Поль сезанн произведения картины. Высказывания художника об искусстве

Поль Сезанн начал свой творческий путь вместе с импрессионистами, учавствовал в их первой выставке 1874г., затем уехал в родной Прованс (г.Экс), где жил замкнутой, но напряженнейшей творческой жизнью. К концу 80-х годов имя Сезанна стало чем-то вроде легенды, мифа. Этому способствовали рассказы его единственного покупателя коллекционера Танги. Но Танги умер и картины Сезанна пошли с молотка. В следующем году ему предложили выставить свои картины на выставке в Париже, и художник, который не выставлялся 20 лет, прислал в Париж 150 картин. Прогрессивная парижская интеллигенция и молодежь приветствовали Сезанна как великого художника. Но очень многие не понимали и не принимали его искусство.

Художник начинал с импрессионистами, он до конца жизни подписывал свои картины, добавляя к своему имени "ученик Писсарро", отдавая должное уважение знаменитому импрессионисту. Однако Сезанн в своем творчестве уже отошел от этого течения, его объединяют вместе с Ван Гогом и Поль Гогеном и их называют постимпрессионистами. Художник стремился создать искусство "более правильное", чем искусство импрессионистов. За изменчивой внешностью вещей Сезанн хотел уловить их неизменное и прочное строение. В разнообразии природных форм он угадывал основные геометирческие фигуры - шар, цилиндр, конус и т.п. И человеческая голова, и яблоко напоминали о шаре. Расположенный неподалеку от Экса небольшой горный хребет Сен-Виктуар с торца напоминал гигантский треугольник, облитый светом южного солнца. Так, стремясь как можно точнее передать неизменную сущность природы, Сезанн все-таки искажал ее видимые формы. Сам он так писал о своей живописи:"Все в природе лепится в форме шара, конуса, цилиндра; надо учиться писать на этих простых фигурах, и, если вы научитесь владеть этими формами, вы сделаете все, что хотите. Нельзя отделять рисунок от красок, нужно рисовать по мере того, как пишете, и чем гармоничнее становятся краски, тем точнее делается рисунок. При наибольшем богатстве красок форма неизменно достигает своей полноты".

Сезанн писал портреты, пейзажи, натюрморты, очень редко - сюжетные картины, у него нет картин сложного содержания. Художник утратил в своих картинах некоторую конкретность формы, чувство ее фактуры. На натюрмортах трудно определить, какие фрукты изображены, а на портретах - не понять, в какие ткани облачены фигуры. В портретах, в изображениях людей, есть некоторая бездушность, ибо художника не столько занимают духовный мир и характеры моделей, сколько основные формы предметного мира, переданные цветовыми соотношениями.

Сезанна долго не понимали, и только под конец жизни Сезанну довелось завоевать признание и понимание.


Поль С езанн родился 19 января 1839 года во Франции, в городе Экс-ан-Прованс в состоятельной буржуазной семье. Учился в коллеже Бурбон, где познакомился с Эмилем Золя, будущим знаменитым писателем. Затем Поль поступил в университет Экса, но ушёл из него, чтобы полностью посвятить себя живописи. Несмотря на то, что его отец не одобрял поступка сына, тем не менее, он не отказывал ему в средствах, которых вполне хватало на жизнь.
Первый период творчества художника (1860-1872) называется барочным, или романтическим. К этому периоду относятся работы «В комнатах», «Девушка у пианино».

Сезанн учился в Школе Изящных Искусств Экс-ан-Прованса, а затем побывал в Париже, где познакомился с художниками-импрессионистами Писсарро, Ренуаром, Моне и Сислеем.
Наступил второй период в творчестве Сезанна - импрессионистский. Участие в нескольких импрессионистских выставках оказалось для Сезанна неудачным, и Сезанн стал искать свою собственную манеру живописи. В этом ему помог Камиль Писарро, который оказался неплохим педагогом. К этому периоду относится натюрморт «Букет цветов в голубой вазе».

Вершиной мастерства художника стали картины, написанные им в 1879-1888 годов, в так называемый конструктивный период. Это «Пьеро и Арлекин», «Фрукты».

В ранних работах Сезанна, имеющих характер экспрессивных, фантасмагорических сцен (“Оргия”, 1864-1868), заметно воздействие на него живописи старых мастеров (П.Веронезе, Тинторетто), а также Э.Делакруа и О.Домье.

Весна (ранний период)

Завтрак на траве
Рано сблизившись с К.Писсарро, Э.Мане, К.Моне, Сезанн в 1874 и 1877 участвовал в выставках импрессионистов, но уже в этот период складывается его собственная живописная система. Принципиально расходясь с этого времени с методом импрессионизма, Сезанн интересовался не динамикой световоздушной среды и изменчивостью цвета в атмосфере, а устойчивыми закономерностями цветовых сочетаний и форм, материальностью предметного и природного миров

(“Дом повешенного в Овере”, 1872-1873, Музей Орсе, Париж). Упорно постигая эти законы, Сезанн подолгу разрабатывал один и тот же мотив в поисках структурной конструктивности природных форм (многочисленные изображения горы Сент-Виктуар, в том числе в Институте Кортолда, Лондон, 1887; в Эрмитаже, Санкт-Петербург, около 1900; и в других собраниях).

Оперируя преимущественно градациями трех основных цветов (зеленого, голубого и желтого), то тонкими и прозрачными, то резко контрастными, нанесенными плотными корпусными мазками, он обозначал с их помощью пространственные планы и степень освещенности. Материальная весомость красочной фактуры гармонично сочетается в произведениях Сезанна со смелым лаконичным рисунком, конструктивно четкой, пластически обобщенной лепкой формы и ясной уравновешенностью композиции (автопортрет, 1879-1885, “Пьеро и Арлекин”, 1888, “Персики и груши”, 1888-1890, - все в ГМИИ, Москва).

В пейзажах с их широким, панорамным охватом наполненного светом ландшафта Сезанн достигает величественной эпичности (“Берега Марны”, 1888, Государственный музей изобразительных искусств, Москва ). В натюрмортах, подчеркивая структуру предмета, как бы утяжеляя его с помощью красочной фактуры и использования чистого цвета, художник выявляет материальную вещественность и строгую пластичность предметного мира (“Горшок с геранью и фрукты”, 1890-1894, Метрополитен-музей; “Натюрморт с драпировкой”, 1898-1899, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Натюрморт с драпировкой
Творчество Сезанна, одного из главных мастеров постимпрессионизма, стремившегося к созданию своего рода классического искусства, лишенного всего преходящего и мимолетного, к раскрытию неизменного величия и гармоничной уравновешенности природы, органического единства ее форм, оказало громадное влияние как на многих художников ХХ века, так и на целые направления изобразительного искусства, разрабатывавшие, как правило, отдельные стороны сезанновского наследия (кубизм, лучизм, так называемая симультанная живопись и др.).
Следующий период принято называть синтетическим (1888-1899). Он создает знаменитые сюжетные, портретные и пейзажные полотна («Купальщики», «Дама в голубом») и натюрморты («Натюрморт с драпировкой»).

Купальщики

Дама в голубом

С 1900 года Сезанн пишет спонтанные картины, то есть без заранее придуманной композиции. В это же время к нему приходит признание, он выставляет свои картины на Всемирной выставке в Париже.

Поль Сезанн скончался 22 октября 1906 года в родном городе Экс-ан-Провансе, после продолжительной болезни.

Знал бы Сезанн, каким баснословным эквивалентом оценят потомки его талант. Натюрморт «Занавес, кувшин и блюдо с фруктами» (1893—1894) находится на шестом месте в списке 500 самых дорогих произведений искусства, проданных за последние 20 лет. Стоимость этой картины в момент последней продажи в 1999 году составила 60,5 миллиона долларов США! А при жизни сам мастер считал большой удачей, если продавал свои холсты по 40 франков (20 франков в месяц в конце XIX века стоила комната в Париже, а за 10 франков в месяц художник мог обеспечить себя красками и холстами).

Самые известные картины Поля Сезанна

La Montagne St Victoire
The house of the hanged man
View of Estaque
Chestnut Trees and Farm
Le Pion du Roi
Apples and Oranges
Le Lac d"Annecy

Landscape
Still Life with Apples
The Rocks in the Park
Mont Saint Victoire
Still Life with Tablecloth
Apple and Pears
Bank of the Oise
Blue Vase
Card Players
Pommes et Biscuit
La Vase Paille
Nature morte avec pommes
Fruit
Still life with fruit basket
Green Apples

Still life with onions
Dr. Gachet"s house

Mountains in Provence

A Pyramid of Skulls

Still life with fruit basket

Интеллекта и страсти, уравновешенности и порыва, гармонии и выражения индивидуальности.

Он старался примирить классику и современность, хотя, как известно, свобода и канон – «две вещи несовместные». Классицизм утверждал законы устойчивости и равновесия, которые во многом соответствовали законам существующего мира. Сезанн тоже верил, что в основе бытия лежит порядок, а не хаос, и творческая сила выстраивает из хаоса гармонию.
Эта вера объясняет отрицательное отношение Сезанна к живописи многих его современников: Гогена , Ван Гога , Сёра и др. именно потому, что он видел в их работах перевес произвольности, собственного ви́дения мира над поиском основных законов его реального существования. Яркий представитель постимпрессионизма , Сезанн был противником декоративного подхода в живописи, потому что декоративность, по его мнению, убирала из живописи объём, лишая пространство картины трёхмерности, которую Сезанн считал величайшим достижением эпохи Возрождения . Работы Гогена Сезанн называл «раскрашенными китайскими картинками».

П. Сезанн «Купальщицы» (1906). Холст, масло. 201,5 х 250,8 см. Музей искусств Филадельфии (США)
Позже Сезанн стал увлекаться акварелью и перенёс некоторые приёмы акварельной живописи в масляную: стал писать на белых, специально негрунтованных холстах. Красочный слой на этих полотнах стал более облегчённым, высвечивая изнутри. Сезанн стал ограничивать себя тремя цветами: зелёным, голубым и охристым, смешанными с белым цветом самого холста. Этим минимумом средств он добивался максимального художественного результата.

Из биографии Поля Сезанна (1839-1906)

П. Сезанн. Автопортрет (1875)
Французский художник Поль Сезанн родился в провинциальном городе Экс-ан-Провансе в Южной Франции 19 января 1839 г. Его отец был торговцем шляпами, а Сезанн – единственным сыном властного отца (в семье были ещё 2 дочери). Затем отец стал совладельцем городского банка.
Сезанн получил хорошее образование, особенно преуспев в математике, латинском и греческом языках.
Искусством Сезанн интересовался всегда, но каких-либо ярких дарований не проявлял. Рисование было обязательным предметом и в школе, и в Коллеже, а с 15 лет он начал посещать свободную академию рисунка.
Отец желал видеть своего сына юристом, но всё-таки отпустил его в 1861 г. в Париж изучать живопись и даже назначил ему скромное содержание.
В Париже Сезанн стал заниматься в Академии Сюиса, куда мог поступить каждый, заплатив небольшой взнос за натуру и накладные расходы. Его скромный пока талант сумел рассмотреть Камиль Писсарро , один из родоначальников импрессионизма . Поддержал юношу в Париже и Эмиль Золя, его одноклассник. В 1886 г. эта дружба кончилась резким разрывом. Золя опубликовал роман «Творчество», главный герой которого, художник-неудачник, был списан с Сезанна. С тех пор Сезанн и Золя никогда больше не разговаривали и не виделись друг с другом.
Но в то время Сезанн очень сомневался в своём таланте и уехал из Парижа в родной Экс, поступив на службу в банк своего отца.
Банковская служба Сезанна тяготила, и он поставил себе цель – стать художником. В ноябре 1862 г. он снова вернулся в Париж.

П. Сезанн «Девушка у пианино (Увертюра к „Тангейзеру")» (1868). Холст, масло. 57,8 х 92,5 см. Государственный Эрмитаж (Петербург)
Картина написана в семейном имении Сезаннов под городом Экс-ан-Прованс. Сестра художника изображена за пианино, а мать – за шитьём.
Композитор Рихард Вагнер в то время был символом новаторства в музыке, Сезанн любил его творчество.
Сдержанная и напряженная цветовая гамма картины построена на контрасте чёрного и белого, что создаёт позитивное настроение. Материальный мир картины сбалансирован единством людей и объектов изображения. Импрессионизм Сезанна был совершенно иным, с собственным взглядом на мир.
В 1869 г. Сезанн познакомился с Мари-Ортанс Фике, которая подрабатывала позированием. Ей было19 лет. В 1872 г. Ортанс родила Сезанну сына, названного тоже Полем. Художник долго скрывал от отца факт создания семьи, хотя мать обо всём знала и обожала внука.
Художник решил оставить Париж и перебрался с семьей в живописный городок Понтуаз. Через 2 года семья возвратилась в Париж, и это было время, когда Сезанн определился как художник. Он стал писать в импрессионистической манере, принял участие в первой (1874) и третьей (1877) выставках импрессионистов. В том же году Сезанн оформил свой брак с Ортанс. Церемония бракосочетания прошла в Эксе, и на ней присутствовал отец художника, что означало их примирение. А осенью отец умер, оставив сыну большое наследство. 47-летний Сезанн получил возможность, не заботясь о хлебе насущном, полностью отдаться живописи в последние 20 лет жизни.

Признание

Работы Сезанна иногда выставлялись в Париже и других городах, но об истинном признании говорить не приходилось до 1895 г., когда молодой коллекционер Амбруаз Воллар организовал большую персональную выставку Сезанна (около 150 работ). Обычная публика эту выставку встретила вяло, но молодые художники были потрясены увиденным, и Сезанн стал почти легендой.
В 1901 г. художник купил участок земли на северной окраине Экса и создал там студию. В 1906 г. он, работая на природе, попал под сильный дождь. Возвращаясь с тяжелым снаряжением по холмистой местности в грозу, он упал на дороге и был принесён домой без сознания. Через неделю художник скончался от воспаления легких.

Творчество

П. Сезанн. Натюрморт. Ваза, стакан и яблоки (1880)
Произведения Сезанна выражают внутреннюю жизнь художника. Противоречия всегда были свойственны Сезанну: с одной стороны, он верил в свой талант, а с другой – постоянно сомневался в своих возможностях поиска средств выражения того, что он видел и хотел выразить на картине. Возможно, именно это обстоятельство послужило главной причиной фанатичного труда Сезанна над своими картинами. В зрелые годы противоречия отошли на задний план, а на первый план выдвинулось понимание лаконичности самого языка бытия. Именно на этом этапе возникли лучшие, самые глубокие и содержательные работы Сезанна.

П. Сезанн «Пьеро и Арлекин» (1888-1890). Холст, масло. 102 х 81 см. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (Москва)
Это самая известная картина Сезанна.
Пьеро и Арлекин - традиционные персонажи итальянской комедии дель арте (вид итальянского народного (площадного) театра, спектакли которого создавались методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления, с участием актёров, одетых в маски). Сезанну позировали его сын Поль (Арлекин) со своим другом Луи Гийомом (Пьеро). Белая фигура Пьеро кажется изготовленной из гипса. Красно-чёрное трико Арлекина символизирует пламя на углях. Разное расположение цветных занавесей справа и слева подчёркивает поступательное движение Арлекина и более статичное положение Пьеро
Сюжет картины связан с гуляньями на Масленицу, но на полотне нет и намека на праздник: фигуры и выражения лиц более похожи на марионеток. Персонажи только собираются принять участие в театрализованном действе, посвященном Масленице.
Сезанн тщательно проработал мелкие детали картины и лица персонажей, что в общем не характерно для его творчества.

П. Сезанн «Натюрморт с драпировкой» (1895). Холст, масло. 55 х 74,5 см. Государственный Эрмитаж (Петербург)
На этой картине Сезанн изобразил ткань с растительным орнаментом, белый кувшин, расписанный цветами, яблоки и апельсины на двух тарелках, смятую светлую скатерть и смятую полупрозрачную салфетку... Стол кажется выпуклым и приподнятым за один край. Искусствовед А. Дубешко отмечает: «Сезанн намеренно допускает подобное нарушение в перспективе в знак отказа от привычного академического натюрморта, где все предметы рассматриваются под одним углом».
Но полотно создаёт впечатление цельности материального мира.

П. Сезанн «Игроки в карты»

Это серия из 5 картин Поля Сезанна, написанных им в период 1890-1895 гг. Картины отличаются между собой по количеству игроков и размеру. 4 картины хранятся в музеях Европы и Америки, а пятая до недавнего времени хранилась в частной коллекции, пока её не выкупили власти Катара для национального музея.

1890-1892 гг. Холст, масло. 65,4 × 81,9 см. Метрополитен-музей (Нью-Йорк)

1890-1892 гг. 134,6 × 180,3 см. Фонд Барнса (Филадельфия)

1892-1893 гг. 97 × 130 см. Семейное собрание эмира Катара

1892-1895 гг. 60 × 73 см. Институт искусства Курто (Лондон)

1894-1895 гг. 47 × 56,5 см. Музей Орсе (Париж)
Тема карточной игры традиционна для изобразительного искусства.
Картину Сезанна можно отнести к бытовому жанру, но ее содержание выше и значительнее, чем изображение бытовой сценки в трактире.
Сезанн всегда был поглощен огромной внутренней работой, стремился к духовному совершенству, никогда не относился к людям неуважительно или безразлично. Он ценит жизнь как бытие и стремится передать в своих произведениях все составляющие этого бытия: движение, покой, сосредоточенность, напряжение. «Вот люди», - как бы говорит Сезанн картиной «Игроки в карты». И этого достаточно, он не хочет далее развивать повествование (К. Богемская).

П. Сезанн «Берег Марны» (1888). Холст, масло. 65,5 х 81,3 см. Государственный Эрмитаж (Петербург)
Картина написана в Шантийи (Северная Франция). Она изображает одинокий двухэтажный усадебный дом с башенкой на берегу реки Марны. Домик окружён тополями и ивами, которые отражаются в воде.
Сезанн считал, что его картины не следует описывать, искать в них какую-то теорию или философию. Он не хотел, чтобы между его картиной и зрителем были посредники. Главное – смотреть и воспринимать то, что изображено.
Постараемся услышать художника.

Проданная картина из серии 5 картин "Игроки в карты",написанные Сезанном в 1892-1895 годах. Две из них,в том числе самая большая из них, находятся в США,причём там на картине изображено не 2 игрока,а 3,к тому же есть ещё зрители,на одной - один,на второй - два. А вот в Лондоне и Париже картины аналогичны проданной эмиру - по 2 игрока. Есть ещё набросок картины,проданный за 19 млн.

Фонд Барнса Филадельфия (самая большая картина)

Сезанн Метрополитен-музей Нью-Йорк

Набросок

Посещая Экский музей,где художник жил,Сезанн часто останавливался у картины "Игроки в карты",приписываемой Матье Ленену,и восклицал:"Вот так я хотел бы писать!" Постепенно пришло решение написать подобного рода жанровую картину,начав с набросок своих будущих игроков,моделями ему служат местные крестьяне.Выбрав двухметровое полотно,он пишет 5 фигур: трое играют в карты,двое наблюдают за игрой.Он экспериментирует,переходит к полотну меньшего размера,сокращает число фигур до четырёх,потом до двух. .
" Он устраняет все, что не имеет первостепенного значения, во всем: в линии, в красках, в архитектонике ансамбля, он стремится к строгости и тонкости, которые, как только их достигаешь, кажутся необыкновенно легкими, но даются только ценой труда, огромного терпения и настойчивых исканий. И Сезанн начинает снова и снова, бесконечно переделывая, стремясь продвинуться еще дальше, подняться еще выше в своей неутолимой жажде совершенства... "

Автопортрет

Поль Сезанн — французский живописец, один из крупнейших представителей постимпрессионизма,который во многом определил развитие современного искусства. Его мощная живопись, умение конструировать цветом форму, достижения в передаче пространства привлекли к его наследию внимание живописцев разных стран и направлений.

Тающий снег в Эстаке 1870 (серия картин)

Поль Сезанн родился в конце 1839 года,его отец был в небольшом городке Экс-ан-Прованс на юге Франции богатым человеком - совладельцем банка,мать же была скромной продавщицей шляп.Своего отца Поль не любил и боялся,тот был суровым и скупым человеком,но учился Поль благодаря отцу в самой престижной школе города,где числился прилежным и способным учеником.

П.Сезанн Девушка за пианино (единственное изображение его матери - женщина на заднем плане)

Ему легко давалась математика,он увлекался поэзией,сам писал стихи и любил писать сочинения.Имея хорошую память, знал наизусть почти всего Вергилия и Гомера.Удивительно,но в школе уроки рисования Поль не особо любил,поэтому трудно было предположить,что из него со временем может выйти настоящий художник.Непростые отношения в семье оказывали не лучшее влияние на формирование характера юного Сезанна. Он рос замкнутым и нелюдимым, таким он и остался на всю жизнь. Люди всегда раздражали художника, всю свою жизнь он избегал света и суеты и находил отраду и утешение только в живописи.

Единственным другом Поля Сезанна на протяжении многих лет был Эмиль Золя,с которым он учился в одной школе,он очень дорожил этой дружбой,так как плохо сходился с людьми. Их дружба продолжалась более 40 лет, пока Эмиль Золя не написал произведение под названием "Творчество", в главном герое которого - неудачнике и самоубийце - Сезанн узнал себя.

Сезанн Эмиль Золя

После школы Золя уезжает в Париж,Поль,не решаясь ослушаться деспотичного отца, поступает в университет на юридическое отделение, но вместе с тем начинает посещать уроки живописи в местной школе-студии и даже оборудует собственную художественную мастерскую в поместье отца. Искусство все больше и больше увлекает его. Он всеми силами стремится в Париж, и наконец отец, поддавшись на настойчивые просьбы и уговоры домашних, отпускает его в столицу. Париж поразил Сезанна своими музеями. Художник называл Лувр «книгой, по которой мы учимся читать», особенно выделял он испанских и венецианских живописцев. Поль часто посещает Лувр, где усердно копирует картины великих художников: Рубенса, Делакруа, Тициана. В Париже Поль сближается с Писсарро, Моне, Сислеем, Ренуаром, Мане.

Теперь Сезанн получает возможность обучаться искусству рисования и живописи в знаменитой академии Сюисса. Молодому художнику приходится тяжело в столице, общество не принимает его, считая этого провинциала слишком мрачным и неотесанным. Он уезжает обратно к отцу, пытается работать в его конторе, но затем вновь возвращается в Париж, потому что чувствует, что не может уже жить без живописи. Этот период метаний продолжался целых десять лет и сопровождался тяжелой депрессией,вызывая у друзей тревогу внезапными вспышками гнева.

Не однажды Сезанн, отвергнутый и осмеянный, будет принимать решение отказаться от живописи. Но призвание, значение которого он уже отчётливо понимал, каждый раз будет возвращать его к страстно любимому занятию. В Париже он найдёт единомышленников в кругу импрессионистов, неоценимую поддержку Сезанну постоянно оказывал Камиль Писсарро, твёрдо веривший в его гениальность.Но ему трудно приобрести друзей из-за сложного характера, совмещавшего упрямство, своенравие и робость в общении. К тому же отличие его творческой манеры от импрессионистской живописи будет уже очевидным. .Ему были чужды стремления импрессионистов показать сиюминутное состояние окружающего мира, его изменчивость и зыбкость. Он скорее воспринимал окружающую среду, как нечто незыблемое, подчиненное строгой гармонии. Геометрия пространства никогда не перестанет играть для него важную роль.

Полной нищеты он избегал только благодаря достатку родителей. Его уделом при жизни были насмешки и одиночество. При этом он сумел так полно раскрыть свой талант, что его творчество позволило появиться и оформиться многим значительным живописным направлениям 20-го века. Органичное и своеобразное единство нюансов и стилевых особенностей, впоследствии развившихся в творчестве Пикассо, Кончаловского, Лентулова, даже получило название «сезаннизм», в подтверждение заслуг великого Мастера.Сезанн называл свой труд «воплощением», подчёркивая стремление передать на полотне открывшийся ему замысел Творца. Плотные, почти осязаемые краски пейзажей, совмещение перспектив и точек обзора, предельная заполненность изображения становятся уникальными чертами стиля автора. Его неподражаемая колористика останется никем не превзойдённой.Французский философ Мерло-Понти обращался к Полю Сезанну в поиске философского вдохновения и для того, чтобы сделать философию способной говорить языками видимого.

В середине 1860-х годов Сезанн женился на Гортензии, матери своего сына, много лет бывшей его тайной женой из-за боязни отцовского гнева и послужившей ему моделью для более чем 40 картин. После смерти отца Сезанн унаследовал неплохое состояние.Признание стало к нему приходить только в конце жизни. Но вкусить плоды своих трудов Сезанн уже не смог. Он умер в 1906 году, сильно простудившись во время работы на открытом воздухе. Сезанн - настоящий трудоголик,ещё с молодости он работал до полного изнеможения,им написано более 800 работ маслом,не считая множества рисунков, и более 350 работ,выполненных в технике акварели.Ему требовалось сто сеансов работы на один натюрморт, сто пятьдесят — на портрет. То, что мы называем его творчеством, для него самого было не более чем опытом и попыткой подступиться к своей живописи.

В разных музеях нашей страны находится немало работ французского постимпрессиониста. В Санкт-Петербурге, в Эрмитаже, можно увидеть его натюрморты "Фрукты", "Букет цветов в вазе", "Натюрморт с драпировкой", пейзажи "Большая сосна близ Экса", "Голубой пейзаж", "Гора св. Виктории". Там же можно увидеть, как выглядел Поль Сезанн - "Автопортрет в каскетке", написанный художником между 1873-1875 гг.

В Москве, в ГМИИ, в постоянной экспозиции выставлены живописные полотна "Пьеро и Арлекин", "Мост на Марне в Крейтеле", "Дорога в Понтуазе"...

А лично мне очень нравятся его натюрморты,которые я показала в этом посте о Поле Сезанне. Считается,что творческие принципы Сезанна наиболее полно раскрылись в его многочисленных натюрмортах. Всеобщее признание красоты натюрмортов Сезанна объясняется той убедительностью, с которой он умеет доказать нам, что его «искривленное» видение более правдиво, более достоверно и более жизненно, чем то восприятие реальности вещей, которое свойственно простым смертным.

Всемирная слава нашла художника уже после смерти. На картине «В честь Сезанна» Морис Дени изображает вокруг мастера молодых художников, которые восхищаются им: это сам Дени, Редон, Руссель, Серюзье, Вюйяр.

Морис Дени В честь Сезанна

Наш О.Мандельштам посвятил Сезанну стихи:

Художник нам изобразил
Глубокий обморок сирени
И красок звучные ступени
На холст, как струпья положил.

Он понял масла густоту -
Его запекшееся лето
Лиловым мозгом разогрето,
Расширенное в духоту.

А тень-то, тень все лиловей,
Свисток иль хлыст, как спичка, тухнет.
Ты скажешь: повара на кухне
Готовят жирных голубей.

Угадывается качель,
Недомалеваны вуали,
И в этом сумрачном развале
Уже хозяйничает шмель.

А у меня на память о посещении Экса осталось давнее фото с памятником Полю Сезанну скульптора Аристида Майоля.

Отец будущего художника, Луи-Огюст Сезанн, занимался производством и продажей фетровых шляп, а в 1848 году стал совладельцем единственного в городе банка. С матерью Поля, Элизабет Обер, он обвенчался лишь в 1844 году, когда маленькому Полю исполнилось пять лет. У Поля были две сестры - Мари (родилась в 1841 году) и Роза (родилась в 1854 году).
Поль рос очень воспитанным ребенком, неплохо учился. Одного из его ближайших школьных друзей звали Эмилем Золя ему предстояло стать известнейшим писателем. В 1858 году Сезанн начал ходить в местную школу рисования. Однако Луи-Огюст, не желавший видеть своего сына художником, настоял на том, чтобы Поль обучался праву. Увидев, насколько неохотно тот подчиняется его воле, отец все-таки отпустил его в Париж изучать живопись и даже назначил ему скромное содержание. Это произошло в 1861 году.
В Париже Сезанн стал заниматься в Академии Сюиса (названной так по фамилии основателя), куда мог поступить каждый, заплатив небольшой взнос за натуру и накладные расходы. В то время рисунки Сезанна были настолько же энергичными, насколько неуклюжими, - они не раз становились объектом насмешек со стороны других начинающих художников.
Поль держался очень застенчиво и ни с кем не заводил близкого знакомства. По счастью, его талант сумел рассмотреть Камиль Писсарро, один из «отцов» импрессионизма. Другим человеком, поддержавшим юношу в Париже, был Эмиль Золя, перебравшийся сюда еще в 1858 году. И все же спустя несколько месяцев Сезанн, терзаемый страхами и сомнениями, покинул Париж и возвратился в родной Экс, чтобы поступить на службу в банк своего отца.

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Томясь банковской службой, Сезанн вскоре вернулся к своей мечте - стать художником. В ноябре 1862 года - он снова в Париже. Чтобы успокоить отца, Поль предпринял попытку поступить в престижную Школу изящных искусств, но, провалившись, вернулся в Академию Сюиса. Спустя год он предложил несколько своих картин для официальной выставки в Салоне - все они были отвергнуты. Эта ситуация с грустным постоянством повторялась до 1882 года, когда одна из картин Сезанна все же попала в Салон.
В 1869 году Сезанн познакомился и начал жить с Мари-Ортанс Фике. Она подрабатывала позированием, что и послужило поводом для знакомства. Ортанс едва исполнилось 19 лет, она была хороша собой. Свою связь с нею Сезанн скрывал от своего прагматичного отца, прекрасно понимая, что этот роман его не обрадует. В 1872 году Ортанс родила Сезанну сына, названного тоже Полем. Вскоре художник решил оставить Париж. Он последовал совету Писсарро и перебрался с семьей в Понтуаз, живописный городок в 15 милях к северо-западу от столицы. Незадолго до этого в Понтуазе обосновался и сам Писсарро.
В следующем году семья Сезаннов переехала в Овер, а еще через год вернулась в Париж. С этим коротким периодом странствий связан момент самоопределения Сезанна, как художника. Он (не без влияния Писсарро) стал писать в импрессионистической манере. Сезанн принял участие в первой (1874) и третьей (1877) выставках импрессионистов. У художника появились первые поклонники, и среди них страстный коллекционер Виктор Шоке, который со временем собрал в своей коллекции 32 картины художника.
Часто навещая родителей в Эксе, Сезанн продолжал скрывать от отца правду об Ортанс и Поле-младшем. Мать же знала обо всем с самого начала и не раз тайно навещала обожаемого внука. Все открылось в 1878 году, когда Луи-Огюст вскрыл письмо жены, адресованное сыну. Поначалу он потребовал, чтобы Поль бросил свою семью, по тот категорически отказался сделать это - даже под угрозой лишиться финансовой поддержки. Подступила бедность. В это трудное время Сезанну подставил дружеское плечо Золя, уже ставший преуспевающим романистом.
В 1886 году эта дружба кончилась резким разрывом. Золя опубликовал роман «Творчество», главный герой которого, художник-неудачник, был списан с Сезанна. С тех пор Сезанн и Золя никогда больше не разговаривали и не виделись друг с другом.
В том же году Сезанн оформил свой брак с Ортанс. Церемония бракосочетания прошла в Эксе, и на ней присутствовал отец художника, что означало их примирение. А осенью Луи-Огюст умер, оставив сыну большое наследство. Сорокасемилетний Сезанн наконец-то получил возможность, не заботясь о хлебе насущном, безраздельно отдаться живописи.

ТОЛЬКО ХУДОЖНИК

Последние 20 лет жизни Сезанн - прежде всего, художник.
Ничто больше его не отвлекало от искусства. Даже семья. Брак с Ортанс вскоре стал номинальным - по большей части, супруги жили теперь врозь: Поль в большом поместье отца Жа де Буффан (что в переводе означает «обиталище ветров») на западной окраине Экса, а Ортанс с сыном в Париже. Впрочем, Сезанн всегда оставался любящим и нежным отцом. Он часто навещал Париж, но за границы Франции не выезжал никогда, не считая короткой поездки в Швейцарию в 1890 году.
Из старых друзей крепкие связи Сезанн сохранил с Клодом Моне. Осенью 1894 года он посетил Моне в его доме, в Живерни, где познакомился, в частности, со скульптором Огюстом Роденом и американской художницей Мэри Кэссет. В одном из своих писем она назвала художника «медведем с нежным сердцем». Мэри писала, что поначалу опасалась Сезанна, но вскоре поняла, что «его внешность обманчива, и он совсем не такой свирепый, каким кажется па первый взгляд... На самом деле, это благороднейший человек, каких не часто встретить в наше время... Он подает пример отношения к другим, и сам относится с уважением даже к местной идиотке-горничной...»

ПРИЗНАНИЕ

Работы Сезанна время от времени выставлялись в Париже и других городах, но об истинном признании, какого он заслуживал, говорить не приходилось до 1895 года, когда молодой коллекционер Амбруаз Воллар в своей парижской галерее организовал большую персональную выставку Сезанна (около 150 работ). На обычную публику эта выставка не произвела особого впечатления, однако увиденное потрясло нескольких молодых художников. В их среде Сезанн сразу же стал культовой фигурой. Его достаточно уединенная жизнь сделала этот образ еще более загадочным, почти легендарным. Поездки к Сезанну молодые называли между собой «паломничеством в Экс» - надо сказать, что сам Сезанн относился к своим новым поклонникам намного теплее, чем к большинству художников своего поколения.
В 1897 году умерла мать Сезанна, а в 1899 году он был вынужден продать Жа де Буффан, чтобы оплатить оставшиеся после нее долги.
После этого он снимал квартиру па улице Бульгон в Эксе. В 1901 году художник купил участок земли на северной окраине Экса и устроил там студию. Теперь это музей, в котором, правда, нет ни одной картины Сезанна. После 60 лет его стали преследовать болезни, и он крайне редко покидал Экс.
В 1906 году Сезанн писал одному из своих молодых последователей, художнику и беллетристу Эмилю Бернару: «Я стар, болен, и я поклялся умереть за работой». Все случилось по писанному. 15 октября того же года он, работая па природе, в окрестностях Экса, попал под сильный дождь. Возвращаться с тяжелым снаряжением по холмистой местности, да еще в грозу, оказалось выше его сил - старый художник упал на дороге и был доставлен домой без сознания. Неделю спустя, 22 октября 1906 года, Сезанн скончался от воспаления легких.
К этому времени масштаб его, как художника, был совершенно ясен современникам, и посвященная памяти Сезанна парижская выставка 1907 года лишь подтвердила это.