Лирические и философские отступления в мертвых душах. «Лирические отступления» в поэме Н
Счастлив путник, который после длинной, скучной дороги с ее холодами, слякотью, грязью, невыспавшимися станционными смотрителями, бряканьями колокольчиков, починками, перебранками, ямщиками, кузнецами и всякого рода дорожными подлецами видит наконец знакомую крышу с несущимися навстречу огоньками, и предстанут пред ним знакомые комнаты, радостный крик выбежавших навстречу людей, шум и беготня детей и успокоительные тихие речи, прерываемые пылающими лобзаниями, властными истребить все печальное из памяти. Счастлив семьянин, у кого есть такой угол, но горе холостяку!Счастлив писатель, который мимо характеров скучных, противных, поражающих печальною своею действительностью, приближается к характерам, являющим высокое достоинство человека, который из великого омута ежедневно вращающихся образов избрал одни немногие исключения, который не изменял ни разу возвышенного строя своей лиры, не ниспускался с вершины своей к бедным, ничтожным своим собратьям, и, не касаясь земли, весь повергался в свои далеко отторгнутые от нее и возвеличенные образы. Вдвойне завиден прекрасный удел его: он среди их, как в родной семье; а между тем далеко и громко разносится его слава. Он окурил упоительным куревом людские очи; он чудно польстил им, сокрыв печальное в жизни, показав им прекрасного человека. Все, рукоплеща, несется за ним и мчится вслед за торжественной его колесницей. Великим всемирным поэтом именуют его, парящим высоко над всеми другими гениями мира, как парит орел над другими высоко летающими. При одном имени его уже объемлются трепетом молодые пылкие сердца, ответные слезы ему блещут во всех очах… Нет равного ему в силе - он бог! Но не таков удел, и другая судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи, - всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога, и крепкою силою неумолимого резца дерзнувшего выставить их выпукло и ярко на всенародные очи! Ему не собрать народных рукоплесканий, ему не зреть признательных слез и единодушного восторга взволнованных им душ; к нему не полетит навстречу шестнадцатилетняя девушка с закружившеюся головою и геройским увлеченьем; ему не позабыться в сладком обаянье им же исторгнутых звуков; ему не избежать, наконец, от современного суда, лицемерно-бесчувственного современного суда, который назовет ничтожными и низкими им лелеянные созданья, отведет ему презренный угол в ряду писателей, оскорбляющих человечество, придаст ему качества им же изображенных героев, отнимет от него и сердце, и душу, и божественное пламя таланта. Ибо не признаёт современный суд, что равно чудны стекла, озирающие солнцы и передающие движенья незамеченных насекомых; ибо не признаёт современный суд, что много нужно глубины душевной, дабы озарить картину, взятую из презренной жизни, и возвести ее в перл созданья; ибо не признаёт современный суд, что высокий восторженный смех достоин стать рядом с высоким лирическим движеньем и что целая пропасть между ним и кривляньем балаганного скомороха! Не признаёт сего современный суд и все обратит в упрек и поношенье непризнанному писателю; без разделенья, без ответа, без участья, как бессемейный путник, останется он один посреди дороги. Сурово его поприще, и горько почувствует он свое одиночество.
И долго еще определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями, озирать всю громадно несущуюся жизнь, озирать ее сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы! И далеко еще то время, когда иным ключом грозная вьюга вдохновенья подымется из облеченной в святый ужас и в блистанье главы и почуют в смущенном трепете величавый гром других речей…
Лирические отступления в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”
Лирические отступления – высказывание автором своих чувств и мыслей в связи с изображенным в произведении. Поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души” воплотила новый жанр, соединивший сатиру и лирические отступления о России. Это произведение несет в своей основе лирическое начало – взволнованное, эмоциональное восприятие жизни Гоголем.
Замысел поэмы предполагал три сюжетных линии (приключения Чичикова, жизнеописание помещиков и деятельность городских чиновников), которые связаны воедино символическим образом дороги – движения, пути, в том числе и исторического пути России. В связи с этим мысль о русском народе, его судьбе в настоящем и будущем – основная в поэме.
Авторские отступления органически переплетаются во всем содержании “Мертвых душ”. Соответственно идейному замыслу, они различны: большинство служит целям расширения и углубления рисуемых Гоголем картин русской жизни. Таковы, например, рассуждения о тоненьких и толстых господах (глава 1), о господах большой и средней руки (глава 4), о страсти нагадить ближнему (глава 4), об обществах и заседаниях (глава 10) и др. Сюда же можно отнести рассуждения писателя о языке дам города NN (глава 8) и о языке высшего общества – и множество других.
Совершенно иной характер имеют те лирические отступления, в которых автор размышляет о мире человеческой пошлости, о природе таланта писателя-сатирика, о судьбе русского народа и всей России.
Важную роль в поэме играют лирические раздумья о судьбе писателя-сатирика. Рисуя образ путника (глава 7), Гоголь сравнивает себя с ним, а пройденный путь – первую половину первого тома – с длинной, скучной дорогой, в которой раскрывается картина “презренной жизни” со всей ее “беззвучной трескотней и бубенчиками”. Автор дает в этом героическом размышлении замечательное определение таланта писателя-сатирика. “Кто же как не автор должен сказать всю святую правду!” – поэтому высоким строем патриотических чувств отличаются лирические размышления Гоголя о русском народе и России. Народ противостоит миру чиновников и помещиков, так же как живая душа – мертвой, как залог надежды на великое будущее.
Самый жуткий из помещиков – Плюшкин, но “и он когда-то был живой душой”, “был бережливым хозяином”, “был женат и семьянин… Хозяйство текло живо”. Теперь мы видим “прореху на человечестве” – уродливого скупца, разорившего своих мужиков и потерявшего самого себя. С помощью лирического отступления Гоголь произносит удивительные слова, обращенные к читателям: “И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!.. Нынешний… юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его же собственный портрет в старости”.
Настоящим завещанием Гоголя звучат следующие строки: “Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет, суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом! Грозна, страшна грядущая впереди старость, и ничего не отдает назад и обратно!”
И все-таки надежда на светлое будущее звучит в самом знаменитом лирическом отступлении, завершающем первый том “Мертвых душ”. В конце поэмы Гоголь использует любимый им образ дороги, путника. Едущий в своей бричке Чичиков (герой-подлец) куда-то исчезает, и в конце первого тома звучат обращенные к читателям взволнованные слова автора. Как заключительный аккорд, звучит лирическое размышление о непогибающей русской силе, о стремительном и грозном движении к великому будущему – размышления о Великой Руси – птице-тройке – и чудных конях, ее несущих. Русская душа, которая любит быструю езду, оказывается сродни птице-тройке, родившейся у “бойкого народа”, “в той земле, что не любит шутить, а… разметнулась на полсвета”, – и “кони вихрем, спицы смещались в один гладкий круг, только дрогнула дорога… – и вон она понеслась!.. Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несешься?..” Таким образом, не внешняя история – приключения Чичикова – составляет содержание поэмы Гоголя, а судьба всей России. Величественным образом Руси – необгонимой тройки, несущейся в неизведанную даль, – заканчивается поэма. В этих словах тревога, любовь и боль писателя-сатирика: “Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа…”
Огромное количество лирических отступлений определено разнообразием чувств, которые автор испытывает и высказывает в этой книге. Их назначение не только расширять и углублять картины русской жизни, но и раскрывать основной смысл поэмы, противопоставляя мертвым душам помещиков и чиновников живую душу народа. Именно мысль о русском народе, о его бойком уме и остром слове (глава 5), об историческом пути Руси (глава 11), о судьбе народа в настоящем и будущем – основная идея поэмы.
Мысли и чувства автора об идеальной России выражаются в лирических отступлениях, наполненных чувством глубокого патриотизма и любви к Родине и чувством ненависти к несправедливости. В лирических отступлениях мысль писателя уходит далеко от событий из жизни главного героя и охватывает весь предмет изображения, «всю Русь», и даже выходит на общечеловеческий уровень. Мысли автора о высоком назначении человека, о судьбе Родины и народа контрастно противопоставлены мрачным картинам русской жизни.
Лирические отступления, разбросанные по всей поэме, органически вплетаются в повествование и звучат как крик боли, негодования и восторга. Они затрагивают актуальные для всех времен вопросы и усиливают впечатление от изображаемых картин. В отступлениях читатель знакомится с лицами, которые не действуют непосредственно в поэме. Это господа «толстые» и «тонкие», господа «большой руки» и «средней руки», правитель канцелярии Иван Петрович, разбитные малые, пьяницы и скандалисты и другие. Эти эпизодические лица нарисованы автором двумя-тремя штрихами, но играют большую роль. Они никогда не встречаются с главным героем - Чичиковым, но помогают автору в создании образа единой Руси.
Повествование поэмы не раз прерывают приподнято-лирические дорожные зарисовки, душевные разговоры с читателем. В одном из самых поэтических мест произведения, предворяющем рассказ о жизни и формировании личности главного героя, тема дороги и будущего России сливаются. В этом лирическом отступлении народно-разговорная речь переплетается с возвышенным тоном речи, и читатель вместе с автором проникается обаянием и музыкой самого слова «дорога» и чувством восторга перед природой: «Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! и как чудна она сама, эта дорога: ясный день, осенние листья, холодный воздух...»
Автор говорит о «церквях со старинными куполами и чернеющими строениями», «темных бревенчатых и каменных домах», «полях и степях», «избах, рассыпавшихся на косогоре», проникновенно передает ощущения человека, мчащегося на тройке: «Боже! как ты хороша подчас, далекая, далекая дорога! Сколько раз, как погибающий и тонущий, я хватался за тебя, и ты всякий раз меня великодушно выносила и спасала! А сколько родилось в тебе чудных замыслов, поэтических грез, сколько перечувствовалось дивных впечатлений!..»
Органически входят в поэму внесюжетные, вставные эпизоды, сцены, картины, рассуждения автора. Например, Гоголь как бы мимоходом набрасывает портреты «тонких» и «толстых» чиновников. «Увы! Толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои, нежели тоненькие», - пишет Гоголь. Или сатирический портрет некоего правителя канцелярии. Среди своих подчиненных правитель - «Прометей, решительный Прометей!.. а чуть немного повыше его, с Прометеем сделается такое превращение, какого и Овидий не выдумает: муха, меньше даже мухи, уничтожается в песчинку!»
В последней главе, рассказывающей о становлении характера Чичикова, читатель снова погружается в мир пошлости и зла. На примере жизни своего героя автор очень точно формулирует принципы, господствующие в современном ему мире: «больше всего береги и копи копейку», «водись с теми, кто побогаче», «угождай начальству». С нескрываемой иронией писатель говорит о системе воспитания, при которой способности и дарования не имеют никакой ценности, а вечные истины вбиваются в головы юношей с помощью порки и других наказаний. Дух торгашества и наживы, царивший в мире крепостнического дворянства, проникал в учебные заведения и уничтожал в душах молодых людей все чистое и поэтическое.
Однако погрузив в очередной раз в мир корысти и наживы, Гоголь вновь возвращает нас к положительным началам русского характера, вселяет уверенность в светлом будущем своего народа. В лирическом отступлении, завершающем повествование, он рассказывает об одаренности ярославского мужика, долотом да молотом смастерившем дорожную кибитку, о птице-тройке, зародившейся у бойкого народа «в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета», о смелости и удали простого русского человека. Завершает поэму грандиозный по своей выразительности образ несущийся Руси - птицы-тройки. В последнем лирическом отступлении автор подчеркивает обреченность мира чиновников и помещиков и веру в безграничные возможности русского народа.
На протяжении всего повествования автор обращает наше внимание на тройку Чичикова, не раз указывая даже клички впряженных в нее лошадей. Тройка Чичикова является одним из главных и выразительных действующих лиц произведения. В конце поэмы мы опять видим тройку Чичикова: Селифан шлепает Чубарого по спине, после чего тот пускается рысцой. Движение тройки постепенно ускоряется, и образ тройки меняет свое внутреннее значение. Вместо тройки Чичикова появляется русская тройка, и одновременно с этим меняется и интонация повествования. Перед нами возникает образ родной земли, а кони несутся вихрем, отделяются от земли и превращаются в летящие по воздуху линии, а вместо тройки возникает Русь во всем ее стремительном движении. Речь автора напевна, наполнена эмоциональными эпитетами и синонимами, метафорами и восклицаниями: «Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа». В этом отступлении содержится итог многолетних размышлений Гоголя о судьбе России, о настоящем и будущем ее народа. Ведь именно народ противостоит миру чиновников, помещиков, дельцов, как живая душа - мертвой.
Все темы книги «"Мертвые души" Н.В. Гоголя. Краткое содержание. Особенности поэмы. Сочинения»:
Краткое содержание поэмы «Мертвые души»: Том первый. Глава первая
Особенности поэмы «Мертвые души»
Лирические отступления в ""Мертвых душах""
Лирические отступления в «Мертвых душах». При каждом слове поэмы чита-тель может говорить: «Здесь рус-ский дух, здесь Русью пахнет!» Этот русский дух ощущается и в юморе, и в иронии, и в выражении автора, и в размашистой силе чувств, и в лиризме отступлений... В. Г.
Белинский Я знаю; если я сейчас раскрою «Мертвые души» наугад, то томик привычно раскроется на 231 странице... «Русь! Чего же ты хочешь от меня? Какая не-постижимая связь таится между нами? Что гля-дишь ты так, и зачем все, что ни есть в тебе, об-ратило на меня полные ожидания очи?..
И еще, полный недоумения, неподвижно стою я, а уже главу осенило грозное облако, тяжелое гряду-щими дождями, и онемела мысль пред твоим про-странством. Что пророчит сей необъятный про-стор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредель-ной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развер-нуться и пройтись ему? И грозно объемлет меня могучее пространство, страшною силою отразясь во глубине моей; неестественной властью осветились мои очи: У!
какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!» Это - любимое. Сто раз прочитанное и перечитанное. Поэтому томик всегда сам раскрывается на 231 странице...
Почему именно это? Почему не такое: «Эх, тройка!..» Или: «Боже, как ты хороша подчас, да-лекая, далекая дорога!» Или... Нет, все-таки это.
Вот он. Гоголь, объятый «могучим пространством» Руси, что «страшною силою» отразилось в его глубине... А какую же глубину дал бессмерт-ный писатель словам, в которых отразилась вся его «сверкающая, чудная, незнакомая земле даль...». Это и есть та «непостижимая связь» между талантом и землей, взрастившей этот та-лант.
«В «Мертвых душах» везде ощущаемо и ося-заемо проступает его субъективность... которая в художнике обнаруживает человека с горячим сердцем... которая не допускает его с апатическим равнодушием быть чуждым миру, им рисуемому, но заставляет его проводить через свою душу живу явления внешнего мира, а через то и в них вды-хать душу живу... Преобладание субъективности, проникая и одушевляя собою всю поэму Гоголя, доходит до высокого лирического пафоса и осве-жительными волнами охватывает душу читате-ля...» (В.
Г. Белинский). Читая лирические отступления (да и не только их, а всю поэму) в первый раз, не зная имени ав-тора, с уверенностью скажешь: «Писал русский». Какие точные выражения, само построение фраз, глубокое и обширное знание земли, о какой пи-шешь! Истинно русская (плавная, немного с грус-тью, богатая самыми тонкими оттенками настро-ения) поэзия.
Надо быть поэтом, каким был Гоголь, чтобы написать такую поэму в прозе! В «Мертвых душах» Гоголь стал «русским нацио-нальным поэтом во всем пространстве этого слова» (В. Г. Белинский). Поэт?
Поэма? Да. Поэт. И поэма. Гоголь не зря назвал свое детище поэмой. Ни в рассказе, ни в повести, ни в романе автор не может так свободно вторгаться своим «я» в ход повествования.
Отступления в «Мертвых душах» представля-ют большую ценность. Ценны они своей высокохудожественностью, предельностью самовыра-жения автора, уместностью в том или ином кон-тексте. Гоголь иронически рассуждает о «толстых» и «тонких» представителях дворянства, о «господах большой руки» и «господах средней руки», гово-рит о русском слове и русской песне. Все это тонко и умело вплетается в сюжет произведения. Помните начало шестой главы?
«Прежде, давно, в лета моей юности...» Помните: «... О моя юность! о моя свежесть!»? А через несколько стра-ниц: «У одного из строений Чичиков скоро заме-тил какую-то фигуру... Платье на ней было совер-шенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят де-ревенские дворовые бабы, только один голос пока-зался ему несколько сиплым для женщины».
Ба, да это же Плюшкин! Ну и убого же выглядит эта «прореха на человечестве» на фоне такого лири-ческого отрывка! А между двумя прекрасными отступлениями («Русь! Русь! Вижу тебя...
» и «Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога!»), что в начале одиннадцатой главы, кошмарным диссонансом звучит: «Держи, держи, дурак!» - кричал Чичиков Селифану. «Вот я тебя пала-шом! - кричал скакавший навстречу фельдъегерь с усами в аршин.
Не видишь, леший дери твою душу: казенный экипаж!» Пошлость, пустота, низость жизни еще четче вырисовываются на фоне возвышенных лиричес-ких строк. Этот прием контраста применен Гого-лем с большим мастерством. Благодаря такому резкому противопоставлению мы лучше уясняем мерзкие черты героев «Мертвых душ». Такова роль лирических отступлений в компо-зиции поэмы.
Но самое главное то, что в лирических отступ-лениях выражаются многие взгляды автора на искусство, отношения между людьми. Из этих коро-теньких отрывков можно вынести столько душев-ного тепла, столько любви к родному народу и всему, им созданному, столько умного и нужного, сколько не вынесешь из некоторых многотомных романов. Гоголь вытащил на страницы книги «всю страшную, потрясающую тину мелочей, всю глу-бину повседневных характеров...». Гоголь креп-кою силою неумолимого резца выставил выпукло и ярко на всенародное обозрение скучные, пош-лые мелочи жизни и высмеял их должным обра-зом.
А вот - дорога. Такая, какой рисует ее Гоголь: «Ясный день, осенние листья, холодный воздух... покрепче в дорожную шинель, шапку на уши, тес-ней и уютней прижмемся к углу!.. Боже! как ты хороша подчас, далекая, далекая дорога!
Сколько раз, как погибающий и тонущий, я хватался за тебя, и ты всякий раз меня великодушно выноси-ла и спасала! А сколько родилось в тебе чудных замыслов, поэтических грез, сколько перечувство-валось дивных впечатлений...» Честное слово, так и тянет собраться и отправиться в дорогу. Но те-перь путешествуют немного иначе: поездом, само-летом, автомобилем. Только мелькали бы перед глазами степи, леса, города, полустанки, сверкаю-щие под солнцем облака.
Широка страна наша, есть на что поглядеть! «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?..» Несется Русь, вечно движет-ся к лучшему. Она уже прекрасна, Русь, но есть ли предел у лучшего, есть ли предел у мечты че-ловеческой? И знакома ли нам теперь эта «незна-комая земле даль»?
Во многом знакома. Но много еще у нее далеко впереди, чего уже мы не увидим. Невозможно разобрать каждое лирическое от-ступление в отдельности, невозможно в коротком сочинении дать оценку каждому отрывку: в «Мертвых душах» множество и больших, и не-многословных авторских отступлений, оценок, за-мечаний, каждое из которых требует и заслужи-вает особого внимания. Множество тем в них затронуто. Но общим является то, что из каждого отступления мы видим одну из черт дорогого нашей памяти писателя, в результате чего получа-ем возможность нарисовать образ истинного гума-ниста, писателя-патриота.
___________________________________________________________________________
В
поэме Н. В. Гоголя соединены два начала
- сатирическое обличение современной
писателю социально-политической
реальности и утверждение добра, красоты
и творчества как основ бытия. Первое из
них связано с событийным рядом, а второе
представлено в первую очередь в лирических
отступлениях.
Автор даст в поэме
развернутое описание социального быта
России, показывает на примере шести
помещиков и десятка чиновников удручающее
нравственное состояние привилегированной
части русского общества, по в то же время
в своих отступлениях говорит о изначальной
красоте человеческой души, прославляет
творческие силы русского парода,
высказывает веру в великое будущее
России.
Идея о изначально чистой и
благой природе человека - один из ведущих
мотивов в мировоззрении писателя. Боль
о человеке, полностью утратившем
духовность, с особой эмоциональной
силой звучит в авторском комментарии,
посвященном Плюшкину (шестая глава): «И
до какой ничтожности, мелочности, гадости
мог снизойти человек! И похоже это на
правду? Все похоже на правду, все, может
статься с человеком. Нынешний же пламенный
юноша отскочил бы с ужасом, если бы ему
показали его же портрет в старости».
Далее
автор указывает тот единственный путь,
который может сохранить душу от тлена,
не позволит человеку стать живым
мертвецом наподобие Плюшкина: «Забирайте
же с собою в путь, выходя из мягких
юношеских лет в суровое ожесточающее
мужество, забирайте с собою все
человеческие движения, не оставляйте
их на дороге, не подымете потом!» Эпизод,
связанный с Плюшкиным, автор предваряет
элегическими воспоминаниями о собственной
юности, о годах «невозвратно мелькнувшего
детства». Писатель сетует па то, что и
его душа не избежала мертвящего
воздействия времени - ведь прежде всякое
повое впечатление поражало его, «ничто
не ускользало от свежего тонкого
внимания». С темой юности связано и
мимолетное размышление о значении мечты
и «блистающей радости», озаряющей жизнь,
в связи с описанием случайной дорожной
встречи Чичикова с юной блондинкой.
Гоголь
был убежден, что только через отрицание
безобразного и уродливого может быть
проложен путь к осознанию истинных
основ жизни. Эта позиция автора отражена
в лирическом отступлении вначале седьмой
главы. Если цель писателя - создавать
прекрасные характеры, скрывая «печальное
в жизни», срывать рукоплескания, парить
над миром («Нет равного ему в силе - он
бог!»), то «не таков удел, и другая судьба
писателя, дерзнувшего вызвать наружу...
всю страшную, потрясающую тину мелочей,
опутавших нашу жизнь, всю глубину
холодных, раздробленных,
повседневных
характеров...»
Некоторые отступления
посвящены осмеянию «типы мелочей». Так,
писатель делит всех
чиновников на
«толстых» и «топких», признавая большую
приспособленность «толстых» к жизни:
«Увы! толстые умеют лучше на этом свете
обделывать дела свои, нежели тоненькие.
Тоненькие... виляют туда и сюда; их
существование как-то слишком легко,
воздушно и совсем ненадежно. Толстые
же никогда не занимают косвенных мест,
а все прямые, и уж если сядут где, то
сядут надежно и крепко, так что скорей
место затрещит и угнется под ними, а уж
они не слетят». Противопоставляются,
конечно, не физические, а психологические
свойства людей. Автор рисует на примере
«толстых» и «топких» два типа социального
поведения. «Толстые» - приобретатели и
накопители, для них важны не наружный
блеск и минутные забавы, а серьезная
служебная карьера, существенные, крупные
приобретения - дома, угодья (варианты
этого типа представлены в образах
Коробочки, Собакевича, Чичикова); «топкие»
же - транжиры, прожигатели жизни,
спускающие, «по русскому обычаю, на
курьерских все отцовское добро»
(Ноздрев). Мимоходом отмеченная деталь
- «по
русскому обычаю» - свидетельствует
о несколько более добродушном и
снисходительном отношении автора к
«тоненьким» (транжирам), чем к «толстым»
(накопителям). Это подтверждается и
общим смыслом обличения Чичикова, в
котором соединились самые отвратительные
черты современной русской жизни: служение
«копейке», безудержная тяга к
приобретательству.
Миру продажных и
ленивых чиновников, тупых и жадных,
духовно омертвевших помещиков, «типе
мелочей» противопоставлен в поэме
романтический образ созидающего,
нравственно и духовно здорового,
одаренного русского народа, величественный
образ самой Руси.
Всяким народ, «полный
творящих способностей души», отличается
«каждый своим словом», но, по Гоголю,
«пет слова, которое было бы так замашисто,
бойко, так вырвалось бы из-под самого
сердца, так бы кипело и животрепетало,
как метко сказанное русское слово».
Через
всю поэму проходит образ дороги, который
наполняется у Гоголя многообразием
смыслов. «Дорога Чичикова» - это
чередование удач и катастроф, движение
по замкнутому кругу, путь в никуда.
«Дорога автора» - это дорога творческого
постижения жизни. В завершающем поэму
лирическом отступлении образ-символ
дороги раскрывает главное свое содержание:
автор пишет об историческом движении
России в неведомое будущее.
“Мертвые
души” - лиро-эпическое произведение -
поэма в прозе, которая объединяет в себе
два начала: эпическое и лирическое.
Первый принцип воплощается в замысле
автора нарисовать “всю Русь”, а второй
- в лирических отступлениях автора,
связанных с его замыслом, составляющих
неотъемлемую часть произведения.
Эпическое повествование
в “Мертвых душах” то и дело прерывается
лирическими монологами автора,
оценивающего поведение персонажа или
размышляющего о жизни, об искусстве, о
России и ее народе, а также затрагивая
такие темы, как молодость и старость,
назначение писателя, которые помогают
больше узнать о духовном мире писателя,
о его идеалах.
Наибольшее
значение имеют лирические отступления
о России и русском народе. На протяжении
всей поэмы утверждается идея автора о
положительном образе русского народа,
которая сливается с прославлением и
воспеванием родины, в чем выражается
гражданско-патриотическая позиция
автора.
Так, в пятой главе
писатель славит “живой и бойкий русский
ум”, его необыкновенную способность к
словесной выразительности, что “если
наградит косо словцом, то пойдет оно
ему в род и потомство, утащит он его с
собой и на службу, и в отставку, и в
Петербург, и на край света”. На такие
рассуждения Чичикова навел его разговор
с крестьянами, которые называли Плюшкина
“заплатанным” и знали его только
потому, что он плохо кормил своих
крестьян.
Гоголь чувствовал
живую душу русского народа, его удаль,
смелость, трудолюбие и любовь к свободной
жизни. В этом отношении глубокое значение
имеют рассуждения автора, вложенные в
уста Чичикова, о крепостных крестьянах
в седьмой главе. Здесь предстает не
обобщенный образ русских мужиков, а
конкретные люди с реальными чертами,
подробно выписанными. Это и плотник
Степан Пробка - “богатырь, что в гвардию
годился бы”, который, по предположению
Чичикова, исходил всю Русь с топором за
поясом и сапогами на плечах. Это и
сапожник Максим Телятников, учившийся
у немца и решивший разбогатеть враз,
изготавливая сапоги из гнилушной кожи,
которые расползлись через две недели.
На этом он забросил свою работу, запил,
свалив все на немцев, не дающих житья
русскому человеку.
Далее
Чичиков размышляет о судьбах многих
крестьян, купленных у Плюшкина, Собакевича,
Манилова и Коробочки. Но вот представление
о “разгуле народной жизни” настолько
не совпадало с образом Чичикова, что
слово берет сам автор и уже от своего
имени продолжает повествование, рассказ
о том, как гуляет Абакум Фыров на хлебной
пристани с бурлаками и купцами,
наработавшись “под одну, как Русь,
песню”. Образ Абакума Фырова указывает
на любовь русского народа к свободной,
разгульной жизни, гуляньям и веселью,
несмотря на тяжелую крепостную жизнь,
гнет помещиков и чиновников.
В
лирических отступлениях предстает
трагическая судьба закрепощенного
народа, забитого и социально приниженного,
что нашло отражение в образах дяди Митяя
и дяди Миняя, девчонки Пелагеи, которая
не умела отличить, где право, где лево,
плюшкинских Прошки и Мавры. За этими
образами и картинами народной жизни
кроется глубокая и широкая душа русского
народа.
Любовь к русскому
народу, к родине, патриотические и
возвышенные чувства писателя выразились
в созданном Гоголем образе тройки,
несущейся вперед, олицетворяющей собой
могучие и неисчерпаемые силы России.
Здесь автор задумывается о будущем
страны: “Русь, куда ж несешься ты?” Он
смотрит в будущее и не видит его, но как
истинный патриот верит в то, что в будущем
не будет маниловых, собакевичей,
ноздревых, плюшкиных, что Россия
поднимется к величию и славе.
Образ
дороги в лирических отступлениях
символичен. Это дорога из прошлого в
будущее, дорога, по которой идет развитие
каждого человека и России в целом.
Произведение завершается
гимном русскому народу: “Эх! тройка!
Птица-тройка, кто тебя выдумал? Знать у
бойкого народа ты могла родиться...”
Здесь лирические отступления выполняют
обобщающую функцию: служат для расширения
художественного пространства и для
создания целостного образа Руси. Они
раскрывают положительный идеал автора
-России народной, которая противопоставлена
Руси помещичье-чиновной.
Но,
помимо лирических отступлений, воспевающих
Россию и ее народ, в поэме есть и
размышления лирического героя на
философские темы, например, о молодости
и старости, призвании и назначении
истинного писателя, о его судьбе, которые
так или иначе связаны с образом дороги
в произведении. Так, в шестой главе
Гоголь восклицает: “Забирайте же с
собою в путь, выходя из мягких юношеских
лет в суровое ожесточающее мужество,
забирайте с собою все человеческие
движения, не оставляйте их на дороге,
не подымете потом!..” Тем самым автор
хотел сказать, что все самое хорошее в
жизни связано именно с юностью и не
нужно забывать об этом, как это сделали
описанные в романе помещики, став
“мертвыми душами”. Они не живут, а
существуют. Гоголь же призывает сохранить
живую душу, свежесть и полноту чувств
и оставаться такими как можно дольше.
Иногда, размышляя о
скоротечности жизни, об изменении
идеалов, автор сам предстает как
путешественник: “Прежде, давно, в лета
моей юности...мне было весело подъезжать
в первый раз к незнакомому месту... Теперь
равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой
деревне и равнодушно гляжу на ее пошлую
наружность; моему охлажденному взору
неприятно, мне не смешно... и безучастное
молчание хранят мои недвижные уста. О
моя юность! О моя свежесть!”
Для
воссоздания полноты образа автора
необходимо сказать о лирических
отступлениях, в которых Гоголь рассуждает
о двух типах писателей. Один из них “не
изменил ни разу возвышенного строя
своей лиры, не ниспускался с вершины
своей к бедным, ничтожным своим собратьям,
а другой дерзнул вызвать наружу все,
что ежеминутно перед очами и чего не
зрят равнодушные очи”. Удел настоящего
писателя, дерзнувшего правдиво воссоздать
действительность, скрытую от всенародных
очей, таков, что ему, в отличие от
писателя-романтика, поглощенного своими
неземными и возвышенными образами, не
суждено добиться славы и испытать
радостных чувств, когда тебя признают
и воспевают. Гоголь приходит к выводу,
что непризнанный писатель-реалист,
писатель-сатирик останется без участия,
что “сурово его поприще, и горько
чувствует он свое одиночество”.
Также автор говорит о
“ценителях литературы”, у которых свое
представление о назначении писателя
(“Лучше же представляйте нам прекрасное
и увлекательное”), что подтверждает
его вывод о судьбах двух типов писателей.
Все это воссоздает
лирический образ автора, который долго
будет еще идти рука об руку со “странным
героем, озирать всю громадно-несущуюся
жизнь, озирать ее сквозь видный миру
смех и незримые, неведомые ему слезы!”
Итак, лирические
отступления занимают значительное
место в поэме Гоголя “Мертвые души”.
Они примечательны с точки зрения поэтики.
В них угадываются начинания нового
литературного стиля, который позднее
обретет яркую жизнь в прозе Тургенева
и особенно в творчестве Чехова.
При каждом слове поэмы чита-тель может говорить: «Здесь рус-ский дух, здесь Русью пахнет!» Этот русский дух ощущается и в юморе, и в иронии, и в выражении автора, и в размашистой силе чувств, и в лиризме отступлений...
В. Г. Белинский
Я знаю; если я сейчас раскрою «Мертвые души» наугад, то томик привычно раскроется на 231 странице...
«Русь! Чего же ты хочешь от меня? Какая не-постижимая связь таится между нами? Что гля-дишь ты так, и зачем все, что ни есть в тебе, об-ратило на меня полные ожидания очи?.. И еще, полный недоумения, неподвижно стою я, а уже главу осенило грозное облако, тяжелое гряду-щими дождями, и онемела мысль пред твоим про-странством. Что пророчит сей необъятный про-стор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредель-ной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развер-нуться и пройтись ему? И грозно объемлет меня могучее пространство, страшною силою отразясь во глубине моей; неестественной властью осветились мои очи: У! какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!» Это - любимое. Сто раз прочитанное и перечитанное. Поэтому томик всегда сам раскрывается на 231 странице...
Почему именно это? Почему не такое: «Эх, тройка!..» Или: «Боже, как ты хороша подчас, да-лекая, далекая дорога!» Или... Нет, все-таки это. Вот он. Гоголь, объятый «могучим пространством» Руси, что «страшною силою» отразилось в его глубине... А какую же глубину дал бессмерт-ный писатель словам, в которых отразилась вся его «сверкающая, чудная, незнакомая земле даль...». Это и есть та «непостижимая связь» между талантом и землей, взрастившей этот та-лант.
«В «Мертвых душах» везде ощущаемо и ося-заемо проступает его субъективность... которая в художнике обнаруживает человека с горячим сердцем... которая не допускает его с апатическим равнодушием быть чуждым миру, им рисуемому, но заставляет его проводить через свою душу живу явления внешнего мира, а через то и в них вды-хать душу живу... Преобладание субъективности, проникая и одушевляя собою всю поэму Гоголя, доходит до высокого лирического пафоса и осве-жительными волнами охватывает душу читате-ля...» (В. Г. Белинский).
Читая лирические отступления (да и не только их, а всю поэму) в первый раз, не зная имени ав-тора, с уверенностью скажешь: «Писал русский». Какие точные выражения, само построение фраз, глубокое и обширное знание земли, о какой пи-шешь! Истинно русская (плавная, немного с грус-тью, богатая самыми тонкими оттенками настро-ения) поэзия. Надо быть поэтом, каким был Гоголь, чтобы написать такую поэму в прозе! В «Мертвых душах» Гоголь стал «русским нацио-нальным поэтом во всем пространстве этого слова» (В. Г. Белинский).
Поэт? Поэма? Да. Поэт. И поэма. Гоголь не зря назвал свое детище поэмой. Ни в рассказе, ни в повести, ни в романе автор не может так свободно вторгаться своим «я» в ход повествования.
Отступления в «Мертвых душах» представля-ют большую ценность. Ценны они своей высокохудожественностью, предельностью самовыра-жения автора, уместностью в том или ином кон-тексте.
Гоголь иронически рассуждает о «толстых» и «тонких» представителях дворянства, о «господах большой руки» и «господах средней руки», гово-рит о русском слове и русской песне. Все это тонко и умело вплетается в сюжет произведения.
Помните начало шестой главы? «Прежде, давно, в лета моей юности...» Помните: «... О моя юность! о моя свежесть!»? А через несколько стра-ниц: «У одного из строений Чичиков скоро заме-тил какую-то фигуру... Платье на ней было совер-шенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят де-ревенские дворовые бабы, только один голос пока-зался ему несколько сиплым для женщины». Ба, да это же Плюшкин! Ну и убого же выглядит эта «прореха на человечестве» на фоне такого лири-ческого отрывка!
А между двумя прекрасными отступлениями («Русь! Русь! Вижу тебя...» и «Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога!»), что в начале одиннадцатой главы, кошмарным диссонансом звучит: «Держи, держи, дурак!» - кричал Чичиков Селифану. «Вот я тебя пала-шом! - кричал скакавший навстречу фельдъегерь с усами в аршин. - Не видишь, леший дери твою душу: казенный экипаж!»
Пошлость, пустота, низость жизни еще четче вырисовываются на фоне возвышенных лиричес-ких строк. Этот прием контраста применен Гого-лем с большим мастерством. Благодаря такому резкому противопоставлению мы лучше уясняем мерзкие черты героев «Мертвых душ».
Такова роль лирических отступлений в компо-зиции поэмы.
Но самое главное то, что в лирических отступ-лениях выражаются многие взгляды автора на искусство, отношения между людьми. Из этих коро-теньких отрывков можно вынести столько душев-ного тепла, столько любви к родному народу и всему, им созданному, столько умного и нужного, сколько не вынесешь из некоторых многотомных романов.
Гоголь вытащил на страницы книги «всю страшную, потрясающую тину мелочей, всю глу-бину повседневных характеров...». Гоголь креп-кою силою неумолимого резца выставил выпукло и ярко на всенародное обозрение скучные, пош-лые мелочи жизни и высмеял их должным обра-зом.
А вот - дорога. Такая, какой рисует ее Гоголь:
«Ясный день, осенние листья, холодный воздух... покрепче в дорожную шинель, шапку на уши, тес-ней и уютней прижмемся к углу!.. Боже! как ты хороша подчас, далекая, далекая дорога! Сколько раз, как погибающий и тонущий, я хватался за тебя, и ты всякий раз меня великодушно выноси-ла и спасала! А сколько родилось в тебе чудных замыслов, поэтических грез, сколько перечувство-валось дивных впечатлений...» Честное слово, так и тянет собраться и отправиться в дорогу. Но те-перь путешествуют немного иначе: поездом, само-летом, автомобилем. Только мелькали бы перед глазами степи, леса, города, полустанки, сверкаю-щие под солнцем облака. Широка страна наша, есть на что поглядеть!
«Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?..» Несется Русь, вечно движет-ся к лучшему. Она уже прекрасна, Русь, но есть ли предел у лучшего, есть ли предел у мечты че-ловеческой? И знакома ли нам теперь эта «незна-комая земле даль»? Во многом знакома. Но много еще у нее далеко впереди, чего уже мы не увидим.
Невозможно разобрать каждое лирическое от-ступление в отдельности, невозможно в коротком сочинении дать оценку каждому отрывку: в «Мертвых душах» множество и больших, и не-многословных авторских отступлений, оценок, за-мечаний, каждое из которых требует и заслужи-вает особого внимания. Множество тем в них затронуто. Но общим является то, что из каждого отступления мы видим одну из черт дорогого нашей памяти писателя, в результате чего получа-ем возможность нарисовать образ истинного гума-ниста, писателя-патриота.