитель, с цветами и прекрасными деревьями и золотыми фонтанами простирается над нашими головами. — Она подобна блаженному острову в бурном океане. Словно бы солнечный закат вдруг сгустился в плотное телесное вещество, и поднимает нас на своих облаках, и окружает нас светлейшими лучами, и так легко и привольно нам гулять по лазури, там мы находим свой дом в багряном сиянии, своих друзей в светлых облаках; и все, что было нам мило и дорого, улыбается нам навстречу в зримых обличьях.

Где найти мне слова, чтобы достойно прославить тебя, небесное искусство? Я чувствую, что здесь слова еще более бессильны, нежели при всех прочих видах искусства. Как мне соединить все богатство образов, всю дерзновенность и смелый полет языка, дабы искренне высказать то, что говорит мне мое глубочайшее чувство?


Вопросы и задания

Представьте, что к вам в дом вошла прекрасная гостья-музыка. Как вы ее встретите? Что вы предпримите, чтобы она осталась у вас как можно дольше? Какой дар вы ей преподнесете?

Постарайтесь вспомнить, слушая музыку, самые счастливые мгновения своей жизни. Нарисуйте музыку этих мгновений.

В чем, по-вашему мнению, заключается могущество музыки?

Согласны ли вы с тем, что музыка — самое могущественное на земле искусство?

ЗВУЧАНИЕ ДЕРЕВА И МЕТАЛЛА

Можно осмеивать и вместе оплакивать и боготворить наше сердце, когда оно уносится ввысь из своей земной сферы, и все наши мысли попадают в более тонкую и благородную стихию, где вся наша печаль и вся радость исчезают, как тени, — и горе, и счастье, и восторг, и слезы сливаются воедино и украшаются взаимным отблеском, и в минуты этого наслаждения невозможно вымолвить слово, невозможно разделить и вычленить отдельные ощущения, что обычно так охотно делает наш дух, и ты словно бы глубже и глубже погружаешься в пучину морскую, все дальше и дальше уходишь от мира. И что же дарит нам такое блаженство? Слитое звучание дерева и металла!


Вопросы и задания

Как бы вы описали чудо музыкального инструмента? Какие чувства возникают у вас, когда вы смотрите на разные музыкальные инструменты?

Очень часто, когда люди видят какой-либо музыкальный инструмент, они хотят дотронуться до него, чтобы он издал хотя бы какое-то звучание. Как вы думаете, почему эти чувства возникают у людей?

Хотели бы вы научиться играть на каком-либо музыкальном инструменте только потому, что он вам внешне очень нравится?

Как вы думаете, есть ли у разных музыкальных инструментов свой характер? Какой, по-вашему мнению, характер у скрипки, виолончели, флейты, арфы, фортепьяно?

Как вы думаете, чувствуют ли музыку животные и растения?

О ТАЙНЕ ЗВУКОВ

Всякий отдельный звук определенного инструмента подобен оттенку цвета, и как всякий цвет имеет основной тон, так и всякий инструмент имеет один-единственный совершенно особенный звук, который выражает его больше всего и лучше всего.

Какое счастье для человека, что в ту минуту, когда, сокрушенный, он не знает, куда убежать, куда спастись, единый звук может протянуть ему тысячи ангельских рук, принять его в свои объятья и унести ввысь! Пусть мы далеко от друзей и любимых и заблудились в темном лесу досады и одиночества, но вот вдалеке раздается звук рога, и стоит ему потрубить лишь раз, как мы чувствуем, что эти звуки несут к нам чью-то страсть и грусть, что те люди, с которыми мы были, увы, разлучены, вновь с нами. Звуки говорят нам о них, мы всем сердцем чувствуем, что и они в эту минуту тоскуют по нас и что разлуки нет.

В звуках часто заключены такие яркие и как бы зримые образы, что это искусство, хочется сказать, пленяет одновременно наш глаз и ухо. То видишь ты сирен, резвящихся в волнах зеркального моря, напевающих при этом сладчайшие песни; то бродишь по прекрасному, пронизанному солнцем лесу, заглядывая в темные гроты, полные загадочных призраков; подземные воды звучат в твоих ушах, мелькают волшебные огоньки.


Вопросы и задания

Согласны ли вы с тем, что искусство музыки «пленяет одновременно наш глаз и ухо»?

Слышали ли вы когда-нибудь музыку, которая вызвала в вашей душе такие яркие образы, которые вы до сих пор не можете забыть?

Нарисуйте звуки музыки в образе разных волшебных существ.

Предложите детям послушать звучание разных музыкальных инструментов и спросите их, с какими цветами и оттенками ассоциируется у них звучание разных музыкальных инструментов.

Документы для скачивания:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Сказка про то, как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами» Давно это было. Жили-поживали в небольшой деревушке, деревянной избушке умные и полезные вещи.

Умные и полезные вещи: Ложка деревянная Рубель Трещотка Рожок

Однажды, в деревушке, появились скоморохи. Скоморохи – бродячие артисты, певцы, и музыканты. Исполнители народной музыки.

В руках у скоморохов пели, играли и звенели музыкальные инструменты: Гусли Балалайка

«Весело живётся»- ответила балалайка, весёлая болтунья. «Везде бываем, песней звонкой народ потешаем».

Тут в разговор вступили гусли. «За песни, да за пляски весёлые, любят нас на Руси. Везде встречают, да привечают.

Так и стали умные и полезные вещи музыкальными инструментами. С тех самых пор, путешествуют они все вместе по белу свету.

Оркестр - большая группа музыкантов, играющих на музыкальных инструментах.

Дружная музыкальная семья – оркестр русских народных инструментов. В таком оркестре собраны все музыкальные инструменты русского народа.

Оркестр русских народных инструментов

ДИРИЖЕР Кто невежливый такой: Повернулся к нам спиной, Стал размахивать руками Прямо в зале перед нами. Не приучен он к порядку Или делает зарядку? С кем звучит оркестр и хор? Знаем, это …

Предварительный просмотр:

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Задачи урока:

Образовательные:

  • знакомство учащихся с миром народных музыкальных инструментов
  • обучение навыкам тембрального различия музыкальных инструментов
  • знакомство и запоминание приемов игры на народных инструментах

Воспитательные:

  • показать самобытность русских народных инструментов и их место в жизни русского человека
  • через народное устное творчество (сказку) формировать интерес к русской музыкальной культуре
  • воспитывать любовь и уважение к традициям и истории своей страны
  • продолжить воспитание исполнительской и слушательской культуры

Коррекционно - развивающие:

  • способствовать формированию творческого мышления школьников, развитию внимания и памяти через образное, нравственно-эстетическое постижение русского фольклора
  • развивать у учащихся тембровый и ритмический слух
  • способствовать осознанию значимости коллективного исполнения музыки, при этом, не умаляя значения личного вклада каждого исполнителя

Тип урока: комбинированный урок

Методическое обеспечение: презентация к занятию; фонограммы звучания отдельных русских народных инструментов; фрагменты произведений для ОРНИ; плакаты с изображением инструментов русского народного оркестра

Техническое обеспечение: мультимедиапроектор, проекционный экран, компьютер, фортепиано, деревянные ложки, бубны, трещотки

Структура урока:

II. Актуализация знаний.

III.

VI. Итог.

ХОД УРОКА

I. Организация учащихся на урок. Вокально-хоровая работа.

Приветствие.

Работа над песней Я.Дубравина «Добрый день»:

Повторение текста

Повторение и интонирование мелодии

Создание позитивной атмосферы

Исполнение песни

II. Актуализация знаний.

Ребята, а любите ли вы сказки?

А за что вы их любите? Что обычно происходит в сказках? --- ……..

Сегодняшний урок мы проведём вместе со сказкой. С древнейших времён люди любили рассказывать друг другу сказки. У каждого народа мира есть свои любимые сказочные герои, это - добрые и злые волшебники, прекрасные принцессы и храбрые принцы. Любят сказку за то, что в ней происходят всевозможные чудеса. Только в сказке, простой паренёк может стать Иваном-царевичем, а Василиса Прекрасная - превратиться в лягушку. Я думаю, что вы, дорогие ребята, любите и хорошо знаете русские народные сказки и их героев. Назовите, пожалуйста, известные вам русские народные сказки.

Слайд 1

А вот сказку, которую я вам сегодня хочу рассказать, вы не найдёте ни в одной книге сказок. Потому что, придумала её для вас я сама. И называется она так: «Сказка про то, как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами». Эта сказка поможет нам в изучении темы нашего урока: «Русские народные музыкальные инструменты».

На нашем уроке вы не только услышите сказку, но и познакомитесь с названиями народных музыкальных инструментов, услышите их голоса, а также узнаете, как играют на них.

III. Основной этап урока. Объяснение нового материала.

Слайд 2

Давно это было. Жили, поживали себе в небольшой деревушке, в деревянной избушке, умные и полезные вещи: ложки деревянные, рубель, трещотка и рожок.

Слайд 3

Жили они в большой дружной семье. С раннего утра и до позднего вечера умные и полезные вещи трудились, не покладая рук, вместе со своими хозяевами.

Деревянные ложки варили на кухне щи да кашу, а потом кормили всю семью вкусным обедом.

Рубель - помогал хозяйке дома стирать и гладить бельё, чтобы все в семье были чистыми и опрятными.

Рожок – вместе с хозяином дома ранним утром выгонял стадо коров и овец на луг, а вечером, своим громким голосом созывал всё стадо домой.

Трещотка – охраняла сады и огороды от непрошенных птиц, чтобы они не испортили урожай плодов и ягод. Так и жили они все вместе, до поры до времени.

Слайд 4

Однажды, в той деревушке появились скоморохи. Так в старинные времена на Руси называли бродячих артистов, певцов и музыкантов. Скоморохи шли по улице с весёлой песней.

Вся деревня собралась, чтобы посмотреть на весёлое представление скоморохов.

Звучит р.н.п «И шли, вышли веселые…» (Скоморошина)

Слайд 5

В руках скоморохов пели, звенели, бренчали и играли музыкальные инструменты. Были среди них гусли (фонограмма) и балалайка (фонограмма).

Краткий рассказ о приемах игры на этих музыкальных инструментах…

Умные и полезные вещи остались дома, но и до них, доносились звуки задорной музыки и весёлые песни скоморохов, потешавших народ.

Вскоре наступил вечер, и скоморохи попросились переночевать к хозяевам той самой избушки, в которой жили умные и полезные вещи. После ужина, когда гости и хозяева уснули, вещи решили поговорить с музыкальными инструментами. «Как вам живётся у своих хозяев скоморохов?» - спросили деревянные ложки у музыкальных инструментов.

Слайд 6

«Весело живётся» - ответила балалайка, весёлая болтунья. «Везде бываем, песней звонкой народ потешаем».

Слайд 7

Тут в разговор вступили гусли: «За песни, да за пляски весёлые, любят нас на Руси. Везде встречают, да привечают. Мы своей музыкой людям радость приносим».

«Ой!» - воскликнул рожок - «Как бы и нам хотелось тоже всем людям радость приносить».

«Так давайте вместе с нами по белу свету путешествовать. Вместе у нас ещё веселей да лучше музыка звучать станет» - предложили гусли и балалайка.

Слайд 8

Так и решили умные и полезные вещи стать музыкальными инструментами, чтобы не только пользу людям приносить, но и радость им дарить.

С тех самых пор, путешествуют они вместе большой дружной семьёй. И семья их стала называться – оркестром русских народных музыкальных инструментов .

Слайд 9

Давно уже нет на свете ни той деревушки, ни деревянной избушки, ни скоморохов, а музыка в исполнении русских народных инструментов продолжает звучать и приносить радость всем, кто её слышит.

Слайд 10

Фонограмма «Светит месяц»

А сказка наша продолжается. Не сразу научились музыкальным премудростям рубель, ложки, трещотка и рожок в оркестре. Узнали они, что у всех инструментов в оркестре своя мелодия. Если музыкант будет играть свою мелодию точно, ритмично, то он не будет мешать остальным музыкантам. Соединяясь вместе, все мелодии создадут в музыке красоту и созвучие.

Слайд 11

Музыкальная минутка «Представь себя инструментом народного оркестра»

Запоминаем названия инструментов, их месторасположение в оркестре; знакомимся с группами оркестра и приемами игры на инструментах; имитируем движениями игру на определенном инструменте.

Слайд 12

Загадка:

Кто невежливый такой:

Повернулся к нам спиной,

Стал размахивать руками

Прямо в зале перед нами.

Не приучен он к порядку

Или делает зарядку?

С кем звучит оркестр и хор?

Знаем, это … ДИРИЖЕР

Что делает дирижер? --- …

IV. Рефлексия. Обобщение полученных знаний.

Вы сегодня познакомились с русскими народными музыкальными инструментами. Узнали историю их появления и значения в жизни человека, услышали их голоса, познакомились с приемами игры на них.

А теперь я предлагаю вам вспомнить, как называются музыкальные инструменты, о которых мы с вами говорили на уроке.

Слайд 13

Сделать это нам помогут загадки:

У неё есть три струны

Их рукой щипать должны.

Можно под неё плясать

И по-русски приседать!

Я весь круглый.

Меня ударишь-

Я бубенцами зазвучу,

Меня положишь – я молчу.

Мы собрали хоровод,

Пригласили весь народ.

А в кругу наш пастушок

Дует весело в …………….

На дощечке - есть насечки.

Проведи по ним рукой,

Деревянный, озорной!

А Садко на них играл

И душевно напевал.

Перебрал он много струн-

Вышел из волны Нептун.

С сороками имеет связь

Его название.

Владеть им может человек,

Имеющий хоть малое призвание!

И щи хлебают,

И «барыню» играют.

V. Игра на ударно – шумовых инструментах.

А в конце урока мы попробуем стать оркестром народных инструментов. Возьмем в руки инструменты (ложки, свистульки, трещотки и т.п.) и разыграем песню.

Инсценировка шуточной песни «Был бы только музыкант»

VI. Итог.

Наш сказочный урок подошёл к своему завершению. Сказка сегодня была весь урок с нами. Она рассказывала нам об оркестре русских народных музыкальных инструментов, учила понимать их особое звучание. С помощью сказки вы научились слушать и понимать музыку, быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу, и мне кажется, что мы должны сказать сказке сегодня «спасибо» за то, что она нас многому научила.

Слайд 14

Наш урок окончен. До новых встреч.


(арфой, гуслями, скрипкой, виолончелью). А в последний раз мы говорили о таком необычном музыкальном инструменте, как .

Сегодня у нас в гостях чудесная флейта – довольно редкий музыкальный инструмент.

Для начала давайте немножко окунемся в историю, поговорим о том, откуда произошла флейта. Малышей по традиции ждет волшебная . Ну а напоследок вы сможете насладиться волшебными звуками флейты в исполнении юного музыканта.

Существует очень красивая древнегреческая легенда о том, как появилась флейта.

Давным–давно в Древней Греции жил–был козлоногий лесов по имени Пан.

Однажды увидел он прекрасную нимфу Сирингу и влюбился в нее.

Но юной Сиринге Пан пришелся не по нраву – уж очень он был некрасив: голова бога была увенчана рожками, а ноги были с копытцами.

Дева бросилась прочь от Пана, но он помчался за ней и почти настиг ее на берегу Реки. Сиринга стала умолять Реку укрыть ее от козлоногого бога. Та вняла мольбе прекрасной девы и превратила ее в тростник.

Печальный Пан вырезал из тростника певучую дудочку и стал на ней играть. И никто не знал, что это не флейта поет, а сладкоголосая нимфа Сиринга.

Флейта, которую мы слышим в оркестре, в наше время называется поперечной флейтой. Почему у нее такое удивительное название? Дело в том, что при игре на этом инструменте музыкант держит инструмент у рта поперек, так как отверстие для вдувания воздуха находится сбоку.

Несмотря на то, что флейта относится к деревянным духовым инструментам, иногда ее делают из металла.

А вот 200 лет назад этот инструмент для королей и вельмож изготавливали из слоновой кости, хрусталя, фарфора и даже золота.

У флейты есть маленькая сестренка – флейта–пикколо. «Пикколо» в переводе с итальянского значит «маленький». Эта флейта действительно малышка – она вдвое меньше и тоньше своей старшей сестры. У нее очень тоненький голосок, который похож на трели певчей птички.

В оркестре еще есть альтовая флейта. Она длиннее обычной и звучит гораздо ниже. А есть еще и басовая флейта. По размеру она самая большая из флейт.

В симфоническом оркестре флейта занимает далеко не последнее место и многие композиторы посвящают ей даже отдельные произведения.

А теперь наша обещанная сказка. Эта вьетнамская сказка называется «Чудесная флейта».

Жила–была старая женщина. И был у нее один сын. Жили они так бедно, что из всех богатств у них был только клочок сухой земли и собака. Чтобы вырастить сына, мать с утра до ночи работала. Сын вырос красивым, сильным, работящим. И в своей деревне слыл лучшим флейтистом.

Выйдет он в поле с рассветом, поработает как следует, а вечером сядет на траву и начнет играть на флейте. Едва раздавались звуки его инструмента, как все вокруг замирало: ручейки переставали струиться, облака останавливались в своем беге по небу, птицы не пели. А люди расхваливали юного музыканта.

Как–то раз девушки из богатых домов, которые целыми днями играли и развлекались, услышали чудесную игру музыканта. И каждая захотела, чтобы он непременно стал ее мужем. Но музыкант всем отказал. И обиженные дочери богачей стали думать, как бы им погубить строптивого флейтиста.

Однажды, когда он шел домой, девушки подстерегли его и столкнули в глубокую яму. Мать весь вечера ждала сына, обливаясь горькими слезами. И, не дождавшись, послала на его поиски собаку.

А юноша, упав в яму, не убился до смерти, а лишь потерял сознание. Очнувшись, он услышал лай собаки и окликнул ее. Когда собака подбежала, он велел ей принести ему из дому флейту. Собака прибежала к дому и стала со звонким лаем бросаться на крышу, где лежала флейта. Мать поняла, в чем дело, и отдала инструмент верной собаке. Та схватила флейту в зубы, побежала к яме и бросила хозяину.

Как только заиграл музыкант на своей флейте, птицы перестали петь, обезьяны – перекликаться, и все животные собрались к яме послушать чудесную музыку.

Обезьяны залезли на ветку, свисавшую над ямой, и низко пригнули ее. Юноша ухватился за ветку и выбрался наружу. Вернувшись домой, он по–прежнему счастливо зажил с матерью.

Но злые дочери богачей, увидев, что юноша вернулся невредимым, еще сильнее возненавидели его и решили во что бы то ни стало убить. Однажды они подстерегли его во время охоты и столкнули в глубокий овраг.

Очутившись внизу, юноша стал пробираться вдоль по оврагу. Целых три года был он в пути. Пищей ему служили корни растений, жажду он утолял родниковой водой. А старуха–мать за это время выплакала все глаза, горюя по любимому сыну.

Наконец юноша увидел в конце оврага свет и вышел на большую лужайку. Неподалеку было поле с почти созревшим рисом. Он направился к этому полю, но за три года, которые он провел бродя по оврагу и питаясь кореньями и водой, он так оброс и исхудал, что походил больше на обезьяну, нежели на человека.

Это поле сторожили две девушки. Увидев юношу, они решили, что это обезьяна, и хотели уже было звать людей с луками и стрелами, чтобы отогнать его. Но юноша крикнул:

– Не стреляйте! Я – человек. Дайте мне поесть, и я буду служить вам: сторожить поле, чтобы обезьяны не испортили посевы.

Стал с тех пор юноша сторожить посевы риса, а девушки каждый день приносили ему рисовую похлебку. В первый раз пришла старшая сестра и еще издали грубо крикнула:

– Вот твоя похлебка, ступай жрать, грязная обезьяна!

На второй раз пришла младшая сестра и, подойдя совсем близко, сказала:

– Братец, я принесла рис, кушай на , я сама готовила.

Однажды сестры принесли ему рис вместе. Юноша попросил у них уксус и гребень, чтобы расчесать волосы. Девушки принесли все, что он хотел. Но старшая при этом ядовито сказала: «Ишь ты, красивым стать захотел!», а младшая предложила ему зеркало.

Юноша умылся, причесался и превратился в красавца. Старшая сестра первая влюбилась в него и захотела взять себе в мужья. И рассказала о своем желании отцу. Тот же поставил условие:

– Возле нашего дома проходят две дороги: одна хорошая, а другая заросла кустарником. Обе их нужно расчистить. Завтра пусть каждая из вас выберет себе одну и принимается за работу. К кому юноша придет помогать, та и будет ему женой.

Рано утром старшая сестра отправилась туда, где работы было поменьше. Младшей же досталась дорога, густо заросшая кустарником. Юноша вышел им помогать и сразу направился к младшей сестре.

Тогда отец девушек поставил еще одно условие:

– Завтра пусть каждая приготовит юноше еду: чью еду он возьмет, та и выйдет за него замуж.

Старшая выбрала рис получше и заправила его олениной. Младшая же приготовила рис по–обычному: с соусом и мелкой рыбешкой. И на этот раз юноша помогал готовить и ел вместе с младшей сестрой, а не со старшей.

Отец сказал:

– Теперь пусть каждая из вас приготовит для него постель: чью постель он выберет, та и пойдет за него замуж.

Старшая сестра приготовила белоснежное покрывало, цветную циновку, пышное одеяло, матрац и вышитую подушку. Младшая же взяла коричневое покрывало и простое одеяло, а вместо подушки – деревянный валик. Покончив с работой, она отправилась на кухню и стала прясть. Юноша тоже пришел на кухню и долго разговаривал с девушкой, а когда настало время спать, выбрал приготовленную ею простую постель.

На следующий день отец устроил им свадьбу. Снова раздались звуки флейты, славящие чистую и бескорыстную любовь. Юноша с молодой женой вернулся к своей старой матери, и все они стали жить дружно в труде и довольстве.

Вот такая чудесная .

Давайте теперь послушаем, как же звучит этот музыкальный инструмент. Для Вас играет юный музыкант с необычным именем Царь Алексеев.

Мы представляем наш проект, который называется ‘’Волшебные инструменты в сказках народа мира.”, в ходе которого дети познакомятся с народным творчеством- сказками и народными музыкальными инструментами, с их историей возникновения, художественно- выразительными особенностями музыкальных инструментов.. Мы считаем, что народное творчество и народные музыкальные инструменты неразрывно связаны между собой.

Мы нашли сказки, где главные герои – Музыкальные инструменты. Жанр сказки наиболее доступен для восприятия детей школьного возраста, а язык сказки близок и понятен. Между музыкальной и речевой интонацией много общего.

Музыкальные сказки

— развивают музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей, побуждает их сочинять “свою “ сказку, опираясь на смену интонаций,

— развивает представления детей о связи речевых и музыкальных интонаций, о близости средств выражения речи и музыки,

— дают возможность сравнить произведения с одинаковыми названиями, понимать какую сказку рассказывает музыка добрую, сердитую, злую; помогает различить смену настроений, образов в одной сказке,

— развивает умение выразительно передавать музыкальные образы в рисунке, творческих заданиях, инструментовке, в инсценировании сказок,

— дети без усилий запоминают учебный материал, предложенный в игровой сказочной форме и настойчиво ждут продолжения.

Отправившись в музыкальное путешествие, дети услышали много удивительных историй, легенд о музыкальных инструментах. С древних времен звуки природы интересовали человека. Его стремление познать тайну звука привело к созданию музыкальных инструментов и самой музыки.Так же ребята узнали. что издревле музыкальные инструменты наделялись волшебными свойствами, а их звучание – магической силой, что люди относились к ним, как к живым существам, — любили, украшали, почитали и берегли. Во многих сказках народов мира положительные сказочные персонажи борются со злом с помощью волшебных музыкальных инструментов: дудочек, флейт, гуслей-самогудов.

Через сказки народов мира мы познакомились с большим количеством народных инструментов и русских, и грузинских, и белорусских, чешских, прибалтийских, африканских и т. Д. Настоящие чудеса творит МУЗЫКА в сказках. Ребята запомнили как грузинский музыкант, играющий на чонгури, усмирил огромного дракона, Садко играя на гуслях смог выбраться из плена царя Морского, чешский музыкант Гонза играя на скрипке-дынды добился справедливости, а японский музыкант Санта, играя на тростниковой флейте рютеки вызволил из плена свою любимую. Много замечательных историй про музыкантов и музыкальные инструменты узнали ребята.
А, кроме того, ведь многие народные инструменты являются прародителями современных классических инструментов.

Результат нашего проекта:

Данный проект может быть использован на уроках музыки, искусства, литературного чтения и внеклассных мероприятиях.

Первая наша сказка

« Чонгурист»

Жил на свете царь. Была у него дочь прекраснее солнца. Многие мечтали о красивой царевне. Много славных и знатных юношей просили её руки, но царь всем отказывал.

- Принеси сначала яблоко бессмертия, - говорил царь каждому, - и докажи, что достоин царевны.

Много отважных героев отправлялись искать волшебное дерево, а назад не вернулся ни один. Поблизости от дворца жил бедный юноша. Счтал о ней и однажды решил попытать счастья. Пришёл к царю и попросил отдать ему царевну в жёны.

Не прогнал царь бедного чонгуриста, сказал ему, как всем говорил:

- Добудешь мне яблоко бессмертия - получишь царевну в жёны.

Взял чонгурист свой чонгури и пустился в дорогу искать яблоко бессмертия.

Много ли шёл, мало ли шёл, девять гор перешёл и видит: раскинулся на склонах холма сад. Ограда вокруг сада каменная, высокая-превысокая, даже птица не перелетит! Чонгурист обошёл сад - с утра до вечера шёл! - нет в сад входа. Обошёл он второй раз, обошёл в третий. Идёт юноша, играет на своём чонгури и поёт нежную песню. Замер сад, перестали шелестеть листьями деревья. Слушают песню горы и долы. Птицы, парившие в небе, опустились на деревья послушать песню чонгуриста.

И вдруг раздвинулась каменная ограда, и открылась перед чонгуристом дорога в сад.

Это был тот самый сад, где росла яблоня с плодами бессмертия. Страшный гвелвешапи сторожил волшебную яблоню. Почует чудище человека, впустит в сад и отправит несчастного в свою огненную утробу.

И сейчас почуял гвелвешапи человека и раздвинул каменную ограду. Идёт чонгурист по саду, поёт свою грустную песню. Раскрыл гвелвешапи огромную пасть, понёсся на человека с хриплым рёвом… и замер. Поразили его никогда не слыханные звуки чонгури. Утишила нежная песня ярость злобного чудища.

А чонгурист идёт и идёт, и звучат сладостные звуки его песни.

Из глаз гвелвешапи потекли слёзы, неведомая печаль охватила его.

И вдруг порвались струны чонгури. шелковицы , ореха . Шейка длинная с навязными или врезными ладами, завершается изогнутой головкой с 3 колками, несущими 3 основные струны. Струны шёлковые (или из капрона). На чонгури играют главным образом женщины, аккомпанируя пению; усовершенствованные чонгури используются в оркестре грузинских народных инструментов.

Существуют два типа чонгури - ладовый и безладовый. Играют на чонгури пальцами, вертикально поставив инструмент на левое колено.