Эволюция живописной системы ф с рокотова. Школьная энциклопедия

(род. в 1735 г. с. Воронцово, близ Москвы – ум. в 1808 г. Москва)

1. Учеба. Становление художника.

Один из наиболее авторитетных искусствоведов начала XX века Н. Н. Врангель, исследуя творчество Рокотова, писал, что «оно окутано притягательным ореолом тайны». Эти же слова можно отнести к его биографии. «Важный барин», состоятельный домовладелец, один из учредителей московского Английского клуба долгое время считался выходцем из дворянской семьи, но затем были обнаружены документы свидетельствующие, что это было совсем не так.

Ф. С. Рокотов родился в 1735 году в семье крепостного князей Репниных, в селе Воронцово, подмосковной вотчине его господ. Художественное дарование Рокотова обнаружилось, вероятно, довольно рано, и он был переведен в штат московского дома князя П. И. Репнина. В Москве он начал работать как живописец. Были ли у Рокотова учителя, у кого и как он ознакомился с масляной живописью, блестящим мастером которой он вскоре стал, неизвестно. Ранние работы художника также не сохранились. Талант художника и первые успехи в Москве послужили тому, что он в возрасте двадцати с небольшим лет оказывается в Петербурге и, притом уже не крепостным, а свободным.

Немаловажную роль в судьбе Рокотова сыграл И. И. Шувалов – вельможа и меценат, президент Академии художеств. Переезд Рокотова в столицу совпал с учреждением Академии, для занятий в которой Шувалов искал талантливых молодых людей. Рокотов, пользовавшийся определенным доверием Шувалова, стал работать у него в доме и в скором времени – в Академии.

Когда Рокотов вступал в художественную жизнь России, сама русская живопись (сменившая старинную иконопись) была еще совсем молода: она насчитывала едва полустолетнее существование. Еще не существовало ни скульптур Ф. Шубина, ни портретов Д. Г. Левицкого, ни картин А. П. Лосенко. Он вступил в искусство во главе славной плеяды мастеров русского искусства второй половины XVIII века.

Сопоставляя многочисленные факты, кандидат искусствоведения И. Г. Романычева с уверенностью утверждает, что «со средины 1750-х годов Рокотов находился в Петербурге и обучался, очевидно, в гарнизонной школе, а возможно в самом кадетском корпусе, как классный ученик или приватно обучающейся... Но, так или иначе, он был тесно связан со Шляхетным Кадетским корпусом».

Первое дошедшее до нас произведение, позволяющее угадать своеобразное восприятие Рокотовым человеческой личности, - портрет неизвестного офицера гвардии, законченный 15 марта 1757 года. Портрет производит двойственное впечатление: в нем чувствуется одаренность автора, увлеченного моделью и работой, но видно также и то, что Рокотов не преодолел еще ни напряженности позы, рожденной длительным позированием, ни ряда технических трудностей. И все же в произведениях старших современников не найти той прелести жизни, той поэтичности, которые одухотворяют рокотовский портрет и свидетельствуют о рождении в русской живописи нового отношения к образу человека.

В том же году или около него, Рокотов написал картину «Кабинет И. И. Шувалова» (Картина известна по копии А. Зяблова, ученика Рокотова. Подлинник картины, к сожалению, не сохранился). Интерьеры, внутренние виды помещений были вообще крайне редки в живописи XVIII века, замысел же Рокотова и вовсе необычен. Запечатленный кабинет не был похож на пышные кабинеты вельмож – небольшой зал без мебели, но с целой коллекцией картин. Шувалов собирал их годами, а затем принес в дар Академии художеств. Вероятно, он поручил Рокотову изобразить любимые им вещи перед тем, как расстаться с ними. В картине чувствуется нечто интимное. Она помогает понять личность Шувалова, его вкусы и интересы.

Встречи с Шуваловым являются свидетельством сближения Рокотова с передовыми кругами молодых деятелей русского искусства. Но были и другие, более значимые связи. С 1757 года молодой художник участвует в работе над мозаичным портретом императрицы под началом М. В. Ломоносова, что говорит о том что Рокотов не просто был знаком с Ломоносовым, но и о том доверии которым он уже пользовался в то время. Вскоре ему было поручено написать портрет наследника, великого князя Петра Федоровича. В портрете Рокотов следовал установившемуся типу официальных «представительных» изображений, не внося никаких новшеств в композицию, но придает портрету те выразительные черты, ту внутреннюю насыщенность, что отличает его от других изображений наследника.

Не смотря на признание, Рокотов продолжает учиться, усваивать уроки академического мастерства. В 1760 году Шувалов распорядился зачислить его в Академию, а в 1761 году Рокотов уже состоял в числе «третьего класса Академиков». Причем, современники рассматривали пребывание Рокотова в Академии не столько со стороны его самосовершенствования, сколько ради укрепления авторитета Академии его достижениями. Таков феномен «шуваловской» Академии: одаренные воспитанники бывали в ней одновременно и учениками и педагогами.

Вместе с тем Рокотов исполнял серьезные задания и вне Академии. Так в 1761 году он создал одно из прекрасных своих произведений – портрет великого князя Павла Петровича, позволяющего нам увидеть великого князя, семилетнего мальчика во всей его непосредственности. Рокотов выделил светом лицо Павла, воплощающее живое внутреннее движение: черты любознательного, сообразительного, непосредственного мальчика переплетаются в нем с чертами самоуверенного баловня. В умении создать характеристику человека, да еще в сложнейшей области детского портрета, это произведение является уже вполне «рокотовским». Эмоциональность и содержательность образа, естественность мгновенного движения и выразительность лица делают незаметным архаичность композиционного приема. Надо отметить и исполнение портрета. В нем уже чувствуется рука мастера.

Близок по времени и исполнению к портрету Павла портрет девочки Е. Юсуповой, написанный серебристо-голубыми тонами.

В 1762 году Рокотов был назначен адъюнктом живописи, но Шувалов, заявляя об этом назначении в своем «ордере», предписал художнику «ко петрову дню сделать картину, которую оставить в Академии». Это была композиция «Венера и Амур», представляющая собой свободную копию по гравюре. Но как показывают свидетельства современников, это было лишь формальное требование, звание же было, в сущности, получено за успешное исполнение портрета ненадолго воцарившегося на трон Петра III, которому Шувалов «поднес» рокотовское произведение.

В канун «петрова дня», указанного Шуваловым, произошел дворцовый переворот, воздвигший Екатерину II на престол. События напрямую отразились на Академии, в которой была произведена реорганизация. Шувалов надолго уехал за границу, а на его место, в должности президента Академии, был назначен И. И. Бецкой. Честь основания Академии – вторичного – была в 1764 году приписана Екатерине.

Все менялось в Петербурге. В атмосфере еще не затихшего возбуждения после переворота и коронования Рокотову поручили увековечить Григория Орлова, едва ли не главное лицо событий тех дней и фаворита Екатерины II. Рокотов изобразил его, недавнего «самого низкого офицера», полководцем-триумфатором. Условная героизация и сумрачный колорит не обычны для Рокотова, но портрет понравился и уже в 1763 году его копировали.

Практически сразу Рокотову был заказан официальный портрет Екатерины, приуроченный к ее коронованию и одним из первых изображавший ее с атрибутами самодержавной власти. Сохранился небольшой этюд, выполненный, по-видимому, с натуры. На его обороте имеется надпись: «Писан въ 1763-м году месi майя 20 Писал живописец академиi Федоръ Рокотовъ За работу заплачено тридцать рублевъ». Среди подобных произведений этот портрет занимает особое место. В отличие от безжизненных идолоподобных изображений, созданных его современниками, Рокотов пишет жизненно выразительный портрет. Екатерина сидит в кресле, в профиль, как бы обращаясь к собеседнику, ее движение полны естественности, а регалии и убранство помещения не бросаются в глаза. Художник тщательно выписал покатый лоб, твердо сжатые тонкие губы, волевой взгляд. Тяжелый двойной подбородок уравновешен высокой прической пудреных волос, искусно перевитых жемчужными нитями, увенчанных легкой изящной короной. Рокотов создал парадный портрет нового типа, использующий черты реальной человеческой личности. В образе новой императрицы можно усмотреть надежду на просвещенную монархию. Ведь в то время Екатерина Алексеевна высказывала модные идеи свободомыслия и просветительства, вступила в переписку с видными французскими мыслителями-энциклопедистами. Авторские повторения и многочисленные копии свидетельствуют о положительном приеме этой работы.

Портреты кисти Рокотова нравились императрице. Так, портрет Екатерины II с георгиевской лентой неоднократно повторялося самим портретистом, а так же был гравирован Г. И. Скородумовым в 1777 году. Пожалуй, единственный из русских художников, Ф. Рокотов удостаивался чести, когда императрица сама ему позировала. Тому подтверждение – свидетельства современников. Н. А. Струйский написал на одном из портретов Екатерины II, что Рокотов его «срисовал сам с императрицы». Небывалый случай! Русского художника, бывшего крепостного, предпочли знаменитому шведскому портретисту А. Рослину, приглашенному в Петербург из Парижа в 1775 году. Портрет русской императрицы в рост, исполненный А. Рослиным и точно передавший ее лицо, не получил одобрения заказчицы. Она иронично заявила, что хваленый иностранец изобразил ее с физиономией «пошлой, как у шведской кухарки». Поэтому было указано при написании портретов Екатерины II следовать Рослину только в композиции в целом, а лицо писать «по Рокотову». Портреты «типа Рослин-Рокотов» действительно писались неоднократно и имеются практически в каждом большом собрании.

Рокотову посыпались заказы один за другим. Он работал не только много, но и воодушевленно, не повторяя себя. К середине шестидесятых годов Рокотов от воспроизведения внешнего облика человека уходит все глубже к воплощению его внутреннего состояния.

Ф.С.Рокотов (1735-1808) Достоверных сведений о рождении и первых годах жизни Федора Степановича Рокотова не сохранилось.
«Важный барин»,состоятельный домовладелец, один из учредителей московского Английского клуба долгое время считался выходцем из дворянской среды. Затем обнаружились материалы, свидетельствующие, что Федор Степанович родился в семье крепостных, принадлежавших князю П.И. Репнину.

То, что талантливый мальчик благодаря покровителям быстро «выбился в люди» и стал знаменитым художником, в общем-то, никого не смущало. Удивляло одно обстоятельство: где и как он получил такое широкое образование и у кого и когда учился живописи?

Исследования последних лет обнаружили следующие подробности: Рокотов родился в селе Воронцове, которое по нынешнему территориальному делению находится в черте Москвы., и числился вольноотпущенным, хотя его брат Никита с семьей были крепостными. Вероятно, он был незаконным «хозяйским ребенком» и к крестьянской семье был только причислен, а вырос в барском доме.
Тогда становится понятна опека над ним со стороны семейств Репниных, Юсуповых, Голицыных. К 50-ым годам его портреты были уже известны в Москве, хотя не известно ни об учителях художника, ни о раннем периоде его творчества.

В 1755 году в Москву приехал граф И.И.Шувалов набирать одаренных юношей для Петербургской Академии художеств. Екатерининский вельможа, образованный человек своего времени, поборник русской художественной школы И.И.Шувалов, заметил молодого живописца и поддержал его.
Он стал главным покровителем юноши, в его доме Рокотов обучался живописи под руководством Пьетро Ротари.

В Государственном Историческом музее сохранилась копия картины Рокотова «Кабинет И. И. Шувалова» (около 1757). Помимо художественной она представляет и ценность историческую как первое изображение русской портретной галереи, сделанное русским художником.
Кстати, это, вероятно, одна из очень немногих, если не единственная из работ, не относящихся к богатейшему портретному наследию Рокотова.

Из портретов тех лет сохранился только “Портрет неизвестного(1757г)”, предположительно единственный автопортрет художника, остальное утеряно.

Рокотову повезло. Он нашел себе покровителя в высшем свете. Однако, главными его покровителями были талант и огромный труд с юных лет. Не прошло и пяти лет, как Рокотов приехал в Петербург, а о нем уже знали при дворе.

На формирование личностити Ф.С.Рокотова повлияло знакомство с М.В.Ломоносовым. Думается, что тема человеческого достоинства, столь явственно звучащая в портретах Рокотова, была определена не без влияния гениального ученого и литератора, каким был Ломоносов. По протекции И. И. Шувалова и рекомендации М. В. Ломоносова в 1757 г. художнику было поручено исполнение мозаичного портрета императрицы Елизаветы Петровны (с оригинала Л. Токке), заказанного для Московского университета.
Эта работа имела успех. Так что к 1760 г., когда «по словесному приказанию» И. И. Шувалова, первого президента Академии художеств, Рокотова зачислили в ее стены, он был уже подготовленным мастером, о котором знали при дворе.

В эти годы в России открывались два высших учебных заведения - университет в Москве и Академия художеств в Петербурге. Способных к наукам и искусствам разыскивали повсюду: в солдатских ротах и сиротских приютах, в помещичьих усадьбах и среди истопников. Одних оставляли в Москве, других отсылали в Петербург. Рокотов оказался среди первых студентов академии

Еще не было учителей, не знали, как и чему станут учить, даже здание академии еще не начали строить, а занятия уже шли. Под классы наскоро сняли дом князя Мещерского на 7-й линии Васильевского острова. У студентов был разный возраст и неодинаковые способности: одни, как Рокотов, уже могли писать картины, другие едва держали карандаш. Пока дожидались приглашенных из Европы учителей, умеющие рисовать и писать занимались с новичками. Некоторые из них, так и не став студентами, назначались преподавателями.

Два года спустя за портрет вступившего на престол Петра Ш художник получил звание адъюнкта, в обязанности которого входило «смот- рение за классами и над учениками, наблюдая порядок и чистоту поведения, и опрятность».

Положение Рокотова в академии укрепилось после его участия в торжествах по случаю восшествия на престол Екатерины II. Исполняя коронационный портрет (1763 г.),художник соединил почти геральдический по своей отточенности профиль императрицы с общим картинным решени- ем композиции. Работа принесла Рокотову большой успех и признание. Портрет Екатерины II так польстил императрице, что та приказала впредь писать ее лицо с оригиналов Рокотова.

Живописцу позировал фаворит императрицы Г. Г. Орлов (1762-1763 гг.). Портрет этого румяного красавца в эффектном парадном мундире, не отличающегося богатым внутренним содержанием, очень близок оригиналу. А в камерном портрете его брата И. Г. Орлова (I пол. 1760-х rr.) проступают черты умного расчетливого человека, сумевшего, оставаясь в тени, оказывать влияние на государственные дела.

Судьба продолжала благоволить к художнику. Придворные наперебой заказывали ему портреты. Современник Рокотова академик Я. Штейлин писал, что уже в начале 1760-х гг. у художника в квартире было «сразу около 50 портретов». Но несмотря на обилие и. срочность заказов, Федор Степанович, по его собственным словам, «никогда скорее месяца не работывал что-нибудь с натуры», тем более что его живописная манера требовала «засушивать краски», так как писал он многослойно. В конце работы живописец наносил лессировочные мазки, заставлявшие изображение «ожить». Выразительное свечение красочных слоев, подвижность и легкость мазка поражали современников. Н. Е. Струйский свидетельствовал, что художник писал «почти играя», доводя до совершенства изображение лица и окончательную отделку второстепенных деталей, выполненных учениками.

Художнику едва минуло тридцать два года. Он достиг того, о чем, казалось, даже мечтать не мог крепостной. Рокотовские портреты украшали салоны и гостиные петербургской знати. Позировать молодому живописцу считалось честью. Жизнь испытывала его славой.

Но самое серьезное испытание она приберегла на 1765 год. 25 июня этого года Федор Степанович Рокотов, уже всеми признанный художник, наконец-то, получил звание академика, правда, для этого ему пришлось написать вольную копию с мифологической картины Луки Джордано «Амур, Венера и Сатир» (1763-1765 rr.), так как «портретные» в академии были не в чести».
В блистательном официальном Петербурге художнику душно было от дворцовых церемониалов, лжи, лести и интриг. Душно становилось и в академии. Приезжих иностранцев лелеяли, угождали их прихотям и капризам.

К русским относились равнодушно, подчас с небрежением. Кто мог - приспосабливался. Спустя год Рокотова обошли званием адъюнкт-профессора. Преподавательская работа отнимала массу сил и времени. Кроме того, президент АХ И.И.Бецкой запретил художникам, преподававшим в классах, заниматься собственной творческой деятельностью, что для Рокотова было неприемлемо. Военная карьера оказалась для Рокотова более надежной: еще в 1762 г. он был зачислен в Кадетский корпус в чине сержанта и успешно соединял службу и живопись.
(В начале 1780-х гг., дослужившись до ротмистра - звания, дававшего право на дворянство - он оставил армию.)
Рокотов не мог и не желал мириться с прихотью Бецкого Ему нужна была свобода, чтобы творить, Через несколько месяцев он покинул стены АХ.

Рокотов уехал из Петербурга в родную ему Москву.(1766-1767гг)
Здесь, вдали от официального Петербурга, среди людей, проникнутых идеалами просветительства, художник нашел понимание, признание и благоприятные условия
для творчества. Недоброхоты писали, что художник «за славою стал спесиви важен». Рокотов, надо полагать, всегда помнил: он не из знати - и это определяло его подчас подчеркнуто-заносчивое поведение, направленное на тех, кто хотел унизить его.

В Москве интеллектуальная жизнь била ключом и время с конца 1760-х гг. до начала 1790-х гг. стало периодом наивысшего расцвета портретного мастерства художника. Он написал «всю Москву».

Заказов было множество. Порой он создавал целые галереи портретов представителей одного рода в различных его поколениях. Рокотов так великолепно передавал характер портретируемых еще и потому, что он поддерживал дружеские связи не только с главами семейств, но и со всеми домочадцами.

Рокотов не стремился подчеркивать внешние достоинства своих моделей - яркость и красоту лиц, пышность нарядов, напротив, его привлекал внутренний мир человека, личность и обаяние натуры, зыбкость и переменчивость затаенных чувств и переживаний.

Интересен в сочетании характеров парный портрет супругов Струйских. В Николае Еремеевиче сочетались замысловатое чудачество, благородные порывы, варварская жестокость к крепостным и фанатичная страсть к литературному творчеству. Конечно, больше всего он любил себя в поэзии и даже завел собственную типографию, чтобы печатать свои опусы, и зал искусств «Парнас». Струйский преклонялся перед талантом Рокотова, собирал его произведения, а в мастерской художника обучался его крепостной А. Зяблов. Вот таким, «иступленным и диким» в своих порывах, с горящим «восторгом и жаром» взглядом и кривой улыбкой, он смотрит… мимо зрителя. Фигура, лицо и глаза обращены в разные стороны, что усиливает лихорадочность и истеричность образа.

Портрет. его супруги Александры Петровны строится на плавных дугообразных линиях и поражает своей сдержанностью и гармонией. Это эталон женских портретов - «рокотовская дымка», «рокотовское выражение чуть прищуренных глаз», «по-рокотовски тающие черты лица». Видно, что сам художник находился под обаянием личности и красоты Струйской.

Писал Рокотов и известных литераторов своего времени – поэтов В.И.Майкова и А.П.Сумарокова

Женские портреты кисти Рокотова загадочны и трепетны. В них «души изменчивой приметы» освещают лица и взгляды изнутри. Словно чарующее волшебное видение возникает из дымки жемчужно-розовых тонов исполненная непреходящей красоты юности В. Н. Суровцева; из серебристого каскада пенных кружев, как туманная мечта - П. Н. Ланская. Неуловимая мимика лица и взгляд удлиненных темно-голубых глаз создают какую-то отчужденность между зрителем и портретным изображением княгини Е. Н. Орловой.

Таинственные полулыбки героинь рокотовских портретов, их загадочные, удивлённые или слегка прищуренные глаза, легкая живописная дымка («сфуммато»), сливающаяся с фоном изображения, из которого выступают неясные очертания пудреных париков и закутанных в атлас плеч, стали отличительными чертами манеры художника, по которой его произведения узнавались и современниками, и нынешним поколением любителей искусства. Женские портреты Рокотова имеют часто овальную форму, и это тоже придает им особое изящество и романтичность.

Среди всех женских портретов Рокотова «Портрет В.Е. Новосельцевой» (1780 г.) явственнее всего представляет тип женщины, которая «может сметь свое суждение иметь». С этими произведениями в русском искусстве впервые появился образ, одновременно исполненный женской прелести, сознания своего достоинства, внутренней силы и стойкости. И не случайно творчество Рокотова связывают с сентиментализмом, провозгласившим превосходство чувств над разумом.

Как тонкий психолог, художник передает чувственный, непосредственный мир детства и предельно деликатен в изображении людей преклонного возраста.

В мудром спокойном взгляде А. Ю. Квашниной-Самариной просматривается большой жизненный путь, наполненный радостями и разочарованиями, приобретениями и потерями.

Художник, который первым внес в портретное искусство поэтичность и лиризм, воспел человеческое благородство и душевную красоту женщины, прожил свою жизнь в одиночестве.
Он был окружен славой, не знал отбоя от заказчи ков, жил в полном достатке. Еще в 1776 г. Рокотов выхлопотал освобождение от крепостной зависимости для детей своего покойного брата «Ивана Большого да Ивана Меньшого», дал племянникам хорошее образование, что позволило им сделать военную карьеру, сделал наследниками.

Сведения о последних годах жизни художника очень скупы.1770 – 80ые гг. оказались наиболее плодотворными в жизни и творчестве Рокотова, Со II половины 1790-х гг. он уже не мог работать, писал гораздо реже, а в последние годы жизни совсем не работал - стал плохо видеть, спрос на его картины значительно упал и очень быстро был забыт.
А ему на смену пришли талантливые художники Д. Г. Левицкий и В. Л. Боровиковский.

В последние годы жизни Рокотов безвыездно жил в Москве.

Рокотов умер 24 декабря 1808 г. и был похоронен племянниками на кладбище Ново-Спасского монастыря. Смерть его прошла незамеченной современниками.
Ещё четыре года фамилия умершего художника механически оставлялась в АХ в списках живущих. Академия художеств удивительно легко забыла человека, которого избрала когда-то одним из первых своих членов, не помнила лучшего портретиста второй половины прошлого века.
Вряд ли знала Академия, где находятся его многочисленные портреты, поднявшие русскую живопись на уровень европейской. Ни одна газета не поместила некролога, и могила со временем затерялась.
О Рокотове надолго забыли…

Когда XX век заинтересовался далеким XVIII столетием, вспомнили и Федора Рокотова, вновь осознали, как велик этот мастер - художник, сумевший виртуозно перенести на полотно не просто образ человека, но и все многообразие тончайших чувств и ощущений его души.

Стали разыскивать и собирать его портреты. Их сохранилось много, но только некоторые были подписаны мастером.

This entry was posted on Friday, October 31st, 2008 at 10:34 and is filed under . You can follow any responses to this entry through the feed. Both comments and pings are currently closed.

(1735(?) – 1808)

Фёдор Степанович Рокотов принадлежит к числу удивительных отечественных портретистов восемнадцатого века. Редкий дар художника передавать «души изменчивой приметы», его неповторимое чувство цвета и виртуозное владение кистью были отмечены еще современниками и до сих пор продолжают пленять зрителей.

Оригинальные, исполненные обаяния творения Рокотова нельзя спутать с произведениями других мастеров. Развивая традиции русского портрета, художник шёл по пути усложнения и углубления образных характеристик. Он один из первых из отечественных живописцев достиг европейского уровня мастерства.

В камерных рокотовских портретах запечатлены неповторимые черты просвещенных людей его времени, их внутренний мир, их сущность. Рокотов сумел воплотить идеал человека, сложившийся в передовой общественной среде и привлекающий своей духовной содержательностью. Открывая новые грани человеческих переживаний, творчество Рокотова в какой-то степени предвосхищало поиски мастеров последующего поколения, художников романтического направления.

Фёдор Степанович Рокотов родился предположительно в 1735 году в селе Воронцово Московской губернии. Происходил художник из семьи крепостных, принадлежавших князьям Репниным, но рано получил вольную. Сведений о первых учителях Рокотова не сохранилось. Впервые его имя упоминается в 1757 году в письме М.В.Ломоносова к И.И.Шувалову с просьбой поручить Фёдору скопировать для мозаичной работы портрет императрицы Елизаветы Петровны. В 1760 году по словесному приказанию И.И.Шувалова принят в Академию Художеств. Среди его наставников были Ротари и Токе.

В 1763 году Рокотов писал парадные портреты Екатерины II в связи с её коронацией. Художник имел в Петербурге свою мастерскую, где с помощью учеников исполнял многочисленные заказы. В 1765 году удостоен звания академика. Около 1767 переехал в Москву, работал по частным заказам, выполняя отдельные работы и по поручению Академии Художеств. В Москве Рокотов сначала снимал, а в 1785 году купил дом на Старой Басманной с мастерской во флигеле. Позже Рокотов переезжает на Воронцовскую улицу, где он и умер в 1808 году. Похоронен он был на кладбище Новоспасского монастыря. Могила его, к сожалению, утеряна.

3. Рокотов Фёдор «Портрет императора Петра III» Холст, масло 157х111 Нижегородский государственный художественный музей 4. Рокотов Фёдор «Портрет императора Петра III» Холст, масло 58х47 Северо-Осетинский республиканский художественный музей, Владикавказ

5. Рокотов Фёдор «Портрет княжны Е.Б.Юсуповой» Конец 1750-х — начало 1760-х Холст, масло 57х44 Государственный Русский музей 6. Рокотов Фёдор «Портрет великого князя Павла Петровича в детстве» 1761 Холст, масло 58,5х47,5 Государственный Русский музей

7. Рокотов Фёдор «Портрет И.Л.Голенищева-Кутузова» Между 1762 и 1764 Холст, масло 57х45 Государственный Русский музей

Биография Рокотова Федора Степановича. Молодые годы

Федор Степанович Рокотов родился в Подмосковье в селе Воронцово. Числился «вольнорожденным», хотя и был из семьи крепостных: ходили слухи, что он был незаконным ребенком князя П.И.Репнина, приписанный к крестьянской семье.

В 1757 году Ф.С.Рокотова заметил граф И.Шувалов - большой меценат и покровитель искусств, один из основателей Петербургской Академии художеств. Молодой художник уезжает в Петербург и с большим старанием обучается живописи в Академии художеств под руководством французских живописцев. Первой самой известной картиной Ф.С.Рокотова в молодые годы стал «Портрет неизвестного в гвардейском мундире» (1757г). Затем для своего покровителя он создает картину «Кабинет Шувалова», где практически впервые в русской живописи пишется интерьер.

В 1762 году Федор Степанович Рокотов пишет картину «Венера», а затем портрет Петра III, после чего назначается адъюнктом в Петербургскую Академию художеств.

Молодого художника часто приглашают ко двору. В 1763 году он пишет портрет будущего императора Павла I, на котором эффектно изображает семилетнего непоседливого мальчика с чертами официальности, в парадном гвардейском мундире, с голубой лентой ордена Андрея Первозванного и в отороченной горностаем мантии. Затем сразу же императрица Екатерина II заказывает Рокотову Ф.С. свой портрет. В Петергофе Ф.С.Рокотов пишет портрет с натуры императрицы в профиль и в полный рост – это один из самых лучших портретов Екатерины II, написанный посреди изысканной царской обстановки.

Несмотря на свои молодые годы, Федор Степанович Рокотов пользовался особой популярностью у петербургской знати. Тогда было очень престижно заказать портрет у молодого художника – желающих становилось все больше, и ждать своей очереди приходилось все дольше.

Летом 1765 года Федор Степанович Рокотов был возведен в ранг академика. После этого он оставляет Академию и переезжает в Москву.

Биография Рокотова Федора Степановича. Зрелые годы

Плотная завеса, скрывавшая некоторые обстоятельства загадочной жизни и художественного творчества в зрелые годы Рокотова Федора Степановича, только в последнее время начала понемногу рассеиваться. Поэтому нам сейчас нелегко объяснить лирическую природу этого самобытного и необычного дарования.

Непохожий на своих современников Ф.С.Рокотов быстро завоевал известность, и даже популярность: к середине XVIII века в европейском искусстве он считался одним из самых изысканных живописцев и тонких художников.

В дальнейшем вся творческая жизнь известного художника была связана с Москвой.

В Москве Ф.С.Рокотов имел частную школу. Здесь он создал лучшие свои работы и нашел в полной мере применение своему художественному дарованию.

После обучения в Академии художеств у Ф.С.Рокотова изменился стиль и тип написания портретов. В 1770-80 годы он писал, в-основном, женские образы с признаками богатого духовного внутреннего мира. Художник не высказывает категорических суждений, и в его портретах присутствует необъяснимая противоречивость душевных переживаний. Поэтому эта недосказанность волнует и дает простор воображению.

В последние годы своей жизни Ф.С.Рокотов работал очень мало из-за ухудшившегося зрения, а в начале XIX века художник не создал ни одной картины.

Самые известные картины Рокотова Федора Степановича

Одной из известных картин Ф.С.Рокотова является «Портрет Майкова», написанный в 1765 году. В данной работе мастер становится более конкретным, сосредотачивая все внимание на лице: известный в то время сатирик показан насмешливым человеком, любившим жить в свое удовольствие, с прищуренными глазами, выказывающими свое превосходство над другими.

Подлинных вершин художественного мастерства Ф.С.Рокотов достигает в целом ряде женских портретов. В эти годы он писал главным образом женщин большого духовного богатства. Самые известные картины Рокотова Федора Степановича в 1770-80 годах – это портреты А. П. Струйской (1772г.), П. Н. Ланской (1780г.), В. Е. Новосильцевой (1780-е), В. И. Суровцевой (1780-е), Е. В. Санти (1785г.). Каждый из этих портретов выражает воплощенное богатым и гибким языком живописи чувство.

В «Портрете А. П. Струйской» Рокотов показал духовную возвышенность молодой женщины, вся ее фигура кажется необычайно воздушной, легкой. Глядя на этот портрет, трудно представить, что А.Струйская была матерью 18 детей и прожила сложную, но долгую жизнь. Портрет отличается особым своеобразием живописца: недаром это произведение знатоки искусства называют “Русская Джоконда”.

Следующей из самых известных картин Рокотова Ф.С. является женский портрет “Неизвестная в розовом платье”, которая считается одним из его шедевров. Исполненный с каким-то лирическим очарованием образ молодой женщины с любезной улыбкой и глубоким взглядом наполнен розовыми тонами - то светлыми, то теплыми, то насыщенными, то мерцающими в тенях, создающими эффект трепетания окружающей воздушной среды. Все это созвучно внутренним движениям души.

В удивительном произведении «Портрет графини Санти» художник при помощи умелого сочетания розовых и оливковых тонов передает тонкий образ дамы, подчеркивая ее изысканность букетиком полевых цветов на груди.

Принадлежность картин Рокотова Федора Степановича к художественным стилям

В раннем творчестве Ф.С.Рокотов следует стилистике французских мастеров в духе рококо – в его работах преобладает стиль парадного портрета. В работах, написанных Ф.С.Рокотовым в 60-е годы XVIII века, показывается правдивость созданных портретных образов. Они резко отличаются от современных каким-то своеобразием трактовки внутренних черт человеческой личности.

Принадлежность картин Рокотова Федора Степановича к художественным стилям портрета – это целая история в лицах. Благодаря его работам мы имеем сейчас возможность представить жизненные картины ушедшей эпохи XVIII века.

Созданный Рокотовым тип портрета - камерный интимный портрет - составляет целую эпоху в русской портретной живописи. Он обладал очень редким даром, который позволял передавать внутренний, духовный мир человека с помощью полотна, красок и кисти, выдавая его теплоту и трепетность. Полотнам этого художника присуще богатство цветовых сочетаний, изысканность приглушенных оттенков и тонов, создающих атмосферу интимности. В портретах Ф.С.Рокотова нет ничего показного. Мастера привлекает только внутренняя красота человека и сердечная нежность, как сказал о нем один из его современников.

Музеи и галереи – места выставок картин Рокотова Федора Степановича

Одна их ранних картин Ф.С. Рокотова – парадный портрет великого князя Петра Федоровича, впоследствии императора Петра III, - выставлена в Русском музее, повторение находится в Третьяковской галерее. В Третьяковской же галерее находятся портреты И.Г.Орлова в латах, Екатерины II во время коронации и другие эффектные по композиции работы.

Большая часть интимных портретов более позднего московского периода творчества Ф.С.Рокотова также размещены в Третьяковской галерее. Портрет Е.В.Санти представлен в Русском музее.

Посмотреть все картины художника Рокотова Ф.С. можно

© Художник Рокотов. Биография художника Рокотова. Картины, описание картин художника Рокотова

Выходец из крепостных в имении князей Репниных, он рано стал известен крупнейшему меценату, основателю Московского университета графу Шувалову. По его распоряжению Рокотов был принят в 1760 году в Петербургскую Академию художеств. Ранние портреты художника нельзя было назвать удачными, он много уделял внимания внешним аксессуарам, одежде. Позднее его портреты все более приобретают черты камерности, душевности.

В то время Майков был уже известным, вокруг него группировались представители московских художественных кругов. Однако, Рокотову позировал не спесивый новоявленный вельможа, а талантливый и дружелюбный человек. Майков наверняка вел беседы во время сеансов. В портрете запечатлен один из наиболее непринужденных и живых образов в русской живописи XVIII столетия. Веселый, краснощекий Майков, кажется, пронизывает взором зрителя, балагуря и насмешничая с Рокотовым, смотрел блестящим, подернутым влагой глазом, смакуя свое острословие.

Здесь запечатлена миловидная девушка с нежными, почти детскими чертами лица. Пастельная гамма розовых и серебристо-белых тонов придает образу целомудренную чистоту. Незабываемо выражение лица девушки - полуулыбка, скользящая на губах, загадочный взгляд затененных миндалевидных глаз. Здесь и доверчивость, и какая - то недоговоренность, быть может, своя сердечная тайна.

Рокотову были заказаны парные портреты Струйского и его будущей жены перед свадьбой. Из неопределенного дымчатого фона мягко выступает нежное, обаятельное лицо прекрасной молодой женщины. Художник почти не обращает внимания на детали одежды. Он пишет обобщенно и легко, создавая прелестную гамму жемчужно-серых, перламутровых тонов. Взгляд миндалевидных темных глаз загадочен и неопределенен, он как бы устремляется мимо вас и в то же время в себя. На губах едва заметная полуулыбка. Духовный мир ее богат и сложен. Судьба Струйской была не очень удачной. Красотой своей она поражала всех, но, рано выйдя за богатого самодура Струйского, в браке была несчастлива, хотя и прожила долгую жизнь.

Ты помнишь, как из тьмы былого, едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова смотрела Струйская на нас?
Ее глаза — как два тумана: полуулыбка, полуплач, ее глаза — как два обмана,
Покрытых мглою неудач…
Соединение двух загадок, полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок, предвосхищение смертных мук.
Когда потемки наступают, и приближается гроза,
Со дна души моей мерцают ее прекрасные глаза
.
(Николай Заболоцкий)

Это второй портрет из парного портрета четы Струйских - супруга Николая Струйского. Пара была несчастлива в браке, может, оттого, что Струйский был очень неординарным, интересным, но и одновременно неуживчивым, порою странным человеком. Он был помещиком-крепостником и фанатично любил поэзию, искусство; он был графоманом и устроил в своем имении даже типографию.
Художник остро дает почувствовать эксцентричность натуры Струйского. Темные глаза кажутся горящими по контрасту с приглушенными бледно-розовыми, а где-то пепельными тонами лица; губы кривятся в странной полуулыбке.
Мерцающая, тончайших полутонов живопись придает образу некоторую недосказанность, даже загадочность.Портрет плохо сохранился, красочный слой частично смылся, но это придает портрету еще больше загадочности.

На первый взгляд, лицо Новосильцевой сдержанно, холодно и надменно. Но стоит преодолеть этот холодок отчужденности и присмотреться к лицу женщины внимательнее - сразу же начинаешь чувствовать, как богат и содержателен ее внутренний мир, сколько в ней подлинного благородства! Узкие глаза ее искрятся умом, в их живом взгляде светится чуть насмешливая улыбка многое видящего и многое понимающего человека. Особую же прелесть портрету придает мерцание легких, прозрачных, чуть холодноватых красок.
Если мы внимательно вглядимся в портреты Рокотова, то увидим, что загадочная полуулыбка, таинственный взгляд миндалевидных глаз переходят из портрета в портрет. Рокотов не психолог, он не стремится нам раскрыть душу и чувства натуры, но он поэт и, наделяя свои модели одухотворенностью, изяществом, таинственностью, предлагает нам самим попытаться разгадать скрытую в человеке натуру.

В доме Струйских хранился портрет молодого человека с приятными, женственными чертами лица, жабо и накидкой, драпировавшей фигуру. Образ неизвестного в треуголке полон обаяния беспечной юности. Лицо юноши с живыми темными глазами, приветливой улыбкой, нежным, свежим румянцем таит в себе какую-то недосказанность, как и все портреты Рокотова.
Искрится бриллиантами аграф (заколка) треуголки, сквозь черное, прозрачное маскарадное домино просвечивает золотистый кафтан, на грудь ниспадает легкая пена кружевного жабо.
Долго не могли определить, кто этот знатный юноша? На обратной стороне портрета была загадочная зашифрованная надпись. Какое-то время считалось, что молодой человек - сын Екатерины II и графа Григория Орлова. Но с помощью исследований удалось выяснить, что под портретом была первая живопись - молодая женщина с татарскими чертами лица, а поверх нее написан "Неизвестный в треуголке". Удалось также выяснить, что и первый, и второй портреты - изображение первой жены Николая Струйского Олимпиады, умершей при родах. Скорее всего, Струйский, желая жениться повторно, не хотел возбуждать ревность молодой жены и велел переписать его в мужской.

В творчестве Рокотова особое место занимает целая галерея портретов близкого ему семейства Воронцовых в трех поколениях.
Прасковья Артемьевна Воронцова (1786-1842) - графиня, младшая дочь графа А.И.Воронцова и Прасковьи Федоровны, урожденной Квашниной - Самариной. Окончила Смольный институт с шифром Екатерины II. В 1813 году вышла замуж за тамбовского дворянина, помещика А.У.Тимофеева - сына богатого откупщика.

Екатерина представлена на этой картине Рокотова в расцвете своих лет и власти, Она изображена в профиль, со всеми регалиями императорской власти. Это апогей ее величия и славы...Парики иноземных послов, склонявшихся перед престолом, почти касались буклями драгоценных паркетов. Она была более русской, чем многие другие русские. В восхищении она называла Россию Вселенной.

На портрете Варвара Николаевна Суровцева, урожденная Пашкова. Она не красавица, но привлекает своей одухотворенностью и тонкой задушевностью образа. Художник дает зрителю представление, что духовная красота полна высокого достоинства и глубины чувств.
Художник создает удивительную благородную гармонию серебристых и пепельных тонов прозрачной ткани, нежно-розового распустившегося цветка, фисташкового оттенка лент, теплого тона напудренных волос и лица молодой женщины.
Портрет создает настроение легкой задумчивости, мечтательности.

Евдокия Николаевна Орлова-Чесменская, урожденная Лопухина. В 21 год вышла замуж за 48-летнего графа Орлова-Чесменского. Свадьба состоялась в имении Остров Московской губернии. Почти вся Москва была свидетельницей торжества, продолжавшегося несколько дней. Сама Екатерина II благословила этот брак.
Но супруги прожили в браке всего три года. За этот период Евдокия родила дочь, а возрасте 24 лет родила сына и в тот же день скончалась. Сын умер через год.
Молодая графиня Евдокия Орлова была тихой и скромной женщиной, отличалась красотой и приятной внешностью. При этом обладала добрым характером, была набожной. Не любила нарядов и никогда не надевала драгоценности.