В каком городе родился бажов павел петрович. Все сказки Бажова на одной страничке


Имя: Павел Бажов (Pavel Bajov)

Возраст: 71 год

Место рождения: Сысерть, Пермская обл .

Место смерти: Москва

Деятельность: писатель, журналист

Семейное положение: был женат

Павел Бажов - биография

Разными путями приходят люди в большую литературу. Кто-то ради денег и славы, кто-то в надежде изменить мир, а иные - в поисках спасения от ужасов жизни. Последний случай - про Бажова.

Детство, семья писателя

В уральском городке Сысерти 15 января 1879 года в семье простого горнорабочего родился единственный ребенок - будущий автор «Малахитовой шкатулки» и «Серебряного копытца» Павел Бажов.


Биография детских лет мальчика была тяжелой. Отец любил сына и жену, был асом в своем деле, но часто пил. Всякий раз, хлебнув лишнего, начинал оскорблять начальство, и остановить его никто не мог. «Сверло» (так его прозвали за злой язык) часто увольняли - без работы он сидел месяцами. Чтобы найти хоть какое-то место, семья переезжала с рудника на рудник. И на каждом новом месте история повторялась - сдав смену, «Сверло» снова пил и ругал начальство...

Семью спасала мать: сутками напролет вязала шали и чулки, которые продавала соседкам. Однако из нищеты семья так и не выбралась - отец рано умер от алкоголизма, а мать ослепла...

Учеба

Уже в первом классе заводской школы стало ясно, что у Паши редкие способности и тяга к учению. Преподаватель литературы показал одаренного паренька знакомому ветеринарному врачу из Екатеринбурга. К удивлению родителей, тот разрешил Бажову жить у себя во время обучения в духовном училище. «Это была спасительная путевка в люди», - как позже скажет писатель.


Из Екатеринбурга Бажов переехал в Пермь, где продолжил обучение в духовной семинарии. До карьеры священника оставался лишь шаг - диплом духовной академии. Но Бажов вдруг круто изменил свою жизнь: подал документы в Томский светский университет и... на экзаменах провалился. Конечно, Бажова «срезали» сознательно: повлияли низкое социальное происхождение и неоднократное участие в студенческих революционных волнениях.

Павел Бажов - биография личной жизни

В это трудно поверить, но до 30 лет у Бажова не было ни одного романа. Все силы и время молодого человека забирали работы и подработки. Ведь нужно было кормить не только себя, но и овдовевшую мать. Бажов не роптал - до обеда преподавал, потом давал частные уроки, а после, уже вечером (иногда и по ночам!) писал статьи в уральские газеты и журналы.

Однажды Павел Петрович зашел в новый класс и... понял, что пропал. Валентина Иваницкая отличалась от всех: умная, красивая, статная, с толстой косой. Что же делать? Девушке всего 15, Бажову -уже 28. К тому же она его ученица! 4 года писатель боролся со своим чувством, стыдился его, считал преступным, пытался побороть. Тщетно.

И вот сданы все выпускные экзамены. Еще пара дней, и Бажов расстанется со своей лучшей ученицей навсегда. «Будь что будет!» - решил учитель и заплетающимся от страха языком признался Иваницкой в своих чувствах. В ответ девушка бросилась писателю на шею. Оказывается, она влюбилась в него в первый же день учебы. В 1911 году влюбленные поженились.


«Моя жена - самая большая удача в моей жизни!» -скажет спустя десятилетия Бажов. Она не просто сделала писателя счастливым - она сохранила его для великой русской литературы.

Павел Бажов - революционер

Не будучи певцом революции, как , Бажов был ярым ее сторонником как гражданин. Сказались ужасы детства: простые уральские рабочие жили бедно и тяжело. Потому и пили, и дрались, и шли на преступления. Павел Петрович искренне верил, что большевики изменят Русь, что наступит на любимом Урале счастье, равенство, богатство.

В 1905 году Бажов был «на баррикадах»: участвовал в акциях протеста, даже 2 недели провел в тюрьме. В 1917-м вступил в партию большевиков и стал редактором революционной пермской газеты «Окопная правда». Эта должность едва не стоила писателю жизни. Колчак, захватив Пермь, начал жестокие политические чистки. В тюрьме оказалась чуть ли не треть города, в том числе и Бажов. Камеры, поначалу переполненные, пустели быстро - за сутки белые расстреливали по несколько десятков человек.

Обезумев от ужаса и голода, Бажов решился на побег. Босиком по снегу, спотыкаясь о трупы, вдоль железнодорожных путей брел страдалец в Екатеринбург. Выручил сердобольный крестьянин -спрятал Павла Петровича в куче сена и провез через казачьи посты.

Дома - новый кошмар: дети плачут от голода, жена бьется в горячке с мертвым младенцем на руках, все ее родственники пропали... Поручив семью соседу, Бажов ушел партизанить в лес под Томском, а уже оттуда - на Алтай. Мог ли он тогда подумать, что его подвиги партия не оценит и приговорит к расстрелу за книги, полные правды?

Павел Бажов - книги

Гражданская война отняла у супругов Бажовых троих детей из семи. В надежде забыть страшное прошлое, Павел Петрович с головой окунулся в работу - в уральских политических изданиях он был и редактором, и журналистом, и критиком, и наставником для молодых. Параллельно помогал краеведческому музею, собирал уральский фольклор, писал первое художественное произведение -«Уральские были». Пока полностью реалистичное.

В начале 1930-х Бажов совершил ошибку - взялся за написание политико-исторического очерка «Формирование на ходу». Казалось бы, все складывалось хорошо: заказ престижный, «сверху»; цель благая - описать процесс становления новой власти на полях сражений красных с белыми. Книга получилась мощная, страстная, правдивая. Правдивая настолько, что власть ужаснулась и вызвала писателя на допрос.

«Ну, прощай, Валя!» - сказал Павел Петрович, собрав узелок для лагерей.

Однако через сутки вернулся домой: следователя, который вел дело Бажова, самого отправили в ГУЛАГ. Долго радоваться не пришлось: сын писателя Алексей погиб при взрыве на заводе. Официальная версия - несчастный случай, неофициальная - политический заказ, месть журналисту-дисседенту.

Бажов снова забылся в труде. Много ездил по стране, писал об ударных стройках. В 1936 году попал на Бумкомбинат в Краснокамске. Написать о проекте нужно было хорошо, а рассказать нечего - работа шла с опозданием и ошибками, руководителей одного за другим уносил вихрь сталинского террора... В итоге Бажов сдал лишь малую часть рукописи под названием «Как мы жили и работали». Материал, естественно, не пропустили, а автора исключили из партии и уволили с работы.

Бажов - "Малахитовая шкатулка"

В этот жуткий период жизни, в 1937 году, Бажов и создал легендарную «Малахитовую шкатулку» -сборник уральских сказов, полный романтики, красоты, народной мудрости, дивной мистики. Он творил в никуда - забыв о современности, уже ни на что не надеясь. Бежал от бед, лечил душу детскими воспоминаниями о древней стране горных мастеров...

И вдруг невероятное: уже после первой публикации книги в 1939 году ему возвратили партбилет, приняли в Союз писателей СССР, дали сначала Ленинскую, а затем и Сталинскую премии. За несколько лет книгу перевели на 100 языков мира! Переиздания раскупались миллионными тиражами, из библиотек «Малахитовую шкатулку» попросту воровали.

В чем же уникальность сказов Бажова? В их удивительной неполитичности, народной языковой самобытности, русской глубинной человечности. Они вернули людям веру в труд, в чудеса, в великую силу пусть и измученной, но все же непобедимой России, такой родной и уникальной.

Последние годы и смерть Бажова

В последние годы жизни Бажов не щадил себя. Став депутатом СССР, старался помочь как можно большему числу обездоленных, выслушать и понять каждого, кто писал ему или приходил в его дом.

В 1950 году, на 72-м году жизни, Павла Петровича не стало. Незадолго до смерти он завершил свой последний сказ «Живой огонек». В наших сердцах он горит до сих пор.

Бажов Павел Петрович родился в 1879 году, 27 января. Умер этот русский писатель, знаменитый сказочник, прозаик, обработчик легенд, преданий, уральских сказов в 1950 году, 3 декабря.

Происхождение

Родился Бажов Павел Петрович, биография которого представлена в нашей статье, на Урале, возле Екатеринбурга, в семье Августы Стефановны и Петра Васильевича Бажевых (эта фамилия писалась тогда именно так). Отец его был потомственным мастером на Сысертском заводе.

Фамилия писателя происходит от слова "бажить", что означает "предвещать", "ворожить". Даже уличное мальчишечье прозвище у Бажова было Колдунков. Позднее, когда он начал печататься, подписывался также этим псевдонимом.

Становление таланта будущего писателя

Бажев Петр Васильевич работал мастером на Сысертском заводе, в пудлингово-сварочном цехе. Мать будущего писателя была хорошей кружевницей. Это являлось для семьи подспорьем, особенно когда муж временно оставался без работы.

Жил будущий писатель в среде горнорабочих Урала. Детские впечатления оказались для него самыми яркими и важными.

Бажов любил слушать рассказы бывалых людей. Сысертские старики - Короб Иван Петрович и Клюква Алексей Ефимович были хорошими рассказчиками. Но превосходил всех, кого знал будущий писатель, Хмелинин Василий Алексеевич, полевской горняк.

Детсткие и юношеские годы

Этот период своей жизни будущий писатель провел на Полевском заводе и в городке Сысерти. Его семья часто переезжала, так как отец Павла работал то на одном заводе, то на другом. Это позволило юному Бажову узнать хорошо жизнь горного округа, что он впоследствии и отразил в своем творчестве.

Будущий писатель получил возможность учиться благодаря своим способностям и случаю. Сначала он посещал трехлетнюю мужскую земскую школу, где работал талантливый педагог словесности, который умел увлечь литературой ребят. Любил его слушать и Бажов Павел Петрович. Биография писателя сложилась во многом под влиянием этого талантливого человека.

Все уверяли семью Бажевых, что необходимо продолжить образование их даровитого сына, но бедность не позволяла мечтать о реальном училище или гимназии. В итоге выбор пал на Екатеринбургское духовное училище, так как в нем плата за обучение была самой низкой, и не требовалось покупать форму. Это заведение предназначалось в основном для детей дворян, и лишь содействие друга семьи позволило устроить в него Павла Петровича.

В 14 лет, окончив училище, Бажов Павел Петрович поступает уже в Пермскую духовную семинарию, где постигает различные области знания в течение 6 лет. Здесь он познакомился с современной и классической литературой.

Работа учителем

В 1899 году обучение было закончено. После этого Бажов Павел Петрович работал учителем в начальной школе в населенном старообрядцами районе. Он начал трудовой путь в одной глухой деревне возле Невьянска, после чего в Камышлове и Екатеринбурге продолжил свою деятельность. Преподавал будущий писатель русский язык. Он много путешествовал по Уралу, интересовался краеведением, фольклором, этнографией, журналистикой.

Павел Бажов в течение 15 лет во время школьных каникул каждый год пешком путешествовал по родному краю, беседовал с рабочими, присматривался к окружающей жизни, записывал рассказы, разговоры, собирал фольклор, узнавал о труде камнерезов, гранильщиков, литейщиков, сталеваров, оружейников и других мастеров Урала. В дальнейшем это помогло ему в карьере журналиста, а затем и в писательском труде, который начал позднее Павел Бажов (фото его представлено ниже).

Когда через некоторое время в Екатеринбургском духовном училище открылась вакансия, Бажов возвратился в родные стены этого заведения уже в качестве педагога.

Семья Павла Петровича Бажова

В 1907 году будущий писатель стал работать в епархиальном училище, где вел уроки русского языка до 1914 года. Здесь он встретил свою будущую жену, Валентину Иваницкую. Она была в то время ученицей этого учебного заведения. В 1911 году поженились Валентина Иваницкая и Павел Бажов. Они часто бывали в театре, много читали. В семье писателя появилось на свет семеро детей.

Во время начала Первой мировой войны росли уже две дочери - дети Бажова Павла Петровича. Семья в связи с материальными трудностями вынуждена была переехать в Камышлов, где жили родственники Валентины. Павел Бажов стал работать в Камышловском духовном училище.

Создание сказов

В 1918-1921 годах Бажов принимал участие в Гражданской войне в Сибири, на Урале, на Алтае. В 1923-1929 годах он проживал в Свердловске, где работал в "Крестьянской газете". В это время писателем было создано более сорока сказов, посвященных заводскому уральскому фольклору. С 1930 года начинается работа в книжном издательстве Свердловска. Писателя в 1937 году исключили из партии (восстановив через год). Лишившись из-за этого инцидента работы в издательстве, он решил посвятить свободное время сказам, которые подобно уральским самоцветам «замерцали» в его "Малахитовой шкатулке". В 1939 году увидело свет это наиболее знаменитое произведение автора, представляющее собой сборник сказок. За "Малахитовую шкатулку" писатель был удостоен Государственной премии СССР. Бажов в дальнейшем пополнял новыми сказами эту книгу.

Писательский путь Бажова

Сравнительно поздно начался писательский путь этого автора. Первая его книга "Уральские были" появилась в 1924 году. Наиболее значительные рассказы Павла Бажова вышли в свет лишь в 1939. Это вышеупомянутый сборник сказов, а также "Зеленая кобылка" - автобиографическая повесть о детских годах.

В "Малахитовую шкатулку" позднее были включены новые произведения: "Сказы о немцах" (год написания - 1943), "Ключ-камень", созданный в 1942 году, "Сказы об оружейниках", а также другие творения Бажова. Поздние произведения автора термином "сказы" можно назвать не только из-за формальных признаков жанра (наличие в повествовании вымышленного рассказчика, обладающего индивидуальной характеристикой речи), но и потому, что восходят они к тайным сказам Урала - устным преданиям старателей и горнорабочих, которые отличаются сочетанием сказочных и реально-бытовых элементов.

Особенности сказов Бажова

Создание сказов писатель считал главным делом всей жизни. Кроме того, он занимался редактированием альманахов и книг, в том числе посвященных уральскому краеведению.

Изначально фольклорными являются обработанные Бажовым сказы. "Тайные сказы" он слышал еще мальчиком от Хмелинина. Этот человек стал прототипом деда Слышко - рассказчика из произведения "Малахитовая шкатулка". Бажову позднее пришлось заявить официально, что это всего лишь прием, и он не просто фиксировал чужие рассказы, а создавал на их основе свои собственные.

Термин "сказ" позднее вошел в фольклористику советского времени для определения прозы рабочих. Однако через некоторое время было установлено, что это понятие не обозначает нового явления в фольклоре: сказы на самом деле оказались воспоминаниями, легендами, преданиями, сказками, то есть существовавшими уже долгое время жанрами.

Называя свои произведения этим термином, Бажов Павел Петрович, сказки которого были связаны с фольклорной традицией, учитывал не только лишь традицию этого жанра, подразумевающую обязательное наличие рассказчика, но также и существование устных старинных преданий горнорабочих Урала. От данных фольклорных произведений он перенял основную черту своих творений - смешение в повествовании сказочных образов.

Фантастические герои сказов

Главная тема сказов Бажова - простой человек, его мастерство, талант и труд. Связь с тайными основами нашей жизни, с природой осуществляется с помощью могущественных представителей горного волшебного мира. Пожалуй, самым ярким среди персонажей подобного рода является Хозяйка Медной горы, которую повстречал Степан - герой "Малахитовой шкатулки". Она помогает Даниле - персонажу сказа под названием "Каменный цветок" - раскрыть талант. А после того как он отказывается сделать самостоятельно Каменный цветок, разочаровывается в нем.

Кроме этого персонажа, интересен Великий Полоз, который ответственен за золото. Его образ создавался писателем на основе древних суеверий хантов и манси, а также уральских легенд, примет рудознатцев и горщиков.

Бабка Синюшка, еще одна героиня сказов Бажова, - это персонаж, являющийся родственным знаменитой Бабе Яге.

Связь между золотом и огнем представляет Огневушка-Поскакушка, которая танцует над месторождением золота.

Итак, мы познакомились с таким самобытным писателем, как Павел Бажов. В статье были представлены лишь основные вехи его биографии и наиболее известные произведения. Если вы заинтересовались личностью и творчеством этого автора, можно продолжить знакомство с ним, прочитав воспоминания дочери Павла Петровича - Ариадны Павловны.

П.П. Бажов всем известен как великолепный писатель и замечательный фольклорист. «Малахитовая шкатулка» известна наверняка каждому ребенку и взрослому – именно этот человек стал автором этих сказов. Благодаря таким великолепным произведениям ему вручили Сталинскую премию ІІ степени.

Павел появился на свет 15 января 1879 года неподалеку от Екатеринбурга. Его отец был простым рабочим. Детство будущей знаменитости прошло в одном маленьком городке огромной матушки России под названием Полевск, расположенный в Свердловской области. Обучение Паша проходил в обычной школе, где со временем стал лучшим среди всех учеников класса.

Окончив духовное училище в родном городе, Бажов поступает в духовную семинарию, расположившуюся в Перми. По окончании обучения становится преподавателем русского языка.

Его супругой становится Валентина Иваницкая, которая подарила своему супругу четверых детей.

Павел Петрович приступил к писательской деятельности тогда, когда разгоралась Гражданская война. Именно в этот период времени он становится журналистом местного журнала.

«Уральские были», так называлась его первая книга произведений, появилась в 1924 году. Публикация первого сказа пришлась на 1936 год. В большинстве своем, каждый сказ, пересказанный и записанный Бажовым, больше был фольклорным.

«Малахитовая шкатулка» вышедшая в 1939 году сильно повлияла на дальнейшую жизнь писателя. Именно она принесла Павлу огромную популярность и всемирную известность. Ее страницы беспрестанно пополнялись. Это прекрасный сборник рассказов, где речь идет о прекрасной природе Урала и о жизни уральцев.

Здесь собрано немало мифологических персонажей, среди которых можно увидеть бабку Синюшку, Хозяйку медной горы, Великого Полоза и многих других.

Премию Сталина Бажов получил в 1943 году именно благодаря «Малахитовой шкатулке». В 1944 году Павла удостоили Ленинской премии.

Этим великим человеком было создано немало произведений, по мотивам которых ставились многочисленные балеты, оперы и спектакли. Кроме всего прочего, на основе его рассказов было снято немало фильмов и мультиков.

На сегодняшний день в его родном городе, в доме, где он родился и вырос, открыт музей в его честь. Имя Павла Бажова носит народный фестиваль, проходящий ежегодно в Челябинской области. В его честь в Свердловске, Полевском и иных городах установлены памятники. В большинстве городов бывшего СССР названы улицы в честь великого писателя Павла Бажова.

2, 4, 5 класс для детей начальной школы

Интересные факты и даты из жизни

Биография

БАЖОВ, ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ (1879−1950), русский писатель. Родился 15 (27) января 1879 на Сысертском заводе близ Екатеринбурга в семье потомственных горнозаводских мастеров. Семья часто переезжала с завода на завод, что позволило будущему писателю хорошо узнать жизнь обширного горного округа и отразилось в творчестве - в частности, в очерках Уральские были (1924). Бажов учился в Екатеринбургском духовном училище (1889−1893), затем в Пермской духовной семинарии (1893−1899), где обучение было гораздо дешевле, чем в светских учебных заведениях.

До 1917 работал школьным учителем в Екатеринбурге и Камышлове. Каждый год во время летних каникул путешествовал по Уралу, собирал фольклор. О том, как сложилась его жизнь после Февральской и Октябрьской революций, Бажов писал в автобиографии: «С начала Февральской революции ушел в работу общественных организаций. С начала открытых военных действий вступил добровольцем в Красную Армию и принимал участие в боевых операциях на Уральском фронте. В сентябре 1918 года был принят в ряды ВКП (б)». Работал журналистом в дивизионной газете «Окопная правда», в камышловской газете «Красный путь», а с 1923 - в свердловской «Крестьянской газете». Работа с письмами читателей-крестьян окончательно определила увлечение Бажова фольклором. По его позднейшему признанию, многие из выражений, найденных им в письмах читателей «Крестьянской газеты», были использованы в его знаменитых уральских сказах. В Свердловске вышла его первая книга Уральские были, где Бажов детально изобразил как заводовладельцев и «барских подлокотников"-приказчиков, так и простых мастеровых. Бажов стремился выработать собственный литературный стиль, искал оригинальные формы воплощения своего писательского дарования. Это удалось ему в середине 1930-х годов, когда он начал публиковать свои первые сказы. В 1939 Бажов объединил их в книгу Малахитовая шкатулка (Государственная премия СССР, 1943), которую впоследствии дополнял новыми произведениями. Малахит дал название книге потому, что в этом камне, по Бажову, «радость земли собрана». Создание сказов стало главным делом жизни Бажова. Кроме того, он редактировал книги и альманахи, в том числе по уральскому краеведению, возглавлял Свердловскую писательскую организацию, был главным редактором и директором Уральского книжного издательства. В русской литературе традиция сказовой литературной формы восходит к Гоголю и Лескову. Однако, называя свои произведения сказами, Бажов учитывал не только литературную традицию жанра, подразумевающую наличие рассказчика, но и существование старинных устных преданий уральских горнорабочих, которые в фольклоре назывались «тайными сказами». От этих фольклорных произведений Бажов перенял одну из главных примет своих сказов: смешение сказочных образов (Полоз и его дочери Змеевки, Огневушка-Поскакушка, Хозяйка Медной горы и др.) и героев, написанных в реалистическом ключе (Данила-мастер, Степан, Танюшка и др.). Главная тема бажовских сказов - простой человек и его труд, талант и мастерство. Связь с природой, с тайными основами жизни осуществляется через могущественных представителей волшебного горного мира. Один из самых ярких образов такого рода - Хозяйка Медной горы, с которой встречается мастер Степан из сказа Малахитовая шкатулка. Хозяйка Медной горы помогает герою сказа Каменный цветок Даниле раскрыть свой талант - и разочаровывается в мастере после того, как он отказывается от попыток самостоятельно сделать Каменный цветок. Сбывается пророчество, высказанное о Хозяйке в сказе Приказчиковы подошвы: «Худому с ней встретиться - горе, и доброму - радости мало». Бажову принадлежит выражение «живинка в деле», ставшее названием одноименного сказа, написанного в 1943. Один из его героев, дед Нефед, объясняет, почему овладел мастерством углежога его ученик Тимофей: «А потому, - говорит, - что ты книзу глядел, - на то, значит, что сделано; а как сверху поглядел - как лучше делать надо, тут живинка тебя и подцепила. Она, понимаешь, во всяком деле есть, впереди мастерства бежит и человека за собой тянет». Бажов отдал дань правилам «социалистического реализма», в условиях которого развивалось его дарование. Героем нескольких его произведений стал Ленин. Образ вождя революции приобрел фольклорные черты в написанных во время Отечественной войны сказах Солнечный камень, Богатырева рукавица и Орлиное перо. Незадолго до смерти, выступая перед писателями-земляками, Бажов говорил: «Нам, уральцам, живущим в таком краю, который представляет собой какой-то русский концентрат, представляет собой сокровищницу накопленного опыта, больших традиций, нам надо с этим считаться, это усилит наши позиции в показе современного человека». Умер Бажов в Москве 3 декабря 1950.

Бажов Павел Петрович, годы жизни 1879−1950. Русский писатель родился 15 (27) января 1879 вблизи Екатеринбурга на Сысертском заводе в семье горнозаводских работников. С 1889 по 1893 год Бажов учился в Екатеринбургском духовном училище, потом с 1893 по 1899 год в Пермской духовной семинарии, где конечно же обучение было значительно дешевле, чем в светских учебных заведениях.

Бажов успел до 1917 года поработать педагогом в Екатеринбурге и Камышлове. Ежегодно во время летних каникул Павел Петрович любил собирать фольклор, путешествуя по Уралу. После Февральской и Октябрьской революции описывал в своей биографии, как сложилась его судьба: « В самом начале Февральской революции работал в общественных организациях. Когда начались военные действия, вступил в ряды Красной Армии и воевал на Уральском фронте. В сентябре 1918 года был принят в ВКП (б)". Также успел поработать журналистом в газете «Окопная правда», а с 1923 года - в свердловской «Крестьянской газете».

Работая с письмами читателей, понял, что для него важно заниматься фольклором. Позднее Бажов признался, что многое из использованного в своих уральских сказах, почерпнул из писем читателей «Крестьянской газеты». Первая книга «Уральские были» вышла в Свердловске, в которой он достаточно четко изобразил заводовладельцев и обычных тружеников.

Найти свой литературный стиль ему удалось только в середине 1930 года, когда мир увидел его первые сказы. В 1943 году Бажов получает Государственную премию (за то, что в 1939 году объединил свои сказы в одну книгу Малахитовая шкатулка). Помимо этого, он редактировал книги, был главой Свердловской писательской организации, директором Уральского книжного издательства.

В своих нескольких произведениях он давал образ В.И.Ленина. Образ вождя проглядывался в таких сказах как, «Орлиное перо», «Солнечный камень», написанных во время Отечественной войны. Незадолго до кончины, выступая перед писателями, он сказал: «Нам, уральцам, проживающим в таком краю, представляет собой клад накопленного опыта, огромных традиций, нам нужно с этим считаться, это увеличит наши позиции в показе современного человека». 3 декабря 1950 года в Москве писателя не стало.

Пошли раз двое наших заводских траву смотреть. А покосы у них дальние были. За Северушкой где-то.

День праздничный был, и жарко - страсть. Парун чистый. А оба в горе робили, на Гумешках то есть. Малахит-руду добывали, лазоревку тоже. Ну, когда и королек с витком попадали и там протча, что подойдет.

Один-то молодой парень был, неженатик, а уж в глазах зеленью отливать стало. Другой постарше. Этот и вовсе изробленный. В глазах зелено, и щеки будто зеленью подернулись. И кашлял завсе тот человек.

В лесу-то хорошо. Пташки поют-радуются, от земли воспарение, дух легкий. Их, слышь-ко, и разморило. Дошли до Красногорского рудника. Там тогда железну руду добывали. Легли, значит, наши-то на травку под рябиной да сразу и уснули. Только вдруг молодой, - ровно его кто под бок толкнул, - проснулся. Глядит, а перед ним на грудке руды у большого камня женщина какая-то сидит. Спиной к парню, а по косе видать - девка. Коса ссиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь. Дивится парень на косу, а сам дальше примечает. Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо - на месте не посидит. Вперед наклонится, ровно у себя под ногами ищет, то опять назад откинется, на тот бок изогнется, на другой. На ноги вскочит, руками замашет, потом опять наклонится. Однем словом, артуть-девка. Слыхать - лопочет что-то, а по-каковски - неизвестно, и с кем говорит - не видно. Только смешком все. Весело, видно, ей.

Парень хотел было слово молвить, вдруг его как по затылку стукнуло.

Мать ты моя, да ведь это сама Хозяйка! Ее одежа-то. Как я сразу не приметил? Отвела глаза косой-то своей.

А одежа и верно такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладить. «Вот, - думает парень, - беда! Как бы только ноги унести, пока не заметила». От стариков он, вишь, слыхал, что Хозяйка эта - малахитница-то - любит над человеком мудровать. Только подумал так-то, она и оглянулась. Весело на парня глядит, зубы скалит и говорит шуткой:

Ты что же, Степан Петрович, на девичью красу даром глаза пялишь? За погляд-то ведь деньги берут. Иди-ка поближе. Поговорим маленько. Парень испужался, конечно, а виду не оказывает. Крепится. Хоть она и тайна сила, а все ж таки девка. Ну, а он парень - ему, значит, и стыдно перед девкой обробеть.

Некогда, - говорит, - мне разговаривать. Без того проспали, а траву смотреть пошли.

Она посмеивается, а потом и говорит:

Будет тебе наигрыш вести. Иди, говорю, дело есть.

Ну, парень видит - делать нечего. Пошел к ней, а она рукой маячит, обойди-де руду-то с другой стороны. Он обошел и видит-ящерок тут несчисленно. И все, слышь-ко, разные. Одни, например, зеленые, другие голубые, которые в синь впадают, а то как глина либо песок с золотыми крапинками. Одни, как стекло либо слюда, блестят, а другие, как трава поблеклая, а которые опять узорами изукрашены. Девка смеется.

Не расступи, - говорит, - мое войско, Степан Петрович. Ты вон какой большой да тяжелый, а они у меня маленьки. - А сама ладошками схлопала, ящерки и разбежались, дорогу дали.

Вот подошел парень поближе, остановился, а она опять в ладошки схлопала, да и говорит, и все смехом:

Теперь тебе ступить некуда. Раздавишь мою слугу - беда будет. Он поглядел под ноги, а там и земли незнатко. Все ящерки-то сбились в одно место, - как пол узорчатый под ногами стал. Глядит Степан - батюшки, да ведь это руда медная! Всяких сортов и хорошо отшлифована. И слюдка тут же, и обманка, и блески всякие, кои на малахит походят.

Ну, теперь признал меня, Степанушка? - спрашивает малахитница, а сама хохочет-заливается. Потом, мало погодя, и говорит:

Ты не пужайся. Худого тебе не сделаю.

Парню забедно стало, что девка над ним насмехается да еще слова такие говорит. Сильно он осердился, закричал даже:

Кого мне бояться, коли я в горе роблю!

Вот и ладно, - отвечает малахитница. - Мне как раз такого и надо, который никого не боится. Завтра, как в гору спускаться, будет тут ваш заводской приказчик, ты ему и скажи да, смотри, не забудь слов-то: «Хозяйка, мол, Медной горы заказывала тебе, душному козлу, чтобы ты с Красногорского рудника убирался. Ежели еще будешь эту мою железную шапку ломать, так я тебе всю медь в Гумешках туда спущу, что никак ее не добыть».

Сказала это и прищурилась:

Понял ли, Степанушко? В горе, говоришь, робишь, никого не боишься? Вот и скажи приказчику, как я велела, а теперь иди да тому, который с тобой, ничего, смотри, не говори. Изробленный он человек, что его тревожить да в это дело впутывать. И так вон лазоревке сказала, чтоб она ему маленько пособила.

И опять похлопала в ладошки, и все ящерки разбежались. Сама тоже на ноги вскочила, прихватилась рукой за камень, подскочила и тоже, как ящерка, побежала по камню-то. Вместо рук-ног - лапы у ее зеленые стали, хвост высунулся, по хребтине до половины черная полоска, а голова человечья. Забежала на вершину, оглянулась и говорит:

Не забудь, Степанушко, как я говорила. Велела, мол, тебе, - душному козлу, - с Красногорки убираться. Сделаешь по-моему, замуж за тебя выйду!

Парень даже сплюнул вгорячах:

Тьфу ты, погань какая! Чтоб я на ящерке женился.

А она видит, как он плюется, и хохочет.

Ладно, - кричит, - потом поговорим. Может, и надумаешь?

И сейчас же за горку, только хвост зеленый мелькнул.

Парень остался один. На руднике тихо. Слышно только, как за грудкой руды другой-то похрапывает. Разбудил его. Сходили на свои покосы, посмотрели траву, к вечеру домой воротились, а у Степана одно на уме: как ему быть? Сказать приказчику такие слова - дело не малое, а он еще, - и верно, - душной был - гниль какая-то в нутре у него, сказывают, была. Не сказать - тоже боязно. Она ведь Хозяйка. Какую хошь руду может в обманку перекинуть. Выполняй тогда уроки-то. А хуже того, стыдно перед девкой хвастуном себя оказать.

Думал-думал, насмелился:

Была не была, сделаю, как она велела.

На другой день поутру, как у спускового барабана народ собрался, приказчик заводской подошел. Все, конечно, шапки сняли, молчат, а Степан подходит и говорит:

Видел я вечор Хозяйку Медной горы, и заказывала она тебе сказать. Велит она тебе, душному козлу, с Красногорки убираться. Ежели ты ей эту железную шапку спортишь, так она всю медь на Гумешках туда спустит, что никому не добыть.

У приказчика даже усы затряслись.

Ты что это? Пьяный, али ума решился? Какая хозяйка? Кому ты такие слова говоришь? Да я тебя в горе сгною!

Воля твоя, - говорит Степан, - а только так мне ведено.

Выпороть его, - кричит приказчик, - да спустить в гору и в забое приковать! А чтобы не издох, давать ему собачьей овсянки и уроки спрашивать без поблажки. Чуть что - драть нещадно!

Ну, конечно, выпороли парня и в гору. Надзиратель рудничный, - тоже собака не последняя, - отвел ему забой - хуже некуда. И мокро тут, и руды доброй нет, давно бы бросить надо. Тут и приковали Степана на длинную цепь, чтобы, значит, работать можно было. Известно, какое время было, - крепость. Всяко гадились над человеком. Надзиратель еще и говорит:

Прохладись тут маленько. А уроку с тебя будет чистым малахитом столько-то, - и назначил вовсе несообразно.

Делать нечего. Как отошел надзиратель, стал Степан каелкой помахивать, а парень все ж таки проворный был. Глядит, - ладно ведь. Так малахит и сыплется, ровно кто его руками подбрасывает. И вода куда-то ушла из забоя. Сухо стало.

«Вот, - думает, - хорошо-то. Вспомнила, видно, обо мне Хозяйка».