Гранатовый браслет анализ по главам. Анализ произведения гранатовый браслет куприна

Введение

Любое художественное произведение «воплощает картину жизни так, как её увидел и организовал автор»,1 поэтому оно в художественной форме обязательно и многообразно отражает присутствие автора. По точному замечанию Л. Н. Толстого, «цемент, который связывает всякое художественное произведение в одно целое и оттого производит иллюзию отражения жизни, есть <…> единство самобытного нравственного отношения автора к предмету».

Отношение автора к изображаемому является основой идейного смысла произведения, и его выражению подчинены все художественные средства, среди которых особое место занимает композиция. В понятии композиция (от лат. compositio - расстановка, составление) обычно объединяют различные аспекты организации текста произведения, его построения. Анализ композиции дает возможность выявить позицию автора, если она прямо не выражена или выражена неоднозначно, что, в свою очередь, позволяет глубже проникнуть в идейный смысл произведения, понять своеобразие творческой манеры писателя.

Творчество А. И. Куприна постоянно привлекает внимание читателей и исследователей не только многообразием и социальной остротой тем, но и тонким лиризмом описания чувств, пристальным вниманием к жизни отдельной человеческой души. В его произведениях большое место занимает тема любви («Олеся», «Леночка», «Ветка сирени», «Суламифь» и др.), к которой писатель относится трепетно и благоговейно как к высочайшей человеческой ценности.

К безусловным шедеврам любовной «лирики» А. И. Куприна относится рассказ «Гранатовый браслет», который, на наш взгляд, привлекает молодого читателя прежде всего тем, что в нём описаны многообразные проявления любовного чувства: основной сюжет как бы сопровождают несколько «историй любви», рассказанных героями. Прямой авторской оценки этих историй в тексте нет, однако известно, что в процессе работы над рассказом Куприн в письмах разным корреспондентам неоднократно давал свою оценку изображаемому. Так в письме к Ф. Батюшкову он писал: «Любовь всегда трагедия, всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение и смерть»2. Выявить позицию автора и, соответственно, понять глубину авторского замысла, на наш взгляд, помогает анализ композиции произведения

1Чертов В. Ф. Слово-образ-смысл: филологический анализ литературного цроизведения. 10-1 1 классы:учебное пособие: М.: Дрофа,2006, с. 70

2Быстров В.Н. А.И.Куприн//Русские писатели,XXвек. Библиографический словарь.

2 частях. Ч.1.-М.:Просвещение,1998 с.717

Несмотря на то, что в литературоведении творчество А. И. Куприна достаточно хорошо изучено (В.Н. Афанасьев, П.Н. Берков, А.А. Волков, Ф.И. Кулешов и др.) и описаны общие принципы построения его произведений, аспектному анализу композиция рассказа «Гранатовый браслет», по нашим данным, не подвергалась. Это обусловило актуальность выбора темы и определило научную новизну исследования. Кроме того, в 2015 году исполняется 145 лет со дня рождения писателя, и обращение к его творчеству особенно актуально для нас, земляков.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования содержащихся в ней материалов при изучении творчества А.И. Куприна на уроках литературы.

Объектом данного исследования является композиция рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет».

Предмет исследования - композиционные средства выражения авторской позиции.

Цель исследования - выявить и описать композиционные средства выражения авторской позиции для более глубокого понимания идейного смысла произведения.

Задачи исследования:

1) изучить теоретический материал о композиции художественного текста и ее средствах;

2) выявить и описать композиционные средства выражения позиции автора по отношению к описанным проявлениям любовного чувства, которая прямо в тексте не выражена.

Главным методом исследования является описательно-аналитический.

Изученный теоретический материал и анализ текста позволил нам сформулировать следующую гипотезу : позиция автора в отношении к описанным в рассказе историям любви прямо не выражена, а может быть раскрыта на основе анализа композиционных средств, в числе которых эпиграф, система образов-персонажей, заглавный образ-символ. Настоящей любовью, по мнению автора, является возвышенная бескорыстная жертвенная любовь, способная преобразить человека и стать сильнее смерти.

Структура исследования:

1) анализ различной литературы по проблеме с целью определения степени изученности избранной темы;

2) изучение композиционных средств выявления авторской позиции в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет».

3) обобщение и вывод.

Работа состоит из введения, основной части,заключения,списка использованной литературы.

1. Композиция художественного текста и ее средства.

1.1.Понятие «композиция».

В словаре С.И.Ожегова понятие «композиция» объясняется как «строение, соотношение и взаимное расположение частей».3

В литературоведении под композицией понимают «взаимную соотнесенность и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств».4

Членение текста не случайно - оно обусловлено тем, как автор представляет устройство созданного им художественного мира и построения рассказа о нем. Композиционные приемы служат расстановке нужных автору акцентов и определенным образом стимулируют и организуют читательское восприятие, обладая «уникальной энергией эстетического воздействия».5

Построение литературного произведения - феномен многоплановый, имеющий различные аспекты. Оно включает в себя и расстановку персонажей, и расположение воссоздаваемых событий в тексте произведения, и особенности изображения предметного мира произведения, и внутреннего мира героев, и динамику способов повествования, и соотнесенность собственно речевых единиц. Композиционные средства определенным образом корректируют и углубляют те значения и смыслы, которые несут предметный и речевой пласты произведения.

1.2.Типы композиции.

Принято разграничивать так называемую внешнюю и внутреннюю композицию. Первую называют архитектоникой, она обычно связана с членением непрерывного в своей сущности текста на части. В произведении бывает значимо как деление текста на части и главы, так и отсутствие такового, наличие эпиграфов или посвящений, вставных новелл и эпизодов, наличие авторских отступлений.

Внутренняя композиция обусловлена структурой художественного мира, созданного в произведении, в ней обычно выделяют композицию повествования, композицию сюжета, композицию образов.

Композиция повествования - это организация точки зрения на изображаемый мир. Она может не зависеть от архитектоники произведения, ног может и пересекаться с ней (как сигналы композиции «текст в тексте» или знаки изменения субъекта повествования). Выбирая тот или иной способ организации повествования, автор стремится достичь определенного художественного эффекта, донести до читателя свое представление о жизни. Композиция повествования обычно включает следующие компоненты:

- количество повествователей и закономерности их выбора: важно не только то, один или несколько рассказчиков избраны автором для организации повествования, но и то, кто эти рассказчики по отношению к изображаемым событиям и их участникам, как они связаны между собой (и связаны ли вообще);

-устойчивые композиционно-речевые формы (в какой форме их рассказ оказывается доступен читателю): это может быть рассказ, как бы предназначенный кому-либо из персонажей и лишь «подслушанный» читателем; это может быть как бы случайно раскрывшийся для читателя разговор героя с самим собой (внутренний монолог, дневник, сон и пр.)

Художественный мир произведения - это, прежде всего, система образов , так или иначе соотносимая с реальным миром. В произведении обычно выделяют:

Мир людей;

Мир природы (живой и неживой);

Мир вещей;

Пространство и время.

Каждый из этих «миров», в свою очередь, обладает собственной композицией, «так как представляет собой совокупность определенных для каждого конкретного произведения элементов, поставленных в определенные отношения и включенных в художественный мир»6. Каждый образ создается с помощью системы средств и приемов, которые используются автором в разных комбинациях и в разной последовательности. В этом смысле можно говорить о композиции каждого отдельного образа.

Вывод по главе 1

Таким образом, мы видим, что литературно-художественное произведение представляет собой образную систему, каждый элемент которой занимает в ней определенное место, связан с другими элементами, а их совокупность составляет художественное целое. Анализ композиции - это многоаспектная и объемная задача. При этом следует иметь в виду, что «любое построение есть выбор одного или нескольких существующих вариантов».7Выделяя и исследуя композиционные особенности произведения, мы понимаем, что в них выражено своеобразие мышления автора и существенные признаки созданной им картины мира

3Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю.1998,с.288

4Хализев В.Е.Теория литературы.-М.:высшая школа,2000,с.262

5Хализев В.Е.Теория литературы.-М.:высшая школа,2000,с.262

6,7Чертов В. Ф. Слово-образ-смысл: филологический анализ литературного цроизведения. 10-1 1 классы: учебное пособие: М.: Дрофа,2006, с. 108

Проанализировать в полном объеме в рамках одного исследования композицию рассказа А.И.Куприна не представляется возможным, поэтому мы сосредоточились лишь на тех композиционных средствах, которые помогли нам выявить позицию автора, его взгляд на сущность любви. Среди этих средств эпиграф, система персонажей, заглавный образ-символ.

в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет».

2.1.Роль эпиграфа в выявлении идейного смысла произведения.

Эпиграф относится к факультативным элементам композиции. Если он есть, то его основная задача - подчеркнуть, выделить самое главное в содержании или форме художественного текста.

Среди писателей-реалистов, к которым принадлежал А.И. Куприн, сильны были критические настроения по отношению к действительности, в их произведениях преобладала социальная проблематика. На этом фоне рассказ о любви «Гранатовый браслет» был воспринят как драма любви бедного чиновника к высокопоставленной и богатой даме, и этот социальный мотив до сих пор многими воспринимается как один из главных.

Рассказу «Гранатовый браслет» А.И. Куприн предпослал необычный эпиграф: L.Vа n Веthо v е n . 2 Sо n . (ор. 2, № 2). Это указание на одно из ранних произведений знаменитого немецкого композитора Людвига ван Бетховена, произведения которого А.И.Куприн, не будучи, по его собственному признанию, знатоком музыки, знал и любил. По мнению одного из исследователей, влияние музыки Бетховена «сказывается не только на настроении рассказа, но и усиливает и углубляет психологизм при описании любовного чувства».8 Можно сказать, что эпиграф указывает на необходимость соотнести композицию сонаты и рассказа, а это, в свою очередь, помогает выявить и прояснить замысел автора.

В первой части сонаты - a llegro vivace - показано сияние светской жизни, которая «манит своими обольщениями, сердце отзывается мечтой о счастье, но контрапунктом проходит тревожная мелодия,предупреждающая о недолговечности мечты».9 Таково и начало рассказа: тонко выписанный осенний пейзаж, холодноватая светскость княгини Веры Шеиной. Как в сонате, с главной темой переплетается побочная и оттеняет ее, так и в рассказе рядом с княгиней Верой - ее сестра. Короткая реплика автора о том, что прежняя страстная влюбленность Веры в мужа давно перешла в чувство дружбы, и довольно пространная «история любви» Анны, которая терпеть не могла своего мужа. Несколько музыкальных фраз из первой части сонаты, по мнению музыковедов, юмористически представляющих фигуру «папаши Гайдна», которому она посвящена, соотносятся с описанием фигуры генерала Аносова, несколько не соответствующего светской гостиной княгини.

Во второй (центральной) части coнaты - Largo Aрраssiопаtо - в теплую напевную мелодию постепенно вторгается тема судьбы, переданная в мерных скорбных аккордах, но готовая прорваться трагедия не получает выхода и дальнейшего развития. Третья часть - виртуозное скерцо - аллегретто - возвращает к светскому блеску: внутренний драматизм как бы прячется под покровом салонного изящества. Центральная часть рассказа - «история любви» телеграфиста Желткова к княгине Вере, - также полная скрытого драматизма, не развивается и ничем не заканчивается: она проходит мимо княгини, которая возвращается к светским обязанностям и больше всего боится показаться смешной своему окружению.

В одном из писем сам А.И.Куприн признавался: «Есть ор. № 2, Largo Арраssiопаtо у Бетховена; оттуда вся соль моей повести». Подлинным «действующим лицом» музыка становится в финале рассказа, когда после прощания с ушедшим из жизни Желтковым Вера просит пианистку Женни Рейтер сыграть ей эту сонату. «Она узнала с первых же аккордов это исключительное, единственное по глубине произведение. И душа ее как будто раздвоилась. Она единовременно думала, что мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет. Вспомнила слова генерала Аносова и спросила себя, почему этот человек заставил ее слушать именно это бетховенское произведение и еще против ее желания? И в уме ее слагались слова. Они так совпадали в ее мысли с музыкой, что это было как будто бы куплеты, которые заканчивались словами «Да святится имя твое!»…

8Рассказова Л.В.Смысловая и композиционная роль сонаты Бетховена в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет» // Литература в школе. 2007.№7.С. 8 - 12, с.107

9Расссказова Л.В. Смысловая и композиционная роль сонаты Бетховена в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет»// Литература в школе. 2007. №7. С. 8 - 12, с. l1

Впечатление от музыки преображает душу Bepы и заставляет по-новому осмыслить все пережитое, Но преображение переживает и caм герой. Принимая решение уйти из жизни, он прощается с любимой и, боясь испугать ее своим поступком, смягчает удар, погружая любимую женщину в мир музыки, которая говорит с ней на языке любви. Совершая духовный подвиг самопожертвования и бескорыстия, заурядный бедный чиновник с забавной фамилией становится Великим Возлюбленным. Так обращение к музыке Бетховена помогает автору создать в произведении образ идеальной любви - любви трагической, но высокой, которая преображает душу человека и побеждает смерть.

2.2. Система персонажей и ее роль в выявлении авторской позиции.

Известно, что персонажи одного произведения представляют собой систему, в которой, как правило, выделяются главные и второстепенные, участвующие в сюжете и так называемые внесюжетные персонажи. Несмотря на то, что жанр рассказа предполагает ограниченный объем повествования и небольшое число действующих лиц, произведение А.И.Куприна включает около двух десятков персонажей, среди которых только четыре принимают непосредственное участие в развитии сюжета: княгиня Вера Шеина, ее муж князь Василий Львович, ее брат князь Николай Николаевич Булат-Тугановский, с одной стороны, и бедный чиновник Желтков - с другой. Они противопоставлены в первую очередь по сословному принципу, это определяет движение сюжета. Возмущенные подарком Желткова, нарушающим принятые в светском обществе правила, князья, защищая репутацию Веры, решают его наказать и отправляются к нему на квартиру

Прямое столкновение действующих лиц происходит, когда Василий Львович и Николай отдают Желткову его неуместный и скандальный, на их взгляд, подарок - гранатовый браслет. В блестяще написанной сцене Куприн показывает, как вначале оробевший и смущённый визитом Желтков постепенно, несмотря на угрозы пришедших, обретает уверенность, понимая, что в этот момент он нравственно и эмоционально сильнее и выше этих господ.

Так в этой маленькой комнатке сталкиваются два мироощущения, и читатель реально чувствует присутствие той любви, о которой, по словам генерала Аносова, «грезят все женщины». Кульминационная сцена объяснения раскрывает позицию автора, который показывает, что для любви не существует сословных барьеров, и маленький человек оказывается духовно выше высокородных господ. Не случайно князь Василий в конце разговора замечает: «…я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь паясничать».10

Не менее важную роль в раскрытии авторского замысла играют второстепенные (внесюжетные) персонажи, количество которых не типично для жанра рассказа (их более десятка, включая гостей в доме Шеиньrх). С их помощью автор не просто создает жизненный фон, на котором разворачивается история любви бедного чиновника к знатной

даме, но и дает читателю возможность познакомиться с разными проявлениями любовного чувства, чтобы показать свое понимание настоящей любви. Рассмотрим роль некоторых из них.

Безусловно, главная роль среди внесюжетных персонажей отводится генералу Аносову. Простой и мужественный человек, видевший «часто и близко перед глазами своими опасность и смерть», он обладал тем уникальным жизненным опытом, которьй заставил Веру более серьезно отнестись к истории с письмами и браслетом, подаренным незнакомым телеграфистом. Именно генералу Аносову принадлежат пророческие слова: «<…> может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины...».11Генерал Аносов высказывает своеобразную формулу любви, которая потом поверяется сюжетом и внесюжетными историями: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться».12

В уста Аносова Куприн вкладывает несколько вставных новелл о любви. Они никак не продвигают сюжета, даже тормозят его, но необходимы для раскрытия идейного смысла произведения. Первый рассказ о любовной истории, пережитой самим генералом в молодости. Вторая - о молодом прапорщике, влюбленном в жену полкового командира. И третья история о храбром и мужественном капитане, жертвовавшем своею жизнью ради спасения ничтожного человека, которого любила его жена. Эти на первый взгляд достаточно заурядные истории, рассказанные после того, как читатель уже знает о

подаренном Вере гранатовом браслете, помогают высветить разные грани любовного чувства, чтобы понять отношение к нему автора.

История молодого Аносова повествует о его влюбленности в «молодую болгарочку», пылком и страстном чувстве, которое связало на короткое время двух молодых людей. Это настоящая любовь, хотя она и мимолетна, но сильна и искренна, поэтому старый генерал с удовольствием вспоминает о ней.

10Куприн А.И. Гранатовый браслет: Повести и рассказы.- М.: Хулож. лит.,1984, c.3l2

11Куприн А.И. Гранатовый браслет: Повести и рассказы.- М.: Хулож. лит.,1984, c.306

12Куприн А.И. Гранатовый браслет: Повести и рассказы.- М.: Хулож. лит.,1984, c.307

Но такая любовь не может стать смыслом жизни, не может изменить ее, в ней присутствует только физическое влечение, обусловленное молодостью и темпераментом.

Во втором случае - любовью сражен молодой прапорщик, чувство которого тоже сильно и искренно. Но предмет его - это видавшая виды, немолодая, опытная, скучающая в глуши полковая дама, желающая развлечься и проверить свои женские чары. Это ненастоящая любовь, она хоть и сильна, но ведет человека к самоуничтожению.

Героем третьей ситуации является мужественный капитан, любимец всего полка, человек необыкновенной храбрости, который, однако, не в состоянии отказаться от своей любви к жене даже тогда, когда она сходится с другим офицером - человеком слабым и ничтожным. Любовь капитана к жене настолько сильна, что он, забывая о себе, готов защищать в бою ленивого и наглого поручика, своего соперника, только потому, что об этом просила любимая женщина. Казалось бы, Куприн описывает очень сильное, самозабвенное чувство. Но им не хочется любоваться, так как оно проявляется по отношению к женщине недостойной и мелкой, а самого любящего лишает достоинства.

Заметим, что мудрый Аносов, рассказывая две последние истории, представляет женщин натурами эгоистичными, неприятными, корыстными. Так генерал заставляет княгиню Веру задуматься о своей роли в истории с «ППЖ» (под этим псевдонимом незадачливый влюбленный представлен в шутливом альбоме Шеиных). Вместе с тем

генерал утверждает, что почти каждая женщина способна в любви на высокий героизм, и «вовсе не она виновата в том, что любовь у людей

приобрела такие пошлые формы». Это предвосхищает дальнейшие поступки Веры и развязку сюжета: узнав о гибели Желткова, Вера, не думая об условностях, идет к нему на квартиру, чтобы проститься с человеком, который боготворил ее и предпочел отказаться от жизни. А не от любви.

Чтобы понять и узнать, героиней какого огромного, трагического чувства она стала, княгине Вере надо было вначале узнать и совершенно земные любовные истории генерала Аносова, и меркантильные самодовольные рассуждения о «допустимости» любви мужа и брата.

Своеобразным контрастом образу главной героини является образ ее сестры Анны Фриессе. Несмотря на то, что сестры «с самого детства были привязаны друг к другу теплой и заботливой дружбой»,13автов подчеркивает их внешнюю непохожесть и, что для нас особенно важно, различное отношение к любви: «Мужа она [Анна]терпеть не могла, но родила от него двоих детей - мальчика и девочку…Она охотно предавалась самому рискованному флирту во всех столицах и на всех курортах Европы, но никогда не изменяла мужу, которого, однако, презрительно высмеивала и в глаза и за глаза…».14Автор показывает женщину, во внешне благополучной жизни которой не нашлось места любви. Сравнивая сестер, их судьбы, читатель, по мнению автора, должен сам выбрать, что для него важнее.

Таким образом, показывая разное понимание любви героями рассказа, автор не просто знакомит читателя с разными проявлениями любовного чувства, а выстраивает своеобразную философию любви, осмысливая ее с нравственной, социальной, эстетической точек зрения. Настоящая Любовь, с точки зрения А.И. Куприна - это непросто стихийное чувство, которое захватывает человека целиком, это чувство, нравственно преображающее человека, возвышающее над обыденностью, это прекрасное чувство, вызывающее не жалость, а восхищение. Самым сильным аргументом в пользу этого утверждения является последнее письмо Желткова: «Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь, которую богу было угодно за что-то меня вознаградить.<…>Подумайте, что мне нужно было делать? Убежать в другой город? Все равно сердце было всегда около Вас, у Ваших ног, каждое мгновение дня заполнено Вами, мыслью о Вас, мечтами о Вас <…>».15

13Куприн А.И. Гранатовый браслет: Повести и рассказы.- М.: Хулож. лит.,1984, c.255

14Куприн А.И. Гранатовый браслет: Повести и рассказы.- М.: Хулож. лит.,1984, c.287

15Куприн А.И. Гранатовый браслет: Повести и рассказы.- М.: Хулож. лит.,1984, c.316

2.3. Роль заглавного образа-символа в композиции произведения.

Чаще всего мир вещей в произведении дан не изолированно, а показан во взаимодействии с «большим» миром природы и миром людей. При этом мир вещей представлен в произведении не хаотически. Он взаимодействует с образом пространства (детали интерьера), миром персонажей (одно из средств создания образа или организации системы персонажей), может стать самостоятельным персонaжем, играть сюжетообразующую роль. Многократно повторяясь в тексте - сопровождая развитие сюжета и нередко варьируясь по мере его развития, образ предмета становится одним из

лейтмотивов произведения, т.е. входит в каркас смысловой структуры, или превращается в символ. Именно таким образом - символом, вокруг которого выстраивается сюжет, в произведении А.И. Куприна является ее заглавньй образ - гранатовый браслет.

Для Куприна важна как история жизни человека, так и история вещи. Браслет «был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами, <...> каждый величиной с горошину»16. Сам по себе браслет был неказист и непривлекателен для человека с изысканным вкусом. В то же время, это украшение содержит в себе старинные гранаты, красивейшие камни цвета крови, имеющие мифологическое значение: красные гранаты возбуждают во владельце страсть, а редкий зеленый гранат «имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли».17Этот браслет и был прислан в подарок на именины княгине Вере влюбленным в нее чиновником.

Стоит вспомнить, что в начале рассказа мы узнаём об именинном подарке мужа Веры: «футляр с прекрасными серьгами». Упоминает Куприн о них один раз и больше не вспоминает об украшении: за серьгами не стоит никакой истории. О браслете же в сопроводительном письме сказано, что его носила прабабка Желткова, а последней из женщин - его мать. В руках Веры украшение словно оживает: она «случайным движением удачно повернула браслет перед огнем, и заискрились прелестные густо-красные живые огни».

Образ браслета является сюжетообразующим: вокруг него выстраиваются события рассказа. Он взаимодействует с миром персонажей, являясь одним из средств организации системы образов: каждый из героев в той или иной форме выражает свое отношение к браслету и тем самым определяет свое отношение к истории любви, которая с ним связана.

Определим, что значит гранатовый браслет для героев повести.

Для Николая Николаевича это «дешёвая и безвкусная вещицa», «идиотский браслет», как он его называет, который не представляет никакой ценности. Он с иронией замечает, что браслет делает честь вкусу дарителя, но настоятельно просит избавить свою семью от подобных сюрпризов.

Гранатовый браслет для Желткова - это семейная реликвия, символ воспоминаний о детстве, это самая ценная его вещь, самое большое счастье. Даря эту единственную память о матери, он дарит самое дорогое, что у него есть, - любовь.

С удивительным мастерством Куприн выстраивает параллелизм судьбы главного героя рассказа и браслета. С первого взгляда представление о вещи, как и о человеке, может быть ошибочным, неверным.

Так и Желтков, непримечательный с виду, таил в себе огромные запасы любви, не всем доступные в этом мире. Так и его любовь, несмотря на убогость и даже пошлость первоначальных проявлений, была сильной, чистой, искренней, настоящей.

Отношение веры к браслету меняется по ходу повествования, как меняется ее отношение и к самому Желткову, и к обрушившейся на нее любви. Сначала она идет на поводу у мужа и брата, не одобряя подарка. Но потом понимает. Что за браслетом стоят искренние чувства, которые испытывает Г.С.Ж. Она начинает осознавать силу любви Желткова, всю глубину его трагедии.

Так постепенно у образа браслета развивается символическая функция: он становится в рассказе (известны случаи, что и в жизни- после знакомства с произведением Куприна) олицетворением настоящей любви- чистого, благородного, самоотверженного чувства, преображающего человека.

Очень символично окончание истории гранатового браслета. По завещанию Желткова, квартирная хозяйка приносит браслет в католический храм и украшает им скульптурное изображение Богоматери. Браслет становится частью образа богоматери, символа и олицетворения высшей, божественной, бескорыстной, самоотверженной, вечной, жертвенной и всеобъемлющей любви, любви, ничего не требующей, а лишь отдающей.

Вывод по главе 2

По мнению Куприна, истинная сила и величие любви не в интенсивности проявления чувства или способности преодолеть все условности, а в ее направленности - не на себя, а на любимого человека, то есть бескорыстии и жертвенности.

16Куприн А.И. Гранатовый браслет: Повести и рассказы.- М.: Хулож. лит.,1984, c.300

17Куприн А.И. Гранатовый браслет: Повести и рассказы.- М.: Хулож. лит.,1984, c.300

Заключение

К наиболее значимым средствам композиции для выявления позиции автора в рассказе «Гранатовый браслет» можно отнести эпиграф, систему образов персонажей и заглавный образ-символ.

Эпиграф подчеркивает, что любовное чувство, описанное в рассказе, имеет свой музыкальный лейтмотив, а развертывание самого повествования сопоставимо с композицией сонаты. Обретая словесное наполнение в финале рассказа, музыка помогает понять природу любовного чувства так, как это понимал

Система образов персонажей, сгруппированных вокруг сюжетной и внесюжетных «историй любви», позволяет автору рассмотреть любовь как философскую, нравственную, эстетическую категории, создать своеобразную философию любви, в основе которой признание любви как величайшей тайны и величайшей ценности человечества.

Любовь в «Гранатовом браслете» показана не только как стихийная всепоглощающая страсть, но и как сила, способная нравственно преобразить человека, духовно возвысить его. Символом такой любви в рассказе становится заглавный образ - гранатовый браслет. Это подтверждается закономерным окончанием его истории: от символа материнской любви и памяти о матери через дар бескорыстно любимой женщине к части образа Богородицы - олицетворению божественной всепрощающей и всеобъемлющей любви.

Вывод

Таким образом, проведя исследование, мы подтвердили выдвинутую нами гипотезу и убедились в том, что анализ композиционных средств помогает выявить позицию автора, когда она прямо не выражена.

Литература

1.Чертов В. Ф. Слово-образ-смысл: филологический анализ литературного цроизведения. 10-1 1 классы:учебное пособие: М.: Дрофа,2006

2.Быстров В.Н. А.И.Куприн//Русские писатели,XXвек.

Библиографический словарь. 2 частях. Ч.1.-М.:Просвещение,1998

3.Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю.М.,1998

4.Хализев В.Е.Теория литературы.- М.: высшая школа,2000

5.Рассказова Л.В.Смысловая и композиционная роль сонаты Бетховена в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет» // Литература в школе. 2007

6.Куприн А.И. Гранатовый браслет: Повести и рассказы.- М.: Хулож. лит.,1984

«Гранатовый браслет»


Повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет», опубликованная в 1910 году, является одним из наиболее поэтичных художественных произведений русской литературы XX века. Оно открывается эпиграфом, относящим читателя к известному произведению J1. ван Бетховена - сонате «Аппассионата». К этой же музыкальной теме автор возвращается в финале повести. Первая глава представляет собой развернутую пейзажную зарисовку, обнажающую противоречивую переменчивость природной стихии. В ней же А.И. Куприн знакомит нас с образом главной героини - княгиней Верой Николаевной Шейной, женой предводителя дворянства. Жизнь женщины кажется на первый взгляд спокойной и беззаботной. Несмотря на финансовые затруднения у Веры с мужем в семье царит обстановка дружбы и взаимопонимания. Лишь одна небольшая деталь настораживает читателя: на именины муж дарит Вере серьги из грушевидных жемчужин. Невольно закрадывается сомнение в том, что так прочно, так нерушимо семейное счастье героини.

На именины к Шейной приезжает ее младшая сестра, которая, подобно пушкинской Ольге, оттеняющей образ Татьяны в «Евгении Онегине», резко контрастирует с Верой и по характеру, и по внешнему облику. Анна резва и расточительна, а Вера спокойна, рассудительна и экономна. Анна привлекательна, но некрасива, а Вера наделена аристократической красотой. У Анны двое детей, а у Веры детей нет, хотя она страстно желает их иметь. Важной художественной деталью, раскрывающей характер Анны, является подарок, который она делает сестре: Анна привозит Вере маленькую записную книжечку, сделанную из старинного молитвенника. С энтузиазмом рассказывает она о том, как тщательно подбирала для книжки листочки, застежки и карандаш. Вере же сам факт переделки молитвенника в записную книжку кажется кощунственным. Это показывает цельность ее натуры, подчеркивает, насколько старшая сестра серьезнее относится к жизни. Вскоре мы узнаем, что Вера окончила Смольный институт - одно из лучших учебных заведений для женщин в дворянской России, а ее подругой является известная пианистка Жени Рейтер.

Среди приехавших на именины гостей важной фигурой является генерал Аносов. Именно этот умудренный жизнью человек, повидавший на своем веку опасность и смерть, а следовательно, знающий цену жизни, рассказывает в повести несколько историй о любви, которые можно обозначить в художественной структуре произведения как вставные новеллы. В отличие от пошлых семейных историй, которые рассказывает князь Василий Львович, муж Веры и хозяин дома, где все перевирается и высмеивается, превращается в фарс, рассказы генерала Аносова наполнены реальными жизненными деталями. Гак возникает в повести спор о том, что такое настоящая любовь. Аносов говорит о том, что люди разучились любить, что брак совсем не предполагает душевной близости и теплоты. Женщины часто выходят замуж, чтобы выбраться из-под опеки и быть хозяйкой в доме. Мужчины - от усталости от холостой жизни. Немалую роль в брачных союзах играет желание продолжить род, да и корыстные побуждения часто оказываются не на последнем месте. «А где же любовь-то?» - вопрошает Аносов. Его интересует такая любовь, для которой «совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение - вовсе не труд, а одна радость». Здесь словами генерала Куприн, по сути, раскрывает свою концепцию любви: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире. Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться». Аносов рассказывает о том, как люди становятся жертвой своего любовного чувства, о любовных треугольниках, которые существуют вопреки всякому смыслу.

На этом фоне рассматривается в повести история любви телеграфиста Желткова к княгине Вере. Это чувство вспыхнуло, когда Вера была еще свободна. Но она не ответила на него взаимностью. Вопреки всякой логике Желтков не прекратил мечтать о своей возлюбленной, писал ей нежные письма, а на именины даже прислал подарок - золотой браслет с гранатами, похожими на капельки крови. Дорогой подарок заставляет мужа Веры принять меры к прекращению истории. Он вместе с братом княгини Николаем решает вернуть браслет.

Сцена визита князя Шейна в квартиру Желткова является одной из ключевых сцен произведения. А.И. Куприн предстает здесь подлинным мастсром-рсалистом в создании психологического портрета. Образ телеграфиста Желткова представляет собой типичный для русской классической литературы XIX века образ маленького человека. Примечательной деталью в повести является сравнение комнаты героя с кают-компанией грузового парохода. Характер самого обитателя этого скромного жилища показан прежде всего через жест. В сцене визита Василия Львовича и Николая Николаевича Желтков то в замешательстве потирает руки, то нервно расстегивает и застегивает пуговицы короткого пиджачка (причем эта деталь в данной сцене становится повторяющейся). Герой взволнован, он не в силах скрыть своих чувств. Однако по мере развития беседы, когда Николай Николаевич озвучивает угрозу обратиться к властям, чтобы оградить Веру от преследования, Желтков внезапно преображается и даже смеется. Любовь придает ему силы, и он начинает ощущать собственную правоту. Куприн акцентирует внимание на разнице в настроении Николая Николаевича и Василия Львовича во время визита. Муж Веры, увидав соперника, вдруг становится серьезным и рассудительным. Он старается понять Желткова и говорит шурину: «Коля, разве он виноват в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь, - чувством, которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя». В отличие о Николая Николаевича Шейн разрешает Желткову написать Вере прощальное письмо. Огромную роль в этой сцене для понимания глубины чувств Желткова к Вере играет развернутый портрет героя. Губы его становятся белыми, как у мертвого, глаза наполняются слезами.

Желтков звонит Вере и просит ее о малом - о возможности хоть изредка видеть ее, не показываясь при этом ей на глаза. Эти встречи могли бы придать его жизни хоть какой-то смысл, но Вера отказала ему и в этом. Ей была дороже ее репутация, спокойствие семьи. Она проявила холодное равнодушие к судьбе Желткова. Телеграфист же оказался беззащитным перед решением Веры. Сила любовного чувства и максимальная душевная открытость сделали его уязвимым. Эту беззащитность Куприн постоянно подчеркивает портретными деталями: детский подбородок, нежное девичье лицо.

В одиннадцатой главе повести автор подчеркивает мотив судьбы. Княгиня Вера, которая никогда не читала газет, опасаясь испачкать руки, вдруг разворачивает как раз тот лист, где напечатано объявление о самоубийстве Желткова. Этот фрагмент произведения переплетается со сценой, в которой генерал Аносов говорит Вере: «...Почем знать? - может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Не случайно княгиня вновь вспоминает эти слова. Создается впечатление, что Желтков действительно был послан Вере судьбой, а она не смогла разглядеть в душе простого телеграфиста самоотверженное благородство, тонкость и красоту.

Своеобразное построение сюжета в творчестве А.И. Куприна заключается в том, что автор делает читателю своеобразные знаки, помогающие предугадать дальнейшее развитие повествования. В «Олесе» это мотив гадания, в соответствии с которым складываются все дальнейшие взаимоотношения героев, в «Поединке» - разговор офицеров о дуэли. В «Гранатовом браслете» знаком, предвещающим трагическую развязку, является сам браслет, камни которого похожи на капельки крови.

Узнав о смерти Желткова, Вера понимает, что предчувствовала трагический исход. В прощальном послании к возлюбленной Желтков не скрывает всепоглощающей страсти. Он буквально обожествляет Веру, обращая к ней слова из молитвы «Отче наш...»: «Да святится имя Твое».

В литературе «Серебряного века» были сильны богоборческие мотивы. Желтков, решаясь на самоубийство, совершает величайший христианский грех, ведь церковь предписывает терпеть любые духовные и физические муки, посланные человеку на земле. Но всем ходом развития сюжета А.И. Куприн оправдывает поступок Желткова. Не случайно главную героиню повести зовут Вера. Для Желткова, таким образом, понятия «любовь» и «вера» сливаются воедино. Перед смертью герой просит хозяйку квартиры повесить браслет на икону.

Глядя на покойного Желткова, Вера, наконец, убеждается в том, что в словах Аносова была правда. Своим поступком бедный телеграфист смог достучаться до сердца холодной красавицы и растрогать ее. Вера приносит Желткову красную розу и целует его в лоб долгим дружеским поцелуем. Только после смерти герой получил право на внимание и уважение к своему чувству. Только собственной гибелью он доказал истинную глубину своих переживаний (до этого Вера считала его сумасшедшим).

Слова Аносова о вечной исключительной любви становятся сквозным мотивом повествования. В последний раз они вспоминаются в повести, когда по просьбе Желткова Вера слушает вторую сонату Бетховена («Аппассионату»). В финале же повести А.И. Куприна звучит другой повтор: «Да святится имя Твое», не менее значимый в художественной структуре произведения. Он еще раз подчеркивает чистоту и возвышенность отношения Желткова к возлюбленной.

Ставя любовь в один ряд с такими понятиями, как смерть, вера, А.И. Куприн подчеркивает значимость этого понятия для жизни человека в целом. Не все люди умеют любить и сохранять верность своему чувству. Повесть «Гранатовый браслет» можно рассматривать как своеобразное завещание А.И. Куприна, обращенное к тем, кто пытается жить не сердцем, а рассудком. Их правильная с точки зрения рационального подхода жизнь обречена на духовно опустошенное существование, ибо только любовь может дать человеку истинное счастье.

Вступление
“Гранатовый браслет” – одна из самых известных повестей русского прозаика Александра Ивановича Куприна. Она вышла в свет в 1910 году, но для отечественного читателя по-прежнему остается символом бескорыстной искренней любви, такой, о которой грезят девушки, и той, что мы так часто упускаем. Ранее мы публиковали краткое содержание этого чудесного произведения. В этой же публикации мы расскажем вам о главных героях, сделаем анализ произведения и поговорим о его проблематике.

События повести начинают разворачиваться в день рождения княгини Веры Николаевны Шеиной. Празднуют на даче в кругу самых близких людей. В разгар веселья виновница торжества получает подарок – гранатовый браслет. Отправитель решил остаться неузнанным и подписал короткую записку лишь инициалами ГСЖ. Однако все сразу догадываются, что это давний поклонник Веры, некий мелкий чиновник, который вот уже много лет заваливает ее любовными письмами. Муж и брат княгини быстро вычисляют личность докучливого ухажера и на следующий день отправляются к нему домой.

В убогой квартирке их встречает робкий чиновник по фамилии Желтков, он безропотно соглашается забрать подарок и обещает больше никогда не появляться на глаза почтенного семейства при условии, что сделает последний прощальный звонок Вере и удостоверится, что она не хочет с ним знаться. Вера Николаевна, конечно же, просит Желткова оставить ее. На следующее утро в газетах напишут, что некий чиновник свел счеты с жизнью. В прощальной записке он написал, что растратил казенное имущество.

Главные герои: характеристика ключевых образов

Куприн – мастер портрета, причем, через внешность он прорисовывает характер персонажей. Каждому герою автор уделяет много внимания, отведя добрую половину повести для портретных характеристик и воспоминаний, что также раскрывают действующие лица. Главными героями повести являются:

  • – княгиня, центральный женский образ;
  • – муж ее, князь, губернский предводитель дворянства;
  • – мелкий чиновник контрольной палаты, страстно влюблен в Веру Николаевну;
  • Анна Николаевна Фриессе – младшая сестра Веры;
  • Николай Николаевич Мирза-Булат-Тугановский – брат Веры и Анны;
  • Яков Михайлович Аносов – генерал, военный товарищ отца Веры, близкий друг семьи.

Вера – идеальная представительница высшего света и во внешности, и в манерах, и в характере.

“Вера пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя и довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно увидеть на старинных миниатюрах”

Княгиня Вера была замужем за Василием Николаевичем Шеиным. Их любовь уже давно перестала быть страстной и перешла в ту спокойную стадию взаимного уважения и нежной дружбы. Союз их был счастливым. Детей у пары не было, хотя Вера Николаевна страстно хотела малыша, а потому все свое нерастраченное чувство отдавала детям своей младшей сестры.

Вера была царственно спокойна, со всеми холодно любезна, но вместе с тем весьма смешлива, открыта и искрення с близкими людьми. Ей были не присущи такие женские уловки, как жеманство и кокетство. Несмотря на свой высокий статус, Вера была весьма благоразумна, и зная, как неудачно идут дела у ее мужа, старалась порой обделить себя, чтобы не поставить его в неудобное положение.



Муж Веры Николаевны – талантливый, приятный, галантный, благородный человек. У него потрясающее чувство юмора, он блестящий рассказчик. Шеин ведет домашний журнал, в который заносятся невыдуманные истории с картинками о жизни семейства и его приближенных.

Василий Львович любит жену, возможно, не так страстно, как в первые годы брака, но кто знает, как долго на самом деле живет страсть? Супруг глубоко уважает ее мнение, чувства, личность. Он сострадателен и милосерден к другим, даже тем, кто многим ниже его по статусу (об этом свидетельствует его встреча с Желтковым). Шеин благороден и наделен мужеством признавать ошибки и собственную неправоту.



С Чиновником Желтковым мы впервые встречаемся ближе к концу повести. До этого момента он присутствует в произведении незримо в гротескном образе недотепы, чудака, влюбленного дурачка. Когда долгожданная встреча наконец-то происходит мы видим перед собой человека кроткого и застенчивого, таких принято не замечать и называть “маленькими”:

“Он был высок ростом, худощав, с длинными пушистыми, мягкими волосами”

Его речи, однако, лишены сумбурной блажи сумасшедшего. Он вполне отдает отчет своим словам и поступкам. Несмотря на кажущуюся трусость, этот человек очень отважен, он смело говорит князю, законному супругу Веры Николаевны, что влюблен в нее и ничего не может с этим поделать. Желтков не лебезит перед чином и положением в обществе своих гостей. Он покоряется, но не судьбе, а только лишь своей возлюбленной. А еще он умеет любить – беззаветно и искренне.

“Случилось так, что меня в жизни не интересует ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей – для меня жизнь заключается только в Вас. Я теперь чувствую, что каким-то неудобным клином врезался в Вашу жизнь. Если можете, простите меня за это”

Анализ произведения

Идею своего рассказа Куприн почерпнул из реальной жизни. В действительности история носила скорее анекдотический характер. Некий бедолага-телеграфист по фамилии Желтиков был влюблен в жену одного из российских генералов. Однажды этот чудак так расхрабрился, что послал своей возлюбленной простенькую золотую цепочку с кулоном в виде пасхального яйца. Умора да и только! Все смеялись над глупеньким телеграфистом, но пытливый писательский ум решил заглянуть дальше анекдота, ведь за видимым курьезом всегда может таиться настоящая драма.

Также и в “Гранатовом браслете” Шеины с гостями сперва потешаются над Желтковым. У Василия Львовича на этот счет есть даже забавная история в домашнем журнале под названием “Княгиня Вера и влюбленный телеграфист”. Людям свойственно не задумываться над чужими чувствами. Шеины не были плохими, черствыми, бездушными (это доказывает метаморфоза в них после знакомства с Желтковым), просто они не верили, что любовь, в которой признавался чиновник, может существовать..

В произведении множество символических элементов. К примеру, гранатовый браслет. Гранат – камень любви, гнева и крови. Если его возьмет в руку человек в лихорадке (параллель с выражением “любовная лихорадка”), то камень примет более насыщенный оттенок. По словам самого Желткова, этот особый вид граната (зеленый гранат) наделяет женщин даром предвидения, а мужчин защищает от насильственной смерти. Желтков, расставшись с браслетом-оберегом, погибает, а Вера нежданно для себя предсказывает его кончину.

Еще один символичный камень – жемчуг – также фигурирует в произведении. Жемчужные сережки Вера получает в подарок от мужа утром в день именин. Жемчуг, несмотря на свою красоту и благородство, является предзнаменованием дурной вести.
Что-то плохое также пыталась предсказать погода. Накануне рокового дня разразилась ужасная буря, но в день рождения все успокоилось, выглянуло солнце и стояла тихая погода, словно затишье перед оглушительным раскатом грома и еще более сильным штормом.

Проблематика повести

Ключевая проблема произведения в вопросе “Что есть настоящая любовь?” Для того чтобы “эксперимент” был чистым, автор приводит разные виды “любовей”. Это и нежная любовь-дружба Шеиных, и расчетливая, удобная, любовь Анны Фриессе к своему неприлично богатому старику-мужу, что слепо обожает свою половинку, и давно забытая древняя любовь генерала Амосова, и всепоглощающая любовь-поклонение Желткова к Вере.

Главная героиня сама долго не может понять – любовь это или сумасшествие, но заглянув в его лицо, пусть и сокрытое маской смерти, она убеждается – это была любовь. Те же выводы делает Василий Львович, встретившись с воздыхателем жены. И если сперва он был настроен несколько воинственно, то потом не смог злиться на несчастного, ведь, кажется, ему была открыта тайна, которую ни он, ни Вера, ни их друзья не смогли постичь.

Люди по своей природе эгоистичны и даже в любви в первую очередь думают о своих чувствах, маскируя собственный эгоцентризм от второй половинки и даже себя. Истинная любовь, что между мужчиной и женщиной встречается раз в сотню лет, на первое место ставит возлюбленного. Так и Желтков покойно отпускает Веру, потому что только так она будет счастлива. Проблема лишь в том, что без нее ему не нужна жизнь. В его мире самоубийство вполне закономерный шаг.

4.1 (82.22%) 9 votes

В 1910 году Куприн создал повесть "Гранатовый браслет". Краткое содержание по главам этого произведения предлагается вашему вниманию. Кроме того, мы проведем анализ повести, который поможет вам разобраться в ее смысле.

Первая глава повести "Гранатовый браслет"

Краткое содержание по главам, как и само произведение, открывается описанием непогоды, наступившей на берегу Черного моря во 2-й половине августа. Однако к началу сентября море успокоилось, выглянуло солнце. Это очень обрадовало Шеину которая из-за незаконченного ремонта не могла уехать в город. На этом завершается первая глава повести "Гранатовый браслет". Очень краткое содержание, не правда ли? Но в этой главе не происходит важных событий, все они впереди.

Вторая глава

День рождения Шеиной - 17 сентября. В этот день ее супруг хотел пригласить к ужину несколько наиболее близких людей. Он подарил Вере Николаевне серьги из жемчужин. Княгиня испытывала к своему мужу глубокую привязанность, которая сменила страстную любовь. Вот прибыла и Анна Николаевна, ее сестра. У Веры не было своих детей, поэтому она любила детей Анны, девочку и мальчика, которых та родила от нелюбимого, зато богатого мужа.

Третья глава

Сестры решили посидеть над обрывом, полюбоваться морем. Анна в восторге, однако Вера уже привыкла к этим видам и море ей даже надоело. Сестра подарила княгине Шеиной дамский корнет, переделанный из молитвенника. Затем они отправились домой, перечисляя гостей, которые придут вечером, а также обсудили стол.

Четвертая глава

Вскоре начали прибывать гости. Краткое содержание рассказа "Гранатовый браслет" по главам, составленное нами, опускает перечисление гостей, так как для развития сюжета оно несущественно. Однако следует отметить, что среди них был генерал Аносов, которого сестры очень любили. Он был им словно родной дедушка. Аносова сестры встретили возле экипажа и проводили в дом. Генерал был другом семьи и очень привязался к Анне и Вере, так как своих детей у него не было. Он прошел несколько войн, и все называли его храбрым. Аносов получил множество ранений, а также заработал болезни. Однако он решил не уходить в отставку, поэтому служил комендантом в крепости. В городе его все знали и уважали.

Пятая глава (краткое содержание)

Анализ этой главы позволяет выделить следующие основные события. Ужин проходил успешно, было приятно и тепло. Всех развлекал Василий Львович, муж Веры, рассказывая сочиненные им истории. За основу он брал реальные ситуации и до невозможности их утрировал, так что выходило очень забавно. Рассказами он затронул и Николая Николаевича (брата Шеиной), и Густава Ивановича Фриессе, мужа Анны Николаевны. В разгар покера Веру позвала горничная. Она передала Шеиной подарок - гранатовый браслет. Вместе с ним была записка от тайного поклонника Веры. Уже 7 лет этот человек подписывался как Г.С.Ж. Он поздравил свою возлюбленную с днем ангела, а также рассказал историю этого браслета, передававшегося по женской линии в его семье. Поклонник поменял серебряные части, лишь камни оставил. Теперь стал золотым гранатовый браслет. Краткое содержание по главам переходит к описанию шестой главы.

Шестая глава

Продолжается вечер. В покере большой успех имеет полковник Пономарев. Некоторые из гостей играют в вист. А князь Василий Львович решает показать собравшимся домашний юмористический альбом. В нем в шуточной форме ведется летопись событий в семье. Князь показывает гостям последний рисунок: "Княгиня Вера и влюбленный телеграфист". Эта страница посвящена истории, как Вера получала письма от своего тайного поклонника. Женщина не дает ему никакого шанса, и обожатель даже проникает в дом под видом судомойки и трубочиста. После того как этот загадочный человек проводит некоторое время в сумасшедшем доме, он решает уйти в монастырь. Поклонник завещает Вере перед смертью 2 телеграфные пуговицы и флакон его слез.

Седьмая глава

Переходим к седьмой главе, описывая рассказ "Гранатовый браслет" (краткое содержание). Генерал Аносов рассказывал сестрам истории, совсем как в детстве. Они за ним ухаживали, нарезали сыр, подливали вино. В числе прочего он рассказал о романе с болгаркой, у которой ему пришлось квартировать, а также о том, что им пришлось расстаться, когда полк отправился дальше. Затем Аносов сообщил, что, вероятно, никогда не любил по-настоящему. Вечер подошел к концу, все начали прощаться, а Анна и Вера отправились провожать до экипажа Аносова.

Восьмая глава

Вера шла под руку с генералом, а с Бахтинским - Анна, сестра Веры из повести "Гранатовый браслет". Краткое содержание по главам подробно не останавливается на их разговоре. Передадим лишь некоторые его моменты. Они говорили, что в это время женщины и мужчины не способны на настоящую любовь. Генерал рассказал 2 истории о том, что это чувство все-таки встречается, однако принимает порой странные формы. Первая история - о том, как в старую развратницу влюбился молодой прапорщик. Он очень быстро надоел этой женщине. Прапорщик хотел совершить самоубийство, бросившись под поезд. Однако его в последний момент кто-то схватил. Прапорщику отрезало кисти, он стал попрошайкой и через некоторое время замерз. Вторая история - о том, как любил муж свою жену, открыто ему изменявшую и не ставившую его ни во что, хотя он был честным и смелым офицером. Вера сообщила о своем поклоннике, на что генерал сказал, что, может быть, ее жизнь пересеклась как раз с бескорыстной настоящей любовью. Вам интересно, чем закончится краткое содержание рассказа Куприна "Гранатовый браслет"? Рекомендуем дочитать его до конца - финал очень интересен.

Девятая глава

Когда Вера вернулась в дом, она услышала, как разговаривали ее муж Василий Львович с ее братом Николаем Николаевичем. Перед уходом Вера попросила супруга посмотреть подарок поклонника, и теперь они обсуждали его. Николай был настроен очень категорично. Он хотел решительно покончить с записками, чтобы те не могли запятнать репутацию его сестры. Николай Николаевич корил Шеиных за то, что те не отнеслись серьезно к этому поступку, хотя он мог привести к печальным последствиям. Василий Львович и брат княгини решили отыскать на следующий же день таинственного поклонника, вернуть подарок и попросить не беспокоить больше Веру Николаевну письмами.

Десятая глава

Николай Николаевич и Шеин на другой день посетили Желткова, снимавшего квартиру. Поднявшись к нему, они нашли молодого человека 30-35 лет, хорошего лицом, белокурого. Именно так описал его Александр Куприн ("Гранатовый браслет"). Краткое содержание не даст вам ответ на вопрос о смысле фамилии этого человека. Однако, прочитав анализ, представленный ниже, вы узнаете и об этом. Они представились, однако никто не сел, несмотря на то, что Желтков предлагал это сделать дважды. Николай попросил поклонника Веры не писать ей больше и вернул подарок. Желтков согласился, однако он хотел говорить лишь с Василием. Супругу Веры он объяснил, что любит его жену, но очень извиняется и не будет большей ей писать. Затем он попросил разрешить написать Вере последнее письмо. Брат княгини был категорически против, однако муж согласился. Желтков пообещал, что его больше не услышат и не увидят. Шеин рассказал обо всем своей жене, и ту посетило предчувствие, что поклонник убьет себя.

Одиннадцатая глава

Вера не любила газет, однако ей случайно попалась на глаза заметка о том, что Желтков застрелился у себя в квартире из-за растраты казенных средств. Женщина удивилась, что заранее почувствовала его смерть. Вечером ей вручили письмо, написанное поклонником. Тот извинялся за то, что потревожил ее и так долго был ей помехой. Он признавался, что любит ее, однако обещал, что уедет скоро и больше она его никогда не увидит. Желтков попросил Веру сыграть сонату из оркестра Бетховена (D-dur №2). Женщина сказала мужу, что в их жизнь вмешалось что-то ужасное. Тот ответил, что верит в чувства ее поклонника, что он вовсе не был сумасшедшим. Княгиня решила посмотреть на него, спросив разрешения у своего супруга, так как не хотела его обижать.

Двенадцатая глава

Шеина приехала к его дому на экипаже и попросила увидеть Желткова. Ее проводила хозяйка. Вера увидела его, а затем вспомнила слова генерала Аносова о настоящей любви. Женщина подошла и поцеловала своего поклонника дружеским Когда Шеина собиралась уходить, хозяйка вдруг задержала ее, чтобы передать записку от покойного. Желтков сказал ей передать ее, если придет дама. В ней было написано, что лучшим является соната № 2 из его оркестра. Шеина вдруг заплакала. Хотя она сказала хозяйке, что всегда так реагирует на смерть, на самом деле Вера плакала по Желткову. Уже подходит к финалу повесть "Гранатовый браслет". Краткое содержание по главам завершается событиями, описанными в 13-й главе.

Тринадцатая глава

Когда Шеина вернулась домой, она нашла у себя пианистку Женни Рейтер. Женщина была расстроена. Она попросила Женни сыграть что-нибудь и вышла в цветник. Шеина была уверена, что та сыграет именно сонату Бетховена. Так и произошло. В доносившейся музыке княгине слышались слова, приносившие успокоение. Вера плакала, прислонившись к акации. Когда Рейтер пришла к ней, княгиня целовала ее и говорила, что теперь он простил ее, и все будет хорошо. Так повлияла на нее музыка. Скорее всего, Желтков хотел добиться именно этого, так как он всегда желал только благополучия и счастья своей возлюбленной. На этом завершает Куприн "Гранатовый браслет". Краткое содержание по главам было нами изложено, перейдем теперь к анализу повести.

Анализ произведения

Известно, что в основу произведения лег случай, произошедший в действительности. Мать автора была когда-то в ситуации, аналогичной описанной. Отметим, что темой любви пронизано большинство произведений Александра Ивановича (фото Куприна представлено выше). Не случайно автор называет свой рассказ "Гранатовый браслет". Краткое содержание его дало вам представление о смысле названия. Добавим, что красный гранат, с точки зрения автора, - символ любви, и притом опасной. Отправитель подарка - Г.С. Желтков, тайный молодой человек лет 30-35, худоватый, имевший желтоватое лицо (скорее всего, именно поэтому он получил такую фамилию). По роду занятий Желтков - мелкий чиновник. Однако чувства к Шеиной у него были великими и кипели около 8 лет. Иногда эта безответная любовь доходила до сумасшествия. Поклонник Веры собирал все вещи, принадлежавшие ей или находившиеся хоть одно мгновение в руках его возлюбленной. Он раскрыл себя своим подарком, открыл перед всей семьей Веры свои чувства.

Заметим, что в разговоре с поклонником Веры Шеин проявляет благородство. Князь видит, что чувства Желткова настоящие. Его любовь была настолько сильна, что поклонник Веры не в силах был ничего с ней сделать. В разговоре с ним звучит мысль, что Желтков не может выкинуть из головы свою возлюбленную, что его смерть является единственным выходом из данной ситуации. Вера Николаевна после этого предчувствует скорую гибель Желткова. После его смерти у нее появляется желание увидеть его, и она вдруг понимает, что именно этот человек был ей нужен. Чувства к мужу у этой женщины давно переросли в уважение и понимание. Возможно, ее судьба сложилась бы иначе, если бы она приняла гранатовый браслет.

Краткое содержание, анализ, биография автора - все это часто задают школьникам. Выполняя любой вид работ по литературе, мы часто встречаемся с теми или иными проявлениями любви и их ролью в произведении или в жизни автора. И это не случайно, ведь данная тема является одной из главных у писателей и поэтов. Без этого чувства не было бы человечества, ведь это одна из непременных составляющих общества. Многие писатели и поэты воспели его, в том числе и Куприн. "Гранатовый браслет", краткое содержание по главам и анализ которого были изложены, - одно из лучших произведений, посвященных любовной теме.

Одно из самых известных в русской литературе произведений о трагической любви, в котором Куприн исследует "любовь-трагедию", показывает ее истоки и роль этого чувства в жизни человека, причём исследование это проводится на социально-психологическом фоне, который во многом определяет всё происходящее с героями, но не может до конца объяснить феномен любви как чувства, находящегося, по мнению писателя, за гранью понятных рассудку причинно-следственных связей, зависящего от некой высшей воли.

Творческая история рассказа "Гранатовый браслет", анализ которого мы проведем, широко известна: его герои не выдуманы, у каждого из них есть прототипы, а сама "история с браслетом" и в самом деле произошла в семье видного чиновника князя Д.Н. Любимова (члена Государственного совета), жене которого Людмиле Ивановне был преподнесён метким телеграфным чиновником П. П. Желтковым вульгарный "гранатовый браслет"; подарок этот был оскорбителен, дарителя легко установили и после беседы с мужем и братом Людмилы Ивановны (в рассказе - Николай Николаевич) он навсегда исчез из её жизни. Всё это так, но ведь историю эту Куприн услышал ещё в 1902-м году, а рассказ был написан в 1910-м... Очевидно, писателю понадобилось время для того, чтобы первые впечатления от услышанного воплотились в художественные образы, чтобы история из жизни (довольно смешная в изложении Д.Н. Любимова...) превратилась в подлинно трагическую историю возвышенной любви, "о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины".

Сюжет рассказа "Гранатовый браслет" прост: в день своих именин Вера Николаевна Шеина, "жена предводителя дворянства", получает в подарок гранатовый браслет, посланный её давним, еще с девичьих лет, поклонником, сообщает об этом мужу, а тот, под влиянием ее брата, отправляется к таинственному "Г. С. Ж.", требуют от него прекратить преследование замужней женщины, которая принадлежит к высшему обществу, он просит разрешения позвонить Вере Николаевне, после чего обещает оставить ее в покое - и на следующий день она узнает о том, что он застрелился. Как видим, внешне история почти повторяет жизнь, только в жизни, к счастью, финал не был таким трагическим. Однако психологически все намного сложнее, Куприн не описал, а творчески переработал случай из жизни.

Прежде всего, необходимо остановиться на конфликте рассказа "Гранатовый браслет". Здесь мы видим конфликт внешний - между миром "высшего общества", к которому принадлежит героиня, и миром мелких чиновников, им "не положено" испытывать каких-либо чувств по отношению к таким женщинам, как Вера Николаевна - а Желтков давно, самоотверженно, можно даже сказать, самоотречённо любит её. Здесь же истоки и внутреннего конфликта: любовь, оказывается, может стать для человека смыслом жизни, тем, ради чего он живёт и чему служит, а всё остальное - "по-Желткову" - всего лишь ненужные для человека вещи, отвлекающие его от главного в его жизни предназначения - служить любимому человеку. Нетрудно заметить, что и внешний, и внутренний конфликты произведения становятся главным способом раскрытия характеров действующих лиц, которые проявляют себя в том, как они относятся к любви, как они понимают природу этого чувства и его место в жизни каждого человека.

Вероятно, своё понимание того, что же такое любовь, автор выражает в словах генерала Аносова, сказанных им на дне рождения Веры Николаевны: "Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться". Авторская позиция в моральном плане, действительно, бескомпромиссна, и в рассказе "Гранатовый браслет" Куприн исследует, почему же такая любовь (а ведь она существует в жизни, автор убеждает читателя в этом!) оказывается обречённой.

Для понимания происходящих в рассказе событий нужно уяснить, какие отношения связывают Веру Николаевну и Василия Львовича Шеиных. В самом начале повествования автор говорит об этом: "Княгиня Вера, у которой прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, искренней дружбы..." Это очень важно: герои знают, что такое настоящая любовь, вот только в их жизни случилось так, что их чувство переродилось в дружбу, которая, наверное, тоже необходима в отношениях супругов, но ведь не вместо любви же?.. Но тот, кто сам испытал чувство любви, может понять другого человека, того, кто любит - в отличие от людей, так и не знавших в жизни, что же это такое - настоящая любовь, поэтому так необычно ведёт себя князь Василий Львович, жене которого пришло такое компрометирующее, если не сказать оскорбительное (именно так воспринимает его брат Веры, Николай Николаевич Тугановский, настоявший на визите к Желткову) поздравление.

На сцене именин, после которой и произошёл разговор супругов Шеиных и Николая Николаевича, следует остановиться подробнее потому, что она очень важна для понимания той роли, которую, как полагает автор, играет любовь в жизни человека. Ведь на именинах княгини Веры собрались вполне благополучные люди, у которых вроде бы "всё хорошо" в жизни, но почему же они так увлечённо говорят об этом чувстве - о любви? Может, потому, что любовь супругов Шеиных превратилась в "дружбу", Анна Николаевна своего "мужа... терпеть не могла, но родила от него двух детей - мальчика и девочку..."? Потому, что любой человек, что бы он ни говорил о любви, втайне верит в неё и ждёт, что и в его жизни будет это светлое чувство, изменяющее жизнь?..

Интересен композиционный прием, который использует Куприн, создавая образ Желткова: этот герой появляется почти что в самом конце рассказа, появляется как бы на мгновение (разговор с гостями), для того, чтобы исчезнуть навсегда, но его появление подготовлено и историей с подарком, и рассказом о его отношении к княгине Вере, поэтому читателю кажется, что он знает этого героя уже давно. И всё-таки реальный Желтков оказывается совсем непохожим на "героя-влюбленного", каким, возможно, его рисовало воображение читателя: "Теперь он стал весь виден: очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти". Сначала он чувствует себя очень неловко, но это именно что неловкость, он не боится своих высоких гостей, а окончательно он успокаивается тогда, когда Николаи Николаевич начинает ему угрожать. Это происходит потому, что он чувствует себя защищенным своей любовью, ее, любовь, у него невозможно отнять, это чувство, определяющее его жизнь, и оно останется с ним до конца этой жизни.

После того, как Желтков получает у князя Шеина разрешение и идёт звонить Вере Николаевне, Николай Николаевич укоряет родственника за его нерешительность, на что Василий Львович отвечает: "И правда, подумай, Коля, разве он виноват в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь, - чувством, которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя... Мне жалко этого человека. И мне не только, что жалко, но вот я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь паясничать". Для Николая Николаевича происходящее - "Это декадентство", но Василий Львович, знающий, что такое любовь, чувствует совсем иначе, и сердце его оказывается более точным в понимании того, что происходит... Не случайно же Желтков в разговоре обращался только к князю Василию, и высшая мудрость их беседы была в том, что оба говорили на языке любви...

Желтков ушёл из жизни, но перед смертью он отправил письмо женщине, ради покоя которой он с радостью решился на этот шаг. В этом письме он объясняет, что именно с ним произошло: "Я проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь, которою богу было угодно меня за что-то вознаградить". Вот он и дал ответ на вопрос, который мучил княгиню Веру: "И что это было: любовь или сумасшествие?". Очень убедительный, неопровержимый ответ, потому что дан он был так, как поступил Желтков, цена этого ответа - жизнь человека...

О том, что Желтков по-настоящему любит княгиню Веру, говорит, помимо всего прочего, и то, что даже своей смертью он сделал её счастливой. Тем, что простил ее - хотя в чем же ее-то вина?.. В том, "что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее"? Но разве, если это случилось, не было ли так суждено свыше, как была послана его трагическая любовь Желткову? Может быть, настоящая любовь, как и говорил генерал Аносов, всегда трагична - и именно это определяет ее подлинность?

Трагический финал рассказа "Гранатовый браслет" не оставляет ощущения безнадежности - несмотря ни на что! Ведь, если в мире существует настоящая любовь, значит, она делает людей счастливыми, что бы при этом ни пришлось им пережить? Желтков умер счастливым, потому что мог сделать что-то для любимой женщины, можно ли его судить за это? Вера Николаевна счастлива потому, что "он меня простил теперь. Всё хорошо". Насколько эта трагическая судьба героев "человечнее" жизни без любви, насколько они, страдавшие и страдающие, духовно выше и по-человечески счастливее тех, кто не знал в своей жизни подлинного чувства! Поистине, рассказ Куприна - это гимн любви, без которая и делает жизнь жизнью...

Нельзя не сказать о потрясающей художественной детали, которая является центральной метафорой рассказа. В описании браслета есть такие строки: "Но зато посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов-кабошонов, каждый величиной с горошину". Этот "странный маленький зеленый камешек" - тоже гранат, только это редкий гранат необычного цвета, распознать который может далеко не каждый, тем более - на фоне "прекрасных гранатов-кабошонов". Точно так же, как и любовь Желткова - это самое настоящее, только очень редко встречающееся, чувство, которое так же трудно распознать, как и гранат в маленьком зеленом камешке. Но от того, что люди не способны понять того, что открывается их взору, гранат не перестаёт быть гранатом, а любовь не перестаёт быть любовью... Они-то есть, они существуют, и не их вина, что люди просто не готовы к встрече с ними... Наверное, это и есть один из главных уроков трагической истории, рассказанной Куприным: нужно очень бережно относиться к себе, к людям, к своим и чужим чувствам, чтобы, когда "бог вознаградит" человека любовью, увидеть, понять и сберечь это великое чувство.