Андреас сеговия. Сеговия андрес

Экскурсии Ангкор. Специальное предложение!

Более подробную информацию вы можете получить на сайте "Asia Travel" .

Храмы Камбоджи. Ангкор.

С ием Рип - синоним Ангкора. Если люди говорят "Мы едем в Сием Рип", это означает, что они едут смотреть храмы. Про храмы Ангкора только ленивый не слышал, и даже ленивый - тоже слышал. По какому-то недоразумению храмы Ангкора находятся на восьмом месте в списке современных Чудес Света. А должны быть на втором. Кто на первом, наверное, нет смысла говорить... :-)
Вы видели египетские пирамиды? Думаете Ангкор - это тоже самое, только камбоджийское? Нет, нет и нет! Пирамиды - уже в прошлом. Не в том смысле, что они из далекого прошлого, а в том, что их так истоптали, что сейчас это по сути просто камни. Ангкор не такой, Ангкор "цепляет" даже самого черствого человека. А путешественника, который проявляет хотя бы легкий интерес к культуре и истории человечества, храмы Ангкора поражают! Эти камни, помимо всего прочего, хранят дух практически позапрошлого тысячелетия. Здесь, среди эти храмов, зародилась, достигла пика своего могущества и пала под нажимом тайских варваров Великая Кхмерская Империя. В темных закоулках храмов, куда даже монахи заходят с опаской, еще бродят великие кхмерские короли. Если прислушаться и приглядеться, боковым зрением и на грани слышимости, то вам явятся Апсары в своем вечном танце под величественную музыку.

Вы хотите все это увидеть за один день? Не советуем! Храмы не терпят суеты. Два дня? Это все равно что пообедать наполовину, это все равно что посмотреть спектакль до антракта и уйти домой. Дело, конечно, Ваше! Но мы предупреждали!))
А теперь вкратце (на пяти страницах) расскажем, что Вы просто обязаны увидеть. А Вы уже сами решайте смотреть ли грандиозный спектакль наполовину или целиком!

В 1112 году правителем Камбоджи стал Сурьяварман II, Король Солнца. Согласно легенде, он мог заставить распуститься бутоны лотоса и сделать все вокруг процветающим. Во время его правления Камбоджа стала самой великой державой Юго-Восточной Азии, а Ангкор достиг высшей точки развития в истории своей архитектуры. Именно в этот период и был построен Ангкор Ват. Это самое известное сооружение в этом древнем городе. Этот храм построен во время второго периода Ангкора и посвящен богу Вишну, поскольку в то время на территории Империи кхмеров преобладал индуизм. Поэтому король приказал построить храм в честь Вишну, одного из трех верховных богов индуизма. Вишну поддерживает циклическое существование Вселенной. Согласно легенде, Вишну засыпает, лежа на гигантском змее, свернувшемся кольцами, который плывет по волнам вселенского океана. Сон Вишну равен одному циклу Вселенной или 4,5 миллиардам человеческих лет. Когда Вишну пробуждается, из его живота вырастает лотос, из цветка лотоса появляется Брахма и начинает создавать мир. А в конце цикла бог разрушения Шива уничтожает этот мир. Вишну будет поочередно засыпать и просыпаться, а Вселенная - создаваться и разрушаться в бесконечном цикле.

Ангкор Ват сложен из больших каменных блоков прямо на поверхности земли. Для постройки 1500 колонн использовано более 30 млрд тонн камня. Большинство каменных блоков весит по 500 кг каждый, а самые большие весят по 10 тонн. В процессе строительства не использовался цемент или другие скрепляющие материалы, однако каменные элементы настолько точно подогнаны друг к другу, что отклонение по высоте между стенами минимально.
Ангкор Ват представляет собой гигантский символ. Согласно индуистским представлениям об устройстве мира, центром мироздания является гора Меру, возвышающаяся посреди океана. Это место, где живут все боги и богини. Меру окружена четырьмя храмами поменьше, солнце и луна вращаются вокруг горы, а у ее подножия простирается бесконечный океан. Ангкор Ват построен в соответствии с этими представлениями, путем использования абстрактных геометрических форм. Ангкор Ват является самым большим религиозным сооружением в мире. Он строился 89 лет, в реализации проекта участвовало 150 млн человек. К моменту окончания строительства Сурьяварман II давно умер, так и не увидев итог работы.

Ангкор Ват можно условно разделить на 3 уровня , которые представляют собой низший мир, мир людей и небесный мир. Каждый из миров нашел свое отражение в архитектуре Ангкор Вата. Первый уровень опоясан коридором, стены которого украшены изящными барельефами. В центре строения находится святилище. Перепад высот между алтарями святилищ составляет 10 метров. Самый высокий алтарь находится на высоте 65 метров. Это вершина святилища, здесь находится 5 каменных пагод, центральная возвышается над остальными. Она символизирует центр небесного мира. Концепция трех миров представлена не только в архитектурном решении Ангкор Вата, но и более ясно изображена на барельефах, которые украшают стены коридоров. На первом уровне стена словно длинный свиток раскрывает нам духовный мир кхмеров. На ней вырезаны сцены из повседневной жизни кхмеров, а также сцены из различных легенд индуистской мифологии. Восточная часть стены изображает легенду о напитке бессмертия - амрите. Боги и демоны асуры заключили перемирие, чтобы добыть волшебный напиток. Для этого они обернули повелителя нагов гигантского змея Васуки вокруг горы Меру и стали поочередно тянуть его, взбивая таким образом молочный океан. Процесс взбивания длился более тысячи лет, из вод океана появилась луна, за ней появилась богиня красоты и счастья Лакшми, ставшая супругой Вишну, божество вина и хмеля Сура, чудесный белый конь и наконец бог врачевания с чашей амриты в руках.

На северной стене изображена битва Вишну с небесным дьяволом. Половина западной стены посвящена индуистскому эпосу Рамаяна, а вторая половина иллюстрирует Махабхарату. На южной стене изображены сцены столкновения кхмеров с захватчиками, поскольку дельта реки Меконг всегда была предметом посягательств.
Двигаясь вдоль стен, можно наблюдать, как совершенствовалась техника резьбы. Длина каждой стены почти 800 метров, для осмотра необходимо от 2-х до 4-х часов. Барельефы рассказывают нам о великой и блистательной цивилизации, навечно сохраняя сюжеты из ее жизни. Еще одна стена с барельефами окружает храм Байон . Тематика посвящена повседневной жизни кхмерского народа: люди идут на рынок, готовят пищу, охотятся, лечат болезни, танцуют и поют, поклоняются богам. Всего насчитывается около 11 тысяч изображений людей.
Наиболее хорошо в Ангкор Вате сохранились барельефы на стенах и колоннах. В основном на них изображены небесные девы апсары, их позы прекрасны и сказочны, они словно плывут на цветах лотоса, невозмутимо и величественно. Удивляет разнообразие причесок, которые украшают головы апсар. Их насчитывается 36 различных стилей.

Внимательное изучение этих изображений и описаний, оставленных Джудогоаном, позволяет воссоздать ясную картину древнего Ангкора. Согласно наблюдениям Джудогоана, дома короля, чиновников и богатых людей были постройками на деревянных сваях, а то и просто покрытыми соломой хижинами. Хотя король носил золотые и серебряные украшения, он ходил босиком, как и другие люди. Что касается обычных людей, в их домах не было столов, стульев и посуды. Они готовили пищу в сделанных в земле углублениях, а вместо тарелок использовали скорлупу кокосов или листья деревьев. Они ели руками, и спали на циновках, брошенных на землю. Таков был нехитрый быт древних жителей и строителей Ангкора. Шли века, эти люди умерли, остались только созданные из камня святилища и храмы. В результате сложных археологических раскопок не удалось обнаружить никаких следов того, что в этой области жили люди. Было найдено лишь небольшое количество предметов бытовой утвари. Некоторые представители западной цивилизации даже сомневаются, что Ангкор был построен камбоджийцами. Возникает ощущение, что все, что мы видим, появилось неизвестно откуда. Но они ошибаются. Собранные в течение длительного времени научные доказательства подтверждают, что великий Ангкор был построен предками камбоджийцев. Джордж Куркис, специалист по Камбодже из Франции, несколько лет проводил сравнение лиц камбоджийцев с лицами, высеченными на стенах древнего Ангкора, и сделал вывод, что между ними существует физиологическое сходство.



Строительство Ангкор Тома было начато в 889 году по приказу Ясавармана первого. Последующие короли также возвели большое количество зданий в этом городе. Два столетия спустя, когда Суяварман второй решил построить Ангкор Ват, для него не нашлось места в границах Ангкор Тома, и храм был вынесен за пределы города. Сегодня от большинства строений не осталось ничего, кроме фундаментов и груды разбитых камней. Но многим храма удалось сохраниться, в том числе одному из самых известных - Байону, расположенному в центральной части города. В кхмерском языке слово "том" означает "большой". Во время правления Джаявармана седьмого Ангкор Том уже был большим городом, а его население достигало миллиона человек. Совершив прогулку по древним руинам, вы обязательно проникнитесь духом этого места. Аккуратно расположенные строения являются шедеврами архитектуры, хотя многие из них уже превратились в развалины. Здесь осталась только одна форма времени, и она называется Вечность.

Джаяварман седьмой был еще одним королем великом империи кхмеров. В отличие от предшественников, он исповедовал не индуизм, а буддизм-махаяну. Во время его сорокалетнего правления, страна стала самой могущественной империей Юго-Восточной Азии. Он расширил границы старого Ангкор Тома и приказал построить множество великолепных храмов. Знаменитая на весь мир камбоджийская улыбка - все четыре душевные состояния: сострадание, скорбь, радость и невозмутимость одновременно читаются на одном лице. Храм Байон напоминает лабиринт из множества зеркал, в которых отражаются исполинские головы. Эти огромные каменные изваяния расположены близко друг к другу, как распускающиеся бутоны лотоса. Они улыбаются друг другу, как-будто зачаровано смотрят на свое отражение в зеркале, лишь изредка поглядывая на маленьких людей внизу. Байон построен в форме квадрата, каждая из сторон которого имеет длину 80 метров. Главная пагода расположена в центре и имеет высоту 43 метра. Всего в храме 54 больших пагоды разной высоты. Каждую пагоду венчает 4 каменных лица, обращенные в четыре стороны света. Предполагалось, что все эти 216 гигантских барельефа будут изображать Аванатихишвару, но многие считают, что это лицо Джаявармана седьмого. Днем каменные лики выглядят одинаково, но когда настает ночь, под волшебным светом луны выражение их лиц начинает таинственным образом меняться. Скульпторы, создавшие это удивительное чудо, остались неизвестными. Первые лучи солнца, щебетание птиц на фоне пения монахов создают неповторимую атмосферу раннего утра на берегах Меконга.
В 25 км к северо-востоку от Ангкор Тома находится дворец королевы Банта Шри, знаменитый своей изящной резьбой. Он был построен в 967 году по приказу короля Джаявармана 5го. Однако строился храм не в честь королевы, местные жители назвали его так потому, что на барельефах изображено множество богинь и апсар. Но на самом деле храм посвящен богу Шиве. Построенный во время второго периода строения Ангкора, он испытал сильное влияние архитектурных стилей индуистских храмов.

Храм Та Пром был построен по приказу Джаявармана седьмого в честь его матери. Сегодня это место напоминает поле беспощадной битвы между богами и природой. Его стены поросли хлопковыми деревьями и словно покрыты серебряным блеском. Деревья, лианы, мох, дожди, молнии, дикие животные, палящее солнце и ночная прохлада в течение нескольких столетий атаковали храм. Корни и стволы хлопковых деревьев взбирались по стенам и глубоко проникали в трещины между камнями. Они обрамляли окна и двери, выдавливали крыши, прорастая в самом сердце храма, разделяя, окутывая и поглощая его. Финалом этой битвы стало постепенное врастание Та Прома в землю. Джунгли и храм переплелись в одно целое, и ничто не в силах их разделить. Это природное чудо не разрушило храм, а наоборот - вдохнуло в него новую жизнь.

Озеро Тонлесап и Плавучие деревни

Т онлесап (Tonlé Sap) – самый большой водоём полуострова Индокитай. Его площадь около 2700 квадратных километров, а находится это озеро в центральной части Камбоджи.

В этом озере необычно и удивительно всё. Но самым удивительным, конечно, являются люди, живущие на этом озере. Фразу «живут на озере Тонлсап» следует понимать буквально: люди живут в прямом смысле слова на воде.
Плавучие деревни довольно широко распространены в разных странах Юго-Восточной Азии, но только на Тонлесапе они достигают такого размаха и значительности. Жители Тонлесапа обитают не в простых понтонных хижинах, а настоящих плавучих посёлках. Не только дома и лавки «стоят» на воде, но и школы, спортплощадки, храмы и даже полицейский участки. Жители Тонлесапа с ранних лет и до старости передвигаются преимущественно по воде – на маленьких лодках и в больших плавучих домах, на которых часто имеются даже небольшие земельные участки, где выращивают овощи. После снижения воды многие выращивают рис на плодородной илистой почве окрестностей, но основную пищу людям, конечно, даёт вода – это и рыбы, и моллюски, и водные растения.

Конечно, на озере есть и кафе, и смотровые площадки для туристов, которых часто приезжают полюбоваться уникальным водным сообществом. Путешествие по «внутреннему морю Камбоджи» обычно начинается из Баттамбанга или Сием-Рипа, откуда проложены дамбы. От них и отплывают маленькие лодочки, везущие туристов вглубь озера. На озере интересно всё – плавучая крокодиловая ферма и биосферные заповедники, где можно наблюдать редкое многообразие птиц, мангровые заросли и лотосы, но главное – сам образ жизни «аборигенов» озера. Плавучие дома и магазины сами по себе являются исключительной экзотикой для европейца. А спешащие в плавучую школу дети – в крошечных лодках и даже тазиках, а развозящие еду старушки, ловко управляющиеся с веслом?

О происхождении этих деревень ходят легенды, что они населены в основном камбоджийцами и что это тысячелетняя традиция. Однако есть более простое объяснение. Когда в середине прошлого века в соседнем Вьетнаме началась война, многие жители были вынуждены покинуть родные места. В благополучной дополпотовской Камбодже по тогдашним законам чужестранцы селиться не могли. Жить на земле Камбоджи могли только те, кто там родился. Однако о водной поверхности в законах не было речи, и беженцы обосновались на озере Тонлесап. А плавучими, а не просто водными, посёлки стали из-за переменных размеров озера. Деревень на озере несколько, хотя обычно говорят только об одной, самой большой, где проживает более пяти тысяч человек и которая является популярным туристическим объектом. Туризм приносит значительный доход – правда, не самим жителям, а местным бизнесменам (как правило, это китайцы). Однако и на долю «водяных крестьян» кое-что перепадает, причём оказывается, что зарабатывать, демонстрируя свой обычный (и необычный для туристов) образ жизни оказывается более выгодным, чем возделывать земли, выращивая рис и овощи. Недаром в начале 90-х годов прошлого века провалилась попытка озёрных жителей переселиться в посёлки на земле, выстроенные для них японцами. По официальной версии, поселяне просто не могли приспособиться к сухопутному образу жизни, однако существуют мнения, что жизнь на берегу оказалась намного менее выгодной, чем на воде, а кое-кто считает, что к возвращению жителей на озеро приложили руку и китайцы, заправляющие туристическим бизнесом...

Каковы бы ни были причины заселения озёрной глади – водные посёлки живут и, по меркам Юго-Восточной Азии, довольно неплохо. Главное, что сами люди довольны своим образом жизни. Они строят добротные лодки, среди которых уже весьма много моторных, плавучие дома и дома на сваях (последние, как правило, принадлежат этническим камбоджийцам, в отличие от вьетнамских «поплавков»). В сухой сезон свайные дома возвышаются над обмелевшим озером, как сторожевые вышки, а жители, чтобы не подниматься в своё жилище по нескольку раз в день по лестницам, как правило, пережидают этот период во временных «постройках» на озере.
Деревню Кампонг Плюк можно считать «переходной формой» между наземным и озёрным образом жизни. В сухой сезон часть деревни оказывается выше уровня воды, и по ней можно передвигаться не только на лодки, но и пешком. Суша заканчивается на середине центральной улицы, постепенно переходя в болото, а затем и в водоём. В остальном Кампонг Плюк – обычная рыбацкая деревня. Обычная, конечно, по местным меркам – буддийский храм и отделение Народной партии Камбоджи, разумеется, характерны только для этих мест. Архитектура тоже необычна – и эклектикой, и национальным колоритом. Буддийские монахи и люди в традиционных одеждах тоже определённо указывают на то, что вокруг – самая настоящая Юго-Восточная Азия, а не, к примеру, Дальний Восток. Хотя развешанные для просушки сети, вытащенные на берег лодки, вялящуюся на солнце рыбу и повсеместную рыбью чешую можно встретить, наверное, в любой приморской деревушке, а лодки по своей конструкции действительно напоминают дальневосточные баты.

Вокруг деревни простирается таинственный мангровый лес, носящий такое же название.
В сезон дождей он полностью уходит под воду, в сухой – стволы возвышаются над поверхностью озера на несколько метров, и между ними можно проплыть на небольшой лодке...

Картина озёрной жизни настолько отличается от привычной европейцу, что сначала вызывает нечто вроде культурного шока. Кажется, нельзя не пожалеть местных жителей, оторванных от благ цивилизации и вынужденных ежедневно добывать себе пищу из-под воды. Однако совсем немного времени нужно, чтобы проникнуться красотой окрестностей и особым философским настроением. Жизнь течёт, как вода, медленно проплывает, как плавучий дом, имеет свои половодья и сухие сезоны. Вся жизнь – вода, а берег... где он, этот берег?.. И зачем он озёрному жителю?

Пном Кулен - храм и водопад

П ном Кулен - это священная гора (или горный массив) в Камбодже, который тоже является местом паломничества многих туристов. Это своеобразный заповедник почти в 50-и километрах от Сием Рипа, где можно отдохнуть от суеты, полюбоваться дикой природы, искупаться в прохладных водоемах.

Согласно легенде, история Кхмерской империи начинается именно с этой горы. Там в 802 году Джаяварман второй объявил себя королем, с тех пор началась история империи кхмеров. На вершине горы располагается буддистский храм и 8ми метровая статуя лежащего Будды. Сюда собираются паломники со всего света, так как Пном Кулен считается "местом силы" в Камбодже.

Перед храмом есть небольшой бассейн, в центре которого расположен лингам. До сих пор здесь проводится индуистский обряд, который совершают только мужчины для усиления своего мужского естества (нужно зачерпнуть воду из водоема, полить ею на лингам, а потом подставить голову под струю воды).

Главными достопримечательностями Пном Кулена считаются река тысячи лингамов и водопад. На дне реки высечены лингамы и ени (мужское и женское начало), кроме того, можно увидеть фигуру Шивы и его жены. Считается, что река символизирует Ганг, который величественно течет в Гималаях. Река заканчивается водопадами, большим и чуть поменьше. В бассейне, который образуют воды водопадов, купаются сами камбоджийцы и, разумеется, это обязательный ритуал для туристов. Вода в реке считается намоленой, поэтому искупаться в ней (она очень холодная!) стремиться каждый приезжий.

Национальный музей Ангкора (Angkor National Museum)

Музей рассказывает об истории кхмерской культуры и цивилизации, показывает историю храмов Ангкора. Он очень современный и интерактивный, оборудован по последнему слову техники. Музей огромный и состоит из восьми галерей, каждая из которых посвящена отдельной теме: кхмерская цивилизация; религия; великие кхмерские короли; Ангкор; Ангкор Том; история камня; старинные костюмы; зал тысячи Будд. Если вы совсем не знакомы с историей и культурой кхмерского государства ангкорского периода, то пропустить этот музей ни в коем случае нельзя.

Входная плата: 12 долларов. При бронировании билетов на сайте музея http://www.angkornationalmuseum.com/ можно получить скидку.
Время работы: ежедневно с 8:30 до 18:00.
Как добраться? Национальный музей расположен на бульваре Шарля Де Голля, 968.

Музей противопехотных мин (Landmine Museum)

Этот музей был основан бывшим солдатом из числа Красных Кхмеров по имени Aki Ra, ставшим впоследствии сапером. С помощью экспонатов, которыми выступают разминированные бомбы и мины, музей рассказывает о проблеме и большой опасности противопехотных мин, которые в большом количестве остались в землях Камбоджи после гражданской войны. Так же вы сможете посмотреть короткометражный фильм о жизни Aki Ra.

Может и не стоит ехать в такую даль (музей находится в 31 километре от Сием Рипа) только ради музея, но если будете проезжать мимо (по пути в комплекс храмов Бантей Срей и в Пном Кулен), почему бы не заглянуть и не пожертвовать в помощь жертвам противопехотных мин пару долларов.

Входная плата: вход бесплатный. Пожертвования, которые вы можете оставить в музее, пойдут на помощь жертвам противопехотных мин.
Время работы: Ежедневно с 7:30 до 17:30.
Как добраться? в 2007 году музей переехал на новое место, и сейчас находится в 31 километре от Сием Рипа.

Крокодиловая ферма (Crocodile Farm)

На крокодиловой ферме Сием Рипа обитает более 1000 крокодилов. Никаких шоу с крокодилами по типу тайских вы здесь не увидите, но если никогда не видели живых крокодилов, посетить стоит. Еще здесь можно приобрести изделия из кожи крокодила, коровы и других животных по ценам ниже, чем в Тайланде.

Входная плата: 3 доллара.
Время работы: с 7:00 до 19:00.
Как добраться? ферма находится по дороге на озеро Тонлесап.

Военный музей (Siem Reap War Museum)

По дороге из Сием Рипа в аэропорт находится военный музей. Под открытым небом выставлены крупные образцы военной техники, участвовавшие в реальных боевых действиях, а внутри музея собрано множество небольших экспонатов. В коллекции крупной техники имеются вертолеты, самолеты и танки, в том числе советского производства, но, к сожалению, все в очень плохом состоянии. Часть техники, по всей видимости, перенесли сюда прямо с полей сражений после того, как они были подбиты. Часть экспонатов заросли травой. В целом впечатление от музея такое, что он заброшен и за ним никто не ухаживает.

Музей достаточно интересен для посещения. Но если вы не фанат военной техники и истории, скорее всего вы будете разочарованы после посещения.

Входная плата: 3 доллара.
Как добраться? Музей расположен в нескольких километрах от Сиемреапа по дороге в аэропорт

Культурная деревня Камбоджи (Cambodia Cultural Village)

В этом тематическом парке-музее вы сможете познакомиться с бытом и культурой многочисленных народов Камбоджи. На довольно обширной территории парка на самом деле расположено целых 11 уникальных деревень, принадлежащих различным культурам, проживающим на территории королевства. В каждой из деревень, помимо экспонатов, вы сможете посмотреть традиционные шоу и представления, среди которых: свадебные церемонии, акробатические и цирковые представления, игры, танцевальные шоу, шоу слонов и другое. Здесь вы сможете увидеть традиционный танец Апсара (Apsara dance). Здесь даже есть свой музей восковых фигур, рассказывающий об исторических событиях и выдающихся личностях с древних времен до современности. Разумеется, на территории деревни есть традиционный ресторан.

Это место непременно стоит посещения. Лишь одно плохо - чтобы все здесь посмотреть, нужно, по крайней мере, пол дня, а времени в Сием Рипе всегда не хватает.

Время работы: с 9:00 до 21:00.
Входная плата: входная плата за стандартный билет – 11 долларов. Детям бесплатно.
Как добраться? Деревня расположена в 3-х километрах от центра города .

Это самая развеселая и туристическая улица Сием Рипа. Вдоль улицы находится множество баров и ресторанов, и по вечерам все туристы устремляются сюда. Зачастую улица настолько заполнена, что здесь даже проблематично найти свободное место в баре. Но это не беда: если места вам не нашлось, можете спокойно найти где посидеть на соседней улице.

Как добраться? Улица Pub Street считается центром города, хотя географически это южная часть города. Добраться до нее можно пешком или за 1-2 доллара на тук-туке из отдаленных отелей города.

Сием Рип (Siem Reap) самый туристический, самый посещаемый город в Камбодже. Именно здесь останавливаются туристы, приехавшие посмотреть на знаменитый , который находится в нескольких километрах от города.

Карта схема расположения Сием Рипа и храмового комплекса Анкор

Город был основан в 802 году, а назван так только в 16 веке, в честь освобождения земель от . Сием Рип в переводе означает «Победа над Сиамом », а Сиамом называют соседний Таиланд.

До начала XX века Сием Рип оставался всего лишь небольшой деревушкой и начал развиваться только тогда, когда в 1908 году французике реставраторы начали работы по восстановлению храмов Ангкора. Тогда в Сием Рип приехали первые туристы, в поселке стали открываться отели, рестораны, создаваться туристическая инфраструктура. Во времена Пол Пота, во время режима красных кхмеров, в городе опять наступил упадок. Новый виток развития Сием Рипа начался в 90-х годах прошлого века, когда Ангкор Ват снова гостеприимно раскрыл ворота для туристов из разных стран мира.


Туристическая улица Паб стрит в Сием Рипе

Сейчас Сием Рип это город с населением около 200 тыс человек, большая часть которого занята в сфере туризма. Для туристов в городе созданы все условия: здесь множество комфортабельных отелей и дешевых гестхаусов, магазины, рынки, экскурсионные бюро, спа салоны и даже целый квартал с барами, ресторанами и знаменитой улицей Pub Street. В Сием Рипе созданы все условия для того, что бы туристы утром и днем могли осматривали знаменитые храмы, днем релаксировать в бассейнах или на спа процедурах, а вечером наслаждаться шопингом и посиделками или танцами под живую музыку в барах.


Вечер в центре города

Важно: Мы туристы, не бэкпекеры, не ставим цель сэкономить по максимуму, любим комфорт. Вся информация в статье для среднестатистический туриста.

Как добраться в Сием Рип

1. На самолете

В 7 км от Сием Рипа расположен международный аэропорт, куда прибывают рейсы из , Куала-Лумпур, Хошимина, Ханоя, и других городов. Аэропорт Сием Рипа небольшой и уже не справляется с нагрузкой, поэтому в скором времени планируют построить новый аэропорт, в 60 км от города для международных рейсов, а этот оставить для внутренних рейсов. В таком случае такси из аэропорта Сием Рип в город будет стоить не 5-8 долларов , как сейчас, а гораздо больше. Кстати, если вы забронируете отель минимум на 2 ночи, трансфер из аэропорта в отель обычно предоставляется бесплатно.

Если вы едете в Сием Рип из Бангкока, вы можете купить билет или на прямой автобус в агентстве или самостоятельно доехать на автобусе до границы, перейти ее, а затем воспользоваться такси до Сием Рипа. Если вы находитесь на , можно купить организованный трансфер в Сием Рип, а можно самостоятельно на пароме переправиться на материк, доехать до Трата, а оттуда уехать на границу между Таиландом и Камбоджей.


Автобусы Бангкок — Сием Рип

Если вы по каким-то причинам не забронировали отель заранее – не проблема. Обратитесь к любому тук-тукеру в городе, обозначьте ваши предпочтения (цена, качество, наличие бассейна, расположение) и он за 2-3 доллара покатает вас по отелям и вы найдете себе подходящий вариант!

Нужен ли бассейн в отеле в Сием Рипе? Я считаю что да, после продолжительных прогулок по жарке по храмам так приятно искупаться в бассейне! Да и для спины полезно поплавать после длительной ходьбы.

В каком районе Сием Рипа выбрать отель? Я предпочитаю селиться ближе к центру города, в пешей доступности от Pub Street, но не в самом эпицентре веселья. Кстати, близость к храмам (входу в Ангкор Ват) для отеля не важна, все равно в храмы вы будете ездить на тук-туке или такси, до входа в Анкор Ват ехать из любой точки города примерно 15-20 минут.

На длительный срок в Сием Рипе можно найти квартирку долларов за 300 в месяц.

Популярные и рейтинговые отели в Сием Рипе

Спец предложения на отели в Сием Рипе

Город Сием Рип

Город Сием Рип стоит на берегу одноименной реки Сиемреап, вдоль которой проходит небольшая набережная. Вечером она красиво освещается, народ выходит на прогулку, сидит на лавочках или отдыхает на траве, пьет фруктовые шейки или кокосы.




Вот так красиво все подсвечивается вечером. Еще и кусочек заката видно 🙂

В городе нет небоскребов, да вообще зданий выше 3-4 этажей вы здесь почти не увидите. В основном улицы заполняют домики колониальной постройки – сказывается дыхание Франции.



В Сием Рипе несколько интересных современных храмов (но после осмотра Ангкор Ват нам уже никаких храмов не хотелось!), Национальный музей, симпатичный королевский парк с фонтанчиком и статуями львов, центр искусств.


В городе есть почта, откуда можно отправить открытки родным и близким. Совет: купите открытки заранее в магазине или на улице, на почте они стоят в 2 раза дороже!



Отправляем открытки домой, дошли? 🙂

В центре много банкоматов и банков. Даже обменник нашли. Но менять доллары на местную валюту (риели) не имеет смысла. Цены везде указаны в долларах. На февраль 2015 считали 1 доллар = 4000 риель.


Вся туристическая жизнь сосредоточена в треугольнике возле старого рынка Old Market на юге Сием Рипа, возле реки.


Карта-схема центральной, самой туристической части Сием Рипа

Сколько всего интересного продается на рынке: и фрукты, и сувениры, и специи. Но больше всего нас заинтересовали занавески рыбы и батоны колбасы. Купить побоялись, кто его знает, как они все это хранят в такую жару!


Этот фрукт мы так и не попробовали…
Фруктовые завалы на старом рынке
Специи и сухофрукты
Занавески из рыбки. Ах, хочется…
Колбаска
Вот что привлекло наше внимание! Но купить побоялись

Рядом знаменитая улочка баров – Pub street (улица номер 8 на карте гугл – многие улицы в Сием Рипе пронумерованы). После 7 вечера движение на ней перекрывают, и она становится пешеходной. Но все равно мотобайкеры и тук-тукеры там ездят.


На Паб стрит бары и кафе на любой вкус! Можно сесть на первом этаже, а можно подняться на второй этаж на балкончик.


Стандартный ресторанчик в Сием Рипе на Паб стрит состоит из двух этажей: можно сесть внизу или подняться на балкончик. Но мне кажется, что внизу веселей 🙂
Сколько же симпатичных ресторанчиков на Паб стрит и соседних улочках!
Представлена и мексиканская кухня
И местная, кхмерская

Столько симпатичных мест, так и хочется затусить где-то до утра. Эх, где мои девчонки? 🙂 Мы бы тут гяльнули, особенно учитывая такие низкие цены на алкоголь (но об этом позже).


На Паб стрит много симпатичных баров, которые так и манят зайти, выпить по коктейлю или соку 🙂
Веселый бар в гуще событий. Какой хороший бокал для напитков 🙂
Можно расположиться на вот таких удобных диванчиках

Но нам больше понравилась не шумная улица баров, а улочка рядом, которая на туристической карте отмечен как Пассаж «The Passage» . Тут тоже множество мест для ужина. И цены немного ниже.



Пассаж в Сием Рипе — еще одна улочка с барами и ресторанами

Что удивило в Сием Рипе: все кафе – ресторанчики заполнены туристами, во многих просто так место не найдешь! Откуда все эти люди? И почему в Тае в кафе почти всегда пусто?

Посмотрите видео — прочувствуйте атмосферу улицы баров в Сием Рипе 🙂

Что еще сказать о городе? После Таиланда Сием Рип нам показался очень грязным, но потом, приехав в Сиунуквиль, мы поняли, что в Сием Рипе была чистота 🙂 Все же там хоть как то смотрят за порядком, убирают мусор, метут дороги. В Сием Рипе довольно безопасно, там много полицейских, а так же есть туристическая полиция, все же город посещают миллионы туристов из разных стран мира, поэтому камбоджийцы стараются хотя бы здесь навести порядок (а про то, что твориться на морском курорте Сиануквиль, я обязательно расскажу в одной из следующих статей).

Развлечения в Сием Рипе

Как же можно развлекаться в Сием Рипе? Если у вас остались силы после осмотра храмов Анкора, на вечер можно придумать насыщенную программу 🙂

Сперва отправляемся на массаж . Посетим спа процедуры или сделаем пилинг ног рыбками – просто засовываем ноги в аквариум и рыбы обгрызут вашу старую, ненужную кожу (что-то я так и не попробовала это удовольствие…, говорят щекотно). От 2 долларов .


Цены на разные виды массажа в Сием Рипе
Цены на массаж, маникюр и педикюр в Сием Рипе
И опять массаж 🙂

Затем выпьем по фруктовому шейку. 1 доллар.


А теперь пойдем на шопинг . В Сием Рипе очень много магазинов с изделиями из кожи крокодила. И маленькие крокодильчики рядом. Может, кто хочет домой такого? Дорого.


Много сумок из кожи крокодила. Даже не представляю сколько они стоят!
А вот и крокодильчики рядом
Скидки 50% на некоторые кошелечки из крокодилов

Или зайдем на один из рынков за сувенирами и шмотками. Дешево.


Один из рынков Сием Рипа на противоположной от Паб стрит стороне реки
На одном из рынков в Сием Рипе

Посетим национальные танцы с ужином . 12 долларов.


В Сием Рипе можно совместить приятное с прекрасным: ужинать и смотреть танцы. Это мероприятие проходит в этом здание (вход рядом со слоником)

Ну а теперь время передвигаться на улицу баров ! Выбираем самый уютный/красивый/шумный (нужное подчеркнуть) бар и веселимся пока хватит сил. А можно отправиться на диско или в казино. Их тут в городе предостаточно!


Еда и кафе в Сием Рипе. Цены на еду и алкоголь в Сием Рипе

Ну а теперь поговорим о самом приятном, о еде 🙂 Когда мы ехали из Таиланда в Камбоджу, мы думали, что еда тут невкусная, что мы будет голодать, а оказалось все наоборот. Насколько же вкусно умеют готовить в Камбодже!

Как я уже говорила, на ужин мы ходили в Пассаж (между 8 и 9 улицами).


Вот тут мы обычно ужинали в Сием Рипе
Иногда мы садились на первом этаже, иногда на балкончике. Но с балкончика вид не очень…

Первым делом мы попробовали амок (amok) , национальное кхмерское блюдо – рыба, курица или креветки тушатся с луком в кокосовом молоке с яйцом и пряностями, подается в пальмовых листьях. Оказалось очень вкусно!


Национальное кхмерсоке блюдо — амок

Горшочек с карри по камбоджийски мне тоже понравился. В отличие от карри других стран, здесь овощи хорошо протушены (а то в Тае любят овощи не доварить, ну да, там же много сыроедов 🙂) и присутствует картошка. Тоже вкусно.


Хоть я и не люблю супчики карри, то камбоджийское карри мне понравилось. Даже очень

Лок Лак (Lok Lak) – кусочки мяса (чаще всего говядины), запеченные с луком и соусом. Подается с огурцами, рисом, яйцом и горчичным соусом.


Лок Лак со свининой

Вот средние цены на еду в кафе Сием Рипа в районе Паб стрит (выкладываю фото меню):


Вторые блюда и салаты 3-4$, огромная кастрюля супа 4,75$
Салаты 2-5 $
Спринг роллы — 2,5 $
Супчики от 5$
Амок и карри по 3$, дегустационный набор из четырех видов амока 18$ (большая порция на двоих)
Еще всякие вкусняшки: лок-лак, ребрышки и другое мясо — 5$
Интересные блюда около 5$ (заинтересовал рис с креветками в ананасе, жаль что я рис не ем!
Местные десерты я так и не рискнула попробовать

Помимо основного меню обычно в каждом кафе нам давали спец меню. Вот с него то мы и заказывали блюда. Наш ужин с пивом обходился нам в 7-10 долларов на двоих.

Помимо основного меню всегда приносили спец меню с более низкими ценами. С него мы и заказывали амок, лок лак и карри за 2,75$

В один из вечеров пошли пробовать лягушек. Я уже когда-то ела лапы лягушек в Киеве, тогда Йола завела меня в какой-то бар на Михайловской именно для того, что бы поесть лягушачьих лапок. Но тогда они меня совсем не впечатлили, они мне воняли рыбой. Здесь же, в Сием Рипе, мы целенаправленно искали лягушек в кафе. Нашли в одном из кафе возле Old Market. Заказали, стоимость 3,5 доллара за 3 штуки. Попробовали. Вкусно! Даже очень вкусно 🙂


Вот тут, в кафе возле старого рынка, мы отведали лягушек
А вот и они: 3 лягушки — 3,5 $
Пробуем лягушек. Вкусно!

Ко всем блюдам по умолчанию приносят рис (он включен в стоимость блюда).

Еще одно «национальное блюдо» в Сием Рипе – это хеппи пицца . Хеппи пицца, это обычная пицца, которую по вашей просьбе могут сделать «хеппи», т.е. добавить туда марихуаны. Мы не пробовали, побоялись.


Говоря о еде в Сием Рипе, надо сказать и о том, что в Камбодже очень дешевый алкоголь . Разливное пиво почти во всех барах стоит 0,5 доллара за кружку и 2 доллара за графин. Пиво довольно неплохое. Это, конечно, не мой любимый темный Leff, но все же намного лучше, чем тайское бутылочное.


Надо сказать, что в Камбодже в кафе пить пиво дешевле всего: водой мы не напиваемся, маленькая баночка колы или спрайта стоит 1,5 доллара , чай-кофе брать страшно (чаще всего они его заваривают на воде из-под крана), поэтому пока мы находимся в этой стране за ужином всегда пьем пиво. Сперва это было странно, ведь за 2 месяца мы вообще почти не пили алкоголь, ну разве что на Новый год и Рождество и пару раз пиво с креветками дома на веранде, а теперь привыкли 🙂 Да, точно пора уезжать из Камбоджи 🙂

Коктейли и вино тоже стоят копейки. Как вам махито за 1,75 доллара?


Спец цены на алкоголь в барах Сием Рипа. Махито за 1,75$, маргарита по 1,5$

В Сием Рипе мы заметили такую особенность: цены на еду в красивых кафе в центре и цены на еду в уличных кафе (типа макашниц) идентичны. Только один раз мы покушали в уличном кафе всего на 3 доллара – просто взяли два самых дешевых блюда (суп с вермишелью – 1,5 доллара и рис с мясом – 1,5 доллара ). Другие же блюда в этом кафе стоят те же 2-4 доллара , что и на Паб стрит по спец предложению.


Цены в уличных кафе Сием Рипа почти такие же, как и в красивых кафе на Паб стрит
Но один раз нам удалось покушать в таком кафе очень дешево. 3 доллара на двоих!
В меню мы нашли и совсем дешевые блюда по 1,5$
и более дорогие по 2,5 — 3 $
Меню из уличной кафешки в Сием Рипе

На улице можно купить блинчик с начинкой всего за 0,75 $. Но мне он не понравился, это не тот хрустящий блинчик из рисовой муки, который готовят в Таиланде, который мы часто покупали возле нашего . Так вот, блинчик в Сием Рипе изготовлен не из хрустящего, а из какого-то тягучего теста. Я даже его съесть не смогла, пришлось выбросить 🙁


А вот блинчики с бананом в Сием Рипе мне не понравились 🙁

Местные жители едят всяких жареных и варенных тараканчиков, насекомых, змей. В Таиланде я думала, что это замануха для туристов (там даже на Каосан роад в Бангкоке возле жаренных насекомых стоит табличка, информирующая о том, что фото всех этих вкуснящек 20 бат ), а тут оказалось, что местные покупают эту живность. Мы не рискнули попробовать, хотя давно собираемся.


Местные жители с удовольствием едят всяких жареных насекомых, змей и тараканов!

Цены на фрукты в Сием Рипе следующие:

  • Кокос, 1 шт – 1$
  • Связка маленьких бананов – 1$
  • Манго, 1 кг – 2$
  • Большой арбуз – 1,8$
  • Ананас – 0,75$

Не забывайте, что цены на фрукты очень зависят от сезона. Камбоджийцы очень гордятся тем, что у них все фрукты натуральные, в отличие от Таиланда.

Цены на продукты в магазинах

А вот цены на продукты в магазинах в Сием Рипе не порадовали. Больших супермаркетов типа Теско Лотус или Биг С в Камбодже нет. В Сием Рипе есть несколько супермаркетов, например, очень популярен у туристов Angkor mini mart, но нам больше понравился продуктовый магазин на первом этаже торгового центра Laky Market.


Многие туристы хвалят супермаркет Angkor mini mart, говорят, что тут отличный выбор сыров и других европейских продуктов, но нам так не показалось

Магазинов 7-елевен и Family Mart в Камбодже нет. Вообще нет таких удобных магазинчиков, где можно взять кофе, горячий бутерброд или другую быструю еду. В Сием Рипе пару магазинчиков «подделок» по тайский 7-елевен


Магазин 6-елевен. Забавно 🙂

А этот магазин был самый ближний к нашему отелю, но цены в нем нам показались самыми высокими

Некоторые цены на продукты в магазинах Сием Рипа

  • Вода, 1,5 л – от 0,5$
  • Мороженое рожок – от 0,8$
  • Печенья – от 0,75 $
  • Йогурт – 0,65$

Поразили цены на соки в пакетах и колу, пришлось пить пиво. Дешевого вина (по 4-5 долларов, как многие писали) мы не нашли, средняя стоимость бутылки вина 10$ . Крепкие алкогольные напитки дешевые, но цены не запомнила, мы их не пьем.


Большой выбор вина в магазинах. Средняя стоимость 10 $ за бутылку
А вот такой напиток с коброй внутри можно купить за 8,5$. Пить его я бы не рискнула…

А еще я ожидала найти в магазинах Сием Рипа дешевый сыр. А он там в такую же цену, как в Тае, а то и дороже! (я говорю про сыры с плесенью). Колбасы, мясная нарезка, мясо, курица – все это тоже дороже, чем в Таиланде.

После посещения продуктовых магазинов в Сием Рипе сделали вывод, что дешевле все же питаться в кафе. Благо, что их там предостаточно, да и вкусно!

На этой вкусной ноте я пожалуй и закончу нашу экскурсию по Сием Рипу.

Выводы. Сием Рип – хороший туристический городок. У нас был поначалу шок, когда мы приехали сюда после Таиланда, а потом ничего, привыкли 🙂 И город даже стал нравиться, особенно улица баров. А когда приехали к морю в Сиануквиль, посмотрели по сторонам, начали думать, что надо было оставаться в Сием Рипе. Там нам понравилось больше 🙂


Подпишитесь на обновления , что бы не потеряться на просторах интернета. Впереди много статей с полезной информацией о Камбодже!

БИОГРАФИИ ГИТАРИСТОВ - КОМПОЗИТОРОВ (классиков)

СЕГОВИЯ АНДРЕС

СЕГОВИЯ Андрес (1893-1987) – выдающийся испанский гитарист и педагог. В детстве обучался игре на фортепиано, скрипке и виолончели, одновременно с этим самостоятельно изучал игру на гитаре. Помогало ему слушание народной музыки, игра фламенко и изучение нотной литературы. В 1909 году состоялся первый концерт Сеговии, но мировая слава пришла к нему в 1924 году, после концерта в Париже. Игра А. Сеговии отмечена исключительным виртуозным мастерством, глубиной интерпретаций; он расширил технические и выразительные возможности гитары, ввёл в репертуар классическую и современную музыку (многие произведения в собственных обработках), поднял гитарное исполнительство на высокий художественный уровень. Для Сеговии написаны и посвящены ему сочинения Х. Турины, Х. де Манена, А. Русселя, М. Кастельнуово-Тедеско, С. Скотта, Э. Вила- Лобоса, А. Тансмана и др.
Сеговия один из немногих концертантов, в игре которого критики не могли обнаружить недостатков. Наоборот, каждое последующее выступление артиста выявляло новые достоинства его игры, что связывается как с его выдающимся талантом, так и с напряженной ежедневной работой по совершенствованию своего мастерства.
Трижды, в 1926, 1927, 1935-1936 годах, он приезжал в СССР и с неизменным успехом давал концерты в Москве, Ленинграде, Киеве и Одессе. Сеговия выступал не только с концертами, но и встречался с местными гитаристами, слушал их игру, проводил методические беседы и открытые уроки. Это сказалось и на развитии гитарного искусства в Советском Союзе: после гастролей многие музыканты-профессионалы стали смотреть на гитару как на инструмент, достойный серьезного изучения. Следствием было открытие классов гитары в музыкальных училищах (тогда техникумах), а также в отдельных музыкальных вузах. Сеговия воспитал блестящую плеяду гитаристов - Д. Вильямс, Д. Брим (Великобритания), А. Диас (Венесуэла), Х. Томас (Испания), К. Паркенинг (США), М. Гасбаррони (Италия) и др. Деятельность Андреса Сеговии приобрела такой размах потому, что уже в самом начале своей музыкальной карьеры он рассматривал гитару как один из компонентов всей музыкальной культуры в целом. С его помощью возродилась старая и родилась новая литература для гитары, он заинтересовал гитарой профессиональных музыкантов и композиторов, что повлекло за собой подъем интереса к искусству игры на классической гитаре. Его музыкальная деятельность рассматривается и оценивается как выдающееся событие ХХ века. В Венеции Сеговии была присуждена самая почетная премия - „Жизнь, отданная искусству".
Активная деятельность концертирующего артиста не мешала Сеговии вести курсы обучения игре на гитаре в Сантьяго-де-Компостела, в Музыкальной академии Киджана в Сиене, в Университете Берклея. Одновременно с этим он обогащает репертуар гитарными транскрипциями произведений знаменитых композиторов, а также пьес для лютни и виуэлы.
Особой заслугой Сеговии в области репертуара считается тот факт, что ему удалось убедить многих композиторов отказаться от устоявшихся негативных стереотипов во взглядах на гитару и обратить их к написанию сочинений для этого инструмента.

Андрес Торрес Сеговия (исп. Andrés Torres Segovia, c 1981 г. с добавлением титула маркиз де Салобренья, исп. marqués de Salobreña; 21 февраля 1893, Линарес - 3 июня 1987, Мадрид) - испанский гитарист, считающийся отцом современной академической гитары.

Сеговия с детства мечтал сделать гитару столь же признанным инструментом в области академической музыки, как фортепиано или скрипка. Он начал учиться игре на гитаре с детства у своих родственников, вдохновляясь в качестве образца виртуозной техникой гитаристов, исполняющих фламенко. В отрочестве Сеговия переехал в город Гранада, где брал уроки игры на гитаре, а в 16-летнем возрасте выступил с первым концертом в Мадриде, исполняя транскрипции различных произведений, сделанные для гитары Франсиско Таррегой, и выполненные им самим переложения Иоганна Себастьяна Баха. Ранние выступления Сеговии были встречены прохладно - отчасти в связи с тем, что его исполнительская техника заметно отличалась от техники Тарреги и большинства его учеников: вслед за Мигелем Льобетом (у которого, возможно, Сеговия успел получить несколько уроков) он играл с использованием не только подушечек пальцев, но и ногтей, что делает звук сильнее и резче (существует точка зрения, что это различие связано со стремлением Сеговии вынести гитару из гостиных и салонов в большие концертные залы).

Начиная с середины 1910-х гг. исполнительское мастерство Сеговии завоёвывало для академической гитары всё большее признание в Испании. В 1919 и 1921 гг. состоялись его первые гастроли в Южной Америке, а в 1928 г. - первая поездка в США. Постоянно расширяя гитарный репертуар (в этом состояла одна из главных заслуг этого музыканта), Сеговия перекладывал для гитары широкий круг сочинений разных авторов - в том числе такие выдающиеся и сложные произведения, как «Легенда» Исаака Альбениса и > Баха. В то же время Сеговия обращался к композиторам-современникам с просьбой писать для гитары, и со временем испанские, а также европейские и латиноамериканские композиторы (Ф. Морено Торроба, Х.Турина, М.Кастельнуово-Тедеско, М.Понсе и др.) начали откликаться. Длительным оказалось творческое содружество Сеговии и с Эйтором Вилла-Лобосом, написавшим для знаменитого гитариста целый ряд произведений, начиная с известных «Двенадцати этюдов».

С середины 1950-х гг. Сеговия много преподавал - сперва в Сиене, а затем в Сантьяго-де-Компостела, где также много способствовал созданию местного музыкального фестиваля. Среди его учеников множество выдающихся современных гитаристов (Д.Вильямс, Д.Брим, А.Диас, К. Паркенинг и др.)

В 1958 г. Сеговия стал обладателем премии Грэмми за лучшую запись сольной академической музыки.

В 1981 г. король Испании Хуан Карлос I в знак признания заслуг Сеговии перед испанской культурой возвёл его в дворянское достоинство с титулом маркиза. В 1985 г. Сеговии была присуждена престижнейшая награда в мире академической музыки - Премия Эрнста Сименса.

До глубокой старости Андрес Сеговия продолжал концертную и педагогическую деятельность. Более семидесяти лет длился творческий путь этого великого артиста!