Почему осетины такие красивые? Самые красивые осетинки.

Встречали ли вы когда — нибудь представителей осетинской национальности? Если да, что первое вам бросилось в глаза? Строгий и серьёзный взгляд, проникающий прямо к вам в душу, а может необычайная пропорциональность их телосложения?

И первое, что вам пришло в голову: «Откуда он такой взялся?». Однако цепляют своей красотой не только осетины, но и осетинки. Любой, кто увидит представительницу данной национальности долго не сможет отвести от неё взгляд.

А вы когда — нибудь задумывались, откуда в них эта притягательная сила красоты? Может дело не только во внешности, а ещё и в манерах. Давайте разбираться!

Происхождение осетин

Всем известно, что осетины являются потомками алан. Аланы ― племена кочевников скифо -сарматского происхождения, часть из которых в конце IV века осела у предгорья Кавказа. Но после двух татаро — монгольских набегов выжили лишь те, кто поднялся высоко в ущелья гор.

Они и сохранили этнос, а также традиции осетинского народа. Однако ещё в IV веке историк из Рима Аммиан Марцеллин писал, что «многие аланы имеют высокий рост и красивы… А сдержанно — грозный взгляд их глаз пугает.

Более того, представители этих племён очень подвижны из — за легкости вооружения…».

Значит ли это, что привлекательная внешность досталась им от предков? Как мне кажется, ответ очевиден.

Однако, что-то в них есть ещё, такое таинственное и загадочное, что сразу располагает к ним. Может ли это быть связано с силой характера или с наличием у них той натянутой, но не рвущейся нити, которая связывает их с традициями и обычаями их предков?

Менталитет осетин

В действительности, осетины являются именно той национальностью, которая до сих пор сохраняет приверженность и почтительность к своей культуре. Они почитают старших, отличаются гостеприимством и широкой душой.

Те, кто знакомы с осетинами, часто описывают их как очень внимательных и заботливых людей, проявляющих абсолютное уважение к другим.

Но особенно восхищаются их национальными праздниками, на которых обязательно присутствуют осетинские пироги. А их зажигательные и страстные танцы просто сводят с ума.

Также каждого осетина с детства обязательно учат борьбе, чтобы он смог защитить себя и своих близких.

Теперь скажите, как можно не восхищаться представителями данной национальности, особенно, когда источником их красоты является не только внешность, но и их богатый внутренний мир?!

Владикавказ - столицу Северной Осетии - называют «кавказским Санкт-Петербургом». Больше ни в одном городе Северного Кавказа нет такого количества творческих людей: художников, фотографов, дизайнеров и артистов.

«Действительно, творческих людей много. Я родился в горном селе, у нас была такая шутка: «Брось балалайку из окна, любой поймает и начнет играть», - рассказывает Алик Пагаев, осетин, руководитель актерской труппы конного театра «Нарты» во Владикавказе.

Анастасия Степанова

Творческие способности, однако, не единственная национальная черта. По словам Пагаева, в крови каждого осетина - талант к военному делу и работе с лошадьми.

Открытость новым культурам

Осетины произошли от ираноязычных кочевников - скифов и сарматов, в исторических письменах II века н.э. эти племена называли серьезной военной и политической силой. В ХI веке н.э. на этой территории уже сформировалось средневековое государство Алания. Его жители также славились в округе воинским мастерством: основой армии была конная кавалерия. Несмотря на славу, аланы не выдержали нашествия татаро-монголов, в XIV веке народ был практически полностью уничтожен. В горах осталось несколько сотен жителей, но при этом нации удалось выжить, а впоследствии успешно ассимилироваться в России.

«Кавказ начали присоединять к России в 18 веке, наша республика была одна из первых. Осетины восприняли эти перемены, как спасение - в горах сложно выживать, интеллигенция понимала, что нужно развиваться. А шаг к России - это возможность. Тогда многие отправились учиться в Санкт-Петербург - так здесь и появились художники, скульпторы, а потом и собственная сильная школа искусств, и собственный узнаваемый стиль», - рассказывает Анна Кабисова, фотограф и фотожурналист.

По ее мнению, такая открытость к контакту с новой культурой - тоже национальная черта. «Причина - в религии: осетины - христиане. Поэтому им было легче, чем жителям мусульманских республик найти понимание с русским населением».

Пироги, пиво и дары богам

На самом деле, христианство в республике - не совсем традиционное, здесь сильны и языческие верования. У осетин десятки народных религиозных праздников с культовыми обычаями. Есть символические мирные жертвоприношения, например, зарезать курицу или барана для гостей на торжестве.

Знаменитые национальные осетинские пироги - сакральная пища. Круглые и тонкие пироги с мясом, сыром и картофелем в мировоззрении осетин олицетворяют солнце: на праздники, каждая семья накрывает стол с тремя пирогами. Среди похожих традиций - и культура пивоварения.

На многие осетинские праздники женщины варят пиво по национальному рецепту. Здесь есть и свой «Октоберфест»: фестиваль-конкурс осетинского пива каждый октябрь проходит во Владикавказе: на него съезжаются осетины со всей России и других стран. Этот напиток, по виду и вкусу, больше похож на квас, в нем 1,5-2 градуса алкоголя. Такое пиво варится в большом котле на костре. Основные ингредиенты привычные для всех народов: хмель, солод, а дополнительные - и бараньи ребра, и сахар, в общем - рецептов сотни.

Осетины - не торговцы

«Спроси меня, что я больше всего не люблю делать - отвечу: торговать, - рассказывает о национальном характере Алик Пагаев. - У осетин нет предпринимательской жилки - у нас много талантливых художников, хороших спортсменов - особенно в вольной борьбе, коннозаводчиков, а коммерции стараемся избегать».

Еще называет толерантность и деликатность. «Я работал в Кабардино-Балкарии три года и все не мог привыкнуть к тому, что они говорят на национальном языке. Прихожу в гости к кабардинцам, они общаются между собой, я их не понимаю, а кто-то мне переводит общий смысл. В Осетии так не принято: если в обществе хоть один гость, мы говорим на русском языке. Один мой знакомый из Чечни часто к нам приезжал и однажды услышал, как во Владикавказе, на улице, люди говорили на осетинском. Он удивился - думал, что мы всегда говорим только по-русски», - вспоминает Пагаев.

При этом в городах встречаются молодые люди, которые не знают национального языка. «Это огорчает: наш язык должен сохраниться. Мои дети дома говорят только на осетинском. Если я слышу русскую речь, объясняю: «На русском вы будете говорить там, где надо, а дома общайтесь на родном языке», - рассказывает конник.

Важной национальной чертой осетин является хорошая обучаемость. «Люди часто удивляются: приезжает учиться в Санкт-Петербург или Москву молодой парень из глухого горного села. В течение двух лет он полностью интегрируется, говорит на русском языке без акцента и показывает хорошие результаты в учебе. Это важная черта осетин - думаю, она и помогла нашему народу выжить в трудные времена», - подчеркивает Алан Пагаев.

А вы знали, что:

  • Сегодня в мире проживает около 700 тыс. осетин, из них 528,5 тыс. - в России, согласно переписи населения 2010 года.
  • Большинство живут в Северной Осетии - 459,6 тыс. человек, в Южной Осетии - 45,9 тыс., в Москве - 7,9 тыс., в Санкт-Петербурге - чуть больше 3 тыс. осетин.
  • В соседних кавказских республиках осетины тоже проживают: в Кабардино-Балкарии их более 9 тыс., в Ставропольском крае - почти 8 тыс. человек, есть отдельные осетинские села в Карачаево-Черкессии - там 3,1 тыс. осетин.
  • Есть осетинские диаспоры в других странах. Большое землячество сложилось в Турции (37 тыс.) и в Грузии (14,3 тыс.).

Во второй половине XVIII века путешествующие по Северному Кавказу европейские ученые впервые столкнулись с осетинами. Кто они? Откуда пришли? Эти вопросы ставили в тупик ученых мужей, плохо знавших историю Кавказа и его этнографическую родословную.
Потомками древних половцев назвал осетин остзейский немец, путешественник и естествоиспытатель Иоганн Гюльденштедт. Немецкие ученые Август Гакстгаузен, Карл Кох и Карл Ган выдвинули теорию германского происхождения осетинского народа. Французский археолог Дюбуа де Монпере предположил, что осетины относятся к финно-угорским племенам.
Согласно точке зрения доктора права Вольдемара Пфаффа, осетины – это результат смешения семитов с арийцами. Исходным моментом для такого вывода послужило обнаруженное Пфаффом внешнее сходство горцев с евреями. Кроме того, ученый акцентировал внимание и на некоторых общих чертах жизненного уклада двух народов. Например, есть такие параллели: сын остается при отце и во всем ему подчиняется; брат обязан жениться на жене умершего брата (так называемый «левират»); при законной жене разрешается иметь еще и «незаконных». Однако пройдет немного времени, и сравнительная этнология докажет, что подобные явления сплошь и рядом встречались у многих других народов.
Наряду с этими предположениями немецким востоковедом Юлиусом Клапротом в начале XIX века была выдвинута теория аланского происхождения осетин. Вслед за ним российский исследователь, этнограф Андрей Шёгрен на обширном языковом материале доказал справедливость этой точки зрения. А в конце XIX столетия выдающийся кавказовед и славист Всеволод Миллер окончательно убедил научную общественность в алано-иранских корнях осетинского народа.
Долгая родословная
Богатейшая история осетинской нации насчитывает по крайней мере 30 веков. Сегодня у нас достаточно информации, чтобы погрузиться в изучение родословной этого народа, которая обнаруживает четкую преемственность: скифы – сарматы – аланы – осетины.
Скифы, заявившие о себе победоносными походами в Малую Азию, созданием грандиозных курганов и искусством изготовления золотых украшений, расселились в районах степного Крыма и областях Северного Причерноморья, между нижними течениями Дуная и Дона, еще в VIII веке до н.э.
В IV столетии до н.э. скифский царь Атей, завершив объединение племенных союзов, создал мощную державу. Однако в III веке до н.э. скифы подверглись нападению родственных сарматских племен и были частично рассеяны, однако значительная их группа была ассимилирована сарматами.
В III веке н.э. в скифо-сарматское царство вторглись готы, а через столетие пришли гунны, которые вовлекли местные племена в Великое переселение народов. Но слабеющее скифо-сарматское сообщество не растворилось в этом бурном потоке. Из него выделились энергичные аланы, часть которых вместе с гуннскими всадниками отправилась на Запад и дошла вплоть до Испании. Другая часть переместилась к предгорьям Кавказа, где соединившись с местными этносами, положила начало будущему раннефеодальному государству Алания. В IX веке из Византии в пределы Алании проникло христианство. Его до сих пор исповедуют большинство жителей Северной и Южной Осетии.
В 1220-х гг. в Аланию вторглись орды Чингисхана, разгромившие малочисленное аланское войско и к концу 1230-х захватившие плодородные равнины предгорий Кавказа. Уцелевшие аланы вынуждены были уйти в горы. Лишенные былого могущества аланы на долгие пять столетий пропадают с исторической сцены, чтобы возродиться в новом свете под именем осетин.

Одним из важных источников определения прошлого осетинского народа являются свидетельства многочисленных путешественников и исследователей, побывавших в местах его расселения. Монахи-миссионеры, торговцы, военные, люди волею судеб оказавшиеся в Осетии, а позже и научные работники, оставили нам бесценные факты по истории и этнографии алан и их прямых потомков осетин. Наиболее интересные и содержательные из этих документальных свидетельств публикуются на страницах югоосетинской газеты "Республика".
\
\
\
«…Асса (Алания - ред.) - из седьмого климата, из городов западной половины обитаемой части света. Область Русь расположена поблизости к нему. Кутаба - из больших городов Асса. Большая часть его населения обитает в степях и на лугах. Богатство их в основном верховые животные и скот, живут благодаря им. Из этой области вывозят мех. Мужчины Асса крепкие и рослые. Большая часть (их) христиане. В настоящее время из этой области вывозят в Рим и Мавераннахр (Центральная Азия) большое количество военных доспехов, деревянную посуду, невольников и наложниц. Некоторые женщины той области с красивой внешностью… Из обычаев их это то, что когда кто-либо ворует, его привязывают к дереву и так оставляют до тех пор, пока не помрет и не разложится. По этой причине в той области воров мало, двери лавок и домов день и ночь оставляют открытыми, и нет надобности в сторожах».

Махмуд ибн Вали, арабский географ (1595 год):

«…В июле я, имеретинский князь Давид Эристави Рачинский, был направлен царем Имерети Давидом к царю Грузии Ираклию… на границе со своей свитой и охраной достиг села Авневи. В ту ночь напали на нас осетины, было их пятьдесят человек. Там я попал в плен и увели меня, три дня и три ночи вели по горам в свою деревню Хцева (Хвце - ред.) …В деревне той живет шестьдесят домов, свободные они. Там спускается исток реки Лиахвы; место скалистое и поросшее лесом, плодовых деревьев нет, растут лишь бук, тис, ель и самшит. Урожай пшеницы снимают малый, а ячменя родится много; из ячменя варят пиво, квас и водку. Разводят овец, коз, коров, быков, лошадей, свиней, кур и ослов. Свиней они едят и считают себя христианами…
Из этой деревни повели меня в другую деревню Рока. Ходьба туда два дня, а дорога узкая каменистая, с подъемами и спусками, поросшая деревьями. В Рока проживают сто домов. Они также селятся на скалистых склонах; у каждой семьи своя башня. Здесь протекает небольшая речка, на которой у них мельницы. Много у них родников. Кроме ячменя ничего не выращивают, разводят коров, овец, лошадей. Они тоже придерживаются одной веры и молельня у них одна, обычай один и одежда».

Давид Эристави, грузинский князь (1786 год):

«К наиболее замечательным народам, населяющим Кавказ, принадлежат осетины, которые живут как раз в центре гор по обеим сторонам горного снежного хребта. По своему языку и чертам лица они отличаются от других народов Кавказа…
Осетины являются довольно стройными людьми, крепкими и сильными, обычно среднего роста. Осетины не толстые, но жилистые и широкие. Они отличаются от своих соседей преимущественно чертами лица, цветом волос и глаз, которые напоминают европейцев. Среди осетин часто встречаются голубые глаза, светлые и каштановые волосы…
При отъезде из своего селения они вооружены хорошим ружьем (топ), мечом (ахсар или ксаргард), пистолетом (дамбутца) и широким обоюдоострым кинжалом (кама)… Для стрельбы они ищут прикрытия и не делают напрасных выстрелов. Когда несколько человек находятся вместе, они защищаются отдельными выстрелами, но никогда не стреляют все вместе, выжидая, чтобы каждый из них один за другим успел снова зарядить свое ружье. Они располагаются в нескольких шагах друг за другом; при отступлении стреляет всегда первым тот, кто находится впереди, отбегая затем назад для того, чтобы успеть перезарядить ружье. В этих случаях они стараются достигнуть наклонной местности с тем, чтобы стоять друг над другом. Они умеют так хорошо пользоваться горами, что 10 человек могут удерживаться против ста. При первом натиске они пылки, но быстро остывают. При защите они упорны, а при согласованной обороне упрямы. Если же они окружены, то дерутся как отчаянные…
…После полудня я сделал другую экскурсию из Крцхинвали (Цхинвал - ред.) на правый берег реки Лиахвы, где в пяти верстах находится крепость Тамарашен, последнее на этой реке местечко, еще населенное грузинами. В полутора часах пути выше начинается осетинский район Джауком. Он лежит большей частью вдоль речки Паца, впадающей в Лиахву. Главным селением является Джава, от которого он получил свое название. По обеим берегам Лиахвы лежит селение Гупта, где живет старейшина фамилии Хубилата, тут же находится селение Схлеб, где земля обладает таким сильным запахом, что приводит в сознание людей потерявших его.
Главной целью моей первой экскурсии из Тифлиса было отыскание истоков Терека… и я намеревался отправиться через Мцхет, Мухрани и Ахалгор до истоков Ксани, затем через самые высокие горы до Терека и осетинского племени тирцау.
В горах у осетин, где очень заботливо собирают солому для зимнего фуража, молотьба происходит с помощью быков. Для этой цели зерновой хлеб раскладывают на гладком и ровном месте, имеющем 20 шагов в диаметре, затем по кругу заставляют непрерывно ходить 5 быков, привязанных вместе за шею и снабженных намордниками; быки выбивают ногами зерна из колоса. Для этой работы нужны два человека - один идет за быками, чтобы погонять их и собирать их экскременты на доску; другой переворачивает зерно лопатой и собирает его в кучу. Этим способом обычно очищают две четверти пшеницы в течение одного дня…
После того как я взял в Ахалгор в качестве проводника осетина из племени тирцау, я покинул это место около полудня. Местность возле речки Гурнаела заселена осетинами и называется Саферашети; здесь имеется 8 селений
После трехчасового пути по очень неудобной дороге мы достигли монастыря Ларгви, который построен на правом берегу Ксани в том месте, где в него впадает река Чурта. Вода снесла деревянный мост, соединявший осетинское селение Лагоше с Ларгви, так что переход через Ксани представлял большие затруднения. На следующий день мы продолжили свой путь, но уже по правому берегу Ксани, который от своих истоков до Ларгви называется своим осетинским именем Дзамури (Дзимыр - ред.).
Я провел ночь в довольно чистом жилище, построенном по осетинскому обычаю из неотесанных камней без извести… В честь нас зарезали очень хорошего барана, которым сам хозяин угощал меня стоя; ничто не могло убедить его сесть вместе со мной. Незадолго до моего прихода было сварено пиво баган, которое действительно оказалось превосходным и очень напоминало портер…

Светловолосые девушки в селении почти все красивые и веселые, они показали свое искусство в танце, несколько похожем на вальс.
...Здесь недавно в земле нашли большой глиняной сосуд, похожий на те, которые употребляют в Грузии для хранения вина; сосуд содержал массу, похожую на смолу. Когда ее нюхали в течение длительного времени или брали небольшие куски в рот, то наступал крепкий и продолжительный сон. Это вещество называют лутон (æлутон - ред.).

Генрих Клапрот, немецкий академик (1807 год):

«…Селения которых здесь много, расположены на поросших травой возвышенностях, а некоторые в нижней части долины. Они напоминают замки или крепости, потому что каждый дом имеет значительную башню или укрепление и многие из них и высокие каменные ограды. Наши спутники тщательно избегали большинства селений, в особенности их башни, так как из них, как они говорили, часто сосед стреляет в соседа из-за вспыхнувшей ссоры… но так как у сопровождавших нас осетин в долине много родственников, которые будут нас защищать и в случае необходимости мстить за нас, если на нас нападут, то они в состоянии обеспечить нам безопасный путь.
…Осетины пользуются серой для изготовления пороха, который отличного качества и силы. Способ приготовления нам не захотели показать… именно из-за недоверия; мы узнали лишь, что в зависимости от степени крепости пороха, выбирают специальные деревья для получения угля и в случае необходимости меняют соотношение компонентов смеси.
Несмотря на большую нужду, угнетающую осетин живущих в высоких горах, они все-таки предпочитают свои негостеприимные скалы красивым долинам у подножья Кавказа. На вопрос о том, почему они не поселяются там, где они могли бы под защитой русских спокойно и совершенно свободно от всяких налогов выгодно пользоваться прекрасными полями и лугами, они отвечают достаточно тонко: «Воздух, видите ли, там для них вреден, они привыкли к незначительной жаре, так же как к небольшому количеству хлеба и живут у себя в горах более здоровыми и довольными». Любовь к полной свободе, антипатия ко всякой зависимости, государственному устройству… все это заставляет их с радостью предпочитать нужду зажиточности».

Керр-Портер, английский путешественник (1817 год):

«…Их недавно умерший вождь был известен тем, что подавал пример своему народу в строгом соблюдении всех христианских религиозных обрядов, молитв, постов и праздников; он употреблял свою власть, заставляя всех подчиненных ему не только принимать участие в этих священных обрядах, но и сохранил с благоговением развалины старых зданий, в которых их отцы впервые вознесли молитвы единственному истинному Богу. Он сам воздвиг новую и красивую церковь для своих братьев христиан…
Я отправился к кузнецу. Сам кузнец был грубым и диким на вид человеком, черным из-за своей работы; выражение его лица - мрачная свирепость - хорошо гармонировало с пылающим железом под его молотком. Его жилище построено на земле на каменном основании; оно низкое и крыша у него плоская. Спереди выдвигается нечто вроде навеса, поддерживаемое деревянными подпорками; под ним находилась кузница; на каждом углу крыши висели черепа лошадей…
По дороге мы встретили других людей из этого селения, переезжавших вброд реку, чтобы попасть на главную дорогу, и чей наряд напоминал больше старинное воинское снаряжение. Кроме ружья у них были сабли, несколько искривленные; к рукоятке каждой из сабель был прикреплен небольшой круглый щит, покрытый кожей и тщательно обитый гвоздями. По размерам он меньше щита времен Елизаветы и в точности напоминает те, которые имели английские стрелки из лука во времена Георга V. Эти горцы как мне сказали, очень умело пользуются щитами при нанесении удара кинжалом».

" Потомки Алан проявив большую жизненную стойкость, сохранили речь, происхождение которой легко объяснимо. В ней явно распознаются черты Скифского языка... Отсюда понятен растущий интерес к Осетинам, проявляемый с конца ХIХ в. лингвистами, историками, социологами, фольклористами и всеми,кто с какой либо точки зрения изучает все индоевропейское. "

Жорж Дюмезиль

" Именно у Осетин и, конечно, отчасти уже и у их далеких предков сформировалось ядро нартовского эпоса и наметились его главные герои. Знаю, что,вынося это суждение,я огорчу своих черкесских и абхазских друзей, но истина дороже дружбы: в основе своей нартовский эпос - Осетинский. Он был воспринят несколькими соседними народами, видоизменялся на разные лады, терял и обогащался, приобретая прежде всего различную нравственную окраску...
Недавно я получил за это строгий выговор от А. И. Гадагатля (адыгский ученый). Увы, доводы моего увлекающегося друга Гадагатля не заставили меня переменить мнение. "

Жорж Дюмезиль. 1976г.

08/07/04, Настя1
Обожаю этот народ! Такие классные мальчики... А ещё люблю чеченцев, дагестанцев, грузинов.

11/05/05, Борис Сергеевич
Ездил с женой и детьми в Осетию. Русские там - второй по численности населения народ. Как же там хорошо, вы не поверите! Люди совсем другие, всё по-другому...

25/10/05, Абрек
Я сам по национальности грузин, но несмотря на какие-то там тёрки моего и осетинского народа, я осетин уважаю. Потому что они - тоже горский народ, как и мы. Чтящий традиции, уважающий старшее поколение. А не люблю я... допустим, удмуртов. Вотяки, они и есть вотяки - чё с них взять?

24/06/07, Soleil
Если кому-то не понравилось отношение к себе в армии, об этом не нужно писать здесь. Нужно было просто быть мужчиной, и не позволять, чтобы кто-то давал тебе по морде, и не поливать потом грязью всю нацию. Между прочим, среди выходцев из Осетии больше всего Героев Советского Союза - 63. Это самая большая удельная доля среди всех республик. Владикавказ, столица Северной Осетии, ставший неприступной крепостью в годы великой отечественной войны, является городом воинской славы. На Олимпиадах Осетия обычно приносит Российской сборной львиную долю медалей (в основном это борцы).Стоит также отметить таких выдающихся осетин, как Валерий Гергиев, Егор Бероев, Валерий Газзаев, Станислав Черчесов и многие, многие другие.

11/03/09, Алан777
мне как то отец говорил.."Алан, быть Осетином - это значит в каждой ситуации оставаться мужчиной, чтить законы гор и память наших предков... и всегда, в любой ситуации уметь ответить за свои слова!" теперь по жизни я стараюсь соблюдать эти 3 состовляющие.. я люблю свой народ и готов ради него на все!..(хоть и признаю, что выродков и подонков в нем хватает)..

11/03/09, Ketzalkoatl
Осетины - единственный (не считая абхазов) народ на Кавказе, который в большинстве своем так и не принял ислам, а остался христианами. Правда, среди осетин есть небольшой процент мусульман, но они не выёживаются, в отличии от нохчей, маарулалей, даргинцев и проч. Осетия вошла в состав России добровольно, в отличии от того же Дагестана. И вообще, что-то среди базарных торговцев я не видел ни одного осетина. Всё мусульмане. Осетия всегда была на стороне России, и южные осетины, когда началась война, ждали помощи именно от нас.

11/03/09, Brian Boru
Я живу в Сочи, и у нас тут больше представителей кавказских народностей, чем славян, и я уже давно они понял, что не все они "хачики" - есть очень похожие народы, есть абсолютно разные, причем и во внешности и в поведении. Так вот - никогда я не встречал подлого осетина. Я не могу сказать за всех осетин, но у большинства из них есть понятие чести, причем такое благородное, грубое понятие, не чтобы выпендриться, а такое, врожденное. Если они считают тебя своим другом, то в буквальном смысле могут последнюю рубашку отдать - а вот если врагом, то могут быть очень жестокими. Хоть они с вида выглядят сурово, многие ходят небритыми, некоторые бороды носят, но в основном добродушные. У меня был очень хороший друг, осетин - жалко, уехал.

27/06/09, Next 051595
Осетины-народ,среди которого я проживаю!просто красавчики!

08/10/09, Roxy 565
В большинстве своем довольно неплохие люди. Наряду с азербайджанцами самые интеллигентные и культурные народы Кавказа. Чтят традиции, уважают старших. А еще среди осетин я не разу не встречала подлых людей. Как можно не любить такой народ?

03/11/09, mushroommushroom
"Осетины особенно бесстрашны и закалены как спартанцы. Договариваться с ними - политическая необходимость" ахаха "видел я этого георгия" а ничего, что изображения как бэ разные, язык разный... в армянскую церковь зайди и там иконы не совсем аткие как у христиан. и армяне тперь не православные что-ли? осетины никогда не будут унижаться пусть за это будет смерть,казнь..так исторически сложилось почему князей осетинских ссылали постоянно? потому что если они отказвались договориваться с царем, то они шли до конца. они подчинялись закону, но они никогда не бросали начатого это в крови

03/11/09, mushroommushroom
замечательная девушка в правой колонке,да вы о*уевшая.

03/11/09, OldGopher
Так получилось, что я был близко знаком только с одним осетином, точнее - осетинкой. Царствие ей небесное. Интереснейший была человек, её все любили...

03/11/09, Katarin Moier
А почему я собственно должна их не любить? Ничего плохого они мне не сделали,а если бы даже и сделали,начинать люто ненавидить всю нацию из-за одного человека,как минимум глупо... Все осетины с которыми я знакома,добрейшей души люди,честные,без какой то подлецы. Так что,осетин я Уважаю!

05/01/10, OldGopher
Осентины - иранская подстилка, это оригинально. Это самое забавное, что я слышал за последние несколько дней, включая Новый Год. У меня от общения с осетинами остались только самые лучшие впечатления. А пару двоек, полученных в свое время от учительницы-осетинки, я более чем заслужил.

05/01/10, Dark Demon
Надеюсь в правой колонке нет моих соотечественников, а то мне будет стыдно за русских парней с нелестными отзывами.Во-первых,хватит разжигать ненависть среди народов!Во-вторых, иранской подстилкой Осетию назвать никак нельзя. Более того, если вы не слепые, уважаемые осетинофобы, то попрошу обратить внимание на тот факт кто сейчас является подстилкой, только не иранской, а американской.Не для кого не секрет кто приказал Саакашвили начать войну.Я уверен что между грузинами и осетинами столько же общего, как у русского, украинца, и белоруса. Бедный осетинский народ! То Гамсахурдиа со своей вшивой политикой геноцида, то мерзкий террорист Виро!Вы для нас, русских, всегда будете братьями, и мы вас никогда не бросим. Россия-Осетия - дружба навек!

17/03/10, горник
последний раз был во владикавказе году в 2004,поехал в командировку(в инете нашел оборудование которое заинтересовало,созвонился с владельцем фирмы,т.е. абсолютно к незнакомым людям)встретили на вокзале,повезли в офис,потом по объектам где оборудование стоит,попутно экскурсия по городу,закончили дела-в загородное кафе,попытка даже залезть в карман за кошельком рассматривалась как оскорбление.поездка подтвердила прошлые впечатления:осетины -дружелюбный, порядочный, гостепреимный народ!!! обратил внимание,все кто пишут в левой колонке основываются на личном опыте и описывают свои случаи,в правой наоборот абстрактная, бездоказательная злоба,основаная,по видимому на старой вражде между осетинами и некоторыми народами,ни одного примера или объяснения все только от личной(какой то прям животной) ненависти

12/06/10, DagLezg
Я не то чтобы люблю осетин, у меня нет знакомых осетин и прочее... Отношусь как и к любому народу - нормально. Вообще, не делаю различий между людьми по нации - это противоречит нормам Ислама. Почему я выбрал зеленую колонку? Потому что я скорее люблю осетин, чем ненавижу. Ненависти никакой к ним нет. Но ёмаё!!! Хватит пользоваться благосклонностью России и тяпать земли своих соседей. Пригородный район с частями Малгобекского, во второй половине ХІХ века Владикавказ вообще считался самым столицей ингушей. Территория Южной Осетии была заселена осетинами в середине ХІХ-го века. А так, это были владения грузинских князей Мачабели. Если осетины хотят мирно жить со своими соседями, то как минимум, им надо вернуть Пригородный район, как нейтральное лицо заявляю: ну не ваша эта земля!

08/07/10, Иван Корнеев
Самые лучшие люди на Кавказе - Осетины! Я Русский, но общаюсь с осетинами в Москве, такие хорошие парни! Они пригласили меня к ним в г.Беслан, я съездил туда, меня кормили осетинскими пирогами, возили в горы! Парни просто лучшие самые! Очень мне жаль тех, у кого нет хоть одного друга осетина! Когда я приехал в Москву, у меня угнали машину, и жить было негде, но тогда меня взяли к себе 8 осетин! И до сих пор мы дружим крепко! Они мне жизнь спасли можно сказать! + к Русским относятся хорошо, в Осетии столько русских живет, там я не чувствовал себя как гость! Спасибо им за то что они мои друзья!

15/07/10, Fox305
Здравствуйте! Не знаю, почему люди судят о нации по одному человеку или случаю. Вообще о какой ненависти может идти между людьми, которые нуждаются друг в друге? Если люди существуют на Земле - значит так должно быть! Мы все часть одного целого! Я уважаю осетинов и вообще весь кавказский народ! Я сама метиска - грузинка, осетинка, русская - только если брать 2 колена поколения. у меня много знакомых и друзей среди осетинов. Считаю их очень хорошими,общительными, веселыми умными, патриотичными и дружелюбными людими. Признаться, отвращение питаю к американцам и украинцам, НО, заметьте, что ненависть НЕ К НАРОДУ, А К ПРАВИТЕЛЬСТВУ!!! И у многих так, уверена, так не обливайте грязью всю нацию...чисто мое мнение. Очень хотелось бы дальше пообщаться на эту тему)Пишите: [email protected]

25/08/10, Batraz
Воистину Осетины великая нация, если ингуши наплевав на своих предков хурритов, дзурдзуков, захотели стать Аланами.Но как бы вам этого не хотелось "рожденный ползать- летать не сможет". И если левую -зеленую колонку заполняют незаинтересованные вменяенмые люди, то в правой колонке пишут агрессивные националисты-ингуши, причем одни и те же. Я понимаю, что в вашей истории нет ничего интересного, но это не повод считать себя Аланом.

08/12/10, WIKING
К такому народу как осетины приковано внимание видных Ученых.. В Европейских университетах Алановеды изучают осетинский язык, так как именно осетинский язык помогает в расшифровке аланских, сарматских и скифских записей.. Аланы. Дорога на запад h t t p: / / r u t u b e . r u / t r a c k s / 2 4 6 1 5 1 1 . h t m l ? v = 1 a c 3 0 3 a 5 2 e d c 6 3 b 1 c d b e 5 5 1 2 6 4 a 8 0 1 3 f (Cоеденить url)

08/12/10, WIKING
"Оба диалекта осетинского языка - иронский и несколько более архаичный дигорский - произошли от скифского точно так же, как итальянский и испанский произошли от латинского... Они (осетины - прим. Ц. X.) сберегли до наших дней не только язык как форму, несущую некое культурное содержание, но и само это содержание, в котором отразилось состояние скифской цивилизации на последних ступенях ее развития. А главное - живы бесценные, полные архаики эпические сказания, и, хотя в них проникли некоторые более или менее универсальные фольклорные темы, героические образы эпоса по-прежнему свежи и самобытны. Более того: эту устную словесность в той или иной степени восприняли соседние народы, исказив в ней как раз то, что было специфически осетинским, скифским." Жорж Дюмезиль "Мы были единодушны (с Ж. Дюмезилем - прим. Ц. X.) признавая важность для европейской науки народа осетин, последних потомков скифов." Эмиль Бенвенист

08/12/10, WIKING
..удивляюсь этому народу - осетинам, их терпению, Толерантности, и т.д.., сколько откровенной лжи, грязной клеветы льется на него десятилетиями.. Не это ли есть ВЕЛИЧИЕ народа??? Но всевозможные НЕВЕЖДЫ, Пропитанные ЯДОМ и Ненавистью сердца, Клеветники, Лжецы, и Завистники, даже не понимают, какую ЖУТКУЮ, МУЧИТЕЛЬНУЮ Карму - судьбу они творят себе (и не только) в перспективе, ГРУБО НАРУШАЯ таким образом ЗАКОНЫ МИРОЗДАНИЯ, ГАРМОНИИ - РАВНОВЕСИЯ.. Не нужно быть ясновидцем, чтобы понимать то, что любая НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ, ЛОЖЬ, КОЩУНСТВО, и т.д..., Наказуема ВЫСШИМИ БОЖЕСТВЕННЫМИ СИЛАМИ, Наблюдая за этим со стороны, откровенно говоря, испытываю к ним только Жалость, потому как более чем ОЧЕВИДНО ТО, что они создают себе же проблему на ровном месте, ввергают себя же в пропасть.. Породоксальная ситуация... ..и вся эта дикость твориться в 21-ом веке. Впрочем, каждому свое, не больше не меньше..

08/12/10, WIKING
DagLezg, знаете, по меньшей мере СТРАННО как то Вы рассуждаете о земельных претензиях, даже требуете.. Вот уж не перестаю Удивляться человеческой недальновидности, и наивным претензиям.. Хочу Вам заметить DagLezg, что Ваша мораль в этом плане более чем избирательна, и Крайне НЕ справедлива.. DagLezg Вы ведете речь о каком то пригородном райене, чего же мелочиться то, раз Вы коснулись этого вопроса так давайте Глобально его рассмотрим, если конечно же для Вас такое понятие как СПРАВЕДЛИВОСТЬ вообще имеет значение.. Вы гляньте на досуге карту территории Аланского государства, думаю что после этого, у Вас больше НЕ будут возникать вопросы подобного характера.. P.S. Человека, - человеком делает чувство СПРАВЕДЛИВОСТИ, и ВЫСОКОЙ КУЛЬТУРЫ...

09/12/10, Alan777
WIKING, вы вроде неглупый человек, неужели вы действительно считаете, что существует такое явление как воздаяние в его прямой форме? Истории плевать на поступки людей. То, что мы принимаем за воздаяние, божью кару и пр. - не что иное как побочный эффект разборок между теми, кого считают негативной силой, достойной кары небесной, т.е. они сами себя наказывают, небеса же к этому никакого отношения не имеют. --- Что касается DAgLezg - ему бы действительно не мешало бы взглянуть на территориальный вопрос поширше: например, в Дагестане куда ни ступи - везде скифские могилы.

09/12/10, Вечная Тайна
В каждой нации есть и хорошие и гады.Я русская,но знакома с двумя осетинами.Они невероятно порядочные,интеллигентные и вопитанные люди.

21/01/11, Я ОСЕТИНКА
вы че выродки тут баталию развели,ты сука русский служивший с ОСЕТИНАМИ не взлюбил их только потому что они показывали вам хохлам кузькину мать...половина Осетин христиане,вот поэтому и почитают христианских святых...и никаких сходств с ОСЕТИНСКИМ святым у него нет...сукины дети...ты в лицо подойди к ОСЕТИНУ и скажи ему это,не подойдешь,потому что он тебя отымеет...шлюхи русские кто вам на Олимпийских играх медали приносит золотые?наши борцы...кто во время войны воевал,а не встречал немцев хлебом и солью(как ингуши)?ОСЕТИНЫ!!! и с вами русскими,свинорылыми мы братства не ищем...есть среди вас нормальные личности,но это относится к огромному меньшинству...буд ингушский который там вякает что ингуши потомки АЛАН))))))вот ты муник...Аланы были ираноязычным племенем,а ты овдол разговариваешь на языке который относится к Кавказской группе...учи историю своего народа,а не завидуй истории чужого...вы просто все нам завидуете!!!