Спрятаться от мира: как организовать место для уединения.

«Чем меньше дом, тем важнее детали», - именно этим выражением руководствовалась девушка, решившая построить для себя маленький, но уютный домик для отдыха. Она позвала к себе в помощники двоих друзей, и уже через полгода получила чудесное жилище площадью всего 15,6 кв. метров.

Ребекка Грим (Rebecca Grim) по профессии инструктор по йоге. Совсем недавно она пожелала иметь такое место, в котором бы она могла обрести душевное равновесие. Именно поэтому девушка задумалась о небольшом домике в лесу. Она разработала проект дома под названием Keva Tiny House, расположенного на острове Salt Spring Island. Ребекка обратилась за помощью к своему другу плотнику Руди Хекслеру и его ученику Ленни. Спустя полгода дом был готов.


Keva Tiny House. Гостиная.

Площадь жилого пространства всего 15,6 квадратных метров. Отделка из натурального дерева создает очень теплую атмосферу в Keva Tiny House. В домике есть и место для приготовления пищи, и гостиная с печкой, а кровать уровнем выше.



Keva Tiny House. Место для сна.

Деревянный настил на крыльце немного изогнут. Он частично покрыт навесом из оргстекла. Так можно будет укрыться и от дождя, и при этом солнечные лучи смогут свободно проникать сквозь прозрачную поверхность, позволяя хозяйке беззаботно медитировать.

Стоимость такого домика составила 38500 долларов США. Ребекка утверждать, что социальная программа для тех, у кого маленькие дома, позволяет ей хорошо экономить на оплате налога за землю, парковке, и коммунальных услугах.

Координаты: … Википедия

ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ - [греч. Βασίλειος ὁ Μέγας] (329/30, г. Кесария Каппадокийская (совр. Кайсери, Турция) или г. Неокесария Понтийская (совр. Никсар, Турция) 1.01.379, г. Кесария Каппадокийская), свт. (пам. 1 янв., 30 янв. в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; … Православная энциклопедия

ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ - [Назианзин; греч. Γρηγόριος ὁ Θεολόγος, ὁ Ναζιανζηνός] (325 330, поместье Арианз (ныне Сиврихисар, Турция) близ Карвали (ныне Гюзельюрт), к югу от г. Назианза, Каппадокия 389 390, там же), свт. (пам. 25 янв., 30 янв. в Соборе Трех святителей; пам … Православная энциклопедия

В Санкт Петербурге (от франц. ermitage место уединения), один из крупнейших в мире художественных и культурно исторических музеев. Возник в 1764 как частное собрание Екатерины II, открыт для публики в 1852. Богатейшие коллекции памятников… … Энциклопедический словарь

Координаты: 59°56′26″ с. ш. 30°18′49″ в. д. /  … Википедия

Координаты: 59°56′26″ с. ш. 30°18′49″ в. д. /  … Википедия

Дворцовый флигель Малый Эрмитаж … Википедия

Келья - (гр. – комната) – жилое помещение в монастыре для проживания монахов (по одному или несколько человек). Это маленькое помещение с кроватью, столом, иконостасом и, возможно, книжной полкой. Кельи уютно обставляются, но ничего излишнего не имеют.… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

У этого термина существуют и другие значения, см. Михаил Палеолог. Михаил VIII Палеолог Μιχαήλ Η΄ Παλαιολόγος … Википедия

Книги

  • Поэзия садов , Лихачев Д.С.. Дмитрий Сергеевич Лихачев—выдающийся ученый ХХ века. Его творческое наследие чрезвычайно обширно и разнообразно, его исследования, публицистические статьи и заметки касались различных…
  • Поэзия садов , Лихачев Д.. Дмитрий Сергеевич Лихачев - выдающийся ученый ХХ века. Его творческое наследие чрезвычайно обширно и разнообразно, его исследования, публицистические статьи и заметки касались различных…

Место уединения:
история Эрмитажа



Если вы не были в Эрмитаже, вы не были в Петербурге — пожалуй, так может сказать вам любой житель российской культурной столицы. Расположенный в самом сердце Санкт-Петербурга, на Дворцовой площади, Государственный Эрмитаж неизменно привлекает туристов из России и мира.




Около трех миллионов экспонатов, около трех миллионов посетителей в год. Diletant.ru решил вспомнить историю одного из знаменитейших музеев России.

Место уединения

Считается, что Эрмитаж возник в 1764 году как личная коллекция Екатерины II. В тот год она получила из Берлина около 300 картин знаменитых художников, таких как Рембрандт, Рубенс, Йорданс, ван Дейк, ван Бален и других. В основном это были работы голландско-фламандской школы из личных коллекций Йохана Эрнста Гоцковского, который таким образом уплатил свой долг князю Владимиру Сергеевичу Долгорукову.


Считается, что Эрмитаж возник в 1764 году
как личная коллекция Екатерины II


Сегодня из этих трехсот картин в Эрмитаже хранится около ста. В переводе с французского «эрмитаж» означает «место уединения». Сейчас он, конечно, таковым быть перестал — попробуй уединись среди потока восторженных туристов! Но поначалу название соответствовало содержанию — коллекция картин хранилась в Малом Эрмитаже и взглянуть на нее мог лишь избранный кружок приближенных Екатерины.


Из начальных трехсот картин
переданных Екатерине II,
в Эрмитаже сегодня хранится около ста




Здание малого Эрмитажа сегодня



Наследие Екатерины II — около 4000 полотен

Постепенно Екатерина приобретала все новые и новые полотна для своего собрания. Часть из них (около 600 картин) была куплена в Дрездене, что составляло коллекцию графа Брюля. Затем в 1772 году в Париже собрание Эрмитажа пополнилось коллекцией барона Кроза, в которой преобладали картины французских, итальянских, голландских и фламандских мастеров.

Так в «место уединения» попали работы Рафаэля, Тициана, Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка и Пуссена. Несколько картин Ван Дейка и Пуссена были приобретены у британского премьер-министра Уолпола.


В 1796 году Екатерина оставила
в наследство около 4000 полотен


В Брюсселе были куплены несколько тысяч рисунков из коллекции Концебля. Некоторые античные скульптуры и бюсты уступил Эрмитажу английский банкир Лайд-Браун, благодаря ему же музей получает знаменитую скульптуру Микеланджело «Скорчившийся мальчик». При этом Екатерина приобретала не только картины, но и книги. Например, известная поклонница Вольтера и Дидро, она купила их библиотеки.

В 1796 году Екатерина оставила в наследство около 4000 полотен. Ее коллекция была так велика, что в 1771 году начинается строительство Большого Эрмитажа, который мог бы вместить огромное собрание произведений искусства.




Скульптура Микеланджело «Скорчившийся мальчик»



Знаменитый внуки знаменитой бабушки

Сын Екатерины II, Павел I, любителем искусства не был, но ее внуки, Александр I и Николай I, продолжили дело своей знаменитой бабушки. Они несколько изменили стратегию пополнения коллекции — вместо того, чтобы покупать целые собрания, они начали покупать отдельные полотна тех художников, которыми Эрмитаж еще не мог похвастаться.


Именно Александр I и Николай I
стали наполнять Эрмитаж
отдельными полотнами художников


Так были приобретены знаменитый «Лютнист» Караваджо" и «Поклонение волхвов» Боттичелли. В 1852 году Николай Iоткрывает музей для широкой публики, и им же была куплена картина Рафаэля «Мадонна Альба», которая, к сожалению, в 1931 году была продана советскими властями в Вашингтон, где теперь и хранится.



«Мадонна Альба» кисти Рафаэля



Произведения русских живописцев
начали покупаться Эрмитажем
в больших количествах лишь
во второй половине XIX в.


Происходило это благодаря Андрею Ивановичу Сомову, который был старшим хранителем Эрмитажа. Правда, затем часть работ русских художников была передана в Русский музей. В это же время некоторые картины, которые императоры покупали как работы Рафаэля или Леонардо да Винчи, были определены искусствоведами как работы их учеников.

Жизнь после Революции

Постреволюционное время — неоднозначный период в истории Эрмитажа. С одной стороны, в музей поступили национализированные коллекции Академии художеств, благодаря чему Эрмитаж обогатился картинами Ботичелли, Корреджо, Рембрандта, Делакруа. Некоторые предметы интерьера музей получил из Зимнего дворца, а также сокровища Великих Монголов. В 1948 году в Москве закрывается Музей нового западного искусства, и в Эрмитаж попадают работы импрессионистов — Сезанна, Ван Гога, Матисса, Пикассо.




Картина Матисса «Танец», выставляется в Эрмитаже



С другой стороны, музей понес огромные потери. Бриллиантовая комната Зимнего Дворца была перевезена в Москву, где послужила основой для Алмазного Фонда. Часть полотен старых мастеров была передана московскому Музею изобразительных искусств. В 1929—1934 годах 48 шедевров живописи навсегда покинули Россию из-за распродаж, устроенных советской властью. В их числе были работы Рубенса, Ботичелли, Хальса, а также единственное эрмитажное полотно Ван Эйка.


В 1929—1934 годах
48 шедевров живописи навсегда покинули Россию
из-за распродаж, устроенных советской властью


Трофейное искусство

Как известно, во время войны около двух миллионов экспонатов Эрмитажа были эвакуированы на Урал, а подвалы самого здания были превращены в бомбоубежища. По счастью, с окончанием войны все экспонаты вернулись в музей, и лишь некоторые из них требовали реставрации.

Тогда же коллекция Эрмитажа пополнилась так называемым трофейным искусством — культурными ценностями Германии и ее бывших военных союзников, выступившими в качестве реституции, то есть компенсации за культурные ценности, уничтоженные и разграбленные во время войны.

Тогда в Эрмитаж были перевезены Пергамский алтарь, некоторые экспонаты Египетского музея, а также знаменитая «Сикстинская мадонна» Рафаэля. В 1958 году советские власти возвратили это в Берлин.




Пергамский алтарь, сейчас расположен в Берлине, в Пергамском музее

После падения «железного занавеса» выяснилось, что в запасниках Эрмитажа хранятся «трофейные» произведения импрессионистов и неоимпрессионистов, в том числе картины Домье, Мане, Сёра и Тулуз-Лотрека. В 2006 году в музее разразился скандал — выяснилось, что одна из сотрудниц музея вместе со своими родственниками вынесла из музея около 200 небольших экспонатов, но вернуть их удалось уже не все.

Эрмитажный комплекс

Государственный Эрмитаж — это не одно здание, а целый музейный комплекс из пяти зданий. Самый известный из них, конечно, Зимний дворец, расположенный на Дворцовой площади. Построенный под руководством итальянского архитектора Растрелли в 1754—1762 годах, дворец является шедевром архитектуры в стиле елизаветинского барокко.


Государственный Эрмитаж — это
целый музейный комплекс из пяти зданий,
самый известный из которых,
Зимний дворец


К нему примыкают Малый Эрмитаж, Большой Эрмитаж и Новый Эрмитаж, а также Эрмитажные театр, построенный на месте бывшего Зимнего дворца Петра I по проекту архитектора Кваренги. Кроме того, во владении Эрмитажа находятся Меншиковский дворец, Восточное крыло Главного штаба, музей Императорского фарфорового завода и Реставрационно-хранительский центр «Старая деревня».

17 февраля 1852 года Эрмитаж был открыт для публики. С этого момента любоваться шедеврами мирового искусства могли не только представители знати, но и простой народ. В то время коллекция музея насчитывала несколько тысяч экспонатов. Сейчас в пяти зданиях комплекса выставлено более 3 миллионов экспонатов, а ежегодно музей посещают порядка 5 миллионов человек. сайт рассказывает, как пополнялась коллекция Эрмитажа, и как он стал одним из самых популярных музеев мира.

Эрмитаж императрицы

Собирать коллекцию для будущего музея начала императрица Екатерина II. Она купила в Берлине 225 картин голландских и фламандских художников. Произведения искусства правительница разместила в дворцовых апартаментах, которые назывались «Эрмитаж», что в переводе с французского означает «место уединения». Сюда императрица приходила, когда хотела побыть одна, наедине со своими мыслями. С тех пор, когда кто-то спрашивал, где царица, ему отвечали: «В Эрмитаже, среди картин». Постепенно коллекция расширялась, и название перешло на весь дворец.

Екатерина покупала произведения искусства на собственные деньги. Высокая цена никогда не была преградой для царицы: она хотела показать всему миру, что Россия - богатая держава, и может позволить себе больше, чем другие страны. При ней началось строительство здания Большого Эрмитажа на Английской набережной, куда попали последние приобретенные царицей экспонаты. Из первой же партии картин, купленных Екатериной, до наших дней сохранилось около сотни.

Музей у царя дома

После смерти Екатерины Великой коллекция Эрмитажа постепенно пополнялась. Самый значимый вклад в его развитие внес Николай I: именно он открыл доступ в музей для широкой публики.

В 1837 году, после пожара в Зимнем дворце, Николай I распорядился начать строительство Нового Эрмитажа, который стал использоваться исключительно для музейных целей. Немецкий архитектор Леон фон Кленце добавил в облик здания древнегреческие мотивы: Новый Эрмитаж держат на могучих плечах огромные атланты. В наши дни петербуржцы верят: если загадать желание и потереть большой палец на ноге одного из атлантов, желание обязательно сбудется.

Атланты держат на плечах здание Нового Эрмитажа. Фото: Commons.wikimedia.org

Выставочные залы монарх назвал «Императорский Музеум». Коллекция располагалась в одной части дворца, а в другой части в то же самое время находились царские апартаменты. Пока Николай работал в своем кабинете или обедал, в непосредственной близости от него посетители музея рассматривали полотна Рембрандта или Брейгеля.

При этом попасть в «музеум» могли далеко не все: количество билетов было ограничено, а стоили они очень дорого, и позволить себе такую роскошь могли только состоятельные люди.

Спасение коллекции

После революции 1917 года многие шедевры искусства из Эрмитажа были распроданы большевиками за границу. Так, музей лишился единственной картины фламандского живописца эпохи раннего Возрождения, Ван Эйка, а также работ Рафаэля, Боттичелли и других художников

Несмотря на потери, коллекция Эрмитажа продолжала расти и к началу Великой Отечественной войны насчитывала более полутора миллионов экспонатов. Когда Ленинград был окружен фашистами, директор музея Иосиф Орбели организовал эвакуацию большей части картин на Урал. Работы по подготовке к спасению шедевров велись круглосуточно. Добровольцы бережно вынимали картины из рам и упаковывали для перевозки: аккуратно, картину за картиной, и так сотни тысяч раз! То, что не удалось вывезти, спрятали в архивах дворца.

В конце 1941 года сотрудники музея решили отблагодарить солдат, которые помогали спасать экспонаты. Они провели для красноармейцев экскурсию по залам Эрмитажа, где уже не было картин, но остались висеть пустые рамы. Музейщики подводили солдат к зияющим прямоугольникам и по памяти пересказывали, что изображено на холсте.

Именно эти пустые рамы и помогли после окончания войны точно восстановить всю экспозицию Эрмитажа. Ни одного произведения искусства утрачено не было: все благополучно вернулись в Петербург и по сей день украшают «жемчужину российских музеев».

Конечно, сейчас Эрмитаж нельзя назвать «местом уединения»: каждый день его посещают десятки тысяч человек. Но он остается местом, где каждый сможет открыть для себя удивительный мир искусства и оказаться в стенах, где вершилась судьба России.

Каждому из нас нужно время наедине с самим собой - кому-то больше, кому-то меньше. В этой статье мы рассмотрим разные варианты: от отдельного домика в горах до укромного уголка в обычной квартире.

Домик мечты

Если усталость приходит не просто от общения, а вообще от суматохи жизни, толп вокруг и жизненных обязательств, хочется уехать как можно дальше и надолго. Небольшой домик со всем необходимым, но без излишеств, стоящий вдалеке от оживленных мест - лучший вариант для восстанавливающего отпуска в таком случае. Идеальное место для такого дома у каждого свое: на берегу океана (или даже прямо на воде), посреди леса, в горах. Свежий воздух, прекрасная природа и тишина - это то, к чему неумолимо тянет, когда навалилась усталость.




Лодка

Уйти в море (или хотя бы в озеро) - гарантированно закрыться от нежелательных контактов. Плюс водная гладь, далекий горизонт и покачивание на волнах способствуют душевному отдыху. К сожалению, вариант летний или для вечнозеленных стран.



Дача

Для многих городских жителей своеобразным логовом становится дача. Чем дальше от города, тем, обычно, тише и свежее, однако в близком расположении есть своя прелесть - возможность сорваться и поехать отдохнуть в любой момент. Если на собственную дачу средств пока не хватает, то даже участок с совсем маленьким домиком, дизайном которых мы часто делимся, или даже палаткой может быть хорошим вариантом на лето.




Трейлер или большая машина

Если для отдыха вам требуется не только одиночество, но и постоянная смена окружения - длительная поездка на машине будет как нельзя кстати. Лучше всего, если спать можно прямо в ней, чтобы быть свободным остановиться там, где захочется - для этого подойдет трейлер или машина, в которой можно комфортно разместиться.



Палатка

Если горячий душ и мягкая постель - не обязательные условия для вас, то поход в одиночку с палаткой станет отличной перезагрузкой. Палатку можно также поставить на дачном участке, чтобы изолироваться от общества.




Домик на дереве

Это убежище обычно строят для детей, но и многим взрослым оно придется по душе. Если вы живете за городом или на дачу с вами поехала целая компания, но хочется уединиться - это очень приятные условия. Если запастись знаниями, инструментами и терпением, домик на дереве можно построить самостоятельно. Материалы в помощь: и . Можно заменить удаленной от дома беседкой, заросшей плющом.

Чердак

И в самом загородном доме можно организовать себе лаундж зону, чердак подходит для этого наилучшим образом. Посмотрите на примеры уютных чердаков или оформите помещение в своем вкусе, обеспечив все необходимое для спокойного отдыха.




Укромные уголки в квартире

Если не учитывать ванную комнату, которую долго занимать не всегда получается, в квартире можно организовать себе приятное место для уединения. Это может быть личный кабинет, утепленный балкон, мягкий подоконник, кровать-чердак или даже стенной шкаф, в котором можно поставить небольшое рабочее место или кушетку для чтения. Особенно уютны всякие ниши, чтобы вокруг было три стены.




Еще чувствовать себя отгороженными от остального мира помогают различные ширмы и шторки. Из ткани можно и вовсе сделать шатер и забраться в него, а кровать накрыть балдахином. Главное, предупредите домашних, что вам нужно немного времени для себя - это нормальная потребность.