Уроки-практикумы в линии учебников по литературе под ред. В

Жизнь прожить - не поле перейти;
Жизнь – не только голубое небо,
Иногда на жизненном пути
Мы находим камни вместо хлеба.

Иногда теснится в сердце боль;
Иногда – тяжелая утрата;
Иногда, не совладав с собой
Мы бросаем камень в спину брата.

Называясь именем Христа
Мы живем, как будто и не верим;
Не желая для себя креста
Обретаем новые потери.

Обращаясь к Богу в тишине
Мы не слышим Божьего ответа;
И, блуждая ощупью во тьме,
Привыкаем жить, не видя света.

В чем причина, кто...

Жизнь моя полосатая,
Как тельняшка на мне.
То, я птица крылатая,
То, как червь на земле.
Не всегда был удачлив я
Иль поко́рен судьбе.
Потому полосатую
Жизнь устроил себе.

Повидал много всякого
Разноцветья чудес,
От глубинного мрачного,
До сиянья небес.
Чередою проходит всё,
Как добро, так и зло.
Но душой не остыл ещё,
Знать, пока повезло.

Волны вновь норовят крутнуть
Из огня в полымя,
Успеваю едва глотнуть
Воздух жизни в себя.
И опять устремляюсь ввысь,
Жизнь, как...

Жизнь хмельнее солода
И крепче коньяка.
Что придёт без повода,
Уйдёт она в века.

Жизнь подобна пламени,
Вскоре догорит.
Будет еще с ними ли,
Только вдаль летит.

Жизнь укроет чарами
Крыши всех домов.
Падать под ударами
И не видеть снов.

Жизнь порою длинная,
Нам чего-то ждать.
Часто агрессивная,
Смерть не миновать.

✍️
Жизнь сатанеет, жизнь стервенеет.
Стою и смотрю, край неба алеет.
Всё не напрасно, всё не нарочно,
Пожалуй, лишь это и знаю я точно.

Только что солнце вставало и грело,
Только что с запада небо алело...
Вот уже вьюга, вот уже тучи.
Жизнь- штука мудрая, многому учит.

Грустно бывает в минуты усталости,
Вы уж простите такие мне слабости.
Это- экзамен мне на выживание.
Полностью жизнь познаётся в страдании.

Вот и страдаю, судьбой мне повелено.
Как повзрослела? Безмерно...

Жизнь течет, и мимо с блеском
Пролетают города.
Всё пройдет, от сердца с треском
Оторвётся навсегда.

Люди, здания, заботы-
Всё мелькает за окном,
По дороге на работу
Каждый грезит о своём.

В этой жизни монотонность
Вдруг влетает человек,
Удивляя ту покорность,
Что была здесь целый век.

Он эмоциями хлещет,
Каждый жест его красив,
Доказательствами блещет,
Он всегда красноречив.

Он не ждет и не играет,
Он бежит всегда вперёд,
Вместе с миром он летает,
Отдышаться не даёт...

Жизнь с чистого начну листа,
Оставлю в прошлом все тревоги.
Возьму я радуги цвета,
Раскрашу ими все дороги.

По ним пойду искать друзей
И сердце верное в придачу.
Открыта будет в сказку дверь.
Я счастлив буду и удачен.

Найду друзей, любовь мою,
И с ними больше не расстанусь.
Наполню счастьем жизнь свою.
Звезду удачи я достану!

Тарас Тимошенко
07.01.2018

Жизнь- это сложная штука,
Люди в ней беззащитные птахи,
Ссоры, слёзы, неприятности и крахи,
Безответная любовь это же мука!

Жизнь-это Божий подарок,
Но не у всех усроенна она,
Мой догарает надежды огарок,
Чаша любви вся иссохла до дна!

В ней столько много грубой лжи,
В ней столько много дикой боли,
О ангел мой, прошу, любовь мне одолжи,
Я не такая как кажусь, устала я от этой роли!

И почему настолько зол народ?
И почему они пускают злые сплетни?
Не закрывают не на миг они...

Вы никогда не задумывались, в какой метафоре жизни вы живете?

Что имеют в виду , когда говорят, что: «метафора жизни, используемая человеком, всегда содержит в себе определенные ограничения опыта и поведения»?

Обратимся к наиболее часто используемым метафорам жизни (большинство примеров метафорических определений жизни взято из статьи Ю.Волковой «Употребление метафор жизни в современной российской прессе»).

Очень часто, говоря о жизни, люди используют следующую метафору: «жизнь - это борьба» (постоянная, упорная, суровая и т.п.). Близкая метафора «жизнь – это война». Например, «Жизнь – это война одного против всех» (Ф.Ницше). Метафорические выражения, отражающие данную точку зрения: «разбить чью-то жизнь, бороться не на жизнь, а на смерть» и т.п.

У каждого свое поле боя...

(Х.Мураками, Послемрак)

Что это может значить? Например, то, что человек, для которого «жизнь – это борьба (война)», не сможет уже воспринимать ее как « прекрасное путешествие». Старая английская пословица говорит: « Если у тебя в руке только молоток, то везде будешь видеть одни гвозди». Чтобы достичь желаемого, такому человеку приходится преодолевать немало испытаний и трудностей. Они априори «вписаны в жизнь»…Без них нет самой жизни (для него)…

Борьба предполагает наличие цели. У каждого своя цель в этой борьбе: кто-то сражается за независимость, кто-то за выживание, кто-то за идею и т.д. Тогда стоит поинтересоваться: какова цель, которую преследует данный человек в своей борьбе?

Он ведет открытую борьбу или «партизанит», тайно «пуская под откос поезда»?

Кем себя видит человек, живущий в данной метафоре? Он «опытный боец» или «наивный юнец»? А может он уже – «труп», человек, «падший в неравном бою» ...?

Если вы считаете, что «жизнь – это борьба или война», вы обязательно найдете врагов, которых, возможно, вокруг вас отродясь не было.

«Боец видит повсюду брошенный ему вызов…»

(К.Кастанеда)

Живя в данной метафоре, вы воспринимаете большинство людей как противников (или в лучшем случае временных соратников по борьбе). Вы бесконечно атакуете позицию врагов и защищаете свою. Ваш стиль жизни – сражение, победа или поражение, средство достижения цели – убийство (не обязательно буквальное, возможно, символическое), девиз «кто не с нами, тот против нас». Вы испытываете глобальное недоверие к миру, пребываете в хроническом напряжении и тревоге, разглядывая других людей через снайперский прицел винтовки и живя по принципам «око за око – зуб – за зуб», «либо я их, либо они меня…», «не верь, не бойся, не проси»…Мягко говоря, вас многие «недолюбливают»…

Человек так устроен: если в него выстрелить, польется кровь...

(Х.Мураками, Мой любимый sputnik )

Жизнь может быть не только (и не столько) борьбой с внешними силами (обстоятельствами), но и борьбой противоречий, противоположностей внутри человека. Как это «поле битвы» представлено в его внутреннем мире?

Совсем другое дело, если для вас «жизнь – это игра» (бесконечная, стратегическая, многоходовая и т.д.). Согласно данной метафоре, каждому человеку в жизни отведена определенная роль (что за роль у вас?).

Поступки человека – игровые ходы, последствия – выигрыш или проигрыш.

Близкие к данной метафоре определения: «жизнь – это авантюра» (которая «неизвестно чем закончится»…), «спектакль», «искусство», «музыка» («песня») (например, грустная, веселая, быстрая, спокойная, колыбельная, лебединая и т.д.); «танец» (ваш собственный танец с Жизнью).

И тогда, если «жизнь – это танец» , то какой танец мог бы метафорически отражать вашу жизнь? Фламенко, степ, «танец с саблями»… «белый танец»? Вы танцор-одиночка или «парник»? Вы предпочитаете вести в танце или подчиняться? И т.д. «Эта метафора неявно предполагает, что все, с кем вы встречаетесь в жизни, являются партнерами по танцу. Танец, как правило, означает радость, праздник, движение… Данная метафора «намекает», что в жизни, может быть, нет логически обнаруживаемого смысла, но есть красота» (А.Гиршон). Красота танца зависит от умения ловить его ритм, а не от того под чью дудку ты пляшешь… Возможно, у вас нет свободы отказаться от танца, но есть выбор позиции и движения).

... ТАНЦУЙ и не останавливайся. Какой в этом смысл - не задумывайся. Смысла всё равно нет, и не было никогда. Задумаешься - остановятся ноги... все твои контакты с миром вокруг оборвутся... поэтому никак нельзя, чтобы ноги остановились. Даже если всё вокруг кажется дурацким и бессмысленным - не обращай внимания. За ритмом следи - и продолжай танцевать... выжми себя как лимон. И помни: бояться тут нечего. Твой главный соперник - усталость. Усталость и паника от усталости. Это с каждым бывает. Станет казаться, что весь мир устроен неправильно. И ноги начнут останавливаться сами собой... а другого способа нет, обязательно нужно танцевать. Мало того: танцевать очень здорово и никак иначе. Так чтобы все на тебя смотрели... так что - танцуй. Пока играет музыка - ТАНЦУЙ..

«Жизнь – это дорога (путь, путешествие)».

Путешествие может быть совместным или одиноким…

Дорога может быть бесконечная, длинная, извилистая, скользкая, полная преград, трудная, опасная, непредсказуемая, веселая… Какая она для вас? У дороги, есть начало и конечная цель. И тогда, что это за цель? На каком вы этапе пути?

Человек может «стоять на перепутье», «идти своей дорогой», «прокладывать свою колею» (свой путь) или двигаться в толпе…

Близкое определение: " Жизнь - это восхождение ". «Неявно предполагается, что в жизни есть некоторая вершина (причем еще более неявно предполагается, что одна), на которую нужно взойти. Путь на нее не прост и опасен, но вершина стоит того, чтобы стараться (хотя, пока вы на ней не побывали, это предположение, представляется, по крайней мере, гипотетичным). Этой метафорой часто описывается "духовный путь" или карьера» (А.Гиршон).

«Более "эзотерическая" метафора - " жизнь - это школа " (большая, жестокая, вечная), если мы принимаем ее, то оказывается, что мы приходим в этот мир, чтобы научиться чему-то важному, познать, обрести какой-либо важный опыт. Как жизнь подразделяется на этапы (детство, юность и т.д.), так и школа состоит из разных классов (младшие, средние и старшие). Неявно предполагается, что таких классов и школ достаточное количество, а для тех, кто верит в "реинкарнацию", их может быть бесконечно много. В школе вы получаете различные оценки, в некоторых случаях вас наказывают, в некоторых - поощряют (метафоры "ада и рая")» (А.Гиршон).

"Так уж устроена школа. Самая важная вещь, которую мы там узнаем, заключается в том, что все самое важное мы узнаем не там".

(Х.Мураками, О чем я говорю, когда говорю о беге…)

Какой опыт, вы уже приобрели?...

Похожее определение: «жизнь – это экзамен» (например, на зрелость)…И тогда на каком вы этапе? Все еще готовитесь («век живи, век учись?») или уже сдаете? Кто в приемной комиссии? Как вы поймете, что «экзамен успешно сдан»? Что вы будете делать дальше, с «дипломом»?... Или «жизнь – это экзаменатор, учитель (суровый, строгий, главный и т.д.), который как нельзя лучше показывает человеку как нужно поступать и вести себя. За промахи приходится платить – иногда даже собственной жизнью («отчислением»). Для кого-то «жизнь – это урок»: «тяжелый урок, прерываемый короткими переменами (счастьем)»…или «длинный урок смирения», в результате которого вы приобретаете множество навыков…

«Жизнь – это рассказ (история)». Похожие определения: «жизнь – это книга, повесть, летопись, роман, сказка».

Возможно, вы считаете, что жизнь обретает смысл, и завершенность, только если она рассказана…

Я отношусь к такому типу людей, которые ничего не могут понять, пока не попробуют записать это на бумаге…

(Х.Мураками, Норвежский лес)

И тогда, если «жизнь – это книга», а прожитые годы – это «страницы, которые перелистывает время», то готовы ли вы ее «открыть» для другого человека?

У каждой истории есть свое время, когда ты просто обязан ее рассказать. Если человек не делает этого, он обрекает свою душу на то, чтобы она осталась связанной с этой тайной навсегда...

(Х.Мураками, Мой любимый sputnik )

Какая она (эта книга) для вас? Увлекательная, грустная, трагичная…?

- "Какое заглавие могло бы отразить то, что написано вами?

Каков ваш стиль, тон повествования?

Как называются главы?

Как насчет обложки и предисловия? Захотят ли люди вас «прочитать»?

Дадите ли вы то, что обещаете в предисловии?

Какие главы вашей жизни было труднее всего написать?

Какие главы вы хотели бы вычеркнуть?

Что, по-вашему, подумают люди, которые прочтут вашу жизнь «от корки до корки»?"

Есть два типа людей – одни катят мир, а другие бегут рядом и кричат: «Куда катится этот мир?!»

Возможно, ваша «жизнь – это сплошной любовный роман», имеющий закрученный сюжет, она полна приключений, в которых все перепутано или, наоборот, взаимосвязано…в ней много людей (участников событий), но мало смысла… А может, ваша жизнь – это поэма (краткая) или повесть (скучная)…, которая никого не интересует и не может заинтересовать …

По сравнению с яркой, полной трагедий и триумфов судьбой Джека Лондона моя собственная жизнь показалась серой и неприметной, как пугливая белка, хоронящаяся в ветках дуба в ожидании весны. По крайней мере, несколько минут мне действительно так казалось. Такая уж это штука – чужие биографии. Кому захочется читать биографию библиотекаря из городка Кавасаки, прожившего мирную жизнь и тихо помершего в своей постели? Нет – читая чужие биографии, мы словно требуем некой компенсации за то, что в наших собственных жизнях не случается, увы, ни черта...

(Х.Мураками, Дэнс, дэнс, дэнс)

Метафора «Жизнь - это смерть»

Смерть - не полярная жизни субстанция. Смерть изначально существует во мне. И как ни пытайся устраниться от нее невозможно.

(Х.Мураками, Норвежский лес)

Характерные для человека, живущего в данной метафоре, фразы: «Я не живу. Это меня убило» и т.д.

Иногда, сама жизнь для человека превращается в источник страданий, избавиться от которого можно только умертвив себя окончательно. Мир такого «потенциального самоубийцы» трагичен: прошлое… «в прошлом», настоящее печально, будущее - сомнительно … И тогда, с какого момента жизнь человека «перестала быть жизнью»? Что могло бы его «оживить»?

Метафора «Жизнь – это дар (подарок)» (бесценный, величайший, божественный, хрупкий, таинственный и т.д.). Чей это подарок? Какие чувства он у вас вызывает? Помните ли вы, что подарок не принято возвращать? И т.д.

Близкие определения: «жизнь – это награда» (обычно «высшая»), «чудо» (необыкновенное), «благо» (которым, как правило, «надо уметь правильно распорядиться»)…

Метафора «Жизнь – это движение»


Метафорические выражения: «гнаться за жизнью, не отставать от жизни»… Описание: мир постоянно идет вперед, движется во времени и пространстве. Человек (по аналогии) проходит определенные этапы (стадии развития). Какое это движение? «Вечное, стремительное, встречное, по спирали, согласно правилам дорожного движения или без» и т.д…? К чему вы движетесь?

Метафора «Жизнь – это сон»

- Каждое утро после работы как залезу в постель - в голове одно и то же. Господи, сделай так, чтобы я не просыпалась. Чтобы спала себе и спала целую вечность...

(Х.Мураками, Послемрак)

Если жизнь – это сон, то какой? (приятный, невероятный, дурной и т.д.). Чей это сон? Что будет, если человек проснется?

Как правило, для тех, кто живет в данной метафоре, характерно деление жизни на период сна и бодрствования, и желание продлить состояние ухода от забот. «Человек, для которого сон – желанное состояние, рассматривает обычное время как промежуток между двумя периодами сна. Он склонен грезить наяву и «отлетать» в определенные моменты от реальности (возможно, под влиянием стимулирующих, изменяющих состояние сознание средств), погружаясь в мир своих фантазий (В.Н. Дружинин)…

«Жизнь – это время» (мимолетное, временно отпущенное нам и т.п.)…

Реальность утекает меж ее пальцев, словно песок в часах, и время - не на ее стороне.

(Х.Мураками, Послемрак)

И тогда на что вы его тратите? «Время – деньги» - это про вас?...

«Жизнь – это вода» (поток, болото, море, водоворот, река, океан и т.д.)

Пример: «Жизнь – водоворот» - постоянно вращается вокруг своей оси и затягивает в себя.

«Жизнь – река»: бурная, большая, с порогами и т.д.

«Моя жизнь – болото…» - говорит вам клиент. Чем больше я пытаюсь справиться с проблемами сам, тем больше я в нем увязаю …»

О чем это?

Возможно, об однообразии, скуке, беспросветности, вязкости жизни, в которой ничего не происходит?

Как понять? Спросить у клиента. У вас, возможно, "свое болото" (свои ассоциации, связанные с данной метафорой), у клиента свое. Например, у меня данное определение жизни автоматически актуализирует в памяти песню из мультфильма "Летучий корабль" - "Эх, жизнь моя - жестянка"...

Помните?

Я водяной, я водяной

поговорил бы кто со мной,

а то мои подружки:

пиявки да лягушки.

фу, какая гадость!

эх, жизнь моя жестянка,

да ну ее в болото,

живу я как поганка,

а мне летать,

а мне летать,

а мне летать охота.

я водяной, я водяной,

никто не водится со мной.

внутри меня водица,

ну что с таким водиться

противно!

Метафора жизни – это не однажды и навсегда сформулированная жизненная стратегия. Ее можно изменить. Конечно, недостаточно просто взять и нарисовать себя на троне или написать: «хочу быть владычицей морскою»… «Расшифровка» метафоры не отменяет дальнейшей работы.

Кстати, если специалисты правы – и мы запоминаем, только, те события, которые соответствуют нашему представлению о мире, то стоит вспомнить, что в жизни каждого из нас есть как отрицательный, так и положительный опыт.

Если очень хорошо, изо всех сил постараться, можно вызывать из прошлого любые воспоминания. Все, что с тобой в жизни случилось. Все, что сама считала давно забытым. Только настройся на правильный ритм, оно тут же – раз! – и выскакивает. Из глубины памяти – прямо тебе в мозг. Но знаешь, что самое интересное? Наша память – ужасно странная штука. Такой огромный шкаф с ящиками, забитый чем попало. Лишние знания, бесполезная информация, бредовые мысли забивают этот шкаф сверху донизу. А чего то действительно важного не раскопать, хоть тресни…

(Х.Мураками, Послемрак)

Если вы решили изменить свою жизнь, то вам необходимо изменить свои жизненные стереотипы и модели поведения, принять тот факт, что ваши успехи будут чередоваться с неудачами, отношение к вам со стороны изменится (не всегда в лучшую сторону), некоторые ранее близкие люди покажутся вам чужими, временами у вас будут приступы тревоги и сомнений, желание вернуться к старому существованию, вы измените представление о себе, окружающих и жизни.

«Человек есть то, что он думает»

Жизнь удалась! Как успевать полноценно жить и работать Козлов Николай Иванович

Метафора жизни

Метафора жизни

Рассказ Василия

Как я вижу свою жизнь? У меня достаточно сложная метафора…

Это было в Синтоне, на тренинге «Успешный человек». Рассказ Василия по записи воспроизвожу дословно.

Мне представляется лес на рассвете, склон большого-большого холма. Я стою на вершине и чувствую, что рядом со мной стоят десятки и десятки людей. Часть из них мне видна, но это предрассветный час, поэтому в тумане либо в ночи остальные скрываются. Перед собой я вижу, как склон уходит далеко вдаль, он покрыт лесом, и впереди далеко-далеко до самого горизонта уходит поросшая лесом равнина. Потихоньку, где-то вдали, начинает сквозь туман брезжить рассвет, медленно светает, и я уже могу разглядеть, что только часть людей остается на месте, как и я. Остальная часть, как на какое-то массовое шествие, прет вниз по холму, натыкаясь в этом тумане на деревья, спотыкаясь о коряги, натыкаясь на сучки, и, кто стоя, кто на четвереньках, кто как, кто просто катится, – они идут вниз, особо не сознавая, куда они идут. Те люди, которые стоят на месте вместе со мной, – они стараются понять хоть какой-то маршрут, и когда наконец светлеет, когда деревья из черно-белых приобретают цвет и зеленеют, уже можно разглядеть, что там, внизу, на равнине лежит и клубится плотный туман, в который ныряют спускающиеся люди. Но это не обычный туман, который рассеется днем, а что-то такое, напоминающее химическое оружие – в высоту человеческого роста, что-то очень белое и плотное, и понятно, что если ты входишь в него, то поплутаешь-поплутаешь и там тебе конец настанет. Нам, стоящим наверху, видно, что в этом тумане пропадают все, и чтобы помочь людям найти дорогу в обход этого тумана, мы все вместе начинаем движение вниз. И пока мы спускаемся по этому огромному склону, впервые выглядывает восходящее солнце, навстречу нам луч солнца пересекает всю эту равнину и освобождает прямой путь от этого тумана…

Из книги Гипноз XXI века автора Беккио Жан

МЕТАФОРА Метафоры – очень важная часть нашей работы. «Когда покупаешь дом, осматриваешь балки, когда выбираешь женщину, смотришь на ее мать». Это и метафора, и аналогия. Может быть, мы ее используем несколько позже, когда будем говорить о том, как наш мозг обрабатывает

Из книги С тех пор они жили счастливо. автора Камерон-Бэндлер Лесли

Глава 16 Терапевтическая метафора Обсуждение методов переводы клиента из текущего состояния в желательное было бы неполным без разговора о терапевтической метафоре. Это особая техника рассказывания историй, которая обеспечивает такое бессознательное и сознательное

Из книги Стратегическая семейная терапия автора Маданес Клаудио

Система как метафора Система взаимодействия, возникшая между супругами на основе симптома, носителем которого стал один из них, может быть рассмотрена как аналогия той жизненно важной борьбы, которую супружеская пара не в состоянии привести к благополучному разрешению.

Из книги ПЛАСТИЛИН МИРА, или курс «НЛП-практик» как он есть. автора Гагин Тимур Владимирович

Метафора Коммуникации людей построены по принципу аналогии. Их сообщениям может быть приписано то или иное значение только в контексте других сообщений. Аналогическое послание обычно имеет скрытый второй план, который отличается от эксплицитно выраженного и, кроме

Из книги История современной психологии автора Шульц Дуан

Метафора, или Перенос по сходству Там речь гудит, как печь. Красна и горяча. Левитанский Лингвистический комментарий Теоретически, метафора - перенос значения по сходству. У чайника не бывает, конечно, носа. Но некоторое сходство с частью человеческого лица - по

Из книги Монстры и волшебные палочки.Такой вещи как гипноз не существует? автора Хеллер Стивен

Компьютерная метафора В XVII веке часы и автоматы были всеобщей метафорой для понимания Вселенной и, по аналогии, человеческого ума. Эти машины были доступной и хорошо понятной моделью деятельности психики. В наши дни механистическая модель и соответствующий ей

Из книги Терапевтические метафоры автора Гордон Дэвид

Бессознательное /сознательное/ метафора. В то время как раздельные левое полушарие/сознательное и правое полушарие/бессознательное могут существовать, а могут и не существовать, я считаю это полезной метафорой для моей работы с гипнозом. Когда я вовлечен в так

Из книги Если покупатель говорит «нет». Работа с возражениями автора Самсонова Елена

Раздел 1 Метафора, "Метафора" Эксплицитно или имплицитно метафоры используются во всех терапевтических подходах и системах. Примером может служить использование Фрейдом сексуальной символики в качестве инструмента для понимания сновидений, фантазий и "бессознательных"

Из книги Пикап. Эффективные практики съема автора Скляр Саша

Из книги Транзактный анализ - восточная версия автора Макаров Виктор Викторович

Метафора на создание доверия Жила когда-то скрипка, старинная и благородная. Она очень красиво звучала, и играть вместе с ней одну музыку хотели многие другие инструменты. Она многим отказывала, но с некоторыми соглашалась. Прежде чем ответить, она оценивала другой

Из книги Мозг рассказывает [Что делает нас людьми] автора Рамачандран Вилейанур С.

Метафора дерева В индивидуальной и групповой психотерапии, в тренинговых программах мы используем метафору дерева для работы со сценариями жизни человека.Сценарный анализ мы проводим как индивидуально, так и в терапевтических или тренинговых группах. Обычно до этого

Из книги Бигуди для извилин. Возьми от мозга все! автора Латыпов Нурали Нурисламович

Из книги Монстры и волшебные палочки автора Хеллер Стивен

Игра как метафора Можно привести ещё множество интереснейших примеров игр с буквенными (графемными и фонемными) и словесными множествами - скажем, поиски закономерности в последовательности слов, букв, рисунков. Во всех случаях анализируются структура и характерные

Из книги Путь к изменению. Трансформационные метафоры автора Аткинсон Мэрилин

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ /СОЗНАТЕЛЬНОЕ/ МЕТАФОРА В то время как раздельные левое полушарие/сознательное и правое полушарие/бессознательное могут существовать, а могут и не существовать, я считаю это полезной метафорой для моей работы с гипнозом. Когда я вовлечен в так называемую

Из книги Развитие креативности, или Дюжина приемов остроумия автора Мусийчук Марина Владимировна

Что есть метафора? О, братья и сестры по духу, мы – создатели трансформации в те священные моменты, которые проводим вместе друг с другом. О, позвольте нам рассказывать наши истории, чтобы вести самих себя вперед. Позвольте почувствовать, как наши сердца открываются

Из книги автора

2.8. Метафора Что наша жизнь? Комедия страстей, а наши радости антракты в ней. В. Шекспир Метафора как прием остроумия является продуктом речевой и материальной культуры. Вместе с тем метафора является средством ее формирования, так как ее генезис восходит к когнитивной

Л иния учебников по литературе

под ред. В. Ф. Чертова


1. Чертов Виктор Фёдорович – доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методики преподавания литературы МПГУ.

2. Трубина Людмила Александровна – доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русской литературы МПГУ.

3. Ипполитова Наталья Александровна – доктор педагогических наук, профессор кафедры риторики и культуры речи МПГУ.

4. Антипова Алла Михайловна – доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания литературы МПГУ.

5. Маныкина Анна Александровна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания литературы МПГУ

6. Мамонова Ирина Вячеславовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания литературы МПГУ.


  • Рабочие программы. Литература. Предметная линия учебников под редакцией В. Ф. Чертова. 5–9, 10–11 классы.
  • Учебники, с фонохрестоматиями.

5–9 классы (переиздаются), 10–11 классы (в производстве).

  • Методическое пособие для учителя «Уроки литературы». 5–9 классы (изданы),

10–11 классы (в производстве).

  • Рабочие тетради для учащихся. 5–11 классы (в производстве).


Принципы построения программы

  • Сочетание концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов построения курса в 5-8 классах и возможность изучения в 9-11 классах курса на историко-литературной основе, дополненного обзорами историко-литературного, теоретико-литературного, проблемно-тематического характера.
  • Изучение русской литературы в историческом и историко-культурном контексте, сопоставление произведений русской и зарубежной литературы.
  • Учёт полифункциональности литературы, сочетание произведений, составляющих золотой фонд классической литературы, и произведений, интересных и близких школьникам (приключения, фантастика, фэнтези, лимерики, пародии, современная литература).

КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

  • 5 класс. Художественный образ в литературе.
  • 6 класс. Образ человека в литературе.
  • 7 класс. Сюжет как метафора жизни.
  • 8 класс. Художественный мир литературного произведения.
  • 9 класс. Художественный мир литературной эпохи, направления.
  • 10 класс. Литературное произведение в историко-культурном контексте.
  • 11 класс. Литературный процесс, традиции и новаторство.

Структура современного учебника

по литературе

  • Учебные тексты , адресованные современным школьникам, учитывающие особенности их восприятия и освоения информации (объём, рубрикация, маркировка, навигация, иллюстрации и др.)
  • Подготовленные к размещению в учебнике художественные тексты (объём, использование фрагментов, маркировка, навигация, иллюстрации и др.).
  • Подробные комментарии , необходимые для анализа и интерпретации литературных произведений (сноски в тексте, дополнительные комментарии после текста, отсылки к другим источникам информации и др.).
  • Система вопросов и практических заданий , направленная на создание учащимися собственных текстов (сочинений, аннотаций, рецензий, сценариев, письменных работ, связанных с выполнением проектов, и др.).

Монографические темы

Обзоры

Практикумы


  • Вводная статья по ключевой теоретико-литературной, историко-литературной проблеме.
  • Статьи о писателях, литературных жанрах, формах, тематике и проблематике литературных произведений.
  • Практикумы. New!
  • Мир в слове. New!
  • Комментарии к литературным произведениям. New!
  • Основные и индивидуальные вопросы и задания.
  • Краткий словарь литературоведческих терминов.

МАРКИРОВКА ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ

« Поиск информации» - задания, направленные на поиск дополнительной информации, в том числе через поисковые системы Интернета;

«Точка зрения» - задания, направленные на развитие навыка оформления собственной реакции и оценочных суждений по поводу прочитанного;

«Опыт исследования» - задания для углублённого изучения литературного материала;

«Творческое прочтение» - задания, связанные с интерпретацией литературного произведения, научной и художественной, в том числе с выразительным чтением, чтением по ролям, созданием иллюстраций, киносценария и т. п.;

«Опыт творчества» - задания, связанные с созданием собственных литературных произведений разных жанров, стилизаций, подражаний, пародий;

«Для дискуссии» - вопросы дискуссионного характера;

«Публичное выступление» - задания, связанные с подготовкой устных связных высказываний, сообщений, выступлений с тезисами доклада и т. п.;

«Вместе с товарищами» - групповые задания;

«Вместе со старшими» - задания, предназначенные для совместной работы учащихся с членами семьи;

«Сочинение» - задания, связанные с работой над сочинением, подготовкой материалов к сочинению;

«Внеклассное чтение» - задания, организующие, направляющие и поощряющие внеклассное чтение учащихся;

«Связь с другими видами искусства» - задания, предполагающие обращение к произведениям других видов искусства.


Тематика ОБЗОРОВ

5 класс: «Литературная сказка», «Жанр басни в мировой литературе», «Образ времени года в литературном произведении», «Образ родины в русской поэзии», «Образы детей в мировой литературе», «Образы детей в поэзии и прозе Великой Отечественной войны», «Образы животных в мировой литературе», «Жанр рассказа в мировой литературе».

6 класс: «Жанр баллады в мировой литературе», «Литература нонсенса и абсурда», «Автобиографические произведения русских писателей», «Жанр песни в русской литературе», «Жанр повести в русской литературе».

7 класс: «Классические сюжеты в мировой литературе», «Изображение исторических событий в художественной литературе», «Жанр новеллы в зарубежной литературе», «Сюжет в детективных произведениях», «Сюжет в фантастических произведениях».

8 класс: «Духовная традиция в русской литературе», «Тема Великой Отечественной войны в русской литературе», «Форма сонета в мировой литературе», «Литературные жанры в зеркале пародии», «Образ школы в современной литературе».


Тематика ОБЗОРОВ

9 класс: «Жанр оды в мировой литературе», «Художественный мир романтизма», «Поэты пушкинской поры», «Жанр элегии в мировой литературе», «Жизнь души в произведениях русской литературы XIX века», «Гуманистическая традиция в русской литературе XX века», «Традиции смеховой культуры в русской литературе XX века», «Диалог поэтов в русской литературе».

10 класс: «Художественные открытия русский писателей первой половины XIX века», «Художественный мир реализма», «Российская действительность в изображении писателей XIX века», «Жанр романа в мировой литературе», «Символизм в европейской литературе XIX века».

11 класс: «Русский символизм», «Русская реалистическая проза первой половины XX века», «Поэзия акмеизма», «Русский футуризм», «Тема Великой Отечественной войны в русской литературе», «Нравственная проблематика русской прозы второй половины XX века», «Традиции и новаторство в русской поэзии второй половины XX века», «Современный литературный процесс».

Тематика ПРАКТИКУМОВ

5 класс: «Аннотация», «Заглавный образ в литературном произведении», «Письменный отзыв о литературном произведении», «Поэзия и проза как формы художественной речи», «Монолог и диалог как средства создания образа», «Тема и идея литературного произведения».

6 класс: «Выразительное чтение произведения как способ его интерпретации», «Портрет в литературном произведении», «Сообщение о жизни и творчестве писателя», «Сочинение о персонаже литературного произведения», «Тоническая и силлабо-тоническая системы стихосложения», «Сопоставительная характеристика персонажей».

7 класс: «Конфликт в литературном произведении», «Характеристика сюжета литературного произведения», «Пейзаж в эпическом и лирическом произведении», «Тропы и поэтические фигуры», «Рецензия на самостоятельно прочитанное произведение или театральную постановку».

8 класс: «Сочинение-эссе на литературную тему», «Эпиграф в литературном произведении», «Интерьер в литературном произведении», «Сочинение об образе социальной группы», «Анализ жанрового своеобразия литературного произведения».


Тематика ПРАКТИКУМОВ

9 класс: «Работа над рефератом на литературную тему», «Целостный анализ лирического стихотворения», «Лирические отступления в эпическом произведении», «Композиция литературного произведения», «Анализ вставного текста в эпическом произведении», «Характеристика художественного мира литературного произведения».

10 класс: «Исследовательские и творческие проекты по литературе», «Целостный анализ драматического произведения», «Работа со справочной и критической литературой», «Анализ индивидуального стиля автора», «Конкретно-историческое и общечеловеческое в литературном произведении», «Психологизм как стилевое явление в литературе».

11 класс: «Философская, социальная и нравственная проблематика литературного произведения», «Символ в литературных произведениях», «Традиционное и новаторское в литературном произведении», «Цитаты и реминисценции в литературных произведениях», «Имя собственное в литературном произведении», «Интертекстуальные связи литературного произведения».


Уроки-практикумы посвящены освоению и закреплению важных читательских умений и навыков :

  • выразительного чтения как способа интерпретации художественного текста;
  • филологического анализа литературного произведения (целостного и в заданном аспекте);
  • построения самостоятельных устных и письменных высказываний;
  • работы со справочной и критической литературой;
  • применения полученных знаний и умений в различных сферах деятельности и ситуациях общения.

Практикумы в 5 классе

1. Аннотация.

2. Заглавный образ в произведении и средства его создания.

3. Письменный отзыв о литературном произведении.

4. Проза и поэзия как формы художественной речи.

5. Монолог и диалог как средства создания художественного образа.

  • Практикумы в 5 классе (Художественный образ в литературе)
  • Практикумы в 5 классе (Художественный образ в литературе) 1. Аннотация. 2. Заглавный образ в произведении и средства его создания. 3. Письменный отзыв о литературном произведении. 4. Проза и поэзия как формы художественной речи. 5. Монолог и диалог как средства создания художественного образа.
  • Практикумы в 5 классе (Художественный образ в литературе) 1. Аннотация. 2. Заглавный образ в произведении и средства его создания. 3. Письменный отзыв о литературном произведении. 4. Проза и поэзия как формы художественной речи. 5. Монолог и диалог как средства создания художественного образа.
  • Практикумы в 5 классе (Художественный образ в литературе) 1. Аннотация. 2. Заглавный образ в произведении и средства его создания. 3. Письменный отзыв о литературном произведении. 4. Проза и поэзия как формы художественной речи. 5. Монолог и диалог как средства создания художественного образа.

ПРАКТИКУМ

«ЗАГЛАВНЫЙ ОБРАЗ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ» (5 класс)

Основные виды деятельности:

1. Изучение состава заголовочного комплекса (в литературных и фольклорных произведениях).

2. Определение вида художественного образа, вынесенного в заглавие:

- персонажа (одного или нескольких),

- животного, растения, явления природы,

- предмета (одного или нескольких),

- времени (года, суток),

- пространства,

- события (с том числе события рассказывания).

3. Краткая характеристика заглавного образа (примерный план).


Практикумы в 6 классе

(Образ человека в литературе)

1. Выразительное чтение как способ его интерпретации.

2. Портрет в литературном произведении.

3. Сообщение о жизни и творчестве писателя.

4. Сочинение о персонаже литературного произведения.

5. Тоническая и силлабо-тоническая системы стихосложения.

6. Сопоставительная характеристика персонажа.


Практикумы в 7 классе

(Сюжет как метафора жизни)

1. Характеристика конфликта и способов его разрешения в литературном произведении.

2. Характеристика сюжета литературного произведения.

3. Анализ эпизода эпического произведения.

4. Пейзаж в эпических и лирических произведениях.

5. Сочинение о событии, изображенном в художественном произведении.

6. Тропы и поэтические фигуры.

7. Рецензия на самостоятельно прочитанное произведение.


Практикумы в 8 классе

(Художественный мир литературного произведения; литературные жанры)

1. Сочинение-эссе на литературную тему.

2. Анализ проблематики литературного произведения.

3. Эпиграф в литературном произведении.

4. Интерьер в литературном произведении.

5. Сочинение об образе социальной группы.

6. Анализ жанрового своеобразия литературного произведения.


Практикумы в 9 классе

(Художественный мир литературной эпохи

и направления)

1. Работа над рефератом по литературе.

2. Целостный анализ лирического произведения.

3. Лирические отступления в эпическом произведении.

4. Композиция литературного произведения.

5. Анализ вставного текста в эпическом произведении.

6. Характеристика художественного мира литературного произведения.


Практикумы в 10 классе

(Литературный процесс; литературное произведение в историко-культурном контексте)

1. Анализ литературного произведения в контексте творчества писателя.

2. Работа со справочной и критической литературой.

3. Целостный анализ драматического произведения.

4. Конкретно-историческое и вневременное в литературном произведении.

6. Психологизм как стилевое явление в русской литературе.

7. Анализ романа в аспекте жанра.


Практикумы в 11 классе

(Литературный процесс; традиции и новаторство; интертекстуальные связи литературного произведения)

1. Традиционное и новаторское в литературном произведении.

2. Символ в литературных произведениях.

3. Цитаты и реминисценции в литературных произведениях.

4. Имя собственное в литературном произведении.


ПРАКТИКУМ

«ИМЯ СОБСТВЕННОЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ» (11 класс)

Основные виды деятельности:

1. Обобщение известных школьникам сведений об имени собственном как «сильной позиции» любого текста, в том числе и художественного текста.

2. Повторение материала об антропонимах и топонимах как самых распространённых видах имён собственных, в том числе и в художественном тексте.

3. Самостоятельный поиск других видов имён собственных в художественном тексте (теонимы, зоонимы, астронимы и др.) и объяснение их функции.

4. Подготовка развёрнутого сообщения о художественной функции имён собственных в конкретном литературном произведении по примерному плану (роман И. А. Гончарова «Обломов», поэма А. А. Блока «Двенадцать», рассказ Л. Н. Андреева «Красный смех» и др.).


  • Электронные версии и приложения к учебникам.

5 – 11 классы (2016 г.).

  • Обновлённые рабочие программы. 5 – 9, 10 –11 классы (2016 г.).
  • Обновлённые методические пособия для учителя «Уроки литературы». 5 – 9, 10 – 11 классы (2016-2017 гг.).
  • Рабочие тетради. 5 – 11 классы (2017-2018 гг.).

Метафора нашей жизни

В 2012 в мою жизнь пришли ассоциативно-метафорические карты (далее МАК). Пришли, остались и, похоже, уходить не собираются)))

И, начиная с этой статьи, я буду делиться с Вами своими знаниями в работе с этим красивым, волшебным, игровым, и при этом настолько глубоко проникающим в подсознание инструментом, что переоценить его нужность и полезность в работе с людьми невозможно.

И начать мне хотелось бы с прояснений некоторых понятий, связанных непосредственно с метафорическими картами.

В этой статье я расскажу о том, что такое метафора и какова ее роль в нашей жизни.

Почему важно понимать, что такое метафора, почему она является очень важным элементом нашей жизни и каков смысл метафор?

Если мы научимся это понимать, мы научимся за тем, что мы проговариваем или нам проговоривают другие, видеть то состояние, в котором находимся мы или человек, с которым мы общаемся.

Часто за ставшими привычными выражениями скрываются:

— «судьба человека»,

— то, как он живет, чем он «дышит»,

— то, как он взаимодействует с внешним миром,

— то, как он выстраивает свои отношения в семье, на работе, с друзьями и пр.,

— и многое другое.

Поэтому, поняв смысл метафорического языка, на котором человек общается с миром, мы поймем его потребности, его невысказанную обычными словами боль и радость. А поняв это, мы сможем говорить с человеком на его языке, и тогда у нас будет возможность достучаться до его внутреннего и помочь ему решить его жизненно важные вопросы.

А если Вы научитесь прислушиваться к себе любимому и осмысливать метафоры, которые Вы используете в своем языке, поверьте, вы узнаете очень много нового о мире, в котором Вы живете и, который, как Вам казалось, Вы знаете от А до Я.

Итак…

Метафора (от др. греч. μεταφορά - «перенос») – «иносказание» (Михельсон, 1994) - «слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение одного предмета с каким-либо другим на основании их общего признака» (Википедия)

Другими словами:

Метафоры — это образы, с помощью которых можно выражать мысли более наглядно и сильно короче. Вместо того, чтобы подробно описывать предмет или явление, мы можем его сравнить с уже известным предметом или явлением. И мы делаем это постоянно, регулярно, по большей части, неосознанно.

Например, выражения, к которым мы уже давно привыкли, которые перестали для нас быть чем-то необыкновенным:

ледяные руки, ледяное сердце, серебряные волосы, глаз-алмаз, железные нервы, деликатный вопрос, бойкий спор, любопытный вопрос, мудрое решение, горы своротить, струны души, любовь угасла, банк лопнул, хождение доллара, падение доллара.

Просто прочтите сейчас эти слова и представьте, как звучало бы их объяснение на «нормальном» языке. Трудно себе представить, как у доллара вырастают ноги, и он начинает ими ходить. Смешно. Но нам ведь абсолютно понятно, что такое «хождение доллара».

Очень много в нашем языке существует метафор-клише — общепринятых метафор, переносный смысл которых уже не ощущается.

Ножка стула, спинка кровати, лист бумаги, стрелка часов, докторская колбаса и т.п.

Все давно привыкли к таким выражениям, которые тоже являются метафорами:

рентген показывает, прибор говорит, воздух лечит, что-то зашевелилось в экономике.

или

лес рук, носок ботинка, пустить корни, концы с концами сводить, пойти как по маслу.

Метафоричными являются связи животное - человек и отсюда возникшие наименования людей в переносном смысле:

баран, осёл, свинья, лиса, сорока, волк, медведь, петух, вол.

Когда мы применяем к человеку название животного, мы совершенно четко понимаем, о чем это))) Т.е. зная, какими свойствами обладает животное, мы переносим их на человека, и всем сразу становится понятным, что мы имеем ввиду, называя кого-то сорокой, а кого-то ослом))))

Мы уже совершенно бессознательно используем в качестве метафор сложных житейских ситуаций сюжеты древнегреческих мифов, которые прочно вошли в европейские языки:

ахиллесова пята (символ точечной уязвимости),

прокрустово ложе (символ непомерных требований, в которые человека искусственно втискивают),

троянский конь (символ обмана, подлой атаки, замаскированной под дар),

яблоко раздора (причина для острой конкуренции),

сизифов труд (труд монотонный, безостановочный и бессмысленный),

танталовы муки (когда то, в чем ты нуждаешься, на расстоянии вытянутой руки, но взять не получается).

Наша жизнь пронизана метафорами. Они являются ее неотъемлемой частью. Без метафоры, практически, невозможно представить нашу речь. Она станет скудной, скучной и непомерно длинной. Мы запутаемся в определениях и описаниях.

И, если мы говорим о «Метафоре жизни» – то можно представить себе, что это такие заархивированные, сжатые папки, где хранятся наши представления о мире.

И, конечно, очень важным является то, какими метафорами Вы пользуетесь, когда описываете какие-то события вашей жизни, свои состояния, свои отношения, свое видение происходящего внутри вас и во внешнем мире.

Другими словами: каково сложившееся у Нас образное представление нашей жизни, что и в каком виде у нас сохранено на уровне подсознания — такова «метафора Нашей жизни». И именно она отвечает за то, в каком мире мы живем, какую реальность мы для себя творим.

Наша жизнь-это метафора, которая не только отражает жизнь, но и творит её.

Часто метафоры, которые сотню лет назад имели один смысл, сегодня имеют абсолютно другой, часто противоположный. И об этом тоже нужно знать. Мы употребляем сегодня слова и выражения, который кардинально изменили свое значение в сравнении с первоначальным и на этом строим свою сегодняшнюю метафору.

Приведу пример, который нашла в интернете, и он как нельзя лучше помогает понять сказанное.

Но иногда все-таки имеет смысл выражать свои мысли обычным языком, потому что в некоторых случаях применение метафорического языка может привести к нежелательным последствиям, как в следующем примере:

Для понимания того, о чем я сегодня говорила предлагаю Вам выполнить три очень простых упражнения. Советую делиться Вашими ответами в комментариях. Тогда Вы наглядно увидите, насколько по-разному мы видим мир.

Упражнение 1.

Придумайте по 5 слов, которые бы наиболее точно описали состояние, которое в ВАС вызывают эти картины

Упражнение 2 .

Напишите по 5 слов, которые бы наиболее точно описали мир, в котором живут изображенные на картинках женщины.